Статьи
Дошкольное образование
УМК Ступеньки к школе
Психология и педагогика
Диагностические карты: как оценить развитие дошкольника?
Линейка пособий «Ступеньки к школе» охватывает все образовательные потребности детей 3-7 лет. Курс полностью соответствует ФГОС и, что особенно важно, содержит методики диагностики детей. Давайте разберем, что собой представляет готовность ребенка к школе и как ее можно диагностировать.
23 июля 2019
Для чего нужны диагностические карты
Порядка 37% первоклассников имеют проблемы с пространственно-зрительным восприятиям, что сказывается на обучении письму. Предупредить это на этапе дошкольного обучения можно за счет простых упражнений вроде «Найди одинаковые фигуры» или «Скопируй рисунок». Работая с детьми 3-7 лет, как и со школьниками, важно ориентироваться на образовательные результаты и пользоваться методиками их достижения.
Взрослые не всегда развивают ребенка в соответствии возрасту. Например, дошкольник может выучить цифры как скороговорку, но совершенно не понимать их последовательность. Проблемы с вниманием могут быть неочевидны, если ребенок живет в медленном или среднем темпе (то есть нет ярко выраженного дефицита внимания с примесью гиперактивности). Своевременная диагностика в начале и в конце учебного года помогает выявить многие проблемы. В качестве примера представляем вашему вниманию карту наблюдения за развитием и поведением ребенка 5-6 лет из программы «Ступеньки к школе».
Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. 5-7 лет
Это первое из четырех пособий комплекта «Азбука для дошкольников», предназначенного для образовательной деятельности с детьми 5 – 7 лет, готовящимся к поступлению в школу. Обучение по пособиям формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма.
Купить
Пример диагностической карты (5-6 лет)
Характеристика развития |
Начало года |
Примечание |
Конец года |
Примечание |
Социально-коммуникативное развитие |
||||
1. Старается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми |
||||
2. Самооценка зависит от оценки взрослых |
||||
3. Активно включается в общение |
||||
4. Хорошо взаимодействует со сверстниками в деятельности, в игре |
||||
5. Использует диалогическую речь |
||||
Познавательное развитие |
||||
1. Проявляет интерес к новому (деятельность, информация и т.п.), любит наблюдать |
||||
2. Выражает интерес к миру взрослых |
||||
3. Способен внимательно слушать, концентрирует внимание при выполнении заданий |
||||
4. Хорошо понимает инструкцию, помнит ее, выполняет |
||||
5. Учится сравнивать, различать, делать элементарные выводы |
||||
Речевое развитие |
||||
1. Произносит все звуки |
||||
2. Речь грамматически правильная |
||||
3. Расширяется словарный запас |
||||
4. Играет в слова, звуки, рифмует |
||||
5. Рассказывает, пересказывает |
||||
Художественно-эстетическое развитие |
||||
1. Анализирует эмоции героев литературных произведений, фильмов |
||||
2. Адекватно проявляет свои чувства, приветлив, доброжелателен |
||||
3. Активно участвует в подготовке праздника (читает стихи, поет, танцует) |
||||
4. С удовольствием занимается творческой деятельностью (рисует, лепит, делает аппликации, поделки) |
||||
5. Самостоятельно выбирает виды творческой деятельности |
||||
Физическое развитие |
||||
1. Координирован, ловок |
||||
2. Освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель |
||||
3. Осваивает графические движения, копирует геометрические фигуры |
||||
4. Осваивает правила безопасности (дома, на улице) |
||||
5. Владеет элементарными гигиеническими навыками, представлениями о здоровом питании и режиме |
Образовательная программа «Ступеньки к школе» включает диагностические карты для разных возрастов, есть варианты углубленного обследования. Следует отметить, что вся линейка пособий была разработана экспертами в области психофизиологии и педагогики Татьяной Филипповой и Марьяной Безруких на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии РАО.
Признаки того, что ребенок готов изучать математику в первом классе
- Понимает значение слов «первый», «последний», умеет их употреблять.
- Владеет счетом от 0 до 10.
- Знаком с цифрами.
- Имеет пространственные представления, может описать положение фигуры (снизу, сверху, под, над, справа, слева, за, перед, возле).
- Может начертить штрихи в определенном направлении, фигуры, несколько фигур, сочетание линий.
Примеры обучающих и диагностических заданий
Социально-коммуникативные навыки
Расскажи, как ты любишь играть. Вместе с ребятами или один (одна)?
Развитие эмоционального интеллекта
Прослушай сказку «Трешечка». Покажи стрелкой настроения героев.
Развиваем логическое мышление и память. Пособие для детей 6-7 лет
Данное пособие входит в УМК «Ступеньки к школе», в котором представлена уникальная система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. Задания данного пособия направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, познавательной активности, а также способствуют расширению кругозора ребенка.
Купить
Эмоциональное, творческое и речевое развитие
1. Расскажи историю по картинкам.
2. Как ты думаешь, чем все закончилось?
3. Котенок испортил бабушкину работу. Что ты чувствуешь по этому поводу?
Познавательное развитие
Рассмотри рисунки. Разложи их так, как происходило в жизни. Расскажи историю.
Развитие математических представлений
В домике 3 этажа, по 2 квартиры на этаж — слева и справа. Посчитай медведей на каждом этаже.
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций
Срисуй флажок и раскрась его
«Ступеньки к школе» — это яркие пособия для изучения алфавита и цифр, для познания окружающего мира, для развития логики, памяти и пространственного мышления, для формирования базовых художественных представлений и полезных привычек. Издания можно использовать в комплексе и по отдельности, в том числе с пособиями других серий.
#ADVERTISING_INSERT#
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
КАРТА
Ф.И.О. ребёнка
___________________________________________________________
Дата рождения
___________________________________________________________
Дом. адрес _______________________________________________________________
Дата поступления
_________________________________________________________
Откуда поступил
_________________________________________________________
Решение ПМПК
__________________________________________________________
________________________________________________________________________
Сведения о родителях
_____________________________________________________
________________________________________________________________________
Мать –
__________________________________________________________________
Образование
_____________________________________________________________
Отец –
__________________________________________________________________
Образование _____________________________________________________________
Данные из истории развития:
Характер беременности ____________________________________________________
Роды
___________________________________________________________________
Вес при рождении ________________________
Рост ___________________________
Раннее психомоторное развитие
____________________________________________
________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания ________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Особенности раннего речевого развития
_____________________________________
________________________________________________________________________
Заключение специалистов:
Лор _____________________________________________________________________
Окулист
_________________________________________________________________
Психиатр
________________________________________________________________
Невропатолог
____________________________________________________________
Логопед
_________________________________________________________________
1. НАБЛЮДЕНИЕ.
Компоненты |
Оценка |
||||||||
КОНТАКТ |
1 – в контакт не 2 – контакт 3 – в контакт 4 – контакт 5 – легко |
||||||||
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА |
1 – пассивный 2 – повышенная 3 – колебания 4,5 – активный |
||||||||
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ |
1 – общение 2 – общение 3 – общение 4 – общение 5 – вербальное |
||||||||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ |
1 – не 2 – показывает 3 – показывает 4 – использует 5 – использует |
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ
МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Компоненты |
Оценка |
||||||||
ОБЩАЯ МОТОРИКА |
5 – Все 4 – все 3 – выполняет 2 – выполняет 1 – движение не выполняет |
||||||||
ОПТИКО-КИНЕСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ 1. 2. 3. |
5 – все 4 – все 3 – выполняет 2 – выполняет 1 – движения не |
||||||||
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС 1. Показывает 2. Показать |
5 – N 4 – допускает ошибки, 3 – путается, 2 – выполняет 1 – задания не |
||||||||
ГРАФИЧЕСКИЕ 1. Умение 2. Проведение 3. Рисование 4. Рисование |
5 – N, выполняет 4 – задания 3 – выполняет 2 – выполняет 1 – задания не |
||||||||
ВЕДУЩАЯ РУКА левша, правша, амбидекстр (нужное |
3. ОБСЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Показатели |
Оценка |
||||||||
КОНСТРУКТИВНЫЙ 1. Собери 2. Собери 3. Построй 4. Сложи |
5 – N, выполняет 4 – выполняет 3 – выполняет 2 – выполняет 1 – не выполняет |
||||||||
ВНИМАНИЕ |
|||||||||
1. |
1-задания не |
||||||||
2. Устойчивость «Переплетенные 15-20 |
5-равномерный 4-без 3-3 и 2-большое 1-задания |
||||||||
3.Концентрация Найти в |
4.5-без 3-3 и 2-большое 1-задание |
||||||||
3.ВОСПРИЯТИЕ |
|||||||||
1.Слуховое Дифференциация Звучащих – -бубен и |
5-N 4- 3- 2-ине 1-не |
||||||||
2. Красный, -подбери -покажи Круг, -покажи -подбери |
5-N; 4- 3- 2- не 1-не |
||||||||
3. – угадай 4-5 |
5-N; 4-узнает 3-узнает 2-не 1-не |
||||||||
4. – Высоко-низко, |
5-N; 4-определяет, 3-определяет, 2-не 1-не |
||||||||
5.Восприятие -соотнесение -части -времена |
5-N; 4-соотносит, 3-соотносит 2-не 1-не |
||||||||
4.ПАМЯТЬ |
|||||||||
1.Зрительная, -запомни 4-5 |
5-N; 4-запоминает, 3-объем 2-объм 1-не |
||||||||
5.МЫШЛЕНИЯ |
|||||||||
1.Анализ -«Четвертый |
5-N; 4-допускает 3-выполняет 2-выполняет 1-не |
||||||||
2.Синтез -«Разрезная Из 4 |
5-N; 4-допускает 3-выполняет 2- 1-не |
||||||||
3.Обобщение – назови Игрушки, |
5-N; 4-допускает 3-выполняет 2-выполняет 1-Не |
||||||||
4. -сравни Самый Самый Самый |
5-N; 4-допускает 3- 2- 1-не |
||||||||
5. – |
5-N; 4- 3-выполняет 2-выполняет 1-не |
||||||||
6. -найди |
5-N; 4-допускает 3-выполняет 2-выполняет 1-не |
Дата ________________ Заключение
______________________________________________________________________________
(Уровень
развития мыслительной деятельности)
________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________________ Заключение
______________________________________________________________________________
(Уровень развития мыслительной деятельности)
________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог
– психолог ____________________________
Диагностическая
Карта
воспитанника МАДОУ д/с № __
группы № ___
(ф. и. ребенка)
20__ – 20___ учебный год
Ф.И.О______________________________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________________
Группа_____________________________________________________________________
Адрес______________________________________________________________________
Физическое развитие, здоровье
(* Приложение)
Содержание |
Динамика развития |
||
Сентябрь |
Январь |
Май |
|
I. Физическое развитие |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
II. Двигательные способности* |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
III. Моторика* |
|||
|
|||
|
|||
IV. Сформированность культурно-гигиенических навыков* |
|||
V. Уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни* |
|||
VI. Состояние здоровья (заполняется совместно с медицинским работником) |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
Художественно-продуктивная деятельность
Показатели |
Сентябрь |
Январь |
Май |
I. Рисование |
|||
1. Наличие сюжета |
|||
2. Имеются существенные и незначительные детали |
|||
3. Замысел опережает изображение |
|||
4. Появляются элементы композиции ( подг. гр) |
|||
5.Умение подбирать цвета |
|||
6. Выполнение узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства |
|||
II. Аппликация |
|||
1. Силуэтное вырезывание |
|||
2. Из бумаги, сложенной в несколько раз |
|||
3. Составление аппликации:
|
|||
|
|||
|
|||
III. Лепка |
|||
1. Владение приёмами лепки |
|||
2. Отображение предметного мира в лепке |
|||
3. Создание небольших сюжетных композиций |
|||
4. Создание изображений по мотивам народных игрушек |
Социальное развитие
Показатели |
Сентябрь |
Январь |
Май |
I. Взаимодействие и общение со сверстниками |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
( подг.гр) |
|||
в непродуктивных видах деятельности (подг.гр.) |
|||
II. Усвоение социальных норм и правил |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
III. Игра |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
Познавательное развитие
(* Приложение)
Показатели |
Сентябрь |
Январь |
Май |
I. Сенсорика* |
|||
1. Знание цветов |
|||
2. Знание геометрических фигур |
|||
|
|||
|
|||
3. Сопоставление предметов по величине |
|||
4. Целостное восприятие |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
II. Математика* |
|||
1. Cчет с называнием итога |
|||
2. Сравнение чисел |
|||
3. Числа-соседи |
|||
4. Количественный и порядковый счет |
|||
5. Знание цифр, соотнесение с числом |
|||
6. Решение примеров |
|||
7. Решение задач 8. Знание знаков >, <, = (подг. гр.) |
|||
III. Временные представления* |
|||
1. Части суток |
|||
2. Времена года |
|||
3. Дни недели |
|||
4. Вчера, сегодня, завтра |
|||
5. Месяцы (подг. гр.) |
|||
IV. Ориентировка* |
|||
1. На плоскости |
|||
2. В пространстве |
|||
3. Пространственные предлоги |
|||
V. Конструирование |
|||
1. Представления о строительных деталях, их свойствах |
|||
2. Умение анализировать постройки |
|||
3. Умение строить по темам, замыслу, схеме |
|||
4. Сформированность навыка монтажа и демонтажа |
|||
5. Изготовление оригами |
|||
6. Конструирование из природного материала |
|||
7. Пирамидка (до 5 лет) |
|||
8. Матрешка (ст. дошк. возраст) |
|||
9. Конструирование из палочек |
Развитие речи, коммуникация
(* Приложение)
Показатели |
Сентябрь |
Январь |
Май |
I. Фонематика* |
|||
1. Звукоподражание |
|||
2. Звукопроизношение |
|||
3. Темп речи и интонация |
|||
4. Фонематическое восприятие |
|||
5. Умения в звукобуквенном анализе и синтезе |
|||
II. Грамматика* |
|||
1. Словообразование |
|||
2. Словоизменение |
|||
3. Согласование прилагательных и существительных |
|||
III. Лексика* |
|||
1. Владение обобщающими понятиями |
|||
2. Выделение и называние частей предметов |
|||
3. Понимание и употребление слов-антонимов |
|||
4. Употребление сложноподчиненных предложений |
|||
IV. Связная речь |
|||
1. Умение отвечать на вопросы по художественным произведениям |
|||
2. Умение рассказывать по сюжетной картинке |
|||
3. Умение драматизировать отрывки знакомых произведений |
|||
4. Умение сопровождать свою деятельность речью |
|||
5. Составление рассказов по образцу |
|||
6. Аргументированно оценивать ответ, высказывание сверстника |
|||
V. Художественно-речевые навыки |
|||
1. Чувство юмора |
|||
2. Эмоциональное исполнение |
|||
3. Литературный багаж* |
Представления об окружающем мире
Показатели |
Сентябрь |
Январь |
Май |
I. Явления общественной жизни |
|||
1. Я сам |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
2. Моя семья |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
3. Общество |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
II. Предметное окружение |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
III. Живая природа |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
IV. Неживая природа |
|||
|
|||
|
|||
|
*Приложение
- Физическое развитие и здоровье.
Направление |
3-5 лет |
5-7 лет |
Прыжки |
– энергично отталкивается в прыжках на 2-х ногах; – в длину с места не менее чем на 40 см. |
– на мягкое покрытие с высоты 20 см (5-6 лет)/ 40 см (6-7 лет); – в длину с места 80 см/ 100 см; с разбега 100 см/ 180 см; – в высоту с разбега 40 см / 50 см; прыжки через скакалку разной длины. |
Метание |
– метание предметов правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м; – бросание мяча двумя руками из-за головы, от груди. |
– метание предметов правой и левой рукой на расстояние 5-9 м / 5-12м; – попадание в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м / 4-5 м; – бросать и ловить мяч (вверх, о землю, одной рукой); – отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (6 м). |
Бег |
– бег с сохранением равновесия; – бег с изменением направления и темпа в соответствии с указаниями воспитателя. |
– легкость бега с изменением или сохранением направления, темпа; – челночный бег 2×4 / 2×5. |
Ходьба |
– умение ходить прямо, не шаркая ногами и сохраняя заданное воспитателем направление; – построение в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу. |
– легкость и ритмичность шага; умение перестраиваться 2-4 колонны, в 2-3 круга на ходу. |
Равновесие |
– сохранение равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости; – при перешагивании предметов |
– выполнение упражнений на статическое и динамическое равновесие |
Ползание, лазание |
– ползание на четвереньках; – лазание по гимнастической стенке произвольным способом. |
– умение лазать по гимнастической стенке (2,5-3 м) с изменением темпа. |
Моторика (см. Примечание) |
– координация движений с речью, под музыку; – точность выполнения пальчиковых упражнений. |
|
Культурно-гигиенические навыки |
– замечает непорядок в одежде и устраняет его при небольшой помощи взрослого; – соблюдает элементарные правила гигиены; – соблюдает элементарные правила приёма пищи. |
– умение быстро и правильно одеваться и раздеваться; – умение пользоваться расчёской, салфеткой, столовыми приборами, носовым платком; – умение правильно умываться, вытираться, чистить зубы и полоскать рот после еды; – умение следить за своим внешним видом, порядком в своём шкафу. |
Знания и представления о здоровом образе жизни |
– умение обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. |
– знания о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье; |
Примечание: Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.
4 года
- Стояние в течение 15 с с закрытыми глазами; руки вы тянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).
- Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)
- Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается не выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается, повторение.
- Обследуемому предлагается в течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой — в обратном направлении. (Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал крути неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.).
- Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.
5 лет –
1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.),
- Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)
- Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным- пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 с менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)
- Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.
6 лет
- Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
- Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки – 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.
- Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
- Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
- Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.
Обследование тонких движений пальцев рук
Определение качества и степени дифференцированности движений:
- Сжать пальцы в кулак.
- Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
- Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Обследование действий с предметами
- Выложить узор мозаики. .
- Самостоятельно застегнуть пуговицы.
- Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради. .
4. Нанизывать на нитку бусинки.
5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной из 5 спичек (палочек).
II. Художественно-продуктивная деятельность.
Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5
до 7 лет.
В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:
Направление |
3-4 года |
4-5 лет |
Рисование |
– умение рисовать отдельные предметы по образцу; – умение подбирать цвета; – правильное пользование карандашами, кистью, красками, фломастерами. |
– умение рисовать предметы путем создания отчетливых форм; – аккуратность закрашивания; – умение передавать в рисунке несложный сюжет; – правильное пользование карандашами, кистью, красками, фломастерами; – умение украшать силуэты игрушек элементами дымковской росписи. |
Лепка |
– умение отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки; – умение раскатывать кусочки пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней; – умение лепить некоторые предметы из 1-3 частей. |
– владение приемами лепки; – умение лепить образы предметов и игрушек. |
Аппликация |
– умение создавать изображение предметов из готовых форм по образцу; – умение украшать заготовки из бумаги разной формы; – аккуратность при работе. |
– умение создавать изображение предметов из готовых форм по образцу (I полугодие); – правильность держания ножниц, знание техники безопасности; – умение резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал их прямоугольника; – умение аккуратно и в правильной последовательности наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей; – умение составлять узоры из растительных форм, геометрических фигур. |
III. Познавательное развитие
Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5
до 7 лет. В коррекционных группах все разделы данного блока, кроме
раздела «Конструирование», обследует учитель – дефектолог.
В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:
Направление |
3-4 года |
4-5 лет |
Сенсорика |
– узнает и называет 4 основных цвета; – узнает и называет ■, ●,▲; – умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; – умение составлять разрезные картинки из 4 частей. |
– узнает и называет 4 основных цвета (+ голубой, розовый); – узнает и называет ■, ●,▲, геометрические тела куб, шар, конус; – умение проводить сериацию пяти предметов по величине (= от самого большого к самому маленькому, или наоборот: большой – поменьше – самый маленький, и наоборот); – умение словесно обозначать величину двух сравниваемых предметов (больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже, одинаковые, равные); – умение составлять разрезные картинки из 4-5 частей. |
Математика |
– умение определять количество предметов по принципу один-много; – счет в пределах трёх; |
– счет до пяти с называнием итога; – умение определять количество предметов (больше, меньше, столько же). |
Временные представления |
– день, ночь; – зима, лето |
– части суток (без чередования); – времена года (признаки); – чередование вчера, сегодня, завтра |
Ориентировка |
– справа – слева, вверху – внизу, спереди – сзади (игрушки); – ориентировка на собственном теле (глаза, живот и т. д.) |
– справа – слева, вверху – внизу, спереди – сзади; – умение определить положение предмета на листе бумаги на образце; – умение нарисовать предмет в правильном положении на листе бумаги по словесной инструкции (= «Нарисуй круг в правом верхнем углу листа и т.д.); – умение ориентироваться в пространстве при помощи предлогов на, под, в. |
IV. Развитие речи, коммуникация
Примечание: если в детском саду есть специалисты, то параметры раздела диагностируются совместно с ним (кроме раздела «Художественно-речевые навыки»). Если в детском саду не имеется специалистов, то воспитатель самостоятельно может диагностировать все разделы данного блока кроме раздела «Фонематика».
Словообразование – это образование новых форм слова.
- образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
(= большой дом – маленький домик);
- образование относительных прилагательных
(= матрешка из дерева – какая? – деревянная);
- образование притяжательных прилагательных
(= у лисы хвост – чей хвост? – лисий хвост);
- образование сложных слов
( = рыбу ловит кто? – рыболов);
- образование приставочных глаголов
(= идёт – пойдет, выйдет, перейдет, сойдет и т.д.);
- образование глаголов мужского и женского рода прошедшего времени
( она поливала – он что делал? поливал).
Словоизменение – это изменение слова по числам, родам, падежам.
- образование множественного числа существительных от единственного числа
(= один мяч – Как мы скажем, если мячей много? – мячи);
- образование родительного падежа множественного числа существительных
(= есть мосты – нет чего? – мостов);
- образование творительного падежа существительных (знание орудийности)
(= суп едят – чем? – ложкой);
- согласование прилагательных с существительными
(= шар синего цвета – какой? – синий; машина синего цвета – какая?; платье синего цвета – какое?; глаза синего цвета – какие?);
- сочетание существительных с числительными
(= один дом, два дома, пять домов);
- предложно-падежные формы
(= Где находится ложка? – в стакане, на стакане, под стаканом, перед стаканом, за стаканом. Откуда выглядывает котенок? – из ящика стола, из-под кресла, из-за тумбочки).
Примечание: в разделе «Художественно-речевые навыки» параметр «Литературный багаж» исследуется по иллюстрациям знакомых произведений.
Оценочная шкала
5 баллов – ребенок самостоятельно, правильно, не допуская неточностей,
выполняет все задания.
4 балла – ребенок выполняет задания самостоятельно или с незначительной
помощью педагога, допуская небольшие неточности.
3 балла – ребенок выполняет задания с помощью педагога,
допускает неточности и ошибки.
2 балла – ребенок выполняет задания только с помощью педагога, допускает
ошибки.
1 балл – ребенок не может выполнить задание даже с помощью педагога.
Примечание: если ребенок отказался от выполнения задания, допускается повторение диагностики через некоторое время.