Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 270 человек из 64 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ- компетентности« по программе «Информационные технологии в деятельности учителя- предметника».
-
2 слайд
Тема
Создание дидактических материалов по истории с использованием средств ИКТ к теме «Занимательная история»
Выполнила
учитель истории
МОУ Осиновская СОШ
Шуликова Е.А. -
3 слайд
Содержание
Методические рекомендации
Разработки дидактических материалов -
4 слайд
Игра «Росинка»
Викторина «Исторические портреты»
Викторина «Интеллектуальный лабиринт»
Занимательная история -
5 слайд
«Росинка»
Р- Русь, русские традиции
О- одежда
С- сказания
И- игры, история
Н- наука
А- актуальные проблемы -
6 слайд
Этапы игры
Загадки
Модельер
Конкурс острословов
Аукцион «Черный ящик»
« На поле чудес»
Аукцион «Проще простого»
Домашнее задание «Русские народные пословицы об истории Руси» -
7 слайд
Загадки
Рэкет на дороге в старину.
Граница дома, на которую не пускают.
Плетеные ходули.
Кошачий праздник ( из пословицы).
Богатый родич телогрейки.
Место, где сказочным героям приходилось выбирать между богатством, счастьем, конем и жизнью.
О чем мечтали люди в сказках? -
8 слайд
Ответы
Соловей – разбойник.
Порог дома.
Лапти.
Масленица.
Шуба.
Развилка дорог и камень на ней.
О самолете-ковер-самолет, о водопроводе- Емеля с ведрами, о компасе- клубок ниток, о телевизоре- чудо-зеркальце, о локаторе-Петушок, который предупреждал об опасности, о машине –сапоги-скороходы. -
9 слайд
Модельер
Домашний костюм Бабы-Яги;
Рабочий костюм Соловья разбойника;
Парадный костюм Ильи Муромца;
Свадебный наряд Кощея Бессмертного -
10 слайд
Конкурс острословов
Любишь кататься, ….
Работа не волк-…
Кончил дело-….
Не имей сто рублей, а имей… -
11 слайд
Аукцион «Черный ящик»
Этот лот- веселящее средство, которое украсит собой любой праздник.
Если вы устали от уроков, у вас очень утомленный вид, улыбнитесь и все пройдет. Этот лот подарит вам сияющую улыбку. -
12 слайд
Аукцион «Черный ящик»
Добро и зло, все соки плодоносящей земли таит в себе этот распространенный и непревзойденный лот.
Исключительное средство для улучшения памяти. Всеми давно позабытое всплывет перед вами, как будто произошло только вчера. Если вам нужно что-то запомнить, завяжите на нем узелок. -
13 слайд
Ответы:
Воздушный шарикЗубная паста
Яблоко
Платочек
-
14 слайд
«НА поле чудес»
Кто автор цитаты: «Художественная летопись народной жизни. Душа русского человека вся в песне, как в зеркале».
Фамилия воронежца, известного фольклориста, собирателя русских народных сказок, которого называют Андерсеном. -
15 слайд
«На поле чудес»
Его считали своим учителем лучшие отечественные оружейники: Дегтярев, Федоров, Токарев. Его изобретение- трехлинейная винтовка- принесло ему всемирную известность.
В 1969 году были спущены на воду три галеры. Одна из них в переводе на русский язык называлась «Начало». Как точно называлась галера? -
16 слайд
Ответы:
Митрофан Ефимович ПятницкийАлександр Николаевич Афанасьев
Сергей Николаевич Мосин
«Принципиум»
-
17 слайд
«Проще простого»
Со времен Петра I пехота называлась: инфантерией, кавалерией, маркитанией.
Мытница- это: место где собирали пошлину; место где ухаживали за лошадьми; крестьянка-поденщица. -
18 слайд
«Проще простого»
Послух- свидетель, послушный мальчик, монах низшего чина.
Шильник- плут, продажный человек; портной; мастер по изготовлению шил.
Шишак- крупный военный чин, головной доспех, большая шишка на голове. -
19 слайд
Домашнее задание
Подобрать пословицы об истории Руси. -
20 слайд
Викторина
Исторический портрет -
21 слайд
О ком идет речь?
Попал в плен к татарам , которые продали его в рабство
Провел несколько лет в качестве невольника-гребца на галерах
Участвовал в морских сражениях
Был освобожден из плена иностранцами
В Польше встретился с « царем Дмитрием Ивановичем» – Лжедмитрием II. -
22 слайд
Ответ:
Иван Болотников -
23 слайд
О ком идет речь?
Знатность рода помогла ему овладеть престолом
Природная неспособность сделала его самым жалким лицом, когда-либо сидевшим на престоле
Наружность (его) была очень не привлекательна
Худенький, приземистый, сгорбленный старичок
Подслеповатые глаза, длинный горбатый нос, большой рот, морщинистое лицо, редкая бородка и волосы. -
24 слайд
Ответ
Василий Шуйский -
25 слайд
О ком идет речь?
И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка;
Для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву, чтобы праха его не оставалось. -
26 слайд
Ответ:
Лжедмитрий I -
27 слайд
викторина
Интеллектуальный лабиринт -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 251 924 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 09.12.2020
- 229
- 0
- 20.11.2020
- 114
- 0
- 20.10.2020
- 490
- 1
- 16.10.2020
- 314
- 1
- 08.09.2020
- 742
- 22
- 27.07.2020
- 332
- 0
- 17.07.2020
- 622
- 5
- 13.07.2020
- 242
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
1. Введение
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития.
Социализация личности учащегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности, ставиться во главу угла в процессе обучения и воспитания. Компетентностный подход в обучении становится рычагом, обеспечивающим социализацию личности ребенка. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.
Овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений. Только те знания и умения переходят в разряд компетентностей учащегося, важность которых понята, апробирована на практике и доведена до автоматизма. В связи с этим я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся на уроке, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть социализации учащихся, воспитания у них ключевых компетентностей. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две, тесно связанные между, собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
2. Основные принципы организации самостоятельной работы учащихся
В различной справочной литературе можно встретить следующие определения:
Самостоятельная работа учащихся
- индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя.
- вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия
Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, а с другой – как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью учащихся. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;
С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:
- фронтальной (общеклассной) – учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему;
- групповой – для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);
- парной – например, при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете;
- индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.
Наиболее распространённые виды самостоятельной работы:
- работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками;
- решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения;
- наблюдения, конструирование, моделирование и т.д.
Целесообразно выделить следующие уровни самостоятельности учащихся в ходе учебной деятельности:
1. Простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует для решения задачи или упражнения, имеющийся у него образец. Если же задача не соответствует образцу, то он решить её не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под предлогом того, что такие задачи ещё не рассматривались.
2. Вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные такие операции как сравнение и анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.
3. Частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний решения задачи формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.
4. Высший, четвёртый уровень самостоятельности – творческая самостоятельность. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. Это находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке.
Необходимо соблюдать следующие условия успешной организации самостоятельной работы учащихся:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Цель каждого задания должна быть осознана. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания.
При самостоятельной работе учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения. Самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.
Правильно организованная самостоятельная работа принесет следующие результаты:
1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитического характера.
2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
3. Выработка умения применять знания на практике, переносить приобретенные умения в нестандартную ситуацию.
4. Формирование умений творческого характера, исследовательских, проектных и других компетенций.
Высшая степень овладения умением самостоятельно работать – это способность организовать собственное индивидуальное продвижение по изучению учебных предметов, т.е. выход на собственную образовательную программу.
Но чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, чтобы продвигаться в обучении по индивидуальному плану необходимо предварительно специально обучить учащихся приемам самостоятельной работы, приемам взаимоконтроля и самоконтроля. Еще важнее овладеть новыми формами планирования самостоятельной работы учащихся, чтобы на каждом уроке ученик мог работать непрерывно. Затем мог бы перейти к самостоятельной работе дома по индивидуальной программе, а классную самостоятельную работу продолжать на следующем уроке независимо от остальных учащихся. Развитие этого нового уровня самостоятельности учащихся ещё предстоит исследовать и разработать.
3. Пояснительная записка к дидактическим материалам
Представленный сборник содержит набор инструкций и заданий позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника, творческими заданиями, с источниками на уроках истории и обществознания. В сборник включены универсальные материалы, которые можно использовать для работы на разных ступенях обучения
Содержание сборника можно условно разделить на следующие части:
а) Инструкции по организации работы в группе, которые были составлены совместно с учащимися. В них учтены всевозможные ситуации, возникающие в результате групповой работы учащихся, и позволяют учащимся объективно оценивать вклад каждого члена группы в её работу. Деятельность группы в целом можно анализировать по оценочному листу, который заполняет старший группы в ходе работы.
б) Инструкции для организации работы с содержанием учебника, источниками. Они составлены на основе анализа множества заданий для работы по предмету, дидактических пособий, и содержат универсальные советы учащимся как правильно и с пользой проработать тот или иной источник информации. Они подходят для организации различных форм работы на уроке: групповой, фронтальной, парной, индивидуальной.
в) Инструкции для организации творческой деятельности учащихся, позволяющие переводить полученные знания и умения в разряд творческого осмысления.
г) Универсальные дидактические задания, позволяющие организовать обучение приемам самостоятельной работы. Не смотря на то, что приведенные задания относятся к Истории Древнего Мира, их легко можно адаптировать к любому периоду истории.
д) Список тем для рефератов и исследований, позволяющих организовать творческую работу учащихся. На практике проверено, что темы очень емкие, и каждый юный исследователь находит новые вопросы для обсуждения в рамках заданной темы реферата. Темы разбиты по месяцам в соответствии с примерным календарно-тематическим планированием уроков истории и позволяют расширить представления учащихся об изучаемом историческом времени.
Предлагаемые инструкции помогут сформировать у учащихся общие, а так же узкоспециальные, предметные компетенции. Дают возможность ребятам в потоке фактов и оценок правильно проанализировать учебный материал и составить собственное мнение о событии, деятеле, явлении.
Работа с данным инструктивным материалом апробирована в течение ряда лет, многие задания адаптированы для детского восприятия и понятны как младшим, так и старшим школьникам, что позволяет говорить об универсальности, полезности и удобности предлагаемого пособия.
(Приложение № 1)
4. Библиография
1. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Сов. педагогика. 1966. № 3.
2. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966.
3. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.
4. Поспелов Н.Н. Пути обучения учащихся операции сравнения // Сов. педагогика. 1979. № 3.
5. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. М. Русь, 2004.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. М. Наука, 2002.
7. Чуйкова Н.Г. Индивидуальные и групповые задания // Литература в школе. 1981. № 6.
Дидактические материалы
Автор: Ганижева Марем Ахмедхановна
Организация: ГБОУ СОШ 2 г. Магас
Населенный пункт: Республики Ингушетия, г. Магас
Аннотация: В статье рассматривается влияние дидактических материалов на уровень современного образования в современном мире. Актуальность, теоретическая и практическая значимость рассматриваемой темы заключается в потребности педагогической практики в обеспечении наглядными средствами, способными не только эффективно передавать учебную информацию, но и соответствовать потребностям обучающихся.
Ключевые слова: образование, дидактический материал, наглядность, классификация
Образование является одно из составляющих основ духовной жизни каждого человека. В современное время разрабатываются различные методы, формы улучшения и повышения качества образования, особенно учащихся младших, средних и старших звеньев.
В ходе учебного процесса выявляется потребность учеников прокомментировать им дополнительной информацией тот или иной вопрос в ходе выполнения, например, письменного тестирования.
В ходе проведения опроса, проводимых на базе учебных заведений нашей страны выяснилось, что некоторые учащиеся, не имея учебных пособии в поисках необходимых информации, обращаются к учителям, чем к учебнику или справочнику. В связи с этим возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для работы в ходе урока.
Дидактический материал представляет собой особый тип наглядных пособий: карты, таблицы, презентация, наборы карточек с текстом или с вопросами. От обеспеченности ими зависит качество учебного процесса. Именно дидактические материалы повышает интерес и внимание учащихся, улучшает понимание и усвоение изучаемого материала. Они используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеклассной работе.
Теоритическое обоснование принципа наглядности обучения впервые было дано великим чешским педагогом Я. А. Каменским в XVII веке. Он нашел средство, облегчающее ребенку изучению книжного материала. [2]Считал, что чувственное познание является источником знаний, и чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается внимание и разум.
Рассмотрим классификацию наглядных пособий на уроках истории
Классификация наглядных средств обучения
Потребность в классификации появилась из-за множества видов наглядных средств обучения.
Одна из распространённых классификаций использующейся методистами – это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы
Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают: – работа с мелом и доской;
– репродукции картин;
– фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
– учебные картины – специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
– рисунки и аппликации;
– видеофрагменты;
– аудиофрагменты;
– видеофильмы
2. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование: таблицы; схемы, блок-схемы, диаграммы, графики, карты, картосхемы, планшеты.
3. Предметная наглядность, которая включает: музейные экспонаты, макеты, модели, то есть вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию, также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели, например, макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п.
4. Изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:
а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;
г) технические средства обучения: аудиозаписи, компакт-диски.
5. Картографическая наглядность.
Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. [1]
На конкретном примере рассмотрим насколько влияет в процессе рассмотрения новой темы учащимся дидактический материал.
Во время проведения урока по истории в 5 классе на тему «Государство на берегах Нила» важны:
- Карта
В качестве наглядности показать ученикам карту, чтобы они узнали местоположение Египта, образовавшийся на берегах Нила.
- Схема / работа с мелом
В ходе рассмотрения новой темы составление схемы государства «От первобытности к цивилизации»
- Презентация // изображения, картины
Показать вид страны, природные условия, растительный мир, быт и деятельность жителей страны.
- Видеофильм
Рекомендация ученикам для просмотра: Мультфильм «Принц Египта» 1998 г.
Исходя из проведенного исследования можно прийти к выводу о том, что использование дидактического материала дает высокий результат, нежели проведение обычного, стандартного урока по аналогичной теме, также уровень развития качества образования, а самое главное, заинтересованность и активность учащихся. Использование наглядных пособий, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию и в аудиальном, и в визуальном формате, что увеличивает методическую значимость урока.
Список использованной литературы
- Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. – М., 1990.
- Коменский Я.И. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.
Приложения:
- file0.docx.. 21,9 КБ
Опубликовано: 10.10.2022
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Развитие человека-это и есть развитие его способностей,
а развитие способностей человека- это и есть то. что
представляет собой развитие как таковое.
С.Л.Рубинштейн
Современное общество живет в мире информационных технологий. В образовании осуществляется переход от традиционных систем обучения к новым информационным. Сегодня главными стратегическими направлениями развития систем образования являются развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся. Человек, не умеющий грамотно работать с информацией и самостоятельно приобретать знания, не может рассчитывать на успех в информационном обществе. Поэтому обучающиеся должны уметь гибко адаптироваться в изменяющейся жизни, работать с информацией, использовать современные технологии, критически и творчески мыслить.
Достижение творческого уровня развития личности является конечной целью любой педагогической технологии. Но творческая активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках истории.
К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась с проблемой:
Успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к самообразованию, но на протяжении ряда лет у ребят наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности обучаемых
Проблему дидактической игры как педагогической технологии исследуют Л. П. Борзова в методическом пособии для учителя “Игры на уроке истории”; А. Гин в пособии для учителя “Приемы педагогической техники”; Владимир Михайлович Григорьев в своей диссертационной работе “Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков”; Н. И Люрья и Н. Ю.Черепова в статье “Игра как метод обучения мышлению”; Сталь Анатольевич Шмаков в кандидатской диссертации “Игра учащихся как педагогический феномен культуры”;
Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы студента, но и удовлетворяет сегодняшние. Преподаватель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей обучающегося.
Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Важно заметить, что термин “занимательность” точно отображает суть игры (не “забавность”, “развлекательность” или “состязательность”.) В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие “занимательность” отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:
В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для учеников главное – сама игра, а для преподавателя главное – дидактический результат.
Если преподаватель не играл раньше на уроках, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.
Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.
Структура организации игры:
- Выбор игры
- Подготовка игры
а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)
б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)
- Введение в игру
а) предложение игры детям
б) объяснение правил игры
в) выбор участников игры
- Ход игры
Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.
а) начало игры (уточнение нюансов)
б) развитие (кульминация)
в) заключение (важно вовремя поставить точку)
- Подведение итогов.
Оценка и поощрение студентов
- Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)
Игра – это вид деятельности, где подросток может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.
Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться группе, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.
Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных” , где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.
В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.
В игре “ именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников – сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “ обретения себя”” (В.М. Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. М.1997г.)
Классификация исторических игр
Игры при изучении нового материала на уроках истории.
Организация изучения нового материала на уроках достигается:
* посредством устного изложения материала;
* посредством работы с печатным текстом;
* в процессе работы с наглядностью;
* в ходе практической работы учащихся.
При изучении нового материала учащиеся должны иметь возможность и слышать (устное изложение) его, и зрительно воспринимать (наглядность), и практически выполнять какое-либо задание, то есть привлекать моторику. Задания даются как перед изучением нового материала, так и во время его изложения. Таким образом, материал проходит через все каналы восприятия: это, с одной стороны, тренирует все виды памяти, с другой – является гарантом индивидуального подхода. Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.
Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов этой игры -работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание.
Детям нравится игра «Чистая доска». Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах школьной Доски записывают вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой, картой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала, учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».
Как известно, студенты должны уметь составлять конспект и работать с ним. Чтобы составлять конспект, необходимо, во-первых, научиться сокращать слова, а также выделять главное и опускать второстепенное; во-вторых, важно научиться расшифровывать конспект, то есть краткую запись развернуть в полный текст, максимально приближенный исходному материалу.
В связи с этим предлагается игра «Реставрация», в которой сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и работать с ним. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями (возможно, без точек и с пропусками для общеупотребительных слов). Ученикам необходимо восстановить текст и увеличить его. Учитель предваряет игру примерно следующим образом:
«Представьте себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».
Данная игра была проведена при изучении темы: «Россия на рубеже XVIII-XIX веков». Материал о населении страны зашифрован в нижеприведённой записи:
Население (XVIII в.): в 4 раза=44 млн. чел., 3 млн. – за Уралом. Нац. состав – неоднородный. Основа – русские, юг, запад европ. части – украинцы, белорусы. На севере Европ. Р., Поволжье > S заселена финно-угорскими, тюркскими народами. Сибирь – народности: якуты, эвены, юкагиры, буряты и др. Исповедовали религии: гос. – православие (87%), католич., ислам, буддизм. Сословия: дворянство, духовенство, купечество – (по 1%), крестьяне (90%), мещане (4%), казачество.
Когда игра проходит в первый раз, необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его. Население (XVIII в.): в 4 раза,=44 млн. чел., 3 млн. – за Уралом. Население в XVIII в. увеличилось в 4 раза, составило 44 млн. человек, из них 3млн. проживало в Сибири. Можно и по-другому расшифровать текст: В XVIII в. в 4 раза возросла численность населения и к концу XVIII в. она составляла около 44 млн. человек. Однако, только лишь 3 млн. человек проживало в восточных районах страны за Уралом. У каждого получается свой вариант. При проверке учителю целесообразно познакомить с интересными вариантами разных «расшифровок». Проведение этой игры готовит учащихся к игре с противоположным значением «Зашифруй текст».
Игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
Эти игры приближены к тем, в которые дети играют на улице, в лагерях отдыха, поэтому очень просто объяснить им правила игры. Главным критерием отбора игр является их занимательность. На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен, дат, фактов, фраз, небольших отрывков текста. Студентов привлекает процесс отгадывания, проявление сообразительности, смекалки, быстроты реакции. Вот некоторые из игр.
Игра «Аукцион». Эта игра проводится после прохождения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения предлагается ребятам игра: «Продается» оценка «5». Каждый из учащихся может ее «купить». Для этого ученику нужно назвать любое историческое лицо, жившее в эпоху правления царя Ивана IV. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом называемые имена не должны повторяться. Повторившийся участник выбывает из игры. Каждое имя записывается на доске и в тетрадях (это делает повторение более эффективным). Если ученик называет малоизвестное лицо, то надо сказать о нем несколько слов! Если после очередного названного имени возникает пауза, медленно ударяется молотком три раза; ребята за это время могут назвать других исторических героев. Выигрывает тот, кто последним назовет имя героя. После третьего удара молотком никто не должен произносить имен. Победитель получает «5».
Для формирования практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, повторению дат используется игра «Исторические пятнашки». Игра «Исторические пятнашки». Эта игра проведена на уроке обобщающего повторения . На доске рисуется квадрат, делится на 16 клеток, в которых записаны даты. Ученикам предлагается восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату, необходимо назвать событие, о котором идёт речь:
1223 |
1480 |
1237 |
1547 |
1380 |
988 |
1147 |
1242 |
962 |
1480 |
1478 |
1556 |
1240 |
1581 |
1497 |
1552 |
Игра «Мнемотехника»
По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов) Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке — достаточно простые для запоминания, во втором сложнее, в третьем наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания. Игра проводится в три тура. Учитель зачитывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя — того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов? « (или 9 слов, 8 и т.д., пока не выяснится, кто является автором самого длинного списка).
Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот, кто победил во всех З турах, получает оценку
По теме «Отечественная война 1812 г. могут быть использованы следующие слова:
I тур |
IIтур |
III тур |
Бородино Наполеон Батарея Канонада Баталия Штурм Сражение Смоленск Пожар партизаны |
Барклай де Толли Кутузов Коновницын Ермолов Горчаков Тучков Раевский Платов Давыдов Багратион |
Редут Даву Ней Тарутино Березина Фили Тормасов Флеши Шевардино Богарне |
Игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся.
Довольно часто на уроках проводится игра «Три направления». При повторении «Передняя Азия в древности» ученики распределились на страны: «Финикия», «Ассирия», «Вавилон». Медленно называю слово, которое относится к истории одной из этих стран. Задача каждого ряда встать сразу, как сказано слово, относящееся к стране. Примеры заданий: Хаммурапи, алфавит, железо, пурпурная краска, Вавилон, клинопись, колонии, таран, Ниневия, Библ, библиотека глиняных книг, законы, Ливанские горы.
Данную игру можно провести:
- Представители направлений в общественном движении России конца XIX века: консерваторы, либералы, социалисты.
- Представители разных областей культуры: наука, живопись, музыка, театр.
- Представители разных направлений в культуре: классицизм, романтизм, реализм.
«Исторический снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске и строятся в одну линию. При изучении темы «Куликовская битва» была проведена данная игра. Первый участник игры называет имя исторического героя, например «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, например, «Дмитрий Донской, Куликово поле». Следующий повторяет слова 1 и 2 участников, добавляя слово. В конце концов получается длинный ряд, относящийся к теме «Куликовская битва». Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку
Игра «Вассал – сеньор» проведена при изучении в темы «Феодальная лестница». Используя нарисованную на доске схему феодальной лестницы, ученики должны назвать, кто является вассалом, кто сеньором. Я говорю: «Граф», ученики: «барон». Я называю: «Король», ученики: «Герцог, граф» и т.д. Игру можно изменить: учитель называет вассала, ученики – сеньора.
Достоинство такой методики урока состоит в следующем:
1) игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников: внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение;
2) игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
3) одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся группы;
4) посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении;
5) игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории:
– способность к ретроспективному мышлению, мысленной реконструкции картины исторического исследования;
– способность к историческому сопереживанию;
6) игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные и осознанные знания.
Хорошо известно, что игра на уроках истории помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показать им необходимость надежных и прочных знаний.
Таким образом, можно сделать вывод: игра – это яркий эмоциональный праздник, одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший результат. Игра повышает мотивацию учащихся. Даже те ученики, которые не интересуется историей, с удовольствием участвуют в играх на уроках.
Список использованной литературы:
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. М. «Учитель» 2005.
2.Игры и занимательные задания по истории. Авт.- сост. Субботина М.А.-М. «Дрофа» 2003.
3.История. 5-11 классы: технология современного урока/ авт.-сост. В.В. Гудкова и др. –Волгоград: Учитель, 2009./ 207с.: ил.
4. История. 5-11 классы: игровые технологии на уроках истории и внеклассных занятиях / авт.-сост. Ярцева Н.Н и др. –Волгоград: Учитель, 2009.- 95с.:ил.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Пановская средняя школа
Дидактический материал
по истории для 6 класса
Подготовил:
Макаров Н.А.,
учитель истории, обществознания, права
Паново, 2018-2019 уч. год
№1* Найдите на карте пути наиболее важных перемещений германских племен. Почему «варварские» государства возникли именно на этих территориях?
№1.1.
1.Перечисли племена, учавствовашие в Великом переселении народов.
2.Назови племена, создавшие свои государства. Сделай вывод на основании 1 и 2 вопросов.
3. На какой части бывшей Римской империи были созданы эти государства.
№1.2.
-
Дай название карте.
-
Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
№1.3.
Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
В 4 веке началось Великое переселение народов. Пик его в Западной Европе и Северной Африке пришёлся на 1)_____(век). Огромные массы людей бросили насиженные места и отправились на поиски новыз мест своего обитания. На новые места отправились племена 2)__, __,__,__(названия племен). Самый дальний путь из этих племен осуществили 3)___(название племени). Они переселились из 4)____(географическое название) в5)______(геогр.название). Некоторые из племен создали свои государства. Вандалы в 439, 6)___(племя) в 7)___(год), 8)____(племя) в 486. Государства были созданы в западной части бывшей 9)_______ (название) империи.
№1.3.
Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
В 4 веке началось Великое переселение народов. Пик его в Западной Европе и Северной Африке пришёлся на 1)_____(век). Огромные массы людей бросили насиженные места и отправились на поиски новых мест своего обитания. Первоначальной движущей силой стали 2)___(название племени), пришедшие из Азии. Они заставили вестготов уйти на 3)__(географическое направление). Объединив силы, римляне и вестготы сразились с гуннами на 4)___(название места сражения) в 451 году и одержали победу. Это не спасло Западную Римскую империю от падения . В 455 году в Рим ворвались и разграбили его 5)___. В 6)__году был свергнут последний римский император. Пришедшие в движение племена осели на новых территориях Вандалы в 7)___, вестготы в 8)___ и в 9)__, остготы 10)__.
№ 1.1. Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
Первоначально франки занимали территорию по побережью Северного моря и по обе стороны реки 1)________________. Серьезные территориальные приобретения были осуществлены при вожде франков 2)__________. При этом вожде, позже ставшем королем, франкам удалось завоевать земли к 3)______(географическое направление) – 4)______(название земли) и к 5)_______ (географическое направление) – 6)______(название земли) от их первоначального расселения. После смерти первого короля завоевания не остановились. В 6-7 вв. были завоеваны земли на 5)__________(географическое направление), в 8 в. на 6)________ (географическое направление)
№1.2. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
1.__
2.__
3.__
4.__
№1.3.
-
Дай название карте.
-
Объясни какие условные обозначения здесь применяются.
Образование и расширение Франкского королевства
№1* Как изменилась территория королевства с конца 5 до начала 9 века?
№ 1.1. Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
Почти ежегодно Карл выступал в дальние походы. Правителю франков дважды пришлось помогать папе римскому против 1)______. Разгромив их, король Карл присоединил большую часть Италии к своим владениям. Войско Карла Велико о совершило поход в Испанию, где воевало с 2)__. В этом походе у 3)______ (название местности) был убит граф Роланд. Самой длительной была война с 4)___ на 5)______(географическое направление). Длилась война 30 лет. К 800 году территория Франкской империи включала земли 6)_______.
№ 1.2. Выполни задания к карте.
-
Дай название карте.
-
Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
-
Как Франкское королевство Карл Великий превратил в империю?
№1.3. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
Раздел империи Карла Великого
№1.1.
Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго. Три внука повели борьбу за власть. В 843 году в 1)_________ (город) они заключили договор о её разделе. Старший брат Лотарь получил императорскую корону и очень богатые земли 2)_______ и 3)________, протянувшиеся узкой полосой от Северного до Средиземного моря. Средний брат получил земли к востоку от владений старшего – 4)____. Младший к 5)_______ (географическое направление) от владений старшего -6)______.
А
Б
В
№1.2. Выполни задания и ответь на вопрос. Определи хронологическую последовательность карт и дай название каждой карте. Дай краткую характеристику каждому из этапов существования Франкского государства.
В изантийская имерия в VI–XI веках
№1* Сравните территорию Византии в середине 6 и к концу 11 века. Какие соседи сменились у границ империи за это время.
№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
Столицей Византийской империи был город 1)_____ . Своего наибольшего величия империя достигла при императоре Юстиниане в 2)_____ веке. В это время в состав империи входили 3)_____,_______,_______,______ . После смерти Юстиниана империя уступала врагам все новые и новые земли. В 7 век на её восточные границы напали 4)____. Византия потеряла 5)____ . В конце 7 века на Дунае возникло 6)_______ царство, позже неоднократно угрожавшее Византии. В конце 9 века на северные границы Византии участились нападения 7)_____ . В 1016 году 8)______ отвоевали у Византии 9)______ .
№1.2. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
№ 1.3. Выполни задания к карте.
1. Дай название карте.
2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
3. Сравните территорию Византии в середине 6 и к концу 11 века. Какие соседи сменились у границ империи за это время.
Арабские завоевания в VII–IX веках.
№1* Сравните территорию государства арабов при Мухаммаде и в начале 9 века.
В каких частях света распологался Арабский халифат? Что препятствовало его дальнейшему расширению?
№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
К юго-востоку от владений Византии на 1)____ полуострове жили многочисленные племена арабов. Подавляющую часть полуострова занимала 2)____ , непригодная для земледелия. Поэтому кочевники – бедуины занимались там 3)_____ . В городе 4)____ находилась святыня всех арабов – камень Кааба. Именно здесь в 610 году начал пророчествовать Мухаммед. Но жители города враждебно отнеслись к проповедям Мухаммеда, и он вынужден был бежать в город Ясриб, позднее названный 5)____ .
№ 1.2. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
Ближайшие сподвижники Мухаммеда – халифы начали распространять новое учение среди «неверных» с помощью военных походов. На 1)___ (географическое направление), перебравшись через 2)____ в 711 году они завоевали государство вестготов. И только Карлу Мартеллу удалось остановить их продвижение по Европе в 3)___ году в битве у 4)______ . На 5)____(географическое направление) арабы вышли к реке Инд и в битве при 6)__ в 7)__ нанесли поражение китайскому войску. Наибольшие территориальные приобретения были осуществлены к 5)___ году. Позднее арабам удалось присоединить 6)___,__,__.
№ 1.3. Выполни задания к карте.
1. Дай название карте.
2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
3. В каких частях света располагался Арабский халифат?
№1.4. Ответь на вопросы.
-
Какие более древние государства вошли в состав халифата?
2.Опиши геополитическое положение Арабского халифата в 750 году.
3. В каких частях света располагался Арабский халифат?
№1.5. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
Б олгария и Великая Моравия в VII–IX вв.
№1*. Укажите области расселения западных, восточных и южных славян. Перечислите соседей славян. Найдите на карте первые славянские государства.
№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
Места расселения славян находились к 1)__________(географическое направление) от Византийской империи. Восточные славяне расселились вдоль рек 2)____, ____ . Южные славяне вдоль 3)_____,_____ (название рек. ) А вдоль Одера, Вислы и Эльбы расселились 4)___ (название группы) славяне.Со временем у славян возникли государства 5)_____, в которое вошли 6)___, __,__(название племен) и 7)___ в которое вошли 8)__,__,__ (название племен). Соседями славянских государств были 9)__,__,__.
№ 1.2. Выполни задания к карте.
1. Дай название карте.
2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
3. Раскрой геополитическое положение первых славянских государств.
№1.3. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
№ 1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
В 8-9 веках в Европе появились новые завоеватели. Их называли норманны или люди с 1)__ (географическое направление). Они опустошали побережье 2)__(страна),3)__(страна),4)__(страна). Со временем они стали захватывать территории и основывать свои государства. Так было в 5)__. Во Франции они основали 6)__, в Италии 7)__. Отличные и бесстрашные мореходы, норманны открыли остров, который они назвали страной льда – 8)__, а к северо-западу от неё 9)__(название ). За 500 лет до плавания Колумба они достигли побережья Америки, назвав его 10)__ .9(смотри карту на обороте)
№1.2. Ответь на вопросы.
-
В какие страны совершали завоевательные походы норманны?
-
Чем отличаются походы на запад и на восток?
-
Какие новые государства были созданы норманнами?
№1.3. Выполни задания к карте.
1. Дай название карте.
2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
3. Чем отличаются друг от друга походы на запад и на восток ?
Возникновение средневековых городов
№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
Средневековые города возникали в удобных и безопасных местах. Безопасность обеспечивали стены монастырей 1)__(Сен, Сан првести примеры городов, возникших вокруг монастыря); уже существующих укреплений 2)__(бург, привести примеры городов, возникших на месте какого-либо укрепления); на месте древнеримских военных лагерей 3)__(честер, кастер привести примеры). Города возникали в местах, удобных для торговли: поселения у бродов 4)__(фурт, форт привести примеры), поселения у мостов 5)__(бридж, брюк привести примеры).
№1.2. Крупные торгово-ремесленные города возникали на месте различных поселений. Об этом говорят их названия. Приведи примеры городов и напиши в какой стране они находились.
Место возникновения |
город |
страна |
Крепость – бург |
||
Брод – форт, фурт |
||
Мост – бридж, брюк |
||
Монастырь – сен, сан |
||
Древнеримский лагерь- честер,кастер |
№1.3. Рассмотри рисунок-схему средневекового города Любек.
-
Из каких частей состоял средневековый город? Приведи доказательства, что этот город средневековый.
-
Для чего предназначались части города?
-
Какие причины возникновения этого города ты можешь назвать?
№1.4.
Сравни составляющие части римского города и средневекового города (общее и различное). Сделай вывод: что общего и различного было в жизни людей этих эпох.
№1.5. Найди на карте №1 города : Марсель, Тунис, Ницца, Париж, Милан Найди на карте №2 эти же города и напиши какое название они носили в римский период.
№1
№2
Развитие торговли
№1.1 Ответь на вопросы.
-
Опиши две зоны активной торговли.
-
С какими странами и какими товарами торговали купцы в этих зонах?
-
Опиши зоны торгового влияния.
№1.2. Вставь недостающие слова по смыслу.
Главной артерией средневековой торговли было 1)______(море). По нему купцы с запада везли на восток 2)_____(названия товаров), а с востока 3)____(названия товаров). Два города вели борьбу за преобладание в торговле в этом регионе. Это 4)___(город) и 5)___(город).
№1.1. Вставь недостающие по смыслу слова Подсказки ищи на карте.
27 ноября 1095 года папа римский Урбан 2 призвал изгнать мусульман из Святой земли. Первыми в поход отправилась беднота из города 1)___. Путь их пролегал через страны 2)___,___,___. Перейдя Босфор крестьянское войско было разбито 3)_____(народ) около города 4)___. Осенью того же года в поход двинулись феодалы. Войска передвигались несколькими маршрутами. 1-ый: из 5)__(город, страна) через 6)___(страны); 2-ой 7)__(город, страна) через 8)__(страны). Объединились войска крестоносцев в 9)___(город). В боях с турками-сельджуками крестоносцы одержали победы под 10)___(места сражений). В 1099 году пал город 11)___, цель крестового похода.
№1.1. Вставь недостающие по смыслу слова Подсказки ищи на карте.
К началу 13 века крестоносцы потеряли часть своих завоеваний. В 1202 году крестоносцы начали 4-ый крестовый поход из 1)__(город), В планах было взятие города 2)__. Но, изменив своя планы, крестоносцы взяли город 3)___ в 4)___году, столицу 5)____(название империи). Здесь крестоносцы основали своё государство 6)___(название). На остатках империи возникли государства 7)__ и 8)__. Венеция, организовавшая этот поход, получила во владения 9)__,___.
№ 1.2. Вставь недостающие слова по смыслу.
Первоначально школы открывались только при монастырях. Крупные монастырские школы действовали в городах 1)_____(приведи примеры 3-4 городов). Первые университеты представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Первые университеты появились в 2)______(привести примеры 3-4 городов). В университетах того времени было 4 факультета : 3)__,4)__,5)__,6)__. Университеты имели ведущий факультет. Например: 7)(город)___ – 8) (название факультета)__; 9)___ – 10)___.
№ 1.1 Вставь недостающие слова по смыслу.
В 1054 году переговоры константинопольского патриарха и посланников папы римского закончились расколом христианской церкви на западную 1)____ и восточную 2)______. Западная христианская церковь получила распространение в государствах 3)__,__,__,__, а восточная 4)__,__,__,__. Резиденцией патриарха был город 5)__, а папы, город 6)__.
С толетняя война
№1.1. Вставь недостающие слова по смыслу. Подсказки ищи на карте.
Хронологические рамки Столетней войны 1)_____. Поводом к началу войны стала конфискация французским королем в 1337 году земель на 2)__(геогр.направление) Франции, принадлежавших английскому королю. 1-ый этап: 3)__(хронологические рамки).За эти годы произошли сражения 4)__(место, год), 5)__(место, год), 6)__(место, год). Обстановка во Франции осложнилась вспыхнувшим крестьянским восстанием 7)__(название) в 8)__году. 1-ый этап закончился подписанием в 9)___(название города) мирного договора. По этому договору Франция потерялала земли на 10)___(геог.напр.) 11)__,__,__(названия земель). Второй этап : ( хронологические рамки -12)_____), начался с активных действий 13)_____армии. К 1380 году в руках англичан оставались лишь 14)__,__,__. В 1381 году в Англии вспыхнуло восстание под руководством 15)___. 3-ий этап: хронологические рамки – 16)___. На данном этапе в руках англичан оказался 17)__(геог.напр.) страны, со столицей. Союзниками англичан стали 18)__. 4-ый этап: хронологические рамки19)____. Начало этапа связано с осадой англичанами города 19)__. Осаду города смогла снять Жанна Д, Арк, прозванная 20)___ Дева. Жанне удалось захватить город 21)___, где был коронован дофин Карл 7. Схваченная бургундцами Жанна Д,Арк, была сожжена в 22)___году в 23)___(город). В 1450 году французам удалось освободить земли 24)__,__, в 1453 году 25)__. Таким образом, в руках англичан к 1453 году остался только 26)___.
№ 1.1. Вставь недостающие слова по смыслу. Подсказки ищи на карте.
Идеологом гуситских войн был 1)____, сожженый в 1415 году. В 1419 году Чехия восстала против прихода к власти Сигизмунда. В ответ император Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Войска крестоносцев направлялись в Чехию из 2)__,__,__(государства). Гуситы, оборудовавшие укрепленный лагерь на горе Табор, получили название 3)___. Гуситам удалось разгромить крестоносцев при 4)__, 5)__,6)__(названия городов). Гуситы не только удачно оборонялись, но и совершали походы в соседние страны 7)__,8)__,9)__. Важнейшими походами против крестоносцев руководил с 1420 по1431 год 10)__(имя чешского полководца). Вскоре в лагере гуситов возникло две, враждебно настроенный группировки 11)__ и 12)__. В 1434 году в битве при Липанах 11)__, заключившие договор с папой и императором разгромили 12)__.
№1.2. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
35