Слайд 1
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН инновационный подход для развития речи дошкольников! Выполнила Абубакирова Э.Р.
Слайд 2
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси.
Слайд 3
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Слайд 4
Синквейн-это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений. Цель обучения составлению синквейна-развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.
Слайд 5
Актуальность технологии «дидактический синквейн». Синквейн используется на ООД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Составление синквейна проводится в рамках прохождения. определенной темы. Синквейн учит определять грамматическую основу предложений. Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
Слайд 6
Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала). Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций. Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли. Синквейн совершенствует словарную работу.
Слайд 7
При составлении синквейна решаются следующие задачи: Уточнение, расширение, активизация словаря. Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак». Дети учатся согласованию слов. Дети знакомятся с понятием «предложение». Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений. Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме. Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.
Слайд 8
Этапы работы при составлении синквейна. I этап Предварительный Создание речевой базы. Расширение, уточнение и активизация словаря. Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. II этап Основной Составление синквейна. Работа с готовым синквейном. Составление рассказа по готовому синквейну. Совершенствование и коррекция синквейна. Анализ неполного синквейна
Слайд 9
Правила составления синквейна. Первая строка – одно слово –предмет ; Вторая строка – два слова –признаки ; Третья строка – три слова –действия ; Четвёртая строка – фраза из нескольких слов; Пятая строка – слова – ассоциации.
Слайд 10
Синквейн состоит из пяти строк. Его форма напоминает ёлочку. 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
Слайд 11
Виды схем
Слайд 12
Я использую такую схему слово – неживой предмет (что?) слово – живой Предмет (кто?) Слова – признаки (какая? Какой? Какое? Какие?) слова –действие (что делает? Что делают?) Предложение Слово – ассоциация
Слайд 13
Примеры синквейн Медведь Косолапый, большой. Рычит, спит, ест. Медведь просыпается от спячки. 5. Животное (дикое)
Слайд 14
Примеры синквейн Заяц Серый, пушистый (трусливый). Скачет, грызёт, боится. Заяц грызет кору дерева. 5. Животное (дикое)
Слайд 15
Кукла Красивая, любимая. Стоит, сидит, улыбается. Моя кукла самая красивая. Игрушка . Снеговик веселый, белый Тает, стоит, улыбается Я люблю лепить снеговика. Снег 1. Лёд. 2. Опасный, скользкий. 3. Трескается, плывет, тает. 4. Не ходите по тонкому льду. 5. Вода
Слайд 16
Темы для составления синквейна Весна Солнце Снег. Сосульки. Птицы. Ручьи
Слайд 17
Синквейн – загадки 1. ? 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Лес.
Слайд 18
1. ? 2. Добрый, отзывчивый. 3. Помогает, спасает, исцеляет. 4. Всегда придет на помощь. 5. Доктор. ************************* ? 2. Страшный, усатый. 3. Рычит, кричит, усами шевелит. 4. Испугал всю звериную семью. 5. Насекомое.
Слайд 19
Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностнойи личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СОЦИАЛЬНО
– ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МАСТЕР-КЛАСС:
«Дидактический
синквейн, как инновационная технология, применяемая в
коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи».
Подготовила
и провела:
учитель – логопед
Костакова
Е.А.
г.
Муром
2016
Цель мастер-класса:
дать
представление об использовании инновационной технологии развития речи
«синквейн», о значении этой технологии в системе коррекционно-развивающей
работе у детей с тяжелыми нарушениями речи. Определение коррекционных путей и психолого-педагогических условий
эффективности формирования лексико-грамматического строя речи детей посредством
дидактического синквейна
Актуальность.
Опыт работы с детьми, имеющими общее
недоразвитие речи III – IV уровня
показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей
с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со
скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания,
им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа
Инновационность.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в
цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной
деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности»
технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет
применения данной технологии.
Что
такое «Синквейн».
«Синквейн»
от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы,
состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна
очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с
общим недоразвитием речи.
Этапы работы.
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к
общепринятым, проверенным временем технологиям. Сегодня расскажу о
практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический
процесс.
Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть
системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная
работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит
программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её
части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.
Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:
• иметь
достаточный словарный запас в рамках темы,
• понятиями: слово –
предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно,
понимать и задавать вопросы,
• владеть навыком обобщения,
• согласовывать слова в
предложении,
• правильно оформлять
свою мысль в виде предложения.
Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце
лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми
провожу или в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.
На первом этапе работы при обучении
составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь
дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и
«слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для
последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак
предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением.
Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать
вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
1-ая строчка «Кто? Что?» –
существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название
произведения, имя героя);
2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?»
– два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3-я строчка «Что делает?» – три
глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;
Упражнение «Подбери схему к слову»
Обучаю мнемическим приемам запоминания с помощью
подбора ассоциаций (картинок). Что необходимо для формирования системы связей
между лексическими единицами.
На втором этапе продолжается
работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из
нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение
автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной)
картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное
отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок
по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.
4-ая строчка синквейна – четыре
слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее
суть
5-ая строчка – одно слово
существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним), который повторяет
суть темы в 1-ой строчке.
Основной этап.
Составление синквейнов.
«Сочинения» пишутся 1 раз в
неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в
перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат
темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям
природы, животным, птицам, праздникам и др.
Вариативность в применении технологии синквейн.
Синквейн использую на занятиях
для закрепления изученной лексической темы.
1.
Береза.
2.
2. Тонкая, белоствольная.
3.
3. Растет, зеленеет, радует.
4.
4. Береза — символ России.
5.
5. Дерево.·
На занятиях по развитию
связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц.
Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает.
Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Различные вариации для составления
синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.
·
Составить синквейн по предметной картинке
(сюжетным) картинкам,
·
Составлением краткого рассказа по готовому
синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
·
По прослушанному рассказу или сказке;
·
Синквейн – загадка. Анализ неполного
синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без
указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих
строк, ее определить):
1. ?
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.·
·
Можно
дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей:
нарисовать предмет и составить синквейн.
·
Дети
умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие –
в виде устных сочинений
·
Составление синквейна используется как
заключительное задание по пройденному материалу.
·
Составление синквейна используется для
проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению
грамоте.
·
Это также способ контроля и самоконтроля
(дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, необходимо
организовывать процесс познания новых слов в процессе игры. Составление
дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое
произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть
желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.
Работа по составлению синквейнов – источник
неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он
воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить
свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность
использования синквейна заключается в быстром получении результата и
закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания,
расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли,
подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Для
родителей предлагается провести консультацию «Применение метода синквейн в
развитии речи детей старшего дошкольного возраста» , мастер-класс «Учимся
составлять синквейн».
Создается копилка – образцов детских синквейнов.
Изготовление
красочных индивидуальных альбомов детей с собственноручно напечатанными
синквейнами.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших
дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в
подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к
обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
Преимущества. Эффективность и
значимость технологии синквейн.
·
Во-первых, его простота. Синквейн могут
составить все.
·
Во-вторых, в составлении синквейна каждый
ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
·
Синквейн является игровым приемом.
·
Составление синквейна похоже на игру, ведь
сочинять весело, полезно и легко!
·
Данный метод может легко интегрироваться с
другими областями Программы.
·
Технология синквейн не требует особых
условий для использования и органично вписывается в работу по развитию
лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
·
Гармонично вписывается в работу по
развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему
воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
·
Способствует обогащению и актуализации
словаря, уточняет содержание понятий.
·
Является диагностическим инструментом,
даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного
материала.
·
Носит характер комплексного воздействия,
не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания,
мышления).
II. Практическая
часть:
— Совместная
работа с педагогами «Синквейн о синквейне»
1.
Синквейн.
2.
Творческий, активизирующий.
3.
Развивает, обогащает, уточняет.
4.
Синквейн помогает учиться.
5.
Технология.
—
Самостоятельная работа педагогов.
— Обсуждение
полученных результатов.
— Подведение
итогов.
Итог.
Новая технология –
открывает новые возможности. Дидактический
синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком
деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему
возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою
очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в
связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет
гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем:
информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно
актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической
практике.
Привет, Вы узнаете про дидактический синквейн, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое
дидактический синквейн, синквейн , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Педагогика и дидактика.
синквейн – методическая техника, представляющая собой сборник стихов из 5 строк. Более того, написание каждого из них подчиняется определенным принципам, правилам. Таким образом, существует краткое резюме, обобщающее изученный учебный материал. Синквейн – одна из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность студентов посредством чтения и письма. Создание синквейнп – это свободное творчество, которое требует от ученика найти и выделить наиболее важные элементы в изучаемом предмете, проанализировать их, сделать выводы и кратко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Синквейн представляет собой класс поэтических форм , которые используют шаблон 5 строки. Ранее использовавшийся для описания любой пятистрочной формы, теперь он относится к одной из нескольких форм, которые определяются конкретными правилами и рекомендациями.
Американский синквейн
Современная форма, известная как американский Синквейн , произошла на основе японских хайку и танка , похожа на дух писателя Имагиста . В творчестве 1915 года под названием «Стих» , изданным через год после ее смерти, Аделаида Крэпси было 28 Синквейнов.
Американская форма Синквейн Крепси развивалась в два этапа.
Первая, фундаментальная форма – это строфа из пяти строк акцентного стиха, в которой строки содержат по порядку 1, 2, 3, 4 и 1 ударения.,
Затем Крэпси решил сделать критерий строфой из пяти строк ударно-слогового стиха, в которой строки содержат, по порядку, 1, 2, 3, 4 и 1 ударения и 2, 4, 6, 8 и 2 слога. ,
Ямбические ступни должны были стать стандартом для cinquain, благодаря чему двойные критерии идеально соответствовали. В некоторых ресурсных материалах классические синквейны определяются как исключительно ямбические, но это не обязательно так. В отличие от восточных форм, на которых она основывала их, Крапси всегда назвала свои синквейны, эффективно используя название в качестве шестой строки. Синквейн Крапси зависит от строгой структуры и интенсивных физических образов, чтобы передать настроение или чувство.
Форма проиллюстрирована Крапси “Ноябрьская ночь”:
Слушай …
С легким сухим звуком,
Как шаги мимолетных призраков,
Листья, морозно-хрустящие, срываются с деревьев
И падают.
Шотландский поэт Уильям Саутар также написал более ста американских Синквейнов (он назвал их эпиграммами ) между 1933 и 1940 годами.
Вариации синквейнов
Синквейн Крэпси впоследствии рассмотрел много изменений современными поэтами, включая:
варьирование | Описание |
---|---|
Обратный Синквейн | форма с одной строфой из 5 строк в слоговой схеме: два, восемь, шесть, четыре, два. |
Зеркальный Синквейн | форма с двумя строфами из 5 строк, состоящими из cinquain, за которым следует обратный Синквейн. |
Бабочка Синквейн | слоговая форма из девяти строк с рисунком два, четыре, шесть, восемь, два, восемь, шесть, четыре, два. |
Корона Синквейн | последовательность из пяти строф Синквейн, функционирующих для создания одного более крупного стихотворения. |
Гирлянда Синквейн | серия из шести cinquains, в которой последняя состоит из строк из предыдущих пяти, обычно это первая строка из первой строфы, вторая из второй строфы и так далее. |
дидактический синквейн
Дидактический cinquain тесно связан с синвейном Крапси. Это неформальный синквейн, которому широко преподают в начальных школах и который был представлен и популяризирован детскими медиаресурсами, включая Junie B. Jones и PBS Kids . Эту форму также принимают молодые люди и поэты старшего возраста за ее выразительную простоту. Рецепты этого типа синквейна относятся к количеству слов, а не к слогам и ударениям.
Обычно первая строка – это однословное название, тема стихотворения;
вторая строка – пара прилагательных, описывающих это название;
третья строка представляет собой фразу из трех слов, которая дает больше информации о предмете (часто список из трех глаголов));
четвертая строка состоит из четырех слов, описывающих чувства, связанные с этим предметом;
пятая строка является синонимом одного слова или другой ссылкой на предмет из первой строки.
Например:
Снег
Безмолвный, белый
Танцующий, падающий, дрейфующий
Покрывая все, чего касается,
Одеяло
Другие формы Синквейнов
форма | Описание |
---|---|
танка, «короткая песня | представляет собой пятистрочную форму японской поэзии без ритма , в общей сложности 31 мора, структурированной по схеме 5-7-5-7-7. |
Тетраксис | представляет собой пятистрочное стихотворение из 20 слогов с заголовком, расположенным в следующем порядке: 1, 2, 3, 4, 10, причем каждая строка стоит как отдельная фраза . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Он может быть перевернут, удвоен и т. Д. И был создан английским поэтом Рэем Стеббингсом. |
стихотворение | представляет собой пятистрочный стих из пяти строк без названия со слоговой структурой 1, 2, 3, 4, 1. Каждая строка обычно может стоять самостоятельно. |
Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
Правила построения синквейнов
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.
Как использовать синквейны при обучении?
Тема, выбранная для составления синквейнf , должна быть близкой и интересной для студентов. Наилучшие результаты могут быть достигнуты, если есть место для эмоциональности, чувственности.
Дети не всегда сразу вовлечены в работу. Трудности могут быть связаны с необходимостью анализа, пониманием темы, отсутствием словарного запаса, неправильным пониманием определенных терминов, боязнью ошибок. Чтобы помочь детям, необходимо задавать наводящие вопросы, расширять их кругозор, поощрять любые устремления учащихся и отвечать на возникающие вопросы.
Основная задача учителя, использующего метод урока в уроке, заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в изображениях позволит ученикам понять и запомнить материал предмета.
Как научить детей создавать синквейн?
Для начала необходимо сказать, что синквейн – это желание вкратце вписать свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение по любому вопросу, предмету, событию, явлению, которое будет Основная тема работы. Затем вам нужно объяснить основные правила написания пяти отрывков, для ясности приведите несколько примеров. И только после этого преподаватель объявляет тему, указывая время, отведенное на эту работу.
После завершения творческого процесса дети по желанию зачитывают свои стихи. Если работа проходила, например, как домашнее задание, учитель может зачитать (или попросить автора работы сделать это) наиболее интересные варианты. В качестве примера, вы можете попробовать сделать одну общую синхронизацию, написав ее на доске. Работа в парах или группах разрешена. Но индивидуальная работа считается наиболее эффективной, поскольку она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым учеником
Области применения синквейна
Синквейн как метод обучения универсален. Может применяться к темам любого предмета школьной программы. Это позволяет студентам проявлять интерес, помогает лучше понимать и понимать изучаемый материал. Составить пентаметр довольно просто, поэтому его использование допустимо при работе с детьми любого возраста.
«Синквейн» – это особое стихотворение, являющееся результатом анализа и синтеза существующих или только что полученных данных. Его можно использовать на этапе испытаний, когда дети, даже не ознакомившись с новой темой, сочиняют стихотворение на основе информации, которую они в настоящее время знают. Это позволяет учителю понять, что дети уже знают об этой проблеме, и позволит исправить информацию, которая должна быть передана детям, чтобы они правильно изучили материал.
На этапе понимания написание cinquain позволяет учителю оценить, как ученики понимают изучаемую тему, разнообразить процесс обучения и сделать его более интересным, потому что cinquain также является игровой деятельностью. В этом случае техника – это изменение активности, которое способствует некоторой эмоциональной разгрузке учеников.
И это можно использовать на стадии размышления. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить понимание изучаемого материала студентами. Синквейн – быстрый, но очень мощный инструмент отражения.
Составление синхвине является творческой деятельностью и чаще используется при изучении гуманитарных дисциплин – литературы, истории. Но чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, вы можете использовать эту технику, например, на уроках физики. Познакомившись с темой Света, учитель предлагает детям составить Синквейн.
Свет
Ответ с помощью прилагательных, что это? Яркий теплый
Скажите, используя глаголы, что он делает? Горит, горит, мерцает.
Составьте предложение или фразу, которая выражает отношение к теме и является своего рода заключением. Нужно для людей.
Подведем итог одним словом. Сияние.
В науке о природе вы можете пригласить детей написать стихи о времени для.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ожидаю как можно быстрее.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая, расцветающая
Расцветает, зеленеет, пахнет.
Природа просыпается.
Классно!
Варианты работы с синквейном
В дополнение к традиционному составлению синквейн, возможны и другие виды работы с пятью стихами урока.
Сочинить рассказ, в основе которого будет готовое стихотворение. При компиляции рекомендуется использовать слова и фразы, используемые в данном синквейн.
Отредактируйте готовый синквейн, чтобы улучшить его.
Добавить синквейна. Для этого вам необходимо проанализировать данное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, вы можете предложить стихотворение, в котором тема не указана. Используя слова, характеризующие и раскрывающие его, студенты должны понимать, что поставлено на карту:
Мимолетное, замораживание
Бежит, останавливается, лечит
Удивительное явление
Жизнь.
Дети должны определить, что тема этог синквейна – Время.
Достоинства метода синквейна
- При составлении синквейна в классе:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности студентов;
- совершенствуются коммуникативные навыки и способности выражать свои мысли кратко и лаконично;
- развивается мышление и воображение;
- способность анализировать развита;
- время, выделяемое на хранение информации, сокращается;
- словарный запас расширяется.
Составление синквейна на уроке занимает относительно мало времени, но это эффективный способ развития образной речи, который помогает быстро получить результат.
В ходе работы над этой методикой студенты могут не только углублять свои знания по любой теме, но и улучшать свои способности самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, планировать свою образовательную деятельность.
Примеры синквейнов
На уроках точных наук можно предложить детям составить синквейны про времена года.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа оживает.
Классно!
На уроке литературы учитель, для самомстоятельной работы можно предложить детям создать синквейн про любимое произведение.
Результат может быть таким:
Девочка
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Я ввосторге от ее!.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.
Можно предложить детям написать синквейн про солнце:
Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует всех.
Мне нравиться Солнце.
Животворящая звезда.
Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
См. также
- Кьюнтейн Quintain (поэзия) Quintain или pentastich любая поэтическая форма , содержащая пять строк. Примеры включают танка , синквейн , квинтилью и лимерик .
- Гогеси (五行 詩) – пятистрочное стихотворение с названием. Gogyshi
- Мухаммас – строфическая форма в поэзии Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии.
- Станца – строфа – это сгруппированный набор строк в стихотворении, обычно отделенный от других пустой строкой или отступом
- Лимерик (стихи) является одной из форм стиха, как правило , юмористические и часто грубо, в пяти-строк
- Японская поэзия
- Поэзия
Надеюсь, эта статья об дидактический синквейн, была вам интересна и не так слона для восприятия как могло показаться, удачи в ваших начинаниях! Надеюсь, что теперь ты понял что такое дидактический синквейн, синквейн
и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания,
то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории
Педагогика и дидактика
Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях,
мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.
В педагогике используют разные технологии обучения. Дидактический синквейн — это инновационная методика, которая помогает развивать детскую речь.
Инновационные логопедические технологии
Любые новшества используются только в качестве дополнительных мер. Су-джок терапия, пальцевой массаж, сенсорное воспитание и другие методы могут усиливать эффективность традиционных технологий.
Дидактический синквейн в работе с дошкольниками
Педагог должен ясно представлять, как использовать нетрадиционные формы обучения. Только тогда они принесут пользу детям.
Особенно эффективно такая технология показала себя в коррекции общего недоразвития речи.
Актуальность технологии «дидактический синквейн»
Нарушения речи тяжело поддаются коррекции. Даже после нескольких лет работы с логопедом у детей наблюдаются проблемы с построением устных высказываний. В отличие от дошкольников с нормой, малыши с ОНР нуждаются в большем количестве времени для формулирования ответа.
Дидактический синквейн помогает развивать речь. Подобная технология была придумана в начале XX века. Под ней понимали особое пятистрочное стихотворение, которое не рифмовалось.
Задачи
Технологии в логопедии применяются разные и конкретный метод подбирается с учетом индивидуальных особенностей развития детей. В дошкольном возрасте лучше всего корректировать устную речь, так как она является базой для письма и чтения.
Важно! Не стоит откладывать решение проблемы на потом, так как чем раньше выявлено нарушений, тем быстрее оно будет устранено.
Дидактический синквейн в работе с дошкольниками решает главную задачу — обучением емкому мышлению. Дети учатся мыслить кратко и красочно. После подобного обучения они легко выделяют главные характеристики предмета.
Алгоритм составления
В детском саду с малышами занимаются разные педагоги. Воспитатель может учить дошкольников правильно составлять синквейны. Для этого ему нужно придерживаться простого алгоритма.
Для подобного занятия достаточно выделять 10-15 минут в день.
Синквейн всегда состоит из пяти строк. Первая — это одно слово, которое является примером. Вторая — два прилагательных, которые описывают предмет. Третья — три глагола или деепричастия. Четвертая — небольшое словосочетания, которое выражает отношение автора. Пятая — одно слово, которое является ассоциацией.
Подобная тренировка играет большую роль в речевом развитии. Работа может проводиться в разных вариантах. Детям можно предложить составить рассказ по готовому синквейну, улучшить предложенный вариант или провести анализ неполного стиха.
Задания по логопедии
В детском саду дети активно занимаются весь день. Поэтому каждый урок должен был насыщен разными играми, которые помогают достигать нужных целей.
Синквейн в логопедии для дошкольников применяется для коррекции ОНР. Для начала малышам предлагают потренироваться в составлении. Для этого специалист показывает картинку яблока и спрашивает: «Что это?».
Важно! Чтобы дети смогли составить синквейн — педагогу нужно строго следовать алгоритму.
Следующее упражнение — к яблоку нужно подобрать два признака. Не стоит ограничивать креатив детей. Например, можно остановиться на «красное» и «блестящее». Дальше сложнее: необходимо назвать три действия, которое делает фрукт.
Анализ фронтального занятия с логопедом в ДОУ
Подойдут: «висит», «зреет», «растет». Потом детей просят сформулировать личное отношение к яблоку. Например: «Я люблю есть яблоки». Последний этап — слово, которое четко характеризует предмет — фрукт.
Еще один вариант работы — это когда на занятиях в детском саду малышам дают готовый синквейн. Они должны найти в нем ошибки.
Пример текста:
«Волк.
Серый, маленький.
Бегает, кусает, воет.
Я боюсь волка.
Домашнее животное.»
Синквейн благоприятно влияет не только на речевое развитие, но и на мыслительное. Можно давать детям карточки для индивидуальной работы. Еще один вариант упражнения — заполнение пропусков.
Пример текста:
«_____
Растет, цветет.
Белые лепестки, желтая середина, гадания.
Мне нравится букеты из _____
Цветок.»
Важно! В случае затруднений педагог помогает. Все синквейны подбирают в соответствии с возрастом ребенком.
Мнемотехника
Задания по логопедии для дошкольников бывают очень разными. Каждое решает определенную проблему. Новые приемы позволяют делать процесс обучения увлекательным.
Мнемотехника — это система, которая обеспечивает эффективное запоминание текста.
В детском саду малыши часто учат стихи и загадки, но не всем это легко дается
Для этой техники составляется рисуночная таблица, где один рисунок — это слово. Такая зрительная опора позволяет легко учить текст. Подобное средство можно использовать в любом возрасте, в том числе и в начальной школе.
Воспитатель берет простое четверостишие, выразительно читает его, а потом разбирает с ребенком. После с ним проговаривают каждый символ. Постепенно малыш сформирует связь между таблицей и предложениями.
Математика
Логопедические дидактические игры могут решать разные задачи. Например, дошкольник может считать изображенные предметы и это будет развивать не только речь, но и мышление.
Такие задания как «один-много», «много-один», «посчитай» и т. п. способствуют формированию представлений о математике. Не менее важны темы «больше-меньше», «ближе-дальше» и т. п.
Лего
Специалист может использовать большое количество логопедических приемов. Многим дошкольникам нравится конструкторская деятельность и развивать ее помогает «Лего».
Важно! С помощью игры можно развивать лексику, грамматику и учить детей связно говорить.
Особенно такие задания хорошо воспринимают в младшем дошкольном возрасте. Из деталек малыши могут собирать разные фигурки и описывать их. По готовым проектам легче составлять рассказ.
Лего можно использовать на подгрупповых занятиях. Для этого у каждого ребенка должен быть свой комплект деталек. Их применяют для усвоения звукового анализа (тогда выбирать зеленые, синие и красные части), развития мелкой моторики и т. п.
Примеры логопедических дидактических игр
Развитием ребенка нужно заниматься с раннего возраста. Для этого используют специальные игры для тренировки высших психических функций.
Логопедическое домино
Такая игра легко делается своими руками или ее можно купить в магазине. Она состоит из разрезных карточек, которые нужно соединять по совпадающему рисунку.
Логопедическое домино используют для автоматизации звука. Для этого подбирают соответствующие комплекты карточек. Подобная игра делает закрепление нового звука интересным.
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе
Связка двух схожих картинок позволяет ребенку научиться выстраивать логические связи.
Как составить логопедическое панно
На деревянной или крепкой картонной основе крепят съемные материалы — листы с извилистыми дорожками, дерево с подвижными листочками, бусы на нитке и многое другое.
Логопедическое панно используют на индивидуальных занятиях со старшими дошкольниками.
Квест
Увлекательная игра, где нужно решать разные задачи, очень нравится детям. Для нее разрабатывают специальный сценарий.
Важно! Для начала педагогу нужно продумать ход занятия, после — подготовить весь необходимый реквизит.
Детей в средней группе можно разделить на две команды. Им задают разные загадки, дают задания и следят за качеством выполнения. Соревновательный момент позволяет их мотивировать.
Сказки
С помощью таких текстов проводят артикуляционную гимнастику или знакомство со звуком. В таком облике ребенку проще воспринимать тему. На фронтальном занятии детям логопед рассказывает сказку о язычке и других органах речевого аппарата.
Подвижные игру в ДОУ
Не только в детском саду, но и в начальных классах дети отличаются высокой подвижностью. Поэтому для них проводят специальные игры с мячом или другим предметом. Можно передавать его и называть определенные характеристики предметы, вспоминать слова на определённый звук и т. п.
Программа для подготовительной группы
Педагог в своей работе обязан опираться на конспекты, которые отражают основные этапы занятия. Написание их позволяет правильно выстраивать процесс обучения.
Поэтому специалист может воспользоваться рабочей программой воспитателя логопедической подготовительной группы под авторством Нищевой. В ней рассматривается учебный план, методы и приемы работы, необходимые пособия. Обязательно указываются детали взаимодействия воспитателя и логопеда.
Конкурсы для дошкольников
Не только подвижные логопедические игры помогают развивать интерес к учебе. Разные соревнования тоже этому способствуют. Например, в детском саду можно провести логопедические конкурсы для дошкольников.
Важно! Дети могут участвовать в эстафетах и других подобных мероприятиях.
Можно провести соревнование в лесу, например, кто больше соберет шишек или найдет спрятанные вещи. В саду для конкурсов делают специальные загадки, задачи — «найди 4 лишнего», «исключи предмет» и т. п.
Подгрупповое логопедическое занятие
Для проведения урока логопед использует определенные формы организации дошкольников. Эффективно делить их на небольшие группы, так как это позволяет малышам лучше трудится.
Тема «Весна»
Логопедическое занятие по теме «Весна» направлено на расширение словаря и усвоение основных представлений об этом времени года. Для его проведения можно использовать презентацию.
Для начала логопед задает тематическую загадку, после чего детям задают наводящие вопросы о том, что они знаю о времени года: какая погода бывает весенней, что происходит в этот период и т. п.
Специальные распевки способствуют развитию речевого слуха и интонации. Тексты подбирают в соответствии с уровнем развития детей. Желательно петь их по нотам.
Обязательно подбираются тематические задания — «какие птицы прилетают весной», «что происходит в это время года, а что нет» и т. п. Логопедическое занятие «Весна» в старшей группе может проводить в форме праздника.
В логопедии используют разные методы и приемы. Каждый из них помогает решать определенные проблемы.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Дидактический приём «Синквейн».
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков обучающимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.
Синквейн – это стихотворная форма из пяти строк. Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века и сформировалась под влиянием популярной в то время японской поэзии. Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего сложного.
Синквейн прост в овладении и применим уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделать вывод. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от обучающегося умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.
Правила написания синквейна:
1 строка – заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка – фраза из четырех или нескольких слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет.
Синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию творческого, критического мышления у обучающихся. Составляя синквейн, каждый школьник реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Синквейны – превосходный способ контроля.
Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Если же вдруг у ученика возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна ученику не близка (не понята им или просто не интересна). Либо же ученику необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.
Регулярно используя приём синквейн,обучающиеся убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Написание синквейнов целесообразно предложить как при введении в тему, так и при проведении итоговых уроков. Ученики увлеченно работают и, обычно, к концу урока в классе уже готово несколько “стихотворных шедевров”. Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. Ученики пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Дети с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи.
Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы обучающиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей, идеи, которые они могут сопоставить со своими. При творческом подходе, синквейн школьниками воспринимается, как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.