1.1 Дидактическая постановка основных и промежуточных целей занятия
Сущность учебной деятельности на
уроке в пределах учебной темы (модуля
предметных знаний) состоит в том, что
отдельные элементы учебного процесса
(подготовка к овладению новыми
знаниями и способами деятельности,
усвоение новой информации, закрепление
в соответствии с методической системой
усвоения, формирование соответствующих
умений и навыков, систематизация и
обобщение знаний) целесообразно
проектировать в соответствии с четко
сформулированными дидактическими
целями, которые ставит педагог перед
собой, обучающимися и уроком в целом.
Цели должны быть сформулированы так,
чтобы образовательный процесс стал
развивающим, творческим.
Цель –
простейший вариант
нормы
деятельности и ее можно рассматривать
как нормативное представление о
результате деятельности, а именно
образовательной деятельности. Цели
должны быть конкретны, чётко сформулированы,
понятны, достижимы, проверяемы.
Цель
должна быть поставлена диагностично,
т.е. настолько точно и определенно,
чтобы можно было однозначно сделать
заключение о степени ее реализаций
и
построить
вполне определенный дидактический
процесс, гарантирующий ее
достижение за заданное время.
Цели обучения несут в себе элементы
образования, воспитания и развития.
Цели формирования знаний в практике
обучения именуются дидактическими.
Если дидактическая цель отражает
«видение» конечного результата обучения
(где и как содержание учебного материала
будет востребовано и в каких видах
деятельности), то она называется основной.
На занятиях педагог решает
триединую задачу: учит, развивает,
воспитывает обучающегося.
С учетом
трех основных функций обучения выделяются
следующие цели обучения:
образовательная
(формирование
знаний, умений, навыков);
воспитательная
(формирование
взглядов, убеждений, качеств личности);
развивающая
(развитие
интересов, мышления и др.).
Образовательная
цель предполагает предвидение приращения
в знаниях, умениях и навыках обучающихся
по данной теме. Воспитательная цель, –
какие личностные качества у обучающихся
будут сформированы. Развивающая цель,
– какие логические операции и приемы
умственной деятельности усвоят
обучающиеся, и какой это может дать
развивающий
результат.
Требования
к образовательной цели урока:
-
удовлетворение
основным дидактическим принципам; -
удовлетворение
требованиям учебных программ; -
достижимость
и конкретность; -
учет
межпредметных связей; -
учет
уровней усвоения учебного материала.
В
зависимости от главной образовательной
цели определяется тип урока (формирования
новых
знаний и т.д.).
Требования
к воспитательной цели урока:
-
воспитание
должно осуществляться в наибольшей
степени средствами соответствующего
учебного
предмета; -
воспитательная
цель урока должна быть не формальной,
а вытекающей из содержания предмета; -
основа
воспитания в процессе обучения –
собственные суждения учащихся, их
отношение к фактам
и явлениям и т. д.
Требования
к развивающей цели урока:
-
учет
психологической структуры личности
(интеллектуальная сфера,
волевая,
эмоциональная,
мотивационная); -
вычленение
развивающей цели в комплексе целей, т.
к. задачи обучения и воспитания не
всегда
решают проблемы развития психофизических
свойств личности; -
подбор
необходимых форм и методов работы с
учащимися.
Цели
занятия:
Образовательная:
сформировать у учащихся знания об
электрических колебаниях,
параметрах и характеристиках свободных
колебаний, выработать
умения применять полученные знания при
решении типовых задач.
Развивающая:
развитие способности осознанно
и внимательно воспринимать учебный
материал; развитие произвольного
внимания, памяти, логического
радиотехнического мышления для
более осознанного и прочного восприятия
материала; развитие
умений сравнивать, анализировать,
обобщать, делать выводы, творчески
мыслить, формировать умения самообразования,
самосознания и самовыражения.
Воспитательная:
воспитание таких качеств
личности, как дисциплинированность,
работоспособность, организованность,
усидчивость, самостоятельность,
обеспечивающих качественную и
результативную работу учащихся.
.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Цель – это идеальное предвидение результата деятельности. Она может быть общая и конкретная, дальняя и ближняя, внешняя и внутренняя, осознаваемая или нет.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Целеполагание – процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление целей и задач на определённых этапах деятельности, необходимых для проектирования образовательных действий.
Следует различать цели педагогической деятельности (цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цели воспитания (воспитание в широком социальном значении, как передача опыта от старшего поколения младшим).
Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы:
Цели учебные
Цели воспитательные
Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ) Она включает в себя:
- Образовательную задачу, которая ставится на четырёх уровнях усвоения материала:
Уровень усвоения материала |
Используемые термины |
Примечание |
1) Уровень представления |
– сформировать, – познакомить, – дать представление… |
Два уровня объединяются вуровень знаний |
2) Уровень понимания |
– дать понятие, – научить, – анализировать, – характеризовать… |
|
3) Уровень применения |
– сформировать умения, – выработать, – развить умения, – закрепить… |
Это практическая, алгоритмическая деятельность по образцу |
4) Уровень творчества |
– научить решать нетипичные задачи, – находить пути решения… |
Перенос опыта, побуждение к собственным открытиям |
Исходя из вышесказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать», «уметь», «иметь представления», «формировать», «решать» |
- Развивающую задачу, которая связана с развитием у ребёнка психических процессов (создавать условия для развития, способствовать развитию, развивать…)
- Воспитательную задачу, реализация которой направлена на формирование личности, психофизиологических качеств дошкольников (воспитывать, ответственность, дисциплинированность…)
Все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом занятии. На последующих обязательное присутствие лишь образовательных задач.
Цель воспитания носит исторический, классовый, политический, экономический и социальный характер.
Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Кременская И.Л.
Памятка по формулировке задач
Обучающие
Формировать умения, навыки……
Познакомить с особенностями …..
Обобщить представления по теме…..
Закрепить представление……
Отработать умения применять……
Формировать понятие…….
Обеспечить понимание (усвоение) воспитанниками…….
Активизировать воспитанников к.. Апробировать прием ……
Обеспечить повторение (закрепление)….
Обобщить и систематизировать материал по теме…..
Подготовить детей к усвоению…..
Овладеть умениями…..
Сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения. Формировать представление о….
Ознакомить детей с ……….
Расширить (углубить) представление о………..
Дать понятие………….
Способствовать обогащению…..
Активизировать……..
Обогатить….
Уточнить …….
Систематизировать…….
Совершенствовать умение………
Побуждать (побудить) к решению задач……
Помочь детям выявить….
Упражнять….
Расширить представления……
Создавать условия…..
Продолжать упражнять…….
Углубить…….
Продолжать знакомить………
Развивающие
Развивать внимание (на основе выделения…) в процессе…
Развивать умения передавать чувства….
Развивать логическое мышление…
Развивать умение выделять главное.
Развивать умение сравнивать…
Развивать умение делать выводы…
Развивать мыслительные действия по аналогии……
Развивать умение излагать мысли…
Развивать эмоции….
Развивать познавательный интерес (активность)………
Стимулировать проявление любознательности……
Развивать память….
Развивать самостоятельность (мышление)…..
Развивать воображение……….
Способствовать развитию положительных эмоций путем….
Развивать эмоциональное отношение к…..
Содействовать развитию….
Стимулировать развитие……
Вызвать интерес…….
Развивать навыки……..
Развивать способность…
Развивать творческое воображение..
Развивать чувство эмпатии….
Развивать ассоциативное мышление
Развивать интерес……
Развивать творческие способности…
Развивать мыслительные операции..
Воспитательные
Воспитывать чувства….
Воспитывать эстетическое восприятие (точность и аккуратность)……
Обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за…..) Воспитывать самостоятельность через организацию……
Содействовать воспитанию трудолюбия……
Воспитывать духовную культуру (потребности, интересы, взаимоотношения)..
Воспитывать культуру поведения..
Воспитывать желание…
Воспитывать бережное отношение….
Воспитывать толерантное отношение к……
Воспитывать гуманные отношения к …….
Воспитывать аккуратность…..
Воспитывать интерес…
Воспитывать любознательность
Воспитывать чуткость к ….
Поощрять самостоятельность..
Воспитывать любовь и заботливое отношение……
Воспитывать доброжелательное отношение…….
Воспитывать уважение…….
Воспитывать ответственность..
ВАЖНО ПОМНИТЬ
Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы и возрасту детей.
Цель, как правило, бывает одна; задач может быть столько, сколько необходимо для достижения цели. Формулировка задач должна включать глагол, а сами задачи идти от ребенка, как объекта. Например, способствовать формированию, побуждать, способствовать воспитанию, создать условия для усвоения и т.д.
Виды задач, решаемых при организации разных видов деятельности
Игра
Сюжетно-ролевые и строительно-конструктивные игры
Виды задач:
по обогащению сюжета;
по формированию игровых и реальных взаимоотношений.
Игры-драматизации (театрализованные игры)
Виды задач:
по развитию эмоциональной сферы, формированию навыков речевой и двигательной выразительности;
по формированию навыков коллективной деятельности (нравственный аспект).
Развивающие игры
Виды задач:
дидактическая (обучающая);
развивающая;
воспитательная (воспитание личностных качеств).
Подвижные игры
Виды задач:
по развитию основных видов движений;
по развитию физических качеств;
по формированию волевых черт характера.
Народные и хороводные игры
Задача формулируется в зависимости от того, в каких условиях игра используется: как подвижная, развивающая и т.д.
Трудовая деятельность
Виды задач:
по формированию собственно трудовых навыков;
по формированию к труду как к деятельности; по воспитанию положительных черт характера в труде.
Индивидуальная работа с детьми
Виды задач:
дидактическая (обучающая);
развивающая;
воспитательная (по формированию личностных качеств).
Общение
Виды задач:
по формированию культуры общения;
по формированию навыков вербального и невербального общения.
Познавательная практическая деятельность
Виды задач:
задача образовательного характера;
задачи развивающего характера;
задача коммуникативного характера.
Литература 1. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3¬е изд. — Минск : НИО: Аверсэв, 2016. – 416 с. 2. Жихар,О.П. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: планирование и организация образовательного процесса/ О.П.Жихар, А.В.Корзун.-Минск: Зорны Верасок, 2015.-99с.
Памятку подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Е.В.Ляшкевич
Статья » Этапы. Дидактические задачи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Этапы. Дидактические задачи..docx
Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутри предметных и межкурсовых связей.
9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации реальных результатов учения.
10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
Источник
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Для эффективной реализации урочной деятельности при проектировании уроков математики используются такие технологии, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий. Можно сделать вывод, что обучение с использованием технологической карты позволит организовать эффективный учебный процесс, обеспечит реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократит время на подготовку учителя к уроку.
ЛИТЕРАТУРА
Источник
Какие дидактические задачи решают конкретные формы обучения
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:
Характерные черты учебного процесса как системы:
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
Разъяснение учащимися целей и задач обучения | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | Восприятие новых знаний, умений |
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация |
Управление процессом перехода от теории к практике | Приобретение умений и навыков, их систематизация |
Организация эвристической и исследовательской деятельности | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Для обучения характерны следующие признаки:
Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Источник
Типы и формы уроков
Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227).
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться как это было в период, когда деятельность преподавания рассматривалась только как передача учащимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий — «изучить такой-то объем нового материала», «повторить такие-то разделы программы» и т.п. Такая постановка цели урока в современной школе несостоятельна.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Например, цель урока — усвоить понятие «нахождение неизвестного слагаемого», «отработать умения и навыки его применения»; или по теме урока — «обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки самоконтроля и аккуратности». Эти цели достаточно сложные. Так, для того чтобы достичь цели урока, например, по математике, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности. То же относится и к цели второго урока.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают, таким образом основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия как учителя, так и учащихся.
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
На них решаются несколько дидактических задач
Типы и формы интегрированных уроков:
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Задачи:
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Задачи:
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.
На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока:
Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Задачи:
На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока:
Задачи:
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.
Урок устного контроля знаний
Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.
Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.
Урок письменного контроля знаний
Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.
Уроки комплексного контроля знаний
строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.
Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.
В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.
Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Источник
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5