В современное мире особо остро стоит вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе. Классические уроки, как правило, не предоставляют расширенную возможность общения в силу соблюдения дисциплины и большого объема материала, который необходимо преподнести учащимся. В связи с этим появились так называемые уроки-диспуты, направленные именно на развитие общения.
Как и в ходе обсуждения вопроса, при помощи диспута осуществляется проблемный расклад к организации различных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с поиском ответов на темы из жизни школы, класса, моральных норм личности согласно с требованиями современности.
Как известно, истина находится в споре, в конфликте воззрений. Однако, диспуты предполагают не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, от случая к случаю учащиеся исполняют конкретные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагог должен специально стимулировать спор, подсказывая неверные решения, создавая при этом атмосферу поиска правды. В обсуждении вопроса увеличивается учебная активность слабых учеников, все становятся более общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Таким образом, диспут – это не просто форма учебной работы, а высокая духовная форма общения. Дети приобретают умения, необходимые им в жизни: выстраивают свое поведение с позиции других людей, воспитывают культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности.
В зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют:
- диспут-лекцию;
- диспут-конференцию;
- диспут-дискуссию.
По содержанию диспуты бывают:
- нравственно-этические;
- общественно-политические;
- эстетические;
- профессиональные.
Основные этапы
В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.
- Подготовительный этап:
- определение темы, цели;
- создание организационной группы;
- распределение обязанностей;
- выбор ведущего;
- анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
- подготовка инструкций и оборудования;
- выбор помещения и его соответствующее оформление.
- ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.
Перед началом обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной темы, конкретизировать предмет обсуждения, уточнить отдельные понятия.
Началом может быть проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который создает проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме.
Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты, примеры.
- краткий анализ диспута, его плюсов и минусов, путей решения задач, поощрительная оценка участников, определение новых дискуссионных проблем.
Требования к организации и проведению диспута
Диспут можно проводить исключительно в тех случаях, когда у детей есть опыт беседы о жизни, также сформированы начальные навыки общения, позволяющие избежать неуважительного отношения к выступающему. Кроме того, существует ряд правил по успешному проведению диспута:
- Тема диспута должна быть значимой, проблемной, предоставляющей разные точки зрения.
- Она конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6.
- Своевременная подготовка объявлений, пригласительных билетов.
- Надлежащее оформление помещения, в котором будет проходить диспут (баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты).
- Подбор и предоставление участникам соответствующей литературы.
- Верный выбор ведущего, способного «зажечь» аудиторию.
- Важно установить четкий регламент по выступлениям.
- В конце обязательно дать оценку, выразить признательность участникам.
Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что:
- диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
- преподаватель должен обладать методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
- в ходе обсуждения вопроса нужно создать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, без страха осуждения;
- общаться с участниками диспута просто, свободно, что существенно сближает учителя и учащихся;
- позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение, уверять в нем других.
Диспут — публичный спор на определенную тему. Проведение диспута способствует не только воспитанию активности, но и творческому отношению молодежи к важнейшим событиям и явлениям нашей жизни. Свободный обмен мнениями заставляет школьников глубже, всестороннее осмыслить окружающую действительность, а также подвергнуть анализу свои взгляды и убеждения. Чаще всего они проводятся со старшеклассниками или со старшими подростками. Лучше проводить диспут в специально выбранном месте (в зале, школьном музее и т.п.); если диспут проводится в классной комнате, то ее следует оформить плакатами, правилами ведения спора и т.п.
Подготовка к диспуту
1. Выбор темы, ее утверждение. Можно провести анкетирование на темы: «Какие вопросы тебя особенно волнуют, и ты
не находишь на них ответа?», «О чем бы ты хотел поспорить, поговорить откровенно с товарищами?» и др.
2. Формулирование вопросов по выбранной теме. Рекомендуется сформулировать три-четыре вопроса, но чтобы они звучали проблематично. Например, существуют ли критерии современного человека? Быть современным — значит быть модным. Согласны ли вы с таким утверждением? и т.п.
3. Собственно подготовительный период, главной задачей которого является изучение мнения коллектива по выдвинутым вопросам, включает в себя следующие моменты: а) анкетирование по вопросам диспута; б) составление анкетных карточек, противоположных по мнению (с них-то можно и начать диспут: зачитать одну, потом — другую, попросить каждого доказать свое мнение по поводу выделенных точек зрения); в) изучение учащимися рекомендованной литературы; г) инсценирование (или «модель») будущего диспута: за несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколько самых активных учащихся класса для выяснения их мнения по вопросам диспута. Это могут быть члены временной инициативной группы. Не навязывая своего мнения, педагог просит этих школьников подготовить более тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали «толчок» для начала общего спора
Формулировка темы должна быть острой, проблематичной, будить мысль учащихся, заключать в себе нравственную или эстетическую проблему, которая в жизни, в литературе решается по-разному, вызывает противоречивые суждения. Таким образом, педагогически ценной является такая тема диспута, которая взволнует учащихся, «заденет их за живое», привлечет внимание своей необычностью, новизной.
-Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить.
-Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
-Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
-Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
-Старайся говорить своими словами.
-Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего «противника».
— Заканчивай выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
В ходе обсуждения основной темы диспута обычно возникает немало вопросов, имеющих косвенное к ней отношение. В заключительном слове, давая обстоятельный и убедительный ответ на все вопросы, ведущий, ссылаясь на мнение выступающих, выделяет новые мировоззренческие и нравственные проблемы, ценные для воспитания учащихся. Таким образом, на диспуте учащиеся не только учатся спорить, думать, отстаивать свои убеждения, но и получают ответы на интересующие их вопросы, растут духовно.
Заключительное слово, желательно, чтобы было кратким, ярким и убедительным, так как оно произносится искренне и задушевно, страстно и доказательно, выслушивается с исключительным вниманием, запоминается надолго.
Примерные темы диспутов
1. Мировоззрение. Мораль.
-В чем смысл и цель жизни?
— Что значит строить жизнь и пристраиваться в жизни?
-Гражданином быть обязан…» А что такое гражданин?
— В чем счастье?
— Почему говорят: «Бойся равнодушных?»
— Кто является для тебя идеалом?
— Кто является героем нашего времени?
— Как бы ты хотел прожить свою жизнь?
— Чувство долга и чести. Как ты их понимаешь?
-Моя учеба – мое личное дело… Согласны ли вы с этим?
— Хорошо учиться – твой долг или радость?
— Мечты и фантазия… Надо ли мечтать?
— Умеешь ли ты дружить?
— Правильно ли ты живешь? Доволен ли ты собой, своей жизнью?
2. Воля, характер, самовоспитание. Внешний облик. Культура поведения.
— У меня такой характер… Можно ли его изменить?
-Как воспитывать в себе мужество, храбрость, героизм?
— «Хочу и надо». Как их соотнести?
— О вкусах спорят.
— О хорошем и дурном вкусе.
— Как мы говорим? О культуре и красоте речи.
-О красоте внутренней и внешней.
3.Выбор профессии.
— Твое место в жизни. Как его найти?
— Кем быть и каким быть?
— Как ты представляешь свое будущее?
-Твое будущее..От чего оно зависит: от способности? Активности? Удачи?
— Как избежать ошибки при выборе профессии?
— Что такое призвание и кто его находит?
— Способности и талант… Это от природы или результат труда?
— Всякое ли дело может быть интересным, творческим?
— Правомерно ли деление профессий на мужские и женские?
4. Литература. Искусство.
-Любишь ли ты искусство? За что? Какое? Почему?
-Умеем ли мы слушать музыку?
— Какой он положительный герой?
-Что ты больше всего ценишь в искусстве?
— Мой любимый кинофильм. Почему он мне нравится?
Иногда темы диспутов непосредственно связаны с учебным процессом, рождаются на уроке, когда учитель разъясняет учащимся, что на тот или иной вопрос существуют разные взгляды, и рекомендует им самим разобраться в существе вопроса.
После того как определена тема диспута, обычно составляется план его подготовки и проведения с указанием ответственных за определенный участок работы. В плане предусматривается и подбор литературы по теме, плакатов, выставок, оформление помещения, в котором будет проведено мероприятие.
Вопросы для обсуждения, как и тема диспута, должны будить мысль, заключать в себе скрытые противоречия, отличаться полемичностью, вызывать желание поспорить.
В совокупности вопросы должны исчерпывать основную проблему диспута, преследовать задачу достижения цели и подаваться в такой формулировке, чтобы они сталкивали различные точки зрения и содержали вариантность ответов. Не годятся вопросы, на которые можно дать лишь однозначные ответы.
Например, при подготовке диспута на тему «Всегда ли ты правдив и честен?» можно провести анкету:
— Какой смысл ты вкладываешь в понятие «правдивость» и «честность»?
— Может ли у человека наблюдаться несоответствие между правдивостью и честностью? Привести 2-3 примера из жизни и литературы.
— Как добиться, чтобы правдивость и честность дополняли друг друга, помогали твоему нравственному совершенствованию?
Такие вопросы заставляют думать, спорить друг с другом, советоваться со старшими, что способствует развитию у учащихся нравственного мышления. Кроме того, право не подписывать анкету делает обычно ответы школьников более свободными и интересными.
Технология диспута
Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.
Правила проведения дискуссии
- Дискуссия — это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными на конкретных фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
- Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают предмет обсуждения, не отвлекаются на другие проблемы.
- Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной должно быть этичным.
- Не обидь, не оскорби, не унизь человека — девиз всякой дискуссии.
- Человека уважают в споре уже за то, что он искренен, хотя и ошибается.
- Дискуссия — это школа, вырабатывающая демократическое восприятие плюрализма мнений, отношений к поступку, действию.
Диалог завершается принятием решения, при котором каждый из учеников берет на себя какую-то работу, дело, конкретное обязательство. Учитель — оказать профессиональную помощь типа консультации, собеседования; родители — создать максимально благоприятные для ребенка условия, подросток воспитать в себе волевые качества, предъявить к себе требования последовательно и постоянно заботиться о здоровье и вести здоровый образ жизни.
Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.
Как руководить дискуссией в группе
- Приглашать к участию стеснительных детей.
- Направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому.
- Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять.
- Вытягивать больше информации.
- Не отвлекаться от предмета дискуссии.
- Давать время подумать над ответом: некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
- Когда ученик заканчивает ответ, оглядеть класс, оценить реакцию других детей.
Плюсы и минусы дискуссии*
Плюсы | Минусы |
1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения. 2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. 3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность. 4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию. |
1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога. 2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны. 3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать. |
Разновидность учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.
Требования к организации и проведению диспута
Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:
- Выбор темы для диспута должен основываться на ее значимости, проблемности, актуальности. Также выбранная тема должна предоставлять различные точки зрения.
- Тема конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 33 до 66.
- Объявления и пригласительных билеты необходимо подготовить своевременно.
- Оформление помещения должно соответствовать проводимому в нем мероприятию ( диспуту), элементами оформления могут быть различные баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты.
- Подбор и предоставление участникам соответствующей теме литературы.
- Верный выбор ведущего, который способен «зажечь» аудиторию.
- Важно установить четкий регламент по выступлениям.
- В конце необходимо дать оценку и выразить признательность участникам диспута.
Занимаясь организацией диспута, педагогу необходимо иметь в виду, что:
- диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
- педагог должен владеть методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
- в ходе обсуждения вопроса нужно сформировать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, не боясь осуждения кого бы то ни было;
- общаться с участниками диспута просто, свободно, так как это способствует существенному сближению учителя и учащихся;
- позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение и уверять в нем других участников.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
- Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Метод проектов как инновационная форма организации образовательной деятельности
- Модернизация традиционной системы обучения
- Образовательные технологии по ФГОС
- Взаимосвязь стиля семейного воспитания и успеваемости подростков
- Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении
- Метод изучения педагогической документации
- Структура процесса обучения
- Задачи экологического воспитания в доу
- Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
- Теоретические основы дошкольного образования
Как провести диспут
Диспут – это публичный спор, предметом которого является общественно значимая научная тема или проблема. Форма диспута может быть разнообразной: обсуждение значимых исторических событий, диссертации, защита тезисов. Отличие от дискуссии в том, что диспут утверждает позиции спорящих людей.
Инструкция
Подготовку к диспуту начните за неделю до назначенного срока. Процесс проведения диспута состоит из нескольких этапов: выбор темы, назначение руководителя, подбор группы активистов, составление плана проведения диспута, извещение участников о проведении диспута.
На подготовительном этапе определитесь с темой для диспута. Она должна быть актуальной и значимой для участников.
Обязательным условием выбора темы является ее неоднозначность, то есть то, что может вызвать споры. Составьте план диспута, определив основную проблему и несколько второстепенных вопросов, которые помогут раскрытию темы.
В качестве темы диспута обычно выступают судьбоносные события истории, которые по разному освещаются в исторической литературе и вызывают жаркие споры.
Разделите аудиторию на условные группы и проведите консультации с ними. В каждую группу включите людей с разным уровнем знаний.
Ознакомьте участников диспута с правилами проведения научного спора. Это – уважение к оппоненту, точные факты, последовательность и логичность изложения своих мыслей. Недопустимо повышение голоса и размахивание руками.
Начните диспут с вводного слова, в котором сформулируйте тему. Определите регламент выступления всех участников и правила проведения диспута.
Ваше поведение должно быть корректным. Не прерывайте выступающих участников и не вмешивайтесь в обсуждения. Вмешаться можно, если участник выступает не по существу.
Направляйте рассуждения к верным выводам, подталкивайте участников к формированию общей позиции по обсуждаемой теме. Отсекайте избыточную информацию, группируйте выводы и сближайте точки зрения участвующих в диспуте.
Руководите ходом диспута, при необходимости ставьте дополнительные вопросы. Помогайте найти правильное решение, делайте обоснованные выводы. Следите за тем, чтобы диспут не перерос в межличностный конфликт, и обсуждение не зашло в тупик.
В конце мероприятия отметьте наиболее активных участников диспута. Оцените содержание высказанных мыслей, их умение спорить и аргументировать свои мнения.
Подведите итоги диспута, ответьте на вопросы, которые не были освещены в процессе выступлений или оказались спорными.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
В наше время вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе приобретает крайне острый характер. В большей части случаев, классические уроки не дают возможности расширить методы общения из-за необходимости соблюдения дисциплины и существенного объема материала, который должен быть преподнесен учащимся. Именно по данной причине возникли так называемые уроки-диспуты, нацеленные конкретно на развитие общения.
Что такое диспут. Определение
«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать». Слово “Диспутировать” подразумевает под собой процесс публичного спора на некоторую тему. При этом учитывается столкновение разных, иногда, даже диаметрально противоположных точек зрения при рассмотрении обсуждаемого вопроса, проблемы с целью выбора верного решения.
Так же, как и в ходе обсуждения вопроса, с помощью диспута моделируется проблемный расклад к организации всевозможных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с определением ответов на некоторые темы из жизни школы, класса, подходящих под требования современности моральных норм личности. Всем известным фактом является то, что истина находится в споре, другими словами в конфликте воззрений. С другой стороны, диспуты подразумевают не только споры, но также и инсценировки с музыкальным оформлением, в некоторых случаях учащиеся примеряют на себя конкретные роли, представляя себя на месте выбранного героя. В игру-анализ входят все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагогу необходимо осознанно провоцировать и даже стимулировать спор, подсказывая заведомо неверные решения, создавая нужную атмосферу поиска правды. В процессе обсуждения вопроса возрастает учебная активность слабых учеников, все становятся более открытыми и, как следствие, общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что диспут в педагогике — это не только особая форма учебной работы, но и высокая духовная форма общения. Дети приобретают необходимые для жизни в обществе умения: выстраивают свое поведение относительно позиции других людей, воспитывают в себе культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности. В зависимости от уровня подготовки аудитории могут быть выделены:
- диспут-лекция;
- диспут-конференция;
- диспут-дискуссия.
По содержанию диспуты подразделяются на следующие типы:
- нравственно-этические;
- общественно-политические;
- эстетические;
- профессиональные.
Основные этапы
Понятие диспута основывается на трех фундаментальных этапах его подготовки и проведения: подготовительном, основном, итоговом.
Подготовительный этап
- формирование организационной группы;
- распределение обязанностей;
- выбор ведущего;
- анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
- подготовка инструкций и оборудования;
- выбор помещения и его соответствующего мероприятию оформления.
Основной этап
- ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.
До начала обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной для него темы, конкретизировать предмет обсуждения, а также уточнить некоторые отдельные понятия. В качестве начала диспута может послужить проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который провоцирует возникновение проблемной ситуации, песни, стихотворения, связанные с проблемой. Роль составной части диспута будет играть выражающее истину резюме проблемы. В его качестве могут выступать взгляды на рассматриваемую проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты или же примеры.
Итоговый этап
- краткий анализ диспута, присущих его плюсов и минусов, а также путей решения задач. Поощрительная оценка участников, определение новых необходимых для рассмотрения дискуссионных проблем.
Требования к организации и проведению диспута
Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:
- Выбор темы для диспута должен основываться на ее значимости, проблемности, актуальности. Также выбранная тема должна предоставлять различные точки зрения.
- Тема конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6.
- Объявления и пригласительных билеты необходимо подготовить своевременно.
- Оформление помещения должно соответствовать проводимому в нем мероприятию ( диспуту), элементами оформления могут быть различные баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты.
- Подбор и предоставление участникам соответствующей теме литературы.
- Верный выбор ведущего, который способен «зажечь» аудиторию.
- Важно установить четкий регламент по выступлениям.
- В конце необходимо дать оценку и выразить признательность участникам диспута.
Занимаясь организацией диспута, педагогу необходимо иметь в виду, что:
- диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
- педагог должен владеть методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
- в ходе обсуждения вопроса нужно сформировать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, не боясь осуждения кого бы то ни было;
- общаться с участниками диспута просто, свободно, так как это способствует существенному сближению учителя и учащихся;
- позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение и уверять в нем других участников.
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
Муниципальное
автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 36
с углубленным изучением отдельных
предметов» г. Сыктывкара
Статья
учителя русского языка и литературы Е. М. Семуковой
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ДИСПУТОВ
Диспуты, умело включенные в систему
воспитательных мероприятий, оказывают сильное влияние на формирование цельного
научного мировоззрения, высоких гражданских чувств и соответствующего им
поведения учащихся.
Диспуты воспитывают активность и
самостоятельность суждений учащихся, инициативу и страстность, приучают их
мыслить.
Участие в диспуте способствует развитию
критики и самокритики, культуры речи и логического мышления, учит умению
спорить и проверять правильность своих взглядов и убеждений.
Диспут
(от латинского – рассуждать, спорить) всегда предполагает спор, столкновения
различных, иногда прямо противоположных точек зрения. Он требует от учащихся
ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.
Предметом диспута должна быть проблема,
которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному.
Ценность диспута
как формы воспитания заключается прежде всего в том, что он отражает диалектику
нравственных, волевых и других качеств подростков.
Любое положительное качество воспитывается
в борьбе с ему противоположным: человечность в борьбе с жестокостью, душевная
щедрость – с черствостью, коллективизм – с эгоизмом. А на диспуте обычно
высказываются разные взгляды, убеждения, создается проблемная ситуация,
вызывающая глубокий интерес у всех присутствующих.
В спорах, в борьбе противоречивых суждений
рождается истина. А истина, завоеванная и выстраданная в борьбе, надолго
является руководством в поведении.
Настоящий диспут – это столкновение
убеждений. Это великая наука спорить. Он не исключает, а предполагает глубину и
всесторонность раскрытия проблемы, которая на нем обсуждается.
Сила воздействия диспута в значительной
мере определяется качеством его подготовки. Важно, чтобы тема диспута не
навязывалась учителем. К выбору темы необходимо привлечь самих учащихся. В
некоторых случаях тема диспута может быть подсказана сложившейся в классе
ситуацией:
отсутствие дружбы в коллективе или факты
нарушения дисциплины, нерадивое отношение к учебе…
Формулировка темы должна быть острой, проблематичной,
будить мысль учащихся, заключать в себе нравственную или эстетическую проблему,
которая в жизни, в литературе решается по-разному, вызывает противоречивые
суждения. Таким образом, педагогически ценной является такая тема диспута,
которая взволнует учащихся, «заденет их за живое», привлечет внимание своей
необычностью, новизной.
Примерные темы диспутов:
1. Мировоззрение. Мораль.
-В чем смысл и цель жизни?
– Что значит строить жизнь и
пристраиваться в жизни?
-Гражданином быть обязан…» А что такое
гражданин?
– В чем счастье?
– Почему говорят: «Бойся равнодушных?»
– Кто является для тебя идеалом?
– Кто является героем нашего времени?
– Как бы ты хотел прожить свою жизнь?
– Чувство долга и чести. Как ты их
понимаешь?
-Моя учеба – мое личное дело… Согласны
ли вы с этим?
– Хорошо учиться – твой долг или радость?
– Мечты и фантазия… Надо ли мечтать?
– Умеешь ли ты дружить?
– Правильно ли ты живешь? Доволен ли ты
собой, своей жизнью?
2. Воля, характер, самовоспитание. Внешний
облик. Культура поведения.
– У меня такой характер… Можно ли его
изменить?
-Как воспитывать в себе мужество,
храбрость, героизм?
– «Хочу и надо». Как их соотнести?
– О вкусах спорят.
– О хорошем и дурном вкусе.
– Как мы говорим? О культуре и красоте
речи.
-О красоте внутренней и внешней.
3.Выбор профессии.
– Твое место в жизни. Как его найти?
– Кем быть и каким быть?
– Как ты представляешь свое будущее?
-Твое будущее..От чего оно зависит: от
способности? Активности? Удачи?
– Как избежать ошибки при выборе
профессии?
– Что такое призвание и кто его находит?
– Способности и талант… Это от природы
или результат труда?
– Всякое ли дело может быть интересным,
творческим?
– Правомерно ли деление профессий на
мужские и женские?
4. Литература. Искусство.
-Любишь ли ты искусство? За что? Какое?
Почему?
-Умеем ли мы слушать музыку?
– Какой он положительный герой?
-Что ты больше всего ценишь в искусстве?
– Мой любимый кинофильм. Почему он мне
нравится?
Иногда темы диспутов непосредственно
связаны с учебным процессом, рождаются на уроке, когда учитель разъясняет
учащимся, что на тот или иной вопрос существуют разные взгляды, и рекомендует
им самим разобраться в существе вопроса.
После того как определена тема диспута,
обычно составляется план его подготовки и проведения с указанием ответственных
за определенный участок работы. В плане предусматривается и подбор литературы
по теме, плакатов, выставок, оформление помещения, в котором будет проведено
мероприятие.
Вопросы для обсуждения, как и тема
диспута, должны будить мысль, заключать в себе скрытые противоречия,
отличаться полемичностью, вызывать желание поспорить.
В совокупности вопросы должны исчерпывать
основную проблему диспута, преследовать задачу достижения цели и подаваться в
такой формулировке, чтобы они сталкивали различные точки зрения и содержали
вариантность ответов. Не годятся вопросы, на которые можно дать лишь
однозначные ответы.
Например, при подготовке диспута на тему
«Всегда ли ты правдив и честен?» можно провести анкету:
– Какой смысл ты вкладываешь в понятие
«правдивость» и «честность»?
– Может ли у человека наблюдаться
несоответствие между правдивостью и честностью? Привести 2-3 примера из жизни и
литературы.
– Как добиться, чтобы правдивость и
честность дополняли друг друга, помогали твоему нравственному
совершенствованию?
Такие вопросы заставляют думать, спорить
друг с другом, советоваться со старшими, что способствует развитию у учащихся
нравственного мышления. Кроме того, право не подписывать анкету делает обычно
ответы школьников более свободными и интересными.
ПРАВИЛА ДИСПУТА
-Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь
спорить.
-Спорь честно и искренне, не искажай
мыслей и слов своих товарищей.
-Помни, что доказательством и лучшим
способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
-Доказывая и опровергая, говори ясно,
просто, отчетливо, точно.
-Старайся говорить своими словами.
-Если доказали ошибочность твоего мнения,
имей мужество признать правоту своего «противника».
– Заканчивай выступление, подведи итоги,
сформулируй выводы.
В ходе обсуждения основной темы диспута
обычно возникает немало вопросов, имеющих косвенное к ней отношение. В
заключительном слове, давая обстоятельный и убедительный ответ на все вопросы,
ведущий, ссылаясь на мнение выступающих, выделяет новые мировоззренческие и
нравственные проблемы, ценные для воспитания учащихся. Таким образом, на
диспуте учащиеся не только учатся спорить, думать, отстаивать свои убеждения,
но и получают ответы на интересующие их вопросы, растут духовно.
Заключительное слово, желательно, чтобы
было кратким, ярким и убедительным, так как оно произносится искренне и
задушевно, страстно и доказательно, выслушивается с исключительным вниманием,
запоминается надолго.