В одной из статей я рассказывала, как научить ребенка решать длинные примеры на большое количество действий и не путаться (статья здесь >>)
Это хороший способ, с которого я рекомендую обязательно начинать тренироваться решать большие примеры, потому что он помогает “натренировать глаз” на порядок действий, а в дальнейшем очень поможет легко разбираться с длинными сложными уравнениями.
А сегодня познакомлю вас с еще одним простым и быстрым способом решать длинные примеры, чтобы не путаться в порядке действий. У моего третьеклашки это – любимый способ, который, как он говорит, всегда выручает на контрольных.
Сразу оговорюсь: этот способ НЕ отменяет знание порядка действий. Он лишь помогает выстроить правильную последовательность решения в случае, если у тебя пример длиной в целую строку и куча действий.
Итак, у нас есть очень длинный пример. Допустим, такой:
Реальный пример из учебника Петерсон для 3 класса
Делим пример на простые кусочки
Первое, что нужно сделать – это “вырезать” из примера все плюсы и минусы, не стоящие внутри скобок – прямо ручкой в тетради.
Еще раз: плюсы и минусы внутри скобок не вырезаем!
Теперь у нас получилось – даже визуально – три отдельных куска, три примера, определиться с последовательностью в которых гораздо проще.
Выписываем каждый отдельно:
Решаем кусочки
Не забудьте перед решением вспомнить, что мы будем принимать “за одно число”:
- содержимое скобок
- числа, стоящие по обе стороны от знаков умножения и деления
Во время решения наша задача – последовательно превращать эти “как бы единые числа” в настоящие числа.
Важное слово “последовательно”. Мы не “прыгаем” от действия к действию, а двигаемся прямо пальчиком по примеру и, встречая скобочку, умножение или деление, сразу же пересчитываем.
Пример 1. 280 : (60 : 15) = 280 : 4 = 70
Полученный результат сразу стоит подписать над примером
Пример 2. (25 + 3 * 8) : 7 = (25 + 24) : 7 = 49 : 7 = 7
Снова подпишем полученный результат над примером:
Пример 3. 3 * (720 : 80) = 3 * 9 = 27
И снова подпишем результат:
Заканчиваем решение
Теперь заметим, что у нас есть:
- всего три уже посчитанные числа
- плюсы и минусы, которые мы отрезали вначале
Перенесем отрезанные плюсы и минусы к посчитанным числам:
И получим очень простой пример:
70 – 7 + 27 = 90
Мы просто подряд выполнили сложения / вычитания слева направо, и всё получилось.
Длинный пример в скобках
Ребенок может столкнуться с примером, в котором после отрезания плюсов и минусов все равно получились длинные куски.
В этом случае мы проделаем номер с вырезанием плюсов и минусов еще раз, но уже на выписанном из “главного примера” кусочке:
Я не стала все еще раз подробно расписывать, но в примере с зелеными черточками видно, что
- содержимое длинной скобки мы поделили на две части
- начнем мы считать со скобки – сначала две отдельные части, потом посчитаем минус в скобке, потом поделим 350 на посчитанную скобку
Такое разделение не нужно делать, если у вас в скобке всего пара действий – делите только в случае, если действий три – четыре и более.
А если пример будет совсем другой?
Чтобы легко решать длинные примеры, всегда делаем одно и то же:
1. Отрезаем плюсы и минусы, получаем “нарезку” из более коротких примеров
2. Выписываем эти более короткие примеры по-отдельности и считаем их. При необходимости более короткие примеры нарезаем на еще более мелкие.
Подписываем ответы в “большой” пример.
3. Ставим ранее вырезанные плюсы и минусы к полученным результатам и заканчиваем вычисление.
Вот еще пара “порезанных на кусочки” примеров, чтобы вы лучше поняли принцип:
Обычно такое разделение помогает детям очень быстро осознать структуру примера и выстроить правильный порядок действий.
Желаю огромных успехов в учебе!
Когда дело доходит до решения длинных примеров по математике, легко запутаться в порядке действий. Это может привести к неправильным ответам, плохим отметкам, разочарованию и даже к ненависти к математике. Чтобы этого избежать, можно сделать несколько вещей, которые известны каждому, но я напомню:
- Начинаем решать пример слева направо.
- Следуйте порядку операций: сначала скобки, потом умножение или деление, сложение или вычитание. Это порядок, в котором мы должны выполнять операции при решении примеров. Начинаем решение с того блока, который дан в скобках и двигаемся дальше.
- Решаем пример шаг за шагом слева направо, для этого разбиваем его на более мелкие шаги и решаем каждый шаг по отдельности, то есть по действиям. Это может облегчить понимание и решение примера.
- Не торопитесь! Из-за спешки и невнимательности можно запутаться.
- Легко сделать ошибки, если все вычисления вы пытаетесь сделать в своей голове. Запишите каждое действие в тетради подробно или воспользуйтесь черновиком.
- Проверьте свою работу: убедитесь, что вы правильно выполнили порядок действий и что ответ записан. А то очень распространенная ошибка школьников – решили весь пример по действиям, а ответ после знака равно не записан.
Пересчитывать всё заново не обязательно, но аккуратность и последовательность работы следует проверить.
Запоминаем порядок действий
Рисуем в тетрадке или на большом плакате на отдельном листе лесенку.
– Представь, что решение примера – это подъем по лестнице. Мы поднимаемся на первую ступеньку – там скобки, потом на вторую – там умножение и деление, на третью – там сложение и вычитание. То есть порядок действий при решении примеров запоминается такой: скобки, умножение и деление, сложение и вычитание. Решённый пример – это самый верх лестницы! Мы туда забрались! Молодцы!
Такой плакат, составленный самостоятельно, позволит ребенку запомнить порядок действий и больше никогда не ошибаться и не путаться в них.
Не путаемся при решении длинных примеров
Бывает такое, что порядок действий, что за чем решается, ребенок понимает отлично, а ошибки в длинных примерах всё равно есть. И я сейчас не затрагиваю арифметические ошибки, а только систему решения примеров по действиям.
В школе учат решать так:
Расставляем наверху числа – это номера действий. Под примером решаем по действиям.
У ребенка могут возникнуть вопросы ещё на этапе расстановки порядка действий. Он знает, что первое действие – скобка. Над всей скобкой он ставит номер 1. Но внутри этой скобки есть два действия, которые он может не воспринять.
Далее от 470 результат вычисления “скобки” нужно будет просто отнять. Здесь нет сложностей, но что делать с результатом из скобки в этом примере?
Какое будет второе действие: 8 умножить на 4 или результат “скобки” разделить на 7? А может быть, нужно сначала от 40 отнять результат “скобки”? И пятое действие – самое сложное. Какой результат от чего отнимать: то, что получилось во втором действии или то, что получилось в четвертом действии минус то, что получилось в третьем действии? Короче, путаница полная.
Для того чтобы её не было, нам надо научиться видеть в примерах не отдельные числа, а блоки.
Дело в том, что взрослый человек видит пример вида 10 – 8 : 2 не как три отдельные числа, а как два. Блок 8 : 2 воспринимается мозгом как одно целое число. Так ему легче решать пример. И такое восприятие выражений приходит к человеку к старшим классам.
Когда ребенок ещё маленький, он воспринимает пока только числа как числа. Наша задача – научить воспринимать их группами, чтобы решать примеры без путаницы.
Для этого подойдёт математическая игра. Придумываем длинный пример на весь лист. Числа не важны, считать его мы не будем, а просто придумаем и запишем:
Далее берём фломастер (просто потому что дети очень любят работать с фломастерами) и обводим все скобочки в этом примере в кружочки. Именно их мы будем решать в первую очередь.
Далее фломастером другого цвета обводим все группы чисел со знаками умножения и деления. Объясняем ребенку, что мы обводим их как будто в единое число.
В некоторых случаях круги будут пересекаться.
После того как поработали таким образом с этим длинным примером, то заметили, что ребенок уже видит выражения с умножением и делением по-другому, он будет воспринимать их как единую группу.
Придумываем ещё несколько примеров на всю страницу, чтобы потренироваться таким образом. В течение нескольких дней регулярно играем в эту игру.
Результаты будут видны очень быстро, особенно с примерами на умножение и деление внутри одного большого примера.
Это упражнение воспринимается ребенком именно как игра, потому что в нем не нужно ничего считать, нет напряжения мозга, а есть только яркие, позитивные кружочки.
Попробуйте это упражнение, а потом дайте длинный пример для вычисления по действиям и для закрепления, где уже не нужно обводить круги, а нужно применить полученные знания и навыки.
Успехов вам в математике!
Когда дело доходит до решения длинных примеров по математике, легко запутаться в порядке действий. Это может привести к неправильным ответам, плохим отметкам, разочарованию и даже к ненависти к математике. Чтобы этого избежать, можно сделать несколько вещей, которые известны каждому, но я напомню:
- Начинаем решать пример слева направо.
- Следуйте порядку операций: сначала скобки, потом умножение или деление, сложение или вычитание. Это порядок, в котором мы должны выполнять операции при решении примеров. Начинаем решение с того блока, который дан в скобках и двигаемся дальше.
- Решаем пример шаг за шагом слева направо, для этого разбиваем его на более мелкие шаги и решаем каждый шаг по отдельности, то есть по действиям. Это может облегчить понимание и решение примера.
- Не торопитесь! Из-за спешки и невнимательности можно запутаться.
- Легко сделать ошибки, если все вычисления вы пытаетесь сделать в своей голове. Запишите каждое действие в тетради подробно или воспользуйтесь черновиком.
- Проверьте свою работу: убедитесь, что вы правильно выполнили порядок действий и что ответ записан. А то очень распространенная ошибка школьников – решили весь пример по действиям, а ответ после знака равно не записан.
Пересчитывать всё заново не обязательно, но аккуратность и последовательность работы следует проверить.
Запоминаем порядок действий
Рисуем в тетрадке или на большом плакате на отдельном листе лесенку.
– Представь, что решение примера – это подъем по лестнице. Мы поднимаемся на первую ступеньку – там скобки, потом на вторую – там умножение и деление, на третью – там сложение и вычитание. То есть порядок действий при решении примеров запоминается такой: скобки, умножение и деление, сложение и вычитание. Решённый пример – это самый верх лестницы! Мы туда забрались! Молодцы!
Такой плакат, составленный самостоятельно, позволит ребенку запомнить порядок действий и больше никогда не ошибаться и не путаться в них.
Не путаемся при решении длинных примеров
Бывает такое, что порядок действий, что за чем решается, ребенок понимает отлично, а ошибки в длинных примерах всё равно есть. И я сейчас не затрагиваю арифметические ошибки, а только систему решения примеров по действиям.
В школе учат решать так:
Расставляем наверху числа – это номера действий. Под примером решаем по действиям.
У ребенка могут возникнуть вопросы ещё на этапе расстановки порядка действий. Он знает, что первое действие – скобка. Над всей скобкой он ставит номер 1. Но внутри этой скобки есть два действия, которые он может не воспринять.
Далее от 470 результат вычисления “скобки” нужно будет просто отнять. Здесь нет сложностей, но что делать с результатом из скобки в этом примере?
Какое будет второе действие: 8 умножить на 4 или результат “скобки” разделить на 7? А может быть, нужно сначала от 40 отнять результат “скобки”? И пятое действие – самое сложное. Какой результат от чего отнимать: то, что получилось во втором действии или то, что получилось в четвертом действии минус то, что получилось в третьем действии? Короче, путаница полная.
Для того чтобы её не было, нам надо научиться видеть в примерах не отдельные числа, а блоки.
Дело в том, что взрослый человек видит пример вида 10 – 8 : 2 не как три отдельные числа, а как два. Блок 8 : 2 воспринимается мозгом как одно целое число. Так ему легче решать пример. И такое восприятие выражений приходит к человеку к старшим классам.
Когда ребенок ещё маленький, он воспринимает пока только числа как числа. Наша задача – научить воспринимать их группами, чтобы решать примеры без путаницы.
Для этого подойдёт математическая игра. Придумываем длинный пример на весь лист. Числа не важны, считать его мы не будем, а просто придумаем и запишем:
Далее берём фломастер (просто потому что дети очень любят работать с фломастерами) и обводим все скобочки в этом примере в кружочки. Именно их мы будем решать в первую очередь.
Далее фломастером другого цвета обводим все группы чисел со знаками умножения и деления. Объясняем ребенку, что мы обводим их как будто в единое число.
В некоторых случаях круги будут пересекаться.
После того как поработали таким образом с этим длинным примером, то заметили, что ребенок уже видит выражения с умножением и делением по-другому, он будет воспринимать их как единую группу.
Придумываем ещё несколько примеров на всю страницу, чтобы потренироваться таким образом. В течение нескольких дней регулярно играем в эту игру.
Результаты будут видны очень быстро, особенно с примерами на умножение и деление внутри одного большого примера.
Это упражнение воспринимается ребенком именно как игра, потому что в нем не нужно ничего считать, нет напряжения мозга, а есть только яркие, позитивные кружочки.
Попробуйте это упражнение, а потом дайте длинный пример для вычисления по действиям и для закрепления, где уже не нужно обводить круги, а нужно применить полученные знания и навыки.
Успехов вам в математике!
Порядок действий в математике
Какое действие выполнить в первую очередь: сложение или умножение? Простые для внимательного школьника примеры вида 2 + 2 × 2 не всякий взрослый решит правильно. Разберемся вместе, как без ошибок решать числовые выражения со скобками и без.
Решайте математические и логические задачи и примеры на ЛогикЛайк!
Выберите возраст для старта
Более 5500 увлекательных заданий для развития математических
способностей и логического мышления — в онлайн‑курсе ЛогикЛайк.
Для чего нужен порядок действий?
Большинство действий, которые мы выполняем в жизни имеют свой порядок. Согласитесь, чтобы пойти в магазин вы сначала одеваетесь, а затем выходите на улицу, а не наоборот. Так же и в математике, у арифметических действий есть своя очередность, которую необходимо соблюдать.
Вы уже решали простые примеры на сложение, вычитание, умножение или деление. Более сложные примеры называют числовыми выражениями, они содержат два, три и даже больше действий.
7 – 4 + 10
6 + 4 ∙ 5 – 3
60 – 24 : 8 + 2 × 4
Чтобы правильно решить подобные примеры, нужно знать какое действие выполняется раньше других.
Кто придумал порядок действий?
В 1560 году французский логик и математик Пьер де ла Раме в своей книге «Алгебра» впервые применил определенный способ выполнения последовательности действий.
Порядок действий в примерах и картинках
Вам задали решить длинный пример – не паникуйте, это проще простого, если знать порядок действий.
Порядок действий – это определенная последовательность выполнения цепочки арифметических действий.
В каком порядке выполнять действия?
Первыми всегда выполняются действия в скобках с учетом приоритетности. Приоритет действий: умножение или деление выполняются раньше, чем сложение или вычитание. При равном приоритете действия выполняются слева направо.
- Скобки (если они есть)
- Умножение или деление
- Сложение или вычитание
Порядок действий в выражениях без скобок
Вычислим значение выражения, применяя порядок выполнения действий.
Порядок выполнения равнозначных действий
- Умножение и деление равнозначны. Если умножение стоит слева от деления, то умножение выполняется первым. Если деление находится слева от умножения, сначала выполняется деление.
- Сложение и вычитание равнозначны. Если сложение стоит слева от вычитания, то сложение выполняется первым. Если вычитание находится слева от сложения, сначала выполняется вычитание.
Равнозначные действия выполняются по очереди слева направо.
Пример: 12 + 6 – 8
В данном выражении нет скобок и знаки равнозначные по очередности (сложение, вычитание), значит выполнять их мы будем по очереди слева направо.
12 + 6 – 8
18 – 8 = 10
Получаем результат 10.
Пример: 6 + 4 × 8 – 7
В данном выражении нет скобок, значит сначала мы будем выполнять умножение.
6 + 4 × 8 – 7
6 + 32 – 7
Когда остается два равнозначных действия, мы будем их выполнять слева направо по порядку. В данном случае сначала выполним сложение, а затем вычитание.
6 + 32 – 7
38 – 7
Получаем результат 31.
Если действия записаны в скобках, выполнение порядка действий сохраняется внутри скобок.
Как ЛогикЛайк может помочь родителям?
Выберите основную цель занятий
Порядок действий в выражениях со скобками
Пример: (4 + 3 × 2) ÷ (12 ÷ 4 – 3)
Начнем со скобок. В каждой скобке мы должны начинать с самой важной операции.
(4 + 3 × 2) ÷ (12 ÷ 4 – 3)
Если в примере две или более скобок – начинаем их решать слева направо. В левой скобке есть сложение и умножение. Начинаем с умножения, которое приоритетнее, «главнее» сложения.
(4 + 3 × 2) ÷ (16 ÷ 2 – 3)
В правой скобке в первую очередь выполним деление – оно приоритетнее, чем вычитание.
(4 + 6) ÷ (16 ÷ 2 – 3)
(4 + 6) ÷ (8 – 3)
Заканчиваем решение в каждой скобке.
(4 + 6) ÷ (8 – 3)
Остается только разделить.
10 ÷ 5 = 2
Получаем результат 2.
Решите выражения, расставляя порядок действий над знаками:
5 · 8 + 4 · 6 + 15 – 14 =
9 · 5 – 19 + 6 · 6 – 3 · 4 =
32 : 4 · 6 : 8 + 6 · 3 – 17 =
27 + 7 · 8 – 35 : 35 =
6 · 5 – 12 : 6 · 3 + 49 =
42 : 6 + 28 – 3 · 6 =
32 : 4 · 6 : 8 + 6 · 3 – 17 =
9 · 7 – 3 · 7 + 29 – 24 : 4 =
48 : 6 + 33 – 54 : 9 + 7 · 4 =
Подключайтесь к ЛогикЛайк!
Развивайте логику, интеллект и расширяйте
кругозор на сайте Logiclike.com.
Сделайте длинный пример.
На странице вопроса Сделайте длинный пример? из категории Математика вы найдете
ответ для уровня учащихся 1 – 4 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.