Как составить договор с продюсером

    Представители творческих профессий редко воспринимают свою работу как бизнес. Они, как правило, люди тонкой душевной организации, которые полностью поглощены своим дарованием им трудно вникать, в суть вещей обыденных и совсем не возвышенных. Зато специалисты в области продюсирования, напротив, народ крайне приземленный, прагматичный и довольно циничный, без лишних сантиментов стремящийся делать дело, естественно, с выгодой для себя.

Содержание статьи:

  1. Как составить договор с продюсером?
  2. Как юридически правильно выстроить отношения по продюсерскому договору?
  3. Как изменить условия договора с продюсерским центром?
  4. Как расторгнуть продюсерский договор?
  5. Помощь адвоката по договорам

 ВНИМАНИЕ: наш адвокат поможет составить договор как продюсеру с артистом, так и наоборот. Звоните в АБ «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург уже сегодня

Как составить договор с продюсером?

   Естественно, что договор с продюсером составляется в письменной форме с указанием всех условий, которые согласованы между сторонами. При составлении договора отражаются общие сведения, как и в любом другом договоре, а именно, дата и место заключения, стороны договора, предмет договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон, срок действия договора, иные условия.

   Поскольку каждый договор содержит в себе свои нюансы и согласованные условия, договор с продюсером не исключение, поэтому при подготовке договора и согласовании условий необходимо обговорить и отразить в данном документе определенные моменты.

   Следует отразить конкретные права и обязанности сторон, при этом использовать не только общие фразы; оговорить срок действия договора. Необходимо внимательно изучить условия об ответственности сторон, в частности, исполнителя, т.е., что он должен будет выплатить продюсеру, если, например, не сможет какое-то время выполнять взятые на себя обязательства.

   Так как договор с продюсером это юридический документ, то исполнитель не всегда может разобраться во всех нюансах, поэтому лучше обратиться к адвокату за консультацией.

ПОЛЕЗНО: наш адвокат поможет в составлении договора, звоните уже сейчас

Как юридически правильно выстроить отношения по продюсерскому договору?

   Реальность такова, что любой договор должен быть обоюдовыгодным. А потому оценить его перед подписанием нужно совместно с юристом. Помните, что случилось со знаменитым Димой Биланом, после смерти его продюсера Юрия Айзеншписа? Его вдова решила запретить Билану использовать собственное сценическое имя! Она доказывала, что все права принадлежали покойному супругу, а после его смерти ей. Пришлось очень  долго разбираться в судах.

    Если бы в договоре между продюсером и артистом был соответствующий пункт, то прецедента могло бы не возникнуть вовсе. И ведь уловок может быть сколько угодно. Некоторые продюсеры уверяют, что договор – просто бумажка, формальность, совместное творчество не подвластно этой «рутине», не стоит о ней задумываться. Может быть и так, но только до тех пор, пока продюсера все устраивает, а если возникнет финансовый спор, спор об авторских правах, если артист захочет поработать с кем-то другим – вот тут «формальность» превратиться в полный сил юридический документ; беззаветному восхищению придет конец —  в суде нужно будет доказывать правоту сторон.

   Бывает, что неопытный работник творческой стези просто забывает забрать свой экземпляр договора, не читает договор при подписании – все это огромные риски и почти наверняка шанс остаться без прав на собственный продукт и без денег за него. Можно оказаться современным «рабом», который должен всё, а ему никто и ничего. Ведь все что видит зритель, что составляет образ успешного артиста: машины, дорогая одежда, охрана, апартаменты, обычно, самому  артисту не принадлежат, а использование «для камер» отрабатывается в тройном размере.  

    Часто хитрые продюсеры заключают такие продюсерские договоры с певцом или актером, которые лишают поэта или музыканта авторских прав на их произведения. Написал и забудь, так называемые роялти, то есть авторские отчисления (которые  и составляют основную денежную массу от реализации продукта) получает продюсер, а не автор. Именно продюсер, по своему усмотрению использует произведение, а автор работает дальше за довольно скромную зарплату. Поверьте, «важных» аргументов у опытного продюсера хватит. Тысячи независимых артистов попадаются на такие уловки и на годы становятся рабами. К сожалению, это так.

ПОЛЕЗНО: вы можете обратиться к нам и по вопросу анализа уже составленного договора, подробнее об этом по ссылке и в видео

Как изменить условия договора с продюсерским центром?

   Порядок изменения условия договора с продюсерским центром может быть указан непосредственно в самом договоре.

   Если подробно порядок изменения условий в договоре не прописан, тогда для изменения условия договора необходимо заключить дополнительное соглашение к договору, которым изменить конкретный пункт или условие договора. Данный вариант изменений условий возможен только в случае согласия обеих сторон на изменение условий.

   Когда одна из сторон не согласна на изменение условий договора, то вторая сторона может обратиться в суд с иском об изменении условия договора. Обращение в суд не гарантирует, что суд встанет на сторону истца, однако, с учетом обстоятельств дела и мотивов обращения в суд с иском, возможно, что судебным решением условие договора может быть изменено.  

Как расторгнуть продюсерский договор?

Адвокат в сфере шоу-бизнеса   Порядок расторжения продюсерского договора может быть прописан в самом договоре. Даже если порядок расторжения договора не прописан в данном документе, то всегда можно обратиться к общим положениям гражданского законодательства о расторжении договора по соглашению сторон или в судебном порядке.

   Продюсерский договор может быть расторгнут и в одностороннем порядке одной из сторон, но такая возможность должна быть предусмотрена в самом договоре. Если договором не предусмотрено право на односторонний отказ от договора, тогда договор может быть расторгнут только по соглашению или в суде. При одностороннем отказе от договора лучше предусмотреть конкретные случаи в договоре, когда та или иная сторона вправе отказаться от договора, тогда маловероятно, что суд признает такой отказ неправомерным. Как правило, при расторжении в таком порядке инициатор расторжения направляет в адрес второй стороны уведомление или отказ от договора.

   Расторжение по соглашению сторон не вызывает сложностей, т.е. стороны заключают соглашение о расторжении к заключенному договору, в котором указывают условия расторжения и когда договор считать расторгнутым.

   Для расторжения в судебном порядке необходимости соблюсти досудебный порядок, т.е. направить в адрес второй стороны предложение расторгнуть договор. выждать время, по общему правилу это 30 дней, только после этого обратиться в суд с иском о расторжении продюсерского договора.

Помощь адвоката по договорам в Екатеринбурге

    Необходимость юридической помощи очевидна. В идеале, конечно, до начала совместной с продюсером работы. Важно помнить и контролировать особенно важные рабочие моменты:

  • договор с артистом на выступление
  • договор на выступление группы
  • концертное соглашение
  • договор с артистом
  • договор на оказание услуг с артистом
  • типовой договор с артистами
  • продюсерский договор с артистом

   Все виды договоров должны быть правильно составлены, с учетом интересов обеих сторон, кроме того, правовой анализ договора оказания услуг возможно и при уже составленном соглашении сторонами.

   Не должно прослеживаться ущемлений авторских прав, психологического давления, ограничений свобод, должны быть прописаны права на расторжение по желанию одной из сторон, все виды неустоек и штрафных санкций должны быть прописаны также, чтобы они не возникали спонтанно. Людям творческих профессий нужно помнить о собственных интересах, о своем будущем, о своих доходах — ведь именно они «рождают» на свет то, чем восхищаются и за что платят миллионы.

   Звоните и наш юрист Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам уже сегодня!!!

Отзыв нашему юристу по защите авторской песни

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

И продюсер, и эксперт онлайн-школы заинтересованы в составлении грамотного письменного договора о сотрудничестве. Устные договорённости менее надёжны, поскольку единственной гарантией честности в этом случае является страх потерять репутацию. Но и письменный договор не обеспечит отношениям продуктивности, если в нём не проработаны детали и острые моменты.

Юридическая основа

Договор между продюсером и экспертом онлайн-курса или школы не относится строго к какому-то конкретному виду. В целом, это договор оказания услуг. В нём сочетаются элементы агентского соглашения, аутсорсинга, поручения, консультационных и информационных услуг. Многие школы используют договор комиссии.

Согласно гражданскому праву, обязательными элементами любого договора являются:

  • предмет договора;
  • дата заключения;
  • подписи сторон, свидетельствующие о том, что стороны пришли к соглашению по всем указанным условиям.

Отношения эксперта и продюсера чётко законодательством не регулируются. Стороны могут выбрать те условия, которые выгодны в конкретной ситуации. Но нужно помнить о том, что по некоторым видам договоров в законе чётко установлены условия. И даже если стороны пропишут иное, в случае спора будут применятся нормы закона, а не подписанного экспертом и продюсером соглашения.

h123 Как составить договор между продюсером и экспертом

Поэтому перед составлением документа нужно определиться со следующим:

  1. Кто финансирует проект, в каких соотношениях эксперт и продюсер вкладывают деньги в развитие онлайн-школы.
  2. Кто в дальнейшем будет обладать правами на сам онлайн-курс и всю созданную в рамках проекта интеллектуальную собственность.
  3. Какова известность и востребованность эксперта и его онлайн-курсов: ответ на этот вопрос определит предстоящий уровень риска и затрат, в том числе и трудовых, для каждой стороны.

Условия договора между продюсером и экспертом в разных ситуациях могут кардинально отличаться. Самое важное — определить ключевые моменты: обязанности, вознаграждение, ответственность.

Если у эксперта уже есть имя и аудитория, и он хочет продвинуть свой онлайн-курс, увеличить продажи, ему требуется специалист-менеджер. Понятно, что этот менеджер получит гонорар либо процент от результата, но не всю прибыль от проекта.

Другое дело, если онлайн-школу запускает продюсер и подыскивает подходящих под тематику экспертов. В такой ситуации он вкладывается в проект с нуля, а эксперты являются по факту преподавателями и не могут рассчитывать на прибыль по проекту.

Стороны договора

Условия договора во многом зависят от того, какова организационно-правовая форма сторон. Как продюсер, так и эксперт могут быть:

  • физическими лицами;
  • индивидуальными предпринимателями;
  • самозанятыми;
  • юридическими лицами: продюсерская компания, онлайн-школа у эксперта.

Создавать ИП или юрлицо для заключения договора не обязательно. Но его наличие или отсутствие влияет на меру ответственности конкретного человека. Если вы привлекаете в качестве исполнителя ООО, то его владелец или руководитель не будут лично отвечать за результат. В случае неудачи фирма может быть брошена и открыта новая без долгов и проблем.

p-e Как составить договор между продюсером и экспертом

С другой стороны, если исполнителем договора об оказании услуг является юридическое лицо, а заказчиком — физическое, то к отношениям применяются нормы Закона о защите прав потребителей. Соответственно, степень ответственности и риски для исполнителя выше, а гарантий для заказчика больше. В том числе можно потребовать компенсацию за некачественно оказанные услуги.

Типовые разделы

Основные разделы договора между экспертом и продюсером не отличаются от любых других договоров:

  • указание сторон;
  • предмет договора;
  • права и обязанности сторон;
  • цена и порядок расчётов;
  • ответственность сторон;
  • форс-мажор;
  • срок действия, порядок изменения и расторжения договора;
  • порядок разрешения споров;
  • заключительные положения;
  • адреса, реквизиты и подписи сторон.

h1234 Как составить договор между продюсером и экспертом

Срок действия

Многие продюсеры предпочитают работать по одному проекту не более 3 месяцев. То есть они проводят маркетинговую компанию, выходят на заданные экспертом цели, а в дальнейшем предлагают ему другие варианты сотрудничества или просто покидают проект.

Но обязанности конкретизировать время действия договора законом не установлены. Поэтому он может быть заключён и на неопределённый срок. Датой вступления его в силу можно сделать указанный день или момент подписания.

Вознаграждение по договору

В договоре обязательно нужно прописать цены и порядок расчётов. Возможные варианты:

  1. Продюсер получает фиксированную сумму за свои услуги: так называемая абонентская плата. Обычно устанавливается размер вознаграждения в месяц. Но может быть и фиксированная сумма за каждый проданный курс.
  2. Продюсер получает часть прибыли: процент от продаж онлайн-курса.
  3. Продюсер получает всю прибыль, а эксперт — вознаграждение за ведение онлайн-курса. Оно может быть фиксированным за месяц, за курс или урок либо устанавливается в виде процента с продаж.

Авторские права

В договоре нужно обязательно прописать вопрос, кому принадлежат авторские права в рамках проекта. Это касается не только самого онлайн-курса, но и всего, что было создано в результате деятельности продюсера и автора. Нужно чётко разграничить права.

Обычно условие зависит от степени финансового участия каждой стороны. Если продюсер полностью финансирует проект, то и авторские права почти всегда переходят к нему. Но и даже при равном участии продюсеры часто забирают интеллектуальную собственность себе: ведь их трудом, именем, талантом продвигается ранее неизвестный онлайн-курс или эксперт. Таким образом они защищают себя от риска того, что эксперт уйдёт в «свободное плавание» после успешного запуска онлайн-курса.

Авторские права — компенсация возможных потерь при выходе из проекта одной из сторон или нарушении условий договора.

h12345 Как составить договор между продюсером и экспертом

Виды договоров и их особенности

При выборе договора нужно учитывать следующее:

  1. Законом могут быть установлены обязательные требования к условиям. Если договор будет им противоречить, то в случае спора применяются нормы закона.
  2. Законом могут быть определены условия по умолчанию. Они действуют, если в договоре эти моменты не прописаны вовсе. Но стороны могут по своему желанию указать в соглашении противоречащие указанным в законе условия, и они будут легитимны.
  3. Законом могут быть установлены лишь общие моменты, а конкретные условия полностью отданы на усмотрение сторон.

В случае рассмотрения споров суд руководствуется содержанием договора, а не его названием. То есть вид соглашения определяется исходя из его условий.

Рассмотрим особенности некоторых самых распространённых среди продюсеров и экспертов видов договоров.

Договор оказания услуг

В гражданском праве такие отношения регулируются ст. 779 Гражданского кодекса «Возмездное оказание услуг». Общие правовые принципы:

  • исполнитель оказывает услуги лично сам, если договором не установлено иное;
  • заказчик обязан оплатить услуги исполнителя в порядке и сроки, установленные в документе;
  • если исполнитель не смог выполнить указанные услуги по вине заказчика, то последний обязан оплатить их в полном объёме: данное положение установлено по умолчанию законом, поэтому при несогласии с ним можно указать в договоре иное;
  • если услуга не оказана по обстоятельствам, не зависящим от сторон, то заказчик оплачивает только фактически понесённые исполнителем расходы.

Спорный момент в договоре оказания услуг между продюсером и экспертом онлайн-школы — кто является исполнителем, а кто заказчиком:

  1. Эксперт нанимает специалиста для продвижения своего онлайн-курса. Прописываются обязанности и ответственность продюсера. В качестве вознаграждения может быть фиксированная сумма или процент с продаж.
  2. Продюсер нанимает эксперта с готовым онлайн-курсом для использования его в своём проекте. Прописываются обязанности и ответственность эксперта. При этом обычно продюсер вкладывает деньги в развитие и продвижение курса. В качестве вознаграждения эксперт получает фиксированную плату или процент с продаж. Остальная прибыль уходит продюсеру, как и авторские права (чаще всего).

Какой вариант выбрать — зависит от ситуации и интересов сторон.

h123456 Как составить договор между продюсером и экспертом

Агентский и комиссионный договоры

Схожие виды соглашений, по которым одна сторона совершает действия по поручению другой стороны за определённую плату. Обычно в роли стороны, дающей поручения, выступает эксперт. Особенности агентского договора:

  • продюсер совершает юридические действия от своего имени либо от имени эксперта;
  • продюсер выполняет эти действия за счёт эксперта;
  • если сделка совершается продюсером от своего имени, то и права и обязанности по ней принадлежат ему, если от имени эксперта — то права и обязанности у последнего;
  • эксперт обязан выплатить продюсеру вознаграждение, даже если оно не определено договором;
  • в агентском договоре можно запретить эксперту работать с другими продюсерами;
  • в соглашении можно запретить продюсеру работать с другими экспертами;
  • продюсер должен предоставлять эксперту отчёты о своей работе;
  • действие агентского договора нельзя ограничить территориально.

Договор комиссии очень похож на агентский. В рамках соглашения одна сторона (продюсер) также действует по поручению другой (эксперта) за вознаграждение. Однако есть ряд особенностей:

  • продюсер может совершать в рамках поручения только сделки, а не любые юридические действия;
  • сделки заключаются за счёт эксперта, но от имени продюсера;
  • права и обязанности в результате сделок с третьими лицами принадлежат продюсеру;
  • можно ограничить территорию действия договора комиссии, права эксперта работать с другими продюсерами, права эксперта заключать сделки с теми курсами, которые указаны в договоре комиссии;
  • если продюсер не исполнит договор по причинам, зависящим от эксперта, то он имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и возмещение расходов;
  • продюсер должен совершать сделки на наиболее выгодных для эксперта условиях; при наличии дополнительной выгоды, она может делиться поровну между экспертом и продюсером;
  • есть дополнительные условия на случай неисполнения третьими сторонами обязанностей по сделкам, касающиеся ответственности продюсера и уступки прав эксперту (ст. 993 ГК РФ). 

h1234567 Как составить договор между продюсером и экспертом

 Агентский и комиссионный договоры более узки с точки зрения закона, и к ним устанавливаются более строгие требования. С одной стороны, это означает более чёткое разграничение прав и обязанностей. С другой — лишает отношения гибкости.

Партнёрское соглашение

Данный вид договора не определён в Гражданском кодексе РФ. Но термин «партнёр» используют при составлении договора между экспертом и продюсером онлайн-школы, если они участвуют в организации и финансировании проекта примерно на равных. В российских законах для такой деятельности предусмотрена отдельная организационно-правовая форма — партнёрство. Однако именно договоры о партнёрстве в Гражданском кодексе не описаны.

Поэтому такие соглашения регулируются общими нормами о сделках и договорах. Условия в них можно прописать любые. Главное, чтобы в документе присутствовали обязательные реквизиты и были чётко прописаны обязанности, действия, права и условия разделения прибыли.

Рамочный договор

Этот подвид договора, указанный в статье 429.1 ГК РФ, ещё называют договором с открытыми условиями. В соглашении определяется лишь общий порядок отношений между продюсером и экспертом. В дальнейшем предусмотрена конкретизация условий посредством заключения отдельных договоров, подачи заявок или иным образом.

Типичные ошибки

Самые частые ошибки при составлении договора между продюсером и экспертом онлайн-школы:

  • не установлены сроки достижения конкретных результатов;
  • не конкретизирован порядок выхода сторон из проекта;
  • не определён вопрос авторских прав;
  • права и обязанности расписаны подробно лишь для одной стороны;
  • не прописана ответственность за недостижение поставленных проектом целей.

Образцы договоров

В заключение представим несколько образцов договоров между продюсером и экспертом.

Договор между экспертом и продюсером

Договор эксперта и продюсера 2

Продюсерский договор оказания услуг 3

При составлении соглашения нужно не забыть указать все важные моменты, по которым в будущем могут возникнуть споры. Чем более детально вы проработаете договор, тем более продуктивным и долгосрочным будет сотрудничество.

4df59d4bba1493246559678040636d78 Как составить договор между продюсером и экспертом

Author: editorEmail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Крайне редко случается так, что творческий человек оказывается подкованным в вопросах бизнеса. Зачастую творческие люди погружены в свой собственный мир, далекий от материальных интересов и ценностей. Для того, чтобы поставить увлеченных творцов на коммерческие рельсы существуют продюсеры и продюсерские центры.

Мы привыкли к тому, что в большинстве случаев договор на продюсирование заключается между артистом и продюсером или же между артистом и лейблом. Но в современной действительности этот список стал куда шире. Сегодня на практике можно встретить договор между продюсером и экспертом онлайн-школы на продвижение курсов, встречаются случаи продюсирования дизайнеров, модельеров и художников, появилась даже такая профессия как продюсер блогеров.

Во всех перечисленных случаях необходимо понимать, что продюсер не оказывает услугу творческому лицу, речь идет скорее о взаимовыгодном партнерстве. Чтобы ни одна из сторон не осталась обделенной, договор продюсирования должен быть заключен грамотно.

Что должен включать в себя договор на запуск продюсирования

При составлении договора продюсирования обязательно должны быть учтены все формальности. Перечислим пункты, которые обязательно должны иметь место в подобных договорах:

  1. Вид лица, стороны по договору (физическое лицо, юридическое); 
  2. Дата и место подписания документа;
  3. О чем договариваетесь (предмет договора);
  4. Обязанности и права сторон; 
  5. Ответственность сторон за неисполнение условий контракта; 
  6. Сроки действия, условия изменения договора, возможные компенсации;
  7. Условия перехода прав на интеллектуальную собственность;
  8. Распределение материальной выгоды;
  9. Условия конфиденциальности; 
  10. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор); 
  11. Условия расторжения договора.

Заключая контракт с продюсером, имейте в виду, что ваше сотрудничество, вероятнее всего, не будет длиться вечно. Именно поэтому последний пункт – условия расторжения договора – крайне важен при составлении документа.

Как составить продюсерский договор

Важно понимать, что договор с продюсером будет определять условия вашего дальнейшего творческого пути. Кто и в каком размере будет получать роялти с публикаций или концертов, на ком будет решение возникающих в работе сложностей, кто будет распоряжаться авторскими правами или псевдонимом – чтобы учесть все тонкости работы с продюсерами, заручитесь поддержкой грамотного юриста.

Разумеется, договор должен быть составлен в письменном виде. Он также должен содержать все договоренности, предварительно согласованные между сторонами, а также чье решение будет определяющим при наличии разногласий. Описывая их, не используйте общие фразы. Чем конкретней они будут прописаны в договоре, тем проще вам будет при урегулировании возможных споров.

Если вы обратились в продюсерский центр, и вам предлагают заключить типовой договор, перед подписанием возьмите себе копию документа и отнесите ее юристу. Пусть он проверит, в должной ли мере в нем учтены ваши интересы. Обратите внимание, какую ответственность вы будете нести по договору, если решите разорвать отношения с конкретным продюсером или лейблом, какие штрафные санкции предусмотрены за неисполнение своих обязательств или срыв сроков. Такие знания помогут учесть все факторы при принятии решения и значительно облегчать жизнь в будущем.

Как изменить условия или расторгнуть договор с продюсером?

Для защиты собственных интересов подробный порядок расторжения или смены условий контракта с продюсером необходимо указать в тексте контракта. Если в документе нет подобного пункта, настаивайте на заключении дополнительного соглашения, в котором они будут обозначены.

Как правило, изменения возможны при условии, что обе стороны на них согласны.  Если же одна из сторон против изменений или расторжения, вторая вправе обратиться в суд. Но предварительно необходимо соблюсти порядок досудебного урегулирования споров, то есть направить другой стороне письменное предложение разорвать договор. Предложение следует отправить на юридический адрес продюсерского центра или по почтовому адресу, указанному в договоре. Отправляйте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Такое уведомление может быть использовано вами в суде. Сохраните копию этого обращения с указанием даты отправки, через 30 суток после отправки вы можете подать в суд иск о расторжении контракта.

В последнее время многие продюсеры онлайн-школ настаивают на условиях, при которых в случае расторжения партнерского соглашения между продюсером и экспертом все исключительные права на продвигаемые ранее курсы остаются у продюсеров. Поэтому прежде, чем заключать подобный договор, определите для себя, от прав на какие свои произведения (работы, курсы) вы готовы отказаться ради грамотного продвижения.

Если вы не хотите доводить дело до суда, предусмотрите в контракте вероятность его расторжения в одностороннем порядке. В подобном случае надо будет указать обстоятельства, при которых это будет возможно. Например, артист имеет право расторгнуть договор, если в течение определенного срока он не получает о продюсера деньги за свои концерты. Безусловно, нарушение прав, которое может повлечь одностороннее расторжение, должно быть доказано документально.

При одностороннем расторжении договора инициатор также обязан отправить другой стороне уведомление.

Подводные камни: основные ошибки в договоре с продюсером

К сожалению, нередки случаи, когда продюсеры оказывают на неопытных артистов моральное давление при составлении соглашений. Многие артисты, получив заманчивое предложение от лейбла, сами витают от радости в облаках и не учитывают свои интересы при заключении продюсерских договоров.

Вспомните, что случилось с юным Димой Биланом, когда скончался его продюсер Юрий Айзеншпис? Певцу просто запретили пользоваться собственным сценическим именем, заявив, что все права на него принадлежат умершему продюсеру (делом тогда занималась вдова Айзеншписа). Билан вынужден был довольно продолжительное время решать вопрос в суде, который, в итоге, встал на его сторону.

Нередко артисты забывают забрать свой экземпляр договора или утрачивают его, фактически оставаясь без доказательств своей правоты в случае возникновения споров.

Обратите особое внимание на условия передачи исключительных прав на ваши работы. Если оно будет полностью передано продюсеру или продюсерскому центру, вы можете остаться ни с чем. Роялти с концертов будет получать продюсер, а не вы.

Запомните: договор артиста с продюсером почти всегда имеет свои подводные камни. Халатное отношение к составлению этого документа может поставить вас в ситуацию, когда у вас останутся одни лишь обязанности и не останется никаких прав.

Не забывайте, что именно ваш труд приносит продюсеру деньги. А договор – это согласие двух сторон на указанные в нем условия.

Здорово, когда эксперт и продюсер находят друг друга. Когда их работоспособность на одном уровне, взгляды на развитие онлайн-проекта совпадают, и они всей душой радеют за успех мероприятия. Опытные бизнесмены говорят, что вступить в отношения с бизнес-партнёром – посерьёзнее, чем заключить брак. И они не шутят!😃

Но когда дело доходит до финансовой стороны вопроса, взрослые люди обычно страхуют свои риски. И правильно делают! Договор позволяет не только распределить обязанности и закрепить права, но и установить границы ответственности за возможные нарушения. Некоторые юристы даже советуют удостоверять договоренности нотариально☝🏻 Хотя простой письменной формы в данном случае достаточно.

На что обратить внимание, чтобы не прогадать? Как минимизировать риски? Вот некоторые распространённые ошибки, которые допускают продюсеры и эксперты при подготовке и заключении договоров:

1) Установлены обязанности только для одной стороны.

🚫Ошибочная логика: “У нас договор авторского заказа, и здесь пишем только об авторских правах”.

✅Выход из ситуации: ст. 421 Гражданского кодекса прямо устанавливает принцип свободы договора и раскрывает этот принцип так: “Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами”. Договор авторского заказа вполне удачно комбинируется с договором оказания услуг, и может содержать признаки других договоров.

2) Не установлены сроки.

🚫”Мы только в начале пути, кто ж знает, сколько времени потребуется?”

✅Устанавливайте сроки с запасом. Имея дедлайны, пусть даже весьма расплывчатые, эксперт не будет мучиться месяцами в ожидании сайта, а продюсер – уроков онлайн-курса (примеров, на самом деле, может быть очень много).

3) Не регламентированы условия выхода из проекта.

🚫”У нас такая замечательная команда, разве что-то может случиться?”

✅”Звёздная болезнь”, в основном, начинается непредсказуемо и лучше быть застрахованным на этот случай. Да и просто все мы люди, и могут сложиться разные жизненные обстоятельства, когда и без “короны” просто нужно будет уйти. Рекомендую устанавливать максимально комфортный буферный период, которого хватит для поиска нового партнёра или переформатирования проекта. По закону срок предупреждения о расторжении договора – 30 дней. Но его можно увеличить и таким образом подстраховаться от неожиданностей.

4) Нечётко расписаны финансовые условия.

🚫”Ну, и так понятно, что за всё должен/на платить он/а, а прибыль будем делить пополам”.

✅Какую прибыль? Чистую? Выручку? Валовую? Какие расходы и кто несёт? Бывает, что эксперт готов вкладывать в проект исключительно свою экспертность. И не для всех продюсеров это приемлемо. Что касается финансов – как и в любом деле – закрепляем очень чётко, скрупулёзно и конкретно.

5) Не решён вопрос с исключительными правами.

🚫”Зачем мне отдавать свои права? Вдруг я захочу в оффлайне продавать этот курс?” или “Что здесь может быть непонятного? Раз договор авторского заказа – понятно, что по нему передаются права”…

✅Для продюсеров: чтобы не остаться у разбитого корыта, желательно предусмотреть переход исключительных прав на произведение к вам.

✅Для экспертов: решите, с правами на какое именно произведение вы готовы расстаться, и смело подписывайте договор. Установите эти рамки для себя сами. Сомнения обычно закрадываются тогда, когда у вас у самих нет чёткого представления о том, какой курс вы хотите продавать именно с этим человеком. Когда такая определенность появится — абсолютно нормально передать исключительные права на данное конкретное произведение. Вы кучу смежных проектов сможете создать, вы же эксперты! А по отношению к партнёру нужно быть честным и передавать то, о чём вы договорились.

6) Ответственность за неисполнение обязательств.

Вот даже примеров писать не нужно! Если за нарушение обязанностей не предусмотрено абсолютно никаких негативных последствий – каков смысл договора?

Никому не выгодны условия договора, которые чересчур ограничивают в правах только одну сторону! Вряд ли кто-то мечтает о судьбе птички в клетке...
Никому не выгодны условия договора, которые чересчур ограничивают в правах только одну сторону! Вряд ли кто-то мечтает о судьбе птички в клетке…

Всем желаю найти самых лучших партнёров и сделать самые крутые проекты!

Всегда ваша, Елена Федорук, Юрист для онлайн-школ и интернет-проектов.

Чтобы «раскрутить» звезду нужен продюсер. Он возьмет на себя все вопросы продвижения начинающего таланта. Многие считают, что нужен трудовой договор с продюсером. Однако это некорректно, так как необходим продюсерский договор, который чаще всего носит смешанный характер. Это значит, что он включает в себя несколько видов договоров: агентский, оказания услуг, отчуждения исключительного права или лицензионный.

Образец документа

Стороны договора

Обычно договор на продюсирование подписывается между продюсером (лейблом) и артистом. Однако в последнее время список сторон правоотношений становится все больше. Сегодня можно заключить договор между продюсером и специалистом онлайн школы по поводу продвижения курсов. На практике соглашения на продюсирование подписываются с дизайнерами, художниками, блоггерами, экспертами и модельерами.

Во всех ситуациях надо понимать, что продюсер не предоставляет услугу другой стороне. Скорее, речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве. Чтобы интересы обеих сторон соблюдались, контракт нужно заключить правильно.

Что должно быть в договоре?

Составляя соглашение, нужно учесть все нюансы. В него надо вписать разделы:

  • стороны договора и их статус (организации, физлица или ИП);
  • предмет договора – то, по поводу чего достигается соглашение;
  • права и обязанности сторон правоотношений;
  • ответственность сторон за невыполнение положений договора;
  • срок действия и порядок изменения соглашения, компенсации сторонам;
  • условия перехода прав на интеллектуальную собственность;
  • положения конфиденциальности;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • условия расторжения соглашения.

Заключая договор с продюсером, важно учитывать, что рано или поздно сотрудничество, скорее всего, придется прекратить, поэтому надо правильно прописать порядок и условия расторжения контракта.

Как составить договор?

В договоре должны быть указаны условия, регулирующие условия сотрудничества. В нем нужно прописать, в каком размере и порядке продюсер будет получать роялти с концертов и публикаций, и распоряжаться псевдонимом либо авторскими правами.

Конечно, соглашение нужно составить в письменной форме. В нем следует отразить все договоренности, которые стороны согласовали друг с другом, а также то, кто из них будет принимать решение, если возникнут разногласия. Описывать последние нужно полно и конкретно, не используя общие фразы. Это позволит быстрее урегулировать спор, если он возникнет.

Важно! Перед тем, как подписать договор с продюсерским центром, артисту надо взять себе копию документа и направить ее юристу, чтобы он убедился в том, что его права и интересы не будут нарушены. Следует обратить внимание на раздел об ответственности сторон, а также на размер штрафных санкций за неисполнение или неполное исполнение обязательств. Такой анализ документа поможет облегчить принятие решения и столкнуться с неприятностями в будущем.

Особенности договора

В России правоотношения в шоу-бизнесе развиты недостаточно. Практика такова, что в суде прав чаще всего оказывается артист, так как он считается менее защищенной стороной. Это значит, что в продюсерском договоре надо полно указать права, обязанности, ответственность обеих сторон, а также другие положения.

Финансовая сторона

В соглашении надо отразить реальные финансовые условия сотрудничества сторон. Все выплаты должны производиться официально. Некоторые люди намеренно занижают в контакте суммы или указывают на безвозмездное получение прав. Это может выйти сторонам боком.

Продюсеру надо беречь все документы, подтверждающие траты на артиста, даже официально не отнесенные к соглашению. То есть, нужно хранить все свидетельства участия продюсера в музыкальном проекте, например, бумаги по расходам на поиск заказчиков. При этом с третьими лицами нужно подписывать официальные документы, фиксирующие уплату средств на продвижение артиста. В таком случае, если он нарушит условия соглашения, то с него можно будет взыскать уплаченные деньги и убытки, включая упущенную выгоду, а также штрафы, установленные контрактом.

Обязательства артиста

В договоре может быть указано на то, что артист должен поддерживать определенный вес, не вступать в брак и не заводить детей. Однако такие положения могут быть запросто оспорены в суде, так как не имеют прямого отношения к деятельности актера или певца. А вот обязательства записывать определенное число альбомов или песен в год или давать, например, 3 концерта ежегодно – вытекают из профессиональной сферы артиста, поэтому считаются законными. Главное, чтобы они были сформулированы четко и корректно.

По поводу того, можно ли запретить артисту вести концертную и творческую работу с другими промоутерами, менеджерами и лейблами через договор – мнения юристов расходятся. В теории, ввести такие ограничения можно, но нужно сделать это правильно. На практике – положения соглашения, запрещающие артисту вести какую-то творческую деятельность, скорее всего, будут оспорены в суде.

Санкции за неисполнение обязательств

Обычно в продюсерском договоре указываются штрафные санкции за неисполнение актером или певцом обязательств, например, за неявку не репетицию без уважительных причин. Суд вправе снизить размер финансовой санкции соразмерно нарушению. При этом он будет ориентироваться, в первую очередь, на размер вознаграждения по договору. Это еще одна причина, чтобы прописать в нем реальные гонорары.

Продюсер может обязать актера или певца возместить ему убытки, но в большинстве случаев через суд компенсируется лишь реальный ущерб. Взыскание упущенной выгоды невозможно, если продюсер выступает как физическое лицо. Некоторые юристы считают, что взыскать убытки полностью проще, если исполнитель оформлен как ИП, но это вопрос спорный.

Как изменить условия договора или расторгнуть его?

В договоре должна быть информация о возможности его расторжения или изменения. Это позволит артисту защитить свои интересы, если он решит прекратить сотрудничество с продюсером.

Изменения обычно вносятся в договор, если обе стороны не возражают. Это касается и расторжения соглашения. Если кто-либо из сторон против того, чтобы изменить или расторгнуть контракт, то вопрос решается в судебном порядке.

При этом нужно соблюсти досудебный порядок решения спора, то есть, направить второй стороне претензию с просьбой расторгнуть или изменить договор. Письмо должно быть заказным с уведомлением о вручении и обязательно ценным, с описью вложения.

Копию претензии, а также доказательства ее направления и получения адресатом – нужно сохранить. В дальнейшем такой документ можно использовать в суде как доказательство соблюдения претензионного порядка. Через тридцать дней после направления претензии и неполучения ответа или получения отрицательного ответа – можно подать иск в суд о принудительном расторжении или изменении договора.

Важно! Многие продюсеры онлайн школ вносят в договоры условия, по которым, при расторжении соглашения, все исключительные права на курсы, продвигаемые ранее, остаются у продюсера. По этой причине эксперту нужно определить, от прав на какие собственные произведения (курсы или работы) он может отказаться ради эффективного продвижения.

Чтобы не доводить спор до суда, в соглашении следует прописать, при каких обстоятельствах его можно расторгнуть в одностороннем порядке. Например, указать, что артист может прекратить сотрудничество, если на протяжении конкретного срока он не получает от продюсера денежные средства за проведенные концерты. Нарушение прав одной из сторон может быть основанием расторжения договора в одностороннем порядке, что следует прописать в его тексте.

При одностороннем расторжении договора нужно уведомить об этом вторую сторону. Требование об изменении или расторжении соглашения может быть заявлено в суд, если контрагент не ответил на уведомление в срок, указанный в нем, либо в установленный законом срок, а при отсутствии четкого срока – в тридцатидневный срок.

Ошибки при заключении продюсерского договора

На практике нередки случаи, когда артисты торопятся с подписанием продюсерского договора, что потом приводит к проблемам. Так, после смерти своего продюсера Юрия Айзеншписа юный Дима Билан столкнулся с тем, что ему запретили использовать свое сценическое имя, мотивируя тем, что все права на него принадлежат умершему продюсеру. Дело тогда вела вдова Айзеншписа. Билан довольно долго судился по этому вопросу. В результате суд вынес решение в его пользу.

Иногда артисты вообще не забирают свои экземпляры контрактов или теряют их, что в дальнейшем лишает их возможности защищать свои права на основе положений документа. Конечно, нужно внимательно относиться к содержанию и самому факту существованию договора, чтобы избежать проблем в будущем.

Важно обратить внимание на условия передачи исключительных прав на работы артиста. Если они будут полностью переданы продюсеру или продюсерскому центру, то актер, певец или другой творческий человек может остаться ни с чем. Роялти с выступлений будут уходить продюсеру, а не артисту.

Халатное отношение к соглашению с продюсером может привести к тому, что у второй стороны договора будут только одни обязанности и никаких прав. В результате он не получит деньги за свои концерты, а вся прибыль будет уходить продюсеру.

Итоги

Таким образом, между артистом и продюсером заключается гражданско-правовой договор (по ГК РФ), представляющий из себя смесь нескольких видов договоров. В нем важно полно и точно отразить все условия, касающиеся сотрудничества сторон, их ответственности, изменения и расторжения соглашения.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 12

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 – Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 – Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 – По России, звонок бесплатный

Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Автор статьи

Занимается трудовым и гражданским правом, где является экспертом с многолетним опытом. Практикующий юрист, разбирает разнообразные дела, от самых элементарных, до очень сложных. Знает ответы на многие вопросы в своей сфере. Помогает читателям разобраться в своих проблемах за минимальное время с минимальными трудозатратами. Окончила негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский новый юридический институт» (МНЮИ), специальность «Юриспруденция».

Добавить комментарий