I(1). Порядок заключения договора на оказание услуг
по обращению с твердыми коммунальными отходами
8(1). Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), – с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, – с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее – нежилые помещения), и на земельных участках, – с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
8(2). При переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.
8(3). В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
8(4). Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее – заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
8(5). Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее – соглашение).
8(6). В заявке потребителя указываются следующие сведения:
а) реквизиты потребителя:
для юридического лица – полное наименование, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, фактический адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты и документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
для индивидуального предпринимателя – основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика и банковские реквизиты;
для физического лица – фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя;
б) наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) настоящих Правил;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
8(7). К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком;
б) документы, подтверждающие наличие:
у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов;
у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
в) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя – физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации);
г) документы, содержащие сведения:
о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта;
о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
8(8). Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.
8(9). В случае поступления заявки потребителя от нескольких потребителей в отношении одних и тех же объектов (частей объектов) рассмотрение заявок потребителей может быть приостановлено региональным оператором не более чем на 10 рабочих дней для получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах (частях объектов).
8(10). В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641” (далее – типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
8(11). Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
8(12). В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
8(13). Подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
8(14). Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
8(15). В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
8(16). В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
8(17). Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом “Об отходах производства и потребления” договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
8(18). До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
8(19). Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
8(20). В случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) заключается между управляющей домом организацией и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и расположены места (площадки) их накопления. Эти договора являются обязательными, имеют сложную структуру и относятся к категории публичных договоров с регулируемым тарифом. Для любой управляющей организации крайне важно избежать отдельных «ловушек», которые региональный оператор стремится включить в договор.
Договор с региональным оператором при прямых договорах
ТКО – не является коммунальным ресурсом, а региональный оператор формально не является ресурсоснабжающей организацией. Между тем, с поставщиком коммунального ресурса регионального оператора роднит очень много: монополизм, регулируемый тариф и примерно схожий механизм договорного регулирования. Более того, ст. 157.2 ЖК РФ называется «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», т.е. она полностью объединяет и регионального оператора, и поставщика ресурса.
Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Порядок № 1156).
В соответствии с п. 2 Порядка № 1156, «потребитель» – это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Управляющие организации и ТСЖ не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 157.2 ЖК РФ. Таким образом, при переходе на прямые договора формальной обязанности по заключению договоров с региональным оператором не возникает, поскольку именно он будет являться исполнителем коммунальной услуги.
Вместе с тем, практика идет по такому пути, при котором региональный оператор, потребители которого перешли на прямые договора, часто предлагает заключить управляющей организации соглашение о сотрудничестве. Целесообразность заключения подобных соглашений для управляющих организаций сомнительна, поскольку в них обычно прописывается снятие ответственности с регионального оператора при расплывчатых форс-мажорах (например, при невозможности вывезти мусор из-за перекрытого машиной доступа к контейнерам). Поэтому в заключении таких соглашений нужно быть предельно аккуратным, чтобы не взять на себя дополнительную ответственность за услугу, которую оказывает постороннее лицо (региональный оператор).
Одновременно следует помнить, что переходу на прямые договора предшествует направление в адрес поставщика ресурса пакета сведений, состоящего из 8 пунктов и приводимого в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (например, ФИО собственника, паспортные данные и пр.). Передавать эти сведения региональному оператору у управляющей организации обязанностей нет. Эти сведения предоставляются лишь «соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях», а региональный оператор ресурсоснабжающей организацией не является (хотя порой требует от управляющей организации заполнения так называемого «транспортного файла», не желая выполнять эту работу самостоятельно).
Общий алгоритм заключения договора с региональным оператором
Согласно общей норме, при смене способа управления новая управляющая организация в 3-дневный срок обязана уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.2 Порядка 1156). При этом основанием для заключения договора также может выступать предложение регионального оператора в виде оферты договора на обращение с ТКО (п. 8.4 Порядка 1156).
По общей схеме управляющая организация направляет в управляющую организацию заявку на заключение договора, в которой указываются:
визиты потребителя (по данным из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты, доверенность);
б) адрес многоквартирного дома;
в) сведения об ОКВЭД (виде хозяйственной деятельности), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (п. 8.6 Порядка 1156).
Просчитать сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год может быть весьма затруднительным, поэтому часто они указываются примерно (формально).
К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
– копия решения органа государственного жилищного надзора об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией (либо данные с сайта ГИС ЖКХ);
– протокол общего собрания о создании ТСЖ (для управляющей организации – лицензия);
– данные о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 8.7 Порядка 1156).
Ловушки договора, которые важно избежать управляющей организации
«Мусорную реформу» делали в большой спешке, подгоняя под нее соответствующее законодательство. Поэтому порядок заключения договоров на обращение с ТКО отличается от порядка заключения договоров ресурсоснабжения.
Типовые оферты от регионального оператора содержат ряд ловушек, которые важно избежать.
1. Сроки заключения договора
В ГК РФ есть норма о том, что стороны могут передать спор на рассмотрение суда спустя 30 дней после направления протокола разногласий на договор, если он не был согласован второй стороной. В случае обращения с ТКО сроки иные.
Если вместе с заявкой сведения были поданы не все, то региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя их дозапрашивает (одновременно приостанавливая рассмотрение заявки). Если в течение последующих 15 рабочих дней недостающие сведения представлены не будут, то региональный оператор возвращает заявку с указанием причин возврата (п. 8.8 Порядка 1156).
После (или в случае) направления управляющей организацией комплектной заявки на заключение договора, региональный оператор рассматривает ее 15 рабочих дней со дня поступления и направляет потребителю 2 экземпляра, подписанного со своей стороны проекта договора. Данный договор – типовая форма, приведенная в Приложении к Порядку 1156.
Затем (после получения договора) у управляющей организации есть 15 рабочих дней (а не 30!) на то, чтобы рассмотреть данный договор, подписать его и направить 1 экземпляр договора региональному оператору.
Допускается направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (то есть, подготовить протокол разногласий) (п. 8.11 Порядка 1156). Региональный оператор будет обязан рассмотреть протокол разногласий в течение 10 рабочих дней (п. 8.16 Порядка 1156).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления типового проекта договора, управляющая организация не направит ответ, то произойдёт акцепт. Даже не подписанный договор будет считаться заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (п. 8.12 Порядка 1156).
Интересно то, что в рамках преддоговорного спора региональный оператор «всегда прав». Если управляющая организация сделала протокол разногласий и направила его региональному оператору, а разногласия не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий, то договор считается заключенным на условиях типового договора (то есть, в редакции регионального оператора) (п. 8.15 Порядка 1156).
Если же региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий, то потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (п. 8.16 Порядка 1156).
То есть варианта, при котором можно было бы оспорить какие-то условия в Порядке 1156 – нет, что до известной степени противоречит ст. 445-446 ГК РФ о преддоговорных спорах. Однако все это не означает, что управляющей организации не нужно заявлять о своих возражениях на условия договора.
2. Акцепт акта приема-передачи оказанных услуг
Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами (п. 7 Приложения 1 к Порядку 1156).
Региональные операторы обычно дополняют это условие следующим образом:
– меняют 10 рабочих дней на 3 или 5;
– указывают про акцепт не только сверки (в случае ее невозврата), но и акта приема-передачи оказанных услуг (чтобы им было проще взыскивать задолженность).
Такое условие мы также не принимаем, сверяясь с типовой формой договора, указанной в Приложении к Порядку 1156.
3. Завышение фактически не оказанных услуг
Довольно часто региональный оператор включает в договор условие о своем праве на одностороннее увеличение вывезенных им объемов ТКО. Это может звучать так: «В случае отсутствия со стороны Исполнителя коммунальных услуг в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документальна подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по настоящему договору, услуги считаются оказанными и подлежат оплате Исполнителем коммунальных услуг в полном объеме».
Важно не только наличие возражений, но их мотивированность с документальным подтверждением. При этом бремя доказывания в этом случае лежит на управляющей организации. Такое условие противоречит Приложению к Порядку 1156 и его надо исключать, чтобы не принимать на себя эти риски.
4. Необоснованное освобождение от ответственности
В типовом договоре есть раздел VII «Обстоятельства непреодолимой силы». В нем приводится общая формулировка о том, что «Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы».
Между тем, региональные операторы «выворачивают» это условие следующим образом: «Региональный оператор освобождается от ответственности за полное и (или) частичное неисполнение своих обязательств по настоящему договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным, а именно: отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления отходов (в том числе из-за парковки автотранспорта, и иных объектов, ограничивающих подъезд мусоровоза к месту накопления ТКО)».
То есть фактически, своим договором региональный оператор стремится отнести на управляющую организацию ответственность за действия третьих лиц (автомобилистов) и не отвечать за несвоевременный вывоз мусора.
В любом договоре по обращению с ТКО есть порядка 15-20 всевозможных ловушек, которые нужно выверять, чтобы не принимать на себя дополнительные риски. Это непростая, но важная работа, которая требует ответственного подхода и понимания собственных интересов управляющей организацией.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
В данной статье рассмотрим порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, его особенности и последствия отказа от его подписания.
Экологическое сопровождение
по тарифу Стандарт
от 2 500 руб. в месяц
Общие положения
Его юридические основы содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальным отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 (с изменениями и дополнениями)». [1]
Под твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления гражданами, и товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их применения гражданами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ним также относится аналогичный по составу мусор, возникающий при функционировании компаний и индивидуальных предпринимателей.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО представляет собой соглашение между региональным оператором (имеющим соответствующую лицензию [2]) и собственником твердых коммунальных отходов. Так, первый обязан принять мусор, обеспечить его сбор, вывоз, обработку, обезвреживание, захоронение [3], а второй – оплатить все это по указанной цене (в пределах утвержденного тарифа).
Ранее (до 1 января 2019 года) данная услуга входила в состав платы за жилое помещение, теперь же считается коммунальной.
Отметим особенности данного вида сделки:
-
публичный; [4] -
возмездный; -
обязательный; [5] -
по форме – типовой (однако, по общему правилу, в него могут вноситься изменения по соглашению субъектов), заключается через конклюдентные действия (по молчаливому согласию сторон).
Кто обязан заключать договор с региональным оператором ТКО?
Согласно нормам закона, такая обязанность лежит на собственниках:
-
частных жилых домов; -
квартир и помещений в многоквартирном доме (если действует непосредственное управление); -
нежилых помещений, зданий (имеются в виду индивидуальные предприниматели и юридические лица).
Кроме того, договор по ТКО обязателен для управляющих компаний, ЖК, ТСЖ, иных специализированных потребительских кооперативов.
Частью 6 статьи 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что юридические лица, в деятельности которых образуются ТКО, могут отказаться от заключения соглашения с оператором при наличии в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к указанному участку.
Какие «подводные камни» могут возникнуть
1) В рамках согласования проекта договора допускается мотивированный отказ потребителя от подписания проекта. Оформленный протокол разногласий закон должен быть рассмотрен региональным оператором в течение 10 дней. Однако даже если последний не учтет возражения другой стороны, договор будет считаться заключенным. Тем не менее, потребителю необходимо добиваться учета своего мнения о содержании соглашения.
2) На практике оператор может потребовать предоставить не только сверку расчетов, но и акта приема-передачи оказанных услуг, что неправомерно.
3) Оператор может включить в договор условие о его праве на одностороннее увеличение вывезенных им объемов ТКО. Потребителю нужно быть предельно внимательным и не допускать такого нарушения его прав;
4) Региональный оператор может постараться необоснованно снять с себя ответственность за несвоевременный вывоз мусора, перекладывая ее на другого участника договора.
Таким образом, необходимо внимательно изучать условия подписываемого документа и проверять их соответствие нормам действующего законодательства.
Где будет использован договор по ТКО
Информация из данного соглашения должна быть включена в следующие отчетные документы:
- в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы);
- в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
- в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);
- в отчет по производственному экологическому контролю (ПЭК).
Порядок заключения
Договор по ТКО имеет юридическую силу в любом из двух случаев:
-
подписывается документ собственника с организацией-оператором. Для его получения нужно обратиться в компанию (онлайн или офлайн) и попросить выдать один подписанный экземпляр; -
лицо становится собственником дома (территории, квартиры, иного помещения), который находится в зоне деятельности конкретного регионального оператора. При этом наличие бумажного варианта соглашения необязательно: договор считается заключенным по умолчанию. [7]
-
на сайте Министерства ЖКХ субъекта РФ следует найти регионального оператора; -
направить письменную заявку на заключение соглашения.
Порядок подписания соглашения владельцами частных домов без посещения компании выглядит так:
Требуется приложить паспорт (иное удостоверение личности) собственника, правоустанавливающие документы (подтверждающие право собственности или иное законное основание), справку о количестве проживающих в помещении лиц, технический паспорт имущества.
Что касается владельцев недвижимого имущества в многоквартирном доме, то они не заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО лично. От их имени это делает УК, ТСЖ или ЖК. Данные организации должны предоставить договор с жильцами дома на обслуживание (включая обращение с твердыми коммунальными отходами), лицензии на осуществление деятельности, документы, где есть информация о жилых и нежилых строениях (в том числе данные о месте нахождения имущества, количестве жильцов). Руководствуясь последними документами, рассчитывают стоимость услуг по вывозу мусора.
Получив заявку, региональный оператор рассматривает ее в течение 15 дней. Важно, чтобы документы содержали все необходимые данные, заявление было составлено без ошибок. [8]
В каких ситуациях продлеваются сроки рассмотрения заявки?
Если в заявке недостает той или иной информации или же приложен не весь перечень необходимых документов, региональный оператор приостанавливает ее рассмотрение. Тогда порядок его действий следующий:
выявить недостатки в период, равный пяти дням с момента получения обращения;
направить заявителю письмо, требуя предоставить недостающие документы/данные;
приостановить рассмотрение обращения до получения нужной информации.
После того, как потребитель получил указанное письмо, он обязан в течение 15 дней выполнить обозначенные требования. Если он не сделает этого, по правилам, заявление возвращается ему./span>
Когда региональный оператор получает заявку на один и тот же объект сразу от нескольких лиц, он должен уточнить, кто из них является подлинным собственником. С этой целью он приостанавливает рассмотрение обращения на период 10 дней и запрашивает выписку из ЕГРН.
Если отсутствует заявка от потребителя
Как же решить вопрос, когда отдельные владельцы недобросовестно отнеслись к обязанности подписать договор об оказании услуг по вывозу ТКО?
Российским законом предусмотрена следующая схема для того, чтобы избежать невнесения субъектами оплаты деятельности регионального оператора:
последний размещает на своем официальном сайте предложение о подписании договора;
с этой даты владельцы обязаны, как уже было сказано ранее, в течение 15 дней подать заявку;
если такого заявления они не подают, то считается автоматически заключенным типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Что обязательно должно быть в соглашении?
Российским законом предусмотрена следующая схема для того, чтобы избежать невнесения субъектами оплаты деятельности регионального оператора:
В договоре на оказание услуг по обращению с ТКО обязательно нужно указать:
- реквизиты сторон (наименование и юридический адрес организации-регионального оператора, паспортные данные потребителя, их контакты, дату и населенный пункт);
- место, где расположен дом, для которого нужна услуга;
- сущность: требование, периодичность, порядок и размер расчета;
- механизм разрешения спорных вопросов (если услуга не предоставлена, нарушены иные условия договора);
- права и обязанности сторон;
- обстоятельства, при наличии которых услуга не предоставляется либо ограничивается;
- основания для внесения изменений в текст соглашения или его расторжения;
- срок действия.
В договоре также подробно прописываются следующие данные о потребителе: описание помещений, их площадь, разновидность деятельности внутри них, количество проживающих граждан.
Какие меры ответственности могут быть назначены, если не заключен договор с региональным оператором?
В случае уклонения лица от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами его могут не только обязать в принудительном порядке выполнять условия типового договора. Он также может быть привлечен к административной ответственности за нарушение санитарных и эпидемиологических требований, установленных законодательством РФ (статья 8.2 КоАП РФ).
Согласно положениям указанной статьи за нарушение экологических и санитарных норм на граждан и юридических лиц может быть наложен штраф. Сложность заключается в том, чтобы квалифицировать отказ от заключения договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО как нарушение статьи 8.2 КоАП РФ. В связи с этим Минстрой инициировал подачу законопроекта, согласно которому вносятся дополнения в эту и другие нормы права. Так, будет предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за уклонение от подписания договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Планируется, что норма будет распространяться как на потребителей, так и на операторов (в зависимости от того, кто нарушает права другой стороны).
- Статьи
- Полезно знать
Полезно знать
Что такое органические отходы? Что к ним относится?
Под ними понимается мусор биологического происхождения. К нему относятся пищевые отходы, продукты жизнедеятельности природного происхождения. Вопрос о необходимости их надлежащей утилизации в настоящее время стоит остро в Московской области.
Что такое древесные отходы?
Представляют собой отходы, образующиеся при переработке, отработке и заготовке древесного материала. Химически загрязненная древесина становится опасной для окружающей среды.
Утилизация масок медицинских одноразовых на предприятии
В соответствии с требованиями СанПин необходимо обязательное обеззараживание такого типа отходов, причем в упакованном виде. Информация о том, как правильно утилизировать такой мусор, стала очень актуальна в условиях пандемии по коронавирусу. Работникам предприятия необходимо свернуть маску внешней поверхностью вверх, упаковать в пластиковый пакет, плотно закрыть его, поместить маску в конкретное место – контейнер для бытовых отходов. Затем следует вымыть руки и лицо с мылом или обработать их антисептиком, надеть новое средство защиты.
Работодатель должен обеспечить своевременный вывоз бытовых отходов с территории предприятия.
Уголовная ответственность за экологические преступления
Предусмотрена за совершение таких противозаконных действий в области экологии, которые несут в себе повышенную опасность для общества и предусмотрены уголовным законодательством. В числе таких деяний (согласно статьям 246-262 УК РФ) – загрязнение атмосферы, вод, морской среды, незаконная охота, порча земли, уничтожение или повреждение лесных насаждений и пр. За совершение подобных действий предусмотрено назначение мер ответственности в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года (пяти лет), обязательных или исправительных работ, ареста, лишения свободы.
Куда сдать старые автошины?
Самое простое и в то же время безответственное решение – выбросить такой отход, как шины, на свалку. Однако если Вы обеспокоены проблемой загрязнения окружающей среды, сохранения здоровья населения, стоит предусмотреть иные варианты. Как известно, всегда можно сделать из шины клумбу, качели или фигуру для украшения дачи или придомовой территории. Кроме того, можно сдать такие отходы в автомагазин для утилизации (бесплатно или за деньги). При этом часто получить хорошую скидку на приобретение новых шин. Юридические лица обязаны отчитываться о сдаче автошин на переработку.
Сноски:
- https://base.garant.ru/71540160/ Также важная информация содержится в Федеральном законе Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/), Письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.07.2020 № 25-47/17005.
- В зоне деятельности которого образуются ТКО и расположены места их накопления.
- Постановлением Правительства РФ № 1156 предусмотрены определенные правила такого обращения с отходами.
- Оператор обязан разместить на своем сайте предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В свою очередь, потребитель должен направить заявку в течение 15 дней.
- Возникает вопрос: нарушается ли при этом принцип свободы договорных отношений? Нет. Поскольку согласно требованиям закона существуют соглашения, которые лицо обязано подписать, независимо от своего желания. В случае, если собственник уклоняется от этого, суд может обязать его заключить договор.
- В частности, по Московской области они утверждаются Комитетом по ценам и тарифам.
- Основания указаны в п. 8 (4) Постановления Правительства РФ № 1156.
- В соответствии с положениями п. 8 (8) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Как заключить договор на вывоз мусора?
Заключить такой договор обязаны все граждане. За жильцов многоквартирных домов это сделает управляющая компания. А как быть предпринимателю, арендующему помещение? Сколько придется платить за вывоз отходов и что будет, если договор на оказание этой услуги не заключить?
Кто заключает договор на вывоз мусора?
Не всем приходится заботиться о таких договорах. Скажем, договор на вывоз мусора жильцов многоквартирных домов обычно заключает управляющая компания, после чего в их квитанциях появляется отдельная строка: «Оплата ТБО».
А как быть, если речь идет о бизнесе и помещение арендуется? В этом случае договор заключает арендатор – при условии, что иное не предусмотрено в договоре аренды. Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз твердых коммунальных отходов заключает арендодатель (Письмо Минприроды России от 9 июля 2020 г. № 25-47/17005). В этом случае в договор аренды включается примерно такая формулировка: «Арендодатель обязан заключить с региональным оператором договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам».
Обязательно ли заключать договор на вывоз ТКО?
Да, заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов обязательно.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с этими отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого ТКО образуются и находятся места их накопления.
К твердым коммунальным отходам относятся:
- отходы из жилых помещений;
- товары, утратившие свои потребительские свойства в результате их использования физическими лицами;
- некоторые виды мусора, образующегося в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО, установленными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном законом и постановлением.
В каждом регионе избран свой региональный оператор, например:
- региональным оператором по обращению с ТКО в Тюменской области утверждено ООО «Тюменское экологическое объединение» (ООО «ТЭО»);
- региональным оператором в Челябинской области утверждено ООО «Центр коммунального сервиса» (ООО «ЦКС»);
- региональным оператором в Москве с 1 января 2022 г. утверждено ГУП «Экотехпром» (на 1 июля 2021 г. – ООО «МСК-НТ» в районах ЮВАО и ЗелАО, ООО «Хартия» в районах СВАО и ВАО);
- перечень операторов Московской области доступен на сайте Правительства Московской области.
Как заключаются договоры на вывоз ТКО?
Порядок заключения такого договора урегулирован Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Упрощенно он выглядит так:
- в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услуги по обращению с ТКО региональный оператор размещает в печатных СМИ и на своем сайте предложение для потребителей о заключении договора на оказание этих услуг и текст типового договора;
- потребителям в течение 15 рабочих дней со дня размещения данной информации нужно направить региональному оператору заявку на заключение договора.
Перечень документов, необходимых для заключения договора, можно найти на сайте регионального оператора (например, перечень документов с сайта регоператора ООО «ЦКС»). Обычно это: регистрационные документы, в том числе свидетельство о постановке предприятия на учет; документы, подтверждающие внесение данных в ЕГРЮЛ; план участка организации с указанием места под контейнеры и схема путей; заявление (заявка) на заключение договора.
Что будет, если не направить заявку и уклониться от заключения договора?
В случае если заявка не направлена, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором на своем сайте предложения о заключении указанного договора.
Заключение с регоператором договора на вывоз ТКО становится обязательным для всех граждан после утверждения единого тарифа для регионального оператора.
Как рассчитывается тариф?
Для юрлиц и ИП плата за вывоз ТКО рассчитывается двумя способами: исходя из нормативов накопления или по фактическому образованию отходов. По нормативу платят те, кто не подал заявку на заключение договора с региональным оператором или не может подтвердить реальные объемы отходов.
Данный вопрос урегулирован п. 5 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505, согласно которому коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
- расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления отходов;
- исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Как рассчитать плату по нормативу?
Плата рассчитывается следующим образом: расчетная единица (количество посадочных мест, машино-мест, квадратных метров и т.д.) * единый тариф регоператора * норматив накопления/12 месяцев = ежемесячная плата.
Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты РФ. Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Единицей для расчета в зависимости от вида деятельности организации будет являться «сотрудник», «квадратный метр», «машино-место» или «домовладение».
Например, Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31 августа 2017 г. № 47/1 утверждены нормативы для Челябинской области. Для организации, оказывающей консультационные услуги, норматив рассчитывается исходя из количества работающих сотрудников и составляет 1,466 куб. м на человека в год. Следовательно, при штате в 10 человек норматив накопления за год составит 14,66 куб. м.
Величина предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на период с 1 июля по 31 декабря 2021 г. составляет 530,21 руб. за кубометр (НДС не облагается), согласно Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики от 17 декабря 2020 г. № 63/130 (действует для юрлиц и собственников нежилых помещений).
Итого: (14,66 * 530,21) / 12 = 647,74 руб. в месяц.
Как рассчитать плату по фактическому объему отходов?
Плата за вывоз отходов по фактическому объему может осуществляться исходя из количества контейнеров, их объема и графика вывоза.
Например: 2 контейнера * 1,1 куб. м (их объем) * 156 (вывоз ТКО – трижды в неделю) = 343,2 куб. м будет вывезено за год. Дальше расчет такой же: умножаем на тариф и делим на 12.
Расчет платы по фактическому объему отходов возможен только в том случае, если на полигоне установлены средства измерения, а складирование ТКО осуществляется в специально отведенные баки, которые используются исключительно этим юрлицом. Возможность такого учета, его порядок и перечень необходимых документов рекомендуем обсудить с региональным оператором.
Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.
ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО
Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на
осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник
многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца
накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:
- Своими
действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям; - У
него нет лицензии на осуществление такой деятельности.
В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного
выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он
подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в
помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать
причиной исков против такого собственника.
Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит
доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного
лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное
место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.
Для справки! Автомобили региональных операторов ТКО подключены к системе ГЛОНАСС, можно отследить их маршрут движения, установить их местонахождение в конкретный промежуток времени.
Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте. Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.
А как же принцип
свободы договорных отношений?
Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!
Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не
применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные
отношение в соответствие:
- С
требованиями закона, в том числе и ГК РФ; - С
обязательствами, которые граждане принимают добровольно.
Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).
Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые
являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения
договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном
порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.
Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором
Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.
Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО
заключается в том, что потребителю необходимо:
- Найти регионального оператора– через официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации. Нами также составлен перечень региональных операторов по обращению с отходами;
- Направить письменную заявку на заключение соглашения.
Для справки! Предусмотрено, что оператор размещает предложение о заключении договора, а потребитель обязан направить заявку в пятнадцатидневный срок.
К заявке нужно приложить следующее:
- Паспорт
или другое удостоверение личности заявителя; - Правоустанавливающие
документы; - Технический
паспорт недвижимости; - Справку
о количестве проживающих лиц.
Это актуально для собственников частных домов, которые заключают
договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в
многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор
заключают:
- Управляющая
компания (УК); - Товарищество
собственников жилья (ТСЖ); - Жилищный
кооператив (ЖК).
Эти организации к заявке должны приложить:
- Договор
с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО; - Лицензии,
на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по
управлению многоквартирным домом; - Документы,
в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество
жильцов.
На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг
по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом
заключения договора занимается доверенное лицо.
После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.
В каких случаях
сроки рассмотрения продлеваются?
Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке
дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он
обязан:
- Выявить
недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения; - Направить
письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения; - Приостановить
рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.
После получения письма от регионального оператора, потребитель
обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано,
заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по
которым заявка не рассмотрена.
Региональный оператор может получить заявку на заключение договора
на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного
владельца. С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10
рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН. В
документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена.
Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.
Отсутствие заявки от потребителя
Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по
организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора
с региональным оператором ТКО:
- Он
размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения; - С
этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать
заявку; - Если
они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз
ТКО региональным оператором.
По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.
Что должно
содержать соглашение?
Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:
- Месторасположение дома, для которого требуется
услуга; - Ее содержание: требование, периодичность,
порядок и размер расчета; - Порядок решения спорных вопросов, в том числе и
по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий
договора; - Права и обязанности сторон;
- Случаи, в которых услуга не предоставляется или
ограничивается; - Основания для изменения условия или расторжения
соглашения; - Срок его действия.
Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении
прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь,
осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них
граждан.
Для справки! Расчеты предоставления услуги привязываются к количеству жильцов.
Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет
или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например,
региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с
110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:
- Обращение
в суд с иском о перерасчете стоимости; - Истребование
от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности
граждан дома; - На
основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый
период, когда менялась численность граждан.
Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика
переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и
судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого
определяется условиями договора, и начисляется неустойка.
Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется
решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует
финансовые потери.
Типовая форма договора с региональным оператором.
Образец договора с региональным оператором ТКО (11206 Загрузок)
Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором
Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора
с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном
порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к
административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм (ст.8.2 КоАП РФ). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.
Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО
подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения
договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм.
Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и
другие нормы.
Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований
или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность
предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.
Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а
юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф
за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а
индивидуальные предприниматели на 50 т.р.
Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора,
его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р.
То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны
привлекаются к административной ответственности.