Как составить договор займа по русской правде

Заём – один из древних договоров, по которому давали взаймы деньги и востребованные вещи. В Русской Правде этот договор нашел свое описание. Историк Н.В. Калачев так комментировал древнерусские правила о займе: «Из займов с процентами в Русской Правде исчислены займы денег, меда и жита, соответственно, по ним проценты называются резом, наставом и присопом».

Этот договор для своей действительности должен был совершаться непременно при свидетелях, если заем выдавался на сумму больше трех гривен. Заем мог оформляться долговой распиской, ее называли «кабалой» и неспроста – в случае неуплаты должники становились обязанными отработать долг (их называли закупами) или теряли личную свободу (холопы).

В денежной займе кроме возврата заемной суммы должник должен был отдать еще и проценты. Их называли «резами» – от слова «резать», «наносить засечки». Древние долговые расписки представляли собой небольшую дощечку с нанесенными на ней зарубками. Эту дощечку расщепляли надвое: одну половину брал кредитор, другую – должник. При возврате долга половинки вновь совмещали друг с другом, таким образом, можно было судить, насколько точно выполнены условия договора.

Заём в Древней Руси

В быту росла популярность ростовщичества, по-другому «резоимства». Ростовщики настолько завышали проценты, что в народе зрели недовольства. Волнения оказались настолько велики, что вынудили князя Владимира Мономаха принять в 1113 году «Устав о резах». Он ограничивал размер процентов, вводил трехлетний срок для выплаты долга, после чего долг прощался. К слову сказать, и в наше время принято обширное законодательство о потребительском кредитовании, чтобы заемщик и займодавец подходили к выдаче денег добросовестно и с холодной головой.

Автор – Александр Евдокимов, читайте другие статьи автора по тегу #евдокимовкат

  1. Обязательственное право

Основанием
для возникновения обязательств по РП
являлись договор
и деликт.
К.р. РП устанавливает такой способ
обеспечения обязательства должником
как выставление «поручника» (поручителя;
ст.14)

Обязательства
из договоров были наиболее распространенными
обязательствами.

Договоры:

  • Купля-продажа 

Первоначально
регулирование данного вида договора
происходило посредством обычного права,
позднее нормы, регулирующие его, появились
в РП. Заключение данного договора
требовало наличие двух свидетелей или
мытника 

Об
этом договоре Русская Правда говорит
в нескольких статьях. Эти статьи главным
образом касаются купли-продажи холопов.
Об условиях совершения договора
купли-продажи холопов говорит следующая
статья Пространной Правды: «Холопьство
обелное трое: оже кто хотя купить до
полугривны, а послухи поставить, а ногату
дасть перед самим холопомь».

По
прямому смыслу этой статьи, для признания
договора действительным необходимо
присутствие самого холопа и послухов.
Необходимо также чтобы перед самим
холопом была передана ногата – сравнительно
маленькая денежная единица, стоимость
холопов была гораздо выше них.

РП
содержит ряд статей, относящихся к
купле-продаже краденных холопов, а затем
и другим краденным вещам(коней, скота,
одежды).

Если
кто покупал чужого холопа не ведая о
том, что он был украден, а затем это
обнаруживалось, то собственник брал
своего холопа, а покупатель получал
деньги, но только после того, как присягал
что не знал о краже холопа. Если же он
покупал заведомо краденного холопа, то
недобросовестный покупатель лишался
этого права. Ст.
37

  • Договор
    займа
     

Закреплялись
различные формы заключения договора
займа в зависимости от его условий: займ
до трех гривен мог осуществляться без
присутствия свидетелей, купцы могли
кредитовать друг друга без соблюдения
большинства общеобязательных обязанностей
ввиду их особого статуса, а также сугубо
доверительных отношений внутри узких
купеческих групп (корпораций). Одной из
особенностей договора займа по РП было
то, что наличие процентов по займу не
являлось обязательным условием для его
заключения, несмотря на расцвет
ростовщичества. Данная норма не касалась
краткосрочных займов (до 20%)(ст.53
п.р. РП).

В
качестве обеспечения исполнения
обязательства РП устанавливала санкции
на случай его неисполнения (ст. 47 п.р.
РП): обязанность уплатить долг кредитору,
а в случае отсутствия имущества –
продажа в холопы. Закупничество можно
считать разновидностью договора займа.

  • Договор
    комиссии
     

Договор,
заключаемый между купцами. Стороной
может выступать купец, являющийся
доверенным лицом, заключающим от своего
имени, но за счет доверителя торговые
сделки («с чужими кунами» или товаром).

  • Договор
    дарения 

Упоминается
только в одной статье п.р. РП (ст.
93
),
где речь идет о подарках мужа жене
(только движимое имущество). Заключался
торжественно, при свидетелях.

  • Договор
    личного найма
     

Урегулирован
ст.110
п.р. РП, порождал отношения, близкие к
холопству: отличие в том, что свободный
человек мог заключить договор на срок
службы (тиун) (в случае отказа в службы
или смерти господина человек освобождался
от холопства)

  • Договор
    мены
     

Из-за
насущности и обыденности данного вида
договора, он не находит закрепления в
законодательстве Древнерусского
государства.

  • Договор
    подряда
     

Упоминается
такой вид как «государственный» подряд.
Ст.
96, 97

п.р. РП говорят о строительстве городских
укреплений, ремонте мостов. Стороны:
подрядчик – городник или мостник с
отроком (помощником), заказчик – община
(городская или сельская).

  • Договор
    поклажи
     

Основывался
на дружеских отношениях сторон: заключался
без свидетелей, поклажеприниматель
оказывал безвозмездную услугу по
хранению поклажедателю. Из-за этого
хранитель не нес ответственность за
сданное ему на хранение имущество.
Правота поклажепринимателя подтверждалась
лишь присягой

Обязательства
из правонарушений:

Общая
норма, обязывающая возместить причиненный
ущерб потерпевшей стороне, изложена в
ст.
14

к.р. РП: лицо причинившее вред имуществу
обязано заплатить его цену, независимо
от того, останется ли имущество у
потерпевшего, или причинившего вред.
Все имущественные преступления по РП,
даже сопряженные с элементами общественной
опасности (разбой, пожог) предусматривают
возмещение вреда

«Головничество»
– выплата возмещения вреда в пользу
семьи или родственников потерпевшего,
в случае убийства (размер не определен
в РП). В случае причинения вреда здоровью
предполагалось не только возмещение
за потерю трудоспособности, но и оплата
расходов по лечению. Также оскорбление
чести и достоинства женщины (в т.ч.
изнасилование) влекло существенное
взыскание в пользу потерпевшей, т.к.
материальное благополучие девушки
зависело от ее замужества.

Содержание

  1. Способы заключения договора по русской правде была
  2. Договоры по Русской Правде
  3. Источники «Русской правды»
  4. Договорные отношения по «Русской правде»

Способы заключения договора по русской правде была

Русская Правда знает определенную систему договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа. Это явилось следствием восстания киевских низов в 1113 г. против ростовщиков. Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению процентов по долгам, несколько ограничив аппетиты ростовщиков. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существует три вида займа: обычный (бытовой заем, заем, совершаемый между купцами), с упрощенными формальностями, заем с самозакладом — закупничество. Предусматривается различные виды процентов в зависимости от срока займа.

В Русской Правде упоминается и договор купли-продажи. Закон больше всего интересуют случаи купли-продажи холопов, а также краденного имущества.
Русская Правда упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора. (ст. 49 Пространной редакции).

Феодализму не свойствен наемный труд. Тем не менее Русская Правда упоминает об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники (ст. 110 Пространной редакции). Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом. В законе упоминается о наймите, однако некоторые исследователи отождествляют его с закупом.
Можно, очевидно, говорить о существовании в Древнерусском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо виден договор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскому продать на местном торге свои товары.
Уже краткая редакция Русской Правды содержит «Урок мостникам», где регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Исследователи полагают, что закон имеет в виду не только мосты, но и городские мостовые. Археологи нашли, например, в Новгороде многочисленные деревянные мостовые. Интересно, что этот элемент городского благоустройства возник в Новгороде раньше, чем в Париже.
Надо полагать, что на Руси существовал такой древний договор, как мена, хотя в законодательстве он и не отражен. То же можно сказать и об имущественном найме.

Порядок заключения договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий, рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовались свидетели. Имеютя определённые сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.

Источник

Договоры по Русской Правде

В Русской Правде упоминается и договор купли-продажи. Закон больше всего интересуют случаи купли-продажи холопов, а также краденного имущества.

Русская Правда упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора. (ст. 49 Пространной редакции).

Феодализму не свойствен наемный труд. Тем не менее Русская Правда упоминает об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники (ст. 110 Пространной редакции). Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом. В законе упоминается о наймите, однако некоторые исследователи отождествляют его с закупом.

Можно, очевидно, говорить о существовании в Древнерусском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо виден договор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскому продать на местном торге свои товары.

Уже краткая редакция Русской Правды содержит «Урок мостникам», где регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Исследователи полагают, что закон имеет в виду не только мосты, но и городские мостовые. Археологи нашли, например, в Новгороде многочисленные деревянные мостовые. Интересно, что этот элемент городского благоустройства возник в Новгороде раньше, чем в Париже.

Надо полагать, что на Руси существовал такой древний договор, как мена, хотя в законодательстве он и не отражен. То же можно сказать и об имущественном найме.

Порядок заключения договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий, рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовались свидетели. Имеютя определённые сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.

Источники «Русской правды»

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в. и получившая окончательное закрепление в «Русской Правде»- памятнике феодального права. Наличие в Древнерусском государстве соседской общины — верви, приводит нас к признанию того, что члены ее имели определенный круг прав и обязанностей как во взаимоотношениях между собой, так и вне общины. Об этом свидетельствуют ст. 3-8 «Русской Правды», которые законодательно закрепили порядок ответственности членов верви за убийство человека. Данные нормы возникли значительно раньше «Русской Правды», в период формирования феодальных отношений, и существовали в виде обычая. Следовательно, обычай был одним из основных источников создания «Русской Правды». Изучение древнейших документов истории Древней Руси свидетельствует о самостоятельности исторического процесса возникновения и развития государства н права у восточных славян. Правовые нормы играли важную роль в укреплении раннефеодальной монархии; Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права, были договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 гг.), в которых содержались сведения о «Законе Русском». Эти договоры содержали ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди» и т. д. К источникам «Русской Правды» следует отнести и договоры между отдельными русскими князьями. Иной характер носили договоры князей с народом. Такие до говоры заключались вечем от имени народа с князем. Условия княжения предлагались той или, другой стороной, а затем утверждались взаимным соглашением. Так, новгородцы, приглашая к себе князя, ставили ему целый ряд условий, серьезно ограничивающих его власть: не судить без Суда посадника, не раздавать без него волостей и грамот, не приобретать самому, княгине, боярам и дворянам недвижимого имущества в пределах Новгородской земли и т. д. К источникам относились и договоры с дружиной, которые заключались устно и содержали условия о сроках службы, раз мерах пожалований за службу и т. д. Одним из источников «Русской Правды» является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани — «Уроки», создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные «виры», «продажи», «пошлины», что закреплено в статьях «Русской Правды». Присоединяя к Киевскому государству новые земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия. Некоторые статьи «Краткой Правды» говорят нам о суде, но ни одна не упоминает о его составе, порядке образования. Суд выборных старейшин превратился в княжеский суд и был в руках князя средством борьбы с преступниками. Большое значение для создания норм «Русской Правды» имели судебные решения, в которых содержались отдельные виды наказаний за преступления. Следовательно, «Русская Правда» возникла не «на пустом месте», а явилась итогом развития Древнерусского государства. Нормы русского права, как и феодальные отношения, в Киевской Руси складывались неравномерно и по-разному. Сохранилось свыше ста списков, в которые включены различные нормы права. В соответствии с их содержанием историки сгруппировали списки «Русской Правды» в три основные редакции — Краткую, Пространную и Сокращенную. Нормы раннефеодального права отражены в первой части «Краткой Правды», или «Древнейшей Правды», которая представляет сборник правовых норм, изданных в различное время князем Ярославом Мудрым для разрешения конфликтов, возникающих в дружинной среде. По происхождению и задачам «Краткая Правда» не могла отразить многих сторон феодального государства Руси. Она состояла из двух частей: «Правды Ярослава» и «Правды Ярославичей». Круг наказуемых преступлений, упоминаемых во всех 18 статьях, очень ограничен: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, порча чужого имущества. В «Краткой Правде» говорится и о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как право родственников на кровную месть за убийство. В «Правде Ярославичей», возникшей в обстановке дальнейшего развития феодальных отношении, отражается процесс складывания на Руси крупной феодальной собственности и содержатся нормы, обеспечивающие защиту от посягательств па княжеское хозяйство. Запрещалась кровная месть, во всех случаях она заменялась вирой. Целой системой специальных штрафов охранялась от покушений со стороны крестьян жизнь княжеских слуг (огнищан, тиунов, мечников), защищалась незыблемость феодальной собственности (земля, амбары, скот и т. д.). «Пространная Правда» состоит из двух частей: «Устава князя Ярослава» и «Устава Владимира Мономаха», изданных в разное время, а затем механически объединенных переписчиками. «Устав Владимира Мономаха» уточнил правовое положение закупов, установил ответственность за кражу ряда иных объектов, расширил раздел, посвященный наследственному праву, большое внимание уделил законодательству о холопах, принял меры по охране имущественных прав купечества. С распадом. Древнерусского государства отдельные нормы находили применение в Московском государстве. Из «Пространной Правды» были выбраны и частично переработаны отдельные нормы, составлены более краткие списки, которые получили название сокращенной редакции «Русской Правды». «Русская Правда» является крупнейшим раннефеодальным кодексом Древней Руси, сложным по своему происхождению, составу и содержанию. Кроме «Русской Правды», памятниками права Древнерусского государства, отражающими законодательную деятельность князей, являются церковные уставы и уставные грамоты. Князья жаловали различные привилегии отдельным лицам за их службу. На эти привилегии выдавались специальные грамоты. в которых указывалось конкретное содержание привилегии: владеть землей, крестьянами, осуществлять суд, сбор пошлин и другие полномочия в зависимости от заслуг данного лица. Часто князья составляли завещания с указанием сделанных пожалований тем или иным лицам о предоставлении определенных прав. Многие князья устанавливали привилегии русской церкви. До нас дошел целый ряд таких привилегий: Уставы князя Владимира, князя Ярослава, новгородского князя Всеволода; Уставная грамота, данная князем Всеволодом церкви Ивана на Опоках; Устав новгородского князя Святослава; Уставная грамота смоленского князя Ростислава и др. Значение этих памятников права состоит в том, что они знакомят нас с отношениями, существовавшими между церковью и государством, с правовым положением духовенства, с делами, которые подлежали ведению и суду церкви. Кроме того, они знакомят с теми правовыми нормами, которые не нашли своего отражения в «Русской Правде». В Древнерусском государстве, кроме собственных правовых источников, применялись сборники византийских церковных правил и законов, определяющих права церкви и указывающих на взаимоотношения церкви и государства. После принятия христианства, византийское духовенство всячески стремилось в своей деятельности проводить, основные принципы византийского феодального права. На Руси распространялись переводы сборников византийского церковного права. Ввиду зависимости русской церкви от Константинополя русское духовенство частично подчинялось правилам греческой церкви. Влияние византийских сборников на русское право обусловливалось подсудностью духовным судам вопросов семейно-брачного и наследственного права. Сборники византийского церковного права носили наименование номоканонов. Русские переписчики объединили номоканоны с правилами из других русских правовых источников, в результате вышли более полные сборники права, получившие название Кормчих книг. Источники «Русской Правды» убедительно свидетельствуют о том, что этот документ права возник на основе закономерного развития, русского общества, и рассуждения норманистов, дворянско-буржуазных историков, современных западноевропейских советологов о германском происхождении «Русской Правды» или о заимствовании ею норм из Саксонского, Салического или Фризского прав явно несостоятельны и не могут быть обоснованы никакими научными доказательствами. Этот древнейший кодекс является сборником русского феодального права. Содержание его дает представление о характере и устройстве феодальной вотчины, о правовом положении населения, о государственном строе Древней Руси, суде, преступлениях и наказаниях, наследовании и договорах.

Источник

Договорные отношения по «Русской правде»

Основными видами договоров были: договор мены, купли-продажи, займа, кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях, на торгу или в присутствии специального лица — мытника. Условиями действительности договоров купли-продажи и мены было отсутствие пороков в продаваемой вещи, приобретение вещи за деньги от ее собственника, присутствие двух свободных свидетелей и трезвое состояние продавца и покупателя. Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: 1) обычный (бытовой) заем; 2) совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); 3) с самозакладом – закупничество. Различался займ с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышавший три гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Заем до одного рубля обеспечивался поручительством, а выше рубля — письменным актом и закладом.

Семейное и наследственное право по «Русской правде».

Брачно-семейное право по Русской Правде. Контролировалось церковью. Возраст вступавших в брак у мужчины составлял 14-15 лет, а у женщины – 12-13 лет. Браку предшествовало обручение. Требовалось согласие родителей. Не допускалось вступление в третий брак. Любая степень родства категорически запрещалась. Глава семьи – супруг. Согласно византийскому праву мог быть расторгнут только при: 1) Безвестное отсутствие супруга 5 лет; 2) Вступление обоих супругов в монашество; 3) Если жена, узнает о чьем-то злоумышлении на убийство, не скажет об этом мужу; 4) Если жена изменяет мужчине; 5) Если посещает без разрешения мужа конские скачки и театры; 6) Если муж торгует честью жены; 7) Если муж заводит в доме любовницу. Мужья имели право наказывать своих жен. Отец имел большие права и в отношении детей. Наследственное право по Русской Правде. Различали наследование по закону и по завещанию. По закону земли наследовали только сыновья. По завещанию выделялась обязательная доля вдове и детям на прожиток, а дочерям выделялось приданое.

Источник

ПОКЛАЖА (ст. 49)

Поклажа=хранение.

Хранение чужих вещей могло быть только дружеской услугой, за ее оказание не было принято платить особое вознаграждение.

! договор освобождался от заключения при послухах.

 – если отдавший на хранение вещи, обвинял детозитария в утайке их части, тот очищался личной присягой.

ЛИЧНЫЙ НАЙМ (ст.110)

Личный найм не вел к холопству только при наличии соответствующей оговорки в договоре.

! в эпоху развития феодализма наемный труд не мог иметь значения в существующей тогда системе эксплуатации.

ЗАЕМ (ст. 48,50, 51,53, 55,56)

Предметом займа могли быть не только деньги, но и медь

Отличие договора займа от ссуды состояло в том, что предметом являлась вещь, которая должна быть возвращена верителю не в своей индивидуальности, а мерой, счетом или весом.

Основным условием для признания действительности договора займа было присутствие послухов (могли быть заменены мытнком), которые могли в случае спора подтвердить его заключение присягой. При спорах дело решалось еще на основании подкрепленных личной присягой кредитора. Не требовалось послухов и при заключении договора займа на сумму меньшую нежели трех гривен.

По Русской правде говорится, что купцы, обремененные долгами, сохраняли свою свободу и хозяйственную самостоятельность пока кредиторы не предъявляли исков о взыскании долга.

ЗАЕМ ПОД ПРОЦЕНТ

В эпоху Русской правды проценты взимались высокие, различались годовые, третные и месячные. Годовые по Краткой редакции Русской правды составляли 10 куп с гривны, т.е. 20%. Пространная редакция ограничивает месячные проценты при коротких займах. Если срок займа не превышал года, то месячные заменялись третными. Самый высокий процент был месячный, а самым низким- годовой.

Одним из поводов для принятия законодательства о процентах было восстание городских низов в 1113г., вызванное деятельностью ростовщических элементов.

Если заем был сделан на целый год или договор не был исполнен в течение года, то должник уплачивал уже не месячные, а третные.

Съезд постановил, что третные резы дозволялось брать только два раза. Кредитор, получивший в третий раз третные резы лишался права требовать возвращения капитала. Затем было ограничение взимания годовых рез (не более 10 куп на гривну).

Добавить комментарий