Как составить доклад по биологии


КАК НАПИСАТЬ ДОКЛАД

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату). 

Доклад – вид самостоятельной научно – исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом. 


  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 – 10 источников). 

  • Составление библиографии. 

  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений. 

  • Разработка плана доклада. 

  • Написание. 

  • Публичное выступление с результатами исследования. 


В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. 

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. 
Академический стиль – это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы: 


  • предложения могут быть длинными и сложными; 

  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины; 

  • употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”; 

  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”; 

  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова. 


Как подготовить доклад по гуманитарным наукам – смотри памятку “Как написать реферат”. 

Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты.

Общая структура такого доклада может быть следующей: 


  1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию). 

  2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема). 

  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее). 

  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие). 

  5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер). 

  6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

  7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах. 

  8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5. 


Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата. 


  • Титульный лист 

  • Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). 

  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы) 

  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос) 

  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада) 

  • Список литературы. Правила составления списка используемой литературы смотри в памятке “Как написать реферат”. 


Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией. 


  • Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. 

  • В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы. 

  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе. 

  • Не бойтесь аудитории – ваши слушатели дружески настроены. 

  • Выступайте в полной готовности – владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно. 

  • Сохраняйте уверенный вид – это действует на аудиторию и преподавателей. 

  • Делайте паузы так часто, как считаете нужным. 

  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту. 

  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы. 

  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ. 


При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.
^ КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ

Несколько НЕ 

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом. 
Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.
Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах. 

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается. 

Реферат состоит иэ нескольких частей: 


  • титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения); 

  • оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата; 

  • введение; 

  • основная часть, состоящая из глав; 

  • заключение; 

  • список использованной литературы. 


Во введении объясняется: 


  • почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых); 

  • какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы… (Клише: “Материалом для написания реферата послужили …”) 

  • из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе … В заключении сформулированы основные выводы…”) 


Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения) 

Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы – это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер. 

Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что… В итоге можно прийти к выводу… ”) 

В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними. 

Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам. 

Описание книг 

Автор(ы). Заглавие. – Место издания: Издательство, год издания. – Страницы. 

Пушкин А. С. Стихотворения. – Спб.: Азбука, 1998. – 170 с. 

Описание сборников 

Заглавие. – Место издания: Издательство, год издания. – Страницы. 

Литература: Справ. шк. – М.: Просвещение, 1996. – 600с. 

Описание статей 

Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). – Год. – Номер. – Страницы статьи. 

Уфимцева К. В стране русского языка // До 16 и старше. – 2001. – N° 1. – С. 5-8. 

Этапы (план) работы над рефератом 


  1. Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни. 

  2. Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос. 

  3. Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов – не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы. 

  4. Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе). 

  5. Составить план основной части реферата. 

  6. Написать черновой вариант каждой главы. 

  7. Показать черновик педагогу. 

  8. Написать реферат. 

  9. Составить сообщение на 5-7 минут, не более.


^ КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ 

Рецензия (от лат. recensio “рассмотрение”) – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. 

Рецензию характеризует 

небольшой объём и краткость

Рецензент занимается в первую очередь 

новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии. 

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы: 


  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; 

  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; 

  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка. 


Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия – развернутая аннотация. 

Примерный план рецензии на литературное произведение. 


  1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания. 

  2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление). 

  3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
    – смысл названия
    – анализ его формы и содержания 
    – особенности композиции 
    – мастерство автора в изображении героев 
    – индивидуальный стиль писателя 

  4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: 
    – основная мысль рецензии 
    – актуальность тематики произведения 


В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной. 

Принципы рецензирования. 

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения. 

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме “нравится – не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом. 

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно. 

Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон. 

Авторское “я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции. 

Критика не изучает литературу, а судит её – с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса. 

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии: 

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом. 

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгады-ваешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора. 

Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены? 

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает “как сделан” текст. 

Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

Реферат представляет собой особый вид самостоятельной учебной деятельности школьников и студентов. Подготовка реферата по биологии научит работать с каталогами, систематизировать и классифицировать информацию, анализировать данные, делать выводы и оформлять текстовые документы, а также позволит приобрести навыки работы со структурными схемами.

Как написать реферат по биологии

Само слово реферат происходит от латинского referre, означающего «докладывать» или «сообщать. На практике данный термин означает краткое изложение содержания книги или статьи.

Реферат  это теоретическая, основанная на изучении источников работа, раскрывающая определенную тему. Реферат в обязательном порядке предполагает использование источников, поскольку проводимое исследование опирается на уже известные и опубликованные ранее сведения.

В чем цель реферата? Преподаватели, давая такое задание, рассчитывают, что ученик или студент вникнет в суть предмета и расширит свои познания, научится работать с информацией.

Подготовка реферата предполагает сбор информации по теме, систематизацию сведений, умение выделить ключевые моменты и логично передать суть в письменном виде.

Выбор темы

  1. Перед написанием необходимо выбрать тему исследования. Ее иногда предлагает преподаватель, либо можно выбрать самостоятельно.
  2. При выборе важно исходить из своих интересов, насколько данная тема вам близка, а также учитывать, удастся ли найти по ней источники для написания.
  3. Проверьте, какая литература по такому предмету есть дома и что можно будет найти в библиотеке. В поиске помогут тематические каталоги библиотеки.
  4. Тему формулируют по-разному, более широко или узко. Например, формулировка «Растения» имеет очень широкий смысл, а «Растения пустыни» — более узкий.
  5. При выборе широкой формулировки следует ориентироваться на всесторонний охват предмета, но короткий и без подробностей.
  6. Если выбран узкий охват исследования, то, помимо общих данных, доклад будет содержать дополнительные детали.
  7. Работа над рефератом начинается с составления четкого плана, чтобы сразу понимать, о чем придется писать и в какой последовательности.
  8. Исходным материалом выступает обычный школьный или вузовский учебник по биологии.
  9. Затем стоит ознакомиться с содержанием других книг и статей и найти тот материал, которого нет в учебнике, и дополнить его.

Письмо

Источник: pixabay.com

Типичная структура реферата выглядит примерно так:

  • Введение. Здесь нужно обосновать актуальность и важность выбранной темы;
  • Основная часть. Здесь описывают проводимое исследование, анализируют предмет и делают предварительные выводы;
  • Заключение. Представляет собой краткое подведение итогов.

Остановимся на данных пунктах плана более подробно.

В любой работе должно быть введение. Как правило, оно состоит из нескольких абзацев и занимает не более страницы. В отдельных случаях оно бывает совсем не большим и состоит из одного абзаца.

Введение вводит в курс дела. Обосновывает, почему важна выбранная тема и в чем ее актуальность, отмечают вопросы, которые автор рассмотрит в дальнейших частях.

Например, для темы «Грибы» следует указать, что грибы представляют собой живые организмы, значительно отличающиеся от прочих животных и растений и выполняющие важнейшую функцию в биосфере. Таким образом, основное содержание будет посвящено разбору отличий грибов от прочих организмов и анализу их роли в природе.

Заключение пишут единым текстом в форме повествовательных предложений. Основная задача — подвести итоги исследования и сформулировать основные выводы. Сами выводы лучше представить в виде отдельных пунктов, которые для удобства обозначают цифрами.

Пример выводов:

  • грибы  это особые организмы, отличающиеся от животных и растений;
  • для них характерен верхушечный рост.

Также важную роль в написании играет библиография — список используемой литературы. Все задействованные материалы нужно перечислить в конце реферата и дать на них полную библиографическую ссылку.

Указывают ФИО автора, полное название книги, место издания, издательство, номер страницы.

Петров Б.М. Биология: формы и уровни жизни. — М.: Просвещение, 1993, с. 31-32.

Если приводят ссылку на всю книгу в целом, то указывают общее количество страниц в ней.

Иванов Н.М. Грибы — паразиты культурных растений. — Москва: Просвещение, 1978, т. 2, 200 с.

Цитирование

В тексте при использовании цитат и мнений различных авторов или употреблении источников в скобках указывают фамилию автора и через запятую год публикации. Затем данные работы перечисляют в списке используемой литературы, при этом все библиографические ссылки располагаются строго в алфавитном порядке.

Существует и другой способ оформления цитат. При нем в списке литературы источники отмечают в алфавитном порядке и перед каждым ставят порядковый номер. В самом тексте в скобках указывают уже не фамилию автора, а данный номер из списка.

Правила оформления

Рабочий стол

Источник: pixabay.com

Допустимый объем не должен превышать 10 печатных страниц. При этом основное содержание занимает не менее 2 страниц. Текст пишут или печатают на одной стороне обычных листов формата А4.

Размер полей: левое должно быть не менее 30 мм, правое — не меньше 10 мм, верхнее и нижнее — по 25 мм.

Реферат имеет титульный лист, который оформляют следующим образом:

  • в верху учащиеся пишут название своего образовательного учреждения;
  • в центральной части пишем прописными буквами РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ;
  • строкой ниже слова на тему, после которых ставим двоеточие;
  • еще ниже указываем полное название темы тоже прописными буквами без кавычек;
  • внизу слева пишем исполнитель, справа ФИО ученика и его класс;
  • ниже слева Руководитель, справа ФИО учителя;
  • в самом конце страницы указываем место написания и год.

В титульный лист включают общую нумерацию листов, номер страницы не проставляют. За титульником идет план, где перечислены все разделы по порядку. Заголовки больших разделов оформляют прописными буквами без точки в конце.

Заголовки подразделов начинают с абзацного отступа. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Образец реферата по биологии на общую тему

Ознакомиться с примером реферата можно тут.

Не справляетесь с рефератами? Всегда поможет школьнику и студенту служба помощи ФениксХелп.

Автор: Малич Анжелика Владимировна
Учебное заведение: МБОУ г. Мценска “Лицей №5”
Краткое описание работы: Памятка, которую можно использовать при подготовке доклада (сообщения) по биологии. В 5 классе важно научить учащихся верно и быстро искать информацию и уметь её рассказать.

Дата публикации: 2021-08-27

Загрузка…


Памятка для учащихся при подготовке сообщения

  1. Продумайте тему сообщения и составьте план (о чем хотите рассказать одноклассникам), полностью оформлять сообщение не обязательно.
  2. Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите её. (Можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в Интернете).
  3. Подберите материал, обратив внимание на то, что будет интересно одноклассникам.
  4. Сообщение нужно рассказывать, а не читать.
  5. Перед началом назвать тему сообщения.
  • Тема моего сообщения …………
  • Я хочу вам рассказать о …….
  1. Чтобы сообщение получилось, дома надо потренироваться. Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте правильную интонацию.

После выступления другие ребята задают вопросы.

План сообщения:

  1. Вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
  2. Основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
  3. Заключительная часть с выводами.

Просмотреть свитедельство о публикации

Рефераты по биологии

Содержание:

  1. Структура реферата по биологии
  2. Титульный лист
  3. Содержании
  4. Введение
  5. Основная часть
  6. Заключение
  7. Список литературы
  8. Приложение
  9. Как написать реферат по биологии
  10. Оформление реферата по биологии
  11. Скачать готовые рефераты по биологии
  12. Примеры рефератов по биологии

Реферат по биологии – это краткое изложение научного труда по предоставленной теме, реферат по биологии самостоятельная научно исследовательская работа, где студент раскрывает суть исследуемой проблемы с элементами анализа по теме реферата, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблемы темы реферата.

Содержание реферата по биологии должно быть логичным, изложение материала носить проблемно тематический характер.

Объем реферата по биологии составляет от 19 до 27 страниц.

Написание реферата по биологии позволяет закрепить приобретаемые студентами умения поиска необходимой информации, быстрого ориентирования в современной классификации источников.

Если вы хотите научиться сами выполнять реферат по любым предметам, то на странице “что такое реферат и как его написать” я подробно рассказала.

Структура реферата по биологии

Структура реферата по биологии включает в себя следующие элементы:

  • титульный лист,
  • содержание,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • список литературы,
  • приложения.

Титульный лист

Титульный лист –это информация о выходных данных работы. Он является ее первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. Титульный лист не нумеруется.

Пример:

Рефераты по биологии

Содержании

В содержании последовательно излагаются названия пунктов реферата (доклада) с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом.

Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Пример:

Рефераты по биологии

Введение

Во введении к работе обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования.

Пример:

Рефераты по биологии

Основная часть

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме реферата (доклада) и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Важно понимать, что каждая глава должна представлять собой законченное произведение. Ее следует начинать постановкой рассматриваемой задачи, а завершать четкими, аргументированными выводами. Все приводимые в работе данные обязательно следует сопровождать подстрочной ссылкой на источник, описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Как правило, основная часть доклада состоит из 2-3 глав, которые в случае необходимости разбиваются на параграфы.

Пример:

Рефераты по биологии

Заключение

Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение». Заключение – это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Пример:

Рефераты по биологии

Список литературы

После заключения помещается список использованной литературы, куда включаются оригинальные тексты, монографические исследования, научные статьи, учебные пособия и др.

Пример:

Рефераты по биологии

Приложение

В приложениях помещаются табличные материалы, рисунки, графики, нормативно-правовая и другая документация, на основе которой в работе сделан анализ и выводы, и другие материалы.

Пример:

Рефераты по биологии

Как написать реферат по биологии

Реферат – это не простое описание фактов и явлений истории, тем более повторение текста глав учебника или монографий. Работая над рефератом, студент должен показать, насколько он умеет критически проанализировать собранный исторический материал, самостоятельно мыслить и аргументированно излагать своё понимание, свою интерпретацию изучаемого вопроса.

Реферат по биологии должен обладать следующими свойствами:

  • целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),
  • связность (логическая и формально-языковая),
  • структурность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),
  • завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

Этапы написания реферата по биологии:

1 этап — подготовительный.

  • поиск материалов по определенной теме
  • выбор литературы в конкретной библиотеке
  • определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

2 этап — исполнительский.

  • чтение книг (других источников)
  • ведение записей прочитанного (сканирование)
  • отбор материалов
  • составление плана реферата

3 этап — заключительный.

  • обработка имеющихся материалов и написание реферата
  • составление списка использованной литературы.

Реферат в любой форме связан с поиском информации. Только глубокое изучение литературы по теме позволит получить информацию о современном состоянии изучаемой проблемы.

Для этого существуют библиотеки и тематические каталоги в справочно-библиографических отделах библиотек. Информацию о литературе можно также почерпнуть из изданий, посвященных выбранной теме.

При работе с литературой следует помнить, что монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные в этом году, опубликовали результаты исследований двухлетней давности и более. Наиболее актуальную и “свежую” информацию можно получить из научных журналов и газет, информационных материалов, статистических сборников и др.

Новые компьютерные технологии позволяют современному исследователю работать с большим объемом информации. В глобальной сети сегодня можно найти оцифрованные работы отечественных и зарубежных историков, электронные копии архивных документов, тысячи сканированных исторических источников, материалы из археологических и этнографических экспедиций, коллекции фотографий, карт, диаграмм.

Материал, полученный в результате работы с литературой и источниками, как правило, превышает требуемое количество страниц реферата. В дальнейшем необходимо будет сконцентрироваться на выбранных проблемах, отсеять ненужные и написать окончательный вариант реферата из полученного материала.

После того, как материалы, необходимые для работы, выбраны, следует наметить последовательность исследований, чтобы лучше определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой рекомендуется записывать основные положения, примеры и выводы изученных работ на отдельных карточках или в специальной тетради, точно указывая их авторов, заголовки и страницы. Следует отметить, что при наличии сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать оригиналы этих подготовительных материалов.

План – это содержание реферата, которое содержит все заголовки реферата. Следует помнить, что все заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Правильно составленный план реферата служит организационным началом работы, помогает систематизировать материал и обеспечивает последовательность в его представлении. Обычно он составляется по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение явления в его историческом развитии (от прошлого до настоящего), второй – рассмотрение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Можно сочетать оба подхода, используя проблемный и хронологический принцип.

Написание введения для реферата по биологии очень ответственная часть работы. Введение обосновывает актуальность выбранной темы и то, почему она привлекла к себе внимание. Приводятся причины, почему она представляет научный интерес и почему привлекла внимание исследователя. Важно также указать, как данная тема рассматривается различными научными школами или отдельными историками. Введение должно содержать краткое описание исторических источников и научной литературы, а также историко-графический обзор проблемы. Затем определяются цель и содержание задачи реферата. В конце введения желательно раскрыть структуру реферата, а также дать список его структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Объем введения составляет две или три страницы.

Написание текста основной части для реферата по биологии сопровождается разделением на главы и подразделы глав в зависимости от цели и задач, которые должны быть достигнуты в реферате. Основная часть реферата должна состоять из двух или трех глав. Содержание глав основной части реферата должно точно соответствовать теме работы и полностью раскрывать ее. Методология и техника исследования подробно обсуждаются здесь, а результаты обобщаются.

Написание заключения для реферата по биологии подводит итог всему исследованию, заключение даёт последовательное, связное и логичное представление результатов исследований, их связь с общей целью и конкретными задачами, изложенными и сформулированными во введении. Вывод в целом предполагает также обобщенную окончательную оценку проделанной работы. Заключение состоит примерно из двух-трех страниц.

После заключения размещается список использованных источников и литературы. Каждый источник перечисляется строго по его названию в алфавитном порядке и нумеруется. Некоторые авторы из общего списка литературы выделяют справочные и энциклопедические издания в отдельный список. Если реферат содержит ссылки на мемуары, дневники, письма, газетные материалы и другие источники, этот раздел следует озаглавить “Список использованных источников”.

Различные вспомогательные или дополнительные материалы размещаются в приложении. Это могут быть копии оригиналов документов, иллюстраций, фотографий, карт, планов и протоколов или это могут быть таблицы, графики, рисунки, карты и тексты в их форме.

Оформление реферата по биологии

Текстовая часть реферата оформляется на листе следующего формата: – отступ сверху – 2 см; отступ слева – 3 см; отступ справа – 1,5 см; отступ снизу – 2,5 см; – шрифт текста: Times New Roman, высота шрифта – 14, пробел – 1,5; – нумерация страниц – снизу листа. На первой странице номер не ставится.

Основные разделы: оглавление (план), введение, основное содержание, заключение, список литературы.

Текст реферата должен содержать следующие разделы:

  • титульный лист с указанием: названия ВУЗа, кафедры, темы реферата, ФИО автора и ФИО преподавателя – куратора.
  • введение, актуальность темы.
  • основной раздел.
  • заключение (анализ результатов литературного поиска); выводы.
  • список литературных источников должен иметь не менее 10 библиографических названий, включая сетевые ресурсы.

Реферат должен быть выполнен грамотно с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу, включая периодическую литературу за последние 5 лет).

Скачать готовые рефераты по биологии

  1. Скачать реферат по биологии на тему: Достижения в микробиологии: вклад Пастера, Коха и др. ученых
  2. Скачать реферат по биологии на тему: Причины вымирания пресмыкающихся
  3. Скачать реферат по биологии на тему: Биология и анатомия
  4. Скачать реферат по биологии на тему: Биохимические процессы переработки отходов
  5. Скачать реферат по биологии на тему: Виды биологических ритмов
  6. Скачать реферат по биологии на тему: Взаимодействие человека и биосферы
  7. Скачать реферат по биологии на тему: Ботаника как наука
  8. Скачать реферат по биологии на тему: Биотехнология и биоиндустрия на современном этапе
  9. Скачать реферат по биологии на тему: Растения в биоиндикации
  10. Скачать реферат по биологии на тему: Структурно-функциональная организация клетки
  11. Скачать реферат по биологии на тему: Взаимодействие гидросферы и атмосферы

Примеры рефератов по биологии

  1. Ядро – главный органоид клетки
  2. Стерилизация молока
  3. Бактерии рода Clostridium как продуценты в биотехнологии
  4. Основные гормоны человека
  5. Основы рационального питания и контроль над весом тела
  6. Биология дрожжей
  7. Роль гормонов в жизни человека
  8. Уровни организации биологических систем
  9. Основа здорового образа жизни
  10. Методы изучения клетки
  11. Птица Беркут
  12. Межпредметные связи и их значение для развития научного мировоззрения в школьном курсе биологии
  13. Приспособление растений к водному режиму
  14. История развития представлений о структуре и функциях рибосом
  15. Нервная система животного
  16. Виноград
  17. Представление о виде и надвидовых категориях в фолк-систематике
  18. Основные особенности фолк-систематики; особенности познавательной ситуации того времени; «народный» взгляд на природу вида
  19. Схоластика как «тёмный» период в истории биологической систематики
  20. Причины стагнации биологического знания; родовидовая схема схоластов; реализм, номинализм и концептуализм как решение проблемы вида
  21. Карл Линней реформатор биологической систематики
  22. Основные труды Линнея; спор Линнея с Адансоном
  23. Линнеевская реформа; понимание вида до и после Линнея
  24. Чарльз Дарвин и закат линнеевской концепция вида
  25. Основные труды Дарвина; крах типологической концепции вида
  26. Раса как наиболее реальное природное образование; понимание вида до и после Дарвина
  27. Амитоз: причины его возникновения
  28. Микроэлементы, содержащиеся в живых организмах и их значение
  29. Гипотезы зарождения жизни в определенные моменты времени в определенных местах во Вселенной
  30. Панспермия, типы панспермии
  31. Гипотезы программированного создания жизни
  32. Креационизм. Гипотеза стационарного состояния
  33. Гипотеза абиогенеза. Мир ДНК-РНК
  34. Человек как биологический вид
  35. Положение человека в системе животного мира
  36. Этапы эволюции человека (антропогенез)
  37. Разум в эволюции жизни
  38. Учение о микроэволюции и видообразовании
  39. Динамика популяций: закон Харди-Вайнберга
  40. Макроэволюция. Результаты макроэволюции
  41. Элементарные факторы эволюции
  42. Формы естественного отбора
  43. Вид. Критерии вида
  44. Механизмы видообразования
  45. Идиоадаптация. Приспособленность организмов к среде обитания
  46. Гипотеза нейтральности молекулярной эволюции
  47. Антидарвиновские концепции эволюции
  48. Вклад Менделя в развитие экспериментальной генетики
  49. Генетика и естественный отбор
  50. Доядерные организмы
  51. Эволюция биосферы планеты
  52. Происхождение жизни на земле
  53. Витамины: виды и их роль в организме человека
  54. Биологически активные вещества
  55. Биологические эры и их характерные особенности
  56. Сущность биосферы и цивилизации
  57. Биогеоценозы как важные биологические процессы
  58. Генетика как важная составная часть биологической науки
  59. Круговорот веществ в природе
  60. Наследственные болезни человека: предпосылки возникновения
  61. Процесс селекции: особенности и значение
  62. Основные теории происхождения человека
  63. Генная инженерия и ее основные проблемы
  64. Сущность клонирования
  65. Современные биотехнологии
  66. Виды рас: особенности их происхождения
  67. Специфика выработки иммунитета
  68. Ферменты: функции и определение их активности
  69. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние
  70. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение
  71. Драматические страницы в истории развития генетики
  72. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении
  73. История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина
  74. «Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии
  75. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции
  76. Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
  77. Современный этап развития человечества. Человеческие расы
  78. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества
  79. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов
  80. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка
  81. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке
  82. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей
  83. Биоценозы и экосистемы разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере
  84. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости

Памятка для
учащихся при подготовке сообщения

1. Продумайте тему сообщения и
составьте план (о чем хотите рассказать одноклассникам), полностью оформлять
сообщение не обязательно.

2. Изучите литературу по этой теме,
глубоко осмыслите её. (Можно использовать книги, журналы, учебные пособия,
публикации в Интернете).

3. Подберите материал, обратив
внимание на то, что будет интересно одноклассникам.

4. Сообщение нужно рассказывать, а не
читать.

5. Перед началом назвать тему
сообщения.

·     
Тема моего сообщения
…………

·     
Я хочу вам
рассказать о …….

6. Чтобы сообщение получилось, дома
надо потренироваться. Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте
правильную интонацию.

После выступления другие ребята задают
вопросы.

План сообщения:

1. Вступление,
где рассказывается основная мысль по теме;

2.
Основной текст с размышлением
или официальными изученными данными;

3.
Заключительная часть с
выводами.

Добавить комментарий