Действующее налоговое законодательство предоставляет представителям ИФНС широкий круг полномочий при проведении мероприятий налогового контроля. В частности, в рамках налоговой проверки (независимо от того, в какой форме она проходит) представители контролирующих органов могут проводить допрос свидетелей.
Целью допроса является выяснение обстоятельств осуществления определенных финансово-хозяйственных операций, вызывающих сомнения у проверяющих. Информацию, полученную в ходе допроса, налоговики в дальнейшем используют как элемент доказательной базы в делах о нарушении налогового законодательства. Следовательно, данное мероприятие может иметь достаточно серьезные последствия для налогоплательщика, поэтому очень важно знать не только о том, как проходит допрос, но и о том, как подготовиться и как вести себя во время его проведения, чтобы избежать дальнейших неприятностей.
Начнем с того, что действующее законодательство по налогам и сборам относит к числу свидетелей, которые могут быть допрошены представителями ИФНС, любых физических лиц, обладающих, по мнению контролирующего органа, сведениями, имеющими значение для налогового контроля. Налоговики могут брать показания как у работников и должностных лиц налогоплательщика, так и у его контрагентов, налоговых агентов и прочих обязанных лиц.
Вместе с тем, законодатель в п.2 ст. 90 НК устанавливает запрет на допрос в качестве свидетелей малолетних или недееспособных лиц, а также лиц, обладающих необходимой информацией, но связанных профессиональной тайной (например, адвокатов или аудиторов).
Все про налоговые проверки – в легендарном курсе “Клерка”.
Обучение проводит эксперт по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов.
За месяц научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, защищаться при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.
Посмотреть бесплатный урок из курса
Когда может быть проведен допрос свидетеля?
Действующее налоговое законодательство устанавливает определенные временные периоды, в течение которых можно допрашивать свидетелей. Прежде всего, данное мероприятие может быть проведено непосредственно во время самой проверки (камеральной, выездной, встречной).
Свидетели также могут быть допрошены до того, как проверка начнется, либо же в ходе дополнительных действий налоговиков, если они требуются для уточнения результатов проверки (так называемые мероприятия дополнительного контроля).
Если же проверка приостановлена, а проведение дополнительного контроля официально окончено, любые допросы свидетелей, проведенные в это время, будут считаться незаконными.
Вместе с тем, если свидетель в установленном порядке вызывался на допрос тогда, когда проверка проводилась, то взять у него показания можно и после истечения вышеуказанных временных рамок.
Вызов на допрос свидетелем в налоговую – игнорировать или идти
ФНС в своем письме АС-4-2/12837, датированном 17.07.2013 г., четко указывает, что вызов на допрос нужно осуществлять повесткой, в которой должна содержаться информация не только о месте и времени, но также и об основаниях его проведения.
Если такая повестка вами получена, то уклоняться от посещения налогового органа не стоит, поскольку можно не только заработать штраф в размере тысячи рублей, но и стать субъектом, в отношении которого вполне вероятно будет осуществлен розыск и принудительный привод на допрос полицией.
Кроме этого, неявка по повестке без объяснения причин, может негативно сказаться на исходе мероприятий налогового контроля, поскольку будет в дальнейшем трактоваться налоговиками как непрямое доказательство нарушения плательщиком норм налогового закона.
При наличии уважительных причин (болезнь, большая загруженность на работе, несвоевременное получение повестки, дальнее расстояние, ограниченный срок для явки и прочие) можно перенести время и место проведения допроса, однако о таких причинах следует обязательно сообщить налоговому органу, направившему повестку.
Игнорировать вызов на допрос можно в том случае, если он сделан не предусмотренным законом способом (вас пригласили по телефону, прислали смс-ку, электронное письмо, передали просьбу явиться в ИФСН через третье лицо, инспектор сделал устное приглашение при встрече).
Где должен проводиться допрос
В статье 90 Налогового кодекса определено, что отбор показаний у свидетелей должен осуществляться в налоговом органе, проводящем контрольные мероприятия. Вместе с тем, в случае, если свидетель болен, является инвалидом или же лицом преклонного возраста, он может быть допрошен по своему месту жительства. В данной ситуации Федеральная налоговая служба рекомендует получать от такого свидетеля согласие на допуск в его жилье.
Если свидетель территориально далеко находится от того контролирующего органа, который желает его допросить, налоговая инспекция может направить в налоговый орган по месту жительства или месту нахождения такого свидетеля письменное поручение о его допросе.
Как происходит допрос в налоговой инспекции
Мероприятие начинается с установления личности свидетеля. После этого вам должны быть разъяснены ваши права и сделано предупреждение об ответственности в отношении дачи показаний (отказ или уклонение от ответов на поставленные вопросы, предоставление ложных сведений). Если в ходе допроса будут использоваться технические средства его фиксации, дознаватель должен поставить вас об этом в известность и отразить данный факт в протоколе.
Далее следует непосредственная процедура снятия показаний и составление протокола. Конечный этап мероприятия – ознакомление с протоколом и его подписание свидетелем. Выдача копии протокола допроса свидетелю – право, а не обязанность налогового органа.
Можно ли отказаться от дачи показаний? Да, если такие показания могут быть использованы против допрашиваемого или членов его семьи. Данное правило закреплено в Конституции (ст.51).
Однако, если в качестве свидетеля вызывается руководитель юридического лица, ссылаться на приведенную норму Основного закона он не может, поскольку представляет не себя лично, а вверенную ему организацию. Безосновательный отказ от показаний влечет за собой наложение на физическое лицо штрафа в сумме трех тысяч рублей.
О чем обычно спрашивают на допросе?
На сегодняшний день налоговики выработали определенный перечень вопросов, которые они задают свидетелям. Зная этот перечень, можно предварительно подготовиться к даче показаний. Итак, о чем вероятнее всего могут спросить?
-
О контрагентах. Здесь существует достаточно широкий спектр информации, которая может заинтересовать инспектора, в частности: где находится контрагент, кто является его руководителем, контактным лицом, как происходил поиск данной организации, в каком режиме осуществлялось взаимодействие (телефоны, электронные адреса, личные встречи).
-
Об особенностях заключения договоров (как велись переговоры, как происходили подготовка и подписание документов, обмен ими).
-
О ходе выполнения соглашений (как выполнялись работы или поставлялся товар, кто его принимал, кто подписывал первичную документацию).
Нужно быть готовым к тому, что налоговый инспектор будет использовать весь имеющийся у него инструментарий для получения нужной информации. Это могут быть и скрытые методы психологического давления, и многократное повторение одного и того же вопроса в различных формулировках. Поэтому, чтобы не запутаться и не наговорить лишнего, настоятельно рекомендуем:
во-первых, всегда оставаться начеку;
во-вторых, давать четкие и однозначные ответы;
в-третьих, заранее проработать с контрагентом единообразную версию событий;
в-четвертых, если мнимые или сомнительные сделки действительно имели место, обязательно получить консультацию специалистов в области права, которые помогут выработать правильную тактику поведения на допросе.
Внимательно прочитать протокол допроса и при необходимости внести корректировки
Как уже было сказано, результаты допроса оформляются протоколом, и от того, насколько правильно внесены в такой протокол ваши ответы, во многом зависит, какие последствия будет иметь для налогоплательщика данное мероприятие. Не забывайте, что ваши показания в протокол вписывает лицо, их снимающее, поэтому делает оно это так, как выгодно контролирующему органу.
Поэтому, перед тем, как вы поставите в протоколе свою подпись, следует внимательно перечитать весь текст составленного документа (включая не только данные вами ответы, но и заданные вопросы). Ведь даже одно слово, перекрученное налоговиком, может полностью изменить смысл сказанного вами. Если ваши ответы на вопросы написаны неточно, перефразированы или искажены, протокол содержит фразы, которые вы не говорили, письменная формулировка вопроса не соответствует той, которая была озвучена, попросите налоговика внести исправления или собственноручно отметьте это в разделе для замечаний (напишите, с какими формулировками вы не согласны и укажите нужные).
Правовики рекомендуют подписывать протокол на каждой странице, а если он распечатан только на одной стороне листа, – прочеркивать пустую сторону во избежание допечатывания текста или замены страниц документа.
Допрос в налоговой прошел неудачно. Как поправить показания?
Если после допроса вы придете к выводу, что дали неудачные показания, существует возможность подправить их. Сделать это можно двумя способами: попросить налоговый орган о повторном снятии показаний и в процессе дополнительного допроса подкорректировать ранее сказанное, или же обратиться к адвокату.
Последний также имеет право провести допрос свидетеля.
Проведенный адвокатом допрос наравне с документами ИФСН является полноценным доказательством в налоговом деле, поэтому в протоколе такого допроса можно привести аргументы, опровергающие ранее данные контролирующему органу показания (например, принуждение налоговиками свидетеля к подписанию некорректного протокола, введение в заблуждение и прочие).
Источник: блог налогового адвоката Павла Тылика
Что такое налоговый допрос?
При проведении налоговых проверок инспекция может использовать определённые мероприятия налогового контроля. К ним относится допрос. По общему правилу, он проводится в помещении налоговой инспекции, а не на территории налогоплательщика. Поэтому нельзя говорить ни о каком допросе, если инспектор задаёт Вам вопросы, находясь у Вас в офисе. Это просто беседа. Поэтому Вы имеете полное право отказаться отвечать на его вопросы в ходе такого разговора. Аналогичная ситуация обстоит в случаях, когда Вам звонят по телефону и, представляясь инспектором, пытаются допросить. Налоговый кодекс не предусматривает такую форму допроса как телефонные разговор. В результате Вы имеете полное право отказаться общаться по телефону с таким человеком и положить трубку.
Не стоит забывать, что в исключительных случаях допрос может проводиться по месту пребывания свидетеля. К числу этих случаев относится болезнь, старость и инвалидность, в связи с чем свидетель лишён возможности явиться в инспекцию. При этом по усмотрению инспектора допрос может и в иных случаях проводиться за пределами налоговой инспекции. Несмотря на место проведения допроса, налоговики должны соблюдать процедуру и порядок оформления результатов допроса. Без этого допрос превращается в обычный разговор, не имеющий правовую силу.
Когда инспекторы могут пригласить на допрос?
Сотрудники налоговой инспекции могут проводить допросы свидетелей не только в рамках налоговых проверок, но и без этих проверок. Если допрос проходит в ходе налоговой проверки, то не имеет значение её вид: камеральная или выездная. Кроме того, приглашение на допрос может прийти даже если проверка проходит не в отношении Вас или Вашей компании, а когда проверяют Вашего контрагента или его контрагента. Проще говоря, существует масса случаев, когда инспекторы вправе допрашивать свидетелей. Иногда налоговики могут допрашивать свидетелей до начала налоговой проверки. Это делается с целью выявления фактов, подтверждающих предположения инспекторов о возможных нарушениях налогового законодательства со стороны налогоплательщика. В связи с этим возникает резонный вопрос могут ли результаты подобного допроса, проводимого вне рамок проверки, быть доказательством в рамках налогового спора? Однозначного ответа нет, т.к. суды по-разному смотрят на это. По мнению некоторых судей, нельзя ссылаться на такие допросы для подтверждения налогового правонарушения (постановление АС Поволжского округа от 13.02.2017 по делу № А55-11768/2015). Другие судьи считают иначе. Они полагают, что протокол допроса является надлежащим доказательством вне зависимости от того в рамках проверки он проведён или нет (постановления АС Северо-Западного округа от 25.01.2019 по делу № А66-15990/2017, АС Западно-Сибирского округа от 14.08.2018 по делу № А27-23447/2017 и АС Западно-Сибирского округа от 26.09.2017 по делу № А27-19003/2016).
Как налоговики вызывают на допрос?
Работники налогового органа могут вызывать на допрос путём направления свидетелю соответствующей повестки. Её форма должна соответствовать образцу, утверждённому письмом ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/[email protected] Иной порядок вызова на допрос не предусмотрен. Таким образом, инспекторы не могут по телефону вызвать Вас на допрос или, направив письмо в произвольной форме. В повестке должны быть указаны:
- адрес, дата и время проведения допроса;
- название инспекции, вызывающей на допрос;
- наименование компании или ФИО лица, в отношении которых инспекцию интересуют сведения, которые могут быть известны свидетелю;
- название мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в проведении допроса.
К сожалению, законом не определён порядок направления этой повестки. Это означает, что налоговики могут прислать её в том числе по электронной почте. Однако неопределённость в законе позволяет свидетелю игнорировать повестку если она получена таким способом. Свидетеля нельзя привлечь к ответственности за неявку на допрос, если у налоговой отсутствуют доказательства уведомления его о предстоящем допросе. При направлении повестки по электронной почте невозможно доказать, что это почта свидетеля, и что именно он открывал электронный почтовый ящик, и что он обязан проверять его ежедневно.
Если инспекторы решат вызвать для дачи пояснений представителя налогоплательщика, то они могут направить не повестку, а уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Её форма утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]
Таким образом, повестка и уведомления являются разными документами для вызова на допрос. Принципиальное отличие между ними в том, что повестка направляется любому лицу для проведения допроса, а уведомление – только налогоплательщику для дачи пояснений.
Кого могут вызвать на допрос?
Законом практически не ограничен круг лиц, которых могут допрашивать налоговики. В качестве допрашиваемого свидетеля может выступать любой человек, который обладает или может обладать ценной для налоговой проверки информацией. При этом даже не важно фактически обладает ли он сведениями, которые интересуют инспекторов. Достаточно только предположения налоговиков, чтобы вызвать человека на допрос. Обычно на допросы вызывают руководителя, учредителя, главного бухгалтера и прочих работников компании, в том числе бывших сотрудников. Во время проверок налоговая систематически проводит допросы сотрудников, не являющихся менеджерами среднего и высшего звена — инженеров, техников, грузчиков, строителей, водителей и т.д. Конкретный список потенциальных людей, которых могут допросить, зависит от целей, стоящих перед проверяющими. Например, если инспекторы хотят проверить реальность выполненных подрядчиком работ, то они могут пригласить на допрос его руководителя, бригадира и работников, которые могли выполнять спорные работы. То есть будут допрашиваться те люди, которые смогут подтвердить или опровергнуть предположения инспекторов.
Кто не может быть допрошен ни при каких обстоятельствах?
Налоговики не вправе допрашивать людей, которые в силу своего юного возраста, физического или психического состояния не могут правильно воспринимать обстоятельства. К числу этих людей можно отнести детей в возрасте до 14 лет, глухих, слепых и лиц с психическими отклонениями. Кроме того, не могут допрашиваться люди, которые обладают необходимой для инспекторов информацией, в силу своих должностных обязанностей. Например, адвокаты, нотариусы, врачи, священнослужители, аудиторы. Перечисленные лица, ссылаясь на пункт 2 статьи 90 Налогового кодекса, могут отказаться от дачи показаний на допросе. Данная причина отказа будет уважительной и не повлечёт для человека негативных последствий. Однако закон не предоставляет Вам право определять, являетесь ли Вы свидетелем, или нет, располагаете «ценной» информацией или нет. Это право налоговиков. Если Вас или Вашего сотрудника вызвали, значит нужно явиться. Даже если Вы по условиям пункта 2 статьи 90 Налогового кодекса не можете быть допрошены. Всё равно нужно прийти и, при наличии оснований, сославшись на эту норму закону, сообщить сотруднику налоговой инспекции, что Вас нельзя допрашивать.
Зачем налоговики вызывают на допросы?
Цели вызова на допрос могут быть разными – от выяснения подробностей сделки с проверяемым налогоплательщиком, до поиска скрытых налоговых правонарушений, о которых свидетель может случайно упомянуть в ходе допроса. Допрос является одним из самых важных доказательств, на которые инспекторы ссылаются при выявлении факта налогового правонарушения. Для примера рассмотрим ситуацию, когда у проверяющих возникли сомнения в реальности поставленного налогоплательщику товара. В этом случае сотрудники налоговых органов могут допросить Ваших работников склада, грузчиков, а также водителей и руководителя поставщика. Будет сложно опровергнуть доводы налоговиков о нереальности поставки, в случае если на допросе:
- сотрудники склада и грузчики сообщат, что не видели на складе товар от спорного поставщика;
- руководитель поставщика сообщит, что является номинальным директором и фактически не участвует в жизни своей компании;
- водители дадут показания, согласно которым они никогда не привозили товар поставщика на Ваш склад.
Суды при рассмотрении налоговых споров не последнее внимание уделяют анализу подобных допросов. Они охотно приобщают их к материалам судебных дел в качестве доказательств. Поэтому не стоит относиться к допросу как к некой формальной процедуре, не имеющей принципиального значения для налоговой проверки.
Если с работающими сотрудниками всё понятно, то возникает вопрос – зачем инспектору нужны показания уволенных работников. Для этого существует несколько причин:
- бывший сотрудник скорее всего не вспомнит подробности интересующей инспекторов сделки и ответит «не помню» или «такого не было». В свою очередь налоговики подобный ответ могут истолковать следующим образом – сотрудник не подтвердил факт реальности сделки, а значит её не было и документы по этой сделке фиктивные. А это основание для отказа в вычете по НДС и учёте расходов, понесённых по сделке;
- сотрудник может быть обижен на своего бывшего работодателя, в связи с чем на допросе расскажет о известных ему фактах нарушения работодателем налогового законодательства. Это поможет инспекторам сформировать дополнительные претензии к налогоплательщику и увеличить сумму начисленной ему недоимки.
Что могут спросить на допросе?
Обычно инспекторы знают, что хотят выяснить от допрашиваемых свидетелей. Именно поэтому они заранее готовят список вопросов. Конкретные вопросы зависят от ситуации и обстоятельств налоговой проверки. Несмотря на имеющуюся у инспекторов свободу при составлении вопросов, существует список рекомендуемых вопросов. Он утверждён письмом ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected] Эти вопросы предназначены для случаев, когда налоговики хотят выяснить процедуру выбора и проверки контрагентов. При этом у инспекторов имеется полная свобода в формулировках вопросов, которые они могут задать в процессе допроса свидетеля.
Все вопросы, которые могут быть адресованы допрашиваемому директору, можно условно разделить на три категории:
1) Формальные вопросы. По сути это вопросы общей направленности. В качестве примера можно привести следующие стандартные вопросы для руководителя:
- Когда Вы трудоустроились в компанию?
- Какое у Вас образование?
- Кто назначил Вас на должность руководителя?
- Кто занимался оформлением новых сотрудников?
- Сколько людей работает в Вашей компании?
- Назовите своих основных поставщиков и покупателей.
- Кто в Вашей компании ведёт бухгалтерский и налоговый учёт?
- Как Ваша компания ищет и выбирает новых поставщиков?
2) Вопросы, связанные с подозрительными для инспекторов фактами работы Вашей компании. Например, налоговиков могут интересовать вопросы по определённому контрагенту. Вот типичные вопросы, которые руководитель может услышать на допросе:
- Почему Вы выбрали именно этого контрагента для заключения сделки?
- Вы проверяли его перед подписанием с ним договора?
- Кто в Вашей компании ответственен за выбор новых контрагентов?
- Вы лично встречались с представителем контрагента перед заключением сделки?
- В каких отношениях Вы состоите с руководителем контрагента: деловых или дружеских?
- Лично Вы посещали офисе своего контрагента?
- Кто в Вашей компании общается с данным контрагентом по вопросу исполнения условий договора?
3) Максимально критичные вопросы. Эта категория вопросов связана с конкретной сделкой или поставкой, в отношении которых у налоговиков есть подозрения в совершении налогового правонарушения. Если у них имеются предположения, что в рамках конкретной сделки произошла незаконная экономия на налогах, то инспекторы обязательно зададут директору все интересующие их вопросы. В качестве примера подобных вопросов можно привести следующие формулировки:
- Кто привозил на Ваш склад товар от поставщика?
- На каком транспорте доставлялся в Вашу компанию этот товар?
- У водителей, доставлявших товар, имелись доверенности, выданные Вашим поставщиком?
- Кто из Ваших сотрудников проверял качество и комплектность поставок от контрагента?
- Назовите фамилии и должности сотрудников, которые осуществляли разгрузку привезённого Вам товара?
- Где в Вашей компании хранится купленный у поставщика товар, и кто из сотрудников был ответственен за хранение?
- Кто из Ваших сотрудников ответственен за учёт и оприходование данного товара?
Популярные ошибки свидетелей на допросе в налоговой.
1) Часто свидетели ошибочно полагают, что могут отказаться от ответа на любые вопросы, сославшись на статью 51 Конституции. Она позволяет не давать показания в отношении себя и своих родственников. Возможны ситуации, когда инспектор спросит у свидетеля в чём заключается его работа в компании. А свидетель откажется отвечать на вопрос, так как эта статья Конституции разрешает делать это. Необходимо учитывать, что отказ от дачи показаний о работе компании является незаконным. Об этом указано в апелляционном определении Свердловского областного суда от 29.11.2017 по делу № 33а−20436/2017. Также неправомерным может быть признан отказ от дачи показаний о выполняемых свидетелем трудовых обязанностях (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 27.12.2017 по делу № 33А-15220/2017). Таким образом, не стоит заблуждаться в универсальности статьи 51 Конституции, которая не поможет, если заданный инспектором вопрос не связан с личностью свидетеля.
2) Не всегда свидетели проверяют полномочия инспектора, проводившего допрос. Перед его началом рекомендуем попросить соответствующего работника налоговой предъявить своё служебное удостоверение. Отсутствие подобного документа или отказ предъявить его в развёрнутом виде может свидетельствовать об отсутствии полномочий у этого лица по проведению допроса.
3) В ходе допроса свидетели могут начать фантазировать и самостоятельно додумывать факты, которые они забыли или которые им не известны. Подобные предположения свидетеля могут негативно повлиять на выводы налоговиков и результаты всей проверки. Если инспектор выяснит, что свидетель додумывал ответы на вопросы, то такого свидетеля могут привлечь к ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Таким образом, при ответе на допросе необходимо руководствоваться известными свидетелю фактами, а в случае, если ответ не известен, не следует его придумывать исходя из своих предположений и догадок. Подобные случаи возможны, когда в должностные обязанности допрашиваемого свидетеля не входят обстоятельства, о которых спрашивают налоговики. Например, бухгалтеру могут задать вопрос о транспорте, на котором поставщики привозили спорный товар. В этом случае бухгалтер, фактически не работая на складе и не производя приёмку товара, не может знать об этих транспортных средствах. Однако, не всегда свидетель в таких ситуациях отвечает, что обстоятельства ему не известны. Вместо этого он начинает делиться с инспектором своими предположениями и идеями.
Советы и рекомендации для тех, кто собирается пойти на допрос в налоговую инспекцию.
1) Вначале на допросе налоговый инспектор просит свидетеля предъявить паспорт для того, чтобы заполнить первую страницу протокола допроса, а некоторые ещё и копию с паспорта снять захотят. Однако проверку документов, удостоверяющих личность, могут проводить только правоохранительные органы, налоговики не имеют право требовать у свидетеля паспорт, а тем более снимать с него копии. Они могут заполнить протокол по имеющимся у них сведениям, а у свидетеля есть полное право отказать инспектору в предъявлении паспорта.
2) Потом налоговики просят поставить подпись под абзацем, в котором говорится о том, что свидетель ознакомлен с ответственностью за дачу заведомо ложных показаний. Самое интересное в этом то, что обычно об ответственности они не рассказывают. Поэтому можно написать «не ознакомлен» и поставить свою подпись.
3) Отвечать на вопросы подробно не стоит, инспекторы это не оценят. Так как допрос обычно проводится по делам давно минувших дней, то стоит на все вопросы отвечать такими фразами: «Я уже не помню, так как давно было», «Мне данный вопрос надо освежить в памяти», «Этот вопрос мне надо будет уточнить». Так же всегда надо помнить, что у свидетеля есть право отказаться от ответа на некоторые вопросы, сославшись на статью 51 Конституции.
4) Ещё налоговики часто любят получать у свидетелей образцы подписей, а делать они этого не имеют права. Опять же в силу того, что отбор образцов подписей это оперативно розыскные мероприятия, которые проводить налоговики не уполномочены.
5) В ходе допроса сотрудники налогового органа могут оказывать психологическое давление на свидетеля за счёт угроз, обещаний, запугиваний, неоднозначной формулировки вопросов и так далее. Чтобы защитить свидетеля от данного воздействия и проконтролировать соответствие процедуры допроса всем требованиям закона, целесообразно обеспечить присутствие на допросе уполномоченного представителя свидетеля. Это полностью соответствует положениям части 1 статьи 48 Конституции и пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса. Полномочия представителя (юриста или адвоката) должны подтверждаться нотариальной доверенностью или адвокатским ордером.
6) Результаты допроса оформляются соответствующим протоколом, содержание которого свидетелю следует проверить перед подписанием. Не стоит относиться к этой процедуре формально и подписывать протокол без проверки его текста. Бывают случаи, когда налоговики записывают в протокол ответы свидетеля не дословно, а исказив их. В связи с этим смысл показаний может существенно меняться. Возможны ситуации, при которых устно вопрос инспектора звучит в одном формате, а в протоколе написана абсолютно иная формулировка, не имеющая ничего общего с заданным свидетелю вопросом. Кроме того, не исключено допущение инспектором опечаток и иных ошибок при составлении протокола. При выявлении этих обстоятельств необходимо выполнить одно из следующих действий:
- попросить налоговиков перепечатать протокол, исправив ошибки, либо
- подписать протокол и написать в нём все свои замечания.
Таким образом, рекомендуем перед подписанием протокола внимательно ознакомиться с его содержанием и проверить корректность записанных в нём вопросов и ответов.
7) В ходе допроса Вы можете заявить о необходимости сделать перерыв или попросить перенести его на другой день. Это можно обосновать своим плохим самочувствием. Если Вам будет отказано, то можно попросить инспектора отразить это в протоколе. В случае если сотрудник инспекции отказался это сделать, то Вы вправе самостоятельно в протокол внести свои комментарии. Формулировка Вашего замечания в протоколе может быть такой – «Мою просьбу прервать допрос на 1 час в связи с плохим самочувствием налоговый инспектор проигнорировал, продолжив задавать мне вопросы».
8) Для подготовки руководителя компании к допросу нужно понять какие контрагенты интересуют налоговиков. Это можно выяснить исходя из требований инспекторов о представлении документов и пояснений. После этого потребуется порепетировать ответы на возможные вопросы инспекторов. Идеальным вариантом является ситуация, когда, идя на допрос, руководитель заранее знает какие вопросы ему могут задать и какие ответы на них нужно предоставить.
9) Лучше всего обращаться к юристам и адвокатам. Именно они помогут при анализе перечня возможных вопросов, подготовке к ответам на них и сопровождению свидетеля на допросе. Присутствие на допросе юриста или адвоката может защитить компанию и её руководителя от проблем, связанных с нарушением процедуры проведения допроса и оказанием налоговиками давления на свидетеля.
Как долго может идти допрос?
В Налоговом кодексе ничего не сказано о продолжительности допроса. Сроки проведения допроса регулируются другим документом – Уголовно-процессуальным кодексом, согласно которому допрос не может непрерывно длиться свыше 4 часов. В результате этой неопределённости в Налоговом кодексе, инспекторам не запрещено проводить затянутые по времени допросы длительностью свыше 4 часов.
Что будет, если не прийти на допрос?
В случае если Вы решите проигнорировать приглашение на допрос и не придёте в инспекцию, то это может привести к штрафу. Его размер составляет всего 1 000 рублей. А вот если прийти на допрос, но отказаться отвечать на вопросы или давать лживые ответы, то свидетеля также могут оштрафовать. Но в этой ситуации штраф составит уже 3 000 рублей.
Как оформляется налоговый допрос?
После ответа свидетеля на последний заданный ему вопрос инспектор приступает к оформлению протокола допроса. Протокол составляется по специальной форме, которая определена приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected] С сентября 2018 года налоговики обязаны выдавать свидетелю копию такого протокола. Раньше подобной обязанности у них не было.
Как оспорить протокол налогового допроса?
Протокол может быть признан судом ненадлежащим доказательством в рамках налогового спора, если содержит определённые нарушения. Например, при разрешении спора суд может не учитывать протокол, если в нём отсутствуют следующие сведения:
- информация об инспекторе, проводившем допрос;
- информация о месте допроса;
- подпись свидетеля;
- отметка о том, что он предупреждён об ответственности за отказ от дачи показаний.
Ранее суды признавали протоколы ненадлежащим доказательством, если они содержали формальные нарушения (отсутствовали некоторые реквизиты или протокол не соответствовал установленной форме). Но в последнее время подходы судей изменились. Теперь они говорят, что в протоколах налогоплательщикам необходимо изучать содержание формулировок, а не строить защиту исключительно на опечатках в фамилии или неуказании точного адреса проведения допроса. Следовательно, содержание в протоколе незначительных формальных ошибок не влечёт его автоматическую отмену и признание ненадлежащим доказательством.
Telegram канал “Налоги и право”
Допрос
Порядок проведения допроса
^К началу страницы
Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности
за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка
в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Протокол допроса свидетеля
К началу страницы
Показания свидетеля заносятся в протокол.
С 3 сентября 2018 года должностные лица налоговых органов обязаны вручать свидетелю копию протокола допроса. Ранее такая обязанность не была установлена законодательством о налогах и сборах. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.
Отказ от дачи показаний
^К началу страницы
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ
(в случае свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников)
(п. 3 ст. 90 Налогового кодекса).
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний
^К началу страницы
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность
свидетеля, предусмотренную частью второй статьи 128 Налогового кодекса.
С 3 сентября 2018 года должностные лица налоговых органов обязаны вручать свидетелю копию протокола допроса. Ранее такая обязанность не была установлена законодательством о налогах и сборах. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.
5.1. В качестве свидетеля согласно пункту 1 статьи 90 Кодекса для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например, проверяемый налогоплательщик – физическое лицо, представитель налогоплательщика – юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса).
Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.
Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в пункте 2 статьи 90 Кодекса.
Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Рекомендуемая форма повестки о вызове на допрос свидетеля приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса “Допросы и осмотры”.
Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях.
В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:
1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
2) о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
3) о месте проведения допроса.
Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма Протокола допроса свидетеля приведена в приложении N 3 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную частью первой статьи 128 Кодекса.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную частью второй статьи 128 Кодекса.
Необходимо учитывать, что административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (часть 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации).
Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.
5.2. В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящегося к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.
Форма Поручения о допросе свидетеля приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса “Допросы и осмотры”.
В Поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю. Вместе с указанными вопросами в необходимых случаях целесообразно привести в достаточном объеме инструкции для должностных лиц налогового органа по проведению допроса, включающие как общую ориентирующую допрашивающих лиц информацию, так и информацию о дополнительных вопросах свидетелю в случае подтверждении (опровержении) им определенных сведений и (или) общем направлении ведения и тактики допроса. При выполнении этих инструкций должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно оперативно формулировать и задавать дополнительные и иные вопросы исходя из полученной информации, показаний свидетеля, тактики проведения данного мероприятия налогового контроля.
Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами.
При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля.
Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля. В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в Протоколе допроса свидетеля.
Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.
Не позднее трех рабочих дней после проведения допроса Протокол допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего Поручение о допросе свидетеля.
В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения Поручения о допросе свидетеля.
Вызвали в налоговую на допрос – последнее время этой фразой трудно кого-либо удивить. Налогоплательщиков и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на допросе и что будет тем, кто не придет.
Зачем вызывают налоговики
Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.
Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.
Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.
2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов
3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.
4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.
5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.
6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.
7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.
8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.
Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.
Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:
- по НДФЛ;
- по страховым взносам.
Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.
Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.
Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС
Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:
- ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
- налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
- налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
- налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
- ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
- физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.
В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:
- страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
- плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
- страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
- плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.
Правовые гарантии для свидетелей
Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.
Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.
Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.
При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
- лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
- лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).
Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.
Как себя вести на налоговой комиссии
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.
Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.
Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.
К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:
- работа сотрудников на условиях неполной занятости;
- привлечение неквалифицированной рабочей силы;
- временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.
Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.
Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.
Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.
Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС
Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.
В НК РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать по ст. 128 НК РФ. Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдется дороже в 3000 рублей. Столько же будет «стоить» дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.
Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Налоговые органы как раз и относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах…»). Причем уведомление о вызове для дачи пояснений является тем самым законным требованием. Следовательно, неявка на основании уведомления налоговиков для дачи пояснений грозит штрафом в соответствии с вышеуказанной статьей. Размер административного штрафа для граждан составляет от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей.
Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.