Как составить досуговую программу

Составление досуговой программы

Культурно-досуговая программа
форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя
комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности
личности в пространстве досуга.

В современной
отечественной культурологии досуг понимается как часть свободного времени,
используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной
культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм
нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие
личности.

Функции досуга:

– рекреативная – снятие физического,
психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством
активного отдыха;

– развивающая – вовлечение личности в процесс
непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества;
обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских
возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления
личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.

Общее определение понятия «досуг» и выявление
его функций позволяет говорить о культурно-досуговых программах как о различных
формах рекреационно-развивающей деятельности, содержание которых включает в
себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной
активности личности в пространстве досуга.

1. Особенности культурно-досуговых программ

Понимание особенностей культурно-досуговых
программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой
программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти
отличия состоят в следующем:

– содержание культурно-досуговой программы не
изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному
курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых
мероприятий (дел);

– овладение предусмотренными в ней знаниями и
умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во
взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

– источниками образовательной информации и
социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так
и сами дети и их родители;

– в ходе реализации культурно-досуговой
программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся
– организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер,
музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

2. Типы культурно-досуговых программ

Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В.
Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:

– разовая игровая программа;

– конкурсно-игровая программа по заданной
тематике;

– игра-спектакль;

– театрализованная игра;

– зрелище;

– праздник;

– длительная досуговая программа.

В основе предложенной квалификации лежат два
фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.

Разовая игровая
программа
не требует подготовки участников. Дети
включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При
этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные
игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале,
на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от
возраста участников.

Для описания разовой игровой программы может
быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию,
мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный
сценарий.

Конкурсно-игровая
программа по заданной тематике
предполагает
предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные
интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких
программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Особенности подготовки и проведения
конкурсно-игровых программ в форме КВН:

– при организации КВН важно не превратить игру
в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку,
фантазию;

– самостоятельность детей должна
сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление
команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;

– основная задача школьного КВН – привить вкус
к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей
жизни.

Для конкурсно-игровой программы в форме КВН
необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием
мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой вид конкурсно-игровых программ – интеллектуальные
игры
. Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается прежде всего
за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Основные типы интеллектуальных игр (Ю.В.
Ганичев)

ВИКТОРИНА

(форма интеллектуальной игры, где успех
достигается за счет наибольшего количества правильных ответов)

СТРАТЕГИЯ

(форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается
за счет наиболее верного планирования участниками своих действий)

Тестовая викторина

(участники отвечают на вопросы и получают
оценку)

«О, счастливчик!» «Что? Где? Когда?»

Сюжетная викторина

(организаторы придумывают игровой сюжет, напр.:
лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники
соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками)

«Полундра!»

 »Колесо истории»

Ролевая стратегия

(путь к успеху – через наилучшее исполнение
роли, данной участнику игры)

«Экспромт-театр

«Яхта»

Экономическая стратегия

(путь к успеху – через успешные приобретения
и продажи)

«Менеджер»

Боевая стратегия

(путь к успеху – через правильное
планирование победы над противником)

Шашки

Шахматы 

 В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это
сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.

Особенность интеллектуальных игр – наличие
вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач
организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов.

Классификация вопросов и заданий для
интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)

ДОПУСТИМЫЕ

УСЛОВНО ДОПУСТИМЫЕ

НЕДОПУСТИМЫЕ

1. Вопросы на сообразительность

2. Вопросы типа «неизвестное об известном»

3. Вопросы на логическое и ассоциативное
мышление

4. Вопросы «на удачу»

5. Вопросы «на приближение»

Воспроизводящие вопросы

Вопросы «с уловкой»

Вопросы на перечисление

Вопросы, предполагающие длинный ответ

Вопросы-розыгрыши

Игра-спектакль.
Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как
правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного
образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние
участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или
выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет
четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки.

В оформленном виде такая программа должна
предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов,
разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

– четко изложенные педагогические задачи;

– план подготовки игры;

– экспозицию (характеристику среды,
обстановки, предшествующей началу действия);

– сценарий с описанием хода игрового действия,
приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;

– список литературы для подготовки детей к
игре.

Зрелище (концерт,
литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.)
характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного
певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем.
Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается
воспринимающим субъектом (реципиентом).

Важность воспитания у детей зрительской
культуры – умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих
сверстников – требует такой организации зрелища, при которой воспитанники
смогут выступать то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник – особо
значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он
предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с
активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками
или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой
деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

– слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты,
фестивали детского творчества,

– приветствия, презентации, церемонии;

– гулянья, карнавальные шествия,
театрализованные представления;

– физкультурные праздники;

– тематические недели, тематические дни и др.

В рамках праздников могут использоваться
торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения,
различного рода зрелища, игровые программы.

Программа праздника в написанном виде должна
содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки
праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные
за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее
воспитательное, социализирующее значение имеет событие.

Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс,
школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение
нескольких дней или недель, года и более.

Современные длительные досуговые программы
восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко
распространены в практике пионерской организации.

Можно выделить ряд особенностей длительной
сюжетно-ролевой игры:

– наличие развивающей социальной идеи
(сюжета);

– наличие коллективной творческой деятельности
детей (в качестве системообразующего фактора);

– разнообразие игровых ролей, их свободный
выбор и смена (для самовыражения личности);

– создание и закрепление в игре положительных
моделей поведения;

– конструирование защитной игровой среды,
смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

В качестве программы деятельности
сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках
общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях
системы дополнительного образования и др.

Обязательное правило такой программы – наличие
четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием.
Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами»,
«робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением».

Особенно популярны длительные досуговые
программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная
игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе
деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За
последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр,
представляющий интерес для педагогов-практиков. Исследователи (Л.Н. Буйлова,
Н.В. Клёнова) выделяют следующие сюжетные модели длительных досуговых игр:

1) Республика – это своеобразное государство,
основной закон которого отражает права и обязанности детей и взрослых. Здесь
решаются задачи воспитания гражданской позиции детей через их участие вместе со
взрослыми в моделировании государственного управления, привитие навыков и
умений демократической жизни.

2) Путешествие – по этой модели строит свою
деятельность школа № 20 г. Рыбинска, в которой каждый год детская организация
«Корабль МЕЧТА» отправляется в плавание по четко проложенному курсу в Океане
Учения.

3) Строительство – эта модель пользуется
популярностью в работе с младшими школьниками: каждый школьный коллектив строит
свой дом из отношений внутри своего коллектива и свой микрорайон из полезных
дел.

Длительная досуговая программа должна носить
выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут
использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые,
конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных
элементов-подпрограмм.

Представленная документально, длительная
досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна
включать:

– пояснительную записку с указанием целей,
задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;

– описание содержания программы;

– характеристику ее материального обеспечения;

– список литературы.

В целом можно сделать вывод об их несомненной
ценности длительных досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие
умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в
различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют
социальную активность детей.

Приведенная классификация культурно-досуговых
программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности
в сфере детского досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что
степень со-участия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха
организации их досуга.

3. Этапы подготовки культурно-досуговой
программы

Этапы подготовки культурно-досуговой программы
являются общими пунктами её содержания.

Первый этап
подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы.
Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

Раздел I.
Определение количества и распределение обязанностей разработчиков
культурно-досуговой программы.

Раздел II.
Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность
исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Раздел III.
Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения
поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV.
Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на
возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Раздел V.
Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения.
Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики
аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места
проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные
культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Второй этап
подготовки программы – написание сценария. Следует оговориться, что не все
досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская
конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов
театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный
план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных,
художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы –
это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и
организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает
последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д.
сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого
эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий –
произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно
элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения
музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые
элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк – ток-шоу,
литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники,
театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор
определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ
соответствуют «классической» форме построения.

Композиционная структура сценария
культурно-досуговой программы:

1. Экспозиция – начальная, вступительная
часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и
жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры.
Другим видом экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю,
краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до
момента завязки.

2. Завязка – момент возникновения
проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается
движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация – высшая точка напряжения
действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и
разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

4. Развязка – заключительный момент в
развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения
конфликтной ситуации.

5. Финал – эмоционально-смысловое
завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог
всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале
сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то
финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как
видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии
и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых
программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции,
завязки, кульминации и финала.

4. Оформление культурно-досуговой программы

По своей структуре и оформлению одна часть
такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных
программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой
компонентов.

Педагогу, приступающему к разработке
культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач,
содержания, форм и методов реализации.

Общие рекомендации по разработке
культурно-досуговых программ.

Особенности целей и
задачкультурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с
созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их
творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс
примерно следующих задач:

– развитие творческих способностей и
эмоциональной сферы детей;

– приобщение к основам художественной,
коммуникативной, артистической культуры;

– формирование опыта социального
взаимодействия, веры в свои возможности;

– укрепление здоровья детей;

– формирование опыта организации
содержательного досуга.

Содержание культурно-досуговой программы связано с:

– приобщением детей к культуре, и более всего
к художественной;

– овладением ими первоначальными основами
культуры исполнения и культуры восприятия;

– развитием у детей творческого мышления,
интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

– постижением искусства общения, поведения,
культуры речи;

– воспитанием гуманности, толерантности;

– формированием навыков социально приемлемых
способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

– освоением школьниками основ культуры быта
(особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей,
экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы,
соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков,
соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание
культурно-досуговых программ.

В содержании любой из них может быть вычленено,
по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

– приобщением детей к художественной культуре,

– воспитанием у них культуры общения,

– формированием культуры организации досуга,

– обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование
принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы
составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятиях,
через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее
успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

1) традиционные массовые мероприятия
образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры,
конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения
(класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии,
конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких
детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов
(вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли
театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети
вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Основанием данной классификации является
масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и
задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные
задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другая классификация мероприятий, через
которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с
тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом
из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых
мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом
возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают
для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя
защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления
культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по
образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с
игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование,
коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со
сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность
может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый
нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло,
помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ
проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а
наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие
друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву,
через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники,
драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства
идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся
выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности,
складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным
полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в
роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти
особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее
всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с
учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки,
диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги,
всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции;
выезды с концертными программами; целевые экспедиции – этнографические,
экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью
личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая
детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в
становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать
необходимые условия для развития личности ребенка.

Принципы, которые должны быть положены в
основу массовых мероприятий с детьми (М.Е. Кульпетдинова): информационной
насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности,
диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и
последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и
вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности,
формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия
руководителя и участников.

Охарактеризуем некоторые из них.

Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от
его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических,
научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и
фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. В структуре
фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:

– занятия детей в творческих мастерских;

– участие детей в конкурсах;

– сочинение участниками фестиваля сказок и
загадок;

– участие детей в играх;

– просмотр детьми спектакля.

Такая информационная насыщенность предлагаемых
детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное
пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной
культуры.

Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных,
коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых
форм работы.

Принцип массовости
предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить
массовость может применение следующих приемов:

1) проведение единых тематических мероприятий;

2) привлечение детей (особенно это касается
подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария,
оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного
мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих
сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке
и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное
вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов,
непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но
и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и
способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной
общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у
учащихся ответственности, единения, гордости за метос, в котором он обучается.

Методы осуществления культурно-досуговых
программ
достаточно многообразны. В зависимости от
типа и содержания программы можно использовать:

– игровые методы,

– упражнения.

– обсуждения,

– создание, проигрывание и анализ ситуаций,

– творческие задания (на внимание, ловкость,
сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

– театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна
быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых
результатов
может быть запланировано:

– осмысление детьми (в рамках своего возраста)
досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и
способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

– изменение установок детей на способы и формы
проведения своего досуга;

– приобретение детьми практических навыков
организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить
свободное время;

– освоение детьми основных средств общения,
основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и
их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– изменение атмосферы в классе, детском
объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных
досуговых мероприятиях;

– формирование традиций образовательного
учреждения.

Отслеживание результатов реализации
культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических
наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения
социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации
самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке
(самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно
адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Таким образом, правильно разработанная и
полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать
введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению
опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

5. Схема анализа досугового мероприятия

Для методистов и руководителей, осуществляющих
контрольные функции, может стать полезна схема анализа досугового мероприятия.
В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты.

1. Общая характеристика детской группы:
состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов,
запросов детей.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения.

4. Анализ качества подготовки мероприятия:
наличие плана проведения; определение задач; активность детей и педагога;
участие и заинтересованность родителей и др.

5. Анализ хода мероприятия: содержание и
воспитательная направленность; отношение учащихся к мероприятию, увлеченность,
творчество, инициатива; характеристика педагогических средств; проявление
качеств педагога, его авторитет; создание условий для влияния на детей.

6. Выводы, замечания, предложения: оценка
методического своеобразия и эффективности мероприятия; недостатки в ходе
подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения; пожелания по улучшению
подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

ГОУ ЦО «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

  1. Кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ

Технологическая карта проектирования

игровых досуговых программ

( методические рекомендации для педагогов, методистов, организаторов досуговой деятельности детей)

Заведующая кабинетом
научно-методического сопровождения
досуговых программ ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ»

И.М.Карелова

  1. Санкт-Петербург

2008 год

«Важно и  не то, во что играть, а как

и что при этом думать и чувствовать»

  1. Я. Корчак
  1. Уважаемые коллеги!

Процесс проектирования игровой досуговой  программы (ИДП) часто вызывает трудности. Мы понимаем, что наличие новой формы для проектирования программы может создать ощущение напряжения, обременительности, чем лёгкости. Тем более, что потребует освоения нового способа мышления при создании программы. Мы бы не рискнули предложить новый вид работы, не будучи уверенными, что в конечном итоге, это облегчит Вашу работу.

  1. Предлагаемая карта (Технологическая карта проектирования игровой досуговой программы) обозначит Ваш маршрут от замысла  до воплощения программы.

Что нового в этой карте?

Новым является то, что точкой отсчёта для разработки программы становится ребёнок, его чувства, переживания, мысли, стремления и действия. Нашу работу мы проводим для ребёнка, для его развития, его личностного продвижения. Поэтому идти в разработке программы нужно не от формы, не от своих действий, не от ярких придумок, а оттого, что в процессе проведения программы происходит с ребёнком, то есть перейти на детоцентристский подход.

Мы надеемся, что процесс заполнения карты поможет Вам:

  • совершенствовать и развивать идеи замысла;
  • прогнозировать педагогическую результативность;
  • детально проработать каждый эпизод программы;
  • выявить более органичные сочетания и взаимодействия структурных элементов;
  • увидеть целостный образ будущей программы.

Увидеть себя и будущую программу «в мире завтрашнего дня» – это особенность и способность понятия  «проектирование», которое происходит от латинского «projekt» – брошенный вперед. Итак, вперёд!

Алгоритм разработки и реализации программы можно представить в следующей цепочке:

Осмысление

первичного

замысла

Проработка и заполнение карты проектирования

Написание сценария

Подготовительный репетиционный период

1-е
апробирование

Анализ и
корректировка

2-е
апробирование

Диагностика и шлифовкапрограммы

Как же работать с картой?

Ознакомьтесь с её полным содержанием.

Основная часть выражена табличной схемой, именно это позволяет увидеть связи, логику построения и средства достижения педагогических и игровых задач.

Позиции (вне таблицы): сценарный ход, тип программы, педагогические и игровые задачи будут служить своеобразным фарватером, по которому вы будете сверять свои действия и продвижение к цели.

В вертикальных столбцах  таблицы можно проследить динамику развития этапов главных событий, переходы от одного к другому, их связи. А также в 1-м столбце выверить временной регламент.

По горизонтали – связи взаимодействий, поддержки,  взаимосоответствия позиций.

В идеале начинать заполнение таблицы следует со 2 графы и далее все графы по горизонтали. Думаем, Вы догадались почему. Ведь каждый из нас хорошо понимает, что в игровой программе ребенок должен «проживать» часть жизни. Поэтому в своих проектах мы будем идти от ребенка, от его чувств, действий, включенности в события.

Таким образом, заполняя 2-ю графу, опирайтесь на включение ребенка в события программы через следующий алгоритм:

«ВНИМАНИЕ» «ИНТЕРЕС» «ЖЕЛАНИЕ» «ДЕЙСТВИЕ».

Чтобы помочь Вам увидеть, как заполняется карта, мы предлагаем ориентировочный образец, выполненный нами на примере игровой программы «Один день в армии». Сценарий этой программы представлен в сборнике «Праздник под созвездием игры», выпуск №2.

Процесс заполнения карты является творческим процессом проектирования будущей программы. Возможно, придется отказываться от чего-либо, будут рождаться новые идеи. Поэтому рекомендуем заполнять карту карандашом (все подвижно!). Но известно, что черновики – полезная вещь. Возможно, у Вас будет несколько вариантов (т.е.2-3 заполненных карты), и только последний станет главным.

По заполнению карты проанализируйте проект с единомышленниками: педагогами, методистами. Взгляд со стороны чрезвычайно важен. Сделав выводы, корректировку, напишите рабочий вариант сценария, апробируйте его и ещё раз проанализируйте. Немаловажным мы считаем включение данного процесса в общий план подготовки и представления программы.

Уверены, карта послужит импульсом к поиску, обновлению игровых приемов и всего того, что может удивить и увлечь ребенка. А итог работы приведет к новому качественному уровню программы, доставит удовлетворение от сознания  своего профессионализма!

  1. Кабинет  научно-методического  сопровождения  досуговых  программ ГОУ «СПб ГДТЮ»
  1. Технологическая  карта  проектирования игровой  досуговой  программы (ИДП)

_________________________________________________________________________________________

(адресат, название программы и учреждения)

Педагогические задачи                                                                                                  Основная идея сценарного хода

_____________________________________________                              ____________________________________________

_____________________________________________                              ____________________________________________

_____________________________________________                                                Ведущие (действующие) лица _____________________________________________                              ____________________________________________

  1. Игровая задача                                                                                                                      Тип программы:

_____________________________________________                              ____________________________________________

Этапы  ИДП, их длительность

Ожидаемое состояние участников  (чувства, мысли, ощущения, участников)

Игровые действия участников

(активных, пассивных )

 их количество

Композиционное  построение структурных элементов, действия ведущих, события

и т.п.

Вспомогательные средства,

реквизит

1

2

3

4

5

Экспозиция

1

2

3

4

5

Развитие действия

Развитие действия

1

2

3

4

5

Развитие действия

Развитие действия

1

2

3

4

5

Кульминация

финал

 Рекомендации для первичного апробирования _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

    Выводы по результатам апробирования        __________________________________________________________________

 ___________________________________________________________________________________________________________

  1. Ориентировочный образец
  1. Кабинет  научно-методического  сопровождения  досуговых  программ ГОУ «СПб ГДТЮ»
  1. Технологическая  карта  проектирования игровой  досуговой  программы (ИДП)
  2. «Один день в армии»__ЦДОД  «Юность» г. Волхов

Педагогические задачи                                                                                                                         Основная идея сценарного хода

осознание значимости для юношей готовности защищать Родину;                          Распорядок дня новобранца в армии

пробуждение интереса, позитивного отношения к службе в армии                         

Игровая задача                                                                                                                Ведущие (действующие) лица                                                                                                                                                                                                                                                                             

 Достойно прожить один день в армии                                                                    Клавдия Ивановна Здоровая

                                                                                                                                    военнослужащая прапорщица

  1. Тип программы: пoзнавательная

Этапы  ИДП, их длительность

Ожидаемое состояние участников  (чувства, мысли, ощущения, осмысления участников)

Игровые действия участников

(активных, пассивных )

 их количество

Композиционное  построение структурных элементов, действия ведущих, события

и т.п.

Вспомогательные средства,

реквизит

1

2

3

4

5

Экспозиция    4 минуты

Ощущение связи с системой воинской службы страны, к законами и приказами РФ

Вызвать удивление и внутренний протест наличию командиров-женщин в армии

Вызвать ощущение неловкости от мысли «Защищать Родину некому»

Побуждение встать «Ведь я же мужчина. Иначе действительно женщинам придётся служить в армии».

Переживают, смогу ли я?

Удовлетворение от успеха. Осознание сжатого кулака как образа силы солдата.

Слушают фонограмму

Замечают противоречивость образа: женственность фигуры и камуфляжная боевая форма.

Девочки обнимают мальчиков, прощаются с ними.

Все мальчики выходят на сцену, встают в шеренгу, рассчитываются на минёров и саперов.

Мальчики доказывают, что не «слабое звено». Проверяют свою силу, собирая в кулаке вытянутой поднятой на уровне плеча правой руки газету.

Девочки сопереживают, подбадривают.

Звучит приказ о призыве юношей 10-11 классов на один день в армию

Появление ведущей с песней «Аты-баты, вы теперь – солдаты!»

Представление прапорщицы.

Призывает «Родина-мать Вас ждёт!» Командование: проститься с девушками, выйти на сцену и т.д.

Через расчет создаёт две команды.

1 задание-приказ

Докажите, что у Вас есть силушка богатырская.

Отмечает успех и приглашает в учебную часть.

Фонограмма с текстом Министра обороны

Песня Л. Агутина «Граница»

Листы газеты на каждого участника.

Фонограмма армейского сигнала.

1

2

3

4

5

Развитие действия  4 мин.

Вызвать желание победить команду соперников.

Осмысление понятия «надо» как основного в армии.

Получение опыта успешного первого дня в армии.

По одному добровольцу от команды одевают солдатскую одежду на скорость. Остальные поддерживают их аплодисментами.

Команда-победитель получает право открыть одно слово на табло.

2 задание-приказ

Подъём. Пока горит спичка, одеть армейскую форму.

Хвалит участников и назначает их командирами подразделений.

Обмундирование, большая спичка, фонограмма военной дроби.

На заднике табло со скрытой фразой «Есть такая профессия – Родину защищать!»

Развитие действия  4 мин.

Осознание роли единства, согласованности действий.

Желание быть услышанными, более громкими, чем соперники.

Ощущение: «Петь вместе – это здорово!» Песня поднимает дух солдата.

Создание атмосферы радости, веселья.

Принимают групповое решение.

Готовятся к маршировке (2 минуты).

Обе команды одновременно исполняют задание.

Девочки поддерживают мальчиков выкриками, подпевают.

Команда-победитель получает право открыть второе слово на табло.

3 задание-приказ

Зарядка (хорошим настроением)

Вспомнить или выбрать строевую песню, маршируя, исполнить её всей командой.

Отмечает успехи обеих команд, предлагает команде- победительнице открыть ещё одно слово на табло.

Карточки с текстами строевых песен

1

2

3

4

5

Развитие действия   7 мин.

Стремление работать в команде, быстро, чётко и слаженно.

Ощущение готовности ломать сигареты.

Привлечение внимания к письмам как важному атрибуту жизни солдата, его связи с близкими людьми.

Побуждение всей аудитории к отказу от курения.

Команды получают инвентарь, выбирают способ создания лозунга из сигарет и оформляют текст. У одной команды фраза «Курилка – здоро», у второй – «вью вредилка».

Пока мальчики готовят лозунг, девочки отгадывают содержание письма-рисунка от друга из армии. Получают призы.

Закончив, команды объединяют фрагменты и получают текст лозунга.

Весь зал громко произносит всю фразу  три раза.

4 задание-приказ

Развод. Изготовить лозунг из подручных средств, если в наличии только сигареты.

Предлагает разминку девочкам-красавицам. Служащий в армии друг вместо пылких писем присылает зарисовки с места службы.

Что бы это значило?

Рассказывает армейскую страшилку, подчёркивающую опасность курения в армии.

Карточки с фрагментом текста лозунга. Основа для плаката. 5 пачек сигарет.

Схематичные рисунки предметов  с использованием вида сверху, снизу и сбоку. Призы.

Развитие действия   6 мин.

Преодоление трудностей, связанных с неудобством, с физическим напряжением, сложностью задания.

Развитие умения взаимодействовать в паре, помогать друг другу.

Проявление смекалки, быстроты, ловкости, сообразительности.

Преодоление комплекса в выполнении публичного смешного действия.

Ощущение успеха.

Участники разбиваются на пары, один из пары надевает противогаз, второй маску. Участник в противогазе ложится и может передвигаться только на руках, ноги держит напарник. Напарник направляет его к минам – воздушным шарикам. Обнаружив мину, лежащий участник должен был раздавить её «самым дорогим для солдата местом» – своей грудью.

Девочки поддерживали, пытались направить действия.

Команды подсчитывают количество мин. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество запалов – хвостиков от воздушных шариков.

Команда-победитель получает право открыть третье слово на табло.

5 задание-приказ

Боевая задача. Приказывает разминировать поле, то есть найти и обезвредить мины в особо опасных условиях – газовой атаки.

Благодарит за службу, объявляет, что новобранцы с честью выдержали дневную нагрузку.

Противогазы, защитные маски. 20 воздушных шаров.

1

2

3

4

5

Кульминация     8 мин.

финал

Проявление быстроты реакции, контактности.

Преодоление психологического барьера в общении с представителем противоположного пола, выбранным случайно.

Стремление продемонстрировать своё умение танцевать с лучшей стороны, показать себя и партнёршу.

Зрители любуются парами, радуются красоте участников программы.

Зрители эмоционально принимают предложенную ребятам перспективу, и, тем самым, поддерживают идею службы в армии.

Девочки получают карточки со словами женского рода, мальчики – со словами мужского рода.

По сигналу мальчики и девочки начинают искать свою пару. Нашедшие друг друга, поднимаются на сцену.

Пары танцуют на сцене.

Зрители выбирают лучшую пару. Голосуют при помощи аплодисментов.

Лучшая пара открывает последнее слово на табло.

Выбранные пять участников берут свёрнутые в рулоны тантаморески, выстраиваются в линию и по команде разворачивают их, вставляют головы в отверстия.

6 задание – приказ

Свободное время солдата.

Предлагает найти свою «армейскую парочку».

Раздаёт при помощи партнёра  карточки мальчикам и девочкам.

Увидев, что участники разбились на пары, объявляет «Танцуют все!»

Предлагает зрителям выбрать лучшую пару из танцующих.

Предлагает всем дружно произнести крылатую фразу: «Есть такая профессия – Родину защищать!»

Подводит итог и задаёт вопрос «Кем станете Вы в армии?» Она предсказывает это пяти наиболее активным участникам игры.

Командует им: «Раз, два, три – разверни и к отверстию прильни!»

Объявляет «Отбой, возвращайтесь домой».

Парные карточки по количеству участников игры: герой – награда; часовой – граница; батальон –рота.

Фонограмма рок-н-рола.

5 тантаморесок с изображением военнослужащих различных войск: лётчик, моряк, ракетчик, танкист и т.д.

Фонограмма песни «Любе» «Домой»

 Рекомендации для первичного апробирования _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

    Выводы по результатам апробирования        __________________________________________________________________

 ___________________________________________________________________________________________________________

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Особенности досуговой деятельности

Определение 1

Досуговое мероприятие – это специально организованное мероприятие, направленное на удовлетворение разнообразных потребностей личности, реализуемое вне иных видов деятельности (в свободное время).

Досуговые мероприятие применяются в образовательном процессе в качестве воспитательного и развивающего средства. Они позволяют ребенку раскрыть свой потенциал, заняться интересным делом, проявить свои умения в конкретной области деятельности и реализовать свои потребности, которые не были реализованы в ходе учебной деятельности.

Досуговая деятельность и ее организация является важным условием полноценного развития личности, способом формирования характера ребенка и раскрытия его творческого потенциала.

Составление досуговой программы имеет свои особенности. Оно отличается от проектирования образовательной программы. Это обусловлено самой спецификой досуговой деятельности и ее отличиями от образовательной программы.

Досуговая деятельность реализуется во внеурочное время и, как правило, в форме внеклассных мероприятий. Досуговые программы отличаются от образовательных следующими параметрами:

  1. Содержание программы составляется, исходя из потребностей и интересов детей конкретной возрастной группы и воспитательных задач, которые она должна решить.
  2. Получение знаний и навыков детьми при освоении программы реализуется, посредством их самостоятельной деятельности и выполнения работы совместно со взрослыми.
  3. В досуговой деятельности могут принимать участие не только педагоги и учащиеся, но и их родители и иные заинтересованные лица.
  4. При реализации досуговой деятельности учащимся дается большой спектр ролей, которые они исполняют т.е. роль учащегося уходит на второй план и осваиваются роли организатора деятельности, художника, исследователя, изобретателя, аналитика и др. Каждый ребенок становится творцом каких-то продуктов.
  5. Досуговые программы включают в свой состав разнообразные виды деятельности: праздники, игры, театральное творчество, конкурсы, экспериментальную деятельность, наблюдения, различные зрелища и др.

«Разработка досугового мероприятия» 👇

Основы формирования досуговой программы для учащихся

Проектирование досуговой программы для учащихся и воспитанников включает в себя постановку целей реализации досуговой деятельности, определение ее содержание и компетенции учащихся, формируемые в ходе ее выполнения. Содержание досуговой деятельности носит вариативный характер и меняется в зависимости от уровня образования, на котором она реализуется, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Подготовка досуговой программы реализуется поэтапно. Каждый этап является разделом содержания досуговой деятельности и отражением ее сущности.

Составление досуговой программы реализуется в течение следующих этапов:

  1. Обоснование выбора данной программы. Здесь, отражается актуальность реализации данной программы т.е. конкретной досуговой деятельности и ее целевого назначения в данный временной период и в конкретной возрастной группе. На этом этапе осуществляется разработка следующих разделов программы:
  2. Определение количества участников досуговой деятельности, их ролей и обязанностей в ней;
  3. Определение темы деятельности;
  4. Определение целевого назначения досуговой деятельности и постановка ее задач;
  5. Определение аудитории, которую затронет данная программа;
  6. Определение формы реализации досуговой деятельности, времени и места ее реализации, оптимальных условий проведения.

  7. Разработка сценария досуговой программы. Сценарий программы включает в себя организационные моменты ее реализации и последовательность действий ее участников. При этом, сценарий не всегда может охватывать всю досуговую деятельность и быть полноценно реализован. Он является отражением структуры деятельности и порядка ее проведения. По ходу реализации деятельности, в зависимости от ее вида, могут быть внесены коррективы ее участниками. Таким образом, сценарий досуговой программы включает в себя определение ее композиционной структуры. Она состоит из следующих компонентов:

  8. Экспозиция – это завязка досуговой деятельности. Она является отражением правил будущей деятельности, ее основ т.е. это знакомство наблюдателей с представлением – пояснение того, что им предстоит наблюдать;

  9. Завязка – развитие досугового действия т.е. то, с чего все начинается;
  10. Кульминация – это пик напряжения досуговой деятельности, который помогает в раскрытии сути представления и является шагом к развязке;
  11. Развязка – завершение досугового действия т.е. то, чем заканчивается деятельность – решается проблемная ситуация, завершается театральная постановка или мероприятие и т.д.;
  12. Финал – эмоционально-смысловое завершение досуговой деятельности. В финале подводится итог реализации деятельности т.е., по сути, он выступает эпилогом досугового действия, в котором оно оценивается и анализируется.

Данные компоненты характерны для сценариев всех видов досуговой деятельности. Единственное, конфликтный аспект может отсутствовать. К примеру, он не актуален для игр, конкурсов, концертов.

Составление проекта досугового мероприятия

Проект досугового мероприятия начинается с определения целей его проведения. Вообще, любое досуговое мероприятия направлено на общее культурное, духовно-нравственное и эстетическое развитие ребенка. При этом, досуговая деятельность ориентируется на реализацию творческого потенциала каждого отдельного ребенка и предоставление ему возможностей для раскрытия в том виде деятельности, который ему интересен, к которому у него имеются склонности.

Содержание досуговой деятельности может быть связано с:

  1. Приобщение воспитанников к культуре;
  2. Развитием креативного мышления и творческого видения окружающего мира;
  3. Развитием разнообразных способностей ребенка;
  4. Постижением искусства трудовой деятельности, культуры общения, поведения, социального взаимодействия;
  5. Воспитанием нравственных ориентиров деятельности ребенка;
  6. Развитием навыков организации интересной досуговой деятельности у детей разных возрастных групп;
  7. Постижением детьми культуры трудовой, бытовой и иных видов деятельности.

Содержание досугового мероприятия реализуется в опоре на принципы индивидуализации обучения и знание возрастных особенностей развития детей, специфики интересов и потребностей в конкретный возрастной период развития.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Выполнила: Воропаева Анастасия Александровна

Здравствуйте, уважаемые жюри. Меня ………….., я педагог дополнительного образования, так же я являюсь педагогом организатором Школы № 3 г. ………. Реализую программу социально-гуманитарной направленности, которая называется ………. Хочу представить вам план досуговых мероприятий на тематику «День слова». День слова отмечается 22 ноября, так же это праздник словаря и энциклопедий. Не зря выбрали именно эту дату так как это день рождения Владимира Ивановича Даля (1801 – 1872), создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”. В России он отмечается и считается уже традиционным праздником русской словесности.

Спланированные досуговые мероприятия организуются в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Я – лидер» и входят в программу воспитания учреждения дополнительного образования детей.

Вы спросите в чем же цель мероприятий. Цель всех моих мероприятий: расширение знаний обучающихся 13-15 лет о роли русского слова, словаря в жизни человека.

1. Первое мероприятие. Интеллектуальная игра – «Слово из 5 букв».

Задачи:

Обучающая: расширять представлении детей 13-15 лет о возможности преобразования слов через игру;

Развивающая: развивать основные психические функции восприятие, память, мышление;

Воспитывающая: воспитывать дружеские качества в работе с командой.

Интеллектуальная игра проводиться 22 ноября 2023 года, с 12:00 до 12:30, в школе № 3 г. Черемхово в библиотеке.

Целевой аудиторией являются обучающиеся МОУ Школы № 3 г. Черемхово, 13-15 лет, в количестве 10 человек.

Ответственные за проведение педагог дополнительного …….., помогает педагог дополнительного образования Крючкова М.А. и обучающиеся МОУ Школы № 3 г. Черемхово.

Источниками финансирования является бюджет МОУ Школы № 3 г. Черемхово, средства которого пойдут на закупку расходных материалов – это покупка листов А4, ручек, плакатов.

Партнеры в данном мероприятии не предусматриваются.

Подготовка к мероприятию:

№ п/п

Задачи (деятельность)

Ответственные

Сроки

1

Планирование и написание сценария

. А.А. педагог дополнительного образования

11.11.2023

2

Подобрать ответственных в проведении интеллектуальной игры

. А.А. педагог дополнительного образования

12.11.2023

3

Оформление библиотеки: повышать плакаты создателей русских словарей

Крючкова М.А. педагог дополнительного образования совместно с Литвинцевой Анны ученицей 7 кл

21.11.2023

4

Приготовить раздаточный материал: листы А4, ручки, словари

Крючкова М.А. педагог дополнительного образования

18.11.2023

5

Подготовить музыкальное сопровождение, презентацию, оборудование ( фоновая музыка, колонки, компьютер)

Крючкова М.А педагог дополнительного образования

18.11.2023

6

Проверить аппаратуру, презентацию, настроить фоновую музыку

Крючкова М.А педагог дополнительного образования

21.11.2023

7

Подготовить места для обучающихся, расставить парты

Петров Григорий, Сидоров Павел, ученики 7 класса

21.11.2023

8

Познакомить и проверить соблюдение техники безопасности

. А.А. педагог дополнительного образования

22.11.2023

9

Оформление объявления и публикация на сайте школы

Крючкова М.А педагог дополнительного образования

11.11.2023

10

Назначить ответственного за фотоотчет

. А.А. педагог д.ополнительного образования

20.11.2023

11

Проведение анализа и представление отчета интеллектуальной игры

. А.А. педагог дополнительного образования

23.11.2023

Ход мероприятия:

п/п

Этапы

Содержание

1

Вводная часть

Приветствие, психологический настрой, рассказ о техники безопасности в библиотеке, беседа о празднике «День слова»

2

Основная часть

Актуализация знаний, проведение игр «Слова наоборот», «Поговорка», «Замени слова» и д. р

3

Заключительная часть

Подведение итогов, систематизация знаний, рефлексия, совместное фото.

2. Следующее мероприятие: развлекательная программа «Слово наше русское»

Задачи:

Обучающая: познакомить детей 13-15 лет с праздником «День слова»;

Развивающая: развивать внимательность, ловкость, быстроту ответа;

Воспитывающая: воспитывать соревновательные качества, взаимовыручки, поддержки, чувства дружбы, коллективизма.

Развлекательная программа проводиться 22 ноября 2023 года, с 13:00 до 14:00 , в школе № 3 г. Черемхово кабинет № 16

Целевой аудиторией являются обучающиеся МОУ Школы № 3 г. Черемхово, 13-15 лет, в количестве 20 человек.

Ответственные за проведение педагог дополнительного .. А. А., помогает педагог дополнительного образования Бондарчук М.А.

Источниками финансирования является бюджет МОУ Школы № 3 г. Черемхово, средства которого пойдут на закупку расходных материалов – это покупка листов А4, ручек, плакатов, костюмы для детей, сладкие призы.

Партнеры в данном мероприятии является организация Дом детства и юношества г. Черемхово, которые помогут в проведении развлекательной программы и предоставят костюм ведущему.

Подготовка к мероприятию:

№ п/п

Задачи (деятельность)

Ответственные

Сроки

1

Планирование и написание сценария

. А.А. педагог дополнительного образования

11.11.2023

2

Подобрать ответственных в проведении интеллектуальной игры

. дополнительного образования

12.11.2023

3

Оформление кабинета: п

Богусевич Т.А. педагог дополнительного образования

21.11.2023

4

Приготовить раздаточный материал

Бондарчук М.А. педагог дополнительного образования

18.11.2023

5

Подготовить музыкальное сопровождение, презентацию, оборудование

Бондарчук М.А. педагог дополнительного образования

18.11.2023

6

Проверить аппаратуру, презентацию, настроить фоновую музыку

Бондарчук М.А. педагог дополнительного образования

21.11.2023

7

Подготовить места для обучающихся

Бондарчук М.А. педагог дополнительного образования

21.11.2023

8

Познакомить и проверить соблюдение техники безопасности

. А.А. педагог дополнительного образования

22.11.2023

9

Оформление объявления и публикация на сайте школы

. А.А. педагог дополнительного образования

11.11.2023

11

Запись видео

Сидоров Григорий – видеоператор

12

Подготовить костюмы, сладости для детей

Андреева П.Д. педагог организатор

13

Подготовить зону для фото

Коваленко П.В. – педагог организатор

14

Проведение анализа и представление отчета интеллектуальной игры

. А.А. педагог дополнительного образования

23.11.2023

Ход мероприятия:

п/п

Этапы

Содержание

1

Вводная часть

Приветствие, психологический настрой, рассказ о техники безопасности в библиотеке, беседа с персонажем буква «А» о празднике «День слова»

2

Основная часть

Проведение развлекательной программы по командам, различные игры, упражнение, создание вместе с детьми словаря добрых слов.

3

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия, совместное фото.

3. Третье мероприятие: праздничная программа «В мире слов»

Обучающая: способствовать созданию атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения у детей 7 классов;

Развивающая: развивать внимательность, способность анализировать;

Воспитывающая: воспитывать чувства уважение, бережное отношение к книгам – словарям.

Праздничная программа проводиться 22 ноября 2023 года, с 14:30 до 16-30 , в Доме детства и юношества г. Черемхово, актовый зал

Целевой аудиторией являются обучающиеся МОУ Школы № 3 г. Черемхово, 13-15 лет, в количестве 25 человек.

Ответственные за проведение педагог дополнительного образования .А. А., помогает педагог дополнительного образования Сидорова М.А. и педагоги Дома детства и юношества г. Черемхово.

Источниками финансирования является бюджет Дома детства и юношества г. Черемхово , средства которого пойдут на закупку расходных материалов – это покупка украшений для зала, шары, световые лампы, костюмы для ведущих, галстуки, подарки.

Партнеры в данном мероприятии не предусматриваются.

Подготовка к мероприятию:

№ п/п

Задачи (деятельность)

Ответственные

Сроки

1

Планирование и написание сценария

. А.А. педагог дополнительного образования

11.11.2023

2

Подобрать ответственных в проведении интеллектуальной игры

. А.А. педагог дополнительного образования

12.11.2023

3

Оформление актового зала: развешать шары, настроить свет, световые шары

Богусевич Т.А. педагог дополнительного образования

21.11.2023

4

Подготовить музыкальное сопровождение, презентацию, оборудование (фоновая музыка, колонки, компьютер)

Сидорова М.А педагог дополнительного образования

18.11.2023

5

Проверить аппаратуру, презентацию, настроить фоновую музыку

Сидорова М.А. педагог дополнительного образования

21.11.2023

6

Подготовить места для обучающихся

Сидорова М.А. педагог дополнительного образования

21.11.2023

7

Познакомить и проверить соблюдение техники безопасности

В.. А.А. педагог дополнительного образования

22.11.2023

8

Оформление объявления и публикация на сайте Дома детства и юношества

. А.А. педагог дополнительного образования

11.11.2023

9

Назначить ответственного за фотоотчет

. А.А. педагог дополнительного образования

20.11.2023

10

Запись видео.

Сидоров Григорий – видеоператор

11

Подготовить костюмы, подарки для детей

Андреева П.Д. педагог организатор

12

Подготовить зону для фото

Коваленко П.В. – педагог организатор

13

Проведение анализа и представление отчета интеллектуальной игры

.Воропаева А.А. педагог дополнительного образования

23.11.2023

14

Подготовить постановку короткого спектакля

. А.А. педагог дополнительного образования

Ход мероприятия:

п/п

Этапы

Содержание

1

Вводная часть

Приветствие, психологический настрой, рассказ о техники безопасности в библиотеке, показ спектакля «Потерянное слово в словаре»

2

Основная часть

Проведение праздничной программы, различные игры, выразительное чтение различных писателей, конкурсы: «продолжи пословицу», «собери слово», «что это за слово» и д.р.

3

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия, показ видеоролика.

Вывод: мною представлен план досуговых мероприятий, который соответствует тематики. Все мероприятия, направлены на реализацию общей цели. В плане указаны место, время, дата проведения, целевая аудитория, участники, партнеры, источники финансирование, ответственные за проведение.

1.Какое мероприятие из плана, на ваш взгляд, является ключевым и почему?

На мой взгляд, ключевым мероприятием является праздничная программа по теме «В мире слов!», так как данная форма является интересной, активной, подвижной. На данном мероприятии подводятся итоги, закрепляются полученные знания, мероприятие способствует проявлению творческих способностей обучающихся детских объединений, реализации их интересов через участие в такой программе.

2.Какую аудиторию вы определили на ключевое мероприятие и почему?

В аудиторию ключевого мероприятия я определила обучающихся детского образовательного объединения «Я – лидер» и других образовательных объединений, так как данное мероприятие развивает коммуникативные навыки, навыки ораторского искусства, умение вести себя на сцене которые необходимы настоящему лидеру, также на мероприятии будут присутствовать родители (законные представители), у которых появится возможность увидеть своих детей в действии.

.

Досуговая программа: структура, типы, особенности

1. Титульный лист.

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть

коротким и привлекательным.

2. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу

планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она

планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат,

количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.

3. Целевое назначение программы, ее задачи.

4. Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.

5. Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.

6. Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.

7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.

8. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).

9. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально – техническое).

10. Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).

11. Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).

Особенности и типы досуговых программ

Отличия культурно – досуговой программы от образовательной программы

дополнительного образования детей состоят в следующем:

• содержание культурно – досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел);

• овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в

процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с

взрослыми и детьми в досуговое время;

• источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители;

• в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый

спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор,

исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный

оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

В зависимости от целей, планируемой длительности программы и

степени соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых

программ. За основу классификации взяты два фактора: степень

соучастия обучающихся в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 7 типов досуговых программ:

• разовая игровая программа;

• конкурсно – игровая программа по заданной тематике;

• игра – спектакль;

• театрализованная сюжетная игра;

• зрелище;

• праздник;

• длительная досуговая программа.

1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает обучающихся в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста обучающихся и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

2. Конкурсно – игровая программа по заданной тематике с предварительной

подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие

программы могут как педагоги, так и обучающиеся старшего школьного возраста под их руководством.

3. Игра – спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории.

Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры – спектакля обучающиеся неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.

4. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий – это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

• четко изложенные педагогические задачи;

• план подготовки игры;

• экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу

действия);

• сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения

школьников в ту или иную ситуацию;

• список литературы для подготовки обучающихся к игре.

5. Зрелище (концерт, литературно – музыкальная композиция, спортивное

состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для

исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). Очень важно воспитать у обучающихся зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь – организовать дело так, чтобы обучающиеся периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.

6. Праздник – особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип

досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ,

выставок, публичных выступлений с активным участием обучающихся. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например, день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника. Праздничные формы культурно – досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

• слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества;

• приветствия, презентации, церемонии;

• гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

• физкультурный праздник;

• тематические недели, тематические дни и др.

7. Длительная досуговая программа представляет собой систему

воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она

обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с

поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на

целый учебный год или даже на несколько лет. Длительная досуговая

программа во многом схожа с образовательной программой и должна

включать:

• пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов,

форм и методов реализации программы;

• описание содержания программы;

• характеристику ее материального обеспечения;

• список литературы.

Добавить комментарий