Как составить драму

Нередко у авторов зарождается мысль написать историю с элементами драмы. Однако это не так уж и просто. 

Чтобы написать драму, нужно обозначить суть – в чём заключается трагедия. Это может быть поступок главного героя, кого-то из близких ему людей, может быть потеря родного человека, то есть любое действие или происшествие. Так же это может быть цепь событий, которая как снежный ком, увеличивается в размерах, причиняя герою(героям) всё больше и больше боли. Драма показывает человека в напряженный момент жизни, раскрывает характер из-за действия, поступка и т.д. 

Так и что же нужно для написания драмы? Во-первых, стоит начать с создания протагониста, главного героя. Почему его? Поскольку это персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, который вызывает эмоции при прочтении, так как читатель ассоциирует себя с ним. Можно составить эмоциональный профиль: мечты, тайны, страхи и т.п. И исходя из этого обобщить, составив характер. Во-вторых, подумать о том, что или кто будет антагонистом, персонаж, который противодействует главному герою. Антагонистом может быть другой персонаж, общество, природные явления или же сам протагонист. 

После наступает момент конфликта. Конфликт – неотъемлемая часть драмы. Во время него, протагонист может проявить себя как с худшей, так и с лучшей стороны. Например, сделайте так, что тому, что или кого любит ваш главный герой, угрожает опасность. Или создайте событие, которое заставит его проявить эмоции, покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее. 

Ещё один хороший сюжетный ход – флешбэк. Когда история идёт своим чередом и внезапно переключается на моменты из прошлого протагониста. Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Флешбэки не следует использовать часто, достаточно несколько таких поворотов. В них так же может быть конфликт, который влияет на настоящее. Подробнее об этом инструменте драмы я напишу чуть позже. 

Ну и самый распространённый совет – не нужно использовать клише. Лучше заменить клишированную фразу на синонимы близкие по значению или, вовсе, придумать что-то своё. Оригинальный язык – язык, который интересно читать. 

И последнее – детали. Ваша история должна быть логично завершённой. Все вопросы, которые возникали у протагониста и читателя в начале произведения, должны быть раскрыты. Если ваша история рассчитана не на одну книгу, то это правило всё равно действует. Так как история имеет продолжение, а вопросы так и остались без ответов. 

На этом всё. Спасибо, что дочитали до конца. 

P.S. Что вы использовали при написании драмы? Что вам помогло её написать? 

P.S.S. Хотели ли вы написать драму?

Создавая драму и конфликт: 10 советов новым и опытным сценаристам

Скотт МакКоннелл предлагает советы в стиле “назад к основам” для новых и опытных сценаристов.

Недавно две подруги рассказали мне, что их дочери-подростки увлеклись писательством, и спросили, не могу ли я им что-нибудь посоветовать. Многие навыки написания сценариев могут быть приобретены, а изучение их в юности может сэкономить автору много времени и усилий.

Эти советы полезны не только для подростков. Я считаю, что они могут быть полезны всем, кто интересуется сценарным мастерством. Навыки, необходимые для написания сценариев, часто применимы к другим творческим областям жизни. Так что независимо от того, являетесь ли вы опытным автором или только начинаете, я надеюсь, что вы найдёте эти советы полезными.

Создавая драму и конфликт: 10 советов новым и опытным сценаристам

1. Фантазируйте

Побыть в одиночестве полезно для ментального здоровья, особенно для развития творчества. Так что отодвиньте ноутбук, поскучайте в одиночестве и затем включите своё воображение.

Например, задайте себе вопрос “А что, если”. Допустим, вы видите, как кто-то переполняется от гнева. Возьмите это ядро опыта и развивайте его в небольшую историю, применяя к нему свои размышления. Что, если человек переполнится гневом, когда его босс выступает на планёрке – что произойдет? Что, если он был капитаном космического корабля, потерявшим самообладание во время великой битвы? Что если…

2. Читайте

Читайте много сценариев и книг, смотрите классические фильмы и сериалы, чтобы вы в целом поняли, что такое хорошая история. То есть истории, которые вызывают эмоции, удивляют, в которых есть тайна, остроумие и важные ценности.

Смотрите фильмы из золотого века Голливуда (1939-1969). Например, приключенческие истории и драмы, такие как “Касабланка”, “Капитан Блад” и “Шейн”. И телевизионные шоу, чтобы учиться приёмам и мастерству, от классики, такой как “Звёздный путь”, “Дымок из ствола”, “Я люблю Люси” и “Шоу Мэри Тайлер Мур”, до современных, таких как “24” и “Фрейзер”.

И не только кино и телевидение должно быть вашим топливом. Читайте классических романистов и драматургов, которые были великими рассказчиками. Вспомните Виктора Гюго, Рафаэля Сабатини, Генрика Ибсена. Или более современные авторы, такие как Ли Чайлд и Майкл Коннолли, чьи произведения были адаптированы для киноэкрана.

Создавая драму и конфликт: 10 советов новым и опытным сценаристам

3. Анализируйте

Не просто читайте и смотрите, а анализируйте свои реакции на то, что вы испытываете как зритель.

Например, анализируя фильм про Джеймса Бонда “Казино Рояль”, и испытывая сильные эмоции, спросите себя: Что я чувствую? Что в этой истории заставляет меня чувствовать так? Как автор заставил меня так отреагировать?

Задавая вопросы, вы изучаете, как создать тайну, напряжение и повороты сюжета, и вы вносите эти уроки в своё подсознание, чтобы ваше собственное письмо улучшилось. Вопрос “Как?” – важный вопрос для автора.

Создавая драму и конфликт: 10 советов новым и опытным сценаристам

4. Включайте “рентгеновское” зрение

Когда вы читаете или смотрите скучный фильм, спросите себя: почему это неинтересно? Как я могу сделать эту историю лучше? Что бы я хотел увидеть в этой истории?

Этот последний вопрос побудит вас применить свои собственные ценности к вашему сценарному мышлению. Кроме того, представляя как вы адаптируете литературные произведения для экрана, может помочь развить хорошие предпосылки для написания своих проектов. Такое мышление, заставляет вас научиться “рентгеновскому” зрению, чтобы увидеть ключевые конфликты истории и практиковать их драматическое применение.

5. Думайте конфликтами

Научитесь мыслить конфликтами: один персонаж действует для достижения цели, а другой – для достижения цели, которая вступает с целью первого в конфликт. Таким образом два персонажа сейчас находятся в конфликтуют.

По мере того как автор взрослеет, он переходит от написания историй о персонаже А и персонаже Б к написанию историй о персонаже А и внутреннем конфликте персонажа А и персонаже Б. То есть истории, где по крайней мере один герой (А) имеет внутренний конфликт; он или она хочет две вещи, которые являются взаимоисключающими и находятся во внутреннем конфликте.

Например, в экранизации классической драмы Виктора Гюго “Девяносто три” (автор – Лоуренс Бенсон, продюсер – Эммануэль Итье) республиканский герой Говен может спасти Францию от вторжения роялистов, только победив в бою предводителя их армии. Этот лидер – его собственный отец, которого он любит и уважает.

Я считаю, что лучшие истории – это истории о людях, которые, желают благородных вещей в ужасных ситуациях и вынуждены делать ужасный выбор. Автор должен тренировать свой ум, чтобы думать так.

6. Повышайте ставки до кульминации

Старайтесь создавать истории, в которых центральный конфликт ваших главных героев обостряется до кульминации. Под повышением ставок я имею в виду, что конфликты становятся более жёсткими для персонажей и более напряжёнными для зрителей.

Классические истории, построенные так, чтобы перерасти в напряженную кульминацию, включают “Алый первоцвет”, “Копи царя Соломона”, “Граф Монте-Кристо”, “Тайный сад”, “День шакала”, “Гладиатор”, “Назад в будущее”, “Спасти мистера Бэнкса”, “Шейн”, “Приговор” и т.д.

7. Наблюдайте

Наблюдайте за происходящим в своей повседневной жизни. Размышляйте об этом, делайте заметки. Будьте любопытны.

Один из способов творчески смотреть на жизнь – это размышлять о реакциях людей. Например, когда вы видите, что кто-то реагирует удивительным или интересным образом, спросите себя: “Почему они это сделали?”

“Почему” – одно из самых важных слов для автора. Вопрос “Почему” приводит вас к мотивации, к причинам, по которым люди действуют. А мотивация – это основа повествования.

8. Практикуйтесь

Тренируйся! Попробуйте написать отрывки описания, или логически организовать серию событий, или написать диалоговые сцены с двумя конфликтующими людьми. Вам не всегда нужно писать целый сценарий или рассказ, но вам нужно практиковать письменные навыки, чтобы они встроились в ваше мышление.

9. Ищите обратную связь

Когда вам удобно показать или рассказать о своей работе кому-то, кто может дать вам объективную обратную связь, попросите об этом.

Быть объективным в отношении своей собственной работы очень трудно, и новичкам особенно полезно извлечь опыт из общения и правок опытного автора. И всегда помните, что объективная “критика” сделает вас более сильным писателем.

10. Читайте книги о кино и сценариях!

Читайте книги о сценарном мастерстве, чтобы узнать основы построения историй и о многих различных инсайтах и теориях, которые есть у авторов, но помните, что волшебной формулы не существует.

В заключение

Многие навыки, которые лежат в основе сценарного мастерства, могут быть развиты и отточены. Сначала вы должны осознать, что такое хорошее письмо, затем изучить и понять его примеры, а затем практиковать (и редактировать) технику драматического письма в своей собственной работе.

Со временем ваше чувство конфликта и драмы будет усиливаться.

Я надеюсь, что эти советы помогут вам встать на путь становления творцом увлекательных людей и творческих, драматических миров.

Автор перевода: Сергей Литвинов . Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный курс

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии

Вступайте в наше сообщество в VK и telegram

Мы теперь и на facebook

Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Как написать драму книгу

Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.

Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.


«Создавая бестселлер»

Главная идея

Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.

Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.

  • Что вы хотите, чтобы читатель понял по прочтении книги?
  • Зачем вы пишете книгу?
  • Что вы хотите сказать?
  • Какой общий вывод от прочитанного вы хотите внушить читателям?

Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.

Примеры главной идеи

Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.

  • Духовный путь полон препятствий, но если человеком движет самоотверженная страсть, он сможет измениться настолько, чтобы побороть боль и снова полюбить (Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби»)
  • Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
  • Твой дом там, где твое сердце (Билли Леттс «Там, где сердце»)


Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник

  • Преданность семье ведет на путь преступлений (Марио Пьюзо «Крестный отец»)
  • Люди, оставленные справляться собственными силами, как правило, естественным образом обращаются к жестокости, дикости и варварству (Уильям Голдинг. «Повелитель мух»)
  • Совесть, любовь и верность важнее, чем социальное положение, богатство и успех (Чарльз Диккенс «Большие надежды»)

Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.

План на основе подсчета страниц

Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).


В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник

Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.

Начало

Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.

  • Вы договариваетесь с читателем, о чем будет, а о чем не будет ваша история.
  • Даете представление о времени и месте действия.
  • Развиваете драматическое действие и лежащий в его основе конфликт.
  • Знакомите читателя с протагонистом и другими персонажами, показываете, кто они, их характер и роль в истории.
  • Показываете ближнюю цель героя и даете намек на его дальнюю цель.
  • Знакомите в общем виде с главной идеей произведения.

Кто такой протагонист

Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.


Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник

Его эмоциональное развитие, то, как он переживает события, испытания, взлеты и падения, составляют основу книги. Вы можете даже составить эмоциональный профиль героя. Вот, к примеру, профиль героини из романа «Причуда» .

  • Эмоциональный профиль героини
  • Имя: Рэй.
  • Недостатки: подозрительна, возбудима, предубеждения, на краю.
  • Страхи: сходит с ума, убивает себя.
  • Сила: непоколебимость, дисциплина, упрямство, воля.
  • Ненависть: быть испуганной.
  • Любовь: внучка, работа с деревом.
  • Мечта: быть нормальной.
  • Тайна: на секунду ей показалось, что она может убить ребенка.

Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.

Антагонист

В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.


Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник

Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.

  • Другой персонаж: семья, друзья, коллеги, враги или любимые.
  • Природные причины: ураганы, землетрясения, наводнения, законы физики.
  • Общество: религия, правительство, обычаи.
  • Механизмы: машины, роботы, космические корабли, мотоциклы.
  • Бог: мистические представления.
  • Сам протагонист: внутренний мир, ошибки прошлого, страхи, пороки, сомнения, моральный выбор, сила воли.

Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.

Драма или нет?

Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.


Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник

  • Если протагонист не контролирует ситуацию, мы начинаем сомневаться в исходе дела. И это добавляет драматизма.
  • Если кто-то другой одерживает верх, мы не знаем, чем это в итоге закончится. «Получит герой то, чего он хочет, или нет?» Этот вопрос подогревает ощущение драмы, и читатель старается поскорее узнать, как все разрешится.

Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.


Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник

Вот некоторые примеры пассивного действия:

  • два персонажа смотрят на витрины и болтают;
  • персонаж показан в ситуации превосходства;
  • два персонажа идут по пляжу;
  • персонаж готовит завтрак и садится за стол.

Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.

Как создать конфликт

В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.


У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник

Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.

  • Сделайте так, что тому, что или кого любит ваш протагонист, угрожает опасность. Это заставит героя принять решение и действовать. Повысьте ставки и сделайте угрозу в следующем эпизоде большей, чтобы конфликт рос.
  • Заставьте ваших героев хорошенько побегать. Поместите протагониста в самую гущу того, что он ненавидит, и покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее.
  • Покажите, как главный герой выходит на передний план вопреки своему самому большому страху.
  • Сообщите читателю, какая главная мечта у вашего протагониста, а потом покажите, как его пороки не дают ему достичь этой мечты.

Флешбэки

Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.


Кадр из фильма «Английский пациент». Источник

Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.

  • Не используйте их слишком много: чем меньше, тем лучше.
  • Постройте сюжет для флешбэка, пусть в нем будет конфликт и напряжение. (Флешбэк должен быть мини-историей внутри большой истории.)
  • Возвращайтесь в прошлое, только если оно имеет непосредственное влияние на настоящее.
  • Прежде чем обращаться к флешбэку, заложите для читателя надежный фундамент в самом начале основной истории: кто есть кто, где, когда и почему.
  • Прежде чем нырнуть в предысторию, дайте читателю какую-нибудь неповторимую, запоминающуюся подробность. Возвращаясь в настоящее, снова упомяните эту деталь. Так читатель будет понимать, где вы отправили его в предысторию и где вернули обратно.
  • Ясно укажите дату или время, в которое вы возвращаетесь. И укажите настоящее время, когда вы вышли из флешбэка.
  • Если вы чувствуете, что вам просто необходим флешбэк, дотерпите до середины. К этому времени читатель уже свыкнется с основной линией, и ему будет не так дискомфортно перемещаться туда-сюда во времени.

Больше драматизма!

Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.

Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.

  • Призовите на помощь антагонистов. Пусть:

— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;

— герой сталкивается со стихийными бедствиями;

— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;

— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;

— по дороге на важное событие у героя ломается машина;

— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;

— ему попросту не хватает времени;

  • Поставьте в середине книги предзнаменования, которые повысят общее напряжение, конфликт и тревожность вашего сюжета.
  • Пропишите в подробностях реакцию героя на препятствия — так вы сможете более глубоко раскрыть его эмоциональное развитие.
  • Запутывайте героя и разрушайте ожидания читателя. Допустим, персонаж (или читатель) считает, что он установил личность убийцы. Герой идет сразиться с этим мерзавцем — и внезапно наталкивается на его труп.


Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник

  • Не раскрывайте все сразу. Оставляйте намеки и сплетайте сеть подробностей, которые еще предстоит узнать. Подкармливайте тревогу, связанную с неизвестностью. Любопытство, желание узнать ответы на все поставленные «почему» и «как» будут затягивать вашего читателя все глубже и глубже в историю.
  • Добавьте второстепенную сюжетную линию, которая будет связывать и поддерживать главную, придаст разнообразия и усложненности.

Не надо клише

Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.

Продуманные детали

Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.


Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник

  • К примеру, многие эпизоды в середине книги «Тайная жизнь пчел» Сью Монк Кидд включают в себя технологии пчеловодства. Читатель много узнает о меде и пчелах. В то же время глубже понимает персонажей.
  • Книга Джона Ирвинга «Правила виноделов» рассказывает о том, как собирать яблоки и делать сидр.
  • А действие романа Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна» повествует о врачебной практике.

Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.

Источник статьи: http://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2018/09/19/ya-sochinyayu-roman-kak-napisat-istoriyu-kotoraya-sidit-u-vas-v-golove/

Как написать драму

Думали ли вы о том, чтобы снять собственный фильм? Конечно, любой человек когда-нибудь мечтал об этом. Тогда вы наверняка знаете, что любому фильму необходим сценарий. Чтобы написать сценарий, нужно знать некоторые особенности создания драматического произведения, предназначенного для экранизации.

Хочется увидеть свое имя на афише?

Вам понадобится

  • интернет,
  • книги по теме вашего сценария,
  • ручка,
  • бумага,
  • компьютер.

Инструкция

Кто ваш герой? Героя вы сможете выбрать, когда поймете, на какую тему вы хотите писать драму и какой является основная движущая идея будущей истории. Например, ваша тема – война. Идея – человеческие отношения важнее политических убеждений. Следовательно вам нужен герой, который своими действиями эту идею будет утверждать. Скорее всего, ему нужно быть военным (пусть его зовут Джек). Также вам потребуется второй герой, который будет действовать так, чтобы заставить героя и зрителей думать иначе. Все его поступки будут свидетельствовать об обратном – политическое господство одного народа над другим является единственной ценностью в мире. Назовем этого героя Боб. Естественно, эти два героя столкнутся в вашей истории и будут сражаться – это называется борьбой протагониста (Джека) и антагониста (Боба).

Джеку нравится военная форма, оружие... Но он слишком молодой и отчаянный, поэтому он и попадает в плен.,

Важно как можно больше знать о своих героях. Т.е. Бобу и Джеку нужны биографии. Необязательно включать рассказ об их жизнях в сценарий, но понимать, что за люди действуют в вашем фильме вы должны. Затем можете приступать к сочинению самой истории. Вы сразу увидите, как новые сцены начнут добавляться сами собой. Все потому, что биография дает новые мотивации, новые психологические черты, раскрывает личности героев. А это значит, что герои начнут «действовать», исходя их психологических портретов, которые вы им создадите. Поэтому хорошенько поработайте над предысториями своих персонажей.

Все попытки Джека прикинуться «бывалым» на войне просто смешат Боба. Он многое повидал.

Сосредоточьтесь на классической структуре драмы – завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Все это знакомые термины еще с уроков литературы в школе. Когда напишете 2-3 истории в классической форме, можно будет заняться экспериментами, а пока оттачивайте ремесло. Примером для нашей истории может быть следующий разворот событий. Джек приезжает на место службы, он молод и ему интересно эта его новая «мужская жизнь». Так получается, что Джека и еще нескольких новичков сразу бросают на боевое задание. Они попадают в плен. Офицер армии противника Боб допрашивает пленников. Они с Джеком знакомятся, и между ними начинает развиваться задуманная вами идея: Джек должен каким-то чудесным образом убедить закоренелого вояку Боба, что в своей теории превосходства одного народа над другим он глубоко заблуждается. Конечно, это не будут долгие разговоры у костра. Боб и Джек попадут в миллион переделок, выберутся из них, пару раз чуть не пристрелят друг друга, и только в финале выяснят… А что они выяснят – это уже ваша работа.

Написание драмы требует регулярное работы и погружения в материал.

Обратите внимание

Избегайте большого количества диалогов. Старайтесь любую мысль выразить через действия персонажей. Диалоги используйте как вспомогательное средство.

Полезный совет

Запомните ключевые понятия драмы. Событие – важное происшествие в жизни героя, коренным образом меняющее его жизненную ситуацию. Настоящих событий в фильме может быть от 5 до 7. Сцена – действие важное для героя, происходящее в определенном месте, в течение определенного периода времени. Эпизод – несколько сцен, объединенных общим смыслом, имеет свою кульминацию, ведет историю вперед.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

(Фрагмент из книги «Основы драматургии. Теория, техника и практика драмы».)

Введение

Как написать хорошую пьесу? Это очень просто. Особенно если неукоснительно следовать советам, которые я здесь изложу.

Первое, что нужно сделать, это забыть все указания, наставления, учебники и книги, написанные ранее (если, конечно, вы случайно о них слышали или даже их читали; надеюсь, вы не заслужили такого оскорбления). Они не дадут правдивых ответов на ваши вопросы и сомнения, а только окончательно запутают. Второе, что от вас потребуется — прочитать только это короткое руководство (далее — Руководство). Оно будет полезно для любого драматурга — пишет ли он свою первую пьесу или тридцать первую. Более того: маститым драматургам это руководство еще нужнее, чем молодым, потому что они находятся во власти устарелых представлений, основанных на опыте прошлых веков. Мое Руководство поможет от них освободиться. Я гарантирую не только легкость написания пьесы, но и ее успех.

Уже сейчас пьесы пишут режиссеры, завлиты, администраторы театров, буфетчики, дамы без определенных занятий и ответственные чиновники, в чьем подчинении находятся театры. Но все-таки это довольно узкий круг лиц. Благодаря же Руководству создание пьес может стать истинно всенародным делом, легким и приятным, как щелканье семечек.

Что такое драма?

Вопрос не праздный. Чтобы писать драмы, нужно знать, что это такое. Вдруг у драмы есть какие-то признаки, особенности или свойства, которых мы не знаем и потому не сможем написать что-нибудь стоящее — т.е. стоящее известную сумму денег, поступающую тебе в виде гонорара? И действительно, раньше к произведению предъявлялось немало требований, чтобы оно могло считаться драмой: диалог, структура, действие, композиция, конфликт, характеры, язык, сценичность — какие только ругательные слова не употребляли ученые специалисты! Это отпугивало истинно талантливых людей, тянущихся к драматическому искусству. Писание пьес им казалось чрезвычайно сложным делом, требующим ума, труда, таланта, способностей, образования. Спешу обрадовать драматургов: теперь все догматические требования к драме полностью сняты, и пьесы может писать кто угодно и, как угодно. Это раньше драматургия считалась литературой, теперь же даже сами драматурги поняли свое заблуждение и не считают себя писателями. Драматург — это драматург, а писатель — это что-то отдельное. Драмой ныне считается любой текст или отсутствие текста. Сразу становится ясно, насколько снятие устаревших ограничений облегчает создание пьес. Достаточно написать какой-нибудь текст (или творчески слегка изменить чужой) — и пьеса готова. А если заказчику больше нравится отсутствие текста, зачеркните, что написали, и дело сделано. Впрочем, последнюю операцию может проделать за вас режиссер. Только не надо забывать, что отсутствие текста не должно приводить к отсутствию гонорара.

Преимущества новой формы драмы очевидны: ни драматург, ни театр теперь не связаны ничем в своих исканиях, драма и спектакль становятся гибкими и живыми, как сама жизнь. Раньше, правда, считалось, что искусство отличается от слепка жизни какой-то степенью организации, обобщения, иносказания, метафоричности, образности, отбором и пересочетанием элементов реальности. Но это было раньше. Как поется в романсе, «а ныне, ах, ныне былому не рАвно». Теперь все стало проще. Поэтому можно смело засучить рукава и садиться за пьесу. Результат будет! Если не текст, так отсутствие текста.

Зачем писать пьесу

Итак, вы решили написать пьесу. Прежде всего, надо спросить себя: а чего вдруг я это решил? Не обманывайте себя красивыми фразами, заимствованными из литературы, например, из Блока, который писал, что художник должен быть беспокойным, что это беспокойство побуждает его отразить проблемы своей эпохи, что художник пишет, чтобы выразить себя, и так далее. Совершенно ясно, что на самом деле драматург пишет пьесу, чтобы заработать деньги. Только имея перед собой эту ясную цель, можно написать хорошую пьесу. Могут возразить, что зарабатывать можно и другими путями. Это верно, но если человек ни на что другое не способен, то лучше все-таки писать пьесы, потому что это занятие доступно каждому грамотному (и даже не очень грамотному) человеку.

Иные пытаются внушить другим и себе, что пьесы пишут ради известности и даже славы. Но и это заблуждение. Конечно, приятно, когда тебя узнают в общественном туалете и даже просят дать автограф, но на это хлеб с маслом не купишь. Известность нужна, но только для того, чтобы театры охотнее читали твои пьесы, и чтобы завлиты не сразу выбрасывали твои пьесы в мусорную корзину и не стирали их из компьютера, даже не прочитав. Кроме того, как только ты станешь известным, тебя начнут хвалить и ставить независимо от качества твоих пьес. А это, опять же, гонорары. Мечта о них и является главным двигателем творчества. Лишь уяснив себе эту истину, можно браться за перо (под последним понимаются клавиши компьютера, если вы им владеете).

О чем писать

Итак, вооружившись пониманием своей цели, вы решили написать пьесу. Возникает вопрос: о чем писать? Начинающего автора этот вопрос очень озадачивает, ему кажется, что пьеса якобы должна иметь какую-то идею и провозглашать какие-то ценности, и что надо писать о том, что волнует тебя и твоих будущих зрителей. Но его самого ничего не волнует, а со своими будущими зрителями он еще не знаком. Что делать? Отчаиваться нет причины. Опытный драматург объяснит ему, что никого вообще ничего не волнует, что писать можно всё, что приходит в голову, а если в голову ничего не приходит, что бывает чаще всего, то можно переписать статью из прошлогодней газеты и назвать ее драмой.

Почему-то считается, что лучше, если вы имеете какое-то представление о том, что собрались писать. Если вы в это поверите, то на создание пьесы у вас уйдёт куда больше времени и сил, чем это нужно. Не делайте этой ошибки! Пьесы, не несущие никакой идеи, требуют минимального труда, они легче усваиваются любой публикой и особенно любимы режиссёрами, которым в этом случае не надо ломать идею автора и подсовывать свою собственную. Вам не придется ни перед кем оправдываться в том, что у вас есть какие-то спорные утверждения и даже свои мысли.

Лучшие решения — самые простые. Поэтому их и надо искать. Перефразируя Черчилля, можно сказать: «Лучшим драматургом будет тот, кто, сев за пьесу, не знает, о чем он будет писать; начав писать, не понимает, что он пишет; закончив последнюю строку, не помнит, что написал».

Если, например, главная оригинальная мысль вашей пьесы заключается в том, что Волга впадает в Каспийское море, то не ограничивайте изложение ее несколькими страницами, а разрабатывайте его как можно подробнее на протяжении шести актов. Закончить такую пьесу можно гулкими ударами барабанов или взрывом вулкана, чтобы разбудить зрителя и дать ему сигнал, что наступила пора встретить окончание спектакля радостными аплодисментами. Но лучше, если в пьесе вообще не будет никаких мыслей.

Неплохие результаты дает также переделка пьес устаревших классиков, например, Шекспира. Подзаголовок «по мотивам» теперь очень в моде и сулит немалые гонорары. Кроме того, у читателей и зрителей возникает убеждение, что если ты переделал пьесу классика, то превосходишь его талантом. Для большей верности лучше самому объявить об этом в ближайшем интервью или в социальных сетях.

Надо ли учиться писать пьесы?

Возникает вопрос: как писать пьесы и надо ли этому учиться? Почему-то все еще не изжит предрассудок, что начинающему драматургу следует прежде ознакомиться с теорией и композицией драмы, изучить классиков и так далее. Не разделяйте этого вздорного убеждения. Каждый знает, что книжки по всякой там теории невероятно скучны и совершенно бесполезны для практики. Подтверждением этого служит тот факт, что ученые театроведы, преподающие теорию и историю драмы, сами не в состоянии написать ни одной пьесы. Не стоит посещать и всевозможные семинары и мастерские, которыми нередко руководят люди, не пишущие пьес, но просто имеющие друзей в Союзе Театральных Деятелей или Союзе писателей. Если уж вам очень хочется участвовать в таком семинаре, то лучше постарайтесь сразу стать его руководителем. Не смущайтесь, что сами вы смыслите в этом пока немного. Нужные опыт и знания придут от общения с учениками. Если вам повезет, и кто-нибудь из учеников, хоть раз посетивших ваш семинар, вдруг случайно напишет хорошую пьесу, вы прослывете выдающимся педагогом и мастером драмы.

Еще больший вред, чем изучение теории, приносит чтение пьес и вообще литературы. Все существующие пьесы принадлежат прошлому, а вы своим творчеством должны олицетворять будущее. Читая чужие пьесы, вы поневоле подпадете под чье-то влияние, начнете кому-то подражать и потеряете самобытность (режиссеры, например, никогда не смотрят спектакли по пьесе, которую они собираются ставить). Кроме того, могут возникнуть всякие ненужные мысли о языке, структуре, действии, характерах, идее, что может только нанести непоправимый вред. Как сказал Гамлет, «мысль убивает действие». Вместо того чтобы садиться и писать одну за другой пьесы, вы начнете размышлять, а это никак не поможет увеличить ваш текущий счет.

Кроме того, всем известно, что читать пьесы очень трудно и скучно. Поэтому приличные люди, например, критики, пьес не читают и за литературу их не держат. Они только смотрят спектакли и по ним уже судят о пьесах.

Особенно следует избегать чтения классиков. Они безнадежно устарели. Если уж вам захочется с ними немного ознакомиться, чтобы произнести при случае две-три цитаты, то лучше посмотреть классиков в театрах в доступных и понятных переложениях современных режиссеров.

Не смущайтесь, если вначале у вас будет получаться плохо. Чем хуже у вас будет пьеса, тем доброжелательнее она будет встречена. Ваш пример заставит других поверить, что у них это получится лучше.

Итак, не читайте никаких руководств, кроме, разумеется, моего, которое сейчас перед вашими глазами. Только оно принесет вам немедленную и неоценимую помощь.

Выбор действующих лиц

Если вы хотите написать что-то оригинальное, в пьесе должны действовать персонажи, которые придадут ей остроту и значительность. Прежде всего, это олигархи. У каждого приличного драматурга есть два-три близко знакомых олигарха, которые неотступно и фигурируют в их пьесах. Не помешают также: мэр или губернатор, берущие взятки, один-два бомжа и три-четыре продажных депутата. Тогда набор мужских персонажей будет почти полностью упакован. Женская часть пьесы может быть укомплектована проститутками или дамами фривольного поведения. Смотреть в спектаклях на порядочных жен не столь интересно: не для того мы ходим в театр, чтобы смотреть на зрелище, которым сыты у себя дома. Мужская натура требует разнообразия. Да и зрительницам будет интересно увидеть на сцене женщин, осуществивших их потаенные мечты.

О любви

Не пишите о любви. Эта тема в драматургии, уважающей себя и называющей себя современной, не встречается. Любовь вообще устарела, мало кому знакома и потому не найдет успеха у зрителя. Она встречается лишь в литературе прошлых веков, которую проходят в школе и сразу забывают. Поскольку, однако, женскую часть труппы надо чем-то занять, то любовь можно заменить сексом. Это более современно и зрелищно. Однако не увлекайтесь в пьесах сексуальными сценами. Театры сделают это за вас. Воображение режиссеров обгонит ваши самые смелые фантазии, не пытайтесь с ними соревноваться. Три-четыре половых акта, два-три изнасилования, пять-шесть эпизодов с обнажением будет для одной пьесы вполне достаточно. Остальное в процессе постановки добавит театр. Плодотворные результаты может дать расположение места действия в кабинете гинеколога или женской бане.

План пьесы

Приступая к пьесе, ни в коем случае не составляйте план. Во-первых, это нелегкая работа: продумать всю пьесу от начала до конца и распределить действие по актам, сценам и эпизодам, а работы надо по возможности избегать. Ars longa, vita brevis est. Искусство бесконечно, а жизнь коротка. Во-вторых, чтобы составить план, нужно иметь хотя бы слабое представление, о чем будет пьеса, чем она начнется, чем продолжится и кончится. Но какой же нормальный человек в состоянии всю пьесу (еще не написанную) держать в голове? В-третьих, если вы составите план, вам придется худо-бедно как-то его держаться, что и скучно, и утомительно, и неудобно. Нельзя забывать, что наличие в пьесе некоторого плана потом очень стеснит и режиссера. Ведь у него будет собственный план реализации пьесы, который не будет иметь ничего общего с вашим, и эта нестыковка будет раздражать вас обоих. На следующую постановку ваших пьес этим режиссером можете не рассчитывать.

Поэтому, даже если какой-то план вы по недосмотру сочинили, смело разорвите его на куски, а куски сожгите. Тогда ничто не будет сковывать вашего вдохновения. Руки потянутся к перу, перо — к бумаге, мгновение — и строки потекут. Если вам случайно на память пришли какие-то мысли, слышанные вчера в разговоре с приятелем, то какая разница, в какой последовательности и в каких словах они будут изложены? Если мыслей нет, то отсутствие плана тем более вам поможет. Надо просто писать и писать.

С чего начинать

Раньше пьеса имела начало, середину и конец, и эти части чем-то различались. Были также мудреные понятия типа «экспозиция», «композиция», «кульминация» и тому подобное. Я советую забыть такое примитивно-нафталиновое разделение на эти части.

Можно начать пьесу с любого места, например, с конца. Правда, трудность такого приема в том, что драматург обычно не знает, какой у пьесы будет конец и будет ли он вообще. Можно, конечно, начать пьесу и с начала, но это еще труднее. Допустим, мы пишем драму про разведение пингвинов на Кубани. Тема понятна, но с чего все-таки начать?

Даю совет: лучше всего начинать пьесу с ремарки «Входит». Кто входит, куда входит, зачем входит — это можно придумать потом. В конце концов, мы не обязаны писать пьесу до конца за один день. Но если как раз завтра — последний день подачи пьесы на драматургический конкурс, где вы наверняка получите первое место (если будете следовать этому Руководству), то, хочешь — не хочешь, надо продолжать. Самый простой способ — написать: «Входит первый пингвин». Если вы не придумали, что будет дальше, пишем: «Входит Второй пингвин». И так далее.

Важный совет: если какой-то персонаж в вашей пьесе входит, то надо не забыть написать где-нибудь попозже (когда он будет больше не нужен), что он и выходит. Вам совершенно не обязательно знать, зачем и куда он ушел. Главное, чтобы он перестал мозолить глаза зрителям, а актер, его играющий, смог покурить и подучить за кулисами роль.

Но если пьеса все-таки имеет начало, то оно (как, впрочем, и вся пьеса) должно быть медленным, вялым и растянутым, чтобы зритель долго не мог догадаться, о чем, собственно, она написана, тем более что и сам автор не обязан это знать.

Архаичные драматурги, вроде Гоголя, не имея современного опыта, сразу брали быка за рога и начинали пьесу стремительно и четко: «Господа, я должен сообщить вам пренеприятное известие». Однако настоящий мастер поступает иначе. Он понимает, что начало пьесы совершенно не имеет значения и незачем на эту тему мучительно размышлять. Все равно зрители еще рассаживаются, жуют печенье, заканчивают разговоры по мобильнику, ищут очки и свои места, чихают, кашляют и так далее. Успокоить и усыпить их довольно трудно, и легче всего этого достичь длинным, скучным, многословным, рыхлым, невнятным началом. Поскольку автор смутно представляет себе, что и о чем он, собственно, собирается писать, то подбирается к теме осторожно, ищет ее на ходу и иногда даже ухитряется подступиться к ней еще до конца пьесы.

Диалог

Придумывать текст на два-три часа исполнения очень утомительно. Умелые авторы нашли способы обходить эту трудность, заполняя страницы удобными, уютными и не требующими труда разговорами по методу «как в жизни». Например:

КОНСТАНТИН ЛЕОПОЛЬДОВИЧ. Добрый день, Марья Антоновна.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Добрый день, Константин Леопольдович. Садитесь, пожалуйста.

КОНСТАНТИН ЛЕОПОЛЬДОВИЧ. Спасибо. (Садится.)

Пауза.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Как поживаете?

КОНСТАНТИН ЛЕОПОЛЬДОВИЧ. Спасибо, хорошо.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Прекрасная погода, не правда ли?

КОНСТАНТИН ЛЕОПОЛЬДОВИЧ. Замечательная. Но, говорят, скоро похолодает.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Да, я тоже видела прогноз.

КОНСТАНТИН ЛЕОПОЛЬДОВИЧ. Но потом опять будет потепление.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Не хотите ли чаю?

КОНСТАНТИН ЛЕОПОЛЬДОВИЧ. Спасибо, с удовольствием.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Вам зеленый или черный?

КОНСТАНТИН ЛЕОПОЛЬДОВИЧ. Пожалуй, зеленый.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. А мой Сережа больше любит черный. С вареньем.

КОНСТАНТИН ЛЕОПОЛЬДОВИЧ. Да, чай с вареньем — это хорошо. Особенно, с брусничным.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. У меня есть только клубничное.

КОНСТАНТИН ЛЕОПОЛЬДОВИЧ. Клубничное еще лучше.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Вы смотрели вчера в семнадцать часов по Первому каналу девятнадцатую серию?

И так далее.

Видите, как удобно? Ничего не происходит, а целая страница уже заполнена. А то и две или три. Сколько надо. Вместе с тем, тут и узнаваемость, и реализм, и знание жизни, короче, все, что требуется. Не придраться. Пьеса, можно сказать, уже готова.

Диалог по Пинтеру

Можно использовать и другой способ нанизывания слов. Неумелый драматург, напишет, например, следующий диалог так:

— Где ложка?

— На столе.

И всё. Опять надо что-то придумывать. Опытный же автор развернет этот диалог во всех нюансах:

— Где вилка?

— Какая вилка?

— Моя вилка.

— Что?

— Я говорю, где моя вилка?

— Какая твоя?

— С пластмассовой ручкой.

— С ручкой?

— Да. С пластмассовой.

— Ты спрашиваешь, где твоя вилка с пластмассовой ручкой?

— Да.

— На столе.

— На каком столе?

И так далее.

Вы чувствуете разницу между рукой новичка и мастера?

В такой манере писал, например, Гарольд Пинтер, за что и получил Нобелевскую премию.

Если Вы сочинили половину пьесы и не знаете, что писать дальше, не смущайтесь. Просто повторяйте текст с самого начала. Публика все равно ничего не заметит. А если кто-нибудь случайно и заметит, то все равно вынужден будет сидеть в темном зале и молчать. Протестовать и возмущаться публике неприлично, тухлых яиц у входа в театр не продают, а уйти с середины ряда затруднительно, тем более что на выходе из зала обычно стоит цербер в форме билетерши. Но если кто-то и уйдет в антракте, вас это не должно волновать: за билеты все равно уже уплачено полностью.

Пауза и подтекст

Если пингвинов набралось слишком много, а их диалог застопорился, пишем: «Пауза». Если дело все равно не клеится, пишем «Долгая пауза» и начинаем думать, что делать дальше. Чем больше пауз и многоточий, тем меньше надо писать слов и тем больше подтекста. Чем больше подтекста — тем лучше пьеса. Подтекст — это то, что находится только в голове автора, и о чем знает только он. Обычно и он этого не знает, но все равно спросить его об этом некому, так что опасаться нечего. Раньше предполагалось, что подтекст как-то вытекает из текста и из всего действия, но теперь это необязательно. В драматургии вообще нет обязательных правил (кроме тех, которые изложены в этом Руководстве). Возможно, персонажи и чувствуют подтекст где-то под кожей, но высказывать подтекст словами они не имеют права. На то он и подтекст. Так, экономными средствами открывается возможность для режиссерских трактовок и заодно успешно достигается главная цель — чтобы серая публика ничего не поняла. Поскольку никто не решится в этом признаться, успех пьесы обеспечен. Чем меньше публика понимает пьесу, тем лучше. Это доказывает превосходство автора над зрителями. Критики назовут это пересечением смыслов. Я не могу внятно объяснить, почему, но смыслы в современных пьесах всегда пересекаются.

Как обойтись без диалога

Писать диалог, как уже было отмечено, хлопотно и утомительно. Он якобы должен продвигать действие, характеризовать героев, развивать конфликт и так далее. Почему-то считается, что к этому надо иметь талант и что этому надо учиться. К тому же, именно к диалогу обычно придираются недоброжелатели за бедность языка, невыразительность, растянутость и так далее. Кроме того, если действующих лиц на сцене собралось слишком много, зрителям становится трудно понять, кто они такие, кто с кем и о чем говорит, и зачем вообще они слоняются по сцене. Легко запутаться и самому автору. Мало того, что персонажей много, надо еще для каждого придумывать какие-то слова и действия.

Но не надо впадать в панику. Есть способы чем-то занять персонажей и в то же время не сочинять для них диалог. Можно, например, заставить их заняться сексом. Чем дольше секс, тем меньше слов надо писать. Очень удобно. И вместе с тем интересно и современно. Впрочем, о сексе мы говорили раньше, в разделе о любви.

Другой безошибочный способ надолго занять актеров и публику, не придумывая для этого диалога и вообще слов, — это сцендвижение. Вместо того чтобы говорить, на сцене двигаются и танцуют. Это модно, удобно для автора (не надо ничего измышлять), а публика любит танцы больше, чем слова (и часто она права). От автора же требуется одна простая ремарка типа «Нина долго танцует с Игорем». Впрочем, если он эту ремарку забудет, за него все равно это сделает режиссер. Специалист по сцендвижению уже приглашен и оплачен; не оставлять же его без работы.

Современность

Пьеса должна быть современной. Это conditio sine qua non, непременное условие, необходимость которого не подлежит объяснению и обсуждению. Но как достичь этой самой современности? В литературоведческих книжках утверждается, что художественное произведение должно отражать свою эпоху, общественные проблемы, внутренний мир человека, живущего в нашем динамичном мире, и тому подобное. Все это слова, слова, слова. А конкретный совет прост: чтобы пьеса звучала современно, в ней должны звучать современные слова. Поэтому всегда пишите слово «бабло» вместо «деньги», «гонишь пургу» вместо «болтаешь», «чё» вместо «что», «щас» вместо «сейчас» и так далее. В жизни нормальные люди этих слов не употребляют, и их нигде не услышишь, но изучить этот лексикон можно путем чтения современной драматургии или в справочниках, составленных на основе этой же драматургии.

Вот так: несколько штрихов, сделанных рукой мастера, и пьеса сразу становится современной. Этим же способом можно осовременивать устаревшую драматургию классиков.

Конфликт

Конфликт в драме должен быть драматическим, общественно значимым и беспощадным. Лучше всего для этой цели использовать реплики, прогремевшие вчера во время вашей очередной ссоры с мужем (для драматургинь) или с любовницей (для драматургов). Если подходящего материала для конфликта не находится, можно заменить текст мордобоем. Это гораздо сценичнее и тоже не требует придумывания слов. Но можно обойтись и совсем без конфликта. Жизнь и так тяжела, зачем видеть всё это на сцене?

Как закончить пьесу

Многих начинающих драматургов очень заботит мысль, чем закончить пьесу. В них все еще живет неизвестно откуда взявшееся представление, что финал очень важен, что к нему должна двигаться пьеса, что он логически вытекает из всего ее содержания и, вместе с тем, должен быть, по возможности, неожиданным. На самом деле о финале совершенно не надо заботиться. Во-первых, неизвестно, движется ли вообще у вас пьеса, и если движется, то куда. Во-вторых, какой бы финал вы не написали, критики все равно единодушно признают его неудачным. В-третьих, режиссер в любом случае сочинит другой финал. Поэтому, когда вы увидите, что в пьесе содержится уже достаточное количество печатных знаков, просто поставьте слово «Конец», и всё. Критики похвалят вас за «незамкнутую конструкцию» и за «открытый финал», режиссеру ничто не будет мешать придумать свою концовку, вас это избавит от лишнего труда, и все будут довольны.

Особо изысканным драматургам вместо слова «Конец» можно написать Ad libitum — «По желанию». Этим латинским термином композиторы обозначают в нотах право исполнителя играть и трактовать музыкальную пьесу по своему желанию. Увидев это указание и заглянув в словарь, чтобы понять, что означает этот термин, режиссер, обрадованный тем, что имеет дело с совершенно не склочным автором, сочинит трактовку финала и, заодно, всей пьесы по своему желанию. Такую свободу театру дают только истинные драматурги.

Когда немногие зрители, которых не удалось усыпить, с радостью поймут, что спектакль кончился, они своими хлопками разбудят остальной зал, и публика, пришедшая после тяжелого трудового дня в театр, чтобы отдохнуть, дружными аплодисментами поблагодарит автора за то, что он дал им такую возможность.

Запомните: режиссеры лучше вас знают, как писать пьесы. Поэтому они в любом случае вас исправят, допишут, сократят, изменят, переставят акценты, придадут новый ракурс и так далее. Поэтому не старайтесь шлифовать пьесу, отделывать ее, дорабатывать, устранять недостатки и тем самым украсть у режиссера радость сотворчества. Наоборот, чем слабее будет ваша пьеса, тем больше удовольствия доставит она режиссеру. Рассказывая журналистам, как сильно он улучшил пьесу, он будет чувствовать себя значительно умнее и талантливее автора, а это чувство всегда приятно. Наоборот: если вы хотите заслужить нелюбовь режиссеров, создавайте шедевры. Но кто тогда будет их ставить?

Если вы обижены на публику и добиваетесь, чтобы она никогда больше не приходила смотреть ваши пьесы, можно использовать, кроме уже описанных, еще несколько приемов. Самый эффективный из них — если в пьесе будет не один финал, а несколько. Например: герой застрелился, отгремела торжественная музыка, обрадованная публика думает, что пятичасовой спектакль кончился, и можно, наконец, идти домой, как вдруг героиня говорит: «Прошло три года после смерти моего любимого мужа, а я все еще не могу найти место, куда он спрятал свои деньги». Спектакль продолжается, она долго ищет деньги, находит, сливается в счастливых объятьях с другом, гремит музыка, аплодисменты, зритель снова с облегчением вскакивает со своих мест, но не тут было: на сцене проходит еще две недели (а зрителю кажется, что десять лет), и героиня невозмутимо продолжает: «Не понимаю, почему мы поехали в Барселону. Я же говорила, что лучше отдыхать в Ницце». Последовательным применением этого приема можно довести зрителей до бешенства. Много концов пьеса обычно имеет тогда, когда автор или режиссер не знают, зачем она была написана и чем ее закончить, что бывает в большинстве случаев.

Пьеса написана. Что теперь?

Написать пьесу, как вы убедились, не так уж и трудно. Гораздо труднее добиться, чтобы ее кто-то прочитал и, тем более, поставил. Если о том, как надо писать, это Руководство дает безотказно и стопроцентно положительные результаты, то с тем, что будет с пьесой дальше, дело обстоит сложнее. Успех тут зависит уже не только от драматурга, но и от многих других людей, на которых действие Руководства не распространяется. Однако несколько полезных советов все же дать можно.

Для начала, закончив пьесу, прочитайте свою пьесу друзьям или жене. После этого друзья перестанут надоедать вам своими звонками и приходить занимать у вас деньги, а жена охотно даст развод, даже если раньше никогда на него не соглашалась.

Опустим долгий и извилистый путь, которым пьеса попадает на сцену. Если вы следовали при создании пьесы указаниям Руководства, этот путь будет коротким и успешным, и пьесу сразу примут к постановке. Однако следует быть очень осмотрительным.

Публика, как нам говорят, теперь не любит слов. Слова, и, следовательно, пьесы теперь не нужны. Главное в театре — мизансцены, свет, музыка, движение, сценография, компьютерное сопровождение и, конечно, кино. Для кино в театре вообще ничего не нужно: ни драматург, ни пьеса, ни живые актеры. Если немножко слов все-таки понадобится, постановщик придумает их сам. Поэтому драматургу, когда он приходит в театр, надо, что называется, не возникать, вести себя скромно, и соглашаться на любые условия и требования, которые ему предъявят. Не напрашивайтесь на репетиции — вас все равно туда не пустят. И вообще, знайте свое место. Это раньше старомодный театр был драматический. Теперь он постдраматический и режиссерский.

Режиссеры теперь с гордостью заявляют, что им все равно, что ставить: ведь в любом случае они ставят самих себя. Поэтому не надо зарываться, требовать к себе какого-то особого отношения, защищать свой текст, свое видение, свою трактовку и прочее. Еще раз повторим: лучше, если у вас не будет никакого текста, никакого видения и никакой трактовки. Радуйтесь, если ваше имя будет написано мелким шрифтом где-нибудь на краю афиши, центр которой будет занят крупными буквами с фамилиями актеров и режиссера. Если вообще забудут впечатать ваше имя, будьте довольны и этим. Истинный художник творит для себя и не думает об известности. Недаром поэт сказал: «Что слава? Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата!»

Кстати, о злате. Ни в коем случае не заводите разговор о гонораре. Это бестактно. Финансовое положение театров тяжелое, средства на постановку невелики, их хватает только на оплату режиссера, художника, актеров, композитора, специалиста по сцендвижению, художника по свету, управленческого персонала, рабочих сцены, технических работников, декораций, костюмов, аренды помещений, рекламы, критиков и фуршетов в кабинете директора. В такой ситуации драматургу просто неэтично требовать что-то и для себя.

Посещение театров

В театр вообще не рекомендуется ходить, и особенно, на представления по своим пьесам. Ведь у вас, как и у всякого нормального человека, и без того есть причины для плохого настроения. Кроме того, после творческой трактовки театром вы можете не узнать свое произведение и неосторожно выругать его в широком кругу за бездарность и пошлость, думая, что оно написано вашим другом. Вдобавок, вас в зале могут узнать, а среди публики встречаются всякие люди, в том числе и склонные к драке. И вообще, на место преступления лучше не возвращаться.

Таков, в общих чертах, кратчайший путь драматурга к успеху.

Добавить комментарий