Как составить древние чернила

Для получения чернил нам нужно небольшое количество дубовых галлов (статья о них здесь), которые преимущественно растут на молодых дубках, сульфат железа (железный купорос), мягкая вода, в идеале она должна быть дистиллированная (можно использовать дождевую, ключевую или речную), фильтровальная бумага (подойдет марля или кусок ткани), перчатки.

Железный купорос можно купить в обычном хозяйственном магазине. Обычно его водным раствором опрыскивают растения.

Я собрала немного снега и буду использовать его как талую воду, которая также является мягкой.

Собираю ингредиенты
Собираю ингредиенты

Большое количество чернил мне не нужно, буду просто экспериментировать.

Существует два способа приготовления чернил – холодный и горячий.

Холодный способ предусматривает настаивание галлов в течении нескольких дней в воде. Горячий способ состоит в простой варке галлов. Я применю горячий способ экстракции.

Рецепт:

Собираю снег. По объему хватит 1,5 стакана снега на всё.

Беру небольшое количество чернильных орешков – 15 штук с 5 листьев.

Чернильные орешки
Чернильные орешки

На момент эксперимента все галлы уже в сушеном состоянии, поэтому резать их смысла не видела и решила растолочь в ступке. Так даже выходит лучше, поскольку галлы измельчаются практически в порошок.

Порошок из галлов
Порошок из галлов

Ссыпаю в миску порошок и снег и ставлю в микроволновку на 3 минуты, на максимум. Важно чтобы вся смесь прокипела около минуты.

Отваренные галлы
Отваренные галлы

После отваривания фильтрую полученную массу используя две салфетки.

Показываю как сделать древние чернила своими руками очень просто

Получается экстракт цвета чая, содержащий танины.

Берем железный купорос, пару грамм и разводим в 30 мл талой воды.

Добавляем в талую воду сульфат железа и перемешиваем деревянной палочкой
Добавляем в талую воду сульфат железа и перемешиваем деревянной палочкой

Добавляем к отфильтрованной жидкости водный раствор сульфата железа и перемешиваем.

Готовый результат
Готовый результат

Видим как смесь почернела.

У нас готовы первые чернила, которыми писали еще древние египтяне на своих папирусах.

Чернила, приготовленные таким способом, после нанесения текста на бумагу, вначале имеют светлый серый оттенок, но через непродолжительное время начинают приобретать насыщенный черный цвет. Такие чернила не выцветают очень долгое время и стойкие к воздействию света.

Показываю как сделать древние чернила своими руками очень просто

Непередаваемые ощущения, когда ты пишешь пером, спешка здесь излишня.

Попробуйте сделать чернила сами, это очень занятно!

«Посмотрел чернило, хорошо ли пишет, пишет хорошо»

Писцовая запись (НБ МГУ. Верх собр. 2291, л. 1)

Рецептов изготовления чернил в Средние века бытовало великое множество. Древнейшие чернящие красители (лат. atramentum) изготовляли на основе сажи и угля. Так, в раннесредневековом Египте делали чернила из разведённой в воде сажи (в пропорции 2:1), смешивая её с клеящим веществом — соком папируса или (позже) гуммиарабиком. В частности, А. Лукас описывает рецепт приготовления чернил для написания священных текстов, с которым его познакомил один коптский священник:

«Нужно положить на землю некоторое количество ладана, поставить вокруг него три камня или кирпича, накрыть их перевёрнутой глиняной миской, покрыть миску мокрой тряпкой и поджечь ладан. Образующийся при горении углерод откладывается на миске, после чего его соскабливают и, смешивая с гуммиарабиком и водой, превращают в чернила».

jHaYtwfPBmA

Гуммиарабик

Приблизительно с IV в. в Египте также вошли в употребление чернила, изготовленные на металлической основе (по всей видимости, железистые) — со временем такие чернила бледнели, приобретая красно-коричневую окраску. Появление новых чернил, судя по всему, было связано с процессом перехода от папируса как основного писчего материала к пергамену, на котором чернила типа atramentum держались недостаточно прочно и легко размывались, а железистые проникали в него глубоко.

Существовал и третий вид чернил, называвшийся инкаустум (греч. ἔγκαυστον, лат. incaustum), отличный как от сажистых (atramentum), так и от более поздних железистых. Первое упоминание о них мы находим у латинского автора первой половины V в. Марциана Капеллы. Данные чернила представляли собой сгущённый путём уваривания и высушенный на солнце отвар коры Lignum spinarum или дубовых орешков*, к которому добавлялось небольшое количество atramentum.

*Дубовые орешки (они же чернильные орешки, или галлы) — это шарообразные наросты на нижней поверхности листьев дуба, производимые личинками орехотворки (Cynips quercus folii).

YeW lFO7K0E

Чернильные орешки (галлы)

В изготовленные таким способом чернила, если они казались недостаточно чёрными, могли положить раскалённый кусок железа, в результате чего получался новый переходный тип чернил. От блестяще-чёрных atramentum и красноватых железистых чернила incaustum отличались желтовато-коричневатым тоном.

Сирийцы, помимо сажи, использовали для приготовления чернил дубовые орешки: их мелко дробили, смешивали с водой, настаивали, полученный раствор процеживали, подогревали, а после остывания добавляли в него немного купороса и акациевую камедь. Сирийские монахи египетской Скитской пустыни вместо дубовых орешков использовали измельчённые корни кустарника ʾarṭā (Calligonum comosum): их разбавляли свежим красным вином или виноградным уксусом (вино или уксус иногда использовали и в рецепте с орешками), выдерживали три дня, а после добавляли в полученный настой купорос и камедь. Рецепты, конечно же, могли варьироваться. Вот пример рецепта чернил из приписки к сирийской рукописи X в. (BL. Add. 14, 632):

«Если хочешь ты сделать чернила для пергамена, возьми кожуру корня дерева, которое растёт в пустыне этой, название его арто, и растолки её, ещё свежую, и прокипяти на огне хорошенько в чёрном вине и винном уксусе. Затем отфильтруй и добавь немного серной кислоты и камеди».

Примерно с XV в. у сирийцев появляются железистые чернила.

Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного чёрного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил. Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкаустум, и, конечно, железистые. Классический рецепт сажевых чернил-атраментум приводит в своём трактате Ираклий (книга 3, глава 53):

«Существует следующий способ приготовления черни, пригодный не только для живописи, но и для ежедневного писания по бумаге. В изогнутом своде печи помещают сосуд, печь же складывают таким образом, чтобы тяговое отверстие, через которое выходит дым, выходило в этот сосуд. В печи должны быть разложены кирпичи. Когда они накалятся, на них кладут смолу, таким образом весь чад и копоть через отверстие попадают в сосуд. Когда ты тщательно разотрёшь сажу, то получится замечательная блестящая чёрная краска; однако прибавь к ней клея, употребляемого в живописи. Если ты хочешь быстро получить эту чёрную краску, то возьми косточки персика, превращённые в уголь, и сотри их на клею. Нередко чернь может заменить краска из жжёных виноградных лоз. Если же виноградные тонкие лозы, которые имеют особенно тёмную окраску, облить хорошим вином и прибавить к краске немного клея, то она будет иметь блеск дневного света».

Дионисий Фурноаграфиот делится рецептом чернил из яблоневой коры и дубовых орешков:

«Возьми три фунта яблоневой коры, положи её в сосуд, наполненный четырьмя с половиною фунтами воды, и оставь на одну неделю или на две, чтобы кора размокла; если же хочешь, то выставь и против солнца. Потом отлей полтора фунта воды, натолки 10 драм чернильных орешков да 15 драм калакáнфи*, положи всё это в горшок или в медный котел и кипяти дотоле, пока выкипит половина; после сего процеди весь состав сквозь тонкое полотно, а остатки сполосни водою, отвесив её 10 драм; влей её в чернила и опять процеди сквозь тонкое полотно; затем слей чистые чернила в прежний сосуд, в котором ты варил их, натолки 12 драм самой чистой камеди, положи её в чернила и поставь на огонь ненадолго, лишь бы распустилась камедь. Однако если ты можешь распустить её без огня, то будет лучше. Наконец, береги чернила в стеклянном сосуде и пиши, когда надобно. Ты увидишь, что они очень хороши».

*Καλακάνθη — растение Centaurea calcitrapa, иначе — василёк колючеголовый.

Согласно некоторым сведениям, насчитывается порядка 50 средневековых греческих рецептов приготовления чернил на железо-галловой основе, цвет которых зависел от добавления в них в различных пропорциях солей медного и железного купороса. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик. Кроме того, А. П. Лебедев упоминает о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы (Sepia officinalis) — так называемой «чернильной рыбы».

dbJ4pmSNsDo

Сепия

В Армении и Грузии также были в ходу чернила на железо-галловой основе.

«Древнерусская и югославянская рецептуры по чернилам, — пишет В. А. Щавинский, — довольно обширны, но все они не восходят далее середины XV в., <…> главная же масса указаний относятся ко второй половине XVI или XVII вв.».

Писцы X–XII вв. писали, судя по всему, теми же чернилами, что и их византийские современники, то есть чернилами типа atramentum или incaustum: первые называли на Руси «чернилами копчёными», а вторые — «чернилами варёными». Несколько позже древнерусские книгописцы стали использовать железо-галловые чернила. Для их изготовления брали измельчённые чернильные орешки; затем от 12 дней до месяца настаивали их в тёплом месте в кислом растворе (квасе, вине, кислых щах, «жестоком уксусе», «пошлом мёде» и т. п.) с добавлением железных опилок, время от времени «подкармливая» смесь мёдом, задававшем новую пищу бродильному ферменту; а в конце, «ради утверждения», клали в готовые чернила вишнёвую камедь. Конечно, это лишь один из многих бытовавших в Древней Руси вариантов приготовления чернил из дубовых орешков. Иногда с целью умерить брожение в чернила добавляли немного хмелевого отвара, а также имбирь и гвоздику, предотвращавшую загнивание и образование слизи.

Железо, служившее для получения чернил, расходовалось весьма медленно, и его крупные куски вместе с грубо измельчёнными чернильными орешками образовывали так называемое «чернильное гнездо», пополняемое по мере убывания свежим приливом — как правило, из концентрированного отвара коры (обычно ольховой, иногда дубовой или ясеневой). Такое гнездо могло прослужить до 7–10 лет.

Позднее, с XVII в., вместо железа (а иногда и наряду с ним) стали употреблять железный купорос (он же «купорос зелёный», «купорос чернящий» или «купорос сапожный»), что ускоряло процесс приготовления чернил вплоть до одних суток. Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука». Однако правильно пользоваться купоросом, заменяя им «железные уклады», русские начинают лишь со второй половины XVII столетия. В качестве примера «купоросовых» чернил приведём рецепт под названием «Состав чернилам, ка[ко] составливати добрая чернила», помещённый на 71-м листе рукописного сборника 1659 г., принадлежавшего Симеону Полоцкому:

«Орешки чернилныя, на четыри части разбитыя, в ренском [и] на солнце или в тепле инде мочити требе есть седмицу: по сему тую водку из кляницы желтую, процедя сквозе платенко, и орешки выжав в иную скляницу положити и купаросом чернящым в муку разтерты запустити, и по часту лошкою помешивати в тепле же неколико стояти дний и тако будут добрая чернила. А в тот состав надобно орешков, как много получится ренскаго, чтобы в нем орешки потонули купаросу прежде по малу присапати* донде же мера возмет, а имей отведывати пером на бумазе, и егда счернеют, тогда приложи мерку камеди раздрабленой ради утверждения, и потом пиши потребное».

*Читай: «присыпати» (прим. П. К. Симони).

Следует отметить, что железо-галловые чернила, несмотря на широкое распространение, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила atramentum, которые вплоть до последнего времени применялись некоторыми книгописцами часовенного согласия, как скитскими, так и мирскими. Более того, возможно, что кем-то atramentum употребляются до сих пор, несмотря на экспансию фабричных чернил.

Н. Н. Покровский описывает способ приготовления чернил из берёзовой чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2-3 дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы.

Эфиопские книгописцы, работающие в традиционной манере, и по сей день, как правило, сами занимаются приготовлением чернил, однако их рецепты заметно отличаются от европейских.

Обычный состав эфиопских чёрных чернил включает в себя следующие ингредиенты:

1) сажу, собираемую с кухонной посуды или керосиновых ламп;

2) сожжённые и перетёртые листья растений Dodonea viscose, Osyris abyssinica и Entada abyssinica;

3) жжёную и перетёртую кору горного бамбука (Arundinaria elpina);

4) обжаренные, пропаренные и растёртые семена нуга (Guizotia abyssinica);

5) жжёный и растёртый бычий рог;

6) камедь эфиопской акации (Acacia abyssinica).

Все вышеперечисленные компоненты тщательно перемешивают в ступке, а для придания чернилам блеска в полученную массу добавляют слегка поджаренную, проваренную и замешанную с водой мякину дагуссы (Eleusine coracana), ячменя, пшеницы или плевела. После этого смесь оставляют бродить в горшке, регулярно перемешивая. Через 3 месяца чернила готовы, однако для получения чернил более высокого качества необходимый срок брожения составляет полгода — за это время чернильная масса высыхает, её вытаскивают из ёмкости, делят на блоки и используют по мере необходимости, разбавляя водой. Изготовленные по традиционной рецептуре чернила могут храниться в течение многих лет. Качественные чернила отличаются блеском и насыщенным чёрным цветом.

xjXi0R6ziEk

Готовые чернила. Эфиопия, 2001 год

Помимо чёрных в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Копты делали их из красной охры или свинцового сурика. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Ираклий в 54-й главе 3-й книги своего сочинения так описывает данный способ получения пурпурных чернил:

«Кровь улиток имеет пурпуровый цвет и представляет собой пурпуровую краску. Эти улитки встречаются во многих местах и в особенности на острове Кипре. Если их сильно трясти и при этом выжимать сок, то они будут ещё больше испускать пурпуровую краску».

jUkJFKx2q w

Моллюск Murex brandaris

Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера. С XII в. именно красные чернила греческие, армянские и грузинские книгописцы чаще всего употребляли для рисования контура: «путь» киновари пролегал по линиям будущих человеческих образов, словно напоминая о сотворении Адама из красной глины.

 LMP0sc3ACc

Киноварь

Для придания книжной композиции торжественной и возвышенно-мистической атмосферы употреблялось письмо золотом. Завершим наш очерк рецептом золотых чернил от Ираклия.

«Кто хочет знать, как делается красивое письмо превосходным золотом, — пишет Ираклий в 7-й главе 1-й книги своего сочинения, — то пусть прочтёт то, что я описал. Надо золото* долго растирать с чистым неразбавленным вином до тех пор, пока оно не станет очень мелким. После этого тонко растёртый золотой порошок хорошо промыть водой несколько раз, так чтобы оно было совершенно чистым и светлым, как того требует имеющий белый с отблеском цвет листа книги. После этого можно начинать живопись, предварительно смешав золотой порошок с жидкой бычьей желчью или с гумми. Полученную таким образом жидкую золотую краску вливают в трость писца и пишут. Как только написанное золотом хорошо высохнет, то его полируют зубом дикого медведя, придавая таким образом написанному блеск».

*Имеются в виду тонкие золотые листочки.

Источник

Отчего появляются чернильные орешки, они же дубовые галлы, мы разобрались в прошлой записи, а сейчас давайте попробуем изготовить из них настоящие исторические чернила, рецепт которых не менялся более двух тысяч лет, которыми написано огромное количество древних книг, пергаментов и папирусов. Для этого нам понадобятся сами галлы, вода (желательно, мягкая, в идеале — вообще дистиллированная), соль железа (например, железный купорос), некоторое количество посуды для приготовления, и, для полной историчности, птичье перо. Я использовал лабораторную посуду, просто потому что имею такую возможность, вы же можете воспользоваться обычной кухонной.

Железистые чернила (так же железо-галловые чернила) представляют собой красно-чёрные или коричнево-чёрные чернила изготовленные из сульфата железа и танинов полученных из галлов «чернильные орешки». Долгое время данные чернила были стандартны для применения в письме, с наибольшим употреблением начиная с XVIII века вплоть до середины XX века в связи с постепенным увеличением грамотности.

В первую очередь надо добыть сами чернильные орешки. Обычно они появляются ближе к осени на нижней поверхности дубовых листьев. Лучше их искать в тех местах, где растут молодые дубки. Подробней о том что это и откуда берется читайте здесь: Кто живёт в «дубовых яблоках» (чернильных орешках)?

Дубовый галл, он же «дубовое яблоко»,   «дубовый виноград», чернильный орешек - круглое жёлтое образование с красным бочком на нижней стороне листа дуба

Собрав достаточное количество чернильных орешков, требуется их измельчить. Далее надо извлечь из них дубильные вещества. Лучше всего для этого подходит мягкая вода. В идеале — дистиллированная. Но можно использовать дождевую, ключевую и даже речную. Использовалось даже вино и уксус. Экстракцию можно проводить холодным способом, настаивая галлы несколько дней, или горячим, прокипятить в течение некоторого времени. При отсутствии галлов допускается использовать содержащую дубильные вещества кору деревьев: ольхи, дуба, ели, лиственницы, ясеня и др. Но из неё извлечение дубильных веществ идёт немного тяжелее.

Делаем чернила из дубовых галлов: измельчение чернильных орешков

После отделяем жидкость от гущи. Я для этого использовал фильтровальную бумагу, вы же можете процедить через ткань, промокашку, или использовать другие способы фильтрации или отстаивания. В итоге должен получиться прозрачный раствор, содержащий танины — природные полифенолы.

Делаем чернила из дубовых галлов: фильтруем настой чернильных орешков

Второй компонент наших чернил — соль двухвалентного железа. Проще всего использовать готовый железный купорос, который можно купить в хозяйственном или садовом магазине (сульфатом железа, разведенным в воде, опрыскивают растения). В древности раствор двухвалентного железа получали настаиванием железных опилок в кислой среде, например крепком уксусе. Можете попробовать этот способ.

Делаем чернила из дубовых галлов: раствор железного купороса

Теперь достаточно слить два раствора и получаем яркое чёрное окрашивание почти готовых чернил. Они имеют одно интересное свойство: написанный такими чернилами на бумаге текст сначала выглядит немного бледным, светло-серым, но почти сразу, прямо на глазах, темнеет и становится контрастным чёрным. Более того, такие чернила на солнце не только не выцветают, а наоборот, приобретают дополнительную яркость.

Делаем чернила из дубовых галлов

Для придания глянца и густоты в железистые чернила добавляли разные виды клея. От крахмального декстрина и мёда до вишнёвой камеди (наиболее популярный вариант, который добавлял чернилам блеска). Что это такое? Если внимательно осмотреть ствол вишнёвого дерева, в местах, где повреждена кора, можно увидеть комочки прозрачной жёлто-оранжевой выбежавшей смолы — это и есть камедь.

Камедь (смола) на стволе вишни

Камедь (смола) на стволе вишни

Правда, есть у таких чернил небольшой минус. Несмотря на хорошую стойкость к выцветанию и смывке, из-за наличия в составе активных веществ (кислота, сульфаты), такие чернила вызывают со временем разрушение бумажного листа.

Попробуйте сами изготовить такие древние чернила, это не так и сложно, но очень увлекательно — лично прикоснуться к античным технологиям.

1. Арутюнян А. Х. Краски и чернила по древнеармянским рукописям. Ереван, 1941.

2. Галфаян Х. К. История изготовления железогалловых чернил в древней Армении // Сообщения ВЦНИЛКР 30. М, 1975. С. 57–70.

3. Гренберг Ю. И. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках XV–XIX веков о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. М., 2000.

4. Гренберг Ю. И. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла. Т. 1. Кн. 1–2. СПб., 1995. Т. 2. СПб., 1998.

5. Гудков А. Г. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Коломна, 2015.

6. Гудков А. Г. Трость и свиток: инструментарий средневекового книгописца и его символико-аллегорическая интерпретация // Вестник ПСТГУ. Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2014. Сер. 5. Вып. 1 (13). С. 19–46.

7. Джанашиа Н. С., Мачавариани Е. М., Сургуладзе М. К. Грузинская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 176–200.

8. Еланская А. И. Коптская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 20–103.

9. Ираклий. Об искусствах и красках римлян / Пер. с лат., прим. и предисл. А. В. Виннера и Н. Е. Елисеевой // Сообщения ВЦНИЛКР 4. М., 1961. С. 23–59.

10. Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. М., 1973.

11. Лебедевъ А. П. Профессiя церковнаго писателя и книжное дѣло въ древне-христiанское время: (Черты одной изъ сторонъ церковно-исторической жизни II–V вѣковъ) // Прибавленiя къ Творенiямъ св. Отцовъ. Ч. 41. Кн. 1. М., 1888. C 153–252.

12. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / Пер. с англ. Б. Н. Савченко, общ. ред. и вступ. ст. проф. В. И. Авдиева. М., 1958.

13. Мещерская Е. Н. Сирийская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 104–144.

14. Мокрецова И. П. Материалы и техника армянской и грузинской книжной миниатюры на пергаменте // Государственный музей народов Востока. Сообщения. Вып. 6. М., 1972. С. 60–66.

15. Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л. Материалы и техника византийской рукописной книги (по реставрационной документации Государственного научно-исследовательского института реставрации). М., 2003.

16. Платонов В. М., Чернецов С. Б. Эфиопская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 201–240.

17. Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами. 3-е изд., доп. и перераб. Новосибирск, 2005.

18. Симони П. [К.] Къ исторiи обихода книгописца, переплетчика и иконнаго писца при книжномъ и иконномъ строенiи: Матерiалы для исторiи техники книжнаго дѣла и иконописи, извлеченные изъ русскихъ и сербскихъ рукописей и другихъ источниковъ XV–XVIII столѣтiй. Вып. 1. [СПб.], 1906.

19. Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.). М., 2010.

20. Теофил. Записка о разных искусствах / Пер. с лат. А. А. Морозова и С. Е. Октябревой // Сообщения ВЦНИЛКР 7. М., 1963. С 66–194.

21. Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. М.; Л., 1935.

22. Balicka-Witakowska E. Preparation of manuscripts // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 3: He–N. Wiesbaden, 2007. P. 749–752.

23. Berthelot M. Collection des anciens alchimistes grecs. Vol. 1. Paris, 1887.

24. Nosnitsin D. [A.] Ethiopian manuscripts and Ethiopian manuscript studies: a brief overview and evaluation // Gazette du Livre Médiéval 58 (2012). P. 1–16.

25. Tsypkin D. O., Tereschenko E. Yu., Balachenkova A. P., Vasiliev A. L., Lyakhovitsky E. A., Yatsishina E. B., Kovalchuk M. V. Comprehensive Studies of the Historical Inks of Old Russian Manuscripts // Nanotechnologies in Russia. 2020. Vol. 15 № 9–10. P. 542–550.

Содержание

  1. Статьи
  2. Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.)
  3. «Возьми шафран да щучью жолчь. », или чернила и краски в Древней Руси

Статьи

Рецепты древних чернил

Рецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне свои папирусы писали смесью сажи и масла. Аналогичным составом пользовались древние китайцы.

В Европе чернила появились значительно позже, когда — точно неизвестно, но в 111веке до н. э. чернила уже употреблялись в Греции и Риме.

Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные «придворные чернила», которыми писались только государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила стерегла специальная стража. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. В Южной Италии сохранилась «ракушечная гора», состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три — четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали . всего один грамм краски! Скорее всего это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.

Не менее дорогими были чернила, изготовленные с применением золота и серебра. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится «серебряная библия», которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древисины, сажи, древестного и костного угля. Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

Столетиями позже стали пользоваться чернилами из отвара коры дубильных растений. Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченные чернила». Хv век дал новый рецепт -«вареные чернила». Их рецепт такой: «часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешт, а на третий день пиши».

В ХVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси.

«Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило».

В ХVI веке россияне знали еще один рецепт — на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое.

В ХVIII веке вместо «железин» появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового ) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас».

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые — из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.

Здесь уместно вспомнить строки из романа Д. Дефо «Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка»: «. Я взял с корабля перья, чернила и бумагу. Я экономил их до последней возможности и, пока у меня были чернила, аккуратно записывал все, что случилось со мной; но когда они вышли , мне пришлось прекратить мои записи, так как я не умел делать чернил и не мог придумать, чем их заменить». Робинзон, таким образом, был в полнейшем неведении в «чернильном вопросе». Иначе он мог бы воспользоваться одним из нехитрых способов изготовления этого нужного вещества, а уж трудолюбия и находчивости Робинзону было не занимать.

Еще сравнительно недавно потребность в чернилах была огромна. К примеру, в Советском Союзе в середине 80-х годов только Московский завод художественных красок выпускал в год 1млн. флаконов чернил для авторучек, а всего в стране было 80 таких заводов!

В 1938 году венгерский художник, скульптор и журналист Л.Биро и его брат ( по специальности химик ) получили патент на конструкцию ручки, в которой чернила подавались к пишущему шарику давлением поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила их модификацией — чернильной пастой, которая при соприкосновении с воздухом быстро высыхает. Так появилась шариковая ручка и закончилась бессменная вахта величайшего и простейшего изобретения человечества — жидких чернил.

Владимир Георгиевич Васильев,
доцент кафедры Автоматизации технологических процессов ТГТУ.

Источник

Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.)

«Возьми шафран да щучью жолчь. », или чернила и краски в Древней Руси

Для письма использовались чернила. Рецепты их изготовления в самый древний период истории русской письменности (XI-XV вв.) не сохранились. О том, как делали чернила (в древнерусском языке — «чернило») мы узнаем из более поздних источников — XVI-XVII вв. Однако рецепты этого времени, скорее всего, отражают и более раннюю практику XI-XIV вв. Чернила древнерусских рукописей были густыми и глубоко проникали в пергамен. Они почти не выцветали, однако со временем могли слегка осыпаться, т. к. наносились довольно густым слоем. Чернила были коричневого цвета разных оттенков: от почти черного до светло-рыжего. Оттенок зависел от того, насколько добротно были они приготовлены, а точнее — насколько строго соблюдались все рецепты.

Самые древние чернила были железистыми. Они приготовлялись на основе «нарочитого ржавого» железа или, как его называли на Руси, «чернильного гнезда». В качестве «чернильного гнезда» писцы книг использовали проржавевшие и ставшие негодными замки, ключи, цепи, ножи и гвозди. Эти железные предметы рассекались на куски («кусьем рассекаа»), после чего опускались в кувшин. Туда же помещались куски подсушенной ольховой коры. Затем «чернильное гнездо» заливалось специальным раствором, приготовленным из древесной коры, очищенной ого мха. Сюда же следовало добавить процеженных кислых щей, кваса или уксуса. Куски железа и кору надлежало время от времени поливать новым кислым раствором и выстаивать кувшин с чернильным гнездом в теплом месте довольно продолжительное время. Хорошо выдержанные чернила были густыми и обладали интенсивно коричневым цветом. Высыхая на пергамене, они немного поблескивали на свету — признак их «железистого» происхождения. Когда чернила были готовы, писцам следовало проверить их качество и попробовать писать ими: «покушати чернил, добро ли».

Рецепт изготовления железистых чернил, записанный в XVII в., выглядел так: «Сперва [следует] настрогать зеленых молодых ольховых корок, очищенных это мха. На четвертый день положить кору в горшок, налить воды или квасу доброго или яичного сусла, а коры положить полный горшок и варить в печи, чтобы сильно кипело и прело бы довольно [долго], день до вечера. И положить в горшок железины немного, и поставить горшок туда, где было бы не прохладно и не тепло. Приготовить сосуд, кувшин, и в него положить обломки старого железа. [Железо] завернуть в тряпку и опустить в горшок. Чернильное сусло процедить через тряпку и залить полный кувшин. И заткнув кувшин, поставить в укромное место на 12 дней. Это есть скорописное книжное чернило».

Уже в XV и особенно в XVI-XVII вв., чернила стали делать также из сажи (их называли «копчеными»). Сажу для чернил надлежало специально заготовить. Для этого писец должен был запастись 5-6 горшками с пробитым дном, поставить их на кирпичи и закрепить так, чтобы от задней стенки «копоть дымная вверх шла». Под передние стенки битых горшков следовало подкладывать горящую бересту, «и копотить с протяжением исподвол, осматривая, и опахивать, чтобы огнем сажа не загорелась». В одном из рецептов приготовления сажевых чернил писцы специально предупреждались, что если сажа все-таки по недосмотру загорится «от жару, [. ] то все загорит, и труд без пользы».

После того, как горшки хорошенько закоптятся, сажу снимали, смешивали со слюной и вином, разбавляли водой и камедью (вишневым клеем). Далее полученную смесь заливали отваром ольховой коры, квасного сусла, «чернильных орешков» (наростов с листьев и коры деревьев). Иногда, чтобы чернила были особенно густыми и темными, писцы добавляли в смесь «чернильное гнездо», т.е. ржавое железо. Когда смесь была окончательно составлена, ее нужно было довольно долго продержать в тепле: «Смешав вместе, положить в кувшинец немалый, обвязать плотно [тряпкой], поставить в тепло на продолжительное время, чтоб закисло, а потом верх, то есть плесень, снять». После этого сажевые чернила считались готовыми и годными к письму книг и грамот.

В XVII в. писцы научились использовать для приготовления чернил железный купорос. Это было намного эффективнее, чем делать чернила из кусков ржавого железа. Такие чернила достигали готовности очень быстро. Сохранились рецепты приготовления чернил из железного купороса: «Смешав [чернильное] гнездо, жидкое чернило процедить, наполнить им сосуд и положить в него камеди достаточно, да орешков зеленых пять или шесть, в зависимости от размеров сосуда, да [положить] квасцы, да купоросу жженого, ужегши купоросу, обвертев в бумагу, и положить в печь на день или на два. Если [чернила] нужны быстро, то положить [это все] в печь метеную. И как высохнет, то жженым купоросом чернило крепко, и светло, и чисто. Если проедает, убавь орешков и положи достаточно камеди. Кладут в чернило имбирь и гвоздику, а [если] чернила с пера не пойдут, то положить тертую гвоздику».

Чернила хранились в чернильницах, которые были очень разными по форме. Они изготавливались из стекла, керамики, металла, дерева, кости и рога. Множество чернильниц обнаружено археологами в культурном слое древнерусских городов. Чтобы чернила быстрее высыхали, лист с только что написанным текстом полагалось посыпать обычным кварцевым песком. Он хранился в специальной песочнице: сосуде, закрытом крышкой с небольшими отверстиями (наподобие современной солонки).

Наряду с чернилами, для украшения книг и грамот писцы использовали разные краски. Уже в Древней Руси большое распространение получила киноварь — яркая красная краска, составленная на основе ртути (сурьмы). Наиболее часто киноварью писались инициалы — большие разукрашенные орнаментом буквы в начале крупных разделов рукописной книги. Инициалы и яркие заголовки, сделанные большими красными буквами, дали названия таким понятиям, как «рубрика» или «красная строка» (от лат. «ruber» — «красный»). Впервые инициалы появились в ирландских рукописях VIII в., а также в рукописях, изготовленных на территории Франкского государства эпохи Меровингов. С тех пор буквы первой строки стали раскрашиваться яркими красками и выделяться во всех кодексах. В меровингских рукописях они состояли из зооморфных фигурок (изображения рыб или птиц). Принцип оформления первой строки и графически выделенное письмо первой буквы — инициала — древнерусские писцы заимствовали из Византии.

Рецепты приготовления киновари содержатся в русских рукописях XVI-XVII вв. В небольшом горшочке сурьма (киноварь естественного происхождения) смешивалась с вишневым клеем (камедью), как бы растворяясь в ней. Затем полученную смесь разводили яблочным соком или квасцами, добиваясь получения краски огненно-красного цвета. В рукописи XVI в. имеется рецепт приготовления киновари — «указ, как киноварь творити». Действия писца, колдующего над приготовлением киновари, расписаны в нем очень последовательно: «Возьми маленький сосудец и всыпь киноварь, и положи маленько воды, и мешай пером, пока не загустеет. И потом долей воды, пока [смесь] не растворится и не будет сухих [комочков]. И поставь тот сосуд не на долго, пока [смесь] не устоится. И слей с киновари воду в другой сосуд, и раствори на камеди, и положи тут же немного квасцов, и тогда же [перелей смесь] в пищий сосуд [чернильницу]. А квасцы класть в зависимости [от размера] сосуда, поскольку велика польза киновари от квасцов становится. Киноварь очень красна. Если же будет черна и не [будет] бежать с пера, возьми яблоко кислое, сильно его изомни и выжми из него сок в киноварь: очень будет хорошо, и полезнее квасцов и гнезда, и румяной будет киноварь, и красна очень».

В XVI и особенно со второй половины XVII в. для украшения книг и грамот наряду с киноварью на Руси стала применяться розоватооранжевая краска свинцового состава — сурик. В XVI в. изготовляли сурик путем прокаливания свинцовых белил: «возьми белила и положи в черный железный сосуд и поставь на жар. И как сгорят белила, станут красны. Это и есть сурик».

Кроме киновари и сурика, древнерусские художники и писцы использовали охру (светло-желтую железистую краску), лазорь (синюю ультрамариновую краску), медную по составу зеленую краску ярь-медянку, зелень (зеленую краску, приготовленную из малахита), крутик (синюю растительную краску), а также черную углеродистую краску и свинцовые белила. В качестве связующего элемента для замешивания красок употреблялся яичный белок, а позднее — рыбий и пергаменный клей и мед. В западноевропейских трактатах, посвященных искусству иллюминирования рукописей, наряду с яичным белком, клеем и медом упоминаются камедные растворы вишневого, сливового и миндального дерева, вино, уксус, моча, фруктовый сок. Некоторые краски получали в результате смешивания разных цветов. Так, зеленую краску можно было составить из желтой и синей. Краску, которую называли празелень, получали из смеси сине-зеленой, синей и желтой. Голубую — из смеси синего крутика и белил и т.д.

Уже в XI в. для оформления книг в Древней Руси стали использовать золото. Золотом украшены Остромирово евангелие 1056-1057 гг., Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово евангелие 1103-1117 гг. и др. Серебро в письменной культуре Руси встречается редко, хотя оно довольно широко употреблялось писцами и художниками средневековой Европы и Византии.

Евангелист Иоанн и Прохор. Миниатюра Мстиславова евангелия, 1103-1117 гг.

Золото, которое использовалось для оформления древнерусских рукописных книг, было двух видов: листовое и твореное. Письмо листовым золотом использовалось в самых древних рукописях. Письмо же твореным золотом, известное в Европе начиная с XIV в., стало употребляться на Руси в основном в XVI-XVII вв. Листовое золото представляло собой исключительно тонкие пластинки, которые накладывалось на фигуры, предварительно написанные рыбьим или вишневым клеем. Твореное золото существовало в виде краски. Оно было тщательно истерто в порошок и смешано с медом, солью и вишневым клеем, что превращало его в сметанообразную массу. Таким золотом можно было писать при помощи пера или кисти. В рукописи XVII в. о технике письма золотом говорится: «Положи меду с грецкий орех, а золота листов пять или шесть. А распределить по одному листу и пальцем тереть, пока золото не сравняется с медом, и вымывать водой по пять или шесть раз, а воду сливать в другую посудину. И вымыв золото, растворить в камеди очень жидкой, и писать по киновари, а написав, высушить насухо и гладить медвежьим зубом».

Письмо чернилами и цветными красками, а также золотом не было одновременным. Сначала писец писал весь текст обычными чернилами. Для инициалов же и заголовков оставлялось место, которое художник или же сам писец позднее заполнял киноварью, цветными красками или золотом.

Источник

Добавить комментарий