Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования критического мышления студентов через чтение и письмос целью ориентации их в образовательном пространстве и выстраивании личной парадигмы. Раскрывается содержание понятия «древо понятий», его принципы и алгоритм составления. Целью статьи является анализ работы с «древом понятий» в добывании знаний как средство осознания объективных норм взаимодействия в процессе познания. Автором проанализированы древа понятий ключевых слов названия предмета «деловой иностранный язык». Новизна исследования заключается в определении нового способа в рамках формирования критического мышления студентов–построение «древа понятий»
Ключевые слова: «древо понятий», семантическое поле, критическое мышление, ключевое слово, целевое пространство, поисковое пространство, лексикографическая грамотность.
Глобальные изменения всех сфер жизнедеятельности людей современного мира не могли не сказаться на системе образования, на его роли в становлении личности.Многолетняя практика работы со студентами показываетс одной стороны, отсутствие лексикографической грамотности, низкий уровень речевой культуры и отсутствие навыка обращения с лексикографическими изданиями, пассивность в получении информации, с другой стороны,социальную активность студента, неординарность в подходах в получении знаний, большой потенциал интеллектуальных возможностей и желаний.
Мною были поставлены цели развития таких базовых качеств личности, как критическое мышление, самостоятельность, креативность,рефлексивность,коммуникативность,формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, сортировать информацию по приоритетам, критически оценивать новые знания, анализировать, находить применение в жизни.
В связи с этим возникла идея применения технологии формирования критического мышления студентов, повышение мотивации, когнитивного интереса к изучаемому предмету в рамках учебного процесса. Анализ, точный перевод слов, уточнения, пояснения, сопоставления, целенаправленное пользование различными словарями и извлечение из них необходимой информации должны являться компетенциями будущего специалиста, поскольку без этого невозможно овладение профессиональной лексикой, научной терминологией, изучением любого языка (как родного, так и иностранного).
Технология развития критического мышления была разработана в конце 19 в. В США(Ч. Темпл, Д.Стил, К Мередит). В России известна с 1997 года.[5]. Мои цели предельно точно совпали с целями данной технологии – развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
В рамках технологии формирования критического мышления студентов было выбрано «древо понятий».Что же такое «древо понятий» в неординарных подходах в получении(добывании) знаний? «Древо понятий» – это учебное средство самостоятельного поиска знания, осмысления, осознания предметного содержания, объективных норм взаимодействия в процессе познания. (автор — проф. Вазина К.Я.) — универсальное средство познания[2].
Упорядочивание понятийв логике “дерева” означает выделение исходного понятия, из которого, как из семени, “прорастает” само дерево, состоящее из ствола и ветвей. В этом случае понятия, кустясь, как ветви, последовательно развивают, дифференцируют стороны отражаемой ими действительности, сохраняя внутреннее свое единство и неотъемлемость связи с основным идеализируемым объектом теории, как ветви дерева со стволом, выросшим из семени.[4]
Алгоритм построения «древа понятия» заключается в следующем:
– Формулирование цели и выделение ключевых слов.
-Выстраивание семантического поля с помощью словарейа) «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 тт. В.И. Даля; б)Словарь русского языка С.И. Ожегова; в)Словарь иностранных слов; г)и другие словари (энциклопедический, этимологический, синонимический, старославянского языка и т.д.) и формирование первого — общекультурного уровня «древа понятия».
-Выделение ключевых смыслов, конкретизирующих цель.
-Нахождение их значений и смыслов. Выстраивание второго ряда «древа». И так до более точного значения данного ключевого слова. На первом уровне самому автору становится понятно, насколько точно выбрано для исследования ключевое слово и поставлена цель. Если это сделано правильно, выбор ключевых слов обосновывается автором без затруднений, то в последующем «древо» приобретает некую прозрачность, движение мысли понятно без авторских комментариев. Количество выбранных ключевых слов варьируется от 3 до 5. Повторяем эту процедуру- то есть выбираем ключевые смыслы (слова) и строим новые уровни «древа понятия». Общее количество уровней «древа» — от 3 до 5.
-Формирование выводного знания(рефлексия)[7] по полученным благодаря «древу» смыслам.
Т.о., возникла идея построения «древа понятий», ключевыми словами которого стало само название предмета – «Деловой иностранный язык».
Читать работу полностью (оригинал работы):
Древо понятий как средство критического мышления студентов
Положение,
в котором Постановление, Образ
мыслей, (от «правый» – дес- закон,
постановленье и
наставленье, предел, положенные
отражена
закономер-предписание,
норма поведе- ной, прямой, истин-
узаконенье, основание что должно
удел, молитвы пе-
ность,
постоянное со–
устанавливаю- ния, обыкно-
ный, истый, чис- для действия, в
данных исполнить учас- ред
испове-
отношение
к.-н. явле- щий порядок вение,
при- тый, непорочный) случаях,
при известных ток
дью и при-
ний
чего-либо
вычкаобстоятельствах
частием
Взаимная |
Отношение |
Взаимное |
Зависимость, тельные |
Расположенье |
Коллективное |
Правила, |
Степень |
|||||||||
|
|
|||||||||||||||
Официаль- ложение, приказ |
Назначение, предложе- ние дать |
Распоряже- ние,приказ |
Письменное повеление, бумага, кому сывается что-л. |
Явление, путствующее другому лению ним ное |
Условия, ределяющие положение, существова- ние ч.-н. |
Побочный случай, исшествие отношенья, совместные к.-л. |
Второстепен. |
Связь коем идёт |
Обязатель- ство, |
Тесное щение ду нибудь |
Отношение взаимной словленности, зависимости, общности |
Любов- ные ношения |
(Црк.слав.) Запреще- ние |
Близкое ство будь, вающее держку, вительство, году |
Сообщение с либо, ства, рые возмож- ность ситься |
Соединенье, скрепа, пление, вокупленье, соотноше- ние, чинное сродство |
Товарищество, содружество, знакомство, взаимные |
Всё, из частей, ставляет |
||||||||||
Поручение попечение, завещание приказание |
Официаль- ное ние, жащее коснитель- ному нению |
Учреждение, дающее ной управления (Россия |
Повеление, наказание, распоряже- ние тью правом старшего |
Следствие известной причины |
Связанность ялений, допределяющая их ние: ленность |
Подчинён- ность при вии стоятельности |
Состоянье под влиянием, чьей-то |
Закон, ление, вошедшее число страны |
Придание силы; ние, закона |
||||||||||
Цель Выводное |
2. Правило – 3. Правило – |
Соседние файлы в папке русский язык
- #
- #
- #
- #
- #
формирования у современного поколения устойчивой направленности на здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой.
Бесспорно, одной из важнейших задач профессионального образования, помимо подготовки высококвалифицированных кадров, должно стать формирование у студента активной субъектной позиции оздоровительной направленности, основанной на осознании самим студентом бесценности своего здоровья и овладении такими технологиями, как «здоровьесохранение» и «здоровьеукрепление».
Использованные источники:
1. Валежанина, Т.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном партнерстве вуза и малых инновационных предприятий: дис. канд. пед. наук/ Т.В. Валежанина.
– ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. -218 с.
2. Глебова, Е.И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: дис. канд. пед. наук/ Е.И. Глебова.
– Екатеринбург: Рос. гос. проф. пед. ун-т, 2005. – 182 с.
3. Жданов, С.И. Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности: дис. канд. пед. наук/ С.И. Жданов. – Оренбург: Уральский гос. ун-т физкультуры, 2009. – 179 с.
4. Кутейницына, Т.Г. Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций/ Т.Г. Кутейницына/ Самара: Приволжский филиал Федерального института развития образования, 2011.
– 24 с.
Бичева И.Б., к. п. н.
доцент
кафедра инновационных технологий менеджмента ФГБОУВПО «Нижегородский государственный педагогический
университет им. К.Минина» Россия, г. Нижний Новгород ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ» КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА ЗНАНИЙ
СТУДЕНТАМИ
Аннотация
В данной статье раскрыты научно-теоретические и практические аспекты современного инновационного средства «древо понятия». Использование «древа понятия» при организации учебного занятия заключается в осознании индивидуальной, общей зоны целей деятельности и заканчивается выделением ключевых понятий и их ранжированием.
В публикации говорится о том, что освоение ключевых понятий через осознание ценностей общечеловеческой культуры и научных знаний обеспечивает культурный диалог обучающихся с сокурсниками и с
преподавателем на основе аргументации позиции и осмыслении научных представлений, позволяет учитывать познавательные мотивы обучающихся, усиливает интерес к изучению учебной дисциплины, повышает степень включенности студентов в образовательный процесс, развивает уверенность.
В статье дано описание алгоритма составления и критерии создания «древа понятия», приводится пример разработки древа понятия «карьера».
Ключевые слова: «древо понятия», алгоритм, критерии создания «древа понятия», графическая структура, карьера, рефлексия.
«Древо понятия» – одно из принципиальных методологических средств саморазвития человека, предлагаемое К.Я. Вазиной, как средство научной, культурной аргументации позиции, обеспечивающее осмысление нового содержания, конструирование новых знаний в процессе изучения учебной дисциплины [1]. Применение данного средства способствует организации самостоятельного поиска знаний студентами, осознанию ими ценности общечеловеческой культуры, научных знаний, пониманию себя, другого человека и мира в целом. Следствием такого познания является развитие способности строить профессиональные, межличностные отношения по культурным нормам взаимодействия.
Использование «древа понятия» при организации учебного занятия заключается в осознании индивидуальной, общей зоны целей деятельности и заканчивается выделением ключевых понятий, их ранжированием. Как показывает опыт, совместный интеллектуальный поиск студентов при создании «древа понятия» формирует способность культурного продуктивного действия, что обеспечивает самореализацию и активное взаимодействие с сокурсниками и с преподавателем. Данное средство позволяет в полной мере учитывать познавательные мотивы обучающихся, преобразовывать личный опыт в систему научных представлений, знаний.
При составлении «древа понятия» каждый студент постоянно пребывает на грани открытия нового смысла, позиции, что способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления, активности и восприимчивости к новой информации, обеспечивая, тем самым, индивидуально-творческое развитие через сопоставление, сравнение личностных позиций, взглядов, убеждений с культурными нормами и ценностями, усиливая интерес к изучению учебной дисциплины, самостоятельному добыванию знаний, повышая степень включенности студентов в образовательный процесс, формируя уверенность, уважительное отношение в себе и другому человеку.
Построение «древа понятия» происходит по единому алгоритму: – находятся значения, смыслы исследуемого слова в разных словарях и заполняется первый ряд «древа». В него входят все культурные смыслы употребления данного слова;
– выделение заинтересовавшего значения слова из первого ряда и нахождение разных смыслов его употребления – построение второго ряда «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию;
– заканчивается исследование понятия конструированием выводного знания, включающего в себя конкретный аспект осознания общечеловеческой культуры.
Графически структуру «древа понятия» можно представить следующим образом (рис. 1).
Цель исследования смысла слова:
Понятие
, 1 1 ряд 1 ^ Общек ультурные смыслы слов
1 2 ряд { I 1 Интерес 1 1 I I I ный смысл по цели
зрдп I I I I I I г
и т.д.
Выводное знание:
Рис. 1. Структура «древа понятия»
Критерии создания «Древа понятия»:
1. Выделение слова для исследования.
2. Постановка цели на исследование.
3. Исследование смыслов слова по разным словарям:
– выделение ключевых слов в тексте;
– лаконично записать под стрелкой первого ряда.
4. Исследовать первый ряд древа понятий:
4.1 исследование текста под каждой стрелкой и убрать повторы по смыслу;
4.2 исследование текста под каждой стрелкой и соединение одинаковых смыслов из разных словарей.
5. Сравнение смыслов разных посылок:
5.1 выделение общего;
5.2 определение различного;
5.3 сделать умозаключение (установив причинно-следственную связь, сконструировать свою мысль):
5.3.1 определить глагол (сказуемое);
5.3.2 подобрать подлежащее;
5.3.3 к подлежащему подобрать определение;
5.3.4 к сказуемому подобрать обстоятельство и дополнение;
5.3.5 оформить выводное знание по цели.
Для построения «Древа понятия» необходимо использовать все богатство общечеловеческой культуры, которое в наиболее сконцентрированной форме представлено в словарях (Большой энциклопедический словарь, В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С. Ожегов, Н. Шведова «Толковый словарь русского языка», предметные, этимологические, специальные словари).
В качестве примера приведем фрагмент семинара по учебной дисциплине «Построение карьеры» с использованием «Древа понятия «карьера». Студенты проводят анализ понятия по словарям и энциклопедиям, а преподаватель дополняет понятие «карьера» авторскими определениями различных ученых. В процессе совместного исследовательского поиска формируется «Древо понятия карьера» (рис. 2).
«Карьера» (от франц. cariera)
1 г 1 1 1
Бег Ход Путь Поприще Жизненный путь
Карьера – БЕГ
быстрое, плавное движение, перемещение, течение
т
£
Т
форма переход от перемещение внутреннее оживленность,
сущ ествования одного кого-чего-н. в побуждение, напряженность
материи, состояния, определенном вызванное действия
непрерывный стадии в направлении каким-н.
процесс другое чувством,
развития состояние, пережива-
мат ериального стадию нием
мир а развития
Карьера – ХОД _
перемещаться, двигаться, ступая, делая шаги (неоднократно, в разное время и в разных направлениях)
обладать способностью, быть в состоянии двигаться
совершать движение в каком-л. направлении
направляться или иметь намерение направиться куда-л. с какой-л. целью
I
передвигаться с одного места на другое
менять место своего нахождения, расположения, деятельности, жительства
переводиться на другое место работы, на другую должность
Карьера – путь
линия движения; путь развития
Г
процесс действия
1
устремленность, тяготение, направленность в какую-л. сторону
f
Т
жизненная арена, жизненный путь
мера
пути,
стадий
Карьера – ПОПРИЩЕ
т
т
Л
место, которое простор, расстояние
топчут, по которому пространств вообще,
ходят, где о или расстояние
совершаются какие- продолжение определенной
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
л.действия, где что-л. происходит времени длины )
Рис. 2 «Древо понятия карьера» КАРЬЕРА
А.
А
Т
А
Достижение
из вестности, популярности, славы, выгоды
Движение, путь кого-н. к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающее деятельность на каком-н. общественном поприще
Продвижение
в какой-либо сфере
деятельности
достиг- положи- приобретение с пр огресс,
нуть тельный оциального совер-
достичь резуль- положения шенство-
тат либо статуса благодаря вание,
каких-н. развитие,
усилий личным уси- рост,
лиям в откры- движение
том соревнова- вперёд,
нии с другими повыше-
ние
Быстрый успех на службе и другом поприще
Профессия
I
процесс действия
специальная активность, рассчитанная на формирование и стимулирование интереса к товару, личности, организации или
направлению деятельности
приобрести
своими усилиями
добиться
последовательная смена состояний в развитии чего-н.
совокупность последовательных действий для
достижения какого-либо результата
действие
1
стать получить,
вл адельцем, принять,
об ладателем усвоить;
че го-нибудь, заслужить,
какого-н. завоевать,
свойства, снискать,
качества добыть,
возыметь
поступки, проявление работа,
поведение, какой-н. состояние
образ действий энергии, действую-
исполнение, деятельности, щего
осуществление, сама сила,
реализация деятельность,
впечатление, функциониро-
эффект вание чего-н
Рис. 2 «Древо понятия карьера» (продолжение)
В результате исследования понятия «карьера», студенты самостоятельно приходят к выводу о многогранности его смыслового содержания, а анализ научно-исследовательских работ по данной проблематике, проведенный преподавателем, также подтверждает, что единые подходы к пониманию сущности понятия «карьера» до сих пор еще не выработались. В заключении организуется рефлексия, которая позволяет каждому обучающемуся систематизировать исследуемое содержание, осознать личностную позицию, сравнить собственные выводы с выводами одногруппников, при необходимости, скорректировать свое понимание. Тем самым, обеспечивается взаимодействие в системе «педагог – студент», «студент – студент» в конкретной ситуации, которая наполняется не только научными, образовательными, но и жизненными смыслами, которые становятся личным достоянием каждого.
Ниже представлены результаты проведенной рефлексии. Карьера –
это:
– цепь событий: жизненных, профессиональных и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обобщенной моделью саморазвития;
– процесс роста, профессионального или должностного положения в жизни индивидуума, способ достижения целей и результатов в форме личностного самовыражения;
– поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
– результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
– траектория движения, которую человек строит сам, в соответствии со своими собственными целями, желаниями и установками.
– деятельностная характеристика личности, которая выражается в способности и готовности выстраивать карьеру как соответствующую компетентность.
Использованные источники:
1. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. -М.: гос. Ун-т печати, 2002. – 145 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Диамант. – Т.1-4. – 1995.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1992.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М., 2003.
5. Словарь иностранных слов и выражений / Автор-составитель Е.С. Зенович. – М.: Олимп; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998. – 608 с.
6. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 2001. – 742 с.
7. Труд и социальное развитие: Слов. / Гл. ред. Е.С. Строев. – М.: ИНФРА -М, 2001. – 266 с. – (Библиотека словарей “ИНФРА-М”).
8. Философский словарь / Под ред. Н.Т. Фроловой. – Изд. 6, перераб. и доп. -М: Политиздат, 1991. – 560 с.
9. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.
10. Энциклопедический словарь «Человек». – М.: Гардарики, 1999. – 518 с.
Борисов А.И. магистрант СВФУ ФЭИ РС(Я), г. Якутск
СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛУННОГО ЦЕНТРА ИМИТАЦИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ С МЕДИЦИНСКИМ КОМПЛЕКСОМ «ЖИЗНЬ»
Как мы все знаем на Луне существует ряд проблем для жизни человека, это прежде всего нехватка кислорода, низкая гравитация и радиоактивные излучения. Если будет происходить массовое освоение Луны, как прогнозирует Роскосмос, путем строительства промышленных кластеров, научно-исследовательских центров, развлекательных комплексов, то озоновый слой Земли будет разрушаться, если для строительства объектов будем использовать сырьё из Земли и каждого, заболевшего от радиации и нехватки кислорода, человека отправлять обратно на Землю для лечения, то можем потерять существующую флору и фауну нашей планеты и мы не можем позволить себе такие риски.
Для решения всех этих проблем мы предлагаем строительство международного лунного центра с медицинским комплексом «Жизнь» из реголита и базальта. Когда люди заболеют, то уже не будет необходимости возвращаться на Землю для лечения.
Объект будем строить из Лунного сырья на промышленном 3Д-принтере. Наш объект будет сконструирован таким образом чтобы он мог расширяться в ширину и в высоту, что позволит разместить большое количество людей.
Новый строительный материал «ЛСМ – Р1» (лунный строительный материал – реголит серии №1). Состав реголита: Са(7,9%), Mg(5,8%), Fe(13,2), Al(6,8%), П(3,1%), Si(20,4%), O(41,3%), S(0,1%), ^0,1%), №(0,3%). Из этих элементов нам нужны Са, О, S, К, А1 для создания нового строительного материала ЛСМ – Р1.
Са – соединения с кальцием выходят такие вещества, как известняк, мрамор, гипс. Эти вещества применялись в строительстве несколько тысячелетий назад.
Понятийный анализ Работа с понятиями в ходе исследования Шарипова Э. Ф. ЮУр. ГГПУ
Основные понятия • ПОНЯТИЕ —логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн. ) • ОПРЕДЕЛЕНИЕ — дефиниция (лат. defenitio ограничение) логическая операция, раскрывающая содержание понятия • ТЕРМИН — (лат. terminus) принятое условное выражение, название, свойственное какой либо науке, ремеслу
Способ определения понятий • Наиболее распространенный способ определения — раскрытие содержания понятия через ближайший род и видовое отличие
Правила определения понятий • Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.
ОШИБКИ • 1. Широкое определение — когда объем определяющего понятия больше объема определяемого понятия. Например: “Ярмарка — это торг”. При таком определении ярмарку невозможно отличить от аукционов, бирж и т. д. • 2. Узкое определение — когда объем определяющего понятия меньше объема определяемого понятия. Например: “Ярмарка — временный торг, разрешенный государством в известное время, в установленном месте для промышленных, сельскохозяйственных предприятий, коммерческих организаций и частных лиц азербайджанской национальности”. • 3. Перекрещивающееся определение — определение широкое в одном отношении, но узкое в другом. Например: “Ярмарка — это торг продуктами сельскохозяйственного производства”. • Правильное определение: “Ярмарка — временный торг, на который съезжаются продавцы и покупатели в определенный срок в определенное место”.
Правила определения понятий • Определение не должно содержать круга (тавтологии). Термин “тавтология” происходит от греческих слов: “тауто” — то же самое и “логос” — слово. Круг возникает тогда, когда пытаются определить “то же через то же”. коммерсант — это человек, занимающийся коммерческой деятельностью безответственность заключается в том, что некоторые люди безответственно относятся к исполнению своих обязанностей.
Правила определения понятий • Определение должно быть четким, ясным, недвусмысленным
ОШИБКИ • 1. Определение неизвестного через неизвестное. Конфиксы, они же циркумфлексы, — это аффиксы опоясывающего типа.
ОШИБКИ • 2. Подмена определения метафорами, сравнениями, риторическими фигурами. • “Женщина — книга между книг и свернутый, запечатленный свиток” (В. Брюсов). • “Что наша жизнь? — Игра!” • “Ревнивый муж подобен турку” (К. Прутков).
ОШИБКИ • 3. Определение как попало — указываются случайные признаки, не раскрывающие содержания понятия, при этом зачастую нарушается смысловая или грамматическая связь. • Рак — это небольшая красная рыбка, которая ходит задом наперед”. • В пьесе Н. В. Гоголя “Женитьба” один из героев так объясняет своему приятелю, что такое брак: “Брак — это есть такое дело. . . Это не то, что взял извозчика, да и поехал куда-нибудь; это обязанность совершенно другого рода, это обязанность. . . Теперь вот только мне времени нет, а после я расскажу тебе, что это за обязанность”.
Правила определения понятий • Определение не должно быть только отрицательным. • “Ереванское радио спрашивают, что такое снег, оно говорит: “Ну как тебэ, дорогой, объяснить? Ты что такое пэрсик, знаешь? ” — “Да”. — “Снег — это совсем наоборот”” (С. Е. Кургинян).
Неявные определения • Описание — это перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов и создания его наглядного образа. Например, описание образа Анны Карениной, пейзажа, облика преступника, места действия и т. д. • Характеристика — это перечисление лишь некоторых внутренних существенных свойств предмета, а не его внешнего вида. Например: “Аристотель — величайший мыслитель древности”; “Леность — это отвращение человека от усилий”. • Сравнение — это представление какого-либо предмета через сопоставление его признаков с аналогичными признаками другого предмета. В основе сравнения могут лежать как форма, так и содержание.
Источники определений • Словари • Монографии • Учебники
Анализ определения • Отбор различных определений основного понятия • Выявление рода (к чему относится) • Выявление видовых признаков (чем отличается) • Выявление закономерностей • Группировка понятий по общим признакам • Выбор или формулировка собственного определения
Древо понятия (К. Я. Вазина) Понятие Общекультурные смыслы ? ? Смыслы, важные исходя из цели ? ? ? Прочие идеи ? ? ?
Древо понятия
Древо понятия Вывод: Вывод должен включать в себя ответы на следующие вопросы: 1. Почему для исследования Вами выбрано именно это слово (определение цели исследования)? 2. Какие новые смыслы исследуемого слова получены в процессе построения «древа понятия» , как они углубили, уточнили, изменили Ваше понимание слова? 3. Есть ли в «древе понятия» противоположные, на первый взгляд, взаимоисключающие определения? О чем может свидетельствовать их наличие? Каким образом их можно «соединить» ? 4. Включает ли в себя «древо понятия» ценностную, мировоззренческую компоненту? способы деятельностного постижения, освоения смысла данного понятия? 5. Каково Ваше «новое» понимание значения исследуемого слова?
Домашнее задание по русскому языку.
Его можно использовать на заключительном уроке по теме “Лексика и фразеология”
Построение «Древа понятия» (автор – проф. К.Я.Вазина)
Для построения «древа понятий» необходимо определить слово для исследования. Отнестись к выбору слова нужно неформально: вы должны осознать потребность в постижении общекультурного значения слова, в расширении его смыслового пространства. Слово может быть любым (семья, любовь, истина, наука и т.д.), лишь бы оно было выбрано не на авось. Далее следует вооружиться словарями: «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля (обязательно!), любым толковым словарем, например «Толковым словаремь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, словарем иностранных слов (если слово иностранного происхождения), этимологическим, энциклопедическим и другими словарями.
Работа с понятием происходит следующим образом. К исследуемому слову из всех словарей выписываются все значения, и таким образом заполняется первый ряд «древа». Из первого ряда нужно выделить заинтересовавшие вас значения слова, смыслы которых необходимо вновь выписать из словарей, – так выстраивается второй ряд «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию.
Графически «древо понятия» можно представить следующим образом.
Выполнив это задание, нужно сформулировать выводы. Примерные вопросы для заключительной части:
- Почему для исследования вами выбрано именно это слово (определение цели исследования)?
- Какие новые смыслы исследуемого слова получены в процессе построения «древа понятий», как они углубили, уточнили, изменили ваше понимание слова?
- Есть ли в «древе понятий» противоположные, на первый взгляд, взаимоисключающие определения? О чем может свидетельствовать их наличие? Каким образом их можно «соединить»?
- Каково ваше «новое» понимание значения исследуемого слова?
- Задание 3.
Напишите сочинение.
Темы: «Правда и истина», «Правда и Ложь», «Язык правды прост» (Сеннека Люций).