Как составить дробно рациональное уравнение в задаче

Математика в наши дни проникает во все сферы
жизни. Овладение практически любой профессией
требует тех или иных знаний по математике. Особое
значение в этом смысле имеет умение
смоделировать математически определённые
реальные ситуации. Данное умение интегрирует в
себе разнообразные специальные умения,
адекватные отдельным элементам математических
знаний, их системам, а также различные
мыслительные приёмы, характеризующие культуру
мышления.

В школьной математике знакомство с
математическим моделированием основано, прежде
всего, на решении текстовых задач. Текстовая
задача несет в себе важные элементы
математического моделирования. Решая ее,
учащийся некие производственные, экономические,
житейские связи зашифровывает с помощью
математических символов, придавая им
абстрактную математическую форму. Решая
уравнения, учащийся расшифровывает результат,
согласуя его со здравым смыслом. Вот почему
решению текстовых задач, этому важнейшему
мостику между математикой и ее приложениями
должно уделяться особое внимание. При этом
представляется, что техника решения текстовых
задач может отрабатываться на любых задачах.
Было бы наивным думать, что задача на движение,
начинающаяся словами “Два автомобиля:”
непременно предназначена для будущих водителей,
а для школы со спортивным уклоном она должна
начинаться словами “Два лыжника:”.

Применение на практике различных задач на
составление уравнений позволяет создавать такие
учебные ситуации, которые требуют от учащегося
умения смоделировать математически
определённые физические, химические,
экономические процессы и явления, составить план
действия в решении реальной проблемы. Практика
последних лет говорит о необходимости
формирования умений решения задач на
составление уравнений различных типов ещё и в
связи с включением их в содержание ГИА и ЕГЭ.

Однако, анализ образовательной практики по
данному направлению говорит о том, что
значительная часть учащихся испытывает
серьёзные затруднения при решении задач на
составление уравнений. В большей степени это
связано с недостаточной сформированностью у
учащихся умения составлять план действий,
алгоритм решения конкретной задачи, культурой
моделирования явлений и процессов. Большинство
учащихся решают такие задачи лишь на
репродуктивном уровне.

Решению текстовых задач предшествует
достаточно долгое время, отводимое на отработку решения уравнений.
Начиная с 8 класса, как только выучены дробные
рациональные выражения, решения задач
по алгебре практически все сводятся к решению
дробных рациональных уравнений, которые, в свою
очередь, включают чаще всего решение
квадратных уравнений.

В 8 классе решение задач с помощью дробных
рациональных уравнений как показывает опыт
эффективнее решать табличным методом, так как он
является более наглядным, что важно для
подготовки к ГИА в 9 классе.

Все задачи, решаемые с помощью дробных
рациональных уравнений, можно разделить на
несколько групп:

  • Задачи на движение по местности.
  • Задачи на движение по воде.
  • Задачи на работу.
  • Задачи на нахождение дробей и т.д.

Начинать обучение следует с простых задач,
условия которых полностью соответствуют
названиям основных типов, и сводящихся к решению
дробных рациональных уравнений. Затем можно
приступать к решению более сложных задач.
Рекомендуется подобрать разноуровневые задачи
по каждому типу, что дает возможность работать со
школьниками разных математических способностей.

Мы стараемся научить детей строить таблицы с
данными величинами задачи, слева обозначаются
объекты (автомобили, лодки, пешеходы, самолеты и
т.д.), сверху в колонках – величины,
характеризующие данную задачу, и обязательно
единицы их измерения. И дети понимают, что из трех
величин, зная две, всегда можно записать третью.

Приведем пример оформления задачи:

Автобус-экспресс отправился от вокзала в
аэропорт, находящийся на расстоянии 120км от
вокзала. Пассажир, опоздавший на 10 минут на
автобус, решил добраться до аэропорта на такси.
Скорость такси на 10км/ч больше скорости автобуса.
С какой скорость ехал автобус, если он приехал в
аэропорт одновременно с такси?

Пусть км/ч –
скорость автобуса, тогда составим и заполним
таблицу:

Т.к. по условию задачи пассажир опоздал на
автобус на 10 минут =часа,
то составим и решим уравнение:

, ОДЗ: >0 (т.к. скорость
положительна)

720(х+10) – 720х= х (х+10),

х2+10х-7200=0,

Далее решая квадратное уравнение, получаем:

х1=80,

х2=-90,

-90 – не входит в ОДЗ, значит, скорость автобуса
равна 80 км/ч.

Ответ: 80км/ч.

Основная часть класса уверенно заполняет
таблицу и составляет уравнение.

В зависимости от выделенного времени,
обучаемым может быть предложен широкий спектр
мероприятий – семинары, кружки, факультативы,
индивидуальные и групповые консультации и т.д., в
рамках которых обучаемые более глубоко
осваивают решение задач с помощью уравнений.

Практикум по решению задач табличным методом с
помощью дробных рациональных уравнений можно
провести во второй половине дня на групповой
консультации по математике, что целесообразно в
рамках школы полного дня.

Список предлагаемых задач:

Числитель обыкновенной дроби на 4 меньше ее
знаменателя. Если к числителю этой дроби
прибавить 19, а к знаменателю 28, то она увеличится
на . Найдите
эту дробь.

Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч,
прошел 50 км по течению реки и 8 км против течения,
затратив на весь путь 3 часа. Какова скорость
течения реки?

Два комбайна убрали поле за 4 дня. За сколько
дней мог убрать поле каждый комбайн, если одному
из них для выполнения этой работы потребовалось
бы на 6 дней меньше, чем другому?

Моторная лодка прошла против течения 8 км и
вернулась обратно, затратив на обратный путь на 30
мин меньше, чем при движении против течения.
Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если
скорость течения равна 4 км/ч.

Расстояние 700 км экспресс проходит на 4 часа
быстрее товарного поезда, так как его скорость
больше скорости товарного поезда на 20 км/ч.
Определите скорость каждого из поездов, если
известно, что они движутся с постоянной
скоростью без остановок.

Мастеру на выполнение заказа потребуется на 5
дней меньше, чем его ученику, но при совместной
работе они выполнят заказ на 4 дня быстрее, чем
мастер, работающий в одиночку. За сколько дней
выполнит заказ мастер, работая в одиночку?

На участке пути длиной 300 км поезд увеличил
скорость на 10 км/ч, в результате чего прибыл на
конечную станцию на 1 час раньше, чем
планировалось по расписанию. С какой скоростью
должен был идти поезд по расписанию?

Прозаик хочет набрать на компьютере рукопись
объемом 450 страниц. Если он будет набирать на 5
страниц в день больше, чем запланировал, то
закончит работу на 3 дня раньше. Сколько страниц в
день планирует набирать прозаик?

Дорога между пунктами А и В состоит из подъема и
спуска, а ее длина равна 19 км. Пешеход прошел путь
из А в В за 5 часов. Время его движения на спуске
составило 4 часа. С какой скоростью пешеход шел на
спуске, если скорость его движения на подъеме
меньше скорости движения на спуске на 1 км/ч?

Велосипедист отправился с некоторой скоростью
из города А в город В, расстояние между которыми
равно 88 км. Возвращаясь из В в А, он ехал поначалу
с той же скоростью, но через 2 часа пути вынужден
был сделать остановку на 10 минут. После этого он
продолжил путь в А, увеличив скорость на 2 км/ч, и в
результате затратил на обратный путь столько же
времени, сколько на путь из А в В. Найдите
скорость велосипедиста на пути из А в В.

Количество решаемых задач может меняться в
зависимости от отводимого на это время.

Используемая литература:


  1. И.Л.Бродский, А.М.Видус, А.Б.Коротаев “Сборник
    текстовых задач по математике для профильных
    классов”.
  2. В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк
    “Дидактические материалы по алгебре 8 класс”.
  3. Сборник задач для подготовки и проведения
    письменного экзамена по алгебре за курс основной
    школы под редакцией С.А.Шестакова.
  4. Ш.А.Алимов, М.Ю.Колягин и др. “Алгебра 8 класс”.
  5. А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова
    “Самостоятельные и контрольные работы по
    алгебре и геометрии для 8 класса”.

Примеры

Об общем алгоритме решения задач с помощью уравнений, см. §31 данного справочника.

Пример 1. От посёлка до речки 60 км. Утром турист на скутере отправился на речку. Вечером он возвратился в посёлок, но при этом ехал со скоростью на 10 км/ч меньшей и потратил на дорогу на 18 мин больше. Сколько времени ехал турист от речки к посёлку?

Пусть t – время вечером, на дорогу от речки к посёлку.

Тогда время утром, на дорогу от посёлка к речке t- $frac{18}{60}$ = t-0,3 (ч)

Заполним таблицу:

Скорость, км/ч

Время, ч

Расстояние, км

Утром

$frac{60}{t-0,3}$

t-0,3

60

Вечером

$frac{60}{t}$

t

60

По условию разность скоростей равна 10:

$$ frac{60}{t-0,3} – frac{60}{t} = =10 |:10 $$

$$ frac{6}{t-0,3} – frac{6}{t} = 1 Rightarrow frac{6(t-(t-0,3) )}{t(t-0,3)} = 1 $$

$$1,8=t(t-0,3), t neq 0, t neq 0,3$$

$$ t^2-0,3t-1,8 = 0 $$

$$ D = 0,3^2-4 cdot (-1,8) = 0,09+7,2=7,29 = 2,7^2 $$

$$ t = frac{0,3 pm 2,7}{2} = left[ begin{array}{cc} t_1 = -1,1 \ t_2 = 1,5 end{array} right. $$

Выбираем положительный корень, t = 1,5 ч

Ответ: 1,5 ч

Пример 2. Катер прошёл по течению 120 км. На этот же путь против течения от тратит времени в 1,5 раза больше. Найдите скорость течения, если скорость катера в стоячей воде 20 км/ч.

Пусть u – скорость течения

Заполним таблицу:

Скорость, км/ч

Время, ч

Расстояние, км

По течению

20+u

$frac{120}{20+u}$

120

Против течения

20-u

$frac{120}{20-u}$

120

По условию время против течения в 1,5 раз больше:

$$ 1,5 cdot frac{120}{20+u} = frac{120}{20-u} |:120 $$

$$ frac{1,5}{20+u} = frac{1}{20-u}$$

$$ 1,5(20-u) = 20+u, u neq pm 20 $$

$$ 30-1,5u = 20+u $$

$$ 2,5u = 10 $$

$$ u = 4 $$

Ответ: 4 км/ч

Пример 3. В раствор, содержащий 50 г соли, добавили 150 г воды. В результате концентрация соли уменьшилась на 7,5%. Найдите первоначальную массу раствора.

Пусть x – масса воды в первоначальном растворе, в граммах.

Заполним таблицу:

Раствор после

50

x+150

x+200

По условию разность концентраций:

$$ frac{50}{x+50} – frac{50}{x+200} = 0,075 $$

$$ frac{50(x+200-x-50)}{(x+50)(x+200)} = 0,075 $$

$$ 50 cdot 150 = frac{75}{1000} (x+50)(x+200), x neq -50, x neq -200 $$

Сократим дробь:

$$ frac{50 cdot 150 cdot 1000}{75} = frac{50}{5} cdot frac{150}{15} cdot 1000 = 100000 $$

Получаем:

$$ (x+50)(x+200) = 100000 $$

$$ x^2+250x+10000 = 100000 $$

$$ x^2+250x-90000 = 0 $$

$$ D = 250^2-4 cdot (-90000) = 62500+360000 = 100(625+3600) = $$

$$ = 100 cdot 4225 = 650^2 $$

$$ x = frac{-250 pm 650}{2} = left[ begin{array}{cc} x_1 = -450 \ x_2 = 200 end{array} right. $$

Выбираем положительный корень x=200 г – начальное количество воды в растворе. Начальная масса всего раствора: 50+200 = 250 г.

Ответ: 250 г

Пример 4. Мастер и его ученик, работая вместе, выполняют норму на 8 ч. Если каждый работает самостоятельно, то мастер тратит на выполнение нормы на 12 ч меньше, чем ученик. Сколько часов тратит каждый из них на выполнении нормы?

Пусть N изделий – это норма, t – время, потраченное мастером.

Заполним таблицу:

Производительность, изделий/ч

Время, ч

Результат, изделий

Ученик

$frac{N}{t+12}$

t+12

N

Вместе

$frac{N}{t}+frac{N}{t+12}$

8

N

Из последней строки таблицы получаем:

$$ frac{N}{t}+frac{N}{t+12} = frac{N}{8} |:N $$

$$ frac{1}{t}+frac{1}{t+12} = frac{1}{8} $$

$$ frac{t+12+t}{t(t+12)} = frac{1}{8} $$

$$ 8(2t+12) = t(t+12), t neq 0, t neq -12$$

$$ 16t+96 = t^2+12t $$

$$ t^2-4t-96 = 0 Rightarrow (t-12)(t+8) = 0 Rightarrow left[ begin{array}{cc} t_1 = -8 \ t_2 = 12 end{array} right. $$

Выбираем положительный корень, t=12 ч – время, которое мастер потратит самостоятельно. Ученик потратит 12+12=24 ч.

Ответ: 12 ч и 24 ч

Пример 5*. Один фрилансер может выполнить проект на 12 дней быстрее, чем второй. Над новым проектом первый фрилансер сначала проработал самостоятельно 6 дней, а затем к нему присоединился второй. Через 3 дня совместной работы frac{3}{5} проекта было готово.

За сколько дней каждый из фрилансеров может выполнить проект самостоятельно? За сколько дней проект был фактически выполнен?

Пусть d – количество дней первого фрилансера при самостоятельной работе.

Заполним таблицу:

Производительность, проект/день

Время, дни

Результат, проект

Фрилансер 1

$frac{1}{d}$

d

1

Фрилансер 2

$frac{1}{d+12}$

d+12

1

Первые 6 дней

$frac{1}{d}$

6

$frac{6}{d}$

Совместные 3 дня

$frac{1}{d} + frac{1}{d+12}$

3

$frac{3}{5}-frac{6}{d}$

Из последней строки таблицы получаем:

$$ 3 Biggl(frac{1}{d} + frac{1}{d+12}Biggr) = frac{3}{5}-frac{6}{d} |:3 $$

$$ frac{1}{d} + frac{1}{d+12} = frac{1}{5}-frac{2}{d} $$

$$ frac{d+12+d}{d(d+12)} = frac{d-10}{5d} | times 5d(d+12), d neq 0, d neq -12 $$

$$ 5(2d+12) = (d-10)(d+12) Rightarrow 10d+60 = d^2+2d-120 $$

$$ d^2-8d-180 = 0 Rightarrow (d-18)(d+10) = 0 Rightarrow left[ begin{array}{cc} d_1 = -10 \ d_2 = 18 end{array} right. $$

Выбираем положительный корень, d=18 дней – время самостоятельной работы 1-го фрилансера. 2-й фрилансер будет самостоятельно работать 18+12 = 30 дней.

Найдём фактически потраченное время.

3/5 проекта было сделано за 9 дней. Осталось 2/5, которые выполнялись совместно:

$$ frac{2}{5}: Biggl( frac{1}{18}+ frac{1}{30} Biggr) = frac{2}{5}: frac{5+3}{90} = frac{2}{5} cdot frac{45}{4} = frac{9}{2} = 4,5 $$

Всего было потрачено 9+4,5 = 13,5 дней.

Ответ: 18 дней 1-й фрилансер; 30 дней 2-й фрилансер; 13,5 дней фактически.

Мы с вами уже научились решать рациональные уравнения.

Напомним, что рациональные уравнения
– это уравнения, у которых левая и правая части являются рациональными
выражениями. Рациональное уравнение, в котором левая или правая части
являются дробными выражениями, называют дробным.

Очень часто решение задач сводится к решению
дробных рациональных уравнений. Решим несколько задач, которые сводятся к
решению таких уравнений.

Задача 1. Числитель дроби на  меньше её знаменателя.
Сумма дроби и обратной ей дроби в  раза больше исходной
дроби. Найти исходную дробь.

Решение:

Обозначим за  – знаменатель дроби. Тогда  – числитель этой дроби. Значит,
исходная дробь имеет вид . Так как по условию
задачи сумма дроби  и обратной ей дроби  в  раза больше исходной
дроби, то можем составить уравнение:

Задача 2. Велосипедисту надо проехать 15 км. Он
выехал на 15 минут позже намеченного срока и, чтобы приехать вовремя, увеличил
скорость на 2 км/ч. С какой скоростью ехал велосипедист?

Решение:

Пусть  (км/ч) – скорость
велосипедиста. Тогда расстояние в  км велосипедист проедет
за  часов. Если бы велосипедист
выехал вовремя, то его скорость была бы равна  км/ч. И тогда расстояние
в  км он проехал бы за  часов. По условию
задачи, велосипедист выехал на  минут позже намеченного
срока, или, что тоже самое, на   часа позже. Составим
уравнение:

Задача 3. Моторная лодка прошла вниз по реке 14 км, а
затем 9 км против течения, затратив на весь путь 5 часов. Найти скорость
течения реки, если скорость моторной лодки в стоячей воде равна 5 км/ч.

Решение:

Пусть  (км/ч) – скорость
течения реки. Тогда расстояние в  км/ч скорость моторной
лодки по течению реки и  км/ч скорость моторной
лодки против течения. Известно, что моторная лодка прошла по течению реки  км, а значит, затратила
на это расстояние  часов. Затем против
течения лодка прошла  км, затратив на это
расстояние  часов. По условию
известно, что на весь путь моторная лодка затратила  часов. Составим уравнение:

Задача 4. Вело эквилибрист, проектируя своё
оборудование для выступления в цирке, рассчитал, что если длину окружности
колеса его одноколёсного велосипеда увеличить на один метр, то на расстоянии
990 м оно сделает на 40 оборотов меньше. Найти длину окружности велосипедного
колеса эквилибриста.

Решение:

Пусть  метров – длина
окружности колеса. Тогда на расстоянии в  метров это колесо делает
 оборотов.                                                                                                                                              
И тогда на расстоянии  метров такое колесо
сделает  оборотов. По условию
задачи известно, что после увеличения длины окружности колеса, оно делает на
расстоянии  метров на   оборотов меньше. Составим
уравнение:

Итоги:

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с задачами,
решение которых предполагает составление и решение дробных рациональных
уравнений, и научились решать такие задачи.

Дробно-рациональные уравнения — это уравнения c одной переменной.

Содержание:

Определение дробно-рационального уравнения

Определение дробно-рационального уравнения:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Например, уравнения

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

являются дробно-рациональными.

Рассмотрим дробно-рациональное уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Это уравнение можно решить, используя условие равенства рациональной дроби нулю.

Рациональная дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Таким образом, получим:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решениемДробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: 1.

Вернемся к уравнению Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Выполним тождественные преобразования уравнения.

1) Перенесем все слагаемые из правой части уравнения в левую: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

2) Преобразуем левую часть уравнения к рациональной дроби:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

3) Применим условие равенства дроби нулю:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: 5.

Что нужно для решения дробно-рационального уравнения

Чтобы решить дробно-рациональное уравнение, нужно:

  1. Перенести все слагаемые из правой части уравнения в левую.
  2. Преобразовать левую часть уравнения к рациональной дроби.
  3. Применить условие равенства дроби нулю.
  4. Записать ответ.

Рассмотрим задачу: В дроби числитель на 2 больше знаменателя. Если числитель этой дроби уменьшить на 3, а знаменатель увеличить на 3, то новая дробь будет равна Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Найдите знаменатель первоначальной дроби.

Решение:

Обозначим знаменатель первоначальной дроби через х, тогда ее числитель равен Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Если числитель дроби уменьшить на 3, то получится числитель новой дроби: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Знаменатель новой дроби после увеличения на 3 будет равен Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением а новая дробь будет иметь вид Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Так как по условию задачи она равна Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением, то получим уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением. В левой части этого уравнения записано дробное рациональное выражение.

Решение многих задач приводит к уравнениям, у которых в левой или правой (или в той и другой) частях записаны дробные рациональные выражения. Такие уравнения называют дробно-рациональными уравнениями.

Пример №1

Решите уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

(1) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(2) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(3) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(4) Ответ: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №2

Решите уравнение

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

(1) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(2) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(3) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(4) Ответ: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №3

Решите уравнение

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

(1) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(2) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(3) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(4) Ответ: -2; 6.

Пример №4

Решите уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Выполним замену переменной Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и получим уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением которое является дробно-рациональным. Решим его, применив алгоритм:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Подставим найденные значения Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением в равенство Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и получим:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения используются как математические модели для решения задач, описывающих реальные ситуации.

Например, рассмотрим задачу. На тушение лесных пожаров площадью 200 га отправлено несколько вертолетов с водосливными устройствами. По информации метеорологов предполагается усиление ветра, поэтому было выделено еще 5 вертолетов, в связи с чем площадь для сброса воды каждым вертолетом уменьшилась на 20 га. Сколько вертолетов участвовало в тушении пожаров первоначально?

Решение:

(1) Выясним, о каких величинах и зависимостях между ними в задаче идет речь. В задаче речь идет о площади лесных пожаров и количестве вертолетов для тушения пожаров.

(2) Выясним, какие значения, величин и зависимости между ними, известны. Известна зависимость между количеством вертолетов и площадью для сброса воды.

(3) Выясним, какие значения величин и зависимости между ними не известны. Неизвестно, сколько потребовалось вертолетов.

(4) Обозначим неизвестное значение одной величины через х, а остальные выразим через х и зависимости между величинами. Обозначим через Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением первоначальное количество вертолетов и получим, что Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением вертолетов направлено на тушение пожаров после сообщения метеорологов. Составим таблицу зависимостей между величинами.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(5) Используя зависимости между известными и неизвестными значениями величин, составим уравнение (математическую модель задачи) и решим его.

По условию задачи Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением га на 20 га меньше, чем Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением га. Значит, разность между большим и меньшим числом равна 20, т. е.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(6) Запишем ответ в соответствии со смыслом задачи. Поскольку Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением — число вертолетов, то выбираем число 5.

Ответ: 5 вертолетов.

Многие задачи, описывающие реальные процессы, имеют одну и ту же математическую модель. К таким относятся, например, задачи на движение, работу и т. п.

Рассмотрим две задачи:

Задача 1. Два велосипедиста выехали одновременно из поселка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением в поселок Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Скорость первого велосипедиста на Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением больше скорости второго, поэтому он прибыл в поселок Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением на 0,5 ч раньше. С какими скоростями двигались велосипедисты, если расстояние между поселками равно 30 км?

Задача 2. Для заполнения водой резервуара объемом Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением используют два крана: первый кран заполняет резервуар на 0,5 ч быстрее второго, так как в час через него наливается на Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением больше, чем через второй. Найдите скорость заполнения резервуара водой через каждый кран.

В обеих задачах речь идет о процессах: в первой — о процессе движения, во второй — о процессе заполнения резервуара водой.

Составим таблицу зависимостей между величинами.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Поскольку первый велосипедист прибыл в поселок на 0,5 ч раньше второго, а один кран заполняет резервуар на 0,5 ч быстрее другого, то уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением является математической моделью каждой из предложенных задач.

Решим полученное уравнение:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

По условию каждой задачи подходит число 12.

Ответ задачи 1: скорость первого велосипедиста Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением скорость второго велосипедиста Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Ответ задачи 2: скорость заполнения резервуара водой через первый кран Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением через второй кран — Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №5

Является ли дробно-рациональным уравнение:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

в) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

г) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Уравнение а) не является дробно-рациональным, так как его левая и правая части — целые рациональные выражения. Уравнения б)—г) являются дробно-рациональными, так как левые части этих уравнений — дробно-рациональные выражения.

Пример №6

Решите уравнение, используя условие равенства дроби нулю:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

в) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

г) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: 6.

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: -6.

в) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: 0; 6.

г) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: нет корней.

Пример №7

Какие из уравнений:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

в) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

г) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением равносильны?

Решение:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

в) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

г) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: уравнения а), в), г) имеют один и тот же корень (уравнения равносильны).

Пример №8

Решите уравнение:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

а) (1) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(2) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(3) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(4) Ответ: 1; 2.

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решениемДробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Разложим на множители квадратный трехчлен в знаменателе первой дроби и получим:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: 2,5.

Пример №9

Найдите нули функции

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Так как нули функции – это значения аргумента, при которых значение функции равно нулю, то для решения задачи нужно решить уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Используем условие равенства дроби нулю:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: 0; 3.

Пример №10

Найдите корни уравнения

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Выполним замену переменной в данном уравнении: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Получим уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением которое является дробно-рациональным.

Решим его:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Выполним подстановку найденных значений переменной Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и получим:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Моделирование реальных процессов с помощью дробно-рациональных уравнении

Задача:

Катер прошел 15 км по течению реки и 4 км по озеру, затратив на весь путь 1 ч. Чему равна скорость катера при движении по озеру, если скорость течения реки Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением?

Решение:

В задаче идет речь о процессах движения катера по реке и по озеру. Составим таблицу зависимостей между величинами.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Так как по условию задачи на весь путь затрачен 1 ч, то составим уравнение: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Решим его: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

По условию подходит число 16.

Ответ: 16 Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Системы нелинейных уравнений для решения дробно-рациональных уравнений

Рассмотрим задачу. Из листа картона прямоугольной формы нужно изготовить коробку без крышки, сделав надрезы в углах длиной 4 см (рис. 67). Найдите длину и ширину листа, зная, что его периметр равен 60 см, а объем коробки должен быть равен Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Обозначим длину и ширину листа соответственно Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением см и Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением см. Так как в углах листа сделаны надрезы длиной 4 см, то высота коробки равна 4 см, а длина и ширина коробки равны Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением см и Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением см соответственно.

По условию задачи периметр листа прямоугольной формы равен 60 см, а объем коробки равен 160 Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением значит, Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Оба полученных условия должны быть выполнены, поэтому объединим их в систему уравнений Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Полученная система уравнений содержит нелинейное рациональное уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Такие системы называют системами нелинейных уравнений. Рассмотрим способы решения систем нелинейных уравнений.

Способ подстановки

Решим полученную в задаче систему уравнений способом подстановки:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Из первого уравнения системы выразим переменную Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и получим Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Заменим во втором уравнении переменную Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением на Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и получим уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Решим это уравнение:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Найденные значения Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением подставим в выражение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Тогда если Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением то Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением а если Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением то Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решениями системы уравнений являются пары чисел Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и Дробно-рациональные уравнения - примеры с решениемТаким образом, размер прямоугольного листа картона Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Чтобы решить систему уравнений способом подстановки, нужно:

  1. Из одного уравнения системы выразить одну из переменных.
  2. Заменить в другом уравнении эту переменную на ее выражение.
  3. Решить полученное уравнение.
  4. Найденные значения одной переменной подставить в выражение для другой переменной и найти значение другой переменной.
  5. В виде упорядоченных пар чисел записать ответ.

Решите систему уравнений

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

(1) Из второго уравнения системы выразим переменную Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(2) Заменим в первом уравнении переменную Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением на Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(3) Решим уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и получим: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решениемДробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(4) Найденные значения Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением подставим в выражение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Если Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением то Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Если Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением то Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(5) Ответ: (4; 1), (-4; -1).

Способ сложения

Чтобы решить систему уравнений способом сложения, нужно:

  1. Одно из уравнений системы оставить без изменения, а другое заменить суммой уравнений системы.
  2. Из полученного уравнения (суммы) найти значения одной из переменных.
  3. Подставить эти значения переменной в оставленное без изменения уравнение системы и найти значения другой переменной.
  4. Записать ответ.

Решите систему уравнений

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

(1) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(2) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(3) При Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением получим:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

При Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением получим:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(4) Ответ: (2;1), (2;-1), (-2;1), (-2;-1).

  • Заказать решение задач по высшей математике

Графический метод решения систем нелинейных уравнений

Решим систему уравнений Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением графическим методом. Для этого построим в одной системе координат графики каждого из уравнений системы.

Первое уравнение системы равносильно уравнению Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением графиком которого является гипербола, проходящая через точки (1; 1), (0,5; 2) (рис. 68).

Графиком второго уравнения системы Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением является парабола с вершиной в точке (1; 1), пересекающая ось ординат в точке (0; 2).

Единственная точка пересечения гиперболы Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и параболы Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением имеет координаты (1; 1).

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Рис. 68

Поскольку графический метод решения систем уравнений не является точным, то полученный результат необходимо проверить.

Подставим пару чисел (1; 1) в каждое из уравнений системы Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением, и получим верные равенства. Таким образом, данная система имеет единственное решение (1; 1).

В рассмотренной системе решением оказалась пара целых чисел, которую легко было найти с помощью построенных графиков. В других случаях найти точные значения переменных по графику может оказаться затруднительно. Но, как правило, с помощью графического метода можно определить число решений системы уравнений.

Например, определим число решений системы уравнений Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Построим в одной системе координат графики каждого из уравнений системы (рис. 69). Графиком первого уравнения системы является гипербола, проходящая через точки (1; 5), (5; 1). Графиком второго уравнения – парабола, ветви которой направлены вниз, с вершиной в точке (0; 6). Графики пересекаются в трех точках, значит, система уравнений имеет три решения.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Рис. 69

Моделирование реальных процессов с помощью систем нелинейных уравнений

Системы нелинейных уравнений также являются математическими моделями при решении задач.

Задача:

Лечебными травами было решено засеять прямоугольный участок площадью Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением При вспашке участка одну его сторону уменьшили на 3 м, а другую — на 2 м. Его площадь стала равна Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Какими были первоначальные размеры участка?

Решение:

В задаче речь идет о длине и ширине прямоугольного участка и его площади.

Если одну сторону участка обозначить через Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением а другую — через Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением то планируемая площадь участка равна Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением По условию она равна Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением значит, получится уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

После уменьшения размеров участка площадь станет равной Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением По условию задачи составим уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Объединим оба уравнения в систему Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Получили математическую модель задачи в виде системы нелинейных уравнений. Решим ее, используя способ подстановки.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Условию задачи удовлетворяют найденные решения системы: стороны участка равны либо 15 м и 12 м, либо 18 м и 10 м.

Ответ: 15 м, 12 м или 18 м, 10 м.

Пример №11

Решите систему уравнений:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

а) Решим систему способом подстановки:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: (3; 0), (0; 3).

б) Применим способ сложения. Умножим первое уравнение на 2, сложим со вторым и получим:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №12

Решите графически систему уравнений

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Построим графики уравнений системы

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

График первого уравнения — прямая, проходящая через точки (-2; 0), (1; 3). График второго уравнения — парабола с вершиной в точке (-1; -1), пересекающая ось абсцисс в точках (-2; 0) и (0; 0), проходящая через точку (1; 3). Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Прямая пересекается с параболой в точках с координатами (-2; 0), (1; 3). С помощью проверки убеждаемся, что пары чисел (-2; 0) и (1; 3) являются решениями данной системы.

Ответ: (-2; 0), (1; 3).

Пример №13

Сколько решений имеет система уравнений Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Построим в одной системе координат графики уравнений системы. Графиком первого уравнения системы является гипербола, проходящая через точки (-1; 4), (-4; 1). График второго уравнения — парабола с вершиной в точке (-4; 0), пересекающая ось ординат в точке (0; 16).

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

На рисунке видны только две точки пересечения графиков. Но, учитывая то, что парабола пересекает ось ординат, а гипербола не пересекает, делаем вывод, что графики пересекаются еще в одной точке. Таким образом, графики пересекаются в трех точках, а, значит, система имеет три решения.

Пример №14

Решите систему уравнений

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Решим систему методом замены переменных. Введем новые переменные: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Тогда система примет вид Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решим ее способом подстановки:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Подставим Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и получим:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решив каждую из двух систем совокупности способом подстановки, получим следующие решения исходной системы уравнений: (-5; 1); (1; -5); (4; 1); (1; 4).

Ответ: (-5; 1); (1; -5); (4; 1); (1; 4).

Задача:

Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 13. Если из этого числа вычесть 9, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите данное число.

Решение:

Обозначим цифру десятков данного числа через Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением, а цифру единиц через Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением, тогда данное число будет иметь вид Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением. Числом, записанным теми же цифрами, но в обратном порядке, будет Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением. По условию задачи: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Составим и решим систему уравнений:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

По условию задачи подходит только Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: 32.

Задача:

Из поселка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением в поселок Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением вышел пешеход. Одновременно с ним из поселка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением в поселок Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением выехал велосипедист. Через 50 мин они встретились. Сколько времени потребовалось бы пешеходу для того, чтобы пройти весь путь из Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением в Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением, если известно, что велосипедист проделал бы тот же путь на 4 ч быстрее пешехода?

Решение:

Составим таблицу зависимостей между величинами.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

По условию задачи велосипедист проделал бы тот же путь на 4 ч быстрее пешехода, поэтому получим уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

При движении навстречу друг другу пешеход и велосипедист встретились через Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением т. е. Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Составим и решим систему уравнений:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением откуда Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: 5 ч.

Задача:

Две бригады, работая вместе, ремонтировали дорогу в течение б дней, а затем одна вторая бригада закончила ремонт за 10 дней. За сколько дней могла бы отремонтировать дорогу одна первая бригада, если она может выполнить эту работу на б дней быстрее, чем одна вторая?

Решение:

Составим таблицу зависимостей между величинами.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Обозначим объем всей работы через 1, тогда получим уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Зная, что одна первая бригада может выполнить эту работу на б дней быстрее, чем одна вторая, составим уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Составим и решим систему уравнений: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Ответ: 18 ч.

Формула длины отрезка с заданными координатами его концов. Уравнение окружности

Для применения графического метода решения систем необходимо знать графики различных уравнений. Многие из них вам уже знакомы. Это, например, прямая, гипербола, парабола.

Расширим возможности использования графического метода решения систем нелинейных уравнений и выведем уравнение окружности с центром в заданной точке с заданным радиусом. Для этого сначала выведем формулу для вычисления длины отрезка с заданными координатами его концов, т. е. для вычисления расстояния между двумя точками, заданными своими координатами.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Рассмотрим точки Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением (рис. 73). Найдем расстояние Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением между этими точками (длину отрезка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением). Рассмотрим прямоугольный треугольник Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением, в котором Дробно-рациональные уравнения - примеры с решениемДробно-рациональные уравнения - примеры с решением По теореме Пифагора найдем гипотенузу треугольника Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Получили формулу длины отрезка с заданными координатами его концов, или формулу расстояния между двумя точками с координатами Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №15

Найдите расстояние между точками А(-1; 3) и В(2; 5).

Решение:

Подставим координаты точек А(-1; 3) и В(2; 5) в формулу расстояния между двумя точками Дробно-рациональные уравнения - примеры с решениеми получим, что

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Рассмотрим окружность на координатной плоскости. Окружность — это множество точек плоскости, расстояние от каждой из которых до одной данной точки (центра окружности) является величиной постоянной, равной радиусу окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

По формуле расстояния между двумя точками найдем расстояние от данной точки Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением (центра окружности) до произвольной точки окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением (рис. 74):

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Рис. 74

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением или Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Таким образом, если точка принадлежит окружности с центром Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и радиусом Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением то ее координаты удовлетворяют уравнению Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Уравнение Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением является уравнением окружности с центром в точке Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и радиусом Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Если координаты точки удовлетворяют уравнению Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением то эта точка принадлежит окружности с центром Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и радиусомДробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Покажем, что если точка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением не принадлежит окружности с центром Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и радиусом Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением то ее координаты не удовлетворяют уравнению Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Действительно, если точка лежит вне окружности, то расстояние от нее до центра окружности больше радиуса, т. е. Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением, а если точка лежит внутри окружности, то меньше,

т. е. Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Чтобы составить уравнение окружности, нужно:

  1. Определить координаты центра окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением
  2. Определить радиус окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением
  3. Подставить найденные значения Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением в уравнение окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Составьте уравнение окружности с центром в точке (-8; 2) и радиусом 5.

Решение:

(1) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(2) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

(3) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №16

Составьте уравнение окружности:

а) с центром в точке (4; -1) и радиусом Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) с центром в точке (0; 0) и радиусом 4.

Решение:

а) Подставим координаты центра окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и значение радиуса Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением в уравнение окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и получим Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Координаты центра окружности: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением радиус окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением Тогда уравнение данной окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Если центром окружности радиуса Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением является начало координат, то ее уравнение имеет вид Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №17

Определите количество решений системы уравнений Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Рис. 75

Построим графики уравнений системы. Первое уравнение — это уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом, равным 4. Графиком второго уравнения является парабола с вершиной в точке (1; 5), пересекающая ось ординат в точке (0; 4).

Построенные графики пересекаются в четырех точках (рис. 75). Значит, данная система уравнений имеет 4 решения.

Ответ: 4 решения.

Пример №18

Найдите длину отрезка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением, если Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

По формуле длины отрезка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением получим: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №19

Найдите длину диагонали прямоугольника, если заданы его вершина Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением и точка пересечения его диагоналей Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Найдем длину отрезка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Длина отрезка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением равна половине диагонали прямоугольника, следовательно, длина диагонали равна 10.

Пример №20

Определите координаты центра и радиус окружности:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

в) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

в) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №21

Какие из данных точек лежат на окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

в) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

г) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Подставим координаты точек в уравнение окружности:

а) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением равенство верное, значит, точка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением лежит на окружности; б) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением значит, точка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением не лежит на окружности;

в) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением значит, точка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением не лежит на окружности;

г) Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением равенство верное, значит, точка Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением лежит на окружности.

Пример №22

Запишите уравнение окружности с центром в точке (-1; 1) и радиусом Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Решение:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решениемуравнение окружности.

Пример №23

Запишите уравнение окружности с центром в точке Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением, для которой отрезок Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением является радиусом, если А(2; 4), В(5; 7).

Решение:

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением радиус найдем по формуле расстояния между двумя точками: Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Уравнение окружности Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Пример №24

Решите систему уравнений Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением используя графический метод.

Решение:

График первого уравнения — прямая, проходящая через точки (3; 0), (0; 3). График второго уравнения — окружность с центром в начале координат и радиусом, равным 3.

Дробно-рациональные уравнения - примеры с решением

Координаты точек пересечения (3; 0), (0; 3) — решения системы.

  • Дробно-рациональные неравенства
  • Прогрессии в математике – арифметическая, геометрическая
  • Единичная окружность – в тригонометрии
  • Определение синуса и косинуса произвольного угла
  • Рациональная дробь
  • Функция в математике
  • Наибольшее и наименьшее значения функции
  • Раскрытие неопределенностей

Михеева Светлана Юрьевна

учитель математики

МБОУ МПЛ

Г. Димитровграда, Ульяновской обл.

Класс: 8

Тема урока: Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений.

Урок обобщения знаний.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся обобщать и систематизировать знания при решении задач с помощью рациональных уравнений.

Образовательная цель: отработка навыков работы составления уравнений по условию задач.

Задачи:

Образовательные: выработать умение решать задачи с помощью дробно – рациональных уравнений.

Развивающие: вовлечь в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.

Воспитательные: формирование уважительного отношения к малой Родине, чувства патриотизма к родной земле, желания трудиться на ней и приносить пользу.

Личностные УУД: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, ответственное отношение к результатам своей деятельности.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять цель урока, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемную ситуацию, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, коллеги, ребята! Я рада видеть Вас. А чем мы будем заниматься на занятие, вы сможете ответить, решив ребус. Слово задача (Слайд 1). Когда есть задача, должно быть и решение. Решать их можно разными способами. Мы сегодня будем решать задачи с помощью составления дробно-рациональных уравнений (Слайд2)

  2. Актуализация знаний. Работа с шестиугольниками -классификация задач.

Работают в группах.

  1. Что лежит у вас на столах? Тексты математических задач и шестиугольники. Необходимо быстро и внимательно прочитать задачи и произвести их классификацию с помощью имеющихся шестиугольников. 5 мин

Что вы создали? (кластер) Озвучьте и покажите, что у вас получилось. Есть ли что лишнее? Что вы еще добавили? (Слайд3)

  1. Чтобы успешно решать задачи, нужно знать этапы ее решения. Попрошу вас опять составить кластер, используя шестиугольники. Если вы хотите еще что-то добавить, то вписывайте необходимое вам в чистые шестиугольники и используйте их. Заслушать полученные алгоритмы решения задач. 5 мин. Подвести итог. (Слайд 4)

  1. Мы сегодня несколько раз применяли слово кластер. Ассоциируется ли оно у вас с нашим городом? В 2010 году в нашем городе начал создаваться …? Ядерно-инновационный кластер.

Что входит в кластер? Центральное место в ядерно-инновационном кластере занимает ядерная наука, а именно с научно исследовательским институтом атомных реакторов. Инновационная медицина, связанная с центром медицинской радиологии (радиологический центр). Мы являемся участниками этого кластера?….????(инновационные кадры) (Слайды 5-7)

  1. Давайте вспомним, какие величины содержаться в задачах на движение:

t– время, v – скорость, s– расстояние. Формулы, связывающие их.

Почему задачи на движение по реке выделяют отдельно? (добавляются формулы скорости по течению и против течения реки)(Слайд8)

  1. Решение задач

  1. Предлагаю решить задачу на движение

Два пациента медицинского радиологического центра выехали на автомобилях одновременно из Екатеринбурга и Минска . Скорость первого на 15 км/ч меньше, чем скорость второго. Найдите скорости автомобилей, если известно, что пациент из Минска приехал в центр на 6 ч 40 мин позже.

Внимательно прочитали задачу? Ничего не смущает? Важно ли нам названия городов при решении задач? Что необходимо знать?(Расстояние между городами). Екатеренбург-Димитровград-750 км, Минск-Димитровград-1500 км.

-Что еще хочется сделать? (перевести время в часы)

Составьте таблицу и уравнение к решению задачи. Изобразите на листах. (Слайд 9,10,11)

Обсуждение решения

  1. Специалисты какого профиля будут востребованы с вашей точки зрения? ВСЕ. На данный момент времени это строители, специалисты внутренней отделки помещений и т.п

Задачи на работу содержат какие величины?:

t– время, в течение которого производится работа,

p – производительность труда, работа, произведенная в единицу времени (возможны и другие обозначения N, W);

A– работа, произведенная за время t(Слайд 12)

3) Две бригады, работая вместе, могут выполнить задание по внутренней отделке радиологического центра за 20 дней. За сколько дней может выполнить задание каждая из них, работая самостоятельно, если одной из них для этого надо на 9 дней больше, чем другой?(Слайд 13, 14)Обсуждение решения

  1. Придумать задачу по таблице

А=vt

v

t

A

I

x-6

1

II

x

1

Вместе

4

1

  1. Придумать задачу по уравнению . (Слайд 15)

  2. Рефлексия.

Для детей:

+,-,затрудняюсь ответить:

1.Своей работой на занятии в целом я доволен;

2.Своей работой в группе я доволен;

3.Для меня не было подходящего задания;

4.Занятие для меня показалось коротким;

5.За занятие я устал;

6.Мое настроение улучшилось;

7.Материал занятия мне был интересен;

8.Материал занятия мне был полезен;

9.Сегодня на занятии мне было комфортно

Для учителей:

  1. Что ожидали увидеть?

  2. Я возьму в свою методическую копилку…

  3. Мне хочется отметить…

  4. Ваши пожелания и рекомендации.

  1. Резерв. Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу. Один из НИИАРа, а другой из радиологического центра. Расстояние между этими объектами 6 км. Скорость первого на 1 км/ч больше скорости второго, поэтому он прибыл в радиологический центр на 1 час раньше, чем второй в НИИАР. Определите скорость каждого пешехода.

Для группы взрослых заготовка таблицы.

Добавить комментарий