Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Основные характеристики экологической тропы.
3. Отличительные особенности данной
экологической тропы.
4. Маршрут учебной экологической тропы.
5. Экологическая характеристика тропы.
6. Оформление экологической тропы.
7. Станции маршрута экологической тропы
“Наедине с природой”.
8. Описание станций (расположение, биоценозы,
интересные объекты).
9. Завершение маршрута.
10. Формы работы с детьми на экологической тропе.
11. Просвещение посетителей по вопросам
бережного отношения к природе.
12. Литература.
13. Приложение.
1. Пояснительная записка
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д.В. Веневитинов, 1827 г.
В настоящее время остро стоит проблема
экологического образования населения.
Необходима система экологического просвещения,
в которую бы входили не только средства массовой
информации и экологические курсы в учебных
заведениях, но и непосредственное общение
человека с природой. Экологическое просвещение
является одним из выходов из глобального
экологического кризиса, так как оно
подразумевает гармонизацию экологического
мышления и отказ от потребительского отношения к
природе.
В этом случае поможет экологическая тропа.
Особенность процесса экологического воспитания
на тропах природы состоит в том, что он строится
на основе непринуждённого усвоения информации и
норм поведения непосредственно в природном
окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий
через различные природные объекты, имеющие
эстетическую, природоохранную и историческую
ценность, на котором идущие получают устную или
письменную информацию об этих объектах. Это одна
из форм воспитания экологического мышления и
мировоззрения.
Экологическая тропа “Наедине с природой”,
разработанная учителями МОАУ СОШ №15
естественного цикла, имеет большое значение для
изучения экологии города. Она знакомит
экскурсантов с разными объектами природы,
находящимися в пределах города, и испытывающими
антропогенную нагрузку, позволяет передать
учащимся знания о естественных явлениях и
объектах, создать предпосылки для
экологического воспитания и природоохранного
мышления.
Таким образом, организация экологической тропы
способствует:
– проведению учебной и пропагандистской работы
по вопросам охраны природы;
– созданию условий для воспитания экологически
грамотной культуры поведения человека в
окружающей среде;
– приобретению педагогами, воспитателями опыта
образовательно- воспитательной работы с детьми в
природных условиях;
– изучению и наблюдению учащимися объектов и
явлений природы и дальнейшему нахождению тем для
будущей научно-исследовательской работы.
2. Основные характеристики
экологической тропы
Вид тропы: экологическая.
Местонахождения: г. Райчихинск, окрестности
микрорайон “Новый”, МОАУ СОШ №15, ул. Победа 51.
Год закладки: 2008.
Состояние тропы: хорошее, местами
удовлетворительное.
Охрана маршрута: не осуществляется.
Протяженность: 2,5–3 км.
Режим пользования: учебные экскурсии,
исследования, свободное посещение.
Краткое описание границ маршрута: начало
маршрута крыльцо школы, затем движение по
территории школьного двора: дендрарий, гнездо
сороки, березовая аллея, выход за территорию
школы вдоль улицы Гагарина, далее сквер Гагарина,
ручей Сорокинский, выход на улицу Комсомольскую
к концертно-спортивному комплексу, затем следует
парк “Дружбы”, муравейник, выход вдоль улицы
Тенистой к искусственному водоему “Дамба” и
завершает маршрут болото.
Тип тропы: линейная.
Назначение экологической тропы:
учебно-познавательная.
Цель тропы: Создать условия для непрерывного
экологического образования детей, развивать
экологическую культуру личности и общества,
через формирование практического опыта
природопользования.
Образовательная – расширение у
экскурсантов знаний об объектах и процессах
окружающей нас природы.
Здесь особо важно не просто сообщать
слушателям ту либо иную информацию о живой и
неживой природе, но и научить их самим наблюдать
и замечать явления природы, видеть прекрасное и
удивительное в самых обычных живых объектах,
заинтересовать их и побудить к дальнейшему
самостоятельному изучению биологии и экологии,
научить замечать различные проявления
антропогенного фактора и уметь правильно их
оценивать.
Воспитательная – способствовать
воспитанию экологической культуры поведения
человека, развивать экологическую
сознательность, разъяснять правила поведения на
природе и важность коренного изменения
взаимоотношений Человечества и Природы.
Развивающая – помимо образовательной и
воспитательной целей, экологическая тропа может
и должна использоваться для организации
активного отдыха учащихся на природе, как в
период школьных занятий, так и во время летнего
отдыха.
С образовательными целями экологическая тропа
может использоваться для проведения занятий с
учащимися разных возрастных групп: младшими
школьниками (1-4 классы) – для уроков
природоведения, первичного ознакомления с
природой родного края; школьниками среднего
звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии,
экологии, а также для внепрограммных занятий в
кружках и секциях естественного цикла; старшими
школьниками (9-11 классы) – для уроков общей
биологии, экологии, углубления знаний по
ботанике и зоологии, индивидуальной
исследовательской деятельности воспитанников
биоэкологических объединений.
В воспитательных целях необходимо перед
походом по тропе разъяснять детям правила
поведения на природе, развивать в них
экологическую сознательность. Педагог,
проводящий экскурсию, должен правильно
организовать своих подопечных, завладеть их
вниманием, интересно рассказывать свой материал,
постоянно обращая внимание слушателей на те или
иные объекты природы, встречаемые группой на
тропе.
Задачи тропы:
- дать природоохранные знания и умения учащимся
школы; - воспитать любовь к природе, школе, городу, малой
Родине; - формировать личную ответственность у учащихся
за сохранность природных объектов; - привлечение учащихся к участию в экологических
олимпиадах и конкурсах
Цели экскурсий:
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологической культуры поведения
в природе; - показ причинно-следственных связей в природе;
- проведение природоохранительных связей в
природе; - проведение природоохранительной работы;
- пропаганда экологических знаний.
Разработчики тропы: учителя естественных
наук: Ковалева Е.Д., Тузова Е.П., Ткачева Е.П.,
Трапезникова Г.П.
Дополнительно тропа может использоваться
учителями – не только биологии, но и например:
ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования
на местности и оказания первой медицинской
помощи в условиях похода, географии – для
наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для
уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей
и отдельных природных объектов. Кроме того,
данная тропа может использоваться для
прохождения маршрута с педагогами
дополнительного образования и школьными
учителями в целях методической помощи им по
проведению экскурсий и уроков на открытом
воздухе, знакомства с наиболее интересными
представителями флоры и фауны окрестностей г.
Райчихинска, наглядной демонстрации принципов
исследовательской работы с учащимися, помощи в
выборе тем проектов.
Так же, тропа, как источник биологического
материала, может использоваться для сборов
коллекций, в том числе тематических: гербария,
плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых,
пресноводных ракообразных, моллюсков и других
беспозвоночных. Собранный здесь материал может в
дальнейшем использоваться на уроках и
дополнительных занятиях как наглядное пособие.
Существует возможность сбора природного
материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для
изготовления в дальнейшем разного рода поделок.
3. Отличительные особенности данной
экологической тропы
Большинство разработок маршрутов
экологических троп включают в себя лишь карту
маршрута тропы, некоторые ее характеристики,
список станций и иногда перечень наиболее
интересных объектов, которые можно встретить по
ходу экскурсии.
Нам кажется, что этого недостаточно: во-первых,
состояние живой природы на станциях меняется в
зависимости от времени года, одни объекты
растительного и животного мира можно встретить
весной, другие – летом или осенью, поэтому
разработка экологической тропы должна учитывать
фенологические изменения в природе; во-вторых,
следует создать примерные тексты экскурсий,
рассчитанные на разные возрастные контингенты
учащихся: младший, где дети получают первые
знания по природоведению и экологии родного
края; средний, где упор делается на закрепление
знаний школьной программы по экологии, ботанике
и зоологии; старший, где, помимо расширения
школьных знаний, важной задачей является
самостоятельная исследовательская работа
школьников, разработка ими проектов по экологии
и биологии.
4. Маршрут учебной экологической тропы
Маршрут учебной экологической тропы “Наедине
с природой” проходит по окрестности микрорайона
“Новый” г. Райчихинска. На большей
протяженности маршрута весьма сильно
проявляется негативное антропогенное
воздействие, что тоже помогает вести занятия по
экологии с учащимися, на примерах показывая им
необходимость бережного отношения к природе.
Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны
таково, что позволяет проводить тематические
экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и
экологии школьной программы, а также собирать
необходимый наглядный материал для уроков в
зимний период.
Общая протяженность тропы составляет 2-3 км, что
довольно много для проведения экскурсий среди
учащихся младших классов, поэтому для таких
экскурсий используется лишь часть тропы. Для
уроков на открытом воздухе по определенным темам
по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии
тоже нет необходимости проходить весь маршрут
целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной
станции, которая наиболее полно иллюстрирует
данную тему.
Общая продолжительность экскурсии по данной
экологической тропе приблизительно составляет
от 1,5 до 2,5 часов; такие экскурсии возможны лишь со
старшеклассниками (особенно при работе над
экологическими проектами) или же с педагогами (в
методических целях). В остальных случаях можно
использовать лишь часть от общей протяженности
тропы, а на части станций остановок не делается и
рассказ о них в экскурсию можно не включать.
5. Экологическая характеристика тропы
Экологическая тропа “Наедине с природой”
проходит по окрестности микрорайона “Новый” г.
Райчихинска и, следовательно, содержит ряд
типичных для этого района биоценозов, как
естественного, так и искусственного
происхождения. Леса как таковые у нас
отсутствуют, но их в какой-то мере заменяют
лесополосы и посадки древесных растений, подчас
одичалые и обогащенные новыми видами. Основным
биоценозом по маршруту тропы является парк
“Дружба”, ручей Сорокинский, болото, водоем
дамба. Где характеристика сильно различается в
разное время года.
Растительный мир достаточно богат и
разнообразен; среди травянистых растений в
основном представлены виды влажных лугов,
имеются и лесные и болотные виды, а также
заносные растения и культурные виды на
искусственных биоценозах, дендрофлора
представлена местными видами.
Животный мир в зоне прохождения тропы тоже
разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую
очередь беспозвоночные: особенно много
насекомых, паукообразных, есть различные черви и
моллюски, позвоночные обычно менее доступны
взору и необходимо время и умение, чтобы их
обнаружить.
Большой интерес представляют водоем дамба и
ручей. Здесь можно встретить различные гигро- и
гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и
их личинками, моллюсками, земноводными и птицами.
Близость к городу имеет свои положительные и
отрицательные особенности: к первым относится
доступность тропы для посетителей, ко вторым –
сильную антропогенную нагрузку, местами до
неузнаваемости, меняющей природу. Но даже этот
фактор нужно использовать на благо: на наглядных
примерах показывать детям, что означает бережное
отношение к природе.
6. Оформление экотропы
Мы используем следующие типы информационных
текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и
явлениях; - сведения о памятниках природы, расположенных в
зоне тропы; - поэтические тексты, рисунки об отношении
человека с природой; - экологические дорожные знаки и указатели.
Оборудование экотропы было начато с
составления картосхемы, на которой обозначились
объекты, на местности. Далее обследовался
маршрут тропы, и были выявлены места имеющиеся
установки информационных досок, экологических
знаков и указателей.
Экологическая тропа – это место не только
приобретения, но и пропаганды своего поведения в
природном окружении, над тем, какой пример
взрослый человек подает подрастающему
поколению.
7. Станции маршрута экологической
тропы “Наедине с природой”
На протяжении маршрута экологической тропы
“Наедине с природой” мы запланировали 10
станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они
могут более подробно ознакомиться с теми или
иными биоценозами, представителями флоры и
фауны, оценить экологическую ситуацию и
антропогенное влияние на природу.
Не все эти станции обязательны для прохождения
во время экскурсии, при проведении тематических
экскурсий часть остановок может быть пропущена,
на других можно остановиться более длительное
время и рассказ может быть подробнее. Всего
маршрут тропы включает 10 станций:
1. Школьный дендрарий.
2. Гнездо сороки.
3. Березка.
4. Сквер Гагарина.
5. Ручей Сорокинский.
6. Культурно-Спортивный комплекс.
7. Парк “Дружба”.
8. Муравейник.
9. Искусственный водоем “Дамба”.
10. Болото.
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу
о культуре поведения в природе, рассказать о том,
когда и с какой целью была устроена эта тропа,
познакомить с карта-схемой тропы на щите. Каждому
участнику выдается памятка – обращение к
посетителям: “Как себя вести наедине с
природой”. (См. пункт 11)
Перед подходом к станции №1 обратиться к
посетителям тропы с такими словами:
“Мы создали экологическую тропу, для того,
чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как
живёт и чувствует себя окружающая вас природа,
чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк
желания сохранить природу от любого неразумного
обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна,
если глаза и разум ваши будут открытыми для
восприятия. Нужно только проникнуться ощущением,
если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем,
то милости просим, экологическая тропа ждёт
вас!”
Кроме этого, предлагается определить свое
настроение на каждой остановке тропы и отметить,
по ходу маршрута, квадратик “эмоциональный фон”
соответствующим цветом:
– красный – я восхищаюсь,
– желтый – мне приятно,
– зеленый – я равнодушен, спокоен,
– синий – мне неприятно,
– черный – я возмущаюсь.
Будь внимателен, и тебе откроется удивительный
мир природы.
Итак, вперед!
Описание станций экологической тропы.
Экскурсионные объекты (станции)
9. Завершение маршрута – экскурсии
(рефлексия)
Вот и закончилась наша экскурсия. Для того
чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется этот
буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз
мысленно пройди по маршруту тропы, вспомни свои
впечатления. Ответь, пожалуйста, на несколько
вопросов:
– Что интересного ты узнал на экскурсии?
– Что тебе понравилось?
– Что поразило или удивило тебя?
– Что не понравилось?
– Что бы ты предложил организаторам экскурсии?
– Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?
10. Формы работы с детьми на
экологической тропе
Создание учебно-экологической тропы требует
выполнения множества разнообразных форм работы
с учащимися по изучению и охране природы.
Мы предлагаем лишь некоторые из них.
1. Например: работа по месяцам на экологической
тропе.
Сентябрь
Деревья на экологической тропе.
Слушание звуков музыки в природе — шум листвы и
т.д.
Рассматривание деревьев, опавших листьев.
Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с
народными приметами: много ягод на рябине — к
теплой зиме; много грибов много белок будет. Сбор
опавших листьев деревьев для поделок.
Изготовление композиций из природного
материала.
Октябрь
Живая и неживая природа.
Слушание музыки из цикла “Времена года.
Осень.” П. И. Чайковского.
Поиск объектов живой и неживой природы.
Беседа о признаках живых организмов.
Ноябрь
Вода в природе.
Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание
загадок о снеге, льде, воде.
Поиск льда под снегом. Беседа “Куда бежит река
Райчиха?”, “Кого река повстречала на своем
пути?”.
Рисование на тему “Кого река повстречала на
своем пути?”.
Декабрь
Деревья зимой (лиственница).
Рассматривание силуэтов деревьев.
Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и
лиственницы.
Отобразить схематично то, что интересного
увидели во время экскурсии.
2. Экологическая игра “Растительные этажи”.
Материалы: изображение лесных ярусов (на
плотной бумаге), карточки с изображением
животных, бумага, цветные карандаши.
Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы,
пищевая цепь, “жилища” животных.
Мотивация: поговорим с детьми о том, какие
растения они могут увидеть в лесу, чем они
различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их
значение для леса. Пусть дети расскажут о том,
каких зверюшек и где можно найти в лесу (под
скалой, на дереве).
Задание: определить, на каком растительном
ярусе обитает данное животное, на каком охотится
и т.д.
Игра: ведущий заранее готовит картинки с
изображениями животных. Дети рассаживаются
вокруг листа плотной бумаги с изображением
лесных ярусов и ведущий по одной показывает им
картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус,
на котором обитает данное животное, получает
очко и имеет право положить картинку на данный
ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он
получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто
заработал больше всех очков.
Варианты:
– не только разместить изображение животных по
растительным ярусам, но и привести хотя бы один
пример жертвы и один пример хищника;
– ведущий готовит изображения животных
определённой пищевой цепи (или нескольких цепей).
Задача игроков – правильно составить пищевую
цепь и указать стрелками взаимосвязь между
животными.
3. Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.
Материалы: листики с подготовленными парами
терминов (понятий).
Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва,
воздействие человека на окружающую среду,
стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.
Мотивация: предложите детям разделить на
исследовательские пары, которые изучают
определенную научную проблему и стремятся
первыми её решить. Приведите примеры конкуренции
в сфере биологии, физики и других наук.
Задание: выяснить, доказать взаимосвязь
между парой предложенных понятий.
Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их
пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары
дифференцировано: для младших школьников
попроще, для старших – посложнее. Та
исследовательская пара, которая первой назовёт
взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит
свой ответ на “конференции”. Задача может иметь
несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий
после оглашения ответа помог детям уточнить
возможные неясности, а если нужно, то ознакомил
их со своим решением.
Примеры пар по сложности:
белка-шишка;
лишайник-воздух;
нефтяная авария-гибель птиц;
тепловая электростанция – аллергические
заболевания;
чистка зубов – энергия (экономия воды);
гамбургеры – тропические леса (животноводство,
скотоводство).
Примечание:
– в конце игры дети могут свой ответ нарисовать;
– каждая пара “исследователей” в заключение
готовит хотя бы две пары понятий и предлагает
“соперникам” определить их взаимосвязи.
4. Викторина.
А) Узнайте зимующую птицу и расскажите, что вы
знаете о ней.
1. Я день-деньской стучу-стучу.
Я врач лесной. Я лес лечу.
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
(В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
3. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это кто? …
4. Непоседа птица эта – одного с берёзой цвета.
5. Синяя косынка, тёмненькая спинка
Маленькая птичка. Звать её…
Б) Викторина: “Что ты знаешь о зимующих
птицах?”
1. Какая наша птица может двигаться по
вертикальному стволу и вверх и вниз головой?
(Поползень)
2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу
только вверх головой? (Дятел, пищуха)
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой?
(голод)
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью
человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
5. Для какой птицы зимой семена репейника
являются любимым кормом? (Для щегла)
6. Какую пользу человеку приносит синица зимой,
когда все насекомые спят? (Зимой синицы
разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца,
личинки и поедают их)
7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и
полевой)
8. Название какой зимующей птицы созвучно с
названием танца? (Чечетка)
9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго
не разлагается? (Клесты питаются семенами
хвойных деревьев. Все тело их пропитывается
смолой. Смола сохраняет тело от тления)
10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения?
(Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть
хохол? (Свиристель, чечетка )
12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?
(Клесты, зимородки)
13. Сколько разных синиц живет в наших местах?
(Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка,
лазоревка, длиннохвостая)
14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка,
свиристель, полярная сова)
15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи,
мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и
поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки
ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые
забираются в убежища, то есть становятся для этих
птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни
приспосабливаются к добыванию насекомых, их
личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
16. Какой отряд птиц включает наибольшее число
видов? (Воробьиные)
В) Викторина о зимующих птицах.
Вопросы:
1. Какая птица наших мест живет дольше всех?
2. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки
ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и
синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью
тетерева и рябчики?
3. Наблюдая из окна за поведением воробьёв,
прилетающих на кормушку, дети научились
определять, какая погода на улице. Как они это
делали?
4. Утки с удовольствием залезают в воду в
самый сильный мороз. Почему?
5. Воробей – это вредная или полезная птица?
6. У какой зимующей птицы самый длинный клюв?
7. У какой зимующей птицы самый длинный
хвост?
8. Какие птицы строят гнезда в январе?
9. Какую пользу птицы приносят зимой?
Ответы.
1. Ворон живет 100 лет.
2. Тетерева и рябчики прячутся под снегом.
3. В холодную погоду воробьи взъерошенные –
так легче сохранять тепло тела.
4. В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в
воде уткам не так холодно.
5. Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но
зато они кормят птенцов гусеницами – это большая
польза.
6. Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.
7. Самый длинный хвост у сороки.
8. В январе строят гнезда клесты.
9. Зимой птицы находят в коре деревьев
насекомых и личинки насекомых.
Г) Викторина “Что ты знаешь о зимующих
птицах?”
- Какие птицы собирают себе на зиму запасы?
- Какая наша птица может двигаться по
вертикальному стволу и вверх и вниз головой? - Какие птицы двигаются по вертикальному стволу
только вверх головой? - Что птицам страшнее голод или холод зимой?
- Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью
человека? - Для какой птицы зимой семена репейника являются
любимым кормом? - Какую пользу человеку приносит синица зимой,
когда все насекомые спят? - Какие виды воробьев гнездятся у нас?
- Название, какой зимующей птицы созвучно с
названием танца? - Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго
не разлагается? - Какая птица резко меняет цвет своего оперения?
- Назовите зимующих птиц, на голове которых есть
хохол? - Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?
- Сколько разных синиц живет в наших местах?
- Какие птицы живут у нас только зимой?
- Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи,
мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и
поползни остаются? - Какой отряд птиц включает наибольшее число
видов?
Д) Викторина про птиц.
1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири
прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают
на север в родные края.)
2. Почему весной грачи прилетают первыми?
(Грачам достаточно первой проталины, чтобы
достать клювом корм – личинки.)
3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У
северной белой совы. Совята вылупляются в разное
время.)
4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо
на голой земле? (У козодоя.)
5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много
еловых семян для птенцов, а весной нет.)
6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка –
кедровые орехи, сойка – желуди.)
7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)
8. У какой птицы самая большая семья? (У серой
куропатки 26 – 28 птенцов.)
9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая
перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)
10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)
11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)
12. Какая птица хвостом разноцветным гордится?
(Павлин.)
13. Какая птица летает в “очках” на носу? (Филин.)
5. Экологическая игра – “Мусор в лесу”.
Ребятам предлагается представить, что, проходя
через лес, они обнаружили замусоренную поляну.
(Командам выдается набор карточек с названиями
видов бытовых отходов). Время уборки ограничено.
Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам
предлагается за 5минут расположить карточки по
мере убывания опасности бытовых отходов для
природы в той или иной последовательности, в
какой группе планируют убирать их из леса, и
обосновать свои решения. Надписи на карточках:
- Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
- Металлическая консервная банка.
- Стеклянная бутылка.
- Пластиковая бутылка.
- Бумажные фантики от конфет.
- Гвозди.
- Кожура банана, огрызки яблок.
- Метла из веток.
- Старая футболка.
- Газеты.
- Жестяная банка с остатками машинного масла.
Примеры обоснования ответов: Кожура
банана, огрызки яблок – естественные отходы,
которые при перегнивании обогатят почву, поэтому
убирать их стоит в последнюю очередь. А
пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена
будут загрязнять лес очень долго (для разложения
полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать
их следует в первую очередь и сдавать на
перерабатывающее предприятие.
6. Эмоциональные ситуации.
Создание эмоциональных ситуаций призвано
воспитывать верность принципам
природосообразного поведения, в частности
бережное отношение к отдельным объектам и
природной среде. Как правило. Эмоциональные
переживания надолго запоминаются. Заставляют
задуматься над тем, каково место человека в
природной среде ,как изменить свое отношение к
природе в лучшую сторону, а также над тем, как
вернуться на это место еще, уже многое начинает
связывать человека и определенную территорию по
ассоциациям.
Обними дерево. Взаимоотношениям человека и
растения в последнее время уделяется немало
внимания. Так, известно, что комнатные растения
очень тонко чувствуют настроение человека,
реагируют на ласковые слова и другие знаки
внимания. Обнимая дерево, человек, как правило,
испытывает положительные эмоции, это также
позволяет почувствовать единство и гармонию с
природой.
Экологические песни. Подобранные
соответственно темам экскурсий экологические
песни, особенно лирические, в исполнении ребят
или педагога, например в сопровождении гитары,
способны эффективно закрепить полученные знания
(если, конечно, в их содержании есть определенная
информация),а также вызвать эмоциональные
переживания, связанные с природными объектами
или явлением.
Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно
прослушать голоса птиц – как естественные,
учитывая их суточную активность, так и в
произведенной записи и определить, кому они
принадлежат. Возможно сопровождение загадками,
вопросами викторины, стихотворениями.
11. Просвещение посетителей по вопросам
бережного отношения к природе
Обращение к посетителям экологической
тропы “Как себя вести наедине с природой”
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно
только сердцем. П.Гвездослав
Дорогие друзья!
Доброе утро! Потому что, в какое время Вы ни
пришли бы к нам, у нас всегда Утро новой встречи с
Вами. А у Вас – Утро новой встречи с прекрасной
Природой.
Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий,
больших и маленьких. Пусть Ваше общение с
природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. И
как сказал поэт,
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце умным будет.
Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она
пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь
выразить ей свою любовь и уважение своим
примерным поведением. А для этого, пожалуйста,
примите к сведению некоторые правила поведения,
соблюдение которых поможет природе оставаться
такой же красивой, а вам – здоровыми и
счастливыми.
Пожалуйста:
- Идя по маршруту, никогда не меняйте его
трассы. - Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор
(свой и чужой) вынести с тропы. За это природа
скажет вам спасибо. - Не применяйте мыла или синтетических моющих
веществ при пользовании природными водоемами.
Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность
развиваться в чистой среде. - Не рубите деревья и кустарники, даже если они
вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни
являются важным звеном среди всех компонентов
ландшафта. - Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте
лекарственные растения, не рвите цветы. Даже
самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они
растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет
после. И тех животных, жизнь которых неразрывно
связана именно с этим растением, с этим цветком. - Берите на память о природе тех мест, что вы
посетили, только фотографии. - Не оставляйте после себя надписи на камнях и
деревьях. Такие автографы – нехорошая “память”
на долгие времена. - Ни при каких обстоятельствах и ни при какой
погоде не оставляйте после непотушенных костров.
Одна маленькая искорка – а может привести к
великой беде. - С уважением относись ко всем животным ,будь то
огромный медведь или маленькая ящерка, которые
встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их
громкими криками и тем более преследовать или
ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная
территория, и пусть им будет спокойно и безопасно
жить на ней. - По возможности не сходите с тропы: вы можете
нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях
зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на
какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить
естественное равновесие экосистеме. - Идя по тропе или находясь на стоянке, не
создавайте лишнего шума, зря не кричите, не
включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше
послушайте сами и дайте возможность другим
услышать музыку природы: пение птиц, шелест
листвы, журчание ручья.
12. Литература
Статьи из научно-методического журнала
“Биология в школе”:
- А.Н. Захлебный “Учебная экологическая тропа”,
№ 3 1983, с. 54-63. - Г.А. Комова “Экологические тропы как форма
экологического образования”, № 4, 2000, с. 52-58. - Биология и экология. 10-11 классы: проектная
деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская
.-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил. - Организация работы по созданию экологической
тропы. -Благовещенск. 2005. - Афонин А.В. Экологические тропы России. – М.: ПК
Литфонда России, 1993. – 36 с. - Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы
природных территорий у Байкала. – Иркутск: Изд-во
“Оттиск”, 2005. – 114 с. - Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. –
М.: Московский государственный
художественно-промышленный университет им. С.Г.
Строганова, 2000. – 106с. - Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой
вместе с детьми: настольная книга по восприятию
природы для учителей и родителей. Пер. с англ.
Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999. - Льюис В., Тильден Ф. Интерпретация для
посетителей парков. Пер. с англ. Иркутск: Изд-во
Ирк. ун-та, 1996. - Просто замечательная выставка! – М.: ЭкоЦентр
“Заповедники”, 1999. - Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные
тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с. - Чижова В.П. Школа природы. Экологическое
образование в охраняемых природных территориях.
– М.: Эколого-просветительский центр
“Заповедники” – WWF, 1997. – 128 с. - Чижова В.П. План-проспект буклета по
экологической тропе. Методические рекомендации
// Заповедные территории и люди. Формы и методы
работы. - Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой //
Там же, 2001 г. – С. 35–37. - Интернет-ресурсы.
13. Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Создали сценарий, контент, дизайн и архитектуру для экологической тропы в национального парке «Угра» по заказу компании Wellcamp.
Если вкратце, создание экотропы выглядело так:
1. Определили целевую аудиторию. Это 2 группы: школьники 2-9 класса (8-15 лет), которые будут приезжать на тропу с учителем по биологии, семьи с детьми.
2. Сформулировали цель проекта — объяснить взаимосвязи в лесу вокруг тропы и показать роль человека, который может как наносить урон, так и сохранять природу. При этом помощь природе должна быть грамотной.
3. Продумали идею. Маршрут по тропе — увлекательное путешествие вместе с наставником, который знает про лес больше чем мы, обычные люди. Во время этого путешествия посетители узнают, как устроен лес.
Сценарий
Нам было важно дать не набор отдельных фактов про лес, а объяснить, что всё в нем взаимосвязано. Поэтому информацию на щитах мы объединили общей историей «Лес — это экосистема».
Чтобы маршрут был не только познавательным, но и развлекательным, решили добавить интерактив. Так появилась идея тропы-загадки. На первом щите посетители видят вопрос «Что такое лес?». Ответ можно узнать, отыскав десять букв-подсказок, спрятанных на щитах.
Персонажи
Тайны леса раскрывает специально созданный персонаж Степан Угров. Степан — молодой учёный, лесник в четвертом поколении и инспектор национального парка. Мы использовали образ наставника, старшего брата. Степан много знает про лес, при этом может рассказать о нем детям простым и понятным языком. Через такого персонажа мы убираем назидательность и превращаем лекцию в увлекательное путешествие.
Ёж — друг Степана, вспомогательный персонаж. Он используется для интерактива и помогает детям найти подсказки. На щитах, где есть изображение ежа, спрятаны буквы, из которых в итоге складывается слово «ЭКОСИСТЕМА».
Контент
В текстах щитов было важно передать сложную научную информацию в легкой для детей форме. Поэтому для повествования мы выбрали научно-популярный стиль. При этом каждый информационный блок разрабатывали совместно с экспертом-биологом, чтобы сохранить смысловую часть.
Каждый щит объясняет, что происходит в лесу вокруг. Вся информация разбита на смысловые блоки с выводами. К некоторым выводам мы подводим так, чтобы читатель сделал их сам — так знание лучше отложится в памяти. Часть контента переведена в схемы, иллюстрации и креативные архитектурные решения: открывающиеся окошки, кубики и книжка.
Дизайн
Перед командой стояла сложная задача: найти визуальный образ, который бы привлекал детей 8-15 лет и не выглядел как детская книга. Кроме того, нам нужно было сделать так, чтобы дизайн щитов одновременно и вписывался в ландшафт, и выделялся на фоне зелени.
В брендбуке национального парка «Угра» — монохромная гамма для оформления щитов, которая стала бы скучной для детей. Совместно с заказчиком мы решили ввести дополнительные цвета. Для фона выбрали светло-голубой и светло-зелёный тона. Это сделано неслучайно: в длину тропа больше 7 км, и стенды должно быть видно издалека. Сейчас они, отражая свет солнца, сияют как маяки среди травы и деревьев. А яркие и насыщенные цвета — оранжевый, салатовый, голубой — призваны выделять акценты и управлять вниманием посетителей уже в пространстве самого информационного щита.
Иллюстрации
В работе над дизайном проекта команда создала авторские иллюстрации, которые сделали визуальное наполнение тропы уникальным. Мы подобрали референсы и определили стиль иллюстраций — ботанический рисунок.
Проводниками в удивительный мир природы стали Степан Угров и ёж. Внешний вид Степана определили сразу: молодой стильный парень в форме нацпарка. Изначально он был с модной прической, но по технике безопасности в лес нужно приходить в головном уборе. Поэтому Степан стал носить кепку, чтобы правила посещения считывались и визуально, через персонажа.
Кстати, сотрудники парка настолько вовлеклись в процесс формирования персонажей, что самостоятельно создали иллюстрации ежа.
Архитектура
Реализацией архитектурных решений занялась компания Wellcamp.Отталкиваясь от главной линии сценария о том, что лес — это экосистема, команда задалась вопросами: «Какой основной символ леса? Какой образ можно перенести в объемное пространство? Что максимально гармонично передаст идею тропы?» Ответ был очевиден — дерево.
Образ дерева коллеги реализовали в более упрощенных и строгих геометрических линиях, которые не свойственны природе, но привычны и понятны человеку любого возраста. Выбранная форма масштабируется и трансформируется на протяжении всей тропы. Стенды, навесы, смотровые площадки, настилы сделали в виде малых архитектурных форм и декорировали элементами на тему леса. Так, опоры малых стендов выразили геометрию ствола дерева, а закрывающие декоративные элементы в беседках и навесах приобрели очертания целой группы деревьев.
Приезжайте на тропу, чтобы увидеть ее своими глазами и узнать, как устроен лес. Найти вход можно по ссылке на яндекс.карте.
Что такое пуласки? Чем занимаются волонтеры на Байкале? Как создать свою экотропу? На эти и другие вопросы ответил координатор и бригадир “Байкальского проекта” и “Хранителей троп Урала” — Евгений Скворцов
Евгений строил тропы с 2005 года в Байкальском регионе, также принимал участие в строительстве участка Большой Байкальской тропы, а с 2019 года прокладывает тропы на Урале. Кроме того, в 2013 году участвовал в строительстве участка тропы до Тальков Камня. Он рассказал организаторам «Сысертской сотни» о своем опыте прокладки троп и поделился мнением о сысертском проекте всесезонной прогулочной тропы.
Евгений, хотелось бы начать наш диалог с понимания того, в чем же принципиальное отличие экологической тропы от маршрута?
– Маршрут – это некое направление от точки до точки, он может быть как маркирован, так и просто обозначен на карте. Маршрут не предполагает обязательное наличие благоустроенного полотна тропы. Если мы говорим о тропе, то это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. Тропа создается, в том числе, чтобы популяризировать наиболее значимые достопримечательности. Люди, гуляя по таким тропам, обучаются замечать разнообразные природные объекты. Экологическая тропа помогает регулировать рекреационную нагрузку, она создает условия, в которых основной поток людей движется по заранее заданным «коридорам», не растекаясь хаотично по большой площади. Это помогает уменьшить повреждение почвенно-растительного покрова уязвимых экосистем и снижает фактор беспокойства животных.
Строительство тропы всегда начинается с разведки, когда проставляются маркеры, делается анализ уклонов, подъемов, переправ и пр. Следующим этапом, когда уже пошел какой-то трафик, мы улучшаем полотно или создать новое, учитывающее антропогенную нагрузку. Изучаем, где необходимо создать инфраструктуру: информационные щиты, навигацию, места стоянок, туалеты и пр. Тропа должна проходить так, чтобы показать людям всю красоту природы, но с минимальным антропогенным вмешательством. Это целое искусство — проектировать и прокладывать тропы. Маршрут в идеале должен идти по прямой, самая короткая дистанция от точки А до точки Б, тропа же должна учитывать различные сценарии и места посещения. Здесь необходимо участие людей, которые знают территорию: историков, краеведов, людей и тех кто знает дестинации и точки впечатлений на ней. Даже фотографы, которые знают что и где можно запечатлить на камеру, должны участвовать в этом процессе.
Вы упомянули сценарии использования тропы, поясните какие они бывают, как создаются и что мы должны учитывать в строительстве “Сысертской сотни”?
– Сценарии конечно же должны учитывать сезонность. В каждый сезон сценарии путешествия по тропе могут отличаться, одни объекты мы смотрим зимой, а другие — летом. Сценарии могут учитывать посещение каких-то фотозон и видовых точек, места наблюдения за растениями и птицами. Нужно понимать то, какие эмоции мы должны вызвать у человека, гуляющего по тропе: любопытство, чувство близости к природе, эйфорию от нахождения на “крыше” мира и т.д. Смена ощущений – суть сценария. Например, посещение холодного ручья, в котором можно умыться и набрать воды должно происходить после долгого подъема.
Если говорить про “Сысертскую сотню”, то конечно нам при проектировании надо учитывать, в какую сторону будет идти основной поток, так как маршрут круговой. Например, если нам надо показать туристу панорамный вид с вершины горы, то лучше сначала его провести по лощине, где ничего не видно, и потом уже, когда он поднимется на гору и увидеть вид, который открывается с вершины, у него будет WOW-эффект. Нам надо найти какие-то объекты: ручьи, камни, вершины, которые станут точками впечатлений на каждом участке маршрута. Мы должны хорошо изучить территорию, чтобы понять все, что можно включить в сценарий. Или принять решение о создании каких-то рукотворных объектов вдоль тропы.
Чем экотропа отличается от обычной тропинки в лесу?
– Экотропы имеют начало и конец, направление движения, они обустроены и безопасны, а также зачастую снабжены базовой инфраструктурой. Такие тропы выполняют несколько задач, первая из которых – это активный отдых. Также такая тропа предполагает экологическое просвещение тех, кто ее посещает. Именно поэтому на экотропах ставят небольшие стенды с основной информацией. А остальную информацию можно найти на сайтах и буклетах.
Какие бывают категории и классификации троп? Чем они отличаются?
– Экологические тропы делят на группы по сложности прохождения: туристские, прогулочные и экстремальные. Этот критерий очень относителен и в огромной степени зависит от категории посетителей, на которых рассчитана тропа. Конечно, большинство из них проектируют для детей и на посетителей старшего возраста – более короткие и легкие для пешего прохождения, чем маршруты для опытных и подготовленных туристов. Однако, пытаться ограничить тропы для одной конкретной категории пользователей бессмысленно. Лучше предлагать альтернативы для других видов путешественников. Можно для одной тропы разработать различные сценарии и маршруты в расчете на разные целевые группы. Так можно 100 километровую тропу разделить на несколько участков, с которых можно сойти, укорачивая время пути даже до одного дня. Это дает возможность использовать тропу, как для продолжительных путешествий, так и для отдыха в выходные дни.
Агентство стратегических инициатив (АСИ) недавно выпустило методические рекомендации по созданию маркированных маршрутов. У них градация зависит от ширины тропы: начиная с 30 см и вплоть до 2,2 м. Также там описано какое должно быть покрытие, чтобы по нему могла пройти, например, коляска. На градацию еще влияет уклон. У простых троп он должен быть больше 8 градусов. На экстремальных может встречаться даже вертикальный уклон. Для каждого типа тропы есть рекомендации для какой целевой аудитории она подходит. Описано как проектировать и строить разные тропы в зависимости от их назначения и численности людей, которые по ним пойдут.
По моему мнению ширина “Сысертской сотни” должна быть хотя бы 1,5 м. Если еще учитывать велосипедный поток то 2-2,5 метра. Также некоторые участки можно сознательно ограничить, например делать переправы и мосты через реки такой ширины, чтобы пеший турист и велосипедист смогли пройти и проехать, а вот квадроциклист уже нет.
Евгений, а как создаются экотропы? С чего надо начать прокладку и обустройство тропы?
– Создание экотропы начинается с того, что группой специалистов проводится разведка природных условий, интересных объектов, традиционно сложившихся на данной территории видов отдыха и хозяйственного использования. Это влияет на то, какими будут в данном случае длина, назначение и тип тропы. Здесь привлекаются местные жители, хорошо знающие территорию. В этот момент наносятся первичные маркеры, развешиваются ориентиры, а также продумываются сценарии путешествий. Это был первый этап.
Второй этап. Тестовый поход вместе с первыми туристами, чтобы посмотреть на реакцию и впечатления. Желательно в обе стороны, т.к. восприятие территории меняется. Нужно убедиться, что выбранная траектория тропы оптимальна: не появляется ли желание где-то срезать путь или отклониться от него, чтобы что-то поближе посмотреть.
Третий этап. Детальная разметка тропы. На этом этапе начинается расчистка от высокой травы, кустарников и валежника в предполагаемом коридоре тропы.
Четвертый этап. Подготовительные работы. Снимается дёрн и лишний органический грунт. Это предотвращает появление обилия грязи, а также служит в качестве противопожарной полосы. Желательно всю органику временно складировать для ландшафтно-дизайнерских работ в будущем или переместить в места, где необходима рекультивация территории.
Пятый этап. Создание полотна тропы. Начинается с поиска неорганических материалов местного ландшафта: глина, песок, камни. Зачем это нужно? Все поверхности и изменения в ландшафте должны сливаться с окружающей местностью и быть максимально естественными для данной локации. Неорганическим материалом заполняют образовавшуюся выемку и выравнивают поверхность тропы.
Шестой этап. Оформление тропы и прилегающих территорий. На этом этапе необходимо привлечь ландшафтных дизайнеров для создания уникального вида тропы и объектов на ней. Создаются входные группы и аншлаги, устанавливаются малые архитектурные формы, мостики, лавочки, указатели.
Седьмой — заключительный этап. Происходит легендирование маршрутов. Оформляются буклеты с описанием тропы и всевозможных сценариев путешествия по ней. Подготавливается материал для экскурсий и обучения гидов. При этом, мы должны как можно меньше создать на природе визуального мусора. Не надо на тропе использовать большие баннеры и завешивать все табличками. Вся основная информация должна быть вынесена на входные группы и буклеты-путеводители. Можно сделать синхронизацию с приложением через QR коды.
Что нужно еще учитывать при разработке тропы?
– Нужно обязательно продумать как будет обеспечиваться безопасность и комфорт для туристов. Понять как будет поддерживаться сохранность демонстрационных объектов, уход за растениями, посадки. Разработать различные сценарии путешествий, продумать экскурсии, тематические мероприятия. Важно заручиться активной поддержкой местного населения, волонтёров и спонсоров. Тропа создает условия для развития местных общественных инициатив, малого бизнеса и появления рабочих мест в населенных пунктах. Местные жители могут принимать у себя туристов, открывать сувенирные лавки, работать гидами и так далее.
Если мы заговорили про волонтеров, расскажите про ваш опыт работы с волонтерами и различными сообществами? Чем волонтеры могут быть полезны на тропе?
– Волонтеры занимаются как прокладкой новых участков, так и очисткой и ремонтом тех участков, что уже существуют. Наши проекты выполняют образовательную функцию – мы рассказываем о местности и экосистеме, проводим экскурсии и туристические походы. Нужно сохранять баланс между работой и каким-то бонусом, чтобы ответить на вопрос: “зачем сюда ехать”. По моему опыту, на Байкале например, мы проводили 5 дней за работой, потом 5 дней в походе. Еще важна идея всего проекта: “зачем мы всё это делаем?” И здесь могут быть разные варианты ответов: во-первых, мы сохраняем природу, создав маршрут, люди не будут вытаптывать эндемики и редкие виды растений; во-вторых, человек хочет путешествовать, узнавать территорию, и мы должны создать какую-то уникальную программу, дать впечатления, которые он по-другому не получит. Например, если мы работаем в заповеднике или парке, то мы можем показать группе волонтеров что-то очень особенное, отвезти их в какое-то место, куда обычные туристы не попадут. Или предложить программу развития для волонтеров: личностный рост, лидерские и коммуникативные навыки. Люди становятся частью большой команды, объединенной общими ценностями и идеями.
Какие основные инструменты используются при строительстве троп?
– Основной, это конечно, пуласки. Специальный инструмент, используемый при тушении пожаров, особенно лесных, который сочетает в себе топор и мотыгу в одной головке. Лопаты штыковые и совковые. Хороший крепкий лом обязателен. Тележки для того, чтобы можно было что-то привезти и увезти. Должен быть запас пил, молотков, топоров. Во время строительства необходимо заложить бюджет на долговечные инструменты, чтобы их хватило не только на время строительства тропы, но и чтобы потом можно было использовать его при ремонте и укреплении троп.
Экологические тропы
Что такое экологическая тропа
Экологическая тропа, или просто «экотропа», – это прогулочный или туристический маршрут на какой-либо природной территории, специально оборудованный так, чтобы человек мог познакомиться с экосистемами, отдельными природными объектами, которые представляют познавательный интерес и имеют эстетическую и экологическую ценность.
Нередко такой маршрут включает рукотворные историко-культурные или просто примечательные объекты, которые находятся в природном окружении, – например усадебные парки, архитектурные памятники, старинные гидротехнические сооружения и т.д.
Экотропа – очень эффективная форма экологического просвещения. Обычно они прокладываются на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) – в национальных парках, несколько реже в заказниках и памятниках природы.
Настил по болоту
Смотровая площадка на дюне
Во всем мире ключевое место в деле экологического просвещения, занимает работа по организации и поддержке экологических троп. Так, в США сформирована система Национальных троп, призванная популяризировать наиболее значимые достопримечательности. Общая протяженность Национальных троп сегодня составляет более 80 000 километров. За время их существования (с 1968 года) по ним прошли миллионы людей.
Зачем нужны экотропы
Первые отечественные проекты такого рода называли «учебные тропы природы», потому что главная цель создания такой тропы – экологическое просвещение и даже воспитание посетителей. Нередко употребляются и такие выражения, как «природные тропы», «познавательные тропы». Сейчас устойчивое распространение получил термин «экологическая тропа», сокращенно – «экотропа».
Главная задача экотропы – помочь человеку лучше понять живой мир, который его окружает, показать красоту и многообразие природы. В ходе путешествия у людей расширяются знания об окружающей нас природе, о том, кто ее населяет, о процессах и удивительных явлениях, которые в ней происходят. Люди обучаются не просто смотреть, а замечать повсюду разнообразные природные примечательности, и что особо важно – видеть, как человеческая деятельность влияет на состояние окружающей среды. У многих при этом пробуждается желание больше узнать об окружающем мире.
Экологическая тропа помогает регулировать рекреационную нагрузку на экосистемы: она создает условия, в которых основной поток людей движется по заранее заданным «коридорам», не растекаясь хаотично по большой площади. Это помогает уменьшить повреждение почвенно-растительного покрова уязвимых экосистем, снижает фактор беспокойства животных.
Зарегулирование потока отдыхающих в свою очередь облегчает проведение мониторинга рекреационных нагрузок, управление количеством посетителей и контроль соблюдения установленного режима использования и охраны территории.
Еще одна важная задача организации экотроп – воспитание у человека культуры бережного поведения по отношению к природной среде. В современном мире это является необходимой составляющей всей культуры цивилизованного и ответственного члена общества.
Категории экотроп
Экологические тропы делят на группы по различным критериям. Пожалуй, основной критерий – это протяженность. Этот критерий очень относителен и в огромной степени зависит от размеров территории и демонстрируемых объектов, а также от категории посетителей, на которые рассчитана экологическая тропа. Например, в Северной Финляндии маршрут «Медвежий круг», частично проходящий через национальный парк «Оуланка», рассчитан на 18 дней. Но с него можно сойти, укорачивая время пути даже до одного дня. Это дает возможность использовать тропу, как для продолжительных путешествий, так и для отдыха в выходные дни.
На протяженной, но очень узкой Куршской косе организована сеть коротких (до 1,5–2,0 км) троп, подводящих к наиболее интересным и выразительным объектам и основным видовым точкам. Перемещаясь на автомобиле или экскурсионном автобусе, в течение одного дня можно посетить несколько таких троп.
Конечно, тропы, рассчитанные на младших детей и на посетителей старшего возраста, – более короткие и легкие для пешего прохождения, чем маршруты для опытных и подготовленных туристов. Однако пытаться ограничить пользование тропой одной конкретной категорией пользователей бессмысленно. Но зато можно для одной тропы разработать различные экскурсии и маршруты в расчете на разные целевые группы.
Тропы можно различать:
- по способу передвижения (пешеходные, велосипедные, автомобильные и др.),
- по конфигурации трека (линейные, полукольцевые и кольцевые, разветвленные),
- по насыщенности информацией,
- по другим характеристикам.
Но главный параметр классификации экологических троп – их назначение. Здесь можно выделить следующие основные категории, каждая из которых имеет свою специфику:
- туристские,
- прогулочные,
- учебные.
Как создаются экотропы
Создание экотропы начинается с того, что группой специалистов проводится изучение природных условий, интересных объектов, традиционно сложившихся на данной территории видов отдыха и хозяйственного использования. Это влияет на то, какими будут в данном случае длина, назначение и тип тропы.
Экскурсия на Галкинском болоте
Настил на экотропе по пескам
После этого разрабатывается предварительная схема маршрута экотропы. Набор используемых критериев зависит от частных условий, но всегда используются три основных:
- притягательность,
- доступность и проходимость,
- насыщенность информацией.
Привлекательность тропы – это то, чем можно заинтересовать посетителя: красота окружающей природы, какие-то уникальные объекты, яркость получаемых впечатлений. Маршрут должен включать красивые виды, но при этом быть не похож на другие. Чаще всего это может достигаться разнообразием основных объектов осмотра. Также, может различаться оборудование и оформление экотроп.
Избежать монотонности позволяет чередование залесённых и открытых пространств; кроме однородных ландшафтов должны быть и контрастные переходы, например, между лесом и поляной, водоемом и берегом, пологой поверхностью и обрывом и т.д. Наиболее ярко привлекательность тропы воплощается на видовых точках, где путешественнику открывается красивая панорама. Чаще всего обзорные площадки оборудуются на возвышениях рельефа или на берегу крупного водоема.
Смотровая площадка на заливе
Аншлаг на смотровой площадке
При выборе пути экотропы и достопримечательных точек следует не только использовать характер ландшафта, но и предлагать «пищу» для разных органов чувств человека: разнообразные краски пейзажа и их смену в течение года, голоса птиц и другие звуки природы, даже запахи.
Доступность экологической тропы означает, что ее начало и конец должны располагаться не очень далеко от входа на природную территорию и к ней должны вести удобные подъездные пути. Туристы не должны накопить усталости к началу прогулки по тропе, равно как и подвергаться лишним нагрузкам при возвращении. Лишняя физическая нагрузка может помешать человеку и усвоить новую информацию, и просто наслаждаться красотами природы. По такой же причине и сам маршрут по проходимости не должен быть слишком сложным.
Информативность – это очень важная характеристика. Экотропа должна удовлетворять потребность человека к познанию окружающей среды, давать интересную естественнонаучную (биологическую, экологическую, географическую), а нередко и историческую информацию, показывать взаимодействие человека с природой. Живой рассказ экскурсовода очень хорошо дополняют информационные стенды, аншлаги, буклеты, карты-схемы с пояснениями.
При разработке проекта экологической тропы учитываются и другие задачи:
- обеспечение безопасности и максимально возможного комфорта для туристов;
- поддержание демонстрационных объектов, включая привлечение животных (путем организации подкормки и устройства убежищ), уход за растениями, посадки;
- подготовка экскурсий и тематических мероприятий;
- подготовка квалифицированного персонала для работы с посетителями;
- формирование активной поддержки местного населения, волонтёров и спонсоров.
Что делаем мы?
При подготовке проекта экологической тропы мы проводим следующие основные работы::
– собираем имеющуюся информацию по территории – документацию, литературу, публикации в СМИ, карты, космоснимки, фотографии, посты на форумах и в соцсетях и т.д.;
– проводим натурное обследование, чтобы детально изучить природную среду, выявить достопримечательности территории, зафиксировать сложившееся рекреационное использование и другие виды антропогенного воздействия;
– по полученным материалам и с учетом изложенных выше критериев и задач разрабатываем возможные трассы, подбираем объекты осмотра, видовые точки;
– составляем рекомендации по проведению биотехнических мероприятий, а при необходимости и по рекультивации нарушенных участков, чтобы еще больше повысить привлекательность тропы;
– определяем наиболее эффективную форму подачи наглядного информационного материала, формы необходимого благоустройства;
– составляем подробное описание природного комплекса, по которому проходит экотропа, и объектов осмотра;
– готовим макеты иллюстративного материала, информационных стендов, аншлагов, а также листовок, брошюр и буклетов для посетителей;
– разрабатываем тексты экскурсий, записываем аудиогид.