Как составить экологический дневник

Экологический альбом
школьника 

                                                           
Ученика (цы)

______________________________

______________________________

                                                        Полысаево
2015

Что
такое экологический
альбом?

Экологический альбом – это тетрадь, где ученик рисует и описывает то, что он сделал или мог
бы сделать для защиты окружающей среды (например, как он собирал мусор, сажал
цветы, помогал экономить воду, бумагу или электричество, и др.).

Оригинальные идеи приветствуются. Дневник
состоит из разворотов для размещения изображений и имеет специально отведенные
поля для заметок

Изучение материала, необходимого для ведения альбома
поможетт быть здоровым душой и телом, применяя знания и умения в согласии с
законами природы, законами жизни, позволит активизировать умственную
деятельность, способствует развитию восприятия окружающего мира, развитию
воображения, и обеспечит дифференцированный подход в обучении. Экологический альбом
содержит расширенный материал, направленный на дальнейшее изучение себя и
окружающего мира.

Здравствуй дорогой друг!

Этот
альбом специально для тебя! Отправляясь в путешествие по его страницам, ты еще
раз прикоснешься к миру природы!

Давай
познакомимся!

 

Как тебя зовут?_________________________________

Как ты относишься к природе?______________________

_____________________________________________

Любишь ли ты животных?_________________________

_____________________________________________

Какое животное нравится
тебе больше всего?__________

Нарисуй
свое любимое животное

Отгадай зашифрованное слово

К Я О Г
И О Э Л

Ответ_____________________________________________________

 

Начиная изучать экологию, необходимо выяснить, что изучает данная
наука. Обратимся к универсальной энциклопедии: «ЭКОЛОГИЯ (от
греч. oikos дом, жилище, местопребывание и …логия), наука об
отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с
окружающей средой. Первая страница содержит именно эту информацию
.

Напиши свое определение
слову ЭКОЛОГИЯ.

ЭКОЛОГИЯ – это
_____________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Соедини
стрелками картинки с высказываниями

http://rgmax.net/images/razrabotka_idei_dlya_plakata_chi.jpgЧистый город

Грязный город

А как ты заботишься о чистоте нашего
города?

Приведите примеры:

1.__________________________________

2.__________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________

“Природоохранные
знаки”
.

Дайте название
природоохранным знакам

_______________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________

____________________________________

                                          _______________________________________

                                          _______________________________________

______________________________________

______________________________________

“Природоохранные
знаки”
.

Дайте название
природоохранным знакам

_____________________________________________________________________________________________________________________

________________________________

_____________________________________

Тебе предстоит
нарисовать природоохранный знак на тему:

Не разводить костер!

Задание: подпиши картинки

1.___________________________________________________

2.___________________________________________________

3.___________________________________________________

4.___________________________________________________

5.___________________________________________________

6.___________________________________________________

Задание: рассмотреть рисунок, ответить на вопрос. Подумайте, из-за
чего дерево могло стать таким, кто в этом виноват?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я за здоровый образ жизни!

Самым главным в жизни является здоровье.
Здоровый образ жизни – это совокупность действий и поступков человека,
которые направлены на сохранение его духовного и физического здоровья. Здоровый
образ жизни включает в себя основные компоненты: правильное питание, режим дня,
занятие спортом. Спорт, движение – это жизнь. Движение, здоровое
питание, правильное дыхание, экологическое сознание и умение расслабляться –
эти ключевые понятия образуют основу жизни.

Мой режим дня

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

____________________________________________________

Животные и растения в моем доме

Эта
страничка рассказывает о животных и растениях, которые находятся в доме.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

____________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Мои исследования.

Научные эксперименты очень
занимательны. Они помогут каждому лучше узнать окружающий мир. Однако юный
исследователь никогда не должен забывать о мерах предосторожности. Соблюдая
правила, опыты будут не только увлекательными, но и безопасными. На данной
страничке можно поместить описание и результаты экспериментов, рекомендации для
тех, кто только начинает заниматься исследовательской деятельностью.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

____________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Экологический
календарь.

1 января – Всемирный день мира;

11 января – День заповедников и
национальных парков;

29 января – День мобилизации против угрозы
ядерной войны.

2 февраля – День водно-болотных угодий;

8 февраля – День российской науки;

19 февраля – День морских млекопитающих;

14 марта – День действий против плотин.
День действий в защиту Рек, Воды и Жизни;

21 марта – Всемирный день Земли;

22 марта – День воды;

23 марта – Метеорологический день;

1 апреля – Международный день птиц;

7 апреля – Всемирный день здоровья;

12 апреля – Всемирный день Земли;

15 апреля – День экологических знаний;

19- 24 апреля – Марш парков;

26 апреля – День биолога;

28 апреля – День химической опасности;

3 мая – День Солнца;

8 мая – Международный день Красного
Креста и Красного Полумесяца;

12 мая – День экологического
образования;

24 мая – Европейский день парков;

31 мая – День без курения;

1 июня – День защиты детей;

5 июня – Всемирный день защиты
окружающей среды;

8 июня – Всемирный день океанов;

17 июня – Всемирный день борьбы с
опустыниванием и засухами.

11 июля – Международный день
народонаселения;

6 августа – День действий за запрещение
ядерного оружия;

9 августа – Всемирный день красоты;

11 сентября – День образования Всемирного
фонда дикой природы (1961)

15 сентября – День рождения Гринпис;

16 сентября – Международный день сохранения
озонового слоя;

20 сентября – День работников леса;

20 сентября – Международный день риса;

21-27 сентября – Неделя “Мы чистим
мир”;

26 сентября – Всемирный день морей;

27 сентября – Всемирный день туризма;

Сентябрь (последнее воскресенье) – день
Байкала.

4 октября – День защиты животных;

5 октября – День образования Международного
(Всемирного) союза охраны природы;

6 октября – Всемирный день охраны мест
обитаний;

8 октября – Международный день борьбы с
природными катастрофами;

14 октября – День уменьшения опасности
стихийных действий;

14 октября – День российских заповедников;

16 октября – Всемирный день продовольствия;

24 октября – Международный день ООН

1 ноября – День образования Российского
экологического союза.

20 ноября – День отказа от курения;

24 ноября – День образования
Всероссийского общества охраны природы;

3 декабря – Международный день борьбы с
пестицидами;

10 декабря – Международный день акций за
принятие Декларации прав животных;

29 декабря – Международный день сохранения
биоразнообразия;

Правила поведения в природе.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

____________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Мир вокруг меня.

На этой страничке можно расположить фотографии, сделанные в
походах и поездках. На них могут быть изображены интересные и живописные места,
растения и животные, уникальные природные явления и многое другое, что окружает
и радует человека.

Творческие работы, рефераты, сообщения.

Мои достижения.

Акция «Аллея первоклассников»

(озеленение пришкольного участка)

Задание 1. Попробуйте
объединиться в творческие группы: «экологи», «озеленители» и «дизайнеры». Подготовьте
доклады по темам:

«Формы
озеленения в городе» (видовой состав растений, композиция их посадки);

«Условия,
необходимые для жизни растений»;

«Оценка
жизнеспособности растений в городе»;

«Правила
посадки и ухода за растениями;

«Роль
растений в природе и жизни человека»;

«Растения
– символы исторических событий и памятных дат».

Как вы
думаете, почему аллею назвали «зеленой»?

Вокруг
нас много растений. Это разнообразные деревья, кустарники, травы. Растения –
удивительные создания природы. Они играют важную роль в природе и жизни
человека.

Задание 2. Какую
роль играют растения в природе? Выберите правильные ответы:

выделяют
кислород, необходимый для дыхания;

дают пищу
животным и человеку;

служат
местом обитания и укрытия животных;

укрепляют
почву;

увлажняют
и очищают воздух;

ЗАГЛУШАЮТ
шум на улицах города;

влияют на
климат и погоду в нашей местности.

Задание 3. Давайте
выберем для нашей аллеи дерево. Отгадайте загадку: «Что растет в родном краю?»

Ель,
саксаул, сосна и береза,

Клен,
баобаб, мандарин и мимоза,

Липа и
тополь, дуб, алыча –

Не
торопись отвечать сгоряча!

Дополните
ответ: В нашей местности произрастают _______________

________________________________________________________

Задание 4. Ребята,
растения нашего города узнали о том, что мы хотим посадить «Аллею Первоклассникови»
и между ними возник спор – какое дерево достойно стать символом такого события.

Характеристика
деревьев

Задание 5. Обсудите
план вашей работы. Определите, какие действия (и в какой последовательности) вы
должны выполнить, чтобы посадить «Аллею».

Планируемые действия

Последовательность
выполняемых действий

Выбрать место для посадки деревьев аллеи

Оценить выполненную работу

Подобрать для аллеи деревья (где взять деревья? к кому
обратиться?)

Посадить деревья

Доставить деревья на участок

Ознакомиться с правилами посадки растений

Продумать композицию посадки деревьев аллеи

Организовать уход за деревьями аллеи

Примите к сведению!

По
санитарно-гигиеническим нормам:

1. Расстояние
между деревьями и зданием школы должно быть не менее 10 м, между
кустарниками и школой 5 м.

2. Расстояние
между деревьями 8–10 м. Площадь зеленых насаждений должна занимать не
менее 40% площади участка.

3. На
внешний облик и рост растения влияет свет, но прямые солнечные лучи могут быть
губительны для него. Рассеянный свет (свет, отраженный водой, листьями) лучше
используется растениями. Они по отношению к свету могут быть светолюбивыми,
тенелюбивыми и теневыносливыми.

4. От плодородия почвы зависят
рост и развитие зеленых насаждений, их декоративный вид. Поэтому почва для
посадки растений должна содержать достаточное количество питательных веществ и
не должна содержать сорняков, мусор.

5. На участках школ следует
предусматривать водоснабжение для полива насаждений, дождевую канализацию и
электроосвещение.

Сочетаемость
деревьев друг с другом

Ель

Сосна

Дуб

Клен

Липа

Тополь

Береза

Ель

+

+

+

+

+

Сосна

+

+

+

+

+

+

+

Дуб

+

+

+

+

Клен

+

+

+

Липа

+

+

+

+

Тополь

+

+

+

+

Береза

+

+

+

Примечание:
Знаком «+» – отмечено наилучшее сочетание деревьев друг с другом.

Задание 6. Нарисовать
план посадки деревьев

Задание 7. Рассмотрите
возможные варианты посадки растении на пришкольной территории. Отметьте, какой
вариант посадки растений вам понравился.

Обозначения:
1 – кустарники; 2 – трава; 3 – клумба; 4 – бордюр

Задание 7. Опишите Свой уголок, который вы
посадили около школы.

а) Укажите
названия:

деревьев
___________

кустарников
________

травянистых
растений _______________

б) Зарисуйте
план посадки растений .

в) Отметьте,
какую пользу растения вашего уголка принесут природе и людям ________________________________________________

Задание 8. К сожалению,
не все участвуют в посадке деревьев.

Этот мальчик любит
в зной

Отдыхать в тени
лесной.

А скажи-ка ты ему:

– Если лес тебе
так мил,

Сам нигде ты
почему

Деревца не
посадил?

(М. Миршакар)

Важно не
только посадить растение, надо бережно и заботливо ухаживать за ним. Чтобы ваша
аллея была красивой долгие годы, надо позаботиться о ней. Запишите, как можно
позаботиться о деревьях аллеи.

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание 9. Как вы
понимаете пословицу: «Много леса – береги, мало леса – не губи, нет леса –
посади»?

________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Задание 10. Нарисуйте
эмблему своего зеленого уголка

Задание 11. Подберите
стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки о бережном отношении человека к
растениям

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Дневник наблюдений за природой

В советских школах ученикам младших классов нужно было вести “Дневник наблюдений за природой”. Это, после прописей, была самая первая ТПО (тетрадь с печатной основой) тех времен. Сегодня во многих школах учителя не придают большого значения ведению таких дневников. И это плохо. Ведь наблюдать за природой очень интересно.

Для учеников ведение такого дневника – это своеобразный проект, даже, можно сказать, целая научная работа. Ведение записей не предполагает помощь родителей, маленький человек все делает сам. И это здорово! 

Первая страница Дневника наблюдений

Ведение Дневника наблюдений организует ученика, заставляет его обратить внимание на природу, взглянуть по-новому на приметы погоды, учит определять температуру по термометру, узнавать какой сегодня ветер и что несут в себе облака. Изучая приметы погоды и заполняя дневник, ребенок будет понимать, что происходит с растениями и животными при сменах времен года и изменениях погодных условий. Все эти наблюдения и записи научат маленького человека организованности, помогут сопоставлять факты и выводить закономерности. Это важно и познавательно!

ЧТО ТАКОЕ ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Календарь погоды

Итак, Дневник наблюдений – это тетрадь, где школьник будет записывать свои наблюдения за природой, делиться своими впечатлениями, делать опыты, выводы и зарисовки.

Я предлагаю не пользоваться готовыми печатными Дневниками наблюдений, а завести свой дневник. В этом случае маленькому исследователю не придется слепо следовать отпечатанным указаниям, и он не будет ограничен выделенным на страницах местом.

Свой дневник ребенок должен заполнять сам и сам решать, сколько места он потратит на запись, рисунок или вывод. Это творческий труд.

Лучше всего, по-моему, использовать для дневника альбом для рисования или большой блокнот с плотными листами. Это позволит наклеить на страницы листья разных деревьев, нарисовать картинку или даже написать маленький отчет.

Блокнот для дневника наблюдений

Можно начать вести такой дневник с начала календарного года (1 января) или с начала учебного года (1 сентября). Здесь нет большой разницы. Часто начало учебного года больше организует ученика.

Начинаем вести дневник наблюдений. Что писать в дневник?

Собирать сведения про погоду — интересное и увлекательное дело, которое помогает глубже проникать в тайны природы. Для этого я предлагаю школьнику вести свой дневник наблюдений. С чего же начать?

  1. Обложка.
    Чтобы тетрадка не потерялась и не запачкалась (а пользоваться ей нужно будет почти каждый день и иногда на природе), поместим дневник в подходящую обложку и напишем большими буквами “ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ”. Можно указать свою фамилию (если хочется) и обязательно год, ведь в следующем году погода будет другая 🙂
    Для ребенка будет занимательно через несколько лет открыть тетрадку и посмотреть, что было в этот день, какая стояла погода.
     
  2. Первая страница
    Самую первую страницу дневника можно оставить под рисунок или попросить ребенка написать на ней (как в настоящем личном дневнике) для чего он и что туда будет записываться.
     
  3. Наблюдения
    Со следующей страницы начинаются наблюдения. Ставим число, месяц, год (если дневник начат с сентября) как в ежедневнике. Размечать каждую страничку сразу не стоит, ведь не известно сколько будет надписей в определенный день. Все зависит от настроения. Иногда будет всего лишь пару строк, а в другой день и двух страниц будет мало.

    Итак поставили число – рядом записываем какая в этот день погода. Тут пригодятся условные обозначения. Ребенок может придумать их сам или воспользоваться уже готовыми.
    Условные знаки погоды

    Температура воздуха, направление ветра и его скорость, осадки, роса, изморозь, иней, туман, виды облаков и т.д. Все это маленький исследователь может изучать и записывать постепенно, знакомясь с явлениями погоды.

  4. Рисунок или рассказ
    Мало просто одних условных значков. Иногда такое настроение, что хочется его выразить в рисунке, рассказе или даже стихотворении. И не нужно себя останавливать. Хочется – вперед к творчеству!
    Распустились головки одуванчиков – нарисуем их во всей красе. Опали листья с деревьев – соберем, высушим и вклеим их в дневник. Гуляли по лесу – запишем, что видели и слышали.

Задания для Дневника наблюдений

Кроме всего вышеперечисленного, я хочу предложить еще задания, с которыми будет интереснее и веселее заполнять тетрадь. Эти вопросы разграничены по месяцам, но выполнить их можно в любой подходящий день. Ведь природа порой преподносит сюрпризы. Так снег может выпасть только в январе, или отлет птиц начнется раньше срока.

ЗАДАНИЕ НА СЕНТЯБРЬ

Собери опавшие осенние листья клена, осины, липы, дуба, березы и рябины. Высуши и вклей в дневник.
Запиши, когда забагрянили осиновые листья. Наблюдай за образованием птичьих стай, – запиши день отлета птиц на зимовку.
Отметь день, когда созрели плоды боярышника, облепихи, клюквы и других растений. Запиши как меняется поведение птиц и зверей в дни непогоды.
Запиши день, когда увидел первый лед на лужах.

ЗАДАНИЕ НА ОКТЯБРЬ

Отметь начало массовою отлета птиц; какой формы стаи гусей, диких уток, журавлей и других птиц?
Когда созрели плоды рябины? Отметь в дневнике дни с первыми заморозками.
Когда появились наши зимние гости — снегири и свиристели?

ЗАДАНИЕ НА НОЯБРЬ

Запиши все ли растения сбросили листья к зиме. Зарисуй веточки нескольких деревьев. Отметь когда озеро, пруд или река покрылись льдом.
Подготовь зимние кормушки для пернатых друзей. Отметь какие птицы прилетают к кормушке.

ЗАДАНИЕ НА ДЕКАБРЬ

Запиши какое чаще всего небо, какими оно покрыто облаками. Отличается ли зимнее небо от осеннего?
Поймай на рукавичку или рукав пальто снежинку. Рассмотри ее. Зарисуй снежинку в тетради. Посмотри как лежит снег возле дома, в поле, на дороге. Где его больше? Зарисуй.

ЗАДАНИЕ НА ЯНВАРЬ

Отметь дни с самыми сильными морозами. Не забывай подкармливать птиц – следи, чтобы в кормушках вовремя появлялся корм для пернатых друзей.

 ЗАДАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ

Отметь самые холодные дни и дни оттепелей. Запиши как ведут себя птицы и звери в разную погоду. Какие птицы чаще прилетают к твоей кормушке? В какое время дня их больше всего?

ЗАДАНИЕ НА МАРТ

Записывай в свой дневник когда начался ледоход,  сколько дней он длился. Голоса каких перелетных птиц ты слышал? Какие насекомые проснулись первыми? Когда зацвела ива и черемуха? Как ведут себя скворцы возле домика, который ты для них смастерил?

Сделай наблюдение – повесь термометр на солнечном месте и запиши его показатели. Перевесь термометр в тень и через некоторое время также запиши какую он показал температуру. Сравни показатели, сделай вывод.

ЗАДАНИЕ НА АПРЕЛЬ

Запиши когда зацвели подснежники. Укажи их правильное название.
Если знаешь, напиши когда зацвели: мать-и-мачеха, гусиный лук, медуница, ветреница.
Отметь когда растаял последний снег на поле и в лесу.
Отметь месяц в котором было много ручейков.

ЗАДАНИЕ НА МАЙ

Когда была первая гроза? Когда листья на берёзе развернулись? Когда впервые встретил майских жуков? Когда в первый раз куковала кукушка? Когда услышал первое кваканье лягушки?

Напиши, что ты видел во время прогулки по лесу или парку.

ЗАДАНИЕ НА ИЮНЬ

Понаблюдай за цветами. Когда они раскрывают свои венчики? Ты помнишь, что делают эти цветы в определенное время? Например, тюльпан открывается в 6 утра и засыпает в 5 дня. А как ведут себя другие цветы?
Отметь день, когда можно было купаться в пруду или на озере, реке.
Отметь день, когда расцвел шиповник – это начало лета!

ЗАДАНИЕ НА ИЮЛЬ

Был ли ты в поле, на лугу, в лесу, на речке или озере? Запиши, что видел и какие знакомые растения встретил. Опиши 1-2 незнакомых тебе растения. Сфотографируй их или зарисуй. Дома выясни как они называются.

Собери во время цветения немного чабреца, ромашки, душицы. Чай с ними зимой очень вкусен.

ЗАДАНИЕ НА АВГУСТ

Лето такое щедрое на разные события, невозможно за всем уследить. Но не печалься: лучше иметь меньше записей в дневнике, но, чтобы они были более детальные. Проследи за появлением плодов и семян у растений. Отметь период массового вылета мух жигалок и слепней. Не пропусти прощальных трелей соловья и последнего кукования кукушки.

В конце года можно пролистать дневник и составить табличку, из которой станет ясно сколько дней в году была хорошая или плохая погода. Таблица погоды за год

Сегодня в продаже имеются большие плакаты наблюдений за погодой на каждый месяц. Такой календарь погоды можно закрепить на стенд в классе и отмечать погоду там каждый день. А в конце года вместе со всем классом проанализировать, что получилось.

Комментировать

Дневник

экологической  практики

                                                                                        выполнила  

                                                                 Галда Е.Н.

2015г 

Место прохождения практики:

с.Бурлацкое Благодарненского района Ставропольского края

                        План

  №

Наименование работы

Количество дней

   1

   2

   3

   4

   5

Знакомство с экологической обстановкой.

Анализ растительных сообществ с выделением в них растений.

Правила заготовки растительного сырья.

Природоохранные мероприятия

Оценка планировки, застройки, экологической ситуации центрального микрорайона.

Выявление основных источников загрязнения окружающей среды

Составление акта №1

Мониторинг шума и загрязнения атмосферного воздуха, создаваемых автотранспортом.

Составление акта №2

Подведение итогов

1

1

1

1

                                                День  1

Село Бурлацкое расположено в восточной части Благодарненского района Ставропольского края. Рядом с селом  с южной стороны проходит федеральная трасса «Ставрополь-Буденновск». С северной стороны села пролегает железная дорога. Здания на территории села в основном одноэтажные, встречаются двухэтажные. Большинство из них построено из известняка-ракушечника, добываемого в Бурлацком карьере, расположенном к востоку от села.

В селе имеются: 1 школа, 2 детских сада, 1 больница, 1 амбулатория, 2 аптеки, Дом культуры, ветучасток, частные и государственные магазины и т.д.

С.Бурлацкое находится в зоне степей. Рельеф: равнинный, имеются вокруг села немногочисленные холмы и яры. Почвы каштановые. К северу от села протекает река Мокрая Буйвола. По берегам реки преобладают солончаки.

Климат на территории района резко-континентальный, отличается довольно холодной зимой и жарким сухим летом с редко выпадающими дождями. Осадков 300-350 мм в год.

Флора типична для степи: травянистая равнина с редко встречающимися невысокими кустарниками. Одной из причин безлесья считается засоленность почвы, которая связана с недостаточным количеством осадков. Сильные ветры – суховеи тоже отрицательно сказываются на развитии леса, также как и длительные летние засухи. Однако имеются лесозащитные полосы из древесных культур (шелковица, абрикос, вяз, гледичия, клен и др.) антропогенного происхождения на обширных территориях возделываемых полей.

Фауна характерная для степи: из млекопитающих – зайцы, лисы, полевки, из птиц – вороны, воробьи, сороки, удоды, из земноводных –  жабы, лягушки, из пресмыкающихся – ящерицы, ужи, степные гадюки. Мир беспозвоночных чрезвычайно разнообразен: многочисленные виды прямокрылых, перепончатокрылых, жесткокрылых, полужесткокрылых, чешуекрылых насекомых, паукообразных, кольчатых червей, моллюсков и др. образуют типичный для степи биоценоз.

Промышленные предприятия с.Бурлацкого:

Птицефабрика «Ставропольские зори» филиалы «Бурлацкий» и «Восточный», каменный и песчаный карьеры

                                  День 2

                                                 Флора

Степные травянистые растения приспособлены к  безводному  режиму: многие образуют луковицы, толстые корневища и клубни, позволяющие им весной быстро развивать цветочную стрелку и использовать имеющуюся в почве от таяния снега и весенних дождей влагу. Весной степь пестрит яркими цветами: тюльпаны, луки, касатики. Позже появляются желтые крестоцветные, затем злаки – колышутся серебристые перья ковыля. Позднее наступает время цветения губоцветных, особенно темно-лилового шалфея и душистого чабреца, и многих других. Последними появляются сложноцветные – белые нивяники, астры и др.

 Многие степные растения душисты, так как испарения эфирных масел предохраняют их от перегрева на слишком жарком солнце. Многие виды защищены от засухи узкими свернутыми листьями, мало испаряющими влагу, другие, с крупными листьями, покрыты густым войлоком, что тоже уменьшает испарение (коровяк, мальвовые).

Вследствие засухи степные растения к концу лета засыхают, и степь становится бурой, выжженной. Сухие растения, вырванные ветром и разносимые по степи, рассеивают свои семена. Скапливаясь вместе, они образуют особую жизненную форму – перекати-поле.

Встречаются сорные растения: пырей ползучий, ежа сборная, амарант (щирица), лебеда, молочай , полыни, подорожники, одуванчики, горец птичий и др.

На территории с.Бурлацкого и прилегающих к нему земель произрастают и ядовитые растения, например, белена черная, белоголовый вех и др.

Хотя большая часть территории степи нашего района распахана, остались целинные участки, на которых можно встретить много лекарственных растений: алтей, коровяк, девясил, заросли ромашки аптечной, чабреца, тысячелистник, бессмертник, пастушья сумка, подорожник, астрагал, горец птичий, безвременник, белладонна, зверобой продырявленный, клевер красный, лапчатка прямостоячая, одуванчик лекарственный, пижма обыкновенная, полынь горькая, расторопша пятнистая, чистотел большой, шалфей аптечный, шиповник собачий и многие другие.

Описание некоторых лекарственных растений, встречающихся на территории земель с.Бурлацкого:

Ромашка аптечная (Matricaria recutita):

Относится к семейству сложноцветных. Однолетнее невысокое (до 35 см) травянистое растение с сильноветвистым стеблем. Листья очередные, двоякопересторассеченные. Цветочные корзинки сидят одиночно на длинных цветоносах на верхушках ветвей и несут белые язычковые и желтые трубчатые цветки. Сухие корзинки имеют диаметр 5-8 мм. Плоды – семянки. Растение ароматное. Цветет почти все лето, отдельная корзинка цветет около 3 недель. Собирают корзинки без цветоносов в стадии горизонтального расположения язычковых цветков. Сбор проводят вручную, ощипывая корзинки, пользуются также особыми металлическими гребнями для очесывания корзинок.

Соцветия ромашки содержат эфирное масло (0,05-1,0 %), до 11 веществ флавоноидной природы (апигенин-7-глюкозид, кверцимеритрин и др.), кумарины, органические кислоты, витамины С, В, К, В-каротин, токоферол, стерины, полисахариды.

Ромашка – одно из самых популярных народных лекарственных растений, обладает противовоспалительным и антиаллергическим действием, применяют ее при самых различных заболеваниях: при простуде, болях в животе, женских болезнях, для промывания гноящихся ран; принимают внутрь, а также для примочек, припарок, полосканий, клизм.

Тимьян ползучий, или Чабрец обыкновенный (Thymus serpillum):

Принадлежит к семейству губоцветных. Многолетний полукустарничек, образующий мелкие дерновинки. Стебель, стелющийся по земле и местами укореняющийся, ветвистый, в нижней части деревянистый, красно-бурый. Листья супротивные, мелкие, овальные, яйцевидные или ланцетовидные, покрыты железками с эфирным маслом. Мелкие двугубые фиолетово-красные цветки собраны на концах веточек в ложные мутовки.

Растение очень ароматно. Цветет почти все лето. Собираются олиственные веточки во время цветения. Рекомендуется траву срезать ножом.

В траве чабреца содержится 0.1-1% эфирного масла, в состав которого входят фенолы – тимол и карвакрол, терпены – цимол, борнеол, цингиберин. Кроме эфирного масла в траве найдены тритерпены – урсоловая и олеаноловая кислоты, флавоноиды, дубильные вещества.

Применяется в качестве отхаркивающего и бактерицидного средства при бронхитах и заболеваниях верхних дыхательных путей в виде настоя или жидкого экстракта.

В народе экстракт чабреца применяется при плохом пищеварении, вздутии кишечника. Как мочегонное и укрепляющее желудок средство, при кашле, болях в груди, бессоннице. Наружно – для ароматических ванн, в виде компрессов и примочек как ранозаживляющее и при болезнях глаз.

Полынь метельчатая (Artemisia scoparia):

Относится к семейству сложноцветных. Однолетнее или двулетнее растение с перисторасеченными листьями. Мелкие желтые трубчатые цветки в небольших корзиночках собраны на верхушках стебля и его ветвей, образуя раскидистое метельчатое соцветие. Цветет с конца июля до поздней осени.

В траве найдены кумарин скопарон (0.25%), изокумарин капиллярин, смолы, дубильные вещества, эфирное масло (0.71-0.96%), в состав которого входят терпены.

Применяется при заболеваниях дыхательных путей, при ревматизме и как мочегонное средство, при изжоге, против глистов.

Тысячелистник обыкновенный (Achillea millefollium):

Принадлежит  к семейству сложноцветных. Многолетнее травянистое растение с ползучим корневищем. Развивающее несколько крупных прикорневых ланцетовидных мелкорассеченных листьев. Стебель неветвистый высотой 20-40 см. слабоолиственный. Опушенный, светло-зеленый, заканчивается на верхушке сложным крупным щитковидным соцветием, веточки которого несут мелкие цветочные корзинки – продолговато-яйцевидные, длиной 3-4 мм.

Все растение душистое. Цветет с июня по сентябрь. Заготавливают во время цветения верхнюю часть стебля с соцветием и стеблевыми листьями.

В траве содержится до 0.8% эфирного масла сложного состава. Основной его компонент – хамазулен. Также содержатся бициклические терпены – туйон, борнеол, камфора; бициклические сесквитерпены, моноциклические терпены (цинеол), муравьиная, уксусная и изовалериановая кислоты.

Помимо эфирного масла в траве содержатся флавоноиды, сесквитерпен ахиллин, алкалоиды, витамин К.

Тысячелистник назначают в виде настоя или жидкого экстракта при маточных кровотечениях на почве воспалительного процесса. В народной медицине употребляют при женских болезнях, для остановки кровотечения при порезах, при геморроидальных и маточных кровотечениях, при зубной боли и для увеличения количества молока у кормящих матерей.

                                  День 3    

       Правила заготовки лекарственного сырья 

В разное время года растение содержит совершенно разное количество тех терапевтически активных веществ, которые определяют его ценность как лекарства. Как правило, за некоторыми исключениями надземные зеленые части растения – листья и травянистые стебли – накапливают действующие вещества в наибольшем количестве в период цветения и начала плодоношения. Плоды наибольшее количество целебных веществ содержат в период полного созревания; корни и корневища – поздней осенью, после увядания надземной части растения.

Прекрасным средством при некоторых заболеваниях служат почки березы, сосны и тополя. Собирать их надо ранней весной, когда они набухают, но не тронулись в рост, это обычно бывает в марте-апреле. Почки сосны и березы можно заготавливать еще раньше – в феврале. Сушить их надо очень осторожно: длительное время в прохладном проветриваемом помещении, так как в теплом помещении они распускаются.

Кору деревьев и кустарников следует собирать весной в период усиленного                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            тонком стволике несколько продольных надрезов длиной до полуметра и соединив их поперечными надрезами. Подняв надрезанную кору с верхнего конца, можно легко снять весь кусок в виде трубочки. Всю эту операцию проводят острым ножом. Если кора покрыта наростами лишайников, то их предварительно тщательно счищают ножом. Нельзя вкладывать снятые трубочки одна в другую – они при этом могут заплесневеть.

Листья, траву и цветы можно заготавливать только в сухую погоду, лучше всего с утра, после того, как подсохнет роса. Растения, собранные после дождя или покрытые росой, очень быстро чернеют и портятся. В корзинки их надо укладывать рыхло, т.к. они могут нагреться и почернеть, что тоже их испортит.

Если с растения нужно собрать только листья, их обрывают с цветущих экземпляров. У двулетников на второй год листьев очень мало, поэтому листья                                                                                                                                                                     собирают с нецветущих экземпляров. Листья лучше всего собирать вручную с черешком или без черешка, в зависимости от вида растения. Листья должны быть полностью развившимися и свежими. При сборе листьев крапивы можно срезать или скосить всю надземную часть растения, а после высушивания собрать с него листья.

При сборе травы, ее срезают серпом у основания или на уровне нижних листьев. У некоторых высоких растений – полыни, пустырника, зверобоя – полагается срезать только цветущие верхушки или обламывать вручную боковые веточки. Если у собираемого растения много стеблей, его после высушивания обмолачивают и стебли выбрасывают, т.к. они почти не содержат целебных веществ (чабрец, донник, душица).

У некоторых растений заготавливают только цветы или соцветия. Их надо собирать в начале цветения, когда цветок еще не показывает никаких признаков увядания. В этот период цветки содержат больше действующих веществ, меньше осыпаются при хранении, лучше выдерживают сушку и сохраняют окраску. Цветы рекомендуется собирать вручную, ощипывая их и обрывая цветоножки. Для некоторых растений с крупными цветами можно сделать специальный ковш или ящичек с гребнем.

Плоды также собирают в сухую погоду, в период их полного созревания, и обрывают вручную без плодоножки. Некоторые мелкие ягоды можно собирать гребнем для ромашки.

Корни и корневища выкапывают осенью или в конце лета, после того как растение уже отцвело. Некоторые виды можно собирать ранней весной. Корни и корневища нельзя выдергивать руками, лучше всего использовать специальные лопаты («колпаки»). Лопату вставляют в землю на расстоянии 10-12 см от стебля под некоторым углом к поверхности почвы. Затем делают вращательное движение с тем, чтобы несколько расширить разрез в почве, и одним движением поднимают на поверхность ком земли вместе с корнем или корневищем. Затем их отряхивают от земли и промывают начисто в ближайшем ручье. Промытые корни и корневища сразу же раскладывают на рогожке или траве и подсушивают. Затем их окончательно очищают и доставляют к месту окончательной сушки.

Горячей водой корни и корневища лекарственных растений промывать нельзя, т.к. могут вымываться действующие вещества.

После сбора почти все лекарственные растения должны быть высушены. До сушки растения сортируют, выбрасывая посторонние части, крупные корни и корневища разрезают вдоль или поперек.

В большинстве случаев лекарственные растения сушат в теплом, сухом, хорошо проветриваемом помещении. Сушка в сыром или плохо проветриваемом помещении губительным образом отражается на качестве сырья.

Самый простой способ – сушка на сухом проветриваемом чердаке, особенно под железной крышей, при этом открывают все окна. Если возможно, на одном из окон ставят обыкновенный вентилятор. Можно сушить просто на воздухе, в тени, на ветру, натягивая тент. На солнце большинство лекарственных растений, их частей сушить нельзя, т.к. это резко уменьшает концентрацию действующих веществ. На солнце можно подвяливать корни, корневища и плоды  некоторых растений. За один день их высушивать нельзя. На ночь надо накрыть их от росы.

В обычных условиях сырье можно высушить за 3-4 дня. Толстые части могут сушиться несколько недель,  за сырьем при этом нужно следить, переворачивать не менее одного раза в сутки.

Плоды можно сушить в русской печи или духовке. Температура в печи должна быть не более 80-90˚С.

Хорошо высушенное до «воздушно-сухого состояния» сырьё всегда содержит некоторое количество гигроскопической влаги – 8-15%, что неизбежно и на качестве сырья не отражается. Правильно высушенные корни и корневища ломаются с некоторым треском; листья должны перетираться пальцами, жилки листьев и стебли трав – ломаться, цветки должны быть сухими на ощупь. Сочные высушенные плоды не должны при сжимании в руке слипаться в комок.

Хранить высушенное сырье нужно в бумажных пакетах, в прохладном, темном, проветриваемом помещении.

            Природоохранные мероприятия

В наши дни потребительское отношение к природе, расходование ее ресурсов без осуществления мер по их восстановлению уходят в пошлое. Проблема рационального использования природных ресурсов, охрана природы от губительных последствий хозяйственной деятельности человека приобрели огромное государственное значение. Общество в интересах настоящего и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения чистоты воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды. Не будет преувеличением сказать, что охрана среды обитания человека – дело всего человечества.

Охрана природы и рациональное природопользование – проблема комплексная, и ее решение зависит как от последовательного осуществления государственных мероприятий, так и от повышения уровня научных знаний.

Для вредных веществ в атмосфере законодательно установлены предельно допустимые концентрации, не вызывающие у человека ощутимых последствий. С целью предотвращения загрязнения атмосферы разработаны мероприятия, обеспечивающие правильное сжигание топлива, переход на газифицированное теплоцентральное отопление, установку на промышленных предприятиях очистных сооружений.

Также ведутся поиски технологии, при которой образование отходов было бы сведено к минимуму. Этой же цели служат улучшение конструкции автомобилей, переход на другие виды топлива (сжиженный газ, этиловый спирт), при сжигании которых образуется меньше вредных веществ. Разрабатываются модели автомобилей с электрическим двигателем. Большое значение имеет правильная планировка населенных пунктов и зеленые насаждения. Деревья очищают воздух от взвешенных в нем жидких и твердых частиц, поглощают вредные газы. Например, сернистый газ хорошо поглощают тополь, липа, клен, конский каштан; фенолы – сирень, шелковица, бузина.

Бытовые сточные воды подвергаются механической, физико-химической и биологической обработка биологическая очистка заключается в разрушении органических веществ микроорганизмами. Воду пропускают через специальные резервуары с так называемым активным илом, который содержит микроорганизмы, окисляющие фенолы, жирные кислоты, спирты, углеводороды, нефть и т. д.  

Очистка сточных вод не решает всех проблем. Поэтому все больше предприятий переходит на новую технологию – замкнутый цикл, при котором очищенная вода вновь поступает в производство.

Охрана недр заключается прежде всего в предотвращении непроизводительных трат органических и минеральных ресурсов и комплексном их использовании. Например, много каменного угля теряется при подземных пожарах, горючий газ сгорает в факелах на нефтепромыслах. Разработка технологии комплексного извлечения металлов из руд позволяет получать дополнительно такие ценные элементы, как титан, кобальт, вольфрам, молибден и др.

Для повышения продуктивности сельского хозяйства громадное значение имеют правильная агротехника и специальные мероприятия по охране почвы. Например, борьбу с оврагами успешно ведут путем посадки растений – деревьев, кустарников, трав. Окультуривание оврагов позволяет использовать их в хозяйственных целях. В зарослях растений поселяются птицы, что имеет значение для борьбы с вредителями. Защитные лесонасаждения в степях препятствуют водной и ветровой эрозии почв.

Развитие биологических методов борьбы с вредителями позволяет резко сократить использование в сельском хозяйстве пестицидов.

В настоящее время в охране нуждаются 2000 видов растения, 236 видов млекопитающих, 287 видов птиц. Международным союзом охраны природы учреждена специальная Красная книга, в которой содержатся сведения об исчезающих видах и даются рекомендации по их сохранению.

Сохранению животного и растительного мира способствует организация заповедников и заказников. Заповедники служат также для расселения видов, исчезнувших в данной местности.

Подобные примеры многочисленны. Они показывают, что бережное отношение к природе, основанное на глубоких знаниях биологии растений и животных, не только сохраняет ее, но и дает значительный экономический эффект.

                                            День 4

Оценка планировки, застройки, экологической ситуации

В селе много улиц, переулков, дома одноэтажные, иногда встречаются двухэтажные. Здания построены из  известняка-ракушечника, добываемого на местном каменном карьере, облицованы силикатным кирпичом, кровля – шиферная. Встречаются старые строения из самана. Все улицы очень хорошо озеленены: везде произрастают деревья, кустарники, травянистые растения.

Основными источниками загрязнения в селе и округе являются: транспорт и  птицефабрики, вывозящие на прилегающие территории большое количество куриного помета. Это не только способствует загрязнению земель, но и приводит к выделению в атмосферу больших количеств вредных веществ, таких как аммиак. Хотя с другой стороны этот помет часто вывозят на поля и используют как удобрение почв. Большой «вклад» в ухудшение экологического состояния окружающей среды вносят сами жители: вокруг села созданы огромные несанкционированные свалки, жители, чьи огороды выходят на берег реки Мокрая Буйвола, выбрасывают мусор, навоз, отходы прямо в реку или на ее берег.

                                             Акт №1

1.С.Бурлацкое в продольном направлении имеет размеры около 8 км, в поперечном – около 5 км. С южной стороны село ограничено трассой «Ставрополь-Буденновск», с северной – рекой Мокрая Буйвола.

2.В процентном соотношении здания, строения и зеленые насаждения распределяются примерно так: 50% /50%.

3.Вывоз мусора нецентрализован, жители самостоятельно вывозят мусор за пределы села. Поэтому многие везут его не на санкционированную свалку, а в места стихийных свалок, которые находятся ближе.

                                  День 5

                                 Шум

Крайне отрицательное влияние на людей оказывает шумовое загрязнение. С физической точки зрения звук (шум) представляет собой волновое колебание упругой среды. Звуковые колебания вызывают повышение и понижение давления в воздушной среде. Разность между этим давлением и атмосферным называется звуковым давлением. Уровень звукового давления определяется в логарифмических единицах – децибелах (дБ). Диапазон человеческого уха укладывается  в 140 дБ. При уровне шума в 40-45 дБ нарушается сон у 10-20% населения, при 50 дБ – у 50%, а при 75 дБ – у 95% населения. Шум может являться причиной нервных и психических расстройств, сердечно-сосудистых заболеваний, нарушать обмен веществ. Наиболее распространенным и утомляющим является шум транспорта, который зависит от скорости движения и частоты остановок автомобилей (чем больше остановок, тем выше уровень шума). Так, при прохождении 100 автомобилей в час средний уровень шума на прилегающей к дороге территории составляет 30 дБ. В городах уровень шума от движения автотранспорта на улицах местного значения составляет 50-65 дБ, на магистральных – 70-85. таким образом, шум является серьезным загрязнителем и представляет угрозу здоровью людей.

Кроме того, шумы, действующие изо дня в день, наносят большой вред слуху. Под постоянными резкими ударами звуковых волн барабанная перепонка колеблется с большим размахом. Из-за этого она постепенно теряет свою эластичность и у человека притупляется слух.

Нужно отметить, что в с.Бурлацком уровень шума не превышает нормальный уровень, особенно на улицах , расположенных вдали от центра, т.к. количество проезжающих автомобилей не столь велико, как в городах.

       Загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом

Атмосферный воздух содержит кислорода 21%, азота  78%, углекислого газа 0.03%, прочих газов около 1%. В воздухе также содержится во взвешенном состоянии пыль.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха – выхлопы автотранспорта, промышленные выбросы вредных газов, золы, дыма. В выхлопных газах автомобилей содержится не только окись углерода, но и множество гораздо более опасных веществ: окись азота, соединения свинца ( каждый автомобиль за год выделяет 1кг свинца), различные углеводороды  – ацетилен, этилен, метан, пропан, толуол, бензопирен и др.

Однако, стоит отметить, что в нашем селе эта проблема остро не стоит, т.к. движение автотранспорта по улицам не очень интенсивное, а на всех улицах и переулках по обеим сторонам расположены многочисленные зеленые насаждения. Они задерживают большую часть пыли и вредных выхлопных газов.

                                               Акт №2

         Дорожно-транспортная система с.Бурлацкое

В селе большинство улиц имеют асфальтированное покрытие; переулки асфальтированы частично (примерно половина переулков имеет грунтовое покрытие дорого). Пешеходные переходы имеются только на центральных улицах вблизи наиболее значимых объектов (школа, детский сад и пр.).

На всех улицах и переулках по обеим сторонам от дорог имеются зеленые насаждения из древесных культур и кустарников. В основном, это вяз, тополь, акация, сирень, гибискус, а также многочисленные плодовые деревья и кустарники: абрикос, алыча, слива, яблоня, груша, вишня, боярышник, смородина и др. Около домовладений жители высаживают также различные декоративные травянистые растения.

             Автотранспорт

Количество проезжающих за один час машин невелико.  На центральных улицах: легковых примерно 30-40 в час, грузовых – 25-35, автобусов – 2-4. на периферических улицах и переулках количество проезжающего в час автотранспорта примерно в 2 раза меньше.

Шумовое загрязнение в связи с небольшим количеством транспорта не превышает допустимых норм.

Загрязнение атмосферного  воздуха выхлопами автотранспорта также невелико, кроме того многочисленные зеленые насаждения способствуют очистке воздуха от вредных выхлопных газов и задерживают пылевое загрязнение.

                                                 День 6

                                                Выводы

В результате обследования природных и антропогенных биоценозов с.Бурлацкого и принадлежащих ему земель, можно сделать следующие выводы:

1.Состояние окружающей человека среды на исследуемой территории в целом удовлетворительное.

2.Очень плохое состояние в экологическом плане имеют территории вблизи села в местах несанкционированных свалок (участки степи, прибрежная зона).

3.На полях, пастбищах, прибрежной зоне многие виды нуждаются в охране из-за отрицательного влияния антропогенного фактора.

4.Территория самого села отличается хорошим экологическим состоянием благодаря тому, что местные жители заботятся о землях, прилежащих к их домовладениям, а также стараниям служб администрации села.

                            Пути решения существующих проблем

1.Просветительская работа среди населения

2.Материальные наказания за неправомерное загрязнение окружающей среды

3.Посильное участие каждого жителя в восстановлении  и поддержании чистоты близлежащих территорий и видового разнообразия.

                           Используемая литература:

1.Гемерман А.Ф., Кадаев Г.Н., Яценко-Хмелевский «Лекарственные растения» – М.Высшая школа, 1984.

2.Мамонтов С.Г., ЗахаровВ.В. «Биология. Общие закономерности 9кл.» , М..Дрофа» ,2005г.

3.Рыжов И.Н., Рыжова Н.А .   «Городская  среда», Биология в школе, 1995 г.

4.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.  «Биология.Человек 8кл», М.Дрофа 2006.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

“Большинство людей находятся на мире, а не в мире; не имеют никакой сознательной привязанности или отношения к чему-либо, что их касается”, – писал Джон Мюир, эколог, ученый, путешественник и основатель «Клуба Сиерра». К сожалению, сегодня его заявление еще более правдиво, чем в те далекие времена. Как можем мы взаимодействовать с окружающей средой в современном обществе? Как можем мы стать более благодарными природе? Для нас существует лишь один выход – следовать примеру Мюира, Джона Джеймса Одюбона и других известных писателей и художников – вести дневник природы.
Как и личный дневник или ежедневник, журнал природы – это место для записей наших наблюдений и реакций на них, но, в отличие от дневника, журнал природы предназначен специально для записи наших исследований и мыслей о природе. Начните вести журнал природы, и вы можете в конечном итоге узнать многое о природе и о себе.

Шаги

  1. Изображение с названием 145926 1

    1

    Решите, какой именно вид журнала о природе вы хотите вести. Вы можете использовать журнал во многих случаях в зависимости от ваших собственных предпочтений и природной среды вокруг вас. И это хорошая идея – думать о том, какой журнал вы хотите сделать, так что в итоге вы можете получить соответствующего размера книгу с материалами, которые вам понадобятся. Некоторые идеи о том, как подойти к созданию собственного журнала природы включают в себя:

    • Просто записывать все ваши экскурсии на природу. Пишите все, что вы видите, чувствуете и замечаете; добавляйте столько фотографий, сколько пожелаете.
    • Создайте журнал природы для определенного места (например, река, парк, или ваш двор) или для живых существ (таких, как красные деревья, обезьяны, тараканы).
    • Создайте журнал природы для хроники событий одного конкретного путешествия.
    • Существует также ряд журналов, которые обычно используются для более специфических целей, таких как журнал Grinnell и журналы по фенологии (см. раздел “Советы”, ниже).
  2. Изображение с названием 145926 2

    2

    Сделайте или купите подходящую тетрадь. Большинство журналов о природе дополнены накладками или блокнотами из обычной белой бумаги. Бумага в линию, как правило, мешает черчению, но она может быть подходящей для других целей, можно найти блокноты с разделением на каждой странице из обычной бумаги и страниц в линию. Также вы можете вложить пустые листы в готовый переплет или купить коврик (или специально сделанный журнал), который уже связан в обложку. Поскольку вы будете добавлять в свой журнал различные элементы, вы должны убедиться, что он прочный и защищенный. Несмотря на то, что некоторые листы могут быть водонепроницаемыми, для остальных нужна защита обложкой книги или целлофановой обложкой.

    • Выбирайте крепкую, высококачественную бумагу, если, конечно, вы можете себе это позволить. Даже если вы не можете купить хорошую бумагу, убедитесь, что страницы в качественном книжном или спиральном переплете.
    • Ищите блокнот с интересной и качественной обложкой или сделайте свою собственную обложку, чтобы защитить содержание вашего журнала.
    • Учитывайте любые нюансы. Возможно, любая старая тетрадь для этого сгодится, но обдумайте все еще разок.
    • К примеру, если вы хотите делать очень большие зарисовки – убедитесь, что ваш журнал достаточно большой, но если в вашем рюкзаке не достаточно места – ведите маленький блокнот.
    • Если вы хотите вложить рисунки акварелью, купите специальные листы. Если вы собираетесь вставить фотографии или сувениры в свой журнал, постарайтесь найти архивную бумагу.
    • Если вы собираетесь куда-нибудь, где очень влажно, пожалуй, вам лучше прихватить с собой водонепроницаемую обложку.
  3. Изображение с названием 145926 3

    3

    Возьмите дополнительные инструменты, которые вам пригодятся. Вам совсем не потребуется много инструментов для ведения дневника природы. Блокнот и карандаш будут как раз что надо, если вы собираетесь только вести записи и делать зарисовки. Если же вы хотите добавить более красочные рисунки, возьмите или цветные мелки и карандаши, или даже акварельный набор. Если вы собираетесь добавлять фото или найденные предметы в ваш журнал, приготовьте специальный клей или вкладыши для хранения фотографий. Если у вас получилось много дополнительных инструментов, можно приспособить специальный чемоданчик или папку для хранения. Опять же, просто подумайте о ваших желаниях, сопоставьте с бюджетом и подготовьте все необходимое для ведения журнала.

  4. Изображение с названием 145926 4

    4

    Найдите время. Выделить время для ведения журнала или любого рода дневника может быть трудно, журнал о природе – не исключение. Вы можете подстраиваться по времени в зависимости от плана вашего дневника. Возможно, вы хотите прогуляться лишь один день на выходных или вести свой журнал во время туристического похода. Если вы ведете его в определенном месте, вам, скорее всего, потребуется делать записи как минимум один раз в день. Что бы вы ни делали, убедитесь, что вы действительно верно пользуетесь вашим журналом.

    • Храните журнал в легкодоступном месте. Это будет вас подталкивать заполнять его чаще, особенно если он всегда на глазах.
  5. Изображение с названием 145926 5

    5

    Обратите внимание на мир вокруг вас. Цель создание журнала природы не столько для писания и рисования, сколько для наблюдения. Независимо от того, где вы живете, вы можете наблюдать за природой в том или ином воплощении. Выходите и смотрите. Посидите молча или прогуляйтесь, осмотритесь вокруг или осмотрите выбранный вами предмет. Вовсе не беспокойтесь о письме или рисовании; просто внимательно созерцайте.

  6. Изображение с названием 145926 6

    6

    Опишите местность. Журнал становится наиболее ценным, если вы используете его на местности, записываете свои наблюдения так, как видите это вы. Если вы полагаетесь на свою память, чтобы записать все в своем дневнике позже, есть угроза, что ваш журнал будет менее точным и не сможет точно отразить атмосферу конкретного места.

    • Добавьте ваш журнал природы в список вещей для путешествий, туристических походов, отдыха и др. Таким образом, вы, скорее всего, не забудете взять его с собой и в новые места.
  7. Изображение с названием 145926 7

    7

    Каждую запись начинайте с описания места, даты и времени. Как и в любом дневнике, вы бы хотели, просматривая позже журнал природы, точно знать, когда и где вы были и когда вы писали каждую запись. Если ваш журнал предназначен для научных целей, вы должны быть очень конкретным, нужно будет включить дополнительную информацию, например, особенности погодных условий.

  8. Изображение с названием 145926 8

    8

    Дополните свои наблюдения рисунками или картинками. Многие люди считают себя плохими художниками, и вы можете быть одним из них. Неважно, каковы ваши нынешние художественные способности, вы должны, по крайней мере, попытаться сделать кое-какие наброски растений, животных, или событий, которые вы наблюдаете. Стоит отметить, что рисование (или попытки рисовать), точное исполнение чего-либо помогает вам задуматься намного глубже, чем вы видите вещи на поверхности. Например, начните рисовать растение, и в процессе вы, естественно, обратите внимание на формы листьев, различия между листочками, многогранность цветов и другие детали, которые ранее не замечали. Таким образом, хорошо рисовать – это не главное. Рисование просто помогает вам наблюдать внимательнее. Конечно, если вы записываете свои наблюдения для научных исследований или для определения видов растений, когда вы вернетесь домой, качество рисунка сыграет большую роль. К счастью, ваши рисунки будут становиться все лучше и лучше со временем и опытом, так что не сдавайтесь.

    • Фотографируйте. Если вы просто не можете заставить себя рисовать, фотографируйте объект. Даже если вы великий художник, иногда вы можете добавить фотографии в ваш журнал. Фотография может быть полезной, творческой, а иногда и абсолютно необходимой, но не забудьте попробовать сделать хотя бы несколько рисунков. Если вы собираетесь фотографировать, не забудьте оставить немного места в вашем журнале, чтобы потом их вставить.
  9. Изображение с названием 145926 9

    9

    Пишите о том, что вы видите. Содержание и то, как вы пишете, должно соответствовать цели вашего журнала, но, в целом учитывая назначение журнала природы, вы можете писать о чем угодно.

    • Описывайте все. Постарайтесь забыть все то, что вы знали раньше о предмете, который вы видите, и напишите о нем так, как будто вы видите предмет впервые. Будьте настолько детальным в описании, чтобы через 100 лет другой человек мог взять в руки журнал т представить себе птицу, о которой вы писали, и подробно изучить ее, даже если этих птиц больше не существует. Может это и звучит глупо, но имейте в виду, что старинные природные журналы дают нам представление о некоторых животных, которые вымерли в последние два столетия. Вы, возможно, захотите детально описать одно конкретное растение или только дать характеристику окружающей среды. Попробуйте разобраться в элементарных понятиях, таких как погода и окружающая среда, в которой вы находитесь, а затем вы сможете написать обо всем, что вас интересует.
    • Пишите то, что чувствуете. Если вы чувствуете себя на седьмом небе, на вершине горы или спокойно наблюдаете за пчелкой на цветке, немедленно отразите это в журнале. Дневник природы дарит вам возможность отреагировать на природный мир, и написание ответа может помочь вам понять, кто вы есть – и может быть, даже найти свое место во Вселенной.
    • Не сдерживайте себя цензурой; не меняйте ход ваших мыслей. Просто пусть ваши мысли текут свободно на бумагу.
    • Выберите свой собственный стиль. Вы можете разработать единственный стиль для каждой записи в своем дневнике, или вы можете просто хаотично писать и рисовать в любом порядке, в зависимости от того, что вы чувствуете для себя нужным в данный момент. Только вы можете сделать выбор, как писать и какова будет структура вашего журнала (даже если это работа для школы или для конкретных целей). Некоторые любят вести свои записи так, как будто они написали письмо к другу или к себе. Другие любят включать в журнал стихи и небольшие рассказы. Просто пишите.
  10. Изображение с названием 145926 10

    10

    Узнайте больше о том, что вы увидели. Журнал может стать катализатором для обучения. После того как вы вышли и изучили что-то новое о природе, вернитесь домой или сходите в библиотеку и прочитайте больше о том, что вы видели, особенно если вас интересует что-то конкретное или если есть вопросы без ответов. Например, вы можете увидеть незнакомое растение. Вооружившись вашим эскизом и описанием растения, вы можете изучить его, вернувшись к “цивилизации”. Используйте свой дневник, чтобы записывать любые вопросы – что эта птица делала, когда она двигала головой вверх и вниз? Почему трава на одной стороне холма гораздо короче? Постарайтесь найти ответы на эти вопросы.

    • Если вы будете вести журнал про конкретный живой организм или экосистему, вам будет полезно проводить еще как можно больше исследований перед тем, как вы выйдите на исследуемую местность.
  11. Изображение с названием 145926 11

    11

    Пересматривайте свои последние записи. Иногда хочется обратиться к прошлым записям из журнала для определенных целей. Возможно, вы захотите мысленно вернуться в конкретный момент вашей жизни, или, может быть, нуждаетесь в каких-то сравнениях своих наблюдений для научного доклада. В любом случае, чтение вашего журнала природы может стать невероятно полезным опытом, и это может быть очень весело. Вы можете пережить события давно минувших дней, лишь листая страницы, или вы можете заметить, как ваши взгляды и стили поменялись с течением времени.

    Реклама

Советы

  • Некоторые журналисты в сфере природы не одобряют “виртуальные журналы”, созданные на электронных устройствах. В конце концов, это выглядит странно – пытаться воссоединиться с природой с помощью ноутбука, уставившись в экран. Странно также, например, надеяться увеличить популяцию деревьев, написав об этом на бумаге, изготовленной из древесины. Учитывая сегодняшние достижения в создании портативных ноутбуков, iPad и eReaders, не осталось практически никаких технических преград для ведения журнала о природе на электронных устройствах. Если вы хотите получить эскиз предмета, вам нужно отсканировать его из вашего блокнота, ну а если вы не сильны в рисовании – очень легко вы можете загрузить цифровые фотографии. Как правило, чаще сканируются цифровые изображения. В таком случае вы не можете, к примеру, вставить опавший листочек, а также вы можете обнаружить, что формат картинки не помещается в ваш журнал природы. Выбор за вами, и, конечно, нет ничего плохого в использовании компьютера, особенно если у вас корявый почерк, и вы не любите рисовать.
  • Тщательно продумайте размер вашего журнала. С одной стороны, он должен быть достаточно большим для ваших целей. В конце концов, вы ведь не хотите, чтобы чистые листы бумаги закончились в самый неподходящий момент. С другой стороны, журнал должен быть достаточно компактным. Если вы соберетесь в поход на дальние расстояния, вы не захотите тянуть за собой тяжестей больше, чем нужно. Если вы просто хотите вести наблюдения в вашем дворе, размер не будет иметь значения, но чем дальше от дома, тем важнее становится этот вопрос.
  • Журналы о природе – это фантастический инструмент для привлечения детей развивать знания и чувство заинтересованности. Пробудите интерес к науке и искусству, развивайте навыки письма и прививайте понимание природы, помогая вашему ребенку создать собственной дневник природы или научив детей в школе делать журналы.
  • Ваш журнал не должен быть “совершенным”. Если в нем есть зачеркнутые слова и неудачные или незаконченные рисунки, это нормально. В самом деле, если в вашем журнале нет недостатков, вы должны задуматься, насколько вы себя сдерживали в текстах и рисунках. Журналы дают вам возможность быть спонтанным, пусть ваши мысли текут естественно, в то время как вы растворяетесь в теме. Конечно, вы должны быть в состоянии прочитать, по крайней мере, большинство из написанного вами, но не позволяйте аккуратности встать на пути к созданию журнала.
  • Журналы о природе являются не только отличным способом войти в контакт с природой, их также до сих пор используют ученые и исследователи для более “практических” целей. Ученые ведут “дневники местности”, чтобы следить за последовательностью исследований, и многие студенты-биологи все еще учатся по журналам, таким как ” Grinnell Journals “, которые придерживаются определенной формы. Журналы по фенологии, в которых фиксируются суточные и сезонные изменения и их влияние на растения и животных, широко используются учеными в этой области, а также садоводами и владельцами ботанических садов.
  • Некоторые журналисты добавляют к записям разные найденные предметы, например, листья и перья. Другие – натирают журналы. Все это может вдохнуть жизнь в ваш дневник, но не забирайте жизнь, обрывая живые растения или беспокоя растительный мир или животных.
  • Дневник о природе – это очень личный инструмент, но он также может стать большим подарком для детей или внуков, которые получат возможность узнать больше о вас и об окружающем мире до их рождения. Некоторые журналисты с большим успехом публикуют свои версии дневников.
  • Если вам трудно определиться по какому пути идти, создавая такой дневник, просмотрите некоторые примеры наиболее известных журналов о природе. Вы можете воспользоваться сетью Интернет или посетить библиотеку, чтобы найти отрывки и целые журналы таких известных авторов, как Джон Мюир, Джон Джеймс Одюбон, Уильям Хели-Дэлл или Мэривэйзер Лэвис.

Реклама

Что вам понадобится

  • Журнал
  • Маркеры
  • Обложка для журнала

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 18 200 раз.

Была ли эта статья полезной?

Описание:

В течении всего учебного года я заполнял “Дневник юного эколога”. Я очень старался: записывал все добрые дела, отвечал на вопросы, решал задания, рисовал. Это была моя огромная работа!

"Утренний туман стоит стеной..."

Участник:
Хафизов Зульфат Радикович

Руководитель:
Левщанова Марта Анатольевна – преподаватель 2″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

Икебана - пламенные маки.

Участник:
Хафизов Зульфат Радикович

Руководитель:
Левщанова Марта Анатольевна – преподаватель 2″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

"С днём учителя поздравить мы хотим вас прям с утра..."

Участник:
Хафизов Зуфар Радикович

Руководитель:
Асхатова Дания Камильзяновна – преподаватель 1″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

"Сегодня в России торжественный праздник..."

Участник:
Хафизов Зульфат Радикович

Руководитель:
Левщанова Марта Анатольевна – преподаватель 2″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

"О папах почти ничего и не пишут..."

Участник:
Хафизов Зульфат Радикович

Руководитель:
Левщанова Марта Анатольевна – преподаватель 2″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

Осеннее порхание бабочек.

Участник:
Хафизов Зульфат Радикович

Руководитель:
Левщанова Марта Анатольевна – преподаватель 2″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

Сентябрьское небо, сияющее солнце и вновь зазеленевшая трава...

Участник:
Хафизов Зульфат Радикович

Руководитель:
Левщанова Марта Анатольевна – преподаватель 2″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

Поздравляю мамочку.

Участник:
Хафизов Зульфат Радикович

Руководитель:
Левщанова Марта Анатольевна – преподаватель 2″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

Моя родная...

Участник:
Хафизов Зульфат Радикович

Руководитель:
Левщанова Марта Анатольевна – преподаватель 2″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

Любимая моя...

Участник:
Хафизов Зуфар Радикович

Руководитель:
Асхатова Дания Камильзяновна – преподаватель 1″А” класса

ОУ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа N8” города Казань

Добавить комментарий