Как составить экономическую политику

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность экономической политики государства

Самой большой возможностью оказывать влияние на экономическую жизнь общества располагает государство, поскольку оно обладает огромными ресурсами. Проявление данного влияния находит свое отражение в форме экономической политики.

Определение 1

Экономическая политика представляет собой проводимую государством (правительством) генеральную линию экономических действий в процессе придания желаемого направления экономическим процессам.

Замечание 1

Экономическая политика воплощается в совокупности предпринимаемых государством мер, с помощью которых происходит достижение намеченных целей и решение социально-экономических задач.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

С помощью экономической политики происходит выражение интересов государства, общества и его групп.

Факторы экономической политики

Существует несколько факторов, которые оказывают влияние на экономическую политику:

  • Историческое прошлое,
  • Настоящая экономическая обстановка в стране,
  • Конъюнктура в стране и в мире,
  • Классовые силы и их соотношение,
  • Экологическая составляющая,
  • Обеспеченность ресурсами,
  • Уровень культуры,
  • Развитость внешнеэкономической деятельности государства и др.

Экономическая стратегия и тактика

В соответствии с временным диапазоном действия, продолжительностью периода действия мероприятий, выделяют:

  • Экономическая тактика,
  • Экономическая стратегия.

Экономическая стратегия является курсом экономической политики, который рассчитан на долгосрочную перспективу и предусматривает решение крупномасштабных социально-экономических задач.

Посредством экономической тактики происходит конкретизация стратегических установок, при этом внимание концентрируется на решении неотложных задач.

Цели экономической политики государства

«Экономическая политика государства» 👇

Экономическая политика любой страны направлена на достижение национальных интересов. Эти цели находятся в зависимости от следующих факторов:

  • Достигнутый уровень развития государства,
  • Исторические традиции и др.

В соответствии с разнообразием государств и различным уровнем их развития различаются и цели экономической политики.

Так, государства с развитой рыночной экономикой, ставят перед собой цели, которые способен решать сам рынок и его механизм.

Замечание 2

Общая цель для экономической политики любого государства – достижение высокого уровня социальной и экономической эффективности.

Еще одной целью можно считать достижение общего экономического равновесия, представляющего собой функционирование экономики со следующими условиями:

  • Стабильный уровень цен,
  • Высокая степень занятости населения,
  • Соразмерность экономического роста,
  • Сбалансированные экономические операции и др.

Цели, которые присущи большинству государств, заключаются в достижении:

  1. Экономической свободы, которая представляет собой свободу выбора формы и вида осуществления предпринимательской деятельности;
  2. Экономической справедливости, понимаемой с позиции интересов и возможностей всего общества, включает в себя выравнивание потенциальных возможностей всех его членов (например, в уровне дохода).

Виды государственной экономической политики

Существует несколько видов экономической политики:

  • Политика стабилизации, которая состоит из фискальной и кредитно-денежной политики, а также политики платежного баланса;
  • Внешнеэкономическая политика, которая включает валютную, миграционную, кредитно-финансовую и внешнеторговую политику;
  • Структурно-инвестиционная политика, состоящая из научно-технической, промышленной и аграрной политики;
  • Социальная политика, состоящая из политики контроля дохода населения, оплату его труда и политику занятости.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Экономическая политика — это система мероприятий, методов, инструментов и форм государственного влияния на социально-экономические процессы.

Главная цель экономической политики заключается в создании социально-экономических условий развития общества и обеспечении процесса общественного воспроизводства в соответствии с экономическими и социальными целевыми установками.

Содержание:

  • Сущность экономической политики
  • Сущность, функции, цели и объекты государственного регулирования экономики
  • Виды экономической политики
  • Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики
  • Применение методов реализации экономической политики

Сущность экономической политики

Существует много определений понятия «экономическая политика». Рассмотрим основные из них.

Экономическая политика – это целенаправленное влияние на социально-экономические процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю.

Государственная экономическая политика — это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны. Любое государство имеет свою стратегию развития, а экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства.

Экономическая политика – политика государства, обращенная к экономической системе: определение целей и перспектив ее развития, выбор и создание средств достижения целей. Строго говоря, это не вполне точное определение. Экономическую политику нельзя ставить в один ряд с другими направлениями: социальной политикой, военной политикой, внешней политикой, культурной политикой и т.п. Экономика пронизывает все поры общества и его жизни, поэтому экономическая политика неразрывно связана со всеми перечисленными направлениями. Поэтому, правильнее говорить о социально-экономической политике государстве в самом широком смысле этого термина.

Экономическая политика государства — это процесс реализации его функций для достижения определенных экономических целей.

Экономическая политика — это система мероприятий, проводимых государством с целью регулирования экономической деятельности. На макроэкономическом уровне государство стремится достичь полной занятости, стабильности цен, экономического роста и равновесия платежного баланса, а на микроэкономическом уровне — эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Однако практически добиться решения всех задач одновременно не представляется возможным, поэтому государство вынуждено определять приоритеты. В выборе приоритетов отражается идеология находящегося у власти правительства.

Правительство, в котором преимущественно представлены партии левого толка, обычно отдает предпочтение государственной собственности на средства производства и политике регулирования. Правительство правой ориентации стремится ограничить государственную собственность и свести к минимуму вмешательство в экономику, полностью полагаясь на рыночный механизм.

Государственная политика должна согласовываться с различными оценочными суждениями или мнениями, которых придерживается правительство по поводу справедливого распределения дохода среди граждан, влияния его политики на отдельные группы населения, оказания помощи отдельным категориям граждан. Правительство также может отдавать предпочтение в первую очередь национальной безопасности, соблюдению законности, защите окружающей среды или каким-либо другим неэкономическим задачам. Все эти так называемые «нормативные» факторы оказывают влияние на разработку направлений экономической политики.

На макроэкономическом уровне государство широко использует инструменты налоговой и денежно-кредитной политики, политики цен и доходов, а также методы регулирования валютного курса. Кроме того, государство предпринимает меры по стимулированию инвестиций в промышленность, научные и исследовательские разработки и по защите интересов потребителей.

Экономическая политика зависит от того, в какой стадии находится национальная экономика, какой формируется тип экономической политики государства. Экономическая политика реализует в себе политические взгляды правительства, поэтому политические партии, движения способны оказывать существенное воздействие на проводимую экономическую политику.

В процессе формирования бюджета и принятия экономических решений государство вынуждено учитывать социальные потребности разных слоев населения, т.к. социальные протесты способны влиять на реализацию отдельных элементов планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

Понятия «государственная экономическая политика» и «государственное регулирование экономики» часто отождествляются. Однако наиболее близким к истине будет утверждение, что экономическая политика – это основа, на которой базируется государственное регулирование экономики.

Сущность, функции, цели и объекты государственного регулирования экономики

Государственное регулирование – это:

  • комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов;
  • система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:

  • созданием условий для эффективного функционирования рыночного механизма;
  • ликвидацией негативных последствий рыночных процессов;
  • защитой национальных интересов на мировом рынке;
  • решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или
    решает их неэффективно.

Объекты государственного регулирования экономики – сферы, отрасли, регионы, явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно:

  • экономические циклы;
  • структура экономики, условия накопления;
  • научно-технический прогресс;
  • инновационные процессы;
  • денежное обращение и инфляция;
  • цены;
  • платежный баланс;
  • блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.);
  • условия конкуренции;
  • окружающая среда;
  • регионы.

Основные функции государственного регулирования экономики:

  • функция определения целей – определение целей, приоритетов и основных
    направлений развития национальной экономики;
  • стимулирующая функция – формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность и интересы хозяйствующих субъектов и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении;
  • регламентирующая (нормативная) функция – государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле;
  • корректирующая функция сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, минимизации и ликвидации негативных внешних эффектов и обеспечения нормальных социально-экономических условий жизни общества;
  • социальная функция – предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений (между наемными работниками и работодателями), перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, охраны окружающей природной среды и производства общественных товаров и услуг и т.д.;
  • контролирующая функция – это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экологических и социальных стандартов и т.д.

Основные цели государственного регулирования экономики:

Цели государственного регулирования экономики

Основные цели государственного регулирования экономики
  • экономическое развитие;
  • полная занятость;
  • стабильный уровень цен;
  • экономическая свобода;
  • справедливое распределение доходов;
  • сбалансированность торгового баланса;
  • экономическая эффективность.

Виды экономической политики

Различают следующие виды экономической политики:

Виды экономической политики

Виды экономической политики
  • Антициклическая политика направлена на поддержание определенных
    темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры), на недопущение падения экономики, возникновение кризисов.
  • Структурная политика предполагает формирование современной, прогрессивной и эффективной структуры национального хозяйства.
  • Амортизационная политика стимулирует накопление капитала, которое в
    будущем станет основой расширения и обновления производства (см. Амортизация, Амортизация основных фондов, Норма амортизации и методы начисления амортизации).
  • Инвестиционная политика регулирует капиталовложения с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации.
  • Научно-техническая и инновационная политика направлена на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических приоритетов, внедрение результатов научно-технического прогресса в производство.
  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники финансирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджета.
  • Кредитно-денежная (монетарная) политика заключается в государственном
    обеспечении экономики страны необходимым количеством денег и регулировании денежного и кредитного рынков (см. Кредитно-денежная политика, Монетарная политика: ее цели, виды и инструменты).
  • Ценовая политика – вмешательство государства в ценообразование с целью влияния на инфляцию, стимулирования модернизации производства, усиления конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, смягчения социальной напряженности в обществе.
  • Внешнеэкономическая политика регулирует различные аспекты внешней
    торговли, миграции капиталов и рабочей силы, осуществляет поддержку отечественного предпринимательства за рубежом с целью ликвидации диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.
  • Социальная политика регулирует отношения между социальными группами, формирует экономические стимулы для участия в производстве, обеспечивает
    эффективную занятость населения, создает социальные гарантии и условия для повышения благосостояния членов общества.
  • Конкурентная политика ставит целью разработку методов для создания
    конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом (см. Антимонопольное законодательство) и т.д.
  • Региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов.
  • Экологическая политика обеспечивает экологическое равновесие, охрану
    окружающей среды, создание безопасных условий жизни.
  • Регуляторная политика — вид государственной политики, направленный на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущения принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, осуществляемой в пределах, в порядке и способом, которые установлены Конституцией и законами страны. Регуляторная политика включает политику государства в разрешительной сфере.
  • Промышленная политика — комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка.
  • Прочие направления экономической политики государства.

Способы, методы и инструменты государственного регулирования
экономики

Рассмотрим универсальные средства государственного регулирования,
применяемые в последнее время.

По способам государственное регулирование делится на:

  • правовое регулирование – установление государством законодательных
    норм и правил (правил «игры») для производителей и потребителей, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.;
  • административное регулирование – установление мер по регулированию, лицензированию, квотированию и т.д., с помощью которых осуществляется
    контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом;
  • экономическое регулирование – воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуру экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

Методы государственного регулирования экономики – влияние государства на предпринимательство, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.

Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы государственного регулирования экономики классифицируются по двум признаками:

  • по формам влияния;
  • по способам влияния.

По формам влияния методы государственного регулирования экономики делят на две группы:

  • методы прямого влияния;
  • методы непрямого (косвенного) влияния.

Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование
субъектов рынка. К ним относятся:

  • определение стратегических целей развития экономики и их отображение в планах и целевых программах;
  • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;
  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;
  • лицензирование операций экспорта и импорта товаров.

Основные инструменты прямого государственного регулирования: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы, целевые программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии,
квоты, бюджетные затраты, лимиты и т.д.

Методы косвенного регулирования предполагают воздействие государства
на экономические интересы товаропроизводителей, т.е. государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

К методам косвенного регулирования относятся:

  • налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;
  • регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;
  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Инструменты косвенного регулирования – это инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других политик, методы морального убеждения.

Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. Косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, ничем ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних. Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия.

По способам влияния выделяют:

  • правовые;
  • административные;
  • экономические;
  • пропагандистские методы.

Правовые методы государственного регулирования экономики – деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения. Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений.

Административные методы государственного регулирования экономики – инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения. Признаки административных методов:

  • прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач;
  • обязательность выполнения распоряжений;
  • ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Существуют такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение необходимо — это:

  • контроль над монополистическими рынками;
  • обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов;
  • определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия).

Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснованы.

Экономические методы государственного регулирования экономики – экономическое регулирование, осуществляемое инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.

Пропагандистские (нравственно-этические) методы государственного регулирования экономики – обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.). Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и т. п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции и установки относительно деятельности государства.

Применение методов реализации экономической политики

К различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

В рамках фискальной (бюджетно-налоговой) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, осуществляются государственные закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг.

Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания). Посредством повышения налоговых ставок государство ограничивает потребление (например, налог на роскошь), а через установление налоговых льгот — стимулирует развитие тех или иных отраслей. Для поддержки стратегических или социально-значимых предприятий государство может предоставлять субсидии.

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  • установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  • установление минимальной величины заработной платы;
  • установление порядка взносов на нужды социального страхования;
    государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры» (идиоматическое выражение, применяемое для характеристики ситуации, когда принятое для разрешения некой проблемы решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведет к прямо противоположному целям результату).

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент[1].

Истоки формирования экономической политики[править | править код]

Рыночная экономика, которая стала основным способом ведения народного хозяйства, в течение последних нескольких столетий претерпела ряд существенных изменений. Основой для рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров, что было обусловлено переходом на крупное машинное производство. Развитие машинного способа позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции наряду с повышением доходов населения привели к резкому расширению рыночного оборота[1].

Экономические процессы, происходившие в XVIII и XIX веках создали качественно новую ситуацию в обществе, создав основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определённом этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства.

Решающим уроком для всей рыночной системы явился мировой экономический кризис 1929—1933 годов. Итогом этого урока стал вывод о том, что роль государственного участия необходимо поднять на новый качественный уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений (рынок и государство). В условиях динамичного развития рынка государственные меры должны были выйти за рамки невмешательства, нейтрального поведения государства в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика»[1].

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны ещё в конце XIX века. Примером может служить Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По инициативе Отто фон Бисмарка были приняты законы, на основе которых возникла новая сфера — социальное страхование. В 1883 году в частности, законом было введено страхование по болезни, в 1884 году — страхование от несчастных случаев и, наконец, в 1889 году — страхование по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию[1].

Первые попытки реализации экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В этих условиях как относительно самостоятельные направления рассматривались таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. Позднее, в начале XX века на смену такому разрозненному подходу пришёл вариант комплексного, взаимосвязанного подхода. Экономическая политика приобрела более комплексный общеэкономический характер.

Существенным образом на формирование общеэкономической политики повлияли две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Вмешательство государства в экономические процессы стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже международный характер[1][2].

Цели экономической политики[править | править код]

Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю целями экономической политики являются обеспечение[3]:

  1. Экономического роста национальной экономики;
  2. Полной занятости;
  3. Экономической эффективности;
  4. Стабильности уровня цен, борьба с инфляцией или дефляцией;
  5. Экономической свободы;
  6. Справедливого распределения доходов;
  7. Экономической обеспеченности (социальных гарантий);
  8. Сбалансированного внешнеторгового баланса.

Классификация экономической политики[править | править код]

Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики[1].

Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику, являются:

  • Денежно-кредитная политика;
  • Бюджетно-налоговая политика;
  • Инвестиционная политика;
  • Промышленная политика;
  • Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;
  • Внешнеэкономическая политика (международная торговля ускоряет экономический рост, повышает уровень жизни населения. Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, то есть разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта)[4];
  • Другие направлений экономической политики.

Субъекты экономической политики[править | править код]

Субъектами экономической политики могут выступать[1]:

  • Государство, включая региональные и местные институциональные образования;
  • Негосударственные союзы и объединения.

Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, используя которые оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за её реализацию исполнительная власть — правительство. Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти.

К негосударственным союзам и объединениям относят институты, имеющие так называемый «общественно-правовой статус». Эти близкие к государству структуры также являются субъектами экономической политики. Им могут передаваться определённые задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии таковыми являются: агентство по поддержке общественного транспорта, учреждения по противопожарной безопасности[1].

К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определённых слоёв общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния (давления) на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.

Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества. К ним следует отнести: политические партии и организации, средства массовой информации, влиятельные личности (учёные, политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы, её структурой.

В развития процессов глобализации среди субъектов экономической политики появились также институты, имеющие надгосударственный характер. Основой их деятельности являются межгосударственные соглашения. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Таким образом, в последнее время возникает форма надгосударственной экономической политики. Примером тому является деятельность Европейского союза.

В целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики[1].

Инструменты реализации экономической политики[править | править код]

Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики[править | править код]

Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы<[1]:

  1. Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.
  2. Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

Существует ещё одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы[1].

Административные меры[править | править код]

Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.

Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

Экономические меры[править | править код]

К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

  • финансовую политику
    • фискальную (бюджетную) политику;
  • денежно-кредитную политику;
  • экономическое прогнозирование, планирование и программирование.

Институциональные меры[править | править код]

Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».

Различными вариантами распространения институциональных форм являются[1]:

  • структура органов исполнительной государственной власти, непосредственная задача которых — практическая реализация целей правительства;
  • формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной собственности;
  • разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов;
  • поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
  • правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов;
  • участие в различных формах экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка, большая восьмёрка, большая двадцатка, АТЭС и другие).

Применение методов реализации экономической политики[править | править код]

К различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

В рамках Фискальной (бюджетно-налоговой) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоёв населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счёт частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объёмы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию. Одним из направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определённых программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  1. Установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. Установление минимальной величины заработной платы;
  3. Установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. Государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняют другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры».

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д.Камаева. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 640 с. — ISBN 5-691-00945-1.
  2. Афонцев С.А. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: “ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ” ИЛИ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК? // Лебедева М.М. Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия : Сборник статей. — М., 2000. Архивировано 12 октября 2011 года.
  3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика : [рус.] = Economics: Principles, Problems, and Policies. — М. : Республика, 1992. — Т. 1. — С. 23—25. — ISBN 5-250-01486-0.
  4. Развитие внешнеэкономической деятельности предприятий в условиях глобализации. cyberleninka.ru. Дата обращения: 15 апреля 2019.

Ссылки[править | править код]

  • Гольдштейн И. М.,. Экономическая политика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Экономическая
политика

это совокупность предпринимае­мых
государством мер воздействия на
экономические процессы для реализации
поставленных целей. Государственное
регулиро­вание — основа механизма
реализации экономической полити­ки
— представляет собой систему прямых и
косвенных методов воздействия государства,
способных кардинальным образом из­менять
состояние спроса и предложения на рынке
для реализа­ции целей экономической
политики. Таким образом, экономи­ческая
политика представляет более широкое
понятие, включая процесс определения
целей политики, политическую процедуру
разработки и реализации политики и
государственное регулиро­вание.

Процесс разработки
экономической политики начинается с
определения ее целей на основе научного
анализа состояния и перспектив
социально-экономического развития. В
большинстве стран мира преобладают
четыре цели: стабильный рост нацио­нального
объема производства, поддержание
определенного уров­ня занятости,
стабилизация уровня цен, поддержание
равновес­ного сальдо внешнеторгового
баланса.

  1. Постановка цели
    поддержания стабильного
    роста, национального объема производства
    предполагает,
    что ежегодно будет обеспечиваться рост
    выпуска продукции.

  2. Поддержание
    определенного уровня занятости
    означает,
    что с помощью мер государственного
    регулирования в обществе каждый желающий
    может получить работу, находит ее (в
    соответствии со своим индивидуальным
    выбором) и получает за это заработную
    плату. В качестве меры достижения
    поставленной цели служат процент
    безработных и отношение числа незанятых
    рабочих мест к численности безработных.

  1. Стабилизация
    уровня цен
    способствует
    тому, что основным фактором ценообразования
    является конкурентный рынок, а темп
    роста цен поддерживается на нормальном
    уровне. Для того чтобы определить
    степень достижения поставленной цели,
    уровень цен измеряется с помощью индекса
    стоимости жизни.

  2. Поддержание
    равновесного сальдо внешнеторгового
    баланса
    означает,
    что государство следит за тем, чтобы
    изменение объемов экспорта и импорта
    не носило резкий характер, так как это
    может негативно сказаться на количестве
    денег в обращении.

Цели экономической
политики.
Цели
экономической полити­ки реализуются
с помощью применения государством
набора инструментов государственного
регулирования, рассмотренных выше.

Экономическая
политика государства осуществляется
адми­нистративно-правовыми (оказывающими
прямое воздействие) и экономическими
(оказывающими косвенное воздействие)
мето­дами. Применение инструментов
экономической политики мо­жет оказывать
активизирующее и ограничительное
воздействие на поведение экономических
субъектов.

Важно как можно
более точно знать не только характер
воз­действия каждого инструмента на
цель, но и количественные параметры
этого воздействия. Эта проблема решается
на основе составления целевой
функции экономической политики

упо­рядоченного множества целей,
применяемых для их реализации инструментов,
и влияющих на взаимодействие целей и
инстру­ментов
рыночных факторов.

Общий вид функции:

где У;
(i
= 1, …,
k)
— i-ая
цель экономической политики; в X.,
…, Xs
— множество
инструментов экономической поли­тики;

Zi,
…, Zn
— множество
рыночных факторов, оказывающих влияние
на процесс реализации экономической
политики.

Важным требованием
к разработке экономической политики
является так называемое «неравенство
Тинбергена»:
количество
целей не должно превышать количество
применяемых государ­ством инструментов.
В противном случае у государства не
хва-| тит ресурсов для реализации
поставленных целей.

Инструменты
экономической политики оказывают на
цели мультипликативное влияние. Степень
воздействия каждого xi-то
инструмента
на yiую
цель
определяется с помощью показателя
мультипликатора
экономической политики
(mif)
— показателя
эффективности воздействия xi-то
инструмента
на yiую
цель: dy,
тц = dxj.

Система рассчитанных
мультипликаторов дает общее представ­ление
о действенности экономической политики.
Показатель
«эластичности мультипликатора
экономической политики»

ух)

определяет, на
сколько процентов изменится значение
цели Уi при
изменении инструмента xi
на 1%.

При разработке
варианта экономической политики важно
не только
правильно определить, какое влияние
окажет тот или иной инструмент на цель,
но и верно рассчитать, когда это
произойдет. Для этого необходимо
учитывать наличие лаговой
структуры экономической политики.
Она
включает: «лаг
при­знания»
(промежуток
времени, необходимый для осознания
по­литиками насущности соответствующей
проблемы регулирова­ния); «лаг
решения»
(промежуток
времени, необходимый для принятия
решений о запуске регулирующих
механизмов); «лаг
конкретных действий»
(время
конкретных действий государствен­ных
институтов по включению соответствующих
инструментов); «промежуточный
лаг»
(включает
промежуток времени между изменением
текущего инструмента и совокупного
инструмента экономической политики);
«лаг
воздействия»
(время
непосред­ственного воздействия
инструмента на цель).

При оценке
воздействия инструмента экономической
политики на цель следует учитывать не
только время этого воздействия но и то,
как мощность воздействия распределяется
во времени. Если возможный отрицательный
эффект воздействия больше возможного
положительного эффекта, то от процесса
регулиро­вания целесообразно
отказаться.

Центральным пунктом
дискуссий по поводу экономической
политики является применение теории
колебаний экономики к разработке
вариантов экономической политики.
Содержание дискуссии сводится к двум
проблемам: должна ли денежная и
бюджетно-налоговая политика играть
активную роль в стабили­зации экономики
или их роль должна заключаться в
приспособ­лении к текущим экономическим
колебаниям («активный»
или «пассивный»
характер экономической политики)
и
следует ли в процессе реализации
экономической политики придерживаться
определенного курса или же политические
деятели должны по собственному усмотрению
оперативно реагировать на изменение
условий («твердый»
или
«дискреционный»
курс).

В пользу активного
характера экономической политики
при­водятся следующие аргументы. Для
периодов спадов характер­ны высокий
уровень безработицы и низкий уровень
доходов. Модель совокупного спроса и
совокупного предложения показы­вает,
каким образом шоковые потрясения
вызывают спады, как меры денежно-кредитной
и бюджетно-налоговой политики мо­гут
предотвратить такие спады, оперативно
реагируя на соответ­ствующие шоки.
Поэтому отказываться от применения
таких мер неразумно.

Основным аргументом
против активной экономической поли­тики
является наличие временных лагов,
которое осложняет за­дачи
макроэкономической стабилизации. В
этом случае лаги де­лят на внутренний
и внешний. Внутренний
лаг
— это
промежу­ток времени между моментом
экономического шока и моментом принятия
экономических мер. Внешний
лаг
— это
промежуток времени между моментом
принятия мер экономической полити­ки
и временем, когда они начнут давать
отдачу. Для бюджетно-налоговой политики
характерен длительный внутренний лаг.
Чтобы пересмотреть бюджетные расходы,
нужно согласие прези­дента, правительства,
принятие законов и т.д. Денежно-кредит­ная
политика характеризуется длительным
внешним лагом.

Сторонники пассивной
экономической политики утверждают, что
попытки стабилизировать экономику
часто оборачиваются ее еще большей
дестабилизацией. Сторонники активной
экономической политики считают, что
наличие временных лагов не снимает
необходимость регулирования. В частности,
сокращению временных лагов способствуют
«автоматические стабилизаторы». Они
позволяют тормозить или стимулировать
экономический рост без специальных
корректировок экономической политики.

Поскольку результаты
экономической политики проявляют­ся
лишь через определенный промежуток
времени, для успеш­ной политики
стабилизации важны экономические
прогнозы. Подготовка прогноза создает
основу для разработки программы
государственного регулирования
экономики. Этот процесс обыч­но
распадается на четыре этапа. На первом
этапе происходит формирование целевой
функции. С помощью механизма принятия
политических решений определяется
очередность целей и их желаемые величины.
Задача второго этапа состоит в том,
чтобы сформировать пакет вариантов
экономической политики, обес­печивающих
достижение целей программы. На третьем
этапе оцениваются ресурсные обеспечения
всех проектов, составляют­ся бюджеты,
определяются системы управления и
контроля над выполнением программы. На
четвертом этапе формулируется критерий,
позволяющий оптимизировать выбор одного
из вари­антов программы.

Направления, формы,
методы и механизм государственного
регулирования не остаются неизменными.
Масштабы государ­ственного регулирования,
его конкретные формы, методы суще­ственно
различаются по странам. Они отражают
историю, тради­ции, тип национальной
культуры, масштабы страны, ее
геопо­литическое положение и многие
другие факторы.

Реализация
государственного регулирования.
Традиционно
«веком регулирования» называют период
с 1945 по 1970 гг., когда наблюдался резкий
рост активности государственного
вмеша­тельства в экономику практически
во всех странах с рыночной экономикой.
«Активизм» проявлялся в массовой
приватизации частных и образовании
государственных предприятий, росте
доли государственных расходов в
национальном доходе, а также в росте
масштабов и глубины государственного
регулирования.

70-е годы называют
переходным периодом. Закончился «зо­лотой
век» мировой экономики, многие, если не
все развитые страны Запада, прошли
период промышленного кризиса, снизи­лась
их конкурентоспособность по сравнению
с Японией и Вос­точно-Азиатскими
странами. Обострились проблемы занятости,
другие социальные проблемы. Политически
произошел сдвиг вправо, который обусловил
существенное сокращение государственного
вмешательства и широкое применение
рыночных прин­ципов. Соответственно
в науке активизировались «рыночные»
теории, усилилось мнение, что государственное
регулирование не улучшает эффективность,
а иногда даже ухудшает ее. Во мно­гих
развитых странах возникла серьезная
переоценка человечес­ких и природных
издержек промышленного роста,
активизиро­вались политические
течения, которые защищали сокращение
такого рода издержек. В результате все
больше распространя­лись социальные
цели регулирования (защита потребителей,
тру­довые стандарты, защита окружающей
среды), которые ранее уступали экономическим
проблемам.

Дерегулирование.
Период времени с начала 80-х годов и по
настоящее время называют веком
дерегулирования: многие стра­ны
существенно перестраивают свои отношения
между государ­ством и экономикой,
включая реформу регулирования, умень­шение
расходов бюджета, приватизацию. В это
время вновь ак­туализируются теории,
базирующиеся на принципах признания
«провалов государства». Проблемы
развивающихся стран дис­кредитировали
их модели экономического менеджмента,
бази­рующиеся на кейнсианском
совокупном спросе и государствен­ном
регулировании. Более того, появилось
мнение, что именно государственное
регулирование повинно в отставании
ряда раз­витых стран от Японии и
Азиатских стран.

Постепенное
дерегулирование проявлялось в разных
странах через сокращение государственных
расходов, продажу государ­ственного
имущества (приватизацию), введение
коммерческих критериев к действию
общественных предприятий и обеспечению
благосостояния. Вводились «более
рыночные» методы регулиро­вания,
такие как франчайзинг, разделение рынка
между субмонополиями (региональными
монополиями) и использование их
сравнительных преимуществ регулирующим
органом для реали­зации общей цели.

Таким образом, по
мере совершенствования общества, с
изме­нениями в структуре производства,
сдвигами в материально-тех­нической
базе, актуализаций тех или иных сфер в
жизни обще­ства происходит обогащение,
уточнение функций государства. В этом
смысле дерегулирование, получившее
практическую реали­зацию и теоретическое
обоснование в современных условиях,
нельзя рассматривать как устранение
государственного регули­рования, а
скорее как адекватное определенному
этапу экономи­ческого развития
изменение роли, функций государства,
форм и методов государственного
регулирования.

Этот процесс идет
по следующим направлениям:

последовательный
переход от прямых к косвенным мето­дам
регулирования экономики;

резкое усиление
социальных функций государства, его
роли в регулировании социальных
процессов, определение про­житочного
минимума, продолжительности рабочего
време­ни; решение сложных социальных
проблем, таких как ком­плекс
взаимоотношений между трудом и капиталом,
соци­альное партнерство;

уменьшение
неоправданной дифференциации в доходах
населения; обеспечение стабильности в
обществе. Роль государства качественно
различается на этапах станов­ления
и формирования рыночной экономики и в
условиях уже сложившейся, хорошо
отлаженной и отрегулированной эконо­мики
рыночного типа.

В странах с
переходной экономикой государственное
вмеша­тельство должно не только
регулировать рынки, но и способ­ствовать
их созданию, поскольку права собственности
не ста­бильны, четко не определены и
не защищены, не существует эффективных
законодательных границ предпринимательского
поведения.

В условиях рынка
рациональная экономическая политика
требует учета двойственной природы
государства как субъекта как противоречивого
фактора экономического развития. Будучи
основой нивелирования «провалов» рынка,
оно демонстрирует
в практике
реализации экономической политики
«провалы» государства. Основными
причинами «провалов» государства
яв­ляются: невозможность агрегирования
общественных предпоч­тений, отсутствие
конкуренции, несовершенная, с точки
зрения выявления истинных общественных
предпочтений, парламент­ская процедура
принятия решений, бюрократия, поиск
«поли­тической ренты», лоббизм, эффект
«рационального игнорирова­ния» и
другие.

Поэтому современное
теоретическое понимание роли государ­ства
заключается в актуализации поиска
стратегий эффективно­го его воздействия
на экономические процессы. Важными
фак­торами стратегии перехода к
«эффективному» государству явля­ются:
структуризация целей политики в рамках
текущего периода и долгосрочной
перспективы; соизмерение действий
государства с потенциалом и мультипликативным
эффектом регулирования; общественная
оценка издержек регулирования и возможных
искажающих последствий как основа
максимизации функции общественного
благосостояния.

По мере становления
гражданского общества все большую
значимость приобретают общественные
институты: различного рода соглашения,
конференции, ассоциации-союзы
промышлен­ников, предпринимателей,
банкиров, торгово-промышленные палаты,
профессиональные союзы, многочисленные
институты социального партнерства,
общества потребителей, экологические
движения, — которые не являются в чистом
виде ни института­ми государства, ни
рынка, но выступают реальными участника­ми
и субъектами регулирования экономических
и социальных процессов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Экономическая политика предприятия – стратегия, концепция, виды и особенности

Экономическая политика предприятия - стратегия, концепция, виды и особенности

Содержание:

Тенденции развития современных рыночных отношений ставят новые задачи перед персоналом экономических служб промышленных предприятий. В настоящее время важно не только определить и использовать резервы для повышения операционной эффективности предприятия, но и грамотно определить стратегические ориентиры и путь развития. Растущая скорость изменений внешней среды, осложнения и глобализация обусловили необходимость широкого применения стратегического подхода к управлению бизнесом.

Экономическая политика как категория часто рассматривается на государственном и региональном уровне. Однако, поскольку фирма функционирует как самостоятельный экономический субъект в условиях рынка, уместно рассматривать эту категорию на микроуровне, т.е. на уровне отдельной фирмы.

Формирование экономической стратегии

Формирование экономической стратегии в целом можно определить как процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способ использования средств для достижения цели.

Выбор бизнес-стратегии зависит от многих условий: форм конкуренции и степени ее остроты, темпов и характера инфляции, экономической политики государства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и других так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями предприятия, то есть его производственными и финансовыми ресурсами.

Степень соответствия выбранной предприятием бизнес-стратегии общим тенденциям бизнес-среды также решающим образом определяет его конкурентоспособность.

Концепция экономической политики

Концепцию политики можно охарактеризовать как курс действий, определяющий взаимоотношения между людьми через установленные цели и задачи.

Все цели и задачи достигаются с помощью соответствующих средств и методов.

Экономическая политика предприятия характеризуется разработкой и внедрением на предприятии правил, позволяющих производить продукцию, работы и услуги, необходимые обществу, с наименьшими затратами, сохраняя при этом требуемое качество и цену.

Экономическая политика состоит из методов, инструментов и форм воздействия государства на экономические и социальные процессы.

Как категория, экономическая политика рассматривается на государственном и региональном уровнях. Каждое предприятие работает в рыночных условиях самостоятельно, поэтому в данном случае экономическая политика рассматривается на микроуровне, то есть на уровне функционирования отдельного предприятия.

Виды экономической политики

В зависимости от направления влияния, экономическая политика предприятий (как и государственная экономическая политика в целом) делится:

  • Внешнеэкономическая политика,
  • Внутренняя политика.

Такая классификация обусловлена тем, что элементы внутренней экономической политики относятся к процессам, происходящим на предприятии. Эти процессы оказывают наибольшее влияние на деятельность соответствующих подразделений компании, на запланированные и достигнутые результаты, поэтому они оцениваются количественно. Через элементы внешнеэкономической политики отражается процесс взаимодействия компании с агентами внешней среды.

В свою очередь, внутренняя экономическая политика предприятия разделена на несколько сегментов:

  • Маркетинговая политика (исследования рынка, ценовая политика, продажи, продуктовая политика),
  • персонал (подбор, мотивация и т.д.),
  • инновационная политика (распределение прибыли),
  • производственная политика (машины и технологии),
  • Финансы (бухгалтерская и налоговая политика) и т.д.

Внешнеэкономическая политика предприятий классифицируется в соответствии со способом реализации взаимодействия с хозяйствующими субъектами внешней среды и его специфическими особенностями:

  • Взаимодействие с социальными группами, в том числе с общественными организациями;
  • Отношения с государственными структурами (организациями), которые контролируют и регулируют деятельность бизнес-структур;
  • Отношения с конкурентами и конкурентное поведение;
  • Отношения с клиентами, поставщиками, партнерами;
  • Взаимодействие с инфраструктурой бизнеса, в которую входят финансовые институты (банк, кредитная организация, инвестиционные фонды и т.д.).

Особенности экономической политики предприятия

Экономическая политика предприятия включает систему основных положений (элементов), которые обусловлены интересами соответствующих категорий лиц (групп) и определяют характеристики деятельности.

Основные положения экономической политики предприятия:

  • Деятельность, поведение, взаимодействие с внешней средой;
  • Приоритеты, связанные с деятельностью предпринимательских структур;
  • Ориентация на цели, определяющие желаемые результаты деятельности общеорганизационного управления, ориентация на окружающую среду;
  • Механизм взаимодействия предприятия с агентами внешней и внутренней среды.

Экономическая политика предприятия рассматривается как система, объединяющая элементы и типы предпринимательских структур.

  • План и результаты восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) – цели и особенности
  • Инвестиции и экономический рост – взаимосвязь, значение, влияние и типы
  • Инфляция в США – уровень, история, показатели и причины низкой инфляции
  • Особенности экономического развития Англии – развитие в 19 и 20 веке и сельское хозяйство
  • Показатели предпринимательского риска – концепция, категория, система и функции
  • Промышленность Японии – производство,история и перспективы развития
  • Импорт и экспорт инфляции – концепция и понятия
  • Повышение качества жизни населения – концепция, понятия, методы и критерии

Добавить комментарий