Как составить экскурсию по выставке

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

СЦЕНАРИЙ

Экскурсии по выставке технического творчества

«Техника: от истории в будущее»

для обучающихся 3-х, 4-х классов.

Автор: Лобова Светлана Васильевна,

педагог дополнительного образования

гп. Междуреченский

2019 год

Пояснительная записка

МКОУ ДО «Центр дополнительного образования» – это учреждение дополнительного образования, где дети выбирают себе занятия  по интересам, могут углублять знания, полученные в школе, развивать свои способности и таланты, выбирать узкую специализацию в интересующей их области.  Центр организует также содержательный досуг и познавательные мероприятия как для своих обучающихся, так и для всех школьников: конкурсы, выставки, экскурсии, мастер-классы.

Одной из форм работы Центра являются конкурсы-выставки детского технического творчества, которые проводятся в учреждении на протяжении 7 лет. Конкурс проводится с целью расширения представления детей о разных видах боевой, космической и гражданской техники, вовлечения детей в сферу технического творчества, формирования уважительного отношения к Отечественной истории, чувства гордости за  развитие отечественной  военно-космической индустрии. Конкурс проводится также в целях демонстрации достижений детского технического творчества, развития творческой инициативы детей.

Выставка детских работ — компонент предметно-развивающей среды, который является сильным воспитательным средством при работе с детским коллективом. Она способствует тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, узнают новые техники выполнения творческих работ.

Каждое участие обучающегося в выставке – это приобретение творческого опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности, возможность узнать новую информацию и применить знания в дальнейшей творческой деятельности.
Для детей-зрителей – это возможность увидеть работу  своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности.

Методические рекомендации на этапе подготовки к экскурсии.

При подготовке к экскурсии необходимо:

– оформить выставочную экспозицию;

– составить план экскурсии по выставке;

– разработать сценарий;

– оповестить образовательные учреждения о начале работы выставки, составить график экскурсий; выложить информацию о предстоящей выставке на сайте МКОУ ДО «ЦДО».

Тема: «Экскурсия по выставке технического творчества «Техника: от истории в будущее».

Цель: Расширения представления детей о разных видах боевой, космической и гражданской техники.  Популяризация детского технического творчества.

Задачи:

  1. Познакомить детей с экспонатами выставки и расширить представления о видах технического творчества;
  2. Познакомить с видами космической техники, ее назначении;
  3. Формировать художественный вкус, эстетические чувства;
  4. Повышать художественно-творческий уровень участников и стимулировать их на создание новых творческих работ.

Возраст участников: 9-10 лет.

Предполагаемое кол-во участников: 15-20 чел за одну экскурсию

Количество экскурсий: 8-10

Методы: беседа, рассказ, демонстрация экспонатов выставки, игры.

Форма проведения занятия: занятие-экскурсия.

Ход экскурсии

  1. Водная часть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас  в Центре

дополнительного образования! Сегодня я предлагаю вам познакомиться с территориальной выставкой технического творчества, которая называется «Техника: от истории в будущее».

На нашей выставке представлены работы юных конструкторов и мастеров в таких номинациях как:

 «Военная техника»;

 «Космическая техника»;

 «Техника будущего»;

 «Современные модели техники»;

Коллаж «Техника: от истории в будущее».

– Ребята,  в каком классе вы учитесь?

Наверняка каждый из вас в детстве любил не только играть в машинки, но и  собирать их из конструктора?

-Поднимите руки те, кто хоть раз пробовал собирать машинку из конструктора? А кто сейчас увлекается конструированием?

Тогда вы наверняка знаете – как начинает работать фантазия и выдумка в момент конструирования! Как хочется сделать особенную, непохожую на другие модель!

На нашей выставке представлено множество моделей различной техники из конструктора лего и других конструкторов, сделанные юными умельцами. Здесь – различные автомобили, самолеты, танки, пушки, бронетранспортеры и другая военная техника.  Посмотрите внимательно и покажите модели, которые можно назвать техникой будущего или фантастической? И таких на нашей выставке очень много!  

Как их можно назвать? (дети показывают, придумывают названия). Конечно, все свои модели из конструктора ребята старались сделать особенными, интересными и самыми разнообразными.

Давайте пройдем дальше и рассмотрим собранную из констуктора композицию под названием «Военная база», в которой собраны все виды военной техники: наземной, воздушной и морской.

 Ребята, оказывается конструировать можно не только из конструкторов Из бросового материала, разных ненужных предметов тоже можно заниматься творчеством – конструировать различные модели. Конечно и здесь нужна особая фантазия и умения! На этой витрине вы видите композицию по названием «Робот – исследователь Арктики».

– Как вы думаете – из чего он сделан? (дети рассматривают и отвечают – из простых и гофрированных трубочек, из одноразовой посуды, винтиков, баночек и других предметов).

– Рядом видите еще одну композицию – «Ракета и космонавт». Из какого материала они сделаны? (из фольги!).

– Посмотрите внимательней – под фольгой видно составляющие детали? (дети рассматривают, называют: пробки от бутылок, теннисный шарик, пластиковую бутылку и другие предметы).

– Какие поделки из бросового материала вам показались наиболее интересными? (ответы детей – робот «Собака – спасатель»,  робот «Исследователь Луны» и др.). Интересные работы и делали их настоящие мастера!

Перейдем к следующим выставочным стендам и увидим, что различную технику можно не только собрать из конструктора, но и слепить из пластилина или глины. Посмотрите на скульптурные композиции «Самолеты ВОВ», «Морской флот». Очень красочно, красиво и достоверно!  Обратите внимание – рядом с обычной техникой представлена и техника будущего.

– Как вы думаете – могут ли в будущем появиться такие автомобили в виде большого кота (вылепленного из глины) или  самолеты в виде птицы, как на этом коллаже? (высказывания детей). На выставке есть и другие коллажи с различными видами современной техники, техники будущего и ретро техники (дети рассматривают, свободно обуждают).

– Ребята, а как вы понимаете фразу «ретро» техника?

Посмотрите, на выставке есть коллаж с ретро автомобилями. Все они выпускались у нас в России. Раньше на дорогах не было так много автомобилей как сейчас. Ездить на автомобиле считалось особым шиком,  владельцев авто считали очень респектабельными людьми. А сейчас перейдем к следующей экспозиции.

– Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День авиации и космонавтики).

– Кто первый полетел в космос и когда? (Ответы детей).

На нашей выставке представлено много моделей авиа- и космической техники. В наше время люди активно исследуют космос.  Они мечтают найти обитаемые планеты, такие как наша Земля. Ведутся исследования космоса и других планет, а для этого нужна специальная техника.

На нашей выставке представлено много макетов космической техники.

Что такое макет? Это уменьшенная копия настоящих космических видов техники.

– Ребята, какая техника сегодня нужна для исследования космоса?

(ответ – космические корабли, спутники и др.).

-Что постоянно летает вокруг нашей Земли? (спутники, космические орбитальные станции).

Где находятся люди? (на станции).

Орбитальная станция и спутники – постоянно летают у нас над головой, вокруг Земли на высоте 150-500 км., и выполняет много задач, занимаются различными исследованиями. На корабле работают люди.

– Как попадают люди на космическую станцию, ведь она не может  приземлиться? (Дети высказывают свои предположения).

Ученых-астронавтов и различный груз на станцию доставляет транспортный корабль. Он имеет несколько двигателей, которые нужны ему для разгона и которые на большой высоте отсоединяются от корабля  и сгорают в высоких слоях атмосферы. Затем отсоединяется еще одна часть ракеты. И только вот эта часть (экскурсовод показывает на макете ракеты) достигает нужной высоты и стыкуется с космической станцией.

Возвращаются на Землю ученые в посадочном модуле. Модель посадочного модуля есть на выставке.

– Найдите и покажите пожалуйста уменьшенную копию посадочного модуля.

Так же на выставке есть макет беспилотного корабля, который создан для посадки на других планетах. Например, корабль для посадки на Луну. Это целая база для исследований. Все оборудование находится внизу посадочного модуля. Так же на выставке есть макет корабля для полета на Венеру. (Рассматривают, обсуждают, задают вопросы, комментируют).

– Ребята, все вы наверняка смотрели фильмы про звездные войны?  

Так вот на выставке есть модель (точная копия) настоящего корабля, предназначенного для космических войн. Найдите такой корабль на выставке.

Российские ученые-конструкторы создали такие корабли на случай космической войны, что бы защитить нас с вами.

На выставке много космических поделок из бросового подручного материала – луноходов, НЛО, ракет, космонавтов.

Обучающиеся из объединения «Техническое моделирование» представили модели легких планеров, с которыми они выступают на  соревнованиях.

        Следующая экспозиция – это модели и поделки танков, сделанных из разных материалов.

Особое внимание заслуживают поделки из дерева, различные виды техники – краны, тележки, машинки и пр.

В конце экскурсии я предлагаю вам небольшую викторину про космос.

(Проводиться викторина)

Спасибо большое вам ребята, что с интересом посмотрели выставку. Надеюсь,  вам было интересно!

все виды работ  между собой связаны одним словосочетанием «декоративно-прикладное творчество». И мы все присутствующие разные по внешнему виду, характеру, но равные и ценные в творчестве, ведь каждая ваша работа это начало в вашей дальнейшей творческой деятельности. Развивайтесь, учитесь новым технологиям и достигайте вершин! Если вам понравилась наша выставка, то прошу вас оставить смайлик на доске, а впечатления и пожелания нашему Центру вы можете написать в книге отзывов!

Методика создания и проведения музейной
экскурсии
Экскурсионная работа ­ это традиционная для музеев форма 
образовательной и воспитательной деятельности. 
Музей   не   относится   к   той   категории   мест,   посещение   которых
обязательно   для   человека.   Следовательно,   задача   музея   –   привлечение
посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми,
побуждающих   их   посещать   музеи,   осматривать   экспозиции   и   выставки,
участвовать   в   музейных   мероприятиях   и   т.д.   Экскурсия   в   музее   –   это
целенаправленный коллективный осмотр музея посетителями раскрывающий
содержание музейной экспозиции. 
Просветительная работа музея бывает двух видов: 
• Традиционная – экскурсии и лекции
• Массовые мероприятия. 
Экскурсии подразделяются на обзорные, тематические, учебные.
Обзорные экскурсии – проводятся по всей экспозиции музея. Их цель – 
ознакомление посетителей с музеем вообще. Для обзорной экскурсии 
характерно широкие хронологические рамки. Значительный объем 
освещаемых вопросов. 
Тематические экскурсии – проводятся по материалам конкретного  раздела 
экспозиции. Носят учебный характер, имеют четкую тематическую 
определенность по хронологии и содержанию, посвящены конкретному 
вопросу.
Учебные экскурсии – для расширения и конкретизации знаний уч­ся. Формы 
бывают разные: уроки­экскурсии и экскурсии­семинары.
Подготовка  экскурсии
1. Выбор темы.
     Прежде, чем выбрать тему экскурсии, необходимо просмотреть еще раз 
экспозицию музея, отметить для себя, какие разделы наиболее интересны. 2. Определение цели и задач экскурсии.
Цель  экскурсии   ­   это   то,   ради   чего   показываются   экскурсантам
экспонаты музея и другие экскурсионные объекты. Назовем несколько целей:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно­полезному
труду,   к   другим   народам;   эстетическое   воспитание,   а   также   расширение
кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и
культуры и т.д. Задачи экскурсии ­ достичь целей путем раскрытия ее темы.
А когда цели нет, экскурсия превращается в бессвязный набор баек.
3. Знакомство с темой.
     Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы 
экскурсии в единое целое. Разделив свою тему на отдельные подтемы и 
вопросы, определив их последовательность и внутреннюю связь, необходимо 
выяснить, как они представлены в экспозиции и обеспечены материалом. Для 
этого производится отбор нужных для темы экспонатов в соответствии с 
намеченными подтемами и вопросами. При создании экскурсии стоит задача –
отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по 
той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов 
обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и 
глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и 
те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у 
каждой темы должны быть «свои» объекты.  Прежде всего, составляется 
список экспонатов, которые относятся к теме экскурсии. На каждый экспонат
заводится карточка, в которой записывается название экспоната, к какой теме
или подтеме он относится, сведения о нем. Затем составляется список книг, 
брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают 
тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, 
разделы, страницы. Отбор литературы. В ходе разработки экскурсии 
составляется список печатных источников, с помощью которых раскрывают 
тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей 
работы по изучению литературных источников. Здесь необходимо обратить 
внимание на оценку отдельных событий, их описание, выделяются факты, 
выдержки из документов и воспоминаний, цитаты, стихи, рассказы об 
отдельных людях, участниках знаменательных событий. Полученные сведения
заносятся на карточки экспонатов. В результате отбора наиболее важных по содержанию экспонатов складывается маршрут экскурсии (путь движения от 
витрины к витрине, от экспоната к экспонату). 
4.Составление маршрута экскурсии. 
Основные требования, которые должны быть учтены составителями 
маршрута, – это организация показа объектов в логической 
последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В 
практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения 
маршрутов: хронологический, тематический и тематико­хронологический. 
Обход маршрута является одним из важных этапов разработки экскурсионной
темы.
После того, как был собран материал о каждом экспонате, можно составлять 
текст экскурсии.
5. Подготовка текста экскурсии. 
Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия 
всех подтем, входящих в экскурсию
После составления маршрута выбираются инвентарные карточки на те 
экспонаты, которые стали объектами экскурсии. Затем карточки 
расставляются по намеченному в экскурсии порядку и разделяются 
заставками на подтемы и вопросы.  После того, как был собран материал о 
каждом экспонате, можно составлять текст экскурсии.  Начинается период 
составления рассказа на экскурсии.   После того, как был собран материал о 
каждом экспонате, можно составлять текст экскурсии.
Контрольный текст первичен по времени создания и представляет собой 
тщательно подобранную и выверенную по источникам информацию по теме 
экскурсии. В большинстве случаев контрольный  текст содержит 
хронологическое изложение материала, что создает удобства при подготовке 
новых вариантов одной и той же экскурсии, рассчитанных, например, на 
различные группы экскурсантов, а также при составлении индивидуальных 
текстов экскурсоводов. Таким образом, контрольный текст служит основой 
для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Контрольный текст не 
отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной 
последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, 
где происходит анализ экскурсионных объектов и следует рассказ о них и 
событиях, с ними связанных. Исключение составляют отдельные случаи, когда материал невозможно расположить в обзорной городской экскурсии. Здесь 
контрольный текст – это материал к подтемам экскурсии.
Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, 
т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле.
Индивидуальный текст является основой рассказа экскурсовода или 
представляет собой готовый для исполнения рассказ. Индивидуальный текст 
содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на 
экскурсии. Материал размещается в той же последовательности, в которой 
показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них 
посвящена одной из подтем экскурсии. Все части индивидуального текста 
строятся по следующей схеме: характеристика объекта; общий материал, 
посвященный определенному периоду истории, в целом по городу, району, 
краю; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные 
с данным объектом или местом; обобщения и выводы по раскрываемой 
подтеме; логический переход к следующей подтеме.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, 
что он отражает структуру экскурсии и строится в полном соответствии с 
маршрутом экскурсии. Индивидуальный и контрольный тексты совпадают по 
содержанию, в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые 
делаются по отдельным подтемам и по теме экскурсии в целом.
     6. Оформление текста музейной экскурсии.
Рассказ необходимо оформить в виде текста, оформленного по следующей 
схеме:
Тема экскурсии______________________________________
Продолжительность экскурсии________________________
Составитель_________________________________________
Подтемы, отдельные 
вопросы
Экспонаты
Содержание экскурсии Запись в таблице пишется строго горизонтально, так чтобы было полное 
соответствие и связь между вопросом, экспонатом и рассказом. Названия 
экспонатов должны соответствовать надписям на этикетках. В графе 
“Содержание экскурсии” кроме содержания рассказа, необходимо указать, 
как расставляется группа, логические переходы между объектами показа и 
т.п. После написания текста, проводится его хронометраж. То есть, 
написанный текст зачитывается непосредственно на экспозиции с показом 
вещей и документов и если он не укладывается в заданное время, 
производятся сокращения. После утверждения текста руководителем, одна из
копий текста сдается на хранение в музей. 
Приемы рассказа
Основными приемами рассказа экскурсовода в музейной экскурсии являются 
приемы реконструкции и комментирования
Прием реконструкции означает восстановление первоначального вида 
(облика) чего­либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого 
приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается 
первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, 
опираясь на зрительные впечатления экскурсантов.
Прием комментирования. Комментарий в периодической печати 
используется в двух видах ­ как толкование событий, явлений, текстов, а 
также в качестве рассуждений или критических замечаний о чем­нибудь, 
вызывающем интерес у читателей.
 В экскурсии методический прием комментирования используется 
экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или 
замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент 
наблюдается экскурсантами.
 Иногда комментарий используется в экскурсиях на архитектурные темы в 
виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, 
особенностях инженерных сооружений и т. п. Прием комментирования 
широко используется при показе экспозиций музеев и выставок в качестве 
пояснений к экспонатам. Прием цитирования. Цитата ­ дословная выдержка из какого­либо текста 
или в точности приводимые чьи­либо слова (прямая речь). К цитированию 
прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного
выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита 
определенного исторического периода времени, воспроизведения картины 
события и ознакомления с чьим­то авторитетным мнением (прием ссылки на 
авторитет).
 Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов
зрительный образ, т. е. выступает в роли зрительно воспринимаемой 
информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из 
художественных произведений (проза, стихи). Особенно эффективно 
цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в 
далекие времена, быт и деятельность наших предков.
Прием вопросов­ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе 
рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их 
активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы 
получить на них какие­либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют 
функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов: 
 а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого 
времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме; 
б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение 
чего­либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде 
рассматриваются как прием ораторской речи; 
в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют 
внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку 
и помогают лучше уяснить подтему. Например, раскрывая подтему о 
героизме советских летчиков в годы Великой Отечественной войны и 
характеризуя эпизод, когда один из наших самолетов, подбитый врагами, 
горящим факелом врезался в танковую колонну фашистов, экскурсовод 
задает вопрос: “Был ли выход у советского летчика? ­ и здесь же отвечает на 
него. ­ Да, был. Летчик мог покинуть горящую машину и, использовав 
парашют, спасти свою жизнь. Но он решил ценой своей жизни одержать еще 
одну победу над врагами”. Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в
его обращении к экскурсантам: “Подумайте, почему этот памятник так 
назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на 
местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана
такая надпись” и др. Когда экскурсовод дает подобные задания, он не 
предполагает, что участники их тут же выполнят. Прием направляет внимание
экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, 
понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача 
этого приема ­ заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, 
активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение. 
Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их сам в 
дальнейшем рассказе, как бы суммируя мнения экскурсантов.
Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод 
свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных 
произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической
печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один 
из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину 
событий. 
 Использование экскурсоводом литературного монтажа основано на 
“преобразовании” одного вида искусства (словесного) в другой вид 
(изобразительный). Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать 
такие отрывки из художественных произведений, которые позволят 
экскурсантам “увидеть” картину событий, почувствовать их динамику.
Прием персонификации используется для мысленного создания образа 
конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника). 
Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах 
из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе 
описания какого­либо исторического события, в котором эти люди 
участвовали.
Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит 
от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, 
рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот 
прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые 
методисты называют его “приемом освежающего отступления”. Его задача 
снять усталость. Однако, применяя данный прием, не следует комкать экскурсию, сокращая материал по теме. Нельзя сводить дело к шуткам, 
анекдотам, разбрасыванию “юмористических штрихов” среди серьезного 
изложения материала, чтобы придать сложной информации непринужденный 
характер.
Этапы проведения экскурсий:
 Вступительная беседа (введение в экскурсию, общий обзор). 
Основная часть экскурсии (раскрытие материала, его подробности и анализ).
 Заключительная беседа (подведение итогов, выслушивание вопросов, и 
т.д.). 
Переход от одной под темы к другой, от одного экспоната к другому должен 
быть обоснован логически или эмоционально. 
Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу 
начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа 
объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить 
интересный пример, какие­то подробности о событии.
Логические  переходы скрепляют   содержание всех подтем в в единый 
цельный рассказ.  Хорошо составленные логические переходы придают 
экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении 
материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет 
восприниматься с интересом.  Экскурсант, как правило, переходов не видит. 
Но он видит хорошую экскурсию ­ то есть понимает все, что до него доносит 
экскурсовод. А когда он все понимает, у него не возникает желания задавать 
вопросы. В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает 
считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, «Теперь 
посмотрите сюда» или «Прошу обратить внимание на памятник, 
расположенный рядом»). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций 
в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, 
посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. 
Конструктивный переход, не являясь «переходным мостиком» между 
подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим 
объектом.
    Техника ведения экскурсии. К организационным моментам экскурсии относятся следующие: знакомство 
экскурсовода с группой, расстановка экскурсионной группы у объекта, 
передвижение экскурсантов от объекта к объекту, соблюдение времени в 
экскурсии, проведение рассказа и показа, ответы на вопросы экскурсантов, 
место экскурсовода у объекта, использование пауз, средства показа объекта 
(жест, указка), демонстрация экспонатов.
Основные требования к экскурсии.
Продолжительность   экскурсии   определяется   не   только   содержанием
темы, но и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 1­
4­х классов способны это делать 15­20 минут, 5­8­х классов ­ 30­40 минут, 9­
11­х классов ­ 45­60 минут. Поэтому, обычно, текст экскурсии пишется в
расчете   на   старшеклассников,   но   в   нем   сразу   отмечаются   возможные
сокращения в расчете на младший и средний школьный возраст.
Начинающий экскурсовод обычно делает одну из двух типичных ошибок:
или   излагает   содержание   своей   темы   без   связи   с   экспозицией,   даже   не
показывая вещи, или, наоборот, много показывает и рассказывает о каждом
экспонате в отдельности, но не раскрывает тему в целом.
Чтобы   избежать   в   построении   экскурсии   этих   ошибок,   необходимо
соблюдать следующие требования:
­ экскурсию нужно строить последовательно по отдельным подтемам и
вопросам темы;
­ содержание   каждого   вопроса   должно   раскрываться   путем   показа   и
анализа определенных экспонатов;
­ глубокое   раскрытие   подтем   и   вопросов   требует   строгого   и
последовательного   отбора   экспонатов,   составления   маршрута,   который   бы
способствовал подведению экскурсантов к нужным выводам;
­ раскрыв   одну   подтему,   следует   переходить   к   другой,   не   теряя
смысловую связь и не прерывая рассказа;
­ экскурсию делает интересной эмоциональный, выразительный рассказ,
насыщенный   новыми   фактами,   занимательными   сведениями   об   экспонатах,
незаметными на первый взгляд чертами вещей и документов.
Современные дети могут свободно получать информацию, ранее доступную 
только в учреждениях культуры. В связи с этим музей должен предложить им такую занимательную программу, которая могла соперничать с продуктами 
индустрии развлечений. Исходя из этого, мы понимаем, что музей должен 
предложить такой уникальный продукт, который сможет составить 
достойную конкуренцию индустрии развлечений. Поэтому нашей основной 
задачей стал поиск новых методов работы с детской аудиторией. В детских 
музейных экскурсиях используется вопросно­ответный метод, приёмы игры, 
театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, 
моделирование)
 Интерактивно ­познавательная программы в 
музее
 «Мы ­ дворяне»
Экспозиция «Ваше превосходительство».
 Торжественные  залы  Дворянского собрания откроют перед Вами парадные 
двери,  и Вы познакомитесь с историей Костромского дворянства.
 Талантливо разыгранные  Вами сценки правил этикета из книги “Юности 
честное зерцало” введут в светский мир дворян.
 Традиционный визит вежливости к знатной даме поможет узнать об 
образовании юных  дворян  в  XIX веке и создать дворянский альбом на 
память.
Вы станете участником бала в Белом  зале Дворянского собрания, 

разучите танцы XIX столетия, поиграете в бальные игры.
 «Рыцарь сказочных чудес»
Экспозиция «Творчество Е.В. Честнякова».
 Вы познакомитесь с творчеством уникального художника.
 В игровой форме узнаете язык сказок Е.В. Честнякова.
 Разыграете сказку “Щедрое яблоко” и  старинный обряд “Коляда”.
 Разгадаете кроссворд по  картинам  художника.
 Вылепите из глины игрушку  по мотивам сказок Честнякова.
 
«Костромская ярмарка!» 
Экспозиция «Губернский город  К…».
 Вы познакомитесь с историей  и товарами Костромской ярмарки.
 Разыграете сценки из торговой жизни купеческой Костромы.
 Станете  участником народных  ярмарочных  игр.
 Под руководством дымковской мастерицы вылепите из глины  сказочного 
коня. “Детский мир крестьянской избы ”
Экспозиция «Изба».
Вы узнаете о  родильных  обрядах, семейных оберегах в детском и 
хороводном возрасте;
Станете участниками  традиционных (обрядовых) детских игр.


 
     «Бояре к  нам пришли…»   
  Экспозиция  «Костромское боярство. Кадры на трон…».
 В белокаменной   палате  Вас примет боярин и поведает о воспитании и 
обязанностях отрока, обучит основным умениям  юного боярина.
 Ключница   Мария  сыграет с Вами в старинную игру и покажет, во что 
одевались бояре.
 Вы будете приглашены за боярский стол, и узнаете, из какой посуды и чем ели
на царском пиру.
 Вы увидите уникальные рукописные книги и попробуете писать пером и 
чернилами
 Выполните памятную открытку.
ПРАЗДНИКИ В МУЗЕЕ!
 
«Рождество XIX века»
Парадные залы Дворянского собрания
 Нарядная Рождественская елка, украшенная созданными Вами игрушками, 
станет главным символом  праздничного вечера.
 Весёлые рождественские игры призовут удачу на весь следующий год
 Таинственный мир святочных гаданий поможет заглянуть в будущее.
 
Восточный Новый год
 Вы станете участником основных обрядов  Восточного нового года.
 Вас ждёт встреча со сказочным животным.
 Научитесь исполнять восточный танец.
 Сделаете волшебный фонарь,  символ года.
 Узнаете предсказания гороскопа.
 
«Широкая Масленица»
Экспозиция  ” Губернский город  К… “.
 Вы познакомитесь с историей празднования Масленицы в Костроме, с 
особенностями каждого дня масленичной недели.
 Поиграете в народные масленичные  игры.
 Под руководством народной мастерицы сделаете своими руками обрядовую  
куклу Мартиничку.
 Полакомитесь главным масленичным угощением и узнаете старинные способы
гадания по блинам. «Пасха».
Экспозиции  “Изба”  и “Губернский город  К…”.
 Вы познакомитесь с историей празднования Пасхи в России и в Костроме.
 Узнаете секреты катания яиц, став участником пасхальных игр­забав.
 Сами попробуете расписать яйцо в различных техниках.
Необычное  мероприятие ­ интерактивную программу “Забавы в стиле ретро” 
с демонстрацией предметов традиционного быта белорусов. Мероприятие 
проводится под открытым небом на площадке при музее. В этот день многие 
музейные предметы из научно­вспомогательного фонда музея покидают свои 
полки в фондохранилище и переносятся на музейную площадку, где, по 
задумке сотрудников, они “оживают”. Задача такого “оживления” музейных 
предметов ­ показать  функциональное назначение их и использование в 
повседневной жизни наших дедов и прадедов.

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Экскурсия

По выставки современного декоративно-прикладного
искусства

«Юные мастерицы»

(продолжительность 45 минут)

Составители:

Липина Анастасия

МАОУ СОШ №31

Андреева Ксения

МАОУ СОШ №31

Тамбов 2018

Содержание

1.    
Аннотация.

2.    
Вступление.

3.    
Вязание.

3.1.         
Объемная салфетка
«Лебединое озеро».

3.2.         
Комплект «Медвежонок».

3.3.         
Вязаные игрушки.

3.4.         
Летнее платье.

3.5.         
Вязаные аксессуары.

3.6.         
Платья для «маленьких
принцесс».

4.    
Вышивка.

4.1.         
Картина «Цветочные
фантазии».

4.2.         
Картина «Весенний букет».

4.3.         
Картина «Русская зима».

4.4.         
Подушка «Нежные розы».

5.    
Выжигание по дереву.

5.1. Декоративные доски.

6.    
Заключение.

7.    
Список литературы.

1. Аннотация

История народа – в событиях и памятниках,
гордость народа – в победах и славе, мудрость народа – в сказаниях и искусстве,
а душа народа… Душа народа – в народных промыслах. Народные промыслы в Тамбове
– часть исторического наследия наших предков, бережно сохраняемая и развиваемая
сегодняшними мастерами. Традиционные тамбовские кружево- и бисероплетение,
вышивка, вязание, гончарное дело, плетение из соломы, лозы, бересты получили
сегодня новую жизнь. Нет предела фантазии мастеров, и каждый народный промысел
имеет своих приверженцев. У любого умельца есть целая коллекция изделий,
которые так и дарят окружающим тепло и позитив.

У любого человека в душе есть влечение к творчеству.
Сегодня рукоделие — одно из самых распространенных видов хобби, особенно у
женщин. Разновидностей ручного труда сейчас огромное множество, поэтому каждая
умелица может выбрать себе занятие по душе.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим,
сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной
художественной культуры.

В последние годы развитие прикладного искусства
получило новый импульс. Эта тенденция не может не радовать. Прекрасная посуда
из дерева, металла, стекла и глины, кружева, текстиль, ювелирные украшения,
вышивка, игрушки – всё это после нескольких десятилетий забвения вновь стало
актуальным, модным и востребованным.

Наша экскурсия посвящена декоративно-прикладному
искусству. Сегодня вы сможете увидеть изделия, выполненные в разных техниках,
узнать историю происхождения каждого вида рукоделия. Знакомство с произведениями
современного декоративного искусства дадут  нам возможность сопоставить два
склада мышления – народный, основанный на традиции, и профессиональный,
связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с
широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

Экскурсия будет интересна как для человека, имеющего
представление о рукоделии, знания и навыки в отдельных техниках, так и для тех,
кто еще не имел возможности выбрать себе занятие по душе, научиться чему-то новому
и интересному. Вашему вниманию будут представлены изделия и технологические
карты для их изготовления, чтобы у каждого из вас была возможность ознакомиться
не только с конечным результатом, но и технологией изготовления, подбора
инструментов и материалов.

2. Вступление

Современные изделия декоративно – прикладного
искусства сделаны с учётом народных традиций и моды сегодняшнего дня.

Современное декоративно-прикладное искусство
разнообразно – это керамика, стекло, металл, гобелен, батик. Широкую
популярность приобрели пэчворк, бисероплетение, художественное шитьё, роспись
пасхальных яиц и матрёшки, художественная кукла.

Самая
главная задача сегодня заключается в сохранении творческого потенциала сельских
жителей. Надо сделать все для того, чтобы не дать окончательно заглохнуть тем
ремеслам, о которых еще помнят в деревне. В народных художественных ремеслах
наиболее полно и многообразно отразились особенности крестьянского
мировоззрения, его духовная цельность, связанная с деревенским укладом жизни.

На современной территории Тамбовской
области существуют народные промыслы бытового характера:

·       
гончарный
(Жердевский, Моршанский, Мучкапский районы, г. Тамбов)

·       
 ткачество
(Инжавинский, Гавриловский, Тамбовский и др. районы),

·       
 вышивка,
кружевоплетение (в большинстве районов
области), вязание платков, одежды, варежек, носков (во всех районах и городах),

·       
резьба и роспись по дереву (Моршанский, Тамбовский и др. районы), изделия
из тканей с росписью (г. Тамбов),

·       
изготовление изделий из бересты, лыка (г. Котовск, Тамбов и др.),

·       
лоскутная
мозаика (г. Кирсанов, Котовск, Тамбов) и т.д.

Принимая участие в
местных праздниках, ярмарках и выставках мастера-умельцы демонстрируют технику
изготовления своих изделий и приемы, вызывая интерес и восхищение односельчан,
желание сделать самим что-либо подобное.

В нашей школе
реализуется программа дополнительного образования «Волшебный мир вязания» и
«Юная мастерица», в процессе обучения в которой мы можем получить необходимые
знания и навыки по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства,
повысить свой творческий потенциал, развить творческие способности, научиться
изготавливать уникальные изделия своими руками, знакомиться с историей
рукоделия, участвовать в конкурсах, выставках, повышая свой творческий потенциал.

         Так же в городе проводится ежегодный
«Фестиваль цветов», в котором наша школа принимает активное участие.

         Итак, рассмотрим самые востребованные виды
рукоделия современности, работы, выполненные нами в этих техниках.

3. Вязание

На первом месте неизменно стоит вязание. Вязание
представляет собой способ изготовления с помощью крючка или вязальных спиц
различных изделий. Этот вид творчества не теряет своей актуальности уже многие
годы. Различают несколько видов вязания – вязание спицами, вязание крючком, тунисское
вязание, вязание на вилке и другие. Каждый из них по-своему необычен и
интересен.

Ручное вязание, появившееся как простая бытовая
необходимость, со временем стало настоящим искусством. Ценность ручного вязания
дошла и до наших дней. Многие ошибочно считают, что этим видом рукоделия
занимаются лишь бабушки, вяжущие носки и шарфики своим внукам. Вязание сейчас —
это искусство, достойное подиума. Своими руками можно создать эксклюзивную и
модную вещь.

Когда
появилось вязание—точно не известно. Овцы были одомашнены за 9 тысяч лет до
нашей эры. В России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания,
появились давно. Посиделки на Руси немыслимы были без этого ремесла. Вязали те,
кто помоложе, старшие ткали и пряли, обеспечивая всю семью носками, рукавицами,
шарфами.

Вязаные
изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня.
Одежда, связанная своими руками, неповторима. Своеобразным видом прикладного
искусства является русское узорное ткачество, имевшее повсеместное распространение
в быту крестьян. Сырьем для ткачества служили лен, конопля, шерсть, которые
обрабатывали в крестьянском хозяйстве или закупали на стороне.

На
территории современной Тамбовской области кружевоплетение очень распространено 
в большинстве районов области, вязание
платков, одежды, варежек, носков – во всех районах и городах.

3.1. Объемная салфетка «Лебединое озеро»

Объемное
вязание – и
нтересный прием вязания крючком, благодаря
которому можно создать множество различных вещиц для интерьера. Главной
отличительной особенностью является то, что изделие выглядит более реалистично,
более точно передает глубину и красоту выполняемых деталей.

         Лебедь – величавая и грациозная птица. Стая летящих
лебедей – это редкое по красоте зрелище. Люди издавна почитали этих птиц как
символ чистоты и благородства. Лебедь – символ верности. В народе даже появилось такое понятие, как
“лебединая верность”, о которой сложено немало песен. Связать одного
лебедя – это очень просто, по – этому мы изготовили целую композицию, которая
будет отличным подарком моей сестре на свадьбу, будет использована не только в
качестве украшения праздничного стола, но и может являться подставкой под
большой свадебный торт.

         При изготовлении изделия использовались
нитки «Нарцисс» 100% хлопок и крючок для вязания № 2. Себестоимость изделия
составляет 455 рублей.

3.2. Комплект
«Медвежонок»

Вязание для детей
шапочек, шарфиков, свитеров, позволяем мамам и бабушкам проявить свой
художественный талант и подарить ребенку теплую, красивую вещь.
Когда приближаются похолодания, а ваш ребёнок
остается без головного убора – приходится очень трудно. Именно по этим
причинам, многие из нас пытаются смастерить самостоятельно свою шапочку,
используя схемы и описания работы для красивых и интересных вариантов моделей.
С помощью специальных мастер-классов и нашей фантазии можно создать необычную и
красивую вещь.

         При
изготовлении изделия использовались нитки «Пехорка детская новинка» и крючок №
3. Себестоимость изделия составляет 145 рублей.

3.3. Вязаные игрушки

Умение
вязать крючком  избавляет от проблемы ломать голову над извечным вопросом:
что подарить подруге (маме, приятельнице, другу, знакомым, коллегам и т. д.) на
день рождения, Восьмое марта, Новый год День святого Валентина и другие праздники. 

Игрушка
состоит из отдельно связанных элементов: голова, туловище, лапы, ушки, глазки и
хвостик. Для изготовления нам потребуется знание приемов вязания (столбик без
накида), схема для вязания и технологическая карта с подробным описанием этапов
изготовления. Подробную технологическую карту вы можете посмотреть в печатной
версии.

3.4. Летнее
платье

Обратите внимание на
следующее изделие. Это летнее платье(туника), выполнено из 100% хлопка, легкое
и изящное. Украсит гардероб любой модницы. Прекрасно подойдет в качестве
дополнения комплекта одежды, а так же станет незаменимой вещью для поездки на
море. Вязаные вещи всегда в моде. Взяв в основу схему для вязания и выполнив
моделирование изделия, вы можете изготовить точно подходящую по размеру вещь,
индивидуальную  и неповторимую  в своем исполнении.

3.5. Вязаные
аксессуары

                                         
       

         Продолжая тему вязания, обращаем ваше
внимание на необычные сумочки. Сумочка в настоящее время – незаменимый
аксессуар для каждой девушки. В гардеробе у каждой  обязательно есть сумочка и
даже не одна. В магазине можно найти огромное количество разных сумок, но если
вы сделаете ее своими руками, проявите максимум фантазии, то завистливые
взгляды прохожих будут говорить вам о ваших успехах в данном виде рукоделия. Материалом
для изготовления этих сумочек служит 100% лен, что позволяет изделию хорошо
сохранять форму и не растягиваться.

3.6. Платья  для «маленьких принцесс»

 

Яркий, кружевной комплект привлечет внимание даже
самой маленькой модницы, в нем она будет чувствовать себя как настоящая
принцесса. Научившись вязать, вы сможете создать целую коллекцию платьев и
знать при этом, что такого платья нельзя найти в магазине. Для этого нужно
освоить приемы вязания, подобрать инструменты и материалы, выбрать схему для
вязания, а дальше все будет зависеть только от вашей безграничной фантазии.

4. Вышивка

Ещё одно прекрасное занятие для кропотливых,
старательных и усидчивых мастериц – вышивание. Сегодня вышивание переживает
очередной расцвет и является очень актуальным и модным увлечением. Этот вид
декоративно-прикладного творчества представляет собой рукодельное искусство, в
котором на ткани или другом материале выполняется узор из ниток или бисера при
помощи специальных инструментов (игла, нитки, пяльцы).

Возникнув еще в древности, искусство вышивки на
протяжении многих столетий постоянно совершенствовалось. Сначала узоры для
вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами.

Сегодня все стало намного проще. Стоит только сходить
в специализированный магазин, приобрести там все необходимое — и вперед! Также
существуют специальные компьютерные программы, позволяющие переводить любой
рисунок или фотографию, в понятную и удобную схему для вышивки. Конечно, у
наших бабушек возможностей было гораздо меньше.

Вышивка в прошлом была присуща национальной культуре каждого
народа. Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои
привычные узоры вышивальщицы знали наизусть, усваивая их и запоминая на всю
жизнь, вместе с освоением самого процесса исполнения. Основные традиционные
узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день. Помимо
собственно крестьянской среды искусство вышивки процветало в монастырских и
дворянских помещичьих вышивальных мастерских. Искусство народной вышивки
оформилось в народный художественный промысел уже в 19 веке, в связи с
развитием промышленного капитализма в России, первоначально в районах со слабо
развитым земледелием. Такими промыслами стало искусство золотошвейной вышивки в
Торжке, строченых вышивок в поселке Крестцы Новгородской губернии, в поселках
Палех, Холуй, Верхний и Нижний Ландех Владимирской губернии, а также вышивка
белой гладью в поселке Мстера Владимирской губернии и других территориях.
Существует много разнообразных техник вышивания. Ею украшалась женская и
мужская одежда, различные скатерти, полотенца.

Тамбовские мастерицы использовали вышивки не только для украшения
одежды, но и как своеобразный символ, связанный с магией плодородия земли и
женщины. Недаром особое внимание уделялось вышивке подола женских рубах и
передников. В собрании Государственного Эрмитажа имеется передник, вышитый в
конце XIX века в Тамбовской губернии.

4.1. Картина «Цветочные фантазии»

Наиболее популярная техника – это частичная вышивка
бисером по принту.  Часть рисунка специально обозначена в виде квадратиков
разного цвета, именно сюда и пришивается бисер. Данная техника очень схожа со
счетной вышивкой крестом, только вместо крестиков пришивается бисеринка.
Удобство данной техники состоит в том, что вам не надо следить за рисунком по
схеме (как при вышивке крестиком), так как рисунок нанесен непосредственно на
ткань.

Эта техника одна из наиболее простых в исполнении. В
её основе лежит монастырский шов: все стежки на лицевой стороне вышивки идут по
диагонали, а на изнаночной – прямо. Для того, чтобы выполнить вышивку,
необходимо иглу с ниткой вывести на лицевую сторону в левом нижнем углу (или
правом верхнем) маленького квадратика, надеть на иголку бисерину необходимого
цвета и вывести иглу с лицевой стороны на изнаночную через правый верхний (или
левый нижний) угол. Данная операция повторяется необходимое количество раз.

4.2. Картина «Весенний букет»

Один  из красивых
и невероятных видов рукоделия — вышивка атласными и шелковыми лентами. Из
тоненьких ленточек можно создать безумно красивые цветы и узоры. Такой вышивкой
украшают одежду, сумочки, платочки, шкатулочки и многое другое.

Как и в каждом виде
рукоделия в вышивки с лентами есть свои секреты и хитрости, но как в любом деле
все приходит с опытом. Вышивка лентами для начинающих может показаться очень
трудной, поэтому лучше начинать с самых простых узоров, постепенно постигая все
азы этого рукоделия.

Лентами можно вышить
цветы, бабочки, насекомых, корзинки, картины, панно и многое другое. И для
этого вам потребуется совсем немного – атласные ленточки,  нитки мулине,
иголки для вышивки лентами, ткань для вышивки, пяльцы, бусинки или бисер для
украшения, схема вышивки, простой карандаш для начертания узора, свеча или
зажигалка для прижигания ленточек, ножницы.

Эта картина может
служить украшением интерьера практически любой комнаты.

4.3. Картина «Русская зима»

Самый распространенный
способ вышивания — вышивание крестиком. В процессе подобной вышивки на ткань
последовательно наносится самый маленький ее элемент — крест. Каждая картинка в
этой технике состоит из них. Такой метод вышивания крестиком часто называют
счетным. Для правильного вышивания крестом рисунка требуется: полное отсутствие
узелков, закрытие вышиваемого основания целиком, однотипность создаваемых
крестов.

Вышивка крестиком хоть
и считается одной из самых простых, требует внимания и определенных навыков.
Если внимательно и терпеливо отнестись к выполнению работы, результат
превзойдет ожидания и заметно порадует.

4.4. Подушка «Нежные розы»

    Лентами можно вышивать не только
картины или панно, но и декоративные подушки для дома.

         Вышивка лентами — интересный творческий процесс, который
поможет вам создать на готовых изделиях объемные и восхитительные узоры. В
основном, в таком виде рукоделия, используют цветочную тематику.

Эта готовая работа даст представление и расскажет вам о
том, как вышить шелковыми лентами подушку, основным мотивом которой будут нежные
и объемные розы.

Сложность этой работы не только в самом процессе
вышивки роз, но и в том, что розы и наволочка для подушки были изготовлены
самостоятельно.

5. Выжигание

Художественная обработка дерева была известна еще в
IX-X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие
поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий
и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и
обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины,
природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап,
бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с
обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из
популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного
творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и
живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или
выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические
стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические
клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель. Он состоит
из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник
которого изготовлен из нихромовой проволоки.

Выжигание по дереву – это целая философия!
Мастер-пирограф с помощью стихии огня  и дерева выражает состояние своей души,
свои мысли и чувства и воплощает их в материальном мире в виде произведений
своего искусства.

С помощью выжигания по дереву можно создать не только
замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет – шкатулку, рамку
для фотографий, разделочную доску и, даже, предметы мебели – табуретку, полку,
стол.

5.1. Декоративные доски

Обратите внимание, какие красивые декоративные доски
можно изготовить, используя этот вид декоративно-прикладного искусства. И что
же нужно, чтобы изготовить такое изделие?

Простая деревянная доска
(можно приобрести в магазине заготовку или подготовить дощечку самостоятельно),
аппарат для выжигания, желаемый рисунок (картинка), лучше, если он будет без
обилия мелких деталей для упрощения работы.

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности.
Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные
материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород
имеет светлую однородную структуру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливаются,
а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия
тщательным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят
рисунок для выжигания.

6. Заключение

Народные
художественные промыслы России  — неотъемлемая часть отечественной культуры. В
них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, сохранены
глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур
многонациональной Российской Федерации.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов
России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко
ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во
всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики,
стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном
вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое
значение.

Мы постарались показать всю красоту и колорит
декоративно-прикладного искусства, отразить всю неповторимость и
индивидуальность изделий, выполненных своими руками, от подбора идей, вариантов
и цветовой гаммы до окончательной отделки изделий.

Мы надеемся, что наша выставка была интересной и
насыщенной и, возможно, ее посещение вдохновит вас для творчества, и вы
пополните интерьер своего дома своими изделиями, ведь каждое изделие имеет свою
практическую значимость, например, вязаное изделие с удовольствием будет носить
любая «маленькая принцесса».

Как много в мире красоты,

Порой не описать словами.

Через года перенести,

Потомкам многое оставит!

Как много в мире видов ДПИ-

Для творчества есть вдохновенье.

Все виды рукоделия хорошо,

Судьбы великие творения!

7. Список литературы

1. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы
развития: В. Б. Кошаев — Москва, Владос, 2014 г.- 288 с.

2. Декоративно-прикладное искусство: В. Н. Молотова —
Санкт-Петербург, Форум, 2010 г.- 288 с.

3. Декоративно-прикладное искусство: М. В. Соколов, М.
С. Соколова — Москва, Владос, 2013 г.- 400 с.

4. История декоративно-прикладного искусства. От
древнейших времен до наших дней: Анри де Моран — Санкт-Петербург, Издательство
В. Шевчук, 2011 г.- 672 с.

5. Справочник дизайнера декоративно-прикладного
искусства: — Санкт-Петербург, Феникс, 2014 г.- 280 с.

Прикладное творчество

на занятиях детских объединений эколого-биологической направленности

( о проведении экскурсий по выставкам прикладного творчества в рамках экспресс-обучения)

Учитывая сложившуюся современную ситуацию, необходимо эффективно использовать потенциалы прикладного творчества в рамках экологического воспитания детей, так как они обладают широкими возможностями для проявления личностной инициативы обучающихся, ориентации личности в социальных отношениях и развития навыков социально-коммуникативного взаимодействия. Объем информации, который получают дети на занятиях эколого-биологической направленности, постоянно увеличивается. Педагог может облегчить усвоение материала, интегрируя в процесс обучения прикладное творчество.

Одна из проблем современности – нехватка времени. У детей часто нет возможности посещать несколько творческих объединений, но есть желание реализовать свой творческих потенциал, участвовать в выставках и проектах. Решить эту проблему могут занятия эколого-биологической направленности с элементами прикладного творчества, использование которых способствует не только быстрому, но и прочному усвоению материала. Знания, полученные таким образом, активно используются детьми в повседневной жизни.

На занятиях обучающиеся могут не только изучают природу родного края, но и знакомятся с правилами сбора и хранения природных материалов, безопасностью труда при работе с ними, создают творческие работы. Изучая деревья, произрастающие в нашей местности, можно делать аппликации из листьев. Детям нравится угадывать, листья каких деревьев они используют при изготовлении своих работ.

Дети с удовольствием лепят представителей флоры и фауны, работают над макетами из различных материалов. Прикладное творчество помогает детям в создании коллекций и гербариев. В течение года ребята могут с увлечением работать над проектами, которые направлены на формирование у ребёнка определённой системы интеллектуальных (изучение природы) и практических (прикладное творчество) умений.

Детям интересен сам процесс создания проекта, его презентация, при этом они самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские навыки.

Таким образом, прикладное творчество может быть составной частью комплексной программы эколого-биологической направленности, либо его можно использовать при проведении занятий по изучению природы. Оно помогает осуществить творческий подход в подготовке объектов наглядности при работе над проектами.

Работы, выполненные на занятиях эколого-биологической направленности, могут быть представлены на выставке и с последующим проведением экскурсий.

В нашем Центре в рамках областного просветительского экологического марафона «Планета Земля – наш общий дом» проводится выставка детского творчества «Чудесная мастерская».

Цель этой выставки: формирование экологической культуры детей через творческую деятельность в сфере прикладного искусства.

Задачи:

– воспитание бережного отношения к природе, любви к красоте родного края;

– реализация творческого потенциала детей и подростков в декоративно-прикладном творчестве.

Экспозиция выставки оформляется из детских работ, выполненных с использованием природного материала. По выставке проводятся экскурсии, продолжительность которых около 30 минут. Экскурсовод должен не просто знать материал, но и уметь общаться, дифференцированно подходить к экскурсантам, обладать хорошей речью. Экскурсоводом может быть как педагог, так и обучающиеся. Экскурсию могут проводить и несколько детей, каждый из которых отвечает за определенный этап. Задача экскурсовода – логически объединить представленные объекты и в увлекательной форме рассказать о них.

Чтобы сделать логический переход, нужно найти общее: материал, из которого сделаны экспонаты, техники исполнения, принадлежность к определенному природному сообществу и так далее. Таким образом, экскурсоводу необходимы как эколого-биологические знания, так и знания прикладного творчества.

В начале экскурсии после знакомства с группой, целесообразно дать 2-3 минуты. Чтобы дети предварительно ознакомились с выставкой, нашли свои работы или работы своих товарищей. Это поможет в дальнейшем сэкономить время.

Так как дети младшего школьного возраста в силу своих физиологических особенностей не способны длительно воспринимать информацию, то наиболее целесообразен вопросно-ответный метод ведения экскурсии. Это позволяет всем детям включиться в работу. Содержание экскурсии зависит от представленных работ, а так же возраста экскурсантов. Для учащихся начальной школы нецелесообразно включать в текст большое количество различных терминов. Это может вызвать потерю интереса к экскурсии.

При использовании в тексте экскурсии художественной литературы основное внимание обращается на подбор таких отрывков из произведений, которые были бы полноценны в художественном отношении и отражали существенные, типичные стороны представляемых объектов.

Иногда внимание детей может привлечь определенный экспонат, поэтому необходимо сделать логический переход именно к этому объекту и продолжить экскурсию, иначе экскурсанты будут отвлекаться. К пропущенным работам можно вернуться позже, не забыв сделать логический переход. Для этого экскурсовод должен обладать запасом избыточного материала. Это необходимо и для ответа на вопросы. Юному экскурсоводу в случае необходимости в этом может помочь педагог.

Чтобы экскурсия прошла успешно необходимо правильно выбрать точку показа. Экскурсовод должен одновременно видеть 5 человек. Изложение должно быть энергичным. Темп речи – 120 слов в минуту. Нужно избегать длинных предложений с причастными и деепричастными оборотами. Плохо воспринимается экскурсантами большое количество чисел, особенно это касается детей. На одну страницу печатного текста должно быть не более 1-2 чисел. Во время экскурсии нужно соблюдать дружеский тон и зрительный контакт с экскурсантами. Жесты должны быть естественными, лучше двумя руками.

В заключение можно порекомендовать ребятам книги о природе. Для младших школьников, например, книги Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет» и «О природе для больших и маленьких», М.И. Нагибиной «Природные дары для поделок и игры» и «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры», А.А. Плешакова «Зеленые страницы» и другие. Экскурсия заканчивается просмотром фильмов, сделанных обучающимися Центра с использованием природных материалов.

Таким образом, экскурсия по выставке должна иметь культурно-познавательную значимость, вызывать эстетическое и морально-психологическое удовлетворение экскурсантов. Это достигается за счет полноты и достоверности информации, а так же логического построения выступления. Только в этом случае она будет выполнять свои основные функции: информационную, коммуникативную, расширение кругозора, досуговую. Сочетание эколого-биологических знаний и возможности прикладного творчества создают для этого необходимые условия.

Примерный текст экскурсии по выставке детского творчества

«Природная мастерская»

Дорогие ребята! Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в природную мастерскую. Мы часто мечтаем о чудесах. А они рядом, и их так много, нужно лишь научиться замечать. Вспомните какое-нибудь чудо, так поразившее вас в лесу, в поле, у озера или реки. Согласитесь, обидно, когда удивительное рядом, а ты его не замечаешь, не привык вглядываться в то, что тебя окружает. Давайте посмотрим на экспонаты выставки и сделаем для себя интересные открытия.

По щучьему велению, по нашему хотению оказались мы с вами на Сатурне. Какие здесь необычные деревья и цветы! Давайте посмотрим, из каких природных материалов они созданы? А это уже другая планета – Марс. Как называются жители этой планеты? Правильно – марсиане. При изготовлении этой работы тоже использовались сосновые шишки, веточки и желуди.

Такие же природные материалы использовались и при оформлении следующей работы – «Ледниковый период». Одним из героев этого мультфильма является Белка. Все вы, наверно, знаете, что белки очень любят орехи. Потешно смотреть, как зверек ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая дольше качается. Значит, на этой ветке и орехи. Причем на еду и про запас белка отбирает самые лучшие орехи. Зимой она не всегда отыскивает свои запасы, и тогда на месте беличьей кладовой весной появляются всходы орешника.

А какие еще животные делают запасы на зиму? Обратите внимание на следующую работу. Это мышка, которая делает запасы на зиму. Она тоже сделана из шишки, но из какой? Правильно, сосновой. Всем шишкам свойственны общие черты: они хорошо поддаются обработке и склеиванию, могут храниться долгие годы. Сосна и ель – это хвойные растения. Какие хвойные растения вы еще знаете? (Можжевельник, кедр, лиственница). Перед вами работа «Совушка-Сова», сделанная из кедровых орешков в технике аппликация, а вот кот – из шишек лиственницы. Чем лиственница отличается от других хвойных растений? Осенью листья дерева желтеют, и стоит она как будто вся золотая. Нигде в других странах нет таких обширных лесов из лиственницы, как в нашей стране.

Осенью меняют окраску многие деревья. На березе и липе листья становятся золотисто-желтыми, на рябине – красновато-бурыми, на дубе – бронзовыми, на осине и клене – желтыми и оранжевыми. Перед нами аппликации из листьев. Листья каких деревьев вы узнаете в этих работах? Изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках наступает в разное время. Раньше других начинает изменяться окраска листьев у березы. Почти одновременно с березой расцвечиваются листья рябины и липы. Затем окраску меняет осина, за ней тополь. Старые деревья раньше изменяют окраску, чем молодые. Чтобы сохранить собранные листья, их кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. При изготовлении аппликации очень важно продумать сочетание фона и листьев. Умело подбирая листок к листку, совмещая их с семенами, лепестками цветов и другими засушенными материалами, нужно разложить композицию на фоне, проверить расположение всех деталей. После этого детали можно наклеивать клеем ПВА.

Вот еще одна аппликация. Она называется «Ежик». Здесь использованы не только листья, но и другие природные материалы. Какие? (семена клена и ясеня, березовая кора). Для работы желательно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, т.к. она более плотная, крепкая и гибкая. Под березой растут подберезовики. Какие еще съедобные грибы вы знаете? Нужно уметь собирать грибы: осторожно срезать ножом или выкручивать. Образовавшуюся ямку необходимо присыпать листьями или хвоей. Нельзя разрывать землю вокруг найденного гриба, брать незнакомые или старые червивые грибы. Давайте рассмотрим работу «Грибная полянка». Плоды какого дерева ребята использовали для изготовления шляпок грибов? Мы с вами вспомнили еще одно лиственное дерево – каштан. Из листьев этого дерева сделана и следующая композиция – «Аквариум». В природе рыбы летом откладывают икру. Из икринок постепенно развиваются мальки, которые к осени становятся взрослыми рыбами. Рыбки в следующей композиции сделаны из ракушек. Ракушки – удивительно красивый, разнообразный по форме и цвету материал. В зависимости от места обитания форма и цвет ракушек меняются. Окраска многих домиков моллюсков делает их незаметными в окружающей среде. Створки ракушек хорошо склеиваются клеем и обрабатываются различными инструментами.

Какие материалы, кроме ракушек использованы для изготовления следующей композиции – «Лягушка»? (камешки, сухие растения). На редком пруду нет лягушек. Может быть, вам удавалось полюбоваться тем, как лягушка охотится? Неподвижно сидит она на берегу, ожидая, чтобы какое-нибудь неосторожное насекомое подлетело к ней поближе. Быстрым прыжком она бросается вперед и выкидывает изо рта свой длинный язык. Добыча схвачена – и ловкий охотник снова сидит неподвижно, как ни в чем не бывало. А знаете ли вы, что на островах Зондского архипелага живет настоящая летающая лягушка? У нее на лапках натянуты перепонки, которые позволяют ей планировать с дерева на дерево. Она, наверно, даже могла бы поселиться в лесном домике. Давайте перенесемся из водного царства в лесное и рассмотрим этот домик поближе. В основе этой композиции – ветка дерева. Для создания композиции лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Они упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Деревья нужно беречь и для поделок собирать сухие, но не слишком пересохшие ветки. В следующей композиции – «Волшебный лес» – ветки использовались при изготовлении некоторых частей фантастических существ: рук, ног, шеи и т.д. Часто этот природный материал используется при изготовлении букетов и цветочных композиций. Вот несколько таких работ. Назовите, пожалуйста, плоды, которые использовались для их изготовления.

Плоды использованы и для изготовления героев следующей композиции – «Чипполино и дядюшка Тыква». Кто догадался, какие? Это декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.

На этом наше небольшое путешествие в природную мастерскую заканчивается. Мы познакомились с различными природными материалами, помогающими творить чудеса. Посмотрели, что из них можно сделать. Надеемся, что после посещения выставки у вас возникнут новые идеи, и вы создадите замечательные поделки, подарки вашим родным и друзьям. Природа может научить нас многому, нужно только внимательнее к ней относиться и шаг за шагом делать удивительные открытия.

8

Музейная аудитория – это совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам пока еще не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем. Это особенность, которая обязательно учитывается при составлении экскурсий.

Музейные экскурсии подразделяются:

1. По месту проведения: по экспозиции, фондохранилищу, по территории всего музея. Также выделяют комплексные экскурсии, сочетающие показ экспозиции и других частей музея (заповедной зоны и др.).

2. По профилю: исторические, литературные, искусствоведческие и др.

3. По составу экскурсантов: для детской и взрослой аудитории; для местных жителей и туристов; для однородных или разнородных по составу групп (родители с детьми и т. п.).

4. По широте охвата: обзорная (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).

5. По цели и направленности: культурно‑образовательные (обще образовательные) и учебные экскурсии. Среди учебных экскурсий также выделяют методические экскурсии музееведческого характера, знакомящие с особенностями хранения фондов, построением экспозиции.

Подготовка экскурсии проходит поэтапно:

1‑й этап. Экскурсовод (музейный педагог) формулирует название будущей экскурсии и определяет ее целевую направленность, изучает необходимые источники и литературу, делает полезные выписки, составляет библиографию и картотеку.

2‑й этап. Экскурсовод изучает экспозицию, отбирает основные и дополнительные объекты показа, знакомится с научными описаниями и карточками (паспортами) отобранных экспонатов, намечает маршрут, учитывающий время и оптимальные приемы показа каждого объекта, строит логические переходы от одного объекта к другому.

3‑й этап. Написание индивидуального (тезисного) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии (здесь уже приводится подробный перечень используемых методических приемов).

Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки стандартна:

• краткое вступление (знакомство с группой, напоминание о правилах поведения в залах музея или выставки, определение цели экскурсии);

• основная часть;

• краткое заключение (может быть в виде беседы, с использованием приема «вопрос‑ответ», главное – закрепление материала, наиболее запомнившихся экспонатов).

Основные приёмы показа для музейной экскурсии:

• предварительный обзор – позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс;

• зрительный анализ – с детальным наблюдением и всесторонним анализом экспонатов;

• зрительное сравнение экспонатов;

• зрительная реконструкция – попытка воссоздать памятник по сохранившейся его части, представленной в экспозиции, картину жизни того или иного народа – при показе интерьера и т. д.

Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:

• описание и характеристика объекта;

• цитирование подлинных документов или их копий;

• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;

• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);

• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).

Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:

• описание и характеристика объекта;

• цитирование подлинных документов или их копий;

• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;

• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);

• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).

Техника проведения музейной экскурсии.

Экскурсовод должен учесть:

• расстановку группы в экспозиционном зале по росту: экскурсанты более низкого роста встают впереди, более высокие – за ними;

• расстановку группы полукругом – по отношению к экскурсоводу и объектам показа, сам же экскурсовод стоит вполоборота к группе (поворачиваться спиной к группе или объекту нежелательно) и при первом упоминании о предмете смотрит на него – тогда это движение обязательно повторят и экскурсанты;

• не следует начинать новый фрагмент экскурсии, не дождавшись всей группы, как это часто делают начинающие экскурсоводы: не дав возможность рассмотреть экспонаты всей группе, они уже движутся к следующему объекту, но, выигрывая таким образом время, постепенно теряют свою аудиторию;

• отбор наилучших точек показа (в зависимости от времени и освещения объекта) лучше провести заранее, в разное время дня, обращая внимание на форму, размер, объемность экспоната, расстояние, с которого лучше показывать объект;

• если экскурсия долгая, нужно определить места на маршруте, где группа может отдохнуть (например, зал, в котором есть несколько скамеек или кресел для посетителей).

ГОУ ЛНР «Роскошнянский УВК ССШ –ДС».

Памятка

«Особенности музейной экскурсии»

Подготовила:

руководитель творческого объединения

«Юные музееведы» Яковенко Е.В.

2021 г.

Добавить комментарий