Как составить эмпирическое исследование

  • Помогаю в написании дипломных, курсовых, магистерских работы по психологии, а также рефератов и эссе; контрольных, отчетов по практике и статистических расчетов.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 15 лет (этот сайт существует с 2007). Качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

    УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии

Наличие в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирического исследования определяет их отличие от ВКР по другим гуманитарным дисциплинам.

Эмпирическое исследование – ключевой элемент выпускной квалификационной работы по психологии. Для того, чтобы написать практическую главу дипломной по психологии, содержащую в себе результаты эмпирического исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. В чем суть эмпирического метода познания?
  2. В чем особенности эмпирического исследования в дипломе по психологии?
  3. В чем особенности реального и выдуманного исследования?
  4. Какова структура эмпирической главы диплома по психологии?
  5. Каковы этапы эмпирического исследования?
  6. Какие существуют типы эмпирических исследований?
  7. В чем особенности формирования выборки эмпирического исследования?
  8. Как подбирать психодиагностические методики для эмпирического исследования?
  9. Как определять надежность и валидность психологических тестов?
  10. В чем специфика проведения тестирования испытуемых?
  11. Как правильно описать результаты эмпирического исследования?
  12. В чем особенность выводов по эмпирическому исследованию?

Что такое эмпирическое исследование

Эмпирическое исследование есть одно из проявлений эмпиризма – отношения к миру, ставящего во главу угла практический опыт как источник познания мира. Противостоит эмпиризму рационализм, акцентирующий внимание на способности сознания, разума познавать мир.

Рационалист размышляет, анализирует, сопоставляет, обобщает, теоретическим путем открывает что-то новое. Именно такого рода работу делают исследователи в гуманитарных науках – философии, политологии, культурологии, филологии и др. Этим же заняты и студенты-психологи при работе над первой главой курсовой или дипломной. Они изучают чужие подходы, взгляды теории и на основе этого создают что-то новое (если получится, конечно).

Эмпирик не склонен к размышлениям – он человек дела и стремится все попробовать на практике, в опыте. Он экспериментирует, пробует и ошибается. Такова работа физиков-экспериментаторов. Таким же по сути делом заняты и психологи-исследователи, которые проводят эмпирические исследования – экспериментальным путем они стремятся получить новое знание о человеке.

Эмпирическое исследование в дипломе психологии

Эмпирическое исследование – самая важная часть дипломной или курсовой работы по психологии (исключая чисто теоретические работы). Именно результаты исследования (выявленные взаимосвязи или различия показателей) определяют ее суть.

От студента вряд ли ждут каких-то открытий в теоретической главе: создать новую теорию, модель и т.п. – задача слишком серьезная. А вот получить новый, оригинальный эмпирический результат – задача, которая может быть реализована в дипломе, магистерской, даже в курсовой.

Например, тема дипломной: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости» изучалась многократно на различных испытуемых. Но всегда можно найти такую выборку, в которой такие исследования не проводились. Например, у сотрудников аптеки, или у педагогов со стажем более 20 лет, или у женщин, увлекающихся шитьем, и т.д.

Реальное или выдуманное

Проведение эмпирического исследования – трудоёмкий процесс. Нужно подобрать психодиагностические методики, найти испытуемых (сформировать выборку), провести тестирование испытуемых и обработать данные по ключам, чтобы результаты занести в таблицу исходных данных. Не у всех студентов-психологов хватает на это времени и сил. В такой ситуации возникает соблазн придумать результаты. Рассмотрим плюсы и минусы такого решения.

В реальном эмпирическом исследовании мы тестируем испытуемых, обрабатываем результаты тестирования по ключам и заносим их в сводную таблицу результатов тестирования (таблицу исходных данных). Затем эту таблицу обрабатываем статистическими программами и получаем результаты корреляционного анализа либо результат анализа различий. На основании результатов статистических расчетов делаем выводы о взаимосвязи между показателями, или о различиях показателей в группах испытуемых.

Реально проводимое исследование – увлекательный процесс. Всегда любопытно, какой получится результат. Однако бывают ситуации, когда студент-психолог по каким-то причинам не может провести реальное эмпирическое исследование. В этом случае результаты эмпирического исследования придется придумать.

Придуманное исследование предполагает обратную последовательность действий. Мы сначала придумываем выводы, а затем под них формируем таблицу результатов тестирования (сводную таблицу результатов), которая при статистической обработке дает необходимые нам результаты и выводы (сформулированные заранее).

Формально, с точки зрения конечного результата, работы по реальным данным и придуманным практически не различаются – в обоих в приложениях есть таблица исходных данных, по которой рассчитаны все статистические критерии. Единственное, чего не будет, если исследование придумано – это протоколов, заполненных испытуемыми в ходе тестирования.

Придуманное исследование не всегда проще реального. Есть темы с очевидными результатами. Например, тема «Исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководителей среднего уровня в торговой сфере» позволяет легко придумать результат. Действительно, интуитивно будет понятно, какие личностные черты будут коррелировать, например, с авторитарным стилем руководства – уверенность в себе, жесткость, агрессивность и т.п. А с коллегиальным будут коррелировать общительность, дипломатичность и пр.

В то же время есть темы с неочевидным результатом. Например, «Исследование психологических особенностей IT-сотрудников с разным профессиональным стажем». «Из головы» ожидаемый и интуитивно понятный результат придумать трудно. Подобных исследований уже проведенных кем-то, скорее всего, нет. Так что в этом случае реальное исследование было бы удобнее.

Я всегда предлагаю клиентами, которые заказывают мне работы по психологии, провести реальное исследование. В этом случае я готовлю тесты и обрабатываю их по ключам, а клиент проводит собственно тестирование (рассылает тесты по почте или раздает лично испытуемым, потом заносит результат в Excel-таблицу и посылает ее мне).

Честно говоря, реальное исследование интереснее. При обработке данных всегда просыпается какое-то детское любопытство – что же там получится. В кандидатских диссертациях, которые пишу я, исследование всегда реальное.

Структура эмпирической главы диплома

В практической главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии излагаются результаты эмпирического исследования, и это изложение имеет определённую структуру:

  1. Методика эмпирического исследования.
  2. Результаты эмпирического исследования.
  3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования.
  4. Анализ результатов эмпирического исследования.

Эта структура, как правило, реализуется в названиях параграфов второй главы диплома по психологии:

1.1. Процедура исследования.

В этом параграфе описываются цель и задачи, гипотеза, выборка, а также психодиагностические методики. Все это берется из введения в неизменном виде, за исключением задач, из которых исключаются теоретические.

В этом разделе эмпирической главы диплома или курсовой по психологии приводится также описание психологических тестов. Оно должно включать указание автора теста и адаптации и описание психологических шкал.

1.2. Результаты исследования

В этом разделе практической главы диплома по психологии проводится так называемый качественный анализ данных (то есть не статистический). Приводятся диаграммы распределения показателей и сравнения средних значений. Приведенные в данном разделе эмпирической главы результаты очень часто не имеют особого смысла и даже не включаются в выводы. Однако наличие такого предварительного анализа данных обязательно.

1.3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования

В этом месте эмпирической главы диплома содержатся его главные результаты. Именно они составят костяк выводов, по которым комиссия будет судить о вашей дипломной работе.

В этом параграфе приводятся анализ различий показателей или анализ взаимосвязей. В специальные таблицы заносятся значения U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента, а также уровни статистической значимости.

Под таблицами с результатами статистических расчётов должен следовать текст, в котором полученные результаты будут описаны и проинтерпретированы.

1.4. Анализ результатов эмпирического исследования

Завершающий параграф эмпирической главы диплома или курсовой по психологии содержит обобщение и анализ всех полученных результатов. В этом разделе эмпирической главы можно провести интерпретацию результатов статистических расчётов. Можно сопоставить полученные данные с результатами аналогичных исследований, приводимых в литературе.

Перечисленные выше структурные элементы эмпирического исследования по психологии могут быть «упакованы» в параграфы, названные иначе:

1.1. Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования.

1.2. Выборка исследования.

1.3. Методики исследования.

1.4. Результаты эмпирического исследования.

1.5. Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования.

Как бы ни назывались параграфы эмпирической главы дипломной или курсовой работы по психологии, суть размещенных в ней информационных блоков остается неизменной:

  • Методологический раздел.
  • Раздел описания результатов.

Самый простой способ структурирования практической главы диплома предполагает, таким образом, выделение двух параграфов:

1.1. Методик эмпирического исследования.

1.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ.

При таком разделении нет необходимости выделять отдельные параграфы на описание выборки и тестов. При дробном делении параграфы получаются небольшими (1-3 стр.), что делает их несоразмерными другим разделам дипломной или курсовой по психологии, а это нарушает правила написания выпускных работ.

При такой лаконичной структуре эмпирической главы диплома или курсовой по психологии можно не разделять описание результатов, их анализ и интерпретацию. Например, приводится таблица с коэффициентами корреляций психологических показателей. Под ней проводится описание результатов, сразу же они анализируются и интерпретируются. Обобщение же результатов реализуется в выводах по эмпирической главе.

Этапы эмпирического исследования

Этапы эмпирического исследования отражают те действия, которые должны быть сделаны при реализации эмпирического исследования и представлении его результатов. Этапы эмпирического исследования согласуются с его структурой. Формулировки могут быть разными, но суть сводится к следующей последовательности этапов:

1. Подготовительный этап.

Формирование выборки исследования, подбор психодиагностических методик.

2. Диагностический этап.

Проведение тестирования испытуемых, обработку данных по ключам, занесение данных психодиагностики в таблицу исходных данных.

3. Этап обработки данных эмпирического исследования.

Качественный анализ данных, статистические расчёты, анализ и интерпретация результатов.

4. Завершающий этап эмпирического исследования.

Оформление результатов эмпирического исследования (построение графиков, диаграмм, таблиц корреляций, таблиц результатов сравнительного анализа, корреляционных плеяд). Формулировка выводов по эмпирическому исследованию.

Более строгий подход к планированию эмпирического исследования предполагает такие операции, как выбор экспериментального плана исследования, проверки надежности и валидности психологических тестов; определения метода формирования выборки и пр. Однако в практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии эти научные тонкости, как правило, не нужны.

Первая часть ВКР по психологии – это теоретическое исследование. Оно предполагает изучение литературы по теме исследования, обобщения материала, его анализа и структурированного изложения.

Выпускные работы по многим гуманитарным дисциплинам содержат только эмпирическое исследование. Но в психологии исследователи стремятся к проверке на практике своих теорий. Поэтому вторая часть курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии представляет собой эмпирическое исследование.

Содержание

Что такое эмпирическое исследование в психологии

Структура эмпирического исследования

Результаты эмпирического исследования и их анализ

Типы эмпирических исследований в ВКР по психологии

Что такое эмпирическое исследование в психологии

Термин «эмпирический» является синонимом слову практический, связанный с опытом. Поэтому вторая глава диплома или курсовой по психологии называется еще «Практическая глава» или «Опытно-экспериментальная глава».

Логика выпускной работы по психологии состоит в следующем:

  • Сначала студент изучает то, что сделали в рамках выбранной им темы другие исследователи. Знакомится с теоретическими моделями психологических феноменов, а также с результатами эмпирических исследований.
  • На основании теоретического анализа чужих работ и собственных идей студент разрабатывает план собственного эмпирического исследования.
  • Далее студент-психолог проводит эмпирическое исследование, анализирует его результаты и делает выводы.

В чем же суть эмпирического исследования по психологии?

Его главная особенность состоит в том, что оно позволяет изучить закономерности психики человека, закономерности мышления, эмоциональной жизни, поведения и пр.

Главным инструментом эмпирического исследования в психологии выступают инструменты психологической диагностики – тесты, опросники, анкеты и пр. С их помощью психолог-исследователь получает эмпирические данные, подвергает их математическому анализу и на его основе делает выводы о психологических закономерностях.

Результаты эмпирического исследования в психологии претендуют на статус психологического закона или закономерности. Этот сближает психологию с точными науками, например, с физикой.

Однако, в психологии существует множество теорий и моделей, которые активно используются в практике психотерапии и консультирования. Но эти модели не прошли эмпирическую проверку. Однако отсутствие эмпирической обоснованности не делает эти теории менее ценными. Этот факт отражает принадлежность психологии к гуманитарным наукам, где невозможно получить точное знание об объекте.

Структура эмпирического исследования

Структура эмпирического исследования отражена в первом параграфе второй (практической) главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии и включает следующие элементы.

Цель эмпирического исследования, как правило, совпадает с целью всей работы. Чаще всего эта цель может быть связана либо с выявлением взаимосвязей между психологическими показателями, либо с выявлением различий выраженности психологических параметров в двух группах испытуемых, разделенных по какому-либо признаку.

Задачи эмпирического исследования отражают последовательность шагов, которые необходимо проделать для реализации цели эмпирического исследования. Например, они могут включать:

  1. Подбор психодиагностических методик.
  2. Формирование выборки эмпирического исследования.
  3. Проведение психодиагностики и составление сводной таблицы результатов психологического тестирования.
  4. Качественный анализ полученных данных.
  5. Статистическая обработка результатов психодиагностики.
  6. Интерпретация результатов математической обработки.
  7. Формулировка выводов.

Гипотеза эмпирического исследования, как правило, совпадает с гипотезой всей работы и отражает предположение о взаимосвязи показателей или их различиях. Гипотез может быть несколько, если в исследовании используется много психологических показателей. Иногда уместно сформулировать общую гипотезу, а затем конкретизировать ее в нескольких частных. Например:

Общая гипотеза: существуют различия мотивации у сотрудников организации разного пола.

Частные гипотезы: 1) мужчин отличает большая выраженность мотивации достижения успехов; 2) женщин отличает большая выраженность мотивации одобрения.

Выборка эмпирического исследования – это испытуемые или респонденты, которые будут участвовать в тестировании. При формировании выборки важно, чтобы все испытуемые имели сходные социально-демографические характеристики. В работе обычно указывают пол, возраст, образование респондентов. По необходимости можно указать семейный статус, профессиональный стаж. Выбор характеристик определяется целью и задачами исследования. Например, если изучаются личностные факторы профессионального выгорания педагогов, то вряд ли необходимо при описании выборки указывать количество детей.

Методики эмпирического исследования – это те инструменты, которые использует психолог для получения эмпирических данных о психологических особенностях испытуемых. Различают следующие виды методик, используемых в ВКР по психологии:

  1. Анкеты. Этот тип методик предполагает опрос испытуемых об их социально-демографических характеристика, а также некоторых психологических особенностях. Анкеты не являются строго надежными и валидными психологическими инструментами. Поэтому их данные носят справочный и вспомогательный характер.
  2. Опросники и тесты представляют собой стандартизированные по определённым правилам психологические инструменты. С их помощью можно получить данные о психологических особенностях испытуемых. Эти данные считаются валидными и надежными, то есть достоверными. Этот вид методик эмпирического исследования наиболее часто используется в курсовых, дипломных и магистерских по психологии.
  3. Проективные методики также позволяют получать данные о психологических особенностях испытуемых, как и опросники, но они менее стандартизованы. Проективные тесты редко используются в ВКР по психологии, так как их результаты с трудом переводятся в численные показатели. Проективные методики более уместны в клинической и психотерапевтической практике при индивидуальной работе.

Следующий важный элемент эмпирического исследования – это результаты эмпирического исследования и их анализ. Учитывая его важность, остановимся на нем подробнее.

Результаты эмпирического исследования и их анализ

Смысл эмпирического исследования в психологии состоит в получении результатов и после их анализа формулировки заключения о некоторых психологических закономерностях.

Выделяют несколько видов результатов эмпирического исследования, отражающих последовательные этапы их обработки.

  1. Первый тип результатов эмпирического исследования – это результаты тестирования. Ответы испытуемых на психологические опросники обрабатываются по ключам и заносятся в сводную таблицу результатов (она обычно помещается в приложении).
  2. Второй тип результатов эмпирического исследования – это результаты статистической обработки данных. Например, сводная таблица результатов психодиагностики заносится в статистическую программу (например, STATISTICA или SPSS) и проводится расчет корреляций или анализ различий. Эти результаты приводятся в тексте работы и сопровождаются описанием и интерпретацией.

Обычно анализ результатов эмпирического исследования проводится в два этапа:

  1. Первый этап – качественный анализ данных, полученных по всем психодиагностическим методикам. Он предполагает построение гистограмм или таблиц с распределениями показателей, а также диаграммы средних значений.
  2. Второй этап – статистический анализ данных. Этот этап предполагает представление результатов статистических расчетов в виде таблиц. Под таблицами приводится описание результатов и их интерпретация.

Рассмотрим на примере анализ результатов эмпирического исследования, цель которого состояла в сравнительном анализе копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Пусть использовалась лишь одна методика – Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).

Выборка включала две группы испытуемых: Группа 1. Молодые люди, граждане России, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Москве; Группа 2. Молодые люди, граждане США, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Нью-Йорке.

На этапе качественного анализа сравниваем структуру копинг-стратегий в группах, представив их в виде графика.

На рис. 1 приведены структуры копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Результаты эмпирического исследования 

Анализ данных, отраженных на рис.1, показывает, что в группе испытуемых из России в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и дистанцирование. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и самоконтроль.

В группе испытуемых из США в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы и принятие ответственности. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и конфронтационный копинг.

Можно отметить некоторые общие черты структуры копинг-стратегий в группах испытуемых. У молодых людей из России и США в наименьшей степени выражен копинг бегство-избегание, то есть вне зависимости от гражданства молодые жители мегаполисов не склонны преодолевать негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Такой результат может отражать специфику жизни в мегаполисе, где инфантильные формы поведения в ТЖС не позволяют достигать успеха.

Также можно отметить одинаково низкие значения в отношении конфронтационного копинга, что означает, что молодые люди из России и США в равной мере не склонны разрешать проблемы за счет конфликтного поведения и выплеска эмоций.

На втором этапе анализа результатов эмпирического исследования проводим статистический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни, который позволяет выявить статистически значимые различия выраженности копинг-стратегий в двух группах.

Результаты расчета достоверных различий показателей копинг-стратегий молодых людей из России и США приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты расчета статистически достоверных различий копинг-стратегий и жизнестойкости молодых людей из России и США.

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень статистической значимости (p)

Россия

США

Конфронтационный копинг

43,6

44,3

1777

0,904

Дистанцирование

62,1

49,0

1136

0,000*

Самоконтроль

45,3

50,8

1348,5

0,018*

Поиск социальной поддержке

65,7

49,3

724

0,000*

Принятие ответственности

54,9

54,0

1690,5

0,565

Бегство-избегание

41,8

41,4

1718

0,667

Планирование решение проблемы

50,4

56,4

1293,5

0,008*

Положительная переоценка

45,3

45,2

1760

0,834

* – различия статистически достоверны (р≤0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:

Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

Уровень копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны разрешать проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки; для них характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

Уровень копинг-стратегии «самоконтроль» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения при высоком контроле поведения и стремлении к самообладанию.

Уровень копинг-стратегии «планирование решения проблемы» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Можно отметить, что не выявлено статистически достоверных различий показателей жизнестойкости в группах молодых людей из России и США. Это означает, что несмотря на различия в способах преодоления стресса и ТЖС мера способности молодых людей из России и США выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности не различается.

Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.

Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для себя и в этом проявляется определённая созерцательность российского менталитета. Также показано, что молодые люди из Москвы в больше степени, чем их сверстники из Нью-Йорка склонны прибегать к социальной поддержке в ТЖС, что можно рассматривать как отражение коллективистских тенденций в русском характере в противовес индивидуалистическим – в американском.

Молодые американцы в большей степени, чем их российские сверстники склонны в ТЖС проявлять самообладание и контролировать свое поведение, что отражает национальную черту американцев к эмоциональной сдержанности. Также молодые люди из США в отличие от своих российских сверстников в большей степени склонны к планированию решения проблемы, что отражает склонность американцев в целом к ориентации на успех, предполагающую планирование деятельности.

Если внимательно прочитать текст под таблицей с результатами статистического анализа, то можно увидеть, что анализ результатов статистического расчета включает следующие блоки:

  1. Краткое описание конкретного результата статистической обработки. Например, «Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России.»
  2. Расширенное описание результата статобработки. Например, «Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.»
  3. Интерпретация результата статистической обработки. Например, «Выявленные различия в использовании стратегии совладания «дистанцирование», с нашей точки зрения, связаны с различиями в российском и американском менталитете. В частности, с большей активностью американцев во внешней деятельности и большей созерцательностью россиян».
  4. Обобщающий вывод по результатам анализа статданных: «Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.
  5. Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для … (см. выше)»

Типы эмпирических исследований в ВКР по психологии

Чаще всего в курсовых, дипломных или магистерских работах по психологии в рамках эмпирического исследования предполагается констатировать некоторые психологические закономерности. То есть, выявить то, что есть и такой тип исследования называется констатирующим.

Например, в приведенном выше примере мы видим образец констатирующего исследования – исследователь выявляет различия копинг-стратегий у студентов из США и России и никаким образом не влияет на ситуацию.

Однако, в некоторых случаях психологи не ограничиваются констатацией, а хотят каким-то образом исправить или улучшить ситуацию.

Например, психолог проводит сравнительный анализ тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Получает какие-то данные, например, что в группе мальчиков число детей с очень высоким уровнем тревожности статистически значимо выше, чем в группе девочек.

Можно, конечно, ограничиться констатацией этого факта. Однако, чаще всего ставится задача провести коррекцию тревожности у детей. Такая задача решается в рамках формирующего исследования.

Таким образом, целью формирующего исследования выступает коррекция (снижение) какого-либо неблагоприятного психологического качества, которое чрезмерно выражено у испытуемых. Это могут быть тревожность, агрессивность, склонность к отклоняющемуся поведению и т.п.

Целью формирующего исследования может быть и развитие некоторого позитивного психологического качества, недостаточно развитого у испытуемых. Это могут быть, например, самоактуализация, самоотношение, уверенность в себе и пр.

Формами реализации формирующего эксперимента могут быть разного рода корректирующие или развивающие программы, психологические тренинги и т.п.

И, наконец, третий тип эмпирического исследования в выпускных квалификационных работах по психологии – это контрольное исследование. Его цель проверить насколько эффективной оказалась программа коррекции или развития какого-либо психологического качества.

Как правило, в рамках формирующего эмпирического исследования проводится повторное тестирование испытуемых по методикам, которые были использованы при проведении констатирующего исследования.

Далее проводится сравнительный анализ интересующего исследователя качества до и после проведения корректирующей программы или тренинга.

Если показатели улучшились, например, агрессивность подростков снизилась или стрессоустойчивость сотрудников увеличилась, то программа или тренинг признается эффективной.

В курсовых работах по психологии проводятся только констатирующие исследования.

В дипломных и ВКР бакалавра по психологии чаще всего встречаются констатирующие варианты эмпирического исследования, но возможно и использование формирующих и контрольных исследований.

В магистерских диссертациях по психологии достаточно часто встречаются темы, предполагающие проведение формирующего и контрольного эмпирического исследования.

© СтудентуПсихологу.рф

Планирование
исследования подразумевает необходимость
в определении проблемы; выделении
объекта и предмета исследования,
гипотезы; постановки цели и задач
исследования; выборе методов и методик
исследования.

Отметим несколько
самых существенных моментов, о которых
должен помнить исследователь на этом
этапе.

9.1 Выделение объекта и предмета исследования

Эта фаза работы
часто вызывает затруднения у студентов.
В этом случае следует свои результаты
согласовать с точкой зрения научного
руководителя. Для более адекватной
формулировки объекта и предмета
исследования дадим ссылки на мнения
авторитетов в психологии.

В.В. Краевский
указывает: «Определяя объект исследования,
следует ответить на вопрос: что
рассматривается? А предмет обозначает
аспект рассмотрения, дает представления
о том, как рассматривается объект, какие
новые отношения, свойства, аспекты и
функции рассматривает новое исследование».
(Краевский, 1994, с. 124-125).

С точки зрения
К.А. Абульхановой-Славской «объект науки
есть область самой объективной
действительности, … определенная форма
движения материи, наличие определенного
круга явлений, развивающихся и
функционирующих согласно своим
собственным внутренним закономерностям»
(Абульханова-Славская, с. 320).

Определяя объект
исследования, следует дать ответ на
вопрос: что рассматривается? А предмет
исследования обозначает аспект
рассмотрения, дает представление о том,
как рассматривается объект, какие новые
отношения, свойства, аспекты и функции
рассматривает данное исследование.

Предмет исследования
более конкретен. Он включает в себя
только те связи и отношения, которые
подлежат непосредственному изучению
в работе.

Предмет – тот
аспект объекта, который идеально
отражается исследователем и предполагает
специфические особенности формирования,
функционирования и развития.

В каждом объекте
можно выделить несколько предметов
исследования.

9.2 Определение гипотезы исследования

Гипотеза является
предположительным ответом на поставленный
в исследовании вопрос, «конкретизация
некоторой догадки или идеи с целью ее
проверки в эксперименте» (Готсданкер,
1982, с.431)..

В то
же время гипотеза является средством
перехода от старого знания к новому,
что неизбежно вступает в противоречие
с имеющимися представлениями. Во всяком
случае, если то, что и так всем очевидно
– не гипотеза. Отсюда не
следует бояться того, что гипотеза может
быть не подтверждена.

Задачи и гипотеза
исследования определяют выбор (или
разработку) методики исследования и
всю дальнейшую работу.

Выделяют различные
виды гипотез, и этот материал подробно
обсуждается в курсе «Экспериментальная
психология».

Для примера мы
представляем два варианта формулировки
гипотез исследования.

1) Гипотезы-отношения
(обобщения, классификации):

Данное
психическое свойство
,
при соблюдении таких-то
условий, находится в
таких-то
отношениях
с таким-то предметом.

Пример:
Подростки-девятикласники с высоким
уровнем ценностно-нравственного развития
демонстрируют лучшую социально-профессиональную
адаптацию, чем их сверстники с более
низким уровнем ценностно-нравственного
развития, в современных социально-экономических
и духовных условиях.

2) Гипотезы
преобразования.

Данный
метод
, примененный к
такому-то предмету
,
при соблюдении таких-то
условий
, позволяет
получить, такой-то
эффект

Пример:
Разработанная нами профориентационная
программа, позволяет повышать уровень
сформированности личностных
профессиональных перспектив у учащихся
11-го класса, при условии сочетания этой
программы с другими традиционными
методами профориентации (примеры из
книги Пряжникова Н.С., 1997, с. 284-285).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое эмпирическое исследование

Content Index

  1. Эмпирические исследования: Определение
  2. Эмпирическое исследование: Происхождение
  3. Типы и методологии эмпирических исследований
    1. Количественные методы исследования
    2. Количественные методы исследования
  4. Шаги проведения эмпирического исследования
  5. Методологический цикл эмпирического исследования
  6. Преимущества эмпирического исследования
  7. Недостатки эмпирического исследования
  8. Почему существует необходимость в эмпирическом исследовании?

Эмпирические исследования: Определение

Эмпирическое исследование определяется как любое исследование, в котором выводы исследования делаются строго на основе конкретных эмпирических данных, а значит, “проверяемых” доказательств.

Эти эмпирические данные могут быть собраны с помощью количественных и качественных методов исследования рынка.

Например: Проводится исследование с целью выяснить, может ли прослушивание радостной музыки во время работы способствовать развитию креативности? Проводится эксперимент с использованием опроса на музыкальном сайте на группе аудитории, которая подвергается воздействию счастливой музыки, и другой группе, которая вообще не слушает музыку, после чего за испытуемыми ведется наблюдение. Результаты, полученные в ходе такого исследования, дадут эмпирические доказательства того, способствует ли музыка творчеству или нет.

Эмпирическое исследование: Происхождение

Вы наверняка слышали цитату “Не поверю, пока не увижу”. Это высказывание принадлежит древним эмпирикам, фундаментальное понимание которых способствовало возникновению средневековой науки в эпоху Возрождения и заложило основу современной науки, какой мы ее знаем сегодня. Само слово уходит корнями в греческий язык. Оно происходит от греческого слова empeirikos, что означает “опытный”.

В современном мире слово “эмпирический” означает сбор данных с использованием доказательств, полученных путем наблюдения, опыта или с помощью калиброванных научных инструментов. Все вышеперечисленные истоки имеют одну общую черту – зависимость от наблюдения и экспериментов для сбора данных и их проверки, чтобы прийти к заключению.

Типы и методологии эмпирических исследований

Эмпирические исследования могут проводиться и анализироваться с использованием качественных или количественных методов.

  • Количественные исследования: Количественные методы исследования используются для сбора информации с помощью числовых данных. Они используются для количественной оценки мнений, поведения или других определенных переменных. Они заранее определены и имеют более структурированный формат. Некоторые из широко используемых методов: анкетирование, продольные исследования, опросы и т.д.
  • Качественные исследования: Качественные методы исследования используются для сбора нечисловых данных. Они используются для поиска смысла, мнений или глубинных причин у испытуемых. Эти методы являются неструктурированными или полуструктурированными. Размер выборки для такого исследования обычно невелик, и это разговорный тип метода, позволяющий получить более глубокую информацию о проблеме. Наиболее популярные формы методов – фокус-группы, эксперименты, интервью и т.д.

Данные, собранные с их помощью, необходимо проанализировать. Эмпирические данные также могут быть проанализированы как количественно, так и качественно. Используя их, исследователь может ответить на эмпирические вопросы, которые должны быть четко определены и на которые можно ответить с помощью полученных им результатов. Тип используемого исследовательского дизайна зависит от области, в которой он будет применяться. Многие из них могут выбрать коллективное исследование с использованием количественных и качественных методов, чтобы лучше ответить на вопросы, которые невозможно изучить в лабораторных условиях.

Количественные методы исследования

Количественные методы исследования помогают анализировать собранные эмпирические данные. С их помощью исследователь может выяснить, подтверждается ли его гипотеза или нет.

  • Исследование методом опроса: Исследование методом опроса обычно предполагает сбор большого количества данных. Это количественный метод с заранее определенным набором закрытых вопросов, на которые довольно легко ответить. Благодаря простоте такого метода достигается большое количество ответов. Это один из наиболее часто используемых методов для всех видов исследований в современном мире.

Раньше опросы проводились только лицом к лицу, возможно, с диктофоном. Однако с развитием технологий и для удобства появились новые средства, такие как электронная почта или социальные сети.

Например: Истощение энергетических ресурсов вызывает все большую озабоченность, поэтому необходимо повышать осведомленность о возобновляемых источниках энергии. Согласно последним исследованиям, на ископаемое топливо по-прежнему приходится около 80% энергопотребления в США. Несмотря на то, что использование “зеленой” энергии растет с каждым годом, существуют определенные параметры, из-за которых население все еще не выбирает “зеленую” энергию. Чтобы понять, почему, можно провести опрос, чтобы собрать мнения населения о зеленой энергии и факторах, которые влияют на их выбор перехода на возобновляемые источники энергии. Такой опрос может помочь учреждениям или руководящим органам повысить осведомленность и стимулировать использование более экологичных источников энергии.

Узнайте больше: Шаблон исследования возобновляемых источников энергии

  • Экспериментальные исследования: В экспериментальных исследованиях ставится эксперимент и проверяется гипотеза путем создания ситуации, в которой одной из переменных управляют. Это также используется для проверки причинно-следственных связей. Проверяется, что произойдет с независимой переменной, если убрать или изменить другую. Процесс такого метода обычно заключается в выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, анализе полученных результатов и представлении отчета о результатах, чтобы понять, подтверждают они теорию или нет.

Например: Компания, производящая определенный продукт, пытается найти причину, по которой ей не удается захватить рынок. Поэтому организация вносит изменения в каждый из процессов, таких как производство, маркетинг, продажи и операции. В ходе эксперимента они понимают, что тренинг по продажам напрямую влияет на охват рынка их продуктом. Если человек хорошо обучен, то продукт будет иметь лучший охват.

  • Корреляционные исследования: Корреляционные исследования используются для поиска связи между двумя наборами переменных. Для прогнозирования результатов такого метода обычно используется регрессия. Это может быть положительная, отрицательная или нейтральная корреляция.

Например: Люди с более высоким уровнем образования получают более высокооплачиваемую работу. Это означает, что высшее образование позволяет человеку получить высокооплачиваемую работу, а низкое образование приведет к менее оплачиваемой работе.

  • Продольное исследование: Продольное исследование используется для понимания черт или поведения наблюдаемого субъекта после многократного тестирования субъекта в течение определенного периода времени. Данные, собранные таким методом, могут быть качественными или количественными по своей природе.

Например: Исследование с целью выяснить пользу физических упражнений. Испытуемого просят заниматься физическими упражнениями каждый день в течение определенного периода времени, и результаты показывают более высокую выносливость, выносливость и рост мышц. Это подтверждает тот факт, что физические упражнения приносят пользу организму человека.

  • Кросс-секционное исследование: Кросс-секционное исследование – это метод наблюдения, при котором совокупность аудитории наблюдается в определенный момент времени. В этом типе набор людей выбирается таким образом, чтобы показать сходство по всем переменным, кроме той, которая является объектом исследования. Этот тип не позволяет исследователю установить причинно-следственную связь, поскольку наблюдение не ведется в течение непрерывного периода времени. Он в основном используется в здравоохранении или розничной торговле.

Например: Медицинское исследование, направленное на выявление распространенности расстройств, связанных с недостаточным питанием, среди детей определенной популяции. Для этого необходимо изучить широкий спектр параметров, таких как возраст, этническая принадлежность, место проживания, доходы и социальное происхождение. Если у значительного числа детей из бедных семей выявлены нарушения питания, исследователь может продолжить изучение этого вопроса. Обычно за поперечным исследованием следует продольное исследование для выяснения точной причины.

  • Каузально-сравнительное исследование: Этот метод основан на сравнении. Он в основном используется для выявления причинно-следственных связей между двумя переменными или даже несколькими переменными.

Например: Исследователь измеряет производительность труда сотрудников компании, которая предоставляет сотрудникам перерывы во время работы, и сравнивает их с сотрудниками компании, которая вообще не предоставляет перерывов.

Качественные методы исследования

Некоторые вопросы исследования требуют качественного анализа, поскольку количественные методы здесь неприменимы. Во многих случаях необходима глубокая информация или исследователю может понадобиться наблюдать за поведением целевой аудитории, поэтому необходимые результаты будут иметь описательную форму. Результаты качественного исследования будут скорее описательными, чем предсказательными. Это позволяет исследователю построить или поддержать теории для будущих потенциальных количественных исследований. В такой ситуации методы качественного исследования используются для получения выводов в поддержку изучаемой теории или гипотезы.

  • Кейс-стади: Метод кейс-стади используется для получения дополнительной информации путем тщательного анализа существующих случаев. Он очень часто используется для бизнес-исследований или для сбора эмпирических данных с целью расследования. Это метод изучения проблемы в контексте реальной жизни с помощью существующих случаев. Исследователь должен тщательно проанализировать, убедившись, что параметры и переменные в существующем примере те же, что и в исследуемом случае. Используя результаты исследования, можно сделать выводы относительно изучаемой темы.

Например: Отчет, в котором упоминается решение, предоставленное компанией своему клиенту. Проблемы, с которыми они столкнулись во время инициации и внедрения, выводы, сделанные в ходе кейса, и решения, которые они предложили для устранения проблем. Такие тематические исследования используются большинством компаний, так как они формируют эмпирические данные, которые компания может продвигать, чтобы получить больше бизнеса.

  • Наблюдательный метод: Наблюдательный метод – это процесс наблюдения и сбора данных от объекта исследования. Поскольку это качественный метод, он требует много времени и очень индивидуален. Можно сказать, что метод наблюдения является частью этнографического исследования, которое также используется для сбора эмпирических данных. Обычно это качественная форма исследования, однако в некоторых случаях она может быть и количественной, в зависимости от того, что изучается.

Например: проведение исследования по наблюдению за определенным животным в тропических лесах Амазонии. Такое исследование обычно занимает много времени, поскольку наблюдение должно проводиться в течение определенного периода времени для изучения моделей или поведения объекта. Другой пример, широко используемый в настоящее время, – наблюдение за людьми, делающими покупки в торговом центре, чтобы выяснить покупательское поведение потребителей.

  • Интервью один на один: Такой метод является чисто качественным и одним из наиболее широко используемых. Причина в том, что он позволяет исследователю получить точные содержательные данные, если задавать правильные вопросы. Это разговорный метод, при котором можно собрать глубокие данные в зависимости от того, куда ведет беседа.

Например: Интервью один на один с министром финансов для сбора данных о финансовой политике страны и ее последствиях для населения.

  • Фокус-группы: Фокус-группы используются, когда исследователь хочет найти ответы на вопросы “почему”, “что” и “как”. Для такого метода обычно выбирается небольшая группа, и нет необходимости лично взаимодействовать с группой. Модератор, как правило, необходим в том случае, если к группе обращаются лично. Этот метод широко используется компаниями-производителями для сбора данных о своих брендах и продукте.

Например: Производитель мобильных телефонов хочет получить отзывы о размерах одной из своих моделей, которая еще не запущена в производство. Такие исследования помогают компании удовлетворить спрос потребителей и правильно позиционировать свою модель на рынке.

  • Анализ текста: Метод анализа текста является немного новым по сравнению с другими типами. Такой метод используется для анализа социальной жизни путем анализа образов или слов, используемых человеком. В современном мире, когда социальные сети играют важную роль в жизни каждого человека, такой метод позволяет исследователю проследить закономерность, относящуюся к его исследованию.

Например: Многие компании запрашивают обратную связь от клиентов, подробно описывая, насколько они удовлетворены работой своей службы поддержки. Такие данные позволяют исследователю принять соответствующие решения, чтобы сделать свою службу поддержки лучше.

Иногда для решения некоторых вопросов, на которые невозможно ответить с помощью только одного метода, особенно когда исследователю необходимо добиться полного понимания сложного предмета, требуется сочетание методов.

Шаги проведения эмпирического исследования

Поскольку эмпирическое исследование основано на наблюдении и фиксации опыта, важно спланировать шаги по проведению эксперимента и его анализу. Это позволит исследователю решить проблемы или препятствия, которые могут возникнуть в ходе эксперимента.

Шаг №1: Определите цель исследования

На этом этапе исследователь должен ответить на вопросы: что именно я хочу выяснить? Какова постановка проблемы? Существуют ли проблемы с доступностью знаний, данных, времени или ресурсов. Будет ли это исследование более полезным, чем то, во что оно обойдется.

Прежде чем приступить к работе, исследователь должен четко определить цель исследования и составить план выполнения дальнейших задач.

Шаг №2: Вспомогательные теории и соответствующая литература

Исследователю необходимо выяснить, существуют ли теории, которые могут быть связаны с проблемой его исследования. Он должен выяснить, может ли какая-либо теория помочь ему подкрепить свои выводы. Любая соответствующая литература поможет исследователю выяснить, есть ли другие люди, которые уже проводили подобные исследования, или с какими проблемами он столкнулся в ходе исследования. Исследователю также придется установить предположения, а также выяснить, существует ли какая-либо история, касающаяся проблемы его исследования

Шаг №3: Создание гипотезы и измерения

Перед началом фактического исследования ему необходимо выдвинуть рабочую гипотезу или предположить, каким будет вероятный результат. Исследователь должен установить переменные, определить среду для исследования и выяснить, как можно установить связь между переменными.

Исследователю также необходимо определить единицы измерения, допустимую степень погрешности и выяснить, будут ли выбранные измерения приемлемы для других.

Шаг №4: Методология, дизайн исследования и сбор данных

На этом этапе исследователь должен определить стратегию проведения исследования. Он должен поставить эксперименты для сбора данных, которые позволят ему выдвинуть гипотезу. Исследователь решает, какой метод ему понадобится для проведения исследования – экспериментальный или неэкспериментальный. Тип дизайна исследования зависит от области, в которой проводится исследование. И последнее, но не менее важное: исследователю предстоит выяснить параметры, которые повлияют на достоверность плана исследования. Сбор данных необходимо будет осуществлять путем выбора соответствующих выборок в зависимости от вопроса исследования. Для проведения исследования он может использовать один из многочисленных методов выборки. После завершения сбора данных у исследователя будут эмпирические данные, которые необходимо проанализировать.

Этап №5: Анализ данных и результат

Анализ данных может быть проведен двумя способами, качественным и количественным. Исследователю необходимо выяснить, какой качественный или количественный метод будет необходим, или же ему понадобится комбинация обоих. В зависимости от анализа данных он узнает, подтверждается или отвергается его гипотеза. Анализ данных – это самая важная часть для подтверждения гипотезы.

Шаг №6: Заключение

Необходимо составить отчет с результатами исследования. Исследователь может привести теории и литературу, которые поддерживают его исследование. Он может сделать предложения или рекомендации по дальнейшему исследованию своей темы.

Методологический цикл эмпирического исследования

Цикл методологии эмпирических исследований

А.Д. де Гроот, известный голландский психолог и специалист по шахматам, провел несколько самых заметных экспериментов с использованием шахмат в 1940-х годах. В ходе своего исследования он придумал цикл, который последовательно и широко используется для проведения эмпирических исследований. Он состоит из 5 фаз, причем каждая из них важна настолько же, насколько важна следующая. Эмпирический цикл отражает процесс выдвижения гипотез о том, как работают или ведут себя определенные субъекты, а затем проверки этих гипотез на эмпирических данных в рамках систематического и строгого подхода. Можно сказать, что он характеризует дедуктивный подход к науке. Ниже представлен эмпирический цикл.

  • Наблюдение: На этом этапе возникает идея для выдвижения гипотезы. На этом этапе собираются эмпирические данные с помощью наблюдения. Например: определенный вид цветка цветет другим цветом только в определенный сезон.
  • Индукция: Затем проводится индуктивное рассуждение для формирования общего вывода из данных, полученных в результате наблюдения. Например: Как было сказано выше, замечено, что данный вид цветка расцветает другим цветом в определенный сезон. Исследователь может задать вопрос: “Вызывает ли температура в сезон изменение цвета цветка?”. Он может предположить, что это так, однако это всего лишь предположение, и поэтому необходимо провести эксперимент, чтобы подтвердить эту гипотезу. Поэтому он помечает несколько цветков, содержащихся при разной температуре, и наблюдает, меняют ли они цвет?
  • Дедукция: Этот этап помогает исследователю сделать вывод из своего эксперимента. Он должен быть основан на логике и рациональности, чтобы прийти к конкретным непредвзятым результатам. Например:
  • Тестирование: На этом этапе исследователь возвращается к эмпирическим методам, чтобы проверить свою гипотезу. Теперь исследователю необходимо осмыслить свои данные и, следовательно, использовать статистические методы для определения взаимосвязи между температурой и цветом цветка. Если исследователь обнаружит, что большинство цветов распускаются при определенной температуре, а другие при другой температуре не распускаются, то он нашел подтверждение своей гипотезе. Обратите внимание, что это не доказательство, а лишь подтверждение его гипотезы.
  • Оценка: Этот этап обычно забывается большинством, но является важным для дальнейшего получения знаний. На этом этапе исследователь излагает собранные им данные, аргументы в их поддержку и свое заключение. Исследователь также указывает ограничения для эксперимента и своей гипотезы и предлагает советы для других, чтобы подхватить их и продолжить более глубокое исследование для других в будущем.

Преимущества эмпирического исследования

Есть причина, по которой эмпирическое исследование является одним из наиболее широко используемых методов. С ним связано несколько преимуществ. Ниже перечислены некоторые из них.

  • Используется для проверки подлинности традиционных исследований путем проведения различных экспериментов и наблюдений.
  • Эта методология исследования делает проводимое исследование более компетентным и достоверным.
  • Она позволяет исследователю понять динамические изменения, которые могут произойти, и соответственно изменить свою стратегию.
  • Уровень контроля в таком исследовании высок, поэтому исследователь может контролировать множество переменных.
  • Это играет важную роль в повышении внутренней валидности.

Недостатки эмпирического исследования

Несмотря на то, что эмпирическое исследование делает исследование более компетентным и достоверным, у него есть несколько недостатков. Ниже перечислены некоторые из них.

  • Для проведения такого исследования необходимо терпение, поскольку оно может отнимать много времени. Исследователю приходится собирать данные из нескольких источников, а параметров довольно много, что приводит к трудоемкому исследованию.
  • В большинстве случаев исследователю приходится проводить исследования в разных местах или в разных условиях, что может привести к дорогостоящему делу.
  • Существует несколько правил, в соответствии с которыми можно проводить эксперименты, и поэтому необходимы разрешения. Во многих случаях очень трудно получить определенные разрешения на проведение различных методов исследования.
  • Сбор данных иногда может стать проблемой, поскольку их приходится собирать из различных источников с помощью различных методов.

Почему необходимы эмпирические исследования?

Эмпирические исследования важны в современном мире, поскольку большинство людей верят только в то, что они могут увидеть, услышать или испытать. Они используются для подтверждения множества гипотез и расширения человеческих знаний и продолжают проводиться для дальнейшего прогресса в различных областях.

Например: Фармацевтические компании используют эмпирические исследования для опробования конкретного препарата на контролируемых или случайных группах, чтобы изучить эффект и причину. Таким образом, они доказывают определенные теории, которые они предложили для конкретного препарата. Такие исследования очень важны, поскольку иногда они могут привести к поиску лекарства от болезни, которая существует уже много лет. Это полезно в науке и многих других областях, таких как история, социальные науки, бизнес и т.д.

С развитием современного мира эмпирические исследования стали критически важными и нормой во многих областях, чтобы поддержать свои гипотезы и получить больше знаний. Вышеупомянутые методы очень полезны для проведения таких исследований. Однако по мере того, как природа новых исследовательских вопросов будет становиться все более уникальной или меняться, будут появляться новые методы.

Создайте единый источник реальных данных с помощью платформы, созданной для проведения исследований. Храните данные прошлых лет, добавляйте новые сведения и импортируйте данные исследований из различных источников в CRM для получения информации. Развивайте постоянно растущие исследования с помощью приборной панели в реальном времени в единой платформе управления исследованиями, чтобы превратить понимание в знания.

Методы эмпирического исследования
Эмпирический уровень научного исследования.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка .Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жёстко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.
На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.
Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются ещё в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку .Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.
Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно истинное знание.
Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он даётся только в результате теоретического исследования .Рассмотрим методы эмпирического уровня познания.
Характеристика методов эмпирического исследования.
Теоретическое мышление получает информацию, опираясь на эмпирическое исследование. Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности. К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом её. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания. Методами эмпирического исследования являются: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, эксперимент.
Наблюдение.
Самым распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это – непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Различают наблюдения следующих видов:
открытое и скрытое в зависимости от позиции наблюдателя;
периодическое, лонгитюдное (продолжительное) и одиночное с точки зрения хронологической организации наблюдения;
пассивное и активное в зависимости от создания специальных условий;
случайное и систематическое в зависимости от регулярности;
включенное и не включённое с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе.
При открытом наблюдении испытуемый знает, что за ним наблюдают, скрытое означает, что наблюдатель остается незамеченным.
Наблюдение как научный метод является организованным, предполагает конкретную цель и четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. План наблюдения предполагает указание на объект, цель и задачи, время и место наблюдения, длительность и предполагаемый результат. Таким образом, исследователь отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего, когда и сколько времени, чего можно ожидать.
К достоинствам наблюдения можно отнести:
разнообразие собираемых сведений;
сохранение естественный условий деятельности;
использование технических средств (видео-, аудио-);не обязательное получение предварительного согласия испытуемых.
К недостаткам относят:
субъективность информации;
невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в процесс;
значительные затраты времени.
Опросные методы.
Опрос – это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми. При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном – как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента (Человека, которого опрашивают в ходе беседы, анкетирования, интервью, называют респондентом).
В психолого-педагогическом исследовании опрос может быть одинаково использован в двух направлениях: для получения информации о внешней стороне деятельности учителей, преподавателей или школьников (поступках, мнениях, интересах и т.д.) и для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов.
Методы этой группы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого спектра.
Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Эффективность этого метода напрямую зависит от грамотных формулировок вопросов, комфортной психологической обстановки, обоснования и сообщения мотивов исследования, умения исследователя заинтересовать собеседника. Практикуются открытые и скрытые фонограммы беседы.
Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования, как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения.
В случаях, когда направленность беседы и характер вопросов заданы жестко, когда исследователь только задает вопросы, а респондент на них отвечает, это будет другая разновидность опроса – интервью. Он заключается в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Часто вопросники для интервью строят по типу анкет.
В отличие от беседы интервьюера интересует только мнение и оценка испытуемого. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию.
Беседа и интервью требуют от исследователя большой гибкости и чуткости, умения слушать собеседника и одновременно вести ее по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях испытуемых, реагировать на их изменения, обращать внимание на внешние проявления эмоционального состояния, таких, как жесты, мимика, поза, интонация. Важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.
Слабой стороной беседы и интервью оказывается возможность внушения респондентам позиции исследователя и трудность охвата опросом широкого круга лиц.
Анкетирование – письменный опрос, в результате которого получают информацию о типичности изучаемых явлений и процессов с помощью специально разработанных опросников. В процессе анкетирования предоставляется возможность охватить большое количество опрашиваемых и выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты. Известны три типа анкет. Открытая анкета – состоит из вопросов без сопровождающих готовых ответов. В анкете закрытого типа предлагаются готовые для выбора ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой.
Слабой стороной анкет являются их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера. Далеко не всегда полезно ставить «вопросы в лоб». Предпочтительнее вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения через сведения об иных объектах.
Тестирование – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей личности. Этот исследовательский метод использует стандартизованные вопросы и задачи – тесты, которые позволяют определить уровень развития знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить с развитием исследуемого качества у испытуемого в более ранний период. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее.
Различают следующие основные виды тестов:
1) Тесты достижений служат для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. В качестве примера могут служить все случае тестовых экзаменационных испытаний.
2) Тесты способностей представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, предназначенный для измерения уровня развития определенных способностей (памяти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.).
3) Личностные тесты позволяют измерять различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.
Существуют определенные правила проведения опроса, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны:
1. Информирование испытуемого о целях проведения опроса.
2. Ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению заданий.
3. Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми.
4. Сохранение нейтрального отношения к испытуемым, уход от подсказок и помощи.
5. Предупреждение распространения полученной в результате тестирования информации, обеспечение ее конфиденциальности.
7. Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!».
Эксперимент.
Эксперимент – основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.
При рассмотрении этих методов следует учитывать, что в списке они расположены по степени нарастания активности исследователя. Разумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, широко представленные во всех науках.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной.

Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
Слово «эмпирический » буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»).
Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др.
Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения.
Пристрастие эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения.
Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования.Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

Добавить комментарий