Как составить эскиз рисунка

Эскиз картины. Вопросы композиции: с чего начать рисовать картину и как создать гармоничную композицию.

Приходилось ли вам создавать эскиз картины? Т.е. не рисовать картину с натуры, а придумывать свой сюжет, свою композицию по воображению?

Было? Тогда вы знаете, что когда мы сочиняем картину, перед нами встают две сложности.

Первая – что нарисовать? как сделать свою мысль понятной зрителю?

Вторая – как создать композицию, в которой всё гармонично? как нарисовать “красивую” картину?

Любой художник, прежде чем писать серьёзную картину, создаёт её эскиз.  В этом эскизе он продумывает сюжет картины, размеры и соотношение объектов, расположение персонажей, освещение, что будет главным, а что – второстепенным, и, что немаловажно, как будет двигаться глаз зрителя по картине. 

Создание картины – это долгий процесс, в котором по времени львиную долю занимает именно эскиз!

Стадии создания картины от поисковых эскизов к готовой акварели

Если вы упускаете эту стадию и сразу пытаетесь нарисовать что-то на большом холсте (листе), то вас, скорее всего, ждет разочарование. Какой бы великолепной ни была техника исполнения, картина может оказаться стереотипной, избитой, а то и вообще не гармоничной.

ТЕОРИЯ. КАК СОЗДАТЬ КРАСИВУЮ ГАРМОНИЧНУЮ КАРТИНУ?

Можно ли описать гармонию? Не придуманное ли это понятие? Ведь что одному красиво, другому может быть НЕкрасиво, скучно, пресно, безобразно.

Как измерить гармонию?

История мирового искусства говорит, что это возможно. Существуют определённые законы, правила и принципы, которые позволяют нам создать гармоничное произведение. Они описаны в науке, названной композицией.

Что отвечает за гармонию в картине?

На мой взгляд, это как минимум четыре основных базовых элемента:

1. СООТВЕТСТВИЕ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ КАРТИНЫ ВАШЕЙ ИДЕЕ

Это означает, что что бы вы не взяли в картине: образы персонажей, их жесты и мимика, взаимосвязи между ними, тональное и цветовое решение картины, какие-то отдельные детали – всё это должно работать на раскрытие образа, раскрытие идеи картины.

В картине не должно быть ничего случайного, “инородного”.

2. БАЛАНС

В картине всё должно находиться в композиционном равновесии.

Если картина асимметрична, то мы должны какими-то элементами восстанавливать баланс, чтобы в целом картина смотрелась уравновешенной и не вызывала внутреннего дисбаланса.

3. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Цвета, которые присутствуют в картине, должны быть созвучны друг с другом и соответствовать идее картины.

4. ЦЕЛЬНОСТЬ

Простым языком понятие цельности картины можно выразить как «ни убавить, ни прибавить…»

В картине не должно быть дробности, второстепенные элементы должны подчиняться главным и работать на общую идею и ясность восприятия.

Пожалуй, это самое сложное для объяснения понятие. Поэтому я расширю его.

Что составляет цельность картины?

Я выделила такие составляющие:

Ритм

Повторение элементов, цветовых пятен, линий, движений. Ритм обязательно должен быть в картине в любом качестве как некое структурирующее начало.

Композиционный центр.

Это фокусная точка, куда взгляд зрителя чаще всего возвращается, и именно в этом месте художник располагает смысловой центр, что непосредственно выражает идею. Очень важно для создания цельности, чтобы композиционный центр доминировал, а все остальные элементы ему подчинялись.

Движение глаз по картине (пластика).

Художник может направить взгляд зрителя, заставить его двигаться по нужной траектории, от одного элемента картины к другому. Эта траектория движения глаза позволяет зрителю воспринимать картину ясно и цельно, “прочитать” её идею.

Обучение композиции – процесс не сиюминутный. Он требует и знания теории, и самостоятельной практики сочинения картин.

Основы композиции мы изучаем в онлайн Школе Изобразительного искусства на протяжении года.  

Передать все эти знания в одном мастер-классе не получится.

Но я попытаюсь объяснить вам самые основы композиции и набросать схему ваших действий при создании эскиза картины.

И давайте сразу совместим теорию с практикой! Так будет понятнее.

ПРАКТИКА. СОЧИНяем КАРТИНу по шагам.

Чтобы разобраться в вопросах композиции, давайте пройдет весь путь вместе.

Я буду рассказывать вам о композиционных приёмах, а вы будете создавать картину, выбирая тот или иной способ.

Сочинять картину мы будем на примере… снеговика.

эскиз картины

Это достаточно простой образ, но в то же время он человекообразный и может выражать эмоции. Это даст возможность сделать вашу картину интересной и одновременно не сложной в исполнении.

Возьмите карандаш и несколько листов бумаги. Начнём!

Шаг 1. ИДЕЯ

Прежде чем рисовать эскиз, следует задуматься о том, какова идея картины.

О чем она?  Что будет изображено на картине?

В нашем случае для картинки со снеговиком я предлагаю вам составить список всего того, что может делать ваш снеговик, например, дарить подарки, рисовать, дирижировать, лежать, падать, скользить… 

Не пытайтесь продумывать композицию и вспоминать конкретные картинки, просто “набросайте” десяток глаголов действия.

Остановите свой выбор на том варианте, который более откликается или же сделайте выбор вслепую!

эскиз картины

Поиски идеи картины в эскизе Светланы Ланских

Готово? Выбрали?

Тогда идём дальше!

Шаг 2. ВЫБОР ФОРМАТА

У каждого формата есть свои особенности. Выбирая формат для своей картины, задумайтесь, какой из них лучше передает вашу идею?

  • Горизонтальный формат отображает движение вширь. Он хорош для изображения пейзажей с полями и лесами, объектов более протяжённых в длину, чем в высоту.

  • Вертикальный формат показывает нам высокое, подчёркивает движение вверх. И если горизонтальный показывает нам нечто материальное, то вертикальный намекает на возвышенное и духовное.

  • Квадратный формат. В нём пропорции равны, он замкнут сам на себя, никуда не спешит, не торопится или неподвижен. Выражает ощущение стабильности, уюта, покоя.

Продумайте, какой из этих форматов лучше передаст действие, которое вы определили глаголом в шаге 1.

Отделите этот формат на листе небольшим прямоугольничком размером около 10 см по одной стороне. Это удобный компактный вариант размера для эскиза.

В дальнейшем я бы порекомендовала вам не останавливаться на одном виде формата, а сделать несколько эскизов, опробовав свою композицию в разных.

эскиз картины

Эскизы Галины Селивоненко

Шаг 3. РАЗМЕР ПЕРСОНАЖА В КАРТИНЕ

Теперь задумаемся о размере изображения в заданном формате. 

Какие здесь варианты?

  • Малый размер

эскиз картины размер персонажа

Маленький объект и много фона.

Хорош, когда важно показать не сам объект, а движение в картине, то, что там проис-ходит, весь рассказ. В этом случае мы не можем подробно рассмотреть персонаж, и детальная прорисовка образа не важна, но важны поза, силуэт и цвет. Очень важен фон.

  • Равнозначный с фоном

эскиз картины размер персонажа

  • Укрупнение, обрез

эскиз картины размер персонажа

Одинаковые по массе изображения объекта и фона.

В этом случае фона меньше, больше внима-ния уделяется персонажу и, соответственно, мы больше его прорабатываем. Здесь упор будет на позу, пропорции фигуры, элементы одежды.

Очень сильно укрупняем персонажа, фон минимален.

Фактически мы обрезаем персонажа, и это должно быть чем-то обусловлено. Тут важны эмоции, мелкие детали, а фон совсем неважен, его можно задать абстрактными цветовыми пятнами.

Подумайте, какой вариант лучше подойдет для раскрытия идеи вашей истории?

эскиз картины

Эскизы Надежды Кораблевой

новогодний мастер класс, снеговик, акварель

Шаг 4. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НА КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ

Персонажа вы можете расположить в разных частях картины. При этом восприниматься персонаж и сама картина уже будут по-разному.

Расположение в центре. 

Самое элементарное и логическое – расположение в центре.

Наш взгляд сразу попадает в центр картины. Мы видим персонажа и ни на что не отвлекаемся.

эскиз картины_центр

эскиз картины

На краю формата. Если мы ставим объект на край формата, то он сразу вываливается из нашего внимания, если в центре есть другой объект. Однако, если в центре пусто, а сам персонаж близок к раме, то это очень сильное положение, он буквально притягивает к себе внимание, потому что эти края стремятся войти в реальность, соприкасаются с ней.

Такой вариант хорош для стенгазет, но в целом такое положение следует избегать, его сложно уравновесить.

Квадранты. Запомните!

Правый нижний угол весит больше, чем левый верхний. Мы должны больше нагружать левую сторону, чтобы создать равновесную картину. В левую часть мы ставим более тяжёлые объекты и двигаем их больше к верхней части, которая для нас более лёгкая.

эскиз картины баланс

эскиз картины золотое сечение

Золотое сечение. 

Ещё один выигрышный вариант – расположение объекта на линии золотого сечения. Персонаж на линии золотого сечения воспринимается нами как главный, он гармоничен и уместен.

Помните о балансе в асимметрии! Смещая объект от центра, думайте, как его уравновесить.

Эскизы Антонины Нужных

Прежде, чем вы разместите своего снеговика, подумайте ещё вот о чём:

Подсказка! ПРИЕМ, КАК ПЕРЕДАТЬ ДВИЖЕНИЕ В КАРТИНЕ 

эскиз картины движение

эскиз картины диагональ

  • Диагональ. Любая диагональ в картине уже задаёт движение.
  • Если диагональ идёт из левого верхнего угла в правый нижний, то у вас возникает ощущение, что это движение с горы вниз, по аналогии с движением глаза.
  • Если же диагональ идёт из левого нижнего в правый верхний угол, то получается движение вверх, наш снеговик уже не едет, а идёт в гору.

эскиз картины движение

  • Линии

Линии в целом задают движение. Если их несколько, даже горизонтальных, то будет возникать ощущение движения. Это могут быть не только линии, а объект или элементы, имеющие протяжённость и наш взгляд будет устремляться по движению этих форм.

  • Сгущение-разряжение элементов. 

    Элементы могут выстраиваться в формы, сгущаясь или разряжаясь, тем самым показывая движение.

  • Эффект мультипликации. 

    Когда одинаковые объекты находятся в разных позах и на разных расстояниях друг от друга тоже возникает эффект движения.

А вот теперь, когда вы определились с расположением персонажа, можно смело рисовать снеговика, добавлять детали, фон.

Рекомендую не останавливаться на одном эскизе и сделать ещё несколько вариантов размещения персонажа в листе, его размера и движения.

Помните, что первый эскиз, чаще всего, получается очень банальным и стереотипным. Чем больше вы будете спрашивать себя “а как это можно сделать по-другому?”, “а как это может быть выразительнее?”, тем интереснее может получиться композиция.

Итак, мы сделали первые шаги в искусстве композиции.  

Буду рада, если вы задумаетесь над вопросами создания эскиза картины и будете больше экспериментировать с вариантами композиции. Изучайте законы, правила и приёмы композиции – это поможет вам создавать ваши собственные  уникальные картины!

Больше информации по композиции:

Поделитесь этим мастер-классом в соцсетях, сохраните ссылку на будущее:

Открыт набор на новый курс “Тайны композиции. Компоновка”.
Жду первопроходцев. Стартуем 16 февраля!


Download Article


Download Article

Sketching is the practice of drawing a rough outline or rough draft version of a final piece of art. Sketching can be used in preparation for a large piece of art, or to just get an idea of how something will look. Whether you’re sketching for fun or for a project, learning the proper technique can make the practice much more enjoyable.

  1. Image titled Sketch Step 1

    1

    Get the right materials. Just like with any art form, it is difficult to sketch when using poor quality (or the wrong) materials. You can easily find all the proper sketching materials at a local arts and crafts store.[1]
    Spend a few dollars and gather up all the right materials, including:

    • H pencils. H pencils are the hardest pencils, and are used for sketching thin, straight, non-blend-able lines. These are mostly used for architecture and business sketches. Get an assortment including 8H, 6H, 4H, and 2H pencils (8H is the hardest, 2H is the softest).
    • B pencils. B pencils are the softest pencils, and are used for making smudged and blurry lines and for shading your sketch. These are the favorites of many artists. Get an assortment including 8B, 6B, 4B, and 2B (8B is the softest, 2B is the hardest).
    • Fine art paper. Sketching on regular printer paper may be easy, but the paper is thin and doesn’t hold the pencil as well. Use fine art paper with a bit of texture for the easiest time sketching, and for the best overall appearance.
  2. Image titled Sketch Step 6

    2

    Practice some hand movements, before you start sketching. For example, you can draw circles or horizontal lines for five-ten minutes to warm up your hand.

    Advertisement

  3. 3

    Start with an H pencil. Use light strokes with loose hands. Move your hand very quickly, using minimal pressure, almost glossing over the page without stopping. Get comfortable with the paper you are working with. At this initial stage, you should barely be able to see the strokes. Consider this to be the foundation of your sketch.

  4. 4

    Use the darker 6B pencil for the next stage. When you achieve the perfect shape in Step 3, you can then define your strokes more precisely with this darker pencil. Keep adding details. Start adding inner shapes. Make sure they are to scale. For example, when drawing a parking ramp, you want to make sure that the entrances and parking spots are the appropriate size.

    • When you are finished using this pencil, you will notice smudges on the pages since the lead on this pencil is softer than the previous one. Remove all smudges with the eraser.
    • Make sure you use a soft eraser like the putty eraser so that your erasing does not rip off the top layer of the page. The putty eraser will lighten your lines, not completely eradicate them.
  5. 5

    Add further details. Perfect your lines and presentation until you are satisfied that you have captured the perfect representation.

  6. Image titled Sketch Step 10

    6

    Seal your work. When you have completed your sketch, apply a fixative to seal the image.

    • Use a mirror when drawing. Periodically, look at your drawing and the thing you are drawing in the mirror.
    • Leonardo DaVinci did this and recommended it.
    • It helps to see your drawing differently and note the mistakes.
  7. Advertisement

  1. Image titled Sketch Step 4

    1

    Try doing a gesture drawing. Gesture drawing is a form of sketching where you use continuous movements and connected lines to draw your subject, without ever looking at your paper. Although it sounds difficult, it can help you to get a good idea of the basic forms in your drawing, and help to set a base for your final drawing. To do a gesture drawing, look only at your subject and move your hand accordingly on the paper. When possible, avoid lifting your pencil and use overlapping lines. Later, you can go back and erase the extra lines and perfect your sketch.[2]

    • This is good practice for a sketch – kind of like a pre-sketch.
  2. 2

    Don’t press too heavily. A sketch is intended to be the base or draft of an image. Therefore, when you start your sketch you should use a light hand and lots of short, quick strokes. This will make it easier to test out different ways of drawing a particular object, and will allow you to erase mistakes much easier as well.

  3. Image titled Sketch Step 2

    3

    Choose your subject. For beginners, it is easiest to sketch from a live model or an image, rather than by using your imagination to create an image to draw. Find an image of something you like, or look for an object or person around you to draw. Take several minutes to study the subject prior to beginning to sketch. Pay attention to these things:[3]

    • Find the source of light. Locating the primary light source will determine where you sketch the lightest and where you sketch the darkest.
    • Look for any movement. Whether actual movement from a real-life subject or perceived movement in an image, determining movement in your subject will determine the shape/direction you make your sketch strokes.
    • Pay attention to primary shapes. All objects are made up of a combination of the basic shapes (square, circle, triangle, etc.). Look for the shapes that underlay your subject, and sketch these first.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What can you use to shade evenly with a pencil?

    Kelly Medford

    Kelly Medford is an American painter based in Rome, Italy. She studied classical painting, drawing and printmaking both in the U.S. and in Italy. She works primarily en plein air on the streets of Rome, and also travels for private international collectors on commission. She founded Sketching Rome Tours in 2012 where she teaches sketchbook journaling to visitors of Rome. Kelly is a graduate of the Florence Academy of Art.

    Kelly Medford

    Professional Artist

    Expert Answer

    You can use Prismacolor ebony pencils. They are very dark and smooth and great for shading evenly in pencil.

  • Question

    What is the best way to scale a drawing?

    Kelly Medford

    Kelly Medford is an American painter based in Rome, Italy. She studied classical painting, drawing and printmaking both in the U.S. and in Italy. She works primarily en plein air on the streets of Rome, and also travels for private international collectors on commission. She founded Sketching Rome Tours in 2012 where she teaches sketchbook journaling to visitors of Rome. Kelly is a graduate of the Florence Academy of Art.

    Kelly Medford

    Professional Artist

    Expert Answer

    You can buy a wheel that shows the ratios to scale a drawing. Then you will not have to do the calculations.

  • Question

    How do I sketch real people’s faces?

    Community Answer

    Usually you would want to start with basic shapes, then put in details. Do it step-by-step until you think it looks good, and then erase any unnecessary lines from your starting sketch.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Have a sharp pencil. Sharp pencils are good for fine details.

  • You can go over your work at the end to make some spots darker for shadow or definition.

  • Practice. Try sketching lots of different things, and don’t worry about whether your sketches look good, especially at first. Don’t be afraid to experiment or just doodle.

Show More Tips

Advertisement

  • Having a poorly lit space may cause eye strain. Make sure you have a well-lit, spacious area.

  • Soft leaded pencils smudge easily. When you are not using them, keep them in a plastic container or bag for protection.

Advertisement

Things You’ll Need

  • Clean paper
  • Something to sketch
  • HB pencil
  • 6 B pencil
  • Clean hands
  • Putty eraser
  • Light
  • Aerosol fixative (can be found in any art supply shops)

References

About This Article

Article SummaryX

Before you start sketching, make sure to buy all the necessary materials for best results, including H pencils, B pencils, and fine art paper. Then, practice drawing circles or straight lines for 5-10 minutes to warm up your hand. Next, choose a subject for your sketch, like a live model or an image. When you begin, identify the main source of light in your drawing and use short, light strokes with an H pencil to sketch the outline of your subject. Finish by adding more definition with your B pencil. To learn how to do gesture drawing, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 1,099,018 times.

Reader Success Stories

  • Audrey Jones

    “This is article is amazing! Step 3 was really useful. I used to draw too hard and then I needed to erase to correct…” more

Did this article help you?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Набросок – это предварительный вариант рисунка, выполненный в виде грубых линий и контуров. Набросок может использоваться при подготовке большой художественной работы или просто для объяснения того, как выглядит какой-либо предмет. Рисуете ли вы для собственного развлечения или в целях осуществления какого-либо проекта, изучение правильной техники выполнения наброска сделает процесс рисования гораздо более приятным.

  1. Изображение с названием Sketch Step 1

    1

    Соберите правильные материалы. Как и в любой форме искусства, трудно делать набросок, имея материалы плохого качества (или неподходящие материалы). Все необходимо можно найти без труда в местных магазинах художественных товаров и товаров для рукоделия. Потратьте немного денег и соберите все необходимое, включая:

    • Карандаши H. Это самые твердые карандаши, которые используются для набрасывания тонких прямых, не растушевываемых линий. Они в основном используются в архитектурных и деловых набросках. Соберите ассортимент, включающий карандаши 6H, 4H и 2H (6 – самый твердый, 2 – самый мягкий из них).
    • Карандаши B. Это самые мягкие карандаши, которые используются для создания смазываемых и растушевываемых линий и для наложения теней. Их предпочитает использовать большинство художников. Соберите ассортимент, включающий карандаши 6B, 4B и 2B (6 – самый мягкий, 2 – самый твердый из них).
    • Бумага для рисования карандашом. Выполнение наброска карандашом на обычной бумаге для принтеров возможно, но такая бумага очень тонкая и не очень хорошо держит на себе карандаш. Используйте специальную бумагу для рисования, которая обладает текстурой и лучше всего подходит для набросков, а также хорошо смотрится в готовом виде.
  2. Изображение с названием Sketch Step 2

    2

    Выберите объект рисования. Для начинающих легче всего рисовать с натуры или с изображения, чем прибегать к воображению, чтобы создать свой рисунок. Найдите изображение того, что вам нравится, либо поищите предмет или человека, которого вы будете рисовать. Потратьте несколько минут на изучение объекта, прежде чем приступать к выполнению наброска. Обратите внимание на следующие вещи:

    • Найдите источник света. Определение основного источника света позволит вам понять, где набросок должен быть самым светлым, а где – самым темным.
    • Обратите внимание на движение. Будь то движения живой модели или движения на изображении, определение направления движения позволит вам определить направление движения и форму ваших штрихов в наброске.
    • Обратите внимание на основные формы. Все предметы строятся из комбинации основных форм (квадратов, кругов, треугольников и т.п.). Посмотрите, какие формы лежат в основе вашего объекта, и в первую очередь набросайте именно их.
  3. 3

    Не давите слишком сильно на карандаш. Набросок является лишь заготовкой рисунка. Поэтому вы должны выполнять его легкой рукой и большим количеством коротких быстрых штрихов. Это позволит более легко протестировать различные способы рисования конкретного объекта, а также даст вам возможность без труда стирать ошибки.

  4. 4

    Попробуйте рисовать жестами. Рисование жестами является формой выполнения наброска, когда вы используете длинные движения и соединенные линии при рисовании объекта, даже несмотря на бумагу. Хотя это кажется сложным, такая техника может помочь в определении основных форм объекта и стать хорошей основой для итогового рисунка. Для рисования жестами просто смотрите на объект и соответствующим образом передвигайте карандаш по бумаге. По возможности избегайте отрывания карандаша от листа и используйте накладывающиеся друг на друга линии. Потом вы вернетесь к своему листу и сотрете лишние линии, чтобы сделать набросок идеальным.

    • Это отличная практика для выполнения наброска наподобие эскиза.

    Реклама

  1. Изображение с названием Sketch Step 5

    1

    Соберите все указанные материалы. Убедитесь в достаточности освещения. Можно рисовать за столом, в парке, посреди города в блокноте для рисования, на обычной бумаге и даже на салфетке.

    • Вы можете попробовать выполнить различные версии набросков одного объекта, чтобы впоследствии подумать и решить, какой из них нравится вам больше всего.
  2. 2

    Перед началом выполнения наброска попрактикуйте некоторые движения руки. Например, вы можете порисовать круги или горизонтальные линии в течение 5-10 минут, чтобы разогреть руку.

  3. 3

    Взяв для начала карандаш H, работайте легкими движениями расслабленной руки. Перемещайте руку очень быстро, оказывая минимальное давление на карандаш, практически едва касаясь листа и не останавливаясь. Привыкните к бумаге, с которой работаете. На данном исходном этапе вы должны едва видеть свои штрихи. Рассматривайте их как основу своего наброска.

  4. 4

    Для следующего этапа возьмите более темный карандаш 6B. Когда вы добьетесь идеальных форм на третьем шаге, можете более четко выделить свои штрихи при помощи более темного карандаша. Продолжайте добавлять детали. Начните вносить внутренние формы, проверяя правильность их масштаба. Например, при рисовании парковки вы должны убедиться, что въезды и парковочные места имеют правильное пропорциональное соотношение.

    • Когда вы закончите использовать данный карандаш, то заметите кое-где размазавшиеся участки, так как грифель данного карандаша мягче, чем у предыдущего. Подотрите размазанные места ластиком.
    • Вы должны использовать мнущийся ластик, чтобы при стирании не рвался верхний слой бумаги. Мнущийся ластик осветлит ваши штрихи, но не сотрет их полностью.
  5. 5

    Добавьте дальнейшие детали и доведите линии до совершенства, пока не будете удовлетворены тем, что идеально запечатлели на бумаге образ объекта.

  6. 6

    Когда закончите делать набросок, воспользуйтесь фиксирующей аэрозолью, чтобы сохранить готовое изображение.

    Реклама

Советы

  • Карандаши должны быть острыми. Острые карандаши хорошо прорисовывают мелкие детали.
  • В конце можно еще раз пройтись по своей работе, затемняя определенные участки наложением теней или делая их более четкими.
  • Практикуйтесь. Попробуйте делать наброски большого количества различных предметов, не переживайте о том, хорошо ли смотрятся полученные наброски (особенно сначала). Не бойтесь экспериментировать или просто дурачиться.
  • Не торопитесь. Небольшие легкие штрихи позволят вам создать чистый и пропорциональный набросок.
  • Убедитесь в том, что вам удобно. Сидячее положение позволит вам работать дольше.
  • Чтобы немного оживить набросок, попробуйте добавить в него тонкие штрихи бледных цветных карандашей.
  • Пусть картинка придет к вам, не стоит ее вымучивать из себя!
  • Обводка работы ручкой, темным маркером или карандашом позволит наброску смотреться более реалистично, даже если он изображает вымышленный объект.
  • Мнущиеся резинки хороши для коррекции небольших участков.
  • Если вы хотите хранить свои рисунки в компьютере, можно их отсканировать.

Реклама

Предупреждения

  • Плохое освещение может привести к перенапряжению глаз. Обязательно работайте при хорошем освещении в просторном помещении.
  • Мягкие карандаши легко пачкаются. Когда вы ими не пользуетесь, храните их в пластиковом контейнере или в пакете.

Реклама

Что вам понадобится

  • Чистые листы бумаги
  • Объект для рисования
  • Карандаш HB
  • Карандаш 6B
  • Чистые руки
  • Мнущийся ластик
  • Хорошее освещение
  • Фиксирующая аэрозоль (ее можно найти в любом магазин художественных товаров)

Об этой статье

Эту страницу просматривали 30 086 раз.

Была ли эта статья полезной?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня поговорим об очень важном инструменте для будущих художников как НАБРОСКИ. К сожалению, многие этим пренебрегают. А напрасно.

Не достаточно рисовать только натюрморты, для тренировки обязательно нужно уметь делать зарисовки и наброски с людей и животных.

А зачем же рисовать наброски? Во всех уважающих себя художественных заведениях, начиная со школы, одним из первых заданий стоит рисование набросков. Это как в балете упражнения за станком, чтобы станцевать на сцене, нужно много тренироваться, так и здесь. Для правильного рисунка, оттачивания глазомера и видения пропорций необходимо выполнять упражнения с рисованием с натуры.

И не важно что вы ещё ничего не умеете, главное не бояться.

Да, в начале будут получаться уродцы, но постепенно они превратятся в похожее на изображаемое.

Начать можно с рисования домашних животных. Они часто спят и долгое время остаются неподвижными. А это очень важно в начале.

Зарисовки домашних питомцев студентки ХГК. (фото автора канала)
Зарисовки домашних питомцев студентки ХГК. (фото автора канала)

Продолжить рисовать неподвижных животных можно в музеях, таких как например Дарвинский или Зоологический.

Урок в музее в KondrashinaSCHOOL ( фото автора канала)
Урок в музее в KondrashinaSCHOOL ( фото автора канала)
Фото автора канала
Фото автора канала
Фото автора канала
Фото автора канала

Мы в нашей художественной школе KondrashinaSCHOOL с самого младшего возраста регулярно проводим такие выездные занятия. Важно с самого детства приучить учеников делать НАБРОСКИ.

Просмотр и обсуждение набросков   на выездном уроке в KondrashinaSCHOOL (фото автора канала)
Просмотр и обсуждение набросков на выездном уроке в KondrashinaSCHOOL (фото автора канала)
Фото автора канала
Фото автора канала
Посохова Даша, ученица KondrashinaSCHOOL (фото автора канала)
Посохова Даша, ученица KondrashinaSCHOOL (фото автора канала)
Зарисовки  с натуры  в Дарвинском  музее. Стёпина Софья, ученица KondrashinaSCHOOL за работой (фото автора канала)
Зарисовки с натуры в Дарвинском музее. Стёпина Софья, ученица KondrashinaSCHOOL за работой (фото автора канала)

Затем, когда вы освоите это этап, можно будет переходить к рисованию людей. Прекрасной натурой для изучения станут зарисовки собственной фигуры в зеркале.

Начинать надо с самых простых поз и рисования фигуры в полный рост.

Потренировавшись на самом себе можно будет переключиться и на других людей.

Фото автора канала
Фото автора канала

Здесь надо побороть свой страх рисовать в общественных местах! Ведь именно на автобусных остановках, в парках на скамейках и в метро люди сидят и стоят неподвижно и являются прекрасной натурой.

Зарисовки в транспорте студентки ХГК (фото автора канала)
Зарисовки в транспорте студентки ХГК (фото автора канала)

Карандаши для работы лучше всего брать мягкие от 2В до 8В.

линейные наброски студентки ХГК Опитиной Полины (фото автора канала)
линейные наброски студентки ХГК Опитиной Полины (фото автора канала)

Более опытным подойдут линеры и ручки.

Так у вас будет тренироваться глаз художника, вы начнёте видеть и чувствовать пропорции. Понимать когда рисуете неправильно.

линейные наброски студентки ХГК Опитиной Полины (фото автора канала)
линейные наброски студентки ХГК Опитиной Полины (фото автора канала)
Наброски чёрным линером студентки ХГК (фото автора канала)
Наброски чёрным линером студентки ХГК (фото автора канала)

Когда наброски начнут получаться можно поэкспериментировать на разных форматах и цвете бумаги.

наброски студентки ХГК Сорокиной Виктории (фото автора канала)
наброски студентки ХГК Сорокиной Виктории (фото автора канала)
набросок студентки ХГК Сорокиной Виктории (фото автора канала)
набросок студентки ХГК Сорокиной Виктории (фото автора канала)

Очень хорошо, потренировавшись в линейных рисунках, попробовать порисовать наброски в цвете сразу кистью.

наброски людей акварелью
наброски людей акварелью

В дальнейшем этот опыт вам очень пригодится в работе над портретом и фигурной композицией.

Автопортрет. Холст, масло.  Работа  Стайано Джессики в 16 лет. (фото автора канала)
Автопортрет. Холст, масло. Работа Стайано Джессики в 16 лет. (фото автора канала)

Часто зрелый художник, обладая достаточным опытом рисования людей с натуры, может нарисовать фигуры по памяти, не всегда прибегая к помощи эскизных набросков.

Картина маслом художника советского периода . Фотография  из интернета
Картина маслом художника советского периода . Фотография из интернета

Подготовка к поступлению в художественные заведения очно и дистанционно. Информация на сайте нашей школы.

Зачем нужны НАБРОСКИ как научиться их делать и с чего начать?

Как начинающие, так и опытные художники используют в творчестве незаменимые наброски карандашом. Это отличный способ художественного поиска, неожиданных композиционных решений. А также результативное освоение рисунка и тренировка глазомера.

Но если для большинства мастеров карандашная рабочая графика – часть художественного процесса, то для отдельных художников – это самостоятельная, многогранная тема!

1. Что такое наброски карандашом?
2. Виды набросков карандашом для начинающих
3. Как делать наброски карандашом?

портрет балерины Карсавиной женский портрет карандашом эскиз танцовщицы

Что такое наброски карандашом?

Начинающим только рисовать бывает сложно оценить значение наброска, да и не всегда удаётся его создать. Чем же карандашный набросок отличается от длительного рисунка? В чём его сила?

Набросок – это короткая, быстрая зарисовка, без перегрузки лишними деталями и тоном. Его можно сделать в транспорте или гуляя по улицам города. Если решили заниматься этим профессионально – приобретите небольшой альбом для зарисовок с тонированной или белой бумагой. Ничего кроме набора мягких простых карандашей, ластика больше не нужно. В этом плюсы набросков:

  • экономия времени;
  • простота художественных материалов.

Ворона и Лисица человек на скамейке четыре стрижа эскиз аллея деревьев

Но для чего нужны такие быстрые зарисовки? Во-первых, мы не всегда обладаем временем на тщательный, длительный рисунок: вдруг увиденная уличная сценка – скоротечна, а образ «прекрасной незнакомки» в метро – вот-вот растворится в толпе… Во-вторых, не обязательно вести рисунок от начала и до конца.

Прелесть быстрых зарисовок в их недосказанности, некоторой спонтанности, эмоциональности. Безусловно, это шарм стремительных, лаконичных линий, красота и образность, которую ценят все художники. Для ребят, обучающихся в школах рисования, студентов художественных училищ, вузов, карандашные зарисовки – неотъемлемая часть учебного процесса. Ни одна натюрмортная постановка, рисунок фигуры человека или композиционные поиски не начинаются без набросков, рисунков карандашом на небольших форматах.

Рубинштейн, набросок к большому портрету женщина с ребенком женщина в кресле-качалке набросок Святого Николая

Эскизные разработки к своим картинам создавали все великие мастера живописи. Особенно любил рабочую графику В. И. Суриков, выполняя тщательные, изучающие зарисовки разных предметов быта, архитектурных строений, а также многочисленные наброски людей. Карандашом он выстраивал, уточнял малейшие нюансы своих грандиозных живописных работ.

Виды набросков карандашом для начинающих

  • Скетч

Большую популярность среди начинающих и сложившихся художников обрёл особый вид быстрого наброска – скетч. Выполняемый любыми графическими материалами, он не будет претендовать на место законченной, художественной работы. Но в этом вся идея скетча! Да, впрочем, любой зарисовки. Удобство техники в лёгкости и практичности материалов. Небольшой формат блокнота, карандаш, маркер или ручка в кармане – для молниеносной фокусировки на интересующем объекте, важных записей и творческих размышлений.

Юлия Якуб, портрет-набросок лист с набросками портретов и фигур эскиз головы ребенка эскиз жокея

  •  Набросок тоном

Не менее увлекательный вид набросков карандашом от общего тонального пятна. Здесь художник работает по упрощённой схеме, начиная с самых основных конструктивных линий, а затем набирая тоном остальные поверхности или части изображаемых объектов. Выявляются свет, тень, полутень, рефлексы, блики. Благодаря мягким тональным переходам, растушёвкам, живым штрихам графический набросок получается сверхживописным и эмоциональным.

  • Линейный набросок

Вся работа ведётся при помощи одной линии. Вначале намечается общий контур, затем, уточняются детали. В теневых местах и на переломах формы – применяется более интенсивный нажим карандаша. Несмотря на кажущуюся простоту, линейный набросок требует от художника хорошо поставленной руки, острого глаза, смелости и непринуждённости исполнения.

портрет Элен Эртель этюд драпировок игрок в карты этюд

  • Линейный набросок с тоном

Здесь линия и тон составляют единое целое. Как в предыдущем случае, набросок начинается с общего тонкого силуэта, далее выявляются отдельные части объекта. Постепенно в работу включается тон с теневой стороны и на изломе форм, как бы подчёркивая, уточняя форму.

  • Набросок с конструктивным построением

Часто носит условный, чисто познавательный характер. Достаточно упрощён, схематичен, лишён мелких деталей и яркой индивидуальности. Если стоит задача конструктивно разобрать определённую позу человека, набросок карандашом начнётся с одной линии, обозначающей общее движение фигуры. После намечаются основные формы туловища, без прорисовки лица, волос, пальцев. Штрих в конструктивном наброске можно не применять.

набросок для Марди Гра потеря невинности набросок бессонница в театре

Как делать наброски карандашом?

Начинающим художникам следует узнать довольно простой алгоритм ведения любого карандашного наброска.

  • Внимательно изучите форму и характер изображаемой модели (предмета). Обойдите со всех сторон объект вашего художественного исследования. Если это жанровая зарисовка или кусочек пейзажа – найдите самую удачную точку зрения, подчёркивающую особенности композиции или интересную сюжетную историю.
  • Короткими, едва заметными, штрихами обозначьте лёгкий контур изображаемого объекта или общую композицию какого-либо действия.
  • Постоянно сверяйтесь с натурой, быстро перемещая взгляд от рисунка к отображаемым предметам.

портрет мадам Жюли две гондолы цирковая наездница

  • Когда композиционное размещение на листе будет завершено – смело уточняйте форму объектов, их расположение в пространстве. Нажим на карандаш станет сильней, а контурная линия предметов – уверенной, точной.
  • На какой стадии завершится набросок – решать самому автору. Возможно, будет достаточно нескольких лаконичных линий. В другом случае – художник уточняет особенности рисуемых объектов, включая мелкую детализацию. Используя лёгкое тонирование или активный штрих можно добиться определённого настроения и законченности.
  • Остановитесь, если набросок полностью отражает внешнее сходство с реальностью и все поставленные задачи. Не спешите затонировать всё свободное пространство бумаги. Красота быстрой зарисовки в её лёгкой недосказанности, чём-то неуловимом, тонком.
  • Хотите понять – как делать наброски с особой ловкостью и быстротой? Следуйте правилу каждодневных тренировок! Рисуйте постоянно в любую свободную минуту, «набивайте» руку, оттачивайте глазомер, развивайте образное мышление и нестандартный взгляд на мир обычных вещей.

амазонка.М. Ф. Мамонтова немецкие студенты этюд Микеланджело набросок эскиза

  • Специальная литература, видеоуроки подробно расскажут как научиться делать набросок. А факультативные занятия и курсы в нашей школе помогут овладеть не только теорией, но и практическими знаниям.

Читайте также:
1. Штриховка карандашом для начинающих
2. Виды рисунков
3. Что надо знать о рисовании карандашом начинающим художникам
4. Как нарисовать портрет карандашом

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

парижская шарманщица портрет Энн Форд эскиз архитектурные зарисовки

Добавить комментарий