Иногда эссе задают не только по гуманитарным (литературе, языку, истории, праву), но и по точным или естественным дисциплинам. У этого вида работ есть секреты, которые мы с удовольствием раскроем в нашей статье.
Если хотите узнать, как правильно писать другие виды эссе и прочие учебные работы, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там вы также найдете много ценных советов по учебе и интересных лайфхаков.
Эссе по точным предметам
Как писать эссе по экономике
Эссе по экономике бывает нескольких видов:
- комментарий цитаты («Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»);
- анализ вклада ученого («Роль А. Маслоу в современной экономической науке»);
- позиция по актуальной проблеме («Нужно ли современным детям экономическое образование в начальной школе?»).
Подобные темы используют и для эссе по финансам.
Независимо от вида, план эссе по экономике одинаковый:
- вступление;
- актуальность высказывания, работ ученого или проблемы;
- авторская позиция;
- анализ объекта (суть цитаты, научного вклада или проблемы);
- аргументы;
- заключение.
Клише для эссе по экономике вы найдете в конце статьи.
Как писать эссе по математике
Математика — это не только формулы, уравнения и примеры. По этому предмету также можно написать эссе. Примерные темы:
- «Математика вокруг нас».
- «Красота математики».
- «Зачем нужна математика».
- «Математика в нашей жизни».
- «За что я люблю математику».
В таких работах нужно порассуждать о том, для чего учат математику; насколько эта наука полезна в повседневной жизни (измерения, денежные расчеты и пр.). Даже если вы гуманитарий и не очень любите точные науки, напишите, что математика — это необходимая каждому зарядка ума, которая формирует логическое мышление.
Подкрепите свои мысли цитатой о пользе математики. Например, Аристотель утверждал:
Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это — важнейшие виды прекрасного.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Эссе по естественным предметам
Как написать эссе по географии
Эссе по географии задают нечасто, но подготовиться к ним стоит. Темы таких работ предусматривают описание географического объекта или анализ актуальной проблемы. Например:
- «Описание Амазонки».
- «Ваше представление об Алжире».
- «Проблема Мирового океана».
План эссе по географии включает пункт с теоретическими сведениями, которые давали на лекциях или уроках.
Здесь требуется минимум личных рассуждений, эссе должно основываться на реальных фактах и современных исследованиях.
Как написать эссе по биологии
Иногда творческие работы задают и по биологии. Эссе по этому предмету — это рассуждение по высказыванию, ответ на полемический вопрос или сочинение на «биологическую» тему. Также встречаются темы, где нужно объяснить, зачем нужна биология. Примеры:
- «Природа никогда не заблуждается».
- «Применима ли клеточная инженерия к человеку?».
- «Жизнь на Земле».
- «Из чего состоит человек?».
- «Я и биология».
Цель работы — доказать, насколько справедливо утверждение или ответить на поставленный вопрос.
Подкрепляйте свою позицию аргументами: объективными фактами, результатами исследований, мнением авторитетного ученого.
План и клише для эссе
Практически все эссе строятся по одной и той же схеме. В их структуру входят:
- вступление;
- формулировка проблемы;
- авторская позиция;
- доказательства и аргументы;
- заключение.
В эссе уместно использовать такие фразы-клише:
- «На мой взгляд, эта фраза означает, что…»;
- «Что касается меня, я считаю…»;
- «Существует несколько подходов к данной проблеме…»;
- «Нельзя не согласиться с позицией…»;
- «Это подтверждается исследованиями…»;
- «Исходя из сказанного выше, приходим к выводу…».
Оформление эссе
Правила оформления для всех перечисленных типов эссе такие же, как и для прочих подобных работ. Объем тоже стандартный: рекомендуется писать не меньше 200 и не больше 500 слов.
Мы поделились советами, как справиться с эссе по точным и естественным предметам. Но если вы не хотите рисковать и писать такую работу самостоятельно, всегда можно обратиться за помощью в студенческий сервис. Там работают профессионалы, которые легко и быстро справятся с любым эссе или другим видом учебных работ.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Как написать эссе по точным и естественным дисциплинам.
Дата: январь 18, 2022 14:15
Просмотров: 436
Как написать эссе по точным и естественным дисциплинам
Статья поможет сориентироваться в написании эссе по точным наукам (таким, как математика и экономика) и естественным (биология, география). Из материала вы узнаете, как составить план, какие клише желательно использовать, как правильно оформить работу.
Общий план для эссе
Любое эссе, независимо от дисциплины, имеет общую структуру, предусмотренную планом:
- вступительная часть;
- сформулированная проблема (желательно заострить внимание на ее актуальности);
- позиция автора по данному вопросу;
- ее аргументация;
- заключительная часть.
Написание эссе по естественным предметам
Как написать эссе по предмету «Биология»
Написание эссе по биологии встречается нечасто, тем не менее следует быть к нему готовым. Работа по этой дисциплине обычно бывает четырех видов:
- объяснение важности биологии в нашей жизни;
- сочинение на любую тему, связанную с биологией;
- ответ на злободневный вопрос;
- рассуждение в отношении какого-либо высказывания.
В качестве примера можно привести следующие темы:
- «В чем отличие между генно–модифицированным и трансгенным организмами».
- «Опасны ли для здоровья продукты с ГМО».
- «Мифы и правда о современных вирусах».
- «Мое отношение к высказыванию «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» (И. В. Мичурин)».
- «Роль биологии как науки для будущего нашей планеты».
- «Влияние вредных привычек на репродуктивную систему человека».
Цель, которую преследует подобное эссе — дать ответ на поставленный вопрос, опровергнуть или доказать утверждение. Желательно использовать аргументы для подкрепления собственной позиции: ссылаться на мнение авторитетных ученых, привести результаты последних исследований, оперировать только реальными фактами.
Можете ознакомиться с образцом эссе на тему биологической этики.
Как писать эссе по предмету «География»
Темы творческих работ по географии, как правило, ориентированы либо на анализ глобальной проблемы современности, либо на описание какого-либо географического объекта. Среди них могут быть такие, как:
- «Проблемы, связанные с загрязнением мирового океана».
- «Будущее планеты — к чему приведет разрушение озонового слоя».
- «Атомная энергетика — за и против».
- «Грозит ли нашей планете перенаселения».
- «Губительные последствия загрязнения воздуха и почвы».
При составлении плана эссе по географии учтите, что он должен включать пункт с научно обоснованными теоретическими сведениями, полученными во время лекции или урока.
При написании эссе по географии необходимо руководствоваться подтвержденными данными современных научных исследований, реально имеющимися фактами. Такое эссе не требует большого количества рассуждений и личных домыслов.
Написание эссе по точным дисциплинам
Как написать эссе по предмету «Математика»
Несмотря на то, что математика больше оперирует с цифрами, формулами, графиками, по этой дисциплине тоже пишут эссе. Темы, которые могут быть:
- «Роль математики в современной жизни».
- «Зачем человеку XXI века математика?»
- «Как математика влияет на жизнь человека».
- «Где может пригодиться математика».
- «Зачем гуманитарию учить математику».
- «Роль математики в умственном развитии ребенка дошкольного возраста».
- «Связь математики с музыкальными способностями».
Такое эссе должно быть рассуждением о пользе математических наук. Стоит привести примеры использования математики в повседневной жизни (при денежных расчетах, составлении бюджета, прогнозировании будущей прибыли; при различных измерениях, расчетах во время строительства и ремонта; для оценки расстояния при управлении транспортным средством, при нахождении в лесу и т. д.).
В своей работе обратите внимание на то, что математика необходима даже гуманитариям для тренировки ума, для улучшения работы нейронов мозга, построения нейронных связей. Математика помогает развивать логику и дедукцию, улучшает память, способствует развитию усидчивости, концентрации внимания, умения абстрагироваться. Все эти качества важны в любой человеческой деятельности.
Неплохо будет подкрепить свои рассуждения какими-либо цитатами великих мыслителей о пользе математики:
- Пифагор: «Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять, ни познать без него ничего».
- Галилео Галилей: «Математика — это язык, на котором написана великая книга природы».
- А. И. Герцен: «Астрономия как наука стала существовать с тех пор, как объединилась с математикой».
- А. Н. Крылов «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
- И. Кант: «В любой естественной науке заключено ровно столько истины, сколько в ней есть математики».
- М. В. Ломоносов: «Математику надо учить уже затем, что она приводит ум в порядок».
- А. Маркушевич: «Кто занимается математикой с детских лет — тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели».
Можете ознакомиться с примером эссе по математике.
Как правильно написать эссе по предмету «Экономика»
Тематика эссе по экономике подразделяется на несколько видов.
- Это может быть аргументация собственного мнения по актуальному вопросу (например: «Зачем современным школьникам финансово-экономическое образование?»).
- Анализ деятельности ученого-экономиста и его вклада в науку (например: «Роль «Капитала» Карла Маркса для современной политической экономии»).
- Популярная цитата на тему экономики и комментарии к ней (например, цитата американского экономиста Герберта Саймона: «Экономика (…) — наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов»).
При этом план в любом случае будет одинаковым для всех тем:
- вступительная часть;
- доказательство актуальности (вопроса, указанного труда ученого-экономиста, приведенного высказывания);
- авторский (собственный) взгляд по теме эссе;
- анализ (разбор) исследуемого объекта (в чем суть вопроса, вклада в науку, цитаты);
- аргументация с использованием примеров;
- заключительная часть.
Рекомендуемые клише для эссе
При написании эссе по, независимо от дисциплины, желательно воспользоваться следующими клише:
- «Существуют различные способы, чтобы решить эту проблему…».
- «К решению данной проблемы можно подойти с разных сторон…».
- «По моему мнению, эта фраза означает следующее…».
- «На мой взгляд, данная позиция является справедливой (ошибочной)…».
- «Что касается моего мнения, то я склоняюсь…».
- «С данным мнением (позицией) нельзя не согласиться…».
- «Это было подтверждено исследованиями…».
- «Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод…».
- «Из всего вышесказанного следует, что…».
Как оформить эссе
Рекомендуемый объем работы — от двухсот до пятисот слов. Правила по оформлению эссе не отличаются от общепринятых стандартных. Их можно найти в методичке, либо ориентироваться на нижеприведенные:
- рекомендуемый шрифт — Arial или Times New Roman;
- поля с каждой стороны по 2 см.;
- абзацный отступ рекомендуется 1,25;
- выравнивание текста — по ширине;
- интервал между строками — на выбор: полуторный или одинарный;
- в конце приводится список использованной литературы.
В отличие от других учебных работ при оформлении эссе не требуется указывать содержание, так же как и делать отдельный титульный лист. В этом случае все данные автора прописываются перед темой эссе, вверху страницы.
Помните, что основой любого эссе является авторская позиция в отношении темы. Проявите индивидуальный подход к ее раскрытию, и ваш труд будет обязательно отмечен преподавателем.
« На основе приоритетных знаний учащиеся смогут открывать свою собственную личность, открывать самих себя, и смогут самосовершенствоваться, саморазвиваться, принимать правильные решения в сложной и меняющейся жизни».
(отчёт ОДВ «Образование для всех», 2000 стр.34)
Методические рекомендации по работе с эссе.
Совершенствование учебного процесса в современной школе может быть достигнуто путём придания ему творческой направленности, создания технологий творческой направленности, создания технологий творческого развития личности учащегося. Система и процесс обучения должны создавать оптимальные условия для саморазвития личности, формирования у школьников творческой, поисково – познавательской деятельности, основанной на умении аналитически подходить к изучению природы и общественной жизни, определять принципиально – новые подходы к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни.
Таким образом, одним из новых методов в совершенствовании процесса обучения на уроках биологии является работа с эссе. Эссе является альтернативой реферату. Если сказать откровенно, то на практике учитель часто встречается с фактами, где школьники широко используют сайты интернета, реже страницы энциклопедий и других научных источников для выполнения реферативных работ. При этом не всегда ученик глубоко владеет представленной в работе информацией, а тем более не применяет методы анализа, синтеза и оценки темы, представленной в работе. Следовательно, такой вид деятельности, основанный в основном на умении поиска соответствующей научной информации, не даёт возможности значительно повысить качество знаний ученика, развить учебные навыки. Учитель в данной ситуации затрудняется в объективной оценке умений и навыков школьника.
Как написать эссе? Что для этого необходимо знать и уметь?
Подготовительный этап.
Для того, чтобы владеть навыками выполнения эссе, необходимо учеников на первом этапе, начиная с 5 –6 класса, обучать умению работать с научной и познавательной литературой. На данном этапе необходимо развивать учебные навыки работы с источником, такие как, знание текста, его понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Умения и навыки при выполнении эссе.
Умения и навыки |
Описание |
Знание. |
Знание фактического материала, представленного в информационном источнике. Знание фактов, событий, действий, явлений, состава, строение систем различного уровня и т.д. |
Понимание |
Объяснение фактов, событий, действий, закономерностей, представленных в информационном источнике. Роль науки в изучаемой проблеме, её ограничения в решении многих глобальных вопросов. Изложение текста или его части. Определение основной проблемы (идеи) темы, определение её актуальности. |
Анализ |
Соотносить события, факты, действия; выразить собственное отношение и дать личную оценку этическим, моральным, нравственным, культурным и социальным аспектам проблемы (темы). |
Толкование |
Давать определения, объяснять значения слов, терминов, выражений, формулировок и т.д. |
Синтез |
Обобщить изученную информацию, предложить собственные пути решения проблемы на уровне семьи, школы, микроучастка, города, страны, мира и.т.д.. Возможно личностное выражение в виде стихотворения, постера, коллажа, плаката и т.д. |
Оценка (самооценка) |
Оценка собственной деятельности при выполнении работы, выявление сильных и слабых сторон эссе. |
Организация |
Собрать информацию в соответствии с темой. Умение работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, каталогами, сайтами интернета, научно-популярной литературой и т.д. |
Презентация |
Выражение информации в письменном виде, в соответствующем формате с использованием компьютерных технологий. |
Структурирование |
Представление работы в соответствии со структурой и требованиями, предъявляемыми по оформлению работы; последовательно, аккуратно, логично, грамотно |
Работу рекомендуется проводить в классе, на уроках, а затем можно совершенствовать на факультативных занятиях, кружках и заседаниях научных клубов.
На начальном этапе учитель представляет школьникам научную или познавательную информацию в соответствии с темой программы. Учитель представляет работу с информацией в виде пирамиды с той целью, чтобы у
учащихся сложилось целостное представление о последовательности этапов работы. Пирамида наглядно позволяет проанализировать уровень мышления и учебных навыков, их значимость и содержательность в совершенствовании работы с научной или познавательной информацией. Смысл пирамиды заключается в том, что мы идём от «узкого» к более «широкому» пониманию информации и развитию уровневого мышления.
На конкретном примере предлагаю рассмотреть методику работы над развитием уровней навыков мышления. Учитель предлагает тему: «Война и голуби». Она может быть рассмотрена при изучении темы: Значение птиц в природе и деятельности человека. Научная информация предлагается учителем каждому ученику в готовом виде, самостоятельным поиском которой он не занимается.
Война и голуби.
На одной из площадей Парижа на высоком постаменте стоит необычный памятник. Парижане уже привыкли к нему и спокойно проходят мимо. А несколько десятилетий назад, когда этот памятник открывали, площадь была запружена до отказа, у памятника застыли в почётном карауле солдаты, играл военный оркестр. Так торжественно открывают памятники лишь национальным героям. И хотя на этот раз памятник открывали голубям, церемония была не менее торжественная. Голуби действительно заслужили самые высокие награды. Многие из них так отличились во время первой мировой войны, что были награждены боевыми орденами Франции! Достаточно вспомнить голубя под номером 183, который во время Верденского сражения, несмотря на ураганный огонь, трижды доставляли важнейшие донесения. Достаточно вспомнить другого голубя, раненного в голову, потерявшего глаз, но продолжавшего выполнять задание. Третий голубь, истекая кровью, всё-таки принёс очень важное сообщение. Четвертый был ранен шрапнелью, однако пролетел несколько километров и сумел доставить письмо. Пятый…
Впрочем, были и пятые, и десятые, и, наверное, сотые.
Всем голубям – и живущим, и погибшим – был поставлен в Париже памятник.
У парижан имелись и другие основания увековечить голубя. Во время франко-прусской войны Париж был осаждён, и ни один посланец не мог пробраться через кольцо блокады. Но вот 23 сентября 1870 года над Парижем поднялся аэростат «Нептун» и, уносимый ветром, проплыл на Большую землю. Осаждающие не могли тогда понять смысла этого полёта, не догадывались, что между осаждённым Парижем и Большой землёй с того дня был установлен воздушный мост. И установлен он был благодаря голубям. В корзинах аэростатов, кроме писем на Большую землю, находились и голуби. Выпущенные затем на свободу, они, несмотря на огонь противника, устремились домой, унося привязанные шёлковыми ниточками к хвостам специальные капсулы с письмами.
За время осады французы выслали 64 воздушных шара с голубями, из которых лишь 7 не попали на место назначения. А голуби, доставленные этими шарами, возвращались в Париж с письмами и депешами. И несмотря на то, что голубей подкарауливали снайперы, что немцы стали применять против почтовых голубей специально натренированных соколов и ястребов.
Однако памятник голубям в Париже – не единственный. Бронзовый памятник голубю, а точнее, голубке есть и в Англии.
Это произошло в 1942 году. Английскую подводную лодку атаковали фашистские самолёты и повредили её. Лодка была вынуждена опуститься на дно. Правда, перед погружением подводники успели сообщить свои координаты, но течение снесло лодку на несколько сотен километров в сторону. Занимавшаяся её поисками эскадра вернулась ни с чем. Гибель лодки казалась неминуемой.
Но на борту лодки имелись два голубя. Они были последней, хоть и слабой, надеждой моряков. К лапка голубей прикрепили записки с указанием новых координат, поместили птиц в специальную капсулу и через торпедный аппарат выбросили капсулу наружу. И помощь пришла. Люди могли только догадываться, что пережили птицы, когда разыгрался жесточайший шторм. Голубь погиб, но голубка сумела долететь до базы. За этот подвиг она была удостоена высшей военной награды Великобритании и ей поставили памятник.
Впрочем, этот памятник – знак благодарности и уважения и тем 200 тысячам крылатых связистов, которые «служили» в английской армии во время второй мировой войны, и тем голубям, которых посылали с донесением разведчики, и тем, которые осуществляли связь с партизанами и отрядами Сопротивления.
И не только им. Памятники во Франции и Англии – это, пожалуй, памятники всем голубям, которые вот уже несколько столетий верно и добросовестно помогают человеку.
Уровни мышления |
Примеры вопросов/ заданий. |
Знание Понимание |
Что значит слово «памятник»? Опиши место действий. Кто главный герой/герои? Перечисли основные события хронологически. Расскажи, что происходит в тексте, что тебя больше всего заинтересовало? В чём заключается основная идея (проблема) темы? Перефразируй название текста. Изложи отрывок из текста Почему голубям ставят памятники? |
Учитель начинает подготовку к уроку с составления вопросов и заданий в соответствии с уровнем мышления и содержанием научно – познавательной информации.
Применение Анализ Синтез Оценка |
Почему поставлены памятники именно в Париже и Англии. С чем это связано? Что явилось основанием? Где в учебной деятельности вы можете применить изученную информацию (межпредметная, надпредметная интеграция). Напиши свой рассказ на основе изложенных в тексте исторических событиях (это может быть, например, записи из бортового дневника моряков подводной лодки и т.д.). В чём содержится основная идея (проблема), представленная в научной информации. Проанализируйте, в какие военные действия, описанные в тексте, голуби испытывали, на ваш взгляд, наибольший стресс. Придумайте песню, стихотворение, коллаж, плакат на тему прочитанного (по выбору). Организуй группу, клуб для обсуждения темы. Придумай план, по которому должна происходить встреча. Вырази собственное личностное, эмоциональное отношение по вопросу использования голубей в военных действиях человеком с позиции этики и морали. Предложи, по возможности, собственные пути решения проблемы по вопросу осуществления связи между людьми в военных условиях между Парижем и Большой землёй. |
Текст раздаётся каждому ученику, чтение осуществляется в классе. Затем учитель проводит обсуждение в виде дискуссии, следуя вопросам уровневого мышления. Целесообразным является деление класса на группы (6 групп). Каждая группа получает свои вопросы/задания. Затем, через 5-10 минут, начинается дискуссия. Учитель ведёт дискуссию, применяя навыки эффективного общения. Установленные правила помогают детям и учителю осуществлять свои права и справляться со своими обязанностями. Вот некоторые полезные правила для учеников:
- Умение слушать друг друга
- Говорить должен кто-то один
- Говорить по существу
- Необходимо делиться мыслями
- Недопустимо умаление достоинства
- Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения.
Необходимыми качествами опытного учителя являются:
- Умение выделять ключевые идеи
- Умение дать ученикам почувствовать, что вы понимаете то, о чём они говорят
- Умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно
- Умение разъяснять, задавать вопросы
- Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа, например, «Вы не могли бы рассказать об этом поподробнее? Каково ваше мнение? Не хотите ли ещё что – нибудь добавить?»
Все навыки межличностного общения, в сочетании друг с другом, рассчитаны на то, чтобы развить свою мысль и подробно изложить её. Эти навыки общения помогают вести дискуссионную работу в группах. Устная (групповая) работа в классе стимулирует мыслительную деятельность; позволяет ученикам учиться друг у друга умению высказывать собственные умозаключения. Кроме того, необходимо отметить, что данный вид деятельности оставляет больше эмоционального впечатления у школьников по изученной теме и даёт им возможность легче выразить собственные суждения по изучаемой проблеме (теме).
Работа в классе завершена и домашним заданием является написание эссе по алгоритму.
- Вступление. Основная идея ( проблема) темы.
- Основная часть. Раскрыть содержание, суть темы в соответствии с источником научной информации.
- Моё отношение к проблеме. Учащиеся выражают своё личностное, эмоциональное отношение к проблеме.
- Пути решения проблемы. Предложить собственные пути решения изучаемой проблемы.
- Самооценка. Отразить сильные и слабые стороны своей работы.
Учащиеся должны иметь алгоритм работы по выполнению эссе и листы самооценивания (см. главу «Формы оценивания эссе»). Лист самооценивания позволит не только определить уровень своей работы, но и даёт возможность достигнуть высокого результата.
Развивающий этап.
Основной целью развивающего этапа является совершенствование учебных навыков написания эссе. Ученики должны понимать взаимодействие современного мира, что позволит научно понимать и оценивать ограничение науки в глобальных вопросах, что значит не все научные разработки, технологии, методы могут быть использованы, так как они могут в той или иной степени повлиять на состояние окружающей среды. Учащиеся должны чётко понимать проблему, предлагать пути её решения; должны уметь обсуждать пути применения науки, включая вопросы этики, морали, нравственности, культуры, социальные проблемы.
Мораль (от лат. – moralis – нравственный), нравственность – 1)нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей, особая форма общества, сознания и способность духовного воздействия на регулирования действий человека в обществе; 2) поучение, наставление, нравоучение. Особая форма общества, сознания и вид общественных отношений – моральные отношения. Мораль регулирует поведение и сознание человечества во всех сферах общественной жизни. Мораль откладывается во многовековом опыте развития личности.
Этика (от греч. Ethika – обычай, нрав, характер) – 1) учение о морали, нравственности, о её нормах и роли в обществе как философская дисциплина и одна из форм идеологии (термин Аристотеля); 2) совокупная система нравственных правил и норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы. Этика – выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует её природу, внутреннюю структуру.
Культура (от лат. kultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизни представленный в продуктах материального и духовного труда. Одно из сторон человеческой культуры является бережное отношение к природе.
Социальные проблемы – проблемы, возникающие в обществе на основе какого – либо противоречия. Проблема – проблема, трудность, задача, объективно возникающий вопрос в ходе познания, решение которых вызывает интерес. Путь человеческого познания можно представить в виде перехода от одной проблемы и её решения к другой. Существуют различные социальные проблемы, их возникновение зависит от политической структуры, развития экономики, религии страны, экологии и других факторов.
Современные достижения и научный прогресс в области биологии, физики, химии, космонавтики налагают на человечество определённую нравственную ответственность за исполнение всего достигнутого на благо, а не во вред всему живому на планете Земля. В настоящее время уже стало фактом то, что резко ухудшилось экологическое состояние природной среды практически во всех крупных регионах. Это связано также со снижением моральной ответственности людей за сохранение окружающего мира для жизни в нём грядущих поколений.
Раскрывая эссе, ученик должен задавать себе вопрос: какова его позиция в аспекте отношения человека к природе. Наиболее злободневны вопросы для современной эпохи проблемы морали и ответственности личности за состояние окружающей среды. Нередко принимающие самые ответственные для человечества решения люди нередко отличаются безнравственностью, тогда как у людей нравственных, сознающих свою неотделимость от природы, нередко нет прав, чтобы противостоять экологически опасным решениям. «Экологическая нравственность должна стать категорией всеобщей» – так формулировал одну из задач современности академик Б.С.Соколов.
Великий французский просветитель Жан Жак Руссо утверждал, что процесс знаний сопровождается всеобщим падением нравственности, и что в прошлом человек был чище и благороднее. Можно привести несколько примеров, где в условиях прогресса общества возникает кризис нравственности. Ещё полвека назад Чесапикский залив считался сущим раем для морских коньков. Теперь их там почти не найдёшь. По оценке Элисон Скаррат, директора Национального аквариума из Балтимора, за эти полвека в бухте погибло девяносто процентов водорослей, и вызвано это загрязнением воды. А ведь водоросли были естественной средой обитания морских коньков. Другая причина убыли – массовый отлов морских коньков у берегов Таиланда, Малайзии, Австралии и Филиппин. По словам Аманды Винсент, каждый год добывают не менее 26 миллионов этих рыб Малая их часть попадает потом в аквариумы, а большинство гибнет. Например, из этих милых рыбешек, высушивая их, изготавливают сувениры – броши, брелоки, пряжи для ремня. Однако большая часть пойманных морских коньков – по оценке Всемирного Фонда дикой природы, около двадцати миллионов – попадает к фармацевтам Китая, Тайваня, Кореи, Индонезии и Сингапура. В настоящее время в Красную книгу внесены тридцать видов этих рыб, то есть почти все виды, известные науке.
Ещё один пример. По прогнозам учёных, к началу 22 века большинство коралловых рифов может погибнуть. Кораллы гибнут прежде всего потому, что воды в Мировом океане вследствие парникового эффекта становятся всё теплее. Кораллы очень чутко реагируют на любые изменения температуры. Кораллы очень чутко реагируют на любые изменения температуры. В тропических морях вода обычно прогревается до 26-28 градусов. Если на несколько дней она поднимается всего на один градус, то кораллам становится не по себе: они испытывают настоящий стресс. В таком состоянии они активно отторгают одноклеточные водоросли, с которыми живут в симбиозе. Рифы обесцвечиваются, их пёстрая окраска меркнет. Пышный подводный лес превращается в унылый, беловатый каркас, составленный из известковых скелетов. Но даже если температура Океана возрастёт не так сильно, мириадам полипов вовсе не станет легче. Чем больше в воздухе углекислого газа, тем больше в воде угольной кислоты. Она разъедает известковую основу рифов и мешает кораллам поглощать кальций, содержащийся в морской воде, а ведь без этого материала они не построят свою колонию.
Статистика неумолимо указывает на преступную безнравственность человека по отношению к природе. Так за всю историю цивилизации прекратили существование около 200 видов птиц, причём 40 из них за последние 200 лет. По данным Международной ассоциации по охране природы, только за последние полвека на планете исчезло 76 видов животных и несколько сот видов растений. На грани исчезновения находятся 132 вида млекопитающих и 26 видов птиц. По данным американца Р.Мэя, каждый час на Земле исчезает один вид живых организмов, следовательно животный мир планеты сокращается примерно на 10 тыс. видов в год.
Отношение ко всем живым существам, а не только к человеку – область нравственности. Долг человека – защитить всё живое. Эта мысль была высказана в начале 20 века замечательным философом – гуманистом и врачом Альбертом Швейцером. В начале 20 века к человечеству стала постепенно возвращаться мудрость древних, подкреплённая современными научными знаниями. Чем больше человек узнаёт о животных, тем вернее разрушается представление о барьере, отделяющем человечество от других биологических видов. Одновременно с этим тает миф об исключительности человека, его уникальной ценности и безоговорочных правах на все блага.
«Этика есть безграничная ответственность
за всё, что живёт»
А.Швейцер.
Каковы же основные функции этики как научной дисциплины?
Во – первых, она даёт ценностно – ориентированное (мировозренческое) направление. Через восприятие этических норм общества в процессе воспитания происходит становление личности. Формируются идеалы, убеждения, намечается цель жизни. Этические нормы того или иного общества являются отражением его идеологии. Поэтому вполне закономерно, что они различаются в разных странах: в зависимости от государственного строя, роли, места и значение религии, стиля сложившихся общественных взаимоотношений. Идеологическая политика является как бы стержнем, на который нанизаны все социальные и нравственные постулаты и догмы. Так, например, в Западной Европе и США распространены идеи универсальной экологической этики. Её последователи (а в их числе были были такие выдающиеся деятели культуры, как Л.Н.Толстой, Махатма Ганди, Г Торо, А. Швейцер и др.) не проводят в ценностном отношении разграничения между человеком и живыми существами. Нормы универсальной этики ( в частности не есть мясо, не убивать живое существо) во многом остаются лишь благодушными пожеланиями и не могут стать основным регулятором отношений людей к природе. Тем не менее универсальная этика высокогуманистична и отражает прогрессивную социально – психологическую тенденцию, свидетельствующую о формировании новых ценностных установок в отношении к природноц среде.
Во-вторых, признание этических норм общества позволяет каждому члену общества стать подлинно культурным человеком. Это предполагает, что необходимо научиться вести себя таким образом, чтобы не провоцировать конфликтные ситуации, а, наоборот, располагать людей к себе, чтобы поддерживать определённый порядок в деятельности людей и их межличностных отношениях.
В-третьих, этика выполняет также познавательную функцию. Именно посредством познания, обогащения традиций и соблюдения древнейших устоев общества обогащается культура, происходит личностное становление подрастающего поколения.
Поэтому часто поднимаются вопросы, связанные с профессиональной этикой учёного, врача, педагога и многих других специалистов, деятельность которых может быть направлена как на «добро», так и на «зло» природе и человеку. Только высокие нравственные качества этих людей, их честность и порядочность могут уберечь людей от болезней, преступлений, а природу от гибели.
В современную эпоху, во взаимодействии общества и природы возникли противоречия, преодоление которых зависит не только от новых технологических решений, но и требует изменения ценностных ориентаций, преодоление сугубо утилитарного (потребительского) отношения к природе Сохранение среды обитания в целостности, забота о растительном и животном мире и в первую очередь о здоровье человека предполагают выработку такого отношения к природе, которое исходит из общечеловеческих интересов, включая интересы грядущих поколений. Современный мир поставлен перед объективной необходимостью выработки нового экологического мышления и принятия эффективных, основанных на равноправии международных процедур и механизмов, которые обеспечивали бы рациональное использование ресурсов планеты как общечеловеческого достояния.
Таким образом, на развивающем этапе выполнения эссе студент должен уметь:
- доказывать глобальность масштабов, экологических проблем, социальных, проблем, связанных со здоровьем человека, основываясь на взаимосвязи природных и общественных процессов происходящих на планете;
- объяснять причины возрастания масштаба влияния человека на окружающую среду по мере развития человечества и подтвердить это примерами;
- определять и формулировать экологические, социальные проблемы своей местности, сопоставлять глобальные и местные проблемы окружающей среды, указывать на их особенности;
- обосновывать необходимость решения экологических и социальных проблем, предлагать собственные пути решения.
На развивающем этапе при выполнении работы необходимо развивать умение у школьников работать с цитатами и правильно их оформлять в работе. Цитаты в тексте должны быть взяты в кавычки и указана сноска к автору источника. Сноска должна иметь ту же цифру в тексте, под которой автор представлен в списке использованной литературы на последней странице эссе. Цитаты могут быть обоснованием, заключением, выражением рассматриваемой проблемы, а в основной части работы ученик показывает умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обосновывать, предлагать пути решения проблемы и т.д., используя весь свой научный язык, терминологию, лексику.
Для того, чтобы развить умение у учащихся работать с цитатами, научить их правильно и уместно использовать в тексте, целесообразно предложить работу на уроке по составлению таблицы (письменно) в тетради или в виде дискуссии (устно). Вид деятельности планирует учитель в зависимости от ресурсов учебного времени. Но опыт подсказывает, что начинать работу с цитатами необходимо через оформление таблицы в рабочей тетради. Когда школьники показывают хороший уровень работы с цитатами и умение их использовать их в соответствии с темой, то можно переходить к устной форме работы, то есть, например, в виде дискуссии или обсуждения. Это позволяет сэкономить время обсуждения проблемы для того, чтобы освободить больше времени для написания эссе.
Однако, для того, чтобы студент мог выдержать структуру эссе и раскрыть проблему в полном объёме, для этого необходимо представить инструкцию. Инструкция разрабатывается учителем в соответствии с темой. Она даёт возможность проанализировать выполнение всех этапов работы и достичь высокого уровня.
В целях общего представления о работе школьников на развивающем этапе, я предлагаю рассмотреть конкретный пример. Тема: Туберкулёз, 8 класс. Студента заранее сообщается о том, что при завершении изучения главы «Дыхательная система» им будет предложено написать эссе на тему «Туберкулёз». Ученики должны будут собрать различный материал и ознакомиться с ним. Это могут быть вырезки или ксерокопии из журналов, газет, тексты научно-популярных книг, энциклопедий, страницы интернета и т.д.. Учитель также принимает в поиске информации активное участие и может учащимся в дополнение предложить собственный материал. Это особенно важно в тех случаях, когда ученики затрудняются в поиске информации, статистический материал местного значение и т.д.
Непосредственно на уроке, при изучении данной темы учитель предлагает школьникам инструкцию. Они знакомятся с ней в течение 2-3 минут.
Эссе. Инструкция. Туберкулёз.
Во времена Коха туберкулёз был причиной смерти каждого седьмого человека. Сегодня на земном шаре каждые 4 секунды кто – то заболевает, каждые 10 секунд кто-то умирает от туберкулёза. Чтобы представить опасность заболевания, достаточно сказать, что от туберкулёза людей умирает больше, чем от 37 основных инфекционных заболеваний, вместе взятых, включая холеру, чуму и дизентерию. По данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире регистрируется ежегодно 8 –10 млн. новых случаев туберкулёза и более 3-хмиллионов людей погибают от него. «Мы на пороге глобальной эпидемии туберкулёза»_ говорит д-р Гру Харлем Брундтланд, генеральный директор ВОЗ.
Эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в Казахстане в последние годы характеризуется резким подъёмом заболеваемости населения и смертности от него. За последние 8 лет количество больных туберкулёзом в республике увеличилось в 2.5 раза.
Основным источником туберкулёзной инфекции являются больные туберкулёзом люди, животные и птицы, причём наибольшую опасность представляют больные с массовым бактериовыделением. Болеют туберкулёзом помимо людей, домашний скот, в основном крупный рогатый, и домашние птицы. Из животных для человека в основном опасны коровы и козы. Туберкулёз является капельной инфекцией. Заражение может происходить при контакте с больным, который рассеивает туберкулёзные палочки при кашле, чиханье, разговоре, поцелуях. Реже заражение происходит через молоко, молочные продукты, мясо, яйца больных птиц. По наследству туберкулёз не передаётся.
Открытие возбудителя туберкулёза принадлежит немецкому бактериологу Роберту Коху, который на заседании Физиологического общества в Берлине 24.03.1882 г. представил доклад
«Этиология туберкулёза».
Туберкулёз – исключительно дорогостоящее заболевание, и успешная борьба с ним возможна лишь в условиях достаточного финансирования и совместной работы всех заинтересованных служб и ведомств, активной пропаганды профилактики и лечения туберкулёза.
Специалисты утверждают: туберкулёз самый чувствительный индикатор благополучия народа. Туберкулёзом может заболеть каждый, независимо от возраста, пола и социального положения, но значительно реже болеют те, у кого организм способен противостоять этой инфекции.
Задание.
- «Если опасность болезни определить количеством жертв, то туберкулёз оставит далеко позади от себя такие самые страшные инфекционные заболевания человечества, как чума, холера» (Роберт Кох).
- Прокомментируйте актуальность изучения туберкулёза в наши дни. Используйте статистику.
- Прокомментируйте рост туберкулёза в Казахстане.
- Какова роль науки в изучении туберкулёза?
- Специалисты утверждают, что туберкулёз самый чувствительный индикатор благополучия народа.
- Прокомментируйте взаимосвязь между социально-экономическим развитием Казахстана и ростом туберкулёза в стране.
- Ознакомьтесь с путями решения проблемы по ограничению распространения туберкулёза в стране и прокомментируйте их.
- Предложите собственные пути решения проблемы.
Хорошо продуманное эссе должно включать как минимум:
- Хорошее понимание роли науки и интеграции её в общество.
- Хорошее понимание влияния культуры на внедрение научных достижений в практику.
- Чёткое понимание проблемы и пути её решения.
- Понимание вопросов этики и морали в изучаемой проблеме.
Ваше эссе должно быть обработано своими словами. Вы можете использовать рисунки, диаграммы, которые могут быть написаны и нарисованы своими руками. Ваше эссе должно включать библиографию.
Затем учитель с учениками, следуя инструкции и алгоритму написания эссе, начинает шаг за шагом определять проблему и раскрывать тему. Ученики используют собственную разнообразную информацию, показывают личностное понимание проблемы. Обсуждение в классе сопровождается одновременным оформлением цитат в рабочих тетрадях в виде табличного материала. Школьники активно делятся собственной информацией, умозаключениями, предлагают пути решения проблемы. Учитель активно помогает ученикам в осознании и оформлении информации, ненавязчиво корректирует ответы учащихся.
Предлагаю рассмотреть пример таблицы работы с цитатами из информационных источников (материал представлен в сокращении).
Таблица. Туберкулёз – глобальная проблема.
Вопросы |
Содержание цитат. |
Я понимаю актуальность проблемы. |
« Сегодня на земном шаре каждые 4 секунды кто-то заболевает, каждые 10 секунд кто-то умирает от туберкулёза. За последние 8 лет количество больных туберкулёзом в республике увеличилось в 2,5 раза, только в прошлом году было зарегистрировано более 700 случаев активного туберкулёза……» (Республиканский журнал «Здоровье» № 35, 2004 год, стр 12.) |
С чем было связано распространение туберкулёза на территории Казахстана? Я понимаю роль науки в решении проблемы. Я понимаю, что туберкулёз – это социальная проблема. Я понимаю роль этики и морали в решении проблемы. Я предлагаю пути решения проблемы. |
« В 18 веке туберкулёз в казахстанских степях встречался довольно редко. Способствовал этому кочевой образ жизни, когда поселения людей были немногочисленны и располагались далеко друг от друга. Рост заболевания в начале 20 столетия был вызван массовым переселением российских крестьян, среди которых болезнь была весьма распространена…….». « Открытие возбудителя туберкулёза принадлежит бактериологу Р.Коху. Основным источником туберкулёзной инфекции являются больные туберкулёзом люди, животные и птицы. Заражение возможно при контакте с больным, который рассеивает туберкулёзные палочки при кашле, чиханье, разговоре, поцелуях…..». « Специалисты утверждают: туберкулёз самый чувствительный индикатор благополучия народа. В нашей стране он продолжает опускаться до отметки «очень опасно». «Туберкулёз правит бал» там, где низок уровень социально-экономических условий людей, низкая санитарно-гигиеническая культура, слабая материально-техническая база противотуберкулёзных учреждений, недостаточное финансирование. По данным ВОЗ, в нашей республике 85% населения живут в условиях, которые определяются как ниже среднего уровня, 12 из них – за чертой бедности. То есть они потенциальные туберкулёзники и число их растёт из года в год…». «Гигиена окружающей среды. Внушение окружающим, что сплёвывание – неприемлемая и отвратительная привычка, способствующая распространению инфекционных заболеваний…». В учебных заведения проводить профилактические беседы с учащимися, дебаты; организовывать акции борьбы с туберкулёзом в стране; устраивать конкурсы плакатов, рисунков на данную тему. |
Активное обсуждение проблемы в классе, как показывает практика, не оставляет равнодушными к поставленной проблеме. Школьники чувствуют свою сопричастность к проблемам общества. Работа в классе позволяет каждому ученику осознать проблему и полностью готовит его к написанию работы.
Предмет: | Биология |
Тип работы: | Эссе |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 02.07.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете узнать как правильно написать и оформить эссе:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
пример 1
Термин «биосфера» был введен для описания общего внешнего вида земной поверхности, поскольку целые организмы находятся на Земле. Два основных компонента биосферы, организмы и их окружение (включая нижнюю атмосферу и водную среду), могут существовать при определенных взаимодействиях, образуя интегрированную систему. Отдельные популяции организмов не изолированы от окружающей среды. В ходе эволюции образуются биомы, а также места обитания животных, растений и микробов, биомы образуют биогеографические группы. Они имеют непрерывный обмен веществом и энергией, который реализуется многими трофическими цепями и биогеохимическими циклами.
Биогеография функционирует как основные ячейки биосферы, взаимодействует и устанавливает в ней динамическое равновесие, поэтому наука формирует концепцию пространства, созданного окружением жизни и тем самым Было сделано. Геолог Э. Суесс назвал это пространство “биосферой”. Позднее концепция биосферы была разработана различными исследователями. Считается, что концепция биосферы наиболее полно разработана в работах русского естествоиспытателя и философа В.И. Вернадского (1863-1945). В 1926 году было опубликовано его исследование «Биосфера», где ученые изложили его учение о «живых организмах» и их геологических функциях.
Суть его учения заключается в следующем. Биосфера – это целая, организованная система живых существ. Все явления в нем являются частью единого механизма в биосфере. Организмы – это звенья, которые связывают историю химических элементов с эволюцией организмов и людей, а также с эволюцией всей биосферы. Биосфера сыграла решающую роль в возникновении атмосферы, гидросферы и литосферы. Биосфера – это единица живых минеральных элементов, содержащихся в биосфере. Природное состояние биосферы является монолитом жизни. Органические организмы сосредоточены в литосфере (над твердой поверхностью коры), гидросфере (океаны, реки, озера, мировые океаны) и тропосфере (нижняя атмосфера).
Нижняя граница биосферы опускается на 2-3 км на суше, на 1-2 км ниже уровня морского дна, а верхняя часть представляет собой так называемый озоновый экран на высоте 20-25 км, над которой сильные ультрафиолетовые лучи солнца убивают всех живых существ. вы. Человеческое общество является частью биосферы, равно как и ее производство и созданная им техносфера. Общая биомасса организмов Земли, по оценкам, составляет около 2,4 х 1012 тонн, причем подавляющее большинство (более 99%) составляют наземные животные, растения и организмы. Морская биомасса незначительна по сравнению с наземной биомассой.
Жизнь очень неравномерно распределена на поверхности Земли и при различных условиях окружающей среды принимает форму относительно независимых комплексов – биогеографии или экосистем. Живая часть биогеографии называется биомами. Различные процессы и явления, происходящие в биосфере, являются предметом различных научных исследований. Экология занимает особое место. Э. Геккель, впервые применивший этот термин («греческий дом Ойкос, жилище, логотип-наука»), охарактеризовал экологию как флору и фауну в контакте друг с другом.
Короче говоря, экология Дарвин, наука, изучающая все сложные взаимодействия и связи природы, считает это условием борьбы за существование: первым и наиболее важным источником энергии Солнца в биосфере является его лучистая энергия. Стабильное, но глобальное ритмичное изменение климата известно в истории Земли, поэтому за последние миллионы лет было несколько ледниковых периодов, и одной из основных причин изменения климата является. Считается, что это небольшие изменения в орбите Земли и наклоне оси Земли, которые меняют свое распределение в зависимости от количества солнечной энергии, поступающей на Землю, а также от сезонов и широт, что является проявлением нелинейной системы атмосфера-океан.
Астрономические факторы являются причиной значительных периодических перестроек в климате планеты, а также присутствуют в биосфере. Механизмы их влияния на эволюцию биосферы изучены недостаточно: Вселенная связана с потоком частиц (электронов, протонов, ионов и т. д.), Идущих от Солнца к Земле. Существует еще один механизм влияния этого: этот поток называется солнечным ветром, интенсивность которого многократно возрастает с периодическим излучением вещества и излучения с поверхности вспыхивающего солнца.
Отличительной особенностью сферы является то, что нет четкой границы между биосферой и окружающей земной оболочкой, и, прежде всего, атмосфера имеет доступ к биосфере для всей космической радиации и солнечной энергии. Следовательно, биосфера открыта для космоса и потока космической энергии, которая поглощает и обрабатывает эту энергию и превращает ее в биогеохимическую энергию для биосферных организмов. Геохимическая энергия может быть выражена как процентная доля населения биосферы из-за этого типа организма, который у некоторых бактерий ограничен только скоростью деления клеточной цепи и приближается к скорости звука.
Означает, что при благоприятных условиях этот вид может заселять Землю практически мгновенно, и Вернадский рассчитал время, необходимое для того, чтобы различные существа «захватили» поверхность планеты. Это 1,25 дня для бактерий, 67,3 дня для обуви для Infsoria, 8 лет для крыс и свиней, 11 лет для цветковых растений, 379 лет для водорослей, 1000 лет для слонов это. Биогеохимическая энергия используется для выполнения геохимических функций живых организмов.
Они основаны на том факте, что живые организмы вызывают самые впечатляющие планетарные явления – миграцию химических элементов в биосфере посредством дыхания, питания, обмена веществ и постоянных изменений поколений, основанных на энергии, концентрации, разрушении, транспорте и формировании окружающей среды. Эта функция. Термин «биосферный человек» имеет широкое значение. Другими словами, человек назначается и включается в биосферу и выполняет свою функцию в биосфере. Эволюционно определяемая человеческая функция в биосфере заключается в поддержании ее стабильности.
До появления человечества естественные механизмы поддержания стабильности биосферы оказывались неадекватными, поскольку биосфера неизбежно была экологическим кризисом и катастрофой в ходе своей эволюции. В связи с этим биосфера предложила людям включить в нее новый (как выясняется, антропогенный) механизм поддержания стабильности биосферы. Это означало появление двух дополнительных потоков углерода в атмосферу. Первый поток происходит от сжигания древесины и перегноя в сельском хозяйстве, а второй – от биоты, которую люди потребляют для производства продуктов питания и сырья.
Сжигание древесины поглощает часть биоты, что снижает запас прочности биосферы. В то же время новые потоки CO2 постоянно поступают в атмосферу (источник углекислого газа), включая новые антропогенные механизмы для поддержания стабильности биосферы. Фактически, биосферные люди являются синонимами биосферной системы на историческом этапе, когда прогресс на планете Земля начал осуществляться через людей. Система «человек в биосфере» является открытой и обменивается веществом и энергией с окружающей средой, но она не сбалансирована по отношению к окружающей среде.
Если обмен веществом и энергией с окружающей средой будет лишен, он неизбежно исчезнет. Со временем эта система становится все более сложной и все больше выходит из равновесия с окружающей средой, связанной с деятельностью человека. Основная тенденция в эволюции системы «человек в биосфере» – прогрессивная. Почему «человек в биосфере» эволюционировал? При рассмотрении этого вопроса мы должны учитывать роль окружающей среды и природных факторов. На самом деле, система «биосферный человек» не может существовать без обмена веществом и энергией с окружающей средой.
Особое значение имели ранние стадии природных факторов, формирование антропологии (или социосферы – степень человеческой деятельности, часть биосферы, трансформируемой этой деятельностью) – формирование гоминидов в первобытных обществах.
Об этом свидетельствуют его самые ранние открытия окаменелостей и каменные орудия, пойманные в ловушку в определенных частях земного шара. Как уже упоминалось, происхождение человека нигде не происходит, а только в наиболее подходящих условиях в конкретной географической среде. Такой средой является рифтовая зона Восточной Африки, характеризующаяся, с одной стороны, благоприятными условиями для жизни, с другой – периодическим возникновением критических ситуаций из-за многочисленных там извержений вулканов.
Последний уничтожил растительность, вызвав массовую миграцию животных и обострил борьбу за существование. В этих условиях эволюция ускорилась. Подобный процесс неоднократно прерывался и начинался снова. В результате генеалогическое древо человека содержит много мертвых ветвей. Расширяя естественные биосферные поля Вернадского, наши предки сжигали леса, но из-за примитивного характера сельского хозяйства такие поля быстро стали непродуктивными. Позже новые леса были сожжены. Уровни рек и подземных вод были снижены из-за сокращения площади лесов.
Все это связано с изменением и разрушением всей экосистемы. Леса были заменены саванной, саванной и лугом (пустыней). Эпоха великих географических открытий (открытие Нового Света, проникновение на острова Тихого океана, европейцев в Африку, Индию, Китай и Центральную Азию) невольно изменило мир и создало новые атаки на дикую природу человека. Он принес. В настоящее время природные экосистемы не могут справиться с антропогенными воздействиями из-за роста населения, темпов и масштабов производственной деятельности.
Истощение незаменимых природных ресурсов (запасов, ископаемого топлива) привело к тому, что дальнейшее развитие производства невозможно. Экологический кризис приобрел планетарный масштаб. Перед человечеством возник ряд глобальных экологических проблем. Быстрые изменения в окружающей среде и разрушение мест обитания угрожают вымиранию двух третей существующих видов. Площадь уникального тропического леса и сибирской тайги, называемая инжир “легкими планеты”, быстро уменьшается. Засоление и эрозия приводят к потере плодородия почвы.
Большие количества промышленных отходов попадают в атмосферу и воду, и их накопление угрожает жизни большинства видов, включая человека. Быстро растущее человеческое население вызывает сокращение биологического разнообразия планеты. Учитывая проблему выживания человека как вида, мы должны понимать детали и силу биосферы. Эволюционная история биосферы составляет всего около 4,1 миллиарда лет. Человечество не считается за 3 миллиона лет. Как разумный человек, Homo Sapiens имеет ограничение в 40000 лет или меньше.
Следовательно, инерция биосферы как минимум в 100 000 раз выше, чем у людей. Из этого можно сделать вывод, что любые прогнозы о возможности «вырождения жизни на земле» из-за неправильного управления человеком и использования им оружия массового уничтожения неприемлемы. Человек может уничтожить себя, но разрушить биосферную жизнь – это ему не по силам. Современное общество пришло к пониманию ограниченных возможностей биосферы. Экологически грамотное и рациональное природопользование оказалось единственным возможным способом выживания человека.
Биосфера включает в себя верхнюю часть земной коры, где живут живые организмы, гидросферу до ее максимальной глубины и тропосферу – нижнюю часть воздушной оболочки нашей планеты. По мнению В.И. Вернадского, создателя доктрины биосферы, появление людей все больше влияет на геохимические процессы и различными способами создает новые условия окружающей среды, тем самым начиная новую «протерозойскую» эру. вы. Эти условия часто отличались от условий, при которых происходили сложные реакции защиты и компенсации, без которых мир растений и животных не мог бы существовать в знакомой нам форме.
Научные достижения и технологические инновации ускоряют и усиливают влияние человека на биосферу, иногда вызывая сложные обратимые изменения. В результате комплексы дикой природы в виде воздуха, прудов, плодородных почв, лесов и различных видов животных могут иметь много вредных факторов, особенно разрушительное воздействие восьми наиболее населенных мест в промышленных районах. Подвергается В то же время природные экосистемы заменяются цивилизованными искусственными и упрощенными экосистемами: города, промышленные предприятия, сельскохозяйственные угодья, водохранилища и т. д.
В то же время важно связать динамику с цепью, чтобы обеспечить поддержание сбалансированной биосферы. По мере увеличения производственных и технических возможностей человечества сопутствующие изменения в биосфере становятся все более опасными.
пример 2
В свободное время я люблю просматривать одно из моих любимых произведений – «Принц звезд Антуана де Сент-Экзюпери». Взгляд непреднамеренно останавливается на линии, отмеченной карандашом. «Быть человеком означает чувствовать ответственность за все». Когда я становлюсь старше, значение этих строк становится для меня более ясным: мы, разумное существо Отвечает как за людей, которых мы «приручили», так и за будущие поколения, чтобы они были в гармонии с природой. «Когда дело доходит до любви, причина приобретает ценность».
Насколько легко и точно она говорит об ответственности науки, человеческой ответственности за выбор и следование на протяжении всей жизни А вы Это последний день 2010 года, когда мы, выпускники, уже должны были сделать выбор. Мой путь, мой сознательный выбор – навсегда связать мою жизнь с быстро развивающейся биологической наукой последних лет.
Биология, кажется, имеет самую важную миссию – понимание законов жизни и раскрытие ее секретов, а также способность сохранять разнообразие дикой природы. Биология прекрасная наука. Она окружает нас повсюду. Я помню начало сентября. Пятого предмета попросили выдвинуть на тестирование. Многие думали, что некоторые не могли принять решение в течение длительного времени. Это было легко. Мой выбор, вероятно, был сделан в раннем детстве. Самые яркие воспоминания детства связаны с открытием окружающего мира. Это чудо, чтобы открыть жизнь кипит везде.
На небольших речках, где нас брали для купания, или на обширных лугах, начинающихся прямо за садом. Мы живем на окраине деревни и часто встречаем таких гостей, как перепела, зайцы и лисы. А летом стоит поднять голову. Птицы летают, бабочки порхают, стрекозы несутся … Меня всегда привлекала живая природа. Биология Наука Земля Природа Наша планета уникальна тем, что в ней есть жизнь. Земля населена растениями, животными, грибами и микроорганизмами. Жизнь в лесах и горах, морях и пустынях. Наука – это биология, которая изучает характеристики живых существ и жизни в каждом знаке. Наука на мой выбор!
Какая бы ни была судьба человека, поначалу это не имеет значения, но в будущем это будет своего рода ориентиром для вас.
Такой эпизод моей жизни появился в расписании урока биологии. Он был самым любимым. Я прочитал учебник, который получил в библиотеке летом. С тех пор моим главным хобби было изучение природы. Да, в верхнем регистре. В противном случае я не принадлежу к живым существам или цветам. Я мог бесконечно говорить о цветах и об этом чуде. Моя мечта детства, которую я хочу осуществить, сделать на своем сайте цветочные часы.
Для совершения этого чуда требуются не только навыки ухода за растениями, но и глубокие знания ботаники. С древних времен известно, что многие природные явления имеют определенную периодичность. Открытие и закрытие цветов, появление росы на траве и многие другие признаки помогли людям ориентироваться ранее. Даже в древней Греции и Риме растения сажали в цветники, чтобы мы могли определиться со временем. Первые цветочные часы появились в 20-х годах 18 века. Время с 3 до 5 утра было показано. Ученые должны были сделать важные открытия, чтобы ответить на вопрос: «На сколько цветы открываются и закрываются почти одновременно?»
Растения также могут двигаться. Я до сих пор помню, как я понимал мир растений и животных. Каждый день происходило чудо маленького открытия. Самым разнообразным семейством цветковых растений оказались орхидеи. Это включает в себя от 17 000 до 30 000 видов. Считается, что самым старым деревом на земле является колючая сосна, растущая в горах на востоке Невады.
Радиоуглеродный анализ показал, что дереву было около 4900 лет. А ленивцы – настоящие чемпионы медлительности в мире животных. Он тратит свое трудное время, тяжело опираясь спиной на дерево. Я всегда был очарован тайнами жизни на Земле. На третьем курсе я заинтересовался греческой мифологией. В сознании древних людей бассейна Эгейского моря все силы и явления природы антропоморфны, это личность Бога, могущественное бессмертное существо, представленное как идеальные люди, обладающие всеми эмоциями, присущими людям. Было сделано. Согласно мифу, источником жизни был вечный и бесконечный хаос.
Тогда все родилось – весь мир и бессмертные боги. Моя любознательность не могла быть удовлетворена таким объяснением происхождения жизни. И только биология помогла понять, как зародилась жизнь на нашей планете. За многие годы исследований было сделано много открытий, но мы знаем, что их много, потому что биология может ответить на многие вопросы о людях. Особый интерес для меня представляет история возникновения и развития биологии как науки. Драматическая история биологии на протяжении веков отражает борьбу между взглядами и идеями и включает в себя характеристики общественного развития.
Люди накапливали знания о живых существах за тысячи лет. Египетские и шумерские священники, индийские и китайские ученые имеют значительный опыт в науках о жизни. Аристотель в 4 веке до нашей эры суммирует все биологические знания и, естественно, стал основателем биологии. В истории науки Аристотель был первым человеком, разработавшим таксономию животных. Он разделил их на крови и бескровных животных. Галлен во втором веке нашей эры заложил основы анатомии. В средние века развитие биологии было сильно затруднено. В эту темную эпоху арабские ученые были хранителями знаний.
Научные разработки продолжались в эпоху Ренессанса, с открытием кровообращения и микроскопии в 17 веке, которые начали энергичные исследования всего живого. XIX и XX веков – эпоха грандиозных научных открытий: теория естественного отбора Чарльза Дарвина, открытия в области физиологии Ивана Павлова, возникновение генетики, установление структуры молекул ДНК и интерпретация генома человека, Откройте для себя … людей самых разных профессий. Я думаю, что 21-й век определенно станет веком биологии, поскольку эта наука помогает решить многие проблемы, существующие в современном мире.
Современная биология включает в себя обширный список дисциплин, изучающих различные уровни организации организмов (молекулярная биология, цитология, морфология, экология) и различные царства (ботаника, зоология). у вас есть.
Тесно связаны с другими естественными науками. Так на стыке биологии и химии возникли между биохимией и молекулярной биологией, между биологией и физикой-биофизикой, биологией и астрономией-астробиологией. Большое внимание уделяется развитию биологии в нашей стране. В конце октября Аль-Фараби, названный в честь биологического факультета Казахского национального университета в Алматы, провел следующую международную конференцию «Биотехнология, нанотехнология, физико-химическая биология», чтобы отпраздновать 100-летие Академии туберкулеза.
На конференции было представлено более 60 докладов от ведущих отечественных и зарубежных ученых и экспертов. Цель данной встречи – определить текущее состояние и перспективы развития биотехнологии, нанотехнологии и физико-химической биологии в Казахстане и за рубежом. Биология – передовая наука, наука будущего! В наше время все еще трудно назвать себя взрослым, но я больше не ребенок. На меня пока не влияют взрослые проблемы, но мне интересно, кто я и на что похожа моя жизнь. Но я убежден, что каждый должен иметь хотя бы базовые биологические знания.
Без них вряд ли можно освоить основы медицины, сельского и лесного хозяйства и, наконец, вести здоровый образ жизни. Дальнейшее развитие человечества из-за ухудшения глобальной экологической ситуации, вызванного ростом населения, высоким потреблением энергии и обострением социальных противоречий, будет только в гармонии с окружающей средой, которая требует глубоких знаний и соблюдения биологических законов. Это возможно, но знание в руках безнравственных людей – страшное оружие. В конце концов, самые образованные инженеры создали машины смерти в Бухенвальде, а самые опытные и знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.
Наука о жизни и любви к природе и дарам Земли учит мир по-разному воспринимать все, что нас окружает. И 21-й век тяжелый в хорошем смысле и в нужное время. Замечательные открытия последних десятилетий в различных областях биологии внесли большой вклад в построение современного научного контекста мира. Люди по-прежнему являются одной из величайших загадок вселенной. Роль биологии в познании природы человека велика. Он развивает и осваивает гуманитарную сферу. Меня особенно привлекают такие исследования, потому что я хочу связать свою жизнь с медициной.
В детстве я хотел помочь людям с проблемами со здоровьем. Я знал, что врачи должны нести ответственность за работу и жизнь, быть добрыми и внимательными к людям, равнодушными и благородными. Для него самая большая радость жизни – счастье и здоровье окружающих. Он готов всех согреть, как солнце. У него нежные глаза и открытый разум. Теперь я решил, кем быть. Я хочу быть доктором! Потому что это зов сердца и души! Я знаю, что очень сложно быть хорошим специалистом. Теперь вам нужно работать, учиться и получать знания, потому что мечты без реальной работы не сбываются сами собой.
Биология является теоретической основой медицины. Уже сегодня тратит свободное время на биологические исследования: чтение с интересом к научной литературе, участие в конкурсах, участие в конкурсах и защита научных проектов – новые вещи каждый день. Я хочу учиться, я не хочу останавливаться на достигнутом. В будущем я мечтаю делать уникальные лекарства от всех болезней и эликсиры для вечной молодости, здоровья и красоты. И это не беспочвенные фантазии. Именно люди, ставившие амбициозные цели, победили черных и научились пересаживать сердце.
Саммерс Эм Моэм заявил, что, в отличие от существующих взглядов на бесполезность снов, это «способ приблизиться, а не отклонение от реальности». Что мотивировало себя на то, чтобы быть активным и делать жизнь самой, если люди не представляли свое будущее и не ставили четких целей? Жизнь без снов бесцветна, без радости, просто бесполезна. Я часто мечтаю о своем будущем. Что это такое Сегодня я спрашиваю себя. «Могу ли я всегда прийти на помощь, когда стану доктором? Можно ли запутаться в ситуациях, когда только ваши знания и руки, как у волшебника, могут спасти человека? Препарат остановлен?» Вы можете сделать это? Я попробую это. И мне поможет самая удивительная, многогранная, постоянно развивающаяся наука о биологии.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Одной из форм самостоятельной работы, имеющей творческий характер, является эссе. Эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретной проблеме. В школе метод эссе применяется не только в гуманитарных дисциплинах, как литература, русский язык, история, обществознание, но и в естественных, например, биология, химия.
Одним из новых методов в совершенствовании процесса обучения на уроках биологии является работа с эссе, которое можно считать альтернативой реферату. Школьники при подготовке сообщений и рефератов в основном берут готовую информацию с Интернет-ресурсов, чаще всего не вникая в суть темы. Можно заметить, не всегда учащийся глубоко владеет представленными в труде сведениями, а тем более не применяет методы анализа, синтеза и оценки темы, которая представлена в работе. Таким образом, такой вид деятельности, базирующейся в основном на умении поиска нужной научной информации, не предоставляет возможности существенно увеличить качество знаний ученика, развить учебные навыки. Решением данной проблемы выступает эссе, достоинством которого являются развитие самостоятельного, творческого мышления у учеников, использование обучающимися научных фактов, терминов, формированию личного мнения, обогащению словарного запаса.
Эссе по биологии – это сочинение по определенной «биологической» теме, рассуждение по высказыванию или ответ на спорный вопрос.
У эссе есть свои критерии оценивания, приведём основные:
– внутреннее смысловое единство, соответствие теме;
– творческий характер восприятия темы, её осознание;
– содержательность ответа и подлинность излагаемого материала;
-самостоятельность суждений;
– грамотность использования фактов и терминов;
– точность, корректность и доказательность основных положений работы;
– аргументированность суждений и заключений и др.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.
Рассмотрим структуру написания эссе на примере собственного сочинения-рассуждения на тему «Вирус – невидимый враг или полезный попутчик?».
Человеческий организм – это удивительная вещь, порой нам кажется, что человек способен пережить все – пройти всю войну, преодолеть пешком тысячи километров, остаться в живых после многочисленных ранений, вылечиться от всяких болезней, одним словом, настоящий «терминатор». Но в то ж время его может поразить то, что мы не увидим невооруженным взглядом, микроскопические обитатели Земли, наши постоянные «соседи» – это вирусы. Рассмотрим, что они из себя представляют.
Вирусы – это мельчайшие инфекционные агенты, которые имеют неклеточную организацию, обладают единственным типом нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и являются строгими внутриклеточными паразитами. [1, с. 20]. Сразу, на что обращаешь внимание – это на выражение «внутриклеточные паразиты». Да, размножение вирусов происходит только в зараженных ими клетках, они используют ресурсы клетки – хозяина для создания большого количества таких же вирусов, т.е. вирусная «программа». Кроме того вирусы обладают наследственностью и выраженной изменчивостью, их развитие тоже подчиняется законам эволюции.
Из выше сказанного следует, вирусы – удивительные микроорганизмы, имеющие уникальный жизненный цикл, и свойства, существенно отличающие их от других существ [3, с. 5]. Вирусы распространены в природе повсеместно, потому не случайно нами употреблено выражение «постоянные соседи», глубоко под землей, в песках пустыни Сахара, под километровыми толщами антарктического льда обнаружены эти микроорганизмы. Они поражают не только нас с вами, животные, растения и другие микроорганизмы также попадают под их влияние.
Кратко мы разобрались, что собой представляют вирусы. Однако возникает вопрос, зачем изучать эти микроорганизмы, и почему выделена целая наука «вирусология»?
Все просто, вирусы являются важнейшими возбудителями инфекционных заболеваний человека, их изучение является «жизненно» необходимым для человечества.
Не стоит путать понятие «вирусы» и «бактерии», и дело не только в размерах, а в форме существования: бактерии свободноживущие, в то время как вирусы размножаются только внутри живых существ, это паразиты на генетическом уровне [5, с. 53]. Потому и лечение инфекционных заболеваний, вызванных этими микроорганизмами, различно.
Когда мы слышим понятие «вирус», в голове моментально возникает негативная ассоциация с инфекционными заболеваниями, страданиями, смертельными исходами. Одним словом, вирус для всех нас – это невидимое зло, атакующее в неожиданный момент. Достаточно заглянуть в курс истории, чтобы убедиться в правильности высказывания.
За прошедшие тысячелетия вирусные заболевания (и не только) унесли бесчисленное количество жизней, и многие из этих инфекций нам известны. Каждый из нас слышал о таком вирусном заболевании как натуральная оспа. Впервые эпидемия оспы прокатилась по Китаю в 4 веке, в 8 веке появилась в Европе, а уже в 17-18 веке им страдало всё европейское население, ежегодно в результате эпидемии умирало 1,5 млн. человек, в России же наивысшее распространение болезни наблюдалось в 18 веке. Современное человечество не знает что такое оспа, благодаря глобальной вакцинации по программе ВОЗ, проходившей во второй половине 1960-х годов. Другой пример, испанский грипп (испанка), который считают самой массовой пандемией гриппа, длился с 1918 по 1920 годы, по разным оценкам жертвами стали до 100 млн. человек. Список можно дополнить Эболой, свиным и птичьим гриппом и др.
Однако не стоит думать, что инфекционные заболевания, вызванные вирусами, остались где-то в прошлом и нас это не касается, как раз наоборот. Человечество продолжает страдать – простуда, корь, краснуха, свинка (эпидемический паротит), ВИЧ… Этот список можно дальше продолжать. Исход заболевания вирусными инфекциями может быть плачевным, иногда это ощущается в течение всей жизни. Наиболее актуальной темой для обсуждений является новая коронавирусная инфекция (Covid-19), влияние которой каждый из нас почувствовал напрямую или косвенно. Вспышка заболеваемости вирусом впервые зафиксирована в Ухане, Китай, в декабре 2019 года, а в марте 2020 года – стало пандемией. Сейчас выявлено несколько штаммов коронавируса, которые становятся более агрессивными и заразными. Из этого можно сделать вывод, что вирусы эволюционно не стоят на месте, они изменяются, развиваются, приспосабливаются к новым условиям существования, потому человечество еще не знает, с какими вирусными «штормами» ему предстоит столкнуться.
Но у нас тоже есть оружие против вируса – это вакцина, дающая активный приобретённый иммунитет против конкретной вирусной инфекции. В конце XVIII века Э. Дженнер впервые использовал вакцинацию (вариоляцию) для профилактики наиболее тяжелого вирусного заболевания – натуральной оспы. К 1885 г. Луи Пастер и Эмиль Ру разработали и с успехом применили первую вакцину против бешенства [2, с. 13]. Однако некоторым вирусам, в том числе вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) и возбудителям вирусных гепатитов, удаётся ускользнуть от иммунного ответа, вызывая хроническую болезнь.
Возникает ощущение, что человечество с самого существования страдает, мучается из-за вирусов, и только ждёт очередное нападение смертельных вирусов. Но всё ли так очевидно, как нам кажется? Нужно помнить, что у медали две стороны, возможно, не все вирусы плохие и агрессивные по отношению к человеку, животным, растениям, и среди них есть приносящую пользу.
Рассуждая о негативном влиянии вирусов на человеческую жизнь, у многих из нас возникает желание (если бы это было возможно) уничтожить все вирусы и положить конец «людским страданиям». Однако видные эпидемиологи, вирусологи думают об обратном, те важнейшие вещи, за которые отвечают вирусы, значительно перевешивают зло от них. Большинство людей даже не догадываются о том, какую роль играют эти микроорганизмы в жизни на Земле, обращая внимание только на тех из них, которые нас убивают.
Рассмотрим полезные свойства вирусов.
Во-первых, бактериофаги (вирусы, пожирающие бактерии) невероятны важны. Именно они регулируют популяцию бактерий в океане, которые в противном случае, разрослись и подавили бы популяцию других микроорганизмов [4, с. 139]. Для человечества это очень важно, потому что микробы производят около половины всего кислорода на планете. Вирусы, уничтожая каждый день океанических микроорганизмов, обеспечивают питательными веществами планктон, производящий кислород.
Во-вторых, вирусы необходимы для контроля численности популяции. Если количество особей в популяции становится чересчур многочисленной, то вирусы быстро снижают её объем.
В-третьих, для некоторых организмов вирусы необходимы для выживания. Например, вирусы помогают коровам и другим жвачным животным превращать целлюлозу из травы в сахара, которые в итоге превращаются в молоко.
В-четвертых, инфицирование человека определенными безвредными вирусами помогает отпугивать некоторые патогены. И это не все положительные стороны вирусов.
На Земле существуют множество вирусов, которые имеют как негативное, так и положительное значение для всего живого. История показывает, что вирусные заболевания приносили большие бедствия людям (эпидемии), однако некоторые из этих микроорганизмов поддерживают жизнь на земле. Человечеством изучена лишь малая доля вирусов, поэтому «вирусная» тема для науки еще не закрыта.
Таким образом, как видно из этого эссе, четко прослеживается чередование тезисов и аргументов, сначала рассматривается, что такое вирусы, доказывается их отрицательное влияние на человечество, а затем и положительные стороны. Немаловажным является выражение автором своего мнения, отношения к поставленной проблеме, иначе эссе будет напоминать больше научную статью, где излагаются научные факты. Нельзя забывать, эссе имеет творческий характер, поэтому язык написания произведения должен быть понятен каждому читателю.
Итак, эссе занимает немаловажную часть в методики преподавания биологии, помимо выше перечисленных достоинств сочинение-рассуждение активизирует познавательную деятельность учащихся. Следует учитывать и возрастные особенности. Такого рода сочинение «Вирус – невидимый враг или полезный попутчик?» сможет написать десятиклассник, но точно не ученик 5 или 6 класса, где заостряют немного внимания на основных особенностях микроорганизмов, а в школьной программе 10 класса выделяется отдельная и довольно подробная тема про вирусы. Для написания эссе необходимо постепенно подготавливать учеников, начиная с 5-6 класса, например, с простых устных вопросов к подобранным выражениям, высказываниям учёных. Также эссе может быть более направлено на тематическую сторону, если изучают строение, то и в эссе об этом нужно сделать акцент; если изучают только представителей, например, почвенной фауны, то больше обратить внимание на вред и пользу обитателей.
Список литературы
Блинов, Л.Н. Микробиология и иммунология: Учебное пособие / Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова и др. – СПб.: Лань, 2013. – 240 c.
Генералов, И.И. Медицинская вирусология: учебное пособие / И.И. Генералов, Н.В. Железняк, В.К. Окулич, А.В. Фролова, И.В. Зубарева, А.М. Моисеева, С.А. Сенькович, В.Е. Шилин, А.Г. Денисенко, А.Г. Генералова. Под ред. И.И. Генералова. – Витебск, ВГМУ, 2017. – 307 с.
Жданов, В.М. Укрощение строптивых: рассказы о вирусах и вирусологии / В.М. Жданов, Ф.И. Ершов. – М.: Медицина, 1988. – 160 с.
Коротяев, А.И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – СПб.: СпецЛит, 2012. – 760 c.
Мамонтов, С.Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие / С.Г. Мамонтов. – М.: Дрофа, 1995. – 480 с.