Как составить этапы исследования



С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент. Но зачастую он не знает, с чего начать, как грамотно выстроить весь процесс так, чтобы не упустить главное и рассказать обо всем по порядку. В голове крутятся много разных вариантов, и хочется написать обо всем и сразу, но, как правило, спонтанно провести научное исследования без составления плана работ практически невозможно. Поэтому даже профессионалы в своем деле, не раз публиковавшие свои научные исследования, тщательно подходят к анализу и подготовительной работе. Именно поэтому в этой публикации мною был составлен список порядка этапов работы над научным исследованием.

Ключевые слова: научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования.

Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

 это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

 это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

 оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;

Этапы научного исследования.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

  1. Выбор темы исследования.
  2. Определение объекта и предмета исследования.
  3. Определение цели и задач.
  4. Формулировка названия работы.
  5. Разработка гипотезы.
  6. Составление плана исследования.
  7. Работа с литературой.
  8. Выбор методов исследования.
  9. Организация условий проведения исследования.
  10. Проведение исследования (сбор материала).
  11. Обработка результатов исследования.
  12. Формулирование выводов.
  13. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

  1. Выбор темы исследования.

!!! (один из самых важных исложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы)

От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом.

Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках нашей диссертационной работы и ограниченности времени.)

Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:

  1. В соответствии с тем, что тему работы определяет предмет исследования, необходимо в первую очередь установить объект и предмет исследования.
  2. Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность. (т. е. тема должна быть полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.)
  1. Объект ипредмет исследования.

Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предметэто особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

  1. Цели изадачи.

Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

Цель конкретизируется иразвивается взадачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.

Четвертая — с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

!!! Задачи следует формулировать четко илаконично. Как правило, каждая задача формулируется ввиде поручения: «Изучить.».., «Разрабо­тать.».., «Выявить.».., «Ус­тановить.».., «Обосновать.».., «Определить.».., «Проверить…», «Доказать…» ит.п.

  1. Формулировка названия работы.

Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования.

*Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов.».., а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о.».., «К изучению.».., «Материалы к.»…

Сразу найти полную и краткую формулировку — дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

  1. Разработка гипотезы.

Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза— обобщенное выражение стратегии исследования.

!Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

  1. План исследования.

План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.

План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

**В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и изменять.

  1. Работа слитературой.

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).

  1. Методы исследования.

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

Пример методов сбора информации.

 наблюдение и сбор фактов;

 эксперимент;

 моделирование;

 метод научных абстракций;

 анализ и синтез;

 системный подход.

Пример методов обработки данных.

 качественные;

 количественные.

Методы могут применятся всовокупности, дополняя друг друга.

  1. Организация условий проведения исследования.

Организация исследования связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.

  1. Проведение исследования.

На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

  1. Обработка результатов исследования.

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, — которые почему-либо не зафиксированы, но представля­ют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

*** Как написано выше существует 2 метода обработки данных: качественные иколичественные методы.

  1. Количественные методы исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе.
  2. Качественные методы исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. Они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Применять эти методы можно всовокупности!

  1. Формулирование выводов.

Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором.

!!!Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения — уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

  1. Оформление работы.

Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.

Литература:

  1. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960–1970.//
  2. Лудченко А. А., Лудченко Я. А., Примак Т. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во «Знания», КОО, 2001.//

Основные термины (генерируются автоматически): задача, работа, предмет, этап работы, оформление работы, выбор методов, метод обработки данных, обработка результатов, организация условий проведения, разработка гипотезы.

Введение

Высокие требования, которые предъявляют в настоящее время работодатели к специалистам и к организации рабочего процесса на предприятии, складываются исходя из ускоренных темпов развития экономики страны. Перед начинающими профессионалами и учеными ставятся задачи создания интересных проектов, реализации научно-исследовательских работ (НИР), решения конкретных практических проблем при помощи инструментов, отвечающих требованиям современных достижений науки и техники.

Развитие рыночной экономики вызывает у потенциального работодателя потребность в получении профессионалов высокого класса, ориентированных на достижение необходимых результатов и выполнения всех поставленных перед ним задач.

В связи с этим, одной из важнейших целей сегодня для учащихся всех возрастов, особенно для учеников старших классов и студентов вузов, является развитие их интеллектуальных способностей, овладение навыками проведения научных исследований и возможности применения полученных результатов на практике.

С этой целью молодым людям, стремящимся к освоению новых горизонтов и хорошему карьерному росту, необходимо активно включать в свою учебную деятельность элементы научных исследований и знать основные правила их проведения.

Этапы научного исследования

Первая проблема, которая встает перед каждым учащимся, планирующим заняться научной деятельностью – это определение темы научной работы, подходящей именно ему по всем параметрам и интересной по тематике.

Также, бывает очень сложно сразу же определить ход выполнения работы, разобраться с чего лучше начать, как грамотно организовать всю работу и представить полученные результаты и выводы.

Поэтому, перед тем, как приступить непосредственно к выполнению НИР, необходимо составить ее общий план и подробный план, где будут отражены все основные этапы вашей научной работы. Это позволит все хорошо продумать и уже в начале пути избежать путаницы и ненужных ошибок.

1.1 Составление общего плана НИР

При составлении общего плана работу над НИР можно поделить на три крупных раздела, каждый из которых позволит предварительно обрисовать контур вашего будущего исследования:

  1. Подготовительный этап – это часть работы, где вы все планируете, обдумываете, выбираете тему исследования, объект изучения, определяете основных участников исследовательской группы, механизмы, оборудование и инструменты или программные пакеты (в зависимости от вида вашей работы) и т.д., т.е. составляете предварительный, «рабочий» план выполнения НИР. На этом этапе в голове должна сложиться примерная схема или «картинка» вашего исследования.
  2. Основной этап – это собственно сама работа. На этом этапе вы будете выполнять запланированное исследование, опираясь на план, составленный на подготовительном этапе и немного корректируя его в ходе выполнения исследований, с учетом задач, которые перед вами стоят.
  3. Заключительный этап – выполняется по окончании основного этапа и требует от вас проведения анализа всех полученных данных, обработки результатов исследования, формирования выводов и заключений. На данном этапе может выясниться, что в работе есть некие недоработки или неточности. В этом случае, можно провести дополнительные работы, вернувшись на предыдущий этап, и затем уже сформировать окончательные выводы.

1.2 Составление подробного плана НИР

Посмотрим, как выглядит подробный план выполнения работы. Такой план может меняться в зависимости от конкретной темы НИР, ее целей и задач. Ниже представлен 15 основных этапов проведения НИР, которые являются общепринятыми и необходимыми для проведения научной работы.

  1. Определения вида НИР
    От того, какой вид НИР вы собираетесь выполнять, будет зависеть определение цели и задач исследования, выбор методов, методики представления результатов и т.д., следовательно, этот этап необходимо выполнить в самом начале работ.
    Выделяют несколько различных видов НИР, но в общем понимании их можно разделить на два основных вида, которые так или иначе включают в себя остальные: фундаментальные (теоретические и поисковые) и прикладные (практические).
    Фундаментальные НИР – это теоретические или поисковые исследования, направленные на разработку основ научных знаний и понятий, фундаментального развития науки. Результатом таких НИР является определение новых научных понятий, терминов и явлений, поиск новых методов исследования, формулировка научных принципов, законов и теоретических положений.
    Прикладные НИР – это прикладные работы, направленные на раскрытие определенных практических задач. Ценность прикладных работ состоит в нахождении путей решения для внедрения новых идей и технологий, благодаря чему появляются разработки новых продуктов и услуг, совершенствуются уже имеющиеся и проектируются будущие технологии.
  2. Определение темы исследования
    Чаще всего, даже если вы начинающий, молодой исследователь, то еще до начала работы приблизительно знаете, чем бы вы хотели заниматься, и наверняка уже заинтересовались определенной областью наук. Если же нет, то можно обратиться к своему преподавателю или старшему коллеге за помощью в выборе направления исследования.
    В любом случае, вам нужно внимательно посмотреть на область своих работ или интересов и именно из них выбрать тему для исследования.
    Основные правила при выборе темы НИР: она безусловно должна вам нравиться и иметь в своей основе научную новизну и результативность. Новизна и результативность могут проявляться в виде научных открытий, новых методов и разработок. Результаты работы могут быть значимыми, например, иметь значение в глобальном масштабе, или менее значимыми, направленными на решение более скромных вопросов, но от этого не менее ценными. Новизна может выступать в роли полученных открытий, существенно новых знаний, методов, методик, которые способствуют развитию науки.
  3. Составление заголовка работы
    После того, как вы определились с видом и темой своего исследования, пора приступить к формулировке его названия. Хорошо, когда в название включены объект и предмет исследования, чтобы, прочитав его, человеку было сразу понятно, о чем далее пойдет речь. Однако, этот не является обязательным. Изначально допускается придумать предварительно название, отражающее общую тематику работы, а далее, по ходу ее выполнения его можно уже конкретизировать. Также можно изначально составить краткую формулировку названия, а затем уже сформулировать ее полную версию.
  4. Выбор объекта и предмета исследования
    Эти две важные составляющие – объект и предмет исследования, являются основой вашей исследовательской работы. Объект исследования – это объект или явление, рассматриваемая проблема или процесс, выбранные для изучения. Он должен быть сформулирован исходя из темы, только более узко и четко, и находится в тесной связи со всеми составляющими исследования – темой, названием, предметом. Предмет исследования – это более конкретный параметр, который включает в себя только то, что будет непосредственно исследоваться в вашей работе: некие факторы, условия, методы совершенствования и т.д. Простыми словами, объект – это то, что вы исследуете, а предмет – то, что в исследовании получает научное объяснение и конкретизирует объект.
  5. Постановка цели и задач исследования
    Определение цели и задач выполняется после определения объекта и предмета. Цель – это тот результат, которые вы намереваетесь достичь в исследовании. Она формулируется кратко, четко и максимально понятно, чтобы было видно, что будет итогом вашей работы. В роли цели, например, может выступать разработка методов и методик, изучение конкретных процессов, данных, установление взаимосвязей и т.д. Задачи позволяют раскрыть и конкретизировать цель и методы ее достижения, отобразить каким образом вы предполагаете дойти до конечного результата. Задач всегда несколько, чаще всего от трех и более. Они должны быть конкретными, достижимыми, и начинаться со слов: «определить», «установить», «выявить», «доказать» и т.п.
  6. Разработка гипотезы
    Если вы достигли данного пункта, значит вы уже закончили подготовительный этап и перешли к реализации исследования. Разработка гипотезы означает, что вам нужно сформулировать научное предположение, которые вы в процессе своего исследования будете доказывать и объяснять. Гипотеза является предполагаемым ответом на вопросы, поставленные в работе. Сначала составьте рабочую гипотезу, и далее уже ее более конкретно сформулируете в окончательную. Гипотеза является своеобразным двигателем вашей научной работы, она показывает связь между объектом и предметом, объясняет причины, принципы и основные механизмы для запуска и жизни вашего исследования.
  7. Составление плана проведения работ
    Создание хорошей научной работы невозможно без разработки детального плана ее выполнения. План поможет вам обдумать и записать все шаги выполнения вашей работы, которые могут включать: действия для реализации каждой задачи, сроки выполнения работ, возможно, приобретение необходимых расходных материалов, оборудования или важных методических рекомендаций, подготовку промежуточных отчетов и т.п. План способствует полной организации работы над исследованием и в процессе продвижения может меняться и дополняться.
  8. Проведение литературного обзора
    Данный этап работы на самом деле начинается уже на стадии планирования и продолжается на всем протяжении исследования. Под литературным обзором понимается изучение большого количества литературы по вашей тематике, что позволит вам глубже внедриться в тему, понять все самые важные аспекты ее особенностей. От того, насколько тщательно и масштабно вы поработаете с литературой, зависит ход проведения исследования и его результат. Под литературными источниками понимается любой вид литературы – книги, учебники, сборники, статьи в газетах, журналах, любые СМИ и интернет-издания, заметки, тезисы и пр. Обратите внимание: если вы решили сослаться в своей работе на источник литературы, обязательно оформите ссылку в тексте в том месте, где приводите цитату или используете заимствованные данные.
  9. Выбор методов исследования
    Методы исследования – это инструменты, при помощи которых вы будете выполнять свою научную работу. К ним могут относиться: методы получения информации, сравнительные методы, методы проведения теоретического исследования и лабораторных работ, методы осуществления сбора и анализа информации и результатов, изучения процессов построения логики исследования и т.п. При выборе методов ориентируйтесь на поставленные задачи, так как именно методы способствуют наилучшему их достижению и определяют научные подходы к выполнению всей работы. Они могут применяться как индивидуально, так и в сочетании друг с другом.
  10. Формирование исследовательской группы
    Исследовательская группа – это ваши главные помощники при проведении исследования. От них, их взаимодействия друг с другом, слаженной работы зависит насколько правильно и вовремя будут выполнены отдельные этапы работ, которые вы им поручите. Тщательно подбирайте свою команду, ориентируясь на цели, задачи и методы, используемые в работе и подбирайте людей соответствующей квалификации.
  11. Организация рабочего пространства для проведения исследования
    Данный этап больше ответственный за практическую часть реализации исследования. Он включает в себя выбор места проведения работ по проекту, подбор аналитических и технических средств, определение исследовательских групп, методов контроля, особенностей проведения экспериментов, наличие необходимых разрешений или лицензий и т.п.
  12. Проведение исследовательских работ
    На этом этапе работы вы уже полностью готовы к реализации исследования и опираясь на свои цели, задачи и выбранные методы, претворяйте свою идею в жизнь. Для этого четко следуйте составленному плану, проводите запланированные этапы исследования и собирайте полученные результаты согласно установленной вами последовательности действий. Обязательно в ходе проведения работы делайте промежуточную оценку достигнутых результатов и, при необходимости, корректируйте ход ее выполнения.
  13. Анализ и обработка полученных результатов
    Для осуществления анализа и обработки данных в первую очередь проведите предварительный сбор полученных результатов и их первичную обработку. Это может указать вам на недостающие или не совсем корректные результаты, либо наоборот, даст вам уверенность, что все сделано правильно. Хорошим помощником в обработке данных служит метод составления таблиц, с помощью которого вы систематизируете все результаты и «раскладываете» их по таблицам.
    Далее выбирайте метод обработки данных, который вам наиболее подходит: ручной, компьютерный, статистическая или математическая обработка, либо это будет комплексный подход, включающий в себя одновременно несколько методов – решать вам. Так как обработка результатов влечет за собой формулировку выводов по задачам, то всегда ориентируйтесь на них. Также важным пунктом данного этапа является оценка достоверности полученных данных, которая является одним из основных критериев оценки всей исследовательской работы.
  14. Подготовка выводов и заключений
    Наконец мы подошли к завершающему этапу исследований – формированию выводов и заключений. Тут важно понимать, что каждой поставленной задаче должен соответствовать определенный вывод. Выводы кратко отображают достижение цели и решение поставленных вопросов. Каждый вывод доложен быть доказан результатами вашей исследовательской работы. Недопустимо включать в выводы общепризнанные теории и формулировки, не доказанные результатами исследования.
  15. Оформление отчета о результатах работы
    В связи с тем, что отдельные этапы работы могут выполняться разными участниками исследовательской группы, отчет о ее результатах также может составляться частями – каждый готовит свою часть работы, а идейный организатор исследований – ее главный исполнитель или человек, отвечающий за этот этап, формирует итоговый отчет. Перед подготовкой отчета о НИР обязательно ознакомьтесь с правилами основных ГОСТов, которые помогут вам корректно его оформить: ГОСТ 7.32-2017. «Отчет о научно-исследовательской работе», ГОСТ Р 7.099. «Реферат и аннотация. Общие требования», ГОСТ Р 7.05-2008. «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Выполняя все вышеперечисленные этапы подготовки и проведения научного исследования, ваша работа будет выполнена правильно и в поставленные сроки, и вы сможете приступить к подготовке научной публикации или доклада для презентации полученных результатов научному сообществу.

Для
успеха научного исследования его
необходимо правильно организовать,
спланировать и выполнять в определенной
последовательности. Общая схема
выполнения научного исследования
представлена на рис. 4.1.

Эти
планы и последовательность действий
зависят от вида, объекта и целей научного
исследования.

Применительно
к магистерским работам можно наметить
следующие последовательные этапы их
выполнения:

1)
подготовительный;

2)
проведение теоретических и эмпирических
исследований;

3)
работа над рукописью и её оформление;

4)
внедрение результатов научного
исследования.

Рис.
4.1. Схема выполнения научного исследования

Представляется
необходимым сначала дать общую
характеристику каждому этапу
научно-исследовательской работы, а
затем более подробно рассмотреть те из
них, которые имеют большое значение для
выполнения научных исследований
студентами.

Подготовительный
(первый) этап

включает:

  • выбор
    темы;

  • обоснование
    необходимости проведения исследования
    по ней;

  • определение
    гипотез, целей и задач исследования;

  • разработку
    плана или программы научного исследования;

  • подготовку
    средств исследования (инструментария).

Вначале
формулируется тема научного исследования
и обосновываются причины её разработки.
Путем предварительного ознакомления
с литературой и материалами ранее
проведенных исследований выясняется,
в какой мере вопросы темы изучены и
каковы полученные результаты.

Составляется
список нормативных актов, отечественной
и зарубежной литературы, список тем
диссертаций и авторефератов диссертаций.

Разрабатывается
методика исследования. Подготавливаются
средства НИР в виде анкет, вопросников,
бланков интервью, программ наблюдения
и др.

Исследовательский
(второй) этап

состоит
из:

  • систематического
    изучения литературы по теме, статистических
    сведений и архивных материалов;

  • проведения
    теоретических и эмпирических исследований,
    в том числе сбора социально-экономической
    и статистической информации, материалов
    производственной практики;

  • обработки,
    обобщения и анализа полученных данных;

  • объяснения
    новых научных фактов, аргументирования
    и формулирования положений, выводов и
    практических рекомендаций и предложений.

Третий
этап

включает:

  • определение
    композиции (построения внутренней
    структуры) работы;

  • уточнение
    заглавия, названий глав и параграфов;

  • подготовку
    черновой рукописи и её редактирование;

  • оформление
    текста, в том числе списка использованной
    литературы и приложений.

Четвертый
этап

состоит
из внедрения результатов исследования
в практику и авторского сопровождения
внедряемых разработок. Научные
исследования не всегда завершаются
этим этапом, но иногда научные работы
студентов и результаты диссертационных
исследований рекомендуются для внедрения
в практическую деятельность органов
управления и в учебный процесс.

Вопросы
для самопроверки:

1.
Что понимается под накопление научных
фактов?

2.
Из каких этапов состоит научное
исследование?

3.
Какие вопросы решаются на первом этапе
исследования?

4.
На каком этапе проводятся эмпирические
исследования?

5.
Всегда ли оформление рукописи является
завершающим этапом?

6.
Что понимается под актуальностью темы
исследования?

7.
Дайте определение понятию «проблема»?

8.
Что значит сформулировать научную
проблему?

9.
Является ли цель научного исследования
отражением темы исследования?

10.
Цели и задачи
научного исследования.

11. Объект и предмет
научного исследования.

12.
Чем отличается объект исследования от
предмета исследования? Как они соотносятся?

13.
Что понимается под методами исследования?

14. В чем особенности
фундаментальных исследований?

15. В чем особенности
прикладных исследований?

16. Разработки и их
значение в технических науках.

17.
Расскажите о взаимосвязи структурных
единиц научного направления.

18.Перечислите
основные требования к теме научного
исследования.

19.
Какая информация содержится в выводах?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

1. Выбор темы исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Определение цели и задач.

4. Формулировка названия работы.

5. Разработка гипотезы.

6. Составление плана исследования.

7. Работа с литературой.

8. Подбор исследуемых.

9. Выбор методов исследования.

10. Организация условий проведения исследования.

11. Проведение исследования (сбор материала).

12. Обработка результатов исследо­вания.

13. Формулирование выводов.

14. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

Выбор темы исследования. Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

– обнаружение существования такого дефицита;

– осознание потребности в устранении дефицита;

– формулирование проблемы.

Предпочтительнее исследовать те проблемы, в которых человек более компетентен и которые связаны с его практической деятельностью (спортивной, учебной, организационной, преподавательской или тренерской). Вместе с тем предполагаемую тему необходимо оценить с точки зрения возможности проведения эксперимента, т.е. наличия достаточного количества испытуемых для формирования опытных групп (экспериментальной и контрольной), научно-исследовательской ап­паратуры, создания соответствующих условий для проведения учебно-педагогического процесса в эксперименталь­ной группе и т.д.

Помощь в выборе темы может оказать просмотр каталогов защищенных диссертаций, обзорных публикаций в специальной научно-методической перио­дике.

Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.

Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, которые избранны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.

Объектом научно-педагогического исследова­ния могут быть процессы (учебно-воспитательный, учеб­но-организационный, тренировочный, управленческий), развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгра­нично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объек­тивной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопостав­лении с другими сторонами объекта.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Предметом педагогического исследования могут выступать: совершенствование и развитие учебно-воспитатель­ного процесса; формы и ме­тоды педагогической деятельности; диагностика учебно-воспита­тельного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педаго­гических требований и взаимодействий между педагогами и уча­щимися, тренерами и спортсменами, педагоги­ческих взаимоотношений.

Из сказанного следует, что объек­том выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследова­ния определяет тему исследования. Например: Объект исследования – система физического воспитания сту­дентов, предмет исследования – процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культу­ре, тема исследования – формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.

Определение цели и задач. Исходя из объекта и предмета можно при­ступить к определению цели и задач исследования. Цель формули­руется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выра­жая то основное, что намеревается сделать исследователь, к како­му конечному результату он стремится. Целью исследований в рам­ках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания способностей личности, развития двигательных способностей, форм и методов фи­зического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.) и возрастных группах, со­держания обучения, путей и средств совершенствования управле­ния учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т. д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углубле­нием, методологическим обосновани­ем сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса (например, разработкой экспериментальной методики обуче­ния или тренировки).

Четвертая – с опытно-экспериментальной проверкой эффективности пред­лагае­мых преобразований.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить…», «Разрабо­тать…», «Выявить…», «Ус­тановить…», «Обосновать…», «Определить…», «Проверить…», «Доказать…» и т.п.

Формулировка названия работы. Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов …», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о…», «К изучению…», «Материалы к…».

Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Разработка гипотезы. Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Все гипотезы, в том числе и педагогические, делятся на описательные и объясни­тельные. В первых описывается связь между педагогическими средствами формирования того или иного качества и результатом экспериментальной деятельности, во вторых – объяснительных – раскрываются внутренние условия, механизмы, причины и следствия.

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение пе­дагогиче­ского опыта, анализ существующих научных фактов и даль­нейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза рассмат­ривается как первоначаль­ная канва и отправная точка для иссле­дований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

Составление плана исследования. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организо­вать работу и придать ей более целеустремленный ха­рактер. Кроме того, он дисциплинирует, за­ставляет работать в определенном ритме.

В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять.

Работа с литературой. Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, со­ответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга и т.п.).

Подбор исследуемых. Любое педагогическое исследование в конечном счете является сравни­тельным. Сравнивать можно результаты экспериментальной группы (т.е. группы, в которой применялся новый элемент учебно-воспитательного процесса), с результатами контрольной группы (в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая постановка обучения и воспитания).

Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» ис­следований с результатами, которые были получены на тех же людях, но раньше. Правда, в этом случае потребуется фактический материал результативности предшествующей педагогической деятельности, который позволил бы провести статистические расчеты на досто­верность различий. Кроме того, надо будет доказать, что результаты исследований, например, в текущем учебном году являются следствием именно нового педагогического элемента, а не возросшего уровня физиче­ской подготовленности по сравнению с прошлым годом.

Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной группе людей, с теми стандартами, которые существуют в науке (например, сравнивать уровень фи­зического развития 10-летних детей «своей» школы со стандартами, характеризующими физическое развитие детей этого возраста в определенных географических и климатических зонах страны).

Необходимость применения тех или иных способов сравнения результатов педагогического процесса дик­тует особые требования к подбору исследуемых: иссле­дуемые лица должны быть максимально идентичными по своим характеристикам. Только в этом случае можно будет утверждать, что эффективность педагогического процесса достигнута за счет нового учебно-воспитатель­ного элемента, а не за счет, например, лучшего физиче­ского развития исследуемых экспериментальной группы.

Известно, что любое педагогическое исследование проводится на сравнительно небольшом количестве людей. В то же время выводы делаются применительно ко всем лицам, аналогичным по полу, возрасту, уровню подготовленности и т. п. Подобный перенос результатов экспериментов осно­вы­вается на статистическом законе больших чисел. Объективное действие дан­ного закона позволяет использовать в статистике выборочный метод, при котором изучаются не все единицы той или иной совокупности, а лишь отобранная их часть. При этом обобщенные характеристики отобран­ной части (выборочной совокупности) распространяются на всю совокуп­ность (генеральную совокупность). Основное требование к выборке – она должна максимально отражать черты генеральной совокупности (т.е. быть представительной – репрезентативной).

Применяя выборочный метод, каждый эксперимента­тор решает две задачи: кого выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать.

Выбор методов исследования. Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных. В исследованиях, проводимых в области фи­зической культуры и спорта, ши­роко применяются различные методы научного познания из дру­гих областей науки и техники. С одной стороны, это явление мож­но считать положительным, так как оно дает возможность изу­чить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообра­зие связей и отношений, с – другой это разнообразие затрудняет выбор методов, соответствующих конкрет­ному исследованию.

Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

В практике проведения исследований, направленных на реше­ние задач теории физической культуры, наиболь­шее распространение получили следующие методы:

анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;

опрос (беседа, интервью и анкетирование);

контрольные испытания (тестирование);

хронометрирование;

экспертное оценивание;

педагогическое наблюдение;

педагогический эксперимент;

методы математической обработки.

Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно. Напри­мер, для проведения наблюдения или эксперимента необходимо предварительно получить информацию о том, что уже есть в практике и теории фи­зической культуры, т. е. воспользоваться методами анализа научно-методической литературы или опроса. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки.

Сущность педагогического эксперимента и педагоги­ческого наблюдения состоит в сочетании нескольких перечисленных методов. Любой педагогический экспери­мент включает в себя: один или несколь­ко методов сбора текущей информации (контрольные испытания, опрос, экспертное оценивание и т.д.); метод математи­ческой обработки. Предшествует им использование методов получе­ния ретроспективной информации (опрос, анализ литературных и документальных источников). Все это служит осно­ванием считать эксперимент комплексным методом науч­ного познания.

Педагогическое наблюдение обязательно включает в себя один или несколько методов сбора те­кущей информации и иногда – метод математической обработки.

Таким образом, педагогический эксперимент и наблю­дение являются определенными системами использования нескольких методов исследования. В том и другом случа­ях могут применяться одинаковые методы сбора текущей информации.

Применение основных педагогических методов в исследованиях в области фи­зической культуры и спорта позволяет использо­вать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиоло­гические, психологические, биоме­ха­нические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения совре­менных технических устройств и приборов с использованием со­временных компьютеров и информационных технологий.

Организация условий проведения исследования. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, плани­рование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

Для успешного проведения педагогического эксперимента не­обходимы определенные условия: наличие спортив­ной базы (спортзал, бассейн, стадион), соответствующий ин­вентарь (гимнастические снаряды, мячи, лыжи, коньки и т.д.). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной дого­воренности экспериментатора с преподавателями или тренерами соответствующих организаций (ДЮСШ, средняя школа, ПТУ, вуз и т. п.), в которых может быть поставлен педагогический экс­перимент. Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента.

Проведение исследования. На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

В связи с тем, что педагогический эксперимент вклю­чает в себя как проведение учебных занятий, так и реги­страцию их эффективности, он всегда строится по сле­дующей схеме: начальное исследование – проведение занятий – промежуточное исследование – проведение занятий – конечное исследование.

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение показателей с помощью методов сбора текущей информации, а прове­дение занятий обеспечивает непосредственную реализа­цию намеченного учебно-воспитательного процесса (при­менение новых средств, методов и пр.).

Временные интервалы между начальными, промежу­точными и конечными исследованиями крайне изменчи­вы и зависят от многих причин (задач и методов иссле­дования, реальных условий организации эксперимента и т.д.).

Исследование проводится на основе общей программы эксперимента, программ ве­дения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений.

В программе указывают содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставлять­ся и измеряться; какой будет установлен порядок измерения по­казателей, их регистрации; какие при этом будут применяться тех­ника, инструментарий и другие средства; кто будет выполнять работу и какую).

Обработка результатов исследо­вания. Первичная обработка данных. Результаты каждого исследования важно обрабаты­вать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, – которые почему-либо не зафиксированы, но представля­ют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

И для ручной, и для компьютерной обработки в исходную сводную таблицу чаще всего заносят начальные данные. В последнее время преимущественной формой математико-статистической обработки стала компьютерная, поэтому в таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в фор­ме десятичного числа, т.е. предварительно пересчитать минуты в деся­тичные доли часа, секунды – в десятичные доли минуты, количество меся­цев – в десятичную долю года и т. д. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых компьютерных программ накладывает свои ограничения.

Математическая обработка данных. Для определения способов математико-статистической обработки, прежде всего, необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Для параметров, имеющих нормальное распределение или близкое к нормальному, можно использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики. Достоинством последних является то, что они позволяют проверять статистические гипотезы независимо от формы распределения.

Важнейшими статистическими характеристиками являются:

а) средняя арифметическая

б) среднее квадратическое отклонение

в) коэффициент вариации

Ориентируясь на эти характеристики нормального распределения, можно оценить степень близости к нему рассматриваемого распределения.

Одной из наиболее часто встречающихся задач при обработке данных является оценка достоверности различий между двумя или более рядами значений. В математической статистике существует ряд способов для ее решения. Компьютерный вариант обработки данных стал в настоящее время наи­более распространенным. Во многих прикладных статистических програм­мах есть процедуры оценки различий между параметрами одной выборки или разных выборок. При полностью компьютеризованной обработке материала нетрудно в нужный момент использовать соответствующую процедуру и оценить интересующие различия.

Формулирование выводов. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержатель­ные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения – уже не нуж­дающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Оформление работы. Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать. 

Этапы исследования в дипломе.png

Как правильно спланировать исследование для выпускной квалификационной работы по срокам и этапам и зафиксировать его результаты, читайте в этой статье.

Подготовка к проведению дипломного исследования

Исследования к дипломной работе студенты обычно проводят на преддипломной практике. Чтобы эти 2-4 недели прошли с максимальной пользой, нужно подготовиться.

Во-первых, утвердить с руководителем тему, цель и задачи работы, объект и предмет исследования. Все эти положения должны быть записаны в задании на дипломную работу, а также указаны во введении самой ВКР.

Во-вторых, определить методы сбора данных, как их использовать во время практики, нужна ли будет чья-то помощь, потребуются ли технические средства (приборы, планшеты, программы, фото- или видеоаппаратура и др.). Если выбраны методы с предварительной подготовкой (опрос, наблюдение, эксперимент), следует написать их подробный план.

В-третьих, решить, как данные будут обработаны и проанализированы. Нужно ли это делать непосредственно во время практики? Потребуется ли дополнительно программное обеспечение или можно свести данные вручную? Делаются ли схемы, чертежи, графики, модели и в каком виде? Как данные и выводы будут представлены в дипломе? Сколько времени потребуется?

В-четвертых, выбрать место и время проведения исследования. Работающие студенты, как правило, делают это по месту работы, целевики – по месту направления. Неработающим студентам места для практики обычно предлагает вуз. Можно найти подходящее место самим или проводить исследование на базе учебного заведения.

Сбор первичных данных

На сбор данных студенту выделяется до месяца. Задачи на этом этапе:

  • по плану использовать выбранные ранее методы (провести эксперимент, наблюдение, опрос, анализ документов и т.п.);
  • записать полученные данные, вбить их в базу (хотя бы excel или access), где они не потеряются;
  • свести данные в блоки, таблицы, диаграммы, чтобы их легче было потом представить в дипломе и анализировать (попробуйте распределить их по времени, по географии, по гендерным или физическим признакам).

Анализ данных исследования

Если все продумано заранее, то этот этап не требует много времени. Основная цель – получить выводы об объекте и предмете исследования, добиться поставленной цели, подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Анализ может быть:

  • математическим (чего больше, чего меньше);
  • статистическим (что меняется в данных со временем, по регионам, отраслям, полу или возрасту);
  • корреляционным/факторным (что на что влияет в этих данных, причины и следствия);
  • регрессивным (какие есть закономерности и каковы прогнозы);
  • качественным (каков смысл, что описывают и подтверждают данные);
  • другим, специфическим для профессии (например, историческим, криминалистическим и т.п.).

Результаты и выводы вписываются в отчет о преддипломной практике и входят во вторую главу диплома.

Оформление данных исследования

Когда все данные готовы, их нужно грамотно оформить. Первый документ – отчет о преддипломной практике. Его подписывает руководитель практики от принимающей организации. В нем подробно описаны методы вашего исследования и их планы, какие данные были получены и какие выводы сделаны. Подписанный отчет сдается на кафедру руководителю диплома.

Второй документ – массив данных и результаты их анализа. Может быть представлен в виде электронной базы, таблиц, графиков, программных отчетов и т.п.

Третий документ – проект исследовательской главы выпускной квалификационной работы. Может совпадать почти полностью с отчетом по практике (или быть шире) и содержать часть данных из базы в представительном виде. Сдается для корректировки и проверки руководителю.

Вам понадобилось срочно заказать диплом? Обратитесь к опытным авторам на нашем сайте!

Добавить комментарий