Как составить этический портрет

Критерий
нравственной оценки

Потребительский
тип

Конформистский
тип

Аристократический
тип

Героический
тип

Религиозный
тип

Отношение
к людям

Корыстное
отношение. Эгоист, манипулятор

Подстраивается
под людей и их ожидания

Снисходительное,
терпимое, гордыня и честолюбие,
вознесение над другими.

Люди
недостаточно совершенные, безнравственные.
Стремится изменить их. Единство с
соратниками.

все
люди равны перед Богом

Отношение
к миру

Мир
– рынок, сырьевая база

«мы»
и «они»,

«наши»
и «не наши»

Пассивное,
терпимое

Мир
– поле боя, активное противостояние
безнравственности

стремление
выйти за пределы несовершенного мира

Отношение
к себе

Самолюбие

Подстраивается.
«Пристройка снизу»

Самолюбие,
честолюбие, самодостаточность

высокие
требования, ориентация на внутренний
моральный камертон, принципиальность

«хождение
под Богом»

Счастье

Деньги,
слава, благосостояние семьи

Всеобщее
согласие, «чтобы всем было хорошо»

независимость,
«духовная традиция»

в
борьбе за справедливость

быть
рядом с Богом («быть в Боге»)

Любовь

На
втором месте после себя. В отношениях
нужно разнообразие, новизна впечатлений.
Брак по расчету

Любовь
к традициям, живет «как принято»

семейные
традиции, основанные на нравственных
принципах, союз равных

любовь
к человечеству, служение людям, единство
с соратниками

Любовь
– универсальный способ отношения в
людям, к миру. Любовь – гармония всего
со всем.

Свобода

Возможность
добиться своих целей, финансовая
независимость

в
групповых действиях, «как все, так и
я»

внутренняя
свобода, духовная свобода

только
в рамках долга, цель оправдывает
средства

в
рамках духовных ценностей

Ценности

Социальные
(престиж и т.д.), материальные

чувство
общности с социальной средой

нравственные,
духовные

нравственная
справедливость, чувство долга

духовные

Смысл
жизни

Удовлетворение
своих потребностей

сохранение
традиций, причастность к традициям

продолжение
духовных традиций

борьба
за нравственные ценности, за идею, за
справедливость

служение
Богу, «путь к Богу»

Составление нравственных портретов

Критерий
нравственной оценки

Мой
нравственный автопортрет

Соответствующий
нравственный тип

Нравственный
портрет моего мужа

Соответствующий
нравственный тип

Совместимость

Отношение
к людям

Люди
опасны, безнравственны. Можно доверять
лишь немногим.

Героический

Все
люди хорошие. Даже разрушительные
действия направлен на совершенствование
(маньяк не хочет сделать плохо жертве,
а хочет сделать хорошо себе)

Религиозный

Муж
относится к тем немногим, которым
можно доверять, он считает что все
хорошие, в том числе я.

Иногда
спорим, когда я не хочу идти в компанию
незнакомых людей, он не понимает, чего
я боюсь.

Отношение
к миру

Мир
несовершенен, всем не поможешь, нужно
работать над собой

Религиозный

Мир
прекрасен и удивителен

?

Уравновешиваем
друг друга. Я снимаю с него розовые
очки, когда нужно, он развевает мой
скепсис, когда нужно.

Отношение
к себе

Я
– самобытная, умная, свободная от
предрассудков. Заслуживаю уважения
и любви.

Потребительский,
аристократический

Я
могу быть лучше, мне есть куда расти.

Героический

Я
считаю, что я уже хороша, о считает,
что не очень хорош для меня и это нужно
исправить, но лень. Я хвалю его, чтобы
показать что мне в нем все нравится.
Он не зазнается и продолжает
самосовершенствоваться.

Счастье

В
любви и свободе заниматься тем, что
нравится.

Аристократический

Счастье
в здоровье и любви

Конформистский,
религиозный

Для
обоих основная составляющая счастья
– это любовь.

Любовь

Искреннее
пожелание добра и счастья

Героический,
религиозный

Основная
движущая сила, мотивация.

Религиозный,
Героический

Я
даю любовь, ему нужно, чтобы ему давали
любовь.

Свобода

Заниматься
тем, что нравится. Свобода иметь и
высказывать мнение, свобода делать
собственные выводы.

Потребительский,
аристократический

Абсолютная
свобода – это плохо. Там, где начинается
моя свобода, заканчивается свобода
кого-то другого.

Героический,
религиозный

Для
меня свобода – отсутствие ограничений,
для него свобода только в рамках
нравственных принципов и при условии
уважения других людей.

Ценности

Нравственные
и духовные. Жить «по совести», работать
«на совесть».

Аристократический,
героический, религиозный

Дети,
любимая женщина, хорошее отношение
окружающих, стабильность во всем.

Конформистский

Для
меня важен внутренний мир и работа,
для него внешний мир, семья, любовь.

Смысл
жизни

В
любви и самосовершенствовании

Религиозный

Выполнить
миссию, которая у меня точно есть, но
о которой я не знаю.

Героический

Мы
оба осознаем, что наши жизни имеют
смысл, я действую, чтобы поддерживать
смысл жизни, у него и так все хорошо 

ИТОГИ

Потребительский
2

Конформистский
0

Аристократический
4

Героический
3

Религиозный
4

ИТОГИ

Потребительский
0

Конформистский
2

Аристократический
0

Героический
4

Религиозный
4

Мы
религиозный героический аристократ
и религиозный герой – хорошо совместимы
и дополняем друг друга.

метки: Любовь, Человек, Философия, Любить, Соблюдать, Ближний, Чувство, Договоренность

Критерий нравственной оценки

Потребительский тип

Конформистский тип

Аристократический тип

Героический тип

Религиозный тип

Отношение к людям

Корыстное отношение. Эгоист, манипулятор

Подстраивается под людей и их ожидания

Снисходительное, терпимое, гордыня и честолюбие, вознесение над другими.

Люди недостаточно совершенные, безнравственные. Стремится изменить их. Единство с соратниками.

все люди равны перед Богом

Отношение к миру

Мир – рынок, сырьевая база

«мы» и «они»,

«наши» и «не наши»

Пассивное, терпимое

Мир – поле боя, активное противостояние безнравственности

стремление выйти за пределы несовершенного мира

Отношение к себе

Самолюбие

Подстраивается. «Пристройка снизу»

Самолюбие, честолюбие, самодостаточность

высокие требования, ориентация на внутренний моральный камертон, принципиальность

«хождение под Богом»

Счастье

Деньги, слава, благосостояние семьи

Всеобщее согласие, «чтобы всем было хорошо»

независимость, «духовная традиция»

в борьбе за справедливость

быть рядом с Богом («быть в Боге»)

Любовь

На втором месте после себя. В отношениях нужно разнообразие, новизна впечатлений. Брак по расчету

Любовь к традициям, живет «как принято»

семейные традиции, основанные на нравственных принципах, союз равных

любовь к человечеству, служение людям, единство с соратниками

Любовь – универсальный способ отношения в людям, к миру. Любовь – гармония всего со всем.

Свобода

Возможность добиться своих целей, финансовая независимость

в групповых действиях, «как все, так и я»

внутренняя свобода, духовная свобода

только в рамках долга, цель оправдывает средства

в рамках духовных ценностей

Ценности

Социальные (престиж и т.д.), материальные

чувство общности с социальной средой

нравственные, духовные

нравственная справедливость, чувство долга

духовные

Смысл жизни

Удовлетворение своих потребностей

сохранение традиций, причастность к традициям

продолжение духовных традиций

борьба за нравственные ценности, за идею, за справедливость

служение Богу, «путь к Богу»

Составление нравственных портретов

Критерий нравственной оценки

Мой нравственный автопортрет

Соответствующий нравственный тип

Нравственный портрет моего мужа

Соответствующий нравственный тип

Совместимость

Отношение к людям

Люди опасны, безнравственны. Можно доверять лишь немногим.

Героический

Все люди хорошие. Даже разрушительные действия направлен на совершенствование (маньяк не хочет сделать плохо жертве, а хочет сделать хорошо себе)

Религиозный

Муж относится к тем немногим, которым можно доверять, он считает что все хорошие, в том числе я.

Иногда спорим, когда я не хочу идти в компанию незнакомых людей, он не понимает, чего я боюсь.

Отношение к миру

Мир несовершенен, всем не поможешь, нужно работать над собой

Религиозный

Мир прекрасен и удивителен

?

Уравновешиваем друг друга. Я снимаю с него розовые очки, когда нужно, он развевает мой скепсис, когда нужно.

Отношение к себе

Я – самобытная, умная, свободная от предрассудков. Заслуживаю уважения и любви.

Потребительский, аристократический

Я могу быть лучше, мне есть куда расти.

Героический

Я считаю, что я уже хороша, о считает, что не очень хорош для меня и это нужно исправить, но лень. Я хвалю его, чтобы показать что мне в нем все нравится. Он не зазнается и продолжает самосовершенствоваться.

Счастье

В любви и свободе заниматься тем, что нравится.

Аристократический

Счастье в здоровье и любви

Конформистский, религиозный

Для обоих основная составляющая счастья – это любовь.

Любовь

Искреннее пожелание добра и счастья

Героический, религиозный

Основная движущая сила, мотивация.

Религиозный, Героический

Я даю любовь, ему нужно, чтобы ему давали любовь.

Свобода

Заниматься тем, что нравится. Свобода иметь и высказывать мнение, свобода делать собственные выводы.

Потребительский, аристократический

Абсолютная свобода – это плохо. Там, где начинается моя свобода, заканчивается свобода кого-то другого.

Героический, религиозный

Для меня свобода – отсутствие ограничений, для него свобода только в рамках нравственных принципов и при условии уважения других людей.

Ценности

Нравственные и духовные. Жить «по совести», работать «на совесть».

Аристократический, героический, религиозный

Дети, любимая женщина, хорошее отношение окружающих, стабильность во всем.

Конформистский

Для меня важен внутренний мир и работа, для него внешний мир, семья, любовь.

Смысл жизни

В любви и самосовершенствовании

Религиозный

Выполнить миссию, которая у меня точно есть, но о которой я не знаю.

Героический

Мы оба осознаем, что наши жизни имеют смысл, я действую, чтобы поддерживать смысл жизни, у него и так все хорошо 

ИТОГИ

Потребительский 2

Конформистский 0

Аристократический 4

Героический 3

Религиозный 4

ИТОГИ

Потребительский 0

Конформистский 2

Аристократический 0

Героический 4

Религиозный 4

Мы религиозный героический аристократ и религиозный герой — хорошо совместимы и дополняем друг друга.

Задание 2

Тип личности

Отношение к работе

Как взаимодействовать?

Подчиненный

Управляющий

Партнер

Потребительский

Требует хороших условий труда, не перерабатывает, пользуется всеми возможностям не работать, знает свои права и пользуется ими. Манипулирует.

«Все средства хороши»

Рассматривает работников как расходный материал, использует их по максимуму. Старается «взять побольше и дать поменьше». Манипулирует.

Отношение такое же, как и к подчиненным. «Все средства хороши»

Предлагать взаимовыгодные условия. Апеллировать выгодой

Конформистский

«Серая масса». Работает стабильно, не жалуется. Ценит стабильность, твердый оклад.

Консерватор, бюрократ.

Консерватор, бюрократ. Следит за соблюдением ритуалов. Стабильный, не меняет партнеров без острой необходимости

Соблюдать ритуалы, «давить мягко», постараться заключить долгосрочный договор на выгодных условиях.

Аристократический

Знает свои права и ими пользуется. Требует уважения. Выбирает достойную работу.

Ведет твердую политику, соблюдает ритуалы, в общении с сотрудниками выказывает хорошие манеры.

Такой же, как управляющий.

Соблюдать традиции и ритуалы, выказывать хорошие манеры и уважение, предлагать партнерство на равных.

Героический

Вступает или создает профсоюз, знает свои права и отстаивает их, добивается улучшения условий труда

Справедлив, жесток, требователен. Соблюдает договоренности.

Такой же, как управляющий.

Соблюдать договоренности

Религиозный

Работает стабильно, не жалуется.

Не стремятся руководить. Наставничество, «мягкое» управление.

Уступчив, но не слишком податлив. Соблюдает договоренности.

Соблюдать договоренности.

Задание 3.

ЛЮБОВЬ в самом общем смысле — отношение к кому-либо или чему-либо, как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо, т. е. одна из высших ценностей.

В более узком смысле любовь — это отношение к другой личности (индивидуальности), если не принимать во внимание разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, состояниям и опытам, напр., сластолюбие, сребролюбие, властолюбие, любомудрие и т. д.

Различным значениям, выражаемым в современных европейских языках, как правило, одним словом «любовь», в древних языках соответствовали специальные термины. В живых европейских языках также имеются различные понятия и термины, аналогичные вышеприведенным, напр., в русском — «вожделение», «дружелюбие», «сострадание» («жалость»), «милосердие», «благоговение».

Параллельно допустимое совмещение различных значений в одном слове «любовь» отражает интуицию глубокого родства между различными опытами душевной и духовной активности человека: любовь всегда выступает целестремительной и соединительной силой.

2. Толкования

Для юристов любви не существует, только законный брак, который не всегда предполагает любовь.

В нейробиологии, на основе изучения работы мозга влюбленных, любовь была определена как «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей».

Гегель, Соч., т. 13, М., 1940, с. 107:

Любовь — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нем, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого.

С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определенных уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу Л., которой мать любит своего новорожденного младенца, Л., которой влюбленный любит свою возлюбленную, и Л., которой гражданин любит свою родину, все это есть Л., отличающаяся от всего, что только «похоже» на нее — от эгоистического «влечения», или «предпочтения», или «интереса».

«Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою».

3. Авторы-исследователи и их взгляды

В европейской интеллектуально-духовной традиции от Пифагора и Эмпедокла до А. Бергсона и M. Шелера любовь — великий принцип мировой (космической) жизненной связи.

Но если у первых натурфилософов любовь — это именно принцип космической, физической связи, в т. ч. и между людьми, то, начиная с Сократа, любовь рассматривается по преимуществу как особое состояние человеческой души и человеческое отношение.

В платоновском «Пире» — произведении, задавшем большинство основных сюжетов последующих философских обсуждений любви, — воссоединительная функция любви-эроса предстает как главная: «любовью называется жажда целостности и стремление к ней» (193а), в любви каждый находит свое неповторимое другое Я, в соединении с которым обретается гармония (миф об утраченной андрогинности перволюдей).

В любви человек приобщается к Благу, Космосу, вечности.

В платоновском учении об эросе отношением к высшему определено и опосредствовано отношение к «ближнему». Тот же тезис развивается в учении о любви-дружбе Аристотеля (см. Дружба), для которого, также, как и для ксенофонтовского Сократа, важно было показать, что подлинная любовь- покоится на взаимности, благожелательности, доверии, заботе, стремлении к добродетели и совершенству О том, что это не было общераспространенным взглядом среди философов, свидетельствует потребительская трактовка любви как влечения и пристрастия киренаиками (см. Киренская школа).

В интеллектуальном движении от Платона к Аристотелю происходит существенное изменение в понимании любовного отношения. У Платона любовь — это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность (EN, 1157b 35), хотя и у него подспудно чувствуется, что речь во многом идет об отношениях старшего и младшего. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях: в них нет ничего плохого, если они никому не вредят; у Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности.

Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, соединяет иудаистскую и античную традиции и выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение (см. Агапэ, Заповедь любви. Милосердие).

Здесь так же, как у Платона, соотносятся отношение к высшему и отношение к ближнему, однако в отличие от классической античности в христианстве любовь к Богу предопределяет и по меньшей мере опосредует любовь к ближнему; к тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика: любовь явно и настойчиво предписывается; агапэ (caritas) выдвигается в качестве фундаментального этического принципа.

В эпоху Возрождения происходит существенный поворот в восприятии любви, тематика которой расщепляется и развивается в духе либо неоплатонистски-мистического (напр., у М. Фичино, Л. Эбрео, Дж. Бруно), либо гедонистического (напр., у М. Монтеня) эротизма. Расщепленность любовной тематики сохраняется и в философии Нового времени. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Б. Паскалем: вслед за Августином он рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» — как основу истины. Роль сердца как морального чувства в постижении духовных явлений высоко оценивалась и в сентиментализме этическом. В рационализме же познавательная функция любви дезавуируется и любовь вытесняется в область «несущественного». Для Р. Декарта и Б. Спинозы место любви — в сфере страстей. При этом Декарт сохранял существенное для европейской мысли понимание любви как воплощенной целостности, в которую человек включает наряду с собой и другого человека, а Спиноза полагал, что желание любящего соединиться с объектом любви является не сущностью любви, но лишь ее свойством.

Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. По Л. Фейербаху, любовь, с наибольшей полнотой выражающее отношение Я—Ты, является основой человеческих отношений и заключает в себе всю тайну бытия. Любовь для Фейербаха — это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении «представляют собой род, т. е. совершенного человека».

С кон. 19 — нач. 20 вв. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии; б) философской антропологии; в) психоаналитической философии. По В. С. Соловьеву, любовь — это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви — в преодолении эгоизма, которое происходит, однако, благодаря «вполне объективированному субъекту» — Другому. Как и для Фейербаха, для Соловьева существенно то, что физическое, житейское и духовное соединение двух существ приводит к «созданию нового человека»: в любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в «одной абсолютно идеальной личности». В любви другой мысленно переносится в сферу Божества, и т. о., по Соловьеву, происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Идеи философии любви получили развитие также в работах В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева.

В феноменологически-аксиологической антропологии Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру, «порядок любви» (ordo amoris), или его «этос». Именно как «существо любящее» (ens amans) человек может быть «существом познающим» и «существом водящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершенная любовь к Богу; как таковая она — наряду с ненавистью — представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека.

Революционизирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология 3. Фрейда, хотя он и не привнес новых идей в понимание ее сути. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма — своеобразно выраженного себялюбия. Либидо — это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифическнх и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслится в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придает жизни новизну и усиливает напряжение творчества.

Полемизируя с Фрейдом, Э. Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь» — созидательная и творческая сила, проявляющаяся гл. о. в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему

4. Народная мудрость (пословицы и поговорки)

Где любовь, тут и Бог.

Добрые чувства — соседи любви.

Любовь все побеждает.

Любовь да совет, так и горя нет.

Любящих и Бог любит.

Не славится красавица, а кому что нравится.

Полюби-ка нас черненькими, а беленькими всяк полюбит.

С любовью везде простор, со злом везде теснота.

Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

5. Афоризмы и цитаты

Любовь — это награда, полученная без заслуг. Рикарда Хух

Любовь — это все. И это все, что мы знаем о ней. Эмили Дикинсон

Любить — значит перестать сравнивать. Бернар Грассе

Любовь — это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда. Зигмунд Фрейд

Когда люди не сходятся в главном, они расходятся из-за пустяков. Дон-Аминадо

Чтобы сохранить любовь, нужно что-то еще, кроме любви. Натаньел Бранден и Диверс Бранден

Мера любви — любовь без меры. Видоизмененный Франциск Салезский

Так легко быть любимым, так трудно любить. Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Любовь должна прощать все грехи, только не грех против любви. Оскар Уайльд

6. Произведения искусства (литература, кино, театр, живопись)

Марк Шагал «Над городом»

Антон Викторов – картины словом Любовь. Иллюстрация – «Картина счастья»

Леонид Баранов Старость в любви

7. Любовь и менеджмент предприятия

Минусы:

Если влюбленные работают вместе – отвлекаются от работы

Если не работают вместе – говорят друг с другом по телефону в раб.время, берут отгулы для решения сем. проблем.

Плюсы:

Некоторые компании поощряют формирование семей внутри предприятия, чтобы сократить текучесть кадров, сделать бизнес «семейным», преемственным из поколения в поколение (это касается и управляющих работников, и рядовых сотрудников).

Тема:  Портрет нравственного человека

Цели: объяснить учащимся, что такое общечеловеческие ценности, какова роль морали в существовании и деятельности человека, охарактеризовать основные пути сохранения нравственных ценностей общества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать внутренний мир учащихся.

Оборудование: учебник, бумага, маркеры, раздаточный и наглядный дидактический материал.

Основные понятия и термины: мораль, общечеловеческие ценности, нравственные ценности.

Тип урока: изучение нового материла.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности.

Мы продолжаем изучать курс этики. Следующая тема, с которой мы с вами познакомимся, называется «На пути к взаимопониманию». При ее изучении вы узнаете: какие нравственные ценности считаются общечеловеческими и какова их роль в жизни общества; почему необходимо терпеливо (толерантно) относиться к другим людям, какую роль в человеческом обществе играет милосердие и сочувствие, какое место в человеческой жизни занимает религиозность.

Работа в группах. Вопросы и задания.  Что такое мораль, этика и моральные нормы?

  1. Когда и почему возникла мораль?
  2. Что такое обычаи и традиции?
  3. Приведите примеры воплощения моральных норм в обычаях и традициях?
  4. В чем, кроме обычаев и традиций, воплощен моральный опыт народа?
  5. Что такое нравственные ценности?

  1. Представление темы урока и ожидаемых учебных результатов.

Сегодня на уроке вы узнаете, какую роль в жизни человека играют общечеловеческие нравственные ценности, как мораль влияет на отношения между людьми.

  1. Изучение нового материала.
  • Когда возникла мораль.

Коллективная работа по учебнику. Самостоятельное чтение учащимися текста учебника «Когда возникла мораль», после чего составляют простой план текста и выполняют задание: объясните, как вы понимаете выражение, что нравственность зародилась тогда, когда люди начали ограничивать себя и жертвовать собственными интересами ради других.

Нравственность имеет очень важное значение. Для того чтобы это понять, необходимо познакомиться с ее основными функциями, характеризующими роль морали в жизни людей. Основные функции морали:

– гуманистическая; – воспитательная;

– регулятивная; – познавательная;

– коммуникативная.

  • Как сберечь нравственные ценности общества.

Коллективная работа по учебнику. Комментированное чтение учащимися текста учебника «Как сберечь нравственные ценности общества» с заданием выделить основные источники морального опыта.

Работа в малых группах.

Работая в группах, заполните таблицу. Для этого выберите 2 – 3 моральные нормы или ценности и покажите на примерах, как они воплощены в разных источниках морального опыта.

  • Что такое общечеловеческие ценности.

Усвоить материал об общечеловеческих ценностях вам поможет игра «В мире добра». Для ее выполнения выполните следующие задания:

– объединитесь в три команды;

– отправьтесь в путешествие на планеты «Идеальные родители и дети», «Милосердие», «Вежливость» и выполните задания;

– подумайте какими чертами характера могли бы отличаться люди, живущие на этих планетах, запишите этот перечень на бумаге и нарисуйте портрет жителя этой планеты. Сообщите свое мнение классу.

Рассказ учителя.

Общечеловеческими называют такие ценности, значение которых непосредственно не связано с конкретным историческим периодом развития человечества или обычаями и традициями какого-то народа. Определяющей общечеловеческой ценностью в течении всей истории человечества оставалась сама жизнь человека. Общечеловеческие ценности делят на несколько видов: культурные, эстетические, общественные, политические, нравственные.

  • Как мораль регулирует отношения между людьми.

Коллективная работа по учебнику. Самостоятельное чтение учащимися текста учебника «Как мораль регулирует отношения между людьми» и выполнение задания:

– как мораль побуждает к тому, чтобы быть Человеком.

– приведите примеры из собственной жизни, как мораль побуждает оценивать свои поступки, выбирать между добром и злом.

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений.

Работа в малых группах.

Задание. Придумать и разыграть перед классом небольшую сценку. В ней они должны представить конфликтную ситуацию из жизни своих ровесников и показать, как ее поможет разрешить знание моральных норм.

Нравственный человек должен уметь разрешать различные конфликтные ситуации в повседневной жизни, и в этом ему поможет знание моральных норм.

6.Подведение итогов урока.

Дидактическая игра «По одному предложению». Учащиеся должны раскрыть содержание рассмотренных вопросов урока, отвечая одним предложением.

7.Проверка знаний и умений.

Учащиеся составляют словесный портрет нравственного человека, используя материал, рассмотренный на уроке. (слайд 10)

8.Инструктаж домашнего задания.

Подготовьтесь к рассказу о литературном герое, который для вас является примером для подражания.

Дети выражают свою индивидуальность посредством письма и рисования. Психографологи изучают письмо ребенка и составляют психологический портрет, который может помочь предотвратить возможные расстройства личности и исправить конкретные проблемы в обучении чтению и письму, такие как дислексия. Графология — это техника письменного анализа, основной целью которой является расшифровка личности человека и определение общих характеристик его характера, его интеллекта, его профессиональных способностей и даже состояния его физического и психического здоровья. В материалах этой статьи пойдет речь о психологическим портрете личности, а так же рассмотрим, как составить такой портрет самостоятельно и разберем готовый образец его написания. Тем более, что составлять психологический портрет личности можно не только детям, но и взрослым. Попробуем?

Что представляет собой методика

Поведение людей может быть разным. Иногда предположить возможные реакции и намерения человека крайне необходимо. Прием нового сотрудника на работу, выбор партнера для близких отношений – это лишь малая часть ситуаций, в которых понимание психологического портрета человека будет хорошей помощью в принятии важного решения.

Методика, о которой идет речь, включает в себя комплексную характеристику человека с точки зрения психологии. Портрет позволяет распознать привычную линию поведения личности, предугадать на что способен исследуемый оппонент.

Для чего нужен психологический портрет

Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.Психологический портрет личности образец написания

Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии.  Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.

Ключевые моменты составления психологического портрета

Структура портрета состоит из несколько основных элементов.

Темперамент

Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике.

Существует четыре основных типа:

  1. Холерик – подвижный, необузданный; характерна резкая смена настроения.
  2. Сангвиник – энергичный, жизнерадостный; стремится к частой смене впечатлений.
  3. Флегматик – спокойный, медлительный; эмоционально устойчив к обстоятельствам.
  4. Меланхолик – застенчивый, тревожный, впечатлительный; глубоко переживает разные события.

Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает.

Характер

Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным.

Способности

Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области.

Направленность

У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем.

Эмоциональность

Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир.

Интеллектуальность

Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте.

Умение общаться

Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения.

Самооценка

Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя.

Волевые качества

Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше.

Самоконтроль

Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы.

Способность к коллективной работе

Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности.

Мотивация

Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели.

Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.Психологический портрет личности готовый образец

С помощью этой системы можно изменить поведение детей, сделав их в конечном итоге добрее, менее бунтарскими и агрессивными. Например, этот метод позволяет обнаруживать угловое письмо, тип каллиграфии, который обычно характерен для детей, подвергшихся злобным, эгоистичным и очень агрессивным реакциям.

Как составить правильный психологический портрет любого человека

Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности. Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики.

Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?

  1. Цель составления портрета.
  2. Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
  3. Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
  4. Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
  5. Анализ ключевых моментов.
  6. Вывод.

Пример:

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.

Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.

  • Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
  • Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
  • Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
  • Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
  • Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
  • Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.

Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.

Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.

Пример и образец написания

В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.Психологический портрет личности готовый образец написания

  • Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
  • Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
  • Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
  • Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
  • Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
  • Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
  • Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.

Вместо заключения

Роль составления психологического портрета человека велика. Он применяется во многих областях жизни: в профессиональной, личной, общественной. При грамотном подходе, расшифровка помогает в решении различных спорных вопросов, касаемо конкретной личности. Подобную технику можно выполнять и по отношению к себе, что позволит выявить новый подход в решении сложных задач.

Ответ:

Современный оратор должен обладать определенным социально-психологическим и морально-этическим портретом, чтобы максимально эффективно выступать перед аудиторией и добиться ее внимания и доверия.

Внешний облик оратора должен быть ухоженным и профессиональным, что создает первое впечатление у аудитории. Он должен быть одет в подходящую одежду, соответствующую ситуации выступления, и иметь опрятную прическу и чистые обуви. Также важно уметь контролировать свою мимику и жестикуляцию, чтобы не отвлекать аудиторию от сути выступления.

Кроме внешнего вида, оратор должен обладать определенными социально-психологическими качествами, которые позволят ему наладить контакт с аудиторией и вызвать ее интерес. Он должен быть общительным и открытым, уметь слушать и вести диалог с аудиторией, учитывая ее потребности и интересы. Также важно иметь хорошую эрудицию и широкий кругозор, чтобы быть готовым к ответам на вопросы и возражения аудитории.

Важным аспектом выступления является морально-этический портрет оратора. Он должен быть честным, искренним и правдивым в своих высказываниях, не скрывая информацию и не обманывая аудиторию. Также важно иметь чувство ответственности и уважительное отношение к аудитории, не нарушая ее прав и не оскорбляя чувства слушателей.

Кроме того, важно уметь использовать эффективные методы и техники общения, такие как использование ярких примеров, эмоций и метафор, чтобы сделать выступление запоминающимся и вдохновляющим для аудитории.

В целом, социально-психологический и морально-этический портрет современного оратора должен включать в себя профессионализм, уважительное отношение к аудитории, эрудицию, хорошие навыки общения.

Добавить комментарий