Как составить этнический портрет

Генетика- это раздел биологии, занимающийся изучением генов, генетических вариаций и наследственности в организмах. И в целом наука вероятностная.

Слышали что-то на счет анализа происхождения по ДНК?

Как считаете можно ли с помощью ДНК человека определить его национальность? Сегодня многие компании занимающиеся исследованием генома человека предлагают подобную услугу. На сколько она эффективна?

Я ознакомилась с информацией на данную тему на просторах ютуба, кому интересно обязательно посмотрите выпуск с Олегом Балановским – руководителем лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН и профессором РАН.

Начну сразу с наглядного примера, который приводит ученый в выступлении:

Пример: Когда произошел теракт в Домодедово (в 2004 году), то террориста разметало по всему залу. Из его останков выделили ДНК и уже в день взрыва была сделана генетическая экспертиза-Y-хромосомы (тест семейной принадлежности) и выявлен – гаплотип.

Характеристика террориста
Характеристика террориста

Далее криминалисты обратились к ученым(вторые давно уже занимаются исследованием генофонда России и всего мира) и спросили: где встречаются такие варианты ДНК?

Ученые показали данную схему и гаплотип террориста попал на коричневые маркеры, а данным цветом были обозначены ингуши.

показано высокое вероятное происхождение данной Y-хромосомы из популяции ингушей Ингушетии.
показано высокое вероятное происхождение данной Y-хромосомы из популяции ингушей Ингушетии.

Далее уже следственный комитет бросил все силы на Ингушетию, другие останки террориста сравнили с базами данных и довольно быстро обнаружил- кто это был.

И это трехдневное раскрытие стало возможным благодаря тому, что ученые 13 лет изучали генофонд Кавказа и других регионов.

Получается из этого примера, что можно определить национальность по ДНК человека….

Так можно ли по ДНК человека определить его национальность?

(правильный ответ: НЕЛЬЗЯ)

Теперь будем говорить о том, почему это МИФ, а именно то, что в ДНК человека записана его этническая принадлежность.

Очень популярная платная услуга “Определение своего происхождения по ДНК” и ею уже воспользовались несколько миллионов человек во всем мире.

пример результата теста по определению своего  происхождения  в %
пример результата теста по определению своего происхождения в %

На самом деле ситуация обстоит следующим образом:

  • по ДНК можно выявить вероятную популяцию происхождения.

Во первых-это оценка вероятностная. Тот вариант ДНК, который был встречен в Ингушетии, он есть и в Чечне и в России и может быть даже в Африке, просто частота гена не будет так велика в последнем случае.

А во-вторых мы знаем только саму популяцию предков человека, может это его предок 10 поколений назад был из Ингушетии, а он давно уже коренной москвич.

Что такое популяция ?

Поскольку мы увидели происхождение из популяции, нужно понять что же такое популяция. Есть только два обязательных условия:

1) группа существует в течении не одного, а многих поколений.

2)Более 50% браков заключаются внутри группы.

(Любая группа людей, удовлетворяющая этим условиям, является популяцией).

на данном рисунке показаны и выделены маркером варианты тех групп, которые будут считаться популяциями: красным, фиолетовым, оранжевым маркерами. А вот бирюзовым маркером выделена группа, которая не будет считаться популяцией, потому что большинство браков за ее пределами.
на данном рисунке показаны и выделены маркером варианты тех групп, которые будут считаться популяциями: красным, фиолетовым, оранжевым маркерами. А вот бирюзовым маркером выделена группа, которая не будет считаться популяцией, потому что большинство браков за ее пределами.

Важно понимать, что популяции перекрываются (на рисунке видно пересечение) и можно представить этот алгоритм в виде матрешки. И лучшим выявляющим критерием популяции является –географический фактор, потому что как правило большинство браков заключаются людьми из одного города и уж точно на том же континенте и представителями одного народа.

Что теперь известно о популяциях?

1) Важно, что популяции перекрываются, можно по-разному их выделить и все равно это будет популяция.

2) Они вложены друг в друга, как матрешки.

3) Для выделения популяций лучше подходят географические и этнические признаки ( потому что браки обычно заключаются с живущими поблизости и представителями того же самого народа).

Как связана популяция и народ ?

  • Большинство народов являются и популяциями (браки заключаются между своим народом)
  • Большинство народов и сами состоят из множества популяций (принцип матрешки)
  • Есть народы, которые популяциями не являются (большинство браков с представителями других народов)
  • И есть популяции, которые больше, чем народ (это например, население Евразии или все человечество)

Генетики изучают популяции, и когда выводы о популяции переносятся на народы нужно учесть, как минимум эти четыре ограничения.

А что делают те кто тестируют неандертальские и прочие признаки? Была мощная пиар-компания у Genotek (российская компания, оказывающая услуги анализа человеческого генома) и они задались вопросом “кто же такие русские на самом деле?”.

Выяснили этнический портрет среднестатистического россиянина- взяли группу клиентов, которые захотели , чтобы их проанализировали; и по итогу узнали, что россияне -русские только на 16%.

Как генетики могут определять этнический портрет?

Ведь даже по определению генетики могут составить только генетический портрет. Верно же? Кроме того клиенты участвующие в данном исследовании были не только из России. Поэтому те кто заплатили за анализ и россияне в целом, это не одно и тоже.

Но самое главное понять как же они анализировали: Свою выборку клиентов “Генотек” сравнивает с известными данными по популяциям Европы и обнаруживает только 16% генов из популяции Центральной России.

Для этого использован онлайн-калькулятор, созданный блогером Д. Веселовски, хотя блогер н странице калькулятора предупреждает, что выдаваемые калькулятором проценты нельзя трактовать, как долю предков из соответствующей популяции.

А самое главное, что та выборка Центральной России от которых 16% , это была не Центральная Россия; клиентов сравнили и они оказались больше похожи на смесь северных русских , которые от центральных русских отличаются кардинально- мокшу и эрзю Мордовии.

Что они реально получили?

Выборка клиентов схожа со всеми 32-мя популяциями Европы , включенными в калькулятор. В том числе со смесью северных русских и мордвы схожа на 16 %.

А вывод был сделан, что эти 16%, что россияне не являются русскими , поучается тут не верно ВСЁ– это и не россияне и не русские, это просто некая оценка сходства.

Большинство компаний, предлагающих анализ происхождения по ДНК , так же вводят в заблуждение клиентов в своих “этнических заключениях”, как и Генотек.

МИФ О ГЕНЕТИКЕ, можно ли с помощью теста определить твою национальность ?

Так можно ли по ДНК человека определить его национальность ?

Правильный ответ: Можно определить вероятную популяцию происхождения.

  • вероятную
  • популяцию, а не народ
  • происхождение ( популяцию к которой относили себя предки человека, а не он сам).

А на вопрос о принадлежности к народу может ответить только сам человек – кем он себя считает, тем и является. Генетика (ДНК) тут бесполезна и не причем.

Мини-курс «Этнический портрет» — это несколько онлайн-уроков моего авторства, где мы рисуем пастелью лицо модели со смуглой кожей.

Яркий образ

Актуализируем знания и навыки построения головы и лица в рисунке. Учимся создавать портретные зарисовки людей с выраженными этническими признаками.

Подбираем цветовую палитру для передачи оттенков кожи и волос, прорисовываем характерную копну волос. Передаем мимику улыбающегося человека: узнаем, как отразить радость в рисунке, не добавляя возраста модели. Уделяем внимание освещению модели и расставляем свето-теневые акценты для передачи объема.

Подробно о формате мини-курса

Этнографические портреты

Этнографические портреты

В разных жанрах ответы на смутно выраженные желания и заказы соотечественников дали почти все художники, участвовавшие в ВОЛСНХ, в том числе Е.М. Корнеев. После появления в продаже его альбома «Народы России» (1812) европейская культура обогатилась российским опытом графического описания человеческого разнообразия[392]. Он отличался от известных до этого «русских костюмов» не только качеством рисунков, но и обстоятельствами создания. Его реализация стала итогом сотрудничества Корнеева с баварским семейством Рехбергов. Талантливый график создал серию рисунков, гравер Е. Кошкин подготовил их тираж, а Карл Рехберг написал этнографический по характеру текст и профинансировал публикацию. Альбом вышел в Париже в разгар войны 1812 г. Современные этнографы считают научный уровень текста довольно низким. Но в начале XIX в. издание быстро раскупалось европейскими читателями. Судя по всему, коммерческий успех ему обеспечил не текст, а гравюры. Проживший много лет в Европе П.П. Свиньин сообщал российским читателям, что Е. Корнеев известен в мире «с самой выгодной стороны роскошным творением о России»[393]. Однако вплоть до последнего времени имя его не числилось в анналах отечественной классики. Заслуга его переоткрытия принадлежит искусствоведу Н.Н. Гончаровой, которая атрибутировала многие его рисунки и воссоздала творческую биографию художника[394].

Х.Г. Гейслер «Гейслер, рисующий татарскую девушку». 1793

Е.М. Корнеев «Русская свадьба». 1812

Е.М. Корнеев «Русская пляска». 1812

А.Г. Убиган «Русская пляска». 1820-е гг.

В двух томах альбома собраны изображения обитателей Российской империи от Тавриды до Тихого океана. Это 96 гравюр, выполненных в технике цветной акватинты и отличающихся друг от друга по композиционному решению. Есть среди них однофигурные сцены, где персонажи застыли в станковой позе, позволяя зрителю рассматривать их костюм («Киргизский султан», «Томский татарин», «Монгольский лама», «Братская татарская девка», «Черемиска», «Черкес Закубанец»). Есть театральные сцены-композиции из двух и более фигур. Есть и жанровые гравюры, где показано действие.

К сожалению, сохранившиеся письменные документы не позволяют воссоздать рождение и реализацию данного замысла в деталях. Литература, официальная документация, записи мемуаристов имеют характер не прямых, а скорее косвенных свидетельств. И только в сочетании с визуальными источниками они позволяют провести реконструкцию того, из чего и как художник создавал народные образы.

Корнеев не был любителем в искусстве. Он учился в Академии художеств в ту пору, когда в живописи возобладали ренессансные критерии правильности. Признавший их рисовальщик стремился утвердить значимость человеческой личности; стимулировать интерес современников к «другим» и к внешнему миру; убедить их в том, что мир подчиняется естественным законам (то есть научно выявленной логике); и в то же время подтвердить, что в человеке есть божественная печать, гармония и тайна[395].

Кроме того, на созданной им версии человеческого разнообразиясказалось обучение в классе исторической живописи. Его руководитель Г.И. Угрюмов требовал от учеников достоверности и внимания к культурно-историческому контексту сцены, показа времени как полноправного ее участника. Эта выучка у Корнеева осталась на всю жизнь. Он неизменно был предельно реалистичен в деталях. Каждая вещь в его рисунках тщательно продумана и служит раскрытию образа.

Необычным для карьеры академического художника было то, что, будучи воспитанником исторического класса, свои основные произведения Корнеев создал в технике графики – в костюмном и видописательском жанрах, а также в жанре карикатуры. Такое «опрощение» вряд ли было случайным. Н.Н. Гончарова считает, что этот выбор стал результатом его особого интереса «к внутреннему миру индивидуального человека и многообразию стихии человеческих чувств»[396]. Данный вывод исследовательница сделала на основе искусствоведческого анализа графических образов. Он подтверждается и анализом дискурсивного контекста корнеевского творчества.

Судя по названиям некоторых рисунков (например, «Физиономии разных народов»), а также по вниманию к антропологии лица, Корнеев еще в Академии познакомился с работами европейских физиогномистов. Особенно тщательно их штудировали портретисты и творцы исторических полотен. Каждый воспитанник этих классов знал, «что в то время как списуемый берет на себя вид смеющийся, глаза сжимаются, конечности рта и ноздри возвышаются, щеки поднимаются, а брови отходят одна от другой; но если он приемлет на себя печальный вид, то все оныя части производят противное действие. Поднятые брови придают лицу вид важный и благородный; но избавляющий удивление, когда оне дугою»[397]. Такой свод практических правил передавался изустно от учителя к ученику, фиксировался в учебных пособиях.

Е.М. Корнеев «Миропомазание». 1812

Впрочем, не только служители искусств использовали физиогномические конвенции и старались дополнить их новыми открытиями человеческих тайн. Литература второй половины XVIII в. изобиловала ссылками на них. Описывая черты лица совершенного человека, автор цитировавшегося уже трактата об идеальном Мелинте уверял:

Личное изображение (физиономия. – Е.В.) есть сокровенное письмо натуры, которое без сомнения имеет некоторое согласие со всем человеком. Когда б мы оные письмена разумели, то б много тайностей узнать могли. Но кто может разобрать письмо скрытными литерами написанное, не имея к тому ключа? Скажет ли кто, что оныя литеры ничего не значат?[398]

Западный зритель умел их читать благодаря многовековому опыту созерцания портретов, фресок, настенных росписей, гобеленов, посуды. Однако россиянин не был так искушен в искусствах. В этой связи отечественному художнику предстояло самому овладеть техниками показа внутренних качеств человека и объяснить зрителю, как эти «литеры» читать. В последнем ему помогала публицистика Александровской эпохи, описывающая произведения искусства и разъясняющая их визуальные знаки[399], а также заказывавшая художнику готовые интерпретации.

Е.М. Корнеев «Погребение». 1812

В конце XVIII столетия в различных литературных жанрах отечественные писатели утверждали зависимость лицевой мимики человека от «характера» или «нравов» его группы. Опираясь на это убеждение, поэты приписывали физиономии того или иного народа определенные культурные свойства:

На то я искренно скажу тебе в ответ,

Что радости нет быть соседом Кабардинцов,

Татар, Калмык, Черкес, Чеченцев, Абазинцов,

У коих головы обриты до гола.

Их лица дикие покрыла тускла мгла,

У них крутые лбы, у них глаза кровавы;

Их лица вывеска, что их суровы нравы[400].

Однако только художник мог перевести литературные опыты в пространство массовой культуры, превратить, например, поэтические образы в разговорные топосы и этнические стереотипы.

Корнееву, безусловно, было легче предложить соотечественникам живописную Россию и дать физиогномический портрет ее народов, чем его иностранным собратьям. Во-первых, он знал о таковом желании. Во-вторых, неспособность многих путешественников объясняться с туземцами (в том числе с русскими) на общем языке действительно побуждала их к сосредоточению на описании визуальных наблюдений, к акценту внелингвистических аспектов культуры. А этого для физиогномических опытов на российском материале было недостаточно. И в-третьих, он имел необходимую для того профессиональную подготовку. Отправляясь в путешествие, Корнееву предстояло не только сравнить костюмы жителей империи и тем самым выявить новые народы, но и графически воплотить фантазии своих соотечественников.

Вдохновленный почерпнутыми из книг и личного общения идеями, исполненный намерения стать первооткрывателем, в 1802 г. талантливый выпускник Академии художеств отказался от престижной зарубежной стажировки и записался в российскую экспедицию. Один год ее участники посвятили исследованию Сибири, второй – волжским землям и Кавказу, в течение третьего описывали Крым, Турцию, Грецию и Республику Семи Ионических островов.

По возвращении из таких поездок любой художник тратил несколько лет на то, чтобы сделать с привезенных эскизов «чистые рисунки» и подготовить их либо к хранению, либо к гравированию. С помощью друзей-сокурсников Корнеев изготовил 63 беловых рисунка и перевел их на металлические доски. Отпечатанный с них альбом, обнаруженный Н.Н. Гончаровой, имеет название «Собрание костюмов» и существует, по-видимому, в единственном экземпляре. Корнеев показывал его друзьям, участникам Вольного общества, заинтересованным коллекционерам. Как явствует из записки «О живописном путешествии по России», «Собрание костюмов» видел и граф Каподистрия. Возможно, дипломат высказал свое мнение об особой репрезентативной ценности такого проекта для России не только Свиньину, но и Корнееву. Однако Александр I желания издать его не выразил, ограничившись ценным подарком художнику.

Профинансировать тираж альбома и его выход в лучшей граверной типографии Парижа Корнееву предложил баварский посланник в России барон Карл Рехберг – коллекционер акварелей и гравюр на «русские темы». Получив выгодное во всех отношениях предложение, художник переехал вместе с благодетелем в Мюнхен, где два года (1810–1812) работал над экспедиционными эскизами, следил за работой граверов, раскрашивал их отпечатки, обсуждал текст с издателем и его братом-этнографом.

Для парижского издания ему пришлось взять из своей коллекции эскизов только образы российских подданных. В результате отбора из 63 гравюр «Собрания костюмов» (1809) остались 42, остальные 54 композиции Корнеев создавал в Мюнхене заново, в том числе и весь «русский» комплекс. В связи с этим он обобщил в данном издании не только свой собственный эмпирический опыт, но и опыты других рисовальщиков народного быта. Так, для описания «сибирских сцен» ему пригодился альбом неизвестного художника, жившего в Сибири; корнеевская «Русская баня» – это интерпретация одноименной гравюры М.М. Козловского; «Мордовская девка» взята художником из альбома Рота, но облагорожена и помещена в интерьер избы; «Тунгусский шаман» показан им со спины, так же как в одноименном рисунке Гейслера; черкес, кабардинец, киргиз и калмык воспроизведены с гравюр Ж.Б. де ла Траверса «Черкесский хан», «Князь Малой Кабарды», «Калмыцкий лагерь» и «Киргизская беркутовая охота». Наконец, композиция листов «Русская свадьба», «Русская пляска» и «Погребение» повторяет сюжеты гравюр Аткинсона «Свадьба», «Голубка» и «Похороны». Но Корнеев не был простым копиистом. Он интерпретировал заимствованные образы, пропуская их через собственное представление о смысле человеческого разнообразия.

Судя по гравюрам, его видение многонародной империи стало своеобразным синтезом западноевропейских этнических стереотипов, отечественных представлений об отличиях народных групп и собственных фантазий на эту тему. Особенно сильно влияние фантазии сказалось на его образах Востока. В унисон западным утверждениям о его архаичности[401] Корнеев изображал «восточных людей» седовласыми старцами. Мудрецами с убеленными сединами бородами в его гравюрах предстают евреи, индусы, персы и монголы. Их внутренняя связь с иудаизмом (еврей в кипе), буддизмом («Индейский брамин»), исламом («Богослужебная пляска дервишей Мевлевисов») передана ритуальными головными уборами и погруженностью в соответствующие религиозные обряды. Кроме того, Корнеев наделил эти образы теми культурно-психологическими свойствами, которые были им приписаны в колониальной литературе. Например, индусов он изображал в соответствии с британским представлением о консерватизме и созерцательности жителей колониальной Индии[402]. Что касается обитателей российского востока, или, как их тогда называли, «азиатцев», то их образы, напротив, молоды и свободны от конфессиональной зависимости. Правда, в соответствии с западным представлением почти всех их, независимо от исповедания и локализации, Корнеев идентифицировал как «татар» («телеутские татары», «братские татары», «катчинские татары», «казанские татары», «крымские татары», «томские татары»).

Разделяя представления о народах как о различающихся по стадиям развития автономных культурах, художник писал жанровые сцены с характерными для данной группы ритуалами: скачки на лошадях для татар, охота с беркутом для киргизов, бег собачьей упряжки для камчадалов, шаманский танец для алеутов, оленья упряжка для якутов, танец черкесов. По законам жанра этнографического портрета он дополнял композиции ландшафтными подробностями, используя для этого известные гравюры (панорама Казани М. Махаева, сепии Ж.Б. де ла Траверса «Соколиная охота» и «Калмыцкий лагерь») и воспроизводя специфические для данного народа вещи («Идолы братских татар»).

Изучение комплекса корнеевских рисунков позволяет прийти к заключению, что художник представил зрителю современный ему «российский» взгляд на окружающий мир и собственную империю. Судя по анализу его гравюр, для него такой взгляд значил осведомленность смотрящего и достоверность изображения. Для его создания он искал новые способы видения и типизации. Академические учителя учили его тому, что человеческое тело представляет собой сочетание форм, находящихся у каждого отдельного человека в различном соотношении. И поскольку изучить все встречающееся в природе разнообразие не представлялось возможным, они давали ученикам некий общий модуль, сравнивая с которым конкретного натурщика можно было бы передавать индивидуальные отличия. Конечно, Корнеев владел этим «модулем» (в его рисунке «Изведение грешников из ада» конца 1790-х гг., а также в «Русской бане» он очевиден), но в жанровых сценах художник предпочел опираться на эмпирический опыт (свой и чужой), зафиксированный в эскизных зарисовках.

Физически оказываясь внутри того или иного человеческого локуса, он приступал к его изучению в режиме «включенного наблюдения». Вряд ли следует относить это исключительно за счет прозрений Корнеева. Как отмечал президент Академии художеств А. Оленин, странствующему рисовальщику были свойственны специфические «навыки в упражнениях и занятиях»[403]. В силу своего положения ему приходилось быть исследователем-антропологом, внимательно всматривающимся в людей. Именно это дало Корнееву целый ряд находок. Так, эффекта признания за показанным народом культурной оригинальности он добивался посредством отказа от условных или театральных поз, через установление этнографически верных «поставлений». Для этого ему пригодились не только собственные эмпирические знания, но и опыт крестьянских кустарей. Примером их «соседского» взгляда может служить костяная композиция «Ненецкая стоянка», изготовленная в конце столетия архангельскими умельцами[404]. У всех стоящих вертикально мужских фигурок ноги согнуты в коленях, а у сидящего на санях мужчины они непривычно широко разведены. Такие жесты являются продолжением движений персонажей по управлению оленьей упряжкой. Так же изображал оленью повозку с камчадалами и Корнеев.

Паноптического эффекта художник достигал, меняя расстояние между точкой наблюдения и натурщиком. Персонажи в альбомах Корнеева либо смотрят друг на друга, либо, поставленные фронтально, настороженно и издалека глядят в глаза ценителю искусства. Художник самоустранялся из процесса видения, ставя зрителя в ту точку, откуда он сам смотрел на мир, означивая сам себя, свое воображаемое, свою зеркальность.

В отличие от своих предшественников, Корнеев гораздо больше внимания уделял передаче экспрессии. Очевидно, профессиональная подготовка и участие в ВОЛСНХ подтолкнули его к поиску художественных средств для выражения психологического характера народа, к обнаружению его эмоционального строя. Согласно правилам физиогномического чтения, его албанцы сосредоточенны, башкиры суровы, калмыки и турки азартны, казанские татары стремительны.

В рисунке «Физиономии разных народов» (1809) художник отказался от костюма и вербальной идентификации. Из лиц и головных уборов он составил коллективный портрет человеческого мира. Весьма привлекательно выглядящий коллаж интертекстуален. Лицо киргиза является воспроизведением соответствующего образа с листа «Киргизский султан». Китаец скопирован с гравюры «Китайские купцы», индус фигурирует в рисунке «Индейское идолослужение». Здесь же представлены лица жителя острова Корфу, японца, «братского татарина», еврея. В отличие от прочих персонажей, образы японца и еврея не требовали специальных идентификаций. Они опознавались зрителями благодаря частому воспроизводству в рисунках, созданных европейскими антропологами и физиогномистами XVIII в. К началу XIX в. выражение «еврейская физиономия» было знаком, свободно конвертируемым из вербального в визуальное пространство[405]. Оно порождало в воображении образ ашкенази-талмудиста. А вот устойчивого понятия «русская физиономия» в западном визуальном словаре еще не было.

Из двадцати одного персонажа гравированного коллажа пять представляют собой женские лица. Но семантическим ядром данной композиции являются лишь два из них. Они выделяются центральным положением внутри портретного тондо и особенно контрастно-белым цветом кожи и направленным на зрителя прямым взглядом. Одно из них – лицо кавказской женщины. Согласно трудам И.Ф. Блюменбаха, кавказские женщины считались идеальным воплощением черт европейской расы[406]. Второй персонаж идентифицировать документально мне не удалось. Но схожесть их черт указывает на «европейское происхождение» обеих женских головок. Вероятно, в данной гравюре они символизировали европейскую часть многоликого мира. В гравюре они композиционно уравновешены головами восточных старцев – еврея, перса, индуса и монгола. Периферию по отношению к данному ядру образуют головы представителей других народов мира. Таким образом, человеческое многообразие было упорядочено в творчестве Корнеева в форме тондо, состоящего из народов-культур.

Барон Рехберг вербализовал эту же мысль своего русского компаньона следующим образом:

Сколь много различных наций, религий, языков, нравов собрало под своим кровом огромное государство Российское! Сколь различны их внешний вид, образ жизни, одежда, речь, взгляды! Сколь велики различия, например, между литовцами и клмыками, русскими и самоедами, финнами и кавказцами, алейтами и казаками!.. И все эти народы, все эти племена, все эти орды, отделенные одни от других расстоянием в сотни верст и еще в большей степени своими нравами, обычаями, повинуются одному правительству, почитают общего Государя[407].

Что касается «русских сцен», то из экспедиций по северу, востоку и югу страны Корнеев, судя по всему, не привез соответствующих эскизов. Между тем переориентация на западного читателя потребовала введения в визуальное пространство России «русского народа», о существовании которого зрители уже знали по гравюрам Лепренса, де ла Траверса, Портера, Кларка, Аткинсона и Гейслера. Для его описания Корнеев воспользовался гравюрами Аткинсона, которые переработал с учетом собственного представления о «русскости». Благодаря этому у нас есть возможность проанализировать его воспроизведения как оригинальную интерпретацию.

Композиция гравюры «Русские крестьяне» составлена из двух женских и одного мужского персонажа, представленных в полный рост. Мягкая драпировка складок одежды и ее яркий насыщенный цвет выдают дорогую, не домотканую ткань. У мужчины на голове черная шляпа с широкими полями. На женщинах – сшитые из тонкой ткани рубахи, сарафаны и душегреи, туфли. На жесткую основу головного убора накинуты дорогие платки. Все эти элементы традиционной одежды можно найти в гравюрах Аткинсона «Охтинские молочницы» и «Сельский сход». Только в версии Корнеева, благодаря технике облагораживания цветом, они обрели иное качество, превратившись из «подлого люда» в «сельских обывателей».

В сюите данного художника цвет перестал применяться только для необязательного раскрашивания. И это, как считает Н. Молева, «совпадало с национальной художественной традицией в иконописи»[408]. Подобно иконописцам, Корнеев использовал цвет как самостоятельное средство показа типических качеств натуры. В связи с этим он не мог допустить произвольного расцвечивания гравюрных отпечатков несведущими людьми, а потому сам раскрашивал их. В авторской версии колер одежды обрел познавательное и идентификационное значение. К тому же зритель воспринимал яркие насыщенные тона как признак социального благополучия.

Тела же корнеевских «крестьян» выдают их «голландско-итальянское» происхождение: миндалевидные глаза, антикизированный профиль, длинные пальцы, нежная кожа рук. «В русских народных сценах, – констатирует Н. Гончарова, – Корнеев еще сильно связан классицистическими канонами. Народные типы напоминают академических натурщиков, лица их маловыразительны, русские одежды чем-то неуловимо походят на античные, юные крестьянки сентиментально грациозны»[409]. Однако такой вывод можно сделать, только придерживаясь ретроспективного взгляда на историю искусства. В сравнении же с костюмными и жанровыми гравюрами XVIII в. корнеевские образы выделялись не этим, а портретностью. Зритель рассматривал не костюмы, а портреты народов.

Что же он мог прочитать в них, опираясь на физиогномические правила? Русский человек был добротно и чисто одет, и, следовательно, чисты были его помыслы и душа. Он честен и добродетелен, о чем свидетельствуют его развернутые плечи и прямой взгляд. Он добр, как бывает добрым здоровый и сытый человек с хорошим цветом лица. Его непринужденные позы говорят о пристойности.

Корнеев был реалистичен в деталях, что не мешало ему отбирать для изображения лучшее. Его села (еще более, чем в гравюрах Лепренса) выглядят богатыми, а дома – крепкими. Его крестьяне окружены детьми, домашними животными (свиньи, собаки, петухи и куры), изображены на фоне повозок, отнюдь не ветхой домашней утвари. Благодаря такой тактике зритель увидел русский народ молодыми, здоровыми, красивыми, довольными жизнью сельскими жителями, обывателями цивилизованными и вполне достаточными[410].

При рассматривании «русского комплекса» привлекает внимание то, что крестьяне изображены художником не индивидуально (например, за работой), а коллективно: участвующими в венчании, похоронах, играх, танцах, праздниках и прочих развлечениях. Очевидно, Корнеев был солидарен с Лепренсом, Гейслером и Аткинсоном и стремился показать народ как культурную общность, соединенную специфическими для нее ритуалами. Привлекательность образов и разнообразие жанровых сцен создавали у зрителя ощущение богатой культурной традиции.

Подчеркивая «внутренний», пристрастный взгляд на реальность империи, Корнеев ввел в некоторые рисунки свой автопортрет для участия в изображенной сцене. Присутствие фигуры художника в композиции рисунка было традицией костюмного жанра. Как правило, он играл в сцене роль «интервьюера» или «камеры» («Гейслер, рисующий татарскую девушку»). Такую же роль играет фигура Корнеева в «нерусских» сценах («Внутренность калмыцкой юрты», 1809). В русском же комплексе он присутствует не как исследователь, а как полноправный участник народной жизни. Например, в переработанной с оригинала Аткинсона гравюре «Погребение» он воплощен в фигурке любопытного юноши, выглядывающего из-за спины православного священника. Благодаря такому «поставлению» зритель оказывался не просто пред «очами» репрезентируемого объекта и в стороне от происходящего там ритуала, а вовлечен в действие.

Еще более концептуальны изменения, внесенные Корнеевым в аткинсоновский сюжет «Русская свадьба». Современному зрителю гравюры британского графика известны не столько в авторском исполнении, сколько в литографических копиях. Представляя одну из них на выставке 2002 г., специалист по русским гравюрам М.А. Пожарова выделила «искажения», внесенные в оригинальную композицию французским рисовальщиком А.Г. Убиганом[411]. Убедительно объяснить их ей не удалось. Поскольку Убиган переносил на литографический камень графический оттиск, его версия представлена в зеркальном отражении (в обратном развороте)[412]. Но смущает не это. У Аткинсона «Русская свадьба» описывает венчание дворянской пары, а в литографии Убигана – это крестьянский обряд. И было непонятно, зачем французу понадобилось «опрощать» исходную композицию, где он искал и находил иконографические сведения для таких изменений.

Я полагаю, что Убиган перенес на литографический камень не гравюру Аткинсона, а ее интерпретацию в исполнении Корнеева. Это Корнеев заменил европейскую одежду дворян на традиционный крестьянский костюм, а также надел венцы на головы брачующихся (в оригинальной гравюре их держат свидетели). Это он поместил на первый план стоящую на коленях крестьянку-старовера. И сделал он все это расчетливо и намеренно. Крестьяне – важный визуальный код в национальной оптике, именно с ними художник сопрягал русскую народность (этничность). В этом отношении он был вполне солидарен со своими баварскими покровителями, впитавшими идеи Гердера. В сопроводительном тексте к гравюрам К. Рехберг писал:

Высшие слои общества в России подобны высшим слоям в любой иной стране. А потому разговор мы поведем отнюдь не о них. А сосредоточим мы внимание на русских крестьянах, работниках, торговцах и ремесленниках. Ведь только в низших классах общества нравы сохраняют еще, так сказать, свое оригинальное лицо, стертое среди прочих классов под влиянием образования[413].

Исследователь Палеха А. Дженкс считает, что начавшаяся в начале XIX в. в России идеализация крестьянской культуры порождена реакцией на ориентальный дискурс Запада. «Конструируя собственную самость в оппозиции к европейской идентичности, – пишет он, – русские элиты опирались на “привилегию отсталости”, используя крестьянские традиции, чтобы создать консервативную утопию, более аутентичную и древнюю, чем ее бездумная альтернатива на Западе»[414]. Именно тогда среди российских элит стало утверждаться сознание, что просветительство и модернизация могут быть осуществлены не только на общеевропейской основе. Впоследствии это приведет их к созданию русского этноцентричного мифа.

Поставленный на первый план гравюры образ староверки позволил воспитаннику класса исторической живописи архаизировать «свою» культуру, отнести описываемый ритуал в дониконовскую эпоху и тем самым восстановить континуитет разорванной церковной реформой «русскости».

В результате сознательно принятых решений и открытий грифелем и красками отечественного художника русскому народу впервые был придан характер культурно и психологически богатой личности. Удовольствие художника, его любование изображенными персонажами вполне ощутимо. Имея в виду эту особенность его творчества, можно даже полагать, что, вероятно, визуальная «русскость» стала складываться тогда, когда художественные проекции элементов «этнического мира» оказались включены в контекст «самопереживания» художника и его зрителя, то есть в «Я-реальность» народа.

Судя по творчеству Корнеева, период «пассивного синтеза», то есть этнографического собирания визуальных впечатлений и их письменных описаний, сменился в России периодом «активного синтеза», в рамках которого из собранного материала выводились формулы многонародного единства империи. Пред взором современника она предстала как структурированное образование, созданное из разнообразия, где отдельные проявления не раскалывают, а создают дополнительный объем явлению. Это был достойный ответ на вызов ориентального взгляда.

Позитивный «взгляд изнутри» как достоинство работ художника оценили не только российские, но и западные зрители. Свидетельством томуслужит долгожительство созданных образов, частота их воспроизведения. Н. Гончарова выяснила, что с корнеевских образов (без указания оригинала) снимали копии итальянские граверы А. Биазиоли (Biasioli), Д. Браматти (Bramatti), А. Ланксани (Lanxani, Lanzani). А когда в 1838 г. в Париже вышла книга И. Шопена «Россия», то на представленных в ней листах зрители легко угадывали измененные и сильно уменьшенные, а иногда фрагментированные композиции из альбома «Народы России». В 1842 г. те же листы, но уже в виде очерковых литографий, иллюстрировали периодическое издание Е.А. Плюшара «Картинная галерея»[415].

И если для иностранного читателя гравюры Корнеева были прежде всего иконографической формой упаковки этнографического знания, то соотечественникам художник предложил основания для самоидентификации. Его «русские» образы, во-первых, утвердили самотождественность «русскости» во времени (до патриарха Никона и сейчас) и в разных жизненных ситуациях (на похоронах, на свадьбе, на празднике); во-вторых, они противопоставили русских – «другому» (нерусскому), а также внутренний мир – внешнему; в-третьих, в них было осознание психических особенностей личности (желаний, воли, чувств, мышления, переживаний), исходящих из «русскости», то есть обусловленных и мотивированных ею.

Итак, в иллюстрациях к травелогам путешественников, а также в иллюстрированных энциклопедиях зрители увидели Российскую империю совокупностью народов-культур. При этом они получили две ее конфигурации: линейную и центрическую. В первом случае движение путешественника шло с запада на восток и оказывалось путешествием во времени – от цивилизации к ранней дикости. Во втором пространство империи обретало форму тондо и заполнялось представителями суверенных народов-культур. В линейной оптике художник акцентировал подобия, и все группы российских жителей обретали единство пути развития. Данное представление легко кодировалось в антропоморфные категории семьи и человеческих возрастов. В центрическом ракурсе мастер абсолютизировал отличия: культурную самобытность народов и географический детерминизм. Благодаря этому современники смогли открыть для себя существование нелокализованных в пространстве империи общностей, что позволило выделить «русских» из «россиян». Вместе с тем специфика визуального языка давала возможность не только обобщать, но и расслаивать монолитные понятия, превращая их в конкретные объекты, лишенные стереотипичности. В результате такой процедуры «татары вообще» расслоились на «крымских», «казанских», «тобольских» и прочих локальных татар. Перед людьми власти такое видение империи поставило задачу изучения народных особенностей и управления различиями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Проект на тему:

«Этнонациональный портрет нашего региона или что нам
помогает лучше понимать друг друга»

(11 класс).

Тема
проекта:
«Этнонациональный
портрет нашего региона или что нам помогает лучше понимать друг друга»

Типология
проекта:

социально-исследовательский.

Категория
учащихся:

учащиеся 11 класса (экспериментальная группа 7 чел.).

Продолжительность
проекта:
 
7 внеурочных занятий.

Предметная
область:

обществознание, социальное развитие современного общества.

Учебные
темы:
«Социальные
интересы и формы социального взаимодействия», «Этнос и нация», «Межэтнические
отношения и национальная политика», «Демографическая ситуация в современной
России».

Ключевые
понятия:

этнос, нация, межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная
политика.

Цель
проекта:
провести
мероприятие по информированию учащихся МБОУ «СОШ №18»  об этнонациональном
составе Алтайского края.

Образовательные
цели:

создать условия для формирования обществоведческих знаний школьников,
сформировать толерантное отношение к этническим группам, населющим г.Рубцовск.

Развивающие
цели:
способствовать
формированию информационной культуры, развитию критического мышления,
формировать умения и навыки исследования, создать условия для проявления
лидерских качеств учащихся, умения видеть проблемные ситуации и находить пути
их решения.

Воспитательные
цели:
способствовать
воспит
анию
гуманистического подхода к решению этнических конфликтов, способствовать
формированию коммуникативной культуры, выявлению и осмыслению собственной
позиции.

Предполагаемые
результаты:


повышение уровня знаний учащихся об этнонациональном составе Алтайского края,
особенностях культуры народов, проживающих на территории г. Рубцовска;


развитие навыков самостоятельного исследования;


повышение уровня сформированности метапредметных УУД.

Этапы реализации проекта:

I.
Подготовительный


Определить проблему проекта;


Актуализировать тему проекта;


Сформулировать цель работы;


Сформулировать задачи работы.


Работа с  прил.1, прил. 2.

II. Планирование


Разработка календарного плана проекта

Работа с прил. 2. (см. прил. 3).

III.
Исследовательский


Сбор информации; (см. прил.4)


Решение исследовательских задач; (см. прил.
5)


Аанализ и формулирование выводов.

IV. Оценка проекта


Обсуждение результатов проекта;


Рефлексия;


Самоанализ.

Работа
с прил. 6, прил. 1.

V.
Представление результатов проекта


Демонстрацияматериалов и представление результатов проектной деятельности.

Результаты были представлены на «Совете школы»
и отправ
лены на
конкурс этнографических исследований по истории и культуре народов Алтайского
края, который проходил в АлтГПУ (см. прил. 7).

Приложение
1.

«Этнонациональный
портрет нашего региона или что нам помогает лучше понимать друг друга»

Ответьте на вопросы:

1.     
Как
вы думаете, проживают ли представители национальностей, изображенных на
фотографиях в Алтайском крае, в частности в г.Рубцовске? Предположите, примерно
в каком процентном соотношении представлены данные этнонациональные группы?

2.     
Как
вы думаете, известна ли информация о национальном составе Алтайского края и
г.Рубцовска обучающимся нашей школы? Может ли это послужить одной из причин
осторожного отношения к представителям данных этнонациональных групп на улице,
в магазине, школе?
Обоснуйте
свою точку зрения.

3.      Что вы
знаете об особенностях культуры и быта этих народов?

4.      Как знание
о традициях и особенностях отдельных народов может отразиться на нашем отношении
к ним?

5.      Ответив на
вопросы, попробуйте сформулировать проблему. Ответ напишите на листе бумаги и
опустите его в ящик предложений.

Приложение 3.

Календарный
план проекта

П/п


Мероприятие

Место
проведения

Время
проведения

Результаты

Ответственное
лицо

1

Изучить
научную литературу по теме проекта, статистические данные по теме проекта по
Алтайскому краю.

Г.
Рубцовск, ул. Пер. Станционный, 42 г. (библиотека)

02.10.2019
– 04.10.2019

Материал
представлен в форме доклада

А.
Липин, Ю. Кулигина, К. Стародубцева

2

Организовать
и провести интервью с представителем башкирской и русской национальности

г.
Рубцовск, ул. Пер. Станционный, 42 г. (музей)

05.10.2019

15:00
ч., 17:00 ч.

Аудио,

Фото
документ

Организация
встречи: Ю.В. Ягодкина;

Интервьюирование:
Ю.Кулигина, К. Стародубцева;

Сбор
фотографий: А.Липин

3

Оформление
проекта

г.
Рубцовск, ул. Пер. Станционный, 42 г, 38 каб.

07.10.2019

14:00 –
16:00 ч.

Печатное
оформление проекта, презентация проекта

Ю.
Кулигина, Ю.В. Ягодкина – печатное оформление;

К. Стародубцева
– защитное слово;

А.Липин 
– оформление презентации проекта

4

Презентация
проекта на «Совете школы», отправка результатов деятельности на конкурс

г.
Рубцовск, ул. Пер. Станционный, 42 г, (актовый зал)

09.10.2019

13:00 –
14:00 ч.

Мероприятие
по информированию обучающихся об этно-национальном составе Алт.края;

Диплом I степени
в номинации «Изучение межкультурного взаимодействия народов Алтайского края»

А.
Липин, Ю. Кулигина, К. Стародубцева

Ю.В.
Ягодкина

Приложение
4.

Форма анализа печатных источников

1. Выходные данные (название, дата публикации,
авторство, издательство и т.п.).

2. Вид документа и время его создания.

3. Причины создания (назначение) документа.

4. Факты, связанные с изучаемой проблемой.

5. Позиция или позиции, отраженные в документе.

Анализируя каждый печатный источник
информации,

заполните таблицу

п/п

Выходные
данные (название, дата публикации, авторство, издательство и т.п.).

Вид
документа и время его создания

Причины
создания (назначение) документа

Факты,
связанные с изучаемой проблемой.

Позиция
или позиции, отраженные в документе.

1.

2.

Приложение 5.

Памятка для проведения интервью

Вам предстоит разработать план и провести реальное или
виртуальное интервью, посвященное __________________________ (сформулируйте
как можно четче и понятнее направление или исследуемый вопрос).

Этапы работы

1. Подготовительный этап.

Определите для себя, как будет звучать тема интервью
или основная проблема:
_________________________________________________________

Сформулируйте основную цель, которую вы перед собой
ставите, какие задачи для ее реализации надо выполнить, чего вы ожидаете от
этого интервью (они должны быть конкретными, их выполнение вы сможете
проверить):

Цель –
_______________________________________________________

Задачи:

1. ___________________________________________________________

2.
___________________________________________________________

3.
___________________________________________________________

Планируемые результаты:

1. ___________________________________________________________

2.
___________________________________________________________

3.
___________________________________________________________

Уточним, что количество задач и
планируемых результатов определяется самим исследователем, готовившим интервью
или работающим над проектом.

Определите собеседника (это может быть кто-то из
ваших знакомых или известное лицо
):
_______________________________________________

Ответьте на следующие вопросы: Почему именно этот
человек выбран вами? Что вы о нем знаете? Насколько он компетентен в
рассматриваемом вопросе? Почему его взгляд интересен по данной проблеме? Какие
его личностные и профессиональные особенности учитывались при подготовке
интервью?

Поместите его фотографию (в случае согласия
интервьюируемого и если считаете это нужным).

При этом помните, что каждый человек имеет
право на неприкосновенность своей частной жизни, он может стесняться своих
фотографий, избегать афишировать свое имя в печатных СМИ или Интернете.
Отнеситесь к этому с пониманием и деликатностью.

Договоритесь об удобном времени и месте проведения
интервью. Постарайтесь сразу же объяснить, зачем вы хотите его провести, какие
вопросы вас будут интересовать. Заранее скажите, сколько это займет времени
(важно будет придерживаться этих временных рамок, потому что у других, как
правило, есть свои дела и заботы – помните об этом).

2. Основной этап.

Попробуйте заранее составить план вашего интервью (с
акцентом внимания на выбранной вами тематике). Пусть в этом плане будут
основные пункты и подпункты примерно по такому образцу:

1.
___________________________________________________________

2.
___________________________________________________________

а)
___________________________________________________________

б) ___________________________________________________________

3.
___________________________________________________________

а)
___________________________________________________________

б)
___________________________________________________________

Сформулируйте основные вопросы, которые будете
задавать собеседнику. Запишите их в логической последовательности (помните об
их взаимосвязи с пунктами вашего плана). Вы можете использовать три типа
вопросов:

открытые (отвечающий сам
формулирует свое мнение, что используется в случае слабой изученности проблемы
и чаще применяется на начальном этапе социального исследования);

закрытые (при хорошем
владении ситуацией человека, проводящего исследование, отвечающему предлагается
набор ответов);

смешанные (к имеющимся
вариантам ответов отвечающий может добавить свой ответ).

Вопросы могут быть также: основными и неосновными,
контрольными (на знание терминологии), прямыми и косвенными.

Определите способ фиксации ответов (диктофон, записи в
тетрадь, видеокамера или др.). Приготовьте все необходимое заранее.

Во время интервью тщательно фиксируйте ответы. Не
забывайте об ограниченности времени – уложитесь в обговоренные временные рамки.

Сделайте обобщение по результатам интервью, ответив на
следующие вопросы: Что вы узнали по исследуемой проблеме? Что было нового и
необычного? Что вас удивило, было неожиданным? Какую информацию вы не смогли бы
получить из других источников? Какие еще источники можно использовать, чтобы
проверить полученную в ходе интервью информацию, уточнить ее?

3. Заключительный этап.

В конце сделайте собственное заключение с анализом
результатов интервью. Также можно поместить фактический материал о важных
событиях, связанных с темой исследования (возможно, о тех событиях, которые
упоминались в интервью).

Приложение
6.

Система
оценки проектных работ

Критерии

Самооценка
группы

Оценка
учителя

Сформулирована
проблема, определена цель и задачи исследования

Поэтапно
спланированы действия участников группы

Использованы
достоверные источники информации

Исследования
соответствуют целям и отвечают на направляющие вопросы

Использован
иллюстративный материал, соответствующий содержанию информации

Убедительность
презентации

Устное
выступление группы логично, последовательно, отражает этапы работы, не
повторяет текст презентации

Умение
отвечать на поставленные вопросы

Всего баллов

Шкала
оценивания:

0 – оценить невозможно (требуемое качество проекта отсутствует);

1 – частично соответствует;

2 – соответствует полностью.

Перевод баллов в пятибалльную систему
оценивания:

15-16 баллов соответствует отметке «отлично»;

13-14 баллов – «хорошо»;

11-12 баллов – «удовлетворительно»;

10 и менее баллов – «неудовлетворительно».

Приложение
7.

Оценка
результатов проектной деятельности экспертной комиссией

Меня спровоцировал тред “Как нейросети видят русских?” – это интересный вопрос, но вместо этого там обсуждаются поговорки. Рассмотрим, как изображаются собственно русские и с какими вещами они ассоциируются у Midjourney. Сравним их с 17 другими народами. Можно совместить чтение этого треда с чтением треда про ДНК разных народов.

Если короче, скролльте к картинкам. Образцы запросов привожу с якутами, но такие же и для всех остальных 17 народов.

Оглавление

1. Метод
1.1. Выборка из восемнадцати народов
1.2. Замечания по выборке
1.3. Запросы
2. Основной материал и комментарии <- главная часть
2.0. Порядок народов на картинках
2.1. Групповой портрет – “a group of Yakuts who look very Yakut”
2.2. Молодежь – “four local Yakuts in their twenties”
2.3. Комикс – “a Yakut man and a Yakut woman in a comic book illustration”
2.4. Дух нации – “the spirit of the Yakut nation”
3. Дополнения и выводы
3.1. Государство, этничность и политкорректность
3.2. Так как AI видит русских?

Для разрядки – русский в Elden Ring, армянин в Elden Ring, узбек в Elden Ring [русский №2, не трогай собаку]

1. Метод

Берем одинаковые запросы и заменяем название этничности (a group of Bashkirs who look very Bashkir, a group of Yakuts who look very Yakut и пр.). Таким образом, мы вычленяем то, какой вклад вносит это название. Иногда можно видеть, что сеть использует одно изображение, но меняет его по-разному в зависимости от этничности. Используем название и в виде существительных, и в виде прилагательных, а также в разных видах запросов меняем остальные слова (в одном запросе для всех 18 народов female Yakuts, в другом запросе тоже для всех Yakut women).

1.1. Выборка

В выборку включаем 18 национальностей: русских, беларусов, поляков, финнов, молдаван, немцев, англичан, евреев, чеченцев, татар, армян, цыган, башкир, таджиков, казахов, узбеков, якутов и афроамериканцев. Смотрите конкретный порядок на большой голубой врезке перед картинками.

Смысл выборки в том чтобы был видны и контрасты, и сходства. Расположение условное, но в целом в первом столбце северо-запад от русских до англичан, во втором народы южнее русских от молдаван до афроамериканцев, в третьем народы восточнее русских от татар до якутов. Можно было сделать выборку шире, но пост и так слишком громоздкий. Изначально была мысль сделать по две народности на картинку, но так будет неудобно сравнивать. Включаем народы вне зависимости от того, ассоциируются они с каким-то отдельным государством или нет.

К сожалению, нейросети не могут нормально распознавать все группы. Например, на поморов, мордвин, удмуртов или чувашей выдается нонсенс. Даже с башкирами некоторые проблемы, хотя несущественные. Это печально, так как с татарами путаница, а башкиры уже совсем далеки от русских. В идеале было бы хорошо посмотреть на мордву, но увы.

1.2. Замечания по выборке

Русские. AI явно воспринимает Russian как русский, т.е. русский этнически, а не просто российский или относящийся к языку (в отличие от English, American, British, Brazilian и пр.). Об этом будет подробнее ниже после картинок, а пока достаточно предупредить, что речь все же о русских русских.

Татары. Отдельная проблема с татарами – похоже, нейросети совмещают казанских и крымских татар. Действительно, крымские татары сейчас даже больше на слуху. Добавление эпитетов типа Kazan Tatars не особо помогает и нарушает чистоту эксперимента. Тем не менее, хоть как-то татары отображаются, так что пусть будут в выборке – все-таки два крупных народа экс-СССР.

Ашкеназский дух? Слева four different female Ashkenazim, the spirit of the Ashkenazi nation. Справа four different female Jews, the spirit of the Jewish nation.

Евреи. Jews используется вынуждено, как просторечное название ашкеназов (т.к. Jews может значит иудеев, т.е. религию, а не этничность). Однако по результатам никакой разницы нет – что Ashkenazi, что Jews выдают идентичные результаты, но первый хуже работает. The spirit of the Ashkenazi nation выдает индейца, а the spirit of the Jewish nation выдает все как надо. Какой-то физической разницы не видно – на самом деле, Jewish даже лучше отражает ашкеназов, т.к. Ashkenazi обычно показывает евреев-ортодоксов или иногда слишком ориентализированных евреев.

Цыгане. Цыган теперь не положено называть gypsies и Midjourney это цензурирует, а положено называть Romani. AI это воспринимает адекватно и вроде бы не путает их с румынами. Возможно, так даже лучше, а то на gypsies могло бы выдавать Irish travellers, которые не имеют к цыганам отношения.

Англичане. Англичан пришлось называть Englishman и Englishwoman, так как слово English вносит хаос и похоже вообще не воспринимается как этнический эпитет (хотя вообще является аналогом Scottish и Welsh). Но с этим исправлением работает хорошо.

Украинцы. Украинцев не включаем из соображений политической цензуры в РФ, а то на ДТФ что-то стали часто баннить. Там ведь даже украинский флаг может быть, опасно. Можете сами повводить украинцев с этими запросами, чтобы пост не сносили.

Поляки. Проблема из-за слова Pole, так как его система иногда воспринимает как “столб”. В футуристическом запросе пришлось исправить на Polish (как “полировку” не воспринимает, к счастью). Но в целом в указанных запросах нормально работает.

Немного русских для разрядки текста.

1.3. Запросы

Названия народов и прилагательные:

1 ряд: Russians/Russian, Chechens/Chechen, Tatars/Tatar
2 ряд: Belarusians/Belarusian, Armenians/Armenian, Bashkirs/Bashkir
3 ряд: Poles/Polish, Jews/Jewish, Yakuts/Yakut
4 ряд: Finns/Finnish, Moldovans/Moldovan, Kazakhs/Kazakh
5 ряд: Germans/German, Romani/Romani, Uzbeks/Uzbek
6 ряд: Englishmen+Englishwomen/English, African-Americans/African-American, Tajiks/Tajik

Всего мы тестируем 8 запросов. Первые 4 результата до духа включительно будут в этой части, а остальные 4 в следующей.

  1. a group of Russians who look very Russian
  2. four local Yakuts in their twenties
  3. a Yakut man and a Yakut woman in a comic book illustration
  4. the spirit of the Yakut nation
  5. four different female Yakuts
  6. Yakut woman in uniform
  7. a futuristic group of Yakuts in the 22nd century
  8. four pictures of Yakut national ideas

1. “a group of Yakuts who look very Yakut” – тут одновременно существительное и прилагательное. Делаем сразу группу чтобы была видна вариация лиц. Обычно выдает 4-5 человек.

2. “four local Yakuts in their twenties” – контролируем возраст, чтобы для одного народа не выдавало только пожилых, а для другого только молодых. Local также уменьшает эпичность происходящего, чтобы изображали обычных людей и не брали слишком пафосные картины в качестве основы.

3. “a Yakut man and a Yakut woman in a comic book illustration” – без спецификации стиля сеть обычно выдает некую помесь ретушированных фото, фото начала ХХ века и картин. Радикально исправим это, сделав запрос по комиксам и таким образом задав отличный от обычного стиль (но не слишком подробно).

4. “the spirit of the Yakut nation” – некоторые любят подчеркивать роль идей. Дескать, якуты или русские – это не национальность, а идея. Этот запрос просит персонифицировать идею, связывая более абстрктный запрос про national idea и более конкретные лица, как в других запросах.

5. “four different female Yakuts” – существительное. Обычно по запросам на генерацию людей без уточнения выдает в основном мужчин, так что исправим это и посмотрим на женщин тоже.

6. “Yakut woman in a uniform” – прилагательное, а также одна картинка. Возможно, с одной картинкой подробнее рисует. Также помогает сбавить вариацию во временных периодах (когда татар изображают из XIX века, а финнов современных). Может, людей культуры привлечет.

7. “a futuristic group of Yakuts in the 22nd century” – сбавляем естественный акцент на прошлом и смотрим, что алгоритм вычленяет как национальное, если его просить думать не просто о национальности, а еще о каком-то футуристическом сеттинге. Также это довольно сложный запрос.

8. “four pictures of Yakut national ideas” – смотрим, с какими абстрактными концептами ассоциируется некая нация.

2. Основной материал

Порядок картинок для каждого запроса


1 ряд: русские, чеченцы, “татары” (одни из двух)
2 ряд: беларусы, армяне, башкиры

3 ряд: поляки, евреи, якуты
4 ряд: финны, молдаване, казахи

5 ряд: немцы, цыгане, узбеки
6 ряд: англичане, афроамериканцы, таджики

2.1. Групповой портрет – “a group of Yakuts who look very Yakut”

Верх: русские, чеченцы, татары. Низ: беларусы, армяне, башкиры.

Верх: поляки, евреи, якуты. Низ: финны, молдаване, казахи.

Верх: немцы, цыгане, узбеки. Низ: англичане, афроамериканцы, таджики.

Комментарий к 2.1.В этом запросе мы уже можем отлично видеть основные вещи. Например, чеченцев корректно (на основе ДНК) изображают более северными, чем армян. Поляков ассоциируют с рыцарством и героически выглядящими блондинами, третья картинка выглядит откровенно базированно. Восточные народы кроме якутов выглядят довольно похоже не только из-за похожей одежды, но и из-за похожих черт лица. Эти черты отражают плавные переходы – якуты несколько более североазиатские, чем казахи, которые более азиатские чем башкиры. Но в то же время видна и меньшая восточноазиатская примесь у таджиков, нежели у узбеков.

Среди европейских народов отличия больше в одежде и стиле, чем в чертах лица. Впрочем, они выглядят вполне узнаваемо – допустим, финны вполе себе курносые блондины и с круглой головой, а немцы довольно нордические.

В качестве основы явно берутся исторические материалы типа картин или ранних фотографий. Русские на четвертой картине выглядят крайне фактурно, хоть сейчас с ногайкой нападут на панк-группу. Несколько выделяются чеченцы, которые выглядят скорее в духе 90-х.

2.2. Молодежь – “four local Yakuts in their twenties”

Верх: русские, чеченцы, татары. Низ: беларусы, армяне, башкиры.

Верх: поляки, евреи, якуты. Низ: финны, молдаване, казахи.

Верх: немцы, цыгане, узбеки. Низ: англичане, афроамериканцы, таджики.

Краткий комментарий к 2.2. Как видно, это очень реалистичный запрос – в большей степени, чем первый. В первом больше стереотипные черты, а тут явно на основе фото из соцсетей. О русских здесь подробнее напишу ниже.

2.3. Комикс – “a Yakut man and a Yakut woman in a comic book illustration”

Верх: русские, чеченцы, татары. Низ: беларусы, армяне, башкиры.

Верх: поляки, евреи, якуты. Низ: финны, молдаване, казахи.

Верх: немцы, цыгане, узбеки. Низ: англичане, афроамериканцы, таджики.

Комментарий к 3. В этом запросе все получается какие-то слишком американизированные, вон даже казах в ковбойском костюме и практически белый. Мужчины также везде более темнопигментированные, чем женщины – видимо, сказывается “tall, dark, and handsome”. Все мусульманские народы в целом выглядят похоже, хотя узнаются по одежде, особенно чеченцы. Интересен широкий разброс фенотипов у таджиков – от явно азиатских в духе якутов до средиземноморских, почти молдаван.

2.4. Дух нации – “the spirit of the Yakut nation”

Верх: русские, чеченцы, татары. Низ: беларусы, армяне, башкиры.

Верх: поляки, евреи, якуты. Низ: финны, молдаване, казахи.

Верх: немцы, цыгане, узбеки. Низ: англичане, афроамериканцы, таджики.

Комментарий к 4. Согласитесь, задорный запрос в плане результатов, несмотря на сомнительную идею о “духе нации”. Хорошо видно, что AI не ограничивается налеплением флага на все подряд. В некоторых случаях есть индейский оттенок – видимо, само слово spirit, плюс nation может ассоциироваться с индейскими резервациями. Поэтому встречаются перья, лошади и лихие уборы. Англичане явно такие под влиянием футбола. Вообще Англия несколько узурпирована Великобританией, так что футбол одно из немногих формальных мест, где есть Англия. В следующем посте будут результаты запроса four pictures of Yakut national ideas, который интересно соотнести с этими результатами.

Занятно также, что у некоторых дух изображается женщиной, а у некоторых мужчиной. Это довольно стабильный результат. Допустим, у чеченцев в нескольких одинаковых запросах был мужчина. Женский образ обычно скорее больше похож на девушку в духе известного финского олицетворения (AI здорово подставил третью картинку). Ни агрессивной родины-матери а-ля Кали, ни почтенной матери Сырой-земли мы тут особо не видим ни у какого народа. Как максимум есть варианты Афины. Забавно, что у последнего русского духа стоит череп. По-моему, очень задорно и метко смотрится танцующий молдавский дух номер 1.

Черты лица “духов” хорошо соответствуют этническим чертам. Даже башкиры получились более точно, чем обычно.

Конец основной части.

3.1. Государство, этничность и политкорректность

Запрос four different female… Russians, Soviets, Boers, Brits, Americans, Brazilians.

Технически “Russian” это может быть и россиянин, но на деле никого кроме русских или выглядящих как русские на этот запрос АИ не выдает. Все изображения, относящиеся к духу или идеям, тоже выдают русских по фенотипу – более того, в «идейных» запросах в стиле «дух русской нации» они выглядят ультрарусски, как у какого-нибудь Константина Васильева. Поэтому более новомодная модель замены “россиян” на “русских” в стиле “да, я квадратный – и я круглый” тоже не подходит. Фактически для нейросети Russian есть русский, т.е. северовосточная европейская этничность и культура людей этой этничности.

Надо отметить, что это не относится ко всем эпитетам. Например, в ответ на запросы American нейросеть выдает людей разных рас. То же самое с Brazilian, где показываются мулатки разной степени смешения, или British, где есть и англичанки, и негритянки, и южные азиатки. Более того, даже часть буров она превращает в негров, хотя у них весь смысл в том, что они белые. Вероятно, сеть это с ними делает из-за того что слово ассоциируется с Африкой южнее Сахары. Тем не менее, похожая участь могла ожидать и Russian – но нет, все довольно русские на вид. Так что Russian для AI – это намного более этнический, нежели государственный, языковой или еще какой-то эпитет.

Запрос the spirit of the [X] ethnicity… Russian, Bashkir, English, Scottish, Chechen, French, German. О последней картинке – ниже.

Не совсем понятно, из-за чего случаются курьезы типа духа шотландской или английской этничности, которые оказываются неграми. Возможно, запросы вроде ethnicity или race обязательно будут по возможности вставлять негров. Белокожего негра на запрос “the spirit of the white race” можно было бы объяснить ручной регулировкой алгоритма с целью унизить белых. Однако “the spirit of the Asian race” тоже оказывается смесью азиата и негра. Тем не менее, в ответ на запросы типа “the spirit of the Russian ethnicity” или “the spirit of the Chechen ethnicity” выдаются адекватные картинки. Но из-за этой дичи и в целях краткости пришлось опустить запрос. Попытки что-то сделать с запросом к успеху не привели – справа внизу вы можете видеть результат запроса “a man who is English by ethnicity, ethnically English man”. Впрочем, все работает с запросом Englishman, как уже говорилось.

Запрос the spirit of the white race, the spirit of the black race, the spirit of the Asian race.

3.2. Так как нейросети видят русских?

Судя по названию, будет разбор того, как нейросети изображают русских. Т.е. они делают акцент на какие-то старые вещи типа ушанки, либо более новые типа гопников. Что акцентируют идеологически – СССР ли, попов, военных в масках как на мемах. Изображают ли русских или россиян (например, с азиатскими или “евразийскими” чертами). Акцент делают на людях или на каких-то фоновых вещах типа собора Василия Блаженного. А вместо этого просто про фразы. Эх.

– Мой комментарий к посту с обманчивым названием

Акцент в основном на чертах лица и одежде, а также зданиях и погоде.

Антураж. В исторической одежде акцент на времена поздней Российской империи и раннего СССР. Поздний СССР, летние образы а-ля Олимпиада слабо представлены, за исключением комиксов. При запросах про современность часто показывает людей в униформе типа милиционеров и военных, если не спрашивать про молодежь. Это отличает русских от других восточных европейцев вроде беларусов и молдаван, но роднит их с немцами. В целом самый частый образ – в духе новых кассовых исторических фильмов а-ля про Колчака. В то же время, обильно используются меха и элементы средневекового костюма – возможно, из-за священников.

Фенотип. Что касается черт лица, обычно русских вне нейросетей изображают трех видов:
1) Нордические блондины а-ля Дмитрий Донской или всякие святые отроки;
2) Пухловатые черты лица с чувственными губами и курносым носом картошкой, вроде чуть более темных финнов;
3) Брутальные рабочие с этнически немного “татарскими” чертами и более темной пигментацией, чем в 1 и 2.

В искусстве СССР часто инженеров рисовали в духе 1, крестьян в духе помеси 1 и 2, а рабочих в духе помеси 2 и 3. Занятно, что наиболее по-советски выглядит комикс. По запросу “русские в стиле Warhammer” получается экстремальный вариант 3 (там они выглядят, как узбеки в других запросах), а по запросу вроде “русские в стиле аниме” получается 1. Романтически русские себя любят изображать как 1 или 2 (часто 2 любят, когда контрастируют русских с немцами, англичанами и пр.) и в белой длинной рубашке. Но этот образ редко всплывает у AI.

Впрочем, AI явно не особо следует этим стереотипным канонам. Современная молодежь вообще не особо в них вписывается, но при этом выглядят явно русской. Пожалуй, даже беларусы больше соответствуют старым канонам с широкими скулами. Допустим, последняя панель с молодежью выглядит как кадр из современного сериала. У юношей нет ни особо светлой пигментации, ни круглой головы, однако выглядят они как вполне типичные узнаваемые русские зумеры.

Фон. Новые мемы про гопников и корты еще не пробрались в нейросети. Попы есть, военные есть, но не только. На фоне, впрочем, почти всегда какие-то церкви. Иногда Питер. Очень подчеркивается зима, холод, снег.

Что будет во второй части

Во второй части через несколько дней покажу оставшиеся четыре общих запроса, а также приведу большую выборку русских по случайным запросам с обсуждением. Также скажу немного о других сетях типа DALLE.

Добавить комментарий