В любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.
Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился – умер).
Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье “Что такое сюжет”.
Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой – с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.
Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу
В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» – элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».
Рассмотрим фазы дуги подробнее.
1. Стазис – по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в обычном (или выдуманном) мире. Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» – в развитие, через первый импульс.
2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.
Импульсом может быть все, что угодно, – давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.
3. Цель – следствие импульса.
Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.
Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.
4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.
Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.
Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:
а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;
б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;
в) она должна быть реалистичной, логичной, правдоподобной, естественно вытекающей из обстоятельств.
И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.
5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.
Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» – это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание ответственности за поступок (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.
6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.
Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.
7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.
Поворот должен быть:
а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф – зараза, а работа крайне нужна);
б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;
в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.
Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»
Сборник статей “Работа над книгой”
Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?
Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник
8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.
Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.
Как применять восьмипунктовую дугу в написании книги
Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его композиционной части. Таким образом, дуги могут быть:
- главными – история в целом;
- большими – части, главы;
- малыми – сцены.
Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.
Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.
Когда говорят о фабуле произведения (рассказа, повести, романа и т.д.), то имеют в виду хронологическую последовательность событий. Поэтому следует разграничивать и отличать понятия “сюжет” и “фабула” произведения.
В рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” сюжет и фабула совпадать не будут. Поясню.
Читатели рассказа сначала узнают, что главный герой должен с левонтьевскими ребятишками пойти на увал. И только потом автор рассказывает о семье Левонтьевых. А ведь, если брать во внимание хронологию событий, то события в Левонтьевской семье происходили раньше, чем история с земляникой.
Так что же такое фабула?
Фабула – это последовательное ( в хронологическом порядке) изложение событий, изображенных в произведении, на основе сюжета.
Обычно сюжет и фабула сопадают. Но вот конкретно в рассказе “Конь с розовой гривой” они будут отличаться. О причинах отличия уже говорилось выше.
Итак, фабула рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”
Бабушка велит пойти на увал за ягодой.
Поход за земляникой.
Обман.
Кража калача для Саньки.
Переживания ночью.
Рыбалка.
Герой убегает от бабушки.
Ночь, проведенная в кладовке.
Слёзы.
Бабушка простила. «Пряник конём».
Зачем тебе учиться? Итак уже готовый автор!
Шесть причин, зачем я участвую в писательских марафонах. На одном из них мы весь год писали книгу. Он так и назывался ” Допишу книгу в 2020“. Помимо создания атмосферы поддержки, организаторы поделились полезными знаниями, настроили на рабочий лад, сумели структурировать весь процесс. Теме фабулы была отведена особая роль.
Рассказы из песочницы – сборник историй про то, какими тернистыми бывают пути к истинному счастью.
Потерять ежедневник, а найти счастье.
Лида нашла себя на полу. Абсолютно бесчувственное существо
Успех для каждого свой
Пять стадий принятия. Мой опыт преодоления сложностей
Как и где можно найти любовь
Замечать счастье
Содержание
- Фабула: определение, история происхождения, значение термина в разных сферах
- Что такое фабула
- История появления термина
- Составляющие элементы фабулы
- Задачи фабулы
- Произвольное повествование
- Примеры
- Определение фабулы в других сферах
- Сюжет и фабула – в чем разница?
- Элементы фабулы
- Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
- Фабула, сюжет и композиция литературного произведения: определения, примеры, отличия
- Что такое фабула, сюжет и композиция, чем они отличаются
- Элементы сюжета литературного произведения
- Типы сюжета в литературном произведении
- Элементы композиции литературного произведения, ее виды и композиционные приемы
- Что такое фабула и чем она отличается от сюжета
- Определение фабулы (что это) и происхождение термина
- Элементы фабулы
- Чем сюжет отличается от фабулы
- Краткое резюме
- Комментарии и отзывы (1)
Фабула: определение, история происхождения, значение термина в разных сферах
Что такое фабула
Фабула — хронологически правильное представление сюжета текста, отображающее причинно-следственные связи и фактическое содержание.
Отличие фабулы от сюжета в том, что второе — видоизмененная по желанию автора фабула, которая создана с целью решения какой-либо проблемы (например, повлиять на восприятие читателя).
История появления термина
Fabula с латинского языка переводится как «история», «сказка». Происхождение от глагола fari («говорить», «общаться» или «придумывать историю»). Изначально термин «фабула» означал литературные жанры басни или сказки, однако позже вышел из употребления и стал использоваться в значении «основы», «корня», что в сопряжении с литературным смыслом дает «основу истории».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Составляющие элементы фабулы
В литературе фабула обычно делится на части, различные по смыслу и применению:
Пролог (древнегреч. πρό-λογος — «предисловие») — подводка к истории, дополнение к ней. Зачастую не освещает какие-либо элементы сюжета, а лишь описывает мотивы произведения, общий смысл и т. д. Важно разделять это понятие с понятием экспозиции и предисловия: экспозиция — часть начала сюжета, представляющая обстановку или героев; предисловие — замечания, отзывы, комментарии и замечания к произведению (как самого автора, так и критиков, издателей, переводчиков и т.п.).
Завязка (православ. vęzъ) — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.
Основное действие — все события, развивающие повествование.
Кульминация (лат. culmen — «вершина») — момент, когда события достигают высшей точки напряжения, происходит разрешение конфликтов. Кульминация подводит историю к развязке,
Развязка (православ. vęzъ) — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.
Эпилог (греч. έπίλογος — «послесловие») — дополнение основной истории, зачастую никак на нее не влияющее. Эпилог может состоять как из событий описываемого мира, так и из обращения автора к читателям.
Лирическое отступление — не влияющая на сюжет часть текста, в которой может описываться авторская позиция по отношению к действию как посредством размышлений героев, так и через резонера (фр. raisonner «рассуждать») — персонажа, созданного с целью выразить авторское мнение или уточнить его. Могут также описываться детали, дополняющие картину описываемого мира,
В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:
Перипетия (греч. περιπέτεια — «приключение») — внезапный неблагоприятный для героя поворот сюжета, осложнение обстоятельств. В античности данный прием использовался в описании резкого невезения героя как способ наказания от богов.
Интрига (лат. intrico — «запутываю»)— способ построения сюжета, создающий сложные, запутанные события и взаимоотношения персонажей. Интрига позволяет развить сюжет и привлечь внимание читателей.
Коллизия (лат. collisio — «столкновение») — изображение жизненных конфликтов, противоборствующих сторон и проблем в повествовании. Одним из способов выражения коллизии являются два противоположных персонажа с разными идеями и стремлениями.
Задачи фабулы
Основная задача фабулы — создать для читателя четкую картину описываемых событий, установить последовательность для лучшего понимания сюжета.
Произвольное повествование
В современной терминологии произвольным повествованием называют сюжет. Ход, время и порядок повествования автор определяет сам.
Характерные черты произвольного повествования:
Существуют множество способов организации повествования, поэтому принято делить сюжеты по типам композиции:
Примеры
Известным примером повествования с не линейным сюжетом является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где ни одна глава сюжета не совпадает с положением глав фабулы.
Другим примером является рассказ М. Горього с рамочной композицией «Старуха Изергиль»:
Определение фабулы в других сферах
Практически единственное применение этого термина — в литературе и театральном искусстве. Отталкиваясь от изначального значения термина («основа, корень»), можно предположить, что он может употребляться в ситуациях, где необходимо восстановить точный порядок действий.
Источник
Фабула – события и действия в литературном произведении или фильме, идущие в хронологическом порядке – так, как они происходили бы в жизни. В отличие от фабулы, сюжет может показывать события в той последовательности, которую выберет сам автор.
Сюжет и фабула – в чем разница?
Когда в произведении развиваются некие события, их можно представить в виде сюжета, задуманного автором, и в виде фабулы. Если все происходящее в сюжете разложить в логической и временной последовательности, то получится фабула. Иногда фабулу даже называют «выпрямленным сюжетом».
Основные отличия сюжета и фабулы:
В сюжете мы видим описание событий по содержанию, в фабуле – то, как они происходили одно за другим;
Фабула имеет строгую временную последовательность, сюжет – произвольную;
Фабула может быть короче, чем сюжет;
Сюжет показывает эмоции, воспоминания и чувства персонажей.
Хорошим примером несовпадения сюжета и фабулы является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Роман состоит из нескольких повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», Княжна Мери» и «Фаталист».
Лермонтов намеренно расположил главы в порядке, нарушающем хронологию, чтобы сначала показать героя глазами других персонажей, а затем раскрыть его чаяния и переживания изнутри.
Если бы мы расположили главы в хронологическом порядке, их последовательность была бы другой: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Но и история при этом потеряла бы целостность, а мы бы не поняли, что автор хотел показать и рассказать.
Элементы фабулы
Фабула может состоять из нескольких последовательных элементов:
Коллизия – столкновение противоположных интересов, взглядов действующих лиц;
Интрига – действие, при котором один герой составляет план, противоречащий интересам другого героя;
Перипетия – неожиданный поворот;
Экспозиция – расстановка действующих лиц перед началом основного действия. В экспозиции видно, как складываются обстоятельства и назревает основной конфликт;
Пролог – вводная часть, где мы знакомимся с персонажами. В отличие от экспозиции, может содержать обращение автора к читателю;
Завязка – событие, с которого начинаются действия. Здесь либо обнажаются существующие разногласия, либо только «завязываются»;
Кульминация – напряженный, переломный момент в отношениях героев, либо столкновение героя с обстоятельствами;
Развязка – часть, содержащая решение конфликта;
Эпилог – заключительная часть, дополняющая завершенный сюжет. Рассказывает о дальнейшей судьбе действующих лиц.
Источник
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Для того чтобы любить литературу, необязательно разбираться во всех ее профессиональных тонкостях. Большинству читателей совершенно незачем зубрить наизусть сложную и разнообразную литературную терминологию, получать удовольствие от чтения можно и без нее.
Но иметь представление о самых элементарных литературных понятиях должен каждый читатель, если, конечно, он хочет называться культурным человеком. Одним из слов, которые практически каждый слыхал неоднократно, но далеко не каждый понимает правильно, является слово «фабула».
Это мелодичное слово имеет схожее звучание и написание в английском, французском, немецком и некоторых других языках. Изначально оно переводилось как «басня, сказка», но со временем его значение изменилось: в наши дни под фабулой принято понимать основу, на которой строится любое повествование. Фабула — это та цепочка событий и фактов (реальных или вымышленных), которые делают данное повествование возможным.
В литературе фабулой называют совокупность событий, действий и обстоятельств, описываемых в художественном произведении: легенде, притче, басне, рассказе, повести, романе, поэме или другой литературной форме.
Фабула составляет фактическую основу произведения, она является той центральной осью, вокруг которой строится повествование. Следует заметить, что в литературе существуют разные определения этого термина, разницу между ними мы рассмотрим ниже.
Талантливый автор способен превратить удачную фабулу в гениальное произведение искусства. Так, например, доподлинная история дворянина Островского, рассказанная А. С. Пушкину его другом П. В. Нащокиным, стала той фабулой, которая послужила основой для повести «Дубровский». Реальные прототипы давно забыты, а о героях повести до сих пор пишутся школьные сочинения.
Знаменитому гоголевскому «Ревизору» предшествовал ряд произведений со схожей интригой, другими словами, фабула была уже не нова. Анекдотическая история про мелкого чиновника, волею случая принятого за важную особу, была рассказана уже не раз до этого. Но Н. В. Гоголю удалось превратить эту историю в настоящий шедевр, имеющий острую социальную трактовку и пополнивший собой сокровищницу мировой литературы.
На этом примере мы видим, что одна и та же фабула может использоваться для создания множества оригинальных художественных произведений.
Существует несколько точек зрения на различия между фабулой и сюжетом. В современной русской литературной критике под фабулой принято понимать основное художественное содержание и главный конфликт произведения, а термином «сюжет» обозначается конкретная последовательность описываемых в произведении событий. Согласно такой терминологии, когда теледиктор излагает краткое содержание предыдущих серий фильма, он знакомит зрителя именно с фабулой, а чтобы получить представление о сюжете, нужно лично посмотреть эти серии.
Толковый словарь Ушакова трактует эти термины совершенно иначе: фабулу он определяет как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи», а сюжет — как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения». По Ушакову, фабула заключает в себе описание событий в их строгой временной последовательности, а при построении сюжета автор может расположить эти события в том порядке, который соответствует его художественному замыслу.
Как видно из приведенного выше сравнения, определения рассматриваемых нами терминов могут быть весьма противоречивыми. Важно понять, что эти два слова могут обозначать два существенно отличающихся друг от друга понятия: саму историю, которую рассказывает автор, и тот способ, которым он это делает. Поэтому всегда важно уточнять, о каком именно из этих понятий идет речь в каждом конкретном случае. Некоторые используют слова «фабула» и «сюжет» как синонимы, другие готовы до хрипоты спорить об их истинных и единственно верных значениях.
Следует заметить, что сюжет и фабула не являются в этом смысле исключениями, многие другие гуманитарные термины тоже являются достаточно спорными и могут стать причиной разночтений.
Источник
Фабула, сюжет и композиция литературного произведения: определения, примеры, отличия
При литературоведческом анализе эпических и лирических текстов необходимо различать фабулу, сюжет и композицию. Все эти понятия имеют отношение к содержанию литературного произведения, поэтому их нередко путают. Однако на самом деле это очень разные вещи, и их соотношение может иметь большое значение. Сегодня мы будем разбираться, что такое фабула, сюжет и композиция художественного произведения, в чем их отличия. Мы не только дадим определение этим литературоведческим терминам, но и приведем примеры, рассмотрим элементы сюжета и композиции, композиционные приемы.
Что такое фабула, сюжет и композиция, чем они отличаются
Пересказывая произведение, мы часто передаем последовательность событий не в том порядке, в каком они описаны автором, а в том, в каком они происходили. Например, пересказывая роман «Дубровский» А.С. Пушкина, мы можем сначала сообщить, что Владимир купил у учителя документы и занял его место, а потом уже рассказать, как он появился в доме Троекуровых.
Читая сам роман Пушкина «Дубровский», мы сначала узнаем о появлении в доме Троекуровых учителя-француза Дефоржа, затем понимаем, что он и есть Дубровский, и только потом нам становится ясно, каким образом Владимир занял место гувернера. Все это часть сюжета романа.
Восьмой главой, в которой в доме Троекуровых появляется учитель Дефорж, открывается второй том романа «Дубровский». О том, что гувернер и разбойник – одно и то же лицо, мы узнаем только в десятой главе, и лишь в одиннадцатой главе дана история о том, как Владимир Дубровский занял место учителя-француза. Обращаясь к структуре художественного произведения, мы говорим о его композиции.
Более подробно сюжет и композицию романа «Дубровский» Пушкина я проанализировала в отдельном материале.
И сюжет, и композиция имеют свои «блоки» (или «кирпичики»), из которых они и складываются, превращаясь в цельное художественное произведение. Об этих элементах мы теперь и поговорим.
Элементы сюжета литературного произведения
Сюжет литературного произведения состоит из эпизодов, то есть из детально изображенных моментов действия. Благодаря этому он воспроизводит взаимоотношение героя с обстоятельствами, держит внимание читателей.
Сюжет художественного произведения может включать в себя пролог (вступление, предисловие) и эпилог (послесловие). Послесловие может представлять собой обращение автора к читателям или рассказ о дальнейшем развитии событий, судьбе персонажей.
В литературном произведении могут встречаться и внесюжетные элементы. К ним относятся лирические отступления (рассуждения автора) и вставные эпизоды (не имеющие отношения к сюжету произведения, но помогающие понять его идею).
Типы сюжета в литературном произведении
Сюжет в литературном произведении может быть однолинейным и многолинейным.
По характеру связи эпизодов в художественном тексте сюжеты подразделяют на хроникальные и концентрические (они же – центробежные).
Нередко в произведениях встречаются сюжеты смешанного типа, особенно если в нем имеется несколько сюжетных линий.
Элементы композиции литературного произведения, ее виды и композиционные приемы
Композиция имеет не только смысловую, но и организационную функцию. Ее элементы помогают организовать текст в единое целое. К ним относятся:
При создании литературного произведения писатели используют следующие композиционные приемы:
К композиционным приемам можно также отнести разрыв событий. Этот прием характерен для детективов. Встречается он и в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.
Умолчание тоже можно отнести к композиционным приемам. О нем мы говорим тогда, когда о событии, которое произошло раньше других, читатель узнает позже (как в «Метели» или в «Дубровском» Пушкина).
Традиционно выделяют следующие виды композиции:
Различные исследователи называют и другие виды композиции. К ним относятся:
Структура литературного произведения важна для понимания его идеи. И сюжет, и композиция играют одинаково весомую роль в понимании авторского замысла и смысла романа, повести, рассказы, пьесы, стихотворения. Однако они характеризуют разные стороны литературного произведения: его форму и содержание, которые тесно связаны между собой. Я рассказала, что эти литературоведческие понятия обозначают, привела примеры. Теперь, надеюсь, вы хорошо поняли, чем различаются фабула, композиция и сюжет, так что соответствующие вопросы на экзамене уже не поставят вас в тупик.
Источник
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «фабула» используется в литературоведении для обозначения цепочки последовательно сменяющих друг друга событий в художественном произведении.
Фабула – это важный элемент его структуры. Чтобы более точно сформулировать определение, необходимо обратиться к истории понятия.
Определение фабулы (что это) и происхождение термина
Слово «фабула» (от лат. fabula) переводится как басня (что это такое?), житейская история.
В Древнем Риме фабулами назывались короткие истории на бытовые темы, пересказанные в прозе. В современном понимании они были ближе всего к жанру анекдота, но не всегда имели юмористическую окраску.
Позже, в средневековой Франции, Германии и Италии получили распространение фаблио – это поучительные новеллы из жизни простых людей. Они напоминали бытовые сказки или побасенки.
Простолюдины с удовольствием читали и пересказывали фаблио: их краткость и лёгкость не шли ни в какое сравнение с трудной для восприятия официальной церковной литературой. Эти черты сближали народный городской эпос с фольклором (что это?).
Основой таких историй становились определённые события, действия, положения, случаи, иногда – просто слова, произнесённые в подходящей ситуации.
Со временем фабулой стали называть основу повествования, его канву, смысловое и событийное ядро.
Современный словарь литературоведческих терминов сообщает что:
фабула в литературе – это фактическая составляющая произведения, хронологическая цепь событий, изложенных в определённой последовательности, в соответствии с творческим замыслом автора.
Элементы фабулы
В зависимости от жанра произведения, времени его создания, авторского замысла и других условий, фабула может состоять из следующих элементов:
Они могут использоваться писателем полностью или частично, менять последовательность или отсутствовать вовсе.
Чем сюжет отличается от фабулы
В российском литературоведении долгое время не было принято разделять понятия «сюжет» и «фабула». Они воспринимались как синонимы. Предпочтение отдавалось первому термину.
Современные учёные сошлись во мнении, что фабулой следует считать основу повествования, его стержень, а сюжетом – набор образных средств, с помощью которых реализуется раскрытие основной идеи произведения.
Если представить литературное произведение в виде живого организма, фабула будет его скелетом, а сюжет – мышцами. Без скелета корпус рассыплется, повествование станет вялым, бесструктурным. Но и без движущих сюжетных мышц скелет останется только схемой – пугающей, безобразной и бесполезной.
Как видите, фабула держит сюжет, а сюжет оживляет фабулу и приводит в действие весь организм художественного текста.
Увидеть различия между сюжетом и фабулой легко на примере конкретного произведения. Сухой пересказ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», каким мы привыкли видеть его в школьных читательских дневниках, будет выглядеть примерно так:
«Онегин приезжает из столицы в деревню. Он заводит дружбу с Ленским, увлекается Ольгой. Сестра Ольги Татьяна чувствует любовь к Онегину и признаётся ему в этом письмом. Герой отвечает отказом и уезжает.
Татьяна томится, но через несколько лет её выдают замуж, она становится петербургской светской дамой. Встретив её вновь, Онегин понимает, что влюблён, но быть вместе герои не могут».
Сюжетная канва будет чуть плотнее и богаче:
«Разочарованный светский лев Евгений Онегин после получения наследства приезжает в родовое деревенское поместье, где сближается с молодым романтиком Ленским и невольно становится предметом любви дочери помещиков Лариных. Татьяна – дитя природы, она естественна, не избалована, лишена светского кокетства, чиста и органична.
Из-за нелепой ссоры между друзьями происходит дуэль, Ленский погибает. Татьяна признаётся Евгению в любви, но вместо взаимного признания получает суровую отповедь. Евгений уезжает, так как его пугает серьёзность и решительность юной девушки. Через много лет в Петербурге он встречает повзрослевшую замужнюю Татьяну и понимает, что любит её.
Признавшись ей в любви, герой узнаёт, что её чувство не прошло, но теперь быть вместе им не суждено. В поисках политического, социального и поведенческого идеала, Онегин примеряет на себя все модные стереотипы своего времени (от байронического героя до декабриста-революционера), но так и не находит собственный путь.
Татьяна, олицетворяющая русский ум, русскую душу, верность традициям русской культуры остаётся целостной и естественной от начала до конца произведения».
Фабулу можно было бы записать ещё короче:
«Героиня любит героя, а он её – нет. Спустя время герой влюбляется в героиню, но его ждёт отказ».
Этот «костяк» сюжета находим в русской народной сказке «Цапля и Журавль». А. С. Пушкин выстраивает художественное полотно романа на крайне простом фабульном стержне, но от этого произведение не становится беднее.
Краткое резюме
Умение видеть фабулу – полезный навык для устного пересказа или письменного изложения текста. Оно помогает чувствовать его структуру и в дальнейшем с лёгкостью создавать собственные шедевры.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (1)
Чтобы создать что-то стоящее, только фабулой не отделаешься, ведь на одну и ту же фабулу можно написать много разных произведений с непохожими друг на друга сюжетами, одни произведения будут гениальными, а другие бездарными, тут уже все от таланта писателя зависит.
Источник
Как правильно писать фабулу?
Фабула – это тоже рассказ о событиях, но ударение здесь ставится на причинности. „Король умер, а потом умерла королева“ — это рассказ. „Король умер, а потом королева умерла от тоски“ — это фабула.
Что такое фабула дела пример?
Фабула дела — это суть судебного дела (спора), изложенная кратко и доступным языком. … Слово «фабула» от латинского fabula (фабула) — басня, сказка. Пример Информационное письмо Арбитражного третейского суда г.
Что такое фабула обвинения?
Поэтому фабула обвинения, т. е. событие преступления (факт, время и место его совершения), и иные обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК РФ), включая фамилию, имя и отчество лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, его возраст и место его рождения (п.
Какое определение соответствует термину фабула?
fabula — повествование, история) — фактическая сторона повествования, то есть события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в процессе творческой деятельности в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором …
Как слушать фабулы?
3. Прослушивать Фабулы можно самым обычным способом, — окружающая Вас тишина, спокойная обстановка, плеер, сотовый телефон (с поддержкой формата . wave), обязательно наушники. Каждая фабула прослушивается разное количество раз (рекомендуется проконсультироваться с специалистом).
Какие бывают фабулы?
Многообразие фабул неисчерпаемо. Они бывают сказочные, романтические, реалистические. К ее элементам относятся: интрига, коллизия, перипетия, экспозиция, завязка, развязка, кульминация, пролог, эпилог.
Как определить фабулу?
Фабула — сюжетная канва литературного произведения, включающая только фактическое содержание повествования. Фабула — это те события книги, действия персонажей, а также случайности, которые двигают сюжет, формируют конфликт и способствуют развитию характеров героев.
Где можно посмотреть уголовное дело?
сайт «правосудие»
- поиск федерального суда общей юрисдикции;
- поиск по делам и судебным актам;
- поиск по категориям уголовных дел;
- поиск по территориальной подсудности;
- поиск текстов судебных актов;
- поиск извещений о времени и месте рассмотрения административных дел в порядке главы 27.1 кас рф, главы 27.2 кас рф.
Кто может предъявить обвинение?
Согласно части первой статьи 175 УПК Российской Федерации если в ходе предварительного следствия появятся основания для изменения предъявленного обвинения, то следователь в соответствии со статьей 171 данного Кодекса выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявляет его обвиняемому в порядке …
Что такое фабула краткое высказывание?
Фабула — сюжетная канва литературного произведения, включающая только фактическое содержание повествования. Фабула — это те события книги, действия персонажей, а также случайности, которые двигают сюжет, формируют конфликт и способствуют развитию характеров героев.
В чем различие сюжетом и фабулой?
В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается.
Что такое преамбула и фабула?
Преамбула — вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, а также декларации или международного договора. Обычно в преамбуле в концентрированной форме излагаются цели и задачи данного акта, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для его принятия.
Как Аристотель понимает фабулу?
«Фабула трагедии, – говорит Аристотель, – должна быть законченной, органически целостной, а размер ее определяется самой сущностью дела, и всегда по величине лучшая та [трагедия], которая расширена до полного выяснения [фабулы]» («Поэтика», гл. 7). Фабула трагедии непременно имеет перипетии и узнавание.
Какие виды сюжета существуют?
Типы сюжета: концентрический и хроникальный
- Сюжет концентрический (центростремительный) …
- Сюжет хроникальный (центробежный) …
- Принципы связи событий в хроникальных и концентрических сюжетах существенно различаются, следовательно, различаются и их возможности в изображении действительности, поступков и поведения людей.
Как узнать уголовные дела по фамилии?
Как посмотреть уголовные дела у человека по фамилии
- Официальный сайт судебных исков ГАС РФ «Правосудие». …
- Также существует сервис под названием «Судебные решения», который включает в себя информацию с официальных сайтов различных судов.
Как найти информацию по уголовному делу?
Пользователь может найти информацию по фамилии на официальном сайте суда, вынесшего решение, или на государственном портале «Правосудие». На порталах публикуют акты по рассмотренным делам. По действующим законам каждый суд в РФ должен публиковать данные на официальных сайтах по всем рассматриваемым делам.
Кто выносит обвинение?
Если оно производится в форме предварительного следствия, то обвинение формулируется в виде постановления о привлечении в качестве обвиняемого, которое выносит следователь. Если же оно производится в форме дознания, — то в виде обвинительного акта, который выносит дознаватель.