Как составить факт карту по курпатову

Интеллектуальные объекты формируют мировоззрение руководителя и определяют его поведение. А.Курпатов предлагает для формирования и изменения таких объектов использовать факт-карты.

Что отличает руководителя-профессионала от посредственного менеджера.

Имея значительный опыт оценки руководителей разного уровня в организационной иерархии, я обратил внимание на одно, на мой взгляд ключевое, отличие между корифеями управления и  стремящимися сделать карьеру руководителя…

Среди менеджеров высшего звена немало людей с невысокими показателями в области пространственного мышления, вычислительных способностей, вербальной и невербальной логики. В общем, в процентном отношении эти показатели у боссов и рвущихся в большие начальники — примерно одинаковы.  А отличает их масштабность мышления, широта взгляда, количество параметров, которые они учитывают в своей работе, количество факторов, на которые обращают внимание.

Каждый человек обладает индивидуальными особенностями. Кто-то быстро считает, другой строит отношения с людьми, третий придумывает гениальные идеи и т.д. и т.д. Каждый из руководителей опираясь на свои сильные стороны, компенсирует слабые. Но когда мы начинаем чем-то заниматься у нас ограниченные представления о предмете. И пока это так, никакие наши способности не компенсируют недостаток наших знаний. Но по мере того, как количество учитываемых факторов все больше соответствует решаемым вопросам, тем своевременее  и эффективнее достигается желаемый результат. Поэтому мое внимание привлекло понятие «факт-карта». Андрей Курпатов в нем обобщил многие подходы и акцентировал внимание на важных моментах…

Альфред Коржибски (поляк, родившийся в Российской империи) в первой половине XX века сказал, что «карта не есть территория». Большую популярность этому выражению придали психологи в рамках НЛП-подхода. Почти за век до этого Лев Толстой написал «Гладко вписано в бумаге, Да забыли про овраги», а многие века до этого философы спорили о соотношении субъективного и объективного.  Идея этих высказываний состоит в том, что представления людей о мире не способны полностью описать его и могут только в какой-то степени походить на реальность.

Традиционно нас стараются познакомить с реальностью передавая свои карты, модели. С одной стороны, это направляет ход мыслей человека, прокладывая ему дорогу, с другой, может очень искажать реальность и сужать взгляд человека. Идея факт-карт подкупает меня простотой алгоритма и открывающимися перспективами…

Итак, отталкиваемся от того, что у нас есть мозг [10], в котором содержатся карты, для корректировки которых мы используем сознание. При чем у каждого человека все это работает в зависимости от свойственного ему типу поведения (подробно об трех базовых типах А.Курпатова здесь [1]).

Карты

В нашей голове есть представления о том, как устроена жизнь, что хорошо и что плохо. Это наше мировоззрение является картой реальности, которую хочется ошибочно считать объективной картинкой жизненной территории. С его помощью мы можем объяснить многие явления, но для того, чтобы быть успешным, нам необходимо наши выводы подвергать сомнению.

Созданные карты мы используем на автопилоте, не сверяя их с реальностью. Если же какие-то факты нашей жизни не соответствуют нашим представлениям, мы находим способ опровергнуть их, дать им устраивающее нас объяснение, чтобы не менять автоматическое использование принятой карты.

Когда нам кажется, что мы что-то видим (в прямом или переносном смысле) — на самом деле с помощью органов чувств мы «видим» некие элементы, а остальную картинку в голове мозг дорисовывает исходя из имеющихся у нас «карт», создавая целостное, определенное понимание.

Интеллектуальный объект

Мозг действует, как набор программ, который хранит знания и оперирует ими (подобно кубикам lego). Из последних он складывает интеллектуальные объекты и представляет их нашему сознанию в готовом виде (с соответствующими характеристиками и свойствами).

Любые элементы мира в нашей голове (зрительные, чувственные, мысленные и т.п.) — интеллектуальные объекты, созданные мозгом. Когда некий реальный жизненный факт нами воспринимается и интерпритируется — он превращается в интеллектуальный объект. И таковые не просто хранятся в мозге, а постоянно пересобираются (если мы что-то вспомнили, т.е. вынули некий интеллектуальный объект из мозга, то назад кладем далеко не обязательно то же самое).

Для понимания карт и интеллектуальных объектов принято еще использовать понятие фрейма (в управлении чаще оперируют им) [2]

Процесс формирования карты

Речь идет о том, как мы учимся, как формируются наши представления и навыки.

I-й этап Взаимодействуя с реальностью, мы разными способами стараемся добиться устраивающего нас результата и случайным образом нам это удается. Когда несколько раз совершаем однотипные действия (в том числе мыслительные) — они превращаются в автоматизмы [9]. Приобретя такой полезный навык чаще всего мы в дальнейшем его используем. К.Аргирис описал данный процесс в наглядной модели двойного цикла обучения и раскрыл защитные механизмы, заставляющие наступать на одни и те же грабли [4]. На этом этапе мозг обучился применять карты и содержащие их интеллектуальные объекты неосознанно.

II-й этап Сталкиваясь с действительностью и используя интеллектуальные объекты, мы добиваемся успеха или терпим фиаско. На основании того, что происходит в нашей жизни, мы начинаем концептуализировать карты с помощью гипотез о том, что правильно и нет. В пространстве нашего мышления формируется объемное изображение реальности, которое уже опробовано.

Для лучшего понимания описанного здесь процесса обучения стоит познакомиться с циклом Колба, который пользуется большой популярностью у преподавателей, тренеров, коучей [5].

III-й этап Двигаясь по территории нам необходимо постоянно сверяться со своей картой. Требуется набор «ключей» (которыми выступают вопросы), помогающий определиться идти ли нам дальше или вернуться ко второму этапу. Действия по сверке — это навык, который также становится автоматизированной схемой.

IV этап Добившись с помощью карт, навыков неких успехов мы убеждаем себя в величии и непогрешимости, хотя всегда можно лучше. Чтобы выйти из наезженной колеи автоматизмов нам необходимо подтолкнуть мозг к сомнениям и подключить к работе сознание.

Ограниченные возможности сознания

Оперирование интеллектуальными объекта происходит автоматически и с использованием сознания. Андрей Курпатов выделяет три ключевых момента относительно работы человеческого сознания:

  • в конкретный момент способно заниматься только одной задачей [3]…
  • при этом оперирует только тремя интеллектуальными объектами…
  • мыслит фрагментами по три секунды…

С такими способностями сознания мы бы не смогли «далеко уехать», но нам помогают наши привычки (огромную часть нашей жизни мы «пролетаем на автопилоте»). Когда что-то из сознательных действий превращаем в привычки (наши умения становятся навыками) — у нас появляется возможность одновременно выполнять несколько автоматизмов (вспомните как сложно было учиться ездить на авто и как теперь одновременно с ездой слушаете музыку и серфите коммуникатор).

Целенаправленное мышление с помощью факт-карт

Как помочь сознанию преодолеть его низкую функциональность и ограничения? А.Курпатов предлагает  схему из четырех этапов.

Факт-карты Андрей Курпатов

1 — ОЗАБОЧЕННОСТЬ ВОПРОСОМ

Еще в начале XX века русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты. В виде наглядной модели идея красиво представлена в цикле контакта (гештальт-подход) [6]. Суть в том, что наши ограниченные возможности не позволяют распыляться на проблемы, ситуации, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому в большинстве случаев работают автоматизмы, а для работы сознания нам необходимо обозначить вопрос, как очень важный. Для этого возможно использовать разные способы, но в контексте создания факт-карт А.Курпатов предлагает поместить себя в такие условия, где не будет никто отвлекать офлайн и онлайн…

После того, как избавились от отвлекающих факторов нужно взять большой лист бумаги и в его центре написать название ситуации, проблемы, вопроса, на которых требуется сосредоточить внимание.

2 — ЗАГРУЗКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (СОЗДАНИЕ ФАКТ-КАРТЫ)

Для создания продуктивной карты реальности нам нужно собрать разные факты, относящиеся к рассматриваемому вопросу. Постараться не придумывать стройное описание, а выявить перечень взаимосвязанных фактов, которые станут для мозга интеллектуальными объектами.

В процессе составления факт-карты приветствуется физическое передвижение по комнате, отвлечение от листа, но как только появляется мысль по теме доминантного вопроса сразу фиксировать ее.

Обязательно необходимо записывать все мысли и факты (даже если они мелкие), т.к. при работе «в уме» все зацикливается и не происходит развития ситуации.

Не стоит сразу стремиться все систематизировать или писать последовательно в ровные столбики… Отображать информацию нужно в свободной форме, хаотично в любой свободной части листа.

Для крупных идей можно рядом обозначать составляющие ее, смежные характеристики. Для отображения связей используйте стрелки.

Элементы на листе в нашей голове самостоятельно находят места в нашей системной карте, описывающей анализируемый вопрос. Каждый такой элемент — это точка, из которой мы способны обозревать всю картину под определенным углом зрения.

3 — ОЗАДАЧЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Набросав на лист интеллектуальные объекты, мы озадачили мозг и направили нашу деятельность на поиск дополнительных фактов — чего еще не хватает на листе?

Мы можем испытывать нехватку знаний и опыта — тогда потребуется время. Но имея доминанту даже за пределами комнаты наш мозг будет целенаправленно искать факты, которые помогут в составлении картины. На привычные для нас вещи и события мы будем смотреть иначе, стараясь высветить интересующие нас факты.

Необходимо обращать внимание на частности и детали, т.к. именно они являются ростками, способными повлиять на новое восприятие привычной картины.

Когда вновь открывшиеся факты начинают формировать новую картину, возвращаемся ко второму этапу и на новом чистом листе пересобираем интеллектуальные объекты. Цикл между третьим и вторым этапом может происходить не один раз.

В мозгу происходят анатомические изменения, т.к. формируются новые связи. И так до тех пор, пока не возникнет понимание того, что дополнительных фактов достаточно для решения вопроса и нам становится понятно, что делать.

Важно не зациклиться и переходить к этапу проверки реальностью.

4 — ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТЬЮ

Когда картина ситуации реконструирована, возникает желание и необходимость совершить действия и проверить карту. Поскольку рассматриваемые вопросы сложные, их не удастся сразу решить полностью. Но прогресс намечен. Открываются новые обстоятельства, даже меняется ситуация, что может потребовать учета новых фактов. Т.о. просчитываете стратегию действия, но принимаете решение по первому конкретному щагу. Такой способ управления в рамках сценарного подхода наглядно описал А.И.Пригожин [7].

Для примера посмотрите, как Андрей Курпатов составляют факт-карту «Пространство бизнеса».

Выводы

По мнению А.Курпатова опыт построения карт любых аспектов реальности создается нами на основе нашего опыта социальных отношений. Тем большую актуальность приобретает описанный подход для руководителей, ведь их работа в первую очередь касается отношений с другими людьми.

А.Курпатов, ссылаясь на исследования, пишет  что «к двадцати пяти годам наш мозг сформирован окончательно —  ставки сделаны, ставок больше нет. Мы стали теми,
кем нам суждено быть». И, если это так, то утверждения Р.Хайнце о том, что есть руководители, способные видеть только свою позицию и те, кто умеет видеть и понимать не только свою картину организации, но и другого человека [8]. Их можно выделить, как разные типы. Причем вторых в организации значительно меньше.

С одной стороны развитие своей карты представлений о мире, об организации позволяет руководителям более успешно управлять. С другой, наши возможности довольно ограничены и бесконечно расширять карту, накапливая знания мы не можем, поэтому важной задачей становится создание такого набора интеллектуальных объектов, который будет позволять результативно действовать. А постоянное развитие заключается в пересоздании таких наборов. В общем, здесь уже речь идет о споре между кумулятивным и революционным накоплением знаний и стоит обращаться к Томасу Куну.

Ссылки

  1. Три базовых типа поведения людей в социальной системе (А.Курпатов)
  2. Рефрейминг (Л.Болмэн)
  3. Многозадачность — ответ на современные вызовы
  4. Сопротивление изменениям: мышление и защитное поведение
  5. Четырехэтапный цикл обучения (Д.Колб)
  6. Гештальт-подход к управлению изменениями
  7. Схема стратегического управления «работа с будущим» (А.И.Пригожин)
  8. Великие теории изменений (Р.Хайнце)
  9. Привычки и ритуалы (Тони Шварц)
  10. Управление изменениями с учетом работы структур мозга

Практические онлайн-курсы от Андрея Курпатова о том, как достичь желаемого в любой сфере вашей жизни

Увидеть направление, довести вас до цели и сделать счастливым. Мы предлагаем вам удобный инструмент, который соберет всю вашу интеллектуальную мощь и сконцентрирует ее на достижении результата.

Наше мышление способно на большее

Наше мышление способно
на большее

жизни, которую вы хотите улучшить:

Андрей Курпатов разбирает реальные задачи людей с помощью факт-карт и дает подробные комментарии о том, как правильно решать вопросы в сфере отношений с партнером.

Подробные инструкции, которые позволят внимательно посмотреть на свою личную жизнь и увидеть, что вам следует сделать и как. Упражнения универсальны и подходят всем, независимо от того, есть у вас партнер или нет, в разводе вы или только начали отношения.

Занятия открываются дважды в неделю и длятся около часа. Если выберете тариф с сопровождением – у вас будет куратор, который поможет разобраться со сложными моментами и убедиться, что вы всё сделали правильно.

историй героев на актуальные темы

упражнений
по детальному разбору вашей ситуации

недели продуктивной работы

Ожидания были – решить конкретный вопрос. А реальность – это переосмысление целой сферы жизни и ответы на очень многие вопросы, а не только на один.

Вы не только привели лошадь на водопой, но и заставили ее пить. Этот курс заставил мой мозг основательно и целенаправленно поработать на мое благо. Знания, которые получаешь извне, не так ценишь и их легко утратить, а вот такие знания, которые заработал ценой серьезных усилий, прочувствовал кожей, такое легко не забывается, а значит будешь применять их на практике и реально менять свою жизнь.

В целом было «понятно», что будет реконструкция происходящего, чтобы понять шаги. Но такой (!) реконструкции я не ожидал. Курс превзошел все ожидания и еще больше. Прощупалось то самое целенаправленное мышление. До этого были лишь жалкие попытки. Кейсы тоже очень показательные. Здорово, что они были близки к теме занятия.

Вопросы героев, разобранные на курсе:

Как перестать думать о прошлых отношениях?

Как решиться выйти замуж?

Как избавиться от любовной зависимости?

Как правильно расставаться?

Как вернуть эмоциональную близость
в отношения?

Тариф с кураторской поддержкой и проверкой заданий

  • Возможность старта в удобную дату в течение 3 месяцев с момента покупки

  • 5 занятий / 5 практических упражнений
  • Индивидуальная обратная связь и поддержка от куратора в каждом занятии
  • Длительность курса — 2,5 недели
  • Сертификат участника
  • Доступ к чату выпускников
  • Доступ к материалам на 6 месяцев (при условии прохождения курса за 2,5 недели)
  • Старт сразу после оплаты
  • 5 занятий / 5 практических упражнений
  • Длительность курса — 2,5 недели
  • Доступ к материалам на 3 месяца с момента покупки

Тариф без кураторского сопровождения

Андрей Курпатов разбирает реальные задачи людей с помощью факт-карт и дает подробные комментарии о том, как правильно и эффективно решать задачи, связанные с вашей карьерой и самоопределением.

Подробные инструкции, которые позволят посмотреть на свой карьерный путь объемнее и увидеть, что вам следует сделать и как. Неважно, в какой сфере вы работаете, достигли ли карьерных высот или находитесь на перепутье – упражнения подойдут всем.

Занятия открываются дважды в неделю и длятся около часа. Если выберете тариф с сопровождением – у вас будет куратор, который поможет разобраться со сложными моментами и убедиться, что вы всё сделали правильно.

историй героев на актуальные темы

упражнений
по детальному разбору вашей ситуации

недели продуктивной работы

Курс супер! Уже с первого задания ощущается его заоблачный уровень). Работа со стикерами, круговорот фактов и постоянное ощущение работы на максимуме. Список вопросов затягивает в «глубину», делать задания вполсилы вариантов нет вообще!

Чувства, как после марафона- язык на плече и в голове крутятся слова: «это было круто».

Главное преимущество курса – его практикоприменимость и глубина, на которой ждёт много инсайтов. Я для себя открыла те грани и возможности, о которых даже не могла подумать

Я долго хотела начать практиковать в новой сфере и не могла. И даже не получалось ответить себе на вопрос: «Почему?». В последнем занятии, кажется, я нашла ниточку, за которую можно потянуть, чтобы распутать этот клубок. Оказывается, уже сейчас у меня есть, на что опереться и сделать первый шаг. И мой мозг не сопротивляется этому! Ура! Бонусом я получила понимание, что для меня на самом деле важно в карьере, в какую узкую нишу я могу объединить свои направления и прочие «маленькие приятности».

Как создать собственный
творческий бизнес?

Как решиться
на создание бизнеса?

Мое дальнейшее
профессиональное развитие

Вопросы героев, разобранные на курсе:

Тариф без кураторского сопровождения

  • Старт сразу после оплаты
  • 5 занятий / 5 практических упражнений
  • Длительность курса — 2,5 недели
  • Доступ к материалам на 3 месяца с момента покупки
  • Возможность старта в удобную дату в течение 3 месяцев с момента покупки

  • 5 занятий / 5 практических упражнений
  • Индивидуальная обратная связь и поддержка от куратора в каждом занятии
  • Длительность курса — 2,5 недели
  • Сертификат участника
  • Доступ к чату выпускников
  • Доступ к материалам на 6 месяцев (при условии прохождения курса за 2,5 недели)

Тариф с кураторской поддержкой и проверкой заданий

Андрей Курпатов разбирает реальные задачи людей с помощью факт-карт и дает подробные комментарии о том, как правильно решать вопросы в сфере воспитания детей.

Подробные инструкции, которые позволят внимательно посмотреть на своего ребенка и ваши с ним отношения и увидеть, что вам следует сделать и как. Упражнения универсальны и подходят всем, независимо от того, сколько у вас детей и какого они возраста.

Занятия открываются дважды в неделю и длятся около часа. Если выберете тариф с сопровождением – у вас будет куратор, который поможет разобраться со сложными моментами и убедиться, что вы всё сделали правильно.

историй героев на актуальные темы

упражнений
по детальному разбору вашей ситуации

недели продуктивной работы

Результат превзошел все ожидания. Такого сильного “пинка” от факт-карт я еще не получала. У меня начались действия. Завтра еду с детьми в горы сама. Просто поняла, что если буду дожидаться мужа из Конго, дети вырастут в клетке.

Но. Домик заказала после второй карты, даже не осознавая зачем и почему. Как вожжа под хвост попала.

Будем узнавать друг друга.

Изначально у меня был запрос, как справиться с проблемами с математикой у дочери, а в итоге я получила объемную картину отношений с тремя детьми, со всеми моими успехами и провалами. Ну и план дальнейших действий!

Потрясающие истории героев плюс конкретная информация по возможным проблемам в воспитании, их причинам и возможным решениям. Чек-листы с вопросами задают четкий вектор поиска проблем.

Как решиться отдать дочку
в детский сад?

Исправить психологический вред сыну

Как мне воспитать сына мужчиной?

Каким примером мне нужно стать для детей?

Как найти баланс и не потерять ребенка?

Вопросы героев, разобранные на курсе:

Тариф без кураторского сопровождения

  • Старт сразу после оплаты
  • 5 занятий / 5 практических упражнений
  • Длительность курса — 2,5 недели
  • Доступ к материалам на 3 месяца с момента покупки
  • Возможность старта в удобную дату в течение 3 месяцев с момента покупки

  • 5 занятий / 5 практических упражнений
  • Индивидуальная обратная связь и поддержка от куратора в каждом занятии
  • Длительность курса — 2,5 недели
  • Сертификат участника
  • Доступ к чату выпускников
  • Доступ к материалам на 6 месяцев (при условии прохождения курса за 2,5 недели)

Тариф с кураторской поддержкой и проверкой заданий

2022 © ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ «АКАДЕМИЯ СМЫСЛА»

ООО «МЫШЛЕНИЕ», ИНН – 7840097632,
КПП – 784001001, ОГРН – 1217800144583191119,
г.Санкт-Петербург, ул.Достоевского, д.19/21, лит.Б, пом.1-Н, офис 73


Элеонора К.



39

06.04.2019

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Лежать!


Супер топ



50 905

12.05.2023

Нравится12Нравится12 людям

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Дайте две!


Супер топ



17 489

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Милота


Супер топ



11 334

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Медведь практикует первую помощь


Супер топ



8 506

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Закрыл обратно!


Супер топ



7 644

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Мама – лучший матрас


Супер топ



6 392

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Щекотно же!


Супер топ



5 128

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Деревья-стулья


Супер топ



5 427

12.05.2023

Нравится1Нравится1 человеку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Антипобег


Супер топ



5 442

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Рыбное место


Супер топ



4 768

12.05.2023

Нравится1Нравится1 человеку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Кормушка


Супер топ



4 268

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Поднимают рояль


Супер топ



3 725

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Лис на охоте


Супер топ



3 525

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Битбокс – это просто!


Супер топ



2 687

12.05.2023

Нравится1Нравится1 человеку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Калибровка воланчика


Супер топ



2 307

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Как же круто


Супер топ



2 764

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Командная работа


Супер топ



2 676

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

А когда на море качка…


Супер топ



2 354

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

В яблочко


Супер топ



2 697

12.05.2023

Нравится1Нравится1 человеку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Водяной эквалайзер


Супер топ



2 157

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Всё не то, чем кажется


Супер топ



2 092

12.05.2023

Нравится1Нравится1 человеку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Всем повезло


Супер топ



2 172

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Замена лампочки


Супер топ



2 158

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Ласка творит чудеса


Супер топ



2 284

12.05.2023

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Фото: Глеб Соколовский, probusiness.io

Фото: Глеб Соколовский, probusiness.io

«Скоро мы окажемся в новом обществе, потому что у нас изменится представление о норме. Появятся новые социальные институты. Изменится экономическая политика. Будут другие системы управления. Мне кажется, это время невероятно интересное», — считает создатель научно-философского направления «методология мышления», руководитель лаборатории СберБанка и автор научно-популярных бестселлеров Андрей Курпатов. При этом, по мнению спикера, «нашему будущему угрожает вовсе не глобальное потепление — а сам человек, утрачивающий навыки доброты, социального отношения и полноценного глубокого мышления». Самые важные и интересные тезисы Андрея Курпатова из его выступления на сцене HI-TECH Forum 2021 собрали для вас в этом материале.

Генеральный партнер форума — Банк БелВЭБ
Официальный партнер — Visa
Технологический партнер — A1
Автопартнер — Лексус-Минск
Партнер — Яндекс.Доставка

Партнер — Индустриальный парк «Великий камень»
Образовательный партнер — Школа иностранных языков Streamline

— Давайте посмотрим на характеристики людей, в том числе наших сотрудников. С точки зрения бизнес-психологии важны лишь две — и в них включены 10 ключевых навыков:

1. Социальность — это взаимодействие с людьми, клиентоцентричность, умение вести переговоры, эмоциональный интеллект, умение управлять людьми.

2. Мышление — это гибкость ума, комплексное многоуровневое понимание проблем, формирование собственного мнения и принятие решения, критическое мышление и креативность в широком смысле этого слова.

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

В свое время Чарльз Дарвин задавался вопросом, почему мы так добры друг к другу и так умны. Действительно, альтруизм не кажется чем-то нормальным для естественного отбора. Напротив, «человек человеку волк» — вот что значит естественный отбор. Интересно, что доброта и ум — а точнее, мышление и социальность, — и сделали нас людьми. А сейчас это вдруг воспринимается в качестве ключевого дефицита.

Американским социологом, философом и футурологом Элвином Тоффлером в 1970-х годах была сформулирована концепция трех волн цивилизации. Я со своей стороны рискну добавить 4-ю. И мне кажется, что эта классификация идеальна, потому что она глубоко антропологична.

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Когда Тоффлер говорит об очередной волне, он говорит о генерации нового типа человека.

Если вы представите себе аграрного человека — а это тысячелетия нашей истории, — то он существовал в очень маленьких сообществах, был безграмотным, жил традициями и религией. Вся его жизнь была предопределена годичным графиком: когда сеешь, когда собираешь и т.д.

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

После этого был индустриальный человек — пресловутое объединение города и деревни. На самом деле это ключевое изменение. Человек был отсоединен от социальной группы, в которой он должен находиться. Он стал выбирать людей, с которыми будет коммуницировать, и занятия, которые для него важны.

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Дальше человек, на котором, по мнению Тоффлера, заканчивается наша эволюция, — это якобы финал развития, — информационный человек. Он живет в большой деревне, у него академическое образование, централизация, планирование семьи, все меньше традиционных прежних укладов.

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

И вдруг, на ровном месте, с появлением iPhone — то есть 13−14 лет назад, — мы получаем совершенно нового человека, который начинает идентифицировать себя с собственным виртуальным аватаром. Я говорю о цифровых людях.

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Действительно ли цифровая реальность меняет нас настолько серьезно?

Герт Ловинк, основатель Института сетевых структур в Амстердаме, в книге «Критическая теория Интернета» показывает, как фундаментально меняется социальность и как новые медиа трансформируют прежнее существование. Как было раньше? Всегда был главный редактор, который определял тренды. А что сейчас? Тренды определяются совсем не понятным образом. Мы перенасыщены информацией, мы устаем от нее.

Фото: Глеб Соколовский, probusiness.io

Фото: Глеб Соколовский, probusiness.io

Ловинк рассматривает самые разные социальные феномены. Это и цифровой детокс, и интоксикация информацией, и мемы, которые превращают всю жизнь в один большой карнавал и лишают ее прежней значимости. Это также и селфи как способ утверждения себя в реальности, и комментарии как иллюзия общения.

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Наше восприятие действительно фундаментально меняется. Мы требуем очень конкретной наглядной информации, мы быстро хотим переключать внимание, мы нацелены на то, чтобы получать удовольствие от того, на что направлено наше внимание. В результате такой подход к знаниям приводит нас к ситуации, при которой знания, получаемые человеком, становятся все более и более поверхностными.

Московских студентов разделили на 2 группы. Одни в рамках этого исследования были цифрозависимыми, а другие относительно редко пользовались гаджетами. И дальше просто сравнивали, как работает их система внимания. Выяснилось, что если вы гаджетозависимы, то скорость вашей реакции увеличивается. Вроде бы хорошо. Но проблема в том, что точно так же нарастает утомляемость: вы быстро переключаетесь, но не можете ничего делать долго. А следовательно, двукратно возрастает уровень ошибок при решении интеллектуальных задач.

Кроме того, все чаще встречается новый для взрослых диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Нажмите для увеличения

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Что с авторитетами?

Раньше было понятие нравственного авторитета — люди старшего поколения вспомнят, возможно, Дмитрия Лихачева или Андрея Сахарова. Сейчас «авторитетами» стали блогеры. Вы не вникаете в суть того, что человек говорит и делает — вы просто воспроизводите ролевую модель.

То, что у нас с авторитетами все стало очень плохо, прямым образом сказывается на образовании и на отношении к образованию. Если у меня нет авторитетов, то у кого мне учиться и зачем?

Так, например, российские студенты стали все чаще бросать вузы. 100 тыс. студентов ежегодно не заканчивают образование…

По большому счету, мы наблюдаем потерю авторитета высшего образования — нет желания и мотивации тратить на него время. Еще один показатель. Мировой уровень дополнительного образования — 48%. В России всего лишь 20%. Именно утрата авторитетов — это ключевой эволюционный фактор, который лишает нас внутренней мотивации учиться у человека, которым ты восхищаешься.

Как обстоят дела с социальными отношениями?

Именно другие люди — это лучший способ развития наших мозгов и нашего мышления. Но мы скатываемся в мировое одиночество. Огромной проблемой становится то, что молодые люди не могут создавать отношения — они длятся недели, месяцы в лучшем случае. Люди сходятся, потому что вроде так надо, а потом это все разваливается. Это связано с отсутствием социальных навыков. Есть большая потребность в коммуникации, недостаточно именно навыков.

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Кроме того, все же хотят заявлять о себе, о своем «Я», у всех есть личное мнение. Как вы можете построить личные отношения, если у вас два разных мнения по одному и тому же вопросу? Мне это сложно представить. И это все продолжает нарастать.

В результате мы получаем феномен, который получил название «цифровой аутизм».

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Изменилось и отношение к работе

Работа теперь должна нас развлекать, приносить удовольствие. Мы все меньше думаем про результат — работа превратилась во времяпрепровождение. «Хочу», а не «должен». Не хочу — значит, и не буду. Есть серьезная проблема с отсутствием достижений, с мотивацией.

Фундаментальная утрата желания работать, многократно усиленная переменами, которые в нашу жизнь внесла пандемия, получила название «великое увольнение».

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

При этом требования к работодателю нарастают в катастрофических размерах. Что хотят молодые работники? Деньги, конечно, плюс они считают, что «вы должны заниматься моим развитием, давать мне задачи, которые будут мне интересны».

«А корпоративную культуру засуньте себе в одно место — и можно, я буду по свободному графику работать?»

Старшим сотрудникам поколения Z в наших регионах по 25 лет. Только 17% из них готовы подчиняться своему руководителю, потому что он руководитель. 18% хотят видеть своего руководителя товарищем и другом. А 36% и 29% считают, что начальник должен быть наставником и лидером — и попробуй только этому не соответствовать, мне будет скучно, неинтересно.

Фото: Глеб Соколовский, probusiness.io

Фото: Глеб Соколовский, probusiness.io

А что же будущее?

Я недавно спросил своего водителя, как он представляет свое будущее. Он сказал, что живет только сегодняшним днем. И действительно, у нас фундаментально изменился горизонт планирования: мы больше не имеем стратегических планов, мы не можем увидеть будущее. У этого есть объективные причины, они связаны с тем, что мы не понимаем, куда нас приведут технологии.

Так вот, отсутствие мотивации — это в значительной степени как раз о том, что мы не можем представить свое будущее.

Как вы способны представлять будущее, определяет то, как вы конструируете свое прошлое, как вы воспринимаете себя в этом прошлом: это биография, авторитет, заслуги.

Но есть проблема: наше прошлое сейчас теряет всякую ценность. Мы так быстро живем и время так быстро уходит, что ваши прежние заслуги никого сейчас не интересуют. Для нашей психики мы все время проигравшие. Вокруг сплошные инновации, а ведь что такое инновация? Это что-то новое, что должно исправить всё, что было плохо сделано тобой до этого. Получается, что мы такие хронические двоечники.

Проблема современной личности связана еще и с тем, что мы начинаем терять нашу цельность. Ведь кто мы такие?

Есть наша жизнь в офлайне. Она формальная, понятная — кто какие играет социальные роли. Есть наша жизнь в онлайне: вы открываете соцсеть и как-то там представляетесь. Есть и тайная жизнь. Это то, что мы делаем в интернете, соцсетях, не желая афишировать себя. И онлайновая личность на самом деле очень многогранна: вы презентуете себя, как замечательного и умного, но в Сети есть информация о ваших подписках и покупках. И та машина, с которой вы сфотографировались, вовсе может не являться вашей, да?

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Мы все больше и больше переживаем эту разорванность собственной цельности. Наше «Я» теряет фигуру и превращается в набор элементов. Более того, сейчас придет следующая опция, когда к нам придут те самые аватары. И у нас появится еще геймерская личность.

По мере развития технологий дополненной реальности, виртуальной реальности мы все больше будем себя отождествлять с этим субъектом. В игры перейдет образование, работа. Вполне возможно, что то, во что одет ваш аватар, будет для вас важнее, чем то, как вы одеты в реальном мире.

Потому что это он, а не вы, будет в социальном пространстве, на него будут смотреть другие люди, точнее — аватары. А что собой представляете вы, уже не так интересно.

Но в геймерской реальности теряется все, что связано с системой вознаграждения. Если я сегодня в реальности что-то делаю хорошо, мой мозг говорит, что я молодец — и отпускает мне порцию дофамина. Если вы становитесь геймером, то любая деятельность перестает вас драйвить. Что бы вы ни делали, вам становится скучно, потому что мозг вам больше не дает дофамин. Он дает вам его только за усиление и усложнение геймерской истории.

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

В результате мы попадаем, в принципе, в искаженный мир. Из огромного количества исследований видно, что сейчас по всему миру (за исключением Китая, Южной Кореи и еще нескольких стран) происходит утрата доверия к СМИ, к власти, к блогерам. Возникает фундаментальное недоверие.

Мы живем в эпоху, где все имеют личное мнение и можно говорить любую глупость. Вас спрашивал кто-нибудь, уверены ли вы, что Земля — круглая? А меня спросил мой парикмахер. Он посмотрел в YouТube очень содержательный ролик, где ему рассказали, что на самом же деле нет!

Что делать? Использовать мышление

Бизнес-мышление — это наша способность реконструировать сложный интеллектуальный объект, с которым мы имеем дело. Это не то, что вы думаете, не то, что думает ваш мозг, — это то, что вы способны сконструировать, используя механики мышления. Увидеть те области, которые мы можем насытить новыми ресурсами, новыми данными, новым подходом. Методология мышления и нейронауки являются ключевым конкурентным преимуществом современного руководителя.

Если ситуация в бизнесе сложная, это не значит, что нет решения. Если мы понимаем, что перед нами всего две важные вещи — социальность, то есть способность работать в социальных системах, и мышление как способность реконструировать эту реальность, мы будем сильно меняться.

Мир вещей тоже будет меняться, потому что он будет превращаться в мир данных. По сути дела, это будут большие базы данных, которые будут постоянно обмениваться друг с другом информацией без участия людей, решая огромное количество рутинных, а зачастую и творческих проблем и задач.

Мы окажемся и в новом обществе, потому что все изменения, про которые я рассказываю, заставят нас изменить представление о норме. У нас появятся новые социальные институты. Изменится экономическая политика, потому что это неизбежно. У нас будут другие системы управления. Мне кажется, это время невероятно интересное.

Я думаю, в истории цивилизации никогда не было такого времени, когда в рамках одной жизни люди переживают и информационную волну, и цифровую. Их всего 4, и если мы с вами переживем две из них, поверьте, это очень интересно.

Впрочем, есть одно «но». Оно заключается в том, что мы можем утратить в этом странном мире, обменивающемся данными, в этой метавселенной, насыщенной аватарами, способность к той самой естественной социальности, про которую нам говорил Дарвин.

И если это будет происходить, то все лучшее, что мы можем взять от метавселенной, вряд ли случится, потому что нам не хватит ни ума, ни доброты, чтобы сделать этот мир комфортным для людей.

Я думаю, что нашему будущему угрожает вовсе не глобальное потепление, — а сам человек, утрачивающий навыки доброты, этого реального социального отношения и полноценного глубокого мышления, на которое наш мозг потенциально способен. Мне кажется, если мы не решим эти проблемы антропологии будущего человека, к которому идем, то есть большие риски, что проблемы глобального потепления и экологии покажутся нам наивной детской забавой.

Если ситуация в бизнесе сложная, это не значит, что нет решения. Главное, не забывать о бизнес-мышлении

Что такое вообще мышление? Наш с вами мозг — это такая штука, которая сидит в коробке и вытаскивает наружу 12 нервных отростков. Мы не имеем никакого реального представления о действительности. У нас есть просто выпущенные наружу рецепторы, мы на них получаем некий аналоговый сигнал, который наш мозг превращает в картину реальности. И мышление — это способность создать сложную, красивую, максимально достоверную реальность, находящуюся вне нас, путем создания карт и прокладки на них соответствующих маршрутов.

Нажмите для увеличения

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Слайд из выступления Андрея Курпатова на HI-TECH Forum

Есть несколько технологий мышления, которые позволяют по-разному, но одинаково эффективно решать задачи. Давайте разберем одну из них — факт-карты. Они используются в тех случаях, когда вам кажется, что ситуация вам понятна, но вы не знаете, что вам делать.

Факт-карта — это технология, которая помогает мозгу думать. Выглядит как лист бумаги, исписанный фактами по задаче, которую вы решаете. За внешней простотой скрывается инструмент, основанный на современных научных данных о работе мозга.

Любая проблема — это не когда вы чего-то не знаете, это когда то, что вы знаете, мешает вам увидеть решение проблемы, потому что то, что вы знаете, — недостаточно эффективно для того, чтобы ее решить.

Есть конкретный человек, у него конкретные вопросы, конкретная проблема, конкретное видение, которое не приводит к результату — это просто нужно «разделить» и «пересобрать».

Что происходит в голове обычного человека, если он не занимается своим мышлением? Он постоянно жует интеллектуальную жвачку. У него одни и те же мысли ходят по кругу. Мы тратим примерно 10 секунд на продумывание какой-то мысли. Вы сидите в задумчивости, вспоминаете какой-то проект, потом понимаете, что тяжело об этом думать. По системе ассоциаций начинаете думать про что-то другое. И вы перебираете, как горох, в черепной коробке свои мысли.

Читайте также: Хватит прокручивать галиматью в голове! Андрей Курпатов о том, как научиться мыслить продуктивно

Очень важно научиться выгружать из головы эту умственную жвачку для того, чтобы видеть, какие мысли вы постоянно хватаете, чтобы подумать, — но не додумываете до конца. Вы тратите огромное количество интеллектуального ресурса, не получая никакого результата, потому что ни разу не затрачиваете достаточного количества интеллектуальных усилий для решения этой задачи. В этом и помогают факт-карты.

Очень полезно будет собрать факт-карту о самом себе. Вы о самом себе когда думали долго? Кто я, что я, где я? Эти мысли вам не приходят обычно в голову, потому что вы все время находитесь в борьбе, защищаетесь от внешних обстоятельств, других людей, от проблем и т.д.

Вы защищаете себя, не зная себя.

Факт-карта о себе позволить вам увидеть весь набор отношений между элементами вашей жизни, вашего «Я», позволит ощутить, кто вы. Без этого создать образ будущего невозможно. Но как только вы способны реконструировать, что вы сами собой представляете, будущее начинает автоматически рисоваться, потому что так устроен наш мозг.

Можно через факт-карты рассмотреть производственный процесс, реконструировать его как набор неких элементов. Параллельно собрать факт-карту команды: посмотреть, как разные люди внутри коллектива друг к другу относятся, кто из них имеет какие- компетенции, кто эти компетенции видит, а кто не видит. И после этого, накладывая на эту социальную карту карту производственного процесса, вы видите, где возникают реальные затыки и проблемы.

Фото: Глеб Соколовский, probusiness.io

Фото: Глеб Соколовский, probusiness.io

Любые технологии мышления заключаются в том, чтобы определить зоны, где у вас белые пятна, которые необходимо заполнить.

Самое приятное, когда я составляю факт-карту с кем-нибудь из участников, — это когда он говорит: «Господи, сколько всего я не учитывал!» Вот это значит, что все хорошо, у вас начался интеллектуальный процесс, вы наткнулись на препятствие. Когда вы натыкаетесь на белое пятно, это то самое сопротивление, которое необходимо, чтобы запустить мыслительный процесс. Поэтому хорошо, что у нас есть прошлое — из него мы строим будущее.

Но сейчас у нас нет понимания, кто мы, что мы и зачем. Это ключевая проблема.

Потому что раньше социум в широком смысле, культура, традиции, идеология, религия объясняли нам, кто мы, и тем самым давали инструкцию.

Первый раз я приехал в Минск, будучи пионером. Мы ехали в трамвае, куда зашли пожилые женщины. Мы сразу уступили им место. Они поинтересовались, откуда же такие хорошие пионеры. И мы ответили, что из Ленинграда. А они: «Ну, сразу видно, что из Ленинграда!» Они мне этим «прошили» мозг, «объяснили», как нужно себя вести, дали положительное подкрепление: я — пионер, я — из Ленинграда. Мы жили в счастливом мире, где имели инструкцию жизни. Инструкция была так себе, но она была.

Сейчас мы в мире, где нет такой инструкции. Наша собственная задача — начать строить представление о самих себе. О наших отношениях с близкими людьми, с командой. Когда вы сможете написать новый сценарий самих себя, тогда будущее будет рисоваться.

Если вы не можете ответить на вопрос «Кто я?», то у вас нет будущего.Нам очень важно начать писать этот внутренний сценарий самого себя, понимая, что мы стоим перед неопределенностью, перед пустотой, перед абсолютно непредсказуемым будущим. И только понимая, кто мы, что мы и зачем мы, мы пойдем в это будущее спокойно и гордо.

Читайте также

  • «Ваши цели должны быть больше ваших проблем». Олег Коновалов о руководителях-завхозах и настоящих лидерах
  • «Это все уже работает в Беларуси. И это только начало». Как роботы меняют бизнес и что будет с людьми

Факт-карта “Психотерапия”. Лекция для курса Чертоги разума, А.В. Курпатов, 24.06.2019

26 июн 2019311 просмотров

  • Комментарии0

  • 1

  • Добавить в закладки

    • Пожаловаться

Добавить комментарий