Как написать фантастический рассказ
Время на прочтение
5 мин
Количество просмотров 22K
В этой статье я расскажу о главных приёмах, которыми я пользуюсь, когда пишу фантастику, на примере одного рассказа. Проведу, скажем так, реверс-инжиниринг художественного текста. Прочитав статью, вы сможете написать свой рассказ и начнёте лучше понимать, как устроены другие тексты и фильмы.
Spoiler alert
Речь пойдёт о рассказе «Анна десять лет назад». Нельзя рассказывать о создании текста без спойлеров, поэтому, возможно, вы захотите сперва прочесть рассказ (ссылка на Литрес), а потом статью о его создании.
Как найти идею
Постоянно задавайте себе вопрос «А не могу ли я из этого сделать рассказ? А из этого? А из этого?». Если задавать себе его достаточно часто, то рано или поздно у вас появится любопытная идея. По опыту — нельзя взять в руки хорошую научпоп книгу и положить её обратно на полку, не вычитав хотя бы две-три идеи.
Конкретно с этим рассказом получилось так: я смотрел ютуб-ролик психолога Евгении Стрелецкой и услышал такую мысль: когда люди только начинают встречаться, они любят не столько партнёра, сколько выдуманный образ. Со временем отношения развиваются, и образ уступает место более близким к реальности представлениям о другом человеке.
«А нельзя ли об этом написать рассказ?» — подумал я на автомате. И решил, что можно.
Я решил столкнуть выдуманный образ человека с самим человеком. Это драматичная ситуация. Как говорится «заставляет задуматься». Текст не будет пустышкой.
2. Как думать
Bed, bath, bus. Если вы сядете за стол, откроете ноут и будете задавать себе вопросы уровня «Какое прошлое должно быть у персонажа X, чтобы он сделал Y?», то вы ничего не придумаете. Отправляйтесь мыть посуду, садитесь на метро. В полусосредоточенном состоянии ваше бессознательное выдаст то, что нужно. Подробнее — в книге Даниэля Канемана Thinking fast and slow.
3. Какой нужен персонаж
Не получится придумать хороший сюжет без подходящего персонажа. Поступки совершают персонажи. И если в книге или фильме мы видим поступок, который случился потому что так захотел автор, а не потому что так захотел персонаж, то это плохая книга или фильм.
Замените доктора Хауса на обычного врача, и у нас будет набор вялых медицинских случаев, а не трагикомедия. Замените в «Полёте над гнездом кукушки» бунтаря Макмёрфи на обычного больного, и у нас вообще ничего не будет.
Итак, для этого текста нам нужен человек и его образ, сложившийся у партнёра в начале отношений. Образ, хранящийся у кого-то в голове, — это скучно, поэтому возьмём робота. (Быть фантастом очень удобно: всегда можно привлечь к делу робота, машину времени, нейроинтерфейс и т. п.)
Я придумал такую ситуацию: молодой человек влюблён в одноклассницу — увы, не взаимно. В наше время он скачал бы себе её селфи, а в будущем он может создать робота, похожего на неё как две капли воды. Проходит время, они встречаются — он, она и её робот.
Теперь вопрос: какой должна быть девушка? Если это будет обычный человек, то реакция на встречу будет в рамках восклицания «Ух, какой робот! Это ж я. Офигеть». Это скучно. Я подумал, что если героиня (назовём её Анной) будет переживать клиническую депрессию, то встреча станет для неё эмоциональной встряской.
Дело в том, что страдающий депрессией человек испытывает то, что называется «когнитивными искажениями». В частности он или она постоянно думает: «Я ничтожество», «Я ничего не умею», «Я ничего не достоин» и т. п… Это во-первых, не правда, а во-вторых, портит настроение и лишает сил.
Обычно встреча с реальностью приводит такого человека в чувство. Поэтому когда Анна столкнётся нос к носу с копией себя, сделанной десять лет назад, это как минимум даст отпор навязчивым мыслям «Я ничего не добилась» и «Я прожила жить впустую».
Примечание: конечно, когнитивным искажениям подвержен любой человек, в том числе условно психически здоровый. Но при клинической депрессии когнитивные искажения перегружают мозг так, что он становится похож на CPU компа, на котором вирус майнит биткоины. Подробнее о таком взгляде на болезнь в книге David D., M.D. Burns, Feeling Good: The New Mood Therapy.
Если заранее погрузить читателя в образ мыслей депрессивного человека, то смысл конфликта станет понятен без занудных лекций.
Встреча, кстати, замкнёт ту самую «дугу персонажа». Считается, что персонаж по ходу действия должен измениться. В Голливуде сценарии начинают писать с вопроса «Как изменится персонаж?».
4. Как спроектировать сюжет
Это тема для пары толстых книг. Остановимся на паре главных моментов:
- Герой всегда должен чего-то хотеть
- Его поступки должны вытекать из его желаний
Спрячем робота от Анны и от читателя. Ситуация: молодой человек хранит у себя робота-копию Анны. Спустя десять лет после окончания школы Анна и молодой человек начинают встречаться. Они съезжаются, но он не может просто так взять и отнести робота на помойку (привык, жалко). Он прячет робота в чулане. Робот живёт в доме, иногда шумит по ночам. Шум наводит Анну на нехорошие мысли. Соседи случайными репликами возбуждают подозрения.
Путь Анны от подозрений к раскрытию правды, те поступки, которые она совершает на этом пути, и есть сюжет. По сути мы получили детективную линию.
Завязка истории должна быть событием. Анна переживает развод, заболевает депрессией (сама этого до конца не понимая) и теряет работу. Это завязка. Нет работы — нет средств. Анна вынуждена переехать к молодому человеку. Таким образом мы загнали персонажей (включая робота) в одно место. Осталось сделать так, чтобы они узнали друг о друге всю правду.
5. Как обмануть читателя
Раз у нас детективный сюжет, грех не воспользоваться любимым приёмом детективщиков, который называется «красная селёдка» (red herring). А именно: мы можем подкинуть информацию, уводящую от правильной разгадки. Попробуем внушить читателю, что у нового молодого человека Анны скелет в шкафу и/или он спит с роботом (а это порицается общественностью).
Также подумаем о развязке: допустим, молодой человек таки наберётся решимости утилизировать робота. Как это произойдёт? Придёт мужик-утилизатор. Когда этот мужик зайдёт в дом, то он может встретить Анну (путаница — это интересно!), но решит, что она и есть робот, подлежащий утилизации. Он даст роботу голосовую команду, похожую на то, что мы пишем в командной строке, когда хотим прибить процесс.
Чтобы сделать этот момент интереснее, мы можем заложить в начале рассказа «красную селёдку». Для нетехнаря голосовая команда прозвучит как чёрт знает что. Или как магическое заклинание на древнем языке. Отлично, пусть у Анна у нас на протяжении рассказа мечтает о том, что в её жизни появится человек, который произнесёт заклинание, и тем самым изменит её жизнь и/или прошлое (это прекрасно укладывается в образ мыслей человека, который постоянно грустит и винит себя в ошибках).
Поэтому когда в тексте появится мужик и прозвучит голосовая команда, то Анна (и читатель) решит, что происходит нечто удивительное, возможно и мистическое.
6. Profit!
Рассказ готов. Осталось изложить события в обратном порядке: от завязки к развязке. Если бы я писал сценарий для сериала или фильма, я бы начал с перемены в жизни героини: с развода или с увольнения. Поскольку я всё же равняюсь на классику НФ (Рэй Брэдбери, братья Стругацкие), и моего читателя не испугать думающими персонажами, то я начал с цепочки переплетающихся диалогов.
Как правило рассказ придумать сложнее, чем описано в этой статье. Нужно придумать и отбросить десятки вариантов, и главное — творчество не сводится к набору приёмов и схем, хотя они сильно помогают.
Но в нём точно нет ничего мистического.
Если вам понравилось, вы можете скачать мои рассказы здесь или нанять меня на работу здесь.
Список литературы
Will Storr, The Science of Storytelling
Lisa Cron, Wired for Story
David Howard & Edward Mabley, The Tools of Screenwriting
Содержание
- Придумать фантастическую сказку 4 класс
- Странный одноклассник фантастический рассказ
- Придумать фантастическую сказку 4 класс
- Примеры «полусказок» Ф.Д. Кривина.
- «Полусказки», которые придумали дети 4 класса к уроку литературного чтения.
- Сказки, придуманные детьми
- Сказки, придуманные детьми 2 — 4 классов.
Придумать фантастическую сказку 4 класс
Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям. На странице представлены короткие сказки, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.
Несколько рекомендаций о том, как придумать сказку, а точнее какие элементы должны присутствовать в сочинении.
У сказки должны быть:
Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению правильный законченный вид. Обратите внимание, что в представленных ниже примерах, не всегда присутствуют эти составляющие, а это служит основанием для снижения оценок.
Бой против инопланетянина
Как у божьей коровки появились точки.
Жил был художник. И придумал он как-то раз нарисовать сказочную картину о жизни насекомых. Рисовал он, рисовал, и вдруг увидел божью коровку. Не очень красивой она ему показалась. И решил он изменить цвет спинки, странно выглядела божья коровка. Изменил цвет головки, она опять странно выглядела. А когда нарисовал пятнышки на спинке – красивая она стала. И так она ему понравилась, что он нарисовал сразу 5-6 штук. Картину художника повесили в музее, что бы все любовались. А у божьих коровок до сих пор точки на спине. Когда другие насекомые спрашивают: « Почему у вас божьих коровок точки на спине?» Они отвечают: «Это нас художник раскрасил» (Суржикова Мария)
У страха глаза велики
Жили были бабушка и внучка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были бутылки большие, у внучки – поменьше. Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через район. Идут они и видят яблоню, а под яблоней кот. Дунул ветер, и яблоко упало в лоб коту. Кот испугался, да прямо нашим водоносам под ноги побежал. Испугались они, бутылки побросали и домой побежали. Бабушка на скамейку упала, внучка за бабку спряталась. Кот побежал испуганный, еле ноги унес. Верно говорят: « У страха глаза велики – чего нет, и то видят»
Снежинка
Жил-был король, и была у него дочь. Звали ее Снежинка, потому что она была из снега и таяла при лучах солнца. Но, не смотря на это, сердце у не было очень доброе. У короля не было жены и говорил он снежинке: «Вот ты вырастешь и кто обо мне будет заботиться? » Снежинка видела страдания короля-отца и предложила найти ему жену. Король согласился. Через некоторое время нашел король себе жену, звали ее Розелла. Была она злой и завидовала своей падчерице. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ибо король боялся, что люди могут причинить зло его любимой дочери.
С каждым днем Снежинка росла и расцветала, а мачеха придумала, как избавиться от нее. Узнала Розелла тайну Снежинки и решила, во что бы то ни стало погубить ее. Позвала она к себе Снежинку и сказала: «Дочь моя, я очень сильно заболела и поможет мне только отвар, который варит моя сестра, но живет она очень далеко.» Согласилась Снежинка помочь своей мачехе.
В лесу, где вырос сказочный цветок, гуляла девушка. Взяла она цветок домой, стала за ним ухаживать и разговаривать с ним. В один весенний день цветок расцвел и выросла из него девочка. Этой девочкой оказалась Снежинка. Отправилась она вместе со своей спасительницей во дворец у несчастному королю и рассказала все батюшке. Король рассердился на Розеллу и выгнал ее. А спасительницу своей дочки признал как вторую дочь. И живут они вместе с тех пор очень счастливо. (Вероника)
Волшебный лес
Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке. Там жили динозавры. Вова шел шел и увидел лягушек на поляне. Они танцевали и пели. Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и большой, и тоже стал танцевать. Вова засмеялся и деревья тоже. вот такое было приключение с Вовой. (Болтнова Виктория)
Сказка про доброго зайца
Идет он домой, навстречу ежик. “Что заяц несешь?” – спрашивает ежик. “Грибы и ягоды”- отвечает заяц. И угостил ежа грибами. Пошел он дальше. Навстречу скачет белка. У видела белка ягоды и говорит: “Дай мне зайчик ягод, я бельчатам их своим дам”. Угостил заяц белку и отправился дальше. Навстречу идет медведь. Дал он медведю грибочков отведать и дальше пошел.
Навстречу лиса. “Отдай заяц мне урожай свой!”. Схватил заяц мешок с грибами и корзину с ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к избушке его и разрушила ее.
Подходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут и зайчата у них появились. И стали они жить поживать да лесных друзей в гости принимать.
Волшебная палочка
Зайка
Жил-был маленький зайка. И однажды украла его лиса, унесла далеко далеко, за тридевять земель. Посадила его в темницу и на ключ заперла. Сидит бедный зайка и думает: “Как спастись?” И вдруг видит, из маленького окошечка посыпались звездочки, и появилась маленькая белочка-фея. И сказала она ему, дождаться, когда лиса уснет и достать ключ. Дала фея ему сверток, велела открыть его только ночью.
Наступила ночь. Зайка развязал сверток и увидел удочку. Взял просунул через окошечко, и замахнулся. Попал крючок на ключик. Потянул зайка, и ключ взял. Открыл дверь и домой побежал. А лиса искала его, искала, и так и не нашла.
Сказка про царя
В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына: Ваня, Вася и Петр. В один прекрасный день братья гуляли по саду. К вечеру пришли они домой. Встречают их у ворот царь с царицей и говорят: “Напали на нашу землю разбойники. Берите войска и прогоните их с нашей земли”. И поехали братья, стали разбойников искать.
Три дня и три ночи скакали они без отдыха. На четвертый день возле одной деревни видят жаркое сражение. Поскакали братья на помощь. Была битва с раннего утра и до позднего вечера. Много людей полегло на поле сражения, но братья победили.
Вернулись они домой. Царь с царицей обрадовались победе, царь загордился своими сыновьями и устроили пир на весь мир. И я там был, и мед я пил. По усам текло, а в рот не попало.
Волшебная рыбка
Жил-был мальчик Петя. Один раз пошел он на рыбалку. Первый раз забросил он удочку, ничего не поймал. Второй раз закинул он удочку и опять ничего не поймал. Третий раз закинул он удочку и поймал золотую рыбку. Принес Петя ее домой и посадил в банку. Стал загадывать придуманные сказочные желания:
— Рыбка – рыбка хочу выучить математику.
-Хорошо, Петя, я сделаю за тебя математику.
— Рыбка – рыбка хочу выучить русский язык.
-Хорошо, Петя, я сделаю за тебя русский язык.
И загадал мальчик третье желание:
Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и исчезла в волнах навсегда.
Если не учиться и не трудиться, то стать ученым нельзя.
Волшебная девочка
Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: “Много хочешь – мало получишь”.
Сказка про котят
Жили- были кот и кошка, и было у них три котенка. Старшего звали Барсик, среднего – Мурзик, а младшего – Рыжик. Однажды они пошли гулять и увидели лягушку. Котята погнались за ней. Лягушка прыгнула в кусты и скрылась. Рыжик спросил у Барсика:
Давайте поймаем его – предложил Мурзик.
И котята полезли в кусты, но лягушки там уже не было. Они пошли домой, что бы рассказать об этом маме. Мама кошка выслушала их и сказала, что это была лягушка. Так котята узнали, что это за зверь.
Однажды заяц пробегал мимо огорода, на котором росли морковка и капуста. Заяц пробрался на огород и начал рвать овощи. Так он делал каждый день. Но как-то раз его поймал хозяин огорода и наказал.
Источник
Странный одноклассник фантастический рассказ
Однажды со мной произошла невероятная история.
Все началось с того, как мы пришли в свой родной 4 Е класс. Да, моя школа очень большая, красивая и такая родная, что за время летних каникул я успел соскучиться по товарищам, учителям, учебникам, спортзалу и, конечно, столовой.
В классе было шумно, все с радостью рассказывали о летних приключениях. Прозвенел звонок, и мы увидели учительницу, которая была в сопровождении незнакомого мальчика. Мария Степановна, поздоровавшись, представила нам нашего нового товарища. Он недавно переехал в Рязань и будет учиться в нашем классе.
Юрий внимательно слушал все объяснения учителя, не отвлекался ни на мгновение, не обращал внимание ни на шум с улицы, ни на смех ребят. Он иногда казался мне неживым. Как-то я даже решил его толкнуть, проверяя его реакцию на внешний мир, на что он только подвинулся вправо, полагая, видимо, что занял слишком много места за столом.
В его тетрадках были идеально выполненные все домашние и классные работы, он мог ответить на любой вопрос учителей. В общем – вундеркинд. При этом он ни с кем не хотел подружиться. Он, как будто бы, сторонился нас. Может быть, думал, что дружба с одноклассниками будет отвлекать его от уроков.
Несколько раз я обращался к нему с шуточными вопросами, на которые он давал неадекватные, на мой взгляд, ответы. А такие слова, как «спятил», «лох» или «болван» он вообще не понимал. И что самое удивительное, его совсем не увлекали компьютерные игры. Прямо человек из параллельной реальности. Идеальный сын для любого родителя.
Как-то я пришел в класс пораньше, первым уроком у нас была физкультура. Я зашел в аудиторию и увидел Юру, который «собирал» свою голову. Да-да, сначала я тоже думал, что сошел с ума. Я выбежал из класса, у меня перед глазами стояла картинка, как мой одноклассник заканчивал сбор головы, как будто бы это был конструктор Лего.
Юра бежал за мной и просил остановиться, он хотел что-то объяснить. Он поймал меня за руку. Я почувствовал, что он был очень холодным. Я не на шутку испугался.
— Кто ты? – спросил я. Что ты делаешь?
У меня было столько вопросов…
— В смысле? Инопланетянин?
-Да. Моя планета обитаема. Мы достигли определенного прогресса, но что-то пошло не так. Мы как бы перестали быть самими собой. Полетели, я покажу.
-Ко мне домой. Это не займет много времени.
-Я ничего не понимаю, ты зовешь меня на другую планету, и путь будет недолгим?
-Да, все именно так. Посмотри мне в глаза. Крепко возьми меня за руку. Считай до 7.
Я посмотрел в глаза Юрия, которые стали еще темнее и почувствовал, что мои ноги отделились от земли и повисли в невесомости. Я ничего не видел, только темно серое облако, которое перемещалось вместе с нами. Мне стало очень легко. Когда я сосчитал до положенного числа и открыл глаза, мы были в ракете. Я начал себя щипать. Не снится ли мне все это. Нет. Это был не сон.
— Посмотри в иллюминатор. Мы отдаляемся от Земли.
— Какая же она маленькая и ни на чем не держится. Не понятно, как наша планета не падает.
Юрий посмотрел на меня, его глаза не разделяли моего восхищения.
Я же был очарован видом. Вокруг нас пролетали кометы, астероиды и какой-то космический мусор. Юрий ловко уходил от столкновений, виртуозно управляя рулем.
Я потребовал объяснений. И вот что услышал.
— Долгое время жители моей планеты стремились к прогрессу. «Вперед! Быстрее!» Мы выбирали лучших, сильнейших. Изучали их особенности, подражали им. Потом мы создали лекарства, чтобы усовершенствовать лучшие качества (скорость, силу, интеллект, слух, зрение, выносливость…). Прогресс было не остановить. Мы достигли многого. Но, как известно, достижение одной цели, приводит к постановке другой. Наши биоресурсы были на исходе. Мы постепенно стали заменять их на цифровые и технологические. Мозг пополнился чипами, сердце клапанами, сосуды стали пластиковыми. Сначала мы улучшали свои лица, делая их свежее и красивее путем различных инъекций, потом перешли к протезам. Мы можем легко поменять руку или ногу, если потребуется, сердце или легкие, если они засорились. Так появился биоробот. Мы можем жить долго. Но встал вопрос: зачем? Мне не нужна медицина, образование, как вам. У меня есть набор запасных органов и частей тела, всевозможные чипы с различными знаниями. Мы все делаем очень быстро: решаем, строим, путешествуем. Нам нужно минимум еды, воды, света. Мы рождаемся уже с большим запасом знаний. У нас есть все, кроме интереса продолжать жить.
Я прилетел к вам на планету в поисках самого главного. Я хочу узнать откуда вы черпаете интерес к жизни?
-Нет. Хотя я внимательно слушал объяснения на всех уроках.
— Внимание, мы подлетаем.
Я посмотрел вниз и увидел серую массу, которая обволакивала незнакомую планету.
-Но это не Земля. Это какая-то сплошная серость.
-Да, мы все одинаково красивы, здоровы, сыты, мы живем в одинаково удобных домах, отдыхаем в одинаково безопасных и удобных местах. Нам не надо быть непохожими, мы – единое целое своей самой замечательной и благополучной стальной планеты. У нас нет болезней, старости, горя. На нас работают роботы.
Ты знаешь, когда я долго учу уроки, мне становится иногда очень трудно, но я понимаю, что в будущем я стану умнее, получу хорошую работу, да и мама моя обрадуется хорошим оценкам. И потом после долгого и утомительного труда наступают каникулы.
В моей жизни есть радость и печаль, успехи и промахи, но я бы не хотел отказаться от них. Если все будут только радоваться, и у всех все начнет хорошо получаться, то жизнь на этом остановится.
Ты говоришь, что все на вашей планете одинаково красивы, но в чем ваша красота? Вы все одного цвета, умеете одно и тоже. Вам нечему удивляться. Ты ни разу не улыбнулся, не засмеялся и не заплакал. Ты – робот. Роботы все на одно лицо. Красив тот, кто помогает, кто поддержит в трудную минуту, кто индивидуален. А не только в цвете глаз, хотя они у тебя правда нереальные.
На твоей планете растут деревья?
-Что все давно уже сделано. Тебе делать нечего на этой планете.
-Думаешь, стоит перелететь на другую?
— Не знаю. Вообще-то у нас говорят: где родился, там и сгодился.
Может быть стоит что-то изменить на своей?
-Может быть. Я подумаю.
-Вот это правильно. Думать – это очень полезно. Так на каждом уроке нам говорит Мария Степановна. Помнишь?
-Да, я думал, это она так ругается на тех, кто не выучил урок.
-Возможно. Полетели обратно. Уроки уже, наверное, давно закончились.
-Ты не хочешь посетить мою планету? Не сегодня. Учитель будет волноваться, позвонит маме… В общем, полетели в школу.
-Хорошо, с улыбкой сказал Юрий. Я впервые увидел какое-то чувство на его лице.
-Тебе надо подружиться с ребятами. Они точно научат тебя всему, что ты не знаешь. Учебники в твоем случае бессильны.
Источник
Придумать фантастическую сказку 4 класс
Как придумать полусказку, похожую на сказки Ф.Д. Кривина для детей 4 класса, попробуем разобраться на этой странице сайта. Приведем примеры полусказок, придуманных детьми.
Ф.Д. Кривин писал короткие истории, которые современники назвали «полусказками». В них нет волшебства, сказочных героев, необычных предметов, но есть фантазия. Это сказочная история с научным описанием. Можно сказать, что они многослойны, во всех этих произведениях не один смысл, нужно читать очень вдумчиво, что бы найти тайну, спрятанный смысл.
Придумать или сочинить «полусказку» как у Кривина не сложно. Многие дети быстро улавливают смысл этих коротких произведений, для этого им необходимо самостоятельно прочитать несколько сказок. Приведим 4 текста Ф.Д. Кривина а далее сказки, которые сочинили дети.
Примеры «полусказок» Ф.Д. Кривина.
СОЛНЦЕ
Снизу, прямо с земли, бьет в глаза яркое Солнце. Что случилось? Может быть, Солнце опустилось на землю?
Нет, это не Солнце, это только Осколок, всего лишь маленький кусочек стекла. Некоторые считают, что весна его не касается, что не его дело соваться в весенние дела. Но он тоже радуется весне. Радуется, как умеет.
НЕЖНОСТЬ
Лучи сыплются на Землю, как снег, но совсем иначе ее согревают.
Снег напяливал на нее шубу, кутал Землю, советовал беречься, строго соблюдать постельный режим. Что поделаешь, видно, он, Снег, имел на это право…
Лучи скользят по воздуху, почти не смея коснуться Земли. У них нет теплых шуб, у них нет мудрых советов. Им остается согревать Землю только своей нежностью…
ЗЕЛЕНЫЕ ЦИСТЕРНЫ
Вокруг пустыня, ни капли воды, а кактус растет, зеленеет.
Не цветет, но все-таки зеленеет.
Как зеленая цистерна, в которой три тонны воды.
Боится: а вдруг он останется без воды?
Зеленеет кактус, растет.
Ему нужно побольше вырасти, чтобы побольше вместить воды.
И он вырастает. До десяти метров.
Может быть, потому вокруг такая пустыня.
ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ
Лес возникает оттого, что дерево тянется к дереву. Оттого, — что дом тянется к дому, возникают на земле города. А если никто ни к кому не будет тянуться… Если никто ни к кому не будет тянуться, опустеет наша земля. И не будет на ней городов, и не будет лесов и садов, — ничего, ничего не останется на земле, если никто ни к кому не будет тянуться…
«Полусказки», которые придумали дети 4 класса к уроку литературного чтения.
На крыше дома сидели котенок и щенок. Внизу что то блестело от света луны. «Смотри,»- сказал котенок. Щенок посмотрел вниз и увидел что то блестящее.
Почему иногда идет дождь? Может быть кто то сидит на облаках, и когда он плачет с неба падают капли. Ему становится грустно, и поэтому облака хмурятся. Но потом он успокаивается и перестает плакать. Тогда тучи расступаются и на небе появляется радуга. Это земля улыбается небу.
Вокруг Австралия, самый малозаселенный материк, а бутылочное дерево стоит и никто из него не пьет.
Почему из него никто не пьет? Может это не бутылка? Может в этой бутылке ничего нет?
Стоит себе на солнышке, листьями бутылка прикрывается, чтоб не перегреться.
Но, на стебле под листьями, спрятаны острые шипы. Наверное. роза боится, что ее сорвут, а ей хочется жить.
А может быть роза просто очень гордая и хочет, чтобы ее все боялись.
Мы много раз замечали, как звезды падают с неба. А почему? Может потому, что непослушные дети сбивают их рогатками? Или они созревают как яблоки, и летят вниз? Из-за этого, наверное, звезды и падают.
Наступила осень. Листик поменял свой цвет. Его друзья стали улетать с дерева. И он решил посмотреть, что же там внизу. Ему понравилось летать над землей. Незаметно наступила зима, и снег накрыл листик теплым белым одеялом.
Жила была тайна в старом заброшенном доме. Много было охотников разгадать эту тайну. И где только ее не искали: в книгах, в чулане, на чердаке, в подвале. Нигде не нашли. А тайна висела на самом видном месте. Ночами она перешептывалась с домом:
— Почему меня не видят?
— Ой, а если меня разгадают, тогда.
Удивительная птичка колибри живет в тропиках. Такая яркая и сверкающая, что напоминает аметист.
Самая маленькая, а лучшая летунья среди птиц. С уникальным строением крыльев, которым не может похвастаться ни одна другая птица.
Самая маленькая, но самая «длинноносая». длина клюва больше самой птички.
Самая маленькая, но самая прожорливая. Дневное количество пищи в два раза превышает собственный вес. Летающий прожорливый аметист.
Многие цветы в тропиках устроены так, что их может опылять только самая маленькая птичка. Удивительный летающий аметист. Самый маленький, но такой важный в жизни этих растений. Не потому ли в тропиках круглый год цветут цветы?
Источник
Сказки, придуманные детьми
Уже во втором классе дети на уроках литературного чтения получают задание: придумать сказку. Младшие школьники любят сочинять волшебные сказки. Но как придумать волшебную сказку, с чего начать?
На нашем сайте мы предлагаем вам образец сказки, придуманной детьми. Опираясь на детский текст сказки, ученики смогут сами пофантазировать и придумать тех героев сказки, которые им больше нравятся и запоминаются.
Главное — не мешайте детям фантазировать. И вы увидите на что способны ваши дети. Они могут нарисовать рисунки к своим сказкам, а вы помогите аккуратно и красиво оформить их сочинения. Возможно, на одном произведении ваш ребёнок не остановится. Всем ученикам 2-4 классов нравится сочинять волшебные сказки.
Сказки, придуманные детьми 2 — 4 классов.
Волшебный лес
Жила-была семья: мама, папа и их дети: Маша и Ваня. Однажды ребята пошли в лес за грибами. Идут они по лесу, и Маша спрашивает Ваню: «Как ты думаешь, существует ли конфетный лес?» А Ваня ей в ответ: «Может быть, но я его никогда не видел».
Сказка об одуванчике
Жил был одуванчик. Он был очень красивый: зелёный и стройный, с жёлтой шапочкой. Так и гордился собой. Но дни шли за днями, и обычная яркая шапочка стала бледнеть. А скоро одуванчик и вовсе стал совсем седой. Сначала он очень расстраивайся, что теперь не такой красивый.
И сказал он однажды соседу клёну: «Эх я был такой красивый, а теперь я весь седой, невзрачный, я так расстроен.» Одуванчик, ты зря огорчаешься, твоя шапочка — это семена, ветер разнесёт их по земле и на следующий год из них вырастет много одуванчиков — твоих деток.
Только клён это сказал, как задул ветерок, подхватил пушинки — зонтики с одуванчика и полетели они далеко-далеко. Ветер утих. Семена-пушинки плавно опустились на землю. А следующей весной из них выросли новые, молодые одуванчики, такие же красивые, как и их родитель.
Жил-был попугай и звали его Кеша. Однажды Кеша решил отправиться в путешествие по белому свету. Пролетая джунгли, он присел на веточку, чтобы скушать киви.
Но вдруг, на него набросились сетку. Это были разбойники они-то и поймали Кешу, посадили в клетку и легли спать. Попугай перегрыз своим крепким клювом два прутика и сбежал.
После бегства он облетел весь мир, но с тех пор он был очень осторожен, с ним произошло много невероятных историй, он нашёл лучших друзей, его чуть не съела кошка, он дрался с вороной и всё это время он искал себе дом и хозяина.
Однажды он летел мимо дома и увидел как один мальчик делал уроки. Кеша сел на подоконник и постучался клювом в окно. Окошко немножко приоткрылось и мальчик забрал Кешу домой. И с тех пор у попугая есть дом и семья.
Сказка дружба с Большеухом
Жил был волчонок, помогал он всем и днем и ночью. Однажды ночью он смотрел на звезды и услышал какой-то звук. Это кто-то что-то говорил и волчонок услышал, что это голос ему говорит:
— Привет, как тебя зовут?
— Не знаю, а тебя как зовут — ответил волчонок.
— Меня зовут Большеухом.
Волчонок испугался, когда услышал это имя. Ух сказал:
— Хочешь выйду их темноты?
— Я больше не могу ждать, я выхожу.
Ух вышел. Волчонок закрыл глаза и подумал: «Интересно, насколько он большой?» Волк отрыл глаза, посмотрел вокруг, не увидел никого и спросил: «Где ты?»
Волчонок посмотрел вниз и увидел маленького человечка. Волчонок не понял, почему такого маленького человечка назвали Большеухом.
«Меня так называют, потому что я очень хорошо слышу, «-объяснил Большеух.
«И что же ты сейчас слышишь?» — спросил Волчок.
«Бежим скорее туда,-сказал Волчонок.- Поможем.»
Со всех ног друзья побежали спасать воронят.
У большого дуба они увидели Ястреба, он кружил над домиком ворона. Волчонок не испугался: он схватил горсть желудей и кинул в большую птицу. Та от неожиданности замахала крыльями и улетела.
Ворон поблагодарил Большеуха и Волчонка и пожелал им крепкой дружбы на долгие года.
Сказка о добре и дружбе.
Жил-был лисенок, его звали Бим. Однажды его пригласили на день рождения в соседний лес к его двоюродному брату Буму. Бум очень любил играть в футбол, поэтому Бим решил подарить ему футбольный мяч.
Вот идет он по лесу и дошел до речки. Речка была настолько широка, что её нельзя было перепрыгнуть, а можно было перейти только по мосту. Но мост, по какой-то причине, был сломан и он не знал, что делать. На счастье, в это время, мимо проплывал его друг бобёр, которого звали Добрович. И говорит Бим бобру:
— Привет, Добрович, помоги перебраться через речку, а то я опаздываю к двоюродному брату на день рождения.
— Хорошо, Бим, я сейчас что-нибудь придумаю, — сказал бобёр и поплыл к берегу.
Он повалил дерево, которое упало над речкой и превратилось в отличный мост. Лисёнок поблагодарил своего друга бобра и радостно побежал через новый мост дальше.
Вскоре у лисенка на пути встретилась новая опасность. Перед ним был крутой обрыв, через который он сам не смог бы перебраться. И тут лисёнок вспомнил, что рядом живет его друг медведь Михалыч. Когда Бим рассказал Михалычу о том, что не может перебраться через овраг, Михалыч дал ему веревку, с помощью которой, лисёнок сможет преодолеть новое препятствие. Лисёнок взял верёвку, привязал её к дереву и с легкостью спустился и радостный побежал дальше. И вот уже был виден соседний лес.
Скоро Бим добежал до дома двоюродного брата, поздравил его с днем рождения и подарил ему футбольный мяч. Бум был очень рад.
Волшебная сказка «Заяц — хвастунишка»
В лесу жили два зайца. Один хвастун, другой — труженик. Однажды, гуляя по лесу, встретили они своих друзей зайцев. Хвастунишка сразу начал хвастаться: «Представляете, я вчера вечером видел медведя, нет, даже трех медведей. Начали они меня кусать. Я одного медведя правой лапой, другого левой, третьего ногой завалил. Медведи меня испугались и убежали. »
Зайцы закричали:» Врешь ты все!» Заяц Труженик сказал:» Не верьте ему, вы ведь знаете какой он хвастунишка.» Зайцы не захотели с ним гулять и убежали.
Только к вечеру отыскали его друзья зайцы. Труженик сказал : » Больше не хвастайся и тогда все с тобой будут дружить.»
Волк — пожарник
В одном лесу жил был волк. однажды он шел по лесу и почувствовал запах дыма. Он пошел на запах и увидел пожар!
Волк схватил огнетушитель и принялся тушить пожар. К его удивлению из огнетушителя посыпались пироги. Волку удалось потушить пожар. И он стал настоящим лесным пожарным.
Источник
Я сидел дома и делал уроки. Вдруг ко мне прилетел маленький человечек и сел на люстру в комнате и стал раскачиваться. Я испугался и встал. Мне хотелось позвать маму, но я был дома совершенно один. Он увидел, что мне стало страшно, тихо сказал:
– Чего ты испугался? Я немного посижу у тебя и снова улечу. Просто мне нужно набраться сил.
Я стал смелее и ответил ему шепотом:
– А ты откуда? Кто ты?
Он улыбнулся и спрыгнул ко мне на стол.
– Я – с далекой планеты, делал перелет и у меня закончились силы. Я недавно подхватил вирус, вот и заболел. Но сейчас у меня все уже хорошо. А мое имя … Оно покажется для тебя странным и непонятным, зачем тебе его знать? Зови меня просто Суруб. Меня так называют мои друзья.
Он поднялся и стал летать по комнате и садиться то тут, то там.
– А я – Толя. Я в 4 классе. Моя мама ушла в магазин. Ты прилетел ко мне в гости, Суруб?
– Да, Толя, да. Я про тебя все знаю. Вот сегодня тебя вызывали к доске и ты получил двойку. Ты вчера не выучил стих, потому что долго играл с ребятами.
– Как? Откуда? Я тебе ничего не говорил … Мама тоже пока не знает … Но вот когда узнает …
– Не бойся, ты сегодня выучишь этот прекрасный стих и завтра его расскажешь уже на 5. Я это знаю. А теперь, мой друг, мне пора. Меня уже заждались. Прощай! – он коснулся моей руки и улетел.
Я на прощание успел ему крикнуть:
-Прилетай еще, Суруб!
Я несколько дней ходила озадаченная – выполняя задания в одном из конкурсов, нужно было написать фантастический рассказ….
Всё бы ничего, писать, сочинять я, что то умею, но не фантастику…. Фантастический рассказ….
Я не прочитала ни одной фантастической книги…
Фильмы – хотела сначала написать, что тоже не смотрела, но это было бы не честно.
Я вспомнила: Герберт Джордж Уэллс “Война миров”, после этого фильма я долго боялась звуки похожие на сирены. Чувствовалась беспомощность людей. Разрушение, захват земли, страх…..
Тогда я подумала, что фантастика не для меня
Но есть фильм, который я с удовольствием вспоминаю – это “Аватар” – да, здесь мы вновь окунемся в борьбу добра со злом, красивая любовь, смелые и решительные действия и невероятные краски, спецэффекты.
Тут меня восхитила фантазия и возможности человека.
Но это всё книги и фильмы, а есть ли эта фантастика в реальности? Как она воплощается, реализуется и создаётся?
Это ещё не все вопросы, которые появились у меня…. Прежде чем дать ответ на первых два вопроса, я решила в google узнать:
Как написать фантастический рассказ?
– Что бы найти идею для рассказа, постоянно задавайте себе вопрос «А не могу ли я из этого сделать рассказ? А из этого? А из этого?». Если задавать себе его достаточно часто, то рано или поздно у вас появится любопытная идея.
Это работает!
Я ходила и несколько дней, думала, давала возможность родиться идеям…. У меня ничего не получалось…. Время поджимает, а я не нахожу ответ на вопрос – “А могу ли я из этого сделать рассказ? ”
И когда осталось совсем чуть – чуть времени, я просто взяла планшет и написала крупным шрифтом свой вопрос: “Как написать фантастический рассказ? ”
И… пришла идея!
Жизнь каждого человека – это и есть фантастический рассказ. И каждый день рождаются новые и новые сюжеты.
Сначала я вспомнила Дубай!
Вы были в Дубае? Если нет, то Вам точно нужно там побывать. Вот где точно живёт фантастика! Вот где видны практически все возможности человека!
То, к чему весь мир только стремится, здесь уже существует. Самый молодой мегаполис с населением в 2 миллиона человек, поражает обилием небоскребов, может похвастаться самым высоким зданием и самым большим торговым центром в мире, а также единственным на планете искусственным островом такого размера, что его отчетливо видно из космоса.
Вот Вам путешествие во времени и “Машины времени” уже не надо. Вам нужен только самолёт и вы уже там.
Вы слышите, “самолёт”
– это сейчас мы с вами воспринимаем, как само собой полагающее. А раньше – это казалось сумасшедшей идеей.
Джордж Кейли – британский учёный
Один из первых теоретиков и исследователей в области летательных аппаратов, опубликовавший в начале XIX века описания принципов полёта планёра и самолёта.
Также предложил конструкцию колеса со спицами из проволоки, несколько схем двигателя внутреннего сгорания, идею водотрубного котла для паровой машины, запатентовал гусеничный ход для транспорта.
Вот она реальная фантастика, которая опережала время. И из – за тех же людей, но которые не читали фантастические книги, не умевшие мечтать, выстраивать фантазии в своей голове, большинство идей и проектов не было реализовано при жизни ученого.
А теперь вопрос задаю Вам, дорогой читатель: “Без чего вам сейчас уже точно не обойтись?”
Да! Да! Я вижу и слышу уже ваши ответы!
Более 10 лет назад мы смотрели на это, как на диво дивное! Я помню, когда сама увидела его и он ещё к тому же вибрировал, я была в восторге! Вот он первый мой сотовый (мобильный) телефон. Маленький, кнопочный с непонятной мелодией – был мечтой практически каждого человека.
И всего за каких то 10-15 лет он стал не только принимать и отправлять звонки – это карманный мини компьютер.
Я вновь обратилась в google, чтобы узнать историю появления первого компьютера в СССР. Огромная машину, которая занимала практически всё место в комнате было главной гордостью и достижением человечества
БЭСМ Быстродействующая) электронно-
счётная машина) — серия советских электронных вычислительных машин общего назначения, разработанных Институтом точной механики и вычислительной техники АН СССР (ИТМ и ВТ) и предназначенных для решения широкого круга задач
А теперь на минутку оторвитесь от этой статьи.
Поднимите ваши глаза и обведите комнату взглядом. Что вы видите?
Телевизор, огромный ящик превратился в тонкий настенный с множеством преимуществ,
позволяет выходить в интернет, запускать игры и стриминговые сервисы.
Колонка Алиса, с помощью которой можно слушать музыку, разговаривать с «Алисой», давать ей небольшие поручения, осуществлять поиск в интернете.
Разговаривать с колонкой – вас раньше бы на смех поставили. А сегодня говорят: “У тебя нет колонки, ты отстал от времени”
И таких помощников из мира фантастики множество. Я например каждый раз, когда закладываю бельё в стиральную машинку автомат – благодарю изобретателя за ту помощь, которую дарит мне его фантазия.
Наверное всё эти изобретатели тоже, когда то задали вопрос google, как и я – “как написать фантастический рассказ? ” И в результате не только написали, но и создали.
Да и о чем это я, раньше ведь и google не было….
Альбина Гисс
Как написать фантастический рассказ: практические советы
Фантазии на тему возможного будущего столетиями будоражат человеческие умы. Хочется узнать, возможна ли жизнь за пределами солнечной системы, какого совершенства может достичь искусственный интеллект и насколько это безопасно для человечества, может ли возродиться Земля после гипотетического апокалипсиса – пищи к размышлению множество. Поэтому фантастика остается востребованным жанром. Если мечтаете писать фантастику, но не знаете, как подступиться – попробуйте начать с малого. Мы подскажем как написать фантастический рассказ или сочинить фантастическую сказку.
Что такое рассказ: определение, объем, структура
- Рассказ
- это малый формат художественной прозы, в основе которого чаще одна сюжетная линия, проблема, и повествование ограничивается позицией одного-двух персонажей. Он уступает повести и роману в объеме, но не в художественной ценности – рассказы не менее драматичны и впечатляющи.
–
Строгих критериев ограничения объема нет. Попробуйте писать миниатюры – зарисовки на волнующую тему от 1500 знаков с пробелами.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Если хотите участвовать в литературных конкурсах, то там принимают произведения от 4 000 до 15 000 знаков с пробелами. В издательской практике объем измеряют в авторских листах, лист – 40 000 знаков с пробелами. Рассказ может достигать двух АЛ. Для сравнения: повесть пишется объемом от 4 до 10 АЛ, роман – от 10 до 40.
Базовая структура не отличается от структуры других форматов: экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка. Вас никто не ограничивает: элементы сюжета – персонажи, сеттинг, проблематика – пусть предстают перед читателем в авторском порядке. Советы по созданию сюжетной линии читайте в другой нашей статье.
Отличие фантастического рассказа от фэнтези
Мы уже рассказывали об отличиях двух жанров: фантастики и фэнтези. Главное отличие – относительная достоверность и полная невозможность происходящего. Фантастика в чистом виде подчиняется действующим в мире законам и правилам, но с допущениями. Фэнтези – торжество воображения над здравым смыслом. Если хотите понять, как написать фантастику, стоит подготовиться. Каждый вид фантастической прозы, кроме фэнтези, требует пусть не детального, но углубления в теорию.
Пригодятся базовые знания законов физики, астрономии и других точных наук, зависит от того, о чем будет рассказ. Как писать научную фантастику читайте здесь.
Если пишете в жанре антиутопии – почитайте о политических режимах. Для стимпанка и киберпанка не лишним будет разобраться в основах механизмов и робототехники. Если планируете написать фантастическую сказку – пригодятся советы как писать фэнтези.
Сочиняем сюжет: где искать идеи
Когда будете придумывать сюжет для фантастического рассказа или сказки помните, что в малых формах повествование сжато, элементы в постоянном движении, кульминация наступает быстро. Не стоит сочинять слишком сложный многоступенчатый сюжет, который требует проработки и объяснений. Читатель должен быстро погрузиться в созданную вселенную и так же быстро вынырнуть.
Где искать идеи? Везде. Воображение всеядно: подмечайте события, диалоги, элементы, образы в том, что окружает. Искрой, способной разжечь воображение, может стать:
-
Инфоповод
Яркое событие, освещаемое в СМИ. Вы знаете, что Китай запустил «искусственное солнце» в декабре 2021-го?
-
Научные достижения
Наука не стоит на месте, недавно интернет-ресурсы пестрели заголовками о создании ИИ-няни, способной выращивать эмбрионы в искусственных матках – чем не фантастический сюжет?
-
Политическая и социальная повестка
Кто не слышал о цифровизации, расовых и гендерных вопросах, об эйджизме, мизогинии, феминизме? Подумайте, как вписать социальную повестку в сюжет будущего рассказа.
-
Экология
Ледники таят, леса горят, глобальное потепление может стать началом нового ледникового периода. Мировая экосистема меняется при нашем непосредственном участии. Как развить эту идею?
-
Религия
Мы живем в светском государстве, это закреплено в Конституции, но вместе с тем громко звучат официальные заявления представителей церкви на острые темы: от возможных запретов на занятие йогой до процедуры ЭКО. Пофантазируйте на тему того, какую роль религия и церковь могли бы играть в мире будущего.
-
Подслушанные разговоры
Случайно услышанный диалог может вдохновить на сюжет и подтолкнуть фантазию на создание образов возможных персонажей.
-
Факты
В мире много фактов, о которых нам мало что известно. Например, японский краб-паук весит до 40 килограмм и живет до 100 лет, дельфины различают друг друга по именам, а звезд на небе больше, чем песчинок на земле. Листайте современные энциклопедии, серфите в интернете, наверняка найдется факт, который вдохновит.
-
Исторические события
Обратитесь к истории, найдите эпоху или событие, которые вызывают отклик, представьте, как это могло бы происходить в наше время или в далеком будущем, к каким последствиям могло бы привести.
-
Сновидения
Во сне мы путешествуем по неизведанным мирам и проходим сквозь время, происходят странные, неподдающиеся логике события – используйте их как основу для будущего рассказа. Главное, вовремя записать увлекательный сон, они имеют свойство быстро выветриваться из памяти.
Источником вдохновения могут стать произведения других писателей, об этом расскажем чуть позже.
Создаем персонажей: как проработать детали
Персонажами фантастического жанра наравне с людьми часто становятся:
- Роботы
- Киборги
- Андроиды
- Инопланетные расы
- Репликанты
- Неизученные биологические виды
- Мутанты
Вдруг вы изобретете нового персонажа или удачно соедините черты уже известных.
Если хотите создать живого героя, близкого знакомства с ним избежать не удастся. Узнать персонажей лучше помогут описания:
- Внешности
- Речевых, поведенческих особенностей
- Привычек
- Взглядов, убеждений
- Сильных сторон, слабостей
Подробнее о досье на персонажа тут.
Делайте персонажей трехмерными. Не бойтесь вступать с ними в диалог, задавать вопросы:
- Для чего они здесь? Какова их роль?
- Их повседневная жизнь благополучна или полна трудностей?
- В чем их уязвимость?
- Каково их положение в начале рассказа, и в какую – лучшую или худшую – сторону оно будет меняться по мере приближения к развязке?
Персонажи сказок не нуждаются в придании объема. Они базируются на архетипах. В русских народных сказках это Дурак, Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван Царевич. В зарубежных архетипы работают аналогичным образом.
Придавая персонажам «живости», не увлекайтесь чрезмерной детализацией. Не забывайте, что работаете над рассказом, а не над романом.
Что еще почитать по этой теме:
Придумываем локации: на что обратить внимание
Для фантастического рассказа необязательно сочинять тщательно прописанный мир. Читателю хватит достоверной локации, которая впишется в антураж. Это может быть:
-
Узнаваемое место: город, район, дом, игровая площадка, магазин или кинотеатр.
-
Межпланетная космическая станция.
-
Фантастический вид транспорта: звездолет, гравитационный поезд, космический трамвай, маглев.
-
Другая планета или инопланетная экосистема.
-
Детерминистская Вселенная.
Сделайте мир доступным для читателя. Вкратце обозначьте особенности, время действия, геополитическую обстановку, если она важна для истории. Порассуждайте, как мир влияет на персонажей, помогает или наоборот создает препятствия. Не забывайте, что в сеттинге должна быть логика и конкретика, чтобы читатель в него поверил.
На курсе «Как писать фантастику» вы создадите свои первые фантастические рассказы, а может быть даже замахнетесь на роман.
И все это под чутким руководством опытных редакторов и с подачи реальных писателей-фантастов.
Советы от мастеров фантастики
Писатель Артур Кларк сформулировал три закона, которые применимы для любой фантастической прозы:
-
Когда выдающийся, но пожилой ученый утверждает, что что-то возможно, он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, он, скорее всего, ошибается.
-
Единственный способ обнаружить границы возможного – это рискнуть немного пройти мимо них в невозможное.
-
Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
12 советов начинающим писателям от Рэя Брэдбери:
-
Не начинайте писать романы. Они занимают слишком много времени. Вместо этого начните писательскую жизнь с написания «чертовски большого количества коротких рассказов», по одному в неделю.
-
Вы можете любить их, но не можете быть ими. Имейте это в виду, когда неизбежно попытаетесь, сознательно или бессознательно, подражать любимым писателям.
-
Изучите «качественные» короткие рассказы.
-
Избавьтесь от друзей, которые в вас не верят.
-
Влюбитесь в фильмы. Особенно старые.
-
Не планируйте зарабатывать писательством деньги.
-
Перечислите десять вещей, которые любите, и десять вещей, которые ненавидите. Затем напишите о первых и «убейте» более поздних — тоже написав о них. Сделайте то же самое со своими страхами.
-
Опишите любую вещь, которая придет в голову. Это поможет преодолеть творческие блокировки.
-
Помните, что при написании вы ищете только одного человека, который подошел бы и сказал: «Я люблю тебя за то, что ты делаешь». Или, в противном случае, вы ищете кого-то, кто подошел бы и сказал: «Ты не псих, как говорят люди».
8 советов писателям от нашего современника фантаста Нила Геймана:
-
Вставляй одно слово за другим. Найди нужное слово, поставь его на место.
-
Закончи то, что пишешь. Что бы ни пришлось сделать, чтобы закончить, просто закончи это.
-
Отложи в сторону. Прочти, притворяясь, что никогда не читал этого раньше. Покажи друзьям, чье мнение уважаешь, и которым нравятся подобные вещи.
-
Помни: когда люди говорят, что что-то не так или не работает, они почти всегда правы. Когда они точно говорят, что, по их мнению, неправильно и как это исправить, они почти всегда ошибаются.
-
Исправь это. Помни, что рано или поздно, прежде чем текст достигнет совершенства, тебе придется отпустить его, двигаться дальше и начать писать следующую вещь. Совершенство – это как погоня за горизонтом. Продолжай двигаться.
-
Смейся над собственными шутками.
-
Главное правило написания заключается в том, что, если ты делаешь это с достаточной убежденностью и уверенностью, ты можешь делать все, что нравится. (Это правило работает в жизни так же хорошо, но это определенно относится и к писательству.) Так что напиши историю так, как она должна быть написана. Напиши ее честно и расскажи как можно лучше. Я не уверен, что есть еще какие-то правила, которые имеют значение.
Что почитать: фантастические рассказы, которые вдохновляют
Десять удивительных рассказов, которые помогут настроиться на нужную волну:
- Рэй Брэдбери «Электрическое тело пою!»
- Айзек Азимов «Лжец»
- Кир Булычев «Можно попросить Нину?»
- Ричард Матесон «Одинокая венерианка»
- Роберт Шекли «Тело»
- Ясутака Цуцуи «Одиноко растущая женщина»
- Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
- Артур Кларк «Стена мрака»
- Сергей Лукьяненко «Л» – значит Люди»
- Нил Гейман «Этюд в изумрудных тонах»
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.