История длиной в несколько тысячелетий не повлияла на популярность шахмат. Как и много веков назад, в наше время интеллектуалы, любители тренировать свой ум садятся за шахматную доску, чтобы окунуться в мир захватывающих комбинаций, неожиданных ходов, удачных решений. Освоение этой непростой, интересной игры требует времени, концентрации внимания. Но результат стоит таких стараний. Шахматы увлекут своими неограниченными возможностями, подарят немало ярких эмоций. Психологи утверждают, что люди, увлекающиеся этой древней игрой, в жизни ставят реалистичные, достижимые планы, быстро принимают правильные решения.
Первым шагом в мир шахмат является освоение правил расстановки фигур на доске. Если вы решили сделать эту игру своим увлечением, развить математические способности, эта статья поможет вам усвоить порядок подготовки к предстоящей партии.
Расстановка – видео
Шахматная доска – поле битвы и координаты
Шахматная доска имеет форму правильного квадрата, каждая сторона состоит из 8 клеток. Шахматисты называют их полями. В отличие от шашек, все клетки, 32 черных и 32 белых задействуются в игре. В расстановке фигур перед игрой действует несколько правил:
- доска устанавливается таким образом, чтобы у каждого партнера крайней правой была клетка белого цвета;
- черные и белые фигуры противников располагаются симметрично;
- в первоначальной позиции фигуры занимают 2 первых ряда.
Каждое поле доски имеет персональный адрес, позволяющий фиксировать ходы во время игры. Для определения индивидуальных данных клетки на сторонах доски имеются буквы и цифры. По горизонтали нанесены буквенные обозначения от a до h, по вертикали цифры от 1 до 8. Адрес обозначается следующим образом: a8, g6, c5 и др. По шахматным правилам для расстановки белых фигур перед игрой отводятся горизонтали 1-2, для черных 7-8.
Расположение на доске
В первоначальной расстановке фигур на шахматной доске строго соблюдаются правила, предусматривающие для каждой единицы определенное место. Позже в процессе игры они будут перемещаться по всей доске, но перед игрой они должны занимать определенную позицию. Запомнить дислокацию несложно, достаточно 2-3 раза самостоятельно расставить фигуры на доске. Для новичков наиболее удобным является следующий порядок установки:
- на крайние клетки черную и белую поставить ладьи;
- около них располагаются кони;
- следующими устанавливаются слоны;
- последними ставятся король и ферзь;
- пешки устанавливаются на следующей горизонтали в ряд перед главными фигурами.
В каждом наборе по 2 ладьи, коня, слона. Эти фигуры занимают белую и черную клетку в диагонали. Соблюдение правила обеспечит правильность совершения ходов. После установки всех фигур можно приступать к игре. Посмотреть, как это выглядит, можно на картинке ниже.
Начальная позиция, как правильно расставить шахматы на доске (фото):
Значение фигур, их «стоимость»
Во время сражения игроку приходится жертвовать фигурами, чтобы выполнить поставленные задачи. Участники боя имеют различную ценность. Ее нужно учитывать при принятии решения. Для этого нужно запомнить значение, «стоимость» каждой фигуры:
- король является бесценной фигурой, без него игру продолжать нельзя;
- у ферзя самая высокая стоимость, он может выполнить функции 9 пешек;
- стоимость коней и слонов составляет 3 пешки;
- пешки считаются солдатами, выполняют мелкие задачи.
У каждой фигуры есть определенные отличия. Иногда в подарочных вариантах они имеют нетрадиционный вид. Но отличить слона, коня, ладью или ферзя все же можно.
Обозначения шахматных фигур
В процессе обучения шахматному мастерству новичку придется заняться изучением шахматных партий. Позже появится желание записывать свои партии. Для того чтобы «читать» партии, ходы, грамотно фиксировать ход сражения, необходимо запомнить обозначение фигур в русском и английском варианте:
- король – Кр (K-king);
- ферзь – Ф (Q – queen);
- слоны – С (B – bishop);
- ладьи – Л (R – rook);
- кони – К (N – kNight);
- пешки – п (p – pawn).
У пешек обозначение может не ставиться. Кроме букв для шахматных фигур используются символы. Они необходимы для изображения расстановки единиц на доске в пособиях, книгах. Правила обозначений фигур называются шахматной нотацией, которую нужно изучить каждому начинающему игроку.
Рекомендации для начинающих шахматистов
Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:
- при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
- можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
- на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
- обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.
Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.
Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Шахматы — одна из древнейших игр, до сих пор пользующаяся большой популярностью. Несмотря на то, что правила игры относительно просты, шахматная партия может быть очень сложной. Тем не менее для начала игры в шахматы достаточно лишь освоить правильную начальную расстановку фигур и довольно простые правила; возможно, это станет вашим первым шагом на пути к участию в гроссмейстерских турнирах.
-
1
Расположите шахматную доску к себе так, чтобы в правом нижнем углу была клетка белого цвета. Это правило справедливо для обоих игроков, независимо от цвета, которым они играют. Белые и черные фигуры будут располагаться симметрично.
- Следует расставить свои фигуры на двух горизонтальных линиях, ближайших к вам.
- В отличие от игры в шашки, в шахматах используются все клетки доски.
-
2
Поместите по ладье (иногда ладью называют турой) в ближние к вам угловые клетки доски. Начните с расстановки ладей — фигур, имеющих обычно вид крепостных башен и ходящих по прямым линиям (горизонтально и вертикально). Возьмите две ладьи и поставьте их в две угловые клетки.
- В некоторых шахматных наборах фигуры имеют оригинальный вид, по которому практически невозможно определить их, не справившись в прилагаемом описании или не взглянув на дно фигуры. Ладья обозначается символом ♜.
-
3
Поставьте коней на ближней к вам горизонтальной линии рядом с ладьями. Кони, имеющие обычно вид лошадиной головы, располагаются по бокам ладей. Кони ходят буквой “Г”, то есть сначала на две клетки в одном направлении (по горизонтали либо по вертикали), затем на одну вбок, причем это единственная фигура, которая может перескакивать через другие фигуры и пешки.
- Для обозначения коня служит символ ♞.
-
4
Расставьте слонов по бокам коней. Поставьте слонов, имеющих обычно форму вытянутого овала с небольшой сферой наверху, по сторонам от коней, ближе к центру доски. Слоны ходят вдоль диагоналей.
- Слон обозначается знаком ♝.
- Слон, расположенный слева окажется на черной клетке, а стоящий справа — на белой.
-
5
Разместите ферзя на одной из двух оставшихся клеток, имеющей соответствующий цвет. Если вы играете белыми, поставьте ферзя на белую клетку посередине ближайшего к вам горизонтального ряда. Если же у вас черные фигуры, поместите ферзя на черную клетку. Как правило, ферзь является одной из двух самых высоких фигур и имеет вверху зубчатую корону. Ферзь может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали во всех направлениях и на любое количество клеток, что делает его очень сильной и ценной фигурой.
- Ферзь обозначается символом ♛.
-
6
Поставьте короля на единственную оставшуюся свободной клетку на первой горизонтали. Как правило, король — самая высокая фигура, украшенная сверху округлой короной, часто увенчанной крестом. Поставив короля, вы заполните фигурами первый ряд (называемый в шахматах также первой «горизонталью»). Король может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали, но лишь на одну клетку за один ход, и остальные фигуры должны защищать его.
- Король обозначается символом ♚.
-
7
Расставьте все свои пешки вдоль второго ряда. После размещения фигур расположите более мелкие пешки во втором горизонтальном ряду. Пешки, как правило, ходят вперед на одну клетку, но у них есть еще множество дополнительных свойств. Теперь все ваше войско расставлено и готово к сражению.
- Для обозначения пешек служит символ ♟.
- Когда все фигуры расставлены так, как описано выше, игру можно начинать.
Реклама
Еще раз окиньте взглядом доску, убедившись в том, что все ваши фигуры занимают правильные места. Два ближайших к вам горизонтальных ряда должны выглядеть следующим образом (в случае черных фигур):
♟♟♟♟♟♟♟♟♜♞♝♚♛♝♞♜
-
1
Партия в шахматы выигрывается пленением вражеского короля, то есть объявлением ему «мата». Мат означает, что куда бы ни походил король, он все равно окажется под ударом, то есть после любого своего хода он будет стоять под «шахом» со стороны одной или нескольких фигур противника.[1]
- На самом деле вы никогда не забираете короля противника, как и он не бьет вашего. Достаточно того, чтобы оба игрока удостоверились, что королю некуда походить, чтобы не оказаться под ударом (шахом).
- Объявление королю противника шаха означает, что следующим своим ходом вы сможете побить его, однако у вашего соперника есть возможность увести короля из-под удара своим ближайшим ходом. Шах объявляют, то есть говорят «шах», нападая на короля противника.
- Делая ход своим королем, нельзя ставить его на клетки, находящиеся под ударом фигур противника.[2]
-
2
Вы можете уничтожать фигуры противника, удаляя их с доски. Переместив свою фигуру на клетку, занятую фигурой соперника, вы тем самым «бьете» его фигуру, и она выходит из игры. Ваша фигура при этом становится на клетку, которую перед этим занимала побитая фигура. Нельзя бить свои фигуры или ставить несколько фигур на одну клетку.
- За исключением пешек, все остальные фигуры бьют фигуры противника, совершая свои стандартные ходы. Например, ладья ходит по вертикали и горизонтали, и она может побить чужую фигуру, походив таким и только таким образом.
- Нельзя перескакивать через другие фигуры, чтобы побить стоящие за ними. Если ваша фигура при своем ходе «бьет» фигуру соперника, но при этом на ее пути оказывается другая чужая фигура, она забирает ближайшую и становится на ее место. Единственным исключением является конь, который может перепрыгивать через свои и чужие фигуры.
-
3
Игру начинают белые, после чего противники ходят поочередно, одной фигурой за один ход. По традиции игра открывается ходом белых, которые передвигают одну из своих фигур. После этого черные делают ответный ход, также передвигая одну из своих фигур, и далее соперники по очереди передвигают свои фигуры, пока игра не закончится.[3]
- Игрок должен делать каждый свой ход, он не может пропустить его и передать свой ход противнику.
- Единственным исключением из этого правила является «рокировка», когда игрок может передвинуть за один ход две своих фигуры, перемещая своего короля в более безопасное место.[4]
-
4
Игра может завершиться вничью. В шахматной партии не всегда есть победитель. К ничейному результату приводит «пат» — положение, при котором игрок, имеющий право хода, не может сделать ни одного хода, разрешенного правилами. Это означает, что его король не находится под ударом, но и не может переместиться куда-нибудь, чтобы не попасть под шах; остальные фигуры также не в состоянии походить куда-либо, поскольку заблокированы другими фигурами, или их ход откроет короля, поставив его под удар фигур соперника. Как правило, пат случается в конце партии, когда остается мало фигур: например, пешки не в состоянии сдвинуться с места, будучи заблокированными другими пешками, и король также не может походить, чтобы не попасть при этом под шах.
- Помните о том, что нельзя поставить своего короля под шах. Таким образом, если ваша очередь ходить, и при всех возможных ходах ваш король попадает под удар, игра завершается патом.[5]
В некоторых турнирах патовая ситуация считается проигрышем (что оговаривается заранее), но, как правило, пат означает ничейный результат.- Имейте в виду: это не означает, что король находится под шахом в настоящее время. Это значит, что он не может походить куда-либо, чтобы не попасть при этом под шах.
Реклама
- Помните о том, что нельзя поставить своего короля под шах. Таким образом, если ваша очередь ходить, и при всех возможных ходах ваш король попадает под удар, игра завершается патом.[5]
-
1
Пешки ходят на одну клетку вперед, и бьют на одну соседнюю клетку по диагонали. Как правило, пешка может походить на соседнюю клетку перед ней. Из-за этого может показаться, что пешки приносят мало пользы, однако они обладают рядом других возможностей, значительно повышающими их ценность:
- Если пешка преодолела всю доску и дошла до последней горизонтали (для вашего соперника эта горизонталь является первой), вы можете «превратить» ее в любую другую фигуру, например, ферзя или коня.
- Совершая свой первый ход в игре, пешка может пойти как на одну, так и на две клетки вперед.
- Пешка может бить на одну клетку по диагонали, расположенную справа или слева перед ней. Если какая-либо фигура стоит прямо перед пешкой, та не может сделать ход.
-
Анпассан, или «взятие на проходе» возможно в том случае, когда пешка противника ходит на две клетки вперед, пересекая при этом клетку, находящуюся под ударом вашей пешки. После этого вы можете взять чужую пешку, поставив свою пешку вперед по диагонали на клетку, пересеченную пешкой соперника, забрав ту анпассан, то есть на проходе.[6]
-
Анпассан, или «взятие на проходе» возможно в том случае, когда пешка противника ходит на две клетки вперед, пересекая при этом клетку, находящуюся под ударом вашей пешки. После этого вы можете взять чужую пешку, поставив свою пешку вперед по диагонали на клетку, пересеченную пешкой соперника, забрав ту анпассан, то есть на проходе.[6]
-
2
Ладья ходит по горизонтали или вертикали на любое количество клеток. Эта фигура может перемещаться по прямой линии вперед, назад, влево и вправо. При этом ладья может пересечь любое количество клеток, пока не встретит на своем пути другую фигуру или не достигнет края доски.
- Если на ее пути встретится другая фигура, ладье придется остановиться перед ней либо побить ее.[7]
- Если на ее пути встретится другая фигура, ладье придется остановиться перед ней либо побить ее.[7]
-
3
Конь ходит буквой «Г». Эта фигура ходит наиболее оригинальным образом: сначала она «прыгает» на две клетки, затем перемещается еще на одну клетку в сторону, в результате чего выходит буква «Г». Ход может быть сделан в любом направлении: две клетки назад и одна вправо, две клетки влево и одна влево, и так далее.[8]
- Конь «перепрыгивает» через остальные фигуры; таким образом, он может побить лишь те фигуры, которые стоят на клетках, завершающих букву «Г». Конь всегда ходит буквой «Г», независимо от фигур, стоящих на его пути.
-
4
Слоны ходят по диагонали. Эти фигуры могут перемещаться в четырех диагональных направлениях: вправо и влево, вперед или назад. Таким образом, каждый слон ходит лишь по клеткам своего цвета — если в начале игры слон стоял на белой клетке, он не сможет оказаться на черной до конца игры, и наоборот.
- Как и ладья, слон не может перескакивать через фигуры. Если на его пути окажется какая-нибудь фигура, ему придется либо остановиться перед ней, либо побить ее.[9]
- Как и ладья, слон не может перескакивать через фигуры. Если на его пути окажется какая-нибудь фигура, ему придется либо остановиться перед ней, либо побить ее.[9]
-
5
Ферзь ходит по всем направлениям на любое количество клеток. Эта фигура может перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали на любое расстояние.
- Ферзь не может ходить буквой «Г», как конь, он передвигается лишь по прямым линиям.
- Ферзь не может перескакивать через другие фигуры. Встретив фигуру на своем пути, он должен остановиться перед ней или побить ее.
-
6
Король может ходить в любом направлении, но лишь на одну клетку за один ход. Король перемещается на одну соседнюю клетку по вертикали, горизонтали и вертикали. Единственным исключением является рокировка, применяемая для укрытия короля, при которой король и ладья меняются местами. Для осуществления рокировки необходимо следующее:
- Ни король, ни ладья не совершили ни одного хода до этого.
- Между ладьей и королем не должно быть каких-либо фигур.
- За один ход переместите короля на две клетки по направлению к ладье, после чего поставьте ладью на клетку за королем. Таким образом, они встанут рядом, оказавшись по противоположные стороны друг от друга.
- Нельзя сделать рокировку, если под ударом находится хотя бы одна из двух клеток, через которые движется король.[10]
Реклама
Советы
- Помните, что при расстановке фигур ферзь всегда стоит на клетке того же цвета, что и он сам.
- Не забывайте, что в ближнем правом углу доски должна располагаться белая клетка (для обоих игроков).
- Освойте шахматную нотацию. С ее помощью вы сможете вести краткую запись ходов (как своих, так и соперника), что позволит позднее восстановить течение шахматной партии и провести ее анализ.
- Изучите тактику игры в шахматы. Шахматы на удивление сложная игра — при всей простоте своих правил она полна неизведанных глубин. Игре в шахматы посвящена многочисленная литература, в которой рассмотрены вопросы тактики и стратегии этой популярной игры. Изучение этой литературы позволит вам повысить свое мастерство.
- Учитывайте относительную ценность различных фигур. Каждая фигура имеет свою ценность, что облегчает расчеты игроков при оценке выгоды или ущерба от возможного обмена фигур.
- Изучите популярные дебюты. Дебютом называется начальная стадия шахматной партии, в течение которой закладывается основа дальнейшей игры. Ошибка в дебюте может привести к проигрышу всей партии, а успешная игра на этом этапе дает хорошие шансы на выигрыш. Изучение шахматных дебютов — очень увлекательное занятие. Как правило, опытные игроки знакомы со множеством различных дебютных вариантов.
Реклама
Что вам понадобится
- Шахматная доска
- Шахматные фигуры
Об этой статье
Эту страницу просматривали 177 950 раз.
Была ли эта статья полезной?
Начинающим шахматистам и тем, кто никогда раньше не играл в эту игру, легко запутаться в том, куда расставлять шахматные фигуры. Это ещё больше сбивает с толку, поскольку шахматная доска представляет собой идеальный квадрат, и вы не знаете, как сориентировать её, чтобы правильно расположить все шахматные фигуры.
Запомнить, где стоит каждая шахматная фигура, — самая фундаментальная часть вашего обучения. Если вам ещё предстоит изучить основы, вы находитесь в правильном месте.
-
Содержание
- Как правильно расположить шахматную доску?
- Как правильно расставить шахматы?
- Как расставить пешки в шахматах?
- Куда поставить ладьи?
- Как расставить коней в шахматах?
- Куда разместить слонов в шахматах?
- Куда поставить Ферзя (королеву) в шахматах?
- Куда поставить короля на шахматной доске?
- Сравнение сторон на шахматной доске
- Практика и мастерство
Следуйте этим простым шагам, когда вы расставляете шахматы для игры и повторяйте их, пока они не станут автоматическими каждый раз, когда шахматы находятся перед вами.
Как правильно расположить шахматную доску?
Когда вы кладёте доску на плоскую поверхность, убедитесь, что белый квадрат находится в правом нижнем углу.
Прежде чем ставить какие-либо фигуры на доску, это самое важное, что вы должны сделать в первую очередь, поскольку неправильная ориентация означает, что фигуры не будут расположены должным образом.
Как правильно расставить шахматы?
- Игрок 1 (белые): Использует поля 1A-H и 2A-H
- Игрок 2 (чёрные): Использует поля 8A-H и 7A-H
Установка шахматной доски
Как расставить пешки в шахматах?
Прежде чем перейти к шахматным фигурам более высокого ранга, сначала поставьте свои пешки. Думайте о них как о первой линии обороны перед тем, как высшие чины покажут себя во время битвы.
Обычно это самые маленькие фигурки в вашем наборе, и их 8 штук. Они расположены на втором ряду по прямой линии.
- Игрок 1 (белые): Пешки идут по горизонтальному ряду с цифрой «2» и выстраиваются на всём пути от А до Н.
- Игрок 2 (чёрные): Пешки идут по горизонтальному ряду «7», и также по вертикальным столбцам А — Н.
Расстановка пешек
Поместите все свои 8 пешек вдоль второй горизонтали или ряда. После расстановки пешек вы уберёте кучу фигур из коробки и вам будет проще находить фигуры для дальнейшей расстановки.
Куда поставить ладьи?
Помимо пешек, у ладей самая лёгкая позиция на шахматной доске.
В наборе есть две ладьи как для чёрных, так и для белых. Они расставляются по нижним углам шахматной доски.
- Игрок 1 (белые): Ладьи стоят на 1A и 1H.
- Игрок 2 (чёрные): Ладьи стоят на 8A и 8H.
Расстановка ладей
Как расставить коней в шахматах?
Фигуры в форме лошади также называются конями, и они ставятся рядом с ладьями.
В наборе для каждого игрока приходится по два коня.
- Игрок 1 (белые): кони располагаются на полях 1B и 1G.
- Игрок 2 (чёрные): кони располагаются на полях 8B и 8G.
Расстановка коней
Куда разместить слонов в шахматах?
Фигуры с закруглёнными концами называются слонами и располагаются рядом с конями.
У каждого игрока есть 2 слона, и они стоят рядом с конями.
- Игрок 1 (белые): слоны стоят на полях 1C и 1F.
- Игрок 2 (чёрные): слоны стоят на полях 8C и 8F.
Расстановка слонов
Теперь самое сложно. Нужно определить, куда поставить ферзя (королеву) и короля.
Многие новички думают, что эти фигуры можно поставить на любые поля, но это неправильно!
Куда поставить Ферзя (королеву) в шахматах?
Ферзь (королева) ставиться на определённое поле. И чтобы быстро определить на какое, нужно запомнить небольшое правило:
Дама любит свой цвет.
В качестве «Дамы» здесь выступает шахматная фигура королева или ферзь.
Таким образом, получаем: если у нас белый ферзь, то он ставится на белое поле. Если у нас чёрный ферзь, то он ставится на чёрное поле.
- Игрок 1 (белые): Позиция ферзя на поле 1D
- Игрок 2 (чёрные): Позиция ферзя на поле 8D
Расстановка ферзя в шахматах
Куда поставить короля на шахматной доске?
Король ставится на доску последней фигурой, и он идёт на последнюю оставшуюся клетку. Его легко поставить на доску, если ферзь уже стоит на своём месте.
Это фигура, которая нуждается в постоянной защите. Как только король захвачен или пойман противником, игра заканчивается.
Вот почему единственная фигура короля каждого игрока находится в середине всех фигур, чтобы она была полностью защищена от атак и взятия.
- Игрок 1 (белые): король ставится на поле 1E.
- Игрок 2 (черные): король ставится на поле 8E.
Расстановка королей
Сравнение сторон на шахматной доске
Когда вы закончите расстановку своей стороны, взгляните на сторону шахматной доски вашего соперника. Его фигуры должны идеально отражать ваши при правильной расстановке. Если это не так, то значит кто-то из вас неправильно расставил шахматные фигуры.
Обычно игроки путают расположение короля и ферзя, что приводит к задержкам и отвлекающим факторам. Всегда помните правило расстановки ферзя и постоянно практикуйте расстановку шахмат, пока это не станет вашей второй натурой.
Практика и мастерство
Поначалу будет немного запутанно запоминать, куда правильно расставляются шахматные фигуры. Поскольку на доске 64 поля одинакового размера, вполне нормально чувствовать себя подавленным.
Даже с подписанными досками начинающие шахматисты подвержены путанице и ошибкам во время первых нескольких партий, но, в конце концов, чем больше они практикуют и играют в шахматы, тем быстрее у них получается расставлять шахматные фигуры на правильные позиции.
Не волнуйтесь, если вы чувствуете себя в растерянности из-за такого количества разных фигур. В итоге вы освоите их правильное размещение.
Игра в шахматы основывается на стратегии, навыках и интеллекте, а это означает, что правила и правильная расстановка шахматных фигур необходимы для правильной игры в шахматы. Все шахматные гроссмейстеры начинали как новички, но с постоянной практикой и решимостью они достигли того мастерства, которое имеют сейчас.
Будьте готовы время от времени терять некоторые шахматные фигуры, особенно ферзя, который считается самой сильной фигурой, но которого так легко потерять. Важно учиться на своих ошибках, чтобы избежать их в будущих партиях.
Итак, пора начинать игру!
На шахматной доске всего 64 клетки, но на них могут проходить настоящие шахматные баталии. Одна половина клеток чёрная, вторая белая — 32 былых и 32 чёрных. По шахматным правилам, клетка называется полем.
Содержание
- 1 Правильное положение шахматной доски
- 2 Именование шахматных полей (клеток)
- 3 Названия и обозначения шахматных фигур
- 4 Расстановка шахматных фигур
Правильное положение шахматной доски
Перед тем, как расставлять шахматные фигуры, необходимо правильно поставить шахматную доску.
С неправильно поставленной шахматной доской, связан забавный случай, которой произошел в давние времена где-то на границе. Именно на границе, периодически встречались два джентльмена, которые между собой играли в шахматы. В один прекрасный день, игрой заинтересовался служащий таможни, который обратил внимание, что доска расположена неправильно. Т.е. «шахматисты» даже не знали шахматных правил, а просто изображали игру. Как оказалось в последствии, мнимые шахматисты были контрабандистами — в шахматных фигурах они прятали контрабандный товар (золото, брильянты :)).
Именование шахматных полей (клеток)
Если среди наших читателей есть поклонники игры «Морской бой», то они наверняка провели аналогию с шахматами — у каждого поля есть свой адрес. Например, a1, b7, e4 и т.д.
Чтобы быстрей запомнить имена (адреса) шахматных полей, имеет смысл распечатать рисунок (формат A4) и повесить его на стену.
Названия и обозначения шахматных фигур
В арсенале противников 6 видов фигур:
- Пешка — солдат его величества.
- Конь — стоимость коня эквивалентна 3 пешкам;
- Слон — его стоимость, как и у коня, 3 пешки;
- Ладья — тяжелая артиллерия (5 пешек);
- Ферзь — 9 пешек;
- Король — бесценен, так как без него игра невозможна.
Любому начинающему шахматисту, желательно, как можно раньше, научиться записывать шахматные ходы, для этого необходимо знать шахматную нотацию. Шахматная нотация — это система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. Уже сейчас вы можете ознакомиться с обозначениями шахматных фигур.
Фигура | Внешний вид | Русское сокращение | Английское сокращение |
---|---|---|---|
Король | ♔ или ♚ | Кр | K (king) |
Ферзь | ♕ или ♛ | Ф | Q (queen) |
Ладья | ♖ или ♜ | Л | R (rook) |
Слон | ♗ или ♝ | С | B (bishop) |
Конь | ♘ или ♞ | К | N (kNight) |
Пешка | ♙ или ♟ | п или ничего | p (pawn) или ничего |
При изучении шахматной нотации, мы еще вернемся к этой таблице, а теперь разберемся как расставлять фигуры.
Расстановка шахматных фигур
Теперь давайте посмотрим, как выглядит начальная расстановка шахматных фигур на доске.
Именно таким образом должны быть расставлены фигуры, если речь идет о шахматах в классическом понимании. Однако возможны и другие варианты фигур, если речь идет о шахматах Фишера — по другому их называют «случайные шахматы». Пока нас интересуют классическая расстановка, поэтому необходимо её запомнить. В противном случае, может возникнуть путаница, как в шахматной игре для детей Глупый бык.
Чтобы вам было проще запомнить расстановку фигур, можно их расставлять в определенной последовательности. Об одном из вариантов смотрите в видео.
В начале шахматной партии, на доске находятся 32 фигуры — 16 белых и 16 чёрных. В конце партии, минимальное количество фигур может быть две — это белый и чёрный король. Короли — две самые главные фигуры на шахматной доске. Пришла пора разобраться в том, что они умеют — вся правда о шахматном короле.
Расстановка фигур в шахматах – это первое, что должен изучить новичок, входя в черно-белый мир шахмат.Непосвященным наблюдателям партии может показаться, что это скучное занятие. Но стоит узнать про игру чуть больше, как смысл этого времяпрепровождения раскрывается в ином свете.
Шахматы – это метафора для реального сражения и возможность стать полководцем условной армии. Доска – это поле военных действий, фигуры – отряды, логика и стратегия – инструменты для победы.
Но шахматы и расстановка фигур (понимание правил и пр.) требуют больших умственных усилий. На самом деле, правильная расстановка шахмат – это вершина айсберга. Перед игроками открываются бесконечные комбинации ходов, уже разработанные приемы, стили игры, секреты и пр.
Погружаясь в матч, вы приятно проводите время, чувствуете драйв сражений и раскрываете свой творческий потенциал. Но главное – вы тренируете мозг мыслить логически.
В этой статье мы собрали информацию по следующим темам:
- Доска, поля, правильное положение на поверхности
- Шахматы: названия фигур и расстановка
- Перемещение по клеткам
- Дополнительные правила
- Виды партий
Шахматная доска: клетки и их значение
Будет проще, если мы продолжим аналогию с военными действиями, чтобы объяснить следующее. Фигуры в шахматах (названия и расстановка) – это не самое важное для полководца. Нужно сначала понять, на чем ваши отряды стоят (рельеф местности).
Поверхность доски состоит из 64 квадратов, окрашенных в 2 цвета. Встречаются разные комбинации. Чаще всего выбирают молочно-белый и коричневый (как на картинке выше). Более классический вариант – черно-белый. Квадраты чередуются, так что иногда возникает иллюзия, что доску можно поставить как угодно. При этом разницы не будет никакой. Но это не так.
Как убедиться, что вы используете ее правильно? Левая крайняя клетка на вашей стороне должна быть черной (коричневой, т.е темной). У противника она будет с такой же стороны (если смотреть с его перспективы).
У каждого поля — клетки, есть свои координаты: первой называется буква (a-h), а затем ее цифра (1-8).
Более опытные игроки знают их обозначение и расположение по памяти. Некоторые даже могут прокручивать партии в голове.
Чтобы лучше понимать доску и ее структуру, нужно правильно ее воспринимать. Кроме минимальной единицы – клетки – здесь также есть ряды и столбцы, которые принято называть:
- горизонтали — стоят напротив цифр;
- вертикали — стоят напротив букв
- все вместе они образуют еще одно направление: диагонали — поля одного цвета.
Например: b7 — это означает, что клетка по горизонтали находится в ряду «b», а по вертикали, в 7-м ряду.
Эта информация важна для изучения того, как двигаются сами бойцы. Далее мы углубляемся в шахматы (расстановка фигур на доске и названия).
Расстановка шахмат по правилам на доске
Всего на поле располагается 32 бойца, по 16 на сторону. Каждый имеет свою начальную позицию и особенный паттерн движения.
Рассмотрим их по отдельности:
Пешки в шахматах — где стоят и как ходят
На второй и седьмой горизонталях шахматной доски стоят одинаковые фигуры. В системе ценности шахмат они являются низшим звеном и стоят 1 очко. Тем не менее они играют важную роль в самой партии. Да, их легко вывести из боя, если они стоят поодиночке. Но если выстроить их правильным образом, то они будут прикрывать друг друга. Так что атака противника может ему дорого обойтись.
Пешки двигаются только вперед. Первый ход позволяет им сделать прыжок на 2 клетки. Но в обычном режиме им доступна только 1 поле за раз.
Еще одна особенность состоит в том, что атакуют они совсем иначе. Вражеская единица должна стоять не в лоб, а наискосок (как показано на картинке). То есть они бьют на 1 поле по диагонали (вправо или влево). При этом правило о движении только вперед остается неизменным: они не смогут съесть стоящего сзади.
Запомните: пешка назад не бьет и не ходит назад!
При изучении схемы расстановки шахмат стоит сразу упомянуть и дополнительные возможности этой фигуры. В очень редком случае она может изменить паттерн атаки и убрать пешку противника неожиданным способом.
Специальные ходы пешкой: взятие на проходе и превращение
1 ход пешки:
Ход называется «взятием на проходе»: представим, что вы играете за Белых. Вражеская пешка стоит на e4, в ваша – на f2. Вы решаете поставить ее на 2 поле вперед – на f4. И тогда соперник может поставить свою фигуру на f3. При этом еще и срезав вашу пешку, стоящую на f4.
Но если противник не воспользовался ситуацией ответным ходом, то совершить такой маневр будет уже невозможно. Взятие на проходе происходит, если пешка стоит на четвертой (для Черных) или пятой (для Белых) горизонталях.
2 ход пешки:
Только пешка может превратиться в любую фигуру на усмотрение игрока (кроме короля), дойдя до 8-й горизонтали для Белых и до 1-й горизонтали для Черных.
Как правило, большинство выбирает ферзя, так как это самая мобильная и эффективная боевая единица.
Фигура: слон — где стоит, как ходит и бьет
Каждый игрок имеет 2 слона в своей армии. У Белых они стоят на с1 и f1, а у Черных – на c8 и f8. Их легко отличить от остальных участников сражения: голова похожа на шлем с горошиной на макушке. Иногда их делают остроконечным.
Слоны дают игроку 3 очка (на уровень выше, чем пешка). Их движение похоже на полет стрелы, за что их часто сравнивают с лучниками. Они ходят только по диагонали (черной или белой). Хорошие новости заключаются в том, что у них нет ограничений по количеству клеток. Они могут уехать на 1 или сразу на 7 и пересечь все поле.
Атака не отличается от траектории движения. Эта фигура бьет тех, кто стоит на пути, занимая место жертвы.
Конь — как ходит эта фигура
У каждой стороны по 2 коня. Белые ставят их на b1 и g1. Как вы уже поняли, позиция у Черных такая же – b8 и g8. Кони дают главнокомандующему 3 очка (как и слоны). Что касается внешности, то их легко отличить от остальных. Их концы выполняются в форме лошадиной головы.
Маневренность этой фигуры существенно отличается от собратьев. Вот что нужно о ней знать:
1. Двигается только по определенному маршруту: 2 поля вперед, 1 вбок (буквой Г в любом положении). И только так. Конь не может остановиться где-то посередине этого паттерна
2. Может оказаться на любой клетке. За ход он меняет вертикаль, диагональ, горизонталь, а также цвет поля. Все благодаря строгому правилу о траектории движения
3. Умеет прыгать. Если кто-то стоит у него на пути, он без проблем их преодолеет. Получается, что, попав в окружение, конь перелетает через врагов и отступает в безопасное место
Конь бьет, приземлившись на врага. Если единица соперника стояла на пути, но не на последнем поле, ей ничего не будет.
Ладья — как выглядит и где стоит
У каждого игрока по 2 ладьи, которые стоят по углам (a1, h1 и a8, h8 соответственно). Они похожи на боевые башни. Их сила переходит на следующий уровень по сравнению с другими – 5 очков. Эти фигуры похожи на оборонительную башню крепости.
Как и слоны, ладьи ходят на неограниченное число клеток, но по горизонтали и вертикали. Чтобы выбить противника, ладьи занимают их место.
Специальный ход:
Ладьи участвуют в рокировке. Это особый маневр для защиты короля. Он возможен только при соблюдении определенных условий (об этом подробнее ниже).
Ферзь — самая могущественная фигура
У каждой стороны в арсенале есть только 1 ферзь на квадратах d1 и d8. Это самая могущественная фигура, которая совмещает в себе возможности слонов и ладей.
Ферзь может ходить по горизонтали и вертикали на любое количество клеток.
Ферзь во многом похож на короля. У него есть что-то вроде короны, но на голове – шарик, а рост чуть ниже. В виртуальных шахматах его изображают широким и с острыми шпилями (выглядит как корона).
По своей силе этот боец также превосходит остальных – 9 очков. Многие превращают свои пешки именно в ферзей: за силу и маневренность.
Расстановка шахмат: король
Король — это самая высокая фигура с крестом на макушке. На виртуальной доске эта особенность сохраняется. У каждого игрока только 1 король, который изначально стоит на клетке e1 и e8 соответственно.
У монарха нет цены или очков, так как он – бесценный. Без него партия заканчивается проигрышем потерявшей его стороны.
Движение этой фигуры похоже на ферзя: нет ограничений по направлениям. Он может пойти в любую сторону по горизонтали, вертикали или диагонали. Но что касается количества квадратов, то у короля есть только 1 поле за 1 ход.
Специальный ход: рокировка
Единственное исключение – это рокировка, которая возможна при участии ладьи. Если клетки справа/слева от короля свободны, а ладья еще не делала ход, можно сделать следующее.
Короткая рокировка:
- Король подъезжает к ладье на g1
- Ладья прыгает на f1, прикрывая собой монарха
Длинная рокировка:
- Король подъезжает к ладье на c1
- Ладья прыгает на d1, прикрывая собой монарха
Внимание: маневр должен происходить в таком порядке: сначала король, потом ладья.
Если вы сначала прикоснулись к ладье, противник может указать на правила. А они четко говорят: до какой фигуры дотронулся в первую очередь, той и ходи. Вам придется двигать ладью, например, на f1. Тогда король не сможет спрятаться за защитника, так как он не умеет перепрыгивать преграды.
От правил расстановки в шахматах до начала игры
Итак, основная теория изучена, бойцы расставлены. Пора начинать партию. Но кто ходит первым?
Это исключительное право Белых. Если вы уже договорились с соперником, то вопросов о порядке возникать не должно.
Но более честный вариант – это вытянуть жребий. Один из участников или третий человек берет в руки Черную и Белую фигуры. Он перемешивает их за спиной или кладет в мешочек и встряхивает. Игроки выбирают руку или вытаскивают фигуру, тем самым определяя свою сторону.
Цель игры – взять в плен короля противника. Это проще всего сделать, когда у него мало защиты.
Иногда партия заканчивается за несколько ходов. Если все завершилось за 4, то такой мат называется — детским. Смотрите подробнее в шахматах о такой расстановке фигур с картинками и видео здесь.
Шахматы — Детский мат
Королю также можно угрожать, то есть поставить шах. Это ситуация, когда игрок только собирается напасть. Но противник может отвести свою самую ценную единицу или прикрыть ее кем-то из окружения.
Участник имеет право сдаться. Если никто не побеждает, объявляется ничья.
Что такое Дебют, Миттельшпиль и Эндшпиль?
Теперь вы знаете больше про название и расстановку фигур в шахматах.
Но если чуть-чуть погрузиться в теорию, то вы узнаете про деление партии на фазы:
1. Дебют – это первые несколько ходов, в течение которых участники стараются занять центр и лучшие позиции.
2. Миттельшпиль – это середина партии, в которой больше всего атак, комбинаций и маневрирования.
3. Эндшпиль – это финал и несколько ходов до гибели одного из королей. Часто основная задача в этой фазе – довести пешку до противоположной стороны поля и получить ферзя. Это дает игроку значительный перевес и почти всегда обеспечивает победу
На практике провести линию между второй и третьей фазой не всегда просто. Иногда партия из дебюта сразу перетекает в эндшпиль. По всем трем этапам есть много теории: последовательность развития на поле, вариации, неудачные ходы и пр.
Виды партий в шахматы
Шахматы – это математика, так что посчитать количество неповторимых партий вполне возможно. Это уже сделал американский ученый Клод Шеннон в 1950. У него получилось 10120 (очень много).
Что касается классификаций, то их тоже много. Вот некоторые из них:
1. Классика. Два участника, стандартное расположение фигур и их передвижение. У каждой стороны есть 60+ минут на обдумывание. В этот вариант играет большинство игроков
2. Блиц. В этих шахматах расстановка и правила такие же, но значительно урезается время. У каждого игрока есть только 10 минут (иногда меньше)
3. Шахматы Фишера. Отличается от остальных расположением главных фигур в начале партии. Пешки стоят на своих местах. Все остальные (слоны, кони, ладьи, ферзь, король) занимают рандомную позицию. Король стоит между ладьями, а слоны являются разнопольными (1 на черной клетке, другой – на белой). Кроме этого, у противника расположение должно быть зеркальным
4. Живые шахматы. Вместо деревянных или пластмассовых бойцов используются живые люди на большом поле. Как правило, это общественно-развлекательное представление. Участники сражений переодеваются в соответствующие костюмы и передвигаются по команде главнокомандующего
Подводим итоги
Расстановка фигур на доске для начинающих – это первые шаги в черно-белый мир. Можно на этом и остановиться: основных правил достаточно, чтобы погружаться в партии. Играйте с друзьями и получайте удовольствие.
Но если вы хотите лучше их понимать, изучайте теорию и сражайтесь против более сильных противников.
Совет: с учителем процесс пойдет быстрее.
Удачи!
Вопросы и ответы о расстановке фигур на шахматной доске
Поле боя состоит из 64 ячеек белого и черного цвета (равное распределение). На них располагается 32 фигуры, по 16 у каждой стороны. По 8 пешек, 2 слона, коня и ладьи, по 1 одному ферзю и королю. Партия завершается, когда один из королей умирает, получается ничья или один из участников сдается.
Нотация – это запись каждого хода для последующего анализа (полезный навык для новичков и профессионалов). Можно делать заметки по русской схеме (первые буквы фигур, например, Kc6) или по английской (Nc6). Подробнее об обоих способах читайте здесь.
Стоит начать с базовых книг:
- В «Моей системе» А. Нимцовича можно многому научиться.
- У Х. Капабланки есть эффективный «Учебник шахматной игры».
Кроме этого, в интернете доступно много статей для самостоятельного изучения. Не помешает также анализ ходов опытных игроков на турнирах (например, по роликам в YouTube).
Это интеллектуальное хобби доступно людям любого возраста. Юный игрок или пожилой человек может без проблем выучить правила расстановки фигур в шахматах. Некоторые настолько увлекаются, что начинают участвовать в турнирах. А другим достаточно тихой партии с друзьями.
Все фигуры располагаются на 1-2 горизонтали для Белых и на 7-8 – для Черных.
Первым рядом идут пешки. На втором – все остальные. Края занимают ладьи, затем ставятся кони и слоны.
Король и ферзь занимают 2 оставшиеся клетки. Ферзь любит свой цвет (у белых он стоит на светлом поле, а Черных – на темном).
Фото расстановки шахмат можно посмотреть в нашей статье.