Как составить финансовый план ребенку

Содержание статьи


Показать


Скрыть

До совершеннолетия базовые потребности школьника обеспечивают родители: оплачивают еду и отдых, покупают одежду, обувь, школьные принадлежности. Некоторые выделяют деньги на карманные расходы.

При этом часто школьникам хочется совершать покупки, которые родители не закладывали в бюджет. Это могут быть, например, модные кроссовки, новый телефон или игровой компьютер.

Делимся советами, как школьнику накопить на мечту.

Почему важно научиться копить

Если со школы приучить себя к финансовой дисциплине, то сформируется навык регулярно откладывать деньги.

Если откладывать даже небольшие суммы, но постоянно, то получится накопить и 50 тыс., и 100 тыс. в не очень длинные сроки.

Накопления позволят приобрести какую-либо желаемую вещь: айфон или велосипед.

Кроме того, умение грамотно распределять свои деньги поможет в будущем, когда оплачивать все счета придется самостоятельно.

С чего начать копить

Шаг 1: постановка цели

Откладывать деньги легче при наличии конкретной цели. Такой целью может стать покупка определенной вещи. Если этих вещей много, их можно выписать на листок и расставить в порядке увеличения или уменьшения стоимости.

Для первого раза лучше выбрать цель, которую проще всего достичь, то есть самую недорогую вещь из своего списка. Постепенно оттуда можно вычеркивать купленные вещи и добавлять новые пункты.

Сбережения можно откладывать в копилку. Причем копилка – это не только емкость для мелких монет. Для купюр можно завести конверт, небольшую коробочку, шкатулку или отдельный кошелек. Главное — откладывать целевые деньги в специально определенное для них место, чтобы отслеживать процесс накопления.

Шаг 2: предварительные расчеты

Также нужно понять, сколько времени необходимо, чтобы накопить на мечту.

Сначала стоит оценить, какая сумма сбережений есть на данный момент. Это могут быть не только карманные деньги, но и деньги, которые подарили на день рождения, Новый год и другие праздники. Их сразу можно отправить в копилку.

Затем следует начать вести учет доходов и расходов. Для этого в заметках в телефоне или в ежедневнике нужно фиксировать абсолютно все денежные поступления и все траты с указанием товара или услуги и их стоимости.

Куда вложить миллион рублей: советы экспертов

По итогам месяца нужно вычислить разницу между доходами и расходами. Эту разницу можно зарезервировать на свою цель и откладывать ее регулярно.

Можно также ввести привычку в начале месяца или в тот день, когда приходят карманные деньги, сразу откладывать 5–10% в сбережения на свою цель. Даже если откладывать еженедельно по 100 рублей, за год накопится 5 200 рублей.

Из стоимости желаемой вещи можно вычесть сумму, которая уже есть в копилке на данный момент. Оставшуюся часть нужно разделить на ту, которую получится еженедельно (ежедневно, ежемесячно) откладывать. Так удастся узнать, сколько времени понадобится копить на покупку при текущих условиях.

Например, есть цель купить кроссовки стоимостью 18 тыс. рублей. На день рождения подарили 5 тыс. рублей и еще 3 тыс. осталось с подарка на Новый год. Еженедельно получится откладывать по 200 рублей. Таким образом, на кроссовки получится накопить чуть меньше, чем за год:

18 000 – (5 000 + 3 000) = 10 000 рублей;

10 000 / 200 = 50 недель.

Как накопить на мечту быстрее

Если хочется достичь цели быстрее, есть и другие варианты: можно сокращать расходы благодаря ведению бюджета и наращивать доходы с помощью подработок.

Шаг 3: сокращение расходов

Ведение бюджета поможет оценить структуру расходов (на что уходят деньги), понять, насколько рационально получается распоряжаться средствами, в том числе увидеть, насколько дорого обходятся некоторые привычки:

  • Скорее всего, обнаружатся совсем необязательные категории трат. Например, ежедневная покупка газировки, чипсов, шоколадок. Отказ от их употребления позволит сэкономить неплохую сумму.
  • Можно сделать ревизию платных подписок на различные сервисы. Абонентская плата за них обходится в сотни рублей в месяц. Возможно, найдутся сервисы, подписки на которые больше неактуальны.
  • Лучше отказаться от спонтанных покупок, даже если это мелочь. Для этого можно установить срок в несколько дней или неделю, чтобы обдумать покупку. Если за это время желание приобрести вещь не исчезнет, ее можно добавить в свой лист целей.

Финансовый план поможет каждый раз наглядно представлять и оценивать свои возможности и контролировать расходы.

Как получать пассивный доход в 2023 году

Совет: чтобы легче контролировать расходы, можно попробовать метод конверта. Как только приходят карманные деньги, часть из них можно сразу отложить в конверт, который лучше запечатать и убрать подальше. На конверте можно поставить число и сумму – пригодится для учета.

Шаг 4: увеличение доходов

Деньги можно получать с помощью подработок. Даже небольшие, но регулярно поступающие суммы помогут накопить в разы быстрее.

Здесь подробно рассказывали, с какого возраста можно официально трудоустроиться, где искать работу и каким образом можно зарабатывать.

Так, устроиться на работу можно до наступления совершеннолетия, но с учетом ряда особенностей, установленных трудовым законодательством. И в 11 лет, и в 12 лет, и в 13 лет ребенок может работать только в кино, театре, цирке или концертной организации. Такое требование действует для всех детей до 14 лет. Трудовой договор от его имени подписывается родителем или опекуном с согласия органов опеки.

Открыть карту для детей

С 14 лет подросток уже может устраиваться на работу самостоятельно, но с соблюдением ряда определенных требований. С 16 лет школьник может принимать самостоятельные решения и заключать трудовые договоры.

Подрабатывать можно как на дому, так и вне дома. Самые простые варианты, доступные большинству, которые не потребуют специальных знаний и много времени:

  • Поискать в ближайшем окружении: соседям может требоваться помощь с выгулом собаки или уборка квартиры. Оплата — по договоренности.
  • Подростков часто нанимают в качестве курьеров, расклейщиков объявлений и промоутеров. Информацию о таких вакансиях часто размещают на «Авито» и подобных досках объявлений. Оплата — от нескольких сотен рублей в час.
  • Выполнять разовые простые задания для продвижения компаний в Интернете: ставить лайки, писать комментарии, делать репосты, оставлять отзывы. Подобные задания можно найти в соцсетях и на специальных интернет-площадках (например, «Яндекс Толока», QComment и др.). Оплата — от нескольких рублей за совершенное действие.
  • С 16 лет во время каникул можно наняться официантом или устроиться на автомойку. Оплата — от 1 тыс. рублей за смену.

Если у школьника есть специальные навыки или хобби, их можно монетизировать. Например, делать сайты на заказ, обрабатывать фото и видео, создавать музыкальные аранжировки, помогать получать разговорную практику изучающим иностранный язык.

Что делать, если денег все равно не хватает

Если не хочется откладывать покупку на более длительный срок, можно попробовать найти более дешевый аналог желаемой вещи или поискать на маркетплейсах продавцов с более выгодными условиями.

Также можно попросить родителей открыть пополняемый вклад, деньги с которого потом можно будет использовать на большую покупку.

Для тех, кто не хочет открывать вклад: 3 накопительных счета с доходностью до 11% годовых

Как правильно использовать свои накопления

Когда скопится необходимая сумма, лучше не делать покупку сразу. Можно сравнить предложения от разных продавцов, изучить цены в офлайн- и онлайн-магазинах (покупки в Интернете, особенно на маркетплейсах, обычно дешевле), дождаться акций («черной пятницы» и т. п.) или сезонных скидок.

При этом лучше продолжать ставить новые серьезные, но достижимые цели и методично идти к ним.

Откладывать сбережения можно не просто в обычную копилку, а, например, на накопительный счет. Там на скопленные деньги будут начисляться проценты, а снять их можно будет в любое удобное время без потери дохода.

Подобрать подходящие условия по накопительным счетам можно здесь.

Как продолжать улучшать свои финансовые навыки в будущем

Стоит постоянно развивать свое финансовое мышление и навыки. Можно читать книги и материалы в открытых источниках, где изложена информация о грамотном распределении ресурсов.

Финансовая грамотность строится на:

  1. Планировании бюджета.
  2. Знании различных банковских продуктов.
  3. Умении грамотно накапливать и рационально тратить деньги.

Финансы – это не только наличные деньги в кошельке, это совокупность всех денежных ресурсов. Для удобного управления своими деньгами можно попросить родителей оформить дебетовую карту. Сейчас многие банки предлагают карты для детей и подростков.

Все приходные и расходные операции по карте будут зафиксированы в личном кабинете. Кроме этого, появятся дополнительные деньги за счет кэшбэка, который банк будет начислять за покупки, и процента на остаток.

С 14 лет можно самостоятельно открыть депозит. Переводя сэкономленные средства на него, получится накопить на крупную покупку и получить доход со вклада.

При планировании бюджета лучше стараться придерживаться правила «50-30-20». На постоянные расходы должна уходить примерно половина бюджета, до трети можно откладывать на желаемые покупки, а остальное инвестировать.

Как грамотно копить деньги: советы

  • Нужно поставить финансовую цель, составив список желаемых товаров с их стоимостью.
  • Следует завести привычку вести учет доходов и расходов.
  • При получении денег лучше сразу отложить 5-10% в копилку.
  • Копить деньги на накопительный счет.
  • Необходимо постоянно искать способы сокращать расходы и увеличивать доходы.
  • Чтобы ускорить достижение цели, можно найти подработку.
  • Не следует принимать решений, связанных с деньгами, сиюминутно. Перед покупкой лучше сравнить стоимость товара на других площадках.
  • Пользоваться доступными финансовыми инструментами, чтобы копить деньги и распоряжаться ими эффективнее.
  • Открыть дебетовую карту для детей, чтобы получать кэшбэк.

Еще по теме:

Как и где начать зарабатывать подростку

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

  • Шаг первый: поставить цель
  • Шаг второй: начать вести учет расходов и доходов
  • Шаг третий: проанализировать траты
  • Шаг четвертый: снизить расходы
  • Шаг пятый: найти дополнительные источники дохода

как подростку накопить

Копить это полезно и интересно!

«Вокруг так много соблазнов, столько всего хочется купить, а возможности нет. Чувствую себя как зверь в клетке, который смотрит сквозь решетку на мир вокруг», — недавно сказал мне пятнадцатилетний Женя, сын подруги.

Мне захотелось помочь парню, а заодно и другим ребятам, столкнувшимся с подобной проблемой. Я написала более десятка статей про личные финансы, планирование и мотивацию, поэтому знакома с темой не понаслышке. 

Даже взрослым людям бывает сложно дисциплинировать себя, чтобы регулярно откладывать деньги, а подросткам — тем более.

Вот что по этому поводу говорит кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта Валерий Гут:

«Подростки по своей натуре максималисты. Они хотят все и сразу и не готовы ждать, планировать и анализировать. Это касается и денег. Чтобы откладывать и копить, нужны сила воли, терпение и цель, на что копить.

Копить — это создавать определенный задел на будущее, а горизонт планирования подростка, как правило, не очень далекий, поэтому они предпочитают тратить сразу.

Часто подростки используют свои карманные деньги, чтобы самоутвердиться через внешние проявления. Культ потребления и принцип «живём один раз» провоцируют их на спонтанные и эмоциональные траты. Основные расходы — это  развлечения и сиюминутные желания типа газировки, чипсов или сникерса.

Советский психолог Лев Выготский объяснял это тем, что интеллектуализация высших психических функций происходит только в 15–17 лет. До этого ребенок еще не способен должным образом сформулировать цель и направлять свое поведение на ее достижение».

Шаг первый: поставить цель

Чтобы продуктивно и безболезненно копить, нужно иметь четкую, хорошо сформулированную цель. Она должна быть очень желанной, но при этом достижимой. 

Подумай, на что ты хочешь накопить в первую очередь, сказала я Жене. 

Я хочу айфон последней модели, электросамокат, приставку PlayStation 5, сноуборд…

Пожалуй, для начала хватит. Будем разбираться с этими четырьмя целями.

Очень важно сфокусироваться на каком-то одном желании, а остальные пока отложить. Почему? Основная задача цели — мотивировать человека что-то делать, в данном случае — копить деньги. Если целей будет несколько, внимание рассеется и мотивации будет недостаточно.

Я попросила Женю выбрать цель, которая вызывает больше всего приятных эмоций. Он назвал айфон.

Хорошо, сколько стоит гаджет?

Около 100 000 рублей.

А сколько примерно денег родители дают тебе в месяц?

Две–три тысячи рублей.

Большинству работающих людей придется копить на него несколько месяцев, а у тебя процесс затянется на годы. За это время модель устареет, появятся новые более навороченные и дорогие. Стоит ли цель того, чтобы отказывать себе в ежедневных удовольствиях так долго?

Даже взрослому человеку сложно достигать долгосрочный целей, что уж говорить о подростках. Поэтому желательно, чтобы горизонт планирования в данной ситуации не превышал полугода.

Мы с Женей еще раз пробежались по списку и выбрали более реалистичную цель — электросамокат. Выбранная модель стоит около 17 000 рублей, значит, накопить на нее школьнику вполне реально.

накопить на электросамокат

Цель должна быть реалистичной

Шаг второй: начать вести учет расходов и доходов

Можно записывать траты в таблицу, но удобнее использовать специальное приложение. Смартфон всегда под рукой, значит, ни одна покупка не забудется и не потеряется по пути до компьютера.

Лучшие приложения для ведения бюджета

Я три года пользуюсь приложением CoinKeeper, предложила Жене тоже попробовать. У него интуитивно понятный интерфейс и удобная навигация. В специальном разделе можно посмотреть статистику по месяцам.

Как учет расходов и доходов поможет накопить нужную сумму? Во-первых, вы осознаннее начнете подходить к покупкам. Многие подростки тратят деньги не задумываясь, поэтому купюры долго не задерживаются в кошельке.

Во-вторых, накопив определенную статистику, вы сможете оценить потенциал своего бюджета и спланировать накопления. Если все деньги уходят на необходимые вещи (школьные обеды, проезд, канцелярские принадлежности), потенциал очень низкий. Без дополнительных источников дохода не обойтись.

Если же большая часть бюджета уходит на развлечения, есть возможность снизить расходы и откладывать часть денег.

Я отправила Женю собирать статистику, а через две недели мы вернулись к планированию бюджета.

Шаг третий: проанализировать траты

На основе полученных данных мы составили таблицу, где отразили расходы парня за 14 дней. Для удобства разбили их на категории. В идеале собрать статистику хотя бы за месяц, но Женя хотел начать копить как можно скорее.

Категория расходов

Сумма, рублей

Еда (походы в кафе с друзьями, перекусы между уроками и во время прогулок) 

800

Проезд

150

Развлечения (поход в кино)

400

Итого за 14 дней

1350

Остаток

150

Какие выводы можно сделать из полученных данных:

  1. У бюджета Жени хороший потенциал. Как мы видим, базовые потребности родители полностью покрывают: оплачивают обеды в школе, покупают все необходимое для учебы. Поэтому карманные деньги он полностью тратит на свои «хотелки».

Живет парень рядом со школой, поэтому даже траты на проезд в данном случае условно можно отнести к развлечениям.

  1. Женя не расходует все деньги до копейки — это хороший знак. Оставшиеся 150 рублей он положил в копилку с твердым намерением постепенно увеличивать сумму. Значит, выражение «деньги жгут карман» не про него.

Я посоветовала Жене в ближайшее время оформить банковскую карту и все денежные операции проводить в электронном виде. Так он будет получать пассивный доход: процент на остаток собственных средств и кешбэк с покупок.

Например, по карте «Халвенок» от Совкомбанка можно получать до 6% кешбэка и до 6% на остаток.

Карта «Халвенок» разработана в Совкомбанке специально для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность кидать запрос родителям на отправку денег то, что нужно современному ребенку.

Оставить заявку

Шаг четвертый: снизить расходы

Как мы видим из таблицы, самая затратная статья расходов — еда. Я попросила Женю объяснить, почему так много денег уходит на питание. Ведь родители хорошо кормят его дома и оплачивают обеды в школе.

После уроков мы с друзьями часто остаемся посидеть в кафе возле школы. Играем в настолки, болтаем. Обычно заказываем что-то поесть: большую пиццу на всех, картошку фри, лимонад. Получается 100–150 рублей за раз это ведь немного.

Ты прав. Если бы вы ходили в кафе раз в неделю, на эти траты можно было бы закрыть глаза. Но это происходит регулярно, поэтому в результате набегает такая большая сумма. Подумай, как можно сократить ее. 

Женя решил поступить следующим образом:

  • ходить с друзьями в кафе не чаще одного раза в неделю;
  • в остальные дни звать друзей к себе в гости или предлагать другой бесплатный досуг.

Так удастся сэкономить до 300 рублей в неделю, а это 1200 рублей в месяц.

подростки в парке

Платный досуг можно заменить бесплатным

Шаг пятый: найти дополнительные источники дохода

Пожалуй, самые лучшие работодатели для подростка — это его родители. Поэтому первым делом советую обратиться к ним. Объяснить ситуацию, рассказать о своей цели и попросить дать какое-нибудь платное задание.

Я, например, в детстве с удовольствием мыла окна и красила забор на даче за деньги. Скорее всего, и ваши родители захотят поощрить важную для вас цель.

Если впереди праздники, деликатно попросите родных по возможности сделать вам подарок деньгами. В большинстве случаев они и сами будут рады избавиться от необходимости выбирать презент.

Сегодня даже у подростков есть возможность зарабатывать деньги в Интернете. Перечислю несколько способов:

  • разгадывать капчу за деньги;
  • проходить платные опросы;
  • выполнять задания в соцсетях: ставить лайки, оставлять комментарии, делать репосты;
  • оставлять отзывы о товарах;
  • искать информацию через поисковики и т. п.

Лучшие приложения для подработки в интернете и офлайн

Платят за такую работу немного, так как она не требует специальных знаний и навыков. Но и сильно напрягаться не придется. Можно тратить на нее столько времени, сколько удобно.

Если вы умеете грамотно излагать мысли, зарегистрируйтесь на бирже копирайтинга и попробуйте писать тексты за деньги. Это сложнее, но и оплата выше.

С 16 лет можно устроиться работать официально даже без согласия родителей и подрабатывать в свободное от учебы время. Женя так и планирует поступить — через полгода ему как раз исполняется 16. Он собирается работать курьером днем после школы и по выходным.

Работа позволит копить на что-то более серьезное и дорогое. Я посоветовала парню в будущем открыть вклад для накоплений и часть зарплаты каждый месяц переводить туда. В Совкомбанке есть несколько вкладов с разными условиями, открыть их можно с 14 лет.

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями — вы сможете подобрать подходящий вариант. Высокая ставка убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

А пока парень уговорил родителей предоставить ему подработку. Он будет проводить время с младшим братом — забирать его из детского сада, отводить на кружок рисования два раза в неделю, гулять по выходным.

За это родители обещали платить 1500 рублей в месяц. Прибавим к ним 1200 рублей, сэкономленные с походов в кафе, и получим 2700 рублей.

Примерно через семь месяцев Женя сможет осуществить свою мечту. А если ему подарят деньги на день рождения, то еще раньше. Я верю, что у него все получится, и обязательно приду поздравить его с первой серьезной покупкой.

Первый финансовый план:
как научить ребёнка копить

Научить детей планировать свои финансы — непростая задача (особенно, если и сам не очень это умеешь). Про «взрослый» финплан мы уже писали. Теперь решили адаптировать его для детей 9-13 лет. В этом возрасте дети уже понимают, откуда родители берут деньги, и стремятся стать частью «взрослого» мира.

У всех детей есть мечта. Если она материальная, то, скорее всего, речь про гаджет или дорогую игрушку. Объясните ребёнку, что, если всё правильно спланировать и хорошо потрудиться — мечту можно воплотить в жизнь.

Шаг 1. Пишем список желаний

Дети постоянно что-то клянчат. Если поддаться на слёзные уговоры и купить «мечту», вероятно, через пару дней она перестанет радовать. И следующее «купи» вы услышите очень скоро.

Почему так происходит. Дело в психофизиологии: все люди испытывают эйфорию от предвкушения результата. Когда он достигнут — эйфория пропадает. Проще говоря, ожидание покупки гораздо приятнее самой покупки. Плюс у детей часто меняются интересы и настроение: сегодня он хочет одно, а завтра — другое.

Чтобы помочь детям достигать цели, нужно научить их контролировать свои желания: выбирать самые-самые и откладывать их на потом. В этом нам поможет список желаний.

Вот как нужно с ним работать:

  1. Ребёнок говорит, какие вещи он хочет купить.
  2. Записываем в список их названия и цены.
  3. Просматриваем весь список и выбираем 1-2 самые желанные вещи (запускается режим предвкушения!).
  4. Периодически перечитываем список: вычёркиваем то, что уже расхотелось, добавляем новое.
  5. Когда главное желание выбрано — переходим к шагу 2.

Шаг 2. Превращаем желание в цель

Упрощённо объясните ребёнку метод постановки целей по SMART: чтобы желание исполнилось, его нужно максимально подробно описать и «измерить».

Задайте 3 конкретных вопроса:

  • Какую именно вещь ты хочешь? Какую конкретно модель, в каком магазине собираешься покупать?
  • Сколько она стоит?
  • Когда ты хочешь её купить?

После этого помогите раздробить большую цель на посильные и понятные задачи: сколько нужно откладывать в неделю и в месяц.

Пример

Семиклассник Петя поставил себе цель: купить беспроводные наушники за 5 000 рублей к началу летних каникул. Петя — молодец, цель сформулирована правильно.

Шаг 3. Считаем доходы

Основная статья детского дохода — карманные деньги (мы писали, зачем их давать и как правильно это делать). Посчитайте, какая сумма выходит в месяц.

Пример

Наш Петя получает от родителей 750 рублей в неделю, не считая денег на проезд и школьные обеды. В месяц получается 3 000 рублей. Плюс в мае у него день рождения — бабушка и дедушка обычно дарят ещё 3 000.

Шаг 4. Составляем план

1. Сколько ребёнок хочет откладывать

Чтобы не отпугнуть ребёнка от идеи финансового планирования, начинайте именно с вопроса «сколько ты хочешь откладывать», а не «сколько должен».

Есть две крайности: 1) спускать все деньги на шоколадки и слаймы 2) полностью урезать все удовольствия. Объясните ребёнку: чтобы экономить стабильно и с удовольствием, нужно найти золотую середину. Например, откладывать 25% от доходов, а остальное тратить.

Предупредите ребёнка, какую сумму он может тратить каждый день — чтобы спустя 1,5 недели он вдруг не обнаружил, что все деньги уже потрачены.

Пример

Петя сделал так: решил откладывать в месяц 750 рублей,
а остальные 2 250 тратить на шоколадки.

2. Сколько нужно откладывать

Посчитайте, сколько нужно откладывать в месяц, чтобы накопить нужную сумму в указанный срок.

Пример

Петя с родителями посчитал: чтобы за 5 месяцев накопить 5 000 на наушники, в месяц ему нужно откладывать 400 рублей (с учётом, что дедушка с бабушкой подарят деньги). Значит, он может либо увеличить свои ежедневные траты, либо получить наушники быстрее, чем он ожидал.

3. Соотносим желаемое с реальным

Сводим все суммы в таблицу.

Если у вас всё сошлось — отлично, идём дальше. Если в конце срока остались деньги, решите вместе, будете ли вы продолжать копить дальше или нет.

Пример

Петя составил табличку и понял, что может накопить на наушники всего лишь за 3 месяца, а не 5 — спасибо бабушке и дедушке. Петю такой подход замотивировал, и он решил не увеличивать свои расходы, а продолжать копить, но уже на гироскутер.

4. Корректируем план

А что, если денег не хватает? Ребёнок должен сам сравнить суммы «хочу» и «надо, чтобы купить вещь в срок». И принять решение: либо начать копить активнее, либо купить вещь попозже. Если этого не хочется — переходим к следующему шагу.

Шаг 5. Оптимизируем бюджет

Это можно сделать двумя способами: уменьшить расходы или увеличить доходы.

Как экономить. Советы для детей

  • Каждый день записывать траты. Потом можно подсчитать и ужаснуться — сколько денег уходит непонятно на что.
  • Тайм-аут. Перед тем, как что-то купить, возьмите сутки на размышления.
  • Убрать деньги подальше. Не очень хорошая идея — держать их на виду и в свободном доступе. Боремся с соблазнами: детям помладше подойдёт копилка, а с 14 лет можно вносить накопленное на собственный банковский счёт.

Можно не только уменьшать расходы, но и увеличивать доходы. Правда, мало кто готов взять школьника на работу, да и Трудовой кодекс детский труд не одобряет. Поэтому хорошо, если возможность заработать появится в семье.

Как дать ребёнку заработать. Советы для родителей

  • Придумайте школьнику спецзадания вне обычного круга его обязанностей и оплатите их. Задачи должны быть посильными, не в ущерб учёбе и соответствовать возрасту. В 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.
  • Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор и нарушать его нельзя.
  • Не стоит платить деньги за хорошие оценки и штрафовать за неуспеваемость. Лучше честно объяснить ребёнку, зачем нужно хорошо учиться — и что это, в первую очередь, его интерес.
  • Не платите за обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой) — ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребёнку будет несправедливым. А вот выгулять собаку соседа — вполне себе идея для заработка.

Пример

12-летняя Лена к лету хочет велосипед за 7 000 рублей. Откладывать она может 500 рублей в месяц, до лета осталось 5 месяцев… Бюджет явно не сходится. Лена решила:

  1. Урезать расходы. 2 автобусных остановки до школы можно ходить пешком. Это решение дало ей дополнительные 250 рублей в месяц — столько стоит школьный проездной.
  2. Увеличить доходы. Девочка договорилась с соседкой, что зимой будет по будням выгуливать ее собаку и получать по 200 рублей за прогулку.

Вот какой расчёт получился:

Вот теперь всё сошлось — Лена будет летом кататься на велосипеде. Более того, остаток зимы она может спокойно ездить на автобусе — по таблице видно, что денег всё равно хватит.

Как ещё помочь ребёнку

Наглядные инструменты

  • Красивая копилка с надписью «коплю на мечту». Или просто банка с наклейкой «коплю 5000 на крутые кроссовки». Раз в неделю можно вытряхивать деньги и вместе пересчитывать, отмечая прогресс.
  • Два конверта: «трачу» и «коплю». Чтобы делить между ними каждое финансовое пополнение и записывать прогресс.

Дополнительный стимул

Если цель масштабная и копить предстоит долго, установите поощрительные призы за достижение промежуточных целей. Это поможет ребёнку сохранить мотивацию на долгом пути.

Пример. «Накопишь половину — добавлю 500 рублей» или «за каждые 500 накопленных добавляю 100 сверху».

Разговоры про деньги

  • Введите «финансовые субботы» (или любой другой день недели). Мягко просите ребёнка поделиться тем, как он распорядился бюджетом. Только не нужно грозно требовать отчёта, всё должно быть добровольно.
  • Удачные решения хвалите, а ошибки разбирайте спокойно.
  • Не реагируйте на бессмысленные траты шумными разборками. Да, нелегко смотреть, как честно заработанное утекает на ерунду. Относитесь к таким тратам как к «цене за обучение» финансовой грамотности.

Итого

  1. Разумно обращаться с деньгами можно и нужно учить в раннем возрасте. На формирование полезного навыка нужно время.
  2. Объясните важные финансовые понятия, такие как сбережения, бюджет и цели. После этого регулярно разговаривайте с ребёнком о его финансах: анализируйте и поддерживайте.
  3. Дайте школьнику возможность заработать. Это отличный способ научить трудиться ради цели и знать цену деньгам.
  4. Младшие дети могут хранить свои сбережения в копилке, но ребятам постарше лучше завести отдельную банковскую карту.
  5. Работайте в команде: обсуждайте семейный бюджет, вместе копите на общие цели. Помните, что самый важный пример для ребёнка — вы сами.

Как вам статья?

В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент.

Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего.

90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном.

Видео более позднего эксперимента с теми же условиями

Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов.

Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими.

Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу.

У меня растут двое мальчишек, и я тоже хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как им в этом помочь.

Избранные статьи для родителей

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах, — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Никогда не покупать сразу

Начнем с формирования полезных привычек. Я хочу научить ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.

Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты.

Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина — гормона, который вызывает удовольствие от предвкушения покупки. Одна из функций дофамина — чтобы человек делал всё хорошее. Если часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она начисляет дофамина, чтобы сообщить о предстоящей радости всем остальным отделам.

Мозг подстрекает: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Вот чего тебе не хватает для счастья». Дети испытывают эйфорию от предвкушения покупки. А после самой покупки эйфория пропадает.

Дети испытывают эйфорию от предвкушения, а не от самой покупки

Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга. Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки. Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его.

Купленная игрушка вскоре перестает радовать: в ней больше нечего предвкушать, она понятная и знакомая. Мозгу требуется новая доза дофамина. Частые необдуманные покупки провоцируют психологическое привыкание: мозг приходится постоянно подкармливать.

Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка.

Когда мой шестилетний сын просит купить ему очередную машинку, я предлагаю занести ее в список желаний. Раз в две недели мы пробегаемся по списку и сын выбирает, какую игрушку он хочет больше всего.

Список желаний для дошкольников

Дети постарше могут вести такой список:

Список желаний для школьников

Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Мозг всё еще заведен предвкушением покупки, ребенку всё еще не терпится заполучить новую игрушку, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике.

Постепенно ребенок научится управлять своими желаниями и отделять важное от второстепенного. А пока пусть наслаждается дофаминовым сэндвичем из предвкушения и самоанализа.

Дать возможность распорядиться деньгами

Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенку приходится обдумывать приоритеты. Следующая задача — ввести еще одну степень свободы: чтобы ребенок мог обдумывать не только приоритеты, но и бюджет.

Часто свои первые карманные деньги дети спускают на мелочевку: жвачки, сладости, наклейки. Сколько получил — столько потратил. Пока что они не знают ничего о планировании и самоконтроле, потому что нужные для этого отделы мозга еще недостаточно тренированные.

Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю на карманные расходы, покажите ему, что можно купить, если тратить их не сразу.

Что выбираешь?

Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не переживайте, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте свое мнение. Критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями.

Ребенку поможет, если вы своим поведением будете тоже демонстрировать выдержку и способность к долгосрочному планированию. Мальчику трудно формировать самоконтроль, когда он вместе с папой стоит в очереди на старт продаж седьмого Айфона. В семьях, где к покупкам подходят рационально, дети сами постепенно учатся самоконтролю и долгосрочному планированию.

Помочь составить план

Итак, ребенок сделал выбор. Пора от желаний переходить к конкретным действиям. Нужен план.

Хороший план похож на карту: мы смотрим на него и решаем, как быстро и с минимумом издержек добраться до конечной точки. Прикидываем варианты и набрасываем маршрут.

Мои дети мечтают купить ролики. Чтобы их мечта не затерялась среди многих других, мы составили план и превратили его в игру. Нарисовали гоночный трек, приклеили конверт для денег и повесили на холодильник, чтобы почаще мозолил глаза. Красный магнит превратился в гоночную машинку. Каждый отложенный рубль приближает ее к кубку. Смотрите, в копилке тысяча рублей — машинка прошла уже четверть пути.

План с дорожкой

С подростками можно без машинок. Пусть запишут свои еженедельные доходы и расходы. Так они поймут, сколько им откладывать на желанную вещь и как приблизить момент покупки.

Финплан для подростков

В качестве альтернативы можете предложить готовую эксельку : она автоматически рассчитает сроки накопления и подскажет, сколько в месяц откладывать, чтобы приблизить мечту.

Калькулятор для быстрых расчетов:

Детальный финансовый план:

Шаблон финплана

Планирование развивает у ребенка полезную привычку: он учится ставить реалистичные цели, разбивать их на этапы и достигать. Это не каждый взрослый-то умеет.

Позволить накопить

Мы подошли к финалу. У ребенка есть список желаний, он выбрал цель, составил план, осталось главное — накопить. Вручим ему полезные инструменты.

Малышам в качестве первой копилки вовсе не обязательно преподносить керамическую хрюшку. Подойдет и пластиковый контейнер.

Отсыпьте туда первоначальный капитал и каждый день или неделю выдавайте ребенку «карманную зарплату». Пусть откладывает.

Можете приклеить на копилку такую наклейку. Малыш научится подсчитывать деньги и не забудет о цели.

Наклейка на копилку

Дошкольникам еще сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если на игрушку придется копить не больше месяца. Ваша задача сейчас — помочь ребенку понять, что понравившуюся игрушку не всегда можно купить прямо сейчас. Иногда нужно время, чтобы на нее накопить.

Школьники уже выросли из копилки, предложите им хранить деньги в конверте. А лучше — в двух. Пусть разделят «получку» на две части: одну часть положат в конверт «Коплю», другую — в конверт «Трачу».

Конверт коплю и конверт трачу. Чтобы конверты получились нужных размеров, укажите в настройках печати масштаб 100% — тогда деньги точно влезут в конверт

Все расходы можно записывать прямо на конверте: они не потеряются, а в конце недели ребенок увидит, на что ушли деньги.

Поощряйте ребенка за успехи и не ругайте, если что-то пошло не так. Например, к каждым отложенным 500 Р добавляйте еще 100 Р. Если у ребенка не получается накопить денег, обсудите, в чём проблема. Может, цель слишком далека от реальности или он много тратит на булочки и шоколадки, потому что в школе кормят невкусно и он не наедается.

И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости.

Запомнить

  1. Не покупайте ничего по первому требованию. Покупка должна быть осознанной и желанной.
  2. Позвольте ребенку выбирать. Не давите.
  3. Помогите составить наглядный план.
  4. Не покупайте сами — предложите накопить.
  5. Заведите ребенку два конверта: один — для трат, другой — для накоплений.
  6. Не бойтесь ошибок и неудачных трат — это цена финансовой грамотности.

Добавить комментарий