Как составить фонемы к слову

Как разобрать слово на фонемы

Фонемами в русском языке называют искусственно вычлененные звуковые единицы слова. Очень часто школьникам предлагается произвести фонетический разбор слова, выражения или даже текста, но лишь немногие знают правильный порядок традиционного звуко-буквенного анализа.

Инструкция

На отдельной строке напишите слово, подвергающееся фонетическому разбору.

Через тире напишите то же слово, поделив его дефисом на слоги. На этой же строке, в скобках, можно указать получившееся количество слогов.

Пример:
Чернеют — чер-не-ют (3 слога)

Под словом напишите в столбик все составляющие его буквы.

Каждой букве соответствует фонема или, попросту говоря, звук. Напротив каждой записанной буквы напишите в квадратных скобках звук, который дает эта буква при произношении.

Пример:
ч [ч]

Напротив транскрипций каждого звука проставьте тире и напишите детальные характеристики каждой фонемы.

Пример:
е [е] — гласный, безударный
п [п] — согласный, мягкий, парный по мягкости, глухой, парный по глухости

Посчитайте точное количество букв и звуков в слове. Отчеркнув линию, напишите получившиеся числа.

Видео по теме

Обратите внимание

Помните, что некоторые буквы в особых положениях дают 2 звука. Например, буква “ю” после гласной буквы.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

К вопросу о фонеме как единице языка

Одним из дискуссионных вопросов в фонетике – разделе, который изучает звуковой состав речи, – является вопрос о статусе фонемы и ее основных признаках.

Определение 1

Согласно общему представлению, сложившемуся в лингвистике, фонема представляет собой языковой конструкт, результат научной абстракции, основанный на обобщенном образе звука, реализующегося в разных фонетических позициях.

Рассмотрим это на примере. Например, в словах «вода», «водный», «водяной» в корне мы встречаем три разных по качеству звука: [а], [о] и [ъ]. Каждый из звуков представляет собой фонетический вариант одной и той же фонемы [о], которая реализуется в фонетически сильной позиции в слове «водный» (или в словах «воды», подводный»). Аналогичную ситуацию наблюдаем для согласных: ду[п] – ду[п]ки, но ду[б]ы, ду[б]овый.

В понимании фонемы как абстрактной единицы языка нет единого мнения. В частности, по-разному она трактуется представителями разных языковых школ:

  1. В традиции московской фонологической школы понятие фонемы имеет психологическую составляющую: это обобщенный психический инвариант звука, который невозможно реализовать в речи на произносительном уровне, в речевом потоке можно наблюдать только оттенки фонем, представленные в разных фонетических позициях.
  2. В ленинградской школе фонема также понимается как абстрактная единица, основная роль которой в речи заключается в ее способности к смыслоразличению. Фонема выделяется экспериментальным путем в речевом потоке путем деления его на минимальные дискретные единицы, каждый из которых выполняет определенную смысловую функцию, дифференцируя части слов и сами слова.

Фонема и варианты фонем

Согласно представлениям лингвистов, фонема существует в языке в обобщенном виде. Однако она способна реализовываться в речевой практике в своих вариантах.

Определение 2

Варианты фонемы – это ее разновидности, которые обусловлены теми модификациями, которым она подвергается в процессе речи.

«Фонема и варианты фонем» 👇

В зависимости от позиции, которую занимает фонема в слове относительно ударения или других фонем, можно говорить о наличии фонетически слабых и фонетических сильных позиций. Согласно учению московской фонетической школы, в слабых позициях фонема подвергается дефонологизации, то есть теряет основные смыслоразличительные признаки. Это касается, например, безударных гласных или оглушения звонких согласных на конце слов. Наоборот, в фонологически сильной позиции фонема способна реализовывать все свои признаки.

С учением о сильной и слабой позиции связано представление об аллофонах – модификациях фонемы, обусловленных ее фонетическими изменениями. В приведенном примере со словами «вода», «водный», «водяной» наблюдается реализация фонемы [о] в двух аллофонах: [а] и [ъ].

Совокупность всех аллофонов, принадлежащих данной фонеме, определяет ее фонетическую дистрибуцию.

Не все аллофоны равнозначны по своему статусу. Среди них выделяют те, которые позволяют фонеме максимально проявить свои смыслоразличительные функции. Они получили название основных и встречаются, как правило, в следующих случаях:

  1. В сильной позиции: под ударением – для гласных, перед гласными или сонорными – для согласных.
  2. В позиции перед гласными переднего ряда – для мягких согласных, в позиции перед [а] – для твердых.

Среди других разновидностей аллофонов выделяют:

  1. Те, что обусловлены звуковым окружением (или комбинаторные). Например, огубленные согласные перед гласными [о], [у] (стул, мокрый), случаи назализации (трамвай, концерт), сдвиг гласных по ряду в результате смягчения [‘а], [‘у] и [‘о] (мяч, люк, лед).
  2. Аллофоны, существование которых связано с позиционными чередованиями. Они выделяются на основании места по отношению к ударению, началу или абсолютному концу слова.

Исторические фонетические чередования в морфемах

Еще одним важным аспектом в фонетике является наличие так называемых вариантов морфем, обусловленных историческими изменениями в русском языке. Например, в словах «водить», «вождение», «вожу» мы наблюдаем три варианта корневой морфемы: вод- / вожд -/ вож-. Все они представляют собой разновидности одного и того же корня, однако их фонетический облик обусловлен древними процессами, происходившими в звуковом строе языка и послужившими причиной появления чередования звукосочетаний д//жд//ж.

На современном этапе русского языка объяснению этих чередований нет, поэтому они и получили название исторических, а не позиционных. Основные исторические чередования мы может наблюдать в следующих примерах:

  1. Светить – свеча – освещение.
  2. Родить – рожу – рождение.
  3. Ухо – ушной, муха – мушиный, страх – страшный.
  4. Лес – леший, косить – скашивать, возить – вожу.
  5. Друг – дружить – друзья.
  6. Доска – дощатый, воск – вощаной.
  7. Блеск – блестящий – блеснуть.
  8. Любимый – люблю, земной – земля, купить – купленный, рубить – рубленый.

Исторические чередования в современном языке являются фактом морфемики, а не фонетики.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Что такое фонема

ФонемаЗвуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии.

Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимает ведущее положение в изучении языка; изучение акустических свойств звуков речи (физический аспект) тесно связано с фонологией.

Для обозначения звука, когда он рассматривается со стороны фонологической, пользуются термином фонема.

Как правило, звуковые оболочки слов и их форм различны, если исключить омонимы. Слова, имеющие одинаковый звуковой состав, могут различаться местом ударения (муку — муку, муки — муки) или порядком следования одинаковых звуков (кот — ток). Слова могут содержать и такие наименьшие, далее не членимые единицы речевого звучания, которые самостоятельно разграничивают звуковые оболочки слов и их форм, например: бак, бок, бук; в данных словах звуки [а], [о], [у] различают звуковые оболочки этих слов и выступают как фонемы.

Слова бачок и бочок различаются на письме, но произносятся одинаково [бᴧчок]: звуковые оболочки этих слов не различаются, потому что звуки [а] и [о] в приведенных словах оказываются в первом предударном слоге и лишаются той различительной роли, какую они выполняют в словах бак — бок. 

Следовательно, фонема служит для различения звуковой оболочки слов и их форм. Фонемы различают не значение слов и форм, а лишь их звуковые оболочки, указывают на различия в значении, но не раскрывают самого характера этого различия.

Различное качество звуков [а ] и [о ] в словах бак — бок и бачок — бочок объясняется различным местом, которое эти звуки занимают в словах по отношению к словесному ударению. Кроме того, при произношении слов возможно влияние одного звука на качество другого, и вследствие этого качественный характер звука оказывается обусловленным позицией звука — положением после другого звука или перед ним, между другими звуками. 

В частности, для качества гласных звуков оказывается важным положение по отношению к ударному слогу, а для согласных — положение в конце слова. Так, в словах рог — рога [рок — рᴧга ] согласный звук [г] (на конце слова) оглушается и произносится как [к], а гласный звук [о] (в первом предударном слоге) звучит как а [л]. Следовательно, качество звуков [о] и [г] в данных словах оказывается в той или иной степени зависимым от позиции этих звуков в слове.

Понятие фонемы

Понятие фонемы предполагает разграничение самостоятельных и зависимых сторон в качестве звуков речи. Самостоятельные и зависимые стороны качества звуков соотносятся неодинаково у разных звуков и в различных фонетических условиях. Так, например, звук [з] в словах создал и раздел характеризуется двумя самостоятельными сторонами качества: способом образования (щелевой звук) и местом образования (зубной звук).

Кроме самостоятельных сторон, звук [з] в слове создал [сбздъл] имеет одну зависимую сторону — звонкость (перед звонким [д]), а в слове раздел [рᴧз’д’ел ] — две зависимые стороны качества, обусловленные позицией звука: звонкость (перед звонким [д])и мягкость (перед мягким зубным [д]) .Отсюда следует, что в одних фонетических условиях у звуков преобладают стороны самостоятельные, а в других — зависимые.

Учет самостоятельных и зависимых сторон в качестве звуков уточняет понятие фонемы. Независимые стороны качества звуков образуют самостоятельные фонемы, которые употребляются в одной и той же (тождественной) позиции и различают звуковые оболочки слов.

Зависимые стороны качества звука исключают возможность употребления звука в тождественной позиции и лишают звук различительной роли и потому образуют не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы. Следовательно, фонемой называется кратчайшая звуковая единица, независимая по своему качеству и потому служащая для различения звуковых оболочек слов и их форм.

Качество гласных звуков [а], [о],[у] в словах бак, бок, бук фонетически не обусловлено, не зависит от позиции, а употребление этих звуков тождественно (между одинаковыми согласными, под ударением). Поэтому выделенные звуки обладают различительной функцией и, следовательно, являются фонемами.

В словах мать, мята, мять [ма.т’, м’.атъ, м‘ат’ ] ударный звук [а] различается по качеству, так как употребляется не в тождественной, а в различных позициях (перед мягким, после мягкого, между мягкими согласными). Поэтому звук [а ] в словах мать, мята, мять не имеет непосредственно различительной функции и образует не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы [а].

Особенности фонетической системы

Качество фонетической позиции (сильная и слабая позиции) и связанная с ним различительная функция фонемы (сильная и слабая фонемы) обусловлены характером позиционных изменений, свойственных фонетической системе современного русского литературного языка. Позиционной меной звуков называется закономерное изменение их в слове в зависимости от различия фонетических условий. Так, например, звук [о ] всегда чередуется со звуком [л], если оказывается в первом предударном слоге после твердых согласных (ср. [кот — кᴧта ]).

В современном русском литературном языке различаются два принципиально разных типа позиционной мены звуков.

Позиционная мены звуков

Первый тип представляет позиционные мены, при которых образуются параллельные ряды звуков. В словах пат, спать, спят, пять ударный звук [а] находится в различных фонетических условиях и потому различается по своему качеству: между твердыми согласными звук [а ] выступает как гласный среднего ряда [а ], перед мягким согласным оказывается более передним в конце своей длительности [a.], после мягкого согласного перед твердым coгласным становится более передним в начале своей длительности [.a], между мягкими согласными продвигается вперед и несколько вверх на всем протяжении своей длительности [а]. Позиционные мены звука [а] в данных фонетических позициях представлены рядом звуков: [a], [a.], [.a], [ä].

В фонетических положениях, тождественных указанным выше позициям звука [а ], точно так же, параллельно изменяются и звуки [о ], [у ]: плот — плоть — плётка — переплёте [плот — пло.т’—пл’.откъ—п’ьр’ьпл’от’ь ], суда — судя — сюда — сюсюкать [суда — су.д.ъ — с’.уда — с’ус’укът’ ].

Позиционные мены гласных [а ], [о ], [у ] можно представить в таблице.

После твердых согласных После мягких согласных
перед твердыми перед мягкими перед твердыми перед мягкими
I II III IV
[а] [a.] [a] [ä]
[о] [о] [.о] [Ö]
[у] [у] [•у] [.у.]

Как видно из таблицы, звуки [а], [о], [у] находятся в тождественных фонетических положениях (I, II, III, IV) и образуют параллельные ряды звуков. Характерной особенностью параллельной мены звуков является равное количество звуковых единиц — представителей каждого из рядов мены: между твердыми согласными три единицы [а], [о], [у], между мягкими согласными — тоже три единицы [ä ], [Ö ], [.у. ] и т. д.

Второй тип представляют позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков, пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по отношению к ударению.

Этот тип позиционных имен представлен в следующей таблице:

После твердых согласных
в ударном слоге [о], [а] в первом предударном [ᴧ]
вол вал ВᴧЛЫ ВᴧЛЫ

Как видно из таблицы, звуки [а ], [о ] в тождественной позиции (после твердого согласного в первом предударном слоге) в результате позиционной мены представлены одним звуком [л ], т. е. имеют общий член мены; при этом в разных позициях различается неодинаковое количество звуковых единиц: под ударением два звука [а], [о], а в первом предударном слоге — один звук [ᴧ].

Наличие в фонетической системе двух типов позиционной мены звуков — параллельной и непараллельной — является основой для разграничения понятий сильной и слабой фонемы, сильных и слабых позиций.

Статья на тему Фонема

Фонематический
анализ слова

предполагает определение

количественного
и качественного состава фонем, формирующих

звуковую оболочку
слова
.

23

Для носителей
языка обычно не составляет труда
определить

количественный
фонемный состав слова. Количество
выделяемых

сознанием носителя
языка образов звуков той или иной лексемы
и будет

представлять
количественный фонемный состав слова.
Например, [до’м]

= <д/о/м> – три
фонемы; [стул] = <с/т/у/л> – четыре фонемы.

Фонемы, не имеющие
в алфавите однозначного письменного

обозначения, не
всегда осознаются и выделяются носителями
языка.

Например, [ja] – я
– <j>+<а>; [маj] – май – <м>+<а>+<j>.

Лингвист, определяя
количественный фонемный состав слова,

будет проверять,
выполняет ли каждая фонетическая единица
звуковой

оболочки слова
смыслоразличительную функцию, или нет.
Например,

[дом] – <д>ом ≠
<т>ом; д<о>м ≠ д<ы>м; до<м> ≠
до<л> и тому подобное.

В речи фонема не
всегда представлена своим основным

аллофоном-доминантой,
близким по звучанию к идеальному

воплощению фонемы.
Например, <т> = [т], <а> = [а], <м> =
[м] в слове

[там] = <т> <а>
<м>.

В речевом потоке
фонема чаще всего реализуется в своих

комбинаторных
(зависящих
от окружающих звуков) и позиционных

(представленных
в слабых позициях) аллофонах.
Например, <а> = [а, ан,

оа, ‘а, а’…/Δ, и,
ъ, ь, ые]. В комбинаторных аллофонах
фонема меняет

свои признаки, не
утрачивая своей смыслоразличительной
функции.

В слабых позициях
фонема может утрачивать один или
несколько

дифференциальных
признаков, совпадая с другими фонемами
в одном

позиционном
аллофоне
.
Например, с<о>м [со’м] – с<а>м [са’м],
но

с<о>ма [сΔма’]
– с<а>ма [сΔма’], то есть <о> и <а>
в слабой позиции

равно дают [Δ].
Утрата противопоставления фонем по
тому или иному

дифференциальному
признаку называется нейтрализацией
фонем.

В Московской
фонологической школе
(МФШ)
ряд позиционно

чередующихся
аллофонов в рамках одной и той же морфемы

рассматривается
как одна и та же фонема. Например, <о>
= [о, Δ, ъ], <д>

= [д, т, д’], как это
представлено в словах: вода [вΔда’] –
вод [во’т] –

водяной [въд’ино’j].

Фонемная сущность
позиционных аллофонов определяется по

качеству
аллофона-доминанты, находящегося в
сильной позиции

(например, для
гласных – в позиции под ударением, для
согласных по

дифференциальному
признаку “звонкость – глухость” – в
позициях перед

гласными, сонорными
согласными и [в]). Если анализируемый

позиционный аллофон
нельзя соотнести с аллофоном-доминантой
в

пределах той же
морфемы, то фонологи МФШ говорят о
проявлении в

данной позиции
гиперфонемы
– фонологической
единицы,

представляющей
собой совокупность
фонем, способных

24

нейтрализоваться
в данной позиции
.
Например, в первом слоге слова

“калач” звук [Δ]
не соотносится с сильной позицией,
значит, здесь

представлена
гиперфонема <а/о>. Такой принцип
фонемного анализа

является
морфонологическим. Он находит применение
в русском

правописании – в
учении о проверяемых и непроверяемых
звуках.

В соответствии с
представлениями лингвистов Ленинградской

фонологической
школы
(ЛФШ)
каждая фонема системы представлена

только теми
аллофонами, которые встречаются в
неодинаковых

фонетических
положениях, и их свойства определяются
существующими

в языке фонетическими
законами. Фонемная сущность аллофонов

определяется на
основе общности их акустико-артикуляционных

признаков. Например,
<а> = [а, ан, ‘а, ао, Δ, ъ], <т> = [т, тн,
то, те, т’]. Если

же два или несколько
аллофонов встречаются в одной фонетической

позиции, то они
представляют разные фонемы. Например,
ряд форм

“пять – петь –
пить” представляет нам три ударных
гласных звука,

распределенных
взаимно как разные фонемы: <а> – <е>
– <и>.

В концепции Пражской
лингвистической школы
основным

понятием является
оппозиция”,
а фонемы языка определяются исходя

из того, каким
другим фонемам системы и по каким
дифференциальным

признакам они
противопоставлены. Например, <т>
противопоставлена

<п> и <к>по
месту образования, фонеме <с> и фонеме
<ц> по способу

образования, фонеме
<д> по звонкости // глухости, фонеме
<т’> по

твердости //
мягкости.

В позиционных
аллофонах наблюдается нейтрализация,
то есть

утрата или отсутствие
противопоставления по одному или
нескольким

дифференциальным
признакам (например, в паре “дог – док”
нет

оппозиции конечного
согласного этих форм по звонкости //
глухости),

поэтому позиционные
аллофоны трактуются как слабые фонемы
и

называются
архифонемами. Архифонема
– это
“совокупность

смыслоразличительных
признаков, общих для двух фонем”.

Представителем
__________архифонемы обычно выступает член,
не совпадающий

ни с одним из членов
нейтрализуемой оппозиции и обозначаемый
в

фонематической
транскрипции большой (заглавной) буквой.
Например,

“год” = <гоТ>,
“стог” = <стоК>.

Таким образом,
если определять фонемный состав слов,
то он

будет выглядеть
неоднозначно. Например, “стрелок”
[стр’ило’к] – в

МФШ:
<сс’/зз’+т/т’+р’ело’к>; в ЛФШ:
<стр’ило’к>; в ПЛШ:

<СТр’Ило’К>.

Практические
задания

25

1. Запишите согласно
правилам фонематической транскрипции

МФШ, ЛФШ и ПЛШ
слова, приведенные ниже.

Погоня, нормальный,
традиция, животное, смех, снег, лучший,

южный, грот, крот.

2. Найдите в тексте
случаи нейтрализации фонологических

оппозиций, укажите
условия, вызывающие нейтрализацию.

Давно уже поспела
полевая клубника, лакомиться которой

позволялось нам
вдоволь. Мы ездили за клубникой целым
домом. У

всякого была своя
посуда: у кого ведро, у кого лукошко, у
кого бурак, у

кого кузов. У нас
с сестрицей были прекрасные с крышечками

берестовые кузовки,
испещренные вытисненными на них узорами.

Милая моя сестрица
не умела брать ягод, то есть не умела
отличать

спелую клубнику
от неспелой. Я слышал, как ее нянька
Параша, всегда

очень ласковая и
добрая женщина, вытряхивая неспелые
ягоды,

говорила: “Ну,
барышня, опять набрала зеленухи!” – и
потом наполняла

ее кузовок ягодами
из своего кузова (Акс.).

3*. Сопоставьте
звуковой и фонемный состав нижеследующих
слов

русского и изучаемого
языков. Какие выводы о различиях в
системе

фонем сравниваемых
языков вы можете сделать на основе этого

сопоставления?
Какие оппозиции в системе гласных фонем
характерны

для изучаемого
языка и чужды русскому языку? Какие
оппозиции в

системе согласных
фонем характерны для изучаемого языка
и чужды

русскому языку;
характерны для обоих сравниваемых
языков;

свойственны только
русскому языку и чужды изучаемому?

Англ.: Шаг – shark,
Брест – breast, Пень – pain, Коз – cause, Джон

John, Кол – call, Пик
– pick, Ты – tea, Люк – look, Тень – ten, Бой –
boy,

Воз – was, Сеть –
set, Доктор – doctor, Питер – Peter, Моль –
mole, Мил –

meal, Стиль – still,
Сон – song, Бита – bitter, Синь – seen, День –
then, Код

– court, Бит – beat,
Вин – win, Путь – put, Мастер – master, Так –
tuck, Лен

– lawn, Сыт – sit, Лик
– leak, Крик – creak, Вол – wall, Принц – prince,
Сей

– say,
Три
– three, Пить
– Pete, Спорт
– sport.

Нем.:
Август
– August, Зона
– Sonne, Крик
– Krieg, Зоркий
– Sorge,

Мера
– mehr, Облигация
– Obligation, Пластырь
– Pflaster, Шпиль
– Spiel,

Трюк
– trug, Яр
– Jahr, Век
– Weg, Плуг
__________– Pflug, Тюк
– Tuch, Лица
– Litze,

Хата
– hatte, Воля
– Wolle, Ряд
– Rat, Трость
– Trotz, Лозунг
– Lösung,

Ветер – Wetter, Тот
– Tod.

Вопросы по теме
«Фонология. Фонематический анализ»

1. Что такое фонема?

2. Можно ли произнести
фонему?

26

3. Каковы функции
фонем в системе того или иного языка?

4. Что такое аллофоны?

5. В каких условиях
различные фонемы могут совпадать в

произношении?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий