Как составить формальную композицию

Методическая разработка пролонгированного урока по теме: «Формальная композиция. Законы, правила, приемы и средства композиции» предназначена для изучения основ композиции в 7 классе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Знание основ композиции формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства, способствует развитию творческих способностей школьников.

Тип урока: урок-повторение, урок получения новых знаний.

Цель: изучить законы, приемы, правила, средства композиции и дидактическими приёмами создать условия для выполнения композиционных упражнений.

Задачи:

  • Обучающие: систематизировать знания учащихся по композиции, дать определение понятиям «композиция», «композиционный строй» «равновесие», «целостность», «соподчинение», «доминанта», «симметрия», «асимметрия», «статика», «динамика», «контраст», «ритм», «акцент», «нюанс», «аналог», учить выполнять упражнения по формальной композиции.
  • Развивающие: развивать практические умения и творческие способности, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение), развивать цветоведение, колоризм, чувство гармонии.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к искусству, аккуратность, эстетические чувства.

Оборудование: репродукции абстрактных картин разных художников, презентация по теме урока.

Материалы для учителя: проектор.

Материалы для учащихся: лист А4, цветная бумага, клей, ножницы, черная гелиевая ручка, маркеры, гуашь (на выбор).

Урок №1

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие;
  2. Посадка.

II. Сообщение целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое композиция, изучим правила, приемы и средства композиции (слайд 1), и в течение нескольких уроков будет выполнять упражнения по композиции. Давайте вспомним, что такое композиция? (Композиция – распределение предметов на плоскости в определенном порядке) (слайд 2);

Что такое композиционное решение? (правильное, умелое расположение чего-либо на плоскости листа);

Как строится композиция? ( Композиция строится по определенным законам) (слайд 2);

Назовите основные законы композиции (Равновесие, соподчинение, закон целостности) (слайд 3);

Какие правила приемы, средства композиции вы помните? Перечислите (формат, симметрия, асимметрия, доминанта, статика, динамика) (слайд 4,5);

Сегодня мы подробнее познакомимся с понятиями композиции, её законами, правилами, приемами, средствами и чтобы закрепить знания выполним упражнения. (слайд 6).

III. Формирование новых знаний.

(Слайд 7 Законы композиции. Целостность.)

Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов – нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.

Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. На рисунках это отчетливо видно: в первом – композиция цельная, законченная; во втором рисунке дробная, элементы разрозненны.

( слайд 8 Законы композиции. Соподчинение)

Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Как вы думаете, на каком рисунке отражен закон соподчинения? (на рисунке №3);

Верно. Закон соподчинения отражен на рисунке №3, т.к. в нем есть объединяющий элемент – центр композиции, которому подчиняются все элементы. На рисунке № 4 элементы «сами по себе», закон соподчинения здесь не отражен.

(слайд 9 Законы композиции. Равновесие.)

Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. На рисунке № 5 показана уравновешенная композиция. На рисунке № 6 равновесие в композиции нарушено, элементы смещены вправо и вниз. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.

(слайд 10 Правила и приемы композиции. Доминанта)

Существуют определенные правила и приемы в композиции. Один из приём композиции является доминанта. Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке 7 отчетливо выделяется (цветом и размером) главный элемент композиции – треугольник. На рисунке 8 доминанты нет: все элементы равные по массе, размеру и цвету. Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.

(слайд 11 Правила и приемы композиции. Симметрия и асимметрия)

Симметрия – равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

Асимметрия – неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным. На рисунке 9 – симметричная композиция, на рисунке 10 асимметричная композиция.

(слайд 12 Правила и приемы композиции. Статика и динамика)

Динамичная композиция – композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция (статика в композиции) – создает впечатление неподвижности, покоя (рисунок 11 и 12, слайд 12). Чтобы создать динамику в композиции, используют диагонали, чтобы передать статику в композиции – используют вертикальные и горизонтальные линии (рисунок 11 и 12, слайд 12).

(слайд 13 Правила и приемы композиции. Ритм)

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным (рисунок 13, 14 слайд 13), но всегда присутствует в композиции.

(слайд 14 Правила и приемы композиции. Контрасты, нюансы, акцент аналог)

Существуют еще некоторые приемы, которые используют в композиции, для придания её большей выразительности: контрасты, нюансы, акцент и аналог.

Контраст (фр.) – противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д) На рисунке 15 (слайд 15), представлен контраст по цвету. Для выражения такого контраста используют противоположные цвета.

Какие противоположные цвета вы помните? (красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый)

На рисунке 16 (слайд 16) представлен контраст размера (в таком контрасте используются подобные элементы, которые отличаются размером, массой).

На рисунке 17 (слайд 16) показан контраст формы. В этом виде контраста используют элементы, которые отличаются друг от друга формой.

На рисунке 18 (слайд 17) изображен контраст фактур. Контрасты фактур – это гладкое и шершавое, острое и тупое, твёрдое и мягкое, плоское и объёмное, толстое и тонкое, прямое и изогнутое, лёгкое и тяжелое.

Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д. На рисунке 19 (слайд 18) изображен нюанс по цвету ( цвета из одной цветовой гаммы) и по форме (используется круглая и округлая формы).

Акцент – (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.) На рисунке 20 (слайд 19) вы видите акцент по цвету, на рисунке 21 (слайд 19), вы видите акценты и по цвету и по размеру.

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре. На рисунке 22 (слайд 20) представлены аналоги по размеру, цвету.

Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы, правила и законы

(слайд 21 Зачем изучать формальную композицию?)

Формальная композиция строится из линий и пятен, геометрических форм она выражает логику композиционного построения. Любое произведение искусства имеет свою структуру, композиционное построение, основанное на простых формах (рисунок 23, слайд 21)

Формальные композиции используются в плакатах, оформлении упаковок этикеток, росписи посуды, гобеленах, оформлении интерьеров, зданий, станций метро, торговых центров, театров т. е. в дизайне.

В авангардном искусстве есть течения, которые строятся на простых геометрических формах. (рисунок 24, 25 слайд 22)

IV. Закрепление нового материала.

1) Выполнение практического задания:

Чтобы закрепить полученные знания в течение нескольких уроков будем выполнять упражнения (Слайд 23).

  • Задание 1. Равновесие в композиции. С помощью 3-6 геометрических фигур создать передать равновесие композиции. (слайд 24);
  • Задание 2 Доминанта. С помощью 4-5 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой (слайд 25);
  • Задание 3 Статика и динамика. С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию (слайд 26);
  • Задание 4 Симметрия и асимметрия. С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) асимметричную композицию; (слайд 27);
  • Задание 5 Ритм. С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции (слайд 28);
  • Задание 6 Контраст. С помощью геометрических фигур создать композицию и передать: а) цветовой контраст; б) контраст фактур (слайд 29);
  • Задание 7 Нюанс, акцент аналог. С помощью геометрических фигур создать на выбор: а) нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналоги в композиции (слайд 30)

2) Практическая работа.

V. Подведение итогов урока.

1. Ответы на вопросы, выводы:

– Что нового узнали на уроке? (что такое ритм, контрасты, нюансы, аналоги в композиции, как передать движение, покой в композиции);

– Что особенно понравилось, запомнилось?

VI. Домашнее задание.

Разобрать композиционную структуру живописной картины (на выбор учащихся) (рисунок 38, слайд 31).

Урок №2 Урок-повторение. Выполнение практического задания. Продолжение работы. Проверка домашнего задания.

Урок №3 Урок-повторение. Выполнение практического задания. Завершение работы.

Список литературы:

  1. Голубева, О. Л. [Текст] Основы композиции: Учебное пособие-2-е изд/ О. Л. Голубева –М.: Изд. дом «Искусство», 2004.-120с. ISBN 5-85200-417-0
  2. .Паранюшкин, Р. В. [Текст] Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 79, [4] с. : ил. — (Школа изобразительных искусств).ISBN 5-222-07410-2
  3. Чернышев, О. В. [Текст] Формальная композиция. Творческий практикум/ О.В. Чернышов -Мн.: Харвест, 1999.-312 с. ISBN 985-433-206-3.
  4. http://politeh.debesi.ru/files/IvshinCOMPOSITIONhtml/5.html
    http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/22___.html
  5. http://www.coposic.ru/pravila/simmetriya/
  6. http://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php
  7. http://www.razlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnoe_posobie/p9.php
  8. http://www.kodiz.ru/abcompos/complaw.html
  9. http://shar08.narod.ru/8-arch-grafika.html
  10. http://baranovweb.narod.ru/pri_1.html
  11. http://prodslr.ru/2012/10/teoriya-tsveta/
  12. http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/komp_tehn_v_dizayne/dizayn2.htm

Формальная композиция. Законы и приемы.

Что такое композиция?

Композиция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. Композиция отражает внутреннюю гармонию и упорядоченность и присуща не только дизайну, но и всем видам искусства.

Композиция в веб дизайне обусловлена содержанием сайта, его характером и назначением

Композиционную гармонию мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму и представляют собой органически законченную композицию.

композиция

Что такое «Формальная композиция?»

Формальная композиция — это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.

Пит  Мондриан Композиция

Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.

Историческое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС (первые школы дизайна), являются представителями авангарда. Основой искусства авангарда стала именно формальная композиция, таким образом, дизайн как направление искусства вырос именно из формальной композиции.

Как на основе формальной композиции создать веб дизайн?

Если на формальную композиционную основу накладываются изобразительные (смысловые) элементы, то, сочетая символы и иллюстрации, мы получаем веб сайт. Если Вы разбираетесь в законах композиции, то точно будете знать какого размера сделать иллюстрацию, какой тип шрифта подобрать, какие подобрать цвета, чтобы веб сайт выглядел стильно и  гармонично.

Формальная композиция. Законы

Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.

Закон целостности

Объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов

закон целостности

Закон соподчинения

Подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Закон соподчинения

Закон равновесия

Такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.

Закон равновесия

Формальная композиция. Приемы

Доминанта

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.

Домининта

Симметрия

 — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

Асимметрия

 — неравномерное размещение.

симметрия

Динамичная композиция

 — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Для выражения динамики можно пользоваться диагональными линиями, ассимитричной компоновкой объектов.

Статичная композиция

 (статика в композиции) — создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов.

статичная композиция

Ритм

 это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности, задается многократным повторением.

ритм

Контраст

Контраст (фр.) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.).Контраст, это не только лобовое противопоставление «черного» и «белого». Он может иметь ступени, оттенки, градации. Но пределы все-таки существуют, нижний это «почти одинаковость», а верхний, это бессвязность.

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме

Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет

контраст

Нюанс

Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д

нюанс

Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Нюансы можно сравнить с внешней отделкой здания, к которой переходят когда уже готов фундамент и возведены стены.

Лишенная нюансов и окончательной отделки композиция может показаться интересной только на первый взгляд, при более подробном рассмотрении, станут заметны острые углы, неплотная подгонка частей, однообразие – все это производит впечатление неряшливости. И наоборот, обнаруживая все новые и новые детали, запрятанные дизайнером, мы получаем интеллектуальное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно – мы не можем отследить какие сложные подсчеты и сравнения проводит наш мозг, рассматривая понравившийся нам объект, и потому не всегда можем понять, почему он нам нравится.

Акцент

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)

акцент

Аналог

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

аналог

Elena Lebedeva Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики

Так же Вам будет интересно: 

  • Колористика
  • Нарисовать логотип. Классификация логотипов
  • Цветовые модели CMYK и RGB в компьютерной графике
  • Курсы дизайна в Калининграде
  • Стиль гранж
  • Футуризм в веб-дизайне
  • Журнальный стиль сайта
  • Мультяшный стиль сайта
  • Ретро стиль в веб-дизайне

3.4. Практическая работа по построению формальной композиции

Принципы построения формальной композиции составляют основу любого произведения графического дизайна, являются общими для всех типов композиции. При рассматривании композиции из реальных объектов, определяющих сюжетное произведение или натюрморт, возникает эмоциональный образ, который усиливается цветовым, ритмическим, пластическим строем произведения. В случае формальной композиции сами абстрактные формы эмоционально воздействуют на зрителя и вызывают определенные ассоциации.

Композиционные задачи выявляются более точно, если убрать сюжетную, изобразительную нагрузку, поэтому в качестве упражнений при изучении основ мы, как правило, создавали именно формальные композиции.

Работая над композицией, необходимо:

? четко определить задачи будущего композиционного произведения;

? определить состав необходимых изобразительных средств;

? представить результат – яркий художественный образ;

? создать целостную художественно-образную форму.

Упражнения на создание абстрактных композиций предлагал студентам Баухауза И. Иттен. Подобные задачи развивают художественное мышление и помогают освоить средства создания образа. По заданию Иттена, в основе композиции должна была лежать одна из трех характерных форм: прямоугольная (состоящая из вертикальных и горизонтальных линий), треугольная (состоящая из наклонных) и круглая (из кривых с четко выраженной кривизной). Необходимое условие: количество элементов должно быть оптимальным, а их совокупность должна выглядеть гармонично (рис. 3.63, 3.64).

Рис. 3.63. Г. Тельтшер. Композиция из прямоугольных форм. Веймар. 1921 г.

Следующий пример задания Иттена – композиция, в которой задействованы линейные мотивы, составленные из элементов круга, прямоугольника и треугольника (рис. 3.65, 3.66).

Еще одно упражнение – создание композиции, в которой ясно просматривается система внутренних связей. Для этого необходимо выявить акцентные точки, которые присущи каждой форме. Правильная расстановка акцентов усиливает силовое поле картины, ее выразительность (рис. 3.67).

Рис. 3.64. Упражнение с круговыми формами. Веймар. 1920 г.

Рис. 3.65. М. Дебус. Линейная композиция на основе мотива треугольника. Берлин. 1928 г.

Рис. 3.66. Ф. Виндшейф. Композиция с различными геометрическими формами. Берлин. 1932 г.

Рис. 3.67. Г. Штаух. Композиция, отражающая движение взгляда по акцентным точкам и соединяющим их линиям. Берлин. 1928 г.

Конструирование любого произведения графического дизайна должно начинаться с первых эскизов. Это помогает определить оптимальный формат. Геометрически конструктивная организация плоскости картины объединяет акцентные точки между собой и укрепляет ее построение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

3.1. Виды композиции

3.1. Виды композиции
Из всего множества архитектурных, живописных, графических, скульптурных композиций можно выделить три основных вида: фронтальную композицию, объемную и пространственную.3.1.1. Фронтальная композицияЕсли художественное произведение создается в одной

3.3. Типы композиции

3.3. Типы композиции
В начале главы мы рассмотрели виды композиции исходя из соотношения элемент-плоскость-пространство. Для создания грамотных произведений дизайна не менее важно знать формы и закономерности образного выражения. Выделим типы композиций, отличающиеся

Работа со светом

Работа со светом
Хорошее освещение при фотосъемке — один из решающих факторов получения технически совершенного и художественно выразительного снимка. Но какое освещение считается хорошим?Пока вы не занимались фотографией, это понятие имело для вас обычный, бытовой

Портретные композиции

Портретные композиции
Портретные композиции являются чрезвычайно важным разделом практических работ по изучению основ фотокомпозиции, так как портретист решает сложнейшую задачу создания образа человека, а изобразительные средства фотографии здесь используются для

О композиции

О композиции

* * *Люди и слова [уже] сделаны, и если ты, живописец, не умеешь обращаться со своими фигурами, ты подобен оратору, который не умеет пользоваться своими словами.* * *Я говорю, что прежде всего нужно выучить члены тела и их работу и, покончив с этими сведениями,

Ювелирная работа

Ювелирная работа
Как и во время любой промышленной выставки, в павильоне заключались торговые сделки. Покупателям предлагали иллюстрированные каталоги художественного литья на русском и французском языках. Любой посетитель мог подержать в руках лёгкий тонкостенный

Штучная работа

Штучная работа
В 1818 году были выработаны специальные правила по «отделению украшенного оружия Златоустовской фабрики». Согласно этим правилам, отделение украшенного оружия было разделено на 12 цехов — ковки клинков, закалки клинков, заточки и полировки, травки и

ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИИ

ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИИ
1. У каждого действующего лица должен быть заранее определен основной характер, и факты — слова, поступки, форма реагирования, реплики, смена настроений и т. д. — должны быть только естественным проявлением определенной сущности характера, которому

Инфоурок


ИЗО, МХК

ПрезентацииПрезентация по изо на тему Формальная композиция

Презентация по изо на тему Формальная композиция

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:


законы композиции.ppt

Выбранный для просмотра документ законы композиции.ppt

 Формальная композиция. Законы, правила, приемы и средства композиции.

Скачать материал

  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 144 человека из 46 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •  Формальная композиция. Законы, правила, приемы и средства композиции.

    1 слайд

    Формальная композиция.
    Законы, правила, приемы и средства композиции.

  • Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное соче...

    2 слайд

    Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее.

    Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над  композицией

    Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.

  • Основные законы композиции:Закон целостности
Закон соподчинения
Закон равновесия

    3 слайд

    Основные законы композиции:
    Закон целостности
    Закон соподчинения
    Закон равновесия

  • Правила и приемы композиции :
Доминанта
Симметрия/асимметрия
Статика/динамика...

    4 слайд

    Правила и приемы композиции :

    Доминанта
    Симметрия/асимметрия
    Статика/динамика
    Ритм
    Контрасты, нюансы, аналоги

  • Средства композиции:
Формат
Композиционный центр, 
Равновесие
Целостность
Соп...

    5 слайд

    Средства композиции:

    Формат
    Композиционный центр,
    Равновесие
    Целостность
    Соподчинение
    Ритм
    Контраст
    Динамика/статика
    Симметрия/асимметрия
    Доминанта

  • Рассмотрим подробнее  понятия и термины композиции:

    6 слайд

    Рассмотрим подробнее понятия и термины композиции:

  • Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое....

    7 слайд

    Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое.

    рисунок 1
    рисунок 2

  • Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте рисунок...

    8 слайд

    Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте
    рисунок 3
    рисунок 4

  • Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансирова...

    9 слайд

    Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой
    рисунок 5
    рисунок 6

  • Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные
ри...

    10 слайд

    Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные

    рисунок 7
    рисунок 8

  • рисунок 9
рисунок 10Симметрия - равномерное размещение элементов по оси

Асим...

    11 слайд

    рисунок 9

    рисунок 10
    Симметрия – равномерное размещение элементов по оси

    Асимметрия – неравномерное размещение элементов

  • Динамичная композиция - при которой создается впечатление движения 
Статичная...

    12 слайд

    Динамичная композиция – при которой создается впечатление движения
    Статичная композиция – создает впечатление неподвижности

    рисунок 11
    рисунок 12

  • Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности...

    13 слайд

    Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
    рисунок 13
    рисунок 14

  • Контраст  - противопоставление в композиции 

Нюанс (франц. nuance) - тонкое...

    14 слайд

    Контраст – противопоставление в композиции

    Нюанс (франц. nuance) – тонкое различие, едва заметный переход.

    Акцент – (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции

    Аналог (греч. «сходство») – одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции

  • Виды контрастов:рис. 15 контраст по цвету

    15 слайд

    Виды контрастов:
    рис. 15 контраст по цвету

  •  рис. 16  контраст размерарис. 17 контраст формыВиды контрастов:

    16 слайд

    рис. 16 контраст размера
    рис. 17 контраст формы
    Виды контрастов:

  • рис. 18 контраст фактурВиды контрастов:

    17 слайд

    рис. 18 контраст фактур
    Виды контрастов:

  •  Нюансрис. 19 нюанс по  цвету и по форме

    18 слайд

    Нюанс
    рис. 19 нюанс по цвету и по форме

  • Акцентрис. 20  цветовой акцентрис. 21  акценты по цвету и размеру

    19 слайд

    Акцент
    рис. 20 цветовой акцент
    рис. 21 акценты по цвету и размеру

  • Аналогрис. 22 аналоги по форме и цвету

    20 слайд

    Аналог
    рис. 22 аналоги по форме и цвету

  • Зачем изучать формальную композицию? Формальная композиция строится из линий,...

    21 слайд

    Зачем изучать формальную композицию?
    Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур, выражает логику композиционного построения

    рис. 23 Диего Веласкес. Сдача Бреды.

  • рис. 24 Казимир Малевич «Супрематизм. Беспредметная композиция»рис. 25 Васил...

    22 слайд

    рис. 24 Казимир Малевич «Супрематизм.
    Беспредметная композиция»
    рис. 25 Василий Кандинский
    «Композиция № 8»

  • Теперь выполним задания:

    23 слайд

    Теперь выполним задания:

  • Задание 1. Равновесие в композиции. 
С помощью 3-6 геометрических  фигур со...

    24 слайд

    Задание 1. Равновесие в композиции.
    С помощью 3-6 геометрических фигур создать композицию и передать равновесие
    рис. 26 равновесие в композиции

  • Задание 2.  Доминанта.С помощью 4-6 геометрических  фигур создать композицию...

    25 слайд

    Задание 2. Доминанта.
    С помощью 4-6 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой

    рис. 27 доминанта в композиции

  • Задание 3.  Статика и динамика.С помощью 4-5 геометрических  фигур создать:...

    26 слайд

    Задание 3. Статика и динамика.
    С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию;

    рис. 28 статика в композиции
    рис. 29 динамика в композиции

  • Задание 4.  Симметрия и асимметрия. С помощью  геометрических  фигур создать...

    27 слайд

    Задание 4. Симметрия и асимметрия.
    С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) ассиметричную композицию;

    рис. 30 симметрия в композиции
    рис. 31 ассиметрия в композиции

  • Задание 5. Ритм.С помощью геометрических фигур передать ритм в композициирис...

    28 слайд

    Задание 5. Ритм.
    С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции
    рис. 32 ритм в композиции

  • Задание 6. Контраст.С помощью геометрических фигур создать композицию и пере...

    29 слайд

    Задание 6. Контраст.
    С помощью геометрических фигур создать композицию и передать: а) цветовой контраст; б) контраст фактур
    рис. 33 цветовой контраст
    рис. 34 контраст фактур

  • Задание 7. Нюанс, акцент аналог. С помощью  геометрических фигур создать на...

    30 слайд

    Задание 7. Нюанс, акцент аналог.
    С помощью геометрических фигур создать на выбор: а) нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналоги в композиции
    рис. 35 нюанс
    рис. 36 акцент
    рис. 37 аналог

  • Домашнее задание.Разобрать композиционную структуру любой  живописной  карти...

    31 слайд

    Домашнее задание.
    Разобрать композиционную структуру любой живописной картины (на ваш выбор)
    Поль Сезанн. Персики и груши
    Рафаэль. Сикстинская мадонна
    рис. 38

  • Список литературы:

1. Голубева, О. Л. [Текст] Основы композиции: Учебное по...

    32 слайд

    Список литературы:

    1. Голубева, О. Л. [Текст] Основы композиции: Учебное пособие-2-е изд/ О. Л. Голубева –М.: Изд. дом «Искусство», 2004.-120с. ISBN 5-85200-417-0
    2. .Паранюшкин, Р. В. [Текст] Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 79, [4] с. : ил. — (Школа изобразительных искусств).ISBN 5-222-07410-2
    3. Чернышев, О. В. [Текст] Формальная композиция. Творческий практикум/ О.В. Чернышов -Мн.: Харвест, 1999.-312 с. ISBN 985-433-206-3.
    4. http://politeh.debesi.ru/files/IvshinCOMPOSITIONhtml/5.html
    http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/22___.html
    5. http://www.coposic.ru/pravila/simmetriya/
    6. http://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php
    7.http://www.razlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnoe_posobie/p9.php
    8. http://www.kodiz.ru/abcompos/complaw.html
    9. http://shar08.narod.ru/8-arch-grafika.html
    10. http://baranovweb.narod.ru/pri_1.html
    11. http://prodslr.ru/2012/10/teoriya-tsveta/
    12.http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/komp_tehn_v_dizayne/dizayn2.htm

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 262 271 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
4 из 5

  • 10.11.2015
  • 12573
  • 134

Рейтинг:
5 из 5

  • 10.11.2015
  • 6058
  • 9
  • 10.11.2015
  • 1667
  • 6
  • 10.11.2015
  • 2033
  • 5
  • 10.11.2015
  • 2065
  • 4
  • 10.11.2015
  • 1636
  • 1
  • 10.11.2015
  • 1127
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»

  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»

  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Скачать материал


    • 10.11.2015


      30053
    • RAR
      5.9 мбайт
    • 373
      скачивания
    • Рейтинг:
      4 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Нияз Сымбат Есенгелдіқызы. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Нияз Сымбат Есенгелдіқызы

    • На сайте: 7 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 42802
    • Всего материалов:

      8

  • Рабочий лист

Рабочий лист “Гжель”

Три рабочих листа, посвященных гжельской росписи. Дети узнают основные цвета и мотивы росписи и с…

Добавить комментарий