Как составить формулы изомеров алканов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Как составить структурную формулу алканов и их изомеровИнструкцияПрезентацию...

    1 слайд

    Как составить структурную формулу алканов
    и их изомеров
    Инструкция
    Презентацию подготовила
    учитель химии высшей категории МКОУ ОШ №7 г. Приволжска
    Светлова Е.А.
    2020

  • 1. Записать молекулярную формулу веществаПентан   С5Н12 2. Записать структурн...

    2 слайд

    1. Записать молекулярную формулу вещества
    Пентан С5Н12
    2. Записать структурную линейную формулу вещества, состоящую из 5 атомов углерода (С), указав по 4 одинарные связи у каждого атома углерода
    С
    С
    С
    С
    С

  • 3. Подписать атомы водорода к каждой химической связи. 3. Записать краткую ст...

    3 слайд

    3. Подписать атомы водорода к каждой химической связи.
    3. Записать краткую структурную формулу вещества, указав количество водорода у каждого атома углерода
    С
    С
    С
    С
    С
    Н
    Н
    Н
    Н
    Н
    Н
    Н
    Н
    Н
    Н
    Н
    Н
    СН3
    СН3
    СН2
    СН2
    СН2

  • Как составить изомеры алкановИнструкция

    4 слайд

    Как составить изомеры алканов
    Инструкция

  • ИзомерыИзомеры – это вещества, которые имеют один и тот же качественный соста...

    5 слайд

    Изомеры
    Изомеры – это вещества, которые имеют один и тот же качественный составы, но отличаются по своему строению и свойствам.

    Для алканов характерна изомерия углеродного скелета или структурная изомерия
    Суть структурной изомерии заключается в том, что формула алкана приобретает разветвленную структуру. Соответственно меняются свойства вещества и его название

  • 1. Перенести одну группу атомов            в другую часть формулы, где она ст...

    6 слайд

    1. Перенести одну группу атомов в другую часть формулы, где она станет радикалом. При этом количество атомов углерода остается неизменным – 5, а количество атомов водорода у каждого атома соответствует валентности углерода
    2. Назвать получившееся вещество по алгоритму
    СН3
    СН3
    СН
    СН2
    СН3
    СН3

  • Алгоритм составления названия разветвленной цепи алканов


1.Выбрать главную...

    7 слайд

    Алгоритм составления названия разветвленной цепи алканов

    1.Выбрать главную (самую длинную) цепь:

    CH3 – CH – CH2 – CH3

    CH3

  • 2.Пронумеровать в ней атомы углерода, начиная с конца, близкого к разветвлен...

    8 слайд

    2.Пронумеровать в ней атомы углерода, начиная с конца, близкого к разветвлению:

    CH3 – CH – CH2 – CH3

    CH3

    1
    2
    3
    4

  • 3.Назвать радикалы с указанием их положения в цепи цифрами и количества грече...

    9 слайд

    3.Назвать радикалы с указанием их положения в цепи цифрами и количества греческими числительными
    ((2) ди -, (3) три-, (4) тетра- и т.д.):

    1 2 3 4
    CH3 – CH – CH2 – CH3

    CH3
    2 – метил
    Это значит, что радикал – CH3 (метил) стоит у 2 атома углерода

  • 4.Назвать главную цепь по количеству атомов углерода (С)

                1...

    10 слайд

    4.Назвать главную цепь по количеству атомов углерода (С)

    1 2 3 4
    CH3 – CH – CH2 – CH3

    CH3
    2 – метил бутан
    Бутан – так как в главной цепи всего 4 атома углерода

  •  Радикал – это частица, имеющая не спаренные электроны

    11 слайд

    Радикал – это частица, имеющая не спаренные электроны

  • Составляем еще один изомер пентана так, чтобы количество атомов углерода было...

    12 слайд

    Составляем еще один изомер пентана так, чтобы количество атомов углерода было также равно 5.
    CH3 – CH – CH3

    C2H5
    1 2 3
    Называем его по алгоритму:
    2 этил пропан

Прежде чем анализировать, как составлять изомеры предельных углеводородов, выявим особенности данного класса органических веществ.

Насыщенные углеводороды

В органической химии выделяется множество классов CxHy. У каждого есть своя общая формула, гомологический ряд, качественные реакции, применение. Для насыщенных углеводородов класса алканов характерны одинарные (сигма) связи. Общая формула данного класса органических веществ CnH2n+2. Этим объясняются основные химические свойства: замещение, горение, окисление. Для парафинов не характерны присоединение, так как связи в молекулах этих углеводородов одинарные.

как составлять изомеры

Изомерия

Такое явление, как изомерия объясняет многообразие органических веществ. Под изомерией принято понимать явление, при котором существует несколько органических соединений, имеющих одинаковый количественный состав (число атомов в молекуле), но различное расположение их в молекуле. Получаемые вещества называют изомерами. Они могут быть представителями нескольких классов углеводородов, а потому отличаются химическими свойствами. Разное соединение в молекуле алканов атомов С приводит к возникновению структурной изомерии. Как составлять изомеры алканов? Существует определенный алгоритм, согласно которому можно изобразить структурные изомеры данного класса органических веществ. Появляется подобная возможность только с четырех углеродных атомов, то есть, с молекулы бутана С4Н10.

Разновидности изомерии

Для того чтобы понять, как составлять формулы изомеров, важно иметь представление о ее видах. При наличии внутри молекулы одинаковых атомов в равном количестве, располагающихся в пространстве в разном порядке, идет речь о пространственной изомерии. Иначе ее называют стереоизомерией. В подобной ситуации применения одних только структурных формул будет явно недостаточно, потребуется использование специальных проекционных или пространственных формул. Предельные углеводороды, начиная с H3C–СН3 (этана), имеют различные пространственные конфигурации. Это обусловлено вращением внутри молекулы по связи С–С. Именно простая σ-связь создает конформационную (поворотную) изомерию.

как составлять изомеры алканов

Структурная изомерия парафинов

Поговорим о том, как составлять изомеры алканов. Класс имеет структурную изомерию, то есть, атом углерода образует разные цепи. Иначе возможность изменения положения в цепи атомов углерода называют изомерией углеродного скелета.

как составлять изомеры алкенов

Изомеры гептана

Итак, как оставлять изомеры для вещества, имеющего состав C7H16? Для начала можно расположить все атомы углерода в одну длинную цепочку, добавить для каждого определенное число атомов С. Сколько? Учитывая, что валентность углерода равна четырем, у крайних атомов будет по три атома водорода, а у внутренних – по два. Полученная молекула имеет линейное строение, такой углеводород называют н – гептаном. Буква «н» подразумевает прямой углеродный скелет в данном углеводороде.

Теперь меняем расположение углеродных атомов, «укорачивая» при этом прямую углеродную цепочку в C7H16. Составить изомеры можно в развернутом либо сокращенном структурном виде. Рассмотрим второй вариант. Сначала один атом С расположим в виде радикала метил в разных положениях.

Данный изомер гептана имеет следующее химическое название: 2-метилгексан. Теперь «передвигаем» радикал к следующему углеродному атому. Полученный предельный углеводород называется: 3-метилгексан.

Если мы будем далее передвигать радикал, нумерация будет начинаться с правой стороны (ближе к началу располагается углеводородный радикал), то есть, мы получим такой изомер, который у нас уже есть. Поэтому думая над тем, как составлять формулы изомеров для исходного вещества, попробуем сделать скелет еще «короче».

Оставшиеся два углерода можно представить в виде двух свободных радикалов – метил.

Расположим сначала их у разных углеродов, входящих в главную цепь. Назовем полученный изомер -2,3 диметилпентан.

Теперь оставим один радикал на том же месте, а второй перенесем к следующему углеродному атому главной цепи. Данное вещество называется 2,4 диметилпентан.

Теперь расположим углеводородные радикалы у одного углеродного атома. Сначала у второго, получим 2,2 диметилпентан. Затем у третьего, получив 3,3 диметилпентан.

Теперь оставляем в основной цепи четыре атома углерода, оставшиеся три используем в качестве радикалов метил. Располагаем их следующим образом: два у второго атома С, один – у третьего углерода. Называем полученный изомер: 2,2, 3 триметилбутан.

На примере гептана мы разобрали, как правильно составлять изомеры для предельных углеводородов. На фото представлены примеры структурных изомеров для бутена6 его хлорпроизводных.

как составлять формулы изомеров

Алкены

Данный класс органических веществ имеет общую формулу CnH2n. Помимо насыщенных связей С-С в данном классе есть также двойная связь. Именно она определяет основные свойства данного ряда. Поговорим о том, как оставлять изомеры алкенов. Попробуем выявить их отличия от предельных углеводородов. Помимо изомерии главной цепи (структурные формулы) для представителей данного класса органических углеводородов также характерны еще три разновидности изомеров: геометрические (цис- и трансформы), положения кратной связи, а также межклассовая изомерия (с циклоалканами).

как составлять изомеры и гомологи

Изомеры C6H12

Попробуем выяснить, как составить изомеры c6h12, учитывая тот факт, что вещество с данной формулой может принадлежать сразу к двум классам органических веществ: алкенам, циклоалканам.

Для начала подумаем, как составлять изомеры алкенов, если есть двойная связь в молекуле. Ставим прямую углеродную цепочку, поставим кратную связь после первого углеродного атома. Попробуем не только составить изомеры с6н12, но и назвать вещества. Данное вещество – гексен – 1. Цифрой указывается положение в молекуле двойной связи. При ее передвижении по углеродной цепочке, получаем гексен -2, а также гексен – 3

Теперь порассуждаем, как составлять изомеры для данной формулы, меняя количество атомов в главной цепи.

Для начала укоротим углеродный скелет на один углеродный атом, его будет рассматривать в качестве радикала метил. Двойную связь оставим после первого атома С. Полученный изомер по систематической номенклатуре будет иметь следующее название: 2 метилпентен – 1. Теперь передвигаем углеводородный радикал по главной цепи, оставив положение двойной связи неизменным. Данный непредельный углеводород разветвленного строения называют 3 метилпентен -1.

Возможен без изменения основной цепи и положения двойной связи еще один изомер: 4 метилпентен -1.

Для состава C6H12 можно попробовать переместить двойную связь из первого во второе положение, не преобразуя саму главную цепочку. Радикал при этом будет передвигать по углеродному скелету, начиная со второго атома С. Данный изомер имеет название 2 метилпентен-2. Кроме того, можно поместить радикал CH3 третьего атома углерода получив при этом 3 метилпентен-2

Если поместить радикал у четвертого углерода атома в данной цепи, образуется еще одно новое вещество непредельный углеводород с извилистым углеродным скелетом – 4 метилпентен-2.

При дальнейшем сокращении числа С в главной цепи, можно получить еще один изомер.

Двойную связь оставим после первого углеродного атома, а два радикала поставим к третьему атому С основной цепи, получаем 3,3 диметилутен-1.

Теперь поставим радикалы у соседних углеродных атомов, не меняя положения двойной связи, получим 2,3 диметилбутен-1. Попробуем, не меняя размер главной цепи, передвинуть двойную связь во второе положение. Радикалы при этом мы может поставить только у 2 и 3 атомов С, получив 2,3 диметилбутен-2.

Других структурных изомеров для данного алкена нет, любые попытки их придумать приведут к нарушению теории строения органических веществ А. М. Бутлерова.

как правильно составлять изомеры

Пространственные изомеры C6H12

Теперь выясним, как составлять изомеры и гомологи с точки зрения пространственной изомерии. Важно понимать, что цис- и трансформы алкенов возможны только для положения двойной связи 2 и 3.

При нахождении в одной плоскости углеводородных радикалов, образуется цис – измер гексена -2, а при расположении радикалов в разных плоскостях, транс-форма гексена – 2.

Межклассовые изомеры C6H12

Рассуждая над тем, как составлять изомеры и гомологи, нельзя забывать и о таком варианте, как межклассовая изомерия. Для непредельных углеводородов ряда этилена, имеющих общую формулу CnH2n, такими изомерами являются циклоалканы. Особенностью данного класса углеводородов является наличие циклической (замкнутой) структуры при насыщенных одинарных связях между атомами углерода. Можно составить формулы циклогексана, метилциклопентана, диметилциклобутана, триметилциклопропана.

составить изомеры С6Н12

Заключение

Органическая химия многогранна, загадочна. Количество органических веществ превышает в сотни раз число неорганических соединений. Данный факт легко объясняется существованием такого уникального явления, как изомерия. Если в одном гомологическом ряду располагаются сходные по свойствам и строению вещества, то при изменении положения атомов углерода в цепи, появляются новые соединения, названные изомерами. Только после появления теории химического строения органических веществ удалось классифицировать все углеводороды, понять специфику каждого класса. Одно из положений данной теории, непосредственно касается явления изомерии. Великий русский химик сумел понять, объяснить, доказать, что именно от расположения углеродных атомов зависят химические свойства вещества, его реакционаня активность, практическое применение. Если сравнивать количество изомеров, образуемых предельными алканами и непредельными алкенами, лидируют, безусловно, алкены. Объясняется это тем, что в их молекулах есть двойная связь. Именно она позволяет этому классу органических веществ образовывать не только алкены разного вида и строения, но и вести речь о меклассовой изомерии с циклоалканами.

Как написать изомеры алканов? Напишите принцип пожалуйста!)



Ученик

(20),
закрыт



6 лет назад

Котенька…

Высший разум

(575029)


6 лет назад

1
Сначала нужно составить формулу углеводородного скелета в неразветвленном виде, исходя из данных его молекулярной формулы.
С – С – С – С – С – С
2
Пронумеровать все атомы углерода.
1 2 3 4 5 6 С – С – С – С – С – С
3
Зная о том, что углерод четырехвалентен, подставить атомы водорода углеродную цепь.
1 2 3 4 5 6 СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
4
Уменьшите углеродную цепочку на один атом, расположив его в виде бокового ответвления. Важно понимать, что боковые атомы цепочки углерода не могут стать боковыми ответвлениями.
С – С – С – С – С С
5
Со стороны, к которой ближе боковое ответвление начните нумерацию цепочки, а затем расставьте атомы водорода, соблюдая правила валентности.
1 2 3 4 5
СН3 – СН – СН2 – СН2 – СН3 СН3
6
Если есть возможность чтобы расположить боковое ответвление у других атомов углеродной цепи, составьте все возможные изомеры.
1 2 3 4 5
СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3 СН3
7
Если для бокового ответвления больше нет возможностей, уменьшите изначальную цепочку углерода на один его атом, при этом расположив его как боковое ответвление. Не забывайте, что при одном атоме в углеродной цепочке находятся не больше двух ответвлений.
С
С – С – С – С С
8
Пронумеруйте новую цепь атом с того же края, к которому ближе ответвление. Добавьте атомы водорода, помня о четырехвалентности атома углерода.
СН3
1 2 3 4
СН3 – С – СН2 – СН3 СН3
9
Проверяйте дальше можно ли расположить еще боковые ответвления к углеродной цепочке. Если можно составьте формулы изомеров. Если нельзя продолжайте уменьшать цепочку атомов углерода, постепенно на один атом, располагая его как боковое ответвление. Пронумеровав цепочку, продолжайте составлять формулы изомеров. Нумерация, в случае если боковые ответвления, находятся на одинаковом расстоянии от краев цепи, будет начинаться с края, у которого больше боковых ответвлений.
1 2 3 4
СН3 – СН – СН – СН3 СН3 СН3
10
Продолжайте последовательность всех действий, пока будет иметься возможность для расположения боковых ответвлений.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Номенклатура алканов

При изучении органической химии следует
стремиться к тому, чтобы учащиеся правильно и
свободно составляли структурные формулы и
названия веществ. В школьном курсе органической
химии изучают международную систематическую
номенклатуру, знакомство с которой начинается
при изучении номенклатуры алканов. Поскольку все
другие классы органических соединений можно
рассматривать как производные алканов, усвоение
учащимися правил составления названий алканов
по их химическим формулам и обратная задача
(составление формул по названиям) представляются
крайне важными и необходимыми. Урок проводится в
несколько этапов.

ХОД УРОКА

Ориентировочно-мотивационный
этап

Когда ученик начинает знакомиться с новым
учебным предметом, темой, то всегда возникают
вопросы, зачем нужно изучать этот предмет, чем
именно интересна и значима данная тема.
Предваряя изучение номенклатуры алканов,
предлагаю ученикам написать формулы изомеров
пентана. Составив формулы трех изомеров,
учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией:
названия углеводородов, которыми они
пользовались до сих пор, оказываются
недостаточными. Называя вещество пентаном, мы не
указываем, о каком из изомеров идет речь.
Возникает необходимость дать изомерным
веществам индивидуальные названия с учетом
строения их углеродного скелета.

На этом этапе урока я знакомлю учеников с
понятием номенклатуры, кратко рассказывая о
разных видах номенклатуры органических веществ,
привожу историческую справку о систематической
номенклатуре международного союза химиков.
После этого сообщаю тему, задачи урока,
перечисляю требования к усвоению знаний и
формированию навыков при изучении этого вопроса.

Правила систематической (международной)
номенклатуры

Последовательность действий Пример

1. Выбрать в структурной цепи
наиболее длинную цепь атомов углерода. Если
какие-то фрагменты структурной формулы свернуты,
необходимо их развернуть

2. Пронумеровать атомы углерода в
выбранной цепи с того конца, к которому ближе
находится разветвление. Если разветвлений два и
они равноудалены от концов главной цепи, то
нумеровать углеродную цепь необходимо с того
конца, к которому ближе стоит более простое (с
меньшим числом атомов углерода) разветвление

3. Дать название радикалу – боковому
разветвлению. Причем перед ним ставят номер того
атома в углеродной цепи, от которого отходит
разветвление, затем через дефис – название
радикала (разветвления)

4. Если замещающих разветвлений несколько, то
цифрой отмечают каждое из них, перечисляя
радикалы в алфавитном порядке

5. Если в формуле встречаются
одинаковые радикалы, то сначала через запятые
перечисляют цифрами местоположения
разветвлений, затем их количество и названия.
Количество одинаковых радикалов обозначается
греческими числительными «ди» (два), «три» (три),
«пента» (пять) и т.д.

6. Если у одного и того же атома
углерода находится два одинаковых радикала, то
цифру повторяют дважды

7. К названию последнего радикала
добавляют название того алкана, который содержит
такое же количество атомов углерода, как и
выбранная главная цепь

8. При выборе главной цепи в случае большого
количества разветвлений направление нумерации
указывают так, чтобы цифры, определяющие
положения разветвлений, были наименьшими

Операционно-исполнительный
этап

На этапе изучения нового материала учащиеся
знакомятся с правилами международной
номенклатуры, разбирая каждый пункт на
конкретных примерах. Для организации и
проведения данного вида работы ученики получают
карточки, в которых приведены правила
систематической номенклатуры
с примерами (см.
с. 33).

После знакомства учащихся с правилами я
разбираю несколько примеров по составлению
названий алканов. Для лучшего понимания
материала привлекаю учеников к активному
сотрудничеству, предлагая выбрать самую длинную
цепь, пронумеровать ее, указать порядок
перечисления радикалов, составить название и т.д.

Структурные формулы для упражнений

Далее объясняю ученикам, как выполнить
обратную задачу – составить структурные формулы
по названиям веществ, на примере
2,4-диметил-3-этилоктана.

Рефлексивно-оценочный этап

При работе по закреплению полученных знаний
возможны разные варианты, одним из которых
является организация индивидуальной работы.
Учащиеся на местах самостоятельно выполняют
тренировочную работу, обращаясь в случае
необходимости за помощью к преподавателю,
проверяя себя по контрольному листу.

Приведу варианты заданий для самостоятельной
работы и контрольный лист.


Самостоятельная работа

Если вы усвоили номенклатуру алканов, то
сможете самостоятельно назвать каждый из них.
Перепишите в тетрадь структурные формулы
алканов, приведенные в заданиях 1 и 2, и назовите
эти вещества. В случае необходимости обращайтесь
к правилам систематической номенклатуры или
преподавателю. После выполнения задания
проведите проверку по контрольному листу. Затем
выполняйте задания 3 и 4.


1. Назовите вещества:

2. Назовите алканы с тремя заместителями в
углеродной цепи:

3. Составьте структурные формулы алканов,
имеющих следующие названия:

а) 2,3-диметил-3-этилгексан;

б) 2,2,3,3-тетраметилпентан;

в) 2-метил-3,3-диэтилгептан;

г) 4-пропил-3-этилнонан.

4. Для 2,2,3-триметилгексана составьте формулы
трех изомеров и двух гомологов. Дайте название
всем веществам.

Контрольный
лист

1. а) 2-метилпентан;

б) 3-метилгексан;

в) 4-метилгептан;

г) 3-метил-3-этилгексан;

д) 3-этилгексан;

е) 3-метил-4-этилгептан.

2. а) 2,3,4-триметилпентан;

б) 3,4-диметил-6-этилоктан;

в) 2,3,5-триметилгексан;

г) 2,2,3-триметилпентан;

д) 2,7-диметил-3-этилоктан.

3.

4. Заданное вещество:

Формулы трех его изомеров (С9Н20):

Формулы двух его гомологов:

Организованная таким образом работа
предполагает обучение приемам самостоятельной
работы, самоконтроля и самооценки знаний и
умений. В результате учащиеся приобретают
уверенность в своих учебных возможностях. Можно
также организовать учебно-познавательную
деятельность
в парах постоянного или
переменного состава. Многие психологически
совместимые ученики с удовольствием выполняют
учебную работу в паре, помогая друг другу в
преодолении учебных трудностей и достижении
учебных целей, радуясь успеху друг друга. Обычно
формируют временные пары из сильного и слабого
ученика, а также из сильных учеников.

При фронтальной работе один из учеников
работает у доски, а остальные на местах следят за
ответом своего товарища, при необходимости внося
исправления, дополняя ответ.

Такая организация урока по закреплению
изученного материала и первичной проверке ее
усвоения позволяет учителю и ученикам по ходу
урока выявить непонятные вопросы. Учитель
обращает внимание учащихся на вопросы, требующие
доработки при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание и
инструктаж по его выполнению

В качестве домашнего задания ученикам
предлагается внимательно прочитать материал
учебника по данной теме, поработать с конспектом,
еще раз рассмотреть приведенные примеры,
выполнить упражнения дифференцированного
уровня на составление названий алканов по
формулам и формул – по приведенным названиям.

А.Х.Амирова,
учитель химии (г. Екатеринбург)

Алканы – это предельные углеводороды, содержащие только одинарные связи между атомами С–С в молекуле, т.е. содержащие максимальное количество водорода.

Гомологический ряд алканов

Все алканы — вещества, схожие по физическим и химическим свойствам, и отличающиеся на одну или несколько групп –СН2– друг от друга. Такие вещества называются гомологами, а ряд веществ, являющихся гомологами, называют гомологическим рядом.

Самый первый представитель гомологического ряда алканов – метан CH4. , или Н–СH2–H.

Продолжить гомологический ряд можно, последовательно добавляя группу –СН2– в углеводородную цепь алкана.

Название алкана Формула алкана
Метан CH4
Этан C2H6
Пропан C3H8
Бутан C4H10
Пентан C5H12
Гексан C6H14
Гептан C7H16
Октан C8H18
Нонан C9H20
Декан C10H22

Общая формула гомологического ряда алканов CnH2n+2.

Первые четыре члена гомологического ряда алканов – газы, C5–C17 – жидкости, начиная с C18 – твердые вещества. 

Все алканы легче воды, не растворимы в воде и не смешиваются с ней.

Строение алканов

В молекулах алканов встречаются химические связи C–H и С–С.

Связь C–H ковалентная слабополярная, связь С–С – ковалентная неполярная. Это одинарные σ-связи. Атомы углерода в алканах  образуют по четыре σ-связи. Следовательно, гибридизация атомов углерода в молекулах алканов – sp3:

При образовании связи  С–С происходит перекрывание sp3-гибридных орбиталей атомов углерода:

При образовании связи  С–H происходит перекрывание sp3-гибридной орбитали атома углерода и s-орбитали атома водорода:

Четыре sp3-гибридные орбитали атома углерода взаимно отталкиваются, и располагаются в пространстве так, чтобы угол между орбиталями был максимально возможным.

Поэтому четыре гибридные орбитали углерода в алканах направлены в пространстве под углом 109о 28′  друг к другу:

Это соответствует тетраэдрическому строению молекулы.

Например, в молекуле метана CH4 атомы водорода располагаются в пространстве в вершинах тетраэдра, центром которого является атом углерода

Молекулам линейных алканов с большим числом атомов углерода соответствует зигзагообразное расположение атомов углерода.

Наример, пространственное строение н-бутана — зигзагообразное

Изомерия алканов

Структурная изомерия

Для  алканов характерна структурная изомерия – изомерия углеродного скелета.

Структурные изомеры — это соединения с одинаковым составом, которые отличаются порядком связывания атомов в молекуле, т.е. строением молекул.

Изомеры углеродного скелета отличаются строением углеродного скелета.

Например.

Для н-бутана (алкана с линейной цепью) существует изомер с разветвленным углеродным скелетом – изобутан

С увеличением числа атомов углерода в молекуле увеличивается количество изомеров, соответствующих данной формуле. У метана CH4, этана C2H6 и пропана C3H8 структурных изомеров нет.

Количество изомеров в ряду алканов:

Молекулярная формула Число структурных изомеров
C4H10 2
C5H12 3
C6H14 5
C7H16 9
C8H18 18
C9H20 35
C10H22 75

Оптическая изомерия

Если атом углерода в молекуле связан с четырьмя различными заместителями (атомами или атомными группами), например:

то возможно существование двух соединений с одинаковой структурой, но различным пространственным строением.Молекулы таких соединений относятся друг к другу, как зеркальные изображение и предмет. При этом никаким вращением нельзя получить одну молекулу из другой.

Номенклатура алканов

В названиях алканов используется суффикс -АН.

Например, алкан имеет название 2-метилпропан.

Для простейших алканов (метан, этан, пропан, бутан и изобутан) используют тривиальные названия. Начиная с пятиатомного углероводорода, в названии неразветвленных (нормальных) алканов используют корень, который показывает число атомов углерода в молекуле, и добавляют соответствующий суффикс (для алканов – ан, для алкенов – ен, и т.д.).

Название разветвленных алканов строится по следующим правилам:

1.  Выбирают главную углеродную цепь. При этом считают, что углеводородные радикалы, которые не входят в главной цепь,  являются в ней заместителями. При этом главная цепь должна быть самой длинной. Например, в молекуле на рисунке главной является цепь, отмеченная на рисунке а:

Главная цепь должна быть самой разветвленной.

Например, в молекуле, изображенной на рисунках а и б, выделены цепи с одинаковым числом атомов углерода. Но главной будет цепь, изображенная на рисунке а, т.к. от нее отходит 2 заместителя, а от  цепи на рисунке б – только один:

2. Нумеруют атомы углерода в главной цепи так, чтобы атомы углерода, которые соединены с заместителями, получили минимальные возможные номера. Причем нумерацию следует начинать с более близкого к старшей группе конца цепи.

3. Называют все радикалы, указывая впереди цифры, которые обозначают их расположение в главной цепи.

Например, 2-метилпропан:

Для одинаковых заместителей эти цифры указывают через запятую, при этом количество одинаковых заместителей обозначается приставками ди- (два), три- (три), тетра- (четыре), пента- (пять) и т.д.

Например, 2,2-диметилпропан или 2,2,3-триметилпентан.

4. Названия заместителей со всеми приставками и цифрами располагают в алфавитном порядке.

Например: 2,2-диметил-3-этилпентан.

5. Называют главную углеродную цепь, т.е. соответствующий нормальный алкан.

Например, название молекулы на рисунке:

2,2,4-триметил-4-этилгексан

Химические свойства алканов

Алканы – предельные углеводороды, поэтому они не могут вступать в реакции присоединения.

Для предельных углеводородов характерны реакции:

  • разложения,
  • замещения,
  • окисления.

Разрыв слабо-полярных связей С – Н протекает только по гомолитическому механизму с образованием свободных радикалов.

Поэтому для алканов характерны только радикальные реакции.

Алканы устойчивы к действию сильных окислителей (KMnO4, K2Cr2O7 и др.), не реагируют с концентрированными кислотами, щелочами, бромной водой.

1. Реакции замещения

 В молекулах алканов связи С–Н более доступны для атаки другими частицами, чем менее прочные связи С–С.

1.1. Галогенирование

Алканы реагируют с хлором и бромом на свету или при нагревании.

При хлорировании метана сначала образуется хлорметан:

Хлорметан может взаимодействовать с хлором и дальше с образованием дихлорметана, трихлорметана и тетрахлорметана:

Химическая активность хлора  выше, чем активность брома, поэтому хлорирование протекает быстро и неизбирательно.

При хлорировании алканов с углеродным скелетом, содержащим более 3 атомов углерода, образуется смесь хлорпроизводных.

Например, при хлорировании пропана образуются 1-хлорпропан и 2-хлопропан:

Бромирование протекает более медленно и избирательно.

Избирательность бромирования:  сначала замещается атом водорода у третичного атома углерода, затем атом водорода у вторичного атома углерода, и только затем первичный атом.

С третичный–Н > С вторичный–Н > С первичный–Н

Например, при бромировании 2-метилпропана преимущественно образуется 2-бром-2-метилпропан:

Реакции замещения в алканах протекают по свободнорадикальному механизму.

 Свободные радикалы R∙ – это атомы или группы связанных между собой атомов, которые содержат неспаренный электрон.

Первая стадия. Инициирование цепи.

Под действием кванта света или при нагревании молекула галогена разрывается на два радикала:

Свободные радикалы – очень активные частицы, которые стремятся образовать связь с каким-либо другим атомом.

Вторая стадия. Развитие цепи.

Радикал галогена взаимодействует с молекулой алкана и отрывает от него водород.

При этом образуется промежуточная частица – алкильный радикал, который в свою очередь взаимодействует с новой нераспавшейся молекулой хлора:

Третья стадия. Обрыв цепи.

При протекании цепного процесса рано или поздно радикалы сталкиваются с радикалами, образуя молекулы, радикальный процесс обрывается.

Могут столкнуться как одинаковые, так и разные радикалы, в том числе два метильных радикала:

1.2. Нитрование алканов

Алканы взаимодействуют с разбавленной азотной кислотой по радикальному механизму, при нагревании до 140оС и под давлением.  Атом водорода в алкане замещается на нитрогруппу NO2.

При этом процесс протекает также избирательно.

С третичный–Н > С вторичный–Н > С первичный–Н

Например. При нитровании пропана образуется преимущественно 2-нитропропан:

2. Реакции разложения

2.1. Дегидрирование и дегидроциклизация

Дегидрирование – это реакция отщепления атомов водорода.

В качестве катализаторов дегидрирования используют никель Ni, платину Pt, палладий Pd, оксиды хрома (III), железа (III), цинка и др.

Уравнение дегидрирования алканов в общем виде:

CnH2n+2 → CnH2n  + (х+1)H2

При дегидрировании алканов, содержащих от 2 до 4 атомов углерода в молекуле, разрываются связи С–Н у соседних атомов углерода и образуются двойные и тройные связи.

Например, при дегидрировании этана образуются этилен или ацетилен:

При дегидрировании бутана под действием металлических катализаторов образуется смесь продуктов. Преимущественно образуется бутен-2:

Если бутан нагревать в присутствии оксида хрома (III), преимущественно образуется бутадиен-1,3:

Алканы с более длинным углеродным скелетом, содержащие  5 и более атомов углерода в главной цепи, при дегидрировании образуют циклические соединения.

При этом протекает дегидроциклизация – процесс  отщепления водорода с образованием замкнутого цикла.

Пентан и его гомологи, содержащие пять атомов углерода в главной цепи, при нагревании над платиновым катализатором образуют циклопентан и его гомологи:

Алканы с углеродной цепью, содержащей 6 и более атомов углерода в главной цепи, при дегидрировании образуют устойчивые шестиатомные циклы, т. е. циклогексан и его гомологи, которые далее превращаются в ароматические углеводороды.

Гексан при нагревании в присутствии оксида хрома (III) в зависимости от условий может образовать циклогексан и потом бензол:

Гептан при дегидрировании в присутствии катализатора образует метилциклогексан и далее толуол:

2.2. Пиролиз (дегидрирование) метана

При медленном и длительном нагревании до 1500оС метан разлагается до простых веществ:

Если процесс нагревания метана проводить очень быстро (примерно 0,01 с), то происходит межмолекулярное дегидрирование и образуется ацетилен:

Пиролиз метана – промышленный способ получения ацетилена.

2.3. Крекинг

Крекинг – это реакция разложения алкана с длинной углеродной цепью на алканы с более короткой углеродной цепью и алкены.

Крекинг бывает термический и каталитический.

Термический крекинг протекает при сильном нагревании без доступа воздуха.

При этом получается смесь алканов и алкенов с различной длиной углеродной цепи и различной молекулярной массой.

Например, при крекинге н-пентана образуется смесь, в состав которой входят этилен, пропан, метан, бутилен, пропилен, этан и другие углеводороды.

Каталитический крекинг проводят при более низкой температуре в присутствии катализаторов. Процесс сопровождается реакциями изомеризации и дегидрирования. Катализаторы каталитического крекинга – цеолиты (алюмосиликаты кальция, натрия).

3. Реакции окисления алканов

Алканы малополярные соединения, поэтому при обычных условиях они не окисляются даже сильными окислителями (перманганат калия, хромат или дихромат калия и др.).

3.1. Полное окисление – горение

Алканы горят с образованием углекислого газа и воды. Реакция горения алканов сопровождается выделением большого количества теплоты.

CH4 + 2O2  → CO2 + 2H2O + Q

Уравнение сгорания алканов в общем виде:

CnH2n+2 + (3n+1)/2O2 → nCO2 + (n+1)H2O + Q

При горении алканов в недостатке кислорода может образоваться угарный газ СО или сажа С.

Например, горение пропана в недостатке кислорода:

2C3H8 + 7O2 → 6CO + 8H2O

Промышленное значение имеет реакция окисления метана кислородом до простого вещества – углерода:

CH4 + O2 → C + 2H2O

Эта реакция используется для получения сажи.

3.2. Каталитическое окисление

  • Каталитическое окисление бутана – промышленный способ получения уксусной кислоты:

  • При каталитическом окислении метана кислородом возможно образование различных продуктов в зависимости от условий проведения процесса и катализатора. Возможно образование метанола, муравьиного альдегида или муравьиной кислоты:

  • Важное значение в промышленности имеет паровая конверсия метана: окисление метана водяным паром при высокой температуре.

Продукт реакции – так называемый  «синтез-газ».

4. Изомеризация алканов

Под действием катализатора и при нагревании неразветвленные алканы, содержащие не менее четырех атомов углерода в основной цепи, могут превращаться в более разветвленные алканы.

Например, н-бутан под действием катализатора хлорида алюминия и при нагревании превращается в изобутан:

Получение алканов

1. Взаимодействие галогеналканов с металлическим натрием (реакция Вюрца)

Это один из лабораторных способов получения алканов. При этом происходит удвоение углеродного скелета.

Например, хлорметан реагирует с натрием с образованием этана:

Хлорэтан взаимодействует с натрием с образованием бутана:

Реакция больше подходит для получения симметричных алканов.

При проведении синтеза со смесью разных галогеналканов образуется смесь разных алканов.

Например, при взаимодействии хлорметана и хлорэтана с натрием помимо пропана образуются этан и бутан.

2. Электролиз солей карбоновых кислот (электролиз по Кольбе)

Это электролиз водных растворов солей карбоновых кислот.

В общем виде:

2R–COONa + 2H2O H2 + 2NaOH + 2CO2 + R–R

В водном растворе ацетат натрия практически полностью диссоциирует:

CH3COONa  CH3COO + Na+

При этом на катод притягиваются катионы натрия Na+ и молекулы воды H2O.

Разряжаться на катоде будут молекулы воды:

Kатод(-):     2H2O + 2e = H2 + 2OH

 На аноде окисляются ацетат-ионы, а именно, атом углерода карбоксильной группы.

При этом от карбоксильной группы отрывается углекислый газ и остаются метильные радикалы, которые образуют газообразный этан:

Aнод(+):    2CH3COO– – 2e = 2CO2 + CH3–CH3

Суммарное уравнение электролиза водного раствора ацетата натрия:

2CH3COONa + 2H2O = H2 + 2NaOH + 2CO2 + CH3–CH3

3. Декарбоксилирование солей карбоновых кислот (реакция Дюма)

Реакция Дюма — это взаимодействие солей карбоновых кислот с щелочами при сплавлении.

R–COONa + NaOH  R–H + Na2CO3

Декарбоксилирование — это отщепление (элиминирование) молекулы углекислого газа из карбоксильной группы (-COOH) или органической кислоты или карбоксилатной группы (-COOMe)  соли органической кислоты.

При взаимодействии ацетата натрия с гидроксидом натрия при сплавлении образуется метан и карбонат натрия:

4. Гидрирование алкенов, алкинов, циклоалканов, алкадиенов

При гидрировании этилена образуется этан:

При полном гидрировании ацетилена также образуется этан:

При гидрировании циклопропана образуется пропан:

5. Синтез Фишера-Тропша

 Из синтез-газа (смесь угарного газа и водорода) при определенных условиях (катализатор, температура и давление) можно получить различные углеводороды:

nCO + (2n+1)H2 = CnH2n+2 + nH2O

Это промышленный процесс получения алканов.

6. Получение алканов в промышленности

В промышленности алканы получают из нефти, каменного угля, природного и попутного газа. При переработке нефти используют ректификацию, крекинг и другие способы.

Добавить комментарий