Как составить формулы сложных веществ определив значения индексов

lolaltru

lolaltru

Вопрос по химии:

Химия.Валентность
1. Составьте формулы сложных веществ, определив значения индексов Х и У: FexCly, NaxSy, CrxOy, HxNy, AgxOy.

2. Какая из приведенных ниже формул составлена неправильно? Укажите ее. CaO, CaCl2, Ca2S, Ca3N2

3. Oопределите валентность элементов в следующих соединениях: Al2S3, PH3, NaCl, SiH4, V2O5, P2O3

4. Составьте формулу соединения натрия с азотом и рассчитайте массовые доли элементов в нем

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок – бесплатно!

Ответы и объяснения 1

veapavitsep

veapavitsep

1.
III  I             II  I       I   II   III  II    VI II     I  III    I   II
FeCI3 либо FeCI2, Na2S, Cr2O3,  CrO3,  H3N,  Ag2O
2. 
Ca2S 
3.
 III  II    III I      I  I      IV I     V  II     III  II
AI2S3 , PH3,  NaCI ,  SiH4,  V2O5,  P2O3
4.
NaN3
Mr(NaN3) = 23+ 14*3= 65

W(Na) =Ar(Na) /Mr(NaN3) * 100% = 23:65*100= 35,4%
W(N) = 100% – W(Na) = 100% – 35,4%=64,6%

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат – это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Химия.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи –
смело задавайте вопросы!

Химия — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются.

Урок 13. Составление химических уравнений

В уроке 13 «Составление химических уравнений» из курса «Химия для чайников» рассмотрим для чего нужны химические уравнения; научимся уравнивать химические реакции, путем правильной расстановки коэффициентов. Данный урок потребует от вас знания химических основ из прошлых уроков. Обязательно прочитайте об элементном анализе, где подробно рассмотрены эмпирические формулы и анализ химических веществ.

Химическое уравнение

В результате реакции горения метана CH4 в кислороде O2 образуются диоксид углерода CO2 и вода H2O. Эта реакция может быть описана химическим уравнением:

Попробуем извлечь из химического уравнения больше сведений, чем просто указание продуктов и реагентов реакции. Химичекое уравнение (1) является НЕполным и потому не дает никаких сведений о том, сколько молекул O2 расходуется в расчете на 1 молекулу CH4 и сколько молекул CO2 и H 2 O получается в результате. Но если записать перед соответствующими молекулярными формулами численные коэффициенты, которые укажут сколько молекул каждого сорта принимает участие в реакции, то мы получим полное химическое уравнение реакции.

Для того, чтобы завершить составление химического уравнения (1), нужно помнить одно простое правило: в левой и правой частях уравнения должно присутствовать одинаковое число атомов каждого сорта, поскольку в ходе химической реакции не возникает новых атомов и не происходит уничтожение имевшихся. Данное правило основывается на законе сохранения массы, который мы рассмотрели в начале главы.

Уравнивание химических реакций

Уравнивание химических реакций нужно для того, чтобы из простого химического уравнения получить полное. Итак, перейдем к непосредственному уравниванию реакции (1): еще раз взгляните на химическое уравнение, в точности на атомы и молекулы в правой и левой части. Нетрудно заметить, что в реакции участвуют атомы трех сортов: углерод C, водород H и кислород O. Давайте подсчитаем и сравним количество атомов каждого сорта в правой и левой части химического уравнения.

Начнем с углерода. В левой части один атом С входит в состав молекулы CH4, а в правой части один атом С входит в состав CO2. Таким образом в левой и в правой части количество атомов углерода совпадает, поэтому его мы оставляем в покое. Но для наглядности поставим коэффициент 1 перед молекулами с углеродом, хоть это и не обязательно:

Затем переходим к подсчету атомов водорода H. В левой части присутствуют 4 атома H (в количественном смысле H4 = 4H) в составе молекулы CH4, а в правой – всего 2 атома H в составе молекулы H2O, что в два раза меньше чем в левой части химического уравнения (2). Будем уравнивать! Для этого поставим коэффициент 2 перед молекулой H2O. Вот теперь у нас и в реагентах и в продуктах будет по 4 молекулы водорода H:

Обратите свое внимание, что коэффициент 2, который мы записали перед молекулой воды H2O для уравнивания водорода H, увеличивает в 2 раза все атомы, входящие в ее состав, т.е 2H2O означает 4H и 2O. Ладно, с этим вроде бы разобрались, осталось подсчитать и сравнить количество атомов кислорода O в химическом уравнении (3). Сразу бросается в глаза, что в левой части атомов O ровно в 2 раза меньше чем в правой. Теперь-то вы уже и сами умеете уравнивать химические уравнения, поэтому сразу запишу финальный результат:

Как видите, уравнивание химических реакций не такая уж и мудреная штука, и важна здесь не химия, а математика. Уравнение (4) называется полным уравнением химической реакции, потому что в нем соблюдается закон сохранения массы, т.е. число атомов каждого сорта, вступающих в реакцию, точно совпадает с числом атомов данного сорта по завершении реакции. В каждой части этого полного химического уравнения содержится по 1 атому углерода, по 4 атома водорода и по 4 атома кислорода. Однако стоит понимать пару важных моментов: химическая реакция — это сложная последовательность отдельных промежуточных стадий, и потому нельзя к примеру истолковывать уравнение (4) в том смысле, что 1 молекула метана должна одновременно столкнуться с 2 молекулами кислорода. Процессы происходящие при образовании продуктов реакции гораздо сложнее. Второй момент: полное уравнение реакции ничего не говорит нам о ее молекулярном механизме, т.е о последовательности событий, которые происходят на молекулярном уровне при ее протекании.

Коэффициенты в уравнениях химических реакций

Еще один наглядный пример того, как правильно расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций: Тринитротолуол (ТНТ) C7H5N3O6 энергично соединяется с кислородом, образуя H2O, CO2 и N2. Запишем уравнение реакции, которое будем уравнивать:

Проще составлять полное уравнение, исходя из двух молекул ТНТ, так как в левой части содержится нечетное число атомов водорода и азота, а в правой — четное:

  • 2C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2 (6)

Тогда ясно, что 14 атомов углерода, 10 атомов водорода и 6 атомов азота должны превратиться в 14 молекул диоксида углерода, 5 молекул воды и 3 молекулы азота:

Теперь в обеих частях содержится одинаковое число всех атомов, кроме кислорода. Из 33 атомов кислорода, имеющихся в правой части уравнения, 12 поставляются двумя исходными молекулами ТНТ, а остальные 21 должны быть поставлены 10,5 молекулами O2. Таким образом полное химическое уравнение будет иметь вид:

Можно умножить обе части на 2 и избавиться от нецелочисленного коэффициента 10,5:

Но этого можно и не делать, поскольку все коэффициенты уравнения не обязательно должны быть целочисленными. Правильнее даже составить уравнение, исходя из одной молекулы ТНТ:

Полное химическое уравнение (9) несет в себе много информации. Прежде всего оно указывает исходные вещества — реагенты, а также продукты реакции. Кроме того, оно показывает, что в ходе реакции индивидуально сохраняются все атомы каждого сорта. Если умножить обе части уравнения (9) на число Авогадро NA=6,022·10 23 , мы сможем утверждать, что 4 моля ТНТ реагируют с 21 молями O2 с образованием 28 молей CO2, 10 молей H2O и 6 молей N2.

Есть еще одна фишка. При помощи таблицы Менделеева определяем молекулярные массы всех этих веществ:

  • C 7 H 5 N 3 O 6 = 227,13 г/моль
  • O 2 = 31,999 г/моль
  • CO 2 = 44,010 г/моль
  • H 2 O = 18,015 г/моль
  • N 2 = 28,013 г/моль

Теперь уравнение 9 укажет еще, что 4·227,13 г = 908,52 г ТНТ требуют для осуществления полной реакции 21·31,999 г = 671,98 г кислорода и в результате образуется 28·44,010 г = 1232,3 г CO2, 10·18,015 г = 180,15 г H2O и 6·28,013 г = 168,08 г N2. Проверим, выполняется ли в этой реакции закон сохранения массы:

Реагенты Продукты
908,52 г ТНТ 1232,3 г CO 2
671,98 г CO 2 180,15 г H 2 O
168,08 г N 2
Итого 1580,5 г 1580,5 г

Но необязательно в химической реакции должны участвовать индивидуальные молекулы. Например, реакция известняка CaCO 3 и соляной кислоты HCl, с образованием водного раствора хлорида кальция CaCl 2 и диоксида углерода CO 2 :

Химическое уравнение (11) описывает реакцию карбоната кальция CaCO3 (известняка) и хлористоводородной кислоты HCl с образованием водного раствора хлорида кальция CaCl2 и диоксида углерода CO2. Это уравнение полное, так как число атомов каждого сорта в его левой и правой частях одинаково.

Смысл этого уравнения на макроскопическом (молярном) уровне таков: 1 моль или 100,09 г CaCO3 требует для осуществления полной реакции 2 моля или 72,92 г HCl, в результате чего получается по 1 молю CaCl2 (110,99 г/моль), CO2 (44,01 г/моль) и H2O (18,02 г/моль). По этим численным данным нетрудно убедиться, что в данной реакции выполняется закон сохранения массы.

Интерпретация уравнения (11) на микроскопическом (молекулярном) уровне не столь очевидна, поскольку карбонат кальция представляет собой соль, а не молекулярное соединение, а потому нельзя понимать химическое уравнение (11) в том смысле, что 1 молекула карбоната кальция CaCO3 реагирует с 2 молекулами HCl. Тем более молекула HCl в растворе вообще диссоциирует (распадается) на ионы H + и Cl — . Таким образом более правильным описанием того, что происходит в этой реакции на молекулярном уровне, дает уравнение:

Здесь в скобках сокращенно указано физическое состояние каждого сорта частиц (тв. — твердое, водн. — гидратированный ион в водном растворе, г. — газ, ж. — жидкость).

Уравнение (12) показывает, что твердый CaCO3 реагирует с двумя гидратированными ионами H + , образуя при этом положительный ион Ca 2+ , CO2 и H2O. Уравнение (12) как и другие полные химические уравнения не дает представления о молекулярном механизме реакции и менее удобно для подсчета количества веществ, однако, оно дает лучшее описание происходящего на микроскопическом уровне.

Закрепите полученные знания о составлении химических уравнений, самостоятельно разобрав пример с решением:

Надеюсь из урока 13 «Составление химических уравнений» вы узнали для себя что-то новое. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

Коэффициенты и индексы в химических уравнениях

По коэффициенту можно узнать, сколько всего молекул или атомов принимают участие в реакции. Индекс показывает, сколько атомов входит в молекулу. Уравнением реакции называется запись химического процесса с помощью химических формул и математических знаков.

В такой науке, как химия, такая запись называется схемой реакции. Если возникает знак «=», то называется «уравнение». Давайте расставлять коэффициенты. В Са одна частица, так как коэффициент не стоит. Индекс здесь тоже не написан, значит, единица. Справа уравнения Са тоже один. По Са нам не надо работать. Смотрим следующий элемент. Это кислород.

Индекс говорит о том, что здесь две частицы кислорода, а справа без индексов. То есть слева 2 молекулы, а с правой одна молекула. Что делаем? Никаких дополнительных индексов или исправлений в химическую формулу вносить нельзя, так как она написана правильно.

Коэффициенты

Коэффициенты – это то, что написано перед молекулами. Они уже имеют право меняться. Для удобства саму формулу не переписываем. Справа 1 умножаем на 2, чтобы получить и там 2 частицы кислорода.

После того как мы поставили коэффициент, получилось две частицы кальция. Слева же только одна. Значит, теперь перед кальцием мы должны поставить 2.

Теперь проверяем итог. Если количество молекул элементов равно с обеих сторон, то можем поставить знак «равно».

Следующий пример.

2 водорода слева, и после стрелочки у нас тоже 2 водорода. Смотрим дальше. Два кислорода до стрелочки, а после стрелочки индексов нет, значит, 1 атом. Слева больше, а справа меньше. Выходим из положения и ставим коэффициент 2 перед водой.

Умножили всю формулу на 2, и теперь у нас изменилось количество водорода. Умножаем индекс на коэффициент, и получается 4. А с левой стороны осталось две частицы водорода. Вот чтобы получить 4, мы должны водород умножить на 2.

Проверяем. Если везде одинаково, то ставим «равно».

Последний пример в элементарных реакциях.

Вот как раз случай, когда элемент в одной и в другой формуле с одной стороны до стрелочки. 1 атом серы слева и один – справа. Два атома кислорода да еще плюс два кислорода.

  • с левой стороны 4 кислорода;
  • с правой же стороны находится 3 кислорода;

То есть с одной стороны получается четное число атомов, а с другой – нечетное. Если же мы умножим нечетное в два раза, то получим четное число. Доводим сначала до четного значения. То есть сначала умножаем на 2 всю формулу после стрелочки. После умножения получаем 6 атомов кислорода, да еще и два атома серы. С левой же стороны имеем 1 атом серы. Уравниваем теперь серу. Ставим с левой стороны уравнения перед серой 2.

Реакция нейтрализации

Второй пример более сложный, так как здесь больше элементов вещества.

Эта реакция называется реакцией нейтрализации. Что здесь надо уравнивать в первую очередь?

  • с левой стороны 1 атом натрия;
  • с правой же стороны индекс говорит о том, что здесь два атома натрия;

Напрашивается вывод, что надо умножить всю формулу на два.

Теперь дальше смотрим, сколько есть серы. С левой и правой стороны по 1 атому серы. Дальше смотрим на кислород. С левой стороны мы имеем 6 атомов кислорода. С другой стороны – 5. Меньше справа, больше слева. Нечетное количество надо довести до четного значения. Для этого формулу воды умножаем на 2, то есть из одного атома кислорода делаем два.

Теперь с правой стороны уже 6 атомов кислорода. С левой стороны тоже 6. Кислород уравнен. Проверяем водород. Два водорода и еще два водорода будет 4 водорода с левой стороны. Смотрим с другой стороны. Здесь также 4 водорода. Все элементы уравнены. Ставим знак «равно».

Следующий пример:

Он интересен тем, что появились скобки. Скобки говорят о том, что если множитель стоит за скобкой, то каждый элемент, стоящий в скобках, умножается на этот множитель. Здесь надо начать с азота, так как его меньше, чем кислорода и водорода. Слева азот 1, а справа, с учетом скобок, его два.

Справа же 2 атома водорода, а нужно 4. Мы просто выходим из положения и умножаем воду на 2, в результате чего получили 4 водорода. Отлично, водород уравняли. Если все элементы не уравнены, нельзя сказать что-то однозначно. Остался не уравненным кислород. До реакции присутствует 8 атомов кислорода, после – тоже 8.

Отлично, все элементы уравнены, можем ставить «равно».

Смотрим барий. Барий уравнен, его трогать не нужно. До реакции присутствуют два хлора, после – всего 1. Что же нужно сделать? Поставить 2 перед хлором после реакции.

Теперь за счет коэффициента, который только что поставили, после реакции два натрия, до реакции его тоже 2. Отлично, все остальное уравнено.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как правильно расставлять коэффициенты в химических уравнениях.

Как расставлять индексы в химических уравнениях

Ключевые слова конспекта: химическая формула, индекс, коэффициент, качественный и количественный состав, формульная единица.

Химическая формула — это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.

Цифру, стоящую в формуле справа внизу у знака элемента, называют индексом. Индекс обозначает число атомов элемента, входящих в состав данного вещества.

Если требуется обозначить не одну, а несколько молекул (или отдельных атомов), то перед химической формулой (или знаком) ставят соответствующую цифру, которую называют коэффициентом. Например, три молекулы воды обозначаются 2О, пять атомов железа — 5Fe. Индекс 1 в химических формулах и коэффициент 1 перед химическими символами и формулами не пишут.

Представленные на рисунке формулы читаются так: три-купрум-хлор-два, пять-алюминий-два-о-три, три-феррум-хлор-три .

Запись 2О (пять-аш-два-о) следует понимать так: пять молекул воды образованы десятью атомами водорода и пятью атомами кислорода.

ЗАДАНИЕ. Обозначить, используя символы химических элементов
а) три молекулы азота
б) семь молекул сульфида железа
в) четыре атома серы
г) два атома кальция
д) семь молекул воды
е) четыре молекулы кислорода
ж) две молекулы сернистой кислотыОТВЕТ:
а) три молекулы азота — 3N2
б) семь молекул сульфида железа — 7FeS
в) четыре атома серы — S4
г) два атома кальция — Ca2
д) семь молекул воды — 7H2O
е) четыре молекулы кислорода — 4O2
ж) две молекулы сернистой кислоты — 2H2SO3Объяснение: коэффициенты показывают количество молекул, индексы — количество атомов. Формулы молекул простых веществ нужно запомнить. Одноатомные молекулы образуют инертные газы гелий He, неон Ne, аргон Ar и другие. Из двухатомных молекул состоят водород H2, кислород O2, азот N2, галогены F2, Cl2, Br2, I2. Три атома — в молекулах озона O3, четыре — в молекулах белого фосфора P4.

По химической формуле мы можем дать веществу название, определить его качественный и количественный состав, а также подсчитать его относительную молекулярную массу.Химическая формула показывает, из атомов каких элементов состоит вещество (то есть качественный состав вещества); и каково соотношение атомов этих элементов (то есть количественный состав вещества).

Формульная единица

Химические формулы веществ, имеющих немолекулярное строение, например FeS, не описывают состав молекулы; а только показывают соотношение элементов, образующих данное вещество.

Так, кристаллическая решётка поваренной соли — хлорида натрия состоит не из молекул, а из ионов. На каждый положительно заряженный ион натрия в ней приходится один отрицательно заряженный ион хлора. Получается, что отношение индексов в записи NaCl совпадает с отношением; в котором химические элементы соединяются между собой, образуя вещество. По отношению к веществам, имеющим немолекулярное строение, такую запись правильнее называть не формула, а формульная единица.

В таком случае величина Мr должна называться не относительной молекулярной массой, а относительной формульной массой. Тем не менее по традиции выражение «относительная молекулярная масса» используют и по отношению к веществам немолекулярного строения.

Конспект урока «Химическая формула. Индекс и коэффициент. Формульная единица«.

[spoiler title=”источники:”]

http://liveposts.ru/articles/education-articles/himiya/koeffitsienty-i-indeksy-v-himicheskih-uravneniyah

[/spoiler]

Алгоритмы составления химических формул

Составление
химических формул для соединений двух
химических элементов в тех случаях,
когда для каждого элемента существует
только одна стехиометрическая валентность.

Алгоритм
действия

Составление
химической формулы оксида алюминия

Установление
(по названию соединения) химических
символов элементов

Аl

О

Определение
валентности атомов элементов

АIII

ОII

Вычисление
наименьшего общего кратного

6

Определение
дополнительных множителей

2

3

Указание числового
отношения атомов в соединении

2
: 3

Указание
стехиометрических индексов

Аl2

О3

Составление
формулы

Аl2О3

Составление
химических формул для соединений,
которые существуют в водном растворе
в виде ионов.

Алгоритм
действия

Составление
химической формулы сульфата алюминия

Установление
(по названию соединения) химических
формул ионов

Аl3+

42–

Определение
числа зарядов ионов

3

2

Вычисление
наименьшего общего кратного

6

Определение
дополнительных множителей

2

3

Указание числового
отношения ионов

2
: 3

Указание
стехиометрических индексов

Аl2

(SО4)3

Составление
формулы

Аl2(SО4)3

Написание химических формул

Для
указания в химических формулах
стехиометрических индексов и зарядов
ионов существуют следующие правила.

1. Если
стехиометрический индекс относится к
группе атомов, обозначающие эту группу
химические символы ставятся в скобки:

С3Н5(ОН)3
– в молекуле глицерина содержатся 3
гидроксигруппы;

Ca(NО3)2
– в формульной единице нитрата кальция
содержатся ионы кальция и нитрат-ионы
в соотношении 1 : 2.

2.
Данные о заряде сложного многоатомного
иона в химической формуле относятся ко
всему иону:

42–
– сульфат-ион – имеет двухкратный
отрицательный заряд;

4+
– ион аммония – имеет одинарный
положительный заряд.

3.
Химическая формула комплексного иона
ставится в квадратные скобки, за которыми
указывается его заряд; она состоит из:

– химического
символа центрального атома;

– химической
формулы лиганда в круглых скобках;

– нижнего
индекса, указывающего число лигандов.

[Fe(CN)6]4–
– гексацианоферрат(II)-ион; в имеющем
четыре отрицательных заряда ионе шесть
лигандов СN
(цианид-ион) связаны с центральным атомом
II
(катион железа Fe2+).

[Cu(NH3)4]2+

ион тетраамминмеди (II); в имеющем два
положи-тельных заряда ионе четыре
лиганда NH3
(молекула аммиака) связаны с центральным
атомом меди (ион Сu2+).

4.
Химическая формула воды в гидратах и
кристаллогидратах отделяется точкой
от химической формулы основного
вещества.

CuSO4
· 5H2O
– пентагидрат сульфата меди (II)
(медный купорос).

Классификация неорганических веществ и их свойства

Все
неорганические вещества делятся на
простые и слож­ные.

Простые
вещества подразделяются на металлы,
неме­таллы и инертные газы.

Важнейшими
классами сложных неорганических ве­ществ
являются: оксиды,
основания, кислоты, амфотерные гидрооксиды,
соли.

Оксиды

это соединения двух элементов, один из
ко­торых кислород. Общая формула
оксидов:

ЭmOn

где
m

число
атомов элемента Э;

n
– число атомов кисло­рода.

Примеры
оксидов: К2О,
CaO,
SO2,
P2O5

Основания
– это сложные вещества, молекулы которых
состоят из атома металла и одной или
нескольких гидроксидных групп – ОН.
Общая формула оснований:

Me(ОН)y

где у
число
гидроксидных групп, равное валентности
металла (Me).

Примеры
оснований: NaOH,
Ca(OH)2,
Со(ОН)3

Кислоты

это сложные вещества, содержащие атомы
водорода, которые могут замещаться
атомами металла.

Общая
формула кислот

НхАсу

где
Ас – кислотный остаток (от англ., acid
кислота);

х
число
атомов водорода, равное валентности
кислотного ос­татка.

Примеры
кислот: НС1, HNO3,
H2SO4,
H3PO4

Амфотерные
гидроксиды

– это сложные вещества, ко­торые имеют
свойства кислот и свойства оснований.
По­этому формулы амфотерных гидроксидов
можно записы­вать в форме оснований
и в форме кислот. Примеры амфотерных
гидроксидов:

Zn(OH)2

= H2ZnO2

Al(OH)3
= H3AlO3

форма
форма

оснований
кислот

Соли
– это сложные вещества, которые являются
про­дуктами замещения атомов водорода
в молекулах кислот атомами металла или
продуктами замещения гидроксидных
групп в молекулах оснований кислотными
остатками. На­пример:

НСl
кислота

NаСl
соль

Са(ОН)2
основание

Са(NО3)2
соль

Состав
нормальных солей выражается общей
формулой:

Мех
(Ас)

у

где х
число
атомов металла; у

число кислотных остат­ков.

Примеры
солей: K3PO4;
Mg
SO4;
Al2(SO)3;
FeCl3.

Оксиды

Название
оксида

=

“Оксид”

+

Название
элемента


род, пад.)

+

Валентность
элемента (римскими цифрами)

Например:
СО – оксид углерода (II)
– (читается: “ок­сид углерода два”);
СО2
– оксид углерода (IV);
Fe2O3
– оксид железа (III).

Если
элемент имеет постоянную валентность,
ее в назва­нии оксида не указывают.
Например: Nа2О
– оксид на­трия; Аl2О3
– оксид алюминия.

Классификация

Все
оксиды делятся на солеобразующие и
несолеобразующие (или индифферентные).

Несолеобразующие
(индифферентные) оксиды

— это ок­сиды, которые не образуют
солей при взаимодействии с кислотами
и основаниями. Их немного. Запомните
четыре несолеобразующих оксида: СО,
SiO,
N2O,
NO.

Солеобразующие
оксиды

— это оксиды, которые образу­ют соли
при взаимодействии с кислотами или
основания­ми. Например:

Na2O
+ 2НС1 = 2NaCl
+ Н 2О

оксид
кислота соль

SO3

+

2NaOH

=

Na2SO4

+

Н2О

оксид

основание

соль

Многие
солеобразующие оксиды взаимодействуют
с водой. Продукты взаимодействия оксидов
с водой называ­ются гидратами оксидов
(или гидроксидами). Например:

Na2O

=

H2O

+

2NaOH

оксид

гидроксид

Некоторые
оксиды с водой не взаимодействуют, но
им соответствуют гидроксиды, которые
можно получить кос­венным (непрямым)
путем. В зависимости от характера
соответствующих гидроксидов все
солеобразующие оксиды делятся на три
типа: ос­новные, кислотные, амфотерные.

Основные
оксиды

— это оксиды, гидраты которых явля­ются
основаниями. Например:

Основные
оксиды

Основания

Все
основные оксиды являются оксидами
металлов.

Кислотные
оксиды

— это оксиды, гидраты которых яв­ляются
кислотами. Например:

Кислотные
оксиды

Кислоты

Большинство
кислотных оксидов являются оксидами
не­металлов. Кислотными оксидами
являются также оксиды некоторых металлов
с высокой валентностью. Например:
,

Амфотерные
оксиды

— это оксиды, которым соответству­ют
амфотерные гидроксиды.

Все
амфотерные оксиды являются оксидами
металлов.

Следовательно,
неметаллы
образуют только кислотные
оксиды
;
металлы
образуют
все основные,
все амфотерные
и некоторые кислотные
оксиды.

Все
оксиды одновалентных
металлов
(Na2O,
K2O,
Cu2O
и др.) являются основными. Большинство
оксидов двухва­лентных
металлов
(CaO,
BaO,
FeO
и др.) также являются основными. Исключения:
BeO,
ZnO,
PbO,
SnO,
которые являются амфотерными. Большинство
оксидов трех-
и
че­тырехвалентных
металлов
являются
амфотерными:
,,,,и др. Оксиды металлов свалентностью
V,
VI,
VII
.являются
кислотными:
,,и
др.

Металлы
с переменной валентностью могут
образовы­вать оксиды всех трех типов.

Например:
СrО – основный оксид, Сr2О3
– амфотерный оксид, СrО3
– кислотный оксид.

Графические
формулы

В
молекуле оксида атом металла непосредственно
соединяется с атомами кислорода.

Соседние файлы в папке Химия(лабы+теория)

  • #
  • #
  • #

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55

Сайт репетитора Богуновой В.Г.

Репетитор Богунова В.Г. ВК

Ютуб-канал репетитора Богуновой В.Г.

Полный каталог статей – на авторском сайте в разделе “Статьи репетитора Богуновой В.Г.”

Химия - с нуля! 1-й шаг. Учимся составлять, называть и понимать формулы веществ

Знаете, в чем ошибка большинства преподавателей химии и репетиторов? Желая продемонстрировать степень собственного образования и никчемность знаний абитуриента, они, практически с первых занятий, начинают решать трудные задачи “уровня Белавина” и задания олимпиад. Кстати, профильные лицеи при ведущих медицинских ВУЗах – не исключение (у каждого ученика есть репетиторы). Как результат, у ребенка формируется страх перед сложным и объемным учебным материалом, который необходимо освоить. Нервная система включает защитный механизм – блокирование негативно воспринимаемой информации. И все … у абитуриента развивается стойкое отвращение к предмету! Теперь, чтобы инициировать ребенка на изучение химии, необходим опытный Преподаватель и много-много времени для работы. И нет никакой гарантии, что ученик раскроется и позволит Учителю выстроить у себя в голове стройную систему предмета. Поэтому, в преподавании, как и во врачевании, важны принципы: “Не навреди!”, “Пироги должен печь пирожник, а не сапожник”! Это я к тому, что репетиторов в последнее время развелось, как тараканов, очень много, а преподавателей среди них – днем с огнем не найдешь!

Не будем спотыкаться о чужие ошибки (своих не допустить бы, тьфу-тьфу), начнем изучение химии с нуля и сделаем первый шаг – составление, название и понимание формул веществ.

Конспект репетитора

Химическая формула – это запись состава вещества с помощью символов элементов и подстрочных индексов.

Индекс (подстрочный) обозначает число атомов данного элемента в молекуле вещества.

Коэффициент – число, стоящее перед химической формулой, обозначает число молекул вещества.

Например, запись 7H2SO4 означает: семь молекул серной кислоты, каждая из которых состоит из двух атомов водорода, одного атома серы и четырех атомов кислорода.

Познакомимся с алгоритмом составления формул веществ на примере бинарных соединений.

Бинарные соединения – вещества, образованные двумя химическими элементами (H2O, Al2S3, PCl5, NH3 и др.). Поучимся составлять формулы бинарных соединений по конкретному заданию.

Задание

Написать одну из формул и назвать соединение, молекула которого содержит атомы серы и фосфора

Алгоритм составления формул:

1. Выписать символы химических элементов в порядке увеличения их электроотрицательности.

Электроотрицательность (ЭО на схеме) – способность атома притягивать к себе электроны (и свои, и чужие).

Химия - с нуля! 1-й шаг. Учимся составлять, называть и понимать формулы веществ

2. Определить валентность элементов

Валентность – способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей.

Высшая валентность (в) равна номеру группы. У первого элемента, стоящего левее, валентность либо определена, либо высшая. В нашем случае валентность фосфора не озвучена, поэтому берем высшую.

Низшая валентность (н) равна “восемь минус номер группы” (определяется только для элементов IVA-VIIA групп). У второго элемента, стоящего правее, валентность всегда низшая. В нашем случае сера – элемент VIA-группы, ее низшая валентность равна 8-6=2.

Запомнить: у кислорода валентность всегда 2, у фтора – всегда 1!

3. Определить число атомов каждого элемента (нижние индексы).

Для этого находим наименьшее общее кратное значений валентностей и делим его на каждое из них.

Для справки

Наименьшее общее кратное двух целых чисел m и n есть наименьшее натуральное число, которое делится на m и n без остатка. 

Химия - с нуля! 1-й шаг. Учимся составлять, называть и понимать формулы веществ

4. Назвать вещество

Название бинарного соединения состоит из двух слов.

Первое слово – название второго элемента, стоящего правее (с низшей валентностью) с добавлением суффикса -ИД. В нашем случае – сульфид. Таким образом, суффикс -ИД указывает на то, что этот элемент имеет низшую валентность “восемь минус номер группы”.

Второе слово – название первого элемента, стоящего левее (с более низкой электроотрицательностью) – в родительном падеже. В нашем случае – фосфора (кого? чего?).

Если первый элемент может иметь несколько значений валентности, то в конце названия указывается конкретное значение валентности в скобках римскими цифрами. В нашем случае фосфор может иметь валентности 3 и 5, поэтому название вещества – сульфид фосфора (V).

Репетитор Богунова В.Г. с учениками
Репетитор Богунова В.Г. с учениками

Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.

На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!

Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора

Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.

Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.

Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Добавить комментарий