Как составить фотографию урока

Анализ урока, Фотография урока

Анализ
урока
:

  1. Дидактический. Оценка
    урока с обще-дидактический позиций.
    Цели, средства, методы.

  2. Методический. Как учитель
    владеет методикой преподавания.

  3. Организационный.

  4. Эмоционально-психологический.

  5. Воспитательно-развивающий.

Каждый урок имеет
несколько аспектов для анализа:

  1. дидактический: актуализация
    знаний и способов деятельности,
    формирование новых знаний, применение
    полученных знаний и умений. Каждый из
    элементов может быть проанализирован
    с точки зрения постановки целей,
    применения принципов обучения, методов
    и т.д.

  2. методический: учет
    специфики предмета, построение урока
    методически выверенного

  3. психологический:
    эмоциональный климат на уроке, умение
    заинтересовать детей, создать
    психологический комфорт

  4. гигиенический (связан
    с сохранением урока ученика): требования
    к освещенности класса, чистоте воздуха,
    сменяемости поз при работе, длительность
    того или иного вида деятельности, (за
    урок должно быть сменено не менее 4
    типов деятельности, использовано
    несколько различных методов и т.д.)

Анализ
урока может быть произведен на
основании записей урока –фотографии
урока
:

Время от
начала урока

Доска

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Комментарии

Этапы подготовки к уроку

  1. Определение, какое место
    урок занимает, к которому готовимся,
    среди уроков по теме.

  2. Какова цель урока (для
    урока характерна триединая дидактическая
    цель)

  3. Тип урока (изучение,
    повторение, опрос и т.д.)

  4. Вид урока (лекция, рассказ
    и т.д.), учитывая возраст детей и их
    подготовленность

  5. Какой комплект учебников
    в школе

  6. Подбор литературы (ни
    в коем случае нельзя готовиться по
    учебнику)

  7. Написание конспекта
    (конспект урока – последовательное
    изложение действий на уроке, конва –
    стандартная структура урока), писать
    все, что вы будете говорить, обязательно
    ставить время, при этом он должен
    содержать материала больше, чем его
    может потребоваться на урок

  8. Организационный момент.
    Должна быть тетрадь с дубликатом
    журнала, где можно дополнительные
    оценки ставить, отметки по работе на
    уроке.

  9. Ориентируясь по списку,
    намечаем, кого будем спрашивать на
    уроке.

  10. В конспекте выделяете
    отдельно то, что будет вынесено на доску
    (конспект доски)

  11. Домашнее задание надо
    задавать не последние минуты, нужно
    проговаривать задание.

Система уроков по теме

Система
уроков по теме: в учебной программе
каждая тема раскрывается, как правило,
не на одном, а на нескольких уроках,
которые в целом, полностью раскрывают
тему. Эти уроки в логической
последовательности и составляют систему
уроков по теме. При подготовке к уроку
учитель всегда должен понимать, какое
место в системе уроков по теме занимает
данный урок: начало темы, закрепление,
итоговый и т.д.

Контроль в обучении (виды, функции и пр.)

Сущность,
функции, виды и содержание контроля
обучения

Контроль,
или проверка результатов обучения,
является обязательным компонентом
процесса обучения. Он имеет место на
всех стадиях процесса обучения, но
особое значение приобретает после
изучения какого-либо раздела программы
или завершения ступени обучения. Суть
проверки результатов обучения состоит
в выявлении уровня усвоения знаний
учащимися, который должен соответствовать
образовательному стандарту по данной
программе, предмету. Однако дидактические
понятия проверки знаний или контроля
результатов обучения имеют значительно
больший объем в современной педагогике.
Контроль, проверка результатов обучения
трактуется дидактикой как педагогическая
диагностика, с которой связана проблема
измерений в педагогике.

Педагогическая
диагностика, по мнению ученых, столь же
стара, как педагогическая деятельность,
и понимается как процесс, в ходе которого
производятся измерение уровня усвоения
знаний, обученности учащихся, а также
и некоторых сторон развития и воспитанности,
обработка и анализ полученных данных,
обобщение и выводы о корректировке
процесса обучения и о продвижении
учащихся на следующие ступени обучения,
выводы об эффективности работы учителей
и всего образовательного учреждения.

В
отечественной педагогике тоже имеются
обсуждаемые понятия. Контроль обучения
помимается, с одной стороны, как
административно-формальная

процедура
проверки работы учителя и школы, как
функция управления, результаты которой
и служат для принятия управленческих
решений. С другой стороны, контроль
обучения имеет уже указанное значение
проверки и оценки знаний учащихся
учителем, – это часть процесса обучения,
состоящая в установлении уровня
обученности школьника по предмету за
определенный период. Термин педагогическая
диагностика в отечественной науке имеет
ограниченное употребление и применяется
скорее к области воспитания, где
обозначает измерение и анализ уровня
воспитанности, что сближает его с
психодиагностикой.

Применительно
к процессу обучения целесообразно
использовать термин педагогическая
диагностика в указанном выше значении
(выявление и измерение результатов
обучения) или пользоваться традиционными
в отечественной дидактике терминами:
контроль, проверка, оценка и учет знаний.
Контроль обучения как часть дидактического
процесса и дидактическая процедура
ставит проблемы о функциях проверки и
ее содержании, видах, методах и формах
контроля, об измерениях и, значит, о
критериях качества знаний, измерительных
шкалах и средствах измерения (“приборах”),
об успешности обучения и неуспеваемости
учащихся. Итак, по порядку обо всем
отмеченном.

Будучи
составной частью процесса обучения,
контроль имеет образовательную,
воспитательную и развивающую функции;
поскольку проверочные задания аналогичны
обучающим, постольку сохраняются и
функции обучения. Но главная функция
контроля, конечно, диагностическая. Она
конкретизируется в ряде задач в
зависимости от вида контроля. Дидактика
знает такие виды контроля: текущий,
периодический, итоговый. Текущий контроль
-это систематическая проверка усвоения
знаний, умений и навыков на каждом уроке,
это оценка результатов обучения на
уроке. Как составная часть обучения,
текущий контроль оперативен, гибок,
разнообразен по методам и формам,
средствам. Он органически связан с
другими элементами урока (изучением
нового, повторением старого, тренировкой
и пр.).

Периодический
контроль осуществляется после крупных
разделов прораммы, периода обучения. В
нем учитываются и данные периодического
контроля. Он выражается в проведении
контрольных работ по крупным блокам
программы, зачетов по разделам дисциплины.
Итоговый контроль проводится накануне
перевода в следующий класс или ступень
обучения. Его задача – зафиксировать
минимум подготовки, который обеспечивает
дальнейшее обучение. В целом, как следует
из сказанного, функция контроля состоит
в установлении уровня усвоения знаний
на всех этапах обучения, в измерении
эффективности учебного процесса и
успеваемости. Это следует конкретизировать,
в частности, в следующих задачах:
определение пробелов в обучении,
коррекция процесса обучения, планирование
последующего обучения, рекомендации
по предупреждению неуспеваемости.

Большую
важность для науки представляет
содержание контроля, что именно
проверяется в обучении. В отечественной
педагогике принято считать, что проверке
подлежат знания, умения и навыки учащихся.
Они описываются как на общедидактическом,
на предметном уровне (см. ниже), так и на
уровне предмета, обычно в виде материалов
к программе по предмету. В западной
педагогике проверяемые результаты
обучения описываются как когнитивные,
социальные и эмоциональные цели обучения.
К этому направлены усилия современной
отечественной дидактики. Одна из ее
проблем состоит в том, чтобы цели
обучения, они же результаты, подлежащие
проверке, формулировать в терминах
поведения, наблюдаемых действиях
учащихся. В этом случае, считает дидактика,
может быть зафиксировано их наличие,
проявление в том или ином виде. Они могут
быть измерены, то есть может быть
установлен уровень сформированности
знаний.

С
50 годов текущего столетия идет разработка
таксономии целей обучения (Б.Блюм) именно
на основе такого подхода: диагностично
поставленные цели позволяют объективное
обнаружение и оценивание степени их
достижения. В когнитивной области Б.Блюм
предложил такие ступени целей обучения:
ученик знает, понимает, применяет,
анализирует, обобщает и оценивает. Эти
действия ученика и подлежат проверке.
На языке отечественной дидактики это
означает, что проверяется запоминание
и воспроизведение учебного материала,
умение выполнять различные действия с
ним: говорить на иностранном языке,
писать сочинение, решать задачи, делать
лабораторную работу и пр.

В
последние годы отечественная наука
пытается также описать результаты
обучения, то есть содержание контроля,
в терминах поведения – действий учащихся,
свидетельствующих о наличии знаний,
умений и навыков. На общедидактическом
надпредметном уровне показатели
сформированности знаний выглядят
примерно так. Ученик владеет научными
понятиями: узнает понятие, дает его
научное определение, раскрывает его
объем и содержание. Ученик владеет
фактами: описывает их, устанавливает
их взаимосвязь. Ученик владеет теорией:
раскрывает содержание теорий, формулирует
законы, принципы, правила, знает и
использует научные методы и так далее.

Кроме
знаний, содержанием проверки школьных
достижений является социальное и
общепсихологическое развитие учеников.
Поскольку школа не только формирует
знания, но воспитывает и развивает,
постольку требуется проверка школьных
достижений и в этих направлениях. Имеется
в виде развитие речи, мышления, памяти,
умения использовать знания в стандартной
и новой ситуации, решать проблемы,
выполнять практические работы. Содержанием
школьного контроля является также
сформированность мотивов учения и
деятельности, такие социальные качества,
как чувство ответственности, моральные
нормы и поведение. Однако, во-первых,
эти социальные и психологические
результаты обучения весьма трудно
оперативно обнаружить, тем более
измерить, и, во-вторых, выявление
социальных качеств личности в рамках
проверки результатов обучения
расценивается некоторыми учеными как
посягательство на свободу взглядов,
как вмешательство во внутренний мир
учащегося. Поэтому имеются возражения
против диагностики социальных качеств
учащихся. Тем не менее перед педагогикой
стоит проблема всесторонней проверки
и оценки результатов обучения в
когнитивной, социальной и психологической
областях.

Методы
и формы контроля

Методы
контроля – это способы диагностической
деятельности, обеспечивающие обратную
связь в процессе обучения с целью
получения данных об успешности обучения,
эффективности учебного процесса. Они
должны обеспечивать систематическое,
полное, точное и оперативное получение
информации об учебном процессе. Если
понимать контроль широко, как педагогическую
диагностику, то методы проверки тоже
можно понимать шире, как методы научного
исследования педагогического процесса.
С этой точки зрения можно выделить
методы школьного контроля и методы
научной диагностики (“научного
контроля”). Большинство дидактов
уделяет преимущественное внимание
первым – методам школьного контроля, то
есть способам проверки, которые используют
школьные учителя. При этом в дидактике
сами понятия “метод и форма контроля
знаний”не имеют четкого разграничения.

Современная
дидактика выделяет следующие методы
контроля: методы устного контроля,
методы письменного контроля, методы
практического контроля, дидактические
тесты, наблюдение. Отдельные ученые
выделяют также методы графического
контроля (Щукина Г.И.), методы
программированного и лабораторного
контроля (Бабанский Ю.К.), пользование
книгой, проблемные ситуации (В.Оконь).
Охарактеризуем основные методы и формы
проверки результатов обучения.

Методы
устного контроля – это беседа, рассказ
ученика, объяснение, чтение текста,
географической и технологической карты,
чертежа, схемы, сообщение об опыте и пр.
Основу устного контроля составляет
монологический ответ учащегося (в
итоговом контроле это более полное,
системное изложение) и/или вопросно-ответная
форма – беседа, в которой учитель ставит
вопросы и ожидает ответа учащегося.
Устный контроль как текущий проводится
ежеурочно в индивидуальной, фронтальной
или комбинированной форме. На уроке и
в лексике учителей это называется
опросом. Опытные учителя владеют
разнообразными техниками опроса,
применяют дидактические карточки, игры,
технические средства. В.Шаталов ввел
ответ учащихся на магнитофон с последующим
прослушиванием и оценкой учителя.
Индивидуальный опрос учащихся позволяет
учителю получить более полные и точные
данные об уровне усвоения, однако он
оставляет пассивными на уроке других
учеников, что вынуждает учителя решать
проблему их занятости во время опроса.
Фронтальный опрос занимает всех учащихся
сразу, но дает более поверхностное
представление об усвоении ими знаний.

Зачет
и устный экзамен являются наиболее
активной и обстоятельной проверкой
знаний за определенный период обучения.
Экзамены как способ проверки знаний
вызывают неоднозначную оценку как
педагогов, так и учеников. Отмечаются
два главных недостатка экзамена с
традиционным выбором экзаменационных
билетов учащимися. В “вытягивании”
удачного/неудачного билета есть элемент
случайности (“экзамен – лотерея”).
Сгладить этот недостаток дает возможность
спросить отвечающего, расширив рамки
вопроса. Кроме того в отечественных
школах в настоящее время по желанию
ученика используется экзамен не только
по билетам, но и по реферату, написанному
заранее и защищаемому учеником, а также
свободная беседа по всему курсу. Реферат
рекомендуется, как правило, наиболее
подготовленным учащимся. Однако на
практике часто позволяется “защищать
реферат” всем желающим. Можно думать,
что это не способствует глубокой
проработке всего курса и слишком
облегчает задачу ученику говорить по
заранее приготовленному тексту. Второе
– экзамен является в известной степени
стрессовой ситуацией для экзаменующегося,
часто блокирующей его интеллектуальные
возможности. Это так, однако человек
всю жизнь в процессе своей деятельности
подвергается проверке и оценке, поэтому
и учащиеся должны быть готовы к контролю
и воспринимать ситуацию экзамена как
стандартную, что, кстати, и свойственно
большинству экзаменующихся. Поэтому
экзамен остается эффективной формой
проверки знаний, умений, развития
мышления, сформированности взглядов,
отношений, оценок.

Письменный
контроль (контрольная работа, изложение,
сочинение, диктант, реферат) обеспечивает
глубокую и всесторонюю проверку усвоения,
поскольку требует комплекса знаний и
умений ученика. В письменной работе
ученику нужно показать и теоретические
знания, и умение применять для решения
конкретных задач, проблем. Кроме того,
выявляется владение письменной речью,
умение логично, адекватно проблеме свой
текст и излагать, давать оценку
произведению, эксперименту, проблеме.

Выполнение
практических работ можно считать
эффективным, но мало применяемым способом
проверки результатов обучения. Имеется
в виду прежде всего проведение учеником
лабораторных опытов, создание изделий,
монтаж аппарата и пр. Уже по этому перечню
видно, что метод больше подходит к
профессиональной школе, и он действительно
чаще используется в ней: в техническом,
медицинском, педагогическом образовании.
В педвузе, однако, экзамены с выполнением
практического задания – большая редкость,
очевидно, в силу специфики предмета. В
условиях экзаменационной аудитории
пединститута возможна, вероятно,
ситуационная ролевая игра, имитация,
для чего надо разрабатывать практически
ориентированные контрольные задания
по педагогике.

При
текущем контроле знаний в школе учителем
широко используется наблюдение,
систематическое изучение учащихся в
процессе обучения, обнаружение многих
показателей, проявлений поведения,
говорящих о сформированности знаний,
умений и других результатах обучения.
Учитель практически наблюдает ученика
всегда, во многих ситуациях. Ситуация
текущей и периодической проверки знаний
позволяет учителю получить достаточно
полные данные об ученике: и уровень его
знаний, умений по предмету, и отношение
к учебе, степень его познавательной
активности, сознательности, и умение
мыслить, решать самостоятельно различного
рода задачи. Результаты наблюдения не
фиксируются в официальных документах,
но учитываются учителем для корректировки
обучения, в общей итоговой оценке
учащегося, для своевременного выявления
неуспеваемости.

Дидактические
тесты являются сравнительно новым
методом (средством?) проверки результатов
обучения. Дидактический тест (тест
достижений) – это набор стандартизованных
заданий по определенному материалу,
устанавливающий степень усвоения его
учащимися. Самые первые образцы тестов
появились в конце 19 века. Широкое
распространение они получили в
англоязычных странах с 20 годов нынешнего
столетия.

Преимущество
тестов в их объективности, то есть
независимости проверки и оценки знаний
от учителя. Однако к тесту наука
предъявляет высокие требования,
рассматривая его как измерительный
прибор. С этой точки зрения разработка
тестов – дело специалистов. Необходимо,
чтобы тест отвечал следующим требованиям:
надежность, валидность, объективность.
Надежность теста означает, что он
показывает те же результаты неоднократно,
в сходных условиях. Валидность означает,
что тест обнаруживает и измеряет уровень
усвоения именно тех знаний, которые
хочет измерить разработчик теста. Из
сказанного ясно, что создание такого
прибора требует специальных знаний и
времени. Учителя, разумеется, должны
получать готовые тесты, что и происходит
в США, Англии, Канаде, меньше – в других
странах. Однако некоторые учителя
создают тесты для своих конкретных
целей и классов, они носят название
неформальных тестов.

Как
устроен тест? В школьной практике чаще
всего используют тесты, в которых задание
требует ответа на вопрос. При этом ответ
можно представлять в одних случаях
заполнением промежутка в тексте, в
других случаях нужен выбор одного из
предложенных ответов (обычно 3-5). В
современных тестах преобладают последние
задания. Ответами на вопрос являются
утверждения, которые образуют ядро,
дают правильный ответ и рассеянность.
Правильный ответ является дополнением
ядра, то есть отличного ответа; рассеянность
дает неправильный ответ, составленный
так, что от учащегося требуется хорошо
знать суть дела, чтобы отличить его как
ошибочный от ядра и правильного ответа.

В
дидактике существуют и тесты типа эссе,
свободного высказывания, например,
сочинение по литературе. Однако тесты
со свободными ответами почти не поддаются
стандартизованной процедуре оценки,
есть опасность утратить надежность и
объективность теста.

Тесты
различаются также по видам целей
обучения. Имеются четыре таксономических
категории целей образования и
соответствующие им тесты. Первый тип
тестов проверяет знание фактов, понятий,
законов, теорий – всех сведений, которые
требуется запомнить и воспроизвести.
Здесь требуются репродуктивные ответы.
Второй тип тестов проверяет умение
выполнять мыслительные операции на
основе полученных знаний. В основном
это решение типовых задач. Третий тип
заданий предполагает проверку умения
давать самостоятельную критическую
оценку изученного.

А
четвертая категория целей требует
заданий, проверяющих умения решать
новые конкретные ситуации на основе
полученных сведений.

Имеются
различные методики обработки результатов
тестовых исследований. Наиболее
распространенная состоит в том, что
ученый-разработчик присваивает каждому
ответу определенный “вес”, выраженный
баллом, процентом. Различают также два
подхода к анализу результатов теста. В
одних случаях результаты теста
сравниваются со средним результатом
по какой-либо группе, который принимается
за норму. Это так называемые тесты,
ориентированные на норму. Второй подход
дает тесты, ориентированные на критерий.
Он имеет большее распространение сегодня
и состоит в том, индивидуальные результаты
тестирования сопоставляются с заранее
определенными критериями. Большое
значение в этом случае имеет разработка
критериев, основанная на анализе учебного
материала и определяющая, что собственно
должны знать и уметь учащиеся к концу
изучения такого-то курса.

В
отечественной дидактике тестирование
считалось до недавнего времени вредным,
так как на его основе, полагали ученые,
происходит селекция учащихся и ограничение
возможностей их развития. Это отчасти
верно по отношению к тесту интеллекта
(IQ). Тесты же достижений или тесты школьной
успеваемости проверяют исключительно
знания и поэтому являются эффективным
средством контроля наряду с другими
методами.

Краткое описание документа:

УРОК МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ

Тема УМНОЖЕНИЕ НА 0 и 1.

Цели: Вывести правила умножения на 0 и 1;

Совершенствовать умения сравнивать сложение и умножение, производить замену;

Развивать логическое мышление, смекалку;

Воспитывать самостоятельность и дисциплинированность.

Оборудование:интерактивная доска; карточки; схемы; шкала «волшебных линеечек»; ребусы, правила, математические цепочки, цифры 1 и 0.

Девиз: «Я – знак умножения для облегчения сложения».

ФОТОГРАФИЯ УРОКА.

1.Самоопределение деятельности.

У нас начинается урок математики. Настройтесь на работу. Откройте тетради, запишите число.

Чистописание.

– Определите «лишнее» число.

710, 920, 104, 370, 560.

2.Актуализация знаний.

Работать по карточкам будут 3 человека, на доске 1 чел.

Устный счет.

-200 +300

– 30 345 + 50

– 5 + 4

Задача на внимание. В первой корзине 12 ягод, во второй столько, сколько в первой, а в третьей- столько сколько во второй. Сколько ягод во 2 корзине, а в 3 корзине?

Математическая цепочка.

Врачи утверждают, что если съесть 600г этой ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идёт речь?

65 черника

83 земляника

95 клюква

29 + 41 – 10 + 7 – 2 + 13 + 12 – 7 = ?

Задача. Оля нашла 5 ягод черники, 3 ягоды земляники и 2 волчьи ягоды. Мама выбросила ядовитые ягоды. Сколько съедобных ягод собрала Оля?

-Чтобы сохранить здоровье, надо правильно питаться, употреблять продукты, в которых много витаминов и никогда не пробовать ядовитые продукты.

Проверка работы по карточкам, на доске

3.Постановка учебной задачи.

-Чтобы узнать тему нашего урока, нужно решить слоговую цепочку. Из слов возьмите 1 слоги и сложите – получится слово – тема нашего урока

УМ+НОТА+ЖЕЛЕЗО+НИТОЧКА+ЕЛОВЫЙ.

– Что мы называем умножением?

– Как называются компоненты этого действия?

– Посмотрите к нам пришли гости!

Ребята , а 10 дес.- это сколько?

-А если эти цифры поменяются местами, что получится

01 –это телефон службы МЧС.

– Эти числа 0 и 1 нам сегодня будут помогать.

№372 стр.122

** ** ** ** .. ..

– Какие числовые выражения можно составить?

– Нельзя ли заменить эту сумму?

-Кто напомнит, что обозначает каждый множитель?

4. Физкультминутка.

5.Открытие» детьми нового знания.

– Сегодня мы будем учиться умножать

на 1 и 0.

– Найдём значение произведений. Что будем делать?

-Заменим умножение сложением.

8 х 4 =

7 х 3 =

5 х 1=

6 х 0 =

– Можно ли умножение заменить сложением в двух последних примерах?

выводят правила.

При умножении любого числа на единицу получается то число, которое умножали.

а х 1 = а

При умножении любого числа на нуль получается нуль.

а х 0 = 0

– 6.Первичное закрепление.

Вычислите значения произведений, заменив умножение сложением, придумайте по 2 примера.

7 х 1 9 х 0

13 х 1 20 х 0

46 х 1 100 х 0

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Стр.123, №374

– Какие примеры было решать легче и быстрее? Почему?

8.Включение в систему знаний и повторение.

18 ? 18 27

– Какая схема подходит к условию задачи? Почему?

– Решите задачу. Запишите ответ.

9.Рефлексия деятельности.

– Чему новому мы научились сегодня?

– Кто запомнил правила?

– Кто доволен своей работой на уроке?

-Поставьте себе самооценку.

21 февраля.

Классная работа «Лишнее» число 104,потому что ноль стоит в разряде дес., а в других числах он стоит в разряде ед.

145 645

315 395

340 349

12 ягод во 2-ой корзине, 12 ягод в 3-ий корзине.

Результат в математической цепочке 83, значит надо съесть 600 г земляники.

8 съедобных ягод собрала Оля.

Самопроверка по эталону и выставление самооценки.

Умножение.

Умножение- это сложение одинаковых слагаемых.

Множители, произведение.

(выходят дети с карточками 1 и 0)

Вот – один иль единица Очень тонкая, как спица. Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок?

Цифра вроде буквы О-

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что станет – десять

2 х 4 4+3

2+2+2+2

Нет. Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

1 множитель обозначает, какие слагаемые складывают, а второй – сколько таких слагаемых.

Заменим умножение сложением.

Нет. Потому что возьмем только 1 раз или ни одного.

Дети работают у доски, ставят самооценку.

Легче решать примеры, в которых умножают на нуль и на единицу.

Подходит 1 схема, потому что известно, что целое 27, а 18 – часть целого.

27 – 18 = 9 ( )

II.

1.

2.

Основной этап.

Мотивация учащихся к теме диспута.

Обобщение и закрепление материала по творчеству Ф.Достоевского при помощи вопросов диспута.

Учитель спрашивает основные правила диспута. Затем начинает рассказывать о Ф. Достоевском, его произведениях, его жизненном и творческом пути.

Учитель задала всего один вопрос: «Современен ли сегодня Ф. Достоевский?».

Учитель начала рассказывать, что одна из важных основ жизни человека – христианская вера. Землю населяют множество людей. Все они созданы по образу и подобию Бога. Но вот Ипполит из романа “Идиот” говорит: “Все люди созданы для того, чтобы мучить друг друга”.

Затем она спросила, согласны ли дети с таким мнением?

Учитель снова процитировала высказывание П.П.Лужина: “Возлюби прежде всех одного себя, ибо на свете все на личном интересе основано”. Затем спросила мнение детей.

Учитель дала дефиницию двух слов – «свобода» и «вседозволенность» как способ осуществления своих замыслов. Считают ли дети эти два слова тождественными или они разные?

Учитель спросила, согласны ли дети с мнением, что любое “счастье покупается страданием”?

Учитель задала вопрос не по теме, наступит ли апокалипсис для человечества.

Учитель задает последний вопрос (тот же, который был в самом начале: Современен ли сегодня Ф. Достоевский?).

Дети по одному называют правила диспута. Затем дополняют учителя о сведениях из жизни и творчества Ф. Достоевского.

Дети поделились на четыре группы (по 3 человека в каждой). Каждая группа отвечает по одному разу. Соблюдается очередь отвечающих:

1 группа – интерес необычайно велик, гениален.

2 группа – ставит перед читателем парадоксальные вопросы.

3 группа – вечно живой, с ним спорят, как с живым. Отгадчик будущего.

4 группа – признан душевно больным, а значит, не мог жить реальной жизнью.

Дети стали давать ответы поднятием руки:

– Нет. Люди любят общаться друг с другом, а значит, не могут выражать постоянную ненависть.

– Да, согласны. Родительские ссоры, ссоры между родителями и детьми. Родные люди часто причиняют душевную боль близким.

– Не все, но многие. Например, нестерпимы бывают соседи. А что делают с людьми телефонные разговоры (и отказать нельзя и слушать невозможно).

– Есть люди, которые наслаждаются при виде горя других людей. Чего стоят только анонимные письма. А “лидеры” в школьных коллективах стравливают детей и следят в стороне за происходящим.

Дети по очереди стали отвечать на вопросы. Однако всего лишь несколько человек смогли дать полноценный ответ.

– Не согласны. Существует бескорыстная, безответная любовь.

– Любовь матери к своему ребенку, в идеале, не подходит под это утверждение.

– Взять процесс обучения в школе или в вузе. Учится каждый для себя, хочет получить высшую оценку, независимо от того, какую оценку получит друг, сосед по парте.

Дети стали отвечать на вопрос сначала выкрикивая, затем поднимая руки:

– Это не слова – синонимы. – Абсолютной свободы быть не может. Во всех инстанциях существует контроль.

– Вседозволенность приведет к хаосу, беспорядку, неразберихе, преступлению. Например, Р.Раскольников посчитал, что он Наполеон и ему все дозволено. Сам себе разрешил убить и убил старуху – процентщицу. Навсегда стал несвободен от дум и не стал свободным.

На вопрос ответили несколько человек, остальные лишь дополняли их:

– Необходимо много трудиться, чтобы что-то получить. Например, получить достойную оценку по предмету можно только при условии серьезной подготовки. А это труд не из легких.

– Чтобы наставить на путь истинный Р.Раскольникова, Соне приходится много страдать и физически, и морально. Ведь она едет за ним в Сибирь, берет его крест на себя.

Дети стали активно отвечать на вопрос:

– Добро и зло – равные начала. Нельзя говорить, что победит. И то, и другое случается в жизни.

– Конца света не будет. Уже неоднократно предсказывали.

– Конец света это не значит, что перевернется земля, все умрут. Скорее всего, что речь идет о том, что неправильное поведение человека ведет к проблемам. Может быть, человек заболеет, будут проблемы в его жизни.

Дети задумались на несколько секунд, затем стали неуверенно отвечать.

Дети быстро вспомнили правила проведения урока-диспута; было видно, что форма урока для них не новая, и дети работали с ней не один раз.

Дети быстро поделились на группы. На размышление ем было дано всего несколько минут, однако все 4 группы смогли быстро ответить на вопрос.

Ответы были абсолютно разными, однако все учащиеся были вовлечены в образовательный процесс: те, кто не дал полноценного ответа, помогали отвечающим, дополняли их.

На этот вопрос снова отвечали одни и те же дети. Многие просто отмолчались. Дети приводили примеры из художественной литературы, а также из жизни.

Поскольку у детей не было словарей, каждый из них давал свое собственное определение словам «свобода» и «вседозволенность». Один из учащихся привел пример из произведения, рассматриваемого на уроке.

Снова один из учеников стал приводить пример из произведения.

Многие дети уже просто не слушали преподавателя и одноклассников, т.к. урок был построен только на вопросах.

Учащимся очень понравился вопрос об апокалипсисе, и абсолютно все дети старались деть ответ, даже те, кто просидел весь урок и ни разу не отвечал. Этот вопрос занял больше времени, чем предполагал учитель. На остальные запланированные вопросы времени больше не осталось, и учитель задала их домой.

Ответы учащихся радикально меняются. Все считают его современным. Удивляются, что раньше многое не знали о нем, о произведениях, считали древним, неизучаемым, неинтересным.

Добавить комментарий