Как составить фоторобот человека криминалистика

Тысячи губ, усов, глаз, подбородков — именно столько элементов лица заведено в базу специальной программы, в которой криминалисты составляют фотороботы предполагаемых преступников. Как из всех вариантов выбрать наиболее подходящий и на что обращать внимание, если вы стали жертвой преступления, рассказал сотрудник экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Свердловской области.

Как составляется фоторобот?

Через давящие со всех сторон каменные стены попадаю в кабинет эксперта-криминалиста Надежды Соловьёвой. Здесь тихо, свежо, спокойно — сотрудница ЭКЦ сделала рабочее место уютным, чтобы потерпевшим и свидетелям преступлений было легче собраться с мыслями.

«Кого будем искать, придумали?» — Надежда Евгеньевна спросила и улыбнулась. Сейчас она впервые будет составлять субъективный портрет человека по легенде, а не по реальным событиям». Я вошла в образ, придумала историю и засмеялась от собственной фантазии: «Давайте составим фоторобот известного политика Свердловской области, а наши читатели попробуют угадать, кто это».

Надежда Соловьёва открыла специализированную компьютерную программу, которая помогает криминалистам составить максимально приближенный к реальности субъективный портрет — фоторобот. В ней множество графических изображений бровей, глаз, губ и других элементов, из которых составляется изображение конкретного лица. Этот принцип, кстати, работает с далёких 1950-х годов, когда фоторобот составлялся из фрагментов фотографий.

«Рост у него какой? — Надежда начала работу и сразу завела меня в тупик.— Ниже вас? Выше?» Скажу честно, наводящие вопросы очень помогают восстановить в памяти картинку. Месяц назад я виделась с этим человеком: он стоял напротив меня и точно был выше.

«Потерпевшие и свидетели приходят в разном состоянии, — пояснила криминалист. — Кто-то — в нервозном, а кто-то до сих пор не отошёл от шока. Бывает, люди сидят и тихонечко плачут, а случается, что в истерике бьются. Важно, чтобы эксперт внимательно отнёсся к человеку: спокойно выслушал его, задал правильные вопросы, если нужно — чай предложил и поговорил на отвлечённую тему».

Сколько времени составляется фоторобот?

По словам криминалистов, фоторобот составляется в среднем от 15 минут до 1,5 часа. Время зависит не только от состояния, в котором находится человек, но и от его внимательности. «С большинством приходится просматривать все шаблоны в программе (а их тысячи!). Сложность в том, что по отдельности элементы кажутся похожими, а когда они складываются в единый образ, получается абсолютно другой человек».

Пока Надежда рассказывает о тонкостях работы эксперта-криминалиста, я пытаюсь вспомнить причёску нашего героя и вслух произношу всё, что всплывает в памяти, — это важный момент «творческого» процесса. Поэтому все свои «вот так вжух на правую сторону» сопровождаю жестами и пытаюсь объяснить, что тёмные густые волосы зачёсаны чётко в правую сторону, а слева на голове красуется ровный пробор.

Сложность в том, что по отдельности элементы кажутся похожими, а когда они складываются в единый образ, получается абсолютно другой человек

После этого — выбор глаз, бровей, губ, подбородка, ушей и самого интересного: особых примет. Их вносят в уже готовый фоторобот в другой программе. По сути, на этом этапе криминалисты становятся настоящими художниками в погонах — им приходится рисовать шрамы, родинки, родимые пятна.

Что считается особыми приметами?

Когда в картотеке нет искомого лица, на помощь в ловле преступника приходит именно фоторобот. Чем точнее он будет составлен, тем проще и быстрее следствие раскроет беззаконие и найдёт обидчика. Здесь важны все детали и подробности.

«Ожоги, шрамы, родинки, родимые пятна, отсутствие частей тела, например, руки, хромота, сине-багровый нос — всё  это отличительные особенности. Когда в отношении вас совершается противоправное действие или вы стали свидетелем преступления, эти элементы нужно запоминать в первую очередь. Также стоит обращать внимание на одежду и на степень её потёртости», — советует Надежда Соловьёва.

Особые приметы помогают в ловле преступников.

Особые приметы помогают в ловле преступников. Фото: «АиФ-Урал»

До того как я пришла к криминалисту, думала, что преступники — умные люди, которым и в голову не может прийти мысль нарушать закон в одной и той же одежде. Оказывается, была не права. «Жулики, как правило, не меняют одежду, как мы с вами. У нас был случай, когда мужчина регулярно нападал на бабушек. При составлении фоторобота все потерпевшие и свидетели указали на одну и ту же одежду. По ней преступника и задержали», — рассказывает криминалист.

Что запоминать, если вы стали свидетелем преступления?

Фото из уголовного дела Владимира Винничевского.

Память может подвести. Именно поэтому с пострадавшим сначала составляется фоторобот, и только после этого ему показывают готовые субъективные портреты и фотографии задержанных лиц. Так образ преступника не путается с новыми лицами. При этом специалисты говорят, что особой разницы, с кем составлять фотороботы, будь то мужчина или женщина, нет.

«На мой взгляд, дети и старики составляют фоторобот лучше, чем люди среднего возраста. Но это личное наблюдение. В целом пол и возраст пострадавшего не так сильно влияют на работу с криминалистом, как его эмоциональное состояние. Представляете, с человеком только что произошло что-то ужасное, а мы его наводящими вопросами снова заставляем всё вспоминать. Помню, пришла женщина, в отношении которой совершили тяжкое преступление. Она пыталась вспомнить глаза, нос, рот преступника, а у неё слёзы текли ручьём. В таком случае нужен индивидуальный подход».

Если вы стали свидетелем преступления,набирайте экстренный номер 112. 112.

Если вы стали свидетелем преступления, набирайте экстренный номер 112. Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области/ Валерий Горелых

Так или иначе, нужно стараться запомнить все мелочи, которые помогут узнать человека из толпы, а не просто общие черты — рост, телосложение, жесты. Говорят, что творческим людям в  этом смысле проще — у них хорошо развиты визуальная память и внимательность. В Свердловской области был случай, когда свидетелем преступления стала девушка с художественным образованием. Она составила фоторобот менее чем за 15 минут, а его точность была практически 100%.

Несмотря на то, что я сама представитель творческой профессии, составляла фоторобот известного политика около часа. С сожалением отмечу: не похож. Причёска не та, глаза другие, лицо надо бы поуже… С губами не ошиблась, и то радость. А каково людям, которые в считаные секунды становятся свидетелями правонарушения или того хуже — пострадавшими? Как бы то ни было, составление фоторобота — это реальная помощь следствию, хоть он и не предполагает стопроцентного сходства.

Благодарим за сотрудничество пресс-службу ГУ МВД России по Свердловской области.

Какого политика вам напоминает фоторобот?

Какого уральского политика вам напоминает фоторобот? Фото: «АиФ-Урал»

Присылайте свои варианты на почту a.zayceva@aif.ru. Первый угадавший получит приз от редакции «АиФ-Урал».

Обновлено: 14.05.2023

1) описание внешности по методу словесного портрета должен проводиться по так называемого “нормального” положения головы и состояния внешности, “нормальным” положением головы следует считать положение, тождественно тому, что применяется при познавательного фотографирования;

2) внешность человека в целом и ее элементы подлежат описи обязательно на основе двух позиций: спереди (анфас) и сбоку (в правый профиль) дополнительно могут быть использованы и описания в других положениях, например, при наличии особых примет или при описании повреждений на трупе;

3) для облегчения сравнительного исследования различных описаний элементы внешности человека описывают принципами: “от целого к деталям”, “от общего к частному”, “сверху вниз”.

В начале описания отмечают половую, возрастную и типичную антропологическую хар-ку, потому последовательно хар-ют: а) анатомические данные человека в целом (рост, телосложение) и отдельные анатомические элементы (голова, шея, руки, ноги), б) функциональные элементы (при их наличии) в) особые приметы г) сопутствующие элементы.

В течении описания внешности человека основное внимание обычно уделяют характеристике головы как части тела, имеющей наибольшее количество устойчивых признаков, доступных для наблюдения.

Характеризующие общефизические внешние данные описывают пол (мужской, женский) и возраст (определяют по документам, на вид или путем освидетельствования). Демографические данные охватывают сведения о расе, национальности, народности, этнической группе.

Отдельные (анатомические) элементы внешности описывают по признакам: размеру, форме, контуру, положением (положением), цветом и т.п..

Размеры указывают обычно не абсолютные, а относительные. Размер определяют визуальным сравнением с размером других частей тела и выражают в трехчленной системе сравнения, например, малый, средний, большой (существуют также семи – и пьятичленни системы).

Форму определяют относительно форм геометрических фигур (круглый, овальный, треугольный, квадратный и др..) Или относительно форм общеизвестных предметов (грушевидный, миндальовидний).

Контур может быть выражен сравнением с контурами левой (прямой, дугообразный, извилистый и т.п.).

Положения определяют согласно вертикали, горизонтали и других частей тела, и определяют как горизонтальный, скошенный, приподнятый и др..

Цвет характеризуют в общепринятых понятиях. Например, волосы черные, светло-русые, рыжие и др.. Для определения цвета спектра используют криминалистический атлас цветов.

Метод словесного портрета применяется при заполнении регистрационных документов криминалистического учета, составление ориентировок по розыску живых граждан, установления личности неопознанного трупа. На этом методе основаны некоторые другие криминалистические методы, например субъективного портрета, его положение используют для получения информации о признаках внешности в процессе следственных действий.

Также имеется произвольное описание без применения стандартизированной терминологии и строгого соблюдения последовательности. Прежде всего, это происходит во время допроса, поскольку допрашиваемому неизвестны, а иногда и непонятные соответствующие сроки, а также осмотра места происшествия.

Основные правила составления словесного портрета:

1) описание внешности по методу словесного портрета должен проводиться по так называемого “нормального” положения головы и состояния внешности, “нормальным” положением головы следует считать положение, тождественно тому, что применяется при познавательного фотографирования;

2) внешность человека в целом и ее элементы подлежат описи обязательно на основе двух позиций: спереди (анфас) и сбоку (в правый профиль) дополнительно могут быть использованы и описания в других положениях, например, при наличии особых примет или при описании повреждений на трупе;

3) для облегчения сравнительного исследования различных описаний элементы внешности человека описывают принципами: “от целого к деталям”, “от общего к частному”, “сверху вниз”.

В начале описания отмечают половую, возрастную и типичную антропологическую хар-ку, потому последовательно хар-ют: а) анатомические данные человека в целом (рост, телосложение) и отдельные анатомические элементы (голова, шея, руки, ноги), б) функциональные элементы (при их наличии) в) особые приметы г) сопутствующие элементы.

В течении описания внешности человека основное внимание обычно уделяют характеристике головы как части тела, имеющей наибольшее количество устойчивых признаков, доступных для наблюдения.

Характеризующие общефизические внешние данные описывают пол (мужской, женский) и возраст (определяют по документам, на вид или путем освидетельствования). Демографические данные охватывают сведения о расе, национальности, народности, этнической группе.

Отдельные (анатомические) элементы внешности описывают по признакам: размеру, форме, контуру, положением (положением), цветом и т.п..

Размеры указывают обычно не абсолютные, а относительные. Размер определяют визуальным сравнением с размером других частей тела и выражают в трехчленной системе сравнения, например, малый, средний, большой (существуют также семи – и пьятичленни системы).

Форму определяют относительно форм геометрических фигур (круглый, овальный, треугольный, квадратный и др..) Или относительно форм общеизвестных предметов (грушевидный, миндальовидний).

Контур может быть выражен сравнением с контурами левой (прямой, дугообразный, извилистый и т.п.).

Положения определяют согласно вертикали, горизонтали и других частей тела, и определяют как горизонтальный, скошенный, приподнятый и др..

Цвет характеризуют в общепринятых понятиях. Например, волосы черные, светло-русые, рыжие и др.. Для определения цвета спектра используют криминалистический атлас цветов.

Метод словесного портрета применяется при заполнении регистрационных документов криминалистического учета, составление ориентировок по розыску живых граждан, установления личности неопознанного трупа. На этом методе основаны некоторые другие криминалистические методы, например субъективного портрета, его положение используют для получения информации о признаках внешности в процессе следственных действий.

Также имеется произвольное описание без применения стандартизированной терминологии и строгого соблюдения последовательности. Прежде всего, это происходит во время допроса, поскольку допрашиваемому неизвестны, а иногда и непонятные соответствующие сроки, а также осмотра места происшествия.

Справочник ножевых сталей

— За последние годы фоторобот как-нибудь помог в раскрытии громких, резонансных дел?

— Вспомните маньяка-педофила, орудовавшего несколько лет назад в Златоусте. По ТВ показали его фоторобот, а на следующий день прохожие в сидевшем на лавочке мужчине опознали его. Настолько похож был составленный ФР на своего прототипа.

Фоторобот

— Может ли гражданин, ставший жертвой преступника, как-то помочь в составлении фоторобота?

— Нужно просто отметить про себя, чем этот человек отличается от вас: выше-ниже, шире-уже, старше-моложе, к одной ли с вами национальной группе принадлежит. Чем больше примет вы запомните, тем быстрее и, самое главное, точнее будет составлен фоторобот преступника. Затем это изображение будет сопоставлено с другими из нашей базы, и установить личность нападавшего будет значительно проще. А следовательно, и искать полиция будет не абстрактную личность, а совершенно определенное лицо.

Сергей Подолий,
фото автора

Программы для составления фоторобота:

Faces — Программа разработана Канадской компанией Ultimate Composite Picture (торговая марка InterQuest Inc.), применяется американской, канадской, французской полициями для составления фоторобота. Данная программа является типичным представителем этой группы. Вместе с пакетом Faces поставляются 2800 вариантов различных фрагментов человеческого лица, начиная от бровей и заканчивая двойным подбородком. Комбинирование этих фрагментов дает возможность достаточно точно воспроизводить лицо подозреваемого на основе показаний свидетелей.
Корректируя действия оператора пакета Faces, свидетель может оперативно заменять любой фрагмент лица. Для этого достаточно щелкнуть мышью и выбрать из палитры меню нужный пункт.
Программа была протестирована в муниципальной полиции Лас-Вегаса, где она заслужила высокую оценку. Отличительной особенностью данной программы является то, что пакет Faces предоставляет полицейским возможность коллективно работать с портретом человека, находящегося в розыске. Каждому фрагменту лица присваивается номер, после чего информация о номерах всех выбранных элементов передается в полицейские участки, а программа автоматически формирует из этих фрагментов готовое изображение.

3D Фоторобот (3DHead) — система предназначена для оперативной портретной идентификации (т.е. для построения портрета человека по памяти с целью идентификации), однако может быть использована не только правоохранительными органами для проведения розыскных мероприятий, но и в любых других областях, где требуется создание трехмерных моделей головы человека.
Традиционно программы этого класса представлены в виде библиотек готовых элементов лица, перебором которых нужно собрать образ, максимально приближенный к оригиналу. Эффективность их не высокая, так как для создания качественного образа нужны большие библиотеки, в которых трудно найти подходящий рисунок.
3D Фоторобот (3DHead) — В этой системе создана математическая модель головы человека, изменяя параметры которой можно получить практически любой тип лица и головы человека. То есть не нужно выискивать в списках похожий элемент лица — нужно только изменить связанные с этим элементом параметры модели, причем пересчет модели производится в реальном времени, по мере изменения любого параметра одновременно изменяется и образ на экране. Изменяемые параметры модели (более 200) совпадают с элементами криминалистического описания (такие как, например, высота носа, ширина бровей, цвет глаз), и в большинстве случаев полностью перекрывают весь диапазон их возможных значений.

Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД по Пермскому краю — одно из самых непубличных подразделений полиции. Здесь всё, как в кино — эксперты-криминалисты исследуют места преступлений, собирают отпечатки пальцев и составляют фотороботы подозреваемых в различных преступлениях. 1 марта службе исполнилось 99 лет. Чем сегодня занимаются полицейские-эксперты и как наука помогает искать опасных преступников — в нашем материале.

26 — именно такое количество экспертиз сегодня проводят в экспертно-криминалистическом центре краевой полиции. Среди основных — исследование изъятых наркотиков, баллистическая экспертиза — проверка огнестрельного оружия и патронов, экспертиза поддельных денег и документов, спиртосодержащих жидкостей и нефтепродуктов, а также новый вид экспертизы — компьютерная, которая позволяет обнаружить необходимую следователям информацию в электронных гаджетах.

В прошлом году эксперты-криминалисты провели более 30 тысяч экспертиз

— В прошлом году было расследование уголовного дела о торговле людьми, — рассказывает начальник экспертно-криминалистического центра Андрей Баранов. — Важную роль в расследовании сыграла компьютерная экспертиза, которая определила круг лиц, причастных к этому преступлению, и послужила доказательной базой по уголовному делу. Проведенные нами экспертизы часто вообще являются основанием для возбуждения уголовного дела.

Работают эксперты-криминалисты в каждом отделе полиции. Они выезжает в составе следственно-оперативной группы на места совершения преступлений. Там собирают необходимые улики. Произошла кража в квартире — сотрудник службы ищет и собирает следы пальцев рук и обуви, биологический материал, оставленный преступниками. Очень часто криминалистам приходится выезжать на места жестоких убийств. Так, в прошлом году эксперты занимались осмотром места нападения на мужчину и женщину на улице Трамвайной. Пострадавшая не смогла описать нападавшего, а рядом с местом не было ни камер, ни свидетелей.

В лаборатории центра проводят биологические экспертизы и выделяют ДНК

— В составе следственной группы был кинолог, сотрудник экспертно-криминалистического подразделения и следователь, — вспоминает Андрей Баранов. — Собака взяла след, но довела до вещи — кофты. Была назначена биологическая экспертиза. Эксперты работали круглые сутки и умудрились выделить ДНК-профиль с этой кофты, проверили по федеральной базе геномной информации и установили лицо. Оказалось, что кофта принадлежит не так давно освободившемуся из мест лишения свободы гражданину.

Минимальный набор криминалиста весит около десяти килограммов

— В чемодане есть такой прибор — следокоп, — объясняет начальник отдела профессиональной подготовки экспертно-криминалистического центра Егор Василенко. — Он работает на основе статического электричества и позволяет изъять с места невидимые человеческому глазу следы. Также в чемодане есть набор специальных указателей, которые расставляются экспертом на месте, когда необходимо собрать много улик и составить общую картину преступления.

В чемодане есть магнитный порошок для снятия следов пальцев рук

Важным направлением работы центра является составление фотороботов — субъективных портретов, которые рисуют со слов пострадавших или очевидцев преступления. Делает фоторобот специалист с художественным образованием. Рисует их и обычными карандашами, и в современных компьютерных программах.

— Мы опрашиваем очевидцев, пострадавших, выясняем, что случилось, — поясняет старший эксперт группы габитоскопических учетов Дмитрий Макаров. — Конечно, иногда делаем это не сразу — если поговорить можно только с пострадавшим, мы оцениваем, в каком состоянии он вообще находится. Можем перенести встречу. На опросе спрашиваем о внешности преступника — от общего к деталям. Это могут быть шрамы, родинки или какие-то характерные морщины. Все эти детали дорабатываются и отображаются на изображении. Если человек совсем ничего не помнит, описывается одежда, общие признаки. Этого бывает достаточно, потому что сам облик иногда может быть важнее лица. У нас есть базы фотоизображений лиц преступников. Когда составляется портрет, он кодируется по точкам и помещается в базу. Затем выдаётся определённый рекомендательный список, мы проверяем с потерпевшими или свидетелем этих лиц. С фотороботом также работают наружные наряды полиции, они осуществляю поиск людей похожих под это описание.

Фоторобот преступника составляет специалист с художественным образованием

Эксперты-криминалисты занимаются фоноскопической и лингвистической экспертизами. Во время первой по записи голоса выясняется личность человека — такие экспертизы проводятся, например, если вас терроризирует пранкер. На лингвистической экспертизе изучают, что и как сказал или написал человек. Такие исследования проводят для расследований, связанных с растлением детей, разжиганием межнациональной розни или так называемыми группами смерти.

Для экспертизы оружия в центре создана баллистическая лаборатория, где исследуют заводское и самодельное огнестрельное оружие, патроны, пули и гильзы от него. Специалисты могут по следам на патронах определить, из какого вида оружия был сделан выстрел.

В центре собрана большая коллекция оружия разных лет

— На любой пуле и гильзе при выстреле остаются следы от оружия, — рассказывает главный эксперт лаборатории Сергей Реутов. — Все они, как отпечатки пальцев, индивидуальны для каждого вида оружия. По этим следам мы устанавливаем, была ли гильза или пуля стреляна из конкретного оружия, чтобы потом следствие установило его владельца.

Еще один важный вид исследования, который проводят эксперты-криминалисты — это экспертиза денег, бумаг и документов. Фальшивые банкноты поступают на исследование в основном из банков и крупных магазинов, оборудованных специальной кассовой техникой. В лаборатории каждую фальшивку изучают и затем заносят в федеральную базу.

Фальшивые банкноты исследуют с помощью специального оборудования

— Иностранная валюта к нам поступает сейчас редко, в основном встречаются стодолларовые купюры, — объяснил заместитель начальника отдела центра Сергей Костюк. — Из рублей чаще всего попадаются пятитысячные новой и предыдущей модификации, тысячные всех модификаций, начиная с 2001 года выпуска, пятьсот рублей, но ниже уже нет. Новых двухтысячных купюр пока не было, и, скорее всего, еще они долго не будут нам попадаться. Максимум, если их только будут копировать на цветном принтере. Их степень защиты немного изменена, поэтому, чтобы добиться нужного эффекта, придется поработать. У фальшивомонетчиков это займет много времени.

Чаще всего подделывают купюры номиналом 5000 рублей

В 2017 году экспертно-криминалистический центр краевой полиции провел более 30 тысяч различных исследований. Благодаря работе сотрудников центра в Пермском крае раскрывается почти каждое третье преступление.

Ранее мы подробно рассказывали о том, как работает испытательная лаборатория МЧС, специалисты которой исследуют причины пожаров.

Субъективный портрет – это изображение лица или фигуры человека, изготовленное в соответствии с представлением о его внешности в сознании другого человека.

Субъективные портреты бывают рисованными, композиционно-рисованными, композиционно-фотографическими, комплексными.

Рисованный чаще всего изготавливается обычным рисованием.

Фотокомпозиционный (фоторобот) представляет собой композицию изображения внешности человека (как правило, его лица) из имеющихся фрагментов и составляются на основе показаний очевидцев. При создании такого портрета очевидцу предлагается описать внешность человека с выделением наиболее точно запомнившихся элементов и их признаков. Для наиболее точного определения этих и других элементов и их признаков очевидцу показывают имеющиеся изображения. С помощью отобранных изображений создается субъективный портрет, который доводится до полного соответствия мысленному образу очевидца. Как правило, субъективный портрет дополняется словесным описанием внешности.

Композиционно-рисованные портреты создаются из заранее заготовленных стандартных рисунков элементов лица по поврежденному лицу умершего, черепу человека. При этом могут применяться средства, аналогичные используемым при работе над фотороботом.

Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности.

Этапы изготовления субъективного портрета

В рамках подготовительного этапа изучаются личностные характеристики очевидца, условия восприятия, создаются по возможности комфортные условия для работы, фиксируется произвольное описание внешности разыскиваемого, осуществляется техническая подготовка к изготовлению.

На заключительном, оформительском, этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы.

Значение субъективных портретов велико, поскольку они позволяют составить целостное представление о внешнем облике человека и по сути дела заменяют фотоснимки.

– В криминалистике фоторобот (ФР) – это не отпечаток пальца человека, который позволяет однозначно его идентифицировать и служить решающим аргументом в идентификации. Это изображение лица, очень похожего на лицо разыскиваемого, как говорится, обладающее высоким типажным сходством. Такой портрет позволяет сузить круг поиска и выявить конкретного подозреваемого в определенной группе лиц.

Принцип сужения круга разыскиваемого лица

Раньше портрет преступника или лица, разыскиваемого по другим мотивам, выполнялся профессиональными художниками, что было, сами представьте, занятием весьма длительным. Представьте себе, сколько штрихов должен был сделать такой художник, чтобы добиться сходства! Лет 30 назад в милиции стали использовать прозрачные пленки, на которых были нарисованы участки человеческого лица – брови, глаза, нос, овал лица и так далеее. Эти фрагменты последовательно выбирались очевидцем преступления или потерпевшим и накладывались один на другой. Потом полученное изображение фотографировалось и применялось в оперативно-розыскной деятельности.

Принцип составления портрета из отдельных фрагментов

В начале 90-х вместо пленочных рисунков стали применять фотоснимки элементов лица реальных людей в одинаковом масштабе. И получалось уже не рисованное изображение, а как бы фотография, которая более реалистична, а значит, более воспринимаема людьми. Эти фотофрагменты размещались на катушках в приборе с пятью отверстиями.

И только примерно с 1998 года в составлении фоторобота стали применять компьютер. Программное обеспечение специально для этого разрабатывалось в московском институте им. Баумана. Общий принцип остался прежним – из отдельных фрагментов составлялось конкретное лицо. Это ускорило и сделало изготовление ФР более качественным и количественным. Сейчас меняется только программная начинка, чтобы сделать этот процесс еще более быстрым, а искомое изображение – максимально реалистичным.

Валентин Липкин на рабочем месте

– Какова роль потерпевшего в процессе создания фоторобота?

– Самая прямая. Профессиональный эксперт в работе с потерпевшим использует специальные психологические методики, после которых даже те, кто отказывался от дачи показаний и говорил, что ничего не помнит, после проведения процедуры с удивлением видел, что получилось очень похожее лицо.

Пример совпадения реального лица и его фоторобота

– Какими же принципами руководствуется специалист в процессе создания фоторобота?

– От общего к частному. Например: мужчина-женщина, высокий-низкий, полный-худой, смуглый-бледный и так далее. Эти характеристики любой человек, наблюдая за другим или общаясь с ним, усваивает неосознанно. Задача эксперта – вытащить их наружу. При помощи вопросов и демонстрации фрагментов заставить вспомнить лицо преступника. Зачастую очевидец, удивляясь сам себе, начинает вспоминать более мелкие детали: форму бровей, цвет глаз, ширину носа, то, как выглядят рот и подбородок.

– В каких случаях составляется ФР?

– За последние годы фоторобот как-нибудь помог в раскрытии громких, резонансных дел?

– Вспомните маньяка-педофила, орудовавшего несколько лет назад в Златоусте. По ТВ показали его фоторобот, а на следующий день прохожие в сидевшем на лавочке мужчине опознали его. Настолько похож был составленный ФР на своего прототипа.

– Может ли гражданин, ставший жертвой преступника, как-то помочь в составлении фоторобота?

– Нужно просто отметить про себя, чем этот человек отличается от вас: выше-ниже, шире-уже, старше-моложе, к одной ли с вами национальной группе принадлежит. Чем больше примет вы запомните, тем быстрее и, самое главное, точнее будет составлен фоторобот преступника. Затем это изображение будет сопоставлено с другими из нашей базы, и установить личность нападавшего будет значительно проще. А следовательно, и искать полиция будет не абстрактную личность, а совершенно определенное лицо.

Читайте также:

      

  • Давиденков вклад в генетику кратко
  •   

  • Старший повар обязанности кратко
  •   

  • Эдвардианская война 1337 1360 гг кратко
  •   

  • Теремной дворец московского кремля кратко
  •   

  • Суждение и предложение в логике кратко

Криминалистика как одна из важнейших составляющих в расследовании преступлений более других подвержена трансформации в течение времени. В свою очередь, составление фоторобота как часть криминалистической науки также претерпело существенные изменения за последние десятилетия. Как далеко шагнула наука составления субъективного портрета, что такое фоторобот сейчас, как он помогает в раскрытии преступлений, и на что следует обращать внимание при уличном грабеже или изнасиловании – об этом Агентству новостей «Доступ» рассказал главный эксперт Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Челябинской области Валентин Липкин.

— Про понятие «фоторобот» слышали все, но немногие представляют себе, как протекает этот процесс. Что же такое фоторобот сейчас, и как создается изображение преступника в наши дни?

— В криминалистике фоторобот (ФР) – это не отпечаток пальца человека, который позволяет однозначно его идентифицировать и служить решающим аргументом в идентификации. Это изображение лица, очень похожего на лицо разыскиваемого, как говорится, обладающее высоким типажным сходством. Такой портрет позволяет сузить круг поиска и выявить конкретного подозреваемого в определенной группе лиц.

Фоторобот

Принцип сужения круга разыскиваемого лица

Раньше портрет преступника или лица, разыскиваемого по другим мотивам, выполнялся профессиональными художниками, что было, сами представьте, занятием весьма длительным. Представьте себе, сколько штрихов должен был сделать такой художник, чтобы добиться сходства! Лет 30 назад в милиции стали использовать прозрачные пленки, на которых были нарисованы участки человеческого лица – брови, глаза, нос, овал лица и так далеее. Эти фрагменты последовательно выбирались очевидцем преступления или потерпевшим и накладывались один на другой. Потом полученное изображение фотографировалось и применялось в оперативно-розыскной деятельности.

Фоторобот

Принцип составления портрета из отдельных фрагментов

В начале 90-х вместо пленочных рисунков стали применять фотоснимки элементов лица реальных людей в одинаковом масштабе. И получалось уже не рисованное изображение, а как бы фотография, которая более реалистична, а значит, более воспринимаема людьми. Эти фотофрагменты размещались на катушках в приборе с пятью отверстиями.

И только примерно с 1998 года в составлении фоторобота стали применять компьютер. Программное обеспечение специально для этого разрабатывалось в московском институте им. Баумана. Общий принцип остался прежним – из отдельных фрагментов составлялось конкретное лицо. Это ускорило и сделало изготовление ФР более качественным и количественным. Сейчас меняется только программная начинка, чтобы сделать этот процесс еще более быстрым, а искомое изображение – максимально реалистичным.

Фоторобот

Валентин Липкин на рабочем месте

— Какова роль потерпевшего в процессе создания фоторобота?

— Самая прямая. Профессиональный эксперт в работе с потерпевшим использует специальные психологические методики, после которых даже те, кто отказывался от дачи показаний и говорил, что ничего не помнит, после проведения процедуры с удивлением видел, что получилось очень похожее лицо.

Человек, подвергшийся, к примеру, уличному ограблению или изнасилованию, первое время находится в стрессовом состоянии и не может рассказать, как выглядел преступник, какие у него рот, нос и прочее. Потерпевший часто говорит: «как у всех», «обычный», что нос «картошкой» или «уточкой». Или «злые глаза». Но в беседе с грамотным экспертом эти эмоциональные образы материализуются в конкретные криминалистические определения и изображения.

Фоторобот

Пример совпадения реального лица и его фоторобота

— Какими же принципами руководствуется специалист в процессе создания фоторобота?

— От общего к частному. Например: мужчина-женщина, высокий-низкий, полный-худой, смуглый-бледный и так далее. Эти характеристики любой человек, наблюдая за другим или общаясь с ним, усваивает неосознанно. Задача эксперта – вытащить их наружу. При помощи вопросов и демонстрации фрагментов заставить вспомнить лицо преступника. Зачастую очевидец, удивляясь сам себе, начинает вспоминать более мелкие детали: форму бровей, цвет глаз, ширину носа, то, как выглядят рот и подбородок.

— В каких случаях составляется ФР?

— На современном этапе практически при каждом преступлении, связанном с визуальным контактом «очевидец-преступник», составляется фоторобот со степенью схожести 92%, что значительно влияет на раскрытие преступления. Особенно, когда ФР составлен по горячим следам, когда мысленный образ очевидца о внешности преступника еще свеж, не подвержен каким-либо искажениям от пересказов и переживаний происшедшего. Кроме того, такой «свежий» портрет можно сразу же применить в оперативно-розыскной деятельности.

— За последние годы фоторобот как-нибудь помог в раскрытии громких, резонансных дел?

— Вспомните маньяка-педофила, орудовавшего несколько лет назад в Златоусте. По ТВ показали его фоторобот, а на следующий день прохожие в сидевшем на лавочке мужчине опознали его. Настолько похож был составленный ФР на своего прототипа.

Фоторобот

Фото «златоустовского паука» и его фоторобота

А сколько раз бывало достаточно одного взгляда на портрет, чтобы участковый уполномоченный узнавал в нем свой «контингент»!

— Может ли гражданин, ставший жертвой преступника, как-то помочь в составлении фоторобота?

— Нужно просто отметить про себя, чем этот человек отличается от вас: выше-ниже, шире-уже, старше-моложе, к одной ли с вами национальной группе принадлежит. Чем больше примет вы запомните, тем быстрее и, самое главное, точнее будет составлен фоторобот преступника. Затем это изображение будет сопоставлено с другими из нашей базы, и установить личность нападавшего будет значительно проще. А следовательно, и искать полиция будет не абстрактную личность, а совершенно определенное лицо.

Сергей Подолий, 
фото автора

Программы для составления фоторобота:

Faces — Программа разработана Канадской компанией Ultimate Composite Picture (торговая марка InterQuest Inc.), применяется американской, канадской, французской полициями для составления фоторобота. Данная программа является типичным представителем этой группы. Вместе с пакетом Faces поставляются 2800 вариантов различных фрагментов человеческого лица, начиная от бровей и заканчивая двойным подбородком. Комбинирование этих фрагментов дает возможность достаточно точно воспроизводить лицо подозреваемого на основе показаний свидетелей.
Корректируя действия оператора пакета Faces, свидетель может оперативно заменять любой фрагмент лица. Для этого достаточно щелкнуть мышью и выбрать из палитры меню нужный пункт.
Программа была протестирована в муниципальной полиции Лас-Вегаса, где она заслужила высокую оценку. Отличительной особенностью данной программы является то, что пакет Faces предоставляет полицейским возможность коллективно работать с портретом человека, находящегося в розыске. Каждому фрагменту лица присваивается номер, после чего информация о номерах всех выбранных элементов передается в полицейские участки, а программа автоматически формирует из этих фрагментов готовое изображение.

3D Фоторобот (3DHead) — система предназначена для оперативной портретной идентификации (т.е. для построения портрета человека по памяти с целью идентификации), однако может быть использована не только правоохранительными органами для проведения розыскных мероприятий, но и в любых других областях, где требуется создание трехмерных моделей головы человека.
Традиционно программы этого класса представлены в виде библиотек готовых элементов лица, перебором которых нужно собрать образ, максимально приближенный к оригиналу. Эффективность их не высокая, так как для создания качественного образа нужны большие библиотеки, в которых трудно найти подходящий рисунок.
3D Фоторобот (3DHead) — В этой системе создана математическая модель головы человека, изменяя параметры которой можно получить практически любой тип лица и головы человека. То есть не нужно выискивать в списках похожий элемент лица — нужно только изменить связанные с этим элементом параметры модели, причем пересчет модели производится в реальном времени, по мере изменения любого параметра одновременно изменяется и образ на экране. Изменяемые параметры модели (более 200) совпадают с элементами криминалистического описания (такие как, например, высота носа, ширина бровей, цвет глаз), и в большинстве случаев полностью перекрывают весь диапазон их возможных значений.

«Фоторобот» — Программный комплекс разработан компанией БАРС-Интернешнл г. Москва. «Фоторобот» используется российской полицией так как идеально учитывает особенности славянской внешности, а также внешности национальностей, населяющих территорию бывшего Советского Союза.

Программа имеет удобный, интуитивно понятный графический интерфейс, все изменения размеров элементов внешности фоторобота выполняются с помощью графических «ползунков» и готовых наборов элементов. Конечный результат — составленный со слов очевидца фоторобот — мало чем отличается от фотографии.

Статьи по теме:

  • Бертильонаж — искусство идентификации
  • Электронная запись изображения в криминалистической практике
  • Автоматизированная система составления портрета лиц «Каскад-Фоторобот»
  • Габитоскопия

Автор публикации

Комментарии: 3Публикации: 9716Регистрация: 24-05-2020

Словесный портрет – это принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Иногда выражение может применяться и к словесному описанию внешности человека, выполненному не в соответствии с формальными правилами построения словесного портрета.

Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена Рейссом. Представляет собой текстовое описание, составленное в определённом порядке с использованием унифицированной терминологии и содержащее сведения об основных видимых анатомических и функциональных признаках, по которым данное лицо может быть выделено из числа прочих и опознано. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска и идентификации скрывающихся и пропавших без вести лиц, а также при идентификации трупов.

Составление словесного портрета вам может пригодиться, например, когда у вас потерялся кто-то близкий (а фото в данный момент отсутствует) или вы стали свидетелем преступления и запомнили преступника. Конечно, в случае чего вам могут составить словесный портрет, но лучше знать заранее как он описывается.

Полный словесный портрет содержит следующие сведения:

  • Анатомические (общефизические) признаки характеризуют собственно тело человека и включают пол, возраст, расовый тип, рост, комплекцию, относительные размеры основных частей тела, особенности строения частей тела, такие как, например, форма ушной раковины.
  • Функциональные признаки описывают особенности, проявляющиеся в движении, такие как походка, осанка, мимика, привычная жестикуляция, особенности произношения.
  • Особые приметы описывают те анатомические или функциональные признаки, которые резко индивидуальны или характерны для относительно небольшого числа людей, такие как явные врождённые или приобретённые уродства, шрамы, бородавки, татуировки, отсутствие частей тела, явная несоразмерность парных частей тела (например, резко различающаяся длина ног), заметная хромота.
  • Дополнительные внешние признаки, такие как одежда, украшения, носимые аксессуары (очки, зонт, трость, сумочка), манера носить одежду, соответствие размеров одежды размерам тела и прочее.

Для каждого признака разработан набор словесных характеристик, позволяющий с приемлемой точностью указать значение признака. Размерные признаки могут указываться относительно некоторого “среднего”. Например, средним для мужчины считается рост 168—175 см, соответственно, “низким” и “высоким” будет рост ниже нижней и выше верхней границы среднего. Размеры отдельных частей тела (лица) характеризуются в сравнении с другими частями тела (лица). Показатель “средний” соответствует наиболее типичным пропорциям описываемой части тела с другими частями, “маленький”, «очень маленький”, “большой” и “очень большой” указывают на непропорционально малые или большие размеры по отношению к другим частям тела.

Особые приметы имеют повышенную ценность в качестве идентифицирующих признаков, поэтому они описываются как можно подробнее.

Для удобства построения словесного портрета могут использоваться специальные бланки с перечислением требуемых параметров и возможных значений характеристик, или даже атласы, наглядно представляющие вид частей тела с указанием соответствующих терминов. Последние особенно удобны, когда необходимо составить словесный портрет со слов свидетелей.

Порядок описания и характеристики отдельных признаков внешности

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному, от организма в целом к отдельным деталям
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью.
  • максимально подробно описывается голова (голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент по возможности описывается в анфас и профиль), отдельно — лицо. Сначала описываются анатомические признаки, затем функциональные, отдельно — особые приметы, последними — дополнительные. 
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур)
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.

Не все из перечисленных ниже признаков используются во всех случаях.

Общие характеристики

  • Пол
  • Возраст. Указывается либо “на вид столько-то лет”, либо в следующих градациях: детский — до 12 лет, подростковый — от 12 до 16 лет, юношеский — от 17 до 21, молодой — от 22 до 35, средний — от 36 до 60, пожилой — от 61 до 75, старческий — 76 и более.
  • Расовая и национальная принадлежность. Расовый тип и национальность “на вид”, например, “похож на цыгана”, “.. на китайца”. Важно понимать, что в данном случае существенно не точное определение реальной национальности описываемого, а указание того национального и/или расового типа, на типичного представителя которого он похож внешне.

Тело в целом

  • Рост. Указывается либо примерный диапазон роста “на глаз”, например “около 170 см”, либо словесное определение по шкале: “низкий-средний-высокий”. Конкретные показатели для этой шкалы по разным источникам несколько различаются. Один из вариантов, принятый в МВД России: для мужчины низкий рост — ниже 165 см, средний — 165—175 см, высокий — более 175 см. Для женщин низкий рост — до 155 см, средний — 155—165 см, высокий — выше 165 см. Рост менее 1 м — “карлик”, более 2 м — “великан”.
    Иногда также используются определения “очень низкий”, “очень высокий” (когда рост отличается от среднего очень сильно, на 15-20 см и более в меньшую или большую сторону) и “немного выше/ниже среднего” (когда рост “на глаз” отличается от среднего, но крайне незначительно)
  • Телосложение. По скелету и мускулатуре может быть слабое, среднее, коренастое, атлетическое, по полноте: худощавый, средней упитанности, полный, тучный. Здесь же указывается сутулость.

Голова

  • Размер. Малая, средняя, большая.
  • Высота черепа. Низкий, средний, высокий.
  • Форма (по теменной части). Плоская, куполообразная, яйцевидная;
  • Затылок. Плоский/выпуклый, вертикальный/скошенный/выступающий.
Как составить словесный портрет
Формы головы
а – прямоугольная; б – ромбовидная; в – килевидная; г – трапецевидная

Лицо

  • Тип. Европейский, азиатский, еврейский, монгольский, кавказский и т. д.
  • Форма. Округлая, овальная, треугольная, прямоугольная, квадратная, ромбовидная.
  • Соотношение размеров. Удлинённое, среднее, широкое.
  • Полнота. Худощавое, средней полноты, полное.
  • Особенности кожи лица. Особенности цвета (например, румяное), пигментация, прожилки, рубцы, веснушки, морщины, ямочки, выступающие скулы, прыщи, обрюзгшее (обвисающая кожа).
Как составить словесный портрет
Формы лица
а – овальное; б – круглое; в – прямоугольное; г – треугольное; д – ромбовидное

Лоб

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Прямой, выпуклый, вогнутый
  • Скошенный, вертикальный, выступающий
  • Особенности. Лобные бугры и ямки, резко выраженные надбровные дуги.
Как составить словесный портрет
Лоб
а – вертикальный; б – скошенный; в – наклоненный вперед; г – высокий; д – средний; е – низкий

Брови

  • Длина. Короткие, средние, длинные, очень длинные.
  • Ширина (высота). Узкие, средние, широкие, очень широкие.
  • Густота. Редкие, средние, густые.
  • Форма и расположение на лице. Горизонтальные, скошенные наружными концами вверх, вниз.
  • Расположение относительно края глазной орбиты. Высокие, средние, низкие.
  • Цвет. Тёмные, светлые, рыжие, седые.
  • Особенности. Отсутствие бровей, кустистые, сросшиеся, асимметричные и т. д.

Глаза

  • По положению глазной щели. Горизонтальные, косонаружные, косовнутренние.
  • Размер. Большие, средние, малые.
  • Треугольные, щелевидные, миндалевидные, округлые, овальные.
  • Выпуклые, впалые, нормальные.
  • Цвет. Голубые, серые, зеленоватые, карие, чёрные.
  • Форма внутренних углов глаз. Округлые, заострённые.
  • Особенности и аномалии. Косоглазие, бельмо, протез, разноцветность, радужка с пятнами иного цвета, радужка с сероватой каймой.
Как составить словесный портрет
Глаз
1 – бровь, 2 – верхнее веко, 3 – наружный угол глаза, 4, 8 – белочная оболочка, 5 – нижнее веко, 6 – зрачок, 7 – ресницы, 9 – внутренний угол глаза, 10 – слезное мясцо, 11 – ресницы, 12 – радужная оболочка

Нос

  • По длине. Длинный, средний, короткий.
  • По высоте (в профиль). Большой, средний, малый.
  • Ширина. Широкий, средний, узкий.
  • Переносица. Ширина — широкая, средняя, малая. Глубина — малая, средняя, большая.
  • Форма спинки носа. Прямая, вогнутая, выпуклая, извилистая.
  • Основание носа. Горизонтальное, опущенное, приподнятое.
  • Кончик. Округлый, заострённый.
  • Крылья носа. Приподнятые, опущенные, средние.
  • Контур ноздрей. Овальный, треугольный, щелевидный.
  • Величина ноздрей. Большие, средние, малые.
  • Особенности. Очень широкий/узкий/выступающий, искривлённый, оттенок цвета отличается от остальной кожи лица (красноватый, синеватый и пр.).

Рот

  • Большой, средний, малый.
  • Форма. Прямой, углы приподняты/опущены.
  • Особенности. Приоткрытый, запавший, асимметричный и пр.

Губы

  • Толстые, средние, тонкие.
  • Выступающие, втянутые (одна верхняя, одна нижняя), выступание отсутствует.
  • Ширина каймы губ. Большая, средняя, малая.
  • Форма контура верхней губы. Прямой, извилистый, овальный.
  • Особенности. “Заячья губа”, вывернутая верхняя губа, потрескавшиеся.
  • Цвет. Ярко-красные, бледные, синеватые и пр.
Как составить словесный портрет
Губы
а – тонкие; б – средние; в – толстые

Подбородок

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Форма в профиль. Прямой, выступающий, скошенный.
  • Форма (в фас, по контуру нижнего края). Овальный, треугольный, квадратный.
  • Особенности. Ямка, раздвоенность, поперечная борозда, «двойной», отвислый и пр.

Уши

Точное и подробное описание ушей имеет большую идентификационную ценность, так как разнообразие строения ушей у разных людей очень велико, у конкретного человека оно сохраняется всю жизнь, а изменить его без хирургического вмешательства невозможно. Также существенно то, что уши, как правило, можно без труда подробно рассмотреть, находясь сбоку от описываемого (в толпе, в зале и пр.) и не обращая на себя его внимания.

  • Величина ушной раковины. Большая, средняя, малая.
  • Форма ушной раковины. Прямоугольная, треугольная, круглая, овальная.
  • Наклон. Вертикальная, скошенная назад, наклонённая вперёд.
  • Прилегание (оттопыренность). Верхнее, нижнее, общее.
  • Особенности. Асимметричность ушей по размерам и/или форме.
  • Величина мочки уха. Большая, средняя, малая.
  • Форма мочки уха. Закруглённая, треугольная, овальная, прямоугольная.
  • Особенности строения мочки уха. Слитая со щекой, наличие и направление складок, проколы.
  • Противокозелок по положению. Горизонтальный, скошенный.
  • Противокозелок по форме. Прямой, вогнутый, выпуклый.
  • Завиток и противозавиток. Указывается наличие характерных особенностей формы и взаимного положения.
Как составить словесный портрет
Ухо
1 – бугорок (дарвинов), 2 – завиток, 3 – противозавиток, 4 – полость ушной раковины, 5 – противокозелок, 6 – мочка, 7 – наружный слуховой проход, 8 – козелок

Волосы на голове

  • Длина. Короткие, средней длины, длинные (более 10 см для мужчин, более 30 см для женщин)
  • Форма. Прямые, волнистые, кудрявые, курчавые.
  • Густота. Густые, средней густоты, редкие.
  • Цвет. Чёрные, тёмно-русые, русые, светло-русые, каштановые, рыжие, светлые.
  • Контур линии роста. Прямая, дугообразная, извилистая, ломаная.
  • Причёска. Стрижка низкая, высокая, зачёс (назад, направо, налево), пробор (прямой, слева, справа) и пр.
  • Степень облысения и расположение залысин. Общее, на темени, на затылке, висках и пр.
  • Волосы на лице. Усы, бакенбарды, борода, их цвет, густота, фасон стрижки.

Зубы

  • Величина. Крупные, средние, мелкие.
  • Контур. Ровный, извилистый.
  • Цвет. Белые, жёлтые, почерневшие и пр.
  • Особенности. Отсутствие, повреждения, протезы, пломбы, коронки; редкие, кривые и пр.

Шея

  • Длина (высота). Длинная, нормальная, короткая.
  • Толщина. Тонкая, нормальная, толстая.
  • Особенности. Состояние кожи, морщины, выделяющийся кадык.

Плечи

  • Ширина. Широкие, нормальные, узкие.
  • Наклон. Прямые (горизонтальные), покатые (опущенные), приподнятые.

Грудь

  • Ширина. Широкая, нормальная, узкая.
  • Форма. Плоская, вогнутая, выпуклая.
  • Положение. Впалая, выступающая.

Спина

  • Ширина. Средняя, узкая, широкая.
  • Форма. Прямая, вогнутая, выпуклая (сутулая).

Руки

  • Общая длина и толщина. Длинные, короткие, средние; толстые, тонкие, средние.
  • Длина и ширина кисти.
  • Пальцы. Длина, толщина, особенности.

Ноги

  • Общая длина и ширина.
  • Ступня. Длина, ширина, особенности.

Особые приметы на теле

Для всех особых примет на коже максимально точно указывается положение на теле, форма, размер, цветовые особенности.

  • Рубцы, шрамы.
  • Родимые пятна.
  • Опухоли.
  • Татуировки.
  • Мозоли.
  • Неестественное окрашивание отдельных участков кожи.

Функциональные признаки

  • Походка. Медленная/быстрая, легкая/тяжелая, шатающаяся, вразвалку, подпрыгивающая, вихляющая, семенящая. Хромота. Пользование тростью.
  • Жестикуляция. Указательная/изобразительная, оживлённая/сдержанная.
  • Осанка. Прямая/сутулая/сгорбленная.
  • Мимика. Маловыразительная/развитая. Щурится, моргает, дёргается щека/глаз/голова и пр.
  • Голос:
    – тембр — бас, баритон, тенор, альт, дискант, сопрано;
    – сила — сильный, средний, слабый;
    – чистота — чистый, хриплый, глухой, сиплый.
  • Манера речи. Медленная/быстрая, спокойная/возбуждённая, отрывистая, невнятная, картавит, шепелявит, глухонемой. Наличие иностранного акцента. Характерные присловья, часто повторяемые слова и выражения, склонность к англицизмам, манерность и пр.
  • Характерные моторные привычки. Стоя на месте переваливаться с пяток на носки и обратно, переступать с ноги на ногу; держать руки в карманах/по швам/за спиной, потирать руки, вертеть в руках предметы и пр.; при разговоре наклонять голову к плечу; класть ногу на ногу; грызть ногти; сплёвывать и пр.
  • На вид похож на: спортсмена, интеллигента, чиновника, отставного военного, торговца, уголовника, алкоголика, больного, бродягу, проститутку, студентку и пр.

Особые и броские приметы

Особые и броские приметы описываются максимально подробно. Необходимо указать их расположение, направление, степень выраженности, форма, размеры, цвет и пр.

  • Особые приметы. Особенности, характерные для сравнительно небольшого числа людей. В том числе отсутствие частей тела, ампутации, шрамы, рубцы, ожоги, родинки, бородавки, родимые пятна, татуировки.
  • Броские приметы. Особенности, которые легко заметны и которые затруднительно замаскировать. Выраженное косоглазие, сильное заикание, большие родимые пятна на открытых участках тела или лице, отсутствие глаза, руки, ноги, наличие горба, резко выраженная асимметрия парных частей тела и пр.

Дополнительные (косвенные) признаки

  • Во что одет, обут.
  • Какие вещи имеет / может иметь при себе.
  • Манера ношения одежды. Соответствие размера одежды размерам тела.
  • Носимые аксессуары. Украшения, солнцезащитные очки, трость, зонт.
  • Предпочтения в еде, напитках.
  • Особенности поведения. Скромен/распущен, болтлив/молчалив, открыт/замкнут, мягок/агрессивен, гуманен/жесток, невозмутим/вспыльчив, легко входит в доверие, смел/труслив, осторожен/склонен к авантюрам, импульсивен/тщательно продумывает действия и пр.
Автор статьи

Максим Геннадьевич Закатов

Эксперт по предмету «Криминалистика»

Задать вопрос автору статьи

Сущность метода словесного портрета

Некоторая доля преступлений связана с возможность получения идеального следа в виде внешности, антропологических, стилистических и иных социальных особенностей преступника, отраженных в сознании потерпевшего или свидетелей преступного посягательства. Обычно, это касается тех преступлений, для которых характерно отсутствие подозреваемого или обвиняемого по делу, и такое лицо разыскивается правоохранительными органами.

В рамках уголовного дела может описываться не только внешность преступника, но и также внешние характеристики потерпевшего, если есть основания полагать, что преступление имеет место быть, однако, ни данных о преступнике, ни сведений о потерпевшем нет. К примеру, когда потерпевший был убит, а его труп спрятан, или же потерпевший жив, но похищен преступником, и перед следствием стоит задача сформировать портрет разыскиваемого преступника и потерпевшего на основании имеющихся данных, получаемых от свидетелей и (или) с камер видеонаблюдения.

В наибольшей мере ситуация осложняется, когда преступление совершается моментально, а лица, наблюдающие за процессом преступного акта, не успевают получить достаточно данных о преступнике. Нужно учитывать и подготовку самого преступника, который пытается скрыть все видимые части лица, а также приметные особенности своего тела, физиологические недостатки и иные антропологические характеристики.

Определение 1

Метод словесного портрета — это используемое в следственной и оперативно-розыскной практике упорядоченное, систематизированное описание признаков внешности человека с использованием унифицированной терминологии.

Замечание 1

Метод словесного портрета (идентификации и регистрации личности человека, основываясь на его внешности) былразработан еще в 19 веке французским юристом Альфонсом Бертильоном.

«Описание внешности человека по методу словесного портрета» 👇

Правила описания внешности человека по методу словесного портрета

Во-первых, в ходе составления словесного портрета, лицо, обладающее сведениями о разыскиваемом по уголовному делу человеке, должно сообщить правоохранительным органам:

  • анатомические признаки внешности (предположительный возраст; рост; масса тела; сложение тела; раса и национальность; размеры определенных частей тела и их деформации; пол; специфичные особенности и анатомические маркеры по типу родинок и шрамов);
  • функциональные признаки (походка; голос; речь; физическое реагирование; осанка; жестикуляция);
  • сопутствующие признаки (одежда; головные уборы; рюкзаки; обувь; аксессуары; предметы быта; сигарета);
  • специфичные приметы (ношение парика; татуировки; шрамы; родинки; нетипичное строение тела или отдельных частей тела — карликовость или гигантизм; горб; алопеция; заметное искривление позвоночника).

Во-вторых, описание внешности происходит по принципу от общего к частному, а в процессе при необходимости используются названия геометрических линий, фигур и иные сравнительные характеристики в отношении внешности человека.

В-третьих, при описании роста или возраста, используются сравнительные характеристики, а сам объект словесного портрета должен соотноситься с другим объектом.

В-четвертых, взаиморасположение разных элементов внешности человека описывается с учетом вертикальных и горизонтальных осей плоскости исследуемого объекта.

В-пятых, при описании внешности может быть использована колористическая терминология, а также специфичные профессиональные знания лица, привлекаемого к описанию внешности для составления портрета разыскиваемого преступника или потерпевшего.

В-шестых, элементы внешности отражаются в ракурсах вид спереди (анфас) и вид сбоку (правый профиль), в положении стоящего во весь рост человека, со спокойными чертами лица, взглядом, устремленным вперед.

В соответствии с теорией описания внешности по анатомическим признакам, описываются следующие характеристики человека в иерархической последовательности:

  • рост и фигура;
  • лицо (глаза, ресницы, брови, волосы, щеки, лоб, нос, губы, уши, подбородок, борода);
  • шея;
  • руки;
  • ноги;
  • отличительные особенности на теле.

Следует учитывать особенности проведения данного следственного действия с участием несовершеннолетних, пожилых или недееспособных лиц, а также субъектов, имеющих психические отклонения, поскольку в этих случаях имеет место быть искажение объективной реальности как в момент восприятия информации о внешности преступника или потерпевшего, так и во временном промежутке от наблюдения до непосредственного сообщения сведений в рамках составления портрета изыскиваемого лица, что обуславливается объективными психологическими особенностями хранения и воспроизведения информации памятью человека.

Так, условно ребенок до 12 лет может воспринять нападавшего на него преступника человеком в возрасте около 30 лет, хотя в действительности, реальный возраст преступника мог составлять около 16-18 лет, ввиду отсутствия разностороннего интеллектуального подхода малолетнего к градации физических лиц по возрасту.

Именно поэтому, при составлении описания внешности по методу словесного портрета с участием указанных лиц, могут привлекаться детские или взрослые психологи, иные специалисты, а также врачи для оценки ими возможности воспроизведения реального образа преступника или потерпевшего по уголовному делу.

По итогу словесно составленный портрет должен найти свое отражение в составлении сотрудником правоохранительного органа фоторобота и (или) ориентировки. Ориентировка должна быть краткой, но информативной, описывать наиболее приметные антропологические, функциональные, социальные и иные характеристики личности, включая специфичные и наиболее очевидные приметы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий