Как составить фрагмент урока по русскому языку

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Фрагмент урока

по Русскому языку

на тему:

«Введение понятия «Приставка»

Выполнила:

Студентка группы ПНК-3.1

Аносова Екатерина

Волгодонск

2020

Тема: «Введение понятия «Приставка»

Класс: 3

Тип урока: изучение нового материала

Цель: способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова

Предметные задачи урока:

-уметь дать определение приставке, знать ее  смысловое обозначение и значение

-понимание механизма образования слов с помощью приставок

-способствовать умению определять состав слова

Метапредметные задачи урока:

Познавательные:  – ученик получит возможность учиться добывать информацию;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

– строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

Регулятивные:  – составлять простейший план действий;

– осуществлять итоговый контроль по результату;

 Коммуникативные:

принимать участие в групповой работе, а также в работе с учителем (фронтальная деятельность)

 аргументировать свою позицию;

Личностные УУД: проявление интереса к познанию русского языка, языковой деятельности

Оборудование: карточки, доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Давайте начнем наш урок со стихотворения!

Ужасно интересно всё то,

что неизвестно.

А то, что неизвестно,

нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся

нам понять.

– А теперь проверим готовность к уроку, у вас на столе должен лежать учебник, тетрадь, и пенал. Давайте откроем тетрадочки и напишем число, классная работа.

– Приветствуют учителя!

2. Актуализация знаний: выявление проблемной ситуации, закрепление пройденных знаний

Итак, на ваших столах лежат рисунки, давайте их рассмотрим. Что общего между ними и чем различаются?

91f0cbaa-8439-425e-ba88-d2ddc36da45a.jpeg

На картинке представлены однокоренные слова:

  1. Переходит,
  2. Подходит,
  3. Входит,
  4. Выходит,
  5. Обходит,
  6. Уходит.

Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-.

Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.

Корень один, а смысл слов разный.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания;

-осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-анализировать и делать выводы;

-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

-выполнять учебные действия;

 3. Целеполагание,

постановка учебной

задачи

– Давайте же назовем новую часть слова.

– Кто сформулирует тему нашего урока?

– Какие цели (задачи) мы поставим перед собой?

Тема урока: Приставка – часть слова. Цели урока узнать, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.

– Приставка.

Формулируют тему урока

-Тема урока: знакомство с приставкой

Регулятивные УУД:

-высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Коммуникативные УУД:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.  Построение проекта выхода из затруднений.

 – Давайте же посмотрим, что такое приставка?

На доске написано, что такое приставка.

Прочитай правило (имя).

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. И обозначается      .

Мы познакомились с новой частью слова – приставкой.  Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

К доске пойдет ….

Возьмем слово походка.

– Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова)

– ход, ходить поход, ходовой

– Далее? (Выделим корень: ход)

– А теперь? (То что перед корнем это приставка)

– Выделим её и назовем (по-).

У нас получился алгоритм «Как найти приставку»

  1. Подбери однокоренные слова.
  2. Укажи (выдели) корень.
  3. Отметь часть слова перед корнем – приставку.
  4. Назови приставку.

– Отвечают на вопросы.

-Подбирать однокоренные слова

ход, ходить, поход, ходовой

Выделим корень-ход

-То, что перед корнем приставка

выделяют ее и называют (по-)

Коммуникативные УУД:

работа в группах, взаимодействие внутри класса 

Регулятивные УУД:

-выполнять учебные действия;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания;

-осуществлять синтез как составление целого из частей.

Физминутка

– А теперь немножко отдохнём!

Закройте глазки и подумай-те о чем нибудь приятном, через несколько секунд откройте и поморгайте как бабочка.

Выполняют.

5. Первичное закрепление знаний

– Сейчас у нас с вами будет  самостоятельная работа с  проверкой. 

У вас на столах лежат задания, прочитайте и выполните их, на 2 задания даётся 7 минут.


Задание №1. Запишите слова и выделите приставку в словах.

1 вариант                   2 вариант

вылить                       записать

перелить                    вписать

налить                        выписать

отлить                        написать

пролить                      подписать

– Проверка.

1вариант называет приставки 1 столбика, 2 вариант – 2 столбика.


– Оцените свою работу.

Задание №2. Замените и запишите одним словом с приставкой. Работает 1 ученик у доски .

  • Пропустить  урок (прогулять)
  • Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)
  • Начать исполнять песню (запевать)
  • Проглотить таблетку  с водой  (запить)
  • Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
  • Сменить место проживания (переехать) .

– Все согласны с ….?

Молодцы!

Слушают и выполняют задания учителя.

Познавательные УУД:

-закрепление полученных знаний.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие в виде фронтальной деятельности

6.Рефлексия

-Итак, давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой мы работали? Достигли ли мы поставленных целей? Что было трудно? Все ли мы узнали о приставках?

Проанализируйте и оцените свою работу.

Спросить некоторых о своей работе, как они ее оценивают.

Ответы учеников.

Оценка своей работы.

Познавательные УУД:

-систематизировать, -обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:

-соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

-анализировать и осмысливать свои достижения.

1. Работа по первому
пункту плана.

– Поработаем над первым пунктом
плана.

– Давайте прочитаем
шуточное стихотворение. (каждый по 2 строки по цепочке)

Бим как – то раз в саду
сидел,

Вдруг, Бом весёлый прилетел.

Бом низко-низко пролетел,

А Бим поймать его хотел.

Бим крался, Бим дышать не
смел,

А Бом на крышу залетел.

Бим лез по лестнице,
пыхтел,

Но со ступенек полетел.

Бим от обиды заревел,

И тут же Бом к нему слетел.

Так подружились Бим и Бом

– Выделенные слова обозначают
одно действие или разные? Докажите, что слова однокоренные. Какая часть слова
уточняет значение действия?

– Правильно! Глаголы
обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось
действие.

Работа в парах по
карточкам.

– У вас на партах есть
карточки со словами и приставкой, при помощи которой нужно образовать новые
глаголы. Постарайтесь определить: Какое смысловое значение вносит приставка в
слово.

1 пара (от) вязать,
вести, ломать, ехать, мыть,

2 пара (про) ехать,
читать, звенеть, шить, писать.

3 пара (до) писать,
делать, смотреть, нести, ехать.

– Поделитесь своими
наблюдениями.

1 пара:

Мы исследовали слова с
приставкой от- и заметили, что приставка в слова показывает что что-то
отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление
от предмета ( отвести, отъехать).

2 пара:

Мы исследовали слова с
приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значение
движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное
действие (прочитать, прописать, прозвенеть);

3 пара:

Мы исследовали слова с
приставкой до- и заметили, что приставка придаёт словам значение выполнения
действия до определенного места (донести, доехать); завершенности действия
(дописать, доделать, досмотреть);

– Молодцы!

– Если вы справились с
заданием, покажите класс. (самооценка)

– Поставьте + на первой
ступеньке лесенки успеха.

– Итак, что же такое
приставка и для чего она служит.

Микровывод:

– Приставка – это часть
слова, которая служит для образования новых слов, придает им новые смысловые
значения.

2. Работа по второму
пункту плана.

– Поработаем над вторым 
пунктом плана. Наша задача – научиться находить приставку в слове.

– Для этого составим
алгоритм.

– Посмотрите на слово на
слайде: прилетели. Подберите к этому слову
однокоренные слова так, чтобы изменялась приставка.

Прилетели, улетели, залетели,
слетели
.

– Какой у них общий корень
(лет)?

– Давайте найдем
приставку в словах (при, у, за, по). Молодцы!

– Посмотрите как
выделяется приставка в словах.

– Итак, что же нужно
сделать, чтобы найти приставку? Для этого расставьте пункты алгоритма в
правильной последовательности.

1. Подобрать однокоренные слова.

2. Выделить корень.

3. Выделить часть слова перед корнем – приставку.

Микровывод:

– Чтобы найти приставку в
слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой
приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

– Закрепим полученные
знания.

– Сейчас вы будете работа
в группах у интерактивного оборудования.

Работа в группах с
интерактивным оборудованием.

– Ваша задача – выделить
в словах корень. (осуществляется взаимоконтроль)

Помните о технике
безопасности при работе с интерактивным оборудованием.

(имена 1 группы) –
работают у интерактивной панели

(имена 2 группы) – работают
у интерактивной доски

Слова 1 группы: заходить, списать, заклеить,
подбежать, проходить.

Слова 2 группы: забежать,
подходить, поиграть налететь, проехать.

– Выполним взаимопроверку.
Поменяйтесь местами. Если выполнено все верно, покажите пять. Если есть
ошибка, поднимите руку. (взаимооценка)

–  Поставьте + в своем
оценочном листе, если правильно выполнили это задание.

Игровой момент.

– А теперь проведем игру.
Ваша задача хлопнуть в ладоши, если вы услышите слово с приставкой, и не
хлопать, если в слове не приставки. (самоконтроль)

Слова: ходить, заходить,
бег, убегать, лететь, смотреть, посмотреть.

– Вы отлично справились с
заданием. Если вы готовы продолжить получать исследование, хлопните 1 раз.

3. Работа по третьему
пункту плана.

– Следующая наша задача –
научиться отличать приставку от другой части слова.

– Среди предложенных вам
слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой?
Как это проверить?

 (по)вар, (пере)делать, (по)года,
(по)толок, (от)резала, (от)ец, (по)шёл

– Сделайте вывод: как отличить
приставку от другой части слова?

– Чтобы найти приставку в
слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой
приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Работа в парах по
карточкам.

– Ребята, вспомните, что
такое антонимы. Антонимы – это противоположные по смыслу слова. (внутри
предметная связь)

 У вас на партах есть
карточки, в которых даны  глаголы с приставкой. Ваша задача: подобрать
антоним к этому слову, изменив только приставку.

1 пара: Ушёл- … , прибежал-
…, открыл- …, 

2 пара: Залез- …, 
заклеил- …, развязать- …

3 пара: Принёс- …, 
вход- …, улетел- …

– Проверьте себя по
слайду.

–  Поставьте + в своем
оценочном листе, если правильно выполнили это задание.

– Наше исследование
подошло к концу.

– Сделаем вывод, что
такое приставка.

Вывод.

Конспект урока 3 класс

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель: познакомить учащихся с понятиями одушевленных и неодушевленных существительных, формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Задачи урока: познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные»  существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных; формировать умение ставить вопросы к именам существительным; способствовать развитию мышления, памяти, внимания; воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:  

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

  • познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять  анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать  их при классификации имён существительных.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, парная.

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный,  дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:  компьютер; мультимедийное приложение к уроку (презентация); карточки для групповой, парной работы, изображения для рефлексии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1 Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо

Актуализация знаний       

  1. Минутка чистописания.

-А урок начнем с записи числа.

Отгадайте загадку.

Эта буква как шалаш

Или раскрытый циркуль ваш

Есть она на крыше дома.

Эта буква вам знакома

(Буква «Л»)

III. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

– Ребята, посмотрите , пожалуйста, на доску. По какому признаку можно сгруппировать эти картинки? (КТО? ЧТО?)

Обсудите этот вопрос в парах.

Обсуждение.

Я считаю, что существительные можно сгруппировать следующим образом в первый столбик существительные, отвечающие на вопрос кто?, а во второй столбик существительные, отвечающие на вопрос что?.

– Ребята, какие существительные вы отнесли в первый столбик? Почему?

(Эти существительные отвечают на вопрос: кто?)

– Какие существительные отвечают на вопрос кто? ( существительные, которые обозначают названия людей, животных, у них есть душа, их иначе можно назвать одушевленными.)

– А какие существительные вы отнесли ко второму столбику? Почему? (Эти существительные отвечают на вопрос что?)

Какие существительные отвечают на вопрос что?

– все остальные имена существительные, которые обозначают предметы у которых нет души.

Сделаем вывод:  Одушевленные имена существительные обозначают людей, животных, отвечают на вопрос кто?, а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают на вопрос что? 

Сформулируем тему нашего урока

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Поставим задачи к нашему уроку. «Продолжи предложение»

научиться различать…. (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

– узнать больше об… (одушевленных и неодушевлённых сущ.ных)

– работать … (активно, дружно и быстро)

IV.Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.

По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.

V. Групповая работа:

Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Я приготовила для вас задания, которые помогут совершенствовать ваши умения.

За работу!

Найдите на столах карточки и выполните задания.

Группа №1

-Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова

отвечали на вопрос что?

Коза;

рак;

цапля;

сом;

дочка.

Группа №2

-Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова

отвечали на вопрос кто?

Сон;

липа;

рот;

бочка;

дверь.

Группа №3

Найдите «лишнее» слово. Подчеркните его. Объясните свой выбор. Выпишите «лишние слова» разделив на группы.

1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода

2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.

4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.

5) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.

А теперь немножко поиграем.

– Молодцы. Отлично справились с заданием.

VI. Письменная работа. Работа с учебником.

Упр. 245 ( стр. 140)

Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Найдите в нём и обозначьте одушевлённые (одуш.) и неодушевлённые (неодуш.) имена существительные.

VII. Итог урока:

– Давайте подведём итоги. Что вы знаете об имени существительном?

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Одушевленные имена существительные обозначают людей, животных, отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные, отвечают на вопрос что? 

VIII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке самостоятельно с помощью смайликов. Кому было все понятно на уроке поднимите веселого смайлика, у кого были затруднения на уроке поднимите грустного смайлика.

IX. Выставление оценок

– Вы довольны своей работой?

X. Домашнее задание:

Выберите домашнее задание

1ряд: Подобрать 6 одушевленных существительных (отвечающих на вопрос кто?)

 2ряд: Подобрать 6 неодушевленных существительных (отвечающих на вопрос что?)

Всему классу: Упр. 247 (стр. 141)

II

Актуализация знаний.

III.

Формули-

рование темы и цели урока

IV. Повторение изученного

V.

ФИЗМИНУТКА

VI.

Закрепление с элементами самоконтроля, самооценки

VII. Рефлексия

Притча. Приём «Вопрос к тексту»

Притча – это краткий поучительный рассказ. Однажды величайший мастер стрельбы из лука повесил на дерево мишень и спросил своих учеников, что они видят. Один сказал, что видит дерево и мишень. Другой увидел дерево с мишенью, листву, солнце и птиц на небе. И только один ученик ответил: – Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени». Учитель повернулся к ученикам и произнёс:

– Знайте, только такой человек может стать попадающим в цель.

Давайте порассуждаем, какими качествами должен обладать человек, чтобы он смог достичь поставленной цели?

Внимательным

Сосредоточенным

Организованным

Целеустремлённым

Я верю, что вы обладаете такими качествами, которые помогут вам достичь цели пока в учёбе, а в дальнейшем и в жизни

Перед вами дорожка из слов

Стр-ла, л-ства, пт-ца, гн-здо (Слайд 2-3)

Найдите лишнее? Почему? (птица)

Сформулируйте тему урока на основе оставшихся слов на доске (Слайд 4)

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова.

Сколько способов проверки безударной гласной мы знаем?

(2 способа)

По словарю

По изменению слова (Слайд 5)

Докажите, что вы владеете этими способами.

Словарная работа (работа в группах).

Оценивать работу будем в оценочных листах по критериям.

Правильный ответ – 1б.

Неправильный – 0б.

Алгоритм работы:

Вспомните по 1 слову из словаря.

Проговорите это слово громко для членов вашей группы.

  1. Запишите на одном листочке бумаги.

  2. Положите на центр стола лицевой стороной вверх и не закрывайте слово.

  3. Каждый должен написать по 1 слову.

 Проверка: Приём « Лови ошибку»

 Участник группы читает всему классу  словарные слова, которые получились в результате совместной работы, все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.

Оцените работу.

Какой способ проверки требуют эти слова? (Слайд 6)

Буквенный диктант (карточки с гласными буквами)

Стрела, листва, гнездо.

Самостоятельная работа (Слайд 7)

Вставить пропущенную букву в словах:

Б…жать, в…ршина, к..рмушка, п…тёрка

е, е, о, я

Оцените этот вид работы

На партах возьмите карточку розового цвета

(на карточках слова с безударной гласной, а на обратной стороне проверочное слово)

По моему сигналу встаньте, задвиньте стулья и начните передвигаться под музыку. Когда музыка остановится, найдите пару с другого стола и обсудите написание безударной гласной в корне слова.

  Оцените данный вид работы

Перед вами на листочках таблица, где записаны утверждения, если вы согласны с утверждениями, ставите +, если нет, – Приём « Да+» « Нет -»

На обратной стороне листочка фамилия товарища, посмотрите, с кем у вас назначена встреча на … часов. Встаньте со своих мест и, встретившись с партнером на … часов, обсудите ваше задание, а в конце поблагодарите за работу.

Совпали ли ваши утверждения с товарищем?

Сверить с образцом (Слайд 8)

Оцените работу

Самооценка учебной деятельности на уроке.

Приём «Мишень»

Подведём итог урока.

Посчитайте, сколько баллов вы набрали. (Слайд 9)

10б. – красный кружок

9б. – зелёный кружок

8б. – жёлтый кружок

Наклейте кружочек в ту часть мишени, которая соответствует количеству баллов.

Ребята, какие качества вам помогли достичь цели урока?

(Слайд 10) Внимательность

Сосредоточенность

Организованность

Целеустремлённость

Ученику – удача.

Учителю – радость. (Слайд 11)

Чтение притчи

Задаёт вопрос

Предлагает прочитать слова и найти лишнее.

Предлагает сформулировать тему и цель урока.

Задаёт вопрос

Задаёт вопрос

Диктует слова

Объяснение.

Включает музыку.

Объяснение

Объясняет приём

Учащиеся слушают

Дети

высказывают предположение

Ответы учащихся

Учащиеся формулируют тему и цель урока.

Ответы учащихся

Работа в группе

Работают по алгоритму

Каждая группа зачитывает словарные слова

Оценивают себя.

Учащиеся показывают пропущенную букву в слове.

Учащиеся записывают только

пропущенную букву в словах.

Взаимопроверка

с эталоном на экране

Дети берут карточки розового цвета, передвигаются под музыку,

музыка останавливается,образуют пары и обсуждают написание слов с безударной гласной по карточке

Заполняют таблицу.

Учащиеся

встречаются с товарищем, обсуждают задание.

Взаимопроверка и самооценка с эталоном на экране.

Учащиеся считают баллы и наклеивают кружочки на мишень. Каждая группа представляет результат работы.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из текста

Познавательные УУД

Обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникатив

ныеУУД

Развиваем умения слушать и понимать других

Регулятивные УУД

 Развиваем умение

взаимоконтроля

Регулятивные УУД

Развиваем умение взаимоконтроля и самооценки

Коммуникатив

ные УУД

Умение работать в паре

Познавательные УУД

На основе анализа делать выводы

Коммуникатив

ные УУД

Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные УУД

Развиваем умение оценивать свою деятельность по заданным критериям

Развитие навыков работы с текстом в процессе обучения русскому языку

ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками работы с текстом различных стилей и жанров».

Поэтому навык работы с текстом – важная составляющая в формировании информационной компетентности обучающихся.

Мы начинаем наш мастер- класс, на котором мы будем работать с очень важным материалом? Каким? Угадайте?

Загадка

Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

Наша тема сегодня

Давайте вспомним, что такое текст

– Мы побывали в стране Текстов. (На доске поворачивается карточка ТЕКСТ)

– Что же вы можете рассказать об этой стране? (Дети дают определение текста).

Текст – это такая целостная смысловая единица, которая содержит законченное сообщение.)

целостная смысловая единица

содержит законченное сообщение

Какие

признаки текста

вы знаете?

(состоит из предложений, связаны по смыслу, текст имеет или может иметь заголовок, заглавие, название)

Какие основные

типы текста

вы знаете?

описание

повествование

какой?

что произошло?

Рассуждение почему?

– Молодцы! Открыли правильно всю схему.

Работа с текстом

Мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом?

-А всегда ли вы понимаете тексты, с которыми работаете на уроках окружаего мира? (не всегда).

Поэтому сегодня, ребята, мы с вами поработаем с текстом, определим ключевые моменты для того, чтобы легче понять текст.

Предвосхищение темы. Знакомство с автором (краткие сведения): что можно сказать об авторе по фотографии?

Просмотр иллюстраций или прослушивание музыки(на какую тему может быть текст?) – о …..

Перед вами лежат карточки . Внимательно прочитайте и определите, что перед вами: слова, предложения, текст

                                     Гроза

Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскаленной мгле. Сумерки настали быстро. Было совсем темно — ни одной звезды.

И вот в мертвой тишине глухо и важно зашумели ветлы, долетели испуганные крики грачей. Шум становился все крепче, торжественнее. Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома. Где-то бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины.

И вот бело-синим ослепительным светом раскрылась ночь. На мгновенье черными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья. И – снова тьма. И грохнуло, обрушилось все небо. Хлынул дождь – сильный, обильный, потоком.

                                                                                                         А.Н.Толстой    

 -Докажите, что это текст. 

(Состоит из предложений ,предложения связаны по смыслу и расположены в определенной последовательности, посвящены одной теме.)

– Молодцы, правильно определили. Как вы считаете, сколько абзацев в этом тексте или (микротем) ?(3)

Прочитайте 1 абзац (часть, микротему)

Примерные вопросы

1.  Какой из данных признаков состояния природы наиболее точно предсказывает приближение грозы? (томление)

– Как вы понимаете значение этого слова ( состояние мучения, испытания тяжести от чего-либо. В данном случае от жары)

2.  Какие из описываемых признаков, предвещающих грозу, тебе были известны? (зной, тишина, темнота)

3. Как можно озаглавить эту часть? (Тревожное томление в природе. Природа перед грозой)

2 часть читает учитель

Примерные вопросы

1.  Найдите опорные слова, которые показывают нарастание признаков грозы? ( Зашумели ветлы, ветер засвистел, завыл в трубах, бухнуло, зазвенели разбитые стекла, скрипели стволы)

Как озаглавим ? Приближение грозы.

Прочитайте 3 абзац Примерные вопросы

1.  Как описано состояние разбушевавшейся природы? («светом раскрылась ночь», «и снова ьма», грохнуло, хлынул, потоком)

2.  Какие три состояния бушующей грозы сменяют друг друга? ( сначала ложная тишина, затишье перед бурей, затем действует мощный ветер, потом гремит гром, идет ливень)

III   микротема Торжество грозы

  Определите тему (приближение грозы и главную мысль текста (передача состояния разбушевавшейся природы).

Какой бы заголовок вы подобрали к данному тексту? (гроза)

Текст какого типа мы прочитали? ( повествование, т.к. происходит смена картинок-кадров)

– Докажите

Определите стиль текста (художественный, так как этот текст представляет собой художественное описание природы).

 –Какова роль глаголов в тексте? (Признаки показаны в изменении, использованы глаголы совершенного вида). Замолкли. Осоловели. Скрылось. Настали.

Зашумели. Долетели. Засвистел.

_ определите вид глаголов

– каким словом можно заменить глагол осоловели?- становиться вялым. сонным

  Подчеркните антонимы, определите их роль (помогают показать борьбу сил в природе: свет-тьма и замолкли – зашумели, тишина – шум).

Какую концовку вы бы придумали?

Добавить словарную работу

Какое время суток описывает автор? Почему вы так решили?(Вечер)Приведите доказательство из текста.

Как вы понимаете выражение обрушилось небо?

Используя ключевые слова, попробуйте составить свой текст на данную тему???

Добавить комментарий