Семейное дерево 2 класс окружающий мир образец-где найти/скачать? Семейное (родословное), или генеалогическое, дерево – это схематическое изображение всех родственников, построенное по порядку рождения (наследования) и родственных связей. Семейное дерево для 2 класса. Это может быть рисунок карандашами или красками, аппликация из цветной бумаги или фотошоп. Во всех случаях используются фото родственников с указанием ФИО и степени родства. Само оформление дерева и рисунок дерева – индивидуальное, на ваш вкус и цвет. Приведу примеры, образца семейного/генеалогического древа, на основе которых вы можете создать свое неповторимое дерево. Я бы указала старших родственников у основания дерева – все же они основа рода, а себя на самой верхушке – как молодую поросль. Но в примерах вы встретите и обратный порядок расположения. система выбрала этот ответ лучшим Solnce lychik 2 года назад Изобразить всех родственников в виде семейного дерева не очень сложно. Главное знать своих бабушек и дедушек. А если внести своих прабабушек так вообще будет отлично. Можно напечатать шаблон затем вклеить фотографии родных с именами и фамилиями. Шаблон можно найти на просторах интернета. Вот такой например. А можно схематически нарисовать самому. Это не так сложно как кажется. Дерево рисуется достаточно просто. Даже первоклассник справиться с этой задачей. Вот еще наглядный яркий пример семейного дерева. Конечно напечатанный вариант кажется аккуратней, но сделанный своими руками намного ценнее. Ведь туда вложено больше труда. jarptica 4 года назад В генеалогическом древе в идеале должно быть хотя бы 4 поколения:
Можно разместить рисунок в виде дерева. Ребенок на самом верху, а в самом низу , в корнях – прабабушки и прадедушки. Можно дерево нарисовать, а членов семьи написать на яблочках и наклеить на дерево. 88SkyWalker88 2 года назад Семейная родословная – это проект, в рамках которого ребенок узанет о своих предках, рордственных связях. Оформляется такой проект в виде рисунка с фотографиями. Рисуем дерево с листьями и ветками. Далее начинаем приклеивать фотографии таким образом, чтобы были видны родственные связи. Начинаем с ребенка, далее следуют его папа и мама, далее бабушки и дедушки и так далее. Внизу подписываем имя, фамилию, отчество, а также годы жизни. Вот образцы таких проектов: Можно скачать цветные готовые шаблоны. Вам останется только распечатать фотографии и сделать подписи к ним. Скачать такие шаблоны можно здесь: СнежнаяЗима более года назад Проект “Семейное дерево” очень интересный. Он дает возможность больше узнать о своей собственной семье, о своих родственниках. Чтобы его подготовить, необходимо обратиться к маме и папе или бабушке и дедушке. Они расскажут больше о своих родителях и о своих бабушках и дедушках. Также они смогут найти подходящие фотографии. Это фотографии можно, например, сфотографировать на телефон и перенести в компьютер. Далее можно будет распечатать их и таким образом не придется портить очень ценные снимки и что-то вырезать из них. Распечатанные фото можно будет потом разместить на рисунке или аппликации, которые необходимо будет изготовить. Можно дерево нарисовать. А на плодах этого дерева написать имена родных или приклеить фото. Сначала свое имя, далее имена родителей, далее бабушек и дедушек, а затем их родителей. Важно также не забыть братьев и сестер, если они есть. Примеры таких работ, нарисованных карандашами или же вырезанных из цветной бумаги: Можно по этим образцам нарисовать дерево своей семьи. Учитывайте, сколько в ней человек и, соответственно, рисуйте необходимое количество веток. Если фотографии не требуют, можно просто написать имена. И не портите старые фотографии, так как они бесценны и их уже не восстановить. Если задали такой проект с фотографиями, обязательно скажите об этом родителям и вместе с ними сделайте с помощью телефона фотографии этих старых фотографий. А на компьютере можно будет потом придать им нужный размер и распечатать. Вот красивый образец дерева, можно, например, с него срисовать очень оригинальное дерево: В Рокотов более года назад Предлагаю свой вариант проекта для школы “Семейное древо”. Раньше генеалогическое древо рисовали совсем не так как сейчас. Сейчас почему то рисуют всех молодых снизу – это не правильно. Ствол связан с корнями, прочно и устойчиво стоит на земле – это наши предки, уже ушедшие. К стволу примыкают мощные нижние ветки – они должны быть мощными ведь они держат целую крону. Нижние ветви это наши прадедушки и прабпбушки. Первая зеленая граница – это наши родители – если они живы – они находятся среди листвы, вторая полоса тонких веточек и мощной листвы – это вы – молодое поколение, за которым будущее. У вас тоже когда-нибудь будут свои дети – поэтому над вами обязпательно должны быть лепесточки. Вот один из примеров, а также их можно увидеть тут. Марина Вологда 9 месяцев назад Семейное дерево стоит начинать с себя, т.е. ученика мы пишем в самом низу, дальше две стрелочки вверх и пишем своих папу и маму. Ну и дальше бабушек и дедушек. Не забывайте, если у вас есть братья и сестры, их тоже надо указать в этом дереве. Если у вас есть фотографии или принтер, на котором можно распечатать фотографии вашей семьи, то тогда вклеиваем фотографии в древо и получаем примерно вот такой результат. Если фотографий нет, то можно просто написать кто и как зовут. Тогда возьмите шаблон, что ниже и просто впишите словами. Шаблон для семейного дерева можно взять вот такой. Если хотите, чтобы было подписано кто и где находится, можно шаблон взять такой. Такую творческую работу дают делать детям со второго класса. Сделать её легко. Ребёнок берет лист бумаги, рисует дерево, а в кружочках на ветвях подписывает имена своих предков. Можно сделать в виде аппликации, то есть на нарисованные дерево клеим фотографии семейные и подписываем кто есть кто. Один из простых примеров такого семейного дерева можно посмотреть ниже. Чаще всего подписи начинаются снизу и вверх. То есть внизу я, сестры, братья если есть, папа, мама и так далее, а сверху уже бабушки, прабабушки. Можно такую работу выполнить и по шаблону, только его надо заранее скачать. Несколько примеров по теме найдёте здесь (не реклама, ознакомление). Бархатные лапки 4 года назад Сейчас детям в школе часто задают выполнить проект (или презентацию) на тему “Семейное дерево”. Найти образец можно просто в этом вопросе. Проще всего нарисовать семейное дерево таким образом: рисуем толстый ствол нашего дерева и много веток. Расположить данные о себе и своих родственниках можно в любом порядке. Кто-то начинает писать снизу старшее поколение, а вверху – самые молодые представители семьи. Кто-то это делает совершенно наоборот: снизу – самые молодые, вверху – старшие. Можно просто написать данные в “листиках” древа. Можно наклеить фотографии и подписать их. Также можно выполнить дерево в виде аппликации. Берем цветную бумагу, вырезаем ствол, листья и ветки. Наклеиваем на картон, далее заполняем данные. OlyaSh 9 месяцев назад В рамках проекта “Семейное дерево” по предмету “Окружающий мир” ученик 2 класса должен собрать информацию о своей семье, своих предках и родственных связях. Изобразить это в виде генеалогического древа, а также сделать презентацию своего проекта. Оформить семейное древо можно различными способами, здесь все зависит только от вашей фантазии. Несколько примеров я приведу в своем ответе. Самый простой способ – это найти в интернете готовые шаблоны и вклеить туда фотографии членов своей семьи. А можно проявить творческие таланты и самому изобразить дерево, нарисовать или просто подписать информацию о своих родственниках. Вот такие варианты для примера. Знаете ответ? |
Смотрите также: Как правильно сделать проект “Семейные традиции” 2 класс окружающий мир? Рассказ о поведении птиц зимой 2 класс окружающий мир – где найти образец? Проект Мои домашние питомцы 2 класс окружающий мир – где найти образец? Доклад, рассказ Путешествие по планете, 2 класс окружающий мир как сделать? Доклад, рассказ Посмотри вокруг, 2 класс, окружающий мир, как сделать? Доклад, рассказ Из чего что сделано, 2 класс, окружающий мир, как сделать? Доклад, рассказ “Невидимые нити”, 2 класс, окружающий мир, как сделать? Доклад, рассказ Все профессии важны, 2 класс, окружающий мир, как сделать? Доклад, рассказ Поговорим о болезнях, 2 класс, окружающий мир, как сделать? 2 класс Окружающий мир. Красная книга. Ответы к учебнику стр 91 -где найти? |
Во 2 классе ребенок должен уметь составлять родословное дерево для предмета «Окружающий мир». Сделать это просто.
Содержание
- Что такое родословное дерево?
- Основы составления Родословного дерева по проекту по «Окружающему миру», 2 класс
- План работы по составлению Родословного дерева по «Окружающему миру»
- Как создать генеалогическое, родословное древо семьи?
- Оценка работы: выводы после составления Родословного дерева
- Генеалогическое, родословное древо: рисунок, шаблоны
- Видео: Как составить родословное древо за 6 шагов?| Как узнать историю своей семьи?
- Видео: Как красиво оформить родословное древо — примеры
- Видео: Как собрать свою родословную? Личный алгоритм и опыт | Генеалогическое древо | Генеалогия
Как научить ребенка интересоваться своим родом? Сегодня знание истории своей семьи — это настоящая катастрофа. Люди перестали близко общаться друг с другом и потеряли связь поколений. Не все дети способны ответить на элементарные вопросы о самых близких родственниках. Составление родословного древа помогает малышам узнать все о своей семье.
Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Родовые сценарии. Генограмма семьи».
Родословная познакомит с интересными фактами о предках — кем они были и чем занимались. Составление семейного древа — это полезное и творческое занятие. Читайте далее.
Что такое родословное дерево?
Родословное дерево — это визитная карточка каждой семьи. Во втором классе школы есть задание составить родословное дерево своей семьи. Его цель — научить детей хорошо знать информацию о своих родных. Родословная показывает поколения родов.
- Род своей семьи, хотят знать большинство людей. Так можно полюбить и начать ценить всех родственников. В каждой семье есть своя история и традиции. Эти истории уникальны и неповторимы, одинаковых быть не может.
- Семью надо уметь ценить. Люди часто ее теряют, не задумываясь, о том, что найти ее потом бывает сложно. Дерево обычно ассоциируется с чем-то мощным и крепким. Его специально выбрали для олицетворения с целым родом.
Считается, что мысль создания генеалогического дерева, пришла к нам из Европы. В средневековье у интеллигенции появилось новая мода. Их дома стали украшать родословные древа семьи. Наглядно показывались все семейные связи и количество родственников. Оформлялись в самых разных вариантах.
Основы составления Родословного дерева по проекту по «Окружающему миру», 2 класс
Дерево семьи можно создать как угодно. Современный мир предоставляет на выбор разные варианты. Вот основы составления Родословного дерева по проекту по «Окружающему миру», 2 класс:
- Начать нужно со сбора информации.
- Ребенок может узнать основную часть у своей матери или отца. Возможно, они покажут ему фото или видео о семье.
- Нужно будет поднимать семейные документы или разные свидетельства.
Есть официальный сайт, который называется «Всероссийское генеалогическое древо». С его помощью можно найти родственников или корни. Там люди переписываются по фамилиям и ищут своих предков.
Отметим несколько плюсов, почему стоит заняться оформлением древа:
- Это творческий процесс. Собирание информации вдохновит и сблизит лишний раз всех членов семьи.
- Всплывут редкие воспоминания и разные истории. Часто запоминаются хорошие события и разные достижения.
- Красиво оформленное дерево, станет ценным украшением интерьера в доме.
- Все значимые даты будут наглядно перед глазами. Они не дадут забыть о семейных праздниках и значимых событиях.
Ниже еще больше полезной информации. Читайте далее.
План работы по составлению Родословного дерева по «Окружающему миру»
Работа сложная, но увлекательная и интересная. Как во всяком деле, детям понадобится терпение и кропотливость.
План работы по составлению Родословного дерева по «Окружающему миру» может быть таким:
- Написать вступление, что такое родословная.
- Рассказать о своей фамилии. Бывают какие-нибудь особенности.
- Рассказ о семье. Из кого состоит ваша семья. Сколько вас человек, братьев или сестер.
- Расписать 3 поколения ваших родственников. Рассказать о них.
- Сделать вывод. Для каждой семьи он будет свой особенный.
- Наглядно показать пример работы.
Представьте, что вы превратились в историков. Процессу придется уделить какое-то количество времени, но результат того стоит. В начале, узнаются все имена родственников, даты дней рождения или причины смерти. Например, бабушек или братьев, сестер и родителей. В этом деле помогут семейные архивы, фотоснимки и видео. Материалы выбираются самые разнообразные. Указывать можно любые факты.
Как создать генеалогическое, родословное древо семьи?
Родословное дерево семьи оформляется в любом формате. Все зависит от вкуса и желания автора. Есть простые варианты, для школьников. Когда это всего лишь рисунок, берем элементарные инструменты:
- Карандаш и ластик, лист бумаги, на чем будет рисоваться семейное дерево
- Чем вы будете рисовать — краски, фломастеры
- Ножницы, клей, линейки
- Фотографии семьи
Существуют разные техники создания генеалогического дерева, которые можно применить для оформления:
- Техника квиллинг
Квиллинг – это техника работы со специальной бумагой. Определенный эффект достигается за счет особенных закрученных завитков. Смотрится необычно и оригинально.
- Леттеринг – работа с ручками брашпен
Когда линия идет вниз, надо сильно на них надавливать. Если линия идет вверх, то наоборот легонько. В результате получаются оригинальные надписи. Можно подписывать в этой технике имена.
- Аппликация – это всем известный тип работы
Несмотря на простоту, его многие любят и часто применяют. Его вид тоже смотрится оригинально.
В современное время дети любят пользоваться разными гаджетами. Некоторые учителя сами предлагают оформление онлайн. Есть программы, по которым можно напечатать родословную по готовым макетам. Это быстрые и универсальные варианты. Вот 5 программ для оформления семейного дерева:
- Фотошоу PRO
- Genopro
- Family Tree Builder
- Древо жизни
- Родственники
Когда будет собрана информация обо всех членах семьи, собраны все данные и материалы, можно начинать готовить саму работу. Как же составить семейное дерево? Включаем воображение и креативность. С него надо начинать? Решаем, в каком порядке будет заполняться наша схема. В каком порядке будут показаны члены семьи.
Обычно на ствол, как самой толстой и крепкой части, помещается главный начальник рода. Понятно, что им будет мужчина. От него начинают располагаться следующие поколения. Его дети на одном уровне. Потом в следующем ряду будут стоять внуки. Если есть, следующие пойдут правнуки и так далее.
- Одно поколение надо показывать в одном ряду.
- Вместо стрелок рисуются ветки.
- На ветках вместо листиков размещаются фотографии родственников.
- Это называется восходящий тип семейного дерева. Дерево растет снизу и разрастается вверх.
- Нисходящий тип рисуется наоборот.
- Сверху на самом верху помещается первый составитель рода.
- От него вниз будут спускаться все остальные.
Общие правила довольно простые. Каждое поколение занимает один уровень. Брачные пары соединяются горизонтальными линиями. А их детей соединяют вертикальными линиями.
Оценка работы: выводы после составления Родословного дерева
Хороший и качественный результат мы получаем благодаря художественному стилю работы и достоверной информации. Все факты на дереве должны быть четкими и точными. Написать нужно самое главное. То что считается важным.
Когда генеалогическое древо готово, школьники рассказывают о своем роде перед всем классом. Допустимо рассказать, кто помогал при составлении: мама, папа или дедушка. У кого спрашивали совета. Даже если ребенок не все понимает, задача взрослых поддержать и показать ошибки.
Когда ребенок сделает эту работу, он почувствует себя, частью большого интересного проекта. Узнавать новое о ближних родственников — это задача всех школьников второго класса.
Генеалогическое, родословное древо: рисунок, шаблоны
Давайте изучать свои корни и любить свой род. Это крайне важно для всех нас. Своей родословной нужно гордиться. Память наших предков это несравненно важный фактор. Во время изучения наладятся связи с родственниками. Вот рисунки и шаблоны генеалогического, родословного древа:
Важно, чтобы дети знали о героях предков. Не забывали и чтили семейные традиции. Давайте оставим свой след для будущего поколения. Исторические корни влияют на нас в продолжении всей жизни. Они связывают крепкими узами родства всех людей.
Видео: Как собрать свою родословную? Личный алгоритм и опыт | Генеалогическое древо | Генеалогия
Прочитайте по теме:
- Как самостоятельно узнать родословную?
- Как нарисовать генеалогическое дерево?
- Как нарисовать герб семьи для школы карандашом?
- Тест — рисунок семьи для дошкольников с ответами
- Красивые девизы семьи для герба
Перейти к содержанию
На чтение 3 мин. Просмотров 119k.
Обновлено 02.09.2021
Содержание
- Проект по окружающему миру родословная семьи для 2 класса
- Способы составления генеалогического дерева
- Шаблоны Word для выполнения проекта
- Как редактировать предложенные шаблоны
Проект по окружающему миру родословная семьи для 2 класса
В качестве домашнего задания ученики 2 класса должны выполнить проект — презентацию «Семейное дерево», или генеалогическое дерево. Это дерево наглядно демонстрирует родословную каждого школьника. Задание очень полезно — ученик вместе с родителями исследует свои корни, спрашивает о родне у бабушек-дедушек обеих сторон и восстанавливает свою личную историю.
Чем длиннее получилось ваше семейное древо, тем качественнее ваша работа. Замечательно будет, если вы вклеите в работу фотографии родственников. Эта презентация может стать началом большого семейного исследования. Вы узнаете больше о своих корнях.
Узнайте как составить My Family Tree на английском языке
Творческий проект можно выполнить разными способами, но в любом случае без помощи родителей младшим школьникам не обойтись.
Способы составления генеалогического дерева
- Рисунок. Здесь все просто — ребенок рисует дерево и подписывает имена и фамилии предков.
- Творческая работа. На картон или фанеру наклеиваются фотографии и делают подписи.
- На компьютере можно скачать и распечатать любую картинку-шаблон с генеалогическим деревом и подписать ручкой дедов и прадедов.
- На компьютере составить генеалогическое дерево можно в программах — MS Word, Gimp, Adobe Photoshop.
- Составление родословного дерева на специальных сайтах.
Шаблоны Word для выполнения проекта
У нас вы можете скачать шаблоны проекта Семейного древа в Word-формате, подкорректировать их под себя. Для взрослого человека — это несложная задача, распечатать и принести на урок.
скачать
скачать
скачать
скачать
Генеалогическое дерево с местом для вставки фото:
.
скачать
Как редактировать предложенные шаблоны
- Измените текст подписей родственников. Дважды кликните по подписи, появится курсор — меняйте на свои ФИО.
- Добавляйте и убирайте лишние фигуры. Чтобы быстро скопировать фигуру (в нашем примере — прямоугольник), зажмите клавишу CTRL, наведите курсор на край фигуры, дождитесь пока появится маленький крестик, зажмите левую кнопку мыши и потяните фигуру в нужную сторону. Чтобы удалить фигуру — кликните по ней, появится выделение и нажмите на клавишу Delete.
- Изменяем подложку — фон-картинку (дерево). Разметка страницы -> Подложка -> настраиваемая подложка.
- Изменить цвет фона: Разметка страницы -> Цвет страницы.
- Растягиваем фигуры, чтобы вставить в них фото: кликните по края фигуры, зажмите левую кнопку мыши и потяните в нужную сторону.
- Добавление фото в шаблон: поставьте курсор после ФИО родственника -> Enter -> Вставка -> Рисунок -> Выберите фото родственника маленького формата.
Сохраняйте изменения и распечатывайте результат. Желаю хороших оценок!
Муниципальное образовательное учреждение
«Атемарская средняя общеобразовательная школа»
Родословная семьи Прониных
Исследовательская работа:
ученика 2 «б» класса
Пронина Артура
Руководитель: Запорожец Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Атемар 2016
Содержание
Введение………………………………………………………3
Глава I. Генеалогия. Генеалогическое древо……………5
Глава II. Анкетирование класса……………………………7
Глава III. Моя родословная……………………………………8
Глава IV. Биография моих предков………………………..11
Глава V. Происхождение моей фамилии……………….….15
Глава VI. Традиции моей семьи……………….……………15
Заключение………………………………………………….. 17
Литература…………………………………………………….18
Введение
«Изучая дедов, узнаём внуков, то есть
изучая предков, узнаём самих себя».
В.О.Ключевский
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы
произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных,
что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место,
где родился, вторые скажут, что это родной дом, где сделал первый шаг и сказал
первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и
папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало
с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и
слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов,
отчий дом – дом нашего отца.
Каким бы ни был наш дом, где бы он не
находился, он всегда будет нам дорог и близок. Ни одно дерево не может вырасти
красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек
не может быть достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей
семьи. В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало
особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало
общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь
поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С. Пушкин
писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
У меня есть большой интерес к собственным
корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что
представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Цель работы – изучить родословную моей семьи.
Задачи работы:
1.
Составить генеалогическое
древо семьи.
2.
Выяснить происхождение
моей фамилии .
3.
Собрать исторический
материал о моих предках.
4.
Придумать девиз и герб
семьи.
Методы
исследования:
1.
Опрос родственников.
2.
Изучение семейных архивов,
документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего
рода.
3.
Анкетирование.
4.
Сравнительно-сопоставительный
анализ полученной информации.
Предмет
исследования: изучение истории
семьи.
Объекты
исследования:
1. Воспоминания и
рассказы дедов и прадедов о жизни.
2. Фотографии,
документы, письма.
Этапы
исследовательской работы
1.
Анкетирование
одноклассников.
2.
Составление родословной
семьи, сбор информации у близких родственников.
3.
Особенно важные сведения
может предоставить старшее поколение, которое знает больше о прошлом своего
рода.
4.
Полученную информацию о
каждой семье проверяем в архиве, с помощью старых посемейных списков,
данных переписи населения, книг и т.д.
5.
Составляем общее генеалогическое
древо всего рода, распределяя собранную информацию по поколениям.
6.
Выясняем происхождение
фамилии и традиций семьи.
Глава I.Генеалогия.
Генеалогическое древо.
1.1.
Определение понятия.
Генеалогия – это наука о семье человека и
всех его родственных связях с другими людьми. Слово генеалогия было образовано
от древнегреческих слов «genea» – семья и «logos» – наука, знание. Так как
каждый человек от кого-нибудь происходит, то эта наука интересна многим. Ведь
каждому будет любопытно узнать, кто были его дальние предки и откуда происходит
фамилия вашего рода.
Генеалогия – это своеобразное познание
мира. Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает
культурные обычаи и традиции разных эпох.
Генеалогическое дерево – это краткое, но наиболее наглядное отображение
семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все
родственные отношения. Чтобы его
«вырастить» приходится приложить немало усилий. Порой на это требуются годы.
Иногда удается заглянуть вглубь веков на три, четыре, а то и пять столетий.
Генеалогическое древо издревле
составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в
поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных
семейных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о
тех, от кого мы произошли.
1.2.
Виды генеалогических древ.
Генеалогические древа делятся на
восходящие и нисходящие. Их определения были даны Л.М. Савеловым.
В восходящем древе главным
объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения.
Начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или
коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д. Этот вид древа составляется тогда,
когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему
целесообразнее двигаться от известного к неизвестному.
Когда же собрано уже достаточное
количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к
составлению нисходящего древа, т.е. начинают с самого отдаленного из известных
предков и постепенно переходят к его потомкам. Это древо более удобно для
справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода,
начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачиваясь до последних
дней.
Восходящие и нисходящие древа
бывают мужские и смешанные.
В мужском нисходящем древе
указывается все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от
мужчин, женские представительницы рода представлены именами своих супругов.
Смешанно-нисходящее древо указывает
все потомство данного родоначальника, происшедшее, как от мужчин, так и от
женщин. Это древо не является древом одной фамилии потому, что охватывает
большое количество родов. Оно необходимо для выяснения родственных связей между
боковыми родственниками.
Мужское восходящее древо будет
выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному
предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной
связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем.
Смешанно-восходящее древо
указывает всех прямых предков данного лица по мужской и женской линиям.
Подобное древо всегда имеет довольно правильную форму в графическом плане, т.к.
в первом колене указывается одно лицо, во 2-м – два, в 3-м – четыре, в 4-м –
восемь и т.д. в геометрической прогрессии. Причем каждое из этих лиц в одном
колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем
представителей восьми различных фамилий, а в пятом – уже шестнадцати и т.д.
Таким образом, имеются следующие
виды генеалогических древ:
1) нисходящее мужское древо –
самое распространенное и единственно принятое в научных работах;
2) нисходящее смешанное древо –
указываются все предки, включая братьев и сестер, необходимо для выявления
родственных связей;
3) восходящее мужское древо –
указываются лишь прямые предки по мужской линии;
4) восходящее смешанное древо –
указываются прямые предки по мужской и женской линиям, т.е. бабушки, дедушки,
прабабушки, прадедушки и т.д.
Глава II. Анкетирование класса
Я провел анкетирование учеников 2Б класса МОУ
«Атемарская СОШ» на тему «История моей семьи».Результаты данного опроса вы
видите ниже.
1.
Знаком ли ты с историей своей семьи?
2. Кто тебе её рассказал?
3.
Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»?
Вывод
Проанализировав результаты анкетирования, мы
можем сделать вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей
семьи в первую очередь от бабушек и дедушек, потом уже от своих родителей. Но
родословную своей семьи практически имеют единицы.
Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь
фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви
одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в
отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый
знакомится, таким образом, с историей России.
Глава III. Моя родословная.
3.1. Составление генеалогического древа
моей семьи
Для исследовательского проекта мне подошел
смешанно-восходящий вариант генеалогического древа, т.к. он вмещает более
полную информацию о предках, как по мужской, так и по женской линиям.
Мне удалось собрать информацию о предках,
живших в 20 веке. К сожалению, многие фотографии и документы затерялись со
временем.
Ход составления древа:
1. Я изучил старые документы и фотографии.
Особенно важны такие документы, которые содержат генеалогическую информацию:
свидетельства о рождении, браке, смерти. Много интересной информации можно
почерпнуть из трудовых книжек, грамот, дипломов, аттестатов. Все документы
делятся на две основные группы: родственники по материнской и родственники по
отцовской линии.
2.Опрос родственников – это бабушки,
прабабушка– их воспоминания особенно ценны для исследования.
3.Оформление генеалогического древа семьи.
В восходящем смешанном варианте ствол символизирует определенного человека в
данной работе это я сам, крупные ветки – мои родители, и ветви поменьше –
бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и т.д.
4.При более углубленном исследовании можно
обратиться в архив ОБД «Мемориал». Для этого нужно располагать информацией о
полном имени, дате и месте рождения, роде занятий.
Генеалогическое
древо моей семьи
Пронин Артур |
|||||||||||||||||
Мама Пронина |
Папа Пронин Дмитрий |
||||||||||||||||
Бусаров |
Ситкина Н.М-бабушка |
Пронин В.Д-дедушка |
Пронина |
||||||||||||||
Пожаров М.В- прадед |
Пожарова В.А.- |
Пронин Д.В-прадед |
Пронина Т.П.- |
Трепин Ф.К.- |
Трепина И –была |
||||||||||||
Пожаров В.П. |
Марьюшкин П.Е. |
||||||||||||||||
3.2. Немного
о себе.
Меня зовут Пронин Артур
Дмитриевич. Я родился 14 декабря 2007года в с.Атемар Лямбирского района Республики
Мордовия. Мне 8 лет. Я учусь в 2-ом классе МОУ «Атемарская СОШ».
Именем Артур меня
нарекли родители. Это имя кельтского происхождения и означает «Человек медведь».
Энергетика имени – это мечтательность, интеллектуальность и импульсивность. А
фамилия нашего рода произошла от названия реки ПРОНЯ в Могилевской губернии.
Учусь я охотно, люблю математику, ИЗО,
английский и мокшанский языки. Увлекаюсь музыкой и иностранными языками.
Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях.
Мой любимый поэт А.И.Крылов.
Многие отрывки из его басен я знаю наизусть.
Любимое время года – лето. Потому
что лето – это красивая природа, это семейный отдых, это
долгожданные каникулы. Это походы в лес, поездки на море, отдых на р.Мокша и
многое другое.
Люблю смотреть мультфильмы. Один
из самых любимых– это «Маша и медведь». Они смешные, и от них идет позитив.
В людях мне нравится доброта,
отзывчивость, трудолюбие и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в
своих родителях и поэтому в жизни хочу быть похожим на них.
Моя главная мечта – успешно и на
отлично окончить школу, институт и стать учителем математики. Мне нравится решать
задачи и считать примеры.
3.3. Моя
семья.
Вот она,
моя семья:
Папа,
мама, брат и я!
Самый младший в нашей семье – это
мой брат Арсений. Ему 2 года. Он родился 3 июля 2013года. Так его назвал папа. Он
очень хороший мальчик, добрый, активный, иногда дерется. Имя АРСЕНИЙ – русское,
имеет греческие корни и означает «мужественный, зрелый». Он очень активный мальчик.
Редко капризничает. Любит подвижные игры. Я его очень люблю и постоянно
ухаживаю за ним. Читаю ему сказки, разучиваю с ним стихи и песенки. Я учу Арсения
аккуратности. Мы вместе помогаем маме наводить дома порядок, убираем игрушки.
У Арсения и у меня есть свои обязанности, за выполнением
которых папа и мама следят строго. По вечерам, в свободное от уроков
время, мы с братом любим рисовать, лепить, играть в настольные игры и смотреть
телевизор.
Мой папа, Пронин Дмитрий
Васильевич, родился 9 апреля 1980года в с.Атемар Лямбирского района РМ. Имя Дмитрий
– русское имя греческого происхождения, означает «земледелец». Закончил МОУ «Атемарская
СОШ». Поступил в МГУ им. Н.П.Огарева на аграрный факультет. В 2005 году папа
женился на маме. Мой папа очень трудолюбивый. У него золотые руки. Папа умеет
делать всё. Он может вкусный обед нам приготовить. Односельчане часто
обращаются к нему за помощью или за советами. Папа им никогда не отказывает, он
готов всем помочь. За это его и уважают. Сейчас мой папа работает в ОАО
«Птицефабрика «Атемарская» главным зоотехником.
Моя мама, Пронина Ольга
Борисовна, родилась 23 марта 1981 года в с.Атемар Лямбирского района РМ.
Девичья фамилия Бусарова. После окончания МОУ «Атемарская СОШ» она поступила
в Московский кооперативный институт, по профессии «Технолог – экономист».
Вот уже 6 лет мама работает в ОАО
«Птицефабрика «Атемарская». Моя мама добрая и отзывчивая, в то же время строгая
и требовательная. Мы ее очень любим. Она очень много трудится, всегда в поиске
чего-то нового.
Дома мама неустанно заботится о
нас. Она помогает мне готовить уроки, занимается с братом. Вместе с папой
трудятся на огороде. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и
нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает
своими приготовлениями, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка.
Я горжусь своими родителями. За
эти годы они сумели сделать уютной и красивой нашу квартиру. Мама и папа
благодарят за помощь друг друга.
Дом, в котором мы живём,
Самый лучший в мире дом.
Память добрую о нём
Мы всю жизнь в сердцах несём.
Пусть тепло и добрый свет
Будут в нём на тысячу лет!
Глава IV. Биография моих предков.
4.1. Мои бабушки и дедушки
А сейчас я хочу рассказать о своих
любимых бабушках и дедушках.
Лучше друга не
найти – обойди весь свет.
Лучше бабушки моей в
целом мире нет.
Ярче солнышка она
улыбается
И печали все мои
забываются.
Моя бабушка, Пронина Елена Филипповна,
родилась 2сентября 1957 года в деревне Ст.Борки Ковылкинского района РМ. Умерла
30 мая 2014 года.
Мой дедушка, Пронин Василий Дмитриевич, родился
6 февраля 1958 года в деревне Сузелятка Ельниковского района РМ. Умер в
молодом возрасте в 1985 году.
Бабушка с дедушкой воспитали и
вырастили двоих детей: Дмитрия – это папа и дядя Александр – мой крестный. Но к
сожалению кроме папы никого уже нет в живых, с папиной стороны, только
прабабушка (мама дедушки).
Моя бабушка, Ситкина Нина
Михайловна, родилась 20 мая 1949 года в с.Судосево Б.Березниковского района РМ
. Она сейчас на пенсии, помогает нам ( сидит с младшим братом).Она добрая и
веселая, вкусно готовит. Всю жизнь трудилась в колхозе, много лет работала
дояркой, работала не покладая рук. Моя бабушка терпеливая и сильная духом.
Мой дедушка, Бусаров Борис Михайлович,
родился 24 мая 1942 года в г. Якутск. Умер в молодом возрасте в 1987 году.
Бабушка с дедушкой вырастили
замечательную дочку – мою маму.
4.2. Мои прабабушки и прадедушки.
Прабабушка Пожарова Варвара
Алексеевна, мама моей бабушки, родилась 14 января в 1922 году. Пережила
трудные годы войны. Ее муж, прадедушка Пожаров Михаил Васильевич родился в 1920
году. Был на войне, попал в плен. Затем был освобожден в 1942 году. Всю жизнь
они прожили в с. Судосево Б. Березниковского района РМ. Проработали в
колхозе.
Прадедушка Пронин Дмитрий
Владимирович ( дедушка моего папы ), родился 19 апреля в 1928году. Был
работником тыла, работал в колхозе. Умер в 2009 году.
Прабабушка, Трепина Ирина Павловна (мама
бабушки), родилась 25 октября 1919 года . В годы ВОВ была медицинской сестрой,
лечила раненых солдат. Умерла в 1977 году.
Война – страшное время, горе и
слезы. Она постучала в каждый дом. Наша семья тоже не осталась в стороне. Мой
прадедушка Трепин Кирилл родился 15 июля 1921 года. Во время ВОВ был
танкистом, награжден множеством медалей и орденов. Прошел всю войну, дошел до
Берлина и вернулся домой с ранениями. В его теле было 40 осколков. Но он выжил
и вернулся домой, где его ждали любящая жена и дети. Мы все должны гордиться
нашими предками, которые спасли нас от фашистов. Хочется, чтобы не было войны
никогда! Спасибо дедушке!
После войны работал директором Рыбкинской
сельской школы Ковылкинского района. Умер в 1998 году.
Самый далекий предок, о котором сохранилась информация,
это прапрадед Марьюшкин Павел Егорович 1909 года рождения. Во время ВОВ был
связистом , был убит в 1944 году в Корелии и похоронен в одном из ближайших
селений. После войны был перезахоронен в г.Выборг Ленинградской области.
Глава V.
Происхождение фамилии Прониных.
Фамилия Пронин произошла от названия реки
ПРОНЯ в Могилевской губернии. Обладатель фамилии может гордиться своими
предками. Основой фамилии Пронин послужило церковное имя Прокопий. В переводе с
греческого « опережающий, успевающий ».
Глава VI. Традиции семьи Прониных.
В каждой семье есть свои традиции, которые передаются
от старшего поколения к младшему. Семейные традиции способствуют воспитанию
уважения к старшим, укреплению дружбы между членами семьи. Благодаря этим
традициям семья становится не только дружнее, но и счастливее, потому что чаще
проводит вместе свое свободное время, потому что каждый заботится и беспокоится
друг о друге.
В нашей семье, как, наверное, во многих других
семьях, традицией стали домашние праздники. Это, прежде всего дни рождения
родных, к которым мы готовимся заранее. Ведь всегда приятно не только получать
подарки, а и преподносить их. Кроме подарка, обязательным атрибутом дня
рождения является наш традиционный семейный торт, который мы готовим вместе с
мамой или бабушкой. Кстати, рецепт этого торта тоже передается из поколения в
поколение: от бабушки – к маме, от мамы (она рецепт немного усовершенствовала)
– ко мне. Подарки мы подбираем долго: хочется приятно удивить и порадовать
близкого человека. И необязательно подарок должен быть дорогим. Ведь не зря же
в народе говорят, что главное – внимание.
В нашей семье любимым праздником является Новый год.
К этому празднику мы относимся очень трепетно, потому что это момент
переворачивания очередной страницы нашей жизни. Кроме того, за Новым годом идет
целая цепочка праздников, которых мы все ждем с нетерпением. Накануне Нового
года мы подводим итоги. Вспоминаем свои самые радостные и самые светлые дни,
переживаем горечь неудач и ошибок. Первые дни Нового года – это дни надежды,
веры. Мы надеемся, что в нашей семье и во всей стране будет все очень хорошо,
что осуществятся наши самые заветные желания. Кстати, традиционно желания мы
загадываем не только в ночь тридцать первого декабря, но и в первый день нового
года по восточному календарю. Но чтобы желание осуществилось, мало его
загадать, надо еще приложить усилия, чтобы это желание осуществилось.
Одно из желаний нашей семьи – хорошо отдохнуть
летом. Лето – это любимое время года. Я с нетерпением жду каникул, родители
ждут отпуск. Мы все любим море, и как только появляется возможность,
отправляемся всей семьей на море. Мы не только купаемся, загораем, но и любим
активный отдых. Часто поднимаемся в горы, бродим по окрестностям, любуемся
экзотической природой. Вечером можем долго сидеть у костра, петь под гитару,
жарить рыбу или готовить уху. А если нашей семье не удается попасть на море, мы
не огорчаемся, потому что недалеко есть прекрасные места, где можно отдохнуть
несколько дней. Главное – побыть вместе, пообщаться, порадоваться теплым летним
дням.
Традиционным в нашей семье является ведение альбомов,
в которых отражена вся наша жизнь. Листая страницы таких альбомов, всегда
вспоминаются строки из известной песни: «Чтобы вспомнить, какими мы были,
загляните в семейный альбом». Через некоторое время я своим детям тоже покажу
фотографии моего детства, моей дружной и счастливой семьи, традиции которой
продолжит еще не одно поколение.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером,
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже,
На этой сказочной земле!
Заключение
Работая над данным проектом, я выполнил все
поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо. Изучил происхождение
фамилий и имен своего рода. Выяснил традиции нашей семьи. Ценными помощниками
в этой работе стали для меня моя бабушка и прабабушка, а также информация с
сайта «МЕМОРИАЛ».
Мы придумали девиз и герб семьи.
«Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будут дети, Пусть всегда будет мир!!!»
Как и во многих других семьях, война оставила
глубокий след в истории моей семьи. Много узнали о профессиях наших
родственников. Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи.
Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им
помогать.
Я накопил определённый опыт в изучении истории
нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю
настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем
обязательно помогут.
Список
использованной литературы
1.
Детская энциклопедия.
История. «Я познаю мир».
2.
Журнал «Воспитание
школьников» 1989г., номер 6
3.
Как составить свою
родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005
4.
Интернет ресурсы. Словарь
русских имен.
5.
Король М.В. Витражи
мудрости. – Минск: Полымя,1991г. – 414с.
6.
Леонов А. История
происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома.
– 2005. – №3 – 28-30.
7.
Никонов В.А. География
личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.
8.
Ответ на вопрос в журнале
«Пионер» №4. 2005г. -32.
9.
Петровский Н.А. Словарь
русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.
10.
Полякова Е.Н. Из истории
русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.
11.
Хигир Б.Ю. Энциклопедия
имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.
12.
Звезды и судьбы Л.В.
Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина
13.
Детская энциклопедия:
Папа, мама, ты и я.
Тема занятия: «Моя родословная».
Цель: исследовать родословную своей семьи.
Задачи:
- Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;
- Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;
- Развитие навыков оценочной деятельности.
- Развитие коммуникативных навыков и двигательной активности.
Оборудование:
Ход урока.
- Организационный момент.
“Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .”
- Актуализация знаний.
Учитель: разгадайте ребус и вы узнаете чему посвящено наше занятие.
Учитель: У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка.
А у них есть я.
Что это?
- Работа по теме урока.
Учитель: Добрый день!
Сегодня мы поговорим о семье. Этому занятию посвящена наша большая исследовательская работа по теме: «Моя родословная». Думаю, вам есть чем поделиться друг с другом и рассказать нашим гостям.
Что такое семья?
а) Семья – что это такое?
Дети читают стихотворение.
А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.
А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.
А семья – это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее,
Ничего, как ни думай
И как ни храбрись…
(И. Яворовская)
Учитель:
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!
(Л. Гайкевич)
Учитель:
Какой должна быть семья, чтобы в ней было комфортно всем ее членам.
Дети совместно с учителем составляют солнышко.
В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых.
Учитель: Если есть необходимость, один приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в семье тому, у кого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.
Ребята а какие обязанности по дому есть у вас? Слушаю ответы детей.
Учитель: Ребята, человек рождается на свет, растет. А задумываетесь ли вы: кто я? Откуда мои корни? Слушаю ответы детей.
б) Что такое родословная?
Учитель: Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.
– Вспомните что такое родословная? (Перечень поколений одного рода)
– А что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка).
-А кто такой предок? (Древний родственник по роду).
Молодцы ребята.
– У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу.
Это всё можно узнать из истории вашей семьи.
В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.
Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.
А теперь пришло время немножко отдохнуть.
- Физминутка
«Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Хорошо отдохнули. Сели все на место.
5. Составление дерева
Дети отгадывают загадки. Отгадки появляются в виде яблочек на дереве.
Учитель:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша… (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш… (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш… (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой… (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая… (сестренка)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне… (дядя)
6. Анализ работы над проектом.
Ребята, готовя такие замечательные проекты
- Составляя проекты чему вы научились?( научились составлять родословную семьи)
- Что нового узнали о семье? ( что у нас есть прабабушка, кем она была)
- Кто вам помогал составлять родословную семьи?
- Что вам было трудно? ( придумать форму работы)
Молодцы!
- Рефлексия.
Учитель: Давайте прочитаем и объясним смысл записанных на доске пословиц.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семейное согласие всего дороже.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
7. Итог занятия.
Дети поют песню “Вся моя семья”.