Как определить генотипы родителей
Определить генотипы (совокупность генов данного организма) родителей можно, зная генотипы детей, в идеале нескольких. Генотипы можно частично или даже полностью составить по фенотипам (совокупностям всех признаков и свойств организма).
Инструкция
Решайте задачи по определению генотипа родителей с известными фенотипами по следующему алгоритму:
1. Определите какие признаки являются доминантными(проявляются как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии), а какие рецессивными(проявляются только в гомозиготном состоянии). Попытайтесь это сделать по условию задачи. Если по условию определить не получается, воспользуйтесь специальными таблицами, в которых указаны доминантные и рецессивные признаки.
2. Нарисуйте условие задачи схематично, используя общепринятые обозначения: А, В – доминантные гены, а, b – рецессивные гены.
3. Из схемы будет видно какими являются недостающие гены: доминантными или рецессивными.
Если же известны генотипы детей, задача упрощается. Записывайте генотипы детей, затем анализируйте какой из пары генов мог пойти от матери или отца.
Разберитесь подробнее на примере задачи. У Захара и Елисея глаза серые, а у их сестры Алефтины – зелёные. Мать этих детей сероглазая, хотя оба её родителя имели зелёные глаза. Ген, ответственный за цвет глаз расположен в неполовой хромосоме (аутосоме). Определить генотипы родителей и детей.
По линии матери видите, что серый цвет глаз, это рецессивный признак, т.к. он проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. при встрече двух одинаковых генов. В гетерозиготном же состоянии этот признак вытесняет доминантный ген, в данном случае отвечающий за зеленый цвет глаз.
Записывайте решение так: А – ген, отвечающий за зеленый цвет глаз(доминантный), а – ген, отвечающий за серый цвет глаз(рецессивный). Обозначьте известные признаки буквами.
P: мать: аа отец: __
G: мать: a отец: __
F: aa, aa, Aa
Далее рассуждайте так: если у сыновей серые глаза(признак, который проявляется в гомозиготном состоянии), один ген у них от матери, а другой от отца, следовательно, у отца тоже имеется рецессивный ген. Если у дочери присутствует доминантный ген, то он точно пошел от отца, т.к. у матери его быть не может(из-за того что ее глаза серого цвета).
Составляйте полную схему:
P: мать: аа отец: Аа
G: мать: a отец: А, а
F: aa, aa, Aa
Задача решена.
Полезный совет
Решайте все поэтапно, не торопясь, и тогда все ваши задачи будут решены.
Источники:
- “Биология”, В.Н. Ярыгин, 2004.
- как составить генотип
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Игорь
Знаток
(452)
6 лет назад
Задачи бывают 2-х основных типов:
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
АлияУченик (195)
5 лет назад
Доминантный ген (В) обусловливает у человека способность свертывать язык трубочкой, рецессивный аллель (в) не позволяет свертывать язык. Мама гомозигота, умеет свертывать язык трубочкой, а папа – нет. Будут ли в этой семье дети свертывать язык трубочкой и какова вероятность их рождения, если пенетрантность по данному признаку составляет 25% ? помогите пожалуйста решить задачу
Антон Дятлов
Гений
(83312)
6 лет назад
Приведи какой-нибудь пример задачи. Там же есть разные типы: на скрещивание, на кодирование и т. д.
Антон ДятловГений (83312)
6 лет назад
Давай попробую объяснить на такой задаче, например.
Задача. Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке, у отца которой глаза были голубые. От этого брака родился кареглазый ребенок. Каков генотип ребенка?
Решение:
Есть доминантный признак – он всегда главенствующий, есть рецессивный, который подавляется доминантным. В первую очередь выявляют какой признак к какому наследуемому фактору относится.
В данной задаче, поскольку у девушки карие глаза, а ребенок тоже кареглазый, в то время, как отец голубоглазый, доминантный признак относится к кареглазости, т. е., обозначим, А – ген кареглазости. Тогда а – ген голубоглазости.
Далее, надо составить генотипы родителей. У девушки отец голубоглазый, а сама она кареглазая, следовательно, она будет иметь генотип Аа. Про юношу сказано, что он
светлана Давыдова
Профи
(732)
6 лет назад
Смотри. надеюсь, ты знаешь законы Менделя (единообразия гибридов первого поколения, расщепления и независимого наследования)?
Пишешь:” дано “(там расписываешь все признаки, допустим: A-желтый горох a-зеленый горох. Это пара альтернативных признаков.)
Дальше решаем;
пишем P:(парента-родители) знак мужского пола (копье и щит) и его генотип, знак скрещивания, знак женского пола (зеркальце) и его генотип
G:(жэ-гаметы) допустим, генотип Aa дает гаметы A и a, AaBb дает гаметы AB,Ab,aB,ab
а вообще по формуле 2^n, где n- количество гетерозигот
F:(filii-дети) составляем решетку Пеннета
сверху генотипы одного из родителей, сбоку- другого родителя, в клеточках пишем, что получится
Допустим, генотип матери-Aa, отца – aa
A a
a Aa aa
дети с генотипами Aa и aa
со сцепленным наследованием отдельная песня
ах да
генотип – признак в гаметах
фенотип-внешний признак
то есть если A-кареглазость, a-голубоглазость, взяла от балды)
то ребенок имеет генотип Aa и кареглазый (хотя не гомозиготен)
а второй ребенок имеет генотип aa и голубоглазый
Евгений Михалевский
Знаток
(295)
6 лет назад
Смотри. надеюсь, ты знаешь законы Менделя (единообразия гибридов первого поколения, расщепления и независимого наследования)?
Пишешь:” дано “(там расписываешь все признаки, допустим: A-желтый горох a-зеленый горох. Это пара альтернативных признаков.)
Дальше решаем;
пишем P:(парента-родители) знак мужского пола (копье и щит) и его генотип, знак женского пола (зеркальце) и его генотип
G:(жэ-гаметы) допустим, генотип Aa дает гаметы A и a, AaBb дает гаметы AB,Ab,aB,ab
а вообще по формуле 2^n, где n- количество гетерозигот
F:(filii-дети) составляем решетку Пеннета
сверху генотипы одного из родителей, сбоку- другого родителя, в клеточках пишем, что получится
Допустим, генотип матери-Aa, отца – aa
A a
a Aa aa
дети с генотипами Aa и aa
со сцепленным наследованием отдельная песня
Никита Титов
Профи
(717)
6 лет назад
Смотри. надеюсь, ты знаешь законы Менделя (единообразия гибридов первого поколения, расщепления и независимого наследования)?
Пишешь:” дано “(там расписываешь все признаки, допустим: A-желтый горох a-зеленый горох. Это пара альтернативных признаков.)
Дальше решаем;
пишем P:(парента-родители) знак мужского пола (копье и щит) и его генотип, знак скрещивания, знак женского пола (зеркальце) и его генотип
G:(жэ-гаметы) допустим, генотип Aa дает гаметы A и a, AaBb дает гаметы AB,Ab,aB,ab
а вообще по формуле 2^n, где n- количество гетерозигот
F:(filii-дети) составляем решетку Пеннета
сверху генотипы одного из родителей, сбоку- другого родителя, в клеточках пишем, что получится
Допустим, генотип матери-Aa, отца – aa
A a
a Aa aa
дети с генотипами Aa и aa
со сцепленным наследованием отдельная песня
ах да
генотип – признак в гаметах
фенотип-внешний признак
то есть если A-кареглазость, a-голубоглазость, взяла от балды)
то ребенок имеет генотип Aa и кареглазый (хотя не гомозиготен)
а второй ребенок имеет генотип aa и голубоглазый
Minessota777
Знаток
(305)
6 лет назад
Задачи бывают 2-х основных типов:
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
Алиса Жук
Ученик
(242)
6 лет назад
Задачи бывают 2-х основных типов:
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
кирилл попов
Знаток
(390)
6 лет назад
Задачи бывают 2-х основных типов:
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
Нравится Комментировать Пожаловаться
Monka kek
Знаток
(279)
6 лет назад
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
Генотипы родителей
можно представить как в хромосомном,
так и в генном варианте.
При записи генотипа
в хромосомном варианте две параллельные
горизонтальные черточки символизирует
гомологичные хромосомы, а буквенные
обозначения – аллельные гены. Буквенное
обозначение доминантного гена
гетерозиготной особи в хромосомном
варианте, как правило, ставится над
верхней чертой, а обозначение рецессивного
гена над нижней (рис. 1.1.).
При использовании
генного варианта буквенного выражения
аллельных генов записываются
последовательно друг за другом. В начале,
как правило, ставится буквенное выражение
доминантного гена, а затем рецессивного.
Например, Аа.
Запись генотипов
гомозиготных и гетерозиготных особей
в геном варианте будет выглядеть
следующим образом:
генотип особи,
гомозиготной по доминантному гену АА
генотип особи,
гомозиготной по рецессивному гену аа
генотип гетерозиготной
особи Аа
Разберем запись
генотипов родительских особей на
нескольких примерах.
Пример 3.1.
У человека
кареглазость доминирует над голубоглазостью.
В брак вступили кареглазая женщина и
голубоглазый мужчина. Запишите их
генотипы.
Решение:
признак : ген
карие глаза : А
голубые глаза :
а
Голубоглазость –
рецессивный признак – проявится только
при отсутствии генотипе доминантного
гена. Кареглазость – доминантный
признак; карие глаза могут быть и у
гетерозиготной, и у гомозиготной по
гену А женщины. Поэтому возможны два
варианта записи генотипов в генной
записи.
1-й
вариант:
Р Аа х аа
карие голубые
глаза глаза
2-й вариант:
Р АА х аа
карие голубые
глаза глаза
Пример 3.2.
В брак
вступили гомозиготные мужчина и женщина
с курчавыми и прямыми волосами. Запишите
генотип родительских особей.
Решение:
признак : ген
курчавые волосы : А
прямые волосы :
а
Р Аа х аа
желтые
зеленые
Дигибридное
скрещивание
Запись генотипов
дигибридных организмов в генном и
хромосомном вариантах будет выглядеть
следующим образом.
генный
хромосомный
вариант
вариант
генотипы особей,
гомозиготных по
двум
признакам:
ААВВ А В
А В
ААвв А в
А в
ааВВ а В
а В
аавв а в
а в
генотипы особей,
гомозиготных
по одному признаку
и гетерози-
готных по другому:
ААВв А В
А в
АаВВ А В
а В
ааВв а В
а в
Аавв А в
а в
генотип особи,
гетерозиготной
по двум признакам:
АаВв А В
а в
При ди- и полигибридном
скрещивании несколько пар аллельных
генов обычно записываются друг за другом
в алфавитном порядке. Например, АаввСс.
Однако генная
запись видоизменяется, если неаллельные
гены расположены в одной паре гомологичных
хромосом. Так, запись АВаВ означает, что
гены «А» и «В» расположены в одной паре
гомологичных хромосом, причем аллели
А и в расположены в одной из гомологичных
хромосом, а аллели а и В – в другой.
Неаллельные гены,
расположенные в одной паре гомологичных
хромосом, обычно передаются потомству
вместе. Гены, расположенные в одной
хромосоме, называются сцепленными.
Соответственно, признаки, гены которых
расположены в одной хромосоме, называются
сцепленными признаками. В случаях
полного сцепления генов эти признаки
передаются потомкам вместе.
Пример 3.3.
Нормальный гемоглобин человека доминирует
над серповидноклеточной анемией, а
заячья губа – над нормальной. Запишите
генотипы детей с заячьей губой с
нормальным гемоглобином.
Решение:
признак : ген
нормальный
гемоглобин :
А
серповидноклеточная
анемия :
а
заячья губа :
В
нормальная губа :
в
В условии задачи
не говорится о сцепленности генов,
следовательно обе пары генов располагаются
в негомологичных хромосомах. Оба признака
исследуемой особи доминантны, они будут
присутствовать и у гетерозиготной, и у
гомозиготной особи. Поэтому человек с
заячьей губой и нормальным гемоглобином
может иметь следующие генотипы:
-
ААВВ – дигомозиготный
организм -
АаВВ – организм
гомозиготен по одному признаку и
гетерозиготен по другому -
ААВв – организм
гомозиготен по одному признаку и
гетерозиготен по другому -
АаВв –
дигетерозиготный организм
Пример 3.4.
У человека карий цвет глаз доминирует
над голубым, а полидактилия – над
пятипалостью. Скрещиваются две
дигетерозиготные особи. Запишите их
генотип в хромосомном варианте.
Решение:
признак : ген
карий
цвет :
А
голубой цвет :
а
полидактилия :
В
пятипалость :
в
Р А
В х А
В
а в а в
карие голубые
полидактилия
пять пальцев
Пример
3.5. У
человека отсутствие седины и светлая
окраска волос являются рецессивными
признаками, а седина и темные волосы –
доминантными. Гены сцеплены, то есть
находятся в одной паре гомологичных
хромосом. Запишите генотип человека со
светлыми волосами и без седых прядей.
Решение:
Признак : Ген
седые пряди :
А
отсутствие
седины :
а
темные волосы :
В
светлые волосы :
в
Р авав
светлые волосы
без седины
В некоторых задачах
требуется найти генотипы родителей по
генотипам или фенотипам их потомков. В
таких случаях при записи условия
необходимо записывать генотипы
и фенотипы всех упомянутых особей, а в
генотипе родителей или потомков место
неизвестного гена
обозначать каким-либо условным знаком,
например, точкой.
Пример 3.6.
У человека
близорукость доминирует над нормальным
зрением, а карие глаза – над голубыми.
Единственный ребенок кареглазых
близоруких родителей имеет нормальное
и голубые глаза. Установить генотипы
всех членов семьи.
Решение:
Исследуемые особи
анализируются по двум парам альтернативных
признаков. Гены, отвечающие за эти
признаки, не сцеплены друг с другом. Так
как кареглазость и близорукость являются
доминантными признаками, то генотип
кареглазой особи может быть записан
как А• . Такая запись означает, что на
месте точки – или ген А, или ген а. Запись
условия задачи в генном и хромосомном
варианте будет выглядеть следующим
образом.
признак : ген
близорукость :
А
нормальное
зрение :
а
карие глаза :
В
голубые глаза :
в
Р А•В• х
А•В•
близорукая
близорукий
кареглазая
кареглазый
F1 аавв
голубые глаза
нормальное зрение
Соседние файлы в папке Генетика
- #
- #
08.04.2019955.06 Кб14Взаимодействие между генами.mht
- #
- #
- #
- #
Схема родословной семьи
30-Апр-2014 | Нет комментариев | Лолита Окольнова
В животном и растительном мире есть гибридологический метод, аналогом в генетике человека является генеалогический метод — анализ родословной человека.
Темы, которые нужно знать:
- Основные термины генетики
- Законы Менделя: 1, 2 и 3-ий
- Анализирующее скрещивание
Задачи ЕГЭ по генетике на
схему родословной семьи
Итак, характер наследования признака:
- если у большинства детей первого поколения (1) этот признак проявляется, то он доминантный, если не проявляется — рецессивный.
В нашем примере всего у одного ребенка из троих проявился этот признак, значит, он рецессивный.
если признак проявляется только у мужчин ( или только у женщин), значит, он сцеплен с полом. Если он проявляется и у тех, и у других, значит, не сцеплен, аутосомный.
В этом примере признак явно не сцеплен с полом. Теперь определим генотипы: Родители (P):
- женщина с исследуемым признаком: aa
- генотип мужчины — Аа (у детей наблюдается расщепление признаков);
Первое поколение F1:
- 2 женщины Aa
- мужчина аа
Второе поколение детей F2: т.к. расщепление 50%, то брак был с гетерозиготной женщиной — Аа
- 2 женщины и 2 мужчины Aa
Схема родословной семьи №2
- признак явно рецессивный — он проявился только у потомков во втором поколении;
- признак явно аутосомный — он проявляется у девочек и мальчиков.
Родители (P):
- генотип женщины с исследуемым признаком — аа;
- генотип мужчины будет АА, т.к. все их дети имеют одинаковый фенотип: Аа — классический пример 1-го закона Менделя;
Схема родословной семьи №3
- в первом поколении 2 ребенка из 4-х унаследовали признак. Значит, он доминантный;
- признак есть у представителей женского и мужского пола, значит, он аутосомный.
- расщепление 50% следовательно, что генотип отца: Аа, матери: аа;
генотипы людей F1, F2 и F3, не имеющих этого признака: aa
Схема родословной семьи №4 — пример обратной задачи
Темный цвет глаз — обычно доминантный признак.
А — кареглазый
а — голубоглазый
- генотип голубоглазого мужчины — аа (его кареглазые родители должны быть гетерозиготны — Аа);
- генотип кареглазой женщины — Аа (ее мать гомозиготная рецессивная — аа, отец может иметь генотип Аа или АА)
- генотип голубоглазого сына — аа
Теперь осталось составить саму Схему родословной семьи:
Обсуждение: “Схема родословной семьи”
(Правила комментирования)
Алгоритм
решения задач по генетике (задание 28)
1.
Внимательно читаем условие задачи (2
раза).
2.
Записываем его, выделяя доминантные и
рецессивные признаки и используем генетическую символику (фенотипы
записывать обязательно!). Вначале записываем, что дано (признаки
родительских форм), а затем то, что нужно найти (признаки потомков).
v Родительские
организмы обозначаем буквой Р, на
первом месте ставим женский пол – ♀, на втором – мужской ♂.
v Потомство
от скрещивания (гибриды) обозначаем буквой
F,
цифрой обозначаем порядок поколения, например F1,F2,
……
v Доминантный
признак обозначаем произвольно (если в условии
задачи не дается определенное обозначение признака) любой заглавной буквой
латинского алфавита, а рецессивный признак (аллельный) – той же
строчной буквой, например. А-а, B-b, C-c.
3.
Вносим в условие известные гены: если
проявляется доминантный признак – один ген (А_), а если рецессивный – оба (аа).
Выясняем, сколько пар генов кодируют перечисленные в задаче признаки, число
фенотипических классов в потомстве и их количественное соотношение. Кроме
этого, учитываем, связано ли наследование признака с половыми хромосомами,
сцепленное оно или независимое, а также какие гены взаимодействуют при
наследовании –аллельные или неаллельные.
4.
Уточняем генотипы родительских форм и
потомков и приступаем к решению задачи, соблюдая определенную
последовательность. Сначала составляем цитологическую схему скрещивания
родительских форм (обязательно указываем фенотипы!).
5.
Зная генотипы родителей, определяем, какие
гаметы они дают. При записи гамет нужно помнить, что
v каждая
гамета получает гаплоидный (одинарный) набор хромосом (генов);
v все
гены имеются в гаметах;
v в
каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары, то
есть только один ген из каждой аллели;
v потомок
получает только одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) от отца, а
другой аллельный ген – от матери;
v гетерозиготные
организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак, а организмы
с рецессивным признаком всегда гомозиготны;
v буквенные
обозначения того или иного типа гамет записываем под обозначениями генотипов,
на основе которых они образуются.
6.
Заполняем решетку Пеннета, находим в ней
интересующие нас генотипы и фенотипы потомков и вычисляем вероятность их
проявления. В решетке Пеннета по горизонтали располагаем женские гаметы, а по
вертикали – мужские. В ячейках решетки вписываем образующиеся сочетания гамет –
зиготы. Затем записываем фенотипы потомства.
7.
Даем ответы на все вопросы задачи.
Основные правила, помогающие в решении
генетических задач
Правило |
Если …. |
То…. |
1 |
при |
эти |
2 |
при |
эти |
3 |
в |
одна |
4 |
при |
родительские |
5 |
в |
одна |
6 |
в |
одна |
7 |
в |
одна |
8 |
при |
это |
9 |
при |
это |
10 |
при |
это |
11 |
признаки |
гены, |
12 |
признак |
ген |
Задача
1. У человека ген длинных ресниц доминирует
над геном кротких, а широкие пушистые брови – над нормальными. Женщина с
длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие
ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантыми признаками,
гомозиготного по обеим аллелям. Составьте хему решения задачи. Определите
генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомтва. Объясните
полученные результаты.
1. Записываем
условие задачи
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Длинные Короткие Широкие Нормальные Р: F1😕 |
А а В b А_В_ ААВВ ? |
Т.к. в условии задачи не даны буквы для обозначения
генов, используем произвольное обозначение.
2. Составляем схему скрещивания. Обязательно
записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: |
Х |
♂ |
АаВb |
ААВВ |
|
G: АВ, Аb, аВ, ab |
AB |
3.Заполняем
решетку Пеннета:
F1 ♂ |
АВ |
Аb |
аВ |
Ab |
АВ |
ААВВ длинные ресницы и широкие пушистые брови |
ААВb длинные ресницы и широкие пушистые брови |
AaBB длинные ресницы и широкие пушистые брови |
AaBb длинные ресницы и широкие пушистые брови |
4.Объяснеям
решение задачи: Скрещивание дигибридное (расматривается наследование двух
пар признаков – длина ресниц и форма бровей), гены расположены в разных
хромосомах (наследование признаков по законам Г.Менделя). По условию задачи
женщина, и мужчина имеют фенотипическое проявление доминантных признаков, но
отец женщины имел рецессивные признаки, поэтому генотипы родителей будут
следующими: у женщины (дигетерозиготная) – АаВb,
а у мужчины (дигомозиготный по условию задачи) – ААВВ. У женщины обраузется 4
типа гамет (АВ, Аb, аВ, ab),
у ее мужа – 1 тип (АВ). В этой семье могут родиться дети только с доминантыми
признаками, но с различными генотипами.
5.
Записываем ответ.
1) генотипы
родителей: ♀ (длинные ресницы и широкие пушистые брови) – АаВb
(гаметы АВ,Аb,аВ,ab),
♂ (длинные ресницы и широкие пушистые брови) – ААВВ (гаметы АВ);
2) фенотипы
потомков – 100 % длинными ресницами и широкими пушистыми бровями;
3) генотипы
потомков- ААВВ, АаВВ, ААВb, АаВb.
Задача
2. У человека ген курчавых волос (А) не
полностью доминирует над геном прямых волос, а оттопыренные уши (b)
являются рецессивным признаком. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В
семье, где родители имели нормальные уши и один – курчавые волос, а другой –
прямые, родился ребенок с оттопыренными ушами и волнистыми волосами. Их второй
ребенок имел нормальные уши. Составьте схему решения задачи. Определите
генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления
детей с оттопыренными ушами и волнистыми волосами.
1. Записываем
условие задачи
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Курчавые Прямые Волнистые Нормальные Оттопыренные Р: F1:волнистые |
А а Аа B b ААВ_ ааВ_ ? ? |
При записи условия для обозначения генов
используем буквы, данные в условияи задачи.
2. Составляем
схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы
родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: |
Х |
♂ |
ААВb |
aаВb |
|
G: АВ, Аb |
аB, аb |
3.Заполняем
решетку Пеннета:
F1 ♂ |
АВ |
Аb |
aB |
AaBB волнистые |
AaBb волнистые |
ab |
AaBb волнистые |
Aabb волнистые |
4.Объяснеям
решение задачи: Дигибридное скрещивание (расматривается наследование двух пар
признаков – структура волос и форма ушей), гены расположены в разных хромосомах,
доминирование признака структура волос неполная. Так как в семье появвился
ребенок с оттопыренными ушами, то родители по этой аллели гетерозиготные и их
генотипы: ♀ ААВb, ♂ ааВb.
Признак курчавые волосы доминирует не полностью, поэтому у всех детей в этой
семье могут быть только волнистые волосы. Вероятность появления в дальнейшем
детей с волнистыми волосами и оттопыренными ушами – 25% (1/4).
5.Записываем
ответ.
1)
генотипы родителей: ♀ (курчавые волосы,
нормальные уши) – ААВb (гаметы АВ,Аb),
♂ (прямые волосы, нормальные уши) – ааВb
(гаметы aВ,
ab);
2)
генотипы и фенотипы родившихся детей – 750
% (3/4)волнистын волосы, нормальные уши (АаВ_) 25% (1/4) волнистые волосы,
оттопыренные уши Ааbb;
3)
вероятность рождения детей с волнистыми волосами и
оттопыренными ушами – 25% (1/4).
Задача 3. У
кукурузы гены коричневой окраски (А)и гладкой формы (В)семян сцеплены друг с
другом и находятся в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и
морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании двух растений с
коричневыми гладкими семенами и белыми морщинистыми семенами было получено 400
растений с коричневыми гладкими семенами и 398 растений с белыми морщинистыми
семенами. Составьте схему решения задачи. Определеите генотипы родительских
форм и потоства. Обоснуйте результаты скрещивания, укажите какой закон
наследственности действует в данном случае.
1.
Записываем условие задачи
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Коричневая Белая Гладкая Морщинистая Р: F1:коричневые |
А а В b А_В_ aаbb ? ? |
При записи условия для обозначения генов
используем буквы, данные в условияи задачи.
2.Составляем
схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы
родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: |
Х |
♂ |
АаВb А В
a b |
ааbb a b
a |
|
G: , |
аb
|
В
данном случае решетка Пеннета не нужна.
3.Объясняем
решение задачи. Дигибридное скрещивание (рассматривается
наследовани двух пар признаков – окраска семян и их форма), гены сцеплены.
(находятся в одной хромосоме). Так как по условию задачи гены находятся в одной
хромосоме и сцеплены, а при скрещивании появилось потомство в соотношении:
(400:398) с признаками, характерными для родительских форм, то один из
родителей был дигетерозиготен, а другой- дигомозиготен по двум парам признаков.
Гены сцеплены, следовательно, между ними процесс кроссинговера не происходит
(поэтому у родительской формы с генотипом АаВb
образуется два типа гамет, а не четыре.
4.
Записываем ответ:
1) генотипы родителей: ♀(коричневые
гладкие семена) – АаВb (гаметы АВ, аb),
♂ (белые морщинистые семена) – ааbb
(гаметы ab);
2) фенотипы потомков – коричневые гладкие
семена (400 растений), белые морщинистые семена (398 растений); генотипы
потомков – АаВи (коричневые гладкие семена) : ааbb
(белые морщинистые семена);
3) проявляется действие закона сцепленного
наследования признаком (закон Т. Моргана)
Задача
4. У кошек и котов ген черной окраски шерсти
(А) и рыжей окраски (В) локализованы в Х-хромосоме и при сочетании дают
неполное доминирование – черепаховую окраску (АВ). От черной кошки родились
черепаховый и два черных котенка. Определите генотип кошки, фенотип и генотип
кота, а также пол черепахового и черных котят. Составьте схему решения задачи.
Обоснуйте результаты скрещивания.
1.Записываем
условие задачи
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Черная Рыжая Черепаховая Р: F1:черепаховый |
ХА ХВ ХАХВ Х?Х? Х?Y ? ? |
При записи условия для обозначения генов
используем буквы, данные в условияи задачи.
2.Составляем
схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы
родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: |
Х |
♂ рыжий |
ХА ХА |
ХВY |
|
G: ХА |
ХВ,Y |
|
F1: 1 |
||
|
В
данном случае решетка Пеннета не нужна.
3.Объяснеям
решение задачи. Признаки наследуются сцеплено с
полом. У кошек пол определяется так же, как у человека, т.е. самка
гомогаметная, а самец –гетерогеметный. Генотип черной кошки – ХАХА.
среди котят один имеет черпаховую окраску, а это возможно только при сочетании
двух генов в генотипе: гена черной окраски (ХА) и гена рыжей окраски
(ХВ), следовательно, черепаховый котенок – кошечка с генотипом – ХАХВ.
Так как в потомстве появился котенок с черепаховой окраской, то кот имел рыжую
окраску, его генотип – ХВY.
Черные котята – это котики с генотипом ХАY.
4.Записываем
ответ.
1)
Генотип кошки: ♀ (черная) – ХА
ХА (гаметы ХА);
2)
Геноти и фенотип кота: ♂ (рыжий) – ХВY
(гаметы ХВ ,Y);
3)
Фенотипы, генотипы и пол котят: ♀ ХА
ХВ– черепахова кошка, ♂ ХВY–
черные коты.
Задача
5. Группа крови и резус –фактор –
аутосомные, несцепленныые признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями
одного гена – I0,IA,IB.
Аллели IAи
IBдоминируют
надаллелем I0.
Первую группу (0) определяют рецессивные гены I0,
вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA,
третью группу (В) – доминантный аллель IB,
а четвертую (АВ) – оба аллеля IAIB.
Положительный резус – фактор (R)
доминирует над отрицательным (r). Женщина со второй резус – положительной
кровью, имеющая сына с первой резус-отрицательной кровью, подала заявление в
суд на мужчину с третьей резус –положительной кровью для установления
отцовства. Составьте схему решения задачи. Определеите генотипы родителей и
ребенка. Может ли этот мужчина быть отцом ребенка? Объясните механизм
наследования признаков группы крови и резус фактор.
1.Записываем
условие задачи
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
I II III IV Положительный Отрицательный Р: F1:I группа Установить |
I0 IA IB IAIB R r ? ? ? ? ? |
При записи условия для обозначения генов
используем буквы, данные в условияи задачи.
2.Составляем
схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы
родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: |
Х |
|
IA |
IВI0Rr |
|
G: |
IВR, IВr,I0R,I0r |
3.Заполняем
решетку Пеннета:
F1 ♀ ♂ |
IAR |
IAr |
I0R |
I0r |
IВR |
IAIВRR IV (AB) полож (+) |
IAIВRr IV (AB) полож (+) |
IВI0RR III (B) полож (+) |
IВI0Rr III (B) полож (+) |
IВr |
IAIВRr IV (AB) полож (+) |
IAIВrr IV (AB) отр. (–) |
IВI0Rr III (B) полож (+) |
IBI0rr III (B) отр. (–) |
I0R |
IAI0RR II (A) полож (+) |
IAI0Rr II (A) полож (+) |
I0I0RR I (0) полож (+) |
I0I0Rr I (0) полож (+) |
I0r |
IAI0Rr II (A) полож (+) |
IAI0rr II (A) отр. (–) |
I0I0RR I (0) полож (+) |
I0I0rr I (0) отр. (–) |
4.Объясняем
решение задачи. Дигибридное скрещивание (рассматривается наследование двух
пар признаков – группа крови и резус-фактор), гены находятся в разных
хромосомах. Сын этой женщины имеет I
(0) группу кровт, отрицательный резус-фактор, его генотип I0I0rr.
Это возможно, если родители гетерозиготны по обеим парам признаков и имеют
следующие генотипы: ♀ IAI0Rr
(II
(А) полож. (+)), ♂ IВI0Rr
(III
(B)
полож.(+)). Мужчину могут признать отцом этого ребенка в том случае, если
женщина и мужчина гетерозиготрны по обеим парам признаков. Группа крови по
система АВ0 наследуется по принципу кодоминирования, а резус-фактор-полного
доминирования.
5.
Записываем ответ.
1) генотипы
родителей: ♀ II (А)
полож. (+)-IA
I0Rr (гаметы IAR, IAr,
I0R, I0r), ♂ III (B) полож. (+)-IВI0Rr (гаметы IВR, IВr,I0R,I0r).
2) генотип сына: ♂I0I0rr (I группа
крови, отрицательный резус-фактор); мужчину могут признать отцом этого ребенка
в том случае, если женщина и мужчина гетерозиготрны по обеим парам признаков.
3) группа крови по
система АВ0 наследуется по принципу кодоминирования, а резус-фактор-полного
доминирования.
Задача 6. На
основании родословной установите характер наследования признака (доминантый или
рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором
поколении.
Составьте
схему решения задачи. Ответ поясните.
1.Записываем
условие задачи
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Норма Патология Р: F1: 2 ♀ F2. |
ХА Ха ХаХа ХаY ? ? |
Т.к. в условии
задачи не даны буквы для обозначения генов, используем произвольное
обозначение.
2.Составляем
схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы
родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: |
Х |
|
ХаХа |
ХАY |
|
G: |
ХА,Y |
|
F1: ♀ ХАХа носители |
||
F2: ♀ ХаХа: больнаболенздоров |
3.Объясняем
решение задачи. Анализ родословной позволяет сделать следующий вывод:
признак рецессивный, сцеплен с полом, так как признак передается от матери
сыну, а дочери оказались здоровыми.Девочки (первое поколение) в этой семье
являются носителями гена исследуемого признака, мальчик болен. Во втором
поколении: двое детей (сын и дочь) больны, двое (сын и дочь) – здоровы, но
девочка является носителем гена исследуемого признака.
4.
Записываем ответ:
1) признак
рецессивный , сцеплен с полом;
2) генотипы детей
первого поколения: девочки –носители гена паталогии (генотип ХАХа),
мальчик болен (генотип – ХаY);
3) генотипы детей
второго поколения: девочки – ХАХа (здорова, носитель гена
паталогии), ХаХа (больна); мальчики – ХАY (здоров),
ХаY– болен.