Как составить географический кроссворд

Как сделать кроссворд по географии

Составление кроссворда – одно из самых интересных школьных заданий. Во время его создания ученик не только показывает свои знания по предмету, но и включается в некую игру. Ведь важно придумать такие вопросы, которые станут для одноклассников нелегкой и в то же время увлекательной задачей.

Как сделать кроссворд по географии

Инструкция

Составьте вопросы для кроссворда. Если вам не задана определенная тема, постарайтесь сделать его разнообразным, чтобы во время разгадывания можно было проверить знания в самых разных областях географии. Выпишите список всех разделов этой науки. Подберите по 2-3 вопроса из каждого из них. В качестве помощи можно воспользоваться учебными пособиями, словарями географических терминов и названий. Ответ на вопрос должен представлять собой слово в именительном падеже, без дефисов и апострофов. Постарайтесь соблюсти золотую середину между всем известными фактами и узкоспециализированными знаниями.

Выпишите слова–ответы к кроссворду. Разделите их на две равные группы так, чтобы в каждой присутствовало примерно одинаковое количество длинных слов.

Расположите первую половину списка на листе горизонтально. Затем допишите к ним вертикальные ответы, подставляя их в места с совпадающими буквами. По линейке начертите сетку из клеток, каждая из которых соответствует одной букве. Расстояние между соседними словами в одном ряду должно быть не меньше одной пустой клетки. Ответы, расположенные рядом по горизонтали и по вертикали, могут соприкасаться углами клеток.

Зафиксировать кроссворд можно и в компьютере. Создайте в документе Word таблицу, каждая ячейка которой соответствует букве. Заполненные ячейки залейте цветом. Если вы планируете распечатать кроссворд, сделайте границы задействованных ячеек видимыми.

В левом верхнем углу каждой клеточки проставьте номер вопроса. Он будет означать номер заданий для обоих слов, начинающихся с данной ячейки – и вертикального, и горизонтального.

В соответствии с нумерацией наберите тексты всех вопросов. Затем перепишите все ответы и удалите буквы из клеточек.

Для упрощения задачи можно скачать программу для составления кроссвордов. Многие из подобных содержат встроенные словари.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

В рамках перехода к внедрению ФГОС стоит не только задача научить школьников добывать и осмыслять знания по предмету, но и приводить экспертизу оценивания. После прохождения курсов меня вдохновила идея разработки критерий оценки и самооценки знаний и умений учащихся при выполнении различных учебных действий. Предлагаю проверенную методику подхода к обучению через создание, решение и оценку кроссвордов.

Данную работу можно проводить на любой ступени обучения и по любому учебному предмету в школе. Главное – грамотно познакомить учащихся с критериями оценки выполненной работы. Всю деятельность можно разбить на несколько этапов:

I. Подготовительная работа:

1 – разбираем алгоритм подготовки кроссворда.

Учащимся выдается памятка для создания кроссворда, в качестве примеров можно продемонстрировать лучшие работы учащихся.

Таблица 1.

Создаем кроссворд.

1. Готовим базу слов для кроссворда с вопросами и ответами по указанной теме.

2. Размещаем слова в черновике, отслеживаем пересечение и наложение слов, пробелы между словами, уложенность текста в работу, доводим до идеального вида.

3. Работаем над оригинальностью кроссворда (формой, структурой, литературным исполнением, оформлением).

4. Оформляем кроссворд на чистовике:

– красивым текстом пишем название кроссворда;

– переносим созданную работу с черновика: вместо подобранных слов составляем схему из клеток для букв;

– отдельно пишем вопросы к словам;

– под названием кроссворда пишем:

Составил: (указываем свою Ф. И., класс),

Решил: (оставляем строку свободной);

– дополняем работу рисунками, картинками, фоновой окраской и т. п..

5. На отдельном листке пишем ответы к кроссворду.

6. Оставляем место в работе для написания отзыва.

2 – знакомимся с критериями оценки кроссворда.

Каждому ученику выдается разработка критериев, на которые нужно ориентироваться в работе.

При первоначальном выполнении работы необходимо отвести дополнительное время для знакомства с критериями оценки кроссворда, пояснить ребятам, что на следующем занятии им нужно будет не просто решить кроссворд своего одноклассника, но и написать отзыв на данный кроссворд.

Таблица 2.

Отзыв на кроссворд, оценка составления кроссворда.

1. Кто пишет отзыв, на чью работу (фамилия, имя класс).

2. Соответствие кроссворда установленному объему (из какого количества вопросов состоит кроссворд, сколько должно быть: соответствует объему, свыше или меньше нужного объема) – 2 балла максимум

3. Как составлены вопросы, качество вопросов:

– уровень сложности: сложные – 1 балл;

– интересные или нет: интересные – 1 балл;

– соответствуют теме или нет: соответствуют – 1 балл;

– взяты из дополнительных источников – 1 балл;

– помогают расширить кругозор по данной теме – 1 балл;

– связаны с предыдущими темами изучения – 1 балл;

– отсутствие ошибок в словах – 1 балл.

 4. Оформление:

– наличие названия – 1 балл;

– наличие авторов и исполнителей (кто составил, решил: фамилия, имя, класс) – 1 балл;

– наличие художественного оформления (рисунки, картинки) – 1 балл;

– имеются новые интересные идеи – 1 балл;

– аккуратность исполнения – 1 балл.

 5. Общий вывод (уровень выполнения работы в целом: высокий, средний, низкий; отдельные замечания).

Максимально 14 баллов.

Оценка «5» (отличный кроссворд) – соответствует 14 – 12 баллам.

Оценка «4» (хороший кроссворд) – соответствует 11 – 9 баллам.

Оценка «3» (недоработанный кроссворд) – соответствует 8 – 6 балл.

3 – познакомить обучающихся с предлагаемой темой для кроссворда, минимальным объёмом.

– Можно обратиться к изучаемой теме, при этом, предложить ученикам самим определить тему будущей работы или задать тему.

-Указать минимальный объём слов в кроссворде. По имеющемуся опыту могу предложить 15 слов для 5-6 классов, с увеличением объёма в зависимости от возраста учащихся и темы кроссворда.

4 – определение сроков реализации данного проекта.

Обычно на подобную работу я отвожу 1 неделю, при этом данное задание может являться как обязательным домашним заданием для выполнения, или по желанию (выбору) учащихся.

II. Этап выполнения задания (составление кроссворда).

Работа проводится самостоятельно в домашних условиях, но в первый раз можно предложить ученикам начать выполнять ее в классе под руководством или контролем учителя, можно вместе попробовать составить несколько вопросов по предложенной теме. Учитель может предложить ученикам обратиться за помощью к родителям при выполнении кроссворда дома.

Так как данная работа требует навыков работы с различными источниками географической информации, учителю следует обратить внимание учеников на то, где можно почерпнуть дополнительные знания по данным вопросам, поскольку при оценивании кроссворда это один из критериев.

III. Обмен кроссвордами учащихся, решение кроссвордов.

Ученики обмениваются работами, решают кроссворды друг друга. На начальных этапах желательно, что бы обменялись кроссвордами соседи по парте (рядом сидящие), т. к. при затруднениях можно без труда обратиться к автору работы. Как показывает опыт, первые один, два и порой три кроссворда учащиеся составляют с ошибками, в ходе взаимной работы ученики сами определяют наличие ошибок и лишь иногда требуется помощь учителя. 

Весь материал – в документе.

ГРАДУСНАЯ СЕТКА.

Цель урока: –дать знания о градусной сетке на глобусе и

                       географической карте, о различии изображения на них

                          меридианов и параллелей.

                     –развить умение работы с картами;

                     –сформировать представление о параллелях и меридианах;

                      –обобщить материалы изученные в ходе прошлых уроков;

                       –развить интерес изучаемого предмета.

Оборудование: атласы, физ.карта мира и России.

Ход урока.

  1. Организация учащихся на урок.
  2. Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

 -Что такое географическая карта?

Объясните существенные признаки этого понятия.

-Какое значение имеют план и карта в практической деятельности человека?

-На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10 000?

-Объясните свою точку зрения, исходя из определения понятия «масштаб».

Остальным учащимся  предлагается задание  по  отгадыванию кроссворда «Глобус и географическая карта».

По вертикали:

1.        Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств.

2.        Окружность, условно проводимая по поверхности Земли  параллельно экватору.

4. Параллель, проводимая на земном шаре на одинаковых  расстояниях от обоих полюсов.

По горизонтали:

  1. Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли.
  2. Одна трехсотшестидесятая часть окружности.

5. Условно принятая линия на поверхности земного шара, проводимая от полюса к полюсу и пересекающая экватор под прямым углом.

1

2

I

3

4

5

I

III.  Изучение нового материала.

 В отличие от плана местности  карта покрыта сетью тонки- линий: меридианами и параллелями.

Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому.

От Северного полюса до Южного проходят линии все равные – окружности. Меридианы прочертили этот круг и направленье указали: север—юг.

Параллелями  называют линии, условно проведенные по: поверхности Земли параллельно экватору.

Уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

 Параллельны все они друг другу,

 Потому зовутся параллелями.

 Самую большую звать экватор,

Маленькая – это точка полюс.

 Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.  

 Анализируя  карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы:

+Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?

+В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная  линия». Как можно объяснить такое название” (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют рис.25).

+Можно ли провести меридиан в классе? Как определить направления?

                    С.П.                                               С.П.

                   Ю.П.                                                        Ю.П.

Определение направлений по меридианам и параллелям.

Параллель как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллелей, т.е. запад-восток. (рис 22). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта.

Градусная сетка на глобусе и картах.

На глобусах и картах меридианы  и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.

IV Закрепление.

1)Устно заполняем таблицу 1 на стр.39

2)Можно ли, выйдя на местность, увидеть на поверхности Земли меридиан и параллель?

3)В классе при включенных лампах (лампы освещения)определите местонахождение условленного севера и юга.

V. Домашнее задание. Параграф 11, выучить определения, задание 4.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из самых популярных интеллектуальных игр нашего времени является кроссворд. Разгадывание кроссвордов – это полезное занятие, расширяющее кругозор, пополняющее и систематизирующее знания и развивающее логическое мышление. Кроссворды обогащают словарный запас, тренируют память, благотворно влияют на нервную систему. Цель данной разработки – оказание помощи педагогам и учащимся общеобразовательных учреждений в составлении разных видов кроссвордов, используя различные программы и сервисы.

По горизонтали
3. Путь движения небесного тела
5. Способ картографического изображения
6. Метод географических исследований
8. Система наблюдений и прогноза изменений окружающей среды
9. Географическая координата в ряде систем сферических координат
11. Наука, описывающая Землю
12. Отрезок времени в истории Земли (криптозой)
13. Единственная звезда Солнечной системы

По вертикали

1. Чертеж земной поверхности
2. Зародил будующее страноведение
4. Время в году, когда продолжительность дня и ночи одинаковы
7. Притяжение, всемирное тяготение
10. излучение энергии каким-либо телом

Добавить комментарий