Как составить геральдическое описание

Elementy herbu

Основные элементы герба

Геральдический язык (геральдическое описание, блазонирование) — описательный код, выработавшийся в западноевропейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность в последующем воспроизводить его с достаточной точностью.

Геральдические описания ещё известны как «блазонирование» (от старофр. blason «щит»[1][2]) и берут начало из эпохи средневековых рыцарских турниров, когда герольд под сопровождение фанфар обязан был громогласно выкрикивать имена, титулы, описывать гербы, рассказывая о знаменитых предках и происхождении участников состязания.

Геральдический язык в разных странах[править | править код]

Термины геральдического языка, используемые англоязычными герольдами для объяснения герба, происходят от нормандского французского времён Вильгельма Завоевателя и крестовых походов, когда складывались правила европейской геральдики. В это время на северо-французском наречии говорила знать Англии и Франции.

В других странах, например в Германии, язык которой не подвергался столь сильному влиянию завоевателей, геральдический язык ближе к современному разговорному.

Хотя геральдический язык, сложившийся в западно-европейской культуре, предельно краток, русские описания гербов порой требуют нескольких слов, чтобы представить сложный рисунок, поскольку культура описания гербов в русском языке начинается только в 1672 году, с Царского титулярника.

Введение в геральдический язык[править | править код]

Порядок описания гербов[править | править код]

Последовательность описания четырёхчастного гербового щита

Блазонирование — громкогласное описание на турнире герба рыцаря-участника. Современное значение этого, нуждающегося в замене на русский эквивалент, технического термина — научное описание герба в геральдических терминах.

При блазонировании вначале называют цвет, затем – фигуру на гербе. О гербовом щите говорят, каков он по членению — рассечённый (полосы идут вертикально), пересечённый (полосы расположены горизонтально), скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали) или других, более сложных сечений.

После этого следует указание на изображения, помещённые на гербе: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем – то, что они собой представляют (эмблема, символический знак, фигура) и их описание согласно правилам блазонирования гербов.

Деление щита[править | править код]

Левая (от зрителя) сторона называется правой, а правая — левой. Это легко запомнить: стороны считаются от рыцаря, несущего щит, а не от зрителя. Существует множество способов деления щита. Например, надвое щит делится по горизонтали (пересечённый), по вертикали (рассечённый), по диагонали слева направо (скошенный справа) или справа налево (скошенный слева). Существуют и более сложные деления щита.

Линии деления[править | править код]

Это прямая, плавно изогнутая или ломаная линия, разделяющая одноцветное поле простого щита на различно окрашенные части поля или (фигуры деления) щита сложного. Независимо от своего вида линии деления — и прямые, и фигурные — могут иметь только горизонтальное (пересечение), вертикальное (рассечение) и диагональное (скошение) направления.

Тинктуры (цвета)[править | править код]

Эмали (финифти): червлень (красный), лазурь (голубой, синий), зелень (зелёный), пурпур (бордовый, фиолетовый), чернь (чёрный). Иногда также используются оранжевый, коричневый и некоторые другие финифти, но в русской геральдике за редчайшим исключением они не используются.

Металлы: золото (жёлтый) и серебро (белый, иногда серый).

Меха: горностаевый и беличий.

Почётные геральдические фигуры[править | править код]

Эти фигуры занимали специальное место в геральдике, отсюда термин «почётные». Почётная геральдическая фигура, как правило, занимает третью часть площади щита. В описании герба данная фигура провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Как все первоначальные деления отождествляются с вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из второстепенных, более сложных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно: столб представляет копьё рыцаря, перевязь — его перевязь, пояс — шарф, крест — меч, оконечность — сапоги, а кайма и щиток — кольчугу и броню.

Простые гербовые фигуры[править | править код]

Могут присутствовать на гербе как самостоятельно, так и в группах. Большая их часть восходит к металлическим усилениям средневекового щита.

  • Кайма — окаймление вокруг края щита. В испанской и португальской геральдике включает в себя уменьшенные щиты близких родственников. Также см. бризуры.
  • Узкая внутренняя кайма — узкая полоса, отделяющая кайму от основной композиции щита, может нести на себе мелкие символические украшения.
  • Вольная часть — квадрат либо прямоугольник в правом верхнем углу щита, размером меньше четверти. Применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
  • Клин — треугольник, обыкновенно используется группами, а поле описывается как «разделённое клиновидно на … частей»
  • Сердцевой малый щиток (или «щиток притязания») — располагается в центре щита (если один), в гербах знати могут встречаться по нескольку щитков.
  • Внутренняя кайма — отвлечённая кайма.
  • Ромбовидная фигура — расположена в центре щита или касается углами стенок, имеет несколько вариантов: «сквозной ромб» (окаймление), «просверленный ромб» (с круглым отверстием), «веретено» (вытянутый ромб). Поле щита, полностью замощённое ромбовидными фигурами, называется «разделённое ромбовидно», замощённое квадратами — «разделённое шахматно».
  • Гонт — центральная прямоугольная фигура, стоящая вертикально. Щит с частым расположением гонтов называется «усыпанный гонтами».
  • Дугообразные боковики — две арочные дуги с каждой стороны щита, начинаются в верхних углах щита, до основания щита немного не доходят.
  • Решётчатое сплетение — в виде ромбовидной каймы, в которую по диагонали вплетены две ленты шириною с кайму. Может применяться как самостоятельная фигура, но чаще замощает переплетениями всё поле щита, который получает описание: «покрытый решёткой».

Негеральдические фигуры[править | править код]

Негеральдические фигуры делятся на естественные, фантастические и искусственные.

Если фигура смотрит вправо (влево от зрителя), при блазонировании это никак не отмечается. Для фигуры, которая смотрит влево (вправо от зрителя), добавляется слово «обращённый». Для фигуры, которая смотрит на зрителя, добавляется слово «впрям». Если фигура движется в сторону и смотрит на зрителя, добавляется «смотрящий впрям».

Каждая из поз фигуры имеет своё описание. Например, направленный в сторону лев может быть вздыбленным, шествующим, стоящим, сидящим и т. д.

См. также[править | править код]

  • Глоссарий геральдических терминов

Литература[править | править код]

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика: Лекции, читанные в Московском археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2
  • Слейтер С. Геральдика: Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. — М.: АСТ, Астрель, 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9
  • Блазон // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 93—94. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.

Примечания[править | править код]

  1. Блазон Архивная копия от 15 апреля 2021 на Wayback Machine // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
  2. Блазон Архивная копия от 25 июля 2022 на Wayback Machine // Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Ссылки[править | править код]

  • Винклер П. П. Герб, гербоведение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  • Типольт Н. А. Основы геральдики.
  • Главы из книги на сайте «Геральдика. Ру» // Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб.: Гербы и флаги, 2008.
  • Правила геральдики // Проект «Геральдика. Ру».
  • Правила геральдики // Проект «Экскурс в геральдику».
  • Глоссарий геральдических терминов // Проект «Геральдикум».
  • «Символика геральдических экслибрисов: единороги, бегущие львы и рыцари». Лекция Леонида Маневича в Центральной универсальной научной библиотеки им.Н.А. Некрасова

������������ ������, ����������� ������, ��������� ��������, ������, �������.

������ �� �������. ���������, ���������� � �������� ����� ���������.

  ��������
����� � ����������

�������� �����

����������� �������� ���������� – “blason” – ���������������� ����������
�� ��������� “blasen” – ������� � ���. �� ����� “blasen” ���������� � �����������
“blasonner”, �������� “blasoniren”, ���������� “blazon”, ��������� “blasonar”
� ������� ����� “�������������” – �� ���� ��������� ����.

�������� ������� ��� �������� ������ ������ ������, ���������� �� ����������������
����� � ������������� ������. ������� ����� �������������� ������������
������������ �����������������, ����������� �������, �� ��������� ��������������
������� ��������� ���������, ��� ������� ������� �������������� ��� ������������
�������ݣ����. ��������� ������������ ���������� ����������� ������� ���������
� ���� ������. � ���� ������ – ���� ������������ �������������, ������ ��
�� ����������� ������� ����������. �� ������� ������� ������� � � ��������
������������� �������� �����. � ���������� �����, ��������, ��������������
�������� ������ – or – ��������� ����� “���”, ��� ��� ��� ��������, �����������
�� ����������� �������������� �������������, ����� ������ �������� ���������
����������.

���� � ���, ��� �� ��������� ����������� ������ � ��������� ������, �
��������� ����, ������� ����, �� ��� ���� ������������ �� ������ ����
��������� ������� �����������.

� ������ �����, ����� ������ ���� �������, � ���� ��� ���� �������� ��������,
������ ���������� � �� ������ ��� ���������� ��������� �� ���������. ��������
����������, ����� ���������� ������ ����� ��������, � ����������� �� ���
����� ����� ����ң�����. �������� ������ ����� ��������� ������������
�����, ����������� � ���������� ������������, � ���������� ��������� �������.
����������� ��������������� ����� ������� � ���, ��� ������������ ��������
����� ������������ ����� ���� �����, ������������ ����� �������������
�� ����������� ��������, ���������� � ������̣���� �������, � ���������������
����� � ����� ���������� � ��� ��� ��������� �������. �� ������ ������
��� ����� �������������� ������������� ������� �������������� ����. �����
����� ����� ���������� �������� ��������� �� ������� ����. �� ������ ������,
����������� ������� �������� ţ ��ߣ� � ��������� ���, ����� ���������
������������ – ���������.

�������� �������������� ������������ �������� �������� �� ������ ��������
��������, �� � �������� ����� ������ � ���������� �������. ����� �����
���� ������ ���������� ����� �������. ��������, ������ “interfretted”
����������� � ����� ��������, ��������� ������, ����� ��� �������ԣ����
���������� ��� �����, � ������ “interchangeably” ���������� ��� �������,
������������� ������ �������, ��������, ��� ����, ����� ������ �����������
�� ��� ��������� ����� �������� ��������; ��� ������ ��� ��� ����, ���������
��� ��. ��� �������� ������� �������� ��� ��������� ���������� ������
����� ������ � ��������� ��������, � ������� �� ���������, ��� ���� �����
������������ ��������. ����� ����, � ���������� ����� �������� �� �����
������ � ������� ����, �������� ����� ���� �� �������� ��������������
������ (� ��� �� ���� ��� ��������� � � �������� �����).

�������������� ��������� ������ �������� ����� 800 ��������, �����������
������ ����� ��� ������� ������� �������� �����, ��� ��� ����������� �����
�� ������� ��������, ��� ���� �� ����������� ��������������� ��������,
�������� ���� �� ����� ����� ���� � ����������� �������. ����������� �������
������ ���������, �� �� ������ ��������� � ������� ����������, �������
���� ������ �� ����������. � �ӣ �� ���, ��� ���� ��������, �����, ������������
�����-���� �������������� �������, �������� ������������ ������������,
������ �� ������������������ ���������� (� ������ ����������) ������ �
����������� �� �������, ��������� � ������ ������ ������ ����� ��� ����������
– ������������������ ���������� � ������� ����������, ���������� ����ݣ����
��������� ������ (����ݣ���� ������, ��� ������� ����������, � �������
������� � ������ ��� ������������� ���������� ������������ ��������� �����
������, �� ������ �������� ������������ �������� ���� �������� ���������,
�������, ��� ������ �����������, ��� ������������ �����������, �� � ����������
�� ������������� �� ������, ���� �� � ��������������, ��������� ��������
����������).

�������� ����� ������ ���������� �� ����. �������, ���� ��� ������������,
����������� ������� ������� ����, � ����� �������� ����������� ������
��� ����� � ������̣���� �������. � ������ ������� ����������� ����, �����
– �������������� ������ � ������������ � �� ���������, � ������ ����������������.
���� – ��������� ������, � ������� ������ ���� �������, ��, ���������
��� ������������ ����� �����, � � ������ ����������. ���� ���� � ��
����������� � ���������� ���������, �� ������ ������ ���� ������� �� �������
�����. ��� �� �����, ��-�� ���������� ������ � ����� � ����������, ��
��������� ������������ ����� ��� ������, � �������� �������� ������� �
������� ��� �����, ��� ��� ��� ����������� �����������.

��� � ����, ������ ��� ����� ������ �� �����������, ��� ��� ���������
���� ����� ������������, ��� �� ������������ � �����.
������, ��� lambrequin (���������) – �������������� ������ ������ ������������,
����������� ��� ������ �������� �����, �� �� �����, ����� ���� �����������
� ����� ������. ������������� � ��������� ����������� ������ � ����������
����������������� ������� ���������� ������. � ��������� �������������
����������� ����� ��������. ��������� ������ �� �����������, �� ������
���������� �����, ����� ��� �������� ������ ��� �������������� ������.

�����

����������� ������ ������ � ���������� ������������ ������������� �������������.
���� ������ ������ ����� ������� ��������������� ������, ������� ������
��� ������ ����������� �� ����������. ��� ������� ������ ���� ���� �����
� �����������. ��������� ������� ������������ � ������ �������, ��������,
��� ����� ����� ���������� ������ �� ������, � ������ – ������ �� �����
(���� � ������ ����� ���������� ��� �� ������, ��� � �� ��������). ��������
�����, ��� � ������� ��������, ����� ����������� ������� �� ��� �����������
�����, �������� ���� ���� ����� �������, ����������� ������, ������ ��������
�����. ����� ����, ����� ������� ����� ����� ����������� ��������������.
���� ��������, ������, ��� ��� ������� ����� ����������.

����������� �� ������� �������� ������, ����� �����, ����, ����� ���
���� ��������� ������������ � ������ ����, ������ ��������� ���� (�����
�������� ���������� �����֣����), � �������� �� ���� ����, ����������
� ����������� ����.

��� ���� ����� ����� ���� ���������� �������������� ����� �� ��������,
�� ���� � ޣ���-����� �����������, � XVII ���� ���� ������� ������� ����������
�����-������, ��� ���������� ���������. ���� ����������� ������� ���������
���������� ���������� ����� � ������� �������� ��������� (����� � ������
��� ������� ����������).

�������������� ����� ����������� �� �������, ���� � ������� (����� ���
��������).

�������

������� ������� ����� ��� – ������
� �������. ���, ��� ������� ��� ���������� ������ ��������� ������, ������
������������ ֣���� ������, � ������� – �����. ���������� ������ ������������
�������, � ������� �� ����� ������������ ����������� � ������������ ������
�������������.

����

���� ���� ��� – ������������ � �������. �������� ������������ � ����������
���� ����������, ��������, �� �������� ������ ������� ���� ����� ��������.

������������ ��� ������� ������������ � ���� ޣ���� ��������� (��������),
��������� � ����, �� ���������� ����, ���, ����� ��������������, ޣ�����
���������� �� ���������� ���� � ��������� ����. ������������ ��� ������
�ң� �����: ermine – ����� ������� � ޣ����� ����������; ermines – ޣ����
������� � ������ ���������� (�������������������); erminois – �������
������� � ޣ����� ����������. ������� ����� pean (����) – ������������
ޣ���� �������� � �������� ����������.

������� ��� ��� ��� ������� (�����) ����� ������� ������������ ������
� �������� ����������� ��������, �������������� ����������� (��� �����������
������������ ��������� �����, ��� ������� ��� ����-������� �� ����� �
����� �� ������, ��� ���, ����� ������ ���������, ԣ���� ��� �����������
� �����). ������� ���, ��� � ������������, ����� ���� “���������������”,
� ������������ �������� (����������) ����������. ������������� ���������
���� – “potent”, ������� ������������ �� �������������, � �-���������
������������� ��������.

���� �����

Ermine (���������) Ermine Ermines (�������������������) Ermines Erminois (������������) Erminois
Pean (����) Pean Vair (�������) Vair Contvair (��������������) Countervair
Vairenpoint (�������) Vair en point Vairinpale (�������) Vair in pale Vairy (�������) Vairy
Contvairy (��������������) Countervairy Vairyenpoint (�������) Vairy en point Vairyinpale (�������) Vairy in pale
Potent (�������) Potent Contpotent (��������������) Counterpotent Potentenpoint Potent en point
Papellone (�����) Papellone Plumete (�����) Plumete

����� ����������Σ���� ���� – Ermine (���������) � Vair (�����). �� �����������
Potent, ������������� ��������� ���� �����, ��� ��, ��� � Papellone (�����)
� Plumete (�����).

������� ���������� ���������� ������ ��� ���� – ������������ � �������
(������� �� “����������” ��������).

������� (��������, �����)

�������

������� �������������� �������� (�������, ������) ����:

�����, Gules (�������, ����̣���) – ���������� ������������ �������������
�������. ��������� ����������� ������ � ��������.

������, Azure (�������) – ���������� ������������ ��������������� �������.
��������� ����������� �������� � ������������.

����, Vert (��̣���) – � ��������������� ������ ���������� sinople –
���������� ������������ ������������� ������� ������������� ������ (��
������ �������� ���� � ������ ������). ��������� ����������� ����� � ������������
������.

������, Purpure (���������) – ���������� ������������ ������������� �������
������������� ����� (�� ������� �������� ���� � ����� ������). ���������
����������� ������� � �������� ����. ������ ����������� ������� � ������-�������,
ԣ���-����� � ������� ��������� ������. ��� ������� � ���, ��� �����������
��������� ������ �������� �� ���� ������ ����� ������� � ����������� ����.
���� ����� ԣ����, ���������� �������, � ������ – ��� ���������� �������
������ – �������-�������.

�����, Sable (ޣ����) – ���������� ������������ ��������������� ���������������
� ������������� �������. ��������� �֣��� �������� ������.

� ���������� ���� ����� ��������� ������ �������, �������� � ������������
� 1600 ����: Murrey, Sanguine, Tenne � Orange, ���ޣ� � ��������� ����������
Murrey ��������������� � Sanguine, � Tenne � Orange. ���� �����������
� � �� ����������� �����������.

Murrey (�������-���������) ������� ���������� ������������ ���������������
������� � ������ ������������� ��������;

Sanguine (ԣ���-��������) ��������������� ��������������� ������� ���
������ � ������������� ������� ������������� ������ ��� ������.

Tenne (����������-���������) ������� ������������ ��������������� �������������
������� ������������� ������ ��� ������ � ������������� ������� ��� ��������
(��� ������������� ������� ������������� �����, ��� ������, � ���������������
�������, ��� ������).

Orange (���������) – ������������� ����������� �������.

� �����:

Bleu-celeste (�������-�������);

Brunatre (����������);

Cendree (���������);

Rose (�������),

��� ��� �������� ���������������� ��� ������, “����������� �����”, �
�� ����������� �� � ��������, �� � ��������, �� � �����. ��� �� �����
����������� ������������, � �� ޣ���-����� ������� ������������ ������������
� ����������. � ������������������ ����������, ����� ���� �ģ� � ������,
���������� ������������ �������, ������ ����������� ������ “proper”.

� �������� ����� ���� ���������� ������ ������̣���, ���������� �� ���
������� �� �������. � �������������� �������� ������ �� ������� �� ��������
������, ��� ��� ��� ������� ���������� ���������������� (������ ���������,
������������ ���� �� ������������ ��������, ���� � ��� �� ���� ����� ����������
��-�������). ������� �������� ����� �������� ������� �� ���� ����.

����� ����� �������������� ���������� ����� “������������” (diapered)
– ������, ��� ����� ������������� ����, ����������� ���� ����, ��� ������������
������ ��������� �����, ��������� �� ���. ����, ��� ��������������, ������������
� ������� ������ ������ ���. ��� ������ ������������ ��ɣ�, ���������
�� ���������� �������������� ���������.

��������� ������

����� ������������, ��� ������ ����� ������ ����� ����� ����������� ������
�����������, �� ����̣���� �����-�� ������ �������. �� � ����������� �����
���������� ����� �������������, ����� ���� � ������������ ����� ���������
���������� ������� �����, ����� ������������ ����������, ������, ��� �
������ �������������� ���������, ������ ��������� ���������� �������������
��������. ��������� ��� ֣����� �������, ��������� �������� ������� ���������
���������� � �������������� ����� ����� ������ �����, ������ �����������,
��� ���������� ��������� ������������� ����������, ������������ �������
�����������.

����, ������ – ������ �������� – ������������� ���������, ����������
� ���������, � ����� ������������ ����������� – ����, ��������������,
���������� � ��������.

������� ������������� ������������, �������������, � ����� �������, ����������
� �����������.

������� ���� �������� ���������, ��������, ������, � ����� �����, ��������
� ������.

������ �������� �����������, ���������, �������� � �������������, ���
������ ����.

������ ������������� �������, ��������, ������� � �������, �� ����� �
������ �������� ������� ����.

������ �������� �����������, �����������, �������� � ��������� ����������.

������ ���� – ������ ������������, ��������, ����������� � ����������,
� ����� ������ � ������.

���, � ������������ �� �������������� �������, ��� �������������� ������
������������ � ����������� ����������� � ���� �� ���������������� � �������������.
�������, � ���� ��� ������������ ���� �������� �� �� ����.

������ �����:
����������

e-book “The Middle
Ages”

Автор: Кирилл Переходенко, историк-геральдист

Какие ассоциации вызывает герб? Рыцари, Cредневековье, дворянство… На самом деле представление о том, что герб — это нечто недоступное и находящееся далеко от современности, — всего лишь стереотип, почти не имеющий отношения к действительности. Ещё во времена европейского Средневековья герб подчёркивал статус не только высших сословий: гербы бюргерские и ремесленнические были не редки, а сегодня и вовсе каждый человек может обзавестись собственным семейным гербом.

В чём ценность такого отличительного знака? Герб передаётся потомкам, для которых он станет фамильной реликвией. Семейные традиции хорошо не только чтить, но и создавать, а герб может стать определённой точкой отсчёта для новых традиций.

Далеко не любое изображение можно назвать гербом — существуют строгие правила, которые не следует нарушать. Они касаются и элементов внутри и вокруг герба, а также геральдических цветов. Разберёмся, из чего состоит герб и как создать свой собственный, соблюдая правила геральдики.

Правила создания герба

В геральдике существует всего пять цветов (эмалей), два металла и два меха. Основные цвета — это красный, зелёный, чёрный, синий и пурпурный. Металлы — золото и серебро. Меха — горностаевый и беличий. Важно понимать — то, что на гербе кажется жёлтым и белым цветом, концептуально — золото и серебро.

Главное правило — не накладывать металл на металл, цвет на цвет и мех на мех. То есть если мы видим синее поле, а в нём орла, то орёл должен быть или золотым, или серебряным.

В геральдике существует множество статусных элементов, исторически доступных далеко не каждому. Ещё одно важное правило — уважительно относиться к истории и не присваивать, к примеру корону, не имея на то оснований. О том, какие ещё бывают статусные элементы, мы поговорим чуть позже.

Ну и, конечно же, нельзя присваивать себе чужой герб или заимствовать элементы из других гербов. Просто потому в геральдике, как и везде, действует правило «нельзя брать чужое».

Из чего состоит герб

Щит

Существует множество разных форм щитов. Один и тот же герб может быть изображён разными художниками в щитах разной формы, и это будет всё тот же герб. Можно выбрать ту, которая нравится вам больше всего. Традиционно самый распространённый в России щит — это так называемый французский (рис. 12). Любопытно, что во Франции его называют русским — несмотря на то, что появился он во Франции, в России он получил наибольшее распространение.

Источник: Презентация лекции Кирилла Переходенко и Анастасии Зотовой в рамках лектория «Большая перемена»
Изображение внутри герба

«Что должно быть внутри герба?» — этим вопросом задаётся каждый, кто решается на создание герба. Существует мнение, что в геральдике есть какая-то единая система символов: лев — храбрость, овца — кротость и т. д. На самом деле в герб может быть включено всё, что кажется уместным. Герб может символически отображать фамилию, историю семьи, семейные легенды, занятия членов семьи или предков. Зачастую это бывают очень личные вещи, понятные только в семейном кругу.

Кстати, ирония внутри герба тоже вполне допустима! Специалист по геральдике Кирилл Переходенко в своей лекции в рамках лектория «Память в масштабах истории» рассказывает о современном гербе, созданном для семьи Волковых. В семье — три брата, обозначенные своей традиционной добычей. В гербе изображены две овечки и репа. Почему две овечки, а не три? Один из братьев — вегетарианец! А чтобы расшифровать герб, в качестве шлемовой фигуры изображён серебряный волк.

Источник: Презентация лекции Кирилла Переходенко и Анастасии Зотовой в рамках лектория «Большая перемена»

Ограничения для изображений внутри герба существуют, однако их не так много. Например, нельзя использовать буквы и цифры (этот запрет распространяется именно на изображения внутри герба, но не на девизную ленту). Также на герб не принято наносить атрибуты современности, но можно изображать их символы. Например, нельзя вписать океанский лайнер, но можно парусник. Или изображение шахтёрского отбойного молотка уместно заменить традиционными предметами профессии — киркой или шахтёрским фонарём.

Элементы вокруг герба

По сути изображение внутри щита — это уже полноценный герб. Однако его можно дополнить элементами, которые будут располагаться вокруг. Самый распространённый элемент — это девизная лента. Как понятно из названия, на ней должен быть написан девиз — другие надписи на ленте, например, фамилия или инициалы, — в геральдике не приветствуются.

Источник: Презентация лекции Кирилла Переходенко и Анастасии Зотовой в рамках лектория «Большая перемена»
Над гербом часто можно увидеть шлем, который бывает украшен развевающимися кусками материи, похожими на перья — намётом. Это отсылка к старой рыцарской традиции: во времена Крестовых походов рыцари перематывали шлем тканью, чтобы палящее солнце его не нагревало. Дополнить свой герб гражданским шлемом с красивым намётом — это хорошая идея. Существует множество видов шлемов: среди них есть как и гражданские, так и дворянские, поэтому прежде, чем добавлять шлем на свой герб, лучше уточнить, какой именно шлем перед вами.

На гербах часто встречаются статусные элементы, которые традиционно жаловались семьям с высоким положением в обществе. К таким элементам относятся, например, короны над гербом и щитодержатели (львы, единороги, медведи и прочие персонажи, которые держат щит).

Источник: Презентация лекции Кирилла Переходенко и Анастасии Зотовой в рамках лектория «Большая перемена»
Конечно, эти элементы смотрятся торжественно, и соблазн изобразить их на своём гербе велик. Однако современная геральдика придерживается мнения, что мы должны чтить старые традиции, и поэтому короны, щитодержатели и прочие статусные элементы обычному современному человеку добавлять неуместно — для это нужен, как минимум, дворянский статус.

А вот если у вас есть личные награды, то вы вполне можете разместить их на своём гербе. По правилам, личные награды на гербе не передаются потомкам — семейным гербом становится всё то же изображение, только без наград.

Как создать герб своими руками?

Самый простой вариант — нарисовать самому свой герб. К этому занятию можно привлечь близких — отличный способ проведения досуга. Однако, такой вариант доступен только тем, кто уверен в своих художественных способностях. Как быть, если рисование не ваша сильная сторона или вы хотите иметь цифровую версию герба?

Нарисовать герб можно с помощью графического редактора, например, пакета Adobe или CorelDraw, а также используя любой другой онлайн-редактор. Чем выше уровень владения редакторами, тем красивее и интереснее получится ваш герб. При рисовании с нуля могут быть полезными видеоуроки по созданию логотипов — принцип примерно один и тот же.

В этих же программах можно «собрать» свой герб из готовых векторных изображений: скачать их можно на сайтах вроде noun project или shutterstock. Берёте нужные элементы (щит, девизную ленту, изображения, которые будут внутри щита), объединяете и раскрашиваете их.

Но прежде чем принять такой, созданный своими руками герб, и закрепить возможность его наследования, мы настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту, чтобы проверить, не совершили ли вы каких-либо ошибок. Будет обидно, если символ, который олицетворяет вас и ваших близких, вдруг окажется созданным с нарушением сложившихся правил и традиций. Не стоит забывать, что геральдика — это наука, которая требует внимательного усердного изучения, как, впрочем, и любая другая.

Важно помнить, что в отличие от логотипа, герб может изменяться. Целесообразно придумать несколько вариантов прорисовки герба для разных носителей, главное — сохранить суть герба, оставить правильное соотношение элементов. И помните, что если не соблюсти всех правил, то не исключён риск получить не герб, а лишь некий символ с неопределённым статусом.

Куда поместить герб?

Вариантов использования герба очень много. Всё зависит исключительно от ваших предпочтений. Можно заказать фамильный сервиз с изображением герба или же применить герб в качестве бизнес-аксессуара, поместив его на фирменную печать или визитки.

Источник: Презентация лекции Кирилла Переходенко и Анастасии Зотовой в рамках лектория «Большая перемена»

Классический вариант — распечатать семейный герб на холсте и установить его в доме на почётном месте. Также часто герб помещают на экслибрис — знак, обозначающий владельца книги.

Создание герба сейчас может казаться просто интересной игрой, однако со временем возрастёт его значимость. Все старинные гербы создавались конкретными людьми, и, год за годом они обрастали историей, приобретали всё большую ценность с каждым поколением. Так же и вы, создавая свой герб, можете оставить знак, через века объединяющий вас и ваших потомков.


Что ещё посмотреть?

Лекция Кирилла Переходенко «Введение в геральдику»

Видеоурок по созданию логотипов в Adobe Illustrator

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Знаток геральдики — геральдист, геральдик, гербовед или арморист. 10 июня празднуется Международный день геральдики.

Цвета в геральдике

Тинктуры

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы, меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Основные понятия

  • Герб — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, с изображением символов его владельца (человека, сословие, род, город, страну и т. п.):
    • гласный герб — прямо указывает на фамилию владельца или название города;
    • полугласный герб — с отдалённым, относительным согласованием между именем города и эмблемами щита.
  • Геральдический щит — основа любого герба; стилизованный щит с гербовыми фигурами на лицевой поверхности (в гербовом поле). Одна из распространённых форм — французский щит.
  • Геральдический язык — язык описания герба, процесс описания называют блазонированием, а само описание — блазоном.
  • Герольд — распорядитель рыцарских турниров, ведавший составлением гербов и родословий.

Оформление щита

  • Деление щита — разделение поля щита на различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий.
  • Гербовые фигуры — все фигуры (не деления), размещённые в щите герба:
    • геральдические — основные фигуры; бывают почётные (например, глава, пояс, столб) и простые (ромб, круг и т. д.);
    • негеральдические — все фигуры, не относящиеся к геральдическим, разделяются на естественные (лев, орёл и т. д.), фантастические (дракон, ангел и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
  • Бризуры — отличительные геральдические знаки младшего поколения.
  • Знаки отмены — включаемые по приговору для обозначения бесчестного поступка.

ПРАВО НА ГЕРБ

1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д

Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (.), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.

Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.

2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее. Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.

Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.

В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были “автоматически” отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе – в качестве территориальных и моральных преемников – воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но “знаковое ядро” сохранится.

Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего – Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).

3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно: 3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов; 3.2. соединение гербов в один составной; 3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.

ЗНАЧЕНИЕ И СИМВОЛИКА ГЕРБА

4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба – репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это “необщее выражение лица” во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается).

История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика – надуманной или навязанной и т.д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб).

5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в “краткий путеводитель” и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

6. Один из классических способов создания герба – принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох – в гербе г. Гороховца, ворон – в гербе г. Грайоворона, старая женщина – в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.

7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом “самых геральдических” знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур – как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества. В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб.

ОСНОВНЫЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ И ГЕРАЛЬДИКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).

9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя “металлами” – золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью “финифтями” (“эмалями”) – лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, “противогорностаевый” и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ).

10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть финифтяными, и наоборот – фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это – так называемое “основное правило геральдики”.

Есть несколько ситуаций, в которых соблюдение основного правила необязательно. Например, если герб с “запрещенным” сочетанием цветом был утвержден главой государства или существует – хотя бы без такого утверждения – более века, исправлять его не нужно. Но в общем случае основное правило необходимо соблюдать.

11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона – справа.

Живые существа – люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя – налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо. Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.

Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной Области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т.д.

12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т.д., или всадника на скале).

13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т.п.

14. Герб не является графически неизменным. Герб – не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль – пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее “формулу герба”. Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно в ходе проведения экспертизы в Герольдии её специалисты обеспечивают составление описания, соответствующего и гербу, и всем научным требованиям, после чего это описание утверждается местной администрацией.

15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.

При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т.д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения.

В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут.

16. В состав герба может входить девиз – лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв) девиза соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты – главному полю герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение.

Иное помещение надписей в гербах – как в пределах, так и за пределами щита, – не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т.п.).

Немногочисленные старые гербы, составленные с нарушением этого принципа (например, гатчинский, таганрогский), считаются “освященными давностью” и не требуют обязательной переделки. Вообще же помещение названия в герб – классический пример геральдического дурного тона.

Герб является “изобразительным именем”, и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.

17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно.

Это относится к любым коронам, шапкам, венкам и ветвям, лентам (кроме девизных), наградам, а также к щитодержателям – условным фигурам (животных, людей и т.п.), поддерживающим щит.

Блазóн (фр. blason, исп. blasón, порт. brasâo) – вербальный вариант герба, равный по своей юридической силе его изображению. Даже нет, не равный, а основной. Под блазонированием принято понимать совокупность приемов и правил, позволяющую посредством небольшого числа основных геральдических терминов, словесно выразить (описать) большую часть гербов. Интересным представляется факт, что в большинстве романских языков слово “блазон” часто является синонимом слова “герб”, и ведет свое происхождение от устного рассказа хода рыцарского поединка на турнире герольдами для зрителей, находящихся вне основных трибун и потому не видящих деталей всего происходящего. Поэтому в Средние века блазон мог существовать совершенно самостоятельно и доказательством тому являются многочисленные средневековые гербовники, состоящие только из описаний гербов, без каких-либо изображений. В связи с чем существует мнение, согласно которому термин “блазон” и вовсе заменял термин “геральдика”, до того как тот, появился лишь в XVII веке и был более многозначным. В широком смысле блазон означал не только совокупность всех элементов и атрибутов, составляющих геральдический щит и всего, что относится к гербам, но и часто имел значение “толкования”, а также объяснения значений тинктур в гербе с точки зрения общего смысла, вкладываемого большинством геральдистов того времени, писавшими еще со времен Средневековья сочинения по формальной геральдике, называемые геральдическими трактатами (traités de blason). На сегодняшний день, чтобы выполнить полный блазон герба, мало знать какие именно его элементы подлежат описанию, помимо всего прочего особое внимание стоит уделить их очередности. 

Medvedev-ready

Традиции и описание гербов

На сегодняшний день геральдической науке известны две основные традиции описания гербов: испано-германская и англо-французская, причем крайняя, также является основной составляющей итальянской и русской геральдики. Основным различием этих двух подходов является точка отсчета начала описания герба. Так, в испано-германской традиции блазонирование принято начинать со щитка (маленького герба, помещенного в центр большого), при условии что он имеется, затем описываются деления, причем их четкий порядок не определен и только в конце мы видим указание на само поле щита. В противоположность этому подходу англо-французская геральдика начинает описание герба с цвета основного поля, затем внимание уделяется непосредственно делениям, если щит их имеет, при этом в строго определенном иерархическом порядке, далее блазонируются фигуры внутри всех полей и только в конце указывается на фигуры и элементы щитка, помещенного “поверх всего”. 

France-readyEngland-ready

Важно отметить, что последовательность описания щита в русском герботворчестве, сформировавшаяся под влиянием англо-французской традиции, в России является установленной и общепринятой. Несмотря на свою кажущуюся простоту, данная система блазонирования, логически выверенная веками, имеет дружественный и универсальный язык, с помощью которого любой геральдист сможет графически воспроизвести любой герб с точностью до мелочей (естественно в своем художественном стиле). Однако помните, что даже внутри одной традиции иногда встречаются существенные разночтения, связанные, на наш взгляд, с отсутствием какой-либо, если не правовой, то хотя бы общей, исторически сложившейся геральдической базы. 

Eng-readyRus-ready

Порядок описания герба

Перво-наперво указывается тинктура поля герба – его основной фон (если деления отсутствуют). Но, чаще всего, щит разделен, поэтому особую роль при описании полученных делений играет их порядок. Согласно общему правилу, первыми блазонируются цвета частей, находящихся сверху и геральдически справа. Такая строгая иерархия в описании частей, полученных путем деления, позволяет избегать общей перегрузки блазонирования указанием на их непосредственное положение, которое становится ясным уже из самого порядка их произнесения. Так, например, в простом рассеченном щите первой будет называться его правая часть (геральдически помните), в пересеченном – верхняя, в скошенном справа – лежащая сверху слева, в скошенном слева – наоборот справа. Кстати, несмотря на правило, что гербовый щит может быть любой формы и не требует дополнительного упоминания в блазоне, есть случаи, когда такое упоминание возможно, например, если речь идет о графическом или скульптурном изображении, то же относится и к положению герба (прямому или наклонному). Если рассматривать разделение щита далее, путем увеличения количества линий его деления, то конечно, очередность такого описания становится не такой очевидной, как ранее. Представим, что щит у нас четырехчастный, разделенный путем комбинации рассечения и пересечения. В данном случае первым будет назван цвет части, расположенной в верхнем правом углу (первая четверть), вторым – в верхнем левом (вторая четверть), третьим – в правом нижнем (третья четверть) и, наконец, заключительным аккордом станет описание цвета, находящегося в нижнем левом углу (четвертая четверть). По аналогии описывается и четверочастный скошенный щит (комбинация правого и левого скошений), здесь следует начать описание с той части щита, что прилегает к верхнему его краю (первая четверть), далее следует вторая – примыкающая к правому, затем идет третья – соответвенно, противоположная, примыкающая к левому краю, самая нижняя четверть щита, в данном случае, является четвертой. Вроде все просто? А если щит, трижды скошен на разные цвета, например, справа, то каким будет начало его описания? На самом деле и здесь не все так сложно. Данный щит блазонируется, начиная с цвета части, прилегающей к верхней (наиболее правой, как бы серединной), далее следуют другие цвета в очередности их прилегания (от правой стороны щита сверху вниз), однако, обратите внимание, что заключительным будет называться тинктура той части, что прилегает к верхней части щита левее первой части. В общем, у геральдики своя “логика”, но общих правил описания она никоим образом не умоляет! Хотя этот же самый щит, можно описать несколько иначе, например, взяв за основу срединную линию разделения. К слову сказать, если, например, в какой-либо части щита, встречаются известные фамильные или государственные гербы, то их описание сводится к простому указанию их принадлежности – герб Шотландии, либо герб Медичи. Гербы менее известных семей, размещенные в частях чьих-либо гербов, могут быть блазонированы при помощи слов – “…принадлежит семье такой-то…”.

Итак, подведем итоги, если в щите основное поле разделено на части, сначала указывается каким делением оно образовано (рассеченный, пересеченный, скошенный и т.п.), затем цвет каждой из частей в классической последовательности – сверху вниз и геральдически справа налево.

Procedure-description

Идем далее, при отсутствии какого-либо разделения щита, следует описание гербовых геральдических фигур. Прежде всего почетных. Поэтому если щит включает в себя какие-то геральдические фигуры, об этом также сообщается в начале описания герба, после указания на его основное поле. Например, правая перевязь или разделен поясообразно, также дополнительно сообщаются дополнительные линии деления, например, правая зазубренная перевязь. Конечно все деления включают в себя непосредственное указание на их цвет. Здесь также предусмотрено важное геральдическое правило, по возможности геральдистами принято не повторяться в названии одного и того же цвета, в том случае, если он характеризует две последовательно описываемые фигуры, его название по обыкновению заменяется выражением “того же цвета”. Также в геральдике имеется выражение “переменных цветов”, которое принято относить к фигурам, расположенным в полях различных цветов, причем подразумевается, что цвета фигуры совпадают с цветами полей и вот, чтобы не упоминать цвет фигуры повторно, принято говорить, что цвет фигуры в первом поле соответствует цвету второго поля и наоборот, а блазонируется все это как “переменные цвета”. 

Далее блазонируются все важнейшие (главные) гербовые фигуры в поле, детально указывается их тип, цвет, атрибуты и в некоторых случаях положение. Причем в западной традиции сначала называют ее тип, а затем уже цвет, в то время как в русской – наоборот. Сразу поясним, если фигур несколько, то главной является та, которая больше других или помещена в поле щита правее или выше прочих. Кроме того, если главная фигура расположена в центре поля лицом вправо, такое положение считается стандартным и не подлежит дополнительному описанию. Как мы уже писали в разделах выше, каждое животное имеет свои характерные позиции, которые подлежат соответствующему геральдическому блазонированию. Также, не лишним будет напомнить, что в случае различия основного цвета тела животного с его отдельными частями – так называемыми “вооружениями”, на это требуется дополнительное указание словами “с языком, глазами, когтями и т.п. такого-то цвета”, кроме того в некоторых изображениях указывается положение и форма хвоста зверя. К слову сказать, большинство геральдических существ, изображается смотрящими вправо, так как мы уже не раз отмечали, что именно это сторона считается более заслуживающей внимания и почета, причем дополнительно такой поворот фигуры в геральдике никак не указывается, потому как считается естественным, в то время как поворот влево для геральдики не типичен (в силу того, что такая фигура относительно человека, держащего щит в левой руке, с точки зрения зрителя выглядит как бы “отступающей” или “бегущей”).

Далее идут любые другие фигуры, находящиеся на почетной геральдической фигуре. Другими словами “обременяющие” или “пересекающие” такие почетные фиугры. Если фигура воспроизводится несколько раз, указывается точное число ее повторов и расположение в поле. Например, девять рондо (от фр. rondeau – “круг”, “движение по кругу”), согласно классической геральдике описывается цифрами как 3, 3, 3 (3 ряда по 3 фигуры), в то время как стандартной считается, например, схема 3, 2, 1, не нуждающаяся в отдельном упоминании. Кстати, здесь хотелось бы немного отвлечься и показать вам пример того, что геральдика достаточно интересная наука не только с точки зрения сочинения гербов, но и с точки зрения их… некой трансформации под влиянием определенных обстоятельств. Так, один уэльский род, к слову сказать ведущий свои корни от знатной династии валийских правителей имел такой герб: червленое поле разделено стропилообразно горностаем, три отрезанные головы (прим. – англичан) натурального цвета, две в главе, одна в оконечности. И вот в результате грандиозных исторических перепетий представитель этого рода оказывается на английском престоле. Естественно, по такому случаю головы были быстро переделаны в шлемы… и сегодня эта правящая династия известна нам именем Тюдоров.

В последнюю очередь описывается кайма, если таковая имеется,  если она отсутствует, то приводится описание вольной четверти, кантонов (углов) и внутренней каймы. Что же касается других внешних элементов, прежде всего, указывающих на дворянский статус гербовладельца и занимаемое им место в феодальной иерархии, то они блазонируются после полного описания щита.

Colombiere-readyMenestrier-ready

Общий итог

В заключение хотелось бы вкраце повторить общий порядок блазонирования. Итак, сначала упоминается цвет гербового поля (если есть деления), далее идут фигуры, затем обременения этих фигур, а также возможные обременения этих обременений, в самом конце описываются элементы, расположенные “поверх всего”. Если в щите несколько гербовых фигур, то описание начинают с главных, первого и второго порядка, причем при прочих равных условиях (например, несколько фигур в щите) главной будет считаться большая по размеру. Порядок описания – с наиболее почетных верхней и правой части, к менее значимым нижней и левой. 

Если средневековый блазон ограничивался воспроизведением всего лишь щитового поля герба, то начиная с середины XIV в. мы видим уже упоминания о шлеме, а начиная с XVII в. блазонирование и вовсе становится все более объемным и постепенно увеличивается до полного описания всех элементов герба, которое в настоящее время ведется по следующему алгоритму: после щита рассматривается верхняя часть герба – шлем с краткой характеристикой (новый, старый, увенчанный короной, его положение относительно щита), затем шлемовый намет с обозначением его цветов, далее следуют бурелет и нашлемник. В заключение отмечаются щитодержатели и щитоносцы, а также знаки почетных званий, далее идут орденские знаки и различные элементы по краям щита, затем показываются гербовые балдахины и мантии. Девизы и военные кличи упоминаются в заключение. 

Даже сейчас мы видим, что геральдический язык настолько архаичен, что сохранил в себе множество устаревших слов и речевых форм. Согласно общим правилам в блазонировании отсутствуют глаголы, а поля отделяются друг от друга точкой с запятой. И если в Средневековье оно представляло собой описание традиционных геральдических композиций с малым количеством атрибутов, то, начиная примерно с XVI-XVII в., с момента расцвета так называемой “бумажной” геральдики, гербы усложнились настолько, что их блазонирование нередко становилось труднейшей задачей, особенно когда при помощи ограниченного количества терминов требовалось выразить какие-либо прихотливые или просто оригинальные формы и фигуры. А ведь правильное блазонирование это как уникальный язык, который позволяет описывать гербы так, чтобы в большинстве случаев любой другой герольдический художник мог создать верное изображение герба с достаточной точностью, всего лишь, следуя его словесному описанию.

Все вышесказанное так или иначе подтверждает незыблимый постулат –Геральдика есть искусство блазона”.

Bombachi-ready

Добавить комментарий