Автор: Кирилл Переходенко, историк-геральдист
Какие ассоциации вызывает герб? Рыцари, Cредневековье, дворянство… На самом деле представление о том, что герб — это нечто недоступное и находящееся далеко от современности, — всего лишь стереотип, почти не имеющий отношения к действительности. Ещё во времена европейского Средневековья герб подчёркивал статус не только высших сословий: гербы бюргерские и ремесленнические были не редки, а сегодня и вовсе каждый человек может обзавестись собственным семейным гербом.
В чём ценность такого отличительного знака? Герб передаётся потомкам, для которых он станет фамильной реликвией. Семейные традиции хорошо не только чтить, но и создавать, а герб может стать определённой точкой отсчёта для новых традиций.
Далеко не любое изображение можно назвать гербом — существуют строгие правила, которые не следует нарушать. Они касаются и элементов внутри и вокруг герба, а также геральдических цветов. Разберёмся, из чего состоит герб и как создать свой собственный, соблюдая правила геральдики.
Правила создания герба
В геральдике существует всего пять цветов (эмалей), два металла и два меха. Основные цвета — это красный, зелёный, чёрный, синий и пурпурный. Металлы — золото и серебро. Меха — горностаевый и беличий. Важно понимать — то, что на гербе кажется жёлтым и белым цветом, концептуально — золото и серебро.
Главное правило — не накладывать металл на металл, цвет на цвет и мех на мех. То есть если мы видим синее поле, а в нём орла, то орёл должен быть или золотым, или серебряным.
В геральдике существует множество статусных элементов, исторически доступных далеко не каждому. Ещё одно важное правило — уважительно относиться к истории и не присваивать, к примеру корону, не имея на то оснований. О том, какие ещё бывают статусные элементы, мы поговорим чуть позже.
Ну и, конечно же, нельзя присваивать себе чужой герб или заимствовать элементы из других гербов. Просто потому в геральдике, как и везде, действует правило «нельзя брать чужое».
Из чего состоит герб
Щит
Существует множество разных форм щитов. Один и тот же герб может быть изображён разными художниками в щитах разной формы, и это будет всё тот же герб. Можно выбрать ту, которая нравится вам больше всего. Традиционно самый распространённый в России щит — это так называемый французский (рис. 12). Любопытно, что во Франции его называют русским — несмотря на то, что появился он во Франции, в России он получил наибольшее распространение.
«Что должно быть внутри герба?» — этим вопросом задаётся каждый, кто решается на создание герба. Существует мнение, что в геральдике есть какая-то единая система символов: лев — храбрость, овца — кротость и т. д. На самом деле в герб может быть включено всё, что кажется уместным. Герб может символически отображать фамилию, историю семьи, семейные легенды, занятия членов семьи или предков. Зачастую это бывают очень личные вещи, понятные только в семейном кругу.
Кстати, ирония внутри герба тоже вполне допустима! Специалист по геральдике Кирилл Переходенко в своей лекции в рамках лектория «Память в масштабах истории» рассказывает о современном гербе, созданном для семьи Волковых. В семье — три брата, обозначенные своей традиционной добычей. В гербе изображены две овечки и репа. Почему две овечки, а не три? Один из братьев — вегетарианец! А чтобы расшифровать герб, в качестве шлемовой фигуры изображён серебряный волк.
Ограничения для изображений внутри герба существуют, однако их не так много. Например, нельзя использовать буквы и цифры (этот запрет распространяется именно на изображения внутри герба, но не на девизную ленту). Также на герб не принято наносить атрибуты современности, но можно изображать их символы. Например, нельзя вписать океанский лайнер, но можно парусник. Или изображение шахтёрского отбойного молотка уместно заменить традиционными предметами профессии — киркой или шахтёрским фонарём.
Элементы вокруг герба
По сути изображение внутри щита — это уже полноценный герб. Однако его можно дополнить элементами, которые будут располагаться вокруг. Самый распространённый элемент — это девизная лента. Как понятно из названия, на ней должен быть написан девиз — другие надписи на ленте, например, фамилия или инициалы, — в геральдике не приветствуются.
На гербах часто встречаются статусные элементы, которые традиционно жаловались семьям с высоким положением в обществе. К таким элементам относятся, например, короны над гербом и щитодержатели (львы, единороги, медведи и прочие персонажи, которые держат щит).
А вот если у вас есть личные награды, то вы вполне можете разместить их на своём гербе. По правилам, личные награды на гербе не передаются потомкам — семейным гербом становится всё то же изображение, только без наград.
Как создать герб своими руками?
Самый простой вариант — нарисовать самому свой герб. К этому занятию можно привлечь близких — отличный способ проведения досуга. Однако, такой вариант доступен только тем, кто уверен в своих художественных способностях. Как быть, если рисование не ваша сильная сторона или вы хотите иметь цифровую версию герба?
Нарисовать герб можно с помощью графического редактора, например, пакета Adobe или CorelDraw, а также используя любой другой онлайн-редактор. Чем выше уровень владения редакторами, тем красивее и интереснее получится ваш герб. При рисовании с нуля могут быть полезными видеоуроки по созданию логотипов — принцип примерно один и тот же.
В этих же программах можно «собрать» свой герб из готовых векторных изображений: скачать их можно на сайтах вроде noun project или shutterstock. Берёте нужные элементы (щит, девизную ленту, изображения, которые будут внутри щита), объединяете и раскрашиваете их.
Но прежде чем принять такой, созданный своими руками герб, и закрепить возможность его наследования, мы настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту, чтобы проверить, не совершили ли вы каких-либо ошибок. Будет обидно, если символ, который олицетворяет вас и ваших близких, вдруг окажется созданным с нарушением сложившихся правил и традиций. Не стоит забывать, что геральдика — это наука, которая требует внимательного усердного изучения, как, впрочем, и любая другая.
Важно помнить, что в отличие от логотипа, герб может изменяться. Целесообразно придумать несколько вариантов прорисовки герба для разных носителей, главное — сохранить суть герба, оставить правильное соотношение элементов. И помните, что если не соблюсти всех правил, то не исключён риск получить не герб, а лишь некий символ с неопределённым статусом.
Куда поместить герб?
Вариантов использования герба очень много. Всё зависит исключительно от ваших предпочтений. Можно заказать фамильный сервиз с изображением герба или же применить герб в качестве бизнес-аксессуара, поместив его на фирменную печать или визитки.
Классический вариант — распечатать семейный герб на холсте и установить его в доме на почётном месте. Также часто герб помещают на экслибрис — знак, обозначающий владельца книги.
Создание герба сейчас может казаться просто интересной игрой, однако со временем возрастёт его значимость. Все старинные гербы создавались конкретными людьми, и, год за годом они обрастали историей, приобретали всё большую ценность с каждым поколением. Так же и вы, создавая свой герб, можете оставить знак, через века объединяющий вас и ваших потомков.
Что ещё посмотреть?
Лекция Кирилла Переходенко «Введение в геральдику»
Видеоурок по созданию логотипов в Adobe Illustrator
Доброго времени суток, дорогие друзья! Сегодня у нас, как всегда, очень интересная тема, называется «Герб семьи». Придумать и нарисовать такой фамильный символ могут попросить и воспитатели в детском саду и учителя в школе. Только вот как это сделать, они особо не разъясняют. Поэтому будем разбираться в вопросе самостоятельно.
Из статьи узнаете немного об истории семейного герба, о его строении, о значении цветов и фигур применяемых в гербостроении. А еще мы будем делать настоящие гербы для четырех реальных семей, чтобы у вас были настоящие образцы.
А в конце статьи вы даже получите ссылку для скачивания «гербовых» шаблонов.
Готовы? Тогда поехали.
Немного истории
Сначала давайте окунемся в историю, чтобы и самим понять и детишкам объяснить, чем это мы тут занимаемся. История может быть очень долгой. Но мы сильно углубляться не будем. Отметим только, что появились первые семейные гербы в древности. Примерно, в 10 веке.
Большинство людей тогда были темными, в школах не учились, а, следовательно, и читать не умели. Как же им было определить, что за незнакомец перед ними? Вот по гербу они и ориентировались, а еще по тому, что на нем изображено.
Изначально такие семейные эмблемы использовали в качестве печати, в качестве подписи, и гербом именитые люди отмечали свое личное имущество.
Большую популярность семейные гербы получили благодаря рыцарям. Герб, который указывал на статус рыцаря и его принадлежность к определенной семье, располагался на рыцарских доспехах.
В современном обществе интерес к фамильным гербам снова возрастает. И это замечательно. Ведь это значит, что люди начали интересоваться своими корнями и семейными ценностями.
Ну вот, истории на сегодня хватит. Давайте переходить к теоретической части. И сначала разберёмся с тем, из чего состоит герб.
Строение герба
Для того, чтобы дальнейшие слова были понятны, возьмём парочку настоящих семейных гербов наших знаменитых соотечественников. Будем разбираться на их примере.
Слева — род Лермонтовых, а справа –Белозерских.
Итак, основная часть любого герба – это так называемый щит.
Щит
Щит — та самая штука, которая находится в серединке. Это основа, несущая самую важную информацию. У Лермонтовых он желтый, у Белозерских – двуцветный, бело-красный.
Кстати, цвет, в который окрашен щит, имеет большое значение. Каждый цвет означает что-то свое.
Представляю вам семь основных цветов, применяемых в гербостроении, со своими значениями. Смотрите на картинку.
Форма щитов может быть разной. У Лермонтовых он простой, у Белозерских более фигурный. Можете выбрать форму щита из восьми представленных на картинке ниже.
Гербовые фигуры
А уже на самом щите располагаются гербовые фигуры. Чаще всего использовали изображения животных, птиц, растений, но не только.
Например, на щите рода Лермонтовых мы видим черное стропило, на котором изображены три золотых четырехугольника, а под стропилом еще и цветок чёрного цвета.
А по щиту Белозерских плывут по диагонали в три ряда девять лазуревых рыб. А во главе есть еще и тесак серебряный с золотой рукоятью.
На картинках ниже найдете значения некоторых фигур, которые вы при желании можете использовать при создании своего фамильного герба.
Животные.
Птицы.
Растения.
Иные изображения.
При подборе своих гербовых фигур вы можете ориентироваться на:
- Главные семейные ценности.
- Профессиональную деятельность членов семьи.
- Увлечения, как общие семейные, так и каждого члена семьи.
Шлем и нашлемник
Над щитом располагается шлем. На гербах Лермонтовых и Белозерских шлемы не простые, а дворянские коронованные. У рода Белозерских в отличие от рода Лермонтовых над шлемом есть еще и нашлемник в виде Малороссийского казака с саблей, дополнительный опознавательный знак рода.
Если ваша семья, как и наша, не может похвастаться принадлежностью к славному дворянству, то вместо шлема можно изобразить нечто другое. Ведь задание то у нас творческое, а значит можно отпустить фантазию в полет и увенчать свой герб солнцем или цветами, или шапочкой академика, или еще чем-нибудь прекрасным и подходящим по смыслу.
Намёт
Намет – это узорные украшения, чаще всего в виде причудливых листьев, которые выходят из-под шлема и вьются по боковым сторонам щита.
Важно, чтобы элементы намета по цвету совпадали с цветом щита.
Девизная лента и девиз
Под щитом располагается девизная лента, с написанным на ней девизом. Девиз – это краткое изречение, отражающее главные принципы и устои рода.
На девизной ленте Лермонтовых написано «Судьба моя Иисус», Белозерских – «Долг воина – отвага».
Вам тоже необходимо выбрать девиз для своей семьи. Прекрасно подойдут красивые крылатые выражения, афоризмы, короткие пословицы и поговорки, может быть даже фразы из стихотворений или песен. На картинке ниже 15 вариантов семейных девизов. Это вам для вдохновения.
Выбирайте или придумайте что-то свое, оригинальное и неповторимое.
Поздравляю, друзья, теоретическая подготовка позади. Приступаем к практической части. Сейчас на ваших глазах, создадим четыре герба для четырех разных семей. Семьи это не выдуманные, это наши знакомые люди. Они дали свое согласие на то, чтобы мы с их семейными ценностями познакомились и поработали.
Примеры семейных гербов
Семья Соколовых
Соколовых четверо: папа Андрей, мама Алина, сын Денис и дочка Машенька. Папа работает на металлургическом комбинате электромонтером, мама – продавец в магазине, дети – школьники. Все они очень спортивные ребята. Они и плавают, и бегают, и на лыжах катаются, и на коньках, и в бадминтон играют, и в спортивных соревнованиях участвуют.
То есть, основное увлечение этой семьи – спорт. Именно его мы и постараемся отразить в их семейной эмблеме.
Из имеющихся гербовых шаблонов выбираем самый спортивный. Например, такой.
Здесь над щитом вместо шлема имеется золотая медаль. Как раз то, что нам нужно.
Щит разделим на четыре части.
И в каждую из этих четырёх частей разместим определенную фигуру. Это будут:
- воланчик, говорящий об общем семейном увлечении бадминтоном. Мама даже является КМС по этому виду спорта.
- ролики, на которых в теплое время года Соколовы катаются всей семьей. Это настоящая семейная традиция.
- гантели, указывающие на спортивный образ жизни и непременную, ежедневную зарядку.
- баскетбольный мяч, которых в семействе аж 5 штук.
Рисуем простым карандашом. Мы срисовывали картинки с интернета. Но можно вместо рисования использовать технику аппликации. Здесь на ваш вкус.
А заодно на девизной ленте напишем спортивный девиз: «Выше. Быстрее. Сильнее.»
Теперь определяемся с цветовой гаммой щита и ленты. Возьмём красный и зелёный цвета.
Красный – это любовь, смелость и мужество.
Зеленый – радость, изобилие и молодость.
Используя те же цвета, что и на щите, раскрашиваем намёт.
Теперь цветными карандашами раскрашиваем гербовые фигуры.
Ну и чтобы наш герб стал сочным и ярким, берем фломастеры и проводим окончательную цветовую доработку.
Вот что получилось.
Семья Кузнецовых
Папа Илья, мама Оксана и дочка Алена. Отличные, веселые и дружные ребята, живущие в крайне неблагоприятных условиях крайнего севера.
Для них мы выбрали шаблон с самым пышным, «тёплым» намётом и снежинкой сверху.
Снежинка как раз и будет указывать на суровые условия жизни данной семьи. Но наши Кузнецовы не отчаиваются, они очень даже любят свой северный край и его необыкновенную природу, о которой стараются заботиться по мере своих сил.
В обязательном порядке посещают субботники и различные мероприятия экологической направленности. Для них это действительно важно! Как и здоровый образ жизни, в частности, здоровое питание. Илья, Оксана и Алена – стопроцентные вегетарианцы.
Все вышеперечисленное постараемся отразить в их семейном гербе.
Не будем расписывать весь процесс оформления по шагам. Вроде и так все понятно. Просто покажем вам окончательный вариант.
Вот такой яркий, богатый и красивый образ получился.
Щит мы разделили на три части. В верхней разместили изображение семьи, в которой все радуются жизни и любят друг друга. Ну и девиз соответствующий подобрали: «Один за всех и все за одного!»
Снизу и слева фрукты, призванные рассказать о здоровом питании семьи. А справа – росточек, оберегаемый заботливыми руками, это к вопросу об экологии.
Семья Некрасовых
Папа Денис, мама Марина, сын Никита и дочка Ярослава. Папа и мама – врачи. Никита ученик 11 класса средней школы, а Ярослава учится в 3 классе.
Некрасовы – это семья медиков. Поэтому для них был выбран шаблон с частичкой кардиограммы вместо шлема.
На щите постараемся отразить общее семейное увлечение, а также хобби каждого из ее членов.
Итак, Некрасовы всей семьей очень любят ходить в походы. Они настоящие туристы со стажем. Если не ошибаюсь, то Денис и Марина именно в походе и познакомились.
Марина отлично шьет, причем не только одежду, но и красивых интерьерных куколок, которых частенько дарит своим друзьям.
Папа Денис не только отличный врач, но и прекрасный кондитер. Такие торты печет, что просто пальчики оближешь!
Никита уже очень давно увлекается необычным видом спорта. Это когда на себя надевают настоящую кольчугу, шлем, берут щит и бьются на мечах. Он даже участвует в исторических реконструкциях.
Ну а Ярослава – будущая балерина. Учится не только в общеобразовательной школе, но еще и в школе искусств. Уже отлично держится на пуантах. Выступает на концертах.
Вот что получилось в результате.
Семья Голубевых
Позвольте вас познакомить с еще одной замечательной семьей. Голубевы: папа Николай, мама Елена, сын Сергей, которому 20 лет и сын Андрей, которому на днях исполнилось 8.
Для семейного герба Голубевых мы выбрали вот такой шаблон, с голубем вместо шлема. Голубь, во-первых, потому, что Голубевы. А еще голубь является символом мира, брака и красоты.
На гербе мы отразим профессиональные занятия членов семьи. Мама работает мастером-парикмахером, о чем говорит фен. Папа – механик по ремонту машин, в его части герба расположены инструменты. Старший сын – студент, изучает программирование в ВУЗе. А младший Андрей – школьник.
А в самом сердце герба – семейная реликвия Голубевых. Дело в том, что они живут в своем доме, в котором жили уже несколько поколений Голубевых. А во дворе растет старинный дуб, который посадил еще прапрадед Николая. Поэтому в серединке герба тоже вырос дуб. А еще в геральдике дуб является символом силы и стойкости.
Вот такой герб получился.
Теперь у вас есть настоящие рабочие примеры оформления фамильных гербов. Надеюсь стало предельно понятно, как придумать и как создать своими руками семейный герб хоть для школы, хоть для детского сада, хоть и просто для души.
Шаблоны семейных гербов
Друзья, на этом практически все.
Осталось только преподнести вам небольшой подарок.
Вот здесь вы можете скачать шаблоны, которые станут прекрасной основой для создания вашей семейной реликвии.
Всего 52 шаблона. Скачивайте бесплатно, выбирайте, распечатывайте и создавайте свой семейный герб. Удачи вам и приятного семейного творчества.
А еще разрешите порекомендовать вам и другие полезные статьи нашего блога:
- Про портфолио школьника.
- Про жанры изобразительного искусства.
- Про самых знаменитых учителей в истории.
- Про разработку проекта «Моя семья».
- Про самодельный развивающий конструктор из спичек и пластилина.
Всего вам доброго! До новых интересных встреч!
Ваша ШколаЛа)
By admin | Апрель 14, 2021 | Геральдика в жизни, Записи геральдиста
Идея и составление корпоративного герба
Грамотно составить символ
Всем известно выражение – «встречают по одежке…», так принято говорить о человеке, но можно сказать и обо всем новом, с чем мы встречаемся. Так или иначе каждый из нас является потребителем. Так вот, о встречать по одежке, прежде чем купить что-то, сначала мы видим, как выглядит эта вещь или предмет будь он реальный или виртуальный. Визуальная часть продукта один из важнейших факторов, влияющий на человеческое восприятие. Поэтому торговые марки, компании, популярные брендовые производители на мировом рынке уделяют должное внимание созданию визуальной части своего продукта. Но ведь каждый из них с чего-то начинал, а не сразу вышел на мировой уровень. А вот символику и визуальный образ для своих компаний делали с самого начала развития. Поэтому нужно изначально внимательно продумать визуальный символ вашей компании. Обратите внимание на герб в качестве символа для своей компании. И если решили заказать герб, то всегда лучше сотрудничать с профессионалом в своем деле. Да, символ можно усовершенствовать, сделать ребрендинг, но основа символа должна быть сделана грамотно. Покупатели привыкают узнавать любимые продукты по их символам. Соответственно кардинально сменив «имя» вы приведете в замешательство поклонников вашего продукта. Развивая бизнес нужно позаботится обо всех аспектах.
Герб на заказ для вашей компании
Корпоративный герб это уникальность, это символ со смыслом, не просто картинка или набор фигур и цветов. У символа со смыслом, такого как корпоративный герб, должна быть история, которая и будет основой для создания корпоративного символа. Естественно, в гербе будет учтена сама история, направление, в котором развивается ваша компания, ключевые личности, способствующие ее росту, а так же все что вы захотите добавить и отобразить. Конечно вам не придется изучать целую науку – геральдику, вы можете сделать герб на заказ, и мы позаботимся о символе для вас. Конструкция герба такова, что ее основными фигурами выступают щит, намет, шлем, клейнод, нашлемник, бурелет. Также есть необязательные фигуры, в их числе щитодержатели, хоть они необязательны, но все же, когда присутствуют в композиции герба, это выглядит впечатляюще (небольшая ремарка, заказать герб можно у нас). Щитодержателями чаще всего бывают животные, реже люди или мифические персонажи. Животные, как и другие символы, могут наполнять поле щита. Это поле можно разделить по правилам геральдики, так чтобы поместить несколько символов, создающих смысловую и эстетическую гармонию.
Геральдические элементы в виде животных
Если говорить о зверях, то интересным символом в деловой сфере будет Пегас. Пегас это мифическое существо – конь с парой крыльев, по легенде родившийся у океана. Отсюда один из вариантов перевода его имени, как бурное течение. Пегас символизирует связь всего живого, движение от материального к духовному, он красноречив, любит размышлять, несет славу, покровительствует поэтическому дару и всему, что с ним связано. Не мифический, а вполне реальный конь, в геральдике имеет свои характеристики. Геральдический конь изображается в геральдике в профиль и можно не целиком, а только голову. Конь символизирует скорость, мощь, его взгляд зоркий, он храбрый и ловкий. Еще одна подходящая по символике фигура для корпоративного герба – бобр, он олицетворяет заботу, трудолюбие, ум. Интересно, что в природе с появлением бобров на реке все идет на лад, река наполняется рыбой, насекомыми, птицами, становится более чистой. Также символично, что бобер живет в двух стихиях и на суше, и в воде.
Занять свое место в корпоративном гербе могут такие представители птиц как дрофа. Дрофа (когда-то многочисленная) сейчас считается редкой птицей, в геральдике представляет уникальность, а также богатство. Грач – символ ума, долгих лет жизни, согласитесь это важно для процветания любого дела. Иволга обладает хорошим набором качеств, в гербе компании она будет нести гармонию, трудолюбие, любовь к делу, которым занимается компания, равновесие.
Растения и другие элементы в геральдике
Из царства растений подойдет женьшень, в природе имеющий большую палитру полезных веществ. Геральдический женьшень это богатство, великодушие, уверенность. Его мелкий цвет, собранный в одну ветку напоминает по форме звездочки. Для успешного становления и развития любого предприятия ива в гербе будет означать стойкость, преодоление препятствий, богатство, силу жизни, обновление. Стоит обратить внимание на бук, как на элемент в корпоративном гербе. Бук наделен силой жизни, процветания, стойкостью, так же он величествен.
Далее пойдем от живого мира к материальному, используя такие геральдические элементы как факел, книга, алмаз. Факелу подвластны просвещение, прогресс во всяком деле, стремление к получению знаний. Книга может означать богатую, интересную историю вашей торговой марки, ее развитие и стремление к просвещению. А закрепит и дополнит композицию алмаз. В геральдической композиции алмаз представляет бесстрашие, твердость принимаемых решений и сердца. Вам решать и выбирать, что вы хотите представить своим покупателям и пользователям, как хотите впечатлить их взор и сердце. Корпоративный герб в некотором роде это мини презентация вашей торговой марки, компании, производства. Первое впечатление от встречи, а оно как известно очень важно.
Как составить герб
Геральдика за свою более чем 800-летнюю историю выработала собственный корпус правил составления, описания и применения гербов, что превратило ее из вольного искусства средневековых художников и миннезингеров в самостоятельную знаковую систему. Несоблюдение этих правил ведет к профанации герботворчества, к превращению герба в произвольно нарисованную эмблему. Основы всеобщей и великорусской теоретической геральдики изложены в Уставе русской геральдики, опубликованном автором в книге “Возрождение русской геральдики”, Отдельные параграфы этого свода приводятся ниже. Многое из великого разнообразия фигур, тинктур, приемов и условностей геральдики можно почерпнуть в Словаре терминов. В нем, по сути, и содержится практическое руководство по составлению гербов.
Заложенный в указанных источниках алгоритм национального герботворчества в равной мере актуален и для тех бывших республик СССР, в которых собственных геральдических традиций и школ практически не существовало. Здравый национализм, как осознанное стремление к сохранению этнокультурной самобытности своего народа, обязан активно проявляться в формах и стилистике каждой школы национальной геральдики (см. статью “К вопросу о великорусском национализме“).
УСТАВ РУССКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ
ОСНОВЫ РУССКОГО ГЕРБОВЕДЕНИЯ
1.Обретение самобытного русского гербоведения
1.1 Гербоведение есть теоретическая основа составления и описания гербов. Уходя корнями в глубокие пласты истории, гербоведение остается актуальной прикладной дисциплиной дня сегодняшнего.
1.2 Самобытное русское гербоведение базируется на аксиоматике общепризнанных международных правил составления и описания гербов, являющейся пределом качественной определенности геральдики как таковой.
1.3 Аксиоматикой геральдических правил определен устойчивый ряд знаковых звеньев (щит, гербовые цвета и фигуры, внешние составляющие), соединенных в единое целое неизменностью смысловых связей. Единовременное придание национальной формы и содержания ключевым знакам изменяет всю идейно-образную сторону системы, но не характер отношений внутри нее.
1.4 Последовательным изменением формы и содержания ключевых звеньев на традиционные для Руси и России закладывается основа самобытного русского гербоведения. Никто не в праве навязывать России иноземную знаковость, ибо веками и тысячелетиями складывалась ее собственная.
2. Правовая основа русского гербоведения
2.1 Герб как специфический знаковый комплекс, неизменный и постоянный, составленный по определенным правилам, есть графическое отображение отличительных признаков отдельного лица, рода (фамилии), корпорации или административно-территориального образования.
2.2 Ввиду отсутствия в современном российском законодательстве статей, регламентирующих частное и негосударственное корпоративное гербовладение, единственно возможным является явочный порядок возникновения личных (родовых) и частных корпоративных гербов. Таковым было естественное право обладания собственной отличительной символикой на заре геральдики, таковым ему оставаться и впредь.
2.3 Право интеллектуальной собственности на составление, первое изображение и научное описание герба (блазонирование) сохраняется за его непосредственными разработчиками (авторами). Часть этого права они делегируют будущим владельцам герба, чем обеспечивается правовая защищенность личного или корпоративного герба в рамках существующего на данный момент законодательства Российской Федерации.
2.4 Владельцем герба может стать каждое физическое или юридическое лицо, выразившее желание стать таковым и предоставившее разработчикам необходимые сведения и денежные средства. Актом легитимизации созданного герба является получение заказчиком оригинала авторского свидетельства, гербовой грамоты и опубликование герба в средствах массовой информации, в том числе и в сети Internet.
ОСНОВЫ РУССКОГО ГЕРБА
5. Аксиоматика русского герботворчества
5.3 Русский герб объединяет функциональность аксиоматичных знаковых звеньев с национальной духовностью их формы и содержания.
5.4 Вытекающие из многовековой истории русской культуры и не нуждающиеся в доказательствах очевидные понятия, приводимые русским гербоведением в соответствие с канонами общемировой геральдики, становятся действующими правилами отечественного гербоведения.
6. Форма геральдических щитов
6.1 Системообразующим ядром любого герба является геральдический щит, основным национальным типом которого принимается русский (великорусский) – вытянутый обратнокаплевидный с циркульной округлостью верхнего края (венца), не имеющий современных аналогов в какой-либо из западноевропейских геральдических школ.
6.2 Павеза – щит с выпуклым продольным желобом для руки – является вторым по значению великорусским геральдическим щитом, также не имющим аналогов в западноевропейской геральдике. Конструктивные свойства павезы раскрывают широкие перспективы в развитии национальных форм составных родовых и корпоративных гербов.
6.5 В отдельных случаях, обусловленных традициями церковного или военно-корпоративного гербовладения, в качестве геральдического щита допустимо применение картуша с полем произвольной формы.
7. Структура герба
7.1 Основополагающим принципом образования структуры герба как геральдического отражения индивидуальности гербовладельца является минимальность привлекаемых для этого средств.
7.2 Структурно герб может состоять из одного геральдического щита с индивидуальной символикой гербовладельца и называться малым. Подобный герб с увенчанием, а также скрещенными за щитом атрибутами, зовется средним. Все, что составляет средний герб, дополненное щитоносцем или щитодержателями на подножии, либо девизом, либо совместно тем и другим, зовется гербом полным.
8. Металлы и финифти. Меха
8.1 Русские геральдические металлы – это железо и сталь, ибо из них ковалось оружие русичей, а также серебро и золото, украшавшие кумиров божеств славянских и святые иконы. И как стали и железу пристало быть на оружии, так золоту и серебру – на символах священных.
8.2 Дамасцировкой, представляющей собой покрывающий всю площадь фигуры орнаментальный рельеф, выделяются в равной мере как благородные металлы и сталь, так и финифти. Она изображается тоновыми градациями цвета тинктуры, а графически – активным контуром рельефа на фоне штрихового обозначения выделяемой тинктуры.
8.3 Русских финифтей всего шесть – багр, зелень, охра, червлень, чернь и лазурь. Все финифти равны между собой, лишь багр и охра одновременно обладают свойствами финифти и металла, лазурь редка и драгоценна, а чернь вещает о небытии и скорби.
8.4 Русские дружины в отличие от германцев не применяли покрытых мехом щитов, нет места чужеземным геральдическим мехам и в великорусских гербовых щитах.
8.5 Издревле богатую мехами Русь следует почитать показом пушного обилия в разнообразной атрибутике, образующей внешние составляющие герба.
8.6 Условность геральдического художества определяет меру реалистичности либо схематичности в обозначении мехов во внешних составляющих русских гербов. Образцом такой условности служит отечественное иконописание XVI – XVII веков.
ГЕРБОВЫЕ ФИГУРЫ
9. Деление геральдического щита
9.1 Фигуры деления (за исключением среднего и сердцевого щитов) в русской геральдике не обладают самостоятельным гербообразующим значением, их применение ограничено рамками традиций духовной и воинской символики Руси.
9.3 Образующие родовую или корпоративную гербовую эмблему изначальные геометрические символы или обыкновенные фигуры размещаются в одноцветном поле щита. При этом деление геральдического щита проходящими через его центр линиями пересечения, рассечения или скошения следует считать нарушением исконных русских традиций.
9.4 Слияние двух обладающих собственными гербами родов или корпораций может быть отмечено сложным гербом, составляемым способом сопоставления. При использовании для этой цели способов разграничения или наложения в качестве гербового щита применяется павеза.
10. Изначальные геометрические символы
10.1 Простейшие графемы – древнейшие символы человечества – составляют класс изначальных геометрических символов. Их генезис, семантика и особенности геральдического применения являются самостоятельным разделом русской теоретической геральдики.
10.2 Приоритет в использовании изначальных геометрических символов относительно других классов гербовых фигур отражает их значение сущностной основы русского народного искусства – мировоззренческой символики наших предков.
10.3 Изначальный геометрический символ в качестве главной гербовой фигуры самодостаточен в принципе. Разнообразие его форм и значений достигается комбинированием отдельных составляющих и использованием сопровождающих фигур.
10.4 Оригинально очерченным самостоятельным местом в поле гербового щита являются круг и овал сил, остроконечные прямоугольник, ромб и овал (мандорла). Остальные изначальные геометрические символы по условиям своего размещения в гербовом щите преимущественно рассматриваются в качестве обыкновенных (негеральдических) фигур.
11. Геральдические фигуры
11.1 Из всех геральдических фигур в русском щите уместны лишь кайма и оконечность, а также обусловленный конструкцией павезы столб.
11.2 Глава, пояс, прямой и скошенный кресты, стропило и другие традиционные геральдические фигуры 1-го и 2-го порядка приемлемы в русской геральдике лишь при условии их смысловой и художественной трансформации в символы и образы древнерусского искусства.
11.3 Кайма как наиболее значимая геральдическая фигура в русском гербоведении характеризуется своим структурным и композиционным разнообразием:
а). Образуется как плавно закругленными, так и сложными фигурными линиями деления.
б). Может быть одноцветной либо составной (составленной из чередующихся равновеликих участков металла и финифти).
в). Обременяется разнообразным сквозным орнаментом, а также повторяющимися или чередующимися обыкновенными фигурами.
г). Может состоять исключительно из этих фигур, соприкасающихся или переплетенных между собой.
д). Является видимой частью гербового построения, не закрытою наложенным на гербовый щит средним щитом меньшего размера.
е). Может являться самостоятельной орнаментальной сквозной замкнутой фигурой, наложенной на поле щита параллельно его краям.
11.4 Столб как графическое выражение долевого желоба является неотъемлемой частью павезы. В обратнокаплевидном русском и круглом щитах он неприемлем.
11.5 Оконечность в русском щите не является примкнутым к ее нижней грани поясом. Определение оптимальных геральдических характеристик оконечности – ее конфигурации, обременения, увершения и других в каждом гербе индивидуально. Оно базируется на традициях древнерусского искусства и подчинено общей композиции герба.
12. Обыкновенные (негеральдические) фигуры
12.1 Обыкновенными фигурами являются стилизованные изображения объектов природы, предметов труда и быта человека, порождений его фантазии, а также символы его верований, помещаемые в поле гербового щита и не примыкающие к его краям.
12.2 Источниками наполнения классификационной структуры обыкновенных фигур служат русские верования, фольклор, искусство и исторический быт.
12.3 Все множество обыкновенных фигур делится на:
а). Изначальные геометрические символы, образовавшиеся путем наполнения религиозным мировоззренческим содержанием простейших графем (круга, прямоугольника, креста, зигзага, спирали и др.). Особенности их смыслового значения и применения составляют самостоятельный раздел русской теоретической геральдики.
б). Естественные – изображающие какого-либо представителя рода человеческого, флоры или фауны, божество в в человеческом облике, а также небесные тела и объекты земной природы.
в). Вымышленные (фантастические) – изображающие различных мифических и сказочных существ и животных.
г). Искусственные – воспроизводящие всевозможные предметы искусства (архитектуры), исторического быта и ремесла.
BНЕШНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГЕРБА
Внешними составляющими герба являются: увенчание, щитоносцы, щитодержцы, пластика обрамляющего гербовое поле картуша, скрещенные за щитом атрибуты, а также девизы и ленты.
14.1 Увенчание щита есть класс геральдических знаков достоинства, обозначающих общественный (юридический) статус гербовладельца, а также провозглашающих его духовные (религиозные, этнические и этнокультурные) ценности.
14.2 Увенчание является естественной и неотъемлемой структурной составляющей великорусского герба, продолжающей традиционную функцию стяга как важнейшей составной части всего комплекса знаков на русском оружии, дифференцированного символа гражданской либо культовой власти.
14.3 Традиционное увенчание, состоящее из западноевропейского рыцарского шлема с нашлемным украшением и наметом либо целиком их заменяющей короной достоинства, неприемлемо в русской геральдике как привнесенный извне чужеродный элемент, лишенный своего социально-правового значения.
14.4 Увенчание, провозглашающее личные или корпоративные духовные ценности гербовладельца и образованное сакральными символами и фигурами божеств, носит название надземное.
14.5 Опорой сакральных символов и персонажей надземного служит вводимая в русскую геральдику фигура небосвод (арка небосвода), опирающаяся на венец гербового щита или парящая над ним.
14.6 Смысловым содержанием небосвода как нового класса внешних составляющих является славяно-арийская, древне- и великорусская символика неба – “тверди небесной”. Буквальное толкование этой фигуры как слоя облаков недопустимо.
15. Геральдические знаки достоинства, профессии и корпоративности
15.1 Отличительные смысловые категории общественного положения, профессии и корпоративности приобретают в гербе знаковые формы увенчания, атрибутики и девиза. Посредством их русская геральдика как этическая и социально-историческая знаковая система обеспечивает соответствие знаковых структурных форм национального гербовладения существующей социально-правовой системе государства и общества.
15.2 Корона с древнейших времен являлась символом единоличной самодержавной власти. Именно в данном значении она и может использоваться в великорусских гербах. Иного толкования этого символа не допускается.
15.3 Короны любых степеней дворянского достоинства ныне лишены своего правового и социального содержания и неприемлемы в современной геральдике бессословного российского общества.
15.5 Личные гербы кадровых офицеров, гербы образованных ими союзов, а также гербы сухопутных воинских частей увенчиваются древне- и русскими шлемами (шеломом, колпаком, ерихонской шапкой, мисюркой). В гербах лиц и корпораций, не имеющих отношение к воинской службе и защите Отечества, применение исторических боевых шлемов недопустимо.
15.6 Митры, клобуки и другие головные уборы служителей Церкви помещаются лишь в гербах, непосредственно им принадлежащим.
15.7 Атрибуты профессий и достоинства (историческое оружие, орудия труда, скипетры, посохи иереев и др.) помещаются в гербе перекрещенными за геральдическим щитом.
15.8 Цеховая (гражданская корпоративная) геральдика лишена исторически сложившейся системы знаков статуса. Увенчанием герба русской корпорации становятся либо символизирующий ее статус столбец (свиток пергамента) с вислыми печатями, либо прапор (стяг, хоругвь) с изображением не выходящего за рамки геральдических канонов товарного знака данной корпорации или избранного ею символа духовного покровительства. Система увенчаний и атрибутики цеховых гербов становится одной из первоочередных проблем великорусского гербоведения.
Щитоносцы и щитодержцы
16.1 Щитоносцем является одиночная фигура человеческая, звериная или птичья, естественная или вымышленная, несущая ни на что не опирающийся гербовый щит.
16.2 Щитодержцем является одиночная фигура человеческая, звериная или птичья, естественная или вымышленная, опирающаяся на подножие, на котором утвержден и поддерживаемый ею гербовый щит. В геральдике наиболее распространены парные щитодержцы.
16.3 Щитоносцы и щитодержцы не являются обязательными внешними частями русского герба. Не обозначая ранг и заслуги гербовладельца, они способны лишь усиливать информационно-образную составляющую геральдики.
16.4 Подножием щитодержцев могут служить земля, архитектурный постамент или различные предметы (напр. столбцы, книги), а также орнамент либо вымышленная фигура мифологического персонажа.
17.1 В русском гербе любая надпись, полная или сокращенная, включенная в число внешних составляющих, именуется девизом.
17.2 Девизы, непосредственно состоящие из имени либо наименования гербовладельца, недопустимы.
17.3 В поле русского гербового щита нет места каким-либо надписям.
17.4 Буквенный инициал в поле щита является самостоятельной гербовой фигурой и описывается как таковая.
17.7 Допускается написание словесных или гласных девизов на лентах различных тинктур, помещаемых в нижней части герба.
18.1 Изображение всех без исключения гербовых фигур должно отличаться условным орнаментально-декоративным характером, составляющим собственный стиль русской геральдики.
18.2 Стилистика изображения внешних составляющих, и прежде всего щитодержцев, основывается на традициях русского иконописания либо декоративно-плоскостной манеры реалистического искусства с подчеркнутым выделением национальных особенностей персонажей (костюма, вооружения, атрибутов).
18.3 Источниками национального геральдического стиля являются декор каменного и деревянного зодчества, художественное оформление рукописных книг, прикладное и ювелирное искусство Древней Руси и Великороссии.
Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.
Знаток геральдики — геральдист, геральдик, гербовед или арморист. 10 июня празднуется Международный день геральдики.
Цвета в геральдике
Тинктуры
Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы, меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.
Символика цветов
Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.
Основные понятия
- Герб — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, с изображением символов его владельца (человека, сословие, род, город, страну и т. п.):
- гласный герб — прямо указывает на фамилию владельца или название города;
- полугласный герб — с отдалённым, относительным согласованием между именем города и эмблемами щита.
- Геральдический щит — основа любого герба; стилизованный щит с гербовыми фигурами на лицевой поверхности (в гербовом поле). Одна из распространённых форм — французский щит.
- Геральдический язык — язык описания герба, процесс описания называют блазонированием, а само описание — блазоном.
- Герольд — распорядитель рыцарских турниров, ведавший составлением гербов и родословий.
Оформление щита
- Деление щита — разделение поля щита на различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий.
- Гербовые фигуры — все фигуры (не деления), размещённые в щите герба:
- геральдические — основные фигуры; бывают почётные (например, глава, пояс, столб) и простые (ромб, круг и т. д.);
- негеральдические — все фигуры, не относящиеся к геральдическим, разделяются на естественные (лев, орёл и т. д.), фантастические (дракон, ангел и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
- Бризуры — отличительные геральдические знаки младшего поколения.
- Знаки отмены — включаемые по приговору для обозначения бесчестного поступка.
ПРАВО НА ГЕРБ
1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д
Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (.), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.
Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.
2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее. Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.
Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.
В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были “автоматически” отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе – в качестве территориальных и моральных преемников – воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но “знаковое ядро” сохранится.
Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего – Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).
3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно: 3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов; 3.2. соединение гербов в один составной; 3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.
ЗНАЧЕНИЕ И СИМВОЛИКА ГЕРБА
4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба – репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это “необщее выражение лица” во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается).
История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика – надуманной или навязанной и т.д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб).
5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в “краткий путеводитель” и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.
6. Один из классических способов создания герба – принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох – в гербе г. Гороховца, ворон – в гербе г. Грайоворона, старая женщина – в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.
7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом “самых геральдических” знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур – как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества. В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб.
ОСНОВНЫЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ И ГЕРАЛЬДИКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).
9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя “металлами” – золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью “финифтями” (“эмалями”) – лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, “противогорностаевый” и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ).
10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть финифтяными, и наоборот – фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это – так называемое “основное правило геральдики”.
Есть несколько ситуаций, в которых соблюдение основного правила необязательно. Например, если герб с “запрещенным” сочетанием цветом был утвержден главой государства или существует – хотя бы без такого утверждения – более века, исправлять его не нужно. Но в общем случае основное правило необходимо соблюдать.
11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона – справа.
Живые существа – люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя – налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо. Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.
Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной Области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т.д.
12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т.д., или всадника на скале).
13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т.п.
14. Герб не является графически неизменным. Герб – не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль – пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее “формулу герба”. Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно в ходе проведения экспертизы в Герольдии её специалисты обеспечивают составление описания, соответствующего и гербу, и всем научным требованиям, после чего это описание утверждается местной администрацией.
15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.
При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т.д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения.
В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут.
16. В состав герба может входить девиз – лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв) девиза соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты – главному полю герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение.
Иное помещение надписей в гербах – как в пределах, так и за пределами щита, – не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т.п.).
Немногочисленные старые гербы, составленные с нарушением этого принципа (например, гатчинский, таганрогский), считаются “освященными давностью” и не требуют обязательной переделки. Вообще же помещение названия в герб – классический пример геральдического дурного тона.
Герб является “изобразительным именем”, и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.
17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно.
Это относится к любым коронам, шапкам, венкам и ветвям, лентам (кроме девизных), наградам, а также к щитодержателям – условным фигурам (животных, людей и т.п.), поддерживающим щит.