Как составить гипотезу план

  • Подготовка гипотезы
  • Формулировка гипотезы исследования
  • Признаки правильной гипотезы
  • Примеры гипотезы
  • Работа с гипотезой

Гипотеза исследования – это составная часть введения в любой студенческой работе. Она располагается после цели с задачами и перед методами исследования. Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.

Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете библиографические источники, выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В заключении диплома или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.

Подготовка гипотезы

По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу.  В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.

Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при написании магистерской диссертации, вы тщательно изучите объект и предмет, продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.

Важно помнить, что в процессе написания курсовой работы  или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали писать дипломную работу с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.

Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.

Подготовка гипотезы

Формулировка гипотезы исследования

Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.

  • Гипотеза обычно касается объекта или предмета исследования, поэтому находится в непосредственной связи с этими разделами введения. Также на неё существенно влияют цель, задачи и проблематика.
  • Важно корректно сформулировать гипотезу, не выдавая за неё очевидные вещи, известные всем. Воздержитесь от спорных или размытых понятий, проследите, чтобы гипотезу можно было проверить различными методами, включая анализ, синтез, сопоставление и т.д.
  • Опирайтесь на ключевые слова темы, объекта и цели вашего научного труда. Поскольку эти разделы находятся в непосредственной логической связи, формулировка у них совпадает.
  • Обязательно применяйте речевые обороты, которые бы подчеркнули субъективность выдвигаемой идеи. Например, начните с фразы «следует ожидать…», «можно допустить, что…» или «предполагается, что…». При наличии у вас достаточной смелости чётко пишите, что гипотеза принадлежит вам, начиная со фразы: «я думаю» или «я полагаю».

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

  • Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
  • Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
  • Открытость для проверки различными методами исследования.
  • Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
  • Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

Место гипотезы в структуре введения

Место гипотезы в структуре введения

Примеры гипотезы

Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.

Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.

Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.

Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.

Направление: Производственный менеджмент.

Тема: Документооборот в организации.

Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.

Направление: Педагогика.

Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.

Пишем введение к курсовой работе

Работа с гипотезой

От введения до заключения гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.

Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.

  1. Зарождение. Выявление фактов и предположений, которые не укладываются ни в одну известную теорию по вашей теме. Эти умозаключения должны вызывать горячие споры в обществе и остро требовать объяснения, доказательства или опровержения.
  2. Формулировка на основе этих умозаключений.
  3. Теоретическое исследование. Поиск мнений, имеющих отношение к гипотезе, в разных источниках. Сравнение высказанных идей с собственными представлениями, их анализ и цитирование.
  4. Практическое исследование. Осуществление тематических опытов, связанных с гипотезой. Анализ полученных результатов. Выполнение расчётов, подготовка всевозможных итоговых диаграмм и графиков.
  5. Сравнение полученных результатов изысканий с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.

Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.



Гипотеза в проектной работе – предположение, допущение, выдвинутое автором проекта перед началом выполнения работы, которое должно быть доказано или опровергнуто в ходе исследования темы проекта и его написания, является отправной точкой исследования, требует как теоретическое обоснование, так и проверку на практике.

Гипотеза во введении проектной работы, что это такое

Гипотеза во введении проектной работы

Гипотеза является обязательным элементов введения для любой проектно-исследовательской работы, независимо от дисциплины, по которой выполняется работа и от класса (курса) автора.

Гипотеза выдвигается при выполнении исследовательского проекта, во время которого данная гипотеза подтверждается либо опровергается, при выполнении практико-ориентированного, социального, информационного, творческого, ролевого проекта гипотеза не выдвигается, соответственно, во введении не указывается. Подробнее о видах проектов, выполняемых в учебных заведениях, можно прочитать здесь.

Гипотеза располагается после предмета исследования в проектной работе, который также является обязательным элементом введения. Пример расположения гипотезы приведен ниже.

Где распологается гипотеза во введении проектной работы

Расположение гипотезы во введении проектной работы

В результате проведенного в проектной работе исследования гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута. Если в ходе работы над проектной работой выдвинутая гипотеза была подтверждена, она становится теорией, если же в процессе выполнения проекта гипотезу удалось опровергнуть, то она превращается в ложное предположение.

О том, доказана ли в ходе выполнения проектной работы гипотеза или она была опровергнута, необходимо указать в заключении.

Требования, выдвигаемые к гипотезе в проектной работе

Выдвинутая гипотеза в проектной работе должна отвечать следующим требованиям:

  • обязательно должна быть проверяемой – должна существовать возможность её проверить и доказать или опровергнуть.
  • не должна включать в себя большое количество предположений, как правило, одно в редких случаях может содержать несколько взаимосвязанных предположений, при этом необходимо выделить одно основное;
  • не должна содержать категории и понятия, не являющиеся однозначными, не понятые самим автором проектной работы;
  • не может включать неоднозначных и двусмысленных понятий;
  • требуется правильная стилистическая формулировка, должна быть логически простой для понимания и не вводить в заблуждение;
  • может содержать новую мысль или идею;
  • при формулировании необходимо выходить за пределы простой регистрации известных фактов, при этом она должна побуждать к их объяснению и предсказанию;
  • не может включать ценностных суждений.

Виды гипотез в соответствии с типом проекта

Гипотезы бывают:

  1. Описательные (предполагается существование какого-либо явления).
  2. Объяснительные (вскрывающие причины явления).
  3. Описательно-объяснительные.

Особенности составления гипотезы в проектной работе

Рассмотрим особенности, которые существуют при подготовке гипотезы:

  1. Гипотеза в проектной работе напрямую зависит от темы исследования, не может затрагивать не рассматриваемую в проекте информацию.
  2. Гипотеза может касаться причин возникновения и существования объекта исследования, его свойств и связей, прошлого и будущего исследуемого объекта и т.д.
  3. Гипотеза является научным предположением, которое выдвигается для предварительного, условного объяснения каких-либо фактов, событий, явлений и процессов, предполагающим доказательство либо опровержение.
  4. Гипотеза может быть предположением, имеющим обоснование о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.
  5. Предварительно выдвинутая гипотеза предопределяет логику всего процесса выполнения проектной работы, влияет на теоретическую и практическую часть работы.

Пример составления гипотезы в зависимости от класса или курса

Приведем примеры составления гипотезы для различных классов и курсов, для примера будет использоваться тема, которую могут рассматривать обучающиеся любого возраста.

Тема для которой будет составлена гипотеза:

Влияние пластика на природу.

Гипотеза для учащихся начальной школы (1-4 классы) может быть следующей:

Пример гипотез для 1-4 классов:

Мы предполагаем, что пластик оказывает влияние на природу.

Гипотеза для 5-6 классов должна быть более сложной, например:

Пример гипотез для 5-6 классов:

Мы предполагаем, что пластик оказывает негативное влияние не только на природу, но и человека.

Гипотеза для 7-8 классов должна более точно отражать изучаемый вопрос и показывать значимость темы проекта, например:

Пример гипотез для 7-8 классов:

Мы предполагаем, что пластиковые отходы оказывают негативное влияние на природу и организм человека, что связано с долгим периодом его разложения, поэтому на сегодняшний день так важно утилизировать пластиковые отходы.

Гипотеза в проектных работах, выполненная учащимися 9-11 классов, должна включать в себя не только предположения, которое необходимо доказать или опровергнуть в ходе выполнения проекта, но и более детальное описание исследуемого вопроса с вероятным решением проблемы. Предполагаемое решение проблемы может быть не во всех гипотезах, что связано с отсутствием проблемы в исследуемой теме.

Пример гипотез для 9-11 классов и колледжей:

Мы предполагаем, что пластиковые отходы в связи с большим сроком разложения наносят непоправимый вред всем живым организмам, засоряют Мировой океан, почву, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека, поэтому в настоящее время важной является проблема переработки пластиковых отходов и уменьшения уже имеющихся захоронений пластика, что позволит очистить от него территории, которые в дальнейшем могут быть использованы человеком.

Гипотеза в проектных работах для вузов должна быть более объемной и сложной, может содержать в себе несколько предположений, которые в ходе работы над проектом должны быть доказаны или опровергнуты, при этом основная гипотеза помещается в начало, далее следуют уточняющие или дополняющие основную гипотезу предположения. Каждая такая гипотеза имеет отдельную нумерацию и должна быть обособлена в абзаце.

Как правильно составить гипотезу в проектной работе

В связи с тем, что гипотеза – это предположение, которое должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто необходимо правильно структурировать её, в том числе, важно правильно начать формулировку.

Для правильной формулировки гипотезы можно использовать следующие вспомогательные словесные конструкции и слова:

  • В связи с чем
  • Возможно
  • Допустим
  • Если …, то …
  • Можно предположить
  • Мы предполагаем
  • По этой причине
  • Поэтому
  • Предположим
  • При условии, что…
  • Так как…
  • Чем…, тем…
  • Что, если

Пример использования приведённых слов и словесных представлен ниже.

Особенности применения слов и совесных конструкций в гипотезе

Использование слов и совесных конструкций в гипотезе проектной работы

Использование предложенных слов и словесных конструкций не является обязательным, но может помочь правильно сформулировать гипотезу, ведь её правильная формулировка облегчит выполнение проектной работы, при этом неправильно сформулированная гипотеза приведет к ложному результату, может потребовать частичной или полной переработки проектной работы.

Ошибки при составлении гипотезы проектной работы

При составлении гипотезы необходимо учитывать, что неправильное её составление и формулировка приведут к ошибочным выводам, а соответственно потребуется повторное проведение исследования.

Рассмотрим основные ошибки, которые могут возникнуть при составлении гипотезы проектной работы:

  1. В гипотезе задаётся вопрос – гипотеза является предположением, поэтому вопроса в ней не должно быть.
  2. При составлении используется просто текст по теме без предположения каких-либо фактов, событий.
  3. Составленная гипотеза не может быть проверена, а соответственно доказана или опровергнута.
  4. При составлении гипотезы была затронута информация, не относящаяся к теме исследования.
  5. Подготавливая гипотезу, необходимо учитывать класс, чтобы она не была лёгкой или сложной для проверки.
  6. В гипотезе не должны упоминаться авторы (только если тема проекта предполагает исследование биографии или достижений конкретного человека) и сноски также не ставятся.
  7. Нельзя заимствовать гипотезу из чужой работы, так как это, во-первых, плагиат, во-вторых, гипотеза строится для конкретной работы и дальнейшее выполнение работы полностью с ней связано.
  8. Не следует делать гипотезу большой затрагивая в ней большое количество аспектов, лучше выбрать 1 основной, это позволит раскрыть тему более полно и всесторонне, также это облегчит её проверку и защиту проектной работы. При этом если всё-таки для выполнения работы требуется более 1 гипотезы, следует выделить из общего количества основную.

Содержание материала

  1. Особенности составления гипотезы в проектной работе
  2. Видео
  3. Как правильно сформулировать гипотезу
  4. Признаки правильной гипотезы
  5. Как сформулировать гипотезу в дипломной работе
  6. Пример гипотезы для различных тем

Особенности составления гипотезы в проектной работе

Рассмотрим особенности, которые существуют при подготовке гипотезы:

  1. Гипотеза в проектной работе напрямую зависит от темы исследования, не может затрагивать не рассматриваемую в проекте информацию.
  2. Гипотеза может касаться причин возникновения и существования объекта исследования, его свойств и связей, прошлого и будущего исследуемого объекта и т.д.
  3. Гипотеза является научным предположением, которое выдвигается для предварительного, условного объяснения каких-либо фактов, событий, явлений и процессов, предполагающим доказательство либо опровержение.
  4. Гипотеза может быть предположением, имеющим обоснование о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.
  5. Предварительно выдвинутая гипотеза предопределяет логику всего процесса выполнения проектной работы, влияет на теоретическую и практическую часть работы.

Видео

Как правильно сформулировать гипотезу

Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчасЗаполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят

Даже зная определение гипотезы, многие студенты испытывают трудности с ее формулировкой.

Итак, правильно сформулированная гипотеза должна отвечать следующим критериям:

  1. Гипотеза не должна представлять собой аксиому и очевидный факт. К примеру, утверждение о том, что человек имеет четырехкамерное сердце не годится в качестве гипотезы диплома, так как этот факт известен науке давно.
  2. Гипотеза не должна быть сформулирована с помощью неуточненных понятий, которые сами могут стать объектом исследования.
  3. Современная наука должна владеть инструментами для проверки гипотезы.
  4. Гипотеза должна быть связана с объектом и предметом исследования.
  5. Гипотеза должна иметь познавательную эффективность.

Гипотеза является структурным элементом, который необходимо обозначить во введении диплома. Однако практика показывает, что формулировать ее целесообразно гораздо позднее, когда изучен объект и предмет исследования, создана теоретическая основа, есть план эмпирического исследования.

Это связано с тем, что часто по результатам исследований требуется корректировка основных элементов диплома: объекта, предмета, а иногда принимается решение изменить тему дипломной работы. Таким образом, гипотеза «подгоняется» под результаты исследований.

Сформулировать гипотезу можно с помощью следующих фраз-клише:

  1. Ожидаемый результат.
  2. Следует ожидать.
  3. Предполагается, что.
  4. Если…, то.

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

  • Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
  • Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
  • Открытость для проверки различными методами исследования.
  • Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
  • Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

Место гипотезы в структуре введения

Место гипотезы в структуре введения

Как сформулировать гипотезу в дипломной работе

Предположения не рождаются из ниоткуда. После проведения необходимого объема исследовательских работ, разговоров с научным руководителем, экспериментов и опытов можно выявить новую информацию или же противоречие. Именно из этого противоречия и возникает первоначальное суждение. Оно может стать новым решением проблемы в тексте.

 Есть несколько основных методов его формирования:

  • Мозговая атака. Используется при коллективном поиске новых идей и решений. Ее суть заключается в стимулировании творческой активности участников и выявлении наибольшего количество вариантов решения;
  • Ассоциация. Заключается в преобразовании ранее полученных знаний;
  • Инверсия. Проблема рассматривается с новой стороны, на которой ранее не заостряли внимание.

Пример гипотезы для различных тем

Тема проекта: Планета в пластиковой упаковке

Гипотеза: мы предполагаем, что забота о природе, хотя бы на бытовом уровне, может уменьшить отрицательное влияние на всю планету.

Тема проекта: Все о лошадях

Гипотеза исследования: я считаю, что лошадь выполняет важную роль в жизни человека. Она способна оказать такое лечение, которое не под силу современным медицинским технологиям. Лошадь является достойным животным, заслуживающим человеческой любви, заботы и уважения.

Тема проекта: Интернет-зависимость — проблема современного общества.

Гипотеза: мы предполагаем, что Интернет-зависимость влияет на психическое состояние подроста и его взаимодействие с обществом.

Тема проекта: Занятия плаванием

Гипотеза: подростки мало осведомлены об огромной пользе занятий плаванием для организма.

Теги

Любое исследование начинается с постановки вопроса. Во всём мире учёные ставят вопросы и, исходя из них, формулируют исследовательские гипотезы. В свою очередь, от правильно поставленной исследовательской гипотезы зависит эффективный результат исследования.

Обращение к примерам уже существующих гипотез может помочь новым исследователям получить представление о том, как сформулировать достойную исследовательскую гипотезу самостоятельно.

Наши советы помогут вам понять, что такое исследовательская гипотеза, какие у неё бывают характеристики, и как её сформулировать.

Что такое гипотеза?

Гипотеза — это предположение или идея, предложенная в рамках некоего обсуждения и подлежащая проверке. Она представляет собой точное и проверяемое утверждение о результате исследования, каким его предсказывают авторы. Обычно гипотеза включает в себя соотношение между двумя переменными: независимая (параметр, который выбирают и меняют исследователи) и зависимая (то, что измеряется в исследовании).

Что такое исследовательская гипотеза?

Исследовательская гипотеза — это утверждение, содержащее в себе вопрос, на который отвечает исследование, и предлагающее ожидаемый результат. Она является неотъемлемой частью научного метода, формирующего базис научных экспериментов. Исходя из этого, вам необходимо проявлять осторожность и тщательность при построении своей исследовательской гипотезы. Даже небольшой изъян, вкравшийся в гипотезу на этапе формулирования, может негативно повлиять на ваш эксперимент. Среди исследователей принято по умолчанию формулировать гипотезу в двух вариантах: нулевая и альтернативная (так же её называют экспериментальной – когда методом исследования является эксперимент).

Основные характеристики правильных исследовательских гипотез

Поскольку каждая гипотеза посвящена какому-то определённому, конкретному явлению, в ней содержится проверяемый прогноз ожидаемых результатов. Заметим, что ничего не мешает вам строить гипотезы на основе ранее опубликованных теоретических исследований.

Настоящая исследовательская гипотеза требует приложения больших усилий, чем простое высказывание догадки, поскольку сформулированная гипотеза может поднимать вторичный вопрос, который в дальнейшем будет разобран в рамках исследования.

Чтобы помочь себе сформулировать перспективную исследовательскую гипотезу, задайте себе такие вопросы:

  1. Сформулирована ли гипотеза чистым и правильным языком?
  2. Как соотносится гипотеза с темой исследования?
  3. Является ли ваша гипотеза проверяемой? Если является, то как именно её можно проверить?
  4. Каковы возможные объяснения гипотезы, которые вы хотели бы расследовать?
  5. Содержит ли ваша гипотеза независимую и зависимую переменную?
  6. Можете ли вы оперировать выбранными переменными, не нарушая этические нормы?
  7. Прогнозирует ли ваше исследование взаимосвязь и результат?
  8. Содержит ли ваше исследование простые и однозначные формулировки?
  9. Отсутствуют ли в вашем исследовании предпосылки для двояких толкований или предубеждения об уровне знаний читателей?
  10. Предоставляет ли ваше исследование доступные для наблюдения и проверяемые результаты?
  11. Является ли ваше исследование актуальным и конкретизированным в отношении поставленных в нём вопроса и проблемы?

Как правильно сформулировать гипотезу в рамках исследования

Вышеперечисленные вопросы можно использовать в качестве самопроверки, т.е. чтобы удостовериться, что ваша гипотеза построена на достаточном основании. Соответственно, они могут помочь вам выявить и недостатки в гипотезе, и, если нужно – устранить их.

Как сформулировать эффективную исследовательскую гипотезу

Проверяемая гипотеза не может быть простым утверждением. Скорее, это утверждение комплексное, которое должно ясным путём подвести к научному эксперименту, осветить его цели и возможные результаты. Заметьте, что при построении убедительной гипотезы следует учитывать ряд важных моментов.

1. Обозначьте проблему, которую намерены решить.

Убедитесь, что гипотеза чётко отражает тему и суть эксперимента.

2. Не пишите гипотезу в формате утверждения «если… то…».

Следуйте такому шаблону: «если некое действие произойдёт, то ожидается некое последствие».

3. Обозначьте переменные

Независимые переменные — это те, которые подвержены операциям, контролю, изменениям со стороны исследователя. Независимые переменные изолированы от прочих факторов внутри рамок исследования.

Зависимые переменные, как намекает название, зависят от прочих факторов в исследовании. На них влияют изменения в независимых переменных.

4. Проанализируйте саму гипотезу

Исследовательские гипотезы могут быть классифицированы по семи категориям:

  1. Простая гипотеза. Предсказывает соотношение между одиночной зависимой и одиночной независимой переменными.
  2. Сложная гипотеза. Предсказывает соотношение между двумя или более независимыми и зависимыми переменными.
  3. Направленная гипотеза. Уточняет ожидаемое направление, которому нужно следовать, чтобы определить соотношение между переменными. Эта разновидность гипотезы выводится из теорий. Следовательно, она подразумевает, что исследователь посвящает свои мысли какому-то конкретному выводу.
  1. Ненаправленная гипотеза. Она не предсказывает точное направление или природу взаимодействия между двумя переменными. Ненаправленная гипотеза применяется, когда не задействовано никакой теории, либо, когда результаты противоречат предыдущим исследованиям.
  2. Ассоциативная (каузальная) гипотеза. Ассоциативная гипотеза устанавливает взаимозависимость между переменными. Изменение одной переменной ведёт к изменению в другой. Каузальная гипотеза сосредоточена на эффекте, который оказывается на зависимую переменную посредством манипуляций с независимой переменной.
  3.  Нулевая гипотеза. Нулевая гипотеза представляет собой негативное утверждение, нацеленное на поддержку результатов исследования, согласно которым корреляции между переменными нет. В данном случае зависимая переменная не изменяется от манипуляций с независимой. Следовательно, такая гипотеза утверждает, что результаты случайны и поэтому незначительны в контексте той или иной области исследования.
  1. Альтернативная гипотеза. Такая гипотеза утверждает, что взаимосвязь между переменными присутствует, и что результаты исследования имеют значение для его научной области. Экспериментальная гипотеза предсказывает, какие изменения произойдут с зависимой переменной при манипуляциях с независимой. Также она утверждает, что результаты неслучайны и, следовательно, актуальны для данной области исследования.

Пример исследовательской гипотезы с независимой и зависимой переменными

Пример исследовательской гипотезы 1

«Увеличение числа угольных заводов в регионе (независимая переменная) в свою очередь увеличивает загрязнение воды (зависимая переменная)».

Если вы измените независимую переменную (увеличение количества угольных заводов), она закономерно изменит зависимую (объём загрязнения воды).

Пример исследовательской гипотезы 2

«Как влияет диета с регулярным употреблением соды (независимая переменная) на уровень сахара в крови (зависимая переменная)»?

Если вы измените независимую переменную (тип употребляемой соды), она в свою очередь изменит переменную зависимую (уровень сахара в крови).

Не следует недооценивать важность вышеуказанных шагов. От надёжной и проверяемой гипотезы зависит обоснованность вашего эксперимента, как и его результаты. Построение убедительной проверяемой гипотезы даёт несколько преимуществ; в первую очередь, она стимулирует интенсивное и сфокусированное осмысление результатов исследования. Как следствие, она позволяет нам осознать контекст поставленного вопроса и зафиксировать различные переменные, задействованные в исследовании. Кроме того, она помогает делать точные прогнозы на основе предыдущих исследований. В общем, ценность формулирования гипотезы нельзя переоценить для исследования в целом.

Что ещё более важно, надёжная проверяемая гипотеза понадобится вам для проведения экспериментов. Проверяемая гипотеза, как раз и подтверждается (или опровергается) в результате экспериментов.

Важность проверяемой гипотезы

Для разработки и проведения эксперимента в рамках научного метода вам надо быть уверенным, что гипотеза является проверяемой. А чтобы считаться проверяемой, гипотеза должна соответствовать таким важным критериям как:

  1. Существует возможность доказать, что гипотеза правдивая.
  2. Существует возможность доказать, что гипотеза ложная.
  3. Результаты гипотезы должны быть воспроизводимыми.

Вне этих критериев гипотеза, как и результаты исследования, будут пустой абстракцией. И соответственно, эксперимент не докажет и не опровергнет ничего значительного.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Гипотеза — это высказывание о каком-то действительно существующем явлении, которое можно проверить экспериментально. Это предположение, что одно исследуемое явление оказывает то или иное влияние на другое, так что происходят определенные изменения. Говоря проще, это утверждение, что если изменить какую-то переменную величину, то, как следствие, изменится и другая переменная.[1]
Гипотезу широко используют как в естественных, так и социальных научных областях. Она является инструментом, помогающим исследовать явления окружающего мира с целью более глубокого их познания. Независимо от того, начинаете ли вы заниматься научной деятельностью или выполняете школьное задание, если вы разберетесь, что же такое гипотеза, вы сможете сами их выдвигать. Материал, предоставленный в этой статье, поможет вам попробовать свои силы в написании гипотезы.

  1. Изображение с названием Define a Problem Step 10

    1

    Выберите тему. Выберите интересующий вас вопрос, в котором вы хотели бы лучше разобраться.

    • Если вам нужно написать гипотезу в качестве школьного задания, то вам, скорее всего, предложат темы.
  2. Изображение с названием Make Money in College Step 5

    2

    Подберите необходимую литературу. Найдите как можно больше информации по интересующей вас теме. Ваша задача — как можно глубже исследовать выбранную тему, чтобы действительно разобраться в этом вопросе.

    • Исследуйте прежде всего академические и научные работы. Используйте только достоверные и объективные данные, которые помогают всесторонне рассмотреть выбранный вами вопрос.
    • Вы можете использовать учебники, исследовать научную литературу в библиотеке или в интернете. Если вы учитесь в школе, воспользуйтесь помощью учителей, библиотекарей или одноклассников.
  3. Изображение с названием Conduct Research Step 9

    3

    Изучите собранные материалы. Собрав необходимую информацию, потратьте достаточно времени, чтобы изучить ее. Попробуйте обращать внимание и выписывать те вопросы, на которые пока еще нет ответа. Именно эти вопросы могут вдохновить вас на более углубленное исследование.

    • Допустим, исследуя вопрос о том, как кофеин влияет на организм человека, вы обнаружили, что никто прежде не изучал, одинаково ли он воздействует на мужчин и женщин. В этом случае вы можете сами выдвинуть гипотезу. Если же вы исследуете тему органического земледелия, то можете, к примеру, обратить внимание на то, что никто ранее не проводил исследований на тему «Как органические удобрения влияют на темпы роста растений в сравнении с химическими удобрениями».
    • Читая литературу, обращайте внимание на высказывания типа «неизвестно» или вопросы, которые явно недостаточно раскрыты.
    • Занявшись углубленным изучением подобных вопросов, вы можете выяснить что-то действительно важное и упущенное другими.
  4. Изображение с названием Have a Good Job Interview Step 3

    4

    Поднимите определенные вопросы. Изучив литературу по теме, поднимите один или несколько вопросов без ответов, которые вам было бы интересно исследовать глубже. Это будет предметом вашего исследования.

    • Вернувшись к приведенным выше примерам, можно задуматься: «Оказывает ли кофеин одинаковое воздействие как на мужчин, так и на женщин?» — или: «Разное ли влияние оказывают на рост растений органические и химические удобрения?» Теперь ваша задача — найти ответы на поднятые вопросы.
  5. Изображение с названием Have a Good Job Interview Step 4

    5

    Ищите наводящую информацию, которая поможет вам ответить на эти вопросы. Выбрав вопрос для исследования, выясните, возможно, по этой теме уже были разработаны теории или получены какие-то экспериментальные данные. Основываясь на этой информации, вы тоже можете найти ответ на поднятый вопрос. Это поможет составить основание для вашей гипотезы.

    • Развивая тему примеров, приведенных выше: если вы обнаружите, что другие типы стимуляторов оказывают на женщин большее влияние, чем на мужчин — это может быть вам подсказкой, что это же справедливо и в отношении кофеина. Аналогично, если вы обнаружите, что при использовании органических удобрений вырастают небольшие растения, то нетрудно догадаться, что эти удобрения явно не способствуют росту.

    Реклама

  1. Изображение с названием Solve a Problem Step 4

    1

    Определите, что у вас является переменными величинами. Гипотеза должна установить возможную связь между двумя переменными: независимой и зависимой.

    • Независимая переменная — это то, что влияет на происходящие изменения. В приведенных примерах независимой переменной является пол (мужчина или женщина) и тип удобрений (на органической или химической основе).
    • Зависимая переменная — это то, на что влияет независимая переменная. Она находится в прямой зависимости от независимой переменной. Продолжая тему примеров, приведенных выше, зависимой переменной будет воздействие, оказываемое кофеином или удобрением.
    • Гипотеза должна устанавливать не более одной взаимосвязи. Самое главное — чтобы она имела одну независимую переменную. Если независимых переменных будет больше, вам не удастся выяснить, в результате чего на самом деле происходят исследуемые явления.
  2. Изображение с названием Start a Letter Step 5

    2

    Выдвиньте общую гипотезу. Достаточно поразмыслив над предметом своего исследования и переменными, запишите свои первые соображения о возможной связи переменных. Это должно быть простое декларативное утверждение.

    • На этом этапе еще нет необходимости формулировать мысли точно или подробно.
    • В приведенных примерах одна из гипотез может утверждать, что кофеин оказывает разное влияние в зависимости от пола человека. То есть общая гипотеза будет звучать так: «Кофеин оказывает разное влияние на мужчин и на женщин». Другой гипотезой могло бы быть общее предположение о взаимосвязи роста растений и типа удобрений. Общая гипотеза: «Темп роста растений зависит от типа используемого удобрения».
  3. Изображение с названием Solve a Problem Step 2

    3

    Выберите направленность. Гипотезы бывают направленными и ненаправленными. В ненаправленной гипотезе просто говорится в общих чертах о влиянии одной переменной на другую. В направленной же гипотезе дается больше информации о характере (или «направлении») взаимосвязей, в частности о том, как именно одна переменная оказывает влияние на другую.

    • Обратимся к нашим примерам. Ненаправленной гипотезой может быть: «Есть взаимосвязь между полом человека и тем, как учащается пульс от количества выпитого кофеина», — и: «Есть взаимосвязь между типом удобрений и скоростью роста растения».
    • Используя те же примеры, направленной гипотезой может быть: «После употребления кофеина у женщин пульс участится сильнее, чем у мужчин», — и: «Растения, удобренные химическими удобрениями, вырастут быстрее растений, удобренных органическими удобрениями».
    • Если в используемой литературе вы нашли основание для выдвижения направленной гипотезы, то воспользуйтесь им. Так у вас будет больше данных. Особенно это касается физических наук: ненаправленные гипотезы часто признаются как недостаточно точные.
  4. Изображение с названием Start a Letter Step 6

    4

    Будьте конкретны. Записав первоначальную идею на бумаге, можно заняться ее конкретизацией. Постарайтесь сформулировать гипотезу как можно точнее, чтобы было понятно, какие именно утверждения будут подвергнуты проверке, и какие будут предоставлены доказательства взаимосвязи между переменными.

    • В случае необходимости уточните конкретную совокупность (людей или вещей), которых касается эта гипотеза. К примеру, если вас интересует только воздействие кофеина на людей пожилого возраста, то гипотеза может быть следующей: «У женщин старше 65 лет частота пульса будет выше, чем у мужчин того же возраста». Если вас интересует влияние удобрений только на помидоры, то гипотеза может быть такой: «Рост помидоров, которые обработают химическими удобрениями, за 3 месяца ускорится по сравнению с помидорами, которые обработают органическими удобрениями».
  5. Изображение с названием Start a Letter Step 7

    5

    Убедитесь, что гипотезу можно проверить. Гипотеза должна выдвигать предположение о взаимосвязи между двумя переменными, которые в действительности можно наблюдать и исследовать. Если сделать этого нельзя, то нужно начать все сначала.

    • Например, вы же не хотите, чтобы гипотеза была такой: «Пожилые люди мыслят иначе». В такой гипотезе нет конкретики. В ней не уточняется: кто находится в категории пожилых, о чем они мыслят иначе, и каким образом можно понять, думают ли они обычно или иначе. В итоге эту гипотезу нельзя ни доказать, ни опровергнуть, основываясь на реальных наблюдениях. Даже если бы мы знали о том, как нужно кому-то мыслить, возможности пронаблюдать за его «инакомыслием» просто нет.
  6. Изображение с названием Write a Speech Introducing Yourself Step 5

    6

    Выскажите гипотезу с соблюдением всех принятых правил и норм. Теперь, когда проделано столько работы, запишите свою гипотезу в ее окончательном варианте. В ней должна четко прослеживаться взаимосвязь между независимой и зависимой переменными, и она должна быть оформлена с использованием научных условных обозначений.

    • Гипотезы обозначается буквой «H» и номером, за которым следует двоеточие. Каждой научно-исследовательской работе, содержащей несколько гипотез, должен быть присвоен свой номер.
    • Первый пример можно было бы сформулировать так: «H1: После употребления женщинами старше 65 лет кофеиносодержащего газированного напитка частота пульса будет у них выше, чем у мужчин того же возраста». Затем вы можете написать в своей научно-исследовательской работе другую гипотезу: «Н2: После употребления женщинами старше 65 лет кофеиносодержащего газированного напитка потоотделение у них будет выше, чем у мужчин того же возраста». Воспользовавшись вторым примером, можно было бы написать так: «H1: В первые 3 месяца рост томатов, которые обработают химическими удобрениями, будет выше роста томатов, которые обработают органическим удобрением». Позже в работе можно выдвинуть вторую гипотезу: «Н2: В первые три месяца рост кукурузы, которую обработают химическим удобрением, будет выше роста томатов, обработанных органическим удобрением».
    • Иногда гипотезы формулируются в виде предположений «если-то». Например: «Если дети употребят кофеин, то частота их пульса увеличится».
  7. Изображение с названием Write a Book Report Step 6

    7

    Сформулируйте нулевую гипотезу или гипотезы. Затем вам нужно установить доказательства ошибочности вашей гипотезы и сформулировать их в виде гипотезы. Это называется нулевой гипотезой.

    • Может показаться странным, но исследователи никогда не ищут доказательств, подтверждающих правильность или неправильность их гипотезы. Вместо этого они доказывают, что обратная гипотеза не верна. Если обратное может быть не верным, значит, их гипотеза, скорее всего, верна.
    • Вернемся к знакомым нам примерам. Допустим, мы занимаемся исследованием воздействия кофеина на частоту пульса у мужчин и женщин. Доказательством ложности H1 мог бы послужить факт того, что воздействие кофеина на мужчин оказалось сильнее, чем на женщин или же между ними вообще могло бы не быть никакой разницы. Если же вы проверяете влияние, оказываемое различными типами удобрений, то доказательством ложности вашей гипотезы может быть факт того, что независимо от типа удобрений — органических или неорганических, растения растут с одинаковой скоростью или же при использовании органических удобрения растения выросли быстрее.
    • Нулевая гипотеза обозначается буквой «H» и номером 0, за которым следует двоеточие. Для того чтобы провести различие между нулевыми гипотезами, если их больше одной, используются строчные буквы.
    • Например: «H0a: Частота пульса у мужчин старше 65 лет, употребивших кофеиносодержащий газированный напиток, будет выше, чем у женщин того же возраста», — и: «H0b: Частота пульса у мужчин и женщин старше 65 лет будет примерно одинаковой после употребления кофеиносодержащего газированного напитка». Или, продолжая тему второго примера: «H0a: В первые 3 месяца рост помидоров, которые обработают органическими удобрениями, будет выше роста помидоров, которые обработают химическими удобрениями», — и: «H0b: Независимо от типа удобрений — на химической или органической основе, в первые 3 месяца рост помидоров будет примерно одинаковым».[2]
  8. Изображение с названием Do Research Step 5

    8

    Проверьте свою гипотезу. Проверьте ее с помощью эксперимента или наблюдений. Будем надеяться, что найденные доказательства позволят опровергнуть нулевые гипотезы, тем самым подтверждая выдвинутую вами гипотезу. В противном случае не расстраивайтесь — любой результат важен, даже когда приходится возвращаться к стадии разработки и совершенствовать свои идеи. Так и работает подлинная наука![3]

    Реклама

Советы

  • Не нужно изобретать велосипед. Изучая литературу, ищите такие исследования, которые имеют отношение к выбранной вами теме и старайтесь опираться на данные, полученные другими исследователями.
  • Постарайтесь сформулировать гипотезу так, чтобы она была конкретной, но не настолько, чтобы ее нельзя было применить к чему-то, что выходит за рамки проводимого вами эксперимента. Старайтесь написать о чем-то, что будет интересно большинству окружающих вас людей. Никого не заинтересует такая гипотеза: «Трое моих товарищей смогут отжаться разное количество раз».
  • Не стоит озвучивать свои чувства и высказывать свое мнение. Гипотеза — это не предмет личных рассуждений, и такие обороты, как «я думаю», «я полагаю» или «мне кажется», не используются.
  • Помните, научное исследование может требовать нелинейного подхода.[4]

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 108 461 раз.

Была ли эта статья полезной?

Добавить комментарий