Гипотеза какого-либо исследования – это в первую очередь предположение или допущение, выдвигаемое в научной плоскости. Важно заметить, что гипотеза требует обязательной проверки и доказательства/опровержения в качестве результата такого испытания.
Проектная деятельность в рамках школьного исследования осуществляется для того, чтобы объяснить какое-то непонятное явление, а также его взаимосвязь с другими явлениями. По своей сути построение гипотезы является основополагающим методом получения нового научного знания. При этом проверка выдвинутого предположения может проводиться как теоретически во время изучения библиографических и других письменных источников, так и практически или экспериментально.
Как создают гипотезы
Поскольку гипотеза школьного проекта неразрывно связана с исследуемым объектом (предметом), её формулирование связано с догадками, касающимися этого предмета. Чтобы создать правильную гипотезу, нужно:
- определиться с темой (выбрать интересную для ученика и перспективную для исследований);
- изучить доступные материалы (литература, публикации и другие источники);
- провести анализ всех предыдущих недоказанных гипотез, касающихся темы будущего проекта, и интегрировать их в одно целое;
- уточнить, является ли гипотеза проверяемой (в противном случае следует найти другую рабочую гипотезу);
- проверить, не противоречит ли выдвинутая гипотеза личному опыту автора и ранее полученным по этой теме выводам.
Важно! Формулировка гипотезы не должна содержать всем известных, очевидных вещей, размытых понятий и спорных моментов.
Исследовательский проект и гипотеза
Созданная перед началом работы над проектом гипотеза постоянно сопровождает исследование на каждом его этапе. Правильная работа с гипотезой заключается в:
- определении предложений, замечаний, фактов, которые ранее не выражались в других известных исследовательских проектах, теориях (эти факты должны вызывать споры и нуждаться в доказательстве либо в опровержении);
- формулировании окончательной гипотезы;
- изучении теоретической базы и других доступных материалов;
- анализе полученной информации, выдвижении учеником выводов с собственными умозаключениями;
- проведении практических работ (в том числе опытов), целью которых является доказательство/опровержение ранее выдвинутой теории/гипотезы;
- анализе полученных результатов и подготовке наглядных материалов, которые их демонстрируют.
Заключительным этапом работы над гипотезой должно стать непосредственное сравнение полученных в ходе исследований результатов с гипотезой. Именно на этом этапе нужно получить ответ, соответствует ли выдвинутое предположение действительности, подтверждается ли оно.
Пример гипотезы для различных тем
Тема проекта: Планета в пластиковой упаковке
Гипотеза: мы предполагаем, что забота о природе, хотя бы на бытовом уровне, может уменьшить отрицательное влияние на всю планету.
Тема проекта: Все о лошадях
Гипотеза исследования: я считаю, что лошадь выполняет важную роль в жизни человека. Она способна оказать такое лечение, которое не под силу современным медицинским технологиям. Лошадь является достойным животным, заслуживающим человеческой любви, заботы и уважения.
Тема проекта: Интернет-зависимость — проблема современного общества.
Гипотеза: мы предполагаем, что Интернет-зависимость влияет на психическое состояние подроста и его взаимодействие с обществом.
Тема проекта: Занятия плаванием
Гипотеза: подростки мало осведомлены об огромной пользе занятий плаванием для организма.
БПОУВО «Тотемский политехнический колледж»
МООД село Верховажье
ПРОЕКТ
Тема: Состав мёда и его полезные свойства.
Выполнил: Акиньхов Михаил Михайлович,
Студент 2 курса группы ТСП213
Руководитель: Самылова Надежда Владимировна,
преподаватель химии и биологии
2018 год.
Паспорт проектной работы.
Название проекта |
Состав мёда и его химические свойства |
Руководитель проекта |
Самылова Надежда Владимировна |
Учебный предмет в рамках которого проводится работа по проекту |
Химия |
Учебные дисциплины близкие к теме проекта |
Биология, экология, химия |
Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект |
16-21. |
Кто работал над проектом |
Акиньхов Михаил Михайлович |
Тип проекта |
Информационно-исследовательский |
Цель проекта(практическая и педагогическая) |
Изучить полезные свойства мёда и узнать его химический состав |
Задачи проекта |
Узнать какие химические свойства у мёда. Узнать какой состав мёда |
Вопросы проекта |
Из чего состоит мёд? Чем он полезен? В чём его полезные свойства? Как выбрать мёд? Какие химические свойства мёда? |
Предполагаемый продукт |
Создание презентации |
Этапы работы над проектом |
1.Сбор и изучение литературы 2.Обработка информации 3.Разработка плана 4.Написание плана 5.Подбор иллюстраций 6.Создание презентации 7.Написание проектной работы 8.Обработка исследований(опытов, анкетирование) 9.Подговтовка к защите 10.Выступление с докладом 11.Представление проекта на конференции |
План.
1.Введение
2.Полезные свойства мёда
3.Качество определения мёда
4.Химический состав
5.Заключение
Введение.
«Мед – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека»
Более подробно, что такое мёд, я решил изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому полезному продукту.
Изучить пользу мёда и познакомиться с использованием мёда человеком – цель моего исследования.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
– изучить состав мёда;
– выявить полезные свойства мёда;
– узнать, какие существуют виды мёда;
– узнать, где и как используется мёд;.
Объект моего исследования – человек.
Предмет исследования – мёд.
Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни человека.
Гипотеза исследования
Могу предположить, что мёд оказывает на организм человека как положительное, так и отрицательное воздействие.
Методы исследования
– анализ научной литературы;
– наблюдение;
– анализ полученных результатов.
Полезные свойства мёда
Полезными свойствами обладает только натуральный мед, не прошедший различных технологических обработок. При термическом нагревании мед теряет все свои достоинства, потому что при этом меняется молекулярная структура меда, и он превращается в подобное клею вещество, которое может даже отрицательно повлиять на самочувствие.
• Мёд – один из продуктов, который может долго храниться, оставаясь таким же полезным и вкусным.
• Мёд является антибактериальным, противогрибковым и антивирусным средством.
• До открытия инсулина врачи-гомеопаты использовали мед в лечении диабета и рекомендовали им есть мед вместо сахара. У индейцев северной Мексики участились случаи диабета, когда они перестали есть мед, заменяя его сахаром. Знахари племени заметили взаимосвязь между этими двумя событиями и стали поить больных натуральным медом, растворенным в чае с манзаниллой (вид хереса). В результате признаки диабета у больных заметно уменьшились. Диабетики и люди, страдающие гипогликемией (пониженное содержание сахара в крови), должны проконсультироваться с профессиональным врачом перед использованием меда в лечебных целях.
• Чайная ложка натурального меда, данная ребенку перед сном, действует как успокоительное средство, поможет быстрее уснуть и избежать энуреза.
• Мед повышает энергетический уровень, жизненный тонус человека и придает сил. Недаром во время проведения древних олимпийских игр, спортсмены соблюдали диету, в которую входило большое количество натурального мёда.
• Лечение кашля хорошо поддается меду, останавливая кашель. При простуде выпивайте на ночь стакан горячего молока с чайной ложкой мёда.
• Мёд не вызывает брожение в желудке, поэтому может использоваться, для того чтобы подавить кислотное расстройство желудка.
• Мед, смешанный с имбирем, соком лимона и теплой водой, уменьшает чувство тошноты и придает сил.
• Употребление натурального меда помогает сократить мускульные судороги. Они происходят из-за низкого уровня кальция и высокого уровня фосфора в крови. Мед приводит эти уровни в сбалансированное состояние.
• Мед используют при лечении анемии, так как в нем содержится много полезных веществ, в особенности железо и медь, а нормальный уровень гемоглобина в крови зависит от необходимого количества именно этих элементов в организме.
• Мед применяют при всех видах кишечных расстройств, так как он является отличным антибактериальным средством.
• При понижении содержания сахара в крови человек чувствует усталость и учащенное сердцебиение. Мед устраняет эти неблагоприятные ощущения. В Индии даже есть такая поговорка – «Мед укрепит слабое сердце, слабый мозг и слабый живот».
• Мёд содержит много ферментов, необходимых для нормального переваривания пищи.
• Мед – это отличное средство при различных ранах. Ведь он обладает антисептическими, антибактериальными и противогрибковыми свойствами, которые уничтожают микробные инфекции и способствуют быстрому заживлению раны.
• Употребление натурального меда помогает снизить уровень триглицеридов в организме. Их повышенное содержание может привести к сердечно-сосудистым и другим заболеваниям. Искусственный мед наоборот приводит к возрастанию количества триглицеридов.
• Мед часто используют в косметологических целях. Для улучшения цвета лица смешайте 1 столовую ложку меда с 1-2 столовыми ложками миндального или оливкового масла (можно использовать масло жожоба), нанесите на кожу лица и шеи. Оставьте на 30 минут и смойте прохладной водой.
• Мед в сочетании с соком винограда является прекрасным лечебным средством от подагры, артрита и боли в суставах.
• Употребление меда помогает похудеть. Мед имеет противоположную с жиром структуру, поэтому он помогает расщеплять жир. Если Вы находитесь в процессе похудения, то выпивайте утром натощак стакан минеральной или обычной воды с растворенной в ней чайной ложкой меда. При желании можно выжать туда несколько капель лимонного сока.
Качество определения меда Чтобы отличить подделку от натурального мёда, нужно в чашку некрепкого теплого чая добавить небольшое количество мёда. Чай должен потемнеть, но без осадка на дне. Можно растворить в небольшом количестве дистиллированной воды и капнуть 4-5 капель йода. Если раствор посинеет, значит, был использован крахмал. А если вместо йода капнуть уксусную эссенцию, можно проверить мёд на наличие мела: если мел есть, то раствор зашипит.
Качество мёда можно определить:
-
По вязкости: мёд тянется за тонкой палочкой, которая в него опущена, а оторвавшись, образует постепенно растворяющийся бугорок. Если же мёд фальшивый, он будет подобен клею, обильно стекающему и капающему, образуя брызги.
-
По оттенкам: у каждого сорта своя окраска, которая присуща только ему. Однако если он чистый и без примесей, то он будет прозрачным. А вот если мёд мутный и с осадком, значит, в его составе есть добавки: крахмал, сахар и т.д.
-
По аромату: настоящий мёд всегда душистый. Если же в нем примесь сахара, то он не имеет аромата, а его вкус – вкус подслащенной воды.
-
По консистенции: консистенция настоящего мёда нежная и тонкая, он легко растирается меж пальцами, быстро впитывается в кожу. В подделке структура будет грубой, а на пальцах останутся комки.
-
Проверка на добавление сахара и воды: капнуть на лист низкосортной бумаги. Некачественный мёд растечется по бумаге влажными пятнами или даже просочится сквозь нее.
Если вы первый раз покупаете мёд, найдите на базаре нескольких постоянных продавцов и купите у них по 100 г, чтобы сделать все вышеописанные процедуры. Так можно будет выбрать, кому из них в этом вопросе доверять.
Химический состав меда
-
1. Вода
-
2. Углеводы
-
3. Микро и макроэлементы
-
4. Азотистые вещества
-
4.1. Ферменты
-
4.2. Аминокислоты
-
4.3. Алкалоиды
-
5. Кислоты
-
5.1. Органические кислоты
-
5.2. Неорганические кислоты
-
6. Витамины
-
7. Прочее
Издавна натуральный мед ценится в традициях народной медицины как сильное целебное средство, которое способно помочь в борьбе со многими болезнями. Чтобы понимать природу его целебных свойств, необходимо знать из чего состоит мед и что влияет на его биологическую активность. Химический состав меда обусловлен комбинацией многих переменных. Для цветочных сортов в первую очередь, это, конечно же, растения, обеспечивающие пчел нектаром и пыльцой. Для падевых – соответственно источник пади или медвяной росы.
Но, кроме этого, огромное влияние на его состав имеют:
-
география сбора;
-
климатические условия;
-
время года;
-
погода;
-
порода пчел;
-
зрелость пчелиного продукта.
В сложнейшем химическом составе деликатесного лекарства насчитывается от трехсот до четырехсот биологически активных соединений. При этом с уверенностью можно говорить только о ста постоянных составных частях меда. Именно они досконально изучены, систематизированы и классифицированы учеными. Остальные – переменные, в каждой разновидности монофлерных или полифлерных сортов свои.
Падевые сорта, которые из-за низкой пищевой ценности практически не встречаются в продаже, стоят особняком, для них приняты отдельные нормы и стандарты качества, так же как для смешанных падево-цветочных сортов.
Заключение.
Работая над проектом я узнал огромное количество полезной информации. До начала работы я считал, что мёд, как и множество продуктов сегодня, может принести организму человека как пользу, так и вред. Но в процессе моей работы моя гипотеза подтвердилась лишь частично.
Мёд – уникальный продукт. И он приносит намного больше пользы, чем вреда. Изучая литературу, я узнавал и открывал для себя много интересных фактов.
Умение формулировать гипотезу на уроках химии
Оценка 4.6
Методический материал включает:
1. Описание дидактического приема эффективного включения заданий в учебный процесс: «Умение формулировать гипотезу на уроках химии»
Прием позволяет решать следующие задачи:
– повысить интерес обучающихся изучаемым знаниям и приемам деятельности, пробудить у них любознательность, способствовать принятию обучающимися заданий для их выполнения (стимулирующие приемы),
– уменьшить вероятность неправильного выполнения задания, актуализировать необходимые знания (содержательные приемы),
– облегчить обучающимся нахождение способа выполнения задания (процессуальные приемы),
2. Примеры заданий, выполнение которых способствует формированию указанных в программе умений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Преподавателям
Гипотеза во введении проекта
Гипотеза в проектной работе – предложение, допущение, выдвинутое автором проекта перед началом выполнения работы, которое должно быть доказано или опровергнуто в ходе исследования темы проекта и его написания, является отправной точкой исследования, требует как теоретическое обоснование, так и проверку на практике.
Гипотеза выдвигается при выполнении ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО проекта, во время которого данная гипотеза подтверждается либо опровергается, при выполнении практико-ориентированного, социального, информационного, творческого, ролевого проекта гипотеза не выдвигается, соответственно, во введении не указывается. О том, доказана ли в ходе выполнения проектной работы гипотеза или она была опровергнута, необходимо указать в заключении.
Требования, выдвигаемые к гипотезе в проектной работе
Выдвинутая гипотеза в проектной работе должна отвечать следующим требованиям:
-
Обязательно должна быть проверяемой – должна существовать возможность её проверить и доказать или опровергнуть;
-
не должна включать в себя большое количество предположений, как правило, одно в редких случаях может содержать несколько взаимосвязанных предположений, при этом необходимо выделить одно основное;
-
не должна содержать категории и понятия, не являющиеся однозначными, не понятые самим автором проектной работы;
-
не может включать неоднозначных и двусмысленных понятий;
-
требуется правильная стилистическая формулировка, должна быть логически простой для понимания и не вводить в заблуждение;
-
может содержать новую мысль или идею;
-
при формулировании необходимо выходить за пределы простой регистрации известных фактов, при этом она должна побуждать к их объяснению и предсказанию;
-
не может включать ценностных суждений.
Виды гипотез в соответствии с типом проекта
Гипотезы бывают:
-
Описательные (предполагается существование какого-либо явления).
-
Объяснительные (вскрывающие причины явления).
-
Описательно-объяснительные.
Особенности составления гипотезы в проектной работе
Рассмотрим особенности, которые существуют при подготовке гипотезы:
-
Гипотеза в проектной работе напрямую зависит от темы исследования, не может затрагивать не рассматриваемую в проекте информацию.
-
Гипотеза может касаться причин возникновения и существования объекта исследования, его свойств и связей, прошлого и будущего исследуемого объекта и т.д.
-
Гипотеза является научным предположением, которое выдвигается для предварительного, условного объяснения каких-либо фактов, событий, явлений и процессов, предполагающим доказательство либо опровержение.
-
Гипотеза может быть предположением, имеющим обоснование о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.
-
Предварительно выдвинутая гипотеза предопределяет логику всего процесса выполнения проектной работы, влияет на теоретическую и практическую часть работы.
Как правильно составить гипотезу в проектной работе
В связи с тем, что гипотеза – это предположение, которое должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто необходимо правильно структурировать её, в том числе, важно правильно начать формулировку.
Для правильной формулировки гипотезы можно использовать следующие вспомогательные словесные конструкции и слова:
-
В связи с чем
-
Можно предположить
-
Предположим
-
Что, если
-
Возможно
-
Мы предполагаем
-
При условии, что…
-
Допустим
-
По этой причине
-
Так как…
-
Если…, то…
-
Поэтому
-
Чем…, тем…
Использование предложенных слов и словесных конструкций не является обязательным, но может помочь правильно сформулировать гипотезу, ведь её правильная формулировка облегчит выполнение проектной работы, при этом неправильно сформулированная гипотеза приведет к ложному результату, может потребовать частичной пли полной переработки проектной работы.
Ошибки при составлении гипотезы проектной работы
При составлении гипотезы необходимо учитывать, что неправильное её составление и формулировка приведут к ошибочным выводам, а соответственно потребуется повторное проведение исследования.
Рассмотрим основные ошибки, которые могут возникнуть при составлении гипотезы проектной работы:
-
В гипотезе задаётся вопрос – гипотеза является предположением, поэтому вопроса в ней не должно быть.
-
При составлении используется просто текст по теме без предположения каких-либо фактов, событии.
-
Составленная гипотеза не может быть проверена, а соответственно доказана или опровергнута.
-
При составлении гипотезы была затронута информация, не относящаяся к теме исследования.
-
Подготавливая гипотезу, необходимо учитывать класс, чтобы она не была лёгкой или сложной для проверки.
-
В гипотезе не должны упоминаться авторы (только если тема проекта предполагает исследование биографии или достижении конкретного человека) и сноски также не ставятся.
-
Нельзя заимствовать гипотезу из чужой работы, так как это, во-первых, плагиат, во-вторых, гипотеза строится для конкретной работы и дальнейшее выполнение работы полностью с ней связано.
-
Не следует делать гипотезу большой затрагивая в ней большое количество аспектов, лучше выбрать 1 основной, это позволит раскрыть тему более полно и всесторонне, также это облегчит её проверку и защиту проектной работы. При этом если всё-таки для выполнения работы требуется более 1 гипотезы, следует выделить из общего количества основную.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ УПВ.02. ХИМИЯ
Разработчик:
преподаватель общеобразовательных и
социально –гуманитарных дисциплин,
І квалификационной категории
Пронь Татьяна Петровна
Прибрежное
2020
Аннотация
Методические рекомендации разработаны на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета УПВ.02. Химия, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учётом Концепции преподавания химии в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями от 29 декабря 2014 г.; 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
Данную работу можно использовать при планировании индивидуального проекта для всех специальностей первого курса дневной формы обучения.
Рассмотрено и одобрено на ЦМК
общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин
Протокол №____ от « ___ » ________________ 2020 г.
Председатель ЦМК ________Дьяволова А.А.
Содержание
Введение |
4 |
|
Структура и содержание индивидуального проекта |
6 |
|
Оформление индивидуального проекта |
9 |
|
Организация и формы контроля за выполнением индивидуального проекта обучающимися |
11 |
|
Критерии оценки индивидуального проекта |
12 |
Введение
Методические рекомендации определяют самостоятельную работу обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образования, в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла и одним из приоритетных направлений модернизации и практико-ориентированного обучения для подготовки конкурентоспособного специалиста.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение необходимых ресурсов и ожидаемых результатов, оценка результата исследования.
Главной целью исследования является развитие личности, приобретение обучающийсяами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе.
Задачами проектной деятельности являются:
- развитие творческих способностей, познавательной активности, интереса к обучению;
- формирование коммуникативной и информационной компетенции;
- развитие способности к аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- развитие у обучающихся исследовательских умений, проектного мышления;
- формирование навыков саморазвития и самообразования, активной гражданской позиции;
- выявление интересов и склонностей обучающихся;
- формирование практического опыта в различных сферах познавательной деятельности обучающихся;
- развитие навыков анализа обучающимися собственной деятельности.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных дисциплин или областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, аргументации результатов исследования на основе собранных данных;
- способность представить результаты проектной деятельности в соответствующей форме, в том числе в форме доклада и выполнения презентации.
Итогом работы над индивидуальным проектом будет письменная работа, которая представляет либо исследование проблемы, либо описание процесса работы для достижения (получения) результата, либо готовый конструкторский продукт (модель, макет и пр.)
Письменная работа подтверждает факт выполнения обучающимся индивидуального проекта; работа хранится в учебной части в течение одного учебного года.
Результатом (продуктом) проектной деятельности по УПВ.02.Химия может быть:
- письменная работа, брошюра, публикация, доклад на конференции;
- материальный объект: макет, муляж, стенд, плакат и т.п.;
- мультимедийные продукты.
Индивидуальный проект или исследование:
С точки зрения обучающегося – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально и показать публично достигнутый результат;
С точки зрения преподавателя – это интегрированное средство обучения, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполагания и планирования содержательной деятельности обучающихся:
- поиск и отбор актуальной информации;
- выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведение исследования (выдвижение гипотезы, детализация, обобщение, анализ);
- представление результатов своей деятельности и хода работы:
- презентации в различных формах;
- специально-подготовленные продукты проектирования (макеты, плакаты, компьютерные презентации, модели, видео, аудио и др.).
1. Структура и содержание индивидуального проекта
Индивидуальный проект по предмету УПВ.02.Химия является одним из методов формирования функциональной грамотности ,повышение познавательного интереса, систематизация и расширение знаний по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла, создание предпосылок для самостоятельной мыслительной деятельности, формирования общих и профессиональных компетенций
Индивидуальный проект включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы.
– первый этап – подготовительный – включает в себя разработку программы исследовательской деятельности:
- выбор темы индивидуального проекта;
- изучение методических рекомендаций по выполнению индивидуального проекта;
- определение цели и задач индивидуального проекта;
- составление плана индивидуального проекта и обсуждение его с руководителем (план составляется на основе анализа имеющихся материалов);
- формулировку гипотезы исследования;
- определение методов исследования (анкетный опрос, интервью, анализ архивных документов, собственные практические исследования, наблюдения и др.) и базы исследования;
- изучение различных литературных источников (научной, периодической литературы и прочих информационных источников), составление литературного обзора (работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями, подбор литературы);
- изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование);
– второй этап – основной – включает в себя:
- написание обзора литературы;
- проведение собственных исследований;
- систематизацию и первичную обработку исследовательского материала;
- обсуждение полученных результатов исследований с обоснованием каждого вывода;
- сравнение полученных результатов с поставленными гипотезой, целями и задачами, литературными данными;
- подготовку общих выводов по теме индивидуального проекта, предложений и рекомендаций;
– третий этап – заключительный – предполагает оформление результатов и включает в себя:
- предварительное обсуждение проекта индивидуального проекта;
- проверку правильности гипотезы исследования;
- окончательное оформление индивидуального проекта;
- рецензирование руководителем индивидуального проекта с внесением поправок после рецензирования;
- защиту индивидуального проекта.
Соблюдение этих последовательных этапов позволит обучающемуся самостоятельно выполнить индивидуальный проект на высоком уровне и достойно защитить ее.
В процессе выполнения индивидуального проекта по учебного предмета УПВ.02.Химия обучающийсяы должны иметь возможность доступа:
- к электронным учебным материалам по праву в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам);
- к химической лаборатории (в присутствии преподавателя).
Структура индивидуального проекта:
- титульный лист работы;
- содержание;
- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы и формулируется цель работы и задачи;
- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
- аналитическая (исследовательская) часть, в которой раскрываются практические вопросы, могут быть представлены расчёты, графики, таблицы, схемы и т. п.
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- список используемых литературных источников и интернет- ресурсов;
- приложение.
2.Разработка структуры индивидуального проекта
2.1.Выбор темы индивидуального проекта
Выбор темы очень важный этап при написании индивидуального проекта. Выбор темы индивидуального проекта на первом курсе осуществляется обучающимся самостоятельно на основании примерного перечня тем.
Тематика исследовательских работ разрабатывается преподавателями (руководителями проектных работ) колледжа.
Темы рассматриваются и утверждаются на заседании цикловой методической комиссии и доводятся до сведения обучающихся не позднее 01 ноября текущего учебного года.
Обучающиеся могут предложить свою тему, обосновав при этом целесообразность ее выполнения и соответствие определённому разделу изучаемой дисциплины. При этом следует учитывать, что выбранная обучающимся тема должна быть актуальна в теоретическом или практическом отношении, обеспечена необходимой библиографией и информационными ресурсами.
Таким образом, обучающийся по согласованию с руководителем может написать индивидуальный проект по самостоятельно разработанной теме.
Тема индивидуального проекта должна удовлетворять следующим требованиям:
- быть конкретной, ее формулировка не должна дублировать название разделов учебника, учебного пособия или руководства;
- соответствовать задачам теоретической и практической подготовки специалиста;
- учитывать состояние и перспективы развития химии ;
- носить характер самостоятельного исследования, выполненного лично
обучающимся.
По степени сложности предложенные темы проектных работ существенно не отличаются друг от друга. Поэтому ошибочным является подход, при котором обучающийся пытается выбрать тему «полегче». Однако необходимо учитывать, что степень усвоения той или иной темы у обучающегося может быть различной. Поэтому некоторые темы могут вызвать у обучающегося больший интерес и быть более понятными для восприятия.
При выборе темы необходимо помнить, что каждая тема представляет собой ту или иную проблему или аспект, которую обучающийся должен изучить и раскрыть.
Проектная работа – это не просто изложение существующих теорий, а результат сравнения и анализа различных теорий, умение формулировать выводы о том, какая из теорий является наиболее эффективной в конкретной ситуации.
Не допускается наличие одинаковых тем у двух или более обучающихся одной группы. Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована с руководителем индивидуального проекта.
Смена темы индивидуального проекта, после утверждения директором колледжа, допускается в исключительных случаях, после подачи обучающимся письменного заявления с указанием обоснованных причин.
2.2.Титульный лист оформляется с учетом следующих требований (в соответствии с приложением ):
– Вверху – указывается полное наименование учебного заведения;
– По центру листа – форма и тема работы, специальность;
– Ниже, справа – ФИО обучающегося, группа; слева – ФИО руководителя и оставляется место для предполагаемой оценки, полученной на публичной защите индивидуального проекта и подписи руководителя.
– Внизу, по центру – указывается город и год выполнения работы.
2.3.Содержание – содержит название пунктов и подпунктов плана работы.
При этом их формулировки должны соответствовать содержанию работы,
быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.
2.4. Разработка введения
Во введении обучающийся должен объяснить и доказать, что выбранная им проблема актуальна и значима на сегодняшний день. На основании данных литературы аргументируется теоретическая и практическая значимость выбранной темы (цепь взаимосвязанных суждений и фактов, которые доказывают значение), описывается состояние изученности на сегодняшний день, отмечаются перспективы, которые открывает изучение данной темы.
Поэтому, во введении следует обязательно отобразить:
- актуальность выбранной темы исследования;
- современное состояние изучаемого, исследуемого предмета;
- формулировку объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования;
- методологическую основу исследования;
- практическую значимость исследуемой проблемы.
Актуальность темы – в данном разделе указывается значимость проведения исследования именно по данной теме на современном этапе развития химической науки и химической промышленности, а также обосновывается позиция автора по выбору им тематики индивидуального проекта.
Обосновывая актуальность, обучающийся должен показать значимость выделенной проблемы и необходимость её разрешения.
При описании актуальности можно использовать следующие речевые шаблоны:
- Актуальность темы обусловлена…
- Работа посвящена актуальной проблеме…
- В условиях реализации ….. актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)…
- Актуальность проблемы не нуждается в дополнительных доказательствах…
- Хотя исследованием данной темы занимались Ф.И.О. и достигнуты существенные успехи в ее реализации, тем не менее, наблюдаются следующие противоречия (пробелы)…..
- Особой значимостью темы в современных условиях является…….
- В современной (какой?) медицине особую остроту (актуальность) приобретает проблема (чего?), показать почему (можно привести статистические данные).
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к определению аппарата исследования: формулировка объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и методов исследования.
Объект исследования – это определенный процесс, явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, т.е. это все то, что подлежит изучению.
С объектом исследования тесно связано понятие предмета исследования – это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения, т.е. это наиболее существенные для исследования свойства и отношения объекта. Причём один и тот же объект исследования может быть предметом разных исследований, т.е. изучаться с различных точек зрения.
Например:
Объект исследования – избыток и недостаток элементов-металлов в организме человека.
Предмет исследования – последствия избытка и недостатка элементов-металлов в организме человека.
Цель работы – это представление о будущем результате, это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Нужно представлять, что цель – это тезис, который должен быть доказан содержанием индивидуального проекта.
При формулировании цели необходимо помнить, что цель в работе всегда одна. Она должна быть, по возможности, чёткой и краткой. Её назначение – определить стратегию и тактику написания индивидуального проекта.
Наиболее типичны следующие цели:
– определение характеристики явлений, не изученных ранее, или малоизученных;
– изучение динамики явлений;
– выявление факторов развития, благоприятствующих условий;
– обобщение, выявление общих закономерностей;
– создание методики и пр.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, а именно: выявить…; установить…; обосновать…; уточнить…; провести связь между….; изучить способность…; провести сравнительный анализ….
Например, цель работы: провести сравнительный анализ последствий избытка и недостатка элементов-металлов в организме человека.
Целью исследования является изучение дезинфицирующих неорганических веществ.
Далее следует указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута).
Задачи – это составные части цели исследования, т.е. это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Задач в работе должно быть от 3 до 5. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ.
Обычно задачи индивидуального проекта формулируются в форме перечисления: изучить …, описать …, провести…, установить …, сравнить…, выяснить …, вывести закономерности…, опытно-экспериментальным путем проверить и т. п.
Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению намеченной цели. Задачи можно формулировать как этапы или части работы.
Например,
1) Описать физико-химические свойства марганца и его соединений.
2) Изучить биологоческую роль марганца и его соединений в организме человека.
3) Выяснить применение неорганических соединений марганца в медицине и фармации.
Гипотеза (от греч. hypothesis- основа, предположение) – предположение о путях, способах, условиях решения поставленных задач и возможных результатах; предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если… (что-то ввести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то…» (будет достигнут такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как…» или «потому что…». Кроме того, гипотеза может быть выражена в следующих формах: «Можно предположить, что … будет способствовать…», «…повлияет на…», «…позволит улучшить…», «Можно предположить, что … не зависит от…» и т.д.
Например, можно предположить, что как недостаток, так и избыток химических элементов-неметаллов в организме человека будут способствовать развитию различных патологических состояний.
Так как гипотеза выдвигается на начальных этапах исследования, в дальнейшем после проведения теоретического анализа или проверки программы опытно- экспериментальной работы может быть откорректирована.
Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Чтобы доказать гипотезу, необходимо выполнить ряд исследовательских процессов, которые и определяют задачи исследования.
Методы исследования – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Методы исследования выбираются в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определенным этапом проекта. Выбранный метод может быть:
- теоретическим: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, моделирование.
- эмпирическим: основным, такой как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и дополнительным: тестирование, методы опроса (анкетирование) и диалогические методы (беседа, интервью).
Объём введения не должен превышать 1-1,5 страниц.
2.5. Основная часть должна состоять из одного или двух разделов.
Первый раздел носит теоретический характер.
Основная часть обычно состоит из одной – двух теоретических глав, которые целесообразно делить на разделы и подразделы. В каждую главу основной части работы рекомендуется включать не более 2-4 параграфов, так как увеличение их числа приводит к распыленности материала, препятствующей концентрации внимания на главном.
Параграфы должны последовательно вытекать и дополнять друг друга, способствуя развитию высказываемых мыслей и укреплению логики проводимого исследования.
Особое внимание следует уделить формулировке названий главы и параграфов. Заголовки формулируются содержательно, проблемно, в соответствии с конкретной темой и методами работы над теоретическим материалом. Не следует включать в их названия слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка; являющиеся терминами узкоспециального или местного характера; представляющие собой аббревиатуры или сокращения.
Таким образом, названия должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. В то же время следует избегать однословных заголовков, так как, чем короче заголовок, тем шире и расплывчатее его смысловое содержание.
Основная часть должна занимать большую часть работы и может включать:
– историко-современный аспект изучаемой проблемы;
– обзор литературы по теме индивидуального проекта (анализ, обобщение и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора, обоснование выбора направления);
– сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, собственное отношение к позициям различных авторов.
При написании данного раздела следует кратко изложить современное состояние вопроса, которому посвящена проектная работа, обобщив мнения и данные различных авторов с указанием в тексте источника информации. В результате изучения литературы должно сформироваться представление о современном состоянии вопроса, выявиться имеющиеся противоречия и нерешенные задачи.
Важно помнить, что для выполнения индивидуального проекта нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях. Источниками получения этих данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллетени и др.
В конце данного раздела следует подвести итог, обозначив кратко, что
известно по данной теме, а что требует дальнейшего изучения.
При подборе информационных материалов обучающийся должен обратить внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. В этом случае обучающийся обязан отразить в работе свое мнение о том, какая точка зрения представляется ему правильной и почему.
Анализ собранных материалов предполагает отбор тех данных, которые непосредственно войдут в текст индивидуального проекта. Запрещается сплошное цитирование используемых источников! Выдержки из того или иного текста выделяются «…» и делается сноска на источник. Основной текст индивидуального проекта должен быть написан обучающимся самостоятельно.
Предварительный вариант проектной работы обсуждается обучающимся с руководителем.
Аналитическая (исследовательская) часть индивидуального проекта является обязательным ее компонентом. Задачей этой части является подробное раскрытие темы. В отличие от теоретической части, где раскрывается тема в целом, в этой части рассматриваются конкретные методы решения той или иной проблемы, которые должны быть подкреплены конкретными примерами, цифрами, выкладками и пр.
Содержание данной части индивидуального проекта должно полностью соответствовать поставленной цели и выбранным для ее достижения задачам.
Исследовательская часть индивидуального проекта может содержать следующие параграфы:
– Методика исследования. Здесь описываются методики проведения исследовательской, в т.ч. экспериментальной работы. Эта часть работы дает представление об объектах исследования, использованных материалах и методах. Описание объектов исследования предполагает их перечень, характеристику . Если объектами являются конкретные вещества, приводятся их названия.
Методика – это последовательность действий и условий, которые используются для получения научных данных.
Методика и выбранные способы обработки данных должны быть описаны подробно:
- какими способами велись наблюдения, измерения параметров объекта (не на глазок);
- какие использовались материалы и технические средства;
- процедура (последовательность действий);
- условия (температура, время, место, освещение и др.);
- какие использовались статистические способы обработки первичных данных (нахождение среднего арифметического, построение вариационного ряда и т.д.).
В идеале методика исследования должна быть изложена так, чтобы при желании ее мог воспроизвести каждый, кто захочет повторить опыты, изложенные в работе.
– Результаты исследования и их обсуждение.
В этом разделе приводят описание результатов исследования, а также их обобщение и обсуждение с учетом сведений, прочитанных в научной литературе. Эту главу целесообразно разделить на несколько разделов (обычно число разделов соответствует количеству поставленных задач).
Каждый раздел имеет собственное название. В текстовой части раздела представляют и поясняют данные. Полученные результаты исследования могут быть представлены в виде таблиц, графиков, схем. Протоколы обследований, бланки ответов, тексты опросников выносятся в приложения.
Анализируя данные, сопоставляя их с известными знаниями и с данными других авторов, студент-исследователь показывает логическую цепочку рассуждений, которая ведет от результатов к выводам.
При формулировке результатов исследования следует пользоваться следующими рекомендациями:
- Анализируя таблицу или рисунок в тексте, не следует их пересказывать содержание. Важно сформулировать основную идею таблицы или рисунка, обратить внимание на отдельные цифровые данные, несущие особенно важную смысловую нагрузку.
- Пояснение каждой формы иллюстрации заканчивают обобщением, из которого видно значение полученных результатов для решения поставленных в работе цели и задач.
- Не следует приводить один и тот же материал дважды в виде таблицы и в виде рисунка.
- При обсуждении таблиц и рисунков в тексте обязательно приводят ссылку “…полученные результаты представлены графически (рис. 3).”; “…как показано в таблице 2”.
В ней автор определяет методологические и теоретические основы исследуемой проблемы. Для этого: изучает и делает обзор литературных и критических источников по изучаемой теме; рассматривает представленные в литературе точки зрения учёных по изучаемому вопросу, выявляет противоречия, оценивает представленные взгляды на освещаемый вопрос. В ходе такого размышления над литературными источниками и критическими работами формируется собственная точка зрения на предмет и объект исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам.
2.6. Заключение (1-1,5 страницы) содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования. В выводах кратко, но чётко отражаются ключевые положения каждого раздела индивидуального проекта, уделяется внимание решению поставленных задач и целей исследования. В заключении подводятся итоги индивидуального проекта, формируются выводы, к которым пришел обучающийся в результате исследования, т.е. в обобщенном виде формулируется итог исследования в соответствии с целью.
Заключение пишется сплошным текстом, содержит обобщение, показывающее место полученных новых знаний в уже известных из научной литературы. Также в заключении могут быть даны практические рекомендации, если была поставлена соответствующая задача.
Выводы, сделанные на основании результатов исследования, должны соответствовать поставленным задачам и не противоречить полученным данным.
Выводы оформляют в виде отдельных пронумерованных пунктов (как правило, в пределах одного абзаца каждый) и располагаются согласно порядку изложения материала в тексте работы.
Приводятся краткие обобщенные формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. Выводов работы не должно быть слишком мало (1-2) или слишком много (10-20), т.к. в этом случае они не выполняют своего назначения – подведение итогов работы в сжатой форме. Общее количество выводов должно соответствовать количеству поставленных задач. Здесь же подтверждаются основные положения гипотезы. В случае опровержения гипотезы даются рекомендации по возможному совершенствованию деятельности в свете исследуемой проблемы.
При формулировке выводов необходимо помнить, что:
- Выводы представляют собой краткий итог работы и должны четко отражать смысл и сущность выполненного автором исследования и полученные в результате этого исследования новые знания.
- Выводы формулируют четко, кратко, лаконично. Они должны быть понятны без чтения основного текста работы.
- Вывод не должен быть простым повторением ранее приведенных в работе данных, а должен представлять собой обобщение.
- Вывод должен основывать на собственных экспериментальных данных и полностью подтверждаться ими.
- В выводах недопустимы повторения, описание общеизвестных положений, написание ничего не значащих общих фраз.
В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.
2.7.Список литературы и интернет ресурсов включает источники информации, которые обучающийся прямо или косвенно использовал при подготовке и выполнении индивидуального проекта. Литературные источники указываются в алфавитном порядке.
Общее количество источников должно быть не менее 7, при этом на 50% из них должны быть ссылки в тексте работы.
2.8.Приложения могут включать графики, схемы, рисунки, таблицы, копии документов и другие необходимые данные. Они располагаются в порядке их упоминания в тексте и служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или являются результатом предлагаемых автором рекомендаций. Приложений может быть не более 10 страниц.
3.Требования к оформлению текста индивидуального проекта
3.1.Общие требования
Готовый проект брошюруется в папку, предназначеную для такого оформления. В сброшюрованной работе не должно быть пустых страниц
Проектная работа должна быть грамотно написана, правильно оформлена и представлена к защите в печатном виде, сброшюрованной в папке-скоросшивателе. Все части работы выполняются на белых стандартных листах бумаги формата A4 (210х297 мм).
3.2.Титульный лист оформляется строго в соответствии с образцом (приложение 2) Положения об организации выполнения и защиты индивидуального проекта в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Прибрежненский аграрный колледж (филиал). Не допускается оформление титульного листа с применением рамок, цветного изображения, изменения шрифта, межстрочных расстояний, применение разрежённости, теней, контуров и других спецэффектов.
3.3.Содержание оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», заголовок «СОДЕРЖАНИЕ» пишется заглавными буквами посередине строки.
Содержание включает введение, наименование разделов, вопросов, заключение, список использованных источников и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
3.4.Правила оформления заголовков
- Заголовок может располагаться как по центру рабочей строки, так и от левого поля.
- Заголовки глав, а также слова “ВВЕДЕНИЕ”, “ЗАКЛЮЧЕНИЕ”, “СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ” пишутся прописными буквами, либо с использование стандартов программ-редакторов.
- Главы нумеруются римскими цифрами, а разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами, например: глава I, раздел 1.2, подраздел 1.2.2.
- Каждая глава начинается с нового листа.
- Перенос слов в заголовке не разрешается.
- Текст большого заголовка выполняют через один интервал.
- В конце заголовка точка не ставится (восклицательные и вопросительные знаки допустимы).
- Заголовок всегда располагается на одной станице с тем текстом, к которому он относится.
- Если заголовок располагается в конце страницы, то после него должно быть не менее трех строк текста.
- Если заголовок попадает в начало страницы, но не первую строку, то перед ним должно быть не менее четырех строк предыдущего текста.
- Текст от заголовка пишут через 2 интервала.
- Подзаголовок пишут строчными буквами без подчеркивания. Не допускается подчеркивать заголовки.
3.5.Текст работы печатается на принтере с использованием компьютерного набора при сохранении основных стандартов оформления печатного листа. Предпочтительным является использование стандартов, заложенных в программы-редакторы, типа MS Word.
Основные требования к оформлению стандартного печатного текста.
- Установка полей: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.
- Интервал между строк – полуторный.
- Шрифт – 14 гарнитура – Times New Roman.
- Выравнивание основного текста – по ширине поля.
- Абзацный отступ составляет 1,0 см.
- Номер страницы проставляют арабскими цифрами в правой нижней части листа без точки в конце, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения. Первая страница (титульный лист) и вторая (содержание) не нумеруются, но считаются, т.е. введение – это страница 3.
- Каждый раздел индивидуального проекта (введение, основная часть, заключение) начинается с новой страницы.
- Объем индивидуального проекта составляет 15 – 20 страниц печатного текста без учета приложений.
- Каждый раздел нумеруется и озаглавливается в соответствии с содержанием.
При выполнении индивидуального проекта необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки, одинаково черные по всему тексту исследования.
Необходимыми элементами работы являются грамотность изложения, литературный слог, аккуратность выполнения, внешнее оформление, умелое иллюстрирование излагаемого материла.
Текст индивидуального проекта необходимо излагать от первого лица множественного лица: нами, по нашему мнению, на наш взгляд и т.д. Изложение материала должно быть последовательным, логичным и творческим. Пересказывать учебники, учебные пособия, другую специальную литературу и критические статьи не следует. Особое внимание следует обращать на «переходы» от одного раздела к другому, а внутри них – от вопроса к вопросу.
Изложение вопросов, при необходимости, должно иллюстрироваться таблицами, графиками, диаграммами, схемами. Наличие иллюстраций свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемой проблемы и помогает лучше воспринять материал. Содержание иллюстрированного материала должно быть понятно без обращения к тексту работы.
3.6. Правила оформления иллюстраций и таблиц
К иллюстрациям относятся графики, схемы, диаграммы и рисунки. Данный материал следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.
Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней, иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы.
Цифровой материал рекомендуется помещать в проекте в виде таблиц, на все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова – Таблица.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова “Таблица”. Слово “Таблица” и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.
Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение прописывается в заголовке столбца.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
При переносе таблицы шапку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова – Продолжение таблицы, с указанием ее номера.
3.7.Оформление единиц измерения физико-химических величин
Единица величины одного и того же параметра в пределах одного документа должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице, то ее указывают только после последнего значения, например: 1,5; 1,75; 2,0 мм.
Сокращать наименования единиц величин разрешается только после числового значения величин и в заголовках граф, наименованных строк (боковиках) таблиц, при обозначении осей диаграмм, а также пояснениях обозначений величин к формулам. В обозначениях единиц величин точку как знак сокращения ставить не допускается.
Применение сокращенных обозначений вместо полных наименований единиц в тексте (без числового обозначения), а также помещение обозначений единиц в строку с формулами, выражающими зависимость между величинами, не допускается, например, следует писать: “концентрация составляет 1,5 моль/л” или “концентрация выражается в молях на литр”.
Обозначения единиц помещают в строку с числовым значением величины без переноса на следующую строку. Между последней цифрой числа и обозначением единицы следует оставлять пробел в один знак.
Правильно: 1000 К; 100 кВт; 30 °; 80 %; 25 °С
Неправильно:1000К; 100кВт; 30°; 80%; 25°С.
Числа с обозначениями единиц физических и химических величин следует писать только цифрами, например: Еа = 90 кДж/моль.
3.8.Оформление формул и химических уравнений
Формула включается в текстовое предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.
Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой.
Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова “где” без двоеточия после него.
Символ отделяется от расшифровки знаком тире (−), а после расшифровки каждого символа ставится точка с запятой, за последней расшифровкой ставится точка.
Формулы химических соединений должны быть прописаны четко, с правильным указанием верхних и нижних индексов.
Уравнения и расчетные формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Химические уравнения (схемы реакций) можно располагать на листе по горизонтали и вертикали.
Если уравнение не умещается на одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), стрелки (→) или других знаков.
Скобки (круглые, квадратные) в формулах необходимо писать так, чтобы они полностью охватывали по высоте заключенные в них формулы.
Все расчетные формулы и уравнения, если их в документе несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы (уравнения) состоит из номера раздела и порядкового номера математической формулы (химического уравнения), разделенных точкой.
Номер указывают с правой стороны листа в круглых скобках, например:
Ссылки в тексте на уравнение дают в круглых скобках, например: “… в уравнении (2.1)”. Допускается нумерация математических формул и химических уравнений в пределах всего документа.
3.9.. Оформление цитат
Цитаты – это дословные выдержки из какого-либо текста. При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
- Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, к которой он и дан в источнике.
- Каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
- Если цитата включается в текст, то первое слово из нее пишется со строчной буквы.
- Этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст без сокращений. Если же в цитате опускается часть текста (из соображений краткости, экономии места), то пропуск отмечается многоточием.
Не стоит увлекаться цитированием. Ведь основное назначение цитат – подтверждение ваших собственных доводов.
Проектная работа, перегруженная цитатами (более трёх на одну страницу), наводит на мысль, что ее автор попросту ничего не может самостоятельно сформулировать, обосновать.
3.10.Правила оформления ссылок и примечаний
Ссылки и сноски содержат различные дополнения, пояснения к тексту, а также указания на источник, из которого заимствована цитата или фактологический материал. Для связи ссылки с текстом служат знаки сносок. Их ставят в тексте там, где нужно сослаться на какой-либо источник или дать пояснение, а также перед самой ссылкой.
Знаками сносок служат арабские цифры.
Ссылки нумеруются по порядку в пределах каждой страницы. Допускается сквозная нумерация всех ссылок главы. Тогда в конце главы пишется заголовок “Примечания” и следует текст всех ссылок. Последняя строка последней сноски должна располагаться на уровне нижнего поля страницы.
Допускается ссылка на список использованной литературы. В этом случае после соответствующих слов в тексте квадратные скобки, в которых указывается порядковый номер источника в списке литературы и через запятую – страница. Например, [3, с.9].
Если на одной странице помещены несколько ссылок на одно издание, то во второй и последующей ссылке достаточно указать:
Там же. – С. 10.
Если ссылки надо сделать к различным номерам, их разделяют запятой, если подряд на несколько номеров, то приводят первый и последний номер и ставят между ними тире, например: “В работах [3,7,14-20] показано…”.
Сноски на таблицы оформляются не внизу страницы, а непосредственно под таблицей. Если таблица составлена самостоятельно, тогда указывается «Составлено по: » и далее следует перечень источников.
Если таблица заимствована из некоторого источника в готовом виде, делается запись «Источник: » и дается библиографическое описание источника с указанием страниц.
Примеры оформления сносок:
____________________
1 Ерохин, Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник / Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. С.48
2 Леенсон, И.А. Большая энциклопедия химических элементов. Периодическая таблица Менделеева.//И.А.Леенсон – М.: ОГИЗ, 2015. С.112
3.11. Оформление приложения
Слово “Приложения” следует печатать с прописной буквы по центру и не подчеркивать. В конце индивидуального проекта даются приложения, на которые делаются ссылки в тексте. Приложения следует оформлять как продолжение индивидуального проекта на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово “Приложение”. Если приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации.
3.12.Рекомендации по оформлению презентаций
Презентация результатов индивидуального проекта должна быть выполнена с использованием программы MS Office PowerPoint.
Структура презентации индивидуального проекта:
Титульный слайд. Содержит:
- наименование колледжа;
- тип работы (индивидуальный проект);
- заголовок темы;
- ФИО автора, номер группы;
- ФИО и должность научного руководителя;
- город и год защиты.
2. Введение. Как правило, содержит информацию, посвященную актуальности исследований, объекту и предмету исследования.
3. Цели и задачи исследования. Допускается объединять со слайдом «Введение».
4. Обсуждение результатов. Порядок представления идет в соответствии с одноименным разделом индивидуального проекта. Слайдов может быть несколько.
5. Заключение. В данном разделе приводятся основные выводы по работе, соответствие полученных результатов поставленной цели, рекомендации по использованию.
6. Слайд «Благодарю за внимание».
Слайды должны быть пронумерованы.
Рекомендуемый объем презентации по курсовой работе – не более 10 слайдов.
4.Организация и формы контроля за выполнением индивидуального проекта обучающимися
Выполнение индивидуального проекта осуществляется в соответствии с утвержденным графиком консультаций под контролем руководителя проекта.
Обучающийся 1 раз в месяц представляет итоги реализации плана выполнения индивидуального проекта.
Заведующий отделением контролирует занятость обучающегося в проектной деятельности.
5.Формы контроля за выполнением индивидуального проекта обучающимися
- Просмотр и проверка этапов выполнения индивидуального проекта.
- Обсуждение результатов выполненной работы на конкретном этапе индивидуального проекта.
6.Защита индивидуального проекта
Публичная защита индивидуального проекта обучающимся является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение учебной дисциплины.
Завершенная и оформленная в соответствии с установленными требованиями проектная работа представляется руководителю не позднее, чем за 2 недели до даты защиты для окончательной проверки и написания рецензии. Руководитель в течение недели со дня предоставления обучающимся работы пишет рецензию (приложение ).
В рецензии руководитель дает краткую характеристику выполненной работы, приводит имеющиеся замечания, отмечает степень активности студента при работе над выбранной темой. Обязательным является наличие в рецензии предварительной оценки выполненной работы в форме вывода «Проектная работа допускается к защите» или «Проектная работа не допускается к защите». В случае выставления отрицательной оценки работы обучающегося рецензия должна содержать веские аргументы со стороны руководителя.
Защита проектных работ проходит до начала промежуточной аттестации по УПВ.02. «Химия».
Обучающиеся, не представившие индивидуальный проект в установленный срок или не защитившие ее, не допускаются к промежуточной аттестации.
Основанием для допуска к защите индивидуального проекта являются:
-
- оформление индивидуального проекта в соответствии с предъявляемыми к написанию проектных работ требованиями;
- рецензия руководителя работы и его подпись на титульном листе.
Защита проектных работ проводится в установленное время в форме краткого (5-7 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.
До 3 минут отводится на обоснованные ответы, на замечания и вопросы.
Защита проводится в форме доклада, в ходе которого студент кратко излагает основные результаты работы и выводы, отвечает на вопросы по содержанию работы. Доклад должен отличаться ясностью, краткостью, точностью.
Выступление обязательно сопровождается демонстрационным материалом (слайды, таблицы, раздаточный материал, готовая модель, макет и др.), который способствует эффективности выступления докладчика.
Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе публичного выступления, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (обучающийся не укладывается в отведенное время). Чтобы обучающийся смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление до защиты работы. Для этого ему также потребуется обратная связь от преподавателя – руководителя индивидуального проекта.
Оценка индивидуального проекта складывается из письменной рецензии по результатам проверки руководителями работы и оценки публичной защиты обучающимся своего исследования.
Обучающимся, получившим неудовлетворительную оценку по проектной работе, предоставляется право доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения и публичной защиты.
В случае неявки на защиту по уважительной причине, обучающемуся будет предоставлено право на защиту в другое время.
В случае неявки на защиту по неуважительной причине, обучающийся получает неудовлетворительную оценку.
7. Критерии оценки индивидуального проекта
Результаты защиты индивидуального проекта оцениваются по пятибалльной шкале и фиксируются в виде оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» при этом необходимо учитывать:
- качество представленной работы и степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- аргументацию актуальности и значимости изучаемой проблемы;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень ее осмысления;
- полноту раскрытия содержания выбранной темы индивидуального проекта;
- логичность, четкость и связность выступления;
- качество ответов на вопросы комиссии;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- использование презентации и творческий подход в подготовке наглядного и раздаточного материалов;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Критерии оценки:
- – «отлично» – оценка выставляется обучающемуся, показавшему глубокие знания, примененные им при самостоятельном исследовании избранной темы, способному обобщить практический материал и сделать на основе анализа выводы;
- – «хорошо» – оценка выставляется обучающемуся, показавшему в работе и при ее защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере проявившему самостоятельность в исследовании;
- – «удовлетворительно» – выставляется обучающемуся, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности в содержании работы;
- – «неудовлетворительно» – выставляется обучающемуся, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы, а также допустившему плагиат.
Результаты защиты индивидуального проекта объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания предметно-цикловой комиссии.
Примерные темы индивидуального проекта
*Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
• Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. Современные методы обеззараживания воды.
• Аллотропия металлов.
• Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
• «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»
• Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков
.• Изотопы водорода.
• Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
• Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Аморфные вещества в природе, технике, быту.
• Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.
Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
• Защита озонового экрана от химического загрязнения.
• Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
Косметические гели.
• Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
• Минералы и горные породы как основа литосферы.
• Растворы вокруг нас. Типы растворов.
• Вода как реагент и среда для химического процесса.
• Жизнь и деятельность С.Аррениуса.
• Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
• Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
• Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
• Оксиды и соли как строительные материалы.
• История гипса.
• Поваренная соль как химическое сырье.
• Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
• Реакции горения на производстве и в быту.
• Виртуальное моделирование химических процессов.
• Электролиз растворов электролитов.
• Электролиз расплавов электролитов.
• Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
История получения и производства алюминия.
• Электролитическое получение и рафинирование меди.
• Жизнь и деятельность Г.Дэви.
• Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
История отечественной черной металлургии.
Современное металлургическое производство.
История отечественной цветной металлургии.
Роль металлов и сплавов в научно- техническом прогрессе.
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
• Инертные или благородные газы.
• Рождающие соли — галогены.
• История шведской спички.
• История возникновения и развития органической химии.
• Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.
• Витализм и его крах.
• Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
Современные представления о теории химического строения.
• Экологические аспекты использования углеводородного сырья.• Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия
.• Углеводородное топливо, его виды и назначение.
• Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
• Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
• Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
• Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества
Список рекомендованной литературы
- Курсовая и выпускная (дипломная) работа. Москва, ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава». – 2015., с.53.
- Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методич. пособие / под ред. Ю. П. Дубенского. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
- Нинбург, Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации/ Е.А. Нинбург// Биология.- 2018.- №10.– с. 15-21
- Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие / Сост. С.В. Палецкий. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2017. – 72 с
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2015., с.145-153.
- Intel: «Обучение для будущего» Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: учеб. пособие. – М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2016. – 168 с.
Интернет-ресурсы
1. http://abrikosov-sons.ru/istoriya_shokolada
2. http://f-journal.ru/istoriya-shokolada/
3. http://chocolatery.net/choco_sorting/
4. http://chocolatery.net/keep_choco/
5.http://allchoco.com/interesnoe-o-shokolade/gost-shokolad.html
6. http://zdorovoe-pitanie.by/chto-my-edim/produkty/sladosti/sostav-shokolada.html
7. http://www.sevchem.narod.ru/opyt.files/pischa.htm
РЕЦЕНЗИЯ
на проектную работу
Студента (ки)____________________________________________________
Группа __________________
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика», базовый уровень СПО_____
ОУД.10 «Химия»_______________________________________________
Руководитель ____________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
Тема ____________________________________________________________
Характеристика работы студента
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложение о допуске к защите _____________________________
Рекомендуемая оценка _________________________________
«___»___________ 20___ г. Руководитель __________ (подпись)
Приложение
Примерная формулировка фраз для выступления
на защите индивидуального проекта
Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается проектная работа на тему_______(приводится название темы, по которой написана работа).
Работа на избранную тему является актуальной в связи с…или; актуальность выбранной темы обусловлена…
Поднятая в работе проблема заинтересовала меня…(может быть представлена причина личного интереса к теме).
Целью данной работы является______________________________
Задачи индивидуального проекта____________________________________
На основе проведенного теоретического исследования можно сделать следующие основные выводы:_________________________________
В ходе работы был проведен подбор, анализ и систематизация источников по теме, из которых…(представляется анализ (обзор) основных источников, возможно по главам, разделам, предметным областям)
Результаты работы и сделанные выводы могут быть использованы…(сообщается как значение работы для автора, так и возможность дальнейшего применения материалов и выводов)
Обучающийся также может высказать несколько слов в адрес руководителя; может сообщить, где были представлены доклады и сообщения по исследованию. Благодарю за внимание!
Защищающий может несколько изменить порядок выступления, использовать иные формулировки.