1. Объяснительная функция
гипотезы обуславливает ее формулировку
в виде утверждающих и обобщающих
суждений. В силу того, что проблема
заключает в себе поиск желаемого
результата (цель), а гипотеза выступает
как предварительный проект решения
проблемы, то проблема – цель – гипотеза
должны иметь общие понятия и высказывания
о ситуации, подлежащей объяснению.
2.
Поисковая функция гипотезы обуславливает
априорные представления исследователя,
которые требуют строгой теоретической
системы, опирающейся на научно-информационную
базу, имеющуюся в данной сфере. Допускается
принимать их в свою очередь, как
теоретические знания, достаточные для
того, чтобы давать логически связанные
объяснения, строить новые выводы, не
обращаясь после каждого шага
гипотетического мышления к эмпирическому
материалу. Четкие, теоретически
выверенные представления позволяют
избегать ложных, спекулятивных и не
допускающих решения гипотез, которых
не избежать, если исследователь опирается
на любые мыслительные предположения.
3. В процессе формулировки
гипотетических утверждений и обобщений,
необходимо соотносить их с отобранными
индикаторами, чтобы собранные в
последующем социологические данные
обеспечивали эмпирическую проверку
гипотез.
Выдвинутые, сформулированные, отобранные
и сгруппированные гипотезы включают
проблемные вопросы для дальнейшей
исследовательской работы, связанной
с превращением вероятности в разрешении
проблемной ситуации в уверенность или
опровержение.
От социолога построение гипотез требует:
– эрудиции и теоретической подготовки;
– умения думать;
– обладания практической сметкой и
здравым смыслом;
– умения догадываться (воображения,
интуиции).
В одном американском учебнике по
социологии по этому поводу говорится:
«Если исследователю-социологу за всю
его жизнь удалось выдвинуть хоть одну
хорошую гипотезу, то он должен быть
доволен этим».
Доказательство достоверности гипотез
становится главной задачей последующего
эмпирического исследования, так как
цель любого научно-исследовательского
поиска составляет не их формулировка,
а получение новых научно-практических
знаний (открытий), которые обогащают
науку знанием принципиально новых
фактов и вырабатывают пути и средства
целенаправленного воздействия на
проблемную ситуацию и ее разрешение.
Подтвердившиеся
гипотезы становятся теорией и законом
и используются для внедрения в практику.
Не подтвердившиеся либо отбрасываются,
либо становятся основой для выдвижения
новых гипотез и новых направлений в
исследовании проблемной ситуации.
3. Анкета и требования к ее содержанию
Анкета
(в социологии) – размноженный на машинке
или типографским способом документ
(опросный лист), содержащий определенным
образом упорядоченную совокупность
вопросов, адресованных респондентам.
Любой
перечень вопросов, используемый,
например, журналистом в ходе интервью,
не может называться анкетой. Хотя и в
этом случае налицо логически выстроенный
порядок вопросов и адресат, к которому
эти вопросы обращены, не говоря уже о
наличии бумажного носителя информации
(отпечатанной на машинке перечень
вопросов).
Для того чтобы
документ назывался анкетой, необходимы
и другие признаки.
Во-первых, анкета обращена к
десяткам, сотням и тысячам людей. Поэтому
она выступает инструментом для сбора
первичной информации, которая затем
подвергается статистической обработке.
Во-вторых, опрашиваемый обязан
самостоятельно заполнить ее по
определенным правилам, указанным в
инструкции. Если же вопросы читают
вслух анкета и сам же заполняет документ,
то это уже не анкета, а бланк интервью.
В-третьих, расположение вопросов
определяется исследователем, они
чередуются на первый взгляд бессистемно
и содержат тривиальную информацию,
которую респондент может только
подтвердить или опровергнуть.
Опрос по анкете предполагает жестко
фиксированный порядок, содержание и
форму вопросов, ясное указание способов
ответа, причем они регистрируются
опрашиваемым либо наедине с собой
(заочный опрос), либо в присутствии
анкетера (прямой опрос).
Анкета заполняется опрашиваемым
самостоятельно, поэтому ее конструкция
и все комментарии должны быть предельно
ясны для респондента.
В. Ядов формулирует следующие основные
принципы построения анкеты.
Первый принцип: программная
логика вопросов не должна быть
смешиваема с логикой построения анкеты;
опросный лист строится под углом
зрения психологии восприятия
опрашиваемого.
Второй принцип –
учет специфики культуры и практического
опыта опрашиваемых.
Третий принцип –
при расположении вопросов идти от
частного к общему, а не наоборот.
Четвертый принцип –
смысловые блоки опросного листа
должны быть примерно одинакового
объема.
Пятый принцип касается
распределения вопросов по степени
их трудности. Анкета должна начинаться
с относительно простых вопросов,
далее следуют более сложные (желательно
событийные, не оценочные) затем – еще
сложнее (мо
тивационные), потом – спад (снова
событийные, фактологические) и в
конце – наиболее сложные вопросы (один
-два), посте чего – завершающая
«паспортичка».
По своему содержанию анкета касается
самых разных тем: ценностей, мотивов,
мнений, интересов, условий, содержания,
характера, оплаты труда и многих др.
С ее помощью можно подтвердить
достоверность данных, полученных
другими методами, сделать статистическое
описание структуры мнений о предмете
опроса.
Анкета имеет принципиальную
особенность: она показывает только
вербальную (словесную) информацию.
Специалисты выяснили, что человек может
думать одно, говорить другое, а поступать
совсем иначе. Анкета описывает лишь
уровень вербального поведения, всякая
попытка отождествить его с реальным
поведением означает стремление выдать
желаемое за действительное. Прогнозировать
поведение человека на основе того, что
он говорит, крайне затруднительно, и
совершенно неправильно судить об
объективных закономерностях по
распределению субъективных мнений.
Анкета, как и любой другой инструмент,
эффективна в границах своих возможностей,
своей “компетенции”.
Определение целей и средств
анкетирования.
Это самый трудный и вместе с тем
принципиально важный этап, который
требует от исследователя ответа на три
вопроса:
1) что должны показать результаты опроса?
2) каков требуемый уровень точности?
3) какую форму взаимосвязи с другими
методами исследования надо предусмотреть?
Если все продумать до мелочей – вплоть
до определения формулировки вопросов,
– то на первый этап может уйти 30-50%
времени, необходимого для проведения
анкетирования.
Принципы формулировки
вопросов.
Как
бы ни был опытен и компетентен социолог,
но, не определив исходных принципов,
неизбежно придет к неясным формулировкам
вопросов и многозначным, противоречивым
ответам, которые трудно интерпретировать.
Даже самые безобидные и на вид простые
вопросы ждут тщательной проработки.
Недостаточно спросить «Удовлетворены
ли Вы своей работой?». Нужно точно
определить, что подразумевается под
«работой» (условия или процесс труда,
цех, предприятие или рабочее место).
Надо быть уверенным, что понятие
«удовлетворен» исследователь
истолковывает точно так же, как
респондент. Даже технические термины
типа «фрезерный станок» или «несчастный
случай» очевидны только на первый
взгляд. Относить ли к «несчастным
случаям» бытовые травмы или небольшие
повреждения (например, ушиб ноги)? На
подобные вопросы социолог обязан
ответить до того, как задаст свои вопросы
респонденту.
Неясные формулировки вопроса
объясняются:
1) некомпетентностью социолога
2) излишней поспешностью при составлении
анкеты;
3) заимствованием чужих вопросов и
некритическим к ним отношением;
4) отсутствием
хорошо составленной программы, четких
целей и задач исследования, неумением
операционализировать понятия.
Рассмотрим наиболее типичные ошибки
при формулировке вопросов.
Примеры.
Вопрос: «Можете ли Вы сказать, что
со времени образования объединения на
Вашем предприятии (в цехе) произошли
заметные, важные для Вас изменения?
01. Да, произошли изменения в лучшую
сторону.
02. Изменений заметных не произошло.
03. Произошли изменения в худшую
сторону”.
Комментарий:
Первая ошибка состоит в том, что
содержание вопроса и перечень предлагаемых
ответов не совпадают. Социолог спрашивает
о том, происходили ли изменения, а ответы
информируют о том, какие это были
изменения – в лучшую или худшую сторону.
Причина ошибки – попытка решить две
разные задачи в одной логической
конструкции.
Вторая ошибка заключается в том,
что респонденту предлагаются два
основания формирования ответа о месте,
где происходили изменения (в цехе и на
предприятии). Следовательно, если
изменения происходили и в цехе, и на
пред- приятии, то респондент не сможет
зафиксировать их на одной шкале. Кроме
того, как быть, если в цехе изменения к
лучшему, а на предприятии положение
ухудшилось, или наоборот?
Третья ошибка – еще одно удвоение
основания для формирования ответа,
связанное с оценкой изменений: заметные
изменения могут быть (или не быть)
важными, а важные изменения могут быть
(или не быть) заметными.
В целом же вопрос – типичный пример
обыденной логики, которая переносится
на ситуацию исследования. Вопрос в
социологическом опросе – это
исследовательский инструмент. Поэтому
каждое слово в нем должно употребляться
для точной и однозначной передачи
смысла исследования.
Вопрос.
«Зависит ли производительность Вашего
труда от взаимоотношений в коллективе?
01. Да, хорошие отношения помогают
мне в работе.
02. Хорошие отношения помогают
работе, но не очень сильно.
03. Отношения на работе не сказываются».
Комментарий:
Начнем анализ вопроса с уточнения его
познавательной задачи.
Судя
по его формулировке, исследователь
намерен выяснить мнение респондента
о том, есть ли зависимость между их
производительностью труда и отношениями
в коллективе.
Вопрос теоретически предполагает
ответы: зависит, не зависит, не знаю
(или затрудняюсь ответить). Но это не
так. Формулировка
закрытий вопроса нечеткая: варианты
предлагаемых ответов позволяют
предположить еще две задачи.
Первая
задача –
как влияют на производительность труда
хорошие отношения. Но такая формулировка
некорректна, поскольку смещает ответ
к положительной оценке: речь идет только
о хороших отношениях, а плохие и
нейтральные отношения забыты. Вторая
задача –
выяснить интенсивность влияния отношений
в коллективе на производительность
труда. В
вопросе присутствуют два “осколка”
шкалы оценки интенсивности, а именно
позиции “не очень сильно” и “не
сказываются”.
Вопрос: «Выполняете ли Вы нормы
выработки?
01. Да, всегда работаю с полной
отдачей.
02. Не всегда работаю с полной отдачей.
03. Работаю, как правило, не с полной
отдачей, мог бы работать лучше».
Комментарий:
Такие
вопросы на первый взгляд очень конкретные,
деловые. Их относят к фактологическим.
Однако можно спросить о конкретном, но
получить абстрактную информацию. Что
делать с данными о постоянном выполнении
нормы или работе с полной отдачей, не
ясно. Как интерпретировать подобные
факты? Сами по себе они не дают нужной
информации, если не дополнены другими
вопросами по теме.
Вопрос: «Как Вы относитесь к
специальности, по которой сейчас
работаете?
01. Это моя специальность по призванию,
менять не собираюсь.
02. Пока намерен работать по этой
специальности. Обстоятельства подскажут
в дальнейшем, как поступить.
03. Вероятно, изменю специальность,
но решение еще не вполне созрело.
04. Твердо решил изменить специальность.
05. Затрудняюсь сказать».
Комментарий:
Попытка построить
пятичленную шкалу интенсивности
неудачна. Фактически пункты 02, 03 и 05
означают одно и то же, только выражены
различными словами. Действительно, все
они могут быть заменены одной позицией
– «затрудняюсь ответить», которая
обозначает неопределенное решение,
несформированное мнение. В преобразованном
виде остаются три позиции: «менять не
собираюсь», «затрудняюсь ответить»,
«решил изменить». Альтернатива
«затрудняюсь ответить» в большинстве
случаев означает промежуточную позицию.
Но ее включение требует изменения
формулировки вопроса. Он может звучать
так: «Собираетесь ли Вы менять свою
специальность или таких планов у Вас
нет»?
Существует
целая группа вопросов, которые
необязательно включать в анкету, так
как необходимую информацию можно взять
в отделе кадров или в заводской
документации. Например: «Повысился ли
в 1996 г. Ваш заработок»? «Как Вы считаете,
выше или ниже стала текучесть кадров
на Вашем предприятии»? – и т. д.
Лишние вопросы, информацию на которые
могут дать эксперты или работники
заводоуправления, раздражают респондентов.
При этом впустую расходуется драгоценное
время и место. Наконец, они свидетельствуют
о неподготовленности социолога как
организатора исследования. Когда
составлен план будущего опроса, разложены
«по палочкам» темы и сформулированы
вопросы, на отдельном бланке нужно
составить схему источников информации:
кто, о чем и когда может дать необходимые
сведения. Существует определенное
правило: меньше заставляйте работать
респондентов, не перекладывайте на их
плечи те задачи, которые должны решать
Вы сами.
В литературе высказывается немало
советов, правил и требований к разработке
вопросов. Принципы их логического
анализа, предложенные О.М. Масловой,
позволяют отбраковывать грубые ошибки.
Известно: если социолог допускает
ошибки на этапе составления анкеты, то
они добавляются к тем неизбежным
ошибкам, которые обычно сопутствуют
социологу на этапах формирования
выборки, операционализации понятий,
отбора и анализа данных.
Источником для
составления анкеты обычно служат:
1) чужие анкеты,
2) литература,
3) интуиция и опыт.
Лучше всего заимствовать (частично или
полностью) апробированный инструментарий,
прошедший серьезную проверку. В
американских исследованиях это широко
распространенный прием: в новой анкете
приблизительно 60% чужого инструментария
(при этом обязательно указывается
автор) и 40% – собственного (но уже
отпилотированного). У нас распространен
анонимный способ заимствования, чаще
всего из не совсем удачных анкет. Самый
ненадежный источник – здравый смысл
и интуиция, а затем и отбор интересных
суждений. Превращение газетно-журнальною
текста в анкетный вопрос кажется простой
операцией. Допустим, выясняется мнение
респондентов о забастовках. Формулировка
базисной части вопроса особых трудностей
не представляет. Она может звучать так:
«В прессе, по телевидению и в повседневной
жизни высказывают самые разные отношения
(оценки, мнения) к забастовкам в нашей
стране. А какой позиции придерживаетесь
лично Вы»? Дальше дается перечень
суждений, формулировки которых
заимствуются из прессы почти готовыми.
Желательно проанализировать как можно
больше публикаций для того, чтобы
представить весь спектр мнений, в том
числе и полярных. Со временем
обнаруживается, что суждения в прессе
начинают повторяться – действует закон
статистического распределения. Ясно,
что дальше нет надобности продолжать
поиск, и основные точки зрения на
забастовку подобраны. Их обобщение,
логический анализ, сжатие информации
и литературная обработка позволяют
составить список закрытий типа
«забастовка – единственный способ
ускорить процесс демократизации
производства», «забастовка, ее угроза
– способ, каким экстремисты спекулируют
преследуя корыстные цели».
Формулировка закрытий перед выходом
в «поле» подвергается контролю на
понятность респонденту, соответствие
целям и концепции исследования.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тема 3.8 Анкетный опрос
Основы проектной деятельности
Исследовательский проект
Практическая работа
- Индивидуальная работа по составлению анкеты к опросу по своему исследованию в соответствии с требованиями и особенностями исследования.
- По составленной анкете провести анкетирование среди студентов образовательной организации (можно составить google форму для дистанционного опроса).
- Обработать ответы и представить результат в виде диаграмм отражающих сравнительные показатели.
- Проанализировать результаты и сделать выводы по выбранной теме исследования.
Анкетирование
- Анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
- Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены.
- Остановимся на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться.
Пример формулирования “решаемых проблем” и “исследуемых проблем”
Решаемая проблема
Исследуемая проблема
Разработать упаковки нового продукта
Оценить эффективность дизайнов упаковки
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов
Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов
Увеличить товарооборот в магазине
Оценить имидж магазина
Распределить бюджет на рекламу по регионам
Определить уровень (степень) проникновения на рынок в данных регионах
Выйти на рынки других регионов
Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе
Как составить анкету для опроса?
От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования.
Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата.
Как создать анкету, которая удовлетворит всем требованиям, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы, рассмотрим в этой презентации.
Правила составления анкеты для опроса
- Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.
- Пример : если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung, задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.
Правила составления анкеты для опроса
- Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.
- Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.
Структура и правила составления анкеты для опроса
1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования
Основные компоненты:
- представление исследовательской организации.
- обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
- мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
- инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
- гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
- обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).
Структура и правила составления анкеты для опроса
2. Основная часть
- Здесь, в соответствии с планом исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие определенным критериям построения вопросника.
- Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.
Правила составления анкеты для опроса
- Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним. Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
- Пример :
- Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?».
- Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung (модель N) по 5-балльной шкале».
Правила составления анкеты для опроса
- Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице. Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты. Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.
Классификация вопросов
Типы вопросов
По структуре
Примеры
закрытые (с вариантами ответов)
открытые (без вариантов ответов)
- Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала? Подписываюсь на журнал
- Купил
- Взял у родственников, знакомых
- Прочитал в библиотеке
Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?
полузакрытые
- О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале? Организованный
- Любительский
- Автотуризм
- Спортивный
- Экстремальный
- Другие (назовите)
Классификация вопросов
По функциям
основные
Нравится ли Вам наш журнал?
контрольные
Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории)
- Читаете ли Вы “Комсомольскую правду”? А
- Нет
ловушки
Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает “Комсомольскую правду”.
Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)
Классификация вопросов
По содержанию
вопросы о событиях, фактах
Какие издания вы выписываете?
вопросы о мотивах, мнениях, оценках
По форме
прямые
Выскажите свое мнение по поводу оформления “МК”.
Нравится ли Вам профессия журналиста?
косвенные
проективные, предлагающие
Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?
Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?
Классификация вопросов
По характеру
альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных)
- Нравится ли Вам журнал? Да, очень
- В основном нравится
- Скорее нет
- Затрудняюсь ответить
не альтернативные (несколько вариантов ответа)
- Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает? Интересен по содержанию
- Нравится оформление
- С доверием отношусь к авторам журнала
- Привлекает полезная информация, реклама
- Нравится тон, стиль журнала
- Другое
Классификация вопросов
По виду
экзистенциальные (о сущности явления)
Существует ли данное явление?
дефинитивные (определительные)
оценочные
Что явление собой представляет?
Хорошо явление или плохо?
аналитические
обосновывающие
Почему явление таково?
Почему мнение о явлении таково?
конструктивные
Как с явлением следует поступить?
Правила составления анкеты для опроса
- Следите за порядком вопросов . Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
- Учитывайте все варианты ответов . Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле “другое” для свободного ответа.
- Формулируйте вопросы кратко и емко . Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
Правила составления анкеты для опроса
- Формулируйте вопросы доступно . Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
- Соблюдайте логику . Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.
Правила составления анкеты для опроса
Пример :
Правила составления анкеты для опроса
- Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов . Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
- Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ (“Не правда ли, газета “ХХХ” объективное издание?”). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
- Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения , которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту “отметая” остальные.
- Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов . Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
Правила составления анкеты для опроса
- Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах .
- Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение : «Ваши пожелания по улучшению работы магазина», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».
- Не допускайте орфографических ошибок . Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
- Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования . Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Следите за порядком вопросов . Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.
Правила составления анкеты для опроса
- Апробируйте анкету . После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости и правильности формулировок.
- Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.
- Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.
Правила составления анкеты для опроса
- Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит.
- Проведите опрос.
- Для проведения онлайн опроса используйте составление анкеты например в google форме и отправьте ссылку на форму для опрашиваемых респондентов.
- Удачных вам опросов!
Примеры
Примеры
Примеры
Примеры
Примеры
- Подготовка гипотезы
- Формулировка гипотезы исследования
- Признаки правильной гипотезы
- Примеры гипотезы
- Работа с гипотезой
Гипотеза исследования – это составная часть введения в любой студенческой работе. Она располагается после цели с задачами и перед методами исследования. Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.
Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете библиографические источники, выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В заключении диплома или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.
Подготовка гипотезы
По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.
Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при написании магистерской диссертации, вы тщательно изучите объект и предмет, продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.
Важно помнить, что в процессе написания курсовой работы или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали писать дипломную работу с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.
Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.
Формулировка гипотезы исследования
Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.
- Гипотеза обычно касается объекта или предмета исследования, поэтому находится в непосредственной связи с этими разделами введения. Также на неё существенно влияют цель, задачи и проблематика.
- Важно корректно сформулировать гипотезу, не выдавая за неё очевидные вещи, известные всем. Воздержитесь от спорных или размытых понятий, проследите, чтобы гипотезу можно было проверить различными методами, включая анализ, синтез, сопоставление и т.д.
- Опирайтесь на ключевые слова темы, объекта и цели вашего научного труда. Поскольку эти разделы находятся в непосредственной логической связи, формулировка у них совпадает.
- Обязательно применяйте речевые обороты, которые бы подчеркнули субъективность выдвигаемой идеи. Например, начните с фразы «следует ожидать…», «можно допустить, что…» или «предполагается, что…». При наличии у вас достаточной смелости чётко пишите, что гипотеза принадлежит вам, начиная со фразы: «я думаю» или «я полагаю».
Признаки правильной гипотезы
Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.
- Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
- Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
- Открытость для проверки различными методами исследования.
- Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
- Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами
Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе
Место гипотезы в структуре введения
Примеры гипотезы
Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.
Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.
Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.
Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.
Направление: Производственный менеджмент.
Тема: Документооборот в организации.
Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.
Направление: Педагогика.
Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.
Работа с гипотезой
От введения до заключения гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.
Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.
- Зарождение. Выявление фактов и предположений, которые не укладываются ни в одну известную теорию по вашей теме. Эти умозаключения должны вызывать горячие споры в обществе и остро требовать объяснения, доказательства или опровержения.
- Формулировка на основе этих умозаключений.
- Теоретическое исследование. Поиск мнений, имеющих отношение к гипотезе, в разных источниках. Сравнение высказанных идей с собственными представлениями, их анализ и цитирование.
- Практическое исследование. Осуществление тематических опытов, связанных с гипотезой. Анализ полученных результатов. Выполнение расчётов, подготовка всевозможных итоговых диаграмм и графиков.
- Сравнение полученных результатов изысканий с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.
Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.
Любое исследование начинается с постановки вопроса. Во всём мире учёные ставят вопросы и, исходя из них, формулируют исследовательские гипотезы. В свою очередь, от правильно поставленной исследовательской гипотезы зависит эффективный результат исследования.
Обращение к примерам уже существующих гипотез может помочь новым исследователям получить представление о том, как сформулировать достойную исследовательскую гипотезу самостоятельно.
Наши советы помогут вам понять, что такое исследовательская гипотеза, какие у неё бывают характеристики, и как её сформулировать.
Что такое гипотеза?
Гипотеза — это предположение или идея, предложенная в рамках некоего обсуждения и подлежащая проверке. Она представляет собой точное и проверяемое утверждение о результате исследования, каким его предсказывают авторы. Обычно гипотеза включает в себя соотношение между двумя переменными: независимая (параметр, который выбирают и меняют исследователи) и зависимая (то, что измеряется в исследовании).
Что такое исследовательская гипотеза?
Исследовательская гипотеза — это утверждение, содержащее в себе вопрос, на который отвечает исследование, и предлагающее ожидаемый результат. Она является неотъемлемой частью научного метода, формирующего базис научных экспериментов. Исходя из этого, вам необходимо проявлять осторожность и тщательность при построении своей исследовательской гипотезы. Даже небольшой изъян, вкравшийся в гипотезу на этапе формулирования, может негативно повлиять на ваш эксперимент. Среди исследователей принято по умолчанию формулировать гипотезу в двух вариантах: нулевая и альтернативная (так же её называют экспериментальной – когда методом исследования является эксперимент).
Основные характеристики правильных исследовательских гипотез
Поскольку каждая гипотеза посвящена какому-то определённому, конкретному явлению, в ней содержится проверяемый прогноз ожидаемых результатов. Заметим, что ничего не мешает вам строить гипотезы на основе ранее опубликованных теоретических исследований.
Настоящая исследовательская гипотеза требует приложения больших усилий, чем простое высказывание догадки, поскольку сформулированная гипотеза может поднимать вторичный вопрос, который в дальнейшем будет разобран в рамках исследования.
Чтобы помочь себе сформулировать перспективную исследовательскую гипотезу, задайте себе такие вопросы:
- Сформулирована ли гипотеза чистым и правильным языком?
- Как соотносится гипотеза с темой исследования?
- Является ли ваша гипотеза проверяемой? Если является, то как именно её можно проверить?
- Каковы возможные объяснения гипотезы, которые вы хотели бы расследовать?
- Содержит ли ваша гипотеза независимую и зависимую переменную?
- Можете ли вы оперировать выбранными переменными, не нарушая этические нормы?
- Прогнозирует ли ваше исследование взаимосвязь и результат?
- Содержит ли ваше исследование простые и однозначные формулировки?
- Отсутствуют ли в вашем исследовании предпосылки для двояких толкований или предубеждения об уровне знаний читателей?
- Предоставляет ли ваше исследование доступные для наблюдения и проверяемые результаты?
- Является ли ваше исследование актуальным и конкретизированным в отношении поставленных в нём вопроса и проблемы?
Вышеперечисленные вопросы можно использовать в качестве самопроверки, т.е. чтобы удостовериться, что ваша гипотеза построена на достаточном основании. Соответственно, они могут помочь вам выявить и недостатки в гипотезе, и, если нужно – устранить их.
Как сформулировать эффективную исследовательскую гипотезу
Проверяемая гипотеза не может быть простым утверждением. Скорее, это утверждение комплексное, которое должно ясным путём подвести к научному эксперименту, осветить его цели и возможные результаты. Заметьте, что при построении убедительной гипотезы следует учитывать ряд важных моментов.
1. Обозначьте проблему, которую намерены решить.
Убедитесь, что гипотеза чётко отражает тему и суть эксперимента.
2. Не пишите гипотезу в формате утверждения «если… то…».
Следуйте такому шаблону: «если некое действие произойдёт, то ожидается некое последствие».
3. Обозначьте переменные
Независимые переменные — это те, которые подвержены операциям, контролю, изменениям со стороны исследователя. Независимые переменные изолированы от прочих факторов внутри рамок исследования.
Зависимые переменные, как намекает название, зависят от прочих факторов в исследовании. На них влияют изменения в независимых переменных.
4. Проанализируйте саму гипотезу
Исследовательские гипотезы могут быть классифицированы по семи категориям:
- Простая гипотеза. Предсказывает соотношение между одиночной зависимой и одиночной независимой переменными.
- Сложная гипотеза. Предсказывает соотношение между двумя или более независимыми и зависимыми переменными.
- Направленная гипотеза. Уточняет ожидаемое направление, которому нужно следовать, чтобы определить соотношение между переменными. Эта разновидность гипотезы выводится из теорий. Следовательно, она подразумевает, что исследователь посвящает свои мысли какому-то конкретному выводу.
- Ненаправленная гипотеза. Она не предсказывает точное направление или природу взаимодействия между двумя переменными. Ненаправленная гипотеза применяется, когда не задействовано никакой теории, либо, когда результаты противоречат предыдущим исследованиям.
- Ассоциативная (каузальная) гипотеза. Ассоциативная гипотеза устанавливает взаимозависимость между переменными. Изменение одной переменной ведёт к изменению в другой. Каузальная гипотеза сосредоточена на эффекте, который оказывается на зависимую переменную посредством манипуляций с независимой переменной.
- Нулевая гипотеза. Нулевая гипотеза представляет собой негативное утверждение, нацеленное на поддержку результатов исследования, согласно которым корреляции между переменными нет. В данном случае зависимая переменная не изменяется от манипуляций с независимой. Следовательно, такая гипотеза утверждает, что результаты случайны и поэтому незначительны в контексте той или иной области исследования.
- Альтернативная гипотеза. Такая гипотеза утверждает, что взаимосвязь между переменными присутствует, и что результаты исследования имеют значение для его научной области. Экспериментальная гипотеза предсказывает, какие изменения произойдут с зависимой переменной при манипуляциях с независимой. Также она утверждает, что результаты неслучайны и, следовательно, актуальны для данной области исследования.
Пример исследовательской гипотезы с независимой и зависимой переменными
Пример исследовательской гипотезы 1
«Увеличение числа угольных заводов в регионе (независимая переменная) в свою очередь увеличивает загрязнение воды (зависимая переменная)».
Если вы измените независимую переменную (увеличение количества угольных заводов), она закономерно изменит зависимую (объём загрязнения воды).
Пример исследовательской гипотезы 2
«Как влияет диета с регулярным употреблением соды (независимая переменная) на уровень сахара в крови (зависимая переменная)»?
Если вы измените независимую переменную (тип употребляемой соды), она в свою очередь изменит переменную зависимую (уровень сахара в крови).
Не следует недооценивать важность вышеуказанных шагов. От надёжной и проверяемой гипотезы зависит обоснованность вашего эксперимента, как и его результаты. Построение убедительной проверяемой гипотезы даёт несколько преимуществ; в первую очередь, она стимулирует интенсивное и сфокусированное осмысление результатов исследования. Как следствие, она позволяет нам осознать контекст поставленного вопроса и зафиксировать различные переменные, задействованные в исследовании. Кроме того, она помогает делать точные прогнозы на основе предыдущих исследований. В общем, ценность формулирования гипотезы нельзя переоценить для исследования в целом.
Что ещё более важно, надёжная проверяемая гипотеза понадобится вам для проведения экспериментов. Проверяемая гипотеза, как раз и подтверждается (или опровергается) в результате экспериментов.
Важность проверяемой гипотезы
Для разработки и проведения эксперимента в рамках научного метода вам надо быть уверенным, что гипотеза является проверяемой. А чтобы считаться проверяемой, гипотеза должна соответствовать таким важным критериям как:
- Существует возможность доказать, что гипотеза правдивая.
- Существует возможность доказать, что гипотеза ложная.
- Результаты гипотезы должны быть воспроизводимыми.
Вне этих критериев гипотеза, как и результаты исследования, будут пустой абстракцией. И соответственно, эксперимент не докажет и не опровергнет ничего значительного.
При написании программы социологического исследования столкнулась с трудностями по формулировке гипотез. Помог материал И.П. Бугровой “Гипотеза исследования”.
Приёмы построения гипотез различаются по:
- форме («если…, то…», «если…, то…, так как…»);
- уровню (эмпирическое и теоретическое исследования);
- характеру (модификационная, революционизирующая);
- механизму формирования (простые: индуктивные или дедуктивные; комплексные: индуктивно-дедуктивные);
- логической структуре (линейная (1 предположение) и разветвлённая (возможные следствия));
- функциональному назначению (объяснительная, предсказательная, смешанная).
Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: “если …, то …, так как…”. При этом, выражение “так как”, направленное на раскрытие сущности явления, построения причинно — следственных связей, применяется, как правило, для гипотез, соответствующих теоретическому уровню исследования.
Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического.
Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории.
Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое исследование, обобщающей и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между параметрами, подлежащими экспериментальному исследованию.
По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.
Виды гипотезы |
Функциональная нагрузка |
объяснительные гипотезы |
для объяснения фактов или явлений |
предсказательные гипотезы |
для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений |
объяснительно-предсказательные |
сочетают в себе оба предназначения |
По содержанию гипотезы делятся на:
- гипотезы информационного характера
- гипотезы инструментального характера.
Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так…, то получится эффект …)
Переходя к формулировке многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования.
По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).
Механизм построения гипотезы |
|||
Простая гипотеза |
Основа построения |
Результат |
Логическая цепочка |
Индуктивная |
Наблюдение факта или явления |
Предсказание обобщения |
От частного к общему |
Дедуктивная |
Анализ теоретического материала |
Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности |
От общего к частному |
Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.
Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.
Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.
По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.
По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.
Главная характеристика гипотезы исследования
При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.
Как сформулировать гипотезу?
Существует множество методов построения гипотез (по сути – поиска новых идей):
Мозговая атака – коллективный метод поиска новых идей и решений.
Аналогия символическая – аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.
Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.
Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.
И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.
Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?
Ввозможные гипотезы.
Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.
Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.
Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.
Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.
Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться.
Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.
Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?
Способы проверки гипотезы.
1. на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,
2. на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
Следующий этап работы – наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента..
И так, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.
Удачи при проведении исследования!!!