Как составить глоссарий по психологии

Абсолютный порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение.

Абстракция – операция мышления, вычленение каких-либо отдельных свойств, признаков изучаемого объекта и отвлечение от остальных.

Агглютинация – прием воображения, соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов.

Адаптация – процесс приспособления человека к изменившимся условиям существования.

Адаптивный – соответствующий, полезный, помогающий приспособлению.

Акцентуация характера – это такая особенность характера человека, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены и мешают взаимопониманию и нормальному взаимодействию с окружающими.

Акцентуация характера – это такая особенность характера человека, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены и мешают взаимопониманию и нормальному взаимодействию с окружающими.

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей.

Анализ – мысленное разложение целого на части, выявление составляющих элементов, сторон, моментов.

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его жизненного опыта.

Ассертивность – умение четко выражать свои права и эмоции, отвечать за свои поступки.

Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением жизненно важных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функционировании внутренних органов.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации

Влечение – биологическая форма направленности.

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо предмете, объекте (реальном или идеальном), событии, образе и т.д.

Возраст – это характеристика индивидуального развития, качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта (практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового).

Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.

Воспроизведение – процесс памяти, восстановление и реконструкция прошлого опыта.

Выдержка и самообладание – качества, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Вытеснение – психологический защитный механизм, представляющий собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания («мотивированное забывание»).

Гениальность – высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

Гиперболизация, или акцентирование – прием воображения, увеличение или уменьшение предмета, изменение качества или количества его частей.

Гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели.

Длительность – свойство ощущения, время, в течение которого сохраняется ощущение после прекращения воздействия раздражителя.

Желание – осознанная потребность или влечение к кому-либо определенному.

Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей.

Замещение – психологический защитный механизм, при котором проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

Запоминание – процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти.

Защитные механизмы – бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы избегания ситуаций, которые могут вызвать тревогу или привести к снижению самооценки.

Идеал – предметная цель, конкретизируемая в образе или в представлении.

Избирательность – свойство восприятия, преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, в зависимости от потребностей и интересов человека.

Избирательность внимания – способность успешной настройки на восприятие информации при наличии помех.

Изоляция – один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс отделения психотравмирующей ситуации от связанных с нею эмоций. Все происходит как будто с другим человеком.

Иллюзии – искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.

Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, большая или меньшая сила их проявления (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора).

Интерес – реализация познавательной потребности.

Интернальность – предрасположенность человека принимать ответственность за происходящие в его жизни события на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями.

Интроверсия – погруженность во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта.

Качество – свойство ощущения, отличие одного вида ощущений от другого (например, зрительного от слухового).

Компетентность – психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.

Концентрация внимания – это степень и интенсивность сосредоточенности сознания.

Личностьэто особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Меланхолик – тип темперамента, для которого характерны чувствительность, ранимость, обидчивость, тонкость и глубина переживаний.

Мировоззрение – система эстетических, этических, моральных, философских и др. взглядов на мир.

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека.

Мотивация – внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового. Это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации. Характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами.

Настойчивость характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях.

Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.

Обобщение – мысленное объединение предметов, их группировка по общим и существенным признакам.

Объем внимания – это количество объектов, которое человек способен охватить одновременно (V=5±2).

Одаренность – это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений, навыков и благоприятной среды.

Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отрицание – психологический защитный механизм, возникающий в ситуациях, когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие.

Ощущение – это отражение отдельного чувственного качества, недифференцированные неопредмеченные впечатления от окружающего.

Память – это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, умений и навыков.

Паттерн – установившееся правило, шаблон поведения

Переключаемость внимания – способность быстрого перехода от одного объекта внимания к другому.

Потребность – состояние нужды организма в чем-либо, что находится вне его и является неотъемлемой частью его существования.

Проекция – психологический защитный механизм, представляющий собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению.

Пространственная локализация – сведения о нахождении раздражителя в пространстве, а также при контактных ощущениях – соотнесение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Профессионал – специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в труде, вносящий свой творческий вклад в профессию, нашедший свое предназначение, стимулирующий интерес к результатам своей деятельности в обществе и повышающий престиж своей профессии.

Профессионально важные качества – свойства личности, совокупность которых представляет собой потенциальные или актуальные способности к той или иной деятельности, а их ослабление приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем – к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности.

Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Психика (от греч. psychikos — душевный) – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психология (от греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология – научная дисциплина, занимающаяся исследованием поведения и внутренних психических процессов человека и практическим применением получаемых данных.

века при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.

Распределение внимания – способность удерживать в центре внимания определенное количество разнородных объектов.

Рассеянность внимания – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Рационализация – психологический защитный механизм, который имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и

Регрессия – психологический защитный механизм, для которого характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

Рефлексия – процесс самопознания индивидом своих внутренних психических актов и состояний.

Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений.

Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, оценка человеком своего нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Сангвиник – тип темперамента, для которого характерны уравновешенность, подвижность, преобладание хорошего настроения, общительность, открытость.

Сила воли – обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Склонность – реализация интереса с помощью волевого усилия.

Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как существу общественно-историческому.

Сохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Способности – это индивидуально-психологические устойчивые особенности человека, определяющие его успех в различных видах деятельности.

Сравнение – операция мышления, установление сходства или различия между разными объектами, явлениями.

Страдание – отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.

Страсть – сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Страх – отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.

Стремление – желание, удовлетворяемое с помощью волевого усилия.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Стрессогенные факторы (стрессоры) – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Различают физиологические стрессоры: чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т. д. и психологические стрессоры – факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.

Стрессогенный фактор – любое воздействие из внешней среды или возникающее внутри организма, которое вызывает стрессовую реакцию.

Стрессор – фактор, вызывающий стресс.

Стыд – состояние, вызванное осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам.

Сублимация – это защитный механизм, дающий возможность человеку изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий.

Схематизация – прием воображения, сглаживание различий предметов и выявление сходства между предметами.

Талант – одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности.

Темперамент – это индивидуальные особенности психики человека, проявляющиеся в общей активности, поведении и преобладающих эмоциях.

Типизация – прием воображения, выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Убеждения – высшая форма направленности личности, побуждающая совершать поступки в соответствии со своими принципами, идеалами, мировоззрением.

Узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.

Уровень притязаний личности – это степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

Устойчивость внимания – это степень и длительность сосредоточенности сознания.

Утомление – состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности.

Флегматик – тип темперамента, для которого характерны медлительность, уравновешенность, выдержанность, хладнокровность.

Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к достижению цели.

Характер – это совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности и общении.

Холерик – тип темперамента, для которого характерны порывистость, импульсивность, подвижность, возбудимость.

Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Целостность восприятия – свойство восприятия, целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных качествах и свойствах этого предмета.

Чувства – это  особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.

Эйфория – патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния. Характеризуется идеомоторным возбуждением, окружающее воспринимается в радужных тонах.

Экстернальность – предрасположенность человека приписывать ответственность за происходящие в его жизни события другим людям, внешним обстоятельствам, судьбе или случаю.

Экстраверсия – направленность интереса к внешнему миру, другим людям, предметам.

Эмоции — это субъективные реакции человека (или животных) на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Ее составляющие: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-фантастическое и т.д.

ГАПОУ
НСО

«Черепановский
педагогический колледж»

Самостоятельная
работа № 2

«СОСТАВЛЕНИЕ
СЛОВАРЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ»

Работу
выполнил:
студентка 202 группы

Крысина
Полина.

Проверила:
Печурина Е.В.

Черепаново
2020г.

Понятие

Определение

Автоматизация

процесс формирования навыков путем упражнения

Внимание

это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие
повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности
индивида.

Воспитание 

это процесс организованного целенаправленного воздействия на
личность и поведение ребенка; научно обоснованное общение людей, рассчитанное
на развитие каждого из них как личности.

Дезадаптация

это нарушение процесса взаимодействия человека с окружающей
средой, протекающее в рамках нормального развития ребенка, но связанное с
отвыканием от привычных условии жизни привыканием к другим.

Идеал 

это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и
который определяет план самовоспитания.

Конфликт

это столкновение разнонаправленных, мнений или взглядов,
фиксируемых в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация,
включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо выводу,
либо противоположные цели или средства их достижения в данных
обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний,
устремлений и т. п.

Мотив 

побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением
потребностей субъекта.

Мотивация 

совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих его направленность.

Мышление

это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью
психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс
опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе се анализа и синтеза.

Непроизвольное внимание

возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком
целей, определяясь характером и качеством раздражителя.

Обучаемость

это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения
человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения

Психодиагностика

отрасль психологической науки, которая разрабатывает методы
выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологическая коррекция 

это метод, имеющий своей целью оказание прямого практического
психологического воздействия на ребенка и предполагающий непосредственное
педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо.

Психологический контакт 

это общность психического состояния, вызванная взаимопониманием
в совместной деятельности и связанная с обоюдным доверием друг к другу
взаимозаинтересованных сторон.

Самовоспитание

это сознательная, систематическая работа школьников по
формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению
недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.

Социальная адаптация 

это приспособление детей, которые оказались социально
изолированными и не готовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию
с ними на личностном и деловом уровнях.

Социальная позиция

это функциональное место, которое может занять человек
по отношению к другим людям.

Социальная реабилитация

это восстановление нарушенных социальных связей и психики
социально дезадаптированных детей для того, чтобы они могли успешно учиться и
развиваться в общении и взаимодействии с окружающими людьми.

Социальная роль 

социальная функция, модель поведения, которая объективно задана
социальной позицией личности в системе общественных или межличностных
отношений.

Социальный статус 

положение людей в системе социальных связей и отношений, с
которым связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их
индивидуальных личностных свойств.

Чувство

это переживаемое в различной форме внутреннее отношение человека
к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Эмоция 

это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более
постоянного чувства.

Эмоциональное заражение

воздействие на человека путем передачи собственно состояния не
словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса,
жестов, мимики, движений.

Я-концепция 

относительно устойчивая, в большей или меньшей степени
осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о
самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми
и относится к себе

Я-рефлексивное 

то, как, с точки зрения индивида, его рассматривают и оценивают
другие в его профессиональной сфер

Федеральное
агентство по образованию

Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования

«Волгоградский
государственный педагогический
университет»

Кафедра
психологии

ГЛОССАРИЙ ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ»

(
Раздел «Общая психология. История
психологии»)

Абсолютный верхний порог
максимальная величина раздражителя,
еще вызывающего ощущение данной
модальности.

Абсолютный нижний порог
минимальная величина раздражителя,
вызывающего едва заметное ощущение.

Абстрактное (словесно-логическое)
мышление
– вид мышления, осуществляемый
при помощи логических операций с
понятиями.

Абстракция – выделение одного
признака предметов или явлений с
отвлечением от других.

Агглютинация – “склеивание”
различных в повседневной жизни не
соединяемых качеств, частей нескольких
объектов в один образ.

Адаптация – изменение
чувствительности органов чувств под
влиянием действия раздражителя.

Аксиологический (ценностный) потенциал
личности
определяется приобретенной
ею в процессе социализации системой
ценностных ориентаций в нравственной,
политической, религиозной, эстетической
сферах, т.е. ее идеалами, жизненными
целями, убеждениями и устремлениями.

Активное воображение – создание
образов, которые находят воплощение
в жизни.

Активность – свидетельствует о
том, насколько интенсивно человек
воздействует на внешний мир и преодолевает
препятствия в достижении целей
(настойчивость, целенаправленность,
сосредоточение внимания).

Активность восприятия
проявляется в узнавании, которое
бывает неспецифическим, когда человек
определяет только род предметов, к
которым относится данный предмет, и
специфическим, когда человек узнает
конкретный предмет.

Акустикомнестическая афазия
– нарушение понимания речи в затрудненных
условиях. Затруднения при письме под
диктовку.

Акцентуация характера
преувеличенное развитие отдельных
свойств характера в ущерб другим, в
результате чего ухудшается взаимодействие
с окружающими людьми.

Анализ – расчленение объекта на
различные компоненты, части, стороны.

Анализ процесса и продуктов
деятельности
– метод, использующий
такие материалы как рисунки, сочинения,
технические поделки, альбомы, коллекции
и т.д. и анализирующий сам процесс
деятельности.

Анкета – метод сбора фактов на
основе письменного самоотчета на заранее
составленную систему вопросов.

Апатия – психическое состояние,
вызванное утомлением, тяжелыми
переживаниями или заболеваниями и
проявляющееся потерей интереса и
безразличием к окружающему.

Апперцепция – зависимость
восприятия от прошлого опыта, запаса
знаний и общей направленности личности.

Астенические чувства – это
эмоции, понижающие активность личности,
снижающие энергию, способствующие
скованности и пассивности.

Аффективно – экзальтированный тип
– склонность глубоко и ярко реагировать
на отдельные события, впадая при этом
то в депрессию, то в эйфорические
крайности, то в самое мрачное, то в самое
мечтательное и счастливое состояние.

Аффекты – бурные, часто
неуправляемые, кратковременные реакции.

Афферентная моторная афазия
нарушение членораздельности речевых
артикуляций, спутывание звуков в процессе
их выбора.

Беглость творчества
– способность генерировать
большое количество идей

Безграничность пространства и
времени
– с помощью мышления можно
охватить любое пространство и время.

Беседа – метод, предусматривающий
прямое или косвенное получение сведений
путем речевого общения.

Биографический метод – изучение
личности по имеющимся документам ее
биографии.

Борьба мотивов – этап волевого
действия, связанный с принятием решения,
процесс определения наиболее значимого
стимула волевого действия.

Быстрота мышления – умение быстро
разобраться в сложной ситуации, быстро
обдумать и принять правильное решение.

Взаимодействие ощущений
изменение чувствительности анализаторов
под влиянием раздражения других органов
чувств.

Включенное наблюдение
наблюдатель находится в группе испытуемых;
наблюдение изнутри.

Влечение – неопредмеченное
побуждение, наиболее примитивная
биологическая форма направленности.

Внешнее внимание – внимание,
направленное на окружающие предметы
и явления.

Внешние препятствия – это не
зависящие от человека, объективные
препятствия.

Внешняя
речь
– речь, доступная
восприятию других людей.

Внешняя, экстремальная локализация
контроля
– качество, характеризующее
склонность человека приписывать
ответственность за результаты своей
деятельности внешним силам и
обстоятельствам.

Внимание – направленность и
сосредоточенность сознания на
определенных объектах или деятельности
в данный момент времени.

Внутреннее внимание – внимание,
направленное на собственные мысли,
чувства и переживания человека.

Внутренние препятствия – это
препятствия, зависящие от самого
человека, его индивидуальных качеств
личности, мешающих преодолению
препятствий.

Внутренняя
речь
– это внутренний
беззвучный речевой процесс.

Внутренняя, интернальная локализация
контроля
– склонность человека
приписывать ответственность за
совершенные действия собственным
усилиям и способностям.

Возбудимый тип связан прежде
всего с повышенной реактивностью,
обусловленной возбудимостью НС. Реакции
на происходящее, как правило, недостаточно
осмыслены. Недостаточная управляемость
влечениями и поступками.

Возбуждение – это активность
отдельных центров ЦНС и нервных клеток.

Возможности – психологические
предпосылки успешности деятельности
личности (задатки и способности).

Волевое действие – простой или
сложный волевой акт, имеющий определенную
структуру.

Воля – форма психического
отражения, проявляющегося в способности
к выбору действий, связанных с преодолением
внешних и внутренних трудностей и
препятствий.

Воображение – отражение реальной
действительности в новых, неожиданных
сочетаниях и связях; процесс создания
образов или программ поведения в
неопределенных ситуациях.

Воспоминание – извлечение из
долговременной памяти образов прошлого,
мысленно локализуемых во времени и
пространстве.

Восприятие – отражение предметов
и явлений в целом при их непосредственном
воздействии на органы чувств.

Восприятие времени – отражение
объективной длительности, скорости и
последовательности. Субъективные
восприятия продолжительных периодов
времени в значительной степени
определяются характером переживаний,
которыми они были заполнены, и
эмоциональными состояниями субъекта.

Восприятие движения – отражение
во времени изменений положения объектов
или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие пространства
чувственно-наглядное отражение
пространственных свойств вещей (их
величины и формы), их пространственных
отношений (расположение относительно
друг друга и воспринимающего субъекта
и в плоскости, и в глубину). В восприятии
пространства участвуют все органы
чувств.

Воспроизведение – актуализация
закрепленной ранее информации путем
извлечения ее из долговременной памяти
и перевода в оперативную память.

Воссоздающее воображение
создание образа предмета по его описанию.

Врожденность – особенности
личности, определяемые наследственностью
и условиями внутриутробной жизни.

Выборочное наблюдение
наблюдатель изучает некоторых членов
группы.

Выдержка – умение затормозить
действия, чувства и мысли, мешающие
осуществлению принятого решения.

Высшие мотивы – мотивы общественного
порядка.

Вытеснение или подавление
это непроизвольное устранение из
сознания недозволенных мыслей, чувств,
желаний в бессознательное Оно.

Генетический метод – способ
изучения психических явлений, состоящий
в анализе процесса их возникновения и
развития от низших форм к высшим.

Гениальность – высокая степень
одаренности, выражающаяся в выдающихся
достигнутых результатах в какой-то
деятельности (ряде областей деятельности).
Гений создает эпоху в области своей
деятельности.

Гибкость творчества – способность
генерировать идеи в разных направлениях

Гибкость мышления – свобода
мысли от сковывающего влияния закрепленных
в прошлом опыте приемов и способов
решения задачи, в умении быстро менять
свои действия при изменении обстановки.

Гиперболизация– увеличение или
уменьшение объекта или изменение
отдельных частей объекта.

Гипертимичность указывает на
повышенную активность, высокую психическую
и физическую выносливость. Жажда
деятельности, приподнятое настроение,
оптимизм, инициативность.

Глубина мышления – умение
проникнуть в сущность сложнейших
вопросов, увидеть проблему там, где у
других вопросов не возникает, умение
предвидеть дальнейшее развитие событий.

Гнев – эмоциональное состояние,
отрицательное по знаку, как правило,
протекающее в форме аффекта и вызываемое
внезапным возникновением серьезного
препятствия на пути удовлетворения
исключительно важной для субъекта
потребности.

Гносеологический (познавательный)
потенциал
определяется объемом и
качеством информации, которой располагает
личность, складывающейся из знаний о
внешнем мире (природном и социальном)
и самопознания. Этот потенциал включает
в себя психологические качества, с
которыми связана познавательная
деятельность человека.

Двигательная память – запоминание
и воспроизведение движений и их систем.

Движения – составная часть
деятельности восприятия: движения
руки, ощупывающей предмет, движения
глаз, прослеживающих видимый контур,
напряжение мышц гортани, воспроизводящих
слышимый звук.

Движущие силы развития
противоречия между: а) возникающими
новыми потребностями и достигнутым
уровнем овладения средствами, необходимыми
для их удовлетворения; б) достигнутым
уровнем психического развития и образом
жизни. Внешние противоречия,
интериоризируясь, вызывая в самом
индивиде противоположные тенденции,
вступают в борьбу, которая является
источником активности и развития
личности.

Дедукция – логический вывод в
процессе мышления от общего к частному.

Действие – это относительно
завершенный элемент деятельности,
направленный на достижение определенной
промежуточной осознаваемой цели.

Демонстративный тип – личность
стремится выпячивать себя, привлекать
к себе внимание, ей свойственна
театральность.

Депрессия – психическое состояние
резко выраженной пассивности, при
котором отсутствует интерес к окружающему
и все представляется в мрачном виде.

Деятельность – это внутренняя
(психическая) и внешняя (физическая)
активность человека, регулируемая
сознаваемой целью.

Диалог
– это равноправное субъект—субъектное
общение, имеющее целью взаимное познание,
самопознание и саморазвитие партнеров
по общению.

Диалогическая
речь
– разговор, беседа двух
или нескольких лиц, которые говорят
попеременно.

Динамическая афазия – нарушение
способности говорить фразами при
сохранении способности повторять,
называть, понимать речь.

Дискурсивное мышление – поэтапно
развернутый мыслительный процесс.

Дистимичность личности выражается
в постоянном пониженном настроении,
пессимизме, часто в некоторой
заторможенности психических и моторных
актов, пониженной продуктивности в
работе.

Дисциплинированность – сознательное
подчинение своего поведения общепринятым
нормам, установленному порядку.

Длительность ощущения
определяется функциональным состоянием
органа чувств, временем действия
раздражителя и его интенсивностью.

Долговременная память – запоминание
и сохранение информации на длительный
период времени.

Естественный эксперимент
протекает в обычных условиях.

Желание – осознанная потребность
и влечение к чему-либо вполне определенному.

Забывание – полное или частичное
стирание информации из памяти, процесс,
заключающийся в невозможности
воспроизведения ранее закрепленного
в памяти.

Задатки – врожденные анатомо –
физиологические и функциональные
особенности человека, создающие
определенные предпосылки для развития
способностей.

Заострение– подчеркивание
каких-либо отдельных признаков, частей,
деталей в создаваемом образе.

Запоминание – закрепление в
памяти новой информации путем связывания
ее с уже приобретенным ранее знанием.

Застревающий тип (ригидность)
– означает повышенную устойчивость
(«застревание») аффективно окрашенных
переживаний. Личность практически не
выходит из состояния аффектов.

Защитный механизм – предназначен
для разрешения конфликта между Я и Оно.

Знания
– это система научных понятий.
Характеризуются полнотой, глубиной,
осознанностью, прочностью, конкретностью,
обобщенностью, системностью,
существенностью.

Значение – обобщенная форма
отражения субъектом общественно-исторического
опыта, приобретенного в процессе
совместной деятельности и общения,
существующего в виде понятий, опредмеченных
в схемах действия, социальных ролях,
нормах и ценностях.

Игра – это форма реализации
активности. Различают: 1) предметно –
орудийная игра и игрушки; 2) ролевая
игра; 3) игры по правилам.

Ид – биологические инстинктивные
влечения (агрессивные и сексуальные).
Подчиняется принципу удовольствия
(удовольствие и счастье есть главные
цели в жизни). Второй принцип – гомеостаз
(сохранение внутреннего равновесия).

Идеал – образ, которым
руководствуется личность в настоящее
время и определяет план самовоспитания.

Избирательность восприятия
преимущественное выделение одних
объектов по сравнению с другими.

Иллюзии восприятия – искаженное
отражение реального, носящее устойчивый
характер.

Императивное
общение
— это авторитарная,
директивная форма воздействия на
партнера по общению с целью достижения
контроля над его поведением и внутренними
установками, принуждения к определенным
действиям или решениям.

Индукция – логический вывод в
процессе мышления от частного к общему.

Инертность внимания – затрудненность
переключения внимание на другой объект
или деятельность.

Инициативность – умение работать
творчески, предпринимая действия и
поступки по собственному почину.

Инстинкты – врожденные формы
реагирования на определенные условия
среды. В основе их лежат безусловные
рефлексы.

Интеллект [IQ] (В. Штерн) – есть
некоторая общая способность приспособления
к новым жизненным условиям. Основой
интеллекта является умственная активность
(М.К. Акимова) и работоспособность (Э.А.
Голубева).

Интеллектуальное поведение
отражение межпредметных связей,
приспособление и перенос навыков.

Интеллектуальные чувства
связанные с познавательной деятельностью
человека.

Интенсивность ощущения
– определяется силой действующего
раздражителя и функциональным состоянием
рецептора.

Интерактивная
сторона общения
– организация
взаимодействия между людьми: например,
нужно согласовать действия, распределить
функции или повлиять на настроение,
поведение, убеждения собеседника.

Интервью – способ получения
информации с помощью устного опроса
(вопросы задает только исследователь).

Интерес – избирательное отношение
личности к объекту в силу его жизненного
значения и эмоциональной привлекательности.

Интериоризация
– это процесс преобразования внешних,
предметных действий, во внутренние,
умственные.

Интерорецептивные ощущения
ощущения, сигнализирующие с помощью
специализированных рецепторов о
протекании обменных процессов во
внутренней среде организма.

Интуитивное мышление – быстро
протекающий, с отсутствием четко
выраженных этапов, минимально осознанный
мыслительный процесс.

Исключенное наблюдение
наблюдатель изучает испытуемых со
стороны; «подсматривание в замочную
скважину».

Исполнение решения – совершение
принятого решения, которое может иметь
двоякую форму: форму внешнего волевого
действия (внешний волевой поступок) и
форму воздержания от внешнего волевого
действия (внутренний волевой поступок).

Исполнительность – старательность,
выполнение в срок поручений и своих
обязанностей.

Качественный анализ – заключается
в дифференциации обрабатываемого
материала по типам, видам, вариантам, в
общем в категоризации количественно
обработанного материала, что необходимо
для подготовки обобщающей фазы
исследования.

Качество ощущения – каждый вид
ощущений имеет свои специфические
особенности, отличающие его от других
видов.

Кластерный анализ – математическая
процедура многомерного анализа,
позволяющая на основе множества
показателей, характеризующих ряд
объектов, сгруппировать их в классы
(кластеры) таким образом, чтобы объекты,
входящие в один класс, были более
однородными, сходными по сравнению с
объектами, входящими в другие классы.

Количественные (статистические)
методы
– анализы дисперсионный,
корреляционный, факторный, кластерный,
применяемые в целях психологического
исследования.

Коллективное бессознательное
(архетипы)
– результат предшествующего
филогенетического опыта, совокупность
коллективных идей, образов, представлений.

Коммуникативная
сторона общения
– обмена
информацией между людьми.

Коммуникативная функция эмоций
– передача переживаний другим,
информирование других о своем отношении
к предметам и явлениям окружающей
действительности.

Коммуникативный
барьер
– это психологическое
препятствие на пути адекватной передачи
информации между партнерами по общению.

Коммуникативный потенциал личности
определяется мерой и формами
общительности, характером и прочностью
контактов, устанавливаемых личностью
с другими людьми.

Компенсация ощущений – повышение
чувствительности одних анализаторов
при наличии дефектов у других.

Комплексный метод – обследование
одних и тех же испытуемых представителями
различных наук (готовность к обучению
в школе определяют психологи, учителя
и врачи разных специальностей).

Компромисс
– ориентация участника конфликтной
ситуации на поиск взаимоприемлемого
решения путем взаимных уступок.

Конкретизация – мысленный переход
от общего к единичному, которое
соответствует этому общему.

Константность восприятия
относительное постоянство образов
предметов при изменении условий
восприятия.

Констатирующий эксперимент
выявляет определенные психические
особенности и уровень развития
соответствующего качества.

Контроль активизации усилий
мобилизация дополнительных усилий или
снижение усилий вплоть до временного
отказа от достижения цели ввиду
неблагоприятных обстоятельств.

Контроль внимания – механизм,
обеспечивающий направленность внимания
на информацию, которая относится к
реализации намерения.

Контроль кодирования и оперативная
память
– информация, связанная с
намерением, обрабатывается по экономной
(усилий и затрат времени) стратегии.
Если действия приостанавливаются,
информация о намерении хранится в особом
активированном виде, что делает ее легко
доступной.

Конфликт
– столкновение несовместимых,
противоположно направленных тенденций
в сознании человека, в межличностных
или межгрупповых отношениях, связанное
с острыми негативными переживаниями.

Корреляционный анализ – комплекс
методов исследования зависимости между
переменными, связанными статистическими
отношениями.

Кратковременная память – процесс
относительно небольшой длительности
(несколько секунд), но достаточной для
точного воспроизведения только что
происшедших событий или воспринятых
предметов и явлений.

Креативность – изобретательность
мышления; универсальная творческая
способность. Определяется следующими
критериями:

Критичность мышления – умение
объективно оценивать свои и чужие
мысли,тщательно и всесторонне проверять
все выдвигаемые положения и выводы.

Лабораторный эксперимент
протекает в искусственно созданных
условиях, используется специальная
аппаратура, действия испытуемого
определяются инструкцией.

Личностная тревожность –
стабильное свойство личности.

Личностные потребности. Здесь
идет речь об уважении, престиже, социальном
успехе, признание репутации, авторитете,
статуса, заслуг. Для удовлетворения
этих потребностей требуются другие
люди.

Личностный смысл – индивидуализированное
отражение действительного отношения
личности к тем объектам, ради которых
развертывается ее деятельность.

Личность – это человеческий
индивид как субъект отношений и
сознательной деятельности и как
устойчивая система социально значимых
черт, характеризующих индивида как
человека того или иного общества.

Логическое запоминание основано
на понимании смысла, осознании отношений
и внутренней логической связи, как
между частями запоминаемого материала,
так и между данным материалом и прежними
знаниями.

Лонгитюдный метод – многократное
обследование одних и тех же испытуемых
на протяжении определенного периода
времени (год и более).

Манипуляция
– это распространенная форма межличностного
общения, предполагающая воздействие
на партнера по общению с целью достижения
своих скрытых намерений.

Массовое
общение
— это множественные,
непосредственные контакты незнакомых
людей, а также коммуникация, опосредованная
различными видами массовой информации.

Математические способности
1. Легкость формализованного восприятия
математического материала; 2. Быстрое
и широкое обобщение математических
объектов; 3. Склонность к свертыванию
математического рассуждения; 4. Гибкость
мыслительных процессов при решении
математических задач.

Межличностное
общение
– связано с
непосредственными контактами людей в
группах или парах, постоянных по составу
участников.

Меланхолик – раздраженный,
тревожный, неподатливый, пессимистический,
сдержанный, необщительный, интровертированный,
неустойчивый.

Механическое запоминание
последовательное заучивание отдельных
частей материала без опоры на смысловую
связь между ними.

Мечта – воображение, связанное
с осознанием желаемого будущего.

Мировоззрение – система
сложившихся взглядов на окружающий мир
и свое место в нем, имеющая такие
характеристики как научность, системность,
логическая последовательность,
доказательность, степень обобщенности
и конкретности, связь с деятельностью
и поведением.

Монологическая
речь
– длительное,
последовательное, связное изложение
системы мыслей, знаний одним лицом.

Монотония – психическое состояние,
вызванное монотонностью восприятий
или действий и проявляющееся как
сонливость, снижение воли и внимания,
усталость.

Мотив – это побуждение к
деятельности, связанное с удовлетворением
потребности. Мотив предполагает знание
о тех материальных или идеальных
объектах, которые способны удовлетворить
потребность и тех действиях, которые
способны привести к ее удовлетворению.

Мотивационный контроль
стратегии, усиливающие мотивационную
тенденцию, лежащую в основе намерения,
за счет возобновления мотивационного
процесса, удерживающего в поле внимания
субъекта позитивные ожидания и внешние
стимулы, благоприятные для выполнения
деятельности.

Мотивация – относительно
устойчивая и индивидуально – неповторимая
система мотивов, побуждающих человека
к активной деятельности.

Музыкальные способности – 1.
Ладовое чувство; 2. Гармонический слух;
3. Музыкально – ритмическое чувство.

Мышление – отражение общих и
существенных свойств предметов и
явлений; существенных отношений и
закономерных связей между предметами
и явлениями.

Мягкость характера – гибкость
приспособления к изменяющимся условиям,
достижение цели за счет некоторых
уступок, нахождение разумных компромиссов.

Наблюдение – метод, заключающийся
в фиксации проявлений поведения и
получении суждений о субъективных
психических явлениях.

Навыки – приобретенные в процессе
жизни формы поведения. В основе их лежат
условные рефлексы.

Наглядно-действенное мышление
– вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов
в процессе действий с ними.

Напряженность – психическое
состояние, вызванное экстремальными
для данной личности условиями. Она может
быть только ситуационной или обусловленной
индивидуальными особенностями свойств
личности.

Глоссарий

Абстрагирование – мыслительная операция, характеризующаяся отвлечением от несущественных свойств предмета.

Автобиографическая память – подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях.

Агглютинация – способ создания образов воображения, характеризующийся соединением несоединяемых качеств, свойств, частей отдельных предметов, результатом которого является создание необычного образа.

Адаптация (габитуация) – снижение чувствительности к действию постороннего незначимого раздражителя.

Акцентуация характера – чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим (крайний вариант нормы).

Анализ – мыслительная операция, характеризующаяся мысленным разделением предмета, явления, ситуации на составляющие их элементы.

Анкетный опрос – метод психологического исследования, характеризующийся опосредованным характером взаимодействия между исследователем и исследуемым при помощи набора вопросов (анкеты).

Ассоцианизм (ассоциативная психология) – общее название для ряда концепций в психологии, представители которых считали ассоциацию главным или единственным механизмом работы сознания.

Ассоциация – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания, проявляющаяся в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого. Чем чаще в опыте возникает такая связь, тем прочнее становится ассоциация.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся дезорганизацией деятельности и поведения.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации, предполагающий установление доверительных отношений между респондентом и исследователем.

Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний неосознаваемых со стороны человека. Проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, установки): 2) механизмы и процессы подпорогового восприятия; 3) неосознаваемые механизмы творческих процессов; 4) неосознаваемые механизмы, обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов; 5) неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре.

Биодинамическая ткань – составляющая сознание, обобщенное выражение различных характеристик предметных действий и движений, без которых невозможно построение образа мира.

Бихевиоризм – психологическое направление, возникшее в начале 1910 – х г.г. в США, представители которого считали предметом психологии поведение, под которым подразумевали совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения является схема «стимул – реакция». Бихевиористы отказались от интроспекции как метода психологического исследования и выступали за популяризацию объективного наблюдения и эксперимент.

Верхний порог ощущений – максимальная величина доболевой интенсивности воздействия.

Внимание – психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью психической деятельности на объекте (объектах) реальном иди идеальном, в ходе которого не происходит познание предмета, но улучшается функционирование познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, ощущения, воображения).

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики и личности человека от рождения до смерти.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воображение – познавательный процесс при помощи которого строятся новые образы действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта.

Восприятие – познавательный процесс, характеризующийся отражением объектов окружающего мира во всей совокупности их свойств и характеристик при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Воспроизведение – процесс актуализации информации хранящейся в памяти.

Воссоздающее воображение – вид воображения, основанный на создании образов объектов, имеющихся в действительности.

Вытеснение – механизм психологической защиты, предполагающий перевод психического содержания из сознательного и предсознательного в бессознательное.

Генетическая память – память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.

Генетическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики в онтогенезе.

Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

Гештальт – функциональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений.

Гештальтпсихология – психологическое направление, возникшее в начале ХХ в. в Германии, представители которого (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка) выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур– гештальтов.

Гиперболизация – способ создания образов воображения, характеризующийся увеличением или уменьшением предметов, изменением количества его частей.

Гуманистическая психология – направление психологии, возникшее на рубеже 50—60-х г.г. ХХ в. в США. Предметом исследования психологии (по мнению А. Маслоу, Ш. Бюлер, Г. Олпорт) является целостный человек, рассматриваемый как уникальная и неповторимая личность, имеющая собственную программу развития, способная к самоактуализации (осуществлению своих потенциалов, способностей, талантов и пр.).

Дедукция – вид умозаключений, характеризующийся движением знания от общего положения к частным утверждениям.

Дежа вю эффект – наблюдается в тех случаях, когда человеку кажется, что он уже переживал ситуацию, которой на самом деле никогда не было в его опыте.

Действие – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву.

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, направленная на реализацию потребностей и преобразование внешнего мира и самого себя.

Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности.

Длительность – свойство ощущения, определяющееся функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Долговременная память – вид памяти, рассчитанный на длительное хранение информации и многократное ее воспроизведение при условии ее сохранения.

Доминанта (А.А. Ухтомский) – преобладающий очаг возбуждения в нервной системе, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью, который усиливает все сообразные ему процессы и подвергает торможению все остальные процессы в нервной системе, задавая тем самым определенное направление поведению человека или животного.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу формирования способностей.

Замещение – механизм психологической защиты, состоящий в переносе действия с недоступного объекта на доступный.

Заострение – способ создания образов воображения, характеризующийся подчеркиванием каких-либо признаков объектов.

Запоминание произвольное – специальное действие, в основе которого лежит намерение человека запомнить информацию точно и на длительный период с целью последующего воспроизведения или узнавания.

Запоминание непроизвольное – запечатление информации без предварительного отбора материала, специальных волевых усилий и применения осознанного мнемических приемов.

Значение – единица сознания, представляющая собой обобщенное отражение наиболее существенных свойств мира.

Зоопсихология – отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных.

Избирательность – свойство восприятия, характеризующееся направленностью на выделение из большого количества окружающих человека предметов и явлений лишь некоторых, соответствующих его интересам и потребностям.

Имплицитная память – тип памяти, характеризующийся невозможностью произвольно и сознательно актуализировать опыт, выявляемый при помощи косвенных методов.

Импринтинг – способность мгновенно запечатлевать в памяти биологически значимые объекты.

Индивид – человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств; человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.

Индивидуальность – человек, имеющий социально значимые отличия от других людей.

Индукция – вид умозаключений, характеризующийся движением знания от единичных утверждений к общим положениям.

Инстинкт – генетически закрепленные формы поведения и психического отражения, общие для всех представителей данного вида.

Интенсивность – свойство ощущения, определяющееся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Интервью – метод психологического исследования, характеризующийся непосредственным общением исследователя с респондентом при помощи заранее сформулированных вопросов (формализованное (стандартизированное) интервью), направленных на выявление интересующих интервьюера мнений испытуемого. Во время неформализованного (нестандартизированного) интервью исследователь руководствуется только общим планом интервью и может в соответствии с конкретной ситуацией исследования изменять формулировку вопросов или порядок их следования.

Интериоризация – переход внешнего практического действия во внутреннее психическое.

Интерференция – 1) ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия другого материала, с которым оперирует человек; 2) механизм забывания, заключающийся в том, что одно содержание памяти препятствует сохранению другого.

Историческая психология – исследует конкретно-исторические особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох.

Качества ума:

1. Глубина мышления – это качество ума, проявляющееся в степени проникновения в сущность явления, процесса.

2. Самостоятельность мышления – это качество ума, выражающееся в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачу собственными силами.

3. Гибкость мышления – это качество ума, проявляющееся в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач.

4. Критичность мышления – это качество ума, характеризующееся способностью человека правильно оценивать как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

5. Быстрота мышления – это качество ума, проявляющееся в способности находить правильные. Обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.

Когнитивная психология – психологическое направление, возникшее на рубеже 50–60 г.г. ХХ в., провозгласившее предметом психологии познавательные процессы (процессы получения, переработки и хранения информации).

Константность – свойство восприятия, характеризующееся относительным постоянством свойств наблюдаемых объектов при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик проксимального стимула.

Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой или графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели с последующей их статистической обработкой.

Кратковременная память – промежуточное хранилище информации, характеризующееся ограниченной емкостью и использованием повторения как основного механизма удержания информации, обеспечивающее непосредственное ее использование или перевод в долговременную память.

Кривая забывания – эмпирически установленная зависимость количества сохраненного материала в памяти от времени (открыл Г. Эббингауз).

Личностный смысл – отражение мира в его значимости для человека.

Личность – 1) особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения; 2) особое качество человека, интегрирующее в единое целое различные психологические процессы человека и придающее его поведению последовательность и устойчивость.

Локус контроля – устойчивое свойство индивида, характеризующееся склонностью приписывать ответственность за результаты своей деятельности обстоятельствам или другим людям (внешний (экстернальный) локус контроля) или себе самому (внутренний (интернальный) локус контроля).

Метод – научно обоснованный способ организации исследовательской деятельности.

Методология – это совокупность методов и способов организации и построения теоретического и практического знания.

Модальность – свойство ощущения, обусловливающее его принадлежность к определенной сенсорной системе.

Моделирование психики – метод исследования психических состояний, свойств и процессов, заключающийся в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов.

Моделирование психологическое– организация и воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности.

Мотив – это 1) побуждение к деятельности, связанное с реализацией потребностей субъекта; 2) совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 3) материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности.

Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих определенную активность человека, т. е. система факторов, детерминирующих поведение.

Мышление – познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности установлением связей и отношений между предметами я явлениями.

Наблюдение – метод психологического исследования, заключающийся в фиксации чувственно воспринимаемой информации.

Навык – действие, сформированное путем повторений, характеризующееся высокой степенью освоения (автоматизмом) и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Надсознательное – 1) «надындивидуальные» образы поведения и способов познания, характерные для той или иной общности, которые, будучи усвоены субъектом в виде системы значений или смыслов, играют существенную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта; 2) результаты протекающего вне сознательного контроля творчества ученого или значимых для субъекта процессов осмысления его жизненного пути, которые приводят к внезапному решению творческой задачи.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, относительно не зависимых от текущих ситуаций, обуславливающих деятельность человека.

Настроение – достаточно продолжительное эмоциональное состояние не достигшее значительной интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекания психических процессов.

Научение – 1) спонтанное, неосознаваемое приобретение знаний, умений и навыков; 2) процесс и результат приобретения человеком (животным) индивидуального опыта, в ходе активного взаимоотношения организма со средой.

Незавершенного действия эффект (эффект Зейгарник Б.В.) – содержание незавершенных действий воспроизводится лучше, чем содержание завершенных действий.

Нейропсихология – отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Нижний порог ощущений – минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения.

Объем – свойство внимания, отражающее количество элементов, которые могут одновременно удерживаться в фокусе внимания.

Обобщение – мыслительная операция, характеризующаяся мысленным соотнесением и выделением общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, определяющее диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Онтогенез (ontogenesis) – процесс индивидуального развития организма в течение всей жизни.

Оперативная память – вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

Операция – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.

Операция приспособительная – возникает в процессе непроизвольного подражания или приспособления (адаптации) к предметным условиям ситуации. Ее особенности – 1) непроизвольность; 2) изначальная неосознаваемость; 3) непластичность (ригидность).

Операция сознательная – в процессе многократного повторения какого-либо действия происходит его автоматизация. Ее особенности – 1) произвольно контролируется; 2) вторично неосознаваема, но может осознаваться при появлении затруднений в их осуществлении; 3) гибкость (лабильность).

Опрос – метод эмпирического (устного или письменного) сбора данных при непосредственном или опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, поэтому оно качественно отличается в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в простых и высокоорганизованных системах. На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости, возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов. В процессе развития органического мира такое допсихическое отражение (раздражимость) постепенно преобразовывалось в чувствительность как способность иметь ощущения как первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции действий в различных ситуациях. На основе простейших форм отражения (раздражимости и чувствительности) формируются более сложные формы, включающие сенсорные и когнитивные образы реальности, позволяющие воспроизводить пространственно-временные и причинные связи, воспринимаемые из окружающего мира, и соответственно выстраивать наиболее адекватную модель поведения.

Отрицание – механизм психологической защиты, характеризующийся процессом игнорирования травмирующей человека информации на стадии ее восприятия.

Осмысленность – свойство восприятия, заключающееся в осознании, понимании воспринимаемых объектов, ситуаций.

Ощущение – познавательный процесс, характеризующийся отражением отдельных свойств, особенностей объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в запечатлении, сохранении, изменении и утрате прошлого опыта, который делает возможным его восстановление в сфере сознания и использование в деятельности.

Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых не возможно развитие и существование живых организмов (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и др.).

Предвнимание (У. Найссер) – совокупность процессов и механизмов предварительного анализа стимуляции, позволяющих привлечь сфокусированное внимание или к выделенным в результате такого анализа, или к жизненно значимым объектам и событиям.

Предметность – отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации.

Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью.

Проактивное торможение (интерференция проактивная) – ухудшение сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного (интерферирующего) материала. (проявляется в формировании навыков).

Проекция – механизм психологической защиты, состоящий в том, что человек бессознательно приписывает другому лицу собственных чувства, желания, влечения, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, позволяющий человеку получить информацию о нахождении раздражителя в пространстве.

Психика– это особое свойство особым образом организованной материи (головного мозга), заключающееся в способности этой материи отражать объективный и независимый окружающий мир и на основе отраженного образа регулировать поведение человека.

Психоанализ – 1) теоретическое направление в психологии, основоположником которого является З. Фрейд, считавший предметом психологии бессознательное; 2) психотерапевтический метод, направленный на выявление особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; 3) методология исследования психики.

Основные направления психоанализа:

1. Индивидуальная психология (А.Адлер) – исходит из понимания человеческого существования основанного на чувстве коллективности, социальности, являющегося основным в человеческой жизни. Главным мотивом поведения является стремление компенсировать возникшие в детстве под влиянием неблагоприятных факторов чувство неполноценности. Бессознательное рассматривается не как биопсихическое, а как социальное, как бессознательный стиль жизни, обусловленный характером компенсации чувства неполноценности.

2. Аналитическая психология (К.Г. Юнг) – исходит из постулирования наличия коллективного бессознательного, представляющего в индивидуальной психике наследие опыта всех предыдущих поколений. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы – врожденные предрасположения к формированию неких универсальных символических форм. Архетипы проявляются в сновидениях и культурных формах (мифах, искусстве, религии).

3. Неофрейдизм (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и др.) – базовые модели человеческого поведения, невротические расстройства имеют социокультурную детерминацию.

4. Структурный психоанализ (Лакан) – провозглашается языковая природа бессознательного.

Психогенетика – отрасль психологии, изучающая роль наследственности в формировании индивидуальных психологических особенностей.

Психолингвистика – отрасль психологии, изучающая обусловленность процессов речи структурой языка.

Психологическая защита – система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.

Психология (от греч. psyche– душа и logos – учение, наука) – 1) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; 2) многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Психопатия – патология характера, характеризующаяся искажением всех черт характера, препятствующая адаптации человека к социуму.

Психосоматика – отрасль психологии, изучающая влияние психологических факторов на возникновение и течение болезней.

Психофармакология – отрасль психологии, возникшая на стыке фармакологии и психологии, изучающая воздействие на психику фармакологических средств.

Психофизиология – область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленная на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом.

Раздражимость – допсихическая форма отражения живыми существами (органами, тканями и клетками) биотических воздействий, вызывающих комплексы функциональных и структурных изменений.

Разностный порог ощущений– минимальное различение в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения.

Распределение – свойство внимания, заключающееся в одновременном рассредоточении внимания на несколько предметов.

Рассеянность – закономерная неспособность обращать внимание на значимые сигналы и события в окружающем мире по причине рассредоточения или наоборот чрезмерного сосредоточения внимания. В психологии выделяется истинная, мнимая (поэтическая, профессорская), ученическая и старческая рассеянность.

Рационализация – механизм психологической защиты, заключающийся в том, что псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

Реактивное образование – механизм психологической защиты, представляющий собой замещение в сознании и поведении чувства и мотива, продуцирующего тревогу, его противоположностью (например, ненависть заменяется любовью).

Регрессия – механизм психологической защиты, характеризующийся возвратом на более раннюю стадию развития или к более примитивными формами поведения и мышления. Реминисценция – отсроченное во времени непроизвольное хорошее воспроизведение информации казавшейся ранее забытой.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, как системой знаков, созданных для передачи информации.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самосознание – высший уровень развития сознания, характеризующийся осознанием человеком себя, собственных индивидуальных особенностей.

Сенсибилизация – повышение чувствительности к действию постороннего, незначимого для человека раздражителя.

Сенсорная изоляция – нахождение организма в условиях исключения из его окружающей среды максимально большого количества раздражителей.

Сенсорный эталон – выделенные человечеством в процессе культурно-исторического развития системы чувственных качеств предметов, которые осваиваются ребенком в ходе онтогенетического развития и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и определении их свойств.

Синестезия – явление, заключающееся в том, некоторый раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение, характерное для другого органа чувств.

Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в мысленном соотнесении, сопоставлении, установлении связи между различными элементами или объединение в единое целое ранее разрозненных частей предмета.

Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.

Сознание – высший уровень развития психики. Высшая, свойственная человеку форма отражения объективных, устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, результатом которого является формирование у человека внутренней модели внешнего мира, познание и преобразование окружающей действительности.

Сосредоточенность – свойство внимания, выражающееся в степени концентрации на объекте.

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в различные социальные группы (большие и малые), а так же изучающая характеристики этих групп.

Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в ней информации.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.

Сравнение – мыслительная операция, заключающееся в мысленном соотнесении каких-либо объектов и выделении в них общего или различного.

Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях.

Структурность – свойство восприятия, заключающееся в определении взаимоотношений частей и сторон предмета, образующих его устойчивую структуру, благодаря чему предмет узнается из множества воспринимаемых объектов.

Сублимация – механизм психологической защиты, заключающийся в переводе либидозной энергии в приемлемые со сторону социума виды деятельности (спорт, творчество, учеба и пр.).

Субъект деятельности – человек как типичный носитель видов человеческой активности.

Схематизация – способ создания образов воображения, характеризующийся сглаживание различий предметов и выявлением черт сходства между ними.

Талант – 1) высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности; 2) социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки.

Темперамент – 1) индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики; 2) закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения; 3) качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа его нервной системы и в значительной степени определяющее стиль его деятельности.

Свойства темперамента:

1. Экстраверсия – комплексное свойство, проявляющееся в склонности к широким, разнообразным социальным контактам, ориентация не на внутренний, а на внешний мир.

2. Интроверсия – свойство, характеризующееся склонностью к избеганию социальных контактов, стремлению к уединению, ориентацией на внутренний мир.

3. Темп реакций – скорость выполнения действий человеком.

4. Сензитивность – чувствительность к воздействиям из внешнего или внутреннего мира.

5. Ригидность – неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

6. Пластичность – способность к адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов.

7. Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители одинаковой силы.

8. Активность – степень активности при воздействии на окружающих.

Тест – система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида. Стандартизированный метод, инструмент объективного изучения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы или через другие виды поведения.

Творческое воображение – вид воображения, базирующийся на самостоятельном создании образов объектов, не существующих в настоящее время.

Типизация – способ создания образов воображения, характеризующийся выделением существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Узнавание – процесс памяти, заключающийся в сопоставлении наличного стимула и следа памяти.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении, обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, является основой целесообразной избирательной активности человека.

Устойчивость – свойство внимания, заключающееся в способности сохранять определенную степень внимания к данному объекту или виду деятельности.

Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) – процесс развития вида в ходе эволюции.

Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоторой цели.

Характер – 1)совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы его эмоционального реагирования (Ю.Б. Гиппенрейтер); 2) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные индивидуальные способы поведения (А.В. Петровский).

Целостность – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

Цель – образ конкретного результата деятельности.

Чувственный тон – эмоциональная окраска протекания познавательных процессов.

Чувствительность – это способность к элементарной форме отражения в форме ощущений как первичных психических образах среды, служащих целям ориентации и регуляции действий в различных ситуациях.

Эксперимент – метод психологического исследования, предполагающий создание специальных условий, посредством которых актуализируются изучаемые функции, возможно активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными.

Эксплицитная память – тип памяти, характеризующийся сознательной и произвольной актуализацией опыта.

Экстериоризация – реализация умственного действия во внешнем предметном плане.

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.

Этнопсихология – отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных этнических групп.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, выражения самосознания, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Абстракция – вычленение одного признака предмета или явления с отвлечением от остальных.

Адаптация – трансформация чувствительности органов чувств под воздействием раздражителя.

Активность – интенсивность воздействия человека на внешний мир и преодоление препятствий в достижении цели.

Анкета – метод письменного сбора фактов на основе заранее составленной системы вопросов.

Апатия – психическое состояние, которое вызвано утомлением, переживаниями или заболеванием и проявляется в виде потери интереса и безразличия к окружающему.

Беседа – методика, предусматривающая прямое, косвенное получение сведений посредством речевого общения.

Влечение – безпредметное побуждение, самая примитивная из биологических форм направленности.

Возможности – психологические задатки успешности личности, ее деятельности.

Воля – психическое отражение, которое проявляется в способности к выбору способов преодолением внешних и внутренних сложностей.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Воображение – отражение реальности в новых сочетаниях и связях.

Восприятие – отражение предметов и явлений при их воздействии на органы чувств.

Врожденность – особенности человеческой личности, которые определяются наследственностью и внутриутробной жизнью.

Гнев – эмоциональное состояние отрицательного характера, протекающее в форме аффекта.

Двигательная память – запоминание движений и их систем с последующим воспроизведением.

Депрессия – психическое состояние с сильно выраженной пассивностью и отсутствием интереса к окружающему.

Задатки – врожденные физиологические и функциональные особенности, которые создают предпосылки для развития способностей.

Инстинкт – врожденная форма реагирования на определенные факторы среды.

Компромисс – направленность участника конфликтной ситуации в сторону поиска взаимоприемлемого решения посредством взаимных уступок.

Конфликт – столкновение противоположно направленных установок в сознании человека, в различных типах отношений, связанное с негативными переживаниями.

«Глоссарий по психологии» 👇

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих
индивида как человека определенного общества.

Манипуляция – форма межличностного общения с воздействием на партнера по общению для достижения скрытых намерений.

Меланхолик – тип личности тревожный, пессимистический, необщительный, интровертированный.

Мотивация – относительно устойчивая система мотивов, которые побуждают человека к активной деятельности.

Общая психология – отрасль научной психологии, которая изучает общие свойства, закономерности, особенности человеческой психики.

Общение –процесс установления и развития контактов между людьми.
Паника – психическое состояние, которое вызвано воздействием внешних условий и выражаемое в чувстве страха и стремлении избежать опасной ситуации.

Психика – особое свойство нервной системы, выраженное в отражении окружающего мира.

Психическое явление – факт внутреннего и субъективного опыта.

Психический процесс – кратковременное психическое явление.

Рефлексия – самопознание субъектом внутренних психических состояний.

Сангвиник – тип личности общительный, инициативный, экстравертированный.

Сентиментальная натура – склонная к созерцательности, пассивная чувства направленная на самого себя.

Синестезия – возникновение в результате раздражения анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Ситуативная тревожность – связанная с определенной ситуацией.

Сознание – отношение к окружающему миру со знанием его объективных закономерностей, со знанием индивида о собственных свойствах и возможностях.

Социометрия – методика психологического исследования отношений в коллективе для определения структуры взаимоотношений, а также психологической совместимости.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий