Годовое планирование в ДОУ
Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Годовой план работы дошкольного учреждения – это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации.
Форма написания годового плана может быть различной. Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».
Основные разделы годового плана работы ДОУ
Введение. Краткая характеристика ДОУ (основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами, укомплектованность групп).
I раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.
Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. (К.С. Белая предлагает следующие разделы аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих шести блокам).
1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко необходимо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания, результаты адаптации вновь прибывших детей и др.
Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально – коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого и физического развития детей. Общие выводы.
3. Анализируется уровень развития целевых ориентиров выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения образовательной программы в подготовительной к школе группе), готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.
4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по анализу анкет, результатам контроля); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса, инновационная деятельность, результаты по экспериментальной деятельности.
Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
5. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
6. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел – анализ результатов коррекционной работы. Также отдельным разделом включается анализ внутриучрежденческого контроля.
Планирование годовых задач
Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году.
В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год.
ЗАДАЧА ПРЕДПОЛАГАЕТ:
Наличие понятного механизма (можно проверить результат задачи);
Единые параметры измерения задачи и результата;
Прогнозирование цели (задачи на будущее).
Управленческие задачи направлены на создание условий для решения образовательных задач и в зависимости от конкретной ситуации могут быть связаны с:
– повышением квалификации педагогов по определенному вопросу;
– обогащением материально-технической базы и развивающей среды;
– оптимизацией взаимодействия с родителями воспитанников;
– совершенствованием процесса управления (обеспечение координации деятельности сотрудников, обновление организационной структуры, механизма контроля и т.д.);
– повышением эффективности деятельности ДОУ (введение дополнительных образовательных услуг, новых форм работы ДОУ)
В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования:
- выполнение государственного заказа-задания,
- совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных,
- взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.
Основные задачи планирования заключаются в следующем:
- в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;
- в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
- в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;
- в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.
При годовом планировании в дошкольной образовательной организации необходимо ориентироваться на принципы ФГОС ДО:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Форма написания плана годового плана может быть самой различной:
- календарной (разбитой по месяцам),
- цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),
- текстовой (иметь текстовое описание содержания),
- табличной (иметь табличную форму написания),
- блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).
По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:
- Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
- Основное содержание плана;
- Сроки выполнения запланированных мероприятий;
- Ответственные за выполнение плана лица.
МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ГОДОВЫХ ЗАДАЧ
II раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов.
В этом разделе планируется система работы с кадрами:
- обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);
- подготовка к аттестации и аттестация;
- посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов, вебинаров, мастер-классов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;
- самообразование педагогов.
III раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.
Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.
- Работа творческих групп.
- Подготовка и проведение педагогических советов.
- Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.
- Участие в конкурсах и смотрах.
- Консультации;
- Семинары, семинары-практикумы;
- Просмотры открытых мероприятий;
- Мастер-классы;
- Апробация и внедрение инновационных технологий;
- Участие в экспериментальной деятельности
- Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.
Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение»
IV раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, комплексный, фронтальный).
Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников: состояние физического здоровья; оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста; уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).
- В подготовительной к школе группе проводятся итоговые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.
- Во всех возрастных группах детского сада проводятся промежуточные результаты освоения образовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.
V раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.
В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы, консультации, и т.д.).
- Совместное творчество детей, родителей и педагогов (конкурсы, акции, праздники и развлечения);
- Информированность родителей по различным вопросам на информационных стендах, официальном сайте детского сада;
- Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.
VI раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.
Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметно – пространственной среды, и др.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ:
- Учебный план (пояснительная записка к учебному плану);
- Расписание НОД;
- Годовой календарный учебный график работы;
- Режимы дня (холодный и тёплый период);
- План внутриучрежденческого контроля (если не запланирован в годовом плане);
- Планирование заседаний ПМПк;
- План взаимодействия со школой;
- График прохождения курсов повышения квалификации;
- График прохождения аттестации педагогами;
- Если запланированы какие – либо конкурсы внутри детского сада – положения для этих конкурсов;
- Перспективные планы работы специалистов;
- Циклограммы деятельности заместителя заведующего, специалистов;
- Программа опытно – экспериментальной работы;
- План работы творческой или рабочей группы;
- План работы родительского комитета, Управляющего совета;
- План взаимодействия с семьями воспитанников;
- План работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и предупреждению семейного неблагополучия;
- Перспективный план праздников, развлечений;
- Перспективный план спортивных мероприятий;
- План работы по месяцам на текущий год;
- План летне-оздоровительной работы;
- Другое (исходя из особенностей работы учреждения).
Структура годового плана работы
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС
(авторы: Недомеркова И.Н., Мурченко Н.А., Кудрявцева Е.А., Ужастова В.В.,
«Годовой план работы дошкольной образовательной организации». Издательство: Учитель, 2014 г.)
I раздел. Организационно-методическая работа с кадрами
- совершенствование профессионального мастерства воспитателя, специалиста дошкольной организации; консультации;
- коллективные просмотры и мастер-классы; семинары, круглые столы;
- педагогические советы и т.д.;
II раздел. Изучение состояния педагогического процесса
- виды контроля и их соподчинение, целевые и содержательные установки каждого вида; примерные методы контроля с целями и условиями их применения);
III раздел. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных и личностных качеств дошкольников:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предназначено для планирования праздников, выставок-конкурсов, спортивных состязаний и других норм, традиций семьи, общества, государства;
- события этнокультурной и социальной направленности включает в себя события – важное явление, крупный факт, происшедший в общественной жизни. В этот блок входят события как макросоциума, так и микросоциума, окружающего ребенка. В него входят направления эколого-краеведческой, культурно-исторической и художественно-эстетической деятельности воспитывающих взрослых и детей.
IV раздел. Направленность работы творческих групп
В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, предметно-пространственной развивающей образовательной среды и т.д.
V раздел. Взаимодействие с родителями:
- Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи (социально-педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства);
- Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация, конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня), рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека, официальный сайт);
- Совместная деятельность педагогов с родителями (акция, ассамблея, вечер музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб (в т.ч. вечера вопросов и ответов), праздники, экскурсии, проектная деятельность.
- Совместная деятельность детей – педагогов-родителей (праздники, развлечения, соревнования, походы, экскурсии, реализация проекта, игровая деятельность, и т.д.)
- Образование родителей (лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии, клуб).
VI раздел. Административно-хозяйственная работа
- Материально-техническое обеспечение
- Улучшение условий труда сотрудников
- Охрана жизни и здоровья детей и сотрудников
VII раздел. Работа методического кабинета
- Повышение квалификации педагогов
- Подготовка к аттестации, аттестация
- Годовой круг родительских собраний-встреч
- Изучение педагогической и психологической литературы
VIII раздел. Основные направления и формы взаимодействия детского сада и учреждений дополнительного образования, культуры и искусства
- Изучение воспитательных возможностей субъектов культурно-образовательного пространства
- Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия
- Совместная деятельность взрослых и детей
Среди основных показателей качества планирования выделяют (например, В.Г. Алямовскя):
- Соответствие структуры годового плана как документа, отражающего управление качеством деятельности организации;
- Отражение в годовом плане основных направлений деятельности ДОУ;
- Связь годовых задач плана со стратегическими задачами развития ДОУ;
- Взаимосвязь задач годового плана и анализа деятельности ДОУ в предыдущем учебном году;
- Направленность всех разделов годового плана на решение поставленных задач;
- Количество сотрудников, вовлечённых в решение поставленных годовым планом задач;
- Обоснованность контроля деятельности персонала ДОУ рациональных, разнообразных видов контроля;
- Деятельная проработка содержания приложения к годовому плану.
Кроме того, к показателям качества можно отнести:
- Логику построения плана;
- Равномерность распределения мероприятий по времени, их реализуемость;
- Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответственных за проведение мероприятий в соответствии с их должностными обязанностями;
- Отсутствие дублирования в работе различных органов управления ДОУ;
- Техническое оформление документа (титульный лист, разделы планирования, приложения).
Форма написания годового планирования
- Блочно-схематичная форма используемая в МАДОУ дс «Малышок»
Направление (раздел) |
Цель |
Формы мероприятий |
Тематика (задача, соответствующая форме мероприятия) |
Участники |
Ответственные |
Месяцы |
Перспектива |
Отметка о выполнении |
||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||||||
- Блочно-схематичная форма плана. Может быть представлена на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно выписывать для педагогов мероприятия на месяц
Основные направления работы |
Целевая установка |
|||||||||
В качестве целевой установки могут быть сформулированы годовые задачи деятельности ДОУ |
||||||||||
Месяцы |
Работа с кадрами |
Организационно-педагогическая работа |
Работа с родителями |
Преемственность в работе со школой, социумом |
Административно-хозяйственная работа |
|||||
Повышение квалификации |
Аттестация |
Консультации |
Семинары, семинары- практикумы |
Открытые просмотры |
Педагогические советы и контроль |
Организация и содержание работы методического кабинета |
||||
IX |
Тематика педсоветов определяется основными направлениями работы, а мелкие вопросы будут формироваться в ходе подготовки к педсовету за месяц до проведения |
В этом разделе планируются:
|
||||||||
X |
||||||||||
XI |
||||||||||
XII |
||||||||||
I |
||||||||||
II |
||||||||||
III |
||||||||||
IV |
||||||||||
V |
||||||||||
VI |
||||||||||
VII |
||||||||||
VIII |
- Календарная форма планирования
Месяц |
Управление педагогическим процессом |
Дата, ответственный |
Организационная деятельность |
Дата, Ответственный |
Административно-хозяйственная деятельность |
Дата Ответственный |
|||||||
Педсоветы |
Открытые просмотры |
Консультации |
Семинары |
Контроль и руководство |
Обобщение педагогического опыта |
Производственные совещания |
Взаимодействие с семьями, социумом, школой |
Работа в методическом кабинете |
Методические рекомендации подготовлены Проценко Е.В.,
старший воспитатель МАДОУ д/с «Малышок», 2014 г.
План работы на учебный год является важнейшим
локальным актом образовательного учреждения
(ОУ). Он в полной мере должен соответствовать
Закону РФ “Об образовании”, типовому положению
об ОУ, федеральному, республиканскому
законодательству. План должен основываться на
современных достижениях педагогического
менеджмента, педагогики, дидактики, психологии.
Годовой план работы школы позволяет создать
единое образовательное пространство,
координируя деятельность всех участников
педагогического процесса, школьных общественных
организаций, субъектов социума, являясь
документом коллективного творчества.
Общешкольный план устанавливает способы и
средства достижения цели, задачи, определяет
темп работы коллектива на весь учебный год,
включая летние каникулы; утверждает состав
рабочей группы, которая должна выполнить
предусмотренную планом работу; ориентирует
содержание локальных планов различных
подразделений на решение задач,
сформулированных в общешкольном годовом плане.
Критериями оптимальности годового плана
являются:
- единство целей и средств их достижения,
правомерность избранных форм воплощения
планируемой работы; - общественная значимость задач, содержания,
определенных в плане на предстоящий период
работы; - реальность, выполняемость плана;
- комплексность, аналитичность построения плана
Краткость, содержательность, конкретность,
научная обоснованность – обязательные условия
успешного планирования работы школы на учебный
год.
Что можно положить в основу определения
структуры годового плана? Процесс
структурирования годового плана работы школы в
настоящее время не регламентируется
вышестоящими органами образования и является
многовариативным, ориентирующимся на учет
специфики школы и индивидуальных особенностей
ее альтернативного развития Планирование работы
школ, работающих в инновационном режиме, имеет
свою специфику. Учет ее предполагает введение в
единую структуру годового плана особого раздела
– “Управление инновационными процессами в
школе” Планирование можно осуществлять по
следующим основаниям: по коллективам, процессам,
видам деятельности, формам организации, др.
Структура годового плана по коллективам.
- Система работы с педагогическими кадрами.
- Система работы с учащимися.
- Система работы с родителями и общественностью.
- Система работы с руководителями школы и т.д.
Структура годового плана по процессам.
- Учебно-воспитательный процесс.
- Внеурочный воспитательный процесс.
- Внешкольный воспитательный процесс.
- Процесс управления школой (планирование,
организация, контроль, регулирование и др.).
Структура годового плана по видам
деятельности.
- Педагогическая деятельность.
- Диагностико-коррекционная деятельность.
- Познавательная деятельность.
- Развивающая деятельность.
- Игровая деятельность.
- Научная деятельность.
- Трудовая деятельность.
- Управленческая деятельность и т.д.
Структура годового плана по направлениям
деятельности школы.
- Работа по обеспечению обязательной
образовательной подготовки учащихся. Социальная
защита школьников. - Система работы с педагогическими кадрами.
Повышение их квалификации. - Система внеклассной воспитательной работы с
учащимися. - Совместная работа школы с родителями и
общественностью. - Финансово-хозяйственная деятельность.
Укрепление МТБ школы. - Система внутришкольного контроля.
- Организационно-педагогические мероприятия.
Структура годового плана может выглядеть
следующим образом: (вариант 1)
Раздел 1. Анализ учебно-методической и
воспитательной работы за прошедший учебный год и
основные задачи на новый учебный год.
- Анализ методической деятельности
педагогического коллектива. - Анализ работы методических объединений.
- Анализ учебной деятельности.
- Анализ результатов обучения учащихся и
выполнения учебных программ. - Анализ результатов государственной (итоговой)
аттестации выпускников 9,11 классов. - Анализ воспитательной работы школы.
- Анализ психологической службы.
- Анализ социально-педагогической службы.
- Состояние работы с педкадрами.
- Анализ деятельности администрации по
управлению и контролю. - Анализ работы школьной библиотеки.
- Анализ работы по укреплению МТБ.
Раздел 2. Организация деятельности школы,
направленной на получение бесплатного общего
образования.
- Закрепление домов микрорайона по учету детей.
- Организационно-педагогические мероприятия.
- Охрана прав и жизни учащихся.
- Улучшение условий охраны труда работников
школы. - Предупреждение ДДТТ.
- Список учащихся, обучающихся на дому.
- План работы с будущими первоклассниками.
Раздел 3. Работа с педагогическими кадрами.
- Распределение обязанностей между членами
администрации школы. - Учебная нагрузка учителей.
- Заведование кабинетами.
- Руководство спортивными секциями, кружками.
- Классное руководство.
Раздел 4. Методическая работа в школе.
- Система методической работы в школе.
- Состав и план методического совета.
- План изучения и обобщения ППО.
- План работы с молодыми специалистами.
- Планирование аттестации педкадров.
- Повышение квалификации учителей.
Раздел 5. Работа психологической службы.
Раздел 6. Работа социально-педагогической
службы.
Раздел 7. Руководство УВП.
- Педагогические советы.
- Совещания при директоре.
- Совещания при ЗД УВР и ЗД ВР.
Раздел 9. Педагогический контроль за УВП.
Раздел 10. Работа с родителями, семьей и
общественностью.
Раздел 11. Укрепление МТБ.
Приложения.
Структура годового плана ОУ (вариант 2)
Раздел 1. Информационная справка о школе.
Раздел 2. Анализ работы школы за прошедший
учебный год.
- Анализ уровня здоровья и ЗОЖ.
- Анализ уровня воспитанности.
- Анализ уровня базового и дополнительного
образования. - Анализ уровня социализации выпускников школы.
- Осуществление обязательного основного общего
образования. - Анализ работы с педкадрами.
- Анализ работы с родителями, общественностью.
- Анализ МТБ.
- Анализ влияния внутришкольного управления на
результаты работы школы.
Раздел 3. Цели и задачи работы школы на новый
учебный год.
Раздел 4. Основные направления деятельности
педагогического коллектива по достижению
оптимальных конечных результатов.
- Деятельность по сохранению здоровья и ЗОЖ.
- Деятельность по созданию системы
воспитательной работы. - Обеспечение базового и дополнительного
образования. - Подготовка учащихся к продолжению образования.
- Обеспечение всеобщего основного образования.
Раздел 5. Создание условий для достижения
целей и задач.
- Работа с педкадрами по повышению квалификации.
- Работа с родителями и общественностью.
- МТБ и финансовое обеспечение образовательного
процесса. - Управление достижением оптимальных конечных
результатов.
Раздел 6. Приложения к плану работы школы.
- Образовательные программы школы.
- Учебный план школы на учебный год.
- Планы структурных подразделений: библиотеки,
психолога, социального педагога, ШМО, др. - План общественных организаций: родительского
комитета, попечительского совета, др.
Апробация различных подходов к отбору разделов
годового плана показала, что наиболее эффективным
является конструирование его по коллективам, т.
к. в таком случае план получается целостным
(охватывает всех участников образовательного
процесса), компактным (исключает обилие разделов
плана). Структура такого плана отличается научно
обоснованным системным подходом к его
моделированию.
Главное в плане работы школы – его содержание.
Форма планирования выполняет подчиненную роль.
Рабочим документом план может стать лишь при
наличии удобной для пользователя формы. Опыт
убеждает, что это графическое планирование, его
достоинствами являются четкость содержания
основных просматриваемых разделов планирования,
наглядность, что исключает возможность
дублирования мероприятий по срокам и
исполнителям
В содержании плана всегда можно выделить
периодически повторяющиеся мероприятия, дела.
Эта особенность дает возможность в основу
технологии ежегодного планирования работы школы
заложить комплексный подход, разбив эту работу
на 3 этапа.
Технология графического планирования работы
школы на учебный год
- Планирование ежемесячно повторяющихся дел,
определяемых спецификой функционирования школы
как образовательного учреждения и особенностями
каждого месяца учебного года. - Планирование сложившихся традиций школы,
отражающих ее индивидуальность и
неповторимость. - Завершается планирование разработкой новой
системой мер под те цели и задачи, которые
определены на основе анализа деятельности школы
за предыдущий учебный год.
Подобный подход к планированию позволяет
ежегодно обновлять лишь определенную часть
плана и концентрировать внимание на
мероприятиях под новые цели и задачи. Так
обеспечивается развитие школьных традиций,
преемственность и целостность содержания плана
Источниками информационных материалов для
подготовки годового плана служат:
- Протоколы заседаний педагогического совета,
совещаний при директоре, совещаний при ЗД УВР и
ВР, методического совета, ШМО. - Протоколы заседаний общешкольных родительских
и ученических собраний - Справки по итогам проверки ВШК за учебной и
внеклассной работой - Итоги диагностики учебных результатов,
образовательного мониторинга, итоговой
аттестации выпускников. - Итоги достижений педагогов и учащихся.
- Материалы по аттестации ОУ, по аттестации и
повышения квалификации педагогических кадров,
статистические документы - Материалы психологических и социологических
исследований учащихся, их родителей, учителей. - Результаты углубленных медицинских осмотров
учащихся, мониторинг состояния здоровья. - Справки по состоянию учебно-материальной базы
Программа изучения годового плана работы школы
1. Отвечает ли структура плана поставленным
основным задачам школы.
2. Форма плана, рациональность ее выбора.
3. Как отражены в анализе вопросы:
- качество знаний учащихся и причины их снижения
или повышения - уровень воспитанности учащихся
- состояние учебно-материальной базы и ее влияние
на учебно-воспитательную работу - качество методической работы, и т. д.
4. Каков характер вводной части плана –
констатирующий или аналитический
5. Вытекают ли главные задачи годового плана из
анализа работы за прошедший период
6. Конкретность и преемственность задач на
новый учебный год.
7. Соответствие набора мероприятий намеченным
задачам. Имеют ли место обезличенные задания в
разделах плана.
8. Как ведется работа по устранению
прошлогодних недостатков в работе, учет
рекомендаций выше стоящих органов управления,
вопросов перспективного развития школы,
изучения нормативных документов.
9. Взаимосвязанность и комплексность основных
разделов плана.
10. Наличие методов и форм оперативного контроля
за выполнением плана
Цель анализа работы образовательного
учреждения – сформировать аналитическое
обоснование для планирования, цели и задачи на
предстоящий год, для чего необходимо вычленить
факторы и условия, положительно или отрицательно
повлиявшие на результаты деятельности.
Аналитическая компетентность руководителя
школы является непреложным компонентом
управленческой деятельности.
Руководитель образовательного учреждения
должен ЗНАТЬ структуру и содержание
аналитического процесса и понимать, в чем смысл,
каковы цели, с помощью каких операций
осуществляется аналитический процесс (анализ,
исследование происходящих процессов, синтез как
обобщение детально проанализированных позиций).
Руководитель должен УМЕТЬ организовать
аналитический процесс, целесообразно и
рационально делегировать часть функций по
организации учебно-воспитательного процесса и
контролю.
Руководитель должен НЕСТИ ответственность за
результаты аналитического процесса в ОУ.
Аналитическая деятельность руководителя
осуществляется ради реального осмысления и
понимания управленческой и исполнительской
командой проблем и противоречий, возникающих в
процессе функционирования и развития ОУ.
Аналитическая деятельность становится одним из
показателей эффективности управленческой
деятельности.
Аналитические действия руководителя
должны быть направлены на выявление реальных
проблем и причины их возникновения, на
постановку задач и их ранжирование с позиций
реальных возможностей обеспечения их решения
с учетом конкретных условий ОУ, учебного года,
контингента учащихся, прочих условий.
Аналитические операции должны
соответствовать целям и направленности
аналитических действий, реальным кадровым,
мотивационным и организационным условиям ОУ.
Итоги аналитической деятельности – четкость
поставленных целей и задач, от чего и будет
зависеть результативность их выполнения.
Пожалуй, самым трудным и ответственным для
руководства школы и педагогического коллектива
является определение целей и задач школы на
новый учебный год. Эта операция завершает
аналитическую деятельность. Главное здесь –
указать, что и когда (цель), а не почему
и как (задача) следует достичь. Типичная
ошибка заключается в том, опустив формулировку
целей, руководители начинают с постановки задач,
что научно не обоснованно, т. к. второе должно
истекать из первого. В итоге нарушение логики
целеполагания занижает уровень
целеосуществления. Исходное условие
предупреждения формализма в планировании работы
на учебный год – постановка важнейших целей на
основе глубокого педагогического анализа
достигнутого результата с их последующим
разложением на конкретные, промежуточные цели и
отражением в задачах школы.
Требования, которые предъявляются к цели:
- конкретность (ощутимость результата)
- реальность (достижимость результата)
- контролируемость (возможность оценки уровня
достижения результата) - преемственность
При определении целей важно устанавливать,
какой именно результат предполагается получить
при ее достижении, какими средствами, каковы
сроки достижения. Вот почему в структуре цели при
ее разработке необходимо четко выделить предмет
и результат преобразования.
Задачи в отличие от целей содержат не только
предмет, средства и результат преобразования, но
и способы его достижения.
Набор указанных компонентов при
формулировании цели или задачи обязательно
сохраняется в полном объеме, а последовательность
включения в формулировку может быть различной,
например:
Результат | Средство | Предмет | Способы |
В годовом плане школы должна обеспечиваться
внутренняя логическая связь содержания его
частей: анализа, задач и мероприятий. Содержание
аналитической части годового плана должно
глубоко, убедительно и полно рассматриваться в
связи с итогами прошедшего года. Недостаточно
серьезное отношение к анализу итогов учебного
года приводит к планированию случайных и порой
ненужных мероприятий. В аналитической части
плана необходимо четко сформулировать выводы с
применением количественных показателей и
качественных характеристик.
В процессе составления аналитической части
годового плана следует придерживаться общих
требований к анализу:
- глубина, конкретность
- четкость построения по разделам годового плана
- логическая последовательность изложения
- аргументированность и точность оценок,
исключающая возможность субъективного
толкования - установление причинно-следственных связей
- доказательность суждений
- динамика, сравнение с итогами предыдущего года
- обязательное применение таблиц, графиков,
диаграмм
Перспективный план аттестации
педагогических работников
МО/ФИО учителя | 2002/03 | 2003/04 | 2004/05 | 2005/06 | 2006-07 |
Начальные классы | ФИО | ФИО | ФИО | ФИО | ФИО |
Русский язык и литература | |||||
Татарский язык и литература | |||||
Математика / ОИВТ | |||||
Физика/астрономия | |||||
Химия | |||||
Биология | |||||
География | |||||
История | |||||
Иностранный язык | |||||
Технология | |||||
Музыка | |||||
ИЗО/черчение | |||||
Физкультура/СОЗ /ОБЖ | |||||
Библиотекарь | |||||
Психолог | |||||
Руководители |
Основные направления анализа работы
образовательного учреждения можно проследить по
структуре плана.
Учебно-воспитательный процесс – одно из
важнейших звеньев системы управления школой:
Подробнее остановлюсь на анализе работы с
педагогическими кадрами. Научно обоснованный
анализ работы учителя является основой
совершенствования учебного процесса,
планирования методической работы. В структуре
анализа плана – это результат работы по
повышению педагогического мастерства. Основа
успешной работы – правильно выбранная система
управления кадрами. При анализе, учитывая
методическую тему школы и муниципального
управления образованием, следует показать, как
был обеспечен оптимальный уровень квалификации
педагогических кадров, необходимый для
успешного развития школы, каковы итоги внедрения
инновационных, педагогических технологий
обучения и воспитания.
Анализируется уровень творческой отдачи
учителей 1 к/к и высшей к/к, формы повышения
методической и педагогической культуры. Очень
важно иметь перспективный план аттестации
педагогических работников, который позволяет
регулировать прохождение аттестации.
Администрация школы должна владеть данными обо
всех, даже не очень значимых результатах работы
учителя, победах и промахах. Диагностические
карты упрощают этот процесс, а также
способствуют целенаправленной методической
работе с кадрами. Необходимо установить связь
между деятельностью учителя и результатом его
труда, выраженными в умственном развитии,
культуре, эрудиции учащихся. Всякие факты,
полученные при анализе, должны быть осмыслены,
приведены к единой идее, из которой потом
вытекают рекомендации.
Чтобы сделать вывод о том, какие факторы
стимулируют творческий труд педагогов, а что
препятствует эффективному труду, необходимо
проанализировать эффективность работы
методического совета, проблемно-теоретических
семинаров, творческих групп, ШМО, педагогических
советов, самообразовательной работы;
рассмотреть итоги распространения ППО,
результаты аттестации; оценить уровень
креативности педагогов через участие в
научно-практических конференциях,
педагогических чтениях, работу в составе ГМО,
публикации в научно-методических сборниках,
участии в образовательных проектах.
Обязательному анализу и контролю подлежит
уровень квалификации педагогических работников.
Динамику изменений можно проследить через
таблицу
Анализ качественного и количественного
состава позволяет администрации рационально
расставить педагогические кадры, направить на
курсы, рекомендовать заочное обучение, сделать
выводы о причинах сменяемости или текучести
кадров.
Критерии оценки анализа работы ОУ за учебный
год.
- Какова степень выполнения поставленных целей и
задач, как отражены результаты работы школы. - Охват анализом всех основных сторон УВП,
взаимодействие, скоординированность действий - Соответствие содержания анализа конкретным
задачам. - Отбор объектов изучения и анализа в
соответствии с задачами, решаемыми в ОУ - Установление причинно – следственных связей
- Принятие решений на основе анализа (выводы,
рекомендации). - Конкретность, обоснованность выдвигаемых на
новый учебный год целей и задач
27 марта 2023 г.
Годовой план работы школы – обязательный и полезный документ. Он помогает грамотно организовать работу школы, проанализировать успеваемость учащихся, своевременно решать возникшие проблемы. В статье разберемся, для чего он нужен, и как правильно его составить.
Годовой учебный план — что это?
Каждая школа пишет учебный план своими силами и одобряет его по собственному Уставу. Учителя могут проявить творческую инициативу, создать и использовать авторские программы при написании документа.
Годовой учебный план — внутренний документ школы. Он помогает разработать и закрепить обучение на год для всех классов. В плане прописывается работа учителей и администрации, выстраивается система обучения и регулируется вовлечённость родителей в образование.
В чём польза?
При написании учебного плана прорабатываются вопросы о процессе и организации обучения. Если всем педагогическим коллективом чётко поставить цели, обозначить задачи и предусмотреть специфику школы, то документ поможет избавиться от многих проблем, конфликтов с контролирующими проверками, Министерством образования и нарушений в учебном году.
На основе чего пишется учебный план?
Документ составляется с помощью анализа прошедшего года. Определяется реальность выполнения плана, общественная значимость проводимой работы и единство поставленных целей и методов их достижения.
Хороший учебный план — это структурный, последовательный, краткий и научно обоснованный документ, составленный с использованием Федерального государственного образовательного стандарта, СанПиНа и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Сколько всего надо таких планов?
Обязательно — 1 прописанный документ, и его цели надо выполнить за год. В остальном, количество ничем не ограничено — главное, чтобы всё дополняло друг друга, сочеталось между собой и не было написано просто для галочки.
Содержание учебного плана
Документ состоит из определённых блоков:
- длительность и мероприятия во время учебных четвертей, года и каникул;
- список изучаемых предметов;
- разделение предметов на обязательные и дополнительные;
Виды учебного плана
-
Подготовка годового плана
Одна из частей госстандарта. Устанавливает порядок общеобразовательного процесса. Это обязательный документ.
Закрепляет обучение в 4 года для начальной школы. Длительность года в 1 классе — 33 недели, у 2–4 классов — от 34 до 37 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, во 2–4 классах — 35–45 минут. С 5 по 9 классы прописывается 5-летний срок обучения. Учебный год может длиться от 34 до 37 недель, а время урока у всех классов общее — 45 минут.
Базисный учебный план состоит из:
- прописанной длительности обучения;
- определения общей еженедельной нагрузки учеников;
- учёта времени факультативных занятий;
- общего объёма нагрузки всего обучения.
-
Типовой
Это необязательный нормативный документ. Он составляется на основе базисного плана, а при его написании обязательно учитывают:
- общепринятые нормы воспитания в образовании;
- технологическую подготовку учеников;
- разделение обучения на теорию и практику;
- возраст обучающихся.
-
Учебный план школы
Разрабатывается с помощью базисного и региональных документов. Он отражает уникальные черты конкретной школы и делится на 2 вида:
- Индивидуальный — это общие положения базисного плана и отражение специфики и направления школы.
- Рабочий — отвечает за распределение часовой нагрузки на учебные предметы и определяет количество времени на внеклассную и самостоятельные работы.
В плане обязательно учитываются общие требования:
- соответствовать государственной документации;
- включать нормы нагрузки учеников, условия обучения;
- обязательно прописать обучение государственному и родному языкам, определить количество часов на занятия;
- учитывать этнос и возможность включения факультативных занятий.
Любой учебный план должен решать следующие задачи:
- воспитание в гражданском, патриотическом духе;
- формирование в учащихся основных культурных ценностей;
- создание мотивации для желания обучаться на последующих ступенях обучения;
- прививать принципы здорового образа жизни;
- развивать навыки поведения при чрезвычайных ситуациях;
- учитывать индивидуальное развитие личности и подход.
Цели и задачи можно проверить по системе SMART. Они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми, определенными во времени. Обтекаемые и неточные задачи не подойдут. К примеру, «добиться повышения успеваемости» — не подходит. Тезисы стоит писать конкретно: «на 15 процентов повысить количество обучающихся в 8-м классе, оканчивающих год без троек».
Разработка индивидуального учебного плана
Такой документ пишется с участием родителей ученика, чтобы построить персональный маршрут обучения. При написании может меняться основное содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования. Реализация происходит с помощью тьюторской поддержки.
Особенности документа в возможности менять трудность и время обучения — разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Например, ребёнок сможет углублённо пройти предмет, к которому у него способности, тогда как сверстники получат общие знания. Или, если учебный план составляется для инклюзивного ребёнка, нагрузки становится меньше.
При желании в индивидуальном маршруте можно добавлять и убирать предметы и менять последовательность изучения, если это не противоречит ФГОС.
Методические рекомендации по составлению
годового плана работы дошкольной
образовательной организации
Автор: Мирошниченко Марина Александровна
Организация: МАДОУ «ЦРР — детский сад №12 г. Шебекино Белгородской обл.»
Населенный пункт: Белгородская область, г. Шебекино
2. Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
3. Оформляем план работы по правилам ГОСТ 7.0.97-2016. Унифицированной формы нет. Форма написания годового плана может быть различной.
- календарной (разбитой по месяцам),
- цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),
- текстовой (иметь текстовое описание содержания),
- табличной (иметь табличную форму написания),
- блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).
4. По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:
- Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
- Основное содержание плана;
- Сроки выполнения запланированных мероприятий;
- Ответственные за выполнение плана лица.
На 2020-2021 учебный год структура и содержание годового плана работы ДОО изменена на период пандемии.
Раздел об анализе работы за прошедший учебный год оформлять не нужно. Не рекомендуется писать к плану пояснительную записку или аналитическую справку.
Структура и содержание годового плана работы ДОО.
5. Титульный лист: в центральной части листа укажите название документа и полное наименование детского сада, ниже прописывается год и место составления плана, в верхней части грифы: утверждаю и принят. (Может быть «Согласовано» и «Утверждаю»). Годовой план утверждается или согласовывается с органом управления. В ДОУ – это педагогический совет.
После утверждения под подпись ознакомьте с планом всех работников, которые ответственны за его выполнение. Для этого к плану оформляется лист ознакомления. Форма документа не установлена. Составляется самостоятельно.
6. Содержание. В этом разделе перечисляются название блоков и разделов плана, с указанием номера страниц.
7. Введение. Краткая характеристика ДОУ (основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами, укомплектованность групп).
Цели и задачи деятельности детского сада на предстоящий год.
Планирование годовых задач
Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году.
В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год. Формулируйте не более 3 задач.
8. II раздел годового плана.
Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов.
В этом разделе планируется система работы с кадрами:
- обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);
- подготовка к аттестации и аттестация;
- посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов, вебинаров, мастер-классов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;
- самообразование педагогов.
9. III раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.
Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.
- Работа творческих групп.
- Подготовка и проведение педагогических советов.
- Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.
- Участие в конкурсах и смотрах.
- Консультации;
- Семинары, семинары-практикумы;
- Просмотры открытых мероприятий;
- Мастер-классы;
- Апробация и внедрение инновационных технологий;
- Участие в экспериментальной деятельности
- Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.
Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение»
10. IV раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, комплексный, фронтальный).
Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников: состояние физического здоровья; оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста; уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).
- В подготовительной к школе группе проводятся итоговые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.
- Во всех возрастных группах детского сада проводятся промежуточные результаты освоения образовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.
11. V раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями. Сетевое взаимодействие с применением дистанционных технологий.
В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (дистанционные способы работы, а так же родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы, консультации, и т.д.).
- Совместное творчество детей, родителей и педагогов (конкурсы, акции, праздники и развлечения);
- Информированность родителей по различным вопросам на информационных стендах, официальном сайте детского сада;
- Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.
12. VI раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.
Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметно – пространственной среды, и др.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ:
- Учебный план (пояснительная записка к учебному плану);
- Расписание НОД;
- Годовой календарный учебный график работы;
- Режимы дня (холодный и тёплый период);
- План внутриучрежденческого контроля (если не запланирован в годовом плане);
- Планирование заседаний ПМПк;
- План взаимодействия со школой;
- График прохождения курсов повышения квалификации;
- График прохождения аттестации педагогами;
- Если запланированы какие – либо конкурсы внутри детского сада – положения для этих конкурсов;
- Перспективные планы работы специалистов;
- Циклограммы деятельности заместителя заведующего, специалистов;
- Программа опытно – экспериментальной работы;
- План работы творческой или рабочей группы;
- План работы родительского комитета, Управляющего совета;
- План взаимодействия с семьями воспитанников;
- План работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и предупреждению семейного неблагополучия;
- Перспективный план праздников, развлечений;
- Перспективный план спортивных мероприятий;
- План работы по месяцам на текущий год;
- План летне-оздоровительной работы;
- Другое (исходя из особенностей работы учреждения).
Для реализации запланированных мероприятий разрабатывается контрольный лист, который прикладывается к плану работы.
Внести в план изменения, если необходимо поможет корректировочный лист. В нем приводятся все необходимые поправки, ставится дата их утверждения и причина актуализации. Новую редакцию плана оформляем, когда необходимо заменить больше половины его содержания. В остальных случаях принимать новую редакцию не нужно.
Годовой план работы ДОО размещается на официальном сайте в сети Интернет дошкольной организации.
ПРИМЕР
Структура годового плана работы
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС
I раздел. Организационно-методическая работа с кадрами
- совершенствование профессионального мастерства воспитателя, специалиста дошкольной организации; консультации;
- коллективные просмотры и мастер-классы; семинары, круглые столы;
- педагогические советы и т.д.;
II раздел. Изучение состояния педагогического процесса
- виды контроля и их соподчинение, целевые и содержательные установки каждого вида; примерные методы контроля с целями и условиями их применения);
III раздел. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных и личностных качеств дошкольников:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предназначено для планирования праздников, выставок-конкурсов, спортивных состязаний и других норм, традиций семьи, общества, государства;
- события этнокультурной и социальной направленности включает в себя события – важное явление, крупный факт, происшедший в общественной жизни. В этот блок входят события как макросоциума, так и микросоциума, окружающего ребенка. В него входят направления эколого-краеведческой, культурно-исторической и художественно-эстетической деятельности воспитывающих взрослых и детей.
IV раздел. Направленность работы творческих групп
В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, предметно-пространственной развивающей образовательной среды и т.д.
V раздел. Взаимодействие с родителями:
- Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи (социально-педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства);
- Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация, конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня), рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека, официальный сайт);
- Совместная деятельность педагогов с родителями (акция, ассамблея, вечер музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб (в т.ч. вечера вопросов и ответов), праздники, экскурсии, проектная деятельность.
- Совместная деятельность детей – педагогов-родителей (праздники, развлечения, соревнования, походы, экскурсии, реализация проекта, игровая деятельность, и т.д.)
- Образование родителей (лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии, клуб).
VI раздел. Административно-хозяйственная работа
- Материально-техническое обеспечение
- Улучшение условий труда сотрудников
- Охрана жизни и здоровья детей и сотрудников
VII раздел. Работа методического кабинета
- Повышение квалификации педагогов
- Подготовка к аттестации, аттестация
- Годовой круг родительских собраний-встреч
- Изучение педагогической и психологической литературы
VIII раздел. Основные направления и формы взаимодействия детского сада и учреждений дополнительного образования, культуры и искусства
- Изучение воспитательных возможностей субъектов культурно-образовательного пространства
- Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия
- Совместная деятельность взрослых и детей
Среди основных показателей качества планирования выделяют (например, В.Г. Алямовскя):
- Соответствие структуры годового плана как документа, отражающего управление качеством деятельности организации;
- Отражение в годовом плане основных направлений деятельности ДОУ;
- Связь годовых задач плана со стратегическими задачами развития ДОУ;
- Взаимосвязь задач годового плана и анализа деятельности ДОУ в предыдущем учебном году;
- Направленность всех разделов годового плана на решение поставленных задач;
- Количество сотрудников, вовлечённых в решение поставленных годовым планом задач;
- Обоснованность контроля деятельности персонала ДОУ рациональных, разнообразных видов контроля;
- Деятельная проработка содержания приложения к годовому плану.
Кроме того, к показателям качества можно отнести:
- Логику построения плана;
- Равномерность распределения мероприятий по времени, их реализуемость;
- Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответственных за проведение мероприятий в соответствии с их должностными обязанностями;
- Отсутствие дублирования в работе различных органов управления ДОУ;
- Техническое оформление документа (титульный лист, разделы планирования, приложения).
Форма написания годового планирования
Блочно-схематичная форма используемая в МАДОУ «ЦРР -=ДС№12»
Направление (раздел) |
Цель |
Формы мероприятий |
Тематика (задача, соответствующая форме мероприятия) |
Участники |
Ответственные |
Месяцы |
Перспектива |
Отметка о выполнении |
||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||||||
Блочно-схематичная форма плана. Может быть представлена на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно выписывать для педагогов мероприятия на месяц.
2. Блочно-схематичная форма
Основные направления работы |
Целевая установка |
|||||||||
В качестве целевой установки могут быть сформулированы годовые задачи деятельности ДОУ |
||||||||||
Месяцы |
Работа с кадрами |
Организационно-педагогическая работа |
Работа с родителями |
Преемственность в работе со школой, социумом |
Административно-хозяйственная работа |
|||||
Повышение квалификации |
Аттестация |
Консультации |
Семинары, семинары- практикумы |
Открытые просмотры |
Педагогические советы и контроль |
Организация и содержание работы методического кабинета |
||||
IX |
Тематика педсоветов определяется основными направлениями работы, а мелкие вопросы будут формироваться в ходе подготовки к педсовету за месяц до проведения |
В этом разделе планируются:
|
||||||||
X |
||||||||||
XI |
||||||||||
XII |
||||||||||
I |
||||||||||
II |
||||||||||
III |
||||||||||
IV |
||||||||||
V |
||||||||||
VI |
||||||||||
VII |
||||||||||
VIII |
-
- Календарная форма планирования
Месяц |
Управление педагогическим процессом |
Дата, ответственный |
Организационная деятельность |
Дата, Ответственный |
Административно-хозяйственная деятельность |
Дата Ответственный |
|||||||
Педсоветы |
Открытые просмотры |
Консультации |
Семинары |
Контроль и руководство |
Обобщение педагогического опыта |
Производственные совещания |
Взаимодействие с семьями, социумом, школой |
Работа в методическом кабинете |
Приложения:
- file0.docx.. 42,5 КБ
Опубликовано: 29.09.2020
Работу детского учреждения надо направлять, это невозможно без планирования. Один из важных документов в ДОУ – план на год, от которого «отпочкуются» многие другие документы. Как написать годовой план работы детсада, кто этим должен заниматься? А может, можно вообще обойтись без него?
Планирование на год – не просто формальность
База успешной работы любого дошкольного заведения – планирование. Оно помогает организовать и структурировать учебно-воспитательный процесс. А потом подвести итоги за год и внести коррективы на следующий период. Список запланированных мероприятий помогает оценить, все ли получилось. И если да, то насколько. Все ли принесло результаты, и какие.
Годовой план работу ДОУ – важный документ. Его можно сравнить с бизнес-планом фирмы. Или с образовательной программой по ФГОС. Это обязательная документация для любого детсада. В ее состав включается два важных момента:
- задачи учреждения на следующий год;
- мероприятия, необходимые для обучения и совершенствования педколлектива.
Хочу посоветовать пособие под названием «Годовой план работы ДОУ»: в Лабиринте, на Озоне и в еще одном Му-шоп. Есть такое полезное издание – «Журнал контроля за выполнением годового плана ДОО», продается на Озоне и вот тут.
Годовое планирование позволяет:
- эффективно распределить и задействовать ресурсы заведения;
- выделить важные задачи и отказаться от третьестепенных;
- устранить неопределенность;
- спланировать и сэкономить ресурсы (время, финансы);
- проконтролировать выполнение;
- найти ошибки и придумать, как их исправить.
Занимается составлением документа заведующий ДОУ, и для этого требуется немало мыслительных ресурсов. План пишется в свободной форме. А зачем вообще планировать работу учреждения? Перед тем, как написать годовой план работы ДОУ, определимся с этим. Например, чтобы:
- оговорить новые направления работы коллектива;
- описать основные мероприятия, назначить сроки реализации, назначить ответственных;
- правильно реализовать воспитательный и образовательный процесс;
- проконтролировать выполнение, развить у участников чувство дисциплины и обязательности.
Годовой план: подготовка и составление
Создают этот ответственный и содержательный документ в два этапа. Перед тем, как написать годовой план, проводят подготовку. В ее процессе прослеживают, как выполнялось намеченное в прошлом году. Да-да, планы пишутся в ДОУ каждый год. В прошлогодний документ можно заглянуть, как в черновик, подсмотреть структуру и содержание. После этого определяют новые направления, куда двигаться в будущем учебном году.
Чтобы было понятнее, могу привести такую последовательность подготовительных работ:
- Мониторинг. На основании заполненных в прошлом году таблиц оценивается, как дети овладели общеобразовательной программой. При этом смотрят динамику, как детки в разных возрастных группах развиваются.
- Анализ. Проводится оценка, на сколько процентов выполнен план за прошлый год, сколько мероприятий не выполнено. Данные систематизируются.
- Определение причин. Тут ищут ответы на вопросы: почему не сложилось с тем или иным пунктом, почему дети пропускали занятия и как часто болели, прочее.
- Обсуждение и дискуссии. Проводятся педсоветы, чтобы вычленить проблемы в ДОУ, организуются родительские собрания.
На этапе подготовки надо по максимуму общаться с воспитателями. Опрашивать их о трудностях, которые возникают в процессе работы. Это могут быть личные беседы или анкетирование, кому как удобно. Иногда человеку нужно подумать, чтобы найти ответ на вопрос. Поэтому можно совмещать оба варианта. Далее надо составить график повышения квалификации педколлектива и определиться, кто пойдет на какие курсы.
Цели и задачи работы ДОУ определяются только после бесед с коллективом. Далее составляется сам план, который затронет каждого воспитателя. При его составлении надо:
- проанализировать работу за прошлый год;
- учесть опыт совместной деятельности;
- принять во внимание кадровый потенциал коллектива;
- создать благоприятную среду для работы и развития;
- грамотно определить цели и задачи.
Пройдемся по разделам: структура годового плана
В какой бы форме не был составлен документ, он будет включать 6 основных разделов. Пройдемся по ним. На основе этих пунктов годовой план смогут создать даже те, кто его никогда не делал. Для примера можно заглянуть в документацию прошлых лет.
Раздел 1. Анализ работы ДОУ за прошлый год. Этот раздел – основа плана на будущий год. Описываем следующее:
- насколько выполнены поставленные задачи (каждая отдельно);
- анализируем, достаточно ли наполнены методкабинеты и предметно-развивающая среда;
- как реализовывались мероприятия по укреплению здоровья и физического состояния;
- реализована ли образовательная программа и насколько (отдельно по каждому направлению);
- оказались ли готовыми к школе выпускники детсада;
- как работал административно-хозяйственный корпус.
Раздел 2. Ставим цели и задачи. Тут не надо растекаться абзацами текста. Надо четко и по делу поставить 2-3 задачи (лучше две), а также расписать:
- как достичь цели пошагово;
- как потом оценить результаты;
- зачем эта цель вообще ставится.
Раздел 3. Педагогическая работа. Тут идет описательная часть (можно в форме таблицы или списка): сколько человек в коллективе, уровень квалификации и предложения, как повысить этот уровень. Расписываем:
- сколько будет педсоветов, на какие темы;
- как будем повышать квалификацию и переподготавливать кадры;
- планируем семинары, тренинги, другое обучение;
- планируем методработу.
Раздел 4. Внутренний мониторинг. Надо оценивать промежуточно и итогово, как реализуются образовательные программы. Тут предусматриваем:
- способ оценивания индивидуального развития воспитанника;
- как работает группа в комплексе;
- как будет осуществляться внутренний контроль.
Раздел 5. Взаимодействие с родителями, другими организациями. Расписываем родительские собрания, круглые столы и совещания с родкомом. А также планируем совместную работу со школами (если есть соглашение о сотрудничестве).
Раздел 6. Хозяйственно-административная деятельность. Тут три части отдельно:
администрация (проведение аттестаций сотрудников и рабочих мест, документооборот, питание, ОТ, прочее);
- МТБ (проведение ремонтов, закупки инвентаря);
- финансы (утверждается штатное расписание и сметы, бухучет, инвентаризация, контроль над использованием средств).
Как написать годовой план и избежать сложностей
Чтобы спланировать задачи на будущий год, надо рассмотреть проблемные участки ДОУ. От этого можно плясать. Например, внедрять систему развития связной речи во всех группах (игры, другие мероприятия с воспитателем или логопедом). Или повышать уровень физразвития (увеличить количество подвижных игр).
В разделе 3 можно дополнительно расписать культурно-массовые мероприятия и назначить ответственных за них. Помните, что нагрузка на педколлектив и детей должна распределяться адекватно, не быть слишком перенасыщенной.
После того, как документ составлен, в начале учебного года собирается совещание. Там обсуждают отдельные пункты плана и, если надо, вносят коррективы. Когда он утвержден, можно начинать выполнение. В идеале выполнение плана надо потом снова периодически обсуждать. Так каждый педагог будет ощущать, что его задачи – часть общей цели.
Что бывает не так с планом:
- он слишком абстрактный, не хватает конкретики;
- неправильно согласованы и расставлены сроки реализации этапов;
- обязанности неравномерно распределены между людьми;
- много второстепенных деталей, сложно добраться до сути;
- этапы не систематизированы;
- исполнение не контролируется (мало кто способен на самоконтроль);
- не выставлены конкретные цели и задачи.
Можно избежать проблем, если добросовестно расписывать каждый раздел. И, если что-то пошло не так, остановиться и попробовать решить проблему, а не пускать все на самотек. В этом помогут сотрудники. Если не получается, можно поискать помощи на профильном семинаре.
Грамотно планируем – экономим время
Мы не зря уделяем внимание вопросу, как написать годовой план. К нему лучше подходить без суеты и торопливости. Чем лучше продуман документ, тем проще потом контролировать выполнение. Тем проще выявлять проблемы и недоработки. Тщательное планирование поможет сэкономить много времени в будущем учебном году.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!