Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза
Анатолия Живова и Юрия Костикова»
__________________________________________________________________________
Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. 2-я Черногрязская, д. 7 e-mail: 2055school@mail.ru
Фактические адреса:
123100, г. Москва, ул. 2-я Черногрязская, д. 7 тел. 8 (499) 256-81-29, 8 (499) 256-44-23;
123317, г. Москва, ул. Подвойского, д.2 факс 8 (499) 256-81-29
«Согласовано»
Руководитель СПС
Котова Е.А./_________
Годовой план работы
На 2022-2023 год
Педагога-психолога
Фомичевой Альбины Геннадьевны
Контин- гент |
Вид деятельности |
Предполагаемые формы и средства |
Цели и задачи |
Сроки |
1. Диагностика |
||||
Дети всех групп |
Первичная диагностика перед началом учебного года |
набор «Экспресс-диагностика» в детском саду. Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко |
Выявление особенностей личностной сферы, уровня интеллектуального развития, произвольности и др.ВПФ |
3-23 сентября |
Подготовительная к школе группа |
Диагностика интеллектуальных способностей детей (6-7 лет) |
по «Методике экспресс – диагностики интеллектуальных способностей». |
Выявление уровня интеллектуальных способностей детей, для последующей подготовке к школе |
октябрь |
Дети всех групп |
Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении |
Социально – личностная диагностика по методикам: «Кактус», «День рожденья», «Лесенка» (автор М. А. Панфилова); «Страхи» (автор А. Л. Захаров); «Тест тревожности» (Авторы М. Дорки, В. Амен); «Два дома», «Рисунок семьи» |
Выявление особенностей эмоционального развития детей в ДОУ |
ноябрь |
Дети всех групп |
Промежуточная общая диагностика |
набор «Экспресс-диагностика» в детском саду. Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко |
Выявление особенностей и изменений личностной сферы, уровня интеллектуального развития, произвольности и др.ВПФ |
17-30 декабря |
Старшая группа Подготовительная к школе группа |
Диагностика развития невербального воображения; Определение уровня умственной работоспособности детей подготовительной к школе группы и умения работать по определенному правилу |
Методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко); «Корректурная проба» (тест «Бурдона»), «Учебная деятельность» |
Определение уровня умственной работоспособности детей и умения работать по определенному правилу |
январь |
Подготовительная к школе группа |
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе |
«Учебная деятельность», «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), ориентировочный тест школьной зрелости «Тест Керна-Йирасека»; Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению Н.И.Гуткина |
Определение уровня готовности детей к школьному обучению |
Март-апрель |
Заполнение индивидуальной карты ребенка |
Май-июнь |
|||
2. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа |
||||
Дети всех групп |
Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений |
Игры и упражнения программы занятий «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой и др. |
Развитие ВПФ детей, эмоционально-волевой сферы и т.п. |
Октябрь- апрель |
Дети групп риска |
Коррекция эмоциональной, личностной и познавательной сферы с помощью игр и упражнений |
Игры и упражнения программы занятий «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой и др. |
Развитие ВПФ детей, эмоционально-волевой и познавательнойсферы |
Октябрь- апрель |
3. Групповая коррекционно-развивающая работа |
||||
Дети всех групп |
Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений |
Игры и упражнения программы занятий «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой и др. |
Развитие ВПФ детей, эмоционально-волевой сферы и т.п. |
Октябрь- апрель |
Педагогический коллектив |
||||
1. Просвещение |
||||
Воспитатели групп раннего развития и младшей группы |
Консультация: «Адаптация детей к дошкольному учреждению» |
Предотвращение и профилактика низкой адаптации у вновь поступивших детей. |
сентябрь |
|
Воспитатели подготовительной группы |
Консультация: «Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школьному обучению» (по результатам диагностики) |
Обобщение результатов диагностики, рекомендации по повышению уровня психологической готовности детей к школьному обучению |
октябрь |
|
Воспитатели средне-старшей группы |
Консультация: «Как обеспечить эмоциональное благополучие детей старшего возраста в дошкольном учреждении. Эмоционально – личностное развитие детей» (по результатам диагностики) |
Обобщение результатов диагностики, рекомендации по обеспечению благополучного эмоц.состояния детей в ДОУ |
ноябрь |
|
Воспитатели групп раннего развития и младшей группы |
Подведение итогов адаптации детей к дошкольному учреждению |
декабрь |
||
Все воспитатели |
Консультация: «Психическое и психологическое здоровье детей». |
Обобщить знания о данной проблеме. Способствование сохранения психического и психологического здоровья детей |
январь |
|
Все воспитатели |
Консультация: «Предупреждение стрессов с целью сохранения психологического здоровья педагогов» |
Разработка индивидуальных стратегий преодоления стрессовых ситуаций, предотвращение их с целью сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов. |
февраль |
|
Воспитатели подготовительной группы |
Консультация: «Психологическая готовность детей к школе» |
Определение критериев готовности к школьному обучению, повышение результатов по этим критериям. |
Март-апрель |
|
Все воспитатели |
Консультация по оформлению «Индивидуальной карты развития ребенка» |
май |
||
Все воспитатели |
Консультирование по интересующим вопросам |
Сентябрь-май |
||
Родители |
||||
1. Консультирование |
||||
Родители вновь прибывших детей |
Консультация: «Адаптация детей к дошкольному учреждению». Анкетирование родителей. Согласие родителей на психологическое сопровождение. |
Помощь в адаптации детей к ДОУ; Сбор анамнеза для дальнейшей работы |
сентябрь |
|
Средне-старшая, подготовительная группа |
Консультация: «Интеллектуальное развитие детей», «Социальное и эмоционально – личностное развитие детей» (по результатам диагностики) |
Знакомство родителей с содержаниями понятий «Интеллектуальное развитие детей», «Социальное и эмоционально – личностное развитие детей», определение направлений работы по данным критериям |
Октябрь-декабрь |
|
Все группы |
Консультация: «Влияние семьи на развитие ребенка» |
Обозначить позицию семьи как главный фактор развития ребенка |
Январь-февраль |
|
Подготовительная к школе группа |
Консультация: «Психологическая готовность детей к школе» (по результатам диагностики) Форма: индивидуальная |
Март-апрель |
||
Все группы |
Консультирование по интересующим вопросам |
Сентябрь-май |
||
2. Просветительская работа |
||||
Все группы |
«Особенности психического развития детей дошкольного возраста и работа педагога – психолога с детьми» |
Октябрь |
||
Подготовительная к школе группа |
«Проблемы адаптации к условиям начальной школы у детей 6-7 лет» |
Выделение главных причин низкого уровня адаптации детей к школе и мер для его предотвращения. |
май |
Годовой план работы
педагога-психолога
МАДОУ № 12 «Детский сад комбинированного вида»
на 2020-2021 учебный год
Цель психологического сопровождения – содействие психическому, личностному и индивидуальному
развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в
школе, социальной адаптации воспитанников раннего возраста, поступающих в ДОУ,
обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.
Задачи:
1.
Создание оптимальных
условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального
благополучия воспитанников.
2.
Формирование осознанного
отношения воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста к своим
эмоциональным проявлениям и взаимодействию с другими людьми.
3.
Изучение индивидуальных
особенностей воспитанников.
4.
Развитие интеллектуальной,
коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы воспитанников.
5.
Психологическое обеспечение
адаптационного периода.
6.
Формирование учебной
мотивации и психологической готовности к школьному обучению.
7.
Оказание помощи детям с
ОВЗ и детям с нарушением в развитии социально- личностной сферы.
8.
Содействие формированию
психологической компетентности
родителей,
педагогов в вопросах воспитания, создания единой воспитательной среды для
формирования гармонически развитой личности, адаптированной в обществе.
9.
Оказание помощи и
поддержки педагогам в решении возникающих проблем.
10.
Содействие благоприятному
социально-психологическому климату в
ДОУ, созданию безопасной образовательной среды.
Главный принцип работы – оказание помощи
педагогам и родителям в создании благоприятных условий для полноценного
развития детей с учетом индивидуальных психологических особенностей (в
соответствии с принципами ФГОС ДО).
Работа педагога-психолога ДОУ
с семьями воспитанников
Сотрудничество семьи и ДОУ – одна из основных задач дошкольного
образования. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного
возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное
благополучие зависит от взрослых. Семья была, есть и остается самым сильным
фактором влияния на человека. Поэтому работа педагога-психолога не может быть
эффективной без сотрудничества с родителями воспитанников.
В работе с родителями
можно выделить следующие группы задач:
1) психолого-педагогическое просвещение с целью повышения
педагогического образования;
2) изучение семьи и установление контактов с её членами с
целью согласования воспитательных воздействий на ребёнка;
3) выявление семей «группы риска» и последующая
индивидуальная профилактическая работа с семьями, находящимися в
социально-опасном положении.
Формы работы педагога-психолога в ДОУ с родителями подразделяются на
групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.
Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В
некоторых из них участвуют и сами воспитанники.
Групповые формы работы, применяемые в дошкольном учреждении:
родительские
собрания, включающие выступление педагога-психолога;
анкетирование/опрос
родителей;
групповые
беседы и консультации педагога-психолога;
оказание
консультативной помощи родителям,
(законным
представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка
дошкольного возраста с ОВЗ, не имеющего возможности посещать дошкольное
учреждение).
проведение
психодиагностики воспитанников, с согласия законных представителей и возможностью
присутствия родителя на процедуре индивидуальной диагностики (по запросу).
Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга проводятся
в рамках родительских собраний и групповых консультаций. Они направлены на
знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую
сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации
семейного общения. Психологические игры, упражнения помогают формированию у
родителей практических навыков воспитания детей.
Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей – совмещение
психодиагностики и консультирования по её итогам, позволяет родителям более
полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен
такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению. По итогам
психодиагностики родителям даются рекомендации.
Так же, индивидуальные психологические консультации (в малом кабинете
педагога- психолога) и беседы (в холле, групповом помещении, на прогулочных
участках групп)
Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с
родителями играют роль опосредованного общения между специалистом и родителями.
Из наглядно-информационных форм используются следующие:
• уголок педагога-психолога;
• памятки и буклеты;
• информационная страница на сайте ДОУ;
• стенды в помещениях групп.
Работа с
родителями
Содержание работы |
Форма работы |
Сроки |
Цели и задачи |
|
|
Диагностика детско- отношений в семье |
Опросники, проективные анкетирование, наблюдение, беседы, тесты |
В течение года по запросу |
Определить: – родительские – отношение – нарушения |
|
Оказание содействия период, в период подготовки к |
Беседы, консультации, анкетирование консультации по |
В течение года |
– предотвращение – профилактика |
Участие в родительских собраниях |
Консультирование, элементами обучения, использование мультимедийных |
В течение года по запросу |
Знакомство родителей Создание условий для – актуализация и – повышение уровня – включение |
|
Подготовка «Рекомендации адаптации «Советы родителям первоклассников», «Возрастные и особенности детей возраста», «Роль подвижных игр в гармоничном развитии ребенка», «Игры внимания, |
Размещение информации на информационных стендах, «Уголок педагога- информационном сайте |
В течение года по |
– целенаправленное и ознакомления оказание |
|||||
|
Индивидуальные выступления на родительских собраниях или тематических проблемным вопросам/ групповые элементами тренинга |
Беседы, |
В течение года |
– оптимизация |
|||||
Тематика выступлений на
родительских собраниях
Месяц |
Форма проведения |
Цель проведения |
Ответственный |
|
Родительское собрание с консультацией педагога-психолога «Год до школы – у подготовиться |
Дать готовности выработать |
Педагог-психолог, |
|
Консультационный Проблемы адаптации и |
Активизация эффективного |
Педагог- психолог |
|
Родительское -психолога в средней «Наши дети – наше отражение» |
Осознание своей родительской роли в судьбе ребёнка. Активизация родительского участия в |
Воспитатели Педагог – психолог |
|
«Роль отца в семье и в воспитании ребенка» |
Актуализация и уточнение знаний родителей о |
Педагог – психолог |
|
«Развитие дошкольного возраста лет) в семье» |
Повышение психолого- педагогической эффективного интереса у детей |
Воспитатели Педагог – психолог |
|
«Зачем человеку |
Ознакомить родителей Задуматься об Научить родителей |
Педагог-психолог |
|
Родительское психолога |
Организация -вооружить родителей – – микро-группе, умозаключения, – |
Воспитатели Педагог – психолог |
Работа с воспитанниками
|
Содержание работы |
Форма работы |
Сроки |
Предположительный |
Определение уровня |
Наблюдение за |
Сентябрь-ноябрь |
Выявление |
|
Диагностика |
Подгрупповая |
Октябрь (первичная) (итоговая) |
Выявление |
|
Диагностика |
Индивидуально |
По запросу в года |
Выявление детей |
Определение |
Тестирование |
февраль |
Определение соответствия возрастной норме. |
|
Определение уровня (подготовительная |
Тестирование детей |
Апрель |
Выявление |
|
Выявление |
Экспресс-анкета для |
Октябрь |
Выявление |
|
|
Работа по адаптации |
Наблюдение за воспитателями. Игры |
Первый учебного Ноябрь |
Способствовать группе, снятие эмоционального |
Проведение |
Подгрупповые и |
Сентябрь-май |
Развитие |
|
Коррекционная работа (неуверенные, отвергаемые сверстниками, тревожные, |
Индивидуальные занятия, в составе |
В течение года |
Преодоление |
Индивидуальная |
Согласно |
В |
Развитие |
Утвержден Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №1 «Улыбка» (протокол от 31.08.2020№1) |
План работы
педагога – психолога МБДОУ «Детский сад № 1 «Улыбка»
на 2020-2021 учебный год
Ибрагимовой Х.Р.
Пояснительная записка к годовому плану педагога-психолога
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Годовой план педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Улыбка» разработан в соответствии с:
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”
– Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
– Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
Содержание годового плана учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении
Основные задачи ДОУ
– повышение уровня педагогической компетенции педагогов в целях освоения Федерального государственного стандарта дошкольного образования
– совершенствование познавательно – речевой активности детей при освоении образовательных областей через эмоциональное восприятие окружающего вида
– работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию здоровьесберегающих технологий
Задачи педагога-психолога
– преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию
– учет специфики возрастного психофизического развития воспитанников
– формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности
– вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
– сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников
– формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни
– формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников
Основные направления деятельности:
Психологическая диагностика
– тесты и методики
– анкетирование
– наблюдение
Коррекционно-развивающая работа
– тренинги
– индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия.
Консультативная деятельность
– индивидуальное консультирование
– групповое консультирование
Экспертная работа
– участие на педагогических советах
– участие в ПМПк
Психологическое просвещение
– беседы, тематические выступления семинары
– лекции, круглые столы
– методические рекомендации
Организационно-методическая работа
– анализ
– планирование
– введение документации педагога-психолога
– посещение методических семинаров и курсов повышения квалификации
– разработка программ
– подготовка необходимых для работы материалов
– оформление кабинет
– изготовление наглядных средств, для занятий
– оформление папок
Диагностическая работа |
||||
Форма проведения |
Название метода |
Сроки проведения |
Контингент |
Ответственный |
Наблюдение за адаптационным периодом всех вновь поступивших детей |
Наблюдение в группах, беседа с воспитателями и родителями |
Сентябрь и в течении года |
Дети 2 младших групп, все вновь поступившие дети |
Педагог-психолог |
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе |
Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе |
Октябрь |
ГКП |
Педагог-психолог |
Выявление детей с эмоциональными и поведенческими проблемами |
Тест: «Дом, Дерево, Человек», «Лесенка» |
Ноябрь и в течении года |
Все дети |
Педагог-психолог Воспитатель |
Диагностика эмоционального и психического состояния педагогических работников |
Тест: «В порядке ли ваши нервы» |
Декабрь |
Воспитатели всех групп |
Педагог-психолог |
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (повторная) |
Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе2 |
Апрель |
ГКП |
Педагог-психолог |
Повторная диагностика детей с эмоциональными и поведенческими проблемами |
Тест «Дом, Дерево, Человек» «Лесенка» |
Май |
Все дети от 4 до 7 лет |
Педагог-психолог |
Индивидуальная и групповая диагностика по запросу и по мере необходимости |
Тесты, опросники, анкеты |
В течении года |
Все участники образовательно -воспитательного процесса |
Педагог – психолог |
Коррекционно – развивающая работа |
||||
Формы проведения |
Название метода |
Сроки проведения |
Контингент |
Ответственный |
Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения в период адаптации |
А.С Рожнина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации» |
Сентябрь-октябрь (2 раза в неделю) |
Дети 2 младших групп |
Педагог-психолог Воспитатели |
Занятия с детьми по результатам психодиагностики готовности детей к школьному обучению |
(групповая и индивидуальная работа) |
Октябрь-Апрель |
Старшие группы |
Педагог-психолог Воспитатели |
Занятия по коррекции эмоциональных и поведенческих проблем у детей |
Согласно индивидуального или группового маршрута сопровождения (групповая и индивидуальная работа) |
Ноябрь и в течении года |
Все нуждающиеся дети |
Педагог-психолог |
Тренинг для педагогов |
«Снятие эмоционального напряжения» (по результатам анкетирования) |
Декабрь – Май |
Все воспитатели и специалисты сада |
Педагог-психолог |
Профилактическая работа |
||||
Формы проведения |
Название метода |
Сроки проведения |
Контингент |
Ответственный |
Кто такой психолог в дошкольном учреждении |
Выступление на родительских собраниях |
Сентябрь |
Родители детей всех группы |
Педагог-психолог |
Возраст упрямства или кризис трех лет |
Лекция для воспитателей |
Ноябрь |
Воспитатели младших групп |
Педагог-психолог |
Неделя психологии |
Оформление стендов, беседы с родителями, педагогами ДОУ, подготовка папок передвижек |
Ноябрь |
Все участники образовательно- воспитательного процесса |
Педагог-психолог |
Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку |
Выступление на родительских собраниях |
Декабрь |
Родители детей всех группы |
Педагог-психолог |
Знания трехлетнего ребенка |
Доклад |
Январь |
Воспитатели 2младших групп |
|
Примерные ориентиры нормального развития ребенка |
Лекция |
Февраль |
Воспитатели всех групп |
|
Консультационная работа |
||||
Формы проведения |
Название метода |
Сроки проведения |
Контингент |
Ответственный |
Консультация |
Беседа |
В течении года по запросу |
Все участники образовательно -воспитательного процесса |
Педагог-психолог |
Организационно – методическая работа |
||||
Наименование работ |
Сроки исполнения |
Ответственный |
||
Заполнение отчетной документации Заполнение психологических карт на сопровождаемых детей Оформление договоров на психологическое сопровождение ребенка Оформление стендов Посещение районных и республиканских МО и.т.п. Обработка результатов тестирования Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах |
В течении года |
Педагог – психолог |
||
Экспертная работа |
||||
Наименование работ |
Сроки исполнения |
Ответственный |
||
Участие в работе ПМПк |
По необходимости |
Все участники консилиума |
||
Методическое обеспечение психологической работы |
Содержание работы |
Используемый материал |
Интеренет ресурсы |
Сопровождение периода адаптации |
А.С Рожнина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации» |
http://www.ourbaby.ru – «Наш ребенок»; http://sites.google.com – «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; http://testoteka.narod.ru – ТЕСТотека. |
Диагностика психологической готовности ребенка к обучению к школе |
«Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе» Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Программа: Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми |
www.twirpx.com – информационный сайт. http://detvora74.ru – информационный портал |
Диагностика и коррекция эмоциональных и личностных проблем |
Тест: «Дом, дерево, человек», «Лесенка» |
www.twirpx.com – информационный сайт. http://5psy.ru – психологический портал; |
Диагностика эмоционального состояния педагогов |
Тест «в порядке ли ваши нервы» |
http://sites.google.com – «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; |
Разработки по недели психологии |
Стенды, тесты, тренинги |
www.twirpx.com – информационный сайт; http://psy-diagnoz.com -информационный сайт; http://5psy.ru – психологический портал; http://www.psyoffice.ru – «Глубинная психология: учения и методики» |
Тренинговая работа с педагогическим коллективом |
Тренинг профессионального выгорания педагогов |
www.twirpx.com – информационный сайт; www.stud24.ru – «Информационный сайт для студентов»; www.psihologu.info – «Энциклопедия школьного психолога». |
«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11 Шапошникова С.А. _______________ |
План работы
педагога-психолога
МКДОУ Бутурлиновский д/с №11
на 2018-2019 учебный год.
Подготовила:
педагог-психолог
Захарова Е.А.
г. Бутурлиновка
2018 г.
Цель ОУ: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Цель психолого-педагогического сопровождения:создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности вразвитии, воспитании и обучении;
консультативная и информационная психологическая поддержка воспитанников, родителей и педагогов;
проведение просветительской работы с педагогами и родителями по вопросам развития, воспитания и обучения детей;
создание условий по успешной адаптации к детскому саду детей раннего возраста и вновь прибывших детей;
создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
организация работы с воспитанниками старших групп и их родителями по вопросам подготовки к обучению в школе;
разработка, подготовка и проведение групповых занятий с воспитанниками всех возрастных групп в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.
Организация деятельности: (0, 5 ставки) программа рассчитана на 2годапсихолого-педагогического сопровождения детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение; основной фронт работы распространяется на старшие и подготовительные к школе группы.
Основные циклы сопровождения:
адаптация к детскому саду;
подготовка к обучению в школе.
Объект психолого-педагогического сопровождения:все участникиобразовательного процесса.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
Профилактика.Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках адаптации к условиям в детском саду и приобщения к социальным условиям жизни, в создании оптимальных условий для физического, психического и личностного развития личности.
Диагностика(индивидуальная, групповая), направленная на изучение психолого-педагогического статуса дошкольника, личностных качеств детей, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов и родителей.
Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется по заявленным проблемам (родителей, педагогов).
Развивающая работа (индивидуальная, групповая), направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала детей и оказание индивидуальной помощи детей по выявленным проблемам.
Психолого-педагогическое просвещение: формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, навыков бесконфликтного общения у педагогов и родителей; формирование мотивации на активную и позитивную жизненную позицию, осознанное отношение к развитию и воспитанию детей. Приоритетное направление деятельности педагога – психолога: развивающие занятия, консультирование, просветительская деятельность.
Годовой план разработан на основе инструктивного письма Министерства образования РФ №29 1886 6 от 24.12.2001г.
Содержание работы педагога-психолога на год
Контингент |
Вид деятельности |
Предполагаемые формы и средства |
Цели и задачи |
Сроки |
В О С П И Т А Н Н И К И |
||||
1. Диагностика |
||||
Группа раннего возраста |
Диагностика адаптации детей к детскому саду |
Скрининговая диагностика, диагностические методики, беседа, опросник, анкетирование; индивидуальная и групповая форма |
Изучениепсихолого-педагогичекого статуса дошкольника, уровня психического и личностного развития в соответствии с возрастом; изучение поведенческих и личностных особенностей, определение успешности прохождения адаптационного процесса; выявление детей, испытывающих трудности адаптации, с целью дальнейшей разработки и проведения программ работы по психолого-педагогическому развитию и сопровождению. |
Октябрь, декабрь, май |
Подготовительная группа |
Диагностика готовности к обучению в школе |
Октябрь, май |
||
Все возрастные группы |
Диагностика уровня психического развития, познавательных способностей, личностных и поведенческих особенностей (по запросу) |
В течение года |
||
Все возрастные группы |
Диагностика эмоционального состояния детей, психологического благополучия в группе (по запросу) |
|||
2. Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа |
||||
Все возрастные группы |
Индивидуальная развивающая и работа с детьми, имеющими трудности в адаптации и обучении (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов) |
Психогимнастика, дидактические, настольные и сюжетно-ролевые игры и игровые упражнения, занятия с использованием изобразительных средств, музыки, сказок |
Создание психолого-педагогических условий для психического и личностного развития ребенка, профилактика социальной дезадаптации |
В течение года |
3. Подгрупповая развивающая работа |
||||
Все возрастные группы |
Занятия с детьми по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности ребенка |
Сюжетные и ролевые игры, настольные и дидактические игры, развивающие и игровые упражнения, беседы, упражнения с использованием изобразительных средств, музыки, сказок |
Создание условий для психического и личностного развитиядетей учетом возрастных особенностей, развития навыков общении и эмпатии, развитиетворческого и интеллектуального потенциалавоспитанников; психопрофилактикасоциальной дезадаптации. |
В течение года |
Группа раннего возраста |
Занятия с детьми по успешной адаптации к детскому саду |
|||
Подготовительная группа |
Занятия с детьми по психолого-педагогической подготовке к обучению в школе |
|||
П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й К О Л Л Е К Т И В |
||||
1. Диагностика |
||||
Педагогический коллектив |
Диагностика стилей педагогического общения и воспитания |
Тестирование, анкетирование |
Изучение стилей педагогического общения, эмоционального состояния педагогов, профессиональных и личностных качеств педагогов с целью развития их психолого-педагогического самосознания, предупреждения эмоционального выгорания |
Ноябрь |
Диагностика “Синдрома эмоционального выгорания” |
Апрель |
|||
Анкета «Психологический климат в коллективе». |
Декабрь, май |
|||
2. Просветительская и развивающая работа |
||||
Педагогический коллектив |
«Синдром эмоционального выгорания» |
Лекции-беседы, мастер-классы, круглые столы с использованием ИКТ, игр, тренинговых занятий, самопрезентаций, творческих заданий |
Повышение уровня психологической компетенции учителей; создание единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка; снятие эмоционального напряжения |
Апрель |
«Стили педагогического общения и воспитания» |
Ноябрь |
|||
«Возрастные особенности дошкольного возраста» |
Декабрь |
|||
«Подготовка детей к школе» |
Январь |
|||
«Общаться с ребенком. Как?» |
Март |
|||
«Миссия педагога» |
Апрель |
|||
«Ошибки в воспитании и обучении детей» Мини-тренинг «Гиперактивный ребенок в детском саду» |
Январь |
|||
3. Консультирование |
||||
Педагогический коллектив |
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам: – развития, поведения, обучения и воспитания детей; – межличностного взаимодействия детей в группе; – разрешения конфликтов в дошкольных системах отношений (с родителями, коллегами, ребенком); – предупреждения эмоционального выгорания; – вопросы личного характера; – и др.вопросы по запросу. |
Беседа, рекомендации |
Повышение уровня психологической компетенциипедагогов; создание единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка |
В течение года |
Р О Д И Т Е Л И |
1. Консультирование |
||||
Родители воспитанников всех возрастных групп |
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам: – адаптации детей к детскому саду; – возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; – воспитания, обучения и развития детей; – детско-родительских отношений; – личного характера; – Индивидуальные консультации по результатам психологического обследования детей. |
Индивидуальная, групповая, семейная консультация; беседа, рекомендации |
Информирование родителей о проблемах ребенка, получение дополнительных сведений и информации о ребенке; психолого-педагогическое просвещение родителей и составление рекомендаций |
В течение года |
2. Просветительская работа |
||||
Родители воспитанников всех возрастных групп |
Темы родительских собраний: Ошибки в воспитании ребенка Роль мамы и папы в жизни ребенка |
Родительские собрания в форме лекций-бесед, игр, творческих заданий, с использованием ИКТ. Оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога |
Повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к осознанному воспитанию, обучению и развитию ребенка; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам развития ребенка |
Декабрь Май Октябрь Ноябрь Январь Март |
Родители воспитанников младшего звена |
«Адаптация к детскому саду» “Особенности возраста. Кризис 3-х лет: как с ним справиться» Разработка и раздача брошюр «В детский сад с радостью» Наглядно стендовая информация: «Детские страхи» |
Сентябрь Декабрь Март |
||
Родители воспитанников старшего звена |
Брошюры «Подготовка к школе» «Секреты воспитания вежливого ребенка». Консультация «Родительский авторитет» «Особенности возраста» Наглядно стендовая информация: «Интернет и дети» Консультация для родителей детей 6-7 лет «Школьная зрелость». |
Ноябрь Январь Апрель |
||
П Е Д А Г О Г – П С И Х О Л О Г |
||||
1. Организационно-методическая работа |
||||
Педагог-психолог |
Пополнение базы данных по психологическому сопровождению детей разных возрастов и категорий. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария. Разработка, подготовка и проведение: родительских собраний, лекториев, круглых столов, мастер-классов, досуговых и развивающих занятий с детьми. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и подгрупповых развивающих занятий. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки детей к обучению в школе. Проведение просветительской работы по преемственности между школой и детским садом. Составление выводов, рекомендаций, характеристик. |
В течение года |
Участие в работе РМО педагогов-психологов, семинаров, круглых столов и т.д. Ведение документации; оформление стендов. Работа над темой самообразования «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» |
||||
Составление циклограммы, графика и плана работы на текущий учебный год. |
Август -сентябрь |
|||
Подведение итогов работы за год, составление отчетов о проведенной работе; планирование работы на следующий учебный год. |
Май |
|||
2. Экспертная работа |
||||
Педагог-психолог |
Участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии, консилиумах; организация помощи детям через направление на ПМПк |
Подготовка материалов |
Организация сопровождения детей |
В течение года |
Подготовка развивающих программ; Подбор методической литературы в помощь педагогам; Посещение занятий с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными детьми/группой; Разработка рекомендаций родителям, педагогам по результатам консультирования; Ведение документации |
Наблюдение, посещение занятий, изучение документации |
Создание психолого-педагогических условий для развития ребенка |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/432403-godovoj-plan-pedagoga-psihologa
10
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 3 «ЛАСТОЧКА» г.ИЛОВАЙСКА
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методист МК Управления образования И.о. заведующего ДОУ № 3
Администрации города Харцызска ______________В.В.Ковалевская
________________
________________2017 г. _________________2017 г.
ПРИНЯТО:
педагогическим советом ДОУ № 3
протокол № ____от_____________
ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Дошкольного образовательного учреждения
№ 3 «Ласточка» г. Иловайска
Донецкой Народной Республики
Трембач Ольги Александровны
на 2017 – 2018 учебный год
ХАРЦЫЗСК-2017
Аналитическая часть годового плана
1. Целью работы психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями);
• содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей;
• организация развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
• развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников, родителей, педагогов.
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:
• профилактика;
• диагностика (индивидуальная и групповая) ;
• консультирование (индивидуальное и групповое) ;
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая) ;
•психологическое просвещение и образование:
Психодиагностическая работа в учреждении ведётся по следующим направлениям:
• Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение);
• Диагностика эмоциональной сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность);
• Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная);
• Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей;
• Диагностика педагогов (изучение степени эмоционального выгорания, изучение психологического климата)
Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. По результатам диагностических исследований наглядно видно повышение показателей уровня психологического климата в коллективе, повышение уверенности педагогов, формирование адекватной профессиональной самооценки.
В результате психодиагностики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
В период январь-май 2017 года проводился курс занятий с детьми подготовительной группы «Тропинка к школе».
Также был проведен мониторинг готовности детей к школьному обучению, результаты которого предоставлены в сводной таблице.
СВОБОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ЗА 2016-2017 УЧ. Г.Г.
Физическое развитие |
Социальное развитие |
Психологическое развитие |
||||||
Состояние физического здоровья |
Уровень социальной зрелости |
Мотивационная сфера ( доминирующий мотив обучения) |
Интеллектуальная сфера (общий уровень развития познавательных процессов) |
|||||
зздоровое |
ослабленное |
достаточ-ный |
недостаточный |
познава тельный |
игровой |
Высокий уровень |
достаточный уровень |
недостаточный уровень |
1100% |
– |
100% |
– |
60% |
40% |
5% |
90% |
5% |
Коррекционно-развивающая работа
Система коррекционных мер, реализуемая в ДОУ № 3 «Ласточка» направлена:
* на активизацию познавательной деятельности и социально-трудовую адаптацию воспитанников;
* повышение уровня умственного развития детей;
* формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.) ;
* коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
В результате проведённой коррекционно-развивающей можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Консультации (групповые)
«Как помочь малышу адаптироваться к новым условиям» |
родители |
«Адаптация младших дошкольников к детскому саду» |
родители |
«Почему ребёнок не хочет идти в детский сад» |
родители |
«Эмоциональное благополучне ребёнка» |
родители |
«Семь правил для всех, как можно и нельзя наказывать ребёнка» |
родители |
«Что такое школьная готовность ?» |
родители |
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
Профилактическая работа
Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
1.2. Дошкольное образовательное учреждение № 3 «Ласточка» находится по адресу : г. Иловайск, ул. Свободы, 1а.
Образовательный процесс в ДОУ строится в соответствии с нормативно-правовой базой и годовыми задачами ДОУ. И строится на общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».
Реализуемые программы направлены на целостное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие, формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, развитие речи, музыкально – ритмических и творческих способностей детей, развитие логического мышления, навыков общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. На 01 августа 2017 года списочный состав детей 151 человек.
1.2.2. Педагогический состав образовательной организации – 19 педагогов.
1.3. Годовые задачи ДОУ:
1) Создание условий для трудового воспитания дошкольников в детском саду.
2) Воспитание экологической культуры личности, взаимодействие её с окружающим.
3) Роль семьи и дошкольного учреждения в социализации ребёнка.
1.4. Проблема, по которой планирует работу педагог-психолог в новом учебном году:
«Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ»
1.5. Основные задачи работы педагога-психолога:
1) Организация надлежащего психологического климата в коллективе ДОУ.
2) Психологическое ознакомление педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
3) Создание условий безболезненной адаптации ребёнка к новым условиям.
4) Развитие психологических процессов у детей по подготовке обучения в школе.
5) Создание условий для самовыражения педагогов и преодоление барьеров общения.
Планирование работы по видам работы
№ п/п |
Содержание работы |
Форма проведения |
Категория |
Дата |
Исполнение |
|
|||||
1 |
Составление годового плана работы |
Планирование мероприятий |
Педагог-психолог |
Август |
|
2 |
Ведение отчетной документации |
Заполнение документации |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
3 |
Составление месячного плана работы |
Планирование работы на месяц |
Педагог-психолог |
30 число каждого месяца |
|
4 |
Составтение аналитического и статистического отчётов за учебный год |
Отчет о проделанной работе и об итогах за прошедший год |
Педагог-психолог |
Май |
|
5 |
Методические объеденения |
Участие в собраниях специалистов |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
6 |
Участие в районных семинарах |
Участие в собраниях специалистов |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
7 |
Выступление на педсоветах |
Выступление в ДОУ |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
8 |
Подготовка материалов на информационный стенд |
Информационные буклеты на стенд |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
9 |
Подготовка и размещение информационного материала на интернет сайтах, сайте ДОУ |
Изложение материала в сети интернет |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
|
|||||
1 |
Изучение адаптационного периода детей младших групп и вновь пришедших детей. Выявление детей группы риска |
– наблюдение за детьми; – анализ карт адаптации; – анкетирование родителей; – анкетирование педагогов |
Все возрастные группы |
Август-октябрь |
|
2 |
Изучение уровня и особенностей нервно-психического развития вновь прибывших детей |
Наблюдение за детьми во время занятий и выполнение режимных моментов |
Вновь прибывшие дети |
Сентябрь-ноябрь |
|
3 |
Изучение психологической готовности к обучению в школе в начале и в конце года |
Диагностика готовности к школьному обучению |
Дети 6-7 лет |
Сентябрь и апрель |
|
4 |
Диагностика эмоционального состояния детей |
Исследования уровня тревожности, страхов, агрессии,проблем в развитии высших психических функций. |
Дети 3-7 лет |
Декабрь-январь |
|
5 |
Изучение уровня психического развития и выявление особенностей его протекания |
Методика «Экспресс – диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко |
Дети 4-7 лет |
Февраль |
|
6 |
Изучение уровня мотивационной и интеллектуальной готовности к школе |
Диагностика мотивационной и интеллектуальной сферы |
Дети 6-7 лет |
Сентябрь и апрель |
|
7 |
Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в ДОУ |
Все возрастные группы |
В течение года |
||
|
|||||
1 |
Оказание профессиональной помощи воспитателям и родителям в определении индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, в решении вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей |
– Индивидуальные и групповые консультации; – консультации по результатам диагностических обследований |
Родители и педагоги |
В течение года |
|
|
|||||
1 |
Повышение и развитие психологической компетенции педагогов |
Семинар-практикум «Сказкотерапия как метод коррекции психического развития ребенка |
Педагоги |
Март |
|
2 |
Выступление на педсоветах и совещаниях ДОУ |
– Особенности нервно-психического развития детей в период адаптации; – анализ педагогического наблюдения «в какие игры любят играть дети» – особенности психического развития детей всех возрастных групп; – анализ проведенной работы с выпускниками ДОУ (уровень готовности к школьному обучению); – отчет по выполненной работе и ознакомление с перспективным планом педагога-психолога |
Педагоги |
Сентябрь Декабрь Апрель Май Август |
|
3 |
Повышение и развитие психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей |
Консультация педагога-психолога |
Родители и педагоги |
В течение года |
|
4 |
Информирование об особенностях психического развития ребенка того или иного возраста |
Выступление на родительских собраниях |
Родители |
В течение года |
|
|
|||||
1 |
Коррекция психоэмоционального состояния у вновь поступающих детей |
Коррекционно-развивающие занятия по профилактике дезадаптации |
Вновь прибывшие дети |
В течение года |
|
2 |
Индивидуальная коррекционная работа по запросам родителей и педагогов |
Индивидуально коррекционно-развивающая работа |
Все возрастные группы |
В течение года |
|
3 |
Тренинговые занятия по профилактике и стабилизации психо-эмоционального состояния, развитие толерантности |
Занятия на развитие стрессоустойчивости |
Педагоги |
Ноябрь и март |
|
|
|||||
1 |
Преемственность с ОШ № 14 |
Построение безболезненной системы адаптации к школе выпускников ДОУ |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
|
|||||
1 |
Курсы повышения квалификации в 2018 году |
ДонРИДПО |
Педагог-психолог |
В течение 2018 года |
|
|
|||||
1 |
Повышение профессиональной компетентности |
Участие в ГМК |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
2 |
Разработка коррекционно-развивающих программ |
Планирование, оформление коррекционно-развивающих мероприятий |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
3 |
Работа над выбранной темой «Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ» |
Чтение литературы, работа с детьми |
Педагог-психолог |
В течение года |
Составил:
педагог – психолог ДОУ №3 _____________ О.А. Трембач