Смета затрат на производство продукции — расчет, который необходим для продуктивного управления затратами, определения их приемлемого уровня и нахождения потенциала для оптимизации. О смете затрат на производство продукции и пойдет речь в нашей статье.
Что такое смета затрат на производство и реализацию продукции
Смета — это сводный обобщающий документ, в нем содержится информация о суммарных затратах на производство и сбыт. Смета используется как инструмент планирования, кроме того — дает возможность сравнить план с фактом. Затраты в смете объединяются по экономическим элементам. Их перечень представлен на схеме. Для целей сметы такая классификация затрат подготавливается итогом по предприятию, без обособления отдельных видов производимой продукции.
Для чего нужна смета? Одними из главных целей составления сметы являются:
- определение совокупного количества необходимых ресурсов,
- подсчет необходимости в оборотных средствах,
- подсчет себестоимости валовой (ВП), товарной (ТП) и реализованной (РП) продукции,
- контроль изменений в составе себестоимости,
- контроль отклонений плана от факта и выявление их причин,
- постановка целей для руководства,
- оценка эффективности работы.
Как правильно учитывать затраты в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Методы составления сметы
Существуют различные методы составления смет. Выделим используемые чаще всего:
- Сметный метод.
- Сводный метод.
- Калькуляционный метод.
Первый метод используется наиболее часто. При сметном методе затраты рассчитываются в целом по предприятию, за основу берутся данные других разделов годового плана предприятия. Например, плана материального обеспечения, плана по оплате труда и т.д. Также составляемая смета должна рассчитываться исходя из планируемых объемов реализации. Сметный метод дает возможность сопоставить и увязать отдельные разделы комплексного плана предприятия между собой, однако не дает возможности провести глубокий анализ затрат, например по подразделениям.
Поэтому существует еще один метод — сводный. При нем составление сметы затрат на производство продукции происходит из самостоятельных смет по цехам основного и вспомогательного производства путем их сложения и элиминирования из суммарных затрат межцеховых оборотов. Цеховая смета затрат состоит из двух разделов:
- Прямые затраты.
- Цеховые затраты и затраты на используемые услуги других цехов.
Подробнее о видах затрат читайте в статье «Классификация статей затрат на производство продукции».
Третий метод, калькуляционный, предполагает за основу сметы брать калькуляции себестоимости всех товаров, работ и услуг, которые будут производиться в планируемом году согласно плану производства. При этом должны быть учтены остатки незавершенки и изменения расходов будущих периодов (РБП). Чтобы в элементы затрат были включены все калькуляционные статьи затрат, необходимо составить шахматную ведомость. После этого данные по шахматной ведомости суммируются и переходят в смету затрат на производство продукции. При этом методе подсчитывается себестоимость только ТП. Для того чтобы подсчитать сумму всех затрат, себестоимость ТП необходимо скорректировать на остатки незавершенки, РБП, резервов предстоящих расходов и на не включенные в себестоимость ТП затраты.
Этапы сводного метода
Первым шагом подготовки сметы является расчет сметы затрат вспомогательных производств, так как результаты работы этих подразделений используются в основном производстве. Смета вспомогательного производства содержит:
- собственные затраты цеха,
- стоимость работ других подразделений для нужд вспомогательного цеха.
Далее подсчитываются сметы для общепроизводственного и общехозяйственного вида затрат, сметы внепроизводственных затрат, также может понадобиться составление смет по специфическим направлениям деятельности: освоение производства, пуск и наладка, ремонт, доставка и заготовка и т.д. Далее переходят к сметам по главным подразделениям, результат работы которых является целью создания предприятия. И в итоге рассчитывается смета затрат по всему предприятию. Потом конечный итог по смете всех затрат приводят к себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции.
Как учесть незавершенное производство, готовую продукцию в расходах по налогу на прибыль, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Себестоимость валовой, товарной и реализованной продукции в смете
По результатам использования сметного и сводного методов составляется смета всех затрат предприятия. Поскольку информацию по всем соответствующим затратам, относящимся к подразделению или виду затрат, содержат как сметы подразделений (для сводного метода), так и отдельные разделы годового плана (для сметного метода),то для расчета какого-либо вида себестоимости продукции необходимо произвести некоторые корректировки. Для ВП общую сумму затрат уменьшаем на затраты непромышленного характера (капитальное строительство, обслуживание бытовых потребностей, потери от чрезвычайных ситуаций и т.д.), а также проводим корректировку на изменение РБП (прирост минусуется, снижение прибавляется).
Далее из суммы ВП путем ее корректировки на изменение остатков незавершенного производства (рост минусуется, снижение плюсуется) и прибавления коммерческих (внепроизводственных) расходов получается сумма ТП. Подсчитанная величина ТП дает возможность рассчитать показатель затрат на 1 рубль ТП.
Информацию о расчете и анализе этого показателя читайте в статье «Затраты на 1 рубль реализованной продукции — формула».
Последний пункт — определение себестоимости РП. Для этого себестоимость ТП увеличивается на снижение остатков готовой продукции и уменьшается на их увеличение.
Поскольку при калькуляционном методе составления сметы затрат изначально определяется себестоимость ТП, то, в зависимости от цели, корректировки могут делаться и в обратном порядке (например, для подсчета себестоимости ВП или общих затрат по предприятию).
Итоги
Смета затрат служит основой как для целей планирования, так и для анализа. В отличие от калькуляции смета рассчитывается по элементам затрат на общую их сумму по предприятию. Смета затрат — это документ, который должен быть одобрен и утвержден ответственными лицами.
Управляющие домом организации, а также ТСН/ТСЖ имеют свой собственный бюджет, куда включаются все их доходы и расходы. Составление смет доходов и расходов относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. УО для удобства бухучёта также могут их вести. Читайте об общих правилах составления смет при планировании расходов и доходов.
Бланк необходимо разработать самостоятельно
Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени.
В смете планируется, сколько организация получит дохода и сколько будет потрачено денежных средств в процессе её деятельности. Документ составляется обычно раз в год. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Управляющие домом организации могут также составлять сметы для удобства расчётов, а также составления планов по содержанию общего имущества МКД и ведения отчётности.
На законодательном уровне бланк сметы для УО и ТСЖ не установлен. Поэтому организации, управляющие многоквартирными домами, разрабатывают его самостоятельно. ТСЖ утверждает его на общем собрании членов товарищества, заносит в Устав, а УО при необходимости может сделать эту форму одним из приложений к договору управления с собственниками.
Смета может быть составлена от руки на бумаге любого формата или в электронном виде, расположена как вертикально, так и горизонтально. Если смета занимает более одной страницы, то листы должны быть прошиты и пронумерованы. В шаблоне обязательно должны быть указаны:
- название товарищества/организации;
- дата утверждения сметы и период, на который она составлена;
- таблица с запланированными показателями доходов и расходов: перечень статей и подстатей, объём запланированных работ, услуг и их стоимость.
- итоговые цифры.
Доходы управляющей компании
Структуру сметы диктует перечень статей расходов и доходов
Структура сметы зависит от перечня статей расходов и доходов организации или товарищества. Перечень статей диктует форму сметы, её состав и группировку, систему детализации доходов и расходов.
Перечень расходов организации или товарищества формируют такие ПП РФ как № 290, № 491, № 354, № 416 и другие НПА, определяющие обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пункты сметы должны быть прописаны чётко и соответствовать выполняемым составителем обязанностям, влекущим расходы или доходы. При составлении сметы обязательно указываются:
- площадь дома,
- площадь общего имущества,
- площадь и количество жилых и нежилых помещений.
При этом важно помнить, что суммы, заносимые в плановые сметы доходов и расходов, фиксируются с учётом НДС.
Смета должна быть подписана и подтверждена расчётами
Смета доходов и расходов составляется сотрудником ТСЖ, который выполняет функции бухгалтера. В УО, если принято решение составить такую смету, обычно этим занимаются сотрудники экономического отдела. При составлении сметы организация или товарищество определяет, в каких единицах указываются запланированные суммы: чаще всего в рублях.
Документ может быть составлен и утверждён в электронном виде, например, с помощью электронного документооборота. Но в таком случае его необходимо распечатать и подписать у председателя ТСЖ или, в случае УО, главного должностного лица организации. Подпись на бланке сметы свидетельствует о её действительности. Сроки, в которые смета составляется и утверждается, в законодательстве РФ не указаны, как и форма её составления. ТСЖ готовит и утверждает смету на будущий год в конце предыдущего или в самом начале нового календарного года.
В основу расчёта планируемых доходов и расходов берутся смета за прошлый период и фактические данные о её выполнении, остаток средств предыдущего периода, средняя стоимость работ по обслуживанию и управлению многоквартирными домами. Также учитываются инфляция и уровень колебания цен, повышение тарифов и характеристики дома, по которому составляется смета. Все сметные статьи должны подтверждаться расчётами или объяснительными документами.
Особенности учёта расходов УК на услуги управления МКД
В доходы не включаются субсидии и взносы собственников на капремонт
Поговорим об общих, стандартных статьях доходов и расходов сметы для ТСЖ/ТСН или УО. По структуре смета делится на два больших блока: доходов и расходов, которые соответственно также делятся на группы и подгруппы в зависимости от перечня доходных и расходных статей. Остановимся сначала на доходах.
Доходы – это все денежные средства, которые за определённый период получает в результате своей деятельности управляющая домом организация (п. 2 ПБУ 9/99). Доходная часть сметы обязательно должна начинаться с суммы остатка денежных средств предыдущего периода. Затем формируется перечень статей доходов на планируемый период:
1. Доходы от обязательных услуг и работ: это платежи жителей дома за жилищные услуги, плата за содержание домом и управление.
2. Плата за посреднические/агентские услуги: за сбор платы за коммунальные услуги по договору с РСО при наличии таких договоров.
3. Доходы от использования общего имущества дома: сдача в аренду помещений и участков придомовой территории, размещение рекламы и оборудования.
4. Иные доходы: например, выплаченные жителями МКД и третьими лицами в адрес ТСЖ/УО штрафы и суммы возмещения ущерба.
К доходам не относятся средства целевого финансирования: например, платежи за капитальный ремонт МКД и субсидии, выделяемые из бюджета (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Каждая из приведенных выше групп подразделяется на подгруппы и подстатьи в зависимости от перечня запланированных в будущем году услуг и работ. Например, по статье «Доходы от использования общего имущества МКД»: аренда части фасада дома ООО «Компания» (размещение баннера 6*3), размещение оборудования ООО «Провайдер» в подъездах №№ 1-4, аренда подвального помещения в 12 кв.м. ИП Иванов И.И. и т.д.
Каждая группа в смете должна быть разбита на подгруппы и подстатьи в соответствии с количеством работ и услуг, которые предусмотрены к выполнению и оказанию в будущем году хотя бы один раз.
Смета должна содержать все направления расходования средств
Список статей расходов ТСЖ/УО за год будет намного длинней и подробнее, чем соответствующий перечень доходов организации. Расходы – это все затраты организации, которые она несёт в процессе своей деятельности и которые приводят к уменьшению её средств (п. 2 ПБУ 10/99).
В смету обязательно должны быть включены следующие расходы:
1. По содержанию общего имущества дома, в том числе платежи в адрес РСО за КР на СОИ, придомовой территории.
2. По текущему ремонту ОИ МКД за услуги подрядчиков, которые проводят ремонт.
3. Административные, которые касаются работы ТСЖ/УО: материальные, кадровые, хозяйственные, за услуги банка и ЕРЦ и др.
4. Налоговые сборы и страховые взносы.
5. Выплаты штрафов, пени, неустоек и иного ущерба.
6. На капитальный ремонт за услуги подрядчиков.
7. Непредвиденные, если в предыдущие периоды такие траты возникали регулярно.
Каждая ТСЖ или УО составляет свой список статей расходов в зависимости от наличия или отсутствия в её деятельности тех или иных услуг и работ, связанных с управлением многоквартирным домом.
В какой форме УО составить годовой отчёт за 2018 год
Отчёт о выполнении смет размещается в ГИС ЖКХ
Обязанность вести сметы доходов и расходов, а также размещать их в ГИС ЖКХ закреплена за ТСЖ, ТСН и кооперативами (п. 17 разд. 10 № 74/114/пр). Согласно п.п. 15, 16 разд. 10 № 74/114/пр, УО обязаны раскрывать в ГИС ЖКХ сведения о своей финансовой (бухгалтерской) отчётности и годовой отчёт о выполнении договора управления, куда входят и сведения о расходах и доходах за прошедший период.
Запланированные УО суммы расходов на услуги и работы по управлению МКД ложатся в основу расчёта размера платы за содержание 1 кв.м. площади помещения в многоквартирном доме и отражаются в перечне работ и услуг. Перечень утверждается на общем собрании собственников помещений в МКД. При необходимости УО может вынести на обсуждение и смету расходов и доходов.
Если УО решила вести такую смету или собственники оговорили подобное условие в договоре управления, то ей следует учесть:
1. Форма сметы не утверждена законодательством, разработать её нужно самостоятельно.
2. Смета составляется на следующий отчётный период.
3. В доходы не включаются субсидии и взносы на капремонт от собственников помещений.
В следующей статье мы подробнее поговорим о составления смет доходов и расходов в ТСЖ/ТСН и размещении этого финансового документа в ГИС ЖКХ.
Составление сметы — один из важнейших этапов работы в строительной деятельности. Правильность сметных расчетов гарантирует, что будет соблюдена сумма запланированных расходов на строительство, и проект в результате не выйдет намного дороже, чем рассчитывалось. Расскажем, как составить идеальную смету.
Как составить смету в соответствии с законом
Смета — финансовый документ для планирования бюджета перед началом строительных, монтажных, реставрационных, ремонтных работ.
Учитывает все статьи расходов, отражает затраты на выполнение проекта и помогает не допустить значительного перерасхода средств. Для расчетов обычно используется ресурсный или базисно-индексный метод. В первом случае учитывается конкретная стоимость работ, материалов и прочего, во втором — усредненные значения по рыночной стоимости. Ресурсный метод подразумевает высокую точность расчетов, а базисно-индексный — экономию времени и усилий на составление.
При составлении необходимо соблюдать несколько видов сметных норм:
-
государственных,
-
федеральных,
-
отраслевых,
-
территориальных,
-
корпоративных.
Учитываются следующие затраты:
-
на оплату труда работников,
-
оборудование,
-
инструменты,
-
материалы,
-
использование машин,
-
энергообеспечение работ.
Законность смет определяют по общепринятым правилам. В документах должны сходиться:
- даты,
- наименования и реквизиты контрагентов,
- показатели и расчеты.
В сметах прописывают плановые и фактические расходы, налоги и сборы.
Обязательно прилагаются первичные документы, подтверждающие получение и расходование средств, акты приемки и сдачи работ по каждому этапу строительства.
Законными должны быть все заключенные с подрядчиками договоры. Все компании и индивидуальные предприниматели, которые будут задействованы в предусмотренных сметой работах, обязательно должны иметь лицензию на свою деятельность.
Трудности формирования сметной документации
Составление сметы — процесс сложный, и любая организация стремится его облегчить. Формирование документации затрудняет много факторов.
-
В процессе участвует много людей и компаний, действия которых необходимо согласовывать.
-
На течение строительных работ и их стоимость влияют внешние обстоятельства, которые также нужно учесть, например, климатические.
-
Нужно выполнить большой объем специализированных расчетов: от оплаты основных работ по реализации проекта до дополнительных расходов.
Из-за сложности расчетов владельцы бизнеса стремятся применять современные методы для автоматизации разработки строительной сметной документации. В специализированной программе от 1С предусмотрены все необходимые функции.
-
Автоматический расчет локальных, объектных и сводных смет по заданным нормативам ресурсным и базисно-индексным методом.
-
Формирование списков расценок и возможность их применения в качестве шаблонов в дальнейшем.
-
Справочники базисных и фактических цен.
-
Учет выполненных работ с формированием сопутствующей документации.
-
Автоматическая экспертиза с формированием отчетности по показателям.
Автоматизация строительной сметы предоставляет множество преимуществ предпринимателям:
- не требуется нанимать специалиста для составления,
- в программе 1С могут работать пользователи без опыта,
- решение экономит время благодаря автоматическим расчетам, импорту и экспорту файлов, возможности массовой обработки документов, контролю над расхождениями и ошибками,
- в решении реализованы централизованное хранение информации и надежная защита данных,
- оказывается профессиональная техническая и консультативная поддержка.
(Рейтинг:
5 ,
Голосов: 1 )
Добавить в «Нужное»
Смета доходов и расходов
Финансовый результат деятельности компании принято оценивать по форме 2 «Отчет о прибылях и убытках». Однако существует еще один отчет, который, в частности, широко используется в управленческом учете – смета доходов и расходов предприятия.
Определение сметы доходов и расходов
В бухгалтерском учете существует ключевое понятие совмещения доходов и расходов – в периоде может быть списана та себестоимость (расходы на производство товаров или услуг), которая относится к реализованной, а не произведенной продукции. Все же расходы периода, понесенные в отчетном периоде, вне зависимости от того, относятся они к реализации данного периода или нет, формируют смету расходов (также именуемую сметой затрат) данного периода. Доходная часть сметы представляет собой перечень всех доходов, полученных за период.
Области применения сметы
Широкой областью применения сметы доходов и расходов являются бюджетирование и отчетность некоммерческих учреждений. Так как данные предприятия не рассчитывают плановую себестоимость (в связи со сложностью расчетов и отсутствием строгой необходимости), годовым бюджетом и отчетностью данных учреждений является смета доходов и расходов. В данном случае смета служит инструментом контроля расходов денежных средств. Это регламентировано соответствующим законодательством и объясняется тем, что значительное количество некоммерческих организаций получает государственное финансирование.
Нормативными документами, регламентирующими составление и утверждение смет некоммерческих учреждений, являются:
- Приказ Минфина России от 20.11.2007 №112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»;
- Приказ Минфина России от 30.09.2016 №168н «О внесении изменений в Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. №112н».
К некоммерческим организациям относятся:
- образовательные, культурные и медицинские государственные и частные учреждения;
- ТСЖ, жилищно-строительные и потребительские кооперативы;
- организации по защите прав граждан;
- органы местного и государственного управления;
- благотворительные фонды и организации;
- религиозные объединения;
- подразделения министерства обороны, МЧС и МВД.
Смета расходов также часто используется для анализа эффективности деятельности отдельных подразделений предприятия, для которых некорректно формировать отчет о прибылях и убытках и у которых нет собственных доходов, хотя они напрямую или косвенно участвуют в генерировании прибыли всего предприятия. Это позволяет менеджменту оценить степень эффективности расходования средств каждым отдельным подразделением.
При проведении мероприятий также часто используется сметный подход. В этом случае в смете отражаются все доходы и расходы от проведения данного мероприятия.
Областью применения смет также является планирование проектов как инвестиционного характера, затраты по которому в дальнейшем будут капитализированы и войдут в актив баланса предприятия, так и проекты по созданию продукта или услуги для покупателей и заказчиков.
Состав сметы доходов и расходов
Данный документ включает в себя раздел расходной и раздел доходной части, детализированные в разрезе соответствующих статей затрат и доходов. При использовании сметы в управленческом учете перечень данных статей чаще всего унифицирован с целью возможности сравнения смет между собой, а также из периода в период.
Примерами статей затрат являются:
- Оплата труда
- Транспортные расходы
- Амортизация
- Аренда зданий и сооружений
- Ремонт и т.д.
В смете также указывают источник финансирования тех или иных расходов, а также разбивку по кварталам или месяцам.
В бюджетной смете казенные учреждения планируют доходы и расходы на очередной год и плановый период. Без утвержденной сметы нельзя работать и вести закупочную деятельность. Документ необходимо формировать в системе «Электронный бюджет».
Финансовый план казенного учреждения
Расчетная годовая смета доходов и расходов (бюджетные учреждения ее не составляют) казенного учреждения представляет собой план финансирования на определенный период. Казенные организации для распределения собственных расходов и доведенных лимитов используют стандартизированные бланки по форме 0501012.
По БК РФ бюджетная смета — это постатейное распределение доходов и затрат казенного учреждения на финансовый период.
Унифицированный формуляр действует лишь в отношении федеральных бюджетников. Какой документ регулирует правила составления бюджетной сметы — Приказ Минфина № 26н от 14.02.2018. В этом нормативно-правовом акте содержатся ключевые рекомендации по заполнению формы, одна из которых — размещение сметного расчета в системе «Электронный бюджет».
В отношении региональных и муниципальных организаций форма и правила заполнения устанавливают ГРБС (главные распорядители бюджетных средств).
Не путайте понятия бюджетная смета и план ФХД. Ежегодно для финансирования бюджетного учреждения составляется ПФХД, а вот сметные документы предусмотрены для организаций казенного типа и для органов местного самоуправления. Оба документа федералы размещают в «Электронном бюджете».
При подготовке сметного документа обязательно заполняют формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. С 2022 года действуют новые формы обоснований из Приказа № 87н от 17.06.2021.
Структура и регламент заполнения
Запомните: на основании бюджетной сметы финансируется деятельность учреждения казенного типа. Главные распорядители бюджетных средств формируют уведомления о доведенных объемах финансирования, после этого получатели оформляют сметный расчет на 2023 год. Учитывайте доведенные лимиты обязательств в соответствии с целевыми назначениями.
В Приказе № 26н закреплено, сколько разделов имеет действующая форма бюджетной сметы, — 6 разделов:
- в разделе № 1 указываем только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
- раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
- раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантий и по резервным расходам;
- раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
- раздел № 5 — указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
- раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация; все операции, совершенные в иностранной валюте, переводятся в рубли по соответствующему курсу.
Если учредитель установил дополнительную детализацию для учреждения, то графу для кода аналитического показателя в структуре сметы казенного учреждения заполняйте по установленным требованиям. При распределении расходов учитывайте указания Минфина из Приказа № 82н от 24.05.2022 в части определения КБК, кодов видов расходов и КОСГУ. По требованию вышестоящих распорядителей допустимо вносить в документ дополнительную детализацию по КОСГУ (Приказ № 209н). Сформированный сметный расчет в «Электронном бюджете» размещается совместно с обоснованиями по каждой статье расходов.
Особенности составления
В Приказе № 141н от 20.06.2018 разъясняется, когда учреждения формируют проект бюджетной сметы на следующий год, — при составлении закона о бюджете (п. 11 Приказа № 141н). Как только закон утверждают, учреждения вносят исправления и согласовывают окончательный вариант сметного расчета. Документ утверждает руководитель казенного учреждения, если иной порядок утверждения не регламентирован вышестоящим ГРБС. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет для федеральных бюджетников закреплен Приказом Минфина № 26н. В отношении областных и муниципальных госучреждений правила регламентируют органы исполнительной власти соответствующего региона или муниципального образования.
При необходимости согласования бланка с учредителем или ГРБС следует указывать должность, ФИО и дату согласования в шапке документа.
Все расходные цели подтвердите обоснованиями — специальными расчетами, в которых представлены финансовые подтверждения необходимости расходов. Перед утверждением документа подайте расходные обоснования учредителю на согласование. В противном случае бланк признают недействительным, и произведенные расходы по такому документу посчитают нецелевыми тратами.
Следует различать смету и роспись. В ст. 219.1 БК РФ указано, в чем разница бюджетной росписи и бюджетной сметы: в смете планируют расходы на основании выделенных ЛБО и ассигнований, а в бюджетной росписи эти ассигнования распределяются по получателям средств.
По правилам смета расходов бюджетного учреждения составляется и подписывается в форме ПФХД — плана финансово-хозяйственной деятельности (приказы Минфина № 186н от 31.08.2018, № 168н от 17.08.2020). Независимо от того, какой документ составляется учреждением — план финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета, — составлять и предоставлять расчеты-обоснования к плановой документации следует в обязательном порядке.
Правила утверждения
После согласования расчетов-обоснований с вышестоящим распорядителем или учредителем документ утверждает руководитель казенного учреждения. Если руководитель отсутствует, то утверждает ответственный исполнитель.
Помимо руководителя, бланк визирует начальник планового или экономического отдела, если такая служба имеется в учреждении. Бюджетная смета по форме 0501012 заверяется главным бухгалтером.
Утвердите сметный расчет в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО учредителем, если иной порядок не предусмотрен вышестоящим распорядителем. Если в документе содержатся сведения с гостайной, то его утверждают в течение 20 рабочих дней. ГРБС вправе утвердить формы бланков расчетов-обоснований расходов. Аналогичный порядок утверждения предусмотрен в системе «Электронный бюджет».
Как внести изменения
Если учредитель изменил доведенные лимиты бюджетных обязательств, то форму 0501012 придется скорректировать в соответствии с изменениями. Вот как казенные учреждения вносят изменения в бюджетную смету в течение года:
- Если ЛБО уменьшили, то отразите сумму уменьшения по соответствующей строке со знаком «минус».
- Если финансирование увеличено, то укажите сумму увеличения со знаком «плюс» по соответствующему КБК.
- При перераспределении средств в пределах, доведенных ЛБО, следуйте вышеуказанным правилам. То есть при уменьшении значения по конкретному КБК укажите сумму со знаком «минус», данную сумму распределите по строкам, которые планируют увеличить.
В Приказе № 26н указано, в течение какого срока вносятся изменения в бюджетную смету, — не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления об изменении ЛБО. Корректировочный бланк следует разместить в «Электронном бюджете» по установленным правилам.
Если изменения сметы казенного госучреждения затрагивают бюджетную роспись, то корректируйте смету только после внесения изменений в нее. И только потом вносите коррективы в «Электронный бюджет».
Размещение сметы в системе «Электронный бюджет»
Не все получатели средств бюджета обязаны размещать сметный расчет в системе «Электронный бюджет». В Приказе № 26н такая обязанность закреплена только для федеральных бюджетников. Муниципальные и региональные госучреждения вправе подготовить документ в бумажном виде.
В то же время большинство ГРБС регионального и муниципального уровней закрепили для подведомственных организаций обязанность размещать БС в «Электронном бюджете». Проверьте нормативную документацию, доведенную ГРБС до подведомственных учреждений. Если такое требование есть, то за уклонение от исполнения привлекут к ответственности.
В инструкции пользователя указано, как в «Электронном бюджете» увидеть бюджетные сметы: открыть специализированное программное обеспечение и в контекстном меню перейти в блок со сметными расчетами.
А вот как сформировать новый сметный бланк в информационной системе «Электронный бюджет».
В разделе «Ведение смет» создать новый документ — вызвать меню правой кнопкой мыши и сформировать элемент. Сохранить черновик.
Для облегчения работы пользователей предусмотрена автоматизация бухгалтерского учета. Специализированные программы позволяют формировать документы в электронном виде, чтобы потом загружать готовую документацию в систему «Электронный бюджет».
Для работы с электронным документом и создания обоснований плановых сметных показателей (ОПСП) необходимо загрузить расходное расписание, выданное Федеральным казначейством. Вот как это сделать: перейти в «Документы», выбрать пункт меню «Загрузить расходное расписание» и «Импортировать РР».
Выбрать файлы расходного расписания для загрузки, нажать «Открыть».
Проверить суммы доведенных лимитов в разделе «Показатели бюджетных смет».
Функционал «Электронного бюджета» позволяет просмотреть сметный расчет в электронном виде, распечатать и выгрузить в формате Excel. Все действия вызываются в контекстном меню правой кнопкой мыши.
А вот пошаговая инструкция изменения показателей бюджетной сметы в АЦК-Госзаказ — сметный расчет выгружается в автоматизированный центр контроля через интеграцию с «Электронным бюджетом». Все показатели ЛБО для плана-графика и закупок корректируются только в ЭБ.
Шаг 1. Зайти в раздел «Документы», вызвать контекстное меню правой кнопкой мыши и сформировать изменение.
Шаг 2. Выбрать «Вид изменения».
Шаг 3. Заполнить черновик и передать его на согласование и утверждение.
Еще по теме:
- подключение к системе «Электронный бюджет»: пошаговая инструкция;
- заполняем и публикуем расходное расписание;
- как связаны план-график по 44-ФЗ и план ФХД.